Расширенный поиск

Постановление Губернатора Пермской области от 22.03.1999 № 93

 





                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

        Г У Б Е Р Н А Т О Р А  П Е Р М С К О Й  О Б Л А С Т И


           22.03.99                             N 93



+-                                     -+
 Об утверждении Концепции географической
 информационной системы для органов
 государственной власти Пермской
 области на 1999-2001 гг.


     В целях   формирования   и   развития   единого   информационного
пространства  Пермской  области,  для  обеспечения  единого  подхода к
созданию  геоинформационных  систем,   во   исполнение   постановления
Правительства  Российской  Федерации  от 16.01.95 N 40 "Об организации
работ по созданию  геоинформационных  систем  органов  государственной
власти"
     ПОСТАНОВЛЯЮ:
     1 Утвердить  прилагаемую  Концепцию географической информационной
системы  для  органов  государственной  власти  Пермской  области   на
1999-2001 гг.
     2 Департаментам,  комитетам,  управлениям и отделам администрации
области в двухмесячный срок представить в главное управление экономики
администрации  области  предложения  в   проект   программы   создания
геоинформационной    системы    по    задачам    своего   структурного
подразделения.
     3 Контроль  за исполнением постановления возложить на заместителя
губернатора области, начальника главного управления экономики Чебыкина
В.Л.


     Губернатор области          Г.В.Игумнов

                                           Приложение
                                           к постановлению
                                           губернатора области
                                           от 22.03.99  N 93







                   Администрация Пермской области
                    Главное управление экономики














                              КОНЦЕПЦИЯ

                географической информационной системы
                  для органов государственной власти
                           Пермской области

                           на 1999-2001 гг.

                               ГИС-ОГВ





















                               г.Пермь

                             1 Введение

     Разработка Концепции  выполнена  в соответствии с планом действий
администрации области по реализации программы губернатора  области  на
1997  год  и  постановлением  Правительства Российской Федерации от 16
января  1995   г.   N   40   "Об   организации   работ   по   созданию
геоинформационной системы органов государственной власти".
     Концепция геоинформационной системы для  органов  государственной
власти  (далее  -  ГИС  ОГВ)  определяет основные структурные решения,
направления разработки,  требования  к  функциональному  содержанию  и
перечень основной информации.  Концепция должна быть положена в основу
программы создания ГИС ОГВ Пермской области.
     Целью ГИС ОГВ является обеспечение органов государственной власти
актуальной,  достоверной и комплексной  информацией  для  оперативного
всестороннего   исследования,   оценки  и  обоснования  управленческих
решений.  ГИС  ОГВ   разрабатывается   для   повышения   эффективности
управления  администрации  области  и территорий.  Развитие территорий
решается на основе анализа многоаспектной разнородной информации.  Эта
информация  имеет  общий  признак  -  она  пространственно привязана и
относится к конкретным территориям.  Концепция  предлагает  базировать
хранимые  в ГИС ОГВ данные на общей топографо-геодезической основе для
обеспечения  взаимоувязанного  документально   точного   представления
различных аспектов информационных моделей объектов управления.
     ГИС ОГВ  должна  разрабатываться  как  составная  часть   единого
информационного  пространства  Пермской  области.  Применение  ГИС ОГВ
существенно повысит качество решения проблем  социально-экономического
развития  области.  Последующая  интеграция ГИС ОГВ Пермской области с
ГИС ОГВ Российской Федерации позволит дать правильное представление  о
проблемах области на уровне Правительства России.

               2 Основные направления создания ГИС ОГВ

     ГИС ОГВ  Пермской  области  по  направлениям разработки,  составу
решаемых задач,  составу обрабатываемых данных должна соответствовать,
уточнять  и  дополнять  ГИС  ОГВ Российской Федерации с более глубокой
проработкой задач и состава данных на уровнях администрации области.
     Основные направления  разработки  и  внедрения  геоинформационной
системы для органов государственной власти Пермской области состоят  в
решении перечисленных ниже функциональных задач по следующим разделам:
     2.1 Социально-экономическое состояние области:
     Анализ учетно-статистической     информации     для    управления
комплексным развитием  территории  на  основе  обобщающих  показателей
социально-экономического   развития   области   (уровень,   пропорции,
динамика);
     Подготовка данных по административно-территориальным образованиям
(общая характеристика территорий,  выборные и  исполнительные  органы,
структура имущественных показателей, характеристика инфраструктуры);
     Учет распределения   населения   по   территориям,   миграционные
процессы,  социальная  защита,  трудоустройство и занятость населения,
уровень  жизни  населения  (содержащий  показатели  средней  зарплаты,
реальных доходов на душу населения);
     Поддержка процессов     разработки     планов      и      прогноз
социально-экономического  развития  области  и ее территории на основе
параметрических сведений о сценарии экономической реформы,  сведений о
порядке  и механизме ценообразования,  финансирования промышленности и
социальной среды и т.п.;
     Поддержка и  управление  процессами приватизации,  информационное
обеспечение по учету и разграничению собственности,  подготовка данных
по оценке и управлению государственной собственностью.
     2.2 Экономика и финансы:
     Подготовка бюджета  области  и его исполнение,  контроль движения
финансов, финансовые показатели области;
     Анализ эффективности  местной налоговой политики,  взаимодействие
налоговых служб по налогообложению  физических  и  юридических  лиц  в
соответствии с действующим законодательством;
     Формирование обобщенных внутренних потребностей и предложений  по
экспорту и импорту продукции,  поиск и подбор партнеров-потребителей и
производителей,  определение видов  и  объемов  ввозимой  и  вывозимой
продукции и согласование ценовой политики по ее реализации;
     Информационное обеспечение        инвестиционных        проектов,
взаимодействие  банковских  систем  при решении вопросов кредитования,
взаимодействие товарных, фондовых бирж, торговых домов для обеспечения
территории материальными ресурсами;
     Уровень монополизма  и  динамика  его   изменения,   формирование
мероприятий по ценовой политике,  качеству продукции, товаров и услуг,
экологическому состоянию объектов и т.д.
     2.3 Экология, ресурсы и природопользование:
     Ведение земельного кадастра;
     Кадастр природных ресурсов (лесное хозяйство,  водное хозяйство и
гидротехнические сооружения, полезные ископаемые);
     Ведение реестра собственности;
     Анализ ресурсов  по  их  видам,  темпам  потребления  и   уровням
переработки;
     Определение и распределение квот на использование территориальных
ресурсов  и  поиск  выгодных  партнеров  по  их  реализации,  развитие
хозяйственной инфраструктуры области;
     Создание и   ведение  базы  экологического  состояния  территории
области (физическое,  химическое, биологическое загрязнение атмосферы,
почвы,  подпочвы,  поверхностных  и подземных вод с учетом источников,
масштабов и повторяемости), создание системы постов наблюдения;
     Мониторинг по  охране окружающей среды,  прогнозирование и оценка
последствий принимаемых решений;
     Анализ влияния  среды  обитания  на состояние здоровья населения,
разработка программ улучшения среды обитания;
     Обеспечение деятельности   территориальных   органов   Российской
системы предупреждения и действий  в  чрезвычайных  ситуациях,  в  том
числе  создание базы данных потенциально опасных объектов природного и
техногенного   характера,   оценка   и   прогнозирование    возможного
возникновения и последствий чрезвычайных ситуаций.
     2.4 Транспорт, связь:
     Сбор и  обработка  информации  для  оценки  состояния  и развития
транспорта,  подготовка  данных  для  развития  транспортной  сети  на
территории   области,  формирование  и  контроль  выполнения  программ
развития транспорта;
     Сбор и  обработка  информации  для  оценки состояния систем связи
области, формирование и контроль выполнения программ развития связи.
     2.5 Коммунальное хозяйство и строительство:
     Сбор и обработка информации для  оценки  состояния  коммунального
хозяйства области, подготовка данных по формированию программ развития
коммунального хозяйства области;
     Анализ состояния    жилищного    фонда    и   инженерных   систем
жизнеобеспечения  населения,  информационная  поддержка  строительного
комплекса, формирование программ развития строительного комплекса.
     2.6 Сельское хозяйство:
     Поддержка и управление в сфере агропромышленного комплекса;
     Поддержка и   управление   процессами   использования   земельных
ресурсов;
     Прогноз и анализ производства сельскохозяйственной продукции;
     Оценка эффективности капиталовложений в сельское хозяйство;
     Оценка состояния потребительского рынка.
     2.7 Здравоохранение, образование и культура:
     Анализ состояния здоровья  населения  по  территориям,  состояния
системы    здравоохранения,    подготовка    данных    для    развития
здравоохранения в области и по ее территориям;
     Анализ состояния образования по территориям области;
     Учет культурных  ценностей  в  области,  развитие  информационной
системы обеспечения привлекательности для инвестиций и туризма.
     2.8 Общественный порядок, оборона и безопасность:
     Анализ криминогенной   обстановки   в   области   и  в  отдельных
территориальных образованиях;
     Информационная поддержка правоохранительных органов,  в том числе
создание  картографических  баз  данных  (транспортные  сети,  системы
регулирования транспортных потоков,  охраняемые объекты и т.д.),  базы
данных по населению области, системы связи УВД.
     Состояние мобилизационного резерва;
     Районы дислокации в/ч и их состояние.
     2.9 Социально-политическое состояние:
     Сбор и обработка информации по анализу общественного мнения;
     Оперативная оценка текущей социально-экономической и политической
ситуации, анализ и прогноз уровня социально-политической напряженности
в разрезе территорий и различных социальных групп;
     Информация о партиях,  движениях, отдельных политических лидерах,
уровень поддержки по территориям.
     Предпосылками успешной реализации перечисленных задач являются:
     формирование единого  информационного  пространства области с его
вхождением в информационное пространство России;
     проработка нормативно-правовой  базы  по  взаимодействию  органов
государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и
организаций  различных  форм  собственности,  коммерческих структур по
вопросам создания геоинформационной системы;
     формирование цифровых  карт Пермской области различного масштаба,
цифровых карт недр,  лесного хозяйства,  водного  хозяйства,  цифровых
планов  территорий  и городов,  цифровых кадастровых планов (владения,
пользования землей  и  другими  ресурсами,  собственности  на  здания,
сооружения) и т.д.;
     объединение усилий научных и творческих коллективов, коммерческих
и  государственных  структур  в создании и внедрении геоинформационных
технологий,    создание    центров    сопровождения    и     поддержки
геоинформационных систем.

                       3 Пользователи ГИС ОГВ

     ГИС ОГВ     представляет     собой     комплекс    функциональных
геоинформационных   систем,   разрабатываемых   в    соответствии    с
концепциями,  программами  и техническими заданиями различных ведомств
(приложения 1 и 2),  интегрируемый в единую геоинформационную  систему
для  органов  государственной власти Пермской области путем применения
единой топографо-геодезической основы цифровых карт Пермской области и
единого информационного пространства.
     Основным назначением    геоинформационной    системы     является
оперативное  предоставление  всем  структурам  управления  достоверной
информации  об  инфраструктуре  и  социальном   развитии   области   в
территориально-временном    разрезе   для   обеспечения   качественной
реализации         функций         управления          территориальным
административно-хозяйственным комплексом.
     Пользователями ГИС   ОГВ    являются    государственные    органы
исполнительной власти, которые включают в себя:
     администрацию Пермской области;
     федеральные органы  власти  Российской Федерации,  действующие на
территории Пермской области.
     Структура администрации  Пермской  области и перечень структурных
подразделений федеральных органов государственной власти,  действующих
на  территории  Пермской  области,  приведены  в  приложениях  1 и 2 к
постановлению губернатора области от 10.01.97 N 6 (см.приложения 1 и 2
к Концепции (справочные)).
     Взаимодействие администрации  области   и   федеральных   органов
определено      действующим     законодательством,     постановлениями
Правительства  Российской   Федерации,   постановлениями   губернатора
Пермской области.
     При создании ГИС  ОГВ  выделяется  три  этапа.  Выделение  этапов
выполнено следующим образом:
     создание ГИС ОГВ для администрации области,
     создание ГИС  ОГВ  для  органов государственной власти Российской
Федерации, действующих на территории Пермской области,
     организация взаимодействия с муниципальными ГИС (МГИС).
     Указанные три этапа могут выполняться параллельно во  времени,  с
опережением  или  отставанием работ в различных структурах управления.
Применение  единых  принципов,  изложенных   в   Концепции,   позволит
объединять  геоинформационные  системы различных структур управления в
единую ГИС ОГВ Пермской области.
     Первый этап   предусматривает  создание  цифровых  карт  Пермской
области  как  единой  топографо-геодезической   основы   ведомственных
геоинформационных  систем  и  локальное  применение  ГИС ОГВ на уровне
администрации Пермской области. На этом этапе предполагается установка
ГИС ОГВ у губернатора области, в департаментах, комитетах, управлениях
и отделах администрации области. Целью начального этапа является:
     формирование Банка цифровых карт (общей топоосновы);
     формирование нормативно-правовой    базы     создания     единого
геоинформационного  пространства  Пермской  области  с  интеграцией  в
единое информационное пространство Российской Федерации;
     определение функций   структурных   подразделений   администрации
области по ведению и использованию информационных баз данных в составе
ГИС ОГВ, развитие методов и средств подготовки управленческих решений;
     разработка методов   координации   взаимодействия   ведомственных
геоинформационных  систем  и  геоинформационной  системы администрации
области.
     Второй этап  предусматривает выполнение работ по развитию ГИС ОГВ
в федеральных органах  государственной  власти  Российской  Федерации,
действующих  на  территории  Пермской  области.  Целью  второго  этапа
является:
     формирование Банков  тематических  (ведомственных) слоев цифровых
карт;
     развитие методов  и средств сетевого взаимодействия ведомственных
геоинформационных систем  и  геоинформационной  системы  администрации
Пермской     области,    формирование    единого    геоинформационного
пространства;
     развитие методов  и  средств  подготовки управленческих решений с
использованием геоинформационных технологий.
     Третий этап   предусматривает  выполнение  работ  по  организации
взаимодейстия ГИС ОГВ Пермской области с геоинформационными  системами
органов  местного  самоуправления  (муниципальными  геоинформационными
системами). Целью третьего этапа является:
     формирование Банков   крупномасштабных   цифровых  карт  городов,
районных центров,  других населенных пунктов Пермской области в рамках
МГИС;
     создание типовой муниципальной ГИС;
     развитие методов  и  средств  сетевого  взаимодействия  ГИС ОГВ с
МГИС, создание единого геоинформационного пространства ГИС ОГВ и МГИС.
     Муниципальные геоинформационные  системы  должны  создаваться  на
основе  концепций,  разработанных  муниципальными  органами  с  учетом
требований ГИС ОГВ и местных условий. В настоящее время разработаны:
     Концепция географической информационной системы города  Перми  на
1998-2001 г.г. ("ГИС-ПЕРМЬ"), г.Пермь, 1997 г.;
     Основные положения   концепции   создания   и    функционирования
муниципальной  географической  информационной системы города Березники
(МГИС "Березники"), г.Березники, 1997 г.
     Для нормального  функционирования  ГИС  ОГВ  должна  быть создана
Ассоциация пользователей ГИС,  включающая, наряду с пользователями ГИС
ОГВ,   органы  местного  самоуправления  городов  и  районов  области,
отраслевые и коммерческие структуры (которые используют  геоинформацию
для своих производственных, общественных и других нужд).

                    4 Информационная база ГИС ОГВ

     Решение перечисленных  в  п.2  подсистем  и  задач ГИС ОГВ должно
осуществляться  на  основе  эффективно  организованных  и  готовых   к
использованию  данных,  представленных  в виде таблиц,  цифровых карт,
снимков,  аналитических  моделей  и  экспертных  систем  с  вариантами
сценариев развития ситуации и проектами планов мероприятий.
     Информационная система ГИС ОГВ представляет  собой  разветвленную
сеть   распределенных  баз  данных.  Основные  принципы  распределения
данных:
     по территориальному признаку;
     по организациям-изготовителям баз данных;
     по функциональному признаку.
     Разветвленная сеть должна связывать базы данных  единой  системой
управления,   позволяющей  эффективно  осуществлять  сбор  сведений  с
территорий и доводить материалы в территориальные органы, своевременно
получать  обновленные данные от организаций-изготовителей (держателей)
баз данных,  получать функциональные сведения от смежных подразделений
для проведения комплексного анализа.
     Информация в ГИС ОГВ должна быть защищена от несанкционированного
доступа,  особенно  в  той  ее  части,  которая является секретной или
коммерческой.  Доступ к базам и банкам данных  должен  быть  обеспечен
организационными   мерами,  программными  и  техническими  средствами,
администрированием банка.
     Укрупненная структура  распределенной  информационной базы должна
включать следующие основные информационные компоненты:
     1 Цифровые   карты   местности  и  цифровые  тематические  карты,
аэрокосмические снимки.
     2 Информационные базы данных различной тематики.
     3 Базы территориально-привязанных данных.

                         4.1 Цифровые карты

     Информационные модели,  построенные на  цифровых  картах,  должны
отражать   воспроизводственные   процессы   территориальных   ресурсов
(материальных,  финансовых,  природных,  трудовых)   и   динамику   их
изменений.  В  составе  модели  следует  выделить четыре основных вида
информационного  отображения  ресурсов  территории:   топографический,
геологический, урбанизационный, социально-экономический.
     Топографическое описание  представляет  собой  общегеографическую
карту (рельеф,  растительность и грунты,  гидрография, дорожная сеть и
средства связи,  населенные пункты,  элементы  экономики  и  культуры,
политико-административное деление).
     Геологическое описание  представляет  собой  тематические   карты
природных   явлений:   полезных  ископаемых,  четвертичных  отложений,
тектонические,   сейсмические,   литологические,   гидрогеологические,
инженерно-геологические и т.д.
     Урбанизационное описание представляет  собой  тематические  карты
общественных   явлений:   фактическое  и  проектное  состояние  границ
административных  образований,   границ   хозяйств,   зон   индустрии,
городских  земель,  зон сельхозтерритории с выделением зон мелиорации,
заповедников, магистралей, трасс, объектов инженерного обеспечения.
     Социально-экономическое описание  представляет собой тематические
карты  общественных  явлений:  систему  территориальных  и   объектных
информационных   паспортов,   отражающих  экономические  и  социальные
характеристики различных территориальных субъектов хозяйствования.
     Вопросы создания цифровых карт для ГИС ОГВ должны решаться исходя
из принципа использования  единой  топографо-геодезической  основы,  к
которой привязываются объекты других информационных систем.
     Использование единой  топографо-геодезической  основы  определяет
следующие важнейшие преимущества геоинформационных систем:
     наиболее точную привязку, систематизацию и отбор всей поступающей
и хранимой информации (единое адресное пространство);
     комплексность и наглядность информации для принятия решений;
     возможность динамического моделирования процессов и явлений;
     возможность оперативного анализа ситуаций  в  экстренных  случаях
(стихийные бедствия, катастрофы).
     Основой цифровых карт являются топографические  карты  местности.
На  эту  топографическую  подоснову  накладываются  тематические  слои
природных и общественных явлений:
     1) карты природных явлений:
     Геологические.
     Гидрологические (поверхностных вод суши).
     Почвенные.
     Метеорологические и климатические.
     Природного районирования, охраны природы.
     и другие.
     2) карты населения:
     Размещения населения и расселения, границ избирательных округов.
     Состава населения по полу,  возрасту и семейному  состоянию,  его
движения  -  естественного и механического,  социальные (социального и
профессионального состава, занятости, трудовых ресурсов и т.д.).
     Санитарно-эпидемиологические, состояния здоровья.
     и другие.
     3) карты социальной инфраструктуры:
     Здравоохранения.
     Образования, науки.
     Культуры.
     Физкультуры и спорта, туризма.
     Бытового и коммунального обслуживания.
     и другие.
     4) карты кадастровых систем (для решения  социально-экономических
вопросов владения и пользования):
     Земельного кадастра.
     Лесного хозяйства, кадастра лесов.
     Водного хозяйства и гидротехнических сооружений.
     Кадастра природных ресурсов и недр.
     Градостроительного кадастра.
     Карты сооружений  на  территории  Пермской области (нефтепроводы,
газопроводы, линии электропередач и т.д.).
     и другие.
     5) карты экологической обстановки и чрезвычайных ситуаций:
     Размещения промышленных     источников    загрязнения,    области
загрязнения  воздуха  и  почвы,  водного  бассейна  и  подземных  вод,
фитоцидных и др. явлений и т.д.
     Размещения объектов чрезвычайных ситуаций.
     и другие.
     6) карты тематических слоев по направлениям анализа.  Потребность
нанесения тематических слоев может быть разнообразной в зависимости от
целей и решаемых задач:
     Экономического состояния  территорий  (по различным экономическим
показателям).
     Проектные (организации  территорий):  строительства,  мелиорации,
землеустройства, лесоустройства.
     Размещения промышленности, энергетики и строительства.
     Транспорта, средств связи.
     Агропромышленных комплексов, включая сельское и лесное хозяйство.
     Районирования и размещения сельскохозяйственных культур.
     Навигационные и дорожные (автомобильные, лоцманские и т.п.).
     и другие.
     Решения по построению масштабного ряда для карт местности (единой
топоосновы) ГИС ОГВ:
     1 Обзорно-топографическая  карта  масштаба  1:1000000  Российской
Федерации (или в объеме территории Пермской области, смежных субъектов
Федерации, Уральского региона).
     2 Топографическая карта масштаба 1:200000 Пермской области.
     3 Топографическая карта недр (геологическая) масштаба 1:200000.
     4 Топографические карты для  территорий,  сельскохозяйственных  и
лесных  угодий,  судоходных  рек и задач области применять в масштабах
1:100000, 1:50000, 1:25000, 1:10000.
     5 Топографические  планы  местности  для  подготовки  технических
проектов,    строительства    инженерных    сооружений,     разработки
месторождений   и   городского  коммунального  хозяйства  применять  в
масштабах 1:5000, 1:2000, 1:500.
     Топографические карты   масштабов   1:10000  -  1:1000000  должны
обновляться на основе крупномасштабных карт 1:500 -  1:5000.  Так  как
карты  (планы)  крупного  масштаба  создаются  на ограниченный участок
территории,  должны применяться "врезки" ("вложения") в карты  мелкого
масштаба   по   границам   городов  или  поселков,  а  также  участкам
значительных изменений ситуации на местности.  При проведении "врезок"
устраняются погрешности в плановых координатах в "окне врезки".
     Решения по выбору исходного картографического материала:
     1 Геоинформационное   обеспечение   для  органов  государственной
власти должно базироваться на единой  топографо-геодезической  основе,
единых классификаторах информации, форматах и согласованных структурах
баз данных, что позволит объединять независимо создаваемые базы данных
в общий банк,  сократить время создания ГИС ОГВ и уменьшить затраты на
создание.
     2 Исходной  основой для цифрования должны служить составительские
(издательские)  оригиналы   топографических   карт,   создаваемые   по
общепринятым   общегосударственным   научно-техническим   требованиям,
которые могут обеспечить  соответствие  точности  цифрового  плана  их
графическому   аналогу  и  удовлетворить,  с  точки  зрения  точности,
потребности департаментов,  комитетов и отделов администрации области,
федеральных органов власти и органов местного самоуправления,  а также
предприятий и организаций.
     3 В  связи  с  тем,  что  имеется  Российская  программа создания
цифровых топографических карт (постановление Правительства  Российской
Федерации от 03.05.94 № 418),  необходимо максимально использовать уже
созданные и создаваемые  цифровые  карты  за  средства  госбюджета  (М
1:200000   -  М  1:1000000).  Государственный  банк  цифровых  карт  М
1:1000000 и М  1:200000  создает  и  М  1:100000  планирует  создавать
Роскартография.    Банк    создается    с   оригиналов   на   пластике
топографических  карт  Роскартографии   и   ВТУ   Генштаба.   Основной
распространитель    карт    -   предприятие   РосГИСцентр   (созданное
Роскартографией) и военнотопографическое  управление  (ВТУ).  Цифровые
карты  создаются  в  формате Роскартографии (F1M) или его модификациях
соответствующим подразделением Минобороны (SXF и др.). Данные цифровые
карты следует использовать в качестве исходного материала.
     4 Государственный банк цифровой геологической информации  создает
ГлавНИВЦ. Масштаб карт 1:200000. Состав: цифровые геологические карты,
карты полезных ископаемых,  четвертичных отложений, гидрогеологические
и  др.  Исходный  цифровой материал поставляется в формате F1M или его
модификациях,   конвертируется    в    формат    ARC/INFO.    Исходный
составительский   материал  по  Пермской  области  создает  в  формате
ARC/INFO   Пермское   государственное   геологосъемочное   предприятие
"Геокарта".  Данные  цифровые  карты  следует  использовать в качестве
исходных геологических карт.
     5 Государственный   банк   цифровых   карт  М  1:500-1:10000  для
кадастровых целей создается по проекту "ЛАРИС" в  формате  INTERGRAPH.
Исходный   составительский   материал   по  Пермской  области  создает
государственное предприятие "Уралземкадастрсъемка"  (ВИСХАГИ).  Данные
цифровые   карты   следует   использовать  в  качестве  исходных  карт
местности.  ГП "Уралземкадастрсъемка" может создать карты  масштабного
ряда от 1:500 до 1:50000.
     6 Банк  цифровых  карт  городов   (населенных   пунктов)   должен
создаваться в составе муниципальных ГИС. Решения по взаимоувязке с ГИС
ОГВ приведены ниже. В настоящее время в г. Перми создается план города
и коммунальных сетей в формате WinGS.
     Решения по  выбору  программных  средств  ГИС  ОГВ   определяются
наличием наработанных задач в конкретных ведомственных ГИС и принятыми
отраслевыми  решениями.  Поэтому  не  следует   рекомендовать   единое
геоинформационное  программное обеспечение для всех систем области.  В
настоящее  время  наиболее  широкое  применение  в  области   получили
программные  продукты  фирмы  ESRI:  AtlasGIS,  ArcView,  PC ARC/INFO,
ARC/INFO.
     Решения по   форматам  цифровых  карт  определяются  применяемыми
программными  средствами  ГИС.  Для   взаимосвязи   между   различными
ГИС-пакетами рекомендуется применять в качестве обменного формат .DXF.
     Решения по взаимоувязке ГИС ОГВ с муниципальной ГИС:
     1 Автоматизированные   географические   или  кадастровые  системы
города должны  разрабатываться  так,  чтобы  они  могли  технически  и
функционально согласовываться с ГИС ОГВ.
     2 Требования  к  картографическим  базам   должны   совпадать   с
требованиями для ГИС ОГВ, что позволит муниципальную ГИС связать с ГИС
ОГВ.
     3 Владельцем  всей  геоинформации  должна  быть мэрия,  а в части
специальной отраслевой геоинформации - те организации, за счет которых
она создается.
     4 Для обеспечения  единого  научно-технического  и  методического
руководства  по  организации  геоинформационного  обеспечения в городе
(создания  МГИС,  АИС  градостроительного  кадастра,  Банков  цифровой
топографической  и  кадастровой  информации,  цифровых топографических
карт) должны быть определены единый заказчик и единый подрядчик.
     Принципы создания   цифрового  топографического  дежурного  плана
города в масштабе 1:500  наряду  с  принципами,  перечисленными  выше,
должны включать:
     1 Цифровой топографический дежурный план (ЦТДП) города в масштабе
1:500  создается  взамен  внемасштабных  графических документов (схем,
планов и т.д.),  используется различными департаментами,  комитетами и
службами мэрии, а также предприятиями и организациями города.
     2 Цифровой   топографический   дежурный   план   города    должен
создаваться  с  учетом  принципов,  позволяющих:  объединить отдельные
оцифрованные  планшеты  в  единый  ЦТДП;  формировать  объекты,  части
которых   расположены   не   на   одном,  а  на  множестве  планшетов;
присоединять  к  графической  информации  семантическую  (кадастровую)
информацию; формировать Банк топографической и кадастровой информации;
проводить обновление и мониторинг ЦТДП;  выдавать графические копии на
бумажном носителе.
     3 Цифровая  топографическая  и  кадастровая  информация  частично
устаревает уже в процессе ее сбора (в течение года старение составляет
20-50%  содержания),  поэтому  должна   быть   предусмотрена   система
дежурства и мониторинга информации.
     4 В создании и дежурстве ЦТДП могут принимать участие на условиях
субподряда организации с любой формой собственности,  имеющие лицензию
на этот вид деятельности и располагающие сертифицированными методами и
техническими средствами.
     5 Хранение цифровой  топографической  и  кадастровой  информации,
накопленной на территории города, и Банка данных должно осуществляться
в  соответствии  с  нормативно-техническими  документами   по   защите
информации.

                       4.2 Информационные базы

     Решение функциональных  задач  п.2  выполняется  с использованием
различных информационных баз  данных,  создаваемых  в  рамках  единого
информационного    пространства    Пермской    области    и    имеющих
самостоятельное  значение.   ГИС   ОГВ   предусматривает   отображение
информации  на  картографической  основе  для  повышения эффективности
анализа  данных.  В  настоящем  разделе  приводится   основополагающий
перечень используемых баз данных.
     Для сравнительной оценки состояния области  с  другими  регионами
России  и состояния страны в целом,  для принятия обоснованных решений
по управлению база данных ГИС должны  содержать  необходимые  сведения
следующего характера:
     1 Социально-экономическое положение России.
     2 Экспресс-информация, информационно-аналитические материалы.
     3 Краткосрочные экономические показатели Российской Федерации.
     4 Основные    показатели    социально-экономического    положения
Российской Федерации.
     5 Территории России в разрезе показателей.
     6 Города России, региональная статистика.
     7 Демографическая    статистика,    статистические   сборники   и
публикации.
     8 Аналитические    материалы   (принципиальная   схема   анализа,
аналитические доклады).
     9 Цены Уральского региона.
     10 Цены Пермской области.
     11 Баланс предприятий России.
     12 Баланс предприятий Уральского региона.
     13 Баланс предприятий Пермской области.
     В настоящее  время  различными  коллективами  для  решения  задач
управления ведется работа по созданию баз данных различного назначения
(БД населения по районам г.Перми, продукции, выпускаемой предприятиями
области, перечень предприятий и организаций и т.д.). Эти и другие базы
данных должны  быть  включены  в  ГИС  области  и  использоваться  для
получения объективных характеристик. Концепция предполагает создание и
использование  региональных   баз   данных.   Эти   базы   имеют   как
самостоятельное значение, так и большое значение в общей ГИС.
     1 БД "Население"
     население в целом;
     трудовые ресурсы;
     пенсионеры;
     нуждающиеся в социальной защите;
     дошкольники, учащиеся школ;
     налогоплательщики;
     безработные;
     данные о заболеваемости и смертности, состоянии здоровья;
     и другие данные.
     2 БД "Предприятия и организации"
     сведения о  предприятиях и организациях различных отраслей,  форм
собственности и организационно-правовых форм;
     сведения об учреждениях финансово-кредитной системы;
     сведения об организациях сферы управления;
     сведения об учреждениях образования и культуры;
     сведения о медицинских учреждениях;
     обеспеченность территорий области услугами здравоохранения;
     сведения об инвестиционных проектах;
     и другие сведения.
     3 БД "Продукция"
     продукция производственно-технического назначения;
     товары народного потребления;
     вещества и материалы;
     и другая информация.
     4 БД "Природные ресурсы и экология"
     земельные, лесные и водные ресурсы;
     топливно-энергетические и минерально-сырьевые ресурсы;
     сельскохозяйственные и природные биоресурсы;
     вторичные материальные ресурсы;
     состояние окружающей среды;
     база данных по инвентаризации источников выбросов;
     данные о выбросах вредных веществ;
     данные о сбросах сточных вод и загрязняющих веществ;
     база данных с результатами расчета рассеивания;
     база данных по гидрохимии;
     база данных по загрязнению атмосферного воздуха;
     и другие базы данных.
     5 БД "Фонды и инфраструктура территории"
     паспорта территориальных единиц;
     землеотводы;
     жилые и нежилые помещения;
     инженерные сети и коммуникации;
     улично-дорожная сеть и транспортные автомагистрали;
     и другая информация.
     6 БД "Экономика и финансы"
     бюджет и исполнение бюджета;
     налоги;
     контроль прохождения финансов;
     уровень монополизма и его динамика на товарных рынках;
     информация о финансировании инвестиционных проектов;
     и другая информация.
     7 БД "Правовая информация"
     системы юридической информации "Кодекс",  "Консультант+" и другие
правовые системы, включающие законодательные акты Государственной Думы
Российской   Федерации,   указы   Президента   Российской   Федерации,
постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
     акты Законодательного Собрания Пермской области,  постановления и
распоряжения губернатора области.

             4.3 Базы территориально-привязанных данных

     База территориально-привязанных данных (БТПД) представляет  собой
специальный слой цифровой карты, предназначенный для отображения схемы
оперативной  обстановки  на  карте  с  помощью  тематических  условных
знаков, линий, площадей. База схем оперативной обстановки представляет
собой  совокупность  БТПД  различной  тематики,  или  вариантов  одной
тематики,  или  динамики  развития  оперативной  обстановки (изменения
БТПД)  по  датам.  К   условным   знакам   БТПД   привязаны   сведения
информационных  (тематических)  баз  данных.  БТПД является простейшим
интерфейсом пользователя  ГИС  ОГВ,  используемым  в  производственном
режиме.

            4.4 Система управления информационными базами

     Для создания  и ведения перечисленных баз данных картографической
и тематической информации необходимо решить вопросы:
     организации информационных  центров  подготовки  и  сопровождения
данных;
     телекоммуникационного доступа к базам данных;
     нормативно-правовой основы;
     защиты информации.

               4.5 Вопросы нормативно-правовой основы

     Нормативно-правовая основа   ГИС   ОГВ  включает  вопросы  защиты
государственных   интересов   при    использовании    картографической
информации и вопросы создания единого геоинформационного пространства.
     Организация защиты государственных  интересов  при  использовании
топографогеодезической и картографической продукции на предприятиях, в
организациях и учреждениях независимо  от  форм  собственности  должна
проводиться  в  соответствии  с действующими документами,  издаваемыми
Правительством  Российской  Федерации,  Гостехкомиссией  России,   ФСБ
России, Роскартографией. Основные документы, регламентирующие правовую
защиту информации, приведены в приложении 3.
     Необходимо разработать   и   принять   Законодательным  Собранием
Пермской области законопроекты,  регулирующие  правовые  и  финансовые
вопросы по условиям передачи и использования информации:
     о создании Банка данных цифровых  топографических  карт  Пермской
области единого масштабного ряда;
     о правовом статусе баз данных и баз знаний;
     о создании ГИС ОГВ Пермской области;
     о регламенте взаимоотношений всех служб,  участвующих в  создании
ГИС ОГВ;
     о создании информационно-телекоммуникационной системы для органов
государственной власти Пермской области;
     о регламенте обмена  информацией  между  организациями  с  разной
формой собственности;
     о службах безопасности по защите информации;
     и другие законопроекты.

              5 Разработчики геоинформационной системы
                органов государственной власти области

     Проектирование и  внедрение  геоинформационной  системы   органов
государственной  власти  в Пермской области целесообразно разделить на
три части:
     создание цифровых  карт на общей топографо-геодезической основе в
специализированных предприятиях России и области;
     разработка ГИС ОГВ Пермской области;
     использование результатов разработок отраслевых ГИС.
     Разработка геоинформационной  системы для органов государственной
власти  области  должна  выполняться   под   руководством   комитетов,
управлений  и  департаментов  администрации  области  в соответствии с
возложенными  на  них  функциями  регулирования  и   управления.   Для
выполнения  работ  по  проектированию  и  настройке  геоинформационной
системы,    созданию    баз    данных    предполагается    привлечение
специализированных   проектных  организаций,  научно-исследовательских
институтов и вузов г.Перми,  которые имеют научно-технический задел по
созданию   подобных  систем,  квалифицированные  кадры  и  необходимые
технические средства .
     Создание тематических баз данных.
     Структурные подразделения администрации  области  (приложение  1)
должны  организовать  наполнение баз данных информацией,  используемой
или  формируемой  этими  подразделениями,  и  обеспечить  соответствие
состава   обрабатываемой   информации   требованиям   соответствующего
ведомства России.
     Значительный объем   сведений  для  построения  тематических  баз
данных   ГИС   ОГВ   предоставляет    Пермский    областной    комитет
государственной   статистики   и   другие   структурные  подразделения
федеральных  органов  власти  Российской  Федерации,  действующие   на
территории Пермской области (приложение 2).
     Для ведения   больших   баз   данных   целесообразно    создавать
специализированные   центры   на   базе   институтов,   предприятий  и
организаций г.Перми и области.
     В рамках  единого  информационного  пространства Пермской области
необходимо  организовать   получение   информации   из   баз   данных,
создаваемых муниципальными, отраслевыми и коммерческими структурами.
     Создание цифровых карт:
     1 Цифровые карты масштабов 1:1000000 и 1:200000. В соответствии с
постановлениями Правительства России от 16.01.95 N 40,  от 03.05.97  N
418  на  Роскартографию  возложена  задача  координирования  работ  по
созданию и использованию ГИС,  поставки топографической основы в  виде
цифровых  электронных  карт,  справочников и классификаторов.  С целью
координации работ между администрацией Пермской области и  Федеральной
службой  геодезии  и  картографии России подписано Соглашение о центре
"ГИС-Субъект" Пермской области.  В Соглашении распределены обязанности
по  созданию  ГИС.  Текст  Соглашения  приведен в приложении 4.  Центр
"ГИС-Субъект"   предлагается   создать   на   базе    государственного
специального  научно-исследовательского  бюро  (СНИБ) "Эльбрус".  СНИБ
"Эльбрус"  согласованы  вопросы  получения  карт  от   Роскартографии,
заключено лизинговое соглашение с РосГИСцентром.
     2 Цифровые топографические карты  недр  (геологические)  масштаба
1:200000  Пермской  области  создает  государственное геологосъемочное
предприятие "Геокарта" (г.Пермь),  при этом  предприятии  предлагается
организовать  центр  по  хранению и ведению геологических карт для ГИС
ОГВ.
     3 Топографические  карты масштабов 1:25000,  1:10000,  1:5000 для
территорий  Пермской  области  создает   государственное   предприятие
"Уралземкадастрсъемка",  при  этом  предприятии  предлагается  создать
центр по хранению и ведению карт указанных масштабов для ГИС ОГВ.
     4 Для  изготовления  цифровых  дежурных  планов  города масштабов
1:2000 и 1:500 предлагается рекомендовать главам местных администраций
создать центры:
     при комитетах по архитектуре и градостроительству;
     при бюро технической инвентаризации;
     при коммунальных и инженерных службах городов и районов области.
     Центры при комитетах по архитектуре и градостроительству отвечают
по законодательству за сбор картографической информации.  Банк  данных
должен включать:  картографическую основу,  генплан застройки.  В этих
центрах выполняется оперативный мониторинг топоосновы города.
     Центры при  бюро  технической  инвентаризации формируют данные об
инвентаризации объектов недвижимости.  Банк  данных  должен  включать:
здания и сооружения,  инженерные коммуникации. В банках данных центров
при  БТИ   регистрируются   также   права   собственности   (владение,
пользование) на здания, сооружения и инженерные коммуникации.
     Центры при коммунальных и инженерных службах  городов  и  районов
области  создают  данные  по  соответствующим сетям.  При согласовании
решений с комитетом по архитектуре  и  градостроительству  и  БТИ  эти
службы   должны  предоставлять  оцифрованные  карты  по  коммунальным,
электрическим, сетям связи и другим сетям.
     Для большинства территорий (небольших городов и районных центров)
достаточно создания одного  центра  на  базе  наиболее  подготовленной
службы.
     5 В настоящее время имеются центры по ведению земельного кадастра
при   городских   (районных)   земельных  комитетах.  В  этих  центрах
предлагается организовать ведение банка данных,  включающего земельные
кадастры,  акты  землепользования.  Координацию  работ  и методическое
руководство по созданию цифровых кадастровых карт осуществляет комитет
по   земельным   ресурсам   и   землеустройству   Пермской  области  и
государственное предприятие "Пермский кадастровый центр".
     6 Предлагается  создать  центр  по  ведению цифровых карт лесного
хозяйства, кадастра лесов при Пермском управлении лесами.
     7 Предлагается  создать  центр  по  ведению цифровых карт водного
хозяйства и гидротехнических сооружений,  лоцманских карт при  Камском
бассейновом водохозяйственном управлении.
     8 Предлагается создать отраслевые центры  ведения  цифровых  карт
сооружений на территории Пермской области (нефтепроводы,  газопроводы,
линии  электропередач,  линии  связи  и   др.)   при   соответствующих
предприятиях.
     9 Центр по ведению экологических карт и  карт  заболеваемости  на
территории    Пермской    области   предлагается   создать   на   базе
Научно-производственного     центра     экологической     безопасности
Госкомэкологии  России  и  администрации Пермской области при Пермском
научно-исследовательском клиническом институте детской экопатологии.
     10 Другие центры.
     Все подрядчики  по  созданию  ГИС  ОГВ  определяются  на   основе
конкурсного  отбора,  что  позволит  значительно  сократить  расходы и
отобрать наиболее квалифицированных исполнителей.
     Функции координатора   по  разработке  геоинформационной  системы
целесообразно возложить на главное управление экономики  администрации
области.  При  главном  управлении  экономики  создать координационный
совет по  ГИС  ОГВ,  в  который  должны  войти  представители  центров
создания   ГИС-ОГВ,   для   согласования  решений  по  разрабатываемым
компонентам  ГИС  ОГВ.  Состав  координационного  совета  утверждается
постановлением губернатора области.
     При структурных   подразделениях    администрации    области    и
структурных   подразделениях  федеральных  органов  власти  Российской
Федерации,  действующих на  территории  Пермской  области,  необходимо
организовать  рабочие  группы  или  советы  по компонентам ГИС ОГВ.  В
настоящее время имеются:
     рабочая группа  по  проведению  эксперимента по совершенствованию
учета и социально-экономической оценке природно-ресурсного  потенциала
Пермской   области   (постановление  главы  администрации  области  от
22.04.94 N 113);
     координационный совет    по    экологическому    мониторингу    и
информационным   экологическим    системам    в    Пермской    области
(постановление губернатора от 09.11.95 N 338);
     комиссия по   формированию   кадастрового   банка    данных    по
недвижимости  и  природным  ресурсам на единой картографической основе
(постановление губернатора области от 14.07.97 N 264).
     Разработка геоинформационной   системы   для   органов   местного
самоуправления выполняется  под  руководством  местных  администраций.
Предлагается  рекомендовать  главам местных администраций организовать
при главе (заместителе главы) администрации координационный  совет  по
муниципальным ГИС.
     В настоящее  время  имеется  комиссия  по  созданию  и   развитию
геоинформационных  технологий города Перми (постановление главы города
от 18.07.97 N 1146).

       6 Этапы разработки и перечень первоочередных проектов,
         разрабатываемых для органов государственной власти

     Проекты создаются на функциональные компоненты ГИС ОГВ,  при этом
выполняются следующие этапы создания нормативно-правовой базы проекта:
     основные положения концепции, концепция;
     программа создания компонента ГИС ОГВ;
     эскизный проект;
     проект.
     Проект должен   предусматривать   выполнение  следующего  перечня
работ:
     1 Создание базы картографической информации.
     2 Создание информационных (тематических) баз данных.
     3 Создание   баз   территориально-привязанных  данных  и  системы
согласования тематических и территориально-привязанных данных.
     4 Создание  системы  управления  информационными базами,  включая
решение вопросов хранения и транспортировки информации.
     Этап создания базы картографической информации должен выполняться
на основании изложенных в Концепции требований  по  созданию  карт  на
единой топографогеодезической основе.
     Тематические базы данных, созданные и создаваемые в администрации
области,   включая   базы   данных   Пермского   областного   комитета
государственной статистики,  созданные и создаваемые в территориальных
органах   управления,   коммерческих   и  государственных  структурах,
составляют информационное пространство области. При разработке проекта
этап   создания   баз   тематических   данных  должен  предусматривать
использование  имеющихся  информационных  ресурсов  и  создание  новой
информации.
     Этап создания  баз   территориально-привязанных   данных   должен
предусматривать  привязку  информационных  (тематических) баз данных к
топографо-геодезическим  координатам  и  систему  создания   вариантов
описания  и оценки оперативной обстановки в виде точечных,  линейных и
площадных объектов и условных знаков.
     Этап создания  системы  управления  информационными базами должен
предусматривать  вопросы  первичной   установки   картографических   и
тематических  баз данных с топографо-геодезической привязкой,  вопросы
доставки   изменений   баз   данных,   вопросы   отгрузки   информации
пользователям.
     Первоочередные проекты  ГИС  ОГВ   должны   обеспечить   создание
цифровых карт единой топоосновы:
     1 Цифровая карта Пермской области М 1:1000000, 1:200000.
     2 Цифровые карты населенных пунктов M 1:10000 (1:5000, 1:25000).
     Наибольшей готовностью для применения единой топоосновы обладают:
     1 Проекты создания цифровых геологических карт M 1:200000.
     2 Проекты создания карт земельного кадастра.
     3 Проект системы экологического мониторинга.
     4 Проекты  создания  цифровых   карт   нефте-   и   газопроводов,
диагностики основных участков.
     5 Проект создания  цифровой  карты  автомобильных  дорог  области
(существующих,  строящихся,  проектируемых), контроля состояния дорог,
мостов, переездов.
     6 Проект системы областного ГАИ.
     7 Проект  системы  обеспечения  жизнедеятельности   населения   в
условиях чрезвычайных ситуаций.
     8 Проект системы пожароохранной деятельности.
     9 Проект     системы     территориального     анализа    основных
социально-экономических  показателей   административно-территориальных
образований области.
     Выбор пилотных   проектов   должен   осуществляться   на   основе
конкурсного отбора при формировании программы создания ГИС ОГВ.
     Первоочередные информационные    системы    для     муниципальных
образований   (пилотные  проекты  для  городов  области)  предлагается
выполнить на базе городов Пермь и Березники.  С этой целью  необходимо
принять участие в финансировании пилотных проектов по основным задачам
концепций создания муниципальных ГИС:
     1 Создание цифровой карты города М 1:500, 1:2000, 1:5000, 1:10000
(топооснова).
     2 Создание   тематических   слоев   карт  инфраструктуры  города,
городских   коммуникаций,   транспорта   связи,   предприятий    сферы
обслуживания и т.д.
     3 Создание карт городского кадастра недвижимости.
     4 Создание карт земельного кадастра.
     5 Создание геоинформационной системы  экологического  мониторинга
города.

        7 Источники финансирования работ по созданию ГИС ОГВ

     Источниками финансирования могут быть:
     областной бюджет;
     бюджетные ассигнования федерального бюджета;
     бюджетные ассигнования местных бюджетов;
     средства внебюджетных фондов;
     целевые кредиты под гарантии  финансовых  органов  исполнительной
власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции;
     кооперированные средства    членов    ассоциации    пользователей
геоинформационных систем;
     иные, не запрещенные законодательством источники.
     Первоочередные затраты  необходимо  произвести  на создание Банка
общей топоосновы цифровых карт. Варианты финансирования первоочередных
затрат:  Приобретение  цифровых  карт масштаба 1:1000000,  1:200000 (и
организация их сопровождения (мониторинга):
     1 Средства областного бюджета.
     2 Кооперированные средства администрации  области  и  структурных
подразделений федеральных органов государственной власти,  действующих
на территории Пермской области.
     3 Кооперированные   средства   членов   ассоциации  пользователей
цифровых карт указанного масштаба.
     Так как  указанные  цифровые  карты  создаются по государственной
программе,  они будут приобретены для органов  государственной  власти
Пермской области по минимальной цене.
     Созданный Банк    цифровых    карт    является     собственностью
администрации   области   или  участников-вкладчиков  средств.  Первый
вариант - вложенные средства в последующем  могут  быть  возмещены  за
счет  предоставления  указанных  цифровых  карт другим пользователям и
могут стать источником дохода.  Другой вариант -  включение  указанных
цифровых карт в единое информационное пространство Пермской области на
безвозмездной основе (с учетом требований законов приложения 3).
     Создание цифровых  карт  масштабов 1:50000,  1:25000,  1:10000 (и
организация их сопровождения (мониторинга):
     1 Средства  международного  банка  реконструкции  и  развития  по
проекту "ЛАРИС" в объеме работ по созданию автоматизированной  системы
земельного кадастра.
     2 Кооперированные  средства   областного   бюджета   и   бюджетов
структурных   подразделений   федеральных  органов  власти  Российской
Федерации, действующих на территории Пермской области.
     3 Средства органов местного самоуправления.
     Создание цифровых  карт  масштабов  1:5000   1:2000,   1:500   (и
организация их сопровождения (мониторинга):
     1 Средства органов местного самоуправления.
     Созданный Банк   цифровых  карт  является  собственностью  мэрии,
затраты возмещаются за счет предоставления  информации  пользователям.
При   активном   использовании   Банк  цифровых  карт  может  являться
источником доходов мэрии.  Карты указанных масштабов (в соответствии с
законами  приложения  3)  не  могут свободно распространяться в едином
информационном пространстве.
     Затраты на  создание тематических карт финансируются на основании
соответствующих программ.
     Создание информационных  баз данных и использование имеющихся баз
данных выполняется по планам и программам их  создания,  использование
баз данных в ГИС ОГВ должно основываться на нормативно-правовой основе
п.4.5.

           8 Использованная литература и другие источники

     1 Постановление Правительства Российской Федерации от  16  января
1995  г.  N  40  "Об  организации  работ по созданию геоинформационной
системы органов государственной власти".
     2 Распоряжение  Правительства  Российской  Федерации от 4 декабря
1995 г. N 1686-р.
     3 Постановление  губернатора  Пермской  области  "О распределении
обязанностей между руководством администрации области" от  19.02.97  N
60.
     4 Целевая комплексная программа "Охрана окружающей среды Пермской
области"  (приложение  к  решению  Законодательного  Собрания Пермской
области от 17.10.96 N 581) // В  журнале  "ЭКОНОВОСТИ",  N  1,  Пермь,
1997.
     5 План  статистических  работ  на  1997  год.   Пермь,   Пермский
областной комитет государственной статистики, 1997г.
     6 Материалы конференции  "ГИС  в  решении  кадастровых  задач"  в
электронном виде. М: ГИС-Ассоциация,1996.
     7 Материалы    семинара    "Проблемы    ввода    и     обновления
пространственной  информации"  24-27  февраля  1997 года в электронном
виде. М:ГИС-Ассоциация,1997.
     8 Материалы   международной   конференции  "ГИС  для  устойчивого
развития окружающей среды", Новосибирск, 1997.
     9 Информационные бюллетени ГИС-ассоциации.
     10 ГОСТ 21667-76 Картография. Термины и определения.
     11 ГОСТ 28441-90 Картография цифровая. Термины и определения.
     12 ГОСТ   Р   50828-95    Геоинформационное    картографирование.
Пространственные   данные,   цифровые   и   электронные  карты.  Общие
требования.

                            9 Исполнители

     Концепция подготовлена коллективом авторов в составе :  Щербинина
Ю.Б. , Морозова П.М., Дмитриева Н.И., Колодкина Ю.П.
     Окончательная редакция Концепции подготовлена  рабочей  комиссией
по  созданию  единого  геоинформационного  пространства,  образованной
советом по информатизации Пермской области:

     Дмитриев Н.И. - директор СНИБ "Эльбрус"

     Кашников Ю.А. - заведующий кафедрой маркшейдерского
                     дела геодезии и ГИС ПГТУ

     Кригер В.Г.   -  заместитель  председателя  областного комитета
                      по земельным ресурсам и землеустройству

     Май И.В.      - заместитель директора по научной работе НИКИ ДЭП

     Огородников С.С. - главный специалист отдела кадастровых
                        технологий областного комитета
                        по земельным ресурсам и землеустройству

     Соловьев В.Э. - заведующий отделом информатизации и связи
                     администрации г. Перми

     Старцев С.Е.  - руководитель хозрасчетной группы отдела
                     координации, экологического мониторинга и
                     отраслевого кадастра Облкомприроды

     Пермяков С.В. - директор муниципального предприятия
                     "Пермархбюро"

     Тарыкин А.А.  - научный сотрудник НИКИ ДЭП;

     Титов Б.В.    - начальник информационного центра Северного
                     территориального управления
                     экологического контроля

     Щербинин Ю.Б. - главный специалист экономического отдела главного
                     управления экономики администрации области.

                                            Приложение 1 (справочное)
                                            к Концепции ГИС ОГВ

                              СТРУКТУРА

                   администрации Пермской области

     1 Самостоятельные структурные подразделения:
Департамент агропромышленного комплекса и продовольствия
Комитет по управлению государственным имуществом Пермской области
Комитет по промышленной политике
Комитет социальной защиты населения
Комитет по делам молодежи
Комитет по физической культуре, спорту и туризму
Комитет по лицензированию, экспертизе и аккредитации медицинских
услуг
Комитет по делам архивов
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству
Главное управление экономики
Главное управление природопользования
Департамент образования и науки
Главное управление пенсионного обеспечения
Главное управление архитектуры и градостроительства
Главное управление финансов и налоговой политики
Управление международных и внешнеэкономических связей
Управление труда
Управление здравоохранения
Фармацевтическое управление
Департамент культуры и искусства
Управление ветеринарии
Управление жилищно-коммунального хозяйства
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям Пермской области
Комитет записи актов гражданского состояния
     2 Органы,  структурные подразделения,  отделы, службы, входящие в
состав аппарата администрации:
Представительство области при Правительстве Российской Федерации
Отдел по взаимодействию с территориями
Юридический отдел
Отдел по вопросам государственной службы и кадров
Отдел по контролю за исполнением законодательства и актов губернатора
области
Отдел транспорта и связи
Инспекция по защите прав потребителей
Второй отдел
Отдел по работе с административными органами и военнослужащими
Отдел по  связям  с общественными организациями и средствами массовой
информации
Отдел государственных наград
Отдел делопроизводства
Отдел специальной документальной связи
Отдел писем и приема граждан
Отдел по бухгалтерскому учету и контролю
Рабочий аппарат комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку
Аппарат уполномоченного по связям с религиозными организациями
Хозяйственный отдел
Культурно-деловой центр
Аппарат, непосредственно обеспечивающий деятельность губернатора
области, его первого заместителя, заместителей и возглавляемых ими
коллегий, комиссий
     3 Структурные   подразделения,   находящиеся   на   хозяйственном
расчете:
Комитет по делам строительства и лицензирования строительной
деятельности
Управление государственной вневедомственной экспертизы Пермской
области
Управление капитального строительства администрации области
Информационно-вычислительный центр
Дорожный комитет

Примечание: настоящее  приложение  составлено  по  приложению 1 к
            постановлению губернатора области от 10.01.97 N 6.

                                           Приложение 2 (справочное)
                                            к Концепции ГИС ОГВ

                           П Е Р Е Ч Е Н Ь

            структурных подразделений федеральных органов
       власти Российской Федерации, действующих на территории
                          Пермской области


     1 Управление внутренних дел Пермской области.
     2 Региональное   управление   Федеральной   службы   безопасности
Российской Федерации по Пермской области.
     3 Пермский областной военный комиссариат.
     4 Управление федерального казначейства по Пермской области.
     5 Управление юстиции.
     6 Комитет  по  земельным  ресурсам  и  землеустройству   Пермской
области.
     7 Государственный комитет по  охране  окружающей  среды  Пермской
области.
     8 Пермский областной комитет государственной статистики.
     9 Государственная налоговая инспекция по Пермской области.
     10 Управление федеральной  службы  налоговой  полиции  Российской
Федерации по Пермской области.
     11 Пермская таможня.
     12 Пермский областной центр занятости населения.
     13 Пермское управление лесами.
     14 Прикамское    территориальное    управление   государственного
антимонопольного комитета России.
     15 Миграционная служба Пермской области.
     16 Территориальное агентство федерального управления по  делам  о
несостоятельности (банкротстве) в Пермской области.
     17 Государственная инспекция труда по Пермской области.
     18 Управление  государственной  инспекции  по торговле,  качеству
товаров и защите прав потребителей по Пермской области.
     19 Западно-Уральский округ Гостехнадзора России.
     20 Пермское областное отделение Российской транспортной инспекции
     21 Пермской  территориальный  комитет по геологии и использованию
недр.
     22 Западно-Уральское      территориальное      управление      по
государственным резервам.
     23 Пермская инспекция по надзору за страховой деятельностью.
     24 Пермский        областной        центр        государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.
     25 Камское бассейновое водохозяйственное управление.
     26 Пермский комитет водного хозяйства (Пермкомвод).
     27 Управление  государственной  хлебной  инспекции  по   Пермской
области.

Примечание: настоящее  приложение  составлено  по  приложению 2 к
            постановлению губернатора области от 10.01.97 N 6.

                                                  Приложение 3
                                                  к Концепции ГИС ОГВ


                           П Е Р Е Ч Е Н Ь

   основных документов, обеспечивающих правовую защиту информации

     1 Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.93.
     2 Законы:
     "О безопасности"  от 05.03.92  N 2646-1;
     "О государственной тайне" от 21.07.93 N 5485-1;
     "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 N
24-ф3.
     3 Указы и распоряжения Президента Российской Федерации:
     "О создании  Государственной  технической комиссии при Президенте
Российской Федерации" от 05.01.92 N 9;
     "О защите   государственных  секретов  Российской  Федерации"  от
14.01.92 N 20;
     "О межведомственной  комиссии по защите государственной тайны" от
08.11.95 N 1108 и от 20.01.96 N 71;
     "О перечне   должностных   лиц  органов  государственной  власти,
наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне"
от 11.02.94;
     "О перечне  сведений,  отнесенных  к  государственной  тайне"  от
30.11.95 N 1203;
     "О защите информационно-телекоммуникационных систем и баз  данных
от  утечки  конфиденциальной  информации  по  техническим  каналам" от
08.05.93 N 644;
     "Вопросы защиты государственной тайны" от 30.03.94 N 614;
     "О мерах  по  соблюдению   законности   в   области   разработки,
производства,  реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также
предоставления услуг в  области  шифрования  информации"  от  03.04.95
N334.
     4 Постановления Правительства Российской Федерации:
     "Об утверждении    Правил    отнесения   сведений,   составляющих
государственную тайну,  к различным степеням секретности" от  24.09.95
N870;
     "О лицензировании   деятельности   предприятий,   учреждений    и
организаций по проведению работ,  связанных с использованием сведений,
составляющих   государственную   тайну,   созданием   средств   защиты
информации,  а  также  с  осуществлением мероприятий и (или) оказанием
услуг по защите государственной тайны" от 15.04.95 N 333;
     "Об утверждении  Инструкции  о  порядке допуска должностных лиц и
граждан Российской Федерации к гостайне" от 28.10.95 N 1050;
     "О порядке  и условиях выплаты процентных надбавок к должностному
окладу (тарифной ставке)  должностных  лиц  и  граждан,  допущенных  к
государственной тайне" от 14.10.94 N 1161;
     "О сертификации средств защиты информации" от 26.06.95 N 608.
     5 Другие документы:
     Положение о     лицензировании     топографо-геодезической      и
картографической  деятельности  в  Российской Федерации (постановление
Правительства Российской Федерации от 26.08.95 N 847);
     Перечень видов  топографо-геодезических и картографических работ,
подлежащих лицензированию (Министерство юстиции  Российской  Федерации
от 22.12.96 N 998);
     Положение о   государственной   системе   защиты   информации   в
Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации
от 15.09.93 N 912-51);
     Положение о государственном лицензировании деятельности в области
защиты информации  (утверждено  решением  государственной  технической
комиссии  при Президенте Российской Федерации и Федерального агентства
правительственной  связи  и  информации  при   Президенте   Российской
Федерации от 27.04.94 N 10).

                                                  Приложение 4
                                                  к Концепции ГИС ОГВ


                             СОГЛАШЕНИЕ

                между Администрацией Пермской области
         и Федеральной службой геодезии и картографии России
        о создании геоинформационной системы Пермской области
                       (ГИС Пермской области)
                    от 27 января 1998 года N 178

     В целях   обеспечения  устойчивого  развития  экономики  Пермской
области,  управления фондами,  ресурсами,  областной инфраструктурой и
решения  различных  хозяйственных  задач,  руководствуясь Конституцией
Российской Федерации,  законами Российской  Федерации,  постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от 16.01.95 N 40 "Об организации
работ   по   созданию   геоинформационной    системы    для    органов
государственной  власти"  Администрация Пермской области и Федеральная
служба геодезии и картографии России (Роскартография)  договорились  о
следующем:

     1 Осуществить  в  1998-1999  гг.  разработку  и  создание  первой
очереди геоинформационной системы "ГИС- Пермской области".
     Принять следующее   распределение   обязанностей  по  созданию  и
ведению ГИС-Пермской области:
     Администрация Пермской  области  берет  на  себя обязательства по
выполнению следующих работ за счет собственных средств:
     разрабатывает и   передает  Роскартографии  требования  к  банкам
цифровых карт,  кадастровым данным,  задачам и функциям первой очереди
ГИС-Пермской области;
     обеспечивает природно-ресурсной,    социально-экономической     и
правовой    информацией    на    территории    области    и    данными
финансово-экономической оценки ресурсов области;
     определяет политику    создания,    развития   и   взаимодействия
информационных,  информационно-вычислительных   и   автоматизированных
систем  и  сетей,  создаваемых  для  органов  государственной власти и
управления на территории области,  а также в  интересах  хозяйствующих
субъектов, иных юридических лиц и населения;
     осуществляет финансирование  закупки  технических   средств   для
функционирования    системы   и   обучения   специалистов   работе   с
ГИС-технологиями.
     Федеральная служба  геодезии  и  картографии России берет на себя
обязательства  по   выполнению   работ   и   передаче   материалов   в
установленном порядке по:
     созданию и обновлению топографических карт масштабов 1:1000000  и
1:200000 в графической и цифровой форме на территорию Пермской области
в согласованные сроки;
     разработке технологии  создания  и  обновления  топографических и
тематических карт указанных масштабов в цифровой форме.
     На договорной    основе   с   администрацией   Пермской   области
выполняются работы по:
     разработке "ГИС-Пермской области";
     созданию цифровых карт других масштабов  на  территорию  Пермской
области (по согласованному плану);
     созданию банка цифровых кадастровых данных  и  тематических  карт
природных  ресурсов  и  объектов,  в  том  числе  и  с  использованием
материалов аэрокосмических съемок (по согласованному плану).
     2 Определить  головными  организациями-исполнителями разработки и
создания ГИС-Пермской области:
     от Роскартографии  - Госцентр "Природа", Южное АГП, ГосГИСцентр;
     от Администрации Пермской области - Центр "ГИС-Субъект"  Пермской
области.
     2.1 Госцентру "Природа" и центру "ГИС-Субъект" Пермской области в
1     квартале     1998     года     разработать,     согласовать    с
организациями-соисполнителями   и   представить   на   утверждение   в
администрацию Пермской области и Роскартографию техническое задание на
создание  ГИС-Пермской  области  и  план-график  работ  по  реализации
настоящего  Соглашения с указанием видов и стоимости работ,  сроков их
выполнения и источников финансирования.
     2.4 В  целях  координации  и  исключения  дублирования  работ  по
созданию ГИС,  цифровых  и  электронных  карт  администрация  Пермской
области  рекомендует  организациям  и учреждениям,  функционирующим на
территории  Пермской   области,   независимо   от   их   ведомственной
принадлежности  при  разработке и внедрении различных ГИС,  цифровых и
электронных  карт,  создании  топографической  основы  в  цифровой   и
графической   формах   выполнять  указанные  работы  по  соглашению  с
Роскартографией или подведомственными ей предприятиями. Администрацией
Пермской  области  при  выполнении  работ  по топографо-геодезическому
обеспечению привлекаются предприятия Роскартографии  по  приоритетному
принципу.

                          3  Другие условия

     3.1 Результаты  работ  по  данному  Соглашению рассматриваются на
Совете по информатизации Пермской области  с  участием  представителей
Роскартографии (по приглашению).
     3.2 Настоящее  Соглашение  не   накладывает   на   Стороны,   его
подписавшие,   дополнительных  ограничений  на  заключение  договоров,
соглашений  и  других  документов  в  интересах   разработки   ГИС   с
организациями (исполнителями), не участвующими в подписании настоящего
Соглашения.  Стороны обязуются информировать друг друга  о  подписании
таких  документов  и  осуществлять координацию работ в рамках принятых
решений.
     3.3 Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами
и действует до 30 декабря 1998 г.  Срок действия Соглашения может быть
пролонгирован  по взаимному согласию Сторон.  Изменения и дополнения к
настоящему Соглашению могут вноситься  только  по  взаимному  согласию
Сторон  путем  подписания дополнительного Соглашения в том же порядке,
что и настоящее Соглашение.
     3.4 Контроль за исполнением настоящего Соглашения возлагается: со
стороны Администрации Пермской области -  на  заместителя  губернатора
Пермской области Чебыкина В.Л., со стороны Роскартографии - на Первого
заместителя руководителя Федеральной  службы  геодезии  и  картографии
России Жалковского Е.А.

                           Адреса сторон:

Руководитель                                Губернатор
Федеральной службы                          Пермской области
геодезии и картографии                      ул.Куйбышева,14
России                                      г.Пермь, 614600
ул.Кржижановского, 14,
корпус 2
Москва, В-218, 117801

                  Н.Д.Жданов                             Г.В.Игумнов


Информация по документу
Читайте также