Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 22.04.2004 № 1369

 













   22.04.2004                                            N 1369


   О концепции программы энергосбережения
   Пермской области на 2004-2008 годы


     Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Принять  концепцию программы энергосбережения Пермской области
на 2004-2008 годы (прилагается).
     2. Настоящее постановлению вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель
     Законодательного Собрания          Н.А.Девяткин

                                      Приложение
                                      к постановлению Законодательного
                                      Собрания Пермской области
                                      от 22.04.2004 N 1369















                              КОНЦЕПЦИЯ                                

             программы энергосбережения Пермской области
                          на 2004-2008 годы















    1. Описание проблемы, актуальность и необходимость ее решения
                         программным методом

     Комплексное решение    проблем,    связанных    с     эффективным
использованием энергетических ресурсов на территории Пермской области,
является     одной      из      приоритетных      задач      Стратегии
социально-экономического развития области.
     Для Пермской области (в силу масштабов производства и потребления
энергетических  ресурсов,  роста  энергоемкости выпускаемой продукции)
проблемы   внедрения   энергоэффективных    технологий,    материалов,
оборудования приобретают особую актуальность. Усугубляет ситуацию рост
ставок тарифов на тепловую и электрическую энергию,  рост цен на  газ,
опережающие    уровень    инфляции,    что    приводит    к   снижению
конкурентоспособности  отечественных  товаропроизводителей,  повышению
расходов  бюджетов  всех  уровней  на  энергообеспечение  жилых домов,
учреждений  социальной   сферы,   увеличению   коммунальных   платежей
населения.  Все  эти  негативные последствия обусловливают объективную
необходимость  экономии  энергоресурсов  и   актуальность   проведения
целенаправленной политики энергосбережения.
     Значительные затруднения  на  пути   эффективного   использования
энергоресурсов  возникают  из-за  отсутствия  механизма стимулирования
эффективного  использования  топливно-энергетических  ресурсов   (ТЭР)
энергоснабжающими  организациями,  деятельность  которых  регулируется
государством,  бюджетной  сферой  и  жилищно-коммунальным  хозяйством.
Затратные  подходы  к установлению цены на генерацию и транспортировку
энергии,  к системе планирования затрат бюджета  в  части  потребления
энергетических ресурсов привел к незаинтересованности производителей и
предприятий-перепродавцов  в   снижении   себестоимости   производимой
энергии, потребителей в эффективном потреблении энергоресурсов.
     Для бюджетов   всех   уровней   и   населения   области    задача
энергосбережения    особенно    актуальна    в   бюджетной   сфере   и
жилищно-коммунальном хозяйстве.  Именно в этих сферах  расходуется  до
40-60%   муниципальных  бюджетов.  Деятельность  жилищно-коммунального
хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при
их  производстве и потреблении.  Фактическое удельное потребление воды
на  одного  жителя  превышает  нормативы  в  1,5-2  раза,  а  удельное
потребление   тепла   -   в  2-2,5  раза.  Кроме  того,  потери  тепла
закладываются на стадии  строительства,  перед  которым  до  недавнего
времени не стояла задача экономии энергоресурсов.
     Существенные потери тепла и ресурсов происходят при  эксплуатации
инженерных   систем   и   оборудования.   Причинами   этого   являются
неэффективная  загрузка  мощностей,   когда   установленная   мощность
котельной   существенно  превышает  ее  фактическое  использование,  и
повышенный   износ   энергетического   оборудования,   сложившийся   в
результате  длительного неэффективного использования.  Высокий уровень
износа энергетического оборудования при  ежегодном  росте  потребления
энергии  требует  срочных  мер  по  возмещению  выбывающих  мощностей.
Энергосберегающие  проекты  являются   альтернативным   инвестиционным
решением  строительству новых источников энергии и требуют в 2,5-8 раз
меньше  затрат,  необходимых  для  создания  аналогичных  генерирующих
мощностей, вследствие значительного потенциала энергосбережения.
     Экономически целесообразный    для    использования     потенциал
энергосбережения   области  составляет  4500-6000  тыс.тонн  условного
топлива (т.у.т.),  или 15-20%  от объема текущего потребления энергии.
Почти   третья   часть  его  сосредоточена  в  топливно-энергетических
отраслях   (в   том   числе   четверть   -   в   электроэнергетике   и
теплоснабжении), еще 35-37% в промышленности и строительстве, 25-27% в
коммунально-бытовом секторе,  до 10%  в прочих отраслях, в том числе в
сельском хозяйстве до 3%, транспорте до 6%.
     Вопросы энергетической    эффективности    сегодня     становятся
инструментом повышения экономических показателей предприятий, снижения
бюджетных  расходов  муниципального,  регионального   и   федерального
уровня, решения природоохранных проблем. Предприятия промышленности во
многом  самостоятельно  решают  проблему  энергосбережения,  так   как
повышение  эффективности использования энергии и топлива ведет к росту
их  конкурентоспособности  и  рентабельности.  Учитывая  социальную  и
экономическую  значимость  энергосберегающих  мероприятий для снижения
бюджетных расходов муниципального и регионального  уровней,  программа
энергосбережения  области  направлена  на  приоритетное  решение задач
энергосбережения в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве.
     Решение проблем  энергосбережения программным методом обусловлено
следующими моментами:
     1. Для   обеспечения   эффективного   использования   энергии  на
территории Пермской области необходимо комплексно и системно подходить
к  решению разных вопросов:  финансовых,  организационно-методических,
кадровых (в том числе подготовки и переподготовки кадров); технических
(в  том числе организации производства энергосберегающего оборудования
и технологий);  информационных (в  том  числе  пропаганды,  рекламы  и
автоматизации управления энергосбережением); социально-психологических
(в   том   числе   стимулирование   работников,    ответственных    за
энергосбережение).
     2. Эффективность организационных и технических  энергосберегающих
мероприятий,   предлагаемых   к   реализации,  обеспечит  значительный
экономический и социальный эффект.
     3. Необходимо    использование    инструментов    государственной
региональной политики,  в  том  числе  проведение  тарифной  политики,
стимулирующей энергосбережение.
     4. Разрешение  проблем  энергосбережения  невозможно   в   рамках
текущего  бюджетного  финансирования,  необходимо  привлекать  частные
инвестиции.
     Сегодня существует  выбор  одной  из  двух альтернативных моделей
перспективного  экономического  развития  Пермской   области:   модель
инерционного    энергоемкого   роста   и   энергоэффективная   модель,
предполагающая   создание   условий   для   привлечения    инвестиций,
модернизации    оборудования    и    технологий   в   целях   экономии
энергоресурсов.  Продолжение энергоемкого роста  означает  консервацию
технологической  отсталости промышленности и высоких затрат бюджета на
ТЭР.  Только вторая модель в перспективе ведет к  значительному  росту
энергоэффективности     Пермской     области     и     повышению    ее
конкурентоспособности.

                 2. Основные цели и задачи программы

     Основная цель программы - повышение  эффективности  использования
энергетических ресурсов на территории Пермской области.
     Приоритетная цель    программы    -    повышение    эффективности
использования    энергетических   ресурсов   в   бюджетной   сфере   и
жилищно-коммунальном хозяйстве Пермской области.
     Задачами программы являются:
     1. Разработка и внедрение организационных механизмов  контроля  и
управления  потреблением  топливно-энергетических  ресурсов бюджетными
организациями  всех  уровней  и  сокращение  бюджетных  затрат  на  их
энергообеспечение на 10% к 2008 году путем:
     - внедрения      автоматизированного      расчета      нормативов
энергопотребления бюджетными организациями к 2007 году;
     - обеспечения     бюджетных     организаций     энергосберегающим
оборудованием, в том числе приборами учета и регулирования потребления
энергоресурсов, к 2008 году;
     - энергетической    паспортизации    всех    объектов   бюджетных
организаций к 2008 году.
     2. Снижение на 5%  к 2008 году затрат на энергоснабжение объектов
жилищно-коммунального хозяйства при обеспечении соблюдения  санитарных
и  строительных  норм  и  правил  путем  реализации  энергосберегающих
мероприятий.
     3. Снижение  на  5%  к  2008  году  себестоимости энергоресурсов,
предоставляемых энергоснабжающими  организациями,  за  счет  повышения
эффективности   использования   топливно-энергетических   ресурсов   и
снижения  издержек  производства  путем  проведения  энергосберегающей
тарифной политики, направленной на введение единых нормативных тарифов
на производство и передачу энергии.
     4. Сокращение   на   10%  затрат  на  отопление  в  строящихся  и
проектируемых  объектах  путем   обеспечения   внедрения   на   стадии
проектирования  в строительстве современных энергоэффективных решений,
применения энергоэффективных строительных  материалов  и  конструкций,
системы экспертизы энергосбережения.
     5. Полное  обеспечение  к  2008   году   приборного   учета   при
производстве,    передаче    и    потреблении   топлива,   энергии   в
жилищно-коммунальном хозяйстве,  бюджетной сфере на основе  применения
автоматизированных  схем  коммерческого  учета  расхода энергетических
ресурсов, диспетчерского контроля и управления.
     6. Обеспечение постоянной подготовки (переподготовки) технических
специалистов  по  эксплуатации  энергосберегающих  систем   и   нового
энергоэффективного  оборудования,  подготовки управленческих кадров по
энергосбережению.
     7. Создание   к   2007   году   в   городах   и  районах  области
энергоэффективных зон и демонстрационных объектов.
     8. Разработка стандартов, норм и правил, способствующих внедрению
энергосберегающих и экологически эффективных технологий, оборудования,
систем, материалов на территории Пермской области.
     9. Повышение    инвестиционной    привлекательности     внедрения
энергосберегающих  технологий в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном
хозяйстве Пермской области.
     10. Улучшение экологической обстановки в Пермской области за счет
снижения   удельных   выбросов   загрязняющих   веществ   на   единицу
вырабатываемой   тепло-  и  электроэнергии  и  обеспечения  достижения
нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ.

       3. Период действия и основные этапы реализации программы

     Сроки реализации: 2004-2008 годы.
     I этап - 2004-2006 годы:
     создание нормативной правовой базы,  направленной на  эффективное
использование энергоресурсов в Пермской области;
     совершенствование системы управления  эффективным  использованием
ТЭР в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве;
     реализация малозатратных       первоочередных        мероприятий,
характеризующихся  быстротой  внедрения и небольшим сроком окупаемости
(до  1-2  лет),  в  том  числе  расчет  нормативов  потребления   ТЭР,
проведение  энергетических  обследований  в  совокупности с установкой
приборов   учета   энергетических   ресурсов   и   внедрением   систем
регулирования потребления ТЭР в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном
хозяйстве области.
     II этап - 2005-2008 годы:
     реализация среднесрочных    энергосберегающих    мероприятий    в
бюджетной  сфере  и  жилищно-коммунальном  хозяйстве области со сроком
окупаемости от 2 до 5 лет,  в том числе  совершенствование  инженерных
систем,   проведение   утеплительных   работ,  установка  регулируемых
электроприводов,  замена тепловых сетей на трубы с более  качественной
теплоизоляцией.

                 4. Потребность программы в ресурсах

     Потребность финансирования  программных  мероприятий за счет всех
источников финансирования составит 1810 000 тыс.рублей за 5 лет.

-----------------------------T---------------------------------------¬
¦  Источник финансирования   ¦    Планируемый объем финансирования   ¦
¦                            ¦      за период действия программы     ¦
¦                            +-------------------T-------------------+
¦                            ¦    млн.рублей     ¦         %         ¦
+----------------------------+-------------------+-------------------+
¦Областной бюджет            ¦       90,0        ¦         5,0       ¦
+----------------------------+-------------------+-------------------+
¦Местные бюджеты             ¦       90,0        ¦         5,0       ¦
+----------------------------+-------------------+-------------------+
¦Внебюджетные источники      ¦      1 630,0      ¦        90,0       ¦
+----------------------------+-------------------+-------------------+
¦Итого                       ¦      1 810,0      ¦        100,0      ¦
L----------------------------+-------------------+--------------------

     Основными источниками       финансирования      энергосберегающих
мероприятий,  наряду со  средствами  областного  и  местных  бюджетов,
являются внебюджетные источники финансирования на возвратной основе:
     - консолидированные средства на энергосбережение (в  соответствии
с   указом  губернатора  Пермской  области  от  12.05.2000  N  139  "О
консолидации средств на энергосбережение");
     - средства,  привлеченные  на  условиях лизинга за счет внедрения
системы экономического стимулирования снижения затрат на оплату ТЭР  и
гарантий возврата инвестиций в энергосбережение;
     - средства  ООО  "Пермрегионгаз"  на  совершенствование  учета  и
регулирования поставок природного газа потребителям Пермской области;
     - средства,   привлеченные    в    результате    реструктуризации
предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
     Приоритетными объектами   финансирования   являются    учреждения
бюджетной сферы, жилищно-коммунальный комплекс области.

---------------------------------T----------------------------------¬
¦    Объекты финансирования      ¦ Планируемый объем финансирования ¦
¦                                ¦   за период действия программы   ¦
¦                                +------------------T---------------+
¦                                ¦    млн.рублей    ¦       %       ¦
+--------------------------------+------------------+---------------+
¦Бюджетные организации           ¦       800,0      ¦      44,2     ¦
+--------------------------------+------------------+---------------+
¦Жилищно-коммунальный комплекс   ¦      1010,0      ¦      55,8     ¦
+--------------------------------+------------------+---------------+
¦Итого                           ¦      1 810,0     ¦      100,0    ¦
L--------------------------------+------------------+----------------

 5. Организационные, научно-технические и другие условия, необходимые
                       для реализации программы

     Программа объединяет   в   себе   комплекс  мероприятий,  которые
позволят создать условия для преодоления  основных  барьеров  на  пути
эффективного использования энергетических ресурсов в Пермской области.
     Для содействия процессу энергосбережения  необходимо  создание  и
развитие    соответствующей   научно-технической   и   организационной
инфраструктуры.  Прежде всего,  необходимо  обеспечить  стимулирование
управленческого  и  технического  персонала  организаций  и учреждений
(материальное,  моральное,  служебное),   его   заинтересованность   в
инвестиционном    и   бизнес   планировании   затрат   на   реализацию
энергосберегающих  мероприятий,  прогнозировании  ожидаемой  экономии,
выборе оптимальных схем инвестирования и возврата инвестиций (кредиты,
лизинг, сэкономленные средства).
     Программой предполагается предусмотреть следующие мероприятия:
     - разработка и внедрение региональной нормативной правовой  базы,
стимулирующей    использование    организационного    и   технического
потенциалов энергосбережения в бюджетной сфере и  жилищно-коммунальном
хозяйстве,  в  том числе изменение принципов тарифного регулирования с
целью  создания  экономических  стимулов  для  снижения   издержек   и
повышения надежности снабжения энергией потребителей;
     - разработка и внедрение нормативов энергопотребления в бюджетной
сфере  и  жилищно-коммунальном  хозяйстве с применением информационных
технологий;
     - разработка   энергетических  паспортов  на  здания  организаций
бюджетной сферы, жилищно-коммунального хозяйства;
     - проведение    локальных   и   краткосрочных   энергоаудитов   и
мониторинга  использования  энергоресурсов   на   предприятиях   и   в
организациях бюджетной сферы, жилищно-коммунального хозяйства;
     - модернизация действующего энергооборудования,  замена  морально
устаревшего  оборудования  в  бюджетной  сфере  и жилищно-коммунальном
хозяйстве;
     - оснащение   приборами   и   средствами   учета  энергоресурсов,
оснащение средствами интеллектуального  автоматического  регулирования
предприятий   и  организаций  бюджетной  сферы,  жилищно-коммунального
комплекса;
     - замена  изношенных  участков  инженерных  сетей  на современные
трубопроводы в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве;
     - установка     эффективного    теплотехнического    оборудования
(пластинчатых теплообменников,  частотных преобразователей и  др.)  на
предприятиях  и в организациях бюджетной сферы,  жилищно-коммунального
хозяйства;
     - работы  по утеплению ограждающих конструкций зданий организаций
бюджетной сферы, жилищно-коммунального комплекса.
     С целью  координации работ по реализации данных энергосберегающих
мероприятий  необходимо  создать  единую  базу  данных  по  нормативам
энергопотребления и энергетическим паспортам предприятий и организаций
бюджетной сферы и жилищно-коммунального комплекса, предусматривающую в
первую    очередь    восстановление    и   упорядочение   технической,
гражданско-правовой документации (проектной документации,  технических
условий,  технических паспортов,  договоров поставки энергоресурсов) и
назначить ответственных за  проведение  энергосберегающей  политики  в
органах  местного  самоуправления  в  разрезе  отраслей  и  конкретных
организаций,  разработать методики обучения ответственных специалистов
и провести их обучение.
     В программах по энергосбережению органов местного  самоуправления
должны    предусматриваться   подготовка   и   переподготовка   кадров
инженерно-технических    работников,    занятых     энергообеспечением
организаций, и эксплуатационного персонала. Руководители хозяйствующих
субъектов,  независимо от форм собственности, должны предусматривать в
штате  квалифицированных  специалистов  по  энергосбережению,  имеющих
соответствующий квалификационный сертификат (удостоверение).
     Проводимые в   области  выставки  и  семинары  позволяют  донести
информацию об энергосбережении лишь до небольшого  круга  специалистов
организаций  и предприятий Пермской области и единичных представителей
крупных заводов области.  Население области  практически  не  получает
никакой  информации  по  вопросам энергосбережения,  так как в местных
средствах массовой информации не уделяется  должного  внимания  данной
теме.  Решение  проблем,  связанных с недостаточной информированностью
населения в области энергосбережения,  требует усиления работы в сфере
информационного  обеспечения  энергосбережения  среди  населения.  Для
этого необходимо:
     - создать  постоянно  действующую  рубрику в одной или нескольких
местных периодических изданиях;
     - создать постоянно действующую рубрику на телевидении и радио;
     - организовать выпуск листовок,  памяток, использование наглядной
агитации;

            6. Ожидаемые результаты реализации программы,
           возможные формы и методы оценки их эффективности

     Реализация мероприятий  программы   позволит   достичь   экономии
топливно-энергетических  ресурсов  на территории Пермской области до 1
500 тыс.  т.у.т. в расчете на 2008 год. Наибольшая экономия приходится
на   тепловую   энергию   -  70%  в  общей  структуре  экономии.  Доля
электрической энергии в экономии составит до 20%.  Экономия  первичных
энергетических ресурсов:  природного газа, топочного мазута, каменного
угля - 4, 1 и 3% соответственно.

      Прогноз экономии по видам топливно-энергетических ресурсов

------------------------T--------------------------------------------¬
¦       Вид ТЭР         ¦            Экономия, тыс т.у.т.            ¦
¦                       +--------T--------T--------T--------T--------+
¦                       ¦2004 г. ¦2005 г. ¦2006 г. ¦2007 г. ¦2008 г. ¦
+-----------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Тепловая энергия       ¦  105   ¦  315   ¦  630   ¦  840   ¦  1050  ¦
+-----------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Электрическая энергия  ¦   30   ¦   90   ¦  180   ¦  240   ¦  300   ¦
+-----------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Природный газ          ¦   6    ¦   18   ¦   36   ¦   48   ¦   60   ¦
+-----------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Топочный мазут         ¦   2    ¦   5    ¦   9    ¦   12   ¦   15   ¦
+-----------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Каменный уголь         ¦   5    ¦   14   ¦   27   ¦   36   ¦   45   ¦
+-----------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Прочие виды            ¦   3    ¦   9    ¦   18   ¦   24   ¦   30   ¦
+-----------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
¦Итого                  ¦  150   ¦  450   ¦  900   ¦  1200  ¦  1500  ¦
L-----------------------+--------+--------+--------+--------+---------

    7. Обоснование необходимости и целесообразности использования
                          бюджетных средств

     В рамках программы бюджетные средства будут направлены на:
     - совершенствование  нормативной  правовой  базы,   стимулирующей
внедрение   энергосберегающих  технологий,  привлечение  инвестиций  в
энергосберегающие проекты;
     - разработку    и    внедрение    нормативов   энергопотребления,
энергетических  паспортов,  инвестиционных   проектов   и   проведение
энергоаудитов в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном комплексе;
     - первоначальное   инвестирование   энергосберегающих   проектов,
направленных  на  получение  экономии,  которая  будет  направлена  на
дальнейшую реализацию энергосберегающих мероприятий.

          8. Оценка вероятных последствий принятия программы

     Организация выполнения  мероприятий  программы   возлагается   на
управление  жилищно-коммунального хозяйства Пермской области и комитет
по энергетике аппарата администрации Пермской области.
     Выполнение программы позволит преодолеть основные барьеры на пути
эффективного использования энергетических ресурсов в Пермской области.
Это,  в  свою  очередь,  создаст  условия для использования потенциала
энергосбережения  области.  Таким  образом,  при  условии   выполнения
программы к 2008 году удастся:
     - повысить  коэффициент  полезного  использования   топлива   для
производства энергии в Пермской области;
     - снизить потери при передаче энергии до нормативных значений;
     - снизить темпы роста тарифов на производство и передачу энергии;
     - снизить потребление энергии на кв.м до нормативных  значений  в
бюджетной сфере, жилищно-коммунальном комплексе области;
     - повысить  эффективность  использования  бюджетных  средств   на
энергообеспечение   предприятий   и   организаций   бюджетной   сферы,
жилищно-коммунального комплекса области;
     - повысить  конкурентоспособность  экономики  Пермской области за
счет  повышения  эффективности  использования  топлива  и  энергии  на
предприятиях промышленности;
     - повысить жизненный уровень населения за счет  снижения  потерь,
перекладываемых  на потребителей энергии,  и снижения затрат на оплату
потребленной энергии.


Информация по документу
Читайте также