Расширенный поиск

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.2004 № 136-О

 



                              Именем
                       Российской Федерации

                       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

            КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


   по жалобе гражданина Левищева Сергея Васильевича на нарушение
     его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 15 и
         пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе
     военнослужащих", пункта 11 статьи 38 Федерального закона
        "О воинской обязанности и военной службе", а также
          Положения о порядке прохождения военной службы

     город Москва                                 4 марта 2004 года

     Конституционный Суд    Российской    Федерации    в    составе
Председателя   В.Д.Зорькина,   судей    М.В.Баглая,    Н.С.Бондаря,
Г.А.Гаджиева,      Ю.М.Данилова,      Л.М.Жарковой,     Г.А.Жилина,
С.М.Казанцева,  М.И.Клеандрова,  А.Л.Кононова,   Л.О.Красавчиковой,
В.О.Лучина,  Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в     пленарном     заседании     заключение    судьи
В.Г.Стрекозова,  проводившего на основании статьи  41  Федерального
конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде  Российской
Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина С.В.Левищева,

                        у с т а н о в и л:

     1. В своей жалобе в Конституционный Суд  Российской  Федерации
гражданин   С.В.Левищев   оспаривает   конституционность  следующих
положений  федеральных   законов  "О  статусе   военнослужащих"   и
"О воинской обязанности и военной службе":
     пункта 1   статьи   15   Федерального   закона   "О    статусе
военнослужащих",    согласно   которому   государство   гарантирует
предоставление  военнослужащим  жилых  помещений;   военнослужащим,
проходящим  военную службу по контракту,  и совместно проживающим с
ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока
со  дня  прибытия  на новое место военной службы жилые помещения по
нормам и в порядке,  которые предусмотрены федеральными законами  и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,  с учетом
права на дополнительную жилую площадь за счет государственного  или
муниципального  жилищного  фонда,  закрепляемого  за  Министерством
обороны   Российской   Федерации    (иным    федеральным    органом
исполнительной власти,  в котором федеральным законом предусмотрена
военная служба);
     пункта 1    статьи    23    того   же   Федерального   закона,
устанавливающего,  что  военнослужащие,   общая   продолжительность
военной  службы  которых  составляет 10 лет и более,  нуждающиеся в
улучшении жилищных условий по  нормам,  установленным  федеральными
законами   и   иными   нормативными   правовыми  актами  Российской
Федерации,  без их согласия не могут быть уволены с военной  службы
по  достижении  ими  предельного  возраста  пребывания  на  военной
службе,  состоянию здоровья или в связи  с  организационно-штатными
мероприятиями  без  предоставления им жилых помещений,  при желании
указанных военнослужащих  получить  жилые  помещения  не  по  месту
увольнения  с  военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями
по   избранному   месту   постоянного   жительства    в    порядке,
предусмотренном  пунктами  13  и  14 статьи 15 данного Федерального
закона;
     пункта 11   статьи   38   Федерального   закона   "О  воинской
обязанности и военной службе", согласно которому окончанием военной
службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного
состава воинской части;  военнослужащий  должен  быть  исключен  из
списков  личного  состава воинской части в день истечения срока его
военной службы,  кроме перечисленных в  данном  пункте  случаев,  а
также   в   иных   случаях,   установленных  Положением  о  порядке
прохождения военной службы.
     По мнению  заявителя,  названные  нормы  допускают  бессрочное
удержание гражданина,  досрочно  уволенного  с  военной  службы  по
состоянию здоровья и нуждающегося в улучшении жилищных условий,  на
военной службе без  предоставления  жилья,  позволяют  не  включать
период,  в  течение  которого он остается в списках личного состава
воинской части, в срок для присвоения очередного воинского звания и
лишать  других  прав  и льгот,  предусмотренных законодательством о
статусе военнослужащих и о воинской обязанности и  военной  службе,
препятствуют  ему  в  осуществлении  права  на свободный выбор рода
деятельности и профессии,  ограничивают право на жилище и  нарушают
конституционный принцип равенства прав и свобод человека,  а потому
противоречат статьям 17 (часть 1),  18, 19 (части 1 и 2), 29 (часть
4), 32 (части 4 и 5), 37 (часть 1), 45, 46 (части 1 и 2), 47 (часть
1) и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации.
     Кроме того,  С.В.Левищевым оспаривается конституционность ряда
норм Положения о порядке  прохождения  военной  службы  (утверждено
Указом  Президента  Российской  Федерации  от 16 сентября 1999 года
N 1237).  Между  тем  в  силу  пункта  3  части  первой  статьи   3
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации" Конституционный Суд Российской  Федерации  по
жалобам   на   нарушение  конституционных  прав  и  свобод  граждан
проверяет  конституционность  только   закона,   примененного   или
подлежащего  применению в деле заявителя,  а потому данная жалоба в
этой части не может быть принята Конституционным  Судом  Российской
Федерации   к   рассмотрению.  Граждане  вправе  обжаловать  нормы,
содержащиеся в подзаконных актах, только в суд общей юрисдикции.
     2. Как  следует  из  жалобы  и  приложенных  к ней материалов,
гражданин С.В.Левищев,  проходивший военную службу по контракту,  в
связи  с  признанием  его  военно-врачебной  комиссией  ограниченно
годным к военной службе 11 сентября 2000 года обратился с  рапортом
об увольнении с военной службы досрочно в соответствии с подпунктом
"б" пункта 3 статьи 51 Федерального закона "О воинской  обязанности
и  военной  службе"  и  о  предоставлении  ему  жилого помещения на
основании  пункта  1  статьи  23  Федерального  закона  "О  статусе
военнослужащего".  Поскольку  по  рапорту  не было принято никакого
решения,  С.В.Левищев направил в Московский гарнизонный военный суд
жалобу,  в которой,  в частности, просил обязать командира воинской
части представить его к увольнению с военной службы по указанному в
рапорте  основанию  и  до  издания приказа об исключении из списков
личного состава воинской части обеспечить жильем  по  установленным
нормам.    Решением   Московского   гарнизонного   военного   суда,
оставленным  без  изменения  Московским  окружным  военным   судом,
требования   С.В.Левищева   в  этой  части  были  удовлетворены,  а
следовательно,  защищены его  конституционные  права  и  тем  самым
реализовано  предписание статьи 46 (часть 1) Конституции Российской
Федерации. Приказом от 10 апреля 2001 года С.В.Левищев был уволен с
военной  службы  в  запас,  а  с 21 февраля 2002 года освобожден от
воинской должности и на основании подпункта "и" пункта 2 статьи  13
Положения   о   порядке   прохождения  военной  службы  в  связи  с
невозможностью исключения из списков личного состава воинской части
зачислен в распоряжение командира воинской части.
     Поскольку 24 июня 2002 года истек срок нахождения С.В.Левищева
в присвоенном до увольнения в запас воинском звании, он обратился с
рапортом о присвоении очередного воинского звания.  Отказ командира
воинской  части  в представлении необходимых документов С.В.Левищев
обжаловал в  Московский  гарнизонный  военный  суд,  который  своим
решением,  оставленным  без  изменения  Московским окружным военным
судом, в удовлетворении его требований отказал.
     3. Военная  служба  представляет  собой особый вид федеральной
государственной службы, чем предопределяется  специальный  правовой
статус военнослужащих,  обусловленный необходимостью выполнения ими
долга и  обязанности  гражданина  Российской  Федерации  по  защите
Отечества  и  влекущий  обязанность  государства  гарантировать  им
особую правовую и социальную защиту.
     Согласно  Федеральному   закону   "О  статусе  военнослужащих"
социальная защита  военнослужащих,  граждан,  уволенных  с  военной
службы,   и   членов  их  семей  является  функцией  государства  и
предусматривает реализацию их прав,  льгот,  гарантий и компенсаций
органами  государственной  власти,  органами  военного управления и
органами местного самоуправления,  совершенствование  механизмов  и
институтов  социальной  защиты  указанных  лиц,  охрану  их жизни и
здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни
и деятельности,  соответствующих характеру военной службы и ее роли
в обществе (пункт 3 статьи 3).
     Правовой механизм  реализации права на жилище военнослужащих и
граждан,  уволенных  с  военной  службы,  закрепленный  Федеральным
законом "О статусе военнослужащих", имеет свои особенности, главная
из которых - гарантированный  государством  первоочередной  порядок
обеспечения военнослужащих жильем. Конкретизирующий данную гарантию
пункт 1 статьи 15 названного Федерального закона устанавливает, что
военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно
проживающим с ними членам их  семей предоставляются жилые помещения
в течение  трех  месяцев  со  дня  прибытия  на новое место военной
службы с учетом права на дополнительную жилую площадь.  Кроме того,
в  соответствии  с  пунктом 13 той же статьи,  если военнослужащий,
прослуживший по контракту 10 лет и более и уволенный  по  состоянию
здоровья,  не обеспечен на момент увольнения с военной службы жилым
помещением,  он не может быть исключен без его согласия  из  списка
очередников  на  получение  жилого  помещения  по  последнему перед
увольнением месту военной службы.
     Следовательно, положения   пункта  1  статьи  15  Федерального
закона "О статусе военнослужащих",  как  и  находящиеся  с  ними  в
системной  связи другие законоположения,  конституционность которых
также оспаривается в жалобе С.В.Левищева,  сами по  себе  не  могут
рассматриваться  как  нарушающие  конституционно закрепленное право
граждан на жилище.
     4. Вопросы,  связанные  с  порядком  определения срока военной
службы (ее начала, продолжительности, окончания), срока контракта о
прохождении военной службы и времени его истечения, а также вопросы
увольнения с военной  службы регламентируются  Федеральным  законом
"О воинской  обязанности  и  военной службе" и Положением о порядке
прохождения военной службы. Оспариваемый заявителем пункт 11 статьи
38  названного  Федерального  закона устанавливает,  что окончанием
военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков
личного   состава  воинской  части,  которая,  по  общему  правилу,
совпадает с днем истечения срока военной службы,  а также  содержит
перечень случаев, когда военнослужащий, срок службы которого истек,
не может быть исключен из списков личного состава воинской части.
     Статья 51   Федерального  закона  "О  воинской  обязанности  и
военной службе" устанавливает основания,  по которым военнослужащий
подлежит увольнению с военной службы,  в том числе досрочно (пункты
1 и 2), и основания, при наличии которых военнослужащий, проходящий
службу  по  контракту,  приобретает право на досрочное увольнение с
военной службы (пункт 3).  Оспариваемое заявителем положение пункта
1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которое
гарантирует военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной
службы 10 лет и более, признанным нуждающимися в улучшении жилищных
условий,  что они не могут без их согласия быть уволены  с  военной
службы  без  обеспечения  жильем по установленным нормам,  в полной
мере распространяется на указанных в подпункте "б" пункта 3  статьи
51  Федерального  закона  "О воинской обязанности и военной службе"
военнослужащих,  которые имеют право  уволиться  с  военной  службы
досрочно   по   состоянию  здоровья,  и,  следовательно,  не  может
рассматриваться как нарушающее конституционные права указанных лиц.
     5. По смыслу пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе
военнослужащих",  для увольнения  с  военной  службы  по  состоянию
здоровья военнослужащий,  прослуживший 10 и более лет и нуждающийся
в получении жилья,  должен дать свое  согласие  на  увольнение  без
предоставления   жилья   (в   этом  случае  он  остается  в  списке
очередников на получение жилья по месту службы).  С.В.Левищев,  как
следует из приложенных к жалобе материалов, такого согласия не дал,
чем и было обусловлено  его  зачисление  в  распоряжение  командира
воинской части.
     Фактически именно   зачислением   в   распоряжение   командира
воинской   части,   расцениваемым   заявителем  как  насильственное
удержание на военной службе более трех лет,  увольнением с  военной
службы без обеспечения жильем,  освобождением от должности, отказом
в  присвоении  очередного  воинского   звания   вызвано   обращение
С.В.Левищева в Конституционный Суд Российской Федерации.  Между тем
проверка правомерности действий (бездействия) должностных лиц,  как
и разрешение вопроса о надлежащем исполнении компетентными органами
и должностными лицами  обязанности  по  обеспечению  военнослужащих
жильем  и  соответствующих  решений  военных  судов,  не  входят  в
компетенцию Конституционного Суда  Российской  Федерации,  как  она
установлена  статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей
3 Федерального  конституционного  закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации".
     6. Таким образом,  оспариваемые С.В.Левищевым  законоположения
не только не нарушают статьи 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 29
(часть 4), 32 (части 4 и 5), 37 (часть 1), 45, 46 (части 1 и 2), 47
(часть 1) и 71 (пункты "в", "м")  Конституции Российской Федерации,
но,  напротив,  предусматривают все необходимые гарантии реализации
закрепленных  в  них прав и свобод,  что подтверждается и решениями
военных судов, вынесенных по делу С.В.Левищева. Однако, несмотря на
эти  судебные  решения,  которыми  соответствующие должностные лица
обязывались предоставить ему жилье в установленном законом порядке,
С.В.Левищев    более   трех   лет   не   может   реализовать   свои
конституционные права.
     Согласно пункту  1  статьи  15  Федерального закона "О статусе
военнослужащих"  предоставление  военнослужащим   жилых   помещений
производится  за счет государственного или муниципального жилищного
фонда,  закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации
(иным   федеральным   органом   исполнительной  власти,  в  котором
федеральным   законом   предусмотрена   военная   служба).   Органы
государственной    власти,   органы   местного   самоуправления   и
организации, осуществляющие жилищное строительство, согласно пункту
2  той  же  статьи,  обязаны  принимать  и  своевременно  осваивать
ассигнования,  передаваемые   из   федерального   бюджета   целевым
назначением  на  строительство  жилья для военнослужащих и граждан,
уволенных с военной службы.
     Тем самым  реализация  обязанности  государства по обеспечению
военнослужащих   жильем   возложена   на   соответствующие   органы
исполнительной власти, распоряжающиеся жилищным фондом. Кроме того,
в  целях  решения  жилищной  проблемы  военнослужащих  и   граждан,
уволенных   с   военной   службы,   Федеральный  закон  "О  статусе
военнослужащих" предусматривает и  другие  способы  обеспечения  их
права  на  жилище:  предоставление  субсидий  в  виде безвозмездной
финансовой  помощи  (от  75  до  100  процентов   стоимости   жилых
помещений),  выдача  государственных сертификатов на приобретение и
строительство  жилья,  обеспечиваемых  средствами  из  федерального
бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1  и  2  части
первой   статьи   43   и   частью  первой  статьи  79  Федерального
конституционного  закона   "О   Конституционном   Суде   Российской
Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                        о п р е д е л и л:

     1. Отказать   в  принятии  к  рассмотрению  жалобы  гражданина
Левищева Сергея Васильевича,  поскольку она не отвечает требованиям
Федерального   конституционного   закона  "О  Конституционном  Суде
Российской Федерации",  в соответствии с которыми жалоба может быть
признана  допустимой,  и  поскольку  разрешение  поставленных в ней
вопросов     Конституционному     Суду     Российской     Федерации
неподведомственно.
     2. Определение Конституционного Суда Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее Определение подлежит  опубликованию  в  "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


     Конституционный Суд
     Российской Федерации

     N 136-О


Информация по документу
Читайте также