Расширенный поиск
Закон Пермской области от 22.12.1995 № 361-59Утратил силу - Закон Пермской области от 10.02.99 г. N 381-51 О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Пермской области Принят Законодательным Собранием Пермской области 23 ноября 1995 года ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов 1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления Пермской области осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. Выборы проводятся на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один представитель) избирательным округам. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста и постоянно проживающему на соответствующей территории. 2. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и постоянно проживающий на соответствующей территории не менее одного года. 3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 3. Сроки проведения выборов 1. Выборы депутатов назначаются решением соответствующего представительного органа местного самоуправления не позднее чем за 70 дней до дня выборов. Дата проведения выборов назначается не позднее первого выходного дня, следующего за днем окончания срока полномочий представительного органа предыдущего состава, но не ранее одного месяца до окончания срока его полномочий. Решение о дне выборов публикуется в печати. 2. Выборы вместо выбывших депутатов проводятся не позднее 3-х месяцев со дня принятия решения о досрочном прекращении их полномочий. 3. В случае выбытия депутата менее чем за 6 месяцев до истечения срока полномочий представительного органа выборы вместо выбывшего могут не проводиться. ГЛАВА 2. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА, ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 4. Список избирателей 1. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля, и передается участковым избирательным комиссиям после их образования. 2. В список избирателей включается каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям ст.2 настоящего Закона на день выборов, имеющий постоянное место жительства на территории соответствующего избирательного округа. 3. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 4. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам и домам на основе адресов избирателей) в двух экземплярах. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес избирателей. 5. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. 6. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка для всеобщего ознакомления, но до дня выборов, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в список, включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей дополнительно на основании документов, подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. 7. Каждый избиратель вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. 8. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за 3 дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. 9. Запрещается вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей. Статья 5. Избирательные округа 1. Избирательные округа образуются территориальными избирательными комиссиями и утверждаются представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня выборов. 2. Избирательные округа в своей совокупности должны охватывать всю территорию, от которой избирается соответствующий орган, и должны отвечать следующим требованиям: а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства не более 10 процентов; б) территориальное единство. Не допускается создание избирательного округа, состоящего из неграничащих между собой территорий. 3. Схема избирательных округов публикуется территориальной избирательной комиссией в течение 3-х дней после их образования. Статья 6. Избирательные участки 1. Избирательные участки образуются главой местной администрации по согласованию с территориальной избирательной комиссией из расчета не более 3000 избирателей с учетом местных и иных условий и с целью создания максимальных удобств для избирателей не позднее чем за 45 дней до дня выборов. 2. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за 5 дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избирательные округа по месту их расположения. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. Избирательные участки в воинских частях могут образовываться в случаях, если воинская часть расположена в отдаленных и труднодоступных районах вне населенных пунктов, при этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам. 3. Списки избирательных участков с указанием их границ и адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей территориальной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. 4. Единая нумерация избирательных участков устанавливается соответствующей территориальной избирательной комиссией. ГЛАВА 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 7. Формирование избирательных комиссий 1. Организацию подготовки и проведения выборов представительных органов местного самоуправления осуществляют: - территориальные избирательные комиссии; - окружные избирательные комиссии; - участковые избирательные комиссии. Методическое руководство деятельностью избирательных комиссий осуществляет областная избирательная комиссия. 2. Территориальные избирательные комиссии образуются представительными органами местного самоуправления не позднее чем за 70 дней до дня выборов в составе 6-10 членов комиссии с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы, службы и жительства. 3. Окружные избирательные комиссии образуются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 55 дней до дня выборов из 4-6 членов комиссии с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы, службы и жительства. 4. Участковые избирательные комиссии образуются представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 40 дней до дня выборов из 4-14 членов комиссии с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, учебы, службы и жительства. 5. В случае совпадения территорий избирательного округа и избирательного участка по решению территориальной комиссии полномочия окружной и участковой комиссий может выполнять участковая комиссия. 6. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на первом ее заседании из числа членов комиссии тайным голосованием. 7. В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. После регистрации кандидата они исключаются из состава избирательных комиссий. 8. После регистрации кандидата, избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию по одному члену с правом совещательного голоса. Статья 8. Территориальная избирательная комиссия 1. Территориальная избирательная комиссия: а) дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и обеспечивает его единообразное исполнение; б) образует избирательные округа; в) руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий; г) обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всех кандидатов; д) регистрирует избирательные блоки; е) утверждает форму избирательного бюллетеня и образцы протоколов избирательных комиссий, списков избирателей и других избирательных документов; ж) организует изготовление и доставку в окружные избирательные комиссии избирательных бюллетеней; з) осуществляет контроль за законностью проведения выборов в органы местного самоуправления; и) распределяет средства, выделенные на финансирование выборов, и контролирует их использование; к) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов; л) подводит результаты выборов по территории, публикует в печати сообщение о них и список избранных депутатов; м) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения; н) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 2. Территориальная избирательная комиссия действует до назначения новых выборов в представительные органы местного самоуправления. Статья 9. Окружная избирательная комиссия 1. Окружная избирательная комиссия: а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории избирательного округа; б) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения; в) наблюдает за составлением списков избирателей; г) регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; д) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов в депутаты; е) утверждает текст избирательного бюллетеня; ж) распределяет средства, выделенные на финансирование выборов в избирательном округе, и контролирует их использование; з) организует досрочное голосование в помещении комиссии; и) устанавливает результаты выборов по избирательному округу; к) рассматривает и контролирует вопросы обеспечения участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и другие вопросы материально-технического обеспечения выборов; л) регистрирует избранных депутатов и выдает им удостоверения об избрании; н) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим законом. 2. Окружная избирательная комиссия действует до официального опубликования итогов выборов. Статья 10. Участковая избирательная комиссия 1. Участковая избирательная комиссия: а) составляет список избирателей; б) обеспечивает ознакомление избирателей со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений; в) оповещает население о дне и месте голосования не позднее чем за 20 дней до дня голосования; г) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; д) организует на избирательном участке досрочное голосование и голосование в день выборов; е) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов; ж) производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке, обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией голосования; з) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; и) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом. 2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи избирательной документации в окружную избирательную комиссию. Статья 11. Организация работы избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. 2. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем комиссии, а в его отсутствие - заместителем председателя. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. 4. Решения избирательной комиссии о регистрации кандидатов, о внесении предложений об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. При равном числе голосов голос председателя комиссии является решающим. Решение избирательной комиссии подписывается председателем и секретарем комиссии. 5. Члены избирательной комиссии, не согласные с ее решением, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. 6. Решения избирательной комиссии, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для выполнения нижестоящими избирательными комиссиями, государственными органами и органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. 7. Председатель и отдельные члены избирательной комиссии по ее решению могут работать в комиссии временно с отрывом от основной работы с оплатой в пределах финансовых средств, выделенных комиссии для проведения выборов. 8. На заседаниях соответствующей избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации. 9. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до подписания ее членами протокола об итогах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, кандидатами, с соответствующими документами, подтверждающими их полномочия, с указанием номера избирательного участка, куда они направляются. Вмешательство наблюдателей в работу участковой избирательной комиссии не допускается. 10. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в трехдневный срок. Статья 12. Обжалование нарушений избирательных прав граждан 1. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных органов, общественных объединений, избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. 2. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. 3. Решения по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. ГЛАВА 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 13. Право выдвижения кандидатов в депутаты Право выдвижения кандидатов в депутаты принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 14. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями 1. Избирательными объединениями, имеющими право на выдвижение кандидатов, являются: а) территориальные отделения общефедеральных и областных общественных объединений, устав которых зарегистрирован в порядке, установленном законами Российской Федерации, не позднее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов и предусматривает участие в выборах путем выдвижения кандидатов; б) блок указанных объединений, создаваемый на период проведения выборов. Избирательный блок подлежит регистрации в территориальной избирательной комиссии. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. 2. Решения о выдвижении кандидатов от избирательных объединений и избирательных блоков принимаются тайным голосованием. 3. Для регистрации кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей в количестве одного процента от общего числа избирателей соответствующего избирательного округа. Статья 15. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями 1. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о согласии баллотироваться кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы, службы, учебы и жительства среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, только в том округе, где осуществляется выдвижение кандидата. 2. Для регистрации кандидата требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи избирателей в количестве одного процента от общего числа избирателей данного округа. 3. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его согласии баллотироваться кандидатом может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляют окружную избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата. 4. Избирательное объединение или группа избирателей вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом из округов. Статья 16. Сроки выдвижения кандидатов Выдвижение кандидатов в депутаты начинается с момента принятия решения о проведении выборов в представительные органы местного самоуправления и заканчивается не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Статья 17. Подписной лист 1. Сбор подписей для выдвижения кандидата проводится в подписных листах. Подписные листы изготавливаются инициаторами выдвижения кандидата по форме, утверждаемой территориальной избирательной комиссией. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий), постоянное место жительства кандидата, принадлежность его к какому-либо избирательному объединению, либо его независимый статус. 2. Избиратель, ставя свою подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес, серию и номер паспорта либо удостоверения личности офицера, либо военного билета самостоятельно или с его согласия лицом, собирающим подписи. 3. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием фамилии, имени и отчества этого лица, адреса, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. Статья 18. Регистрация кандидатов 1. Инициаторы выдвижения кандидата или сам кандидат передают подписные листы и заявление кандидата о согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Окружная избирательная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и в течение 5 дней со дня внесения подписных листов регистрирует его, и в течение суток публикует данные о нем, внесенные в подписной лист, либо отказывает в регистрации. 2. Кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. 3. В случае отказа в регистрации кандидата окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать выдвигавшемуся в кандидаты или его доверенному лицу решение с приложением мотивов отказа. Основанием для отказа в регистрации кандидата может быть только нарушение срока сбора подписей либо недостаточное количество подписей в подписных листах. В случае сомнения в подлинности собранных подписей окружная избирательная комиссия имеет право направить подписные листы для проверки фактов фальсификации в следственные органы. При подтверждении фактов фальсификации окружная избирательная комиссия направляет в соответствующий суд заявление об отмене регистрации. 4. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в территориальную избирательную комиссию или в суд. 5. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов будет менее двух, выборы в данном избирательном округе откладываются по решению территориальной избирательной комиссии на 8-12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. ГЛАВА 5. СТАТУС КАНДИДАТОВ Статья 19. Равенство кандидатов Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 20. Гарантии деятельности кандидатов 1. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной и муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, не вправе использовать преимущества своего служебного положения в интересах избрания. 2. Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы, им предоставляется неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока окружная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им ежемесячно денежную компенсацию исходя из среднего заработка или иного регулярного дохода, исчисленного за предшествующие дате регистрации три месяца, с учетом индексации, но не более 10-ти кратного размера минимальной месячной оплаты труда, установленной в Российской Федерации. 3. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. 4. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 5. Кандидат имеет право на возмещение транспортных расходов (кроме такси) в пределах территории избирательного округа, в котором он баллотируется. Если кандидат баллотируется в избирательном округе в пределах территории города, где имеется несколько избирательных округов, он имеет право на возмещение транспортных расходов на территории города (кроме такси). Кандидат, постоянно проживающий вне пределов территории избирательного округа, в котором он баллотируется, имеет право совершить в общей сложности три поездки в избирательный округ и обратно на любом виде транспорта (кроме такси). Право на возмещение транспортных расходов действует со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно. Оплата производится за счет средств, выделенных соответствующей окружной комиссии на проведение выборов. Порядок оплаты определяется территориальной избирательной комиссией. 6. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат не может входить в состав ни одной избирательной комиссии. 7. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора города (района) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 8. Кандидат может иметь до 5 доверенных лиц, регистрируемых той же окружной избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям ст.2 настоящего Закона. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. Кандидаты вправе в любое время отозвать или заменить своих доверенных лиц, уведомив соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. 9. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если это сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая выделенные на предвыборную кампанию. ГЛАВА 6. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 21. Право на предвыборную агитацию 1. Граждане Российской Федерации, избирательные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата. 2. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, организуемых в установленном порядке, выпуска и распространения агитационных печатных материалов. 3. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица. 4. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. 5. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами. 6. Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением или обещанием передачи избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), денежных средств, ценных бумаг либо иных материальных благ. Статья 22. Условия проведения предвыборной агитации 1. Органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Ходатайства о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими органами в пятидневный срок в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией. 2. Проведение предвыборной агитации в помещениях избирательных комиссий и участков запрещается. 3. Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. Кандидат имеет право на основании договора, заключенного с муниципальной телерадиокомпанией, получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам должны быть равными. 4. Партии и политические движения, иные общественные объединения, участвующие в выборах, отдельные кандидаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 5. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. 6. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены на специальных стендах, устанавливаемых по распоряжению участковой избирательной комиссии, а также, с согласия собственника или владельца, в любом помещении, на любом здании, сооружении или любом другом объекте, кроме зданий и помещений избирательных комиссий и избирательных участков. Статья 23. Сроки проведения предвыборной агитации 1. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается за 24 часа до дня выборов. 2. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. 3. В течение трех дней до дня выборов и в день голосования опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. ГЛАВА 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 24. Финансовое обеспечение организации, подготовки и проведения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов производятся за счет средств, выделяемых из соответствующих местных бюджетов. 2. В случае недостаточности денежных средств на проведение выборов финансирование производится из средств областного бюджета. 3. Окружные избирательные комиссии представляют территориальной избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им средств не позднее 45 дней со дня официального опубликования результатов выборов. Статья 25. Избирательные фонды и порядок их создания 1. Кандидаты вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из следующих средств: а) средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию избирательными комиссиями; б) собственных средств кандидата за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его региональным избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением; г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 2. В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды. 3. Предельный размер добровольных пожертвований физических и юридических лиц не может превышать соответственно 10 и 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. 4. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, лиц без гражданства, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, российских юридических лиц, зарегистрированных на территории другого государства или субъекта Российской Федерации, а также со стороны международных организаций и международных общественных объединений, государственных и муниципальных предприятий, организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. 5. Соответствующие окружные избирательные комиссии до дня выборов обязаны периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатами. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды кандидатам. 6. Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в Сберегательном банке РФ, который открывается кандидатом с разрешения окружной избирательной комиссии после регистрации кандидата. Порядок открытия и ведения указанных счетов устанавливается Центральной избирательной комиссией РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Учреждения Сберегательного банка РФ обязаны по письменному запросу окружных избирательных комиссий предоставлять сведения о поступлении и расходовании средств, находящихся на специальных счетах избирательных фондов. Статья 26. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность 1. Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов, открываемыми для формирования избирательных фондов, прекращаются в день выборов. Окружная избирательная комиссия по письменному заявлению кандидата может продлить срок проведения финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов. 2. Кандидат не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязан представить в окружную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своего избирательного фонда, а также о всех произведенных затратах. 3. Окружные избирательные комиссии не позднее чем через 45 дней по окончании выборов представляют финансовые отчеты в территориальную избирательную комиссию. 4. Территориальные избирательные комиссии публикуют сведения о расходовании средств, выделенных из местного бюджета на подготовку и проведение выборов представительных органов местного самоуправления. 5. Кандидаты возвращают соответствующим окружным избирательным комиссиям неизрасходованные средства избирательных фондов в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных им этими комиссиями. 6. Остатки денежных средств на счетах избирательных фондов кандидатов после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования. ГЛАВА 8. ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ, ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ И ИХ ОПУБЛИКОВАНИЕ Статья 27. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой соответствующей администрации. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам и избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 28. Избирательные бюллетени 1. Для выборов каждый избиратель получает избирательный бюллетень по форме, устанавливаемой территориальной избирательной комиссией. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в п.2 ст.17 настоящего Закона. Справа, напротив данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от него пустым квадратом. 2. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение избирателю о порядке заполнения бюллетеня. 3. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 4. Избирательные бюллетени печатаются не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за три дня до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на два процента. На лицевой стороне полученных избирательных бюллетеней ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, заверенные печатью участковой избирательной комиссии. 5. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней окружные или участковые избирательные комиссии по указанию территориальной избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах либо изготовляют новые избирательные бюллетени. Статья 29. Порядок голосования 1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия с разрешения окружной может прекратить голосование ранее 22 часов. 2. Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до дня выборов и в день выборов, будет отсутствовать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену соответственно окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно окружной или участковой избирательной комиссии, заверенные печатью этой комиссии, а также подпись проголосовавшего избирателя. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших досрочно избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает в своем списке избирателей проголосовавших таким образом граждан. 3. В 8 часов в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам избирательной комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными избирательными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них избирательные бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При выдаче избирательного бюллетеня член избирательной комиссии проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или удостоверения личности, предъявленного избирателем, а избиратель, получая бюллетень, расписывается. 5. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. 6. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 7. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 8. Заполненный избирательный бюллетень избиратель, покинув кабину или комнату для тайного голосования, опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня он совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии с просьбой о выдаче нового избирательного бюллетеня взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт, прилагаемый к протоколу участковой избирательной комиссии. 9. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член избирательной комиссии, уполномоченный ею. 10. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушат тайну голосования или попытаются повлиять на волеизъявление избирателей. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. 11. В том случае, когда гражданин, имеющий право участвовать в выборах, не может прибыть в помещение для голосования по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам, по письменной или устной просьбе участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этого гражданина. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список, в котором избиратель расписывается в получении избирательного бюллетеня, а член избирательной комиссии - в его выдаче. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Статья 30. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении избирательного участка. 2. Перед вскрытием избирательных ящиков председатель участковой избирательной комиссии в присутствии правомочного состава членов комиссии с правом решающего голоса погашает неиспользованные избирательные бюллетени, о чем составляется акт, прилагаемый к протоколу, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - сначала переносных, затем стационарных. 3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находившихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражаются в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. 4. Все извлеченные из избирательных ящиков бюллетени подлежат подсчету. Прежде всего определяются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные заверенными подписями двух членов окружной или участковой избирательной комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, и, в частности, такие, в которых крест или любой знак (знаки) поставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения. 5. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования на данном участке. В протоколах указываются: число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; число погашенных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; число действительных избирательных бюллетеней; число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов; число голосов, поданных против всех кандидатов; поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его обратной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии, заверенными печатью комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. 6. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса. Член избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельным его положением, вправе приложить к протоколу особое мнение. 7. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии незамедлительно направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, один экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится у секретаря избирательной комиссии до окончания ее работы. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предоставить им заверенную копию протокола об итогах голосования. 8. Избирательная документация, включая избирательные бюллетени, передается в соответствующие окружные избирательные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов. Статья 31. Определение результатов выборов в избирательном округе 1. Окружная избирательная комиссия немедленно по получении подлинных протоколов всех участковых избирательных комиссий избирательного округа производит подсчет голосов, поданных по данному избирательному округу, путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. 2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу; б) число выданных избирательных бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; г) число действительных бюллетеней; д) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов. Если фамилии и инициалы двух или более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные; ж) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов; з) число голосов, поданных против всех кандидатов; к) одно из следующих решений: - признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, в поддержку которого при выдвижении собраны подписи большего числа избирателей; - признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Закона являются существенными или не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; - признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных в графе "Против всех кандидатов", превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в выборах приняло участие менее 25% зарегистрированных избирателей; л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем и членами окружной избирательной комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в территориальную избирательную комиссию, а другой хранится у секретаря окружной избирательной комиссии до окончания срока ее полномочий. 4. В тех случаях, когда полномочия окружной и участковой избирательной комиссии выполняет одна участковая комиссия, она составляет только свой протокол в порядке, установленном настоящей статьей. 5. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией. 6. При подписании протокола о результатах выборов члены окружной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Статья 32. Установление общих итогов выборов в представительные органы местного самоуправления. Регистрация избранных депутатов 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение пяти дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. Соответствующая окружная избирательная комиссия после установления общих итогов выборов извещает кандидата об избрании его депутатом, производит регистрацию избранных депутатов и выдает им удостоверения об избрании. 2. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными, территориальная избирательная комиссия назначает новые выборы. Сроки избирательных действий могут быть сокращены территориальной избирательной комиссией не более чем на одну треть. Территориальная избирательная комиссия может распорядиться о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе. Сообщение о проведении выборов публикуется в печати. ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 33. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем насилия, обмана, угроз, подкупа, подлога избирательных документов или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации права избирать и быть избранным, либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, нарушающие условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Статья 34. Вступление Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Пермской области Б.Ю.Кузнецов 22.12.1995 N 361-59 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|