Расширенный поиск
Закон Пермской области от 08.07.1996 № 499-79Утратил силу - Закон Пермской области от 26.07.2002 г. N 295-49 Об охране окружающей природной среды Пермской области Принят Законодательным Собранием Пермской области 20 июня 1996 года Настоящий Закон принят в соответствии с Конституцией Российской Федерации в развитие законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и в целях реализации полномочий Пермской области как субъекта Российской Федерации. РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет, цели и задачи Закона 1. Настоящий Закон регулирует отношения между органами государственной власти Пермской области и органами местного самоуправления, учреждениями, предприятиями и организациями всех форм собственности и подчиненности, в т.ч. иностранными, предприятиями с иностранными инвестициями, общественными объединениями, гражданами Российской Федерации, иностранцами, лицами без гражданства по охране окружающей природной среды Пермской области. 2. Правовое регулирование отношений по охране окружающей природной среды осуществляется настоящим Законом в целях обеспечения реализации конституционных прав населения Пермской области на благоприятную для здоровья среду обитания, экологической безопасности, сохранения окружающей природной среды и природных ресурсов, биоразнообразия, ландшафтов как основы жизнедеятельности ныне живущих и последующих поколений. 3. Задачами настоящего Закона являются создание нормативной правовой основы экологической деятельности, формирование экологического правопорядка на территории Пермской области, а также условий для последовательного перехода к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей природной среды. 4. Отношения по охране и использованию земель, недр, вод и других природных ресурсов и комплексов регулируются специальными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермской области. Статья 2. Законодательство об охране окружающей природной среды 1. Отношения в области охраны окружающей природной среды Пермской области регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Законом и другими законами Пермской области, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления. 2. Настоящий Закон и принятые в его развитие нормативные правовые акты обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, учреждениями, предприятиями и организациями всех форм собственности и подчиненности, в том числе предприятиями с иностранными инвестициями, гражданами Российской Федерации, иностранцами и лицами без гражданства, находящимися, проживающими и осуществляющими свою деятельность на территории Пермской области. Статья 3. Основные принципы охраны окружающей природной среды При осуществлении на территории Пермской области управленческой, хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую природную среду, органы законодательной (представительной) и исполнительной власти области, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, граждане Российской Федерации, иностранные юридические и физические лица, а также лица без гражданства обязаны руководствоваться следующими основными принципами: 1) обеспечения качества окружающей природной среды, не опасного для состояния здоровья человека и его жизнедеятельности; 2) восстановления и улучшения окружающей природной среды, природных ресурсов и комплексов, устранения отрицательных изменений в окружающей природной среде в результате хозяйственной и иной деятельности; 3) замены деятельности, которая сопровождается неблагоприятными воздействиями на состояние здоровья человека, разрушает окружающую природную среду и истощает возобновимые природные ресурсы, на другой вид деятельности с меньшим экологическим вредом; 4) обязательности проведения профилактических мероприятий с целью недопущения или уменьшения возможности экологического вреда и других отрицательных последствий; 5) обязательности проведения оценки воздействия на окружающую природную среду и экологических экспертиз до принятия решений о строительстве промышленных и иных объектов, осуществления деятельности, отрицательно влияющих на здоровье людей и окружающую природную среду; 6) сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, сложившегося в районе осуществления хозяйственной или иной деятельности; 7) осуществления хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на здоровье людей, состояние окружающей природной среды и природных ресурсов, на основе специальных разрешений, лицензий, выдаваемых в установленном порядке; 8) платности природопользования и за воздействие на окружающую природную среду в результате хозяйственной или иной деятельности; 9) доступности информации об окружающей природной среде для всех граждан Пермской области; 10) участия граждан и общественных организаций в принятии решений, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на окружающую природную среду; 11) ответственности субъектов хозяйственной и иной деятельности, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций за экологические и связанные с ними социальные, экономические и другие неблагоприятные последствия их деятельности. Статья 4. Окружающая природная среда как объект охраны На территории Пермской области подлежат охране от загрязнения, деградации, повреждения, истощения, разрушения, уничтожения и других вредных воздействий: - природная среда в целом; - естественные экологические системы; - отдельные природные ресурсы; - биоразнообразие; - особо охраняемые территории и объекты; - природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты. РАЗДЕЛ 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ ПРИРОДНУЮ СРЕДУ Статья 5. Право населения Пермской области на благоприятную окружающую природную среду Граждане Российской Федерации и другие лица, проживающие, находящиеся на территории Пермской области, имеют право на такое качество окружающей природной среды, которое не создает угрозы для состояния их здоровья и условий жизнедеятельности. Это право обеспечивается: 1) нормированием качества окружающей природной среды, нормированием и лицензированием выбросов, сбросов и других отрицательных воздействий на окружающую природную среду, использования природных ресурсов; 2) мерами по предупреждению, пресечению и прекращению экологически опасной хозяйственной и иной деятельности, оздоровлению окружающей природной среды; 3) предоставлением достоверной и полной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране; 4) предупреждением и ликвидацией последствий чрезвычайных экологических ситуаций, радиационных загрязнений территорий, аварий, катастроф, стихийных бедствий; 5) установлением экологических требований к организации и ведению хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду; 6) экологическим страхованием, возмещением в добровольном, судебном или административном порядке вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате загрязнения окружающей природной среды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; 7) экологическим контролем, привлечением к ответственности лиц и организаций, виновных в несоблюдении экологических требований и условий; 8) организацией единой системы экологического мониторинга; 9) системой экологического воспитания и образования; 10) судебной защитой права населения Пермской области на благоприятную окружающую природную среду. Статья 6. Полномочия граждан в области охраны окружающей природной среды 1. Граждане Российской Федерации имеют право на территории Пермской области: а) создавать экологические общественные объединения и фонды; б) принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях и референдумах по охране окружающей природной среды, излагать свое мнение, обращаться с петициями, письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения; в) получать от органов государственной власти, местного самоуправления в установленном порядке достоверную и полную информацию о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее охране, восстановлению и улучшению; г) требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное (вредное) влияние на окружающую природную среду, здоровье людей; д) ставить вопрос о привлечении к ответственности юридических и физических лиц за нарушение экологических требований и условий, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, о защите и восстановлении прав граждан на благоприятную окружающую природную среду. 2. Граждане обязаны: а) соблюдать экологические требования законодательства Российской Федерации и Пермской области; б) принимать участие в охране окружающей природной среды, сохранении, восстановлении и приумножении природных богатств; в) повышать экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию и образованию подрастающего поколения. Статья 7. Права общественных объединений 1. Общественные объединения имеют право: а) осуществлять общественный контроль и проводить общественную экспертизу, рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологической экспертизе; б) получать достоверную и полную информацию от органов государственной власти, местного самоуправления о состоянии окружающей природной среды, мероприятиях по ликвидации экологических последствий аварий и катастроф, о возмещении вреда, причиненного имуществу и здоровью граждан; в) направлять материалы общественного экологического контроля и экспертизы в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в средства массовой информации; г) требовать в судебном порядке: - отмены решений о размещении, проектировании, строительстве новых, реконструкции, расширении, техническом перевооружении и эксплуатации экологически вредных хозяйственных и иных объектов; - приостановления или прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением экологических требований и условий; - защиты и восстановления прав граждан на благоприятную окружающую природную среду; д) создавать общественные экологические фонды и определять порядок их функционирования и расходования средств; е) участвовать с целью повышения экологической культуры населения в экологическом воспитании и образовании, пропаганде экологических знаний; ж) привлекать население к выполнению работ по охране окружающей природной среды; з) содействовать органам государственной власти, местного самоуправления в осуществлении государственного экологического контроля и мероприятий по охране окружающей природной среды; и) ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, предъявлять в суде или в арбитражном суде иски о возмещении гражданам ущерба, причиненного экологическим правонарушением; к) вносить в органы государственной власти Пермской области, органы местного самоуправления предложения по совершенствованию деятельности по охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности, об устранении нарушений законодательства, прав и интересов граждан, разработке и принятию нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей природной среды. 2. Деятельность общественных экологических объединений осуществляется в соответствии с их уставами и законодательством Российской Федерации и Пермской области. Статья 8. Всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования 1. С целью повышения экологической культуры населения Пермской области устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, которая охватывает весь процесс дошкольного, школьного, начального, профессионального, дополнительного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием средств массовой информации. 2. Во всех образовательных учреждениях, дошкольных, средних и высших учебных заведениях Пермской области независимо от их профиля, ведомственной принадлежности и формы собственности в обязательном порядке обеспечивается преподавание основ экологических знаний. 3. В специальных средних и высших учебных заведениях, находящихся на территории Пермской области, в соответствии с их профилем обеспечивается преподавание специальных курсов по основам охраны окружающей природной среды и природопользования. 4. Предприятия и иные организации всех форм собственности и подчиненности осуществляют подготовку, переподготовку, повышение квалификации работающих в области охраны окружающей природной среды и природопользования. РАЗДЕЛ 3. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ Статья 9. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации по управлению и контролю в сфере охраны окружающей природной среды 1. Органы исполнительной власти Российской Федерации осуществляют свои полномочия по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды через свои территориальные подразделения. 2. Координацию деятельности территориальных подразделений федеральных органов, предприятий и других хозяйствующих объектов по охране окружающей природной среды осуществляет областной комитет по охране природы, являющийся специально уполномоченным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды на территории Пермской области. Решения областного комитета по охране природы по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для государственных органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, территориальных подразделений федеральных органов, юридических и физических лиц и могут быть обжалованы в судебном порядке. 3. Органы государственной власти Пермской области, органы местного самоуправления содействуют территориальным подразделениям федеральных органов государственной власти в осуществлении их полномочий. Полномочия территориальных подразделений специально уполномоченных органов по охране окружающей природной среды определяются федеральным законодательством и положениями об этих органах, утвержденными в установленном порядке. Статья 10. Полномочия Законодательного Собрания Пермской области в области охраны окружающей природной среды Законодательное Собрание Пермской области: 1. Принимает законы и иные нормативные правовые акты по вопросам охраны окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности территорий и населения, особо охраняемых природных территорий и объектов; вносит в них изменения и дополнения, осуществляет толкование принятых нормативных правовых актов. 2. Утверждает в составе бюджета Пермской области отдельной строкой финансирование экологических программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. 3. Определяет порядок формирования областного государственного экологического фонда, утверждает Положение, бюджет и отчет об его исполнении, вносит в них изменения и дополнения. 4. Утверждает областные экологические программы и разделы "Охрана окружающей природной среды" в составе программ социально-экономического развития Пермской области. 5. Осуществляет контроль за реализацией принятых нормативных правовых актов; использованием финансовых средств, выделенных на охрану окружающей природной среды отдельной строкой в бюджете области, исполнением бюджета государственного областного экологического фонда; выполнением областных экологических программ, мероприятий, предусмотренных программами социально-экономического развития области. 6. Осуществляет иные, не указанные в данной статье Закона, полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Пермской области. Статья 11. Полномочия администрации Пермской области в сфере охраны окружающей природной среды 1. Администрация Пермской области осуществляет правовое регулирование в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечивает на территории области исполнение природоохранительного законодательства, экологически безопасное состояние окружающей природной среды, для чего: а) разрабатывает проекты нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей природной среды для внесения их в порядке законодательной инициативы на рассмотрение Законодательного Собрания Пермской области, дает замечания и предложения к проектам нормативных правовых актов Пермской области, разработанным другими субъектами, имеющими право законодательной инициативы; б) разрабатывает и организует исполнение областных экологических программ, в том числе по экологическому образованию и воспитанию, разделов "Охрана окружающей природной среды" в программах социально-экономического развития области, областного бюджета, предусматривающего отдельной строкой их финансирование, а также бюджета областного экологического фонда; в) принимает участие в подготовке и реализации федеральных и межрегиональных целевых программ по охране окружающей природной среды и природных ресурсов; г) проводит на территории Пермской области единую политику в сфере охраны окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности населения; д) координирует и контролирует природоохранную деятельность органов государственного управления и местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций; е) организует областную государственную систему экологического мониторинга, ведение учета экологически вредных объектов и веществ, загрязняющих окружающую природную среду, производственных и бытовых отходов, осуществление оценки качества окружающей природной среды, ведение кадастровой документации; ж) организует проведение государственной экологической экспертизы; з) организует государственный экологический контроль, принимает решение об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности, строительства объектов, не отвечающих требованиям природоохранного законодательства; и) организует лицензирование права природопользования, сбора и реализации сырья из дикорастущего лекарственного сырья (кроме занесенных в Красную книгу России), выбросов и сбросов промышленных и иных отходов в окружающую природную среду, их утилизации, складирования, перемещения, захоронения, уничтожения, проведения экологической паспортизации, сертификации, экологического аудита, оказания услуг природоохранного назначения; к) обеспечивает соблюдение требований по охране окружающей природной среды, выполнение природоохранных мероприятий на предприятиях и иных объектах, находящихся в государственной собственности области; л) контролирует соблюдение нормативов качества окружающей природной среды, выбросов и сбросов отходов и сточных вод, выполнение природоохранных мероприятий предприятиями и иными хозяйствующими субъектами всех форм собственности и подчиненности; м) использует экономическое регулирование для реализации задач оздоровления окружающей природной среды; н) принимает меры по предупреждению аварийных ситуаций и ликвидации отрицательных экологических последствий техногенных аварий и катастроф, стихийных бедствий; о) организует на договорных началах, с привлечением средств предприятий и других хозяйствующих субъектов всех форм собственности и подчиненности, бюджетов муниципальных образований проведение природоохранных мероприятий, имеющих общеобластное значение; п) образует и обеспечивает охрану особо охраняемых природных территорий и объектов, природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов областного значения; р) организует систему экологического воспитания, образования и просвещения, обеспечения населения достоверной экологической информацией; с) обеспечивает развитие межрегионального и международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды; т) заключает договоры с субъектами Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей природной среды и природопользования, обеспечивает их выполнение в соответствии с принятыми обязательствами; у) осуществляет иные, не указанные в данной статье, полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Пермской области. 2. Полномочия администрации области по охране окружающей природной среды осуществляются с их согласия областным комитетом по охране природы и другими органами исполнительной государственной власти в пределах, определяемых губернатором в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области. Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления Пермской области Органы местного самоуправления Пермской области на территории соответствующих муниципальных образований обеспечивают экологически безопасное состояние окружающей природной среды и благоприятные для здоровья людей условия проживания, для чего: 1. Определяют основные направления охраны окружающей природной среды; разрабатывают, обеспечивают финансирование, материально-техническое обеспечение и реализацию муниципальных целевых экологических программ; контролируют разработку и реализацию экологических программ предприятий и иных хозяйствующих субъектов всех форм собственности и подчиненности; 2. Организуют на договорных основах с привлечением средств предприятий и иных хозяйствующих субъектов проведение природоохранных мероприятий, имеющих общерайонное (общегородское) значение; 3. Ведут учет и оценку состояния окружающей природной среды и природных ресурсов, объемов отходов производства, размещаемых в природной среде; участвуют в осуществлении государственного экологического мониторинга на территории муниципальных образований; 4. Координируют природоохранную деятельность предприятий, учреждений, организаций, их экологических служб; 5. Осуществляют контроль за использованием и охраной земель, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, водных объектов, лесов, соблюдением правил охоты, рыболовства, сбора дикорастущих ягод, плодов, лекарственных трав, охраной и использованием других природных ресурсов, находящихся в ведении органов местного самоуправления; 6. Участвуют в организации экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля за состоянием окружающей природной среды; 7. Участвуют в выдаче разрешений и лицензий на отдельные виды природопользования, выбросы и сбросы вредных веществ, захоронение отходов; 8. Принимают решения об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности; 9. Принимают меры для предупреждения аварийных ситуаций и ликвидации экологических последствий техногенных аварий и катастроф; 10. Организуют сбор и переработку производственных и бытовых отходов, а также сбор и очистку ливневых стоков, принимают меры по своевременной очистке от грязи и мусора улиц и дворовых территорий, посадке и восстановлению зеленых насаждений; 11. Создают и обеспечивают охрану особо охраняемых природных территорий и объектов местного значения; 12. Организуют экологическое воспитание, образование, просвещение; 13. Обеспечивают население необходимой экологической информацией; 14. Осуществляют на основе договоров проведение целевых природоохранных мероприятий на территориях сопредельных муниципальных образований с привлечением средств из всех источников финансирования. Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы охраны окружающей природной среды местного значения, не отнесенные к ведению органов государственной власти. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по охране окружающей природной среды осуществляется законодательством Российской Федерации или Пермской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых ресурсов. РАЗДЕЛ 4. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 13. Система ограничений на ведение хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду В целях управления качеством окружающей природной среды Пермской области устанавливается система ограничений на ведение хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду, которая включает в себя федеральные и областные нормы качества окружающей природной среды и правила природопользования, областные и производственные нормативы воздействия на окружающую природную среду. Областные нормы качества окружающей природной среды и правила природопользования, областные и производственные нормативы воздействия на окружающую природную среду вводятся при отсутствии федеральных, либо в целях установления иных ограничений по сравнению с федеральными с учетом экологической обстановки на территории области и отсутствии запретов на их установление в федеральном законодательстве. Статья 14. Областные нормы качества окружающей природной среды 1. Областные нормы качества окружающей природной среды представляют собой научно обоснованные количественные границы свойств и характеристик ее компонентов, которые характеризуют безопасный уровень состояния окружающей природной среды на территории области и используются для установления предельно допустимых нормативов воздействия хозяйственной деятельности на окружающую природную среду. 2. Областные нормы качества окружающей природной среды должны учитывать природно-климатические и социально-экономические условия развития области в целом и ее территорий. Статья 15. Областные правила природопользования Областные правила природопользования представляют собой систему норм, регламентирующих порядок и основания предоставления природных ресурсов в пользование, прекращения природопользования, права и обязанности природопользователей, порядок использования природных ресурсов, находящихся в собственности области. Статья 16. Областные нормативы воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду Областные нормативы воздействия представляют собой научно обоснованные количественные ограничения на внесение или изъятие веществ и/или энергии по отношению к окружающей природной среде на территории Пермской области, использование которых в процессе хозяйственной деятельности природопользователями не приводит к нарушению качества окружающей природной среды. Статья 17. Экологические производственные нормативы воздействия на окружающую природную среду 1. Экологические производственные нормативы воздействия на окружающую природную среду представляют собой количественные ограничения на привнесение или изъятие вещества и/или энергии по отношению к окружающей природной среде отдельным природопользователем. 2. Экологические производственные нормативы воздействия на окружающую природную среду включают: а) объем предельного использования/изъятия компонента окружающей природной среды; б) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух; в) предельно допустимые сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; г) объемы образующихся и неиспользуемых отходов производства; д) нормативные уровни шумового, теплового, вибрационного, радиационного, электромагнитного и других физических воздействий на окружающую природную среду; е) нормативы потерь отдельных видов природных ресурсов; ж) нормативы допустимого преобразования территории и отдельных природных объектов. Статья 18. Разработка, утверждение и введение в действие областных норм, нормативов и правил деятельности по охране окружающей природной среды 1. Областные нормы качества окружающей природной среды, нормативы воздействия на нее, правила природопользования разрабатываются по заказу администрации области за счет бюджета области или внебюджетных средств. 2. Областные нормы качества окружающей природной среды, нормативы воздействия на нее, правила природопользования подлежат согласованию с областным комитетом по охране природы и соответствующими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, действующими на территории Пермской области. Областные нормы качества окружающей природной среды, кроме того, согласовываются с областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора. 3. Областные нормы качества окружающей природной среды, нормативы воздействия на нее, правила природопользования утверждаются, вводятся в действие и изменяются постановлением губернатора Пермской области в соответствии с законодательством. 4. Производственные нормативы воздействия на окружающую природную среду устанавливаются областным комитетом по охране природы по согласованию с соответствующими специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, осуществляющими свою деятельность на территории Пермской области, территориальными органами государственного санитарно-эпидемиологического надзора. РАЗДЕЛ 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 19. Экологические требования к организации и ведению хозяйственной деятельности на территории Пермской области 1. Хозяйствующий субъект обязан: а) выполнять процедуры подготовки хозяйственных решений, установленных настоящим Законом; б) размещать объекты хозяйственной деятельности с учетом их возможного воздействия на окружающую природную среду; в) разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия, меры по обеспечению радиационной безопасности населения, предотвращению экологически опасной деятельности при строительстве и эксплуатации объектов хозяйственной деятельности; г) оснащать технологические процессы и оборудование измерительной аппаратурой для контроля уровня их воздействия на окружающую природную среду; д) соблюдать технологические режимы, обеспечивать надежную эффективную работу очистных сооружений в проектном режиме, установок и средств контроля обезвреживания и утилизации отходов; е) предоставлять в установленном порядке достоверную информацию об использованных в технологических процессах материалов, переработка или создание которых сопровождается процессами воздействия на окружающую природную среду; ж) осуществлять комплексное развитие территории с учетом необходимости создания благоприятной для населения окружающей природной среды. 2. Запрещается: 1) осуществление хозяйственной деятельности: а) на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, которая противоречит их целевому назначению, причиняет вред особо охраняемым природным объектам, имеющим историческое, научное, эстетическое, культурное, познавательное значение; б) в пределах зон санитарной охраны водных объектов и санитарно-защитных зеленых зон населенных пунктов и территорий, если иное не предусмотрено проектом; в) приводящей к захламлению, загрязнению, деградации земель, гибели растительного покрова, животных и вызывающей эрозию и уничтожение плодородного слоя почвы; 2) инвестирование в объекты, создание и использование которых не отвечает экологическим, санитарно-гигиеническим и другим требованиям законодательства Российской Федерации и Пермской области; 3) хозяйственная деятельность, связанная с нарушением или разрушением естественных экологических систем и природного равновесия, с неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов и организмов, загрязнением почв при использовании территорий промышленными и иными отходами, с наступлением других необратимых последствий; 4) размещение, проектирование, строительство объектов химической, атомной промышленности на территориях с большой плотностью населения; 5) предоставление земель для строительства гаражей, открытых стоянок для транспорта и других объектов в районах жилой застройки без учета мнения лиц, проживающих на этих территориях, Советов микрорайонов и других органов территориального общественного самоуправления; 6) пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи без осуществления специальных мер охраны от вредного влияния горных разработок; 7) захоронение вредных веществ и отходов производства и потребления, сброс сточных вод в водоносные горизонты, которые могут быть использованы для питьевого водоснабжения, бальнеологических целей, а также в пласты-коллекторы, которые не обеспечивают предотвращение загрязнения недр; 8) разработка и производство новых химических веществ, применение которых способствует разрушению озонового слоя Земли; 9) применение токсичных химических веществ и препаратов, не подвергающихся распаду, воздействующих на организм человека; 10) использование пестицидов и иных токсичных химических веществ, срок действия которых истек или нарушаются требования по их применению; 11) расселение, применение, разведение биологических видов, не свойственных природе Пермской области, а также полученных искусственным путем, без разработки эффективных мер предотвращения их неконтролируемого размножения и разрешения специально уполномоченных на то государственных органов по охране окружающей природной среды; 12) выбросы вредных веществ в окружающую природную среду с превышением предельно допустимых концентраций; 13) сброс неочищенных и необезвреженных сточных вод промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственных, бытовых и других видов отходов в водоемы всех видов пользования, на берега и лед этих водоемов; 14) производство и импорт продукции, не имеющей технологии ее переработки, обезвреживания и утилизации отходов; 15) ввоз отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных, для складирования, захоронения и ликвидации на территории Пермской области, а также для промышленного использования, приводящего к образованию других опасных отходов; 16) сжигание производственных, бытовых и иных отходов, в том числе токсичных, открытым способом и без организации очистки отходящих газов; 17) добывание, сбор, заготовка, продажа, скупка, приобретение, обмен, пересылка, вывоз за границу и ввоз из-за границы объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций с нарушением установленного порядка или правил. Статья 20. Экологические требования к созданию и использованию на территории Пермской области технологий и оборудования 1. При создании и использовании технологий (процессов), в том числе импортных, хозяйствующий субъект обязан отдавать предпочтение процессам, потребляющим наименьшее количество природных ресурсов и продуцирующим наименьшее количество отходов на единицу производимого продукта, использовать только технологии, отходы которых могут быть переработаны, обезврежены и экологически безопасно утилизированы. 2. С целью оценки технологий и оборудования при подготовке документации, обосновывающей развитие объектов хозяйственной деятельности, устанавливаются технические нормативы вредных веществ и энергии на единицу продукции. 3. Технические нормативы вредных веществ и энергии на единицу продукции разрабатываются хозяйствующими субъектами по каждому виду оборудования, технологии и/или производства и утверждаются областным комитетом по охране природы. Статья 21. Экологические требования к продукции Хозяйствующий субъект, выпуская продукцию (вещества и материалы), предназначенную для использования на потребительском рынке, обязан: а) исключить содержание в продукции веществ, оказывающих токсичные, канцерогенные и иные опасные воздействия, устойчивых к разложению/распаду и аккумулирующихся в живых организмах; б) предусматривать возможность переработки, обезвреживания и экологически безопасной утилизации отходов, намечаемой в производстве продукции; в) соблюдать при транспортировке и хранении требования об обязательной, отвечающей нормам маркировки и упаковки продукции, а также предусматривать специальные условия для транспортировки с указанием видов транспортных средств, маршрутов, времени движения и хранения. Статья 22. Учет экологических требований при подготовке хозяйственных решений 1. Разработка и реализация мер по предупреждению неблагоприятных экологических и других последствий реализации хозяйственных решений осуществляется заказчиком на каждом этапе подготовки документации, обосновывающей социально-экономическое, отраслевое и территориальное развитие в Пермской области. 2. Выполнение экологических требований к ведению хозяйственной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую природную среду, обеспечивается при подготовке обосновывающей документации с помощью процедур оценки воздействия на окружающую природную среду (ОВОС). 3. Проверка обосновывающей документации на соответствие экологическим требованиям и условиям осуществляется экологической экспертизой. Статья 23. Оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) 1. В системе подготовки и принятия решений по развитию хозяйственной и иной деятельности применяется оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС), направленная на выявление и предупреждение неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий. 2. В процессе хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности оценка воздействий на окружающую природную среду осуществляется систематически на всей территории Пермской области. Перечень объектов и видов деятельности, для которых ОВОС проводится в обязательном порядке, периодичность и методика ОВОС хозяйственной деятельности устанавливаются областным комитетом по охране природы и утверждаются губернатором области. 3. ОВОС организуется, осуществляется и контролируется: инициатором/заказчиком хозяйственной и иной деятельности; разработчиком обосновывающей документации; органами государственной власти, управления и контроля; органами местного самоуправления; общественными объединениями и организациями. 4. ОВОС проводится при подготовке: а) проектов целевых и комплексных концепций, программ социально-экономического развития области и муниципальных образований; б) градостроительной документации (проектов генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.); в) документации техники, технологии, материалов, веществ, по строительству полигонов и иных военных объектов; г) нормативной документации, регламентирующей организацию и ведение хозяйственной и иной деятельности; д) технико-экономических обоснований инвестиций и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных объектов и комплексов независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности; е) иной обосновывающей документации по решению органов исполнительной власти, санкционирующих ведение хозяйственной или иной деятельности природопользования. 5. Решение о ведении хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное (вредное) воздействие на окружающую природную среду, принимается только на основании результатов ОВОС. Статья 24. Порядок проведения ОВОС при разработке технико-экономических обоснований проектов строительства объектов хозяйственной и иной деятельности 1. Заказчик обращается в органы государственной власти или местного самоуправления с просьбой рассмотреть Уведомление о намерениях осуществить намечаемую деятельность и дать согласие на подготовку проектных предложений по строительству нового или реконструкции, расширению, техническому перевооружению действующих объектов хозяйственной и иной деятельности. 2. Органы государственной власти или местного самоуправления в месячный срок рассматривают Уведомление о намерениях с учетом мнения областного комитета по охране природы или его местного органа, а также мнения специально уполномоченных органов Российской Федерации в области регулирования, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, действующих на территории Пермской области, общественности и принимают решение о принципиальном согласии или несогласии на разработку проектных предложений по осуществляемой деятельности. 3. Заказчик одновременно с разработкой принципиальных проектных решений подготавливает проект Заявления о воздействии на окружающую природную среду (ЗВОС), содержащий экологические условия для формирования программ изысканий и проведения научно-исследовательских работ на предварительно согласованном для последующего отвода земельном участке. 4. Областной комитет по охране природы с участием представителей территориальных подразделений специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области управления, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, общественных объединений рассматривает принципиальные проектные решения и проект ЗВОС и согласовывает экологические условия. 5. Заказчик по результатам выполнения научно-исследовательских изыскательских работ подготавливает Заявление о воздействии на окружающую природную среду, содержащее экологические условия для выработки решений при проектировании, строительстве, эксплуатации и ликвидации объекта хозяйственной и иной деятельности. 6. Заказчик проводит общественные слушания проектных решений по объекту хозяйственной и иной деятельности с целью выявления всех возможных неблагоприятных последствий ее реализации. 7. Заказчик представляет обосновывающую документацию, содержащую результаты проведения ОВОС, на государственную экологическую экспертизу. 8. В случае положительного заключения государственной экологической экспертизы по обосновывающей документации заказчик утверждает ТЭО/проект строительства (реконструкции, расширения, технического перевооружения) объекта и обращается в орган государственной власти или местного самоуправления за разрешением хозяйственной или иной деятельности. Статья 25. Требования к содержанию оценки воздействия на окружающую природную среду При проведении ОВОС рассматриваются: а) цели реализации замысла или предполагаемого проекта; б) разумные альтернативы намечаемой деятельности; в) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии; г) сведения о состоянии окружающей природной среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных интервалах; д) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и альтернатив; е) меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений; ж) предложения по разработке мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана после проектного анализа. Статья 26. Экологическая сертификация 1. Для организационной завершенности экологических требований к хозяйствующим субъектам осуществляется сертификация технологий, оборудования и продукции на предмет соответствия экологическим требованиям законодательства Российской Федерации и Пермской области. 2. Перечень технологий, оборудования и продукции, подлежащих экологической сертификации, а также порядок ее проведения утверждается губернатором Пермской области. РАЗДЕЛ 6. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ОБЪЕКТЫ Статья 27. Особо охраняемые природные территории и объекты 1. К особо охраняемым природным территориям и объектам Пермской области относятся государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки, ботанические сады, природные резерваты, историко-природные и культурно-природные местности и участки, этнокультурные территории, охраняемые ландшафты, пригородные и иные зеленые зоны, леса, парки и иные зеленые насаждения населенных пунктов, микрозаповедники, природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, растений, грибов и лишайников, включенные в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу Пермской области. 2. Особо охраняемые природные территории и объекты могут иметь федеральное, областное и местное значение. Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов областного и местного значения регламентируются законодательством Пермской области. РАЗДЕЛ 7. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ Статья 28. Выдача лицензий на природопользование и экологический аудит 1. Пользование природными ресурсами хозяйствующими и иными субъектами допускается на основании лицензии (разрешения). 2. Порядок выдачи, приостановки действия и аннулирования лицензий на природопользование регулируется федеральным законодательством и губернатором области. 3. Пользование природными ресурсами осуществляется только при наличии у пользователя лицензии на соответствующий вид деятельности, выдаваемой в установленном порядке. Полнота учета экологических требований в обосновании деятельности, осуществляемой на основании лицензии, определяется государственной экологической экспертизой. При отрицательном заключении государственной экологической экспертизы лицензия не выдается. Статья 29. Лицензирование воздействий на окружающую природную среду, операций с биологическими объектами 1. Утилизация, захоронение, складирование, перемещение, размещение, уничтожение промышленных и иных отходов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ, включая радиоактивные, в окружающую природную среду, сбор и реализация сырья из дикорастущих лекарственных, пищевых, декоративных, технических растений (кроме занесенных в Красную книгу России), вывоз за пределы области и ввоз на территорию области биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенных в Красную книгу России, их продуктов, частей и дериватов, а также биологических коллекций производится на основании лицензии (разрешения). 2. Выдача лицензий (разрешений) на эти виды деятельности производится областным комитетом по охране природы, иными специально уполномоченными органами. 3. Порядок и условия выдачи лицензий (разрешений), приостановки действия и аннулирования лицензий (разрешений) устанавливается законодательством Российской Федерации. Статья 30. Лицензирование видов деятельности, относящихся к разряду работ (услуг) природоохранного назначения 1. Подлежат обязательному лицензированию проведение экологической паспортизации, сертификации, экологическое аудирование, осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения. К работам (услугам) природоохранного назначения относятся работы (услуги) по обеспечению требований законодательства Российской Федерации и Пермской области при использовании природных ресурсов и охране окружающей природной среды. 2. Государственным лицензированием видов деятельности природоохранного назначения является процедура аккредитации субъектов предпринимательства и выдачи разрешений (лицензий) юридическим и физическим лицам на право ее осуществления. 3. Лицензии на право осуществления видов деятельности природоохранного назначения выдаются областным комитетом по охране природы, который контролирует выполнение условий лицензий и осуществление разрешенных видов деятельности. Статья 31. Экологический аудит 1. Экологический аудит представляет собой независимую, систематическую, документированную, периодическую и объективную проверку текущей деятельности предприятия, учреждения, организации, систем управления процессами и оборудованием, предназначенными для предотвращения воздействия на окружающую природную среду. 2. Экологический аудит осуществляется хозяйствующим субъектом за счет собственных или привлекаемых средств с целью предупреждения нарушения им экологических требований и условий. РАЗДЕЛ 8. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 32. Методы экономического регулирования охраны окружающей природной среды 1. Экономическое регулирование в области охраны окружающей природной среды осуществляется с целью формирования у хозяйственного субъекта экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства. 2. Экономическое регулирование охраны окружающей природной среды включает в себя: - программно-целевое планирование, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по охране окружающей природной среды; - установление лимитов природопользования, нормативов и лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов и других видов вредных воздействий; - установление квот, норм изъятия природных ресурсов из природной среды, использования территорий; - взимание платы за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на природную среду; - экономическое стимулирование хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с учетом экологических требований; - формирование областного и местных (районных, городских) экологических фондов; - создание рынка работ (услуг) природоохранного назначения; - экологическое страхование. 3. Законодательством Российской Федерации, законами и правовыми актами Пермской области могут быть установлены и другие меры экономического регулирования охраны окружающей природной среды на территории Пермской области. Статья 33. Лимитирование природопользования и воздействия на окружающую природную среду 1. Текущая хозяйственная и иная деятельность (природопользование) ограничивается с помощью лимитов и нормативов на: а) использование, изъятие отдельных видов природных ресурсов; б) величины выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение в ней отходов производства и потребления; в) величины вредных физических, химических, биологических и иных вредных воздействий. 2. Экологические нормативы выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду, лимиты использования (изъятия) природных ресурсов, размещение отходов утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Областные экологические нормативы и лимиты утверждаются и вводятся в действие в порядке, установленном статьей 18 настоящего Закона. Статья 34. Плата за воздействие на окружающую природную среду Плата за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия взимается с природопользователей и других хозяйствующих субъектов в доход федерального бюджета, федерального, областного, местных экологических фондов в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и Пермской области. Статья 35. Областной и местные (городские, районные) экологические фонды 1. Областной и местные (городские, районные) экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранительных задач, восстановления потерь в окружающей природной среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранительных целей. 2. Решения о создании областного и местных экологических фондов принимаются соответственно Законодательным Собранием области и представительными органами городов и районов, которые утверждают положения об этих фондах на основании законодательства Российской Федерации и Пермской области. 3. В экологические фонды зачисляются; - плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие вредные воздействия на окружающую природную среду; - штрафы, взыскиваемые за нарушения экологического законодательства; - суммы, полученные по искам о возмещении ущерба, причиненного в результате экологических правонарушений; - средства, полученные от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой продукции из природной среды; - доходы от предоставления кредитов и иного использования средств фондов; - добровольные взносы предприятий, учреждений, граждан, в том числе иностранных; - иные средства из источников, не запрещенных законодательством. Не более 10% средств, поступающих в экологические фонды, направляются в Федеральный экологический фонд, 30% - в областной экологический фонд, не менее 60% - в местные (районные, городские) экологические фонды. 4. Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с охраной окружающей природной среды. 5. Областной и местные экологические фонды освобождаются от налогов в части, поступающей в областной бюджет. Статья 36. Экономическое стимулирование природопользования и охраны окружающей природной среды 1. Экономическое стимулирование ведения хозяйственной и иной деятельности с учетом экологических требований федерального и областного законодательства осуществляется путем: а) установления налоговых, кредитных и иных льгот, предоставляемых государственным и другим предприятиям, разрабатывающим, внедряющим и эксплуатирующим малоотходные технологии и безотходные производства, использующим вторичные материальные ресурсы, ресурсосберегающие технологии, нетрадиционные виды энергии; б) передачи части средств экологических фондов на договорных условиях субъектам хозяйствования для реализации мер по гарантированному снижению уровня неблагоприятного воздействия на окружающую природную среду, проведение природоохранительных мероприятий; в) установления повышенных норм амортизации основных производственных экологических фондов; г) применения поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы, услуги); д) применения льготного кредитования субъектов хозяйствования независимо от форм собственности, осуществляющих свою деятельность с соблюдением экологических требований федерального и областного законодательства; е) формирования рынка работ (услуг) природоохранного назначения; ж) возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, имуществу юридических и физических лиц, жизни и здоровью граждан экологическими нарушениями; з) применения санкций к нарушителям природоохранительного законодательства; и) частичного или полного лишения премий или иных средств поощрения руководителей предприятий, учреждений, организаций и других виновных работников за нарушение нормативов качества окружающей природной среды, невыполнение экологических программ и природоохранных мероприятий. 2. Порядок экономического стимулирования охраны окружающей природной среды определяется федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Пермской области. Статья 37. Экологическое страхование 1. Экологическое страхование проводится с целью обеспечения страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в виде полной или частичной компенсации убытков, причиняемых в результате загрязнения окружающей природной среды авариями и неблагоприятными природными явлениями. 2. Экологическое страхование проводится в виде: а) страхования убытков, образующихся в результате загрязнения окружающей природной среды; б) страхования ответственности за материальный ущерб, нанесенный загрязнением окружающей природной среды в результате аварийных воздействий. 3. Экологическое страхование в формах обязательного или добровольного осуществляется на условиях и в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Пермской области. РАЗДЕЛ 9. РАЗРАБОТКА И ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ Статья 38. Разработка областных экологических программ 1. В целях обеспечения реализации единой государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды в Пермской области разрабатываются целевые областные экологические программы. 2. Разработка областных экологических программ и контроль за их реализацией осуществляется областным комитетом по охране природы при участии природопользователей, специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, действующих на территории Пермской области, органов местного самоуправления, ученых, специалистов, общественных экологических организаций. 3. Заказчиком областных экологических программ является администрация Пермской области. 4. Разработка областных экологических программ осуществляется за счет средств областного бюджета, областного экологического фонда и других источников финансирования. 5. Утверждение областных экологических программ производится Законодательным Собранием Пермской области. Статья 39. Финансирование областных экологических программ 1. Финансирование мероприятий, предусмотренных областными экологическими программами, может производиться за счет: а) целевых средств федерального бюджета; б) средств областного и местных бюджетов; в) средств предприятий, природопользователей; г) средств экологических фондов; д) средств, поступающих из других источников финансирования. 2. Финансирование областных экологических программ в областном бюджете выделяется отдельной строкой и обеспечивается в установленном порядке. 3. Контроль за целевым использованием финансовых средств областного бюджета на реализацию областных экологических программ осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Пермской области. Статья 40. Территориальные (местные) экологические программы В целях обеспечения решения территориальных (местных) экологических проблем в городах и районах Пермской области по решению органов местного самоуправления могут в установленном ими порядке разрабатываться территориальные (местные) экологические программы. РАЗДЕЛ 10. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Статья 41. Государственная экологическая экспертиза 1. Государственная экологическая экспертиза - обязательная процедура проверки соответствия проектных и иных решений, содержащихся в обосновывающей документации, экологическим требованиям и условиям. 2. Государственная экологическая экспертиза проводится Пермским областным комитетом по охране природы. При необходимости в проведении государственной экологической экспертизы принимают участие специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области регулирования, использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, действующие на территории Пермской области. 3. Положительное заключение государственной экологической экспертной комиссии является одним из оснований для принятия решения о реализации объекта экологической экспертизы и одним из обязательных документов для открытия финансирования и кредитования реализации объекта экологической экспертизы. В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик намечаемой деятельности с учетом ее выводов и рекомендаций имеет право пересмотреть обосновывающую документацию. 4. Порядок проведения государственной экологической экспертизы определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермской области. Статья 42. Общественная экологическая экспертиза 1. Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных объединений, органов местного самоуправления общественными объединениями, основными направлениями деятельности которых является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза осуществляется независимо от государственной экологической экспертизы. 2. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы. 3. Заключения общественной экологической экспертизы могут опубликовываться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам. 4. Порядок проведения общественной экологической экспертизы устанавливается законодательством Российской Федерации и Пермской области. РАЗДЕЛ 11. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ Статья 43. Зоны чрезвычайной экологической ситуации Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории Пермской области, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов организмов. Статья 44. Зоны экологического бедствия Зонами экологического бедствия объявляются участки территорий Пермской области, где в результате хозяйственной и/или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Статья 45. Объявление зон чрезвычайной экологической ситуации, зон экологического бедствия, осуществление мер по их оздоровлению Объявление зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия на территории Пермской области, ограничение или прекращение в их пределах хозяйственной и иной деятельности, осуществление мер по их оздоровлению и финансирование этих мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области. РАЗДЕЛ 12. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Статья 46. Государственный экологический контроль 1. Государственный экологический контроль осуществляется с целью обеспечения исполнения законодательства об охране окружающей природной среды, соблюдения экологических требований (экологических норм, правил и нормативов), соблюдения правил природопользования, выполнения программ и мероприятий по охране окружающей природной среды. 2. Государственный экологический контроль в Пермской области осуществляется органами государственной власти области, областным комитетом по охране природы, а по вопросам охраны природных компонентов (воды, земли, недр, животного и растительного мира) - специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, действующими на территории Пермской области, в соответствии с их компетенцией. 3. Порядок проведения государственного экологического контроля, права должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермской области. Статья 47. Производственный экологический контроль 1. Предприятия и иные организации всех форм собственности осуществляют обязательный производственный экологический контроль соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды, экологических требований (экологических норм, правил, нормативов), экологических условий, указанных в лицензии на природопользование. 2. Производственный экологический контроль должен обеспечивать объективную экологическую информацию о влиянии на окружающую среду. Предприятия и иные хозяйствующие объекты в установленном порядке предоставляют ее органам государственной власти, государственного экологического контроля и местного самоуправления. Статья 48. Общественный экологический контроль 1. Общественный экологический контроль в Пермской области осуществляется общественными объединениями и гражданами, занимающимися в соответствии со своими уставами охраной окружающей природной среды. 2. Результаты общественного экологического контроля направляются в органы государственного экологического контроля, органы государственной власти и местного самоуправления для принятия соответствующих мер. О принятых мерах по выявленным нарушениям сообщается общественным объединениям, осуществляющим экологический контроль. РАЗДЕЛ 13. ИНФОРМАЦИОННОЕ И НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 49. Система информационного обеспечения охраны окружающей природной среды 1. Информационное обеспечение деятельности по регулированию природопользования и охране окружающей природной среды включает: а) комплексные, отраслевые, территориальные кадастры природных ресурсов, особо охраняемых природных территорий и объектов, лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов; б) данные статистического учета использования, изъятия отдельных компонентов окружающей природной среды, воздействий на окружающую природную среду; в) инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых природных объектов и территорий; г) государственный экологический мониторинг; д) локальный мониторинг, осуществляемый субъектами хозяйственной и иной деятельности, которые используют природные ресурсы и оказывают влияние на окружающую природную среду. Статья 50. Отраслевые и территориальные кадастры природных ресурсов и природных объектов 1. С целью создания условий для экологически обеспеченного территориального и отраслевого развития в Пермской области разрабатываются кадастры природных ресурсов и природных объектов (территориальные и отраслевые), которые представляют собой систематизированный свод данных об отдельных видах природных ресурсов и природных объектов, а также о природно-ресурсном потенциале конкретной территории и его использовании. 2. Организацию и ведение отраслевых кадастров природных ресурсов в Пермской области осуществляют специально уполномоченные государственные органы Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, действующие на территории Пермской области. 3. Комплексные территориальные кадастры природных ресурсов и природных объектов Пермской области разрабатываются на основе показателей отраслевых кадастров природных ресурсов и данных экологического мониторинга. Организацию и ведение комплексных территориальных кадастров природных ресурсов осуществляет областной комитет по охране природы. 4. Порядок формирования, финансирования и ведения отраслевых и территориальных кадастров природных ресурсов и природных объектов определяется законодательством Российской Федерации и Пермской области. Статья 51. Государственный статистический учет и отчетность 1. Данные об уровнях воздействия на окружающую природную среду, а также изменении качества природных ресурсов, комплексов и ландшафтов в Пермской области подлежат государственному статистическому учету. 2. Сбор данных об уровнях воздействия на окружающую природную среду, а также изменениях качества природных ресурсов, комплексов и ландшафтов осуществляется органами государственной статистики в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Статистическая отчетность обязательна для природопользователей независимо от формы собственности по представлению областного комитета по охране природы, а также специально уполномоченных органов Российской Федерации в области регулирования использования и охраны отдельных видов природных ресурсов, действующих на территории области. Статья 52. Территориальная система государственного экологического мониторинга 1. Информационное обеспечение охраны окружающей природной среды, природопользования, экологически безопасного устойчивого социально-экономического развития области осуществляется территориальной системой государственного экологического мониторинга области (ТСГЭМ). Территориальная система государственного экологического мониторинга области является частью Единой государственной системы экологического мониторинга Российской Федерации (ЕГСЭМ). 2. Территориальная система государственного экологического мониторинга области обеспечивает создание территориального фонда сведений о состоянии окружающей природной среды, природных ресурсов и комплексов; источниках, процессах и объемах хозяйственной и иной антропогенной деятельности, влиянии факторов среды обитания на здоровье населения. 3. Территориальная система государственного экологического мониторинга включает: а) наблюдение по определенным программам и методикам за состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов и комплексов источниками антропогенного воздействия на них; б) оценку состояния указанных объектов наблюдения; в) прогноз их изменений; г) выработку рекомендаций и разработку мероприятий по обеспечению экологической безопасности. 4. Государственный экологический мониторинг отдельных природных ресурсов на территории области осуществляют территориальные подразделения специально уполномоченных органов Российской Федерации в области природных ресурсов и природопользования в соответствии с их полномочиями. Областной комитет по охране природы координирует их деятельность по государственному экологическому мониторингу. 5. Экологическая информация, полученная в рамках территориальной системы государственного экологического мониторинга области, является государственной собственностью и предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления, предприятиям и иным организациям, гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Пермской области. Статья 53. Мониторинг антропогенных источников и зон их воздействия на состояние окружающей природной среды 1. Предприятия и иные организации всех форм собственности и подчиненности, физические лица, осуществляющие на территории Пермской области использование природных ресурсов, хозяйственную и иную деятельность, отрицательно влияющую на состояние окружающей природной среды, отдельных природных ресурсов, обязаны вести мониторинг антропогенных источников и зон их воздействия, состояния используемых природных ресурсов, учет воздействий на окружающую природную среду, представлять отчетность в установленном порядке. 2. Средства наблюдения, используемые для ведения мониторинга антропогенных источников и зон их воздействия, состояния используемых природных ресурсов, должны соответствовать требованиям стандартизации и метрологии, а также государственной статистической отчетности. 3. Порядок проведения мониторинга антропогенных источников и зон их воздействия, используемых природных ресурсов регламентируется законодательством Российской Федерации, Пермской области и локальными актами предприятий и иных организаций. Статья 54. Научное и кадровое обеспечение деятельности по охране окружающей природной среды 1. Научное и кадровое обеспечение деятельности по охране окружающей природной среды в Пермской области осуществляется с целью создания необходимых условий для реализации государственной экологической политики, экологических требований законодательства Российской Федерации и Пермской области в системе подготовки и принятия хозяйственных и иных решений, осуществления государственного экологического контроля, совершенствования системы экологического воспитания и образования населения. 2. Финансирование научных исследований, подготовки и переподготовки специалистов в области охраны окружающей природной среды осуществляется за счет средств федерального, областного, муниципальных бюджетов, экологических фондов, предприятий и иных организаций, физических лиц. 3. Результаты научных исследований в области охраны окружающей природной среды являются открытыми и доступными за исключением информации, составляющей государственную тайну. РАЗДЕЛ 14. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ Статья 55. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды 1. Споры по вопросам охраны окружающей природной среды разрешаются в суде, арбитражном суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Решения органов государственной власти, специально уполномоченных органов управления и экологического контроля в области охраны окружающей природной среды, органов местного самоуправления могут быть обжалованы в судебном порядке. Статья 56. Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды Нарушения законодательства об охране окружающей природной среды влекут за собой привлечение виновных к дисциплинарной, материальной, административной, уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Привлечение к ответственности не освобождает правонарушителей от устранения допущенных нарушений. Статья 57. Возмещение ущерба 1. Ущерб, причиненный окружающей природной среде, имуществу юридических и физических лиц, здоровью человека подлежит возмещению в полном объеме. Привлечение к административной, дисциплинарной, уголовной ответственности не освобождает от обязанности возместить причиненный ущерб. 2. Размер подлежащего возмещению ущерба определяется по утвержденным в установленном порядке таксам и методикам, по фактически произведенным или планируемым будущим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды, включая у пущенную выгоду. 3. Ущерб, нанесенный окружающей природной среде, убытки возмещаются правонарушителем в добровольном порядке или по решению суда, арбитражного суда. 4. Порядок направления в экологические фонды средств, получаемых в возмещение ущерба, нанесенного природным объектам, находящимся в общем пользовании, и использование этих средств определяется законодательством Российской Федерации и Пермской области. РАЗДЕЛ 15. МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Статья 58. Сотрудничество по предотвращению трансграничного воздействия на окружающую природную среду Пермская область принимает меры по совместному с другими субъектами Российской Федерации предупреждению и/или уменьшению трансграничного воздействия объектов хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду. Статья 59. Применение норм и правил международных договоров в области охраны окружающей природной среды 1. Если международным договором, заключенным Российской Федерацией, установлены иные нормы и правила в сфере охраны окружающей природной среды, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации и Пермской области, то применяются нормы и правила международного договора. 2. Иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства обязаны соблюдать на территории Пермской области требования природоохранного законодательства Российской Федерации, настоящего Закона и других правовых актов Пермской области в сфере охраны окружающей природной среды. РАЗДЕЛ 16. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 60. Вступление Закона в силу и его действие на территории Пермской области Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и действует на всей территории Пермской области, кроме Коми-Пермяцкого автономного округа. Губернатор Пермской области Г.В.Игумнов 08.07.1996 N 499-79 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|