Расширенный поиск
Закон Пермской области от 20.03.2003 № 665-129Об областной целевой Программе содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы (В редакции Закона Пермской области от 08.09.2003 г. N 971-195) Принят Законодательным Собранием Пермской области 20 февраля 2003 года Статья 1 Утвердить областную целевую Программу содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы (прилагается). Статья 2 Объем финансирования областной целевой Программы содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы определять ежегодно при формировании областного бюджета отдельной строкой. Статья 3 Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с законодательством. Статья 4 Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор Пермской области Ю.П.Трутнев 20.03.2003 N 665-129 Приложение к Закону Пермской области от 20.03.2003 N 665-129 Областная целевая Программа содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Наименование |Областная целевая программа содействия занятости | |Программы |населения Пермской области на 2003-2005 годы | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Основание для |Распоряжение губернатора Пермской области от | |разработки |16.02.2001 N 66-р | |Программы | | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Государственные |Администрация Пермской области (в части | |заказчики Программы|использования средств областного бюджета), | | |департамент ФГСЗН по Пермской области (в части | | |использования средств федерального бюджета) | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Основные |Управление труда Пермской области, главное | |разработчики |управление экономики Пермской области, департамент | |Программы |ФГСЗН по Пермской области | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Цель Программы |Создание условий для развития эффективного | | |цивилизованного рынка труда, оперативно | | |обеспечивающего работодателей необходимой рабочей | | |силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей | | |работой, позволяющей за счет собственных доходов | | |обеспечивать более высокий уровень потребления | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Задачи Программы |Совершенствование организационных форм содействия | | |занятости населения с учетом специфических | | |потребностей отдельных социально-демографических и | | |профессионально-квалификационных категорий населения| | |в соответствии с их возрастом, медицинскими | | |рекомендациями, профессиональным опытом, | | |образованием и другими особенностями; | | |расширение объемов и видов общественных работ, | | |исходя из потребности конкретных муниципальных | | |образований и необходимости решения социальных | | |проблем, имеющих областное значение, путем | | |организации общественных работ; | | |совершенствование форм и методов трудового| | |воспитания несовершеннолетних граждан, приобщение их| | |к труду и обучение профессиональным навыкам; | | |повышение информированности населения о ситуации на| | |рынке труда, улучшение возможностей трудоустройства,| | |в том числе на временные и общественные работы; | | |повышение социальной и профессиональной мобильности| | |населения области | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Сроки реализации |2003 - 2005 годы | |Программы | | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Приоритетные |Профессиональное обучение безработных и незанятого | |направления |населения;профессиональная ориентация безработных и | |Программы |незанятого населения; | | |организация ярмарок вакансий и учебных мест; | | |информирование населения и работодателей о положении| | |на рынке труда; | | |организация общественных работ; | | |организация временного трудоустройства безработных | | |граждан, особо нуждающихся в социальной защите; | | |социальная адаптация безработных граждан на рынке | | |труда; | | |оказание содействия самозанятости населения; | | |организация временного трудоустройства | | |несовершеннолетних граждан | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Головные |Управление труда Пермской области, департамент ФГСЗН| |исполнители |по Пермской области, территориальные центры | |мероприятий |занятости населения | |Программы | | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Координатор |Координационный комитет содействия занятости | |Программы |населения Пермской области | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Источники и объемы |Источниками ресурсного обеспечения Программы | |финансирования |являются на условиях софинансирования средства | |Программы |областного бюджета, федерального бюджета, местных | | |бюджетов, а также внебюджетные источники | | |Общая потребность ресурсного обеспечения Программы в| | |2003-2005 годах из областного бюджета составит 51,8 | | |млн.рублей, из федерального бюджета - 446,4 | | |млн.рублей | | |Объемы финансирования из областного, федерального, | | |местных бюджетов подлежат ежегодному корректированию| | |после утверждения соответствующих бюджетов | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые конечные |Реализация Программы в течение 2003-2005 годов | |результаты |позволит: | |реализации |направить на профессиональную подготовку, | |Программы |переобучение и переквалификацию с целью последующего| | |трудоустройства более 30 тыс.человек; | | |увеличить численность занятых в сфере малого | | |предпринимательства и численность самозанятых на | | |2 тыс.человек; | | |оказать профориентационные услуги более 150 | | |тыс.человек; | | |провести ярмарки вакансий и учебных мест с охватом | | |более 110 тыс.человек; | | |увеличить численность жителей области, пользующихся | | |адресной информацией о положении на рынке труда, на | | |40 тыс.человек; | | |обеспечить участие в общественных работах более | | |40 тыс.человек; | | |направить на временные работы 6 тыс.чел,, особо | | |нуждающихся в социальной защите; | | |трудоустроить около 7 тыс.человек, прошедших | | |социальную адаптацию; | | |провести обучение 580 безработных и незанятых | | |граждан основам предпринимательской деятельности, | | |оказать им правовую, финансовую и организационную | | |поддержку на стадии становления и развития | | |собственного дела; | | |трудоустроить на временные работы около 110 тысяч | | |несовершеннолетних граждан; | | |удержать уровень регистрируемой безработицы в | | |пределах 1,2% | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Система контроля за|Контроль за ходом реализации Программы осуществляет | |ходом реализации |Законодательное Собрание Пермской области, | |Программы |администрация Пермской области и Контрольно-счетная | | |палата Пермской области | |———————————————————|————————————————————————————————————————————————————| ЧАСТЬ I. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ В 2003-2005 ГОДАХ 1.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Процессы реформирования экономики Пермской области оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда. Практически завершился процесс реструктуризации экономики по формам собственности, продолжается структурная перестройка экономики области. По отраслям экономики структура занятости населения на протяжении последних 10 лет характеризуется перераспределением занятых в пользу нематериального производства. Наряду с позитивными изменениями в экономике Пермской области в 2002 году отмечены негативные моменты, неблагоприятно влияющие на состояние рынка труда: замедлились темпы роста индекса физического объема произведенной продукции (по сравнению с 2001 годом ИФО в 2002 году снизился со 107% до 99%, снижение отмечено в 7-и из 15-ти основных отраслей промышленности); ухудшились показатели использования рабочего времени; сальдо движения рабочей силы на крупных и средних предприятиях области вновь стало отрицательным (численность принятых на предприятия в 2001-2002 годах оказалась ниже численности уволенных); сохраняется значительная межотраслевая дифференциация заработной платы; усилились процессы сброса избыточной численности работающих (в 2002 году численность уволенных с предприятий и из организаций в связи с их ликвидацией или сокращением численности возросла по сравнению с 2001 годом в 1,5 раза и составили 20,5 тыс. человек). Наметился рост в динамике общей безработицы. По данным обследования рабочей силы численность жителей области, не имеющих работы или доходного занятия, активно ищущих и готовых приступить к работе, которые в соответствии с методологией МОТ классифицируются как безработные, в 2002 году возросла по сравнению с 2001 годом со 103 до 114 тыс. человек, что соответствует уровню общей безработицы 7,4% к численности экономически активного населения. Отмечается рост регистрируемой безработицы, особенно интенсивный в сельской местности. Численность зарегистрированных в органах областной службы занятости безработных возросла за 2002 год с 14,4 до 17,3 тыс.человек. Уровень регистрируемой безработицы в целом по области на конец 2002 года составил 1,2%, а по сельским районам - 2,3% к численности экономически активного населения. Основными причинами безработицы в сельской местности является отсутствие необходимого количества рабочих мест в несельскохозяйственной сфере, которая за годы реформирования экономики резко сократилась. Кроме того, недостаток денежных средств у населения сдерживает развитие предпринимательства на селе. Сохраняется значительная дифференциация территорий области по уровню безработицы. В наибольшей мере степень территориальной дифференциации безработицы отражают две полярно противоположные группы территорий: на 1 января 2003 года уровень регистрируемой безработицы ниже среднеобластного имели 9 территорий, выше среднеобластного до 2 раз - 15 территорий, выше среднеобластного более чем в 2 раза - 12 территорий. Анализ сферы занятости на рынке труда показывает, что, несмотря на наличие обусловленных рыночными реформами трансформационных процессов и позитивных сдвигов под влиянием начавшегося экономического роста, трудовая сфера по своим основным характеристикам не соответствует в полной мере требованиям эффективно функционирующего рынка труда. К числу ключевых проблем развития сферы занятости, решение которых должно составлять содержание и направленность политики занятости, а следовательно, и программы содействия занятости населения Пермской области, относятся: 1. Несбалансированность спроса и предложения рабочей силы. Несмотря на наличие положительных тенденций в динамике основных макроэкономических показателей, остаются довольно значительными размеры избыточной численности работающих, а также дифференциация территориальных рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы и составу безработных граждан. 2. Деформация системы трудовых отношений. Значительные масштабы занятости в неформальном секторе экономики, медленная перестройка трудового менталитета, несмотря на весьма существенные институциональные преобразования рыночного типа в составе занятых, сдерживают переход к эффективной занятости и повышению трудовой мобильности работников в связи со структурными сдвигами. 3. Ухудшение качественных характеристик системы рабочих мест. В течение 90-х годов они практически не обновлялись, что ограничивает возможности роста эффективности труда, ухудшает перспективы трудоустройства населения из-за расширения числа рабочих мест с неблагоприятными условиями труда и низкой его оплатой. Изношенность основных фондов может стать одной из причин, ограничивающих в ближайшей перспективе расширение спроса на рабочую силу. 4. Недостаточная адаптированность системы профессионального образования к потребностям экономики, особенно в части учета перспектив спроса на рабочую силу в профессиональном разрезе, гибкого сочетания первичной подготовки с различными формами вторичного обучения и повышения качества подготовки квалифицированных кадров. По данным мониторинга перспектив трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений, лишь 50% выпускников высших, 30% средних и 30% начальных профессиональных учебных заведений имеют перспективы гарантированного трудоустройства по специальности (профессии). 5. Трудоустройство ряда социально-демографических групп (молодежи без практического опыта работы, отдельных контингентов женского населения, инвалидов, демобилизованных военнослужащих и других) остается чрезвычайно сложным даже в условиях начавшегося экономического роста. С одной стороны, сохраняется селективный подход при приеме на работу в зависимости от пола, возраста, семейного положения, здоровья, наличия опыта работы, а с другой стороны, растут требования безработных, особенно молодежи, к условиям и оплате труда, так как заявленные в службу занятости вакансии относятся, как правило, к низкооплачиваемым видам деятельности; не соблюдаются в полной мере нормы трудового законодательства о режиме и охране труда отдельных групп населения. 6. Дальнейшее сокращение численности работающих в связи со структурными преобразованиями в ряде отраслей экономики может усугубить ситуацию на областном рынке труда и обусловит необходимость повышения трудовой мобильности граждан. 7. Наличие значительного числа территорий с напряженной ситуацией на рынке труда свидетельствует о том, что динамика макроэкономических показателей, разработка перспектив развития и размещения отдельных отраслей и производств в рамках областных целевых, инвестиционных, муниципальных и отраслевых программ не нацелены пока на всесторонний учет ситуации на рынке труда. В течение трех предстоящих лет ожидается увеличение предложения рабочей силы как за счет демографических факторов, так и за счет реструктуризации экономики. Прирост населения трудоспособного возраста за этот период превысит 25 тыс. человек, главным образом за счет увеличения численности вступающей в данную возрастную группу молодежи, а также миграционного прироста населения этой возрастной группы. В этот же период планируется значительное увольнение военнослужащих из Вооруженных Сил Российской Федерации, в частности ликвидация ракетной дивизии (п. Звездный) и ракетного института (г. Пермь). Структурная модернизация экономики будет сопровождаться высвобождением работников, которое может достичь порядка 45 тыс.человек При этом около 40% прогнозируемого высвобождения придется на промышленность, по 5-8% - на строительство (снижение объемов строительства), транспорт (реструктуризация Пермского отделения Свердловской железной дороги), торговлю и общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство (жилищно-коммунальная реформа), финансовую сферу (реформа банковского сектора). Кроме того, предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики заработной платы, пенсии, пособий и других социальных выплат. Однако ожидаемое увеличение спроса на рабочую силу в условиях сохраняющейся вынужденной неполной занятости окажется недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы. Расчеты показывают, что в 2003-2005 годах ожидается весьма умеренный рост численности занятых. В целом динамика численности занятых по отраслям будет отражать особенности восстановления снизившегося в период кризиса спроса на рабочую силу, а не реальные структурные сдвиги в экономике. Позитивная динамика численности занятых в экономике в 2003-2005 годах приведет к расширению спроса на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп. Однако, поскольку в этот период экономический рост будет базироваться в основном на старой технологической основе и носить преимущественно восстановительный характер, увеличение численности занятых не будет сопровождаться существенными сдвигами в их профессионально-квалификационной структуре. Несколько замедлится, но останется еще весьма интенсивным рост спроса на работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, причем как на рабочих, так и на специалистов высшего и среднего уровня квалификации. Возрастание объемов предложения рабочей силы в условиях увеличения спроса и расширения его профессионально-квалификационной структуры приведет к смене тенденций в динамике обращения незанятого населения к услугам службы занятости. Ожидается, что численность граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости за 2003-2005 годы, возрастет в 1,5 раза. Экономические условия для развития сферы занятости населения реализуются в рамках целевых программ развития отдельных территорий и отраслей, а также в рамках инвестиционных программ, предусматривающих меры по созданию и сохранению рабочих мест. Прогнозируемое на 2003-2005 годы обострение ситуации на регистрируемом рынке труда области в целом, а также значительная территориальная дифференциация уровня безработицы (от относительного благополучия до критической ситуации) свидетельствуют о необходимости разработки и реализации дополнительных мер государственного регулирования рынка труда, усиления влияния на состояние рынка труда интегрированных действий органов государственной власти области и органов местного самоуправления, областных объединений работодателей, профсоюзов, других общественных организаций, которые могут быть реализованы только с использованием программно-целевого метода, позволяющего сочетать единство цели, задач и путей их решения. Областная целевая программа содействия занятости населения Пермской области на 2003-2005 годы направлена на выполнение приоритетных задач по реализации государственной политики занятости в части содействия занятости населения и создания эффективного цивилизованного рынка труда. 1.2. Цель и задачи Программы Целью Программы является создание условий для развития эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателей необходимой рабочей силой, а граждан, ищущих работу, соответствующей работой, позволяющей за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень потребления. Для достижения указанной цели Программа предусматривает решение следующих задач: совершенствование организационных форм содействия занятости населения с учетом специфических потребностей отдельных социально-демографических и профессионально-квалификационных категорий населения в соответствии с их возрастом, медицинскими рекомендациями, профессиональным опытом, образованием и другими особенностями; расширение объемов и видов общественных работ, исходя из потребности конкретных муниципальных образований и работодателей, и необходимости решения социальных проблем, имеющих областное значение; совершенствование трудового воспитания несовершеннолетних граждан, приобщение их к труду и обучение профессиональным навыкам; повышение информированности населения о ситуации на рынке труда, улучшение возможностей трудоустройства, в том числе на временные и общественные работы; повышение социальной и профессиональной мобильности населения области. Цель и задачи Программы структурно представлены в виде системы целей и конкретных задач по каждой подпрограмме (часть II). 1.3. Сроки и этапы реализации Программы Предусматривается, что Программа будет реализовываться в два этапа. Первый этап (2003 год) реализации Программы должен обеспечить: отработку специальных мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных граждан; разработку механизма мониторинга эффективности территориальных программ занятости; совершенствование механизмов финансирования государственной политики занятости. Второй этап (2004-2005 годы) предусматривает: отработку механизма реализации политики занятости на рынке труда с учетом нового законодательства о занятости населения; организация мониторинга результатов реализации территориальных программ занятости; совершенствование деятельности органов федеральной государственной службы занятости на различных уровнях. На первом и втором этапах будут реализовываться программные мероприятия с учетом территориальных, отраслевых и социальных приоритетов социально-экономической политики, что позволит повысить сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, не допустить неконтролируемого роста безработицы и поддержать социальную стабильность в обществе. 1.4. Приоритетные направления реализации Программы Реализация целевых мероприятий Программы направлена на решение ключевых проблем рынка труда и представлена следующими приоритетными направлениями: профессиональное обучение безработных и незанятого населения; профессиональная ориентация безработных и незанятого населения; организация ярмарок вакансий и учебных мест; информирование населения и работодателей о положении на рынке труда; организация общественных работ; организация временного трудоустройства безработных граждан и незанятого населения, особо нуждающихся в социальной защите; социальная адаптация безработных граждан и незанятого населения на рынке труда; оказание содействия самозанятости населения; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан. Каждое приоритетное направление реализации Программы структурно представлено в виде подпрограммы (часть II). 1.5. Ресурсное обеспечение Программы Источниками ресурсного обеспечения Программы являются на условиях софинансирования средства областного, федерального и местных бюджетов, а также внебюджетные источники. Общая потребность ресурсного обеспечения Программы в 2003-2005 годах из областного бюджета составит 51,8 млн.рублей, из федерального бюджета - 446,4 млн.рублей. Объемы финансирования из областного, федерального, местных бюджетов подлежат ежегодному корректированию после утверждения соответствующих бюджетов. Финансирование соисполнителями программных мероприятий осуществляется в пределах источников и средств, предусмотренных Программой, и финансовых средств на текущее финансирование соответствующих органов государственной власти области, других управленческих структур, а также работодателей и их объединений. Сводные финансовые затраты на реализацию мероприятий Программы представлены в приложении 1. (В редакции Закона Пермской области от 08.09.2003 г. N 971-195) 1.6. Механизм реализации Программы Данная Программа реализуется на областном и муниципальном уровнях. На областном уровне Программа реализуется Департаментом ФГСЗН по Пермской области. К участию в реализации Программы привлекаются исполнительные органы государственной власти области, объединения работодателей и областные объединения профсоюзов, научные, общественные и некоммерческие организации. В муниципальных образованиях Пермской области данная Программа реализуется территориальными центрами занятости населения через программы содействия занятости населения муниципальных образований. Исполнение Программы по научно-методическому и информационно-аналитическому обеспечению осуществляется в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, на основе государственных контрактов, заключаемых Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Пермской области с научными организациями на основе конкурсов, проводимых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" от 06.05.99 N 97-ФЗ. 1.7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Законодательное Собрание Пермской области, администрация Пермской области и Контрольно-счетная палата Пермской области. Координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Пермской области, других органов управления областного уровня, областного объединения работодателей, территориальных центров занятости населения по вопросам реализации Программы осуществляет координационный комитет содействия занятости Пермской области. 1.8. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Реализация Программы в 2003-2005 годах позволит создать условия для функционирования цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, снижения социальной напряженности в обществе посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, смягчения последствий долговременной безработицы, эффективно функционирующей государственной службы занятости населения. В 2003-2005 годах предполагается: направить на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку с целью последующего трудоустройства более 30 тыс.человек; увеличить численность занятых в сфере малого предпринимательства и численность самозанятых на 2 тыс.человек; оказать профориентационные услуги более 150 тыс.человек; провести ярмарки вакансий и учебных мест с охватом более 110 тыс.человек; увеличить численность жителей области, пользующихся адресной информацией о положении на рынке труда, на 40 тыс.человек; обеспечить участие в общественных работах более 40 тыс.человек; направить на временные работы 6 тыс.человек, особо нуждающихся в социальной защите; трудоустроить около 7 тыс.человек, прошедших социальную адаптацию провести обучение 580 безработных и незанятых граждан основам предпринимательской деятельности, оказать им правовую, финансовую и организационную поддержку на стадии становления и развития собственного дела; трудоустроить на временные работы около 110 тысяч несовершеннолетних граждан; удержать уровень регистрируемой безработицы в пределах 1,2%. Система показателей оценки эффективности реализации Программы и изменение их значений в 2003-2005 годах представлены в приложении 2. (Дополнен - Закон Пермской области от 08.09.2003 г. N 971-195) ЧАСТЬ II. ПОДПРОГРАММЫ 2.1. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения Содержание проблемы В условиях модернизации производства работодателям требуются профессионально мобильные работники широкого профиля. Это обстоятельство ставит более чем 60% безработных граждан, состоящих на учете в службе занятости населения, и незанятых граждан перед необходимостью пройти профессиональное обучение, без которого трудоустройство является практически невозможным. Практика показывает, что большинство работников, уволенных из организаций в связи с их ликвидацией или сокращением численности в результате структурной перестройки экономики области (причем их доля в общей численности официально зарегистрированных безработных составила на конец 2002 года 36%), нуждается либо в повышении своей квалификации, либо в получении новой профессии. Активная политика занятости населения, реализуемая путем профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения, направлена на усиление адресной социальной поддержки граждан, нуждающихся в профессиональном обучении в целях занятости, и является одним из важнейших элементов государственной политики в области развития человеческих ресурсов. Приоритетом в области профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения является формирование оптимального баланса потребностей на рынке труда и потребностей безработных граждан и незанятого населения в профессиональном обучении путем предоставления им возможностей в выборе профессий, специальностей, рода занятий, образовательных учреждений, видов и форм обучения. В 2001 году областной службой занятости населения было направлено на профессиональное обучение более 11 тысяч безработных граждан. В 2002 году в связи с уменьшением объемов финансирования профессионального обучения из федерального бюджета удалось направить на обучение только 6,9 тысячи безработных граждан и практически было прекращено обучение инвалидов. В условиях дефицита финансовых средств профессиональное обучение безработных граждан осуществляется для конкретных рабочих мест по заявкам работодателей либо под реализацию конкретного бизнес-плана. Начиная с 2004 года область, реализуя свои государственные функции в развитии профессионального переобучения незанятого населения, предусматривает софинансирование обучения социально уязвимых категорий незанятого населения, опережающего переобучения уволенных из организаций бюджетной сферы в связи с их ликвидацией или сокращением численности, обучения незанятого населения с целью организации предпринимательской деятельности, а также проведения ежегодного областного конкурса среди учебных заведений начального профессионально образования на лучшее трудоустройство выпускников. Цель подпрограммы Повышение профессиональной мобильности и конкурентоспособности на профессиональных рынках труда безработных граждан и незанятого населения. Задачи Повысить качество и конкурентоспособность безработных граждан и незанятого населения на рынке труда. Повысить статус профессионального обучения как доминирующего инструментария обеспечения социальной защищенности граждан на рынке труда. Увеличить число субъектов малого предпринимательства путем обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности и самозанятости. Создать систему опережающего переобучения высвобождаемых работников бюджетной сферы. Ожидаемые конечные результаты Участие в программах профессионального обучения, переобучения и переквалификации в 2003-2005 годах более 30 тысяч безработных граждан и незанятого населения с последующим их трудоустройством. Потенциальное увеличение численности занятых в сфере малого предпринимательства и численности самозанятых за 2003-2005 годы на 2 тысячи человек. |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————————————————————————————|————————————————————————————| | Перечень | Сроки | Ответственные | Источники | Потребность в финансировании | Социальный эффект | | мероприятий |исполнения| исполнители |финансирования|(тыс.рублей, в ценах 2002 года) | | | | | | |————————|———————————————————————| | | | | | | 2003- |в том числе | | | | | | | 2005 |———————|———————|———————| | | | | | | годы | 2003 | 2004 | 2005 | | | | | | | | год | год | год | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.1. Профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.1.1. Осуществлять|2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный |169223,3|28000,0|66552,0|74671,3|Повышение | |профессиональное | годы |по Пермской |бюджет | | | | |конкурентоспособности и | |обучение | |области, |Внебюджетные | | | | |увеличение возможностей | |безработных | |территориальные |источники | * | * | * | * |трудоустройства более 30 | |граждан, | |ЦЗН, учебные | | | | | |тыс. безработных граждан | |зарегистрированных | |заведения | | | | | | | |в службе занятости | |профессионального| | | | | | | |населения | |образования | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.1.2. Осуществлять|2004-2005 |Департамент ФГСЗН|Областной | 3550,0 | - |1650,0 |1900,0 |Повышение уровня | |профессиональную | годы |по Пермской |бюджет | | | | |трудоустройства 350 | |переподготовку | |области, | | | | | |военнослужащих, подлежащих | |военнослужащих, | |территориальные | | | | | |увольнению в запас | |подлежащих | |ЦЗН, учебные | | | | | | | |увольнению в запас | |заведения | | | | | | | | | |профессионального| | | | | | | | | |образования | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.1.3. Осуществлять|2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Областной | 3200,0 | - |1500,0 |1700,0 |Повышение уровня | |профессиональное | годы |по Пермской |бюджет | | | | |трудоустройства 320 | |обучение граждан из| |области, | | | | | |инвалидов, имеющих трудовые | |числа инвалидов | |территориальные |Местные | * | * | * | * |рекомендации ВТЭК | |(имеющих трудовые | |ЦЗН, учебные |бюджеты | | | | | | |рекомендации ВТЭК),| |заведения | | | | | | | |которым требуется | |профессионального| | | | | | | |длительный срок | |образования | | | | | | | |обучения | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.1.4.Организовать |2004-2005 |Департамент ФГСЗН|Областной | 2851,7 | - |1351,2 |1500,5 |Уменьшение численности | |опережающее | годы |по Пермской |бюджет | | | | |граждан, уволенных из | |обучение граждан, | |области, | | | | | |организаций бюджетной сферы | |подлежащих | |территориальные |Местные | * | - | * | * |в связи с их ликвидацией или| |увольнению из | |ЦЗН, учебные |бюджеты | | | | |сокращением численности и | |бюджетной сферы | |заведения | | | | | |обращающихся в службу | | | |профессионального| | | | | |занятости населения в | | | |образования | | | | | |поисках работы, на 1280 | | | | | | | | | |человек | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.1.5. Организовать|2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Областной | 1098,3 | - | 498,8 | 599,5 |Увеличение численности | |обучение незанятого| годы |по Пермской |бюджет | | | | |занятых в сфере малого | |населения основам | |области, | | | | | |предпринимательства и | |предпринимательской| |территориальные |Местные | * | * | * | * |численности самозанятого | |деятельности и | |ЦЗН, учебные |бюджеты | | | | |населения на 450 человек | |самозанятости | |заведения | | | | | | | | | |профессионального| | | | | | | | | |образования | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.1.6. Проводить |2004-2005 |Департамент |Областной | 350,0 | - | 150,0 | 200,0 |Уменьшение доли выпускников | |ежегодно областной | годы |ФГСЗН по Пермской|бюджет | | | | |учреждений начального | |конкурс среди | |области, | | | | | |профессионального | |учебных заведений | |департамент | | | | | |образования, обращающихся в | |начального | |образования | | | | | |службу занятости населения, | |профессионального | |области | | | | | |на 5 % | |образования на | | | | | | | | | |лучшее | | | | | | | | | |трудоустройство | | | | | | | | | |выпускников | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.1.7. Проводить |2004-2005 |Департамент ФГСЗН|Областной | 350,0 | - | 150,0 | 200,0 |Уменьшение доли выпускников | |ежегодно областной | годы |по Пермской |бюджет | | | | |учреждений профессионального| |конкурс | |области, | | | | | |образования, обращающихся в | |профессионального | |департамент | | | | | |службу занятости населения, | |мастерства среди | |образования | | | | | |на 5% | |выпускников | |области | | | | | | | |учебных заведений | | | | | | | | | |начального | | | | | | | | | |профессионального | | | | | | | | | |образования | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |ИТОГО ПО | | |Областной |11400,0 | - |5300,0 |6100,0 | | |ПОДПРОГРАММЕ | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Федеральный |169223,3|28000,0|66552,0|74671,3| | | | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Местные | * | * | * | * | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Внебюджетные | * | * | * | * | | | | | |источники | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| ——————————————————————————————————— (*) Объемы финансирования из местных бюджетов предусматривается ежегодно определять при формировании бюджетов муниципальных образований 2.2. Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения Содержание проблемы Внедрение рыночных отношений в сфере занятости выявило целый ряд проблем: разрушение административно закрепленных связей между учебными местами в профессиональной школе и рабочими местами в трудовой сфере; снижение престижа трудовой деятельности как у молодежи, так и у населения старших возрастов; усиление признаков социального иждивенчества. В этих условиях особенно необходимым становится обоснованный выбор гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными способностями и потребностями рынка труда, самоопределение при выборе и планировании карьеры. Профессиональная ориентация, являясь одним из аспектов развития управления человеческими ресурсами, важным элементом социальной защиты человека, его психологической поддержки, способствует повышению конкурентоспособности граждан, мобильности и развития человеческих ресурсов, снижению уровня безработицы. Однако существуют проблемы и в самой области профессиональной ориентации: противоречия между фактической потребностью общества в специалистах и личными профессиональными интересами безработных граждан и других категорий населения; противоречия между недостаточной информированностью населения (прежде всего молодежи) о многообразии существующих видов деятельности и необходимостью самостоятельно и обоснованно выбирать профессию; разобщенность в подготовке молодежи к профессиональному самоопределению в системе образования и практическими нуждами хозяйственного комплекса; недостаточность уровня развития системы профессиональной ориентации, что не позволяет в полной мере оказывать услуги на всей территории области, особенно в муниципальных образованиях с критическим уровнем безработицы. Профориентационное сопровождение профессионального обучения безработных граждан является важным и перспективным направлением деятельности государственной службы занятости населения. В 2002 году профориентационные услуги получили 59,8 тысяч жителей области. Начиная с 2003 года предусматривается финансирование из областного бюджета профориентационных услуг учащимся и выпускникам школ, а также создание в 2003-2005 годах трех центров профориентации и психологической поддержки молодежи и незанятого населения на базе ЦЗН в муниципальных образованиях с критическим уровнем безработицы. Цель подпрограммы Оказание содействия безработным гражданам и незанятому населению в выборе сферы деятельности, профессии или специальности, направления на обучение и выборе формы занятости. Задачи Содействовать гражданам в профессиональном самоопределении и построении профессиональной карьеры, выборе оптимального вида занятости с учетом его интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда. Повысить конкурентоспособность молодежи, адаптировать ее к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений. Предоставить возможность молодежи и незанятому населению в муниципальных образованиях с критическим уровнем безработицы получения всего комплекса профориентационных услуг. Ожидаемые конечные результаты Участие в программах профориентации в 2003-2005 годах более 150 тысяч безработных граждан и незанятого населения. Создание трех территориальных центров профориентации и психологической поддержки молодежи и незанятого населения на базе ЦЗН. |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————————————————————————————|————————————————————————————| | Перечень | Сроки | Ответственные | Источники | Потребность в финансировании | Социальный эффект | | мероприятий |исполнения| исполнители |финансирования|(тыс.рублей, в ценах 2002 года) | | | | | | |————————|———————————————————————| | | | | | | 2003- |в том числе | | | | | | | 2005 |———————|———————|———————| | | | | | | годы | 2003 | 2004 | 2005 | | | | | | | | год | год | год | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.2. Профессиональная ориентация безработных граждан и незанятого населения | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.2.1. Осуществлять|2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный | 5018,0 | 557,0 |2102,3 |2358,7 |Выбор оптимального вида | |профессиональное | годы |по Пермской |бюджет | | | | |занятости для 145 тысяч | |консультирование | |области, | | | | | |безработных граждан с учетом| |безработных | |территориальные | | | | | |их интересов, потребностей и| |граждан | |ЦЗН, Пермский | | | | | |возможностей, а также | | | |областной центр | | | | | |ситуации на рынке труда | | | |профориентации | | | | | | | | | |молодежи и | | | | | | | | | |психологической | | | | | | | | | |поддержки | | | | | | | | | |населения | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.2.2. |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Областной | 163,6 | 53,6 | 50,0 | 60,0 |Снижение уровня безработицы | |Предоставлять | годы |по Пермской |бюджет | | | | |среди молодежи вследствие | |превентивные | |области, | | | | | |повышения эффективности | |профориентационные | |территориальные |Местные | * | * | * | * |поиска работы, адаптации на | |услуги учащимся и | |ЦЗН |бюджеты | | | | |рынке труда более 4 тысяч | |выпускникам школ | | | | | | | |выпускников школ | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.2.3. Создать 3 |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Областной | 286,4 | 79,0 | 99,6 | 107,8 |Получение всего комплекса | |территориальных | годы |по Пермской |бюджет | | | | |профориентационных услуг | |центра | |области, | | | | | |молодежью и незанятым | |профориентации и | |территориальные |Местные | * | * | * | * |населением г.Кизела, | |психологической | |ЦЗН, Пермский |бюджеты | | | | |г.Гремячинска и Чердынского | |поддержки молодежи | |областной центр | | | | | |района | |и незанятого | |профориентации | | | | | | | |населения в | |молодежи и | | | | | | | |муниципальных | |психологической | | | | | | | |образованиях с | |поддержки | | | | | | | |критическим | |населения, | | | | | | | |уровнем безработицы| |органы местного | | | | | | | |на базе | |самоуправления | | | | | | | |Кизеловского, | | | | | | | | | |Гремячинского и | | | | | | | | | |Чердынского ЦЗН | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |ИТОГО ПО | | |Областной | 450,0 | 132,6 | 149,6 | 167,8 | | |ПОДПРОГРАММЕ | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Федеральный | 5018,0 | 557,0 |2102,3 |2358,7 | | | | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Местные | * | * | * |* | | | | | |бюджеты | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| ——————————————————————————————————— (*) Объемы финансирования из местных бюджетов предусматривается ежегодно определять при формировании бюджетов муниципальных образований 2.3. Организация ярмарок вакансий и учебных мест Содержание проблемы Ярмарки вакансий и учебных мест демонстрируют спрос и предложение на рынке труда и на рынке образовательных услуг и способствуют содействию занятости граждан, самостоятельно осуществляющих свой профессиональный выбор. В 2002 году территориальными центрами занятости населения проведено 826 ярмарок вакансий и учебных мест, в которых приняли участие 36 тысяч человек. Перспективным направлением является проведение специализированных мини-ярмарок (для молодежи, женщин, инвалидов и т.д.). Проведение мини-ярмарок прочно вошло в практику работы службы занятости населения, так как позволяют в короткий срок удовлетворить спрос работодателей по конкретно заявленным вакансиям. Проведение ярмарок учебных мест позволяет достигнуть оптимального соотношения между выбранной профессией и ее востребованностью на рынке труда. На профессиональных рынках труда по-прежнему сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Проведение ярмарок вакансий и учебных мест могут служить инструментом по уменьшению диспропорций на профессиональных рынках труда на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Цель подпрограммы Оптимизация поиска гражданами рабочих и учебных мест, обеспечение экономики области квалифицированной рабочей силой. Задачи Информировать население о ситуации на рынке труда, возможностях трудоустройства, обучения, переобучения и переквалификации. Создавать оптимальные условия для встречи граждан и работодателей, выпускников школ и учебных заведений. Обеспечивать граждан профориентационными и консультационными услугами по организационно-правовым вопросам в сфере занятости и профессионального образования. Ожидаемые конечные результаты Проведение в 2003-2005 годах ярмарок вакансий и учебных мест с охватом более 110 тысяч человек. |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————————————————————————————|————————————————————————————| | Перечень | Сроки | Ответственные | Источники | Потребность в финансировании | Социальный эффект | | мероприятий |исполнения| исполнители |финансирования|(тыс.рублей, в ценах 2002 года) | | | | | | |————————|———————————————————————| | | | | | | 2003- | в том числе | | | | | | | 2005 |———————|———————|———————| | | | | | | годы | 2003 | 2004 | 2005 | | | | | | | | год | год | год | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.3. Организация ярмарок вакансий и учебных мест | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.3.1. |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный | 3126,1 | 470,0 |1250,3 |1405,8 |Создание оптимальных условий| |Организовать и | годы |по Пермской |бюджет | | | | |для встречи граждан и | |провести ярмарки | |области, | | | | | |работодателей, выпускников | |вакансий | |территориальные | | | | | |школ и учебных заведений | | | |ЦЗН, органы | | | | | |(охват более 110 тыс. | | | |местного | | | | | |человек) | | | |самоуправления, | | | | | | | | | |работодатели | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.3.2. |2003-2005 |Территориальные |Местные | * | * | * | * |Повышение уровня | |Организовать и | годы |ЦЗН, органы |бюджеты | | | | |информированности | |провести ярмарки | |местного | | | | | |заинтересованных сторон о | |учебных мест | |самоуправления, | | | | | |состоянии рынка труда и | | | |учебные заведения| | | | | |образовательных услуг, | | | |профессионального| | | | | |востребованности | | | |образования, | | | | | |муниципальных образований в | | | |Пермский | | | | | |специалистах | | | |областной центр | | | | | | | | | |профориентации | | | | | | | | | |молодежи и | | | | | | | | | |психологической | | | | | | | | | |поддержки | | | | | | | | | |населения | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.3.3. |2002-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный | 840,0 | 270,0 | 270,0 | 300,0 |Повышение уровня | |Осуществлять | годы |по Пермской |бюджет | | | | |информированности | |профориентационное | |области | | | | | |заинтересованных сторон о | |сопровождение | | | | | | | |состоянии рынка труда и | |выставки-ярмарки | | | | | | | |образовательных услуг, | |"Образование и | | | | | | | |востребованности экономики | |карьера" | | | | | | | |области в специалистах | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |ИТОГО ПО | | |Федеральный | 3966,1 | 740,0 |1520,3 |1705,8 | | |ПОДПРОГРАММЕ | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Местные | * | * | * | * | | | | | |бюджеты | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| ——————————————————————————————————— (*) Объемы финансирования из местных бюджетов предусматривается ежегодно определять при формировании бюджетов муниципальных образований 2.4. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда Содержание проблемы Одной из важнейших задач государственной политики занятости является распространение информации о положении на рынке труда и направлениях деятельности органов службы занятости в интересах занятого и незанятого населения, работодателей. Информационное обслуживание граждан предусматривает сочетание информационно-просветительской работы общего характера с решением задач по удовлетворению потребности различных категорий пользователей в конкретной, адресной информации. В 2002 году информационные услуги при посредничестве службы занятости населения получили около 380 тысяч жителей области. Цель подпрограммы Формирование комплексной системы информационной поддержки государственной политики занятости, координация действий субъектов рынка труда. Задачи Обеспечивать информационную поддержку деятельности службы занятости населения. Информировать население и работодателей о состоянии рынка труда через электронные и печатные средства массовой информации, в том числе специализированные периодические издания органа службы занятости. Формировать у безработных граждан и незанятого населения активной позиции на рынке труда. Содействовать трудоустройству граждан посредством публикации сведений о вакантных рабочих местах, в том числе с помощью информационно-справочного центра службы занятости. Ожидаемые конечные результаты Увеличение в 2003-2005 годах численности жителей области, пользующихся адресной информацией в сфере занятости, на 40 тысяч человек. |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————————————————————————————|————————————————————————————| | Перечень | Сроки | Ответственные | Источники | Потребность в финансировании | Социальный эффект | | мероприятий |исполнения| исполнители |финансирования|(тыс.рублей, в ценах 2002 года) | | | | | | |————————|———————————————————————| | | | | | | 2003- | в том числе | | | | | | | 2005 |———————|———————|———————| | | | | | | годы | 2003 | 2004 | 2005 | | | | | | | | год | год | год | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.4. Информирование населения и работодателей о положении на рынке труда | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.4.1. Регулярно |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный | 3660,0 | 280,0 |1600,0 |1780,0 |Предоставление | |информировать | годы |по Пермской |бюджет | | | | |информационных услуг о | |население и | |области, | | | | | |деятельности службы | |работодателей о | |территориальные | | | | | |занятости населения и | |положении на | |ЦЗН | | | | | |поиске работы не менее 400 | |рынке труда, | | | | | | | |тысячам жителей области и | |осуществляя | | | | | | | |работодателям | |тематические | | | | | | | | | |передачи на ТВ, | | | | | | | | | |радио и подготовку | | | | | | | | | |тематических полос | | | | | | | | | |в печатных СМИ | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.4.2. |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный | 2672,1 | 100,0 |1208,4 |1363,7 |Повышение эффективности | |Разрабатывать, | годы |по Пермской |бюджет | | | | |информационного | |издавать и | |области, | | | | | |сопровождения реализации | |тиражировать | |территориальные | | | | | |мероприятий Программы | |методические и | |ЦЗН | | | | | | | |справочно- | | | | | | | | | |информационные | | | | | | | | | |материалы | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.4.3. |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный | 831,7 | 81,7 | 350,0 | 400,0 |Координация действий | |Осуществлять | годы |по Пермской |бюджет | | | | |субъектов рынка труда | |информационно- | |области, | | | | | | | |рекламную поддержку| |территориальные | | | | | | | |целевых | |ЦЗН | | | | | | | |мероприятий, | | | | | | | | | |проводимых службой | | | | | | | | | |занятости населения| | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |ИТОГО ПО | | |Федеральный | 7163,8 | 461,7 |3158,4 |3543,7 | | |ПОДПРОГРАММЕ | | |бюджет | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| 2.5. Организация общественных работ Содержание проблемы Структурная перестройка экономики области и связанные с ней профессиональные и территориальные диспропорции на областном рынке труда привели к росту безработицы, который породил целый комплекс проблем: снижение покупательной способности и уровня жизни населения, увеличение риска социальной напряженности, рост дополнительных расходов на материальную поддержку безработных граждан. В этих условиях государственная служба занятости населения, организуя общественные работы, смягчает действие факторов, порождающих безработицу, и улучшает ситуацию с занятостью населения, выполняя свою функцию по содействию занятости населения и поддержке доходов безработных граждан. В то же время согласно федеральным нормативным актам с 2002 года финансирование общественных работ из федерального бюджета осуществляется только для безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, и не предусматривает их финансирование для незанятого населения, что негативно сказывается на развитии данного вида занятости. При этом теряется основная смысловая нагрузка общественных работ. В настоящее время на организацию общественных работ расходуется более 70% - из федерального бюджета, около 5% - из местных бюджетов, около 25% - из средств работодателей. Численность участников общественных работ в области ежегодно составляет 12-15 тыс. человек. Начиная с 2003 года область, реализуя свои государственные функции в развитии общественных работ для незанятого населения, предусматривает софинансирование общественных работ для незанятого населения в муниципальных образованиях с наиболее сложным положением на рынке труда. Цель подпрограммы Смягчение социально-психологических последствий безработицы, создание дополнительных возможностей для вовлечения безработных граждан и незанятого населения для участия во временных оплачиваемых работах. Задачи Удовлетворить потребности экономики области в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер Предоставить безработным гражданам и незанятому населению на период активного поиска постоянного места работы возможность материальной поддержки в виде временного заработка. Сохранить у безработных граждан и незанятого населения мотивации к труду. Ожидаемые конечные результаты Участие в общественных работах в 2003-2005 годах более 40 тысяч безработных граждан и незанятого населения. |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————————————————————————————|————————————————————————————| | Перечень | Сроки | Ответственные | Источники | Потребность в финансировании | Социальный эффект | | мероприятий |исполнения| исполнители |финансирования|(тыс.рублей, в ценах 2002 года) | | | | | | |————————|———————————————————————| | | | | | | 2003- | в том числе | | | | | | | 2005 |———————|———————|———————| | | | | | | годы | 2003 | 2004 | 2005 | | | | | | | | год | год | год | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.5. Организация общественных работ | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.5.1.Организовать |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный |53073,1 |6780,1 |21815,7|24477,3|Снижение уровня | |общественные | годы |по Пермской |бюджет | | | | |регистрируемой безработицы; | |работы для | |области, | | | | | |удовлетворение потребностей | |безработных | |территориальные |Местные | * | * | * | * |экономики области в | |граждан, | |ЦЗН, органы |бюджеты | | | | |выполнении работ, носящих | |зарегистрированных | |местного | | | | | |временный или сезонный | |в службе занятости | |самоуправления, |Внебюджетные | * | * | * | * |характер; оказание | |населения | |работодатели |источники | | | | |материальной поддержки не | | | | | | | | | |менее 30 тысячам безработных| | | | | | | | | |граждан в виде временного | | | | | | | | | |заработка; сохранение у | | | | | | | | | |безработных граждан | | | | | | | | | |мотивации к труду | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.5.2. |2003-20 |Департамент ФГСЗН|Областной |11615,2 |2000,0 |4531,5 |5083,7 |Снижение уровня незанятости | |Организовать |05 годы |по Пермской |бюджет | | | | |населения; удовлетворение | |общественные работы| |области, | | | | | |потребностей экономики | |для незанятого | |территориальные |Местные | * | * | * | * |области в выполнении работ, | |населения в | |ЦЗН, органы |бюджеты | | | | |носящих временный или | |муниципальных | |местного | | | | | |сезонный характер; оказание | |образованиях с | |самоуправления, |Внебюджетные | * | * | * | * |материальной поддержки более| |наиболее сложным | |работодатели |источники | | | | |14 тысячам незанятого | |положением на | | | | | | | |населения в виде временного | |рынке труда | | | | | | | |заработка; сохранение у | | | | | | | | | |незанятого населения | | | | | | | | | |мотивации к труду | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.5.3. |2003-20 |Территориальные |Местные | * | * | * | * |Снижение уровня незанятости | |Организовать |05 годы |ЦЗН, органы |бюджеты | | | | |населения; удовлетворение | |общественные | |местного | | | | | |потребностей экономики | |работы для | |самоуправления, |Внебюджетные | * | * | * | * |области в выполнении работ, | |незанятого | |работодатели |источники | | | | |носящих временный или | |населения в | | | | | | | |сезонный характер; оказание | |муниципальных | | | | | | | |материальной поддержки | |образованиях с | | | | | | | |незанятому населению в виде | |учетом | | | | | | | |временного заработка; | |потребностей | | | | | | | |сохранение у незанятого | |местной | | | | | | | |населения мотивации к труду | |инфраструктуры и | | | | | | | | | |работодателей | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |ИТОГО ПО | | |Областной |11615,2 |2000,0 |4531,5 |5083,7 | | |ПОДПРОГРАММЕ | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Федеральный |53073,1 |6780,1 |21815,7|24477,3| | | | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Местные | * | * | * | * | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Внебюджетные | * | * | * | * | | | | | |источники | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| ——————————————————————————————————— (*) Объемы финансирования из местных бюджетов предусматривается ежегодно определять при формировании бюджетов муниципальных образований 2.6. Организация временного трудоустройства безработных граждан и незанятого населения, особо нуждающихся в социальной защите Содержание проблемы Конкуренция на рынке труда приводит к постепенному вытеснению из числа занятых граждан, отнесенных федеральным законодательством к категории особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы. В силу их социально-профессиональной специфики (низкой конкурентоспособности на рынке труда), затрудняющей поиск работы и получение рабочего места, применительно к данной категории населения необходимы меры социальной защиты со стороны государства в сфере занятости. Государство обязано обеспечить граждан, особо нуждающихся в социальной защите, равными возможностями в реализации права на труд и выборе формы занятости. К таким специальным мероприятиям, сочетающим в себе административные и экономические меры, относятся, в первую очередь, установление квоты рабочих мест и частичная компенсация затрат работодателю по организации занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Служба занятости населения в полной мере использовала весь комплекс мер по социальной защите в сфере занятости низкоконкурентоспособных на рынке труда граждан. В 2002 году участниками программ по временному трудоустройству безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, стали около 2 тысяч человек. С 2002 года в связи с резким сокращением финансирования по данному направлению из федерального бюджета значительная доля расходов на временное трудоустройство безработных граждан и незанятого населения предусматривается из местных бюджетов. На поддержку доходов безработных граждан данной категории и частичную компенсацию затрат работодателям по оплате труда граждан, участвующих в данных мероприятиях, израсходовано более 4 млн. рублей (74% - из федерального бюджета, 26% - из местных бюджетов и средств работодателей). Цель подпрограммы Обеспечение дополнительных гарантий занятости безработных граждан и незанятого населения, особо нуждающихся в социальной защите. Задачи Повысить мотивацию к труду у граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Снизить социальную напряженность и уровень безработицы среди граждан, особо нуждающихся в социальной защите. Улучшить материальное положение граждан, особо нуждающихся в социальной защите, посредством договоров на условиях временной занятости. Ожидаемые конечные результаты Трудоустройство на временных работах в 2003-2005 годах 6 тысяч безработных граждан и незанятого населения, особо нуждающихся в социальной защите. |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————————————————————————————|————————————————————————————| | Перечень | Сроки | Ответственные | Источники | Потребность в финансировании | Социальный эффект | | мероприятий |исполнения| исполнители |финансирования|(тыс.рублей, в ценах 2002 года) | | | | | | |————————|———————————————————————| | | | | | | 2003- | в том числе | | | | | | | 2005 |———————|———————|———————| | | | | | | годы | 2003 | 2004 | 2005 | | | | | | | | год | год | год | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.6. Организация временного трудоустройства безработных граждан и незанятого населения, особо нуждающихся в социальной | |защите | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.6.1. |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный |135536,4|3613,1 |61333,1|70590,2|Повышение мотивации к труду,| |Организовать | годы |по Пермской |бюджет | | | | |улучшение материального | |временное | |области, | | | | | |положения 6 тысяч | |трудоустройство | |территориальные | | | | | |безработных граждан, особо | |безработных | |ЦЗН | | | | | |нуждающихся в социальной | |граждан, особо | | | | | | | |защите | |нуждающихся в | | | | | | | | | |социальной защите | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.6.2. |2003-2005 |Территориальные |Местные | * | * | * | * |Повышение мотивации к труду,| |Организовать | годы |ЦЗН, органы |бюджеты | | | | |улучшение материального | |временное | |местного | | | | | |положения у незанятого | |трудоустройство | |самоуправления, |Внебюджетные | * | * | * | * |населения, особо | |ищущих работу | |работодатели |источники | | | | |нуждающегося в социальной | |граждан, особо | | | | | | | |защите | |нуждающихся в | | | | | | | | | |социальной защите | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |ИТОГО ПО | | |Федеральный |135536,4|3613,1 |61333,1|70590,2| | |ПОДПРОГРАММЕ | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Местные | * | * | * | * | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Внебюджетные | * | * | * | * | | | | | |источники | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| ——————————————————————————————————— (*) Объемы финансирования из местных бюджетов предусматривается ежегодно определять при формировании бюджетов муниципальных образований 2.7. Социальная адаптация безработных граждан и незанятого населения на рынке труда Содержание проблемы Численность длительно неработающих граждан неуклонно растет, а для данной категории граждан характерен ряд общих негативных ощущений: отсутствие уверенности в себе, беспомощность, обеспокоенность за свое будущее, депрессия, чувство собственной неполноценности, безнадежность. Обучение безработных граждан и незанятого населения, объединенных определенными сходными проблемами, активным методам поиска работы способствует повышению их конкурентоспособности на рынке труда. В рамках привлечения к активному поиску работы менее мобильных безработных граждан для преодоления ими последствий длительной безработицы и возвращения мотивации к трудовой деятельности службой занятости населения реализуются программы "Клуб ищущих работу" и "Новый старт", финансируемых из федерального бюджета. В 2002 году в этих программах приняли участие более 1,6 тыс.человек. Финансирование реализации данных программ для незанятого населения, в том числе для лиц, изъявивших желание работать в сфере предпринимательства, и выпускников профессиональных учебных заведений (курс "Планирование профессиональной карьеры") предполагается из средств местных бюджетов. Цель подпрограммы Развитие групповых форм обучения граждан, ориентированных на максимальную эффективность самостоятельного поиска работы. Задачи Осуществлять социальную адаптацию безработных граждан и незанятого населения для повышения их конкурентоспособности на рынке труда и мотивации трудоустройства. Прививать безработным гражданам и незанятому населению навыки самоопределения на рынке труда, способствующие сокращению сроков поиска подходящей работы, смягчению последствий длительной безработицы Ожидаемые конечные результаты Трудоустройство в 2003-2005 годах около 7 тысяч безработных граждан и незанятого населения, прошедших социальную адаптацию. |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————————————————————————————|————————————————————————————| | Перечень | Сроки | Ответственные | Источники | Потребность в финансировании | Социальный эффект | | мероприятий |исполнения| исполнители |финансирования|(тыс.рублей, в ценах 2002 года) | | | | | | |————————|———————————————————————| | | | | | | 2003- | в том числе | | | | | | | 2005 |———————|———————|———————| | | | | | | годы | 2003 | 2004 | 2005 | | | | | | | | год | год | год | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.7. Социальная адаптация безработных граждан и незанятого населения на рынке труда | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.7.1. Осуществлять|2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный | 3821,7 | 23,1 |1790,1 |2008,5 |Повышение мотивации | |социальную | годы |по Пермской |бюджет | | | | |трудоустройства около 7 | |адаптацию | |области, | | | | | |тысяч безработных граждан и | |безработных | |территориальные | | | | | |увеличение их | |граждан | |ЦЗН | | | | | |конкурентоспособности на | | | | | | | | | |рынке труда | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.7.2.Проводить |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Местные | * | * | * | * |Увеличение численности | |занятия в рамках | годы |по Пермской |бюджеты | | | | |занятых в сфере малого | |программ "Клуб | |области, | | | | | |предпринимательства | |ищущих работу" для | |территориальные | | | | | | | |лиц, изъявивших | |ЦЗН, органы | | | | | | | |желание работать в | |местного | | | | | | | |сфере | |самоуправления | | | | | | | |предпринимательства| | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.7.3.Разработать |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Местные | * | * | * | * |Формирование позиции, | |и проводить курс | годы |по Пермской |бюджеты | | | | |ориентированной на | |"Планирование | |области, | | | | | |максимальную эффективность | |профессиональной | |территориальные | | | | | |самостоятельного поиска | |карьеры" для | |ЦЗН, органы | | | | | |работы выпускниками | |выпускников | |местного | | | | | |профессиональных учебных | |профессиональных | |самоуправления | | | | | |заведений | |учебных заведений | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |ИТОГО ПО | | |Федеральный | 3821,7 | 23,1 |1790,1 |2008,5 | | |ПОДПРОГРАММЕ | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Местные | * | * | * | * | | | | | |бюджеты | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| ——————————————————————————————————— (*) Объемы финансирования из местных бюджетов предусматривается ежегодно определять при формировании бюджетов муниципальных образований 2.8 Оказание содействия самозанятости населения Содержание проблемы Содействие развитию предпринимательской инициативы безработных граждан и незанятого населения путем предоставления им комплекса информационных, консультационных, образовательных услуг, а также предоставление субсидий на организацию собственного дела - одно из важнейших направлений развития малого бизнеса. Особенно актуальным развитие данного направления является для сельской местности, где количество вакансий на рынке труда и возможность территориального перемещения людей ограничены. В 2002 году служба занятости населения оказала содействие в организации собственного дела 1046 незанятым и безработным гражданам, из них финансовую помощь получили 105 человек. В целях оказания содействия организации дополнительных рабочих мест в сельских районах с напряженной ситуацией на рынке труда предусматривается софинансирование данного направления из областного бюджета, начиная с 2004 года. Цель подпрограммы Создание дополнительных рабочих мест в малом бизнесе и увеличение численности самозанятого населения. Задачи Повысить уровень информационного и консультационного обеспечения безработных граждан и незанятого населения, желающих организовать собственное дело. Оказать финансовую поддержку безработным и незанятым гражданам, проживающим в сельских районах с критическим уровнем безработицы, в организации предпринимательской деятельности. Ожидаемые конечные результаты Обучение 580 безработных и незанятых граждан основам предпринимательской деятельности, оказание им правовой, финансовой и организационной поддержки на стадии становления и развития собственного дела. |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————————————————————————————|————————————————————————————| | Перечень | Сроки | Ответственные | Источники | Потребность в финансировании | Социальный эффект | | мероприятий |исполнения| исполнители |финансирования|(тыс.рублей, в ценах 2002 года) | | | | | | |————————|———————————————————————| | | | | | | 2003- | в том числе | | | | | | | 2005 |———————|———————|———————| | | | | | | годы | 2003 | 2004 | 2005 | | | | | | | | год | год | год | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.8. Оказание содействия самозанятости населения | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.8.1. Оказывать |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный |11541,6 | 770,3 |5076,0 |5695,3 |Обучение 500 безработных | |содействие | годы |по Пермской |бюджет | | | | |граждан основам | |самозанятости | |области, | | | | | |предпринимательской | |безработным | |территориальные | | | | | |деятельности, оказание им | |гражданам | |ЦЗН | | | | | |правовой, финансовой и | | | | | | | | | |организационной поддержки | | | | | | | | | |на стадии становления и | | | | | | | | | |развития собственного дела | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.8.2. Оказывать |2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Областной | 1100,0 | - | 500,0 | 600,0 |Обучение 80 незанятых | |финансовую | годы |по Пермской |бюджет | | | | |граждан основам | |поддержку (в форме | |области, | | | | | |предпринимательской | |субсидий) | |территориальные |Местные | * | - | * | * |деятельности, оказание им | |безработным | |ЦЗН |бюджеты | | | | |правовой, финансовой и | |гражданам, | | | | | | | |организационной поддержки | |проживающим в | | | | | | | |на стадии становления и | |сельских районах | | | | | | | |развития собственного дела | |с критическим | | | | | | | | | |уровнем безработицы| | | | | | | | | (В редакции Закона Пермской области от 08.09.2003 г. N 971-195) |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |2.8.3. Осуществлять|2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Областной | 200,0 | - | 100,0 | 100,0 |Расширение поддержки для | |информационную и | годы |по Пермской |бюджет | | | | |начинающих предпринимателей | |консультационную | |области, | | | | | | | |поддержку | |территориальные | | | | | | | |незанятого | |ЦЗН | | | | | | | |населения с целью | | | | | | | | | |его дальнейшего | | | | | | | | | |участия в | | | | | | | | | |предпринимательской| | | | | | | | | |деятельности | | | | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| |ИТОГО ПО | | |Областной | 1300,0 | - | 600,0 | 700,0 | | |ПОДПРОГРАММЕ | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Федеральный |11541,6 | 770,3 |5076,0 | 5695,3| | | | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Местные | * | - | * | * | | | | | |бюджеты | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|———————|————————————————————————————| ——————————————————————————————————— (*) Объемы финансирования из местных бюджетов предусматривается ежегодно определять при формировании бюджетов муниципальных образований 2.9. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан Содержание проблемы Несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, как правило, заняты учебной деятельностью. Во время летних каникул и в свободное от учебы время данная категория населения может ухудшить криминогенную обстановку в области, если не будет привлечена к трудовой деятельности. Поэтому организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан является важной социальной проблемой. Временное трудоустройство несовершеннолетних граждан, являясь одним из направлений деятельности службы занятости населения, служит социальным амортизатором негативных последствий безработицы. Несовершеннолетние граждане получают профессиональные навыки и адаптируются к трудовой деятельности. В приоритетном порядке для временного трудоустройства привлекаются дети-сироты, подростки из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей. В 2002 году службой занятости населения было трудоустроено более 29 тысяч подростков в возрасте 14-16 лет (финансирование из федерального бюджета временной занятости несовершеннолетних составило 70%, из местных бюджетов и средств работодателей - 30%). С 2002 года финансирование из федерального бюджета этого направления резко сокращено, поэтому с 2003 года предусматривается софинансирование временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет из областного бюджета. Цель подпрограммы Привлечение несовершеннолетних граждан в период летних каникул и в свободное от учебы время к трудовой деятельности. Задачи Реализовать потребности экономики в выполнении работ, носящих временный характер. Предоставить несовершеннолетним гражданам возможность получения профессиональных навыков и материальной поддержки. Ожидаемые конечные результаты Трудоустройство на временные работы в 2003-2005 годах около 110 тысяч несовершеннолетних граждан. |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|—————————————————————————————————|————————————————————————————| | Перечень | Сроки | Ответственные | Источники | Потребность в финансировании | Социальный эффект | | мероприятий |исполнения| исполнители |финансирования|(тыс.рублей, в ценах 2002 года) | | | | | | |————————|————————————————————————| | | | | | | 2003- | в том числе | | | | | | | 2005 |———————|———————|————————| | | | | | | годы | 2003 | 2004 | 2005 | | | | | | | | год | год | год | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|———————|————————|————————————————————————————| |2.9. Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|————————|———————|————————————————————————————| |2.9.1. Организовать|2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Федеральный |57086,1 |10678,4|21869,8 |24537,9|Обеспечение временной | |временное | годы |по Пермской |бюджет | | | | |занятости 60 тысяч | |трудоустройство | |области, | | | | | |подростков в возрасте 14-17 | |несовершеннолетних | |территориальные |Местные | * | * | * | * |лет и получение ими | |граждан в возрасте | |ЦЗН, органы |бюджеты | | | | |материальной поддержки | |14-17 лет | |местного | | | | | | | | | |самоуправления |Внебюджетные | * | * | * | * | | | | | |источники | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|————————|———————|————————————————————————————| |2.9.2. Организовать|2003-2005 |Департамент ФГСЗН|Областной |27008,1 |3379,4 |11446,0 |12182,7|Обеспечение временной | |временное | годы |по Пермской |бюджет | | | | |занятости 60 тысяч | |трудоустройство | |области, | | | | | |подростков в возрасте 14-17 | |несовершеннолетних | |территориальные |Местные | * | * | * | * |лет и получение ими | |граждан в возрасте | |ЦЗН |бюджеты | | | | |материальной поддержки | |14-17 лет | | | | | | | | | | | | |Внебюджетные | * | * | * | * | | | | | |источники | | | | | | (В редакции Закона Пермской области от 08.09.2003 г. N 971-195) |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|————————|———————|————————————————————————————| |ИТОГО ПО | | |Областной |27008,1 |4757,4 |10068,0 |12182,7| | |ПОДПРОГРАММЕ | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Федеральный |57086,1 |10678,4|21869,8 |24537,9| | | | | |бюджет | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Местные | * | * | * | * | | | | | |бюджеты | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Внебюджетные | * | * | * | * | | | | | |источники | | | | | | |———————————————————|——————————|—————————————————|——————————————|————————|———————|————————|———————|————————————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|