Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Пермской области от 22.04.2004 № 138022.04.2004 N 1380 О принятии концепции экологической политики Пермской области на период до 2010 года Законодательное Собрание Пермской области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Принять концепцию экологической политики Пермской области на период до 2010 года (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Законодательного Собрания Н.А.Девяткин Приложение к постановлению Законодательного Собрания Пермской области от 22.04.2004 N 1380 КОНЦЕПЦИЯ экологической политики Пермской области на период до 2010 года 1. Общие положения 1.1. Концепция экологической политики Пермской области (далее - концепция) представляет собой единую систему целей и задач в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан в Пермской области в сфере экологии. Настоящая Концепция является системой взглядов, актуальных на момент ее принятия Законодательным Собранием Пермской области, на образ действий в сфере взаимодействия человека и природы на среднесрочную перспективу до 2010 года для Пермской области. Экологическая политика, разрабатываемая на основании настоящей концепции, является неотъемлемой частью Стратегии развития региона и определяет порядок разработки решений и реализации задач программно-целевыми методами в сфере экологии для достижения общестратегической цели развития региона. Стратегия социально-экономического, устойчивого развития Пермской области, в том числе социальная, экономическая и экологическая политика, должна определять необходимые и достаточные условия для создания хорошо организованного и четко управляемого государственного механизма, ориентированного на обеспечение систематического повышения качества жизни всех слоев населения Пермской области. Устойчивое развитие - такое общественное развитие, при котором не разрушается природная основа, создаваемые условия жизни не влекут деградации человека и социально-деструктивные процессы не развиваются до масштабов, угрожающих безопасности общества. Настоящая концепция ориентирована на амбициозный тип стратегии развития, что включает в себя: непрерывный (не единовременный) процесс управления изменениями, опирающийся на сбалансированную систему критериев; высокую мобильность; ориентацию на видение будущего; трансформацию видения в конкретные измеряемые амбициозные, но достижимые цели; заинтересованность исполнителей в поддержке стратегических решений; формирование стратегического видения у исполнителей, учет поведенческих аспектов и обеспечение их согласованности с установленными целями; высокую степень креативности и динамизма. Правовое поле экологической политики и смежные зоны в области экономики и социальной сферы определяют активность деятельности населения в решении экологических проблем. 1.2. Концепция экологической политики Пермской области разработана на основании Конституции Российской Федерации во исполнение Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 1225-р, и на основании положений, определенных указом Президента Российской Федерации от 01.04.96 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию". Концепция базируется на федеральном и областном природоохранном законодательстве, учитывает положения концепции промышленной политики Пермской области и перспективы развития экономики области, определенные Стратегией социально-экономического развития Пермской области, принятой Законодательным Собранием Пермской области (постановление Законодательного Собрания Пермской области от 18.09.2003 N 990). Настоящий документ учитывает также рекомендации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро ("Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 14 июня 1992 года", "Повестка дня на XXI век") и Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа-4 сентября 2002 года). 1.3. Актуальность разработки концепции определяется следующими факторами: высокой техногенной нагрузкой на окружающую среду области, что определяет развитие экологически обусловленной патологии, повышающей уровни общей и онкологической заболеваемости; недостаточностью развития регионального законодательства, регулирующего экологические отношения; эксплуатацией морально и физически устаревших технологий и оборудования на большинстве промышленных предприятий, что не обеспечивает должного уровня экологической безопасности населения и территорий; низким уровнем переработки и утилизации вторичных ресурсов, отходов производства и потребления, наличием загрязненных и нарушенных земель; слабой заинтересованностью природопользователей в соблюдении норм рационального природопользования и требований в области охраны окружающей среды; низким уровнем экологического сознания и экологической культуры населения. Продолжающееся ухудшение качества окружающей среды и здоровья населения на фоне экономического роста в Пермской области является реальным препятствием для устойчивого социально-экономического развития. 1.4. Реализация положений настоящего документа предполагает разработку нормативных правовых актов в области развития региональных мер регулирования в сфере охраны окружающей среды, планов и программ действий на областном, муниципальном и отраслевом уровнях. 2. Состояние и проблемы экологической системы Пермской области Экологическая система Пермской области - структурно-функциональная единица биосферы, единый, ограниченный территорией Пермской области природно-антропогенный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в котором живые и косные экологические компоненты соединены между собой причинно-следственными связями, обменом веществ и распределением потока энергии. Совокупность природно-ресурсной и антропогенной составляющих определяет хозяйственную емкость экосистемы Пермской области. Пермская область является одним из основных индустриальных центров России. Экономика области индустриального типа включает в себя более 500 крупных и средних предприятий различных отраслей. По объему промышленного производства в 2002 г. Пермская область заняла 13-е место в Российской Федерации и 5-е место в Приволжском федеральном округе и на Урале. На российском и мировых рынках ведущими отраслями специализации Пермской области являются машиностроение, химия и нефтехимия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития в Пермской области существуют все необходимые условия. Это прежде всего значительные минерально-сырьевые ресурсы. Основными полезными ископаемыми на территории области являются нефть и газ, калийно-магниевые и натриевые соли, драгоценные и поделочные камни, золото и платина, хромовые руды, металлургическое, карбонатное и цементное сырье, общераспространенные полезные ископаемые, подземные минеральные и пресные воды. Значительные лесные ресурсы Пермской области придают региону статус одной из ведущих лесопромышленных и заготовительных баз России. Леса покрывают 67% территории, около 60% лесов - хвойные, наиболее ценные в хозяйственном отношении. По обеспеченности водными ресурсами Пермская область занимает 1-е место на Урале. По территории области протекает 29 тысяч больших и малых рек, на территории находится 33 водохранилища, более 800 прудов, 114 озер. Два самых крупных водохранилища - Камское и Воткинское являются водоемами комплексного назначения и используются для целей гидроэнергетики, судоходства, добычи песчано-гравийных материалов, рыболовства и рекреации. Область имеет полноценную структуру транспортной системы. Здесь пересекаются трансконтинентальные железнодорожные, автомобильные и воздушные линии, проходят нефте- и газопроводы. Район Прикамья характеризуется сложным комплексом экологических проблем, обусловленных загрязняющим влиянием крупных промышленных центров, интенсивным использованием природных ресурсов, наличием энерго- и материалоемких производств и устаревших, загрязняющих окружающую среду, технологий. Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу от объектов экономики области в 2002 году составил более 792 тыс.тонн. Около 55% всего объема выбросов приходится на предприятия трубопроводного транспорта, 18% - на автомобильный транспорт, 9% - на предприятия топливно-энергетического комплекса. Неуклонно растет объем выбросов от автотранспорта, в ряде городов области (Пермь, Чайковский, Кунгур) они стали определяющим фактором загрязнения атмосферного воздуха. Основной вклад в загрязнение водных объектов области вносят предприятия химического - 71%, лесопромышленного - 9,6% комплексов, жилищно-коммунального хозяйства - 7%. Сброс загрязняющих веществ в водные объекты составляет 1228 тыс.тонн. Из-за отсутствия и неэффективной эксплуатации очистных сооружений растет объем сброса неочищенных сточных вод предприятиями жилищно-коммунального хозяйства. Остро стоит проблема с изливом кислых вод в Кизеловском угольном бассейне. На территории Пермской области ежегодно образуется более 30 млн. тонн отходов, 85% которых приходятся на отходы добычи калийных руд и других полезных ископаемых. Доля использования отходов составляет 40% от образующегося объема. На более чем 2000 объектах размещения отходов в Пермской области накоплено свыше 600 млн.тонн отходов производства и потребления. Остается высоким риск техногенных аварий с экологическими последствиями на трубопроводном транспорте, на предприятиях добычи и использования нефти и продуктов ее переработки. Продолжают иметь место случаи высокого загрязнения атмосферного воздуха формальдегидом, бенз(а)пиреном, диоксидом азота, хлористым и фтористым водородом, оксидом углерода. Уровень загрязнения поверхностных вод бассейна реки Камы фенолами, нефтепродуктами, соединениями железа, марганца на различных участках водотоков превышает установленные нормативы. Качество окружающей среды влияет на здоровье населения: отмечается рост заболеваний среди взрослого населения, повышается уровень заболеваемости у детей. В целом наиболее высокие уровни заболеваемости регистрируются в промышленных городах области. Остается неблагоприятным по динамике и распространенности прогноз заболеваемости на период до 2005 г. среди взрослого, детского населения и подростков. Деградация естественных экосистем области в результате воздействия хозяйственной деятельности поставили под угрозу исчезновения ряд видов животных, растений и грибов. 207 таких исчезающих видов взяты под государственную охрану и внесены в Красную книгу Пермской области. Анализ состояния окружающей среды и здоровья населения показывает, что для Пермской области, обладающей мощным природно-ресурсным потенциалом и развитой инфраструктурой, присущи характерные для большинства регионов страны проблемы загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных вод, почвы, деградации экосистем. Предпринимаемые меры по стабилизации и оздоровлению среды обитания как в России, так и в Пермской области не привели пока к значительному эффекту ввиду недостаточной регламентации на уровне Российской Федерации экономического и финансового механизмов рационального природопользования и охраны окружающей среды, слабой заинтересованности природопользователей в соблюдении норм рационального природопользования, неразвитости регионального природоохранного законодательства. Реализация эффективной региональной экологической политики возможно путем ужесточения на областном уровне методов административного воздействия на хозяйствующие субъекты, создания механизма гарантированного финансирования мероприятий по оздоровлению экологической обстановки, развития системы непрерывного экологического образования при условии развития на федеральном уровне экономического механизма природопользования по принципу "загрязнитель платит", создания системы налоговых льгот для природопользователей, осуществляющих природоохранные мероприятия и природоохранную деятельность, создания эффективного механизма взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны окружающей среды, усиления экологического контроля. 3. Цели и задачи экологической политики 3.1. Определение целей и задач экологической политики При определении целей и задач экологической политики Пермской области следует учитывать три аспекта, которые определяют устойчивость развития экосистемы Пермской области: во-первых, охрана окружающей среды (гарантированное непревышение антропогенными воздействиями хозяйственной емкости биосферы); во-вторых, охрана генома человека и его популяционного здоровья для предотвращения биологического вырождения; в-третьих, формирование механизмов (социальных, экономических, политических и пр.), которые обеспечили бы решение задач первых двух аспектов и гарантировали от разрушения структур цивилизации, жизненно важных для нее. На этой основе экологическая политика структурируется согласно следующим направлениям: экологическое; социо-медицинское; социо-гуманитарное. При определении механизмов обеспечения устойчивости развития экосистемы Пермской области следует учитывать все три аспекта с опорой на технолого-экономическую оптимизацию, равновесное природопользование, социальное конструирование. Вместе с тем необходимо подавлять развитие и распространение механизмов дестабилизации. Основной задачей развития региона, является обеспечение конкурентного промышленного производства и сельского хозяйства с целью гарантированного устойчивого роста качества жизни его населения. Существенным компонентом, обеспечивающим реализацию данной задачи, является эффективная экологическая политика. Эффективная экологическая политика должна обеспечивать: рациональность использования не возобновляемых ресурсов; устойчивое воспроизводство и улучшение качества возобновляемых ресурсов; нормативное качество окружающей среды, санитарно-гигиенических условий для жителей региона; права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду; безусловное выполнение каждым хозяйствующим субъектом и гражданами обязанностей по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам. Экологическая политика должна строиться на достаточно полном, объективном анализе имеющихся в наличии природных ресурсов, учитывая региональные особенности их распределения. Такими региональными особенностями, в первую очередь, являются: ограниченность почвенно-климатического потенциала рассматриваемой территории, существенно сдерживающее развитие сельского хозяйства; значительные лесные и водные ресурсы; наличие уникального, одного из крупнейших в мире, Верхне-Камского месторождения калийных и магниевых солей; истощение, активно осваиваемых с тридцатых годов, нефтяных месторождений; сосредоточение населения и крупнотоннажного промышленного производства, вносящих доминирующий вклад в формирование воздействия на окружающую среду, в отдельных, достаточно изолированных, промышленных комплексах: Соликамско-Березниковском, Пермско-Краснокамском, Горнозаводском (города Губаха, Лысьва, Чусовой, Горнозаводск); насыщенность территории области магистральными и технологическими нефте-, газо-, продуктопроводами, автомобильными, железнодорожными и авиационными магистралями, которые в условиях технологического старения, износа средств контроля, снижения производственных ресурсов, а также шумового загрязнения вследствие увеличения транспортной нагрузки и деятельности предприятий становятся потенциальными источниками экологической опасности. 3.2. Определение параметров и критериев экологической политики Параметры и критерии экологической политики базируются на укрупненных показателях состояния экосистемы, которые определяются исходя из реальных показателей и нормативов состояния экосистемы, используемых на практике, что предполагает процедуру агрегирования нормативных и фактических показателей. К числу таких показателей относятся: природно-ресурсный потенциал региона; предельная величина антропогенной нагрузки на экосистему региона (хозяйственная емкость экосистемы); условная нагрузка на реципиентов, создаваемая каждым компонентом антропогенного воздействия; социо-медицинские экопоказатели; социо-гуманитарные экопоказатели. Основными критериями оценки показателей являются технолого-экономическая оптимальность и социальная значимость при равновесном природопользовании, отражающие характер взаимодействия человека и природы в рамках экосистемы Пермской области. Формирование экологической политики осуществляется на базе настоящей концепции и включает в себя: разработку (в дальнейшем - корректировку) социально-эколого-экономической модели развития экосистемы Пермской области; составление прогноза развития экосистемы Пермской области на период действия экологической политики; определение правовой основы для реализации экологической политики; формирование механизма реализации экологической политики в рамках инновационно-инвестиционной инфраструктуры Пермской области; разработку целевых программ развития экосистемы Пермской области. Экологическая политика формируется в осях "цели - задачи - функции -исполнители" и "данные - информация - знания - решения - действия - результат". Эффективность экологической политики определяется степенью соответствия целей и результатов. 4. Механизм реализации экологической политики 4.1. Институциональные основы механизма реализации экологической политики Основой механизма реализации экологической политики является внедрение норм и принципов сохранения живой природы в систему базовых принципов организации производства и принимаемых всеми социальными группами правил поведения, ставших элементом культуры. Успешное решение задач экологической политики требует консенсуса в рамках региона всех государственных, общественных и коммерческих структур, организованно выражающих интересы разных групп населения. Согласие достигается политическими, экономическими, организационными, законодательными, образовательными и пропагандистскими мерами. Необходимым условием реализации экологической политики является формирование широкой системы партнерства. Расширение круга партнеров, осознающих свою роль в реализации экологической политики и активно участвующих в этом, должно идти за счет привлечения к реализации экологической политики нетрадиционных участников: средств массовой информации, ресурсодобывающих компаний, структур малого бизнеса, различных общественных объединений, религиозных конфессий и др. Их привлечение достигается, с одной стороны, созданием стимулов и налоговых льгот, а с другой - формированием общественного мнения и внедрением в культуру идеалов гармоничного мира, основанного на принципах устойчивого развития. Для решения задач экологической политики необходима полная открытость информации о состоянии экосистемы региона и угрожающих ей факторах. Важнейшим условием эффективной работы всех социально-экономических механизмов является организация системы информирования населения о состоянии экосистемы и проблемах ее сохранения. Сохранение и устойчивое функционирование экосистемы региона возможно только на основе широкого участия граждан и общественных организаций в процессе принятия экологически значимых решений, создания эффективной системы общественно-государственного управления природными ресурсами. Использование социально-экономических механизмов и принятие управленческих решений должны базироваться на принципе оптимизации отношений природной и социально-экономической подсистем, основанного на признании невозможности устойчивого существования любой из них при деградации другой. Конкретные решения должны учитывать как интересы населения, так и требования сохранения и развития экосистемы региона. Социально-экономические механизмы должны учитывать иерархическую структуру биосистем и соответствовать пространственным масштабам объектов сохранения - популяций, видов, сообществ, экосистем и их территориальных комплексов. Социально-экономические механизмы должны учитывать временной масштаб процессов, происходящих в социоэкосистемах, отдаленные последствия принимаемых решений, включая как долговременные выгоды от сохранения экосистемы, так и возможность проявления в будущем негативных последствий от нарушения ее состояния. Необходимо учитывать высокий риск в принятии решений, обусловленный сложностью и нестационарностью социоэкосистем, отсутствием полного понимания законов их функционирования. Минимизация риска принятия неправильных решений основывается на следующих принципах: оперативного реагирования системы управления на изменения состояния экосистемы; презумпции потенциальной экологической опасности хозяйственной деятельности, требующего, чтобы перед началом реализации любого проекта была доказана его экологическая безопасность; предосторожности, то есть принятия специальных мер, направленных на предотвращение негативного влияния хозяйственной деятельности на экосистему даже в тех случаях, когда причинно-следственная связь между хозяйственной деятельностью и негативными изменениями экосистемы не доказана. При реализации экологической политики следует руководствоваться принципом расширения сферы использования известных, апробированных социально-экономических механизмов, повышения эффективности их действия в направлении целей экологической политики. Использование совершенно новых форм социально-экономических механизмов оправдано лишь в том случае, если цель не может быть достигнута имеющимися средствами или очевидна их неэффективность. Основой для построения социально-экономических механизмов реализации экологической политики должен быть принцип нормирования состояния окружающей среды и воздействий на нее хозяйственных и иных структур. Исходя из этого принципа формируются: административные механизмы, непосредственно реализующие систему запретов и ограничений; экономические механизмы, корректирующие экономические интересы хозяйствующих субъектов (система налогообложения); механизмы смешанного типа (лицензирование, сертификация). Системы эколого-экономического регулирования включают стимулирующие (налоги и платежи за использование природных ресурсов, налоговые льготы за природоохранную деятельность и использование природосберегающих технологий, включение экологических издержек в бухгалтерские балансы и др.) и принуждающие (административные запреты, принуждения, штрафы) механизмы. Эффективность и целесообразность преимущественного применения экономических стимулов или административных запретов зависит от состояния природной среды, уровня антропогенной нагрузки, особенностей хозяйственного комплекса и региональных условий. Современное трудное экономическое положение страны заставляет при выборе средств реализации экологической политики обращать внимание, прежде всего, на меры ограничительного, запретительного и фискального характера, что не отрицает необходимости разработки и применения чисто экономических мер в тех случаях, когда они могут дать наибольший эффект. Основные перспективные направления работы на уровне специальных эколого-экономических механизмов: Коррекция системы платежей и штрафов за сверхнормативное или незаконное воздействие на природу - включение в сумму штрафа оценок как прямого ущерба, нанесенного экосистеме, так и его последствий. Разработка системы адресного распределения средств, полученных от сумм возмещения вреда, позволяющей их использовать на восстановление тех объектов экосистемы, которым был нанесен ущерб. Введение стандартов экологического управления предприятиями с учетом требований сохранения и развития экосистемы Пермской области. Создание целевых инновационных фондов для развития ресурсосберегающих и малоотходных технологий в промышленности и адаптивного природосберегающего сельского хозяйства. Методология создания эколого-инновационных программ и фондов включает обоснование источников их средств и функций, а также выработку стимулирующих воздействий по реализации таких программ. Реализация инвестиционных проектов и программ экологической направленности должна базироваться на учете полных экологических и ресурсосберегающих издержек. Этот механизм способствует выбору наименее природоемких проектов и программ для инвестиций. Стимулирование создания рынков экологически чистой продукции, технологий и оборудования, распространение требований экологической безопасности производства как одного из основных инструментов рыночной конкуренции. Реализация этого направления достигается использованием комплекса экономических, административных, правовых и пропагандистских мер: использованием системы национальных счетов в соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН с целью явного учета в народном хозяйстве экологических издержек и использования природных ресурсов; запретом экспорта-импорта экологически опасных товаров и технологий; рекламой экологически чистых продуктов и экологически безопасного производства; льготными тарифами для размещения рекламы продукции природосберегающих предприятий и размещения экологической рекламы; формированием позитивного экологического облика регионального бизнеса, его участием в сохранении и развитии экосистемы Пермской области; развитием механизма торговли квотами на допустимое экологическое воздействие, который в условиях самостоятельности предприятий делает выгодным развитие природосберегающих технологий и приводит к сокращению нагрузки на природу при сделках купли-продажи предприятий; модернизацией и развитием технологий, обеспечивающих снижение негативного влияния транспортно-коммуникационных комплексов на состояние среды проживания населения и развитием экологически безопасных видов транспорта и топлива. Учет экологического фактора при приватизации. Формирование комплекса требований по такому учету связано, в частности, с созданием приватизационного экологического фонда, в который зачисляются средства, возвращаемые инвесторам для обеспечения экологической безопасности, отчисления на амортизацию природоохранных объектов и прибыль, реинвестируемая предприятиями на природоохранные нужды. Развитие системы экологического страхования с учетом риска для экосистемы. Система экологического страхования должна: обеспечивать максимальное возмещение ущерба, нанесенного живой природе в результате аварий и других непредвиденных последствий хозяйственной деятельности; выполнять функции контроля, в том числе на основе постоянного экологического аудита; формировать в страховых компаниях обязательные фонды для финансирования природоохранных мероприятий и развития экологически безопасных технологий. Развитие систем экологической сертификации и лицензирования. Внедрение задач экологической политики в систему базовых принципов организации хозяйства и экономической деятельности отраслей, эксплуатирующих природные биосистемы (лесное хозяйство, охотничье хозяйство, рыбное хозяйство), создание экономической системы, направленной на их неистощительное использование. Поддержка (государственный протекционизм) товаропроизводителей, осуществляющих деятельность с использованием традиционных форм хозяйствования, адаптированных к особенностям природных и социально-экономических условий Пермской области. Эти меры решают две задачи: а) обеспечивают "встроенность" производственных и экономических процессов в местные природные и социально-экономические условия; б) способствуют сохранению разнообразия традиционных способов ведения хозяйства, сохраняющих и развивающих экосистему региона. Разработка на региональном и муниципальном уровнях перечней и ранжирование, в том числе по критериям риска здоровью, наиболее неблагополучных в экологическом отношении территорий Пермской области, проживание на которых представляет реальную опасность для здоровья населения. Доведение их до сведения органов государственной власти, местного самоуправления и населения Пермской области. Экологический мониторинг. Функционирование экологического мониторинга обеспечивается: унификацией и взаимодополнением государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей среды и здоровья населения; созданием и ведением единого регионального банка данных экологической информации, включая материалы наблюдений как государственных федеральных, региональных и муниципальных структур, так и ведомственного импактного мониторинга; переходом от систем импактного наблюдения, ориентированных на отслеживание устойчивых регламентных воздействий, на системы фиксации отслеживания и прогнозирования аварийных ситуаций. Эффективное функционирование экологического мониторинга должно гарантировать: открытость экологической информации, в том числе материалов мониторинговых наблюдений, включая исходные, первичные данные как для органов управления всех уровней, так и для всех заинтересованных организаций и частных лиц (за исключением данных содержащей государственную тайну и коммерческие секреты); достоверное информирование органов управления и население о состоянии природной среды; обеспечение права на возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина или его имуществу экологическим правонарушением. Экологическое воспитание и образование обеспечиваются: разработкой, согласованием (в установленном порядке) и внедрением стандарта экологического образования в учебные планы всех уровней с 2006 года; введением с 2005 года стандарта требований экологической подготовки к специалистам системы областного (краевого) и муниципального управления, а так же руководителям и специалистам природоохранных служб промышленных предприятий; созданием системы повышения квалификации в сфере экологии руководителей органов управления (не реже чем 1 раз в 2 года); развитием и укреплением системы организованного экологического туризма. Эффективная экологическая политика должна достигаться: совершенствованием систем управления и контроля за состоянием окружающей среды в строгой увязке и гармонизацией задач и функций федеральных, региональных и муниципальных органов управления; недопустимостью распыления финансовых, материальных ресурсов по множеству параллельно реализуемых экологических проектов; обоснованностью устанавливаемых экологических нормативов и строгой ответственностью за их выполнение; свободным обменом экологической информацией, в том числе первичной, между всеми органами управления, доступом к данной информации, не содержащей государственных тайн и коммерческих секретов, всех заинтересованных лиц; объективным учетом и анализом всех факторов, определяющих экологическую опасность на территории региона, в их строгом ранжировании и выделении приоритетов; финансированием природоохранных программ из соответствующих бюджетов (планируемые и реализуемые мероприятия должны быть экологически достаточны, экономически обоснованы, технологически реализуемы); решением экологических проблем региона и отдельных территорий на конкурсной основе; развитием целевых грантовых проектов; созданием системы льготного кредитования природоохранных мероприятий с целью максимального привлечения частных инвесторов к решению экологических проблем. 4.2. Реформирование предприятий и экономики территориальных образований как механизм экологизации хозяйственной деятельности и достижения баланса интересов в рамках экологической политики Пермской области. Реформирование предприятий и экономики территориальных образований опирается на оптимальные технолого-экономические подходы при равновесном природопользовании. Технология реформирования предприятий и экономики территориальных образований как совокупность и последовательность действий, нацеленных на конечный, определенный результат, в целях экологизации хозяйственной и социальной деятельности включает в себя: экологический мониторинг; экологический маркетинг; экологический аудит; экологическую оценку; экологическое прогнозирование; экологическое проектирование, в том числе хозяйственные и социальные технологии; экологическую экспертизу. Баланс интересов природы и человека в рамках экосистемы Пермской области достигается при разработке новых и реализации действующих хозяйственных и социальных проектов с учетом природных ресурсов и экологических ограничений экосистемы Пермской области. Разработка и реализация хозяйственных и социальных проектов осуществляется в рамках инновационно-инвестиционной инфраструктуры Пермской области, которая опирается на рынки природных, трудовых, интеллектуальных, технологических, финансовых ресурсов региона. 4.3. Правовые аспекты механизма реализации экологической политики. Экологическое законодательство - система нормативных правовых актов, в которых закрепляются правовые нормы (эколого-правовые нормы), регулирующие экологические отношения. Правовое регулирование экологических отношений включает регламентацию правового статуса субъектов экологических отношений, правового режима природной среды и природных ресурсов, природопользование, охрану природной среды и отдельных природных ресурсов, преобразование, улучшение (мелиорацию) природной среды и природных ресурсов. Экологическое законодательство Российской Федерации представляет систему законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти с отраслями: земельное, горное, водной, лесное, природно-заповедное, атмосферное (воздушное) законодательства. В силу федеральной структуры России в качестве подсистем экологического законодательства Российской Федерации выделяется экологическое законодательство субъектов Российской Федерации, а подсистем последних - нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Экологическое законодательство Пермской области должно содержать правовые нормы, регламентирующие отношения по поводу природных ресурсов, находящихся в собственности области или переданных в ведение ее органов государственной власти (их правовой режим, управление, их пользование охраной и осуществление других регулятивных функций, особенности природопользования, охраны и т.д.), а также по вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов области федеральным законодательством. Возможны следующие варианты развития экологического законодательства Пермской области: принятие Кодекса (Закона) о природной среде Пермской области со следующей структурой: общая часть, содержащая нормы, закрепляющие предмет, принципы, цели, систему законодательства, правовой режим природной среды, понятие природоресурсного фонда и методы регулирования отношений по поводу регулирования природной среды, пользования природными ресурсами, охрану, восстановление, улучшение природной среды и природных ресурсов; особенная часть с институтами: земельное законодательство, законодательство о недрах (регулирование отношений по использованию недр для добычи общераспространенных полезных ископаемых), водное законодательство, лесное законодательство, законодательство о животном мире, законодательство о природно-заповедных ресурсах, законодательство об атмосфере, о шумовом загрязнении, вибрации и электромагнитной нагрузке. Принятие свода экологических законов (нормативных правовых актов) Пермской области состоящего из: Закон (Кодекс) Пермской области о природной среде области, содержащий правовые нормы общей части экологического права области. Предлагаемая структура Закона (Кодекса): общие положения (предмет, цели, принципы, система законодательства, правовой режим природной среды, общие требования по регулированию экологических отношений, природопользования, охраны и улучшения природной среды) и разделы: Охрана природной среды при осуществлении производственной и иной деятельности, при обращении с отходами производства и потребления, радиоактивными веществами и отходами, от загрязнения и других негативных ресурсов, атмосферных ресурсов. В качестве самостоятельных законов в системе свода следует принять законы (кодексы) о земле, о недрах, о лесах, о животном мире, природных ресурсах, водный, об атмосфере, о шумовом загрязнении, вибрации и электромагнитной нагрузке, нормы которых должны регламентировать правовой режим соответствующих природных ресурсов, регулирование отношений по поводу отдельных природных ресурсов, их использование, охрану и улучшение, преобразование (мелиорацию). Предлагаемая система нормативного правового регулирования возможна в полной мере с установлением режима государственной собственности Пермской области на находящиеся на ее территории природные ресурсы. Поэтому, в рамках, установленных федеральным законодательством процедур, следует инициировать передачу в государственную собственность Пермской области недр, водных объектов, лесов, животного мира. Установление режима государственной собственности Пермской области целесообразно с точки зрения построения эффективной системы управления развитием экологической системы Пермской области и осуществления эффективной экологической политики. Перспективные направления специальных правовых механизмов. Разработка нормативного акта, регламентирующего приоритетное участие региональных органов в расследовании, оценке масштабов и сроков ликвидации последствий аварийных ситуаций, представляющих угрозу здоровью населения и экологической системе Пермской области. Разработка регионального нормативного акта, предусматривающего упрощенную систему экологических форм учета и отчетности предприятий и организаций региональной компетенции. Предусмотреть нижний порог документооборота, исключив из него предприятия, имеющие эмиссии, не влияющие на состояние экосистемы за пределами своих территорий, в том числе предприятия малого и среднего бизнеса. Разработка рекомендательного документа в адрес Правительства Российской Федерации с предложением упрощенного механизма оформления экологических разрешительных документов по предприятиям региональной компетенции по принципу "единого окна". Разработка с участием научных организаций ПНЦ УрО РАН обосновывающих документов по регламентам региональных нормативов качества водных объектов и сбросов сточных вод с учетом природных фоновых концентраций и их утверждение в органах федерального экологического надзора. Разработка механизма реализации на территории Пермской области Федерального закона N 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании", проработка и обоснование для нормирования выбросов в атмосферу и сбросов в водные объекты применения принципа "наилучших технологий" с учетом предложений предприятий, внедряющих современные экологически более эффективные технологии и производства. Разработка нормативного акта, ограничивающего монопольные права владельцев сетей канализации, очистных сооружений, полигонов промышленных и бытовых отходов и других природоохранных объектов, рамками "достаточных и разумных ограничений", обеспечивающими охрану окружающей природной среды с учетом технических возможностей предприятий и организаций. Разработка и согласование с органами федерального экологического надзора нормативного документа, устанавливающего необходимость соблюдения принципа поэтапного достижения нормативных показателей качества эмиссий и согласованного графика реализации природоохранных мероприятий при утверждении лимитов на пользование природными ресурсами (экологический компонент), исходя из фактического состояния природного объекта и соблюдения принципа "разумной достаточности". В целях реализации положений настоящей концепции органами государственной власти Пермской области могут быть приняты следующие нормативные правовые акты: об областной целевой комплексной программе по охране окружающей среды Пермской области на 2006-2010 годы; о природном наследии Пермской области; об экологическом аудите; об общественном экологическом контроле; об общественном экологическом инспекторе; о защите населенных пунктов от шумового загрязнения, создаваемого транспортными средствами; о концепции качества жизни населения Пермской области. В целях реализации Концепции экологической политики рекомендовать органам местного самоуправления принять следующие нормативные акты: о режиме охраны особо охраняемых природных территорий местного значения; о программе муниципальных образований в области охраны окружающей среды; об организации общественных обсуждений, проведении опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе. о схемах и правилах содержания, санитарной очистки территорий муниципальных образований; о порядке приема сточных вод в систему канализации населенных пунктов; об использовании водных объектов для массового отдыха и туризма на территории муниципального образования; об использовании водных объектов на территории муниципального образования для любительского и спортивного рыболовства. Для эффективного развития экологической политики необходимо на уровне Российской Федерации: принятие законов, регулирующих вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду, обязательного экологического аудита, обязательного экологического страхования, экологического образования; приведение в соответствие с федеральным законом "Об охране окружающей среды" законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, принятых до вступления в силу указанного закона; принятие постановлений Правительства Российской Федерации по реализации федерального закона "Об охране окружающей среды". 5. Основные направления взаимодействия органов государственной власти Пермской области с органами местного самоуправления при осуществлении экологической политики Основными направлениями взаимодействия органов государственной власти Пермской области с органами местного самоуправления при осуществлении экологической политики являются: разграничение полномочий на основе законодательства Пермской области; оказание помощи органам и должностным лицам в осуществлении полномочий по охране окружающей среды; регулирование отношений и координация действий на основе соглашений; методологическое обеспечение деятельности органов местного самоуправления по вопросам охраны окружающей среды; повышение квалификации специалистов на семинарах, научно-практических конференциях и иных мероприятиях; содействие в финансировании природоохранных мероприятий местного значения за счет средств областного бюджета. 6. Взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в области экологической политики Взаимодействие органов государственной власти Пермской области с территориальными органами Российской Федерации по Пермской области осуществляется путем: обсуждения актуальных вопросов экологической политики и принятия согласованных решений на координационном совете по охране окружающей среды и природопользованию; регулирования отношений на основе соглашений о взаимодействии, обмене информацией, взаимном оповещении о ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды; проведения совместных мероприятий по контролю на экологически опасных объектах; оказания финансовой и материальной помощи при осуществлении мероприятий федерального значения. 7. Контроль за реализацией концепции экологической политики Контроль за реализацией концепции экологической политики осуществляется Законодательным Собранием, исполнительными органами государственной власти Пермской области в соответствии с действующим законодательством. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|