Расширенный поиск

Закон Пермской области от 02.04.1997 № 704-104

                                    Утратил силу - Закон Пермского края
                                        от 12.03.2007 г. N 12-ПК

                  О защите населения и территорий от
                   чрезвычайных ситуаций природного
                       и техногенного характера

    (В редакции Законов Пермской области от 27.07.99 г. N 595-88;
       от 05.11.2002 г. N 449-82; от 23.12.2004 г. N 1994-438;
                     от 09.08.2005 г. N 2385-527)


                                      Принят Законодательным Собранием
                                   Пермской области 20 марта 1997 года

     Настоящий Закон принят в соответствии с  Конституцией  Российской
Федерации  в  развитие  законодательства Российской Федерации о защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного  характера в целях реализации правомочий Пермской области
как субъекта Российской Федерации.
     Настоящий   Закон   определяет   общие   для   Пермской   области
организационно-правовые  нормы  в  области  защиты  граждан Российской
Федерации,  иностранных  граждан и лиц без гражданства, находящихся на
территории  Пермской  области (далее - населения), земельного, водного
пространства    Пермской   области,   объектов   производственного   и
социального  назначения,  а  также окружающей природной среды (далее -
территории)   от   чрезвычайных  ситуаций  природного  и  техногенного
характера (далее - чрезвычайных ситуаций). (В редакции Закона Пермской
области от 05.11.2002 г. N 449-82)
     Действие настоящего  Закона  распространяется  на правоотношения,
возникающие в процессе  деятельности  органов  государственной  власти
Пермской   области,   органов  местного  самоуправления,  предприятий,
учреждений,  организаций любой организационно-правовой формы (далее  -
организации)  и  населения  в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций.

                       Глава I. Общие положения

     Статья 1. Основные понятия
     Чрезвычайная   ситуация   -   это   обстановка   на  определенной
территории,  сложившаяся  в  результате  аварии,  опасного  природного
явления,  катастрофы,  стихийного  или  иного  бедствия, которые могут
повлечь  или  повлекли  за  собой  человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери
и нарушение условий жизнедеятельности людей. (В     редакции    Закона
Пермской области от 27.07.99 г. N 595-88)
     Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась
чрезвычайная ситуация.
     Авария -   событие   техногенного   характера,   происшедшее   по
конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным
причинам либо из-за случайных внешних воздействий,  и заключающееся  в
повреждении,  выходе  из  строя,  разрушении технических устройств или
сооружений.
     Катастрофа -  авария,  повлекшая  за  собой человеческие жертвы и
иные тяжкие последствия.
     Стихийное или  иное  бедствие  -  природное  явление или процесс,
вызвавшее человеческие жертвы,  значительный материальный ущерб,  иные
тяжкие последствия.
     Опасное природное явление  -  событие  природного  происхождения,
могущее вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей,
экономики и природной среды.
     Предупреждение чрезвычайных  ситуаций - это комплекс мероприятий,
проводимых заблаговременно,  и направленных на  максимально  возможное
уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Ликвидация чрезвычайных ситуаций -  это  аварийно-спасательные  и
другие  неотложные  работы,  проводимые при возникновении чрезвычайных
ситуаций,  и направленные на  спасение  жизни  и  сохранение  здоровья
людей,   снижение   размера   ущерба   окружающей  природной  среде  и
материальных  потерь,  на  локализацию  зон  чрезвычайных  ситуаций  и
прекращение  действия  характерных  для них опасных факторов вплоть до
ликвидации чрезвычайной ситуации.
     Аварийно-спасательные и другие неотложные работы - первоочередные
работы в зоне  чрезвычайной  ситуации  по  поиску  и  спасению  людей,
оказанию   пострадавшим   экстренной   медицинской  помощи,  эвакуации
пострадавших,  работы по прекращению или  снижению  степени  опасности
действия   факторов,  угрожающих  жизни  и  здоровью  людей,  а  также
восстановление объектов жизнеобеспечения населения.

     Статья 2.  Законодательство  в   области   защиты   населения   и
территорий от чрезвычайных ситуаций
     Законодательство в  области  защиты  населения  и  территорий  от
чрезвычайных   ситуаций  состоит  из  Федерального  закона  "О  защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных   ситуаций   природного   и
техногенного характера", настоящего Закона, иных федеральных законов и
принимаемых в соответствии с ними законов и  иных  нормативно-правовых
актов Российской Федерации и Пермской области.

     Статья 3. Цели настоящего Закона
     Целями настоящего закона являются:
     создание правовой основы деятельности государственных органов,  а
также организаций и  населения  на  территории  Пермской  области  для
предупреждения возникновения и (или) развития чрезвычайных ситуаций;
     создание правовой основы  деятельности  государственных  органов,
организаций  и населения на территории Пермской области для ликвидации
чрезвычайных ситуаций,  а также для снижения размеров ущерба и  потерь
от чрезвычайных ситуаций.
     Деятельность, не  связанная  с  перечисленной  в   части   первой
настоящей    статьи,    и   иные   правоотношения,   возникающие   при
восстановлении  территорий,  пострадавших  в  результате  чрезвычайных
ситуаций, настоящим Законом не регулируются.

     Статья 4. Определение границ зон чрезвычайных ситуаций
     Границы зон чрезвычайных  ситуаций  определяются  назначенными  в
соответствии  с  законодательством  руководителями работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций на основе Классификации  чрезвычайных  ситуаций,
установленной  Правительством Российской Федерации,  по согласованию с
исполнительными органами государственной власти  и  органами  местного
самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация.

     Статья 5.  Гласность  и  информация  в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
     Информацию в   области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших
чрезвычайных  ситуациях,  их  последствиях,  границах зон чрезвычайных
ситуаций,   а   также    сведения    о    радиационной,    химической,
медико-биологической,  взрывной,  пожарной, экологической безопасности
на территории Пермской области.
     Информация в   области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций,  а также о деятельности органов государственной
власти,  органов  местного самоуправления и организаций в этой области
является гласной и открытой,  за исключением сведений,  составляющих в
соответствии с законодательством государственную тайну.
     Органы государственной власти Пермской области,  органы  местного
самоуправления   и  администрация  организаций  обязаны  оперативно  и
достоверно информировать население через средства массовой  информации
и  по  иным  каналам  о  состоянии  защиты  населения  и территорий от
чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности,
о  прогнозируемых  и  возникших  чрезвычайных ситуациях,  о способах и
приемах защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
     Сокрытие, несвоевременное    представление   либо   представление
заведомо ложной информации в области защиты населения и территорий  от
чрезвычайных    ситуаций   должностными   лицами   влечет   за   собой
дисциплинарную,  административную  или  уголовную  ответственность   в
соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Статья 6.  Порядок  обеспечения  населения,  федеральных  органов
государственной  власти,  органов  государственной   власти   Пермской
области,  органов  местного самоуправления и организаций информацией в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
     В случае    возникновения    чрезвычайной    ситуации   население
информируется немедленно через средства массовой информации и по  иным
каналам.  Об  угрозе  возникновения  чрезвычайной  ситуации  население
информируется заблаговременно.  О приемах и способах защиты от опасных
и  поражающих  факторов  при  возникших  и прогнозируемых чрезвычайных
ситуациях население информируется одновременно с передачей  информации
о возникновении или угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
     Решение о передаче информации, указанной в части первой настоящей
статьи,  принимает орган, уполномоченный на решение вопросов в области
защиты  населения  и  территорий   от   чрезвычайных   ситуаций,   или
руководитель  работ  по  ликвидации  чрезвычайной  ситуации.  Средства
массовой  информации  обязаны  передавать  (публиковать)   информацию,
указанную в части первой настоящей статьи, незамедлительно.
     Иной информацией  в  соответствии  со  ст.5   настоящего   Закона
население обеспечивается через средства массовой информации регулярно,
но не реже одного раза в месяц.  Средства массовой информации  обязаны
передавать  (публиковать)  такую  информацию в сроки,  согласованные с
органом, уполномоченным на решение вопросов в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     Передача (публикация) информации,  указанной в настоящей  статье,
осуществляется средствами массовой информации бесплатно.
     Федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти  Пермской  области  и  органы  местного самоуправления получают
информацию об угрозе возникновения и (или) возникновении  чрезвычайных
ситуаций в в установленном порядке.

     Статья 7.  Основные  принципы  защиты  населения  и территорий от
чрезвычайных ситуаций
     Основными принципами    защиты    населения   и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций являются законность,  гласность в области защиты
населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций,  проведение
мероприятий, направленных на предупреждение возникновения чрезвычайных
ситуаций,  а также на максимально возможное снижение размеров ущерба в
случае их возникновения, ликвидация чрезвычайных ситуаций.
     Органы управления,    силы   и   средства   федеральных   органов
исполнительной власти, органы исполнительной власти Пермской области и
других субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
организации,  в полномочия которых входит решение вопросов  по  защите
населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  входят в Единую
государственную  систему  предупреждения  и  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций,  действующую в соответствии с задачами,  возложенными на нее
законодательством.
     Мероприятия, направленные    на    предупреждение    чрезвычайных
ситуаций,  а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и
потерь   в  случае  возникновения  чрезвычайных  ситуаций,  проводятся
заблаговременно  органами  и   организациями,   входящими   в   Единую
государственную   систему  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.
     Планирование и  осуществление  мероприятий  по защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических,
природных  и  иных  характеристик,  особенностей  территорий и степени
реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций.
     Объем и  содержание  мероприятий по защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций определяются исходя из  принципа  необходимой
достаточности  и  максимально возможного использования имеющихся сил и
средств.
     Ликвидация чрезвычайных   ситуаций   в  случае  их  возникновения
осуществляется  силами  и  средствами  организаций,  органов  местного
самоуправления, органов исполнительной власти Пермской области, в чьем
ведении  находится  территория,  на  которой  сложилась   чрезвычайная
ситуация.   При   недостаточности   вышеуказанных   сил  и  средств  в
установленном законодательством порядке привлекаются силы  и  средства
федеральных органов.

     Глава II. Права и обязанности органов государственной власти
          Пермской области, органов местного самоуправления,
          населения и организаций в области защиты населения
                и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Статья 8.  Полномочия  органов  государственной  власти  Пермской
области
     Органы государственной власти  Пермской  области  имеют  право  в
пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативно-правовые
акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных  ситуаций
в развитие федерального законодательства и в соответствии с ним.
     Органы государственной власти  Пермской  области  имеют  право  и
обязаны:
     а) осуществлять подготовку и содержание в готовности  необходимых
сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций,  а также обучать население способам  защиты  и  действиям  в
указанных ситуациях;
     б) принимать решения о  проведении  эвакуационных  мероприятий  в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивать их проведение;
     в) осуществлять в установленном порядке сбор и обмен  информацией
в  области  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивать своевременное оповещение и  информирование  населения  об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     г) организовывать  и  проводить  аварийно-спасательные  и  другие
неотложные работы, а также поддерживать общественный порядок в ходе их
проведения;
     д) при   недостаточности   собственных   сил  и  средств  в  ходе
ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций  обращаться  в  федеральные
органы государственной власти за помощью;
     е) осуществлять  финансирование  мероприятий  в  области   защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     ж) создавать  резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
использования их при ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
     з) содействовать  устойчивому  функционированию   организаций   в
чрезвычайных ситуациях;
     и) назначать  руководителей  работ  по  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций;
     к) согласовывать   с   руководителями   работ    по    ликвидации
чрезвычайных  ситуаций границы зон чрезвычайных ситуаций не позднее 24
часов с момента возникновения последних.

     Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления
     Органы местного  самоуправления  имеют  право  в  пределах  своей
компетенции  принимать  нормативно-правовые  акты  в  области   защиты
населения   и   территорий   от   чрезвычайных   ситуаций  в  развитие
федерального, областного законодательства и в соответствии с ним.
     Органы местного самоуправления имеют право и обязаны:
     а) осуществлять подготовку и содержание в готовности  необходимых
сил  и  средств  для  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных
ситуаций,  а также обучать население способам  защиты  и  действиям  в
указанных ситуациях;
     б) принимать решения о  проведении  эвакуационных  мероприятий  в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивать их проведение;
     в) осуществлять в установленном порядке сбор и обмен  информацией
в  области  защиты  населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций,
обеспечивать своевременное оповещение и  информирование  населения  об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
     г) организовывать  и  проводить  аварийно-спасательные  и  другие
неотложные работы, а также поддерживать общественный порядок в ходе их
проведения;
     д) при   недостаточности   собственных   сил  и  средств  в  ходе
ликвидации  возникших  чрезвычайных  ситуаций  обращаться   в   органы
государственной власти Пермской области за помощью;
     е) осуществлять  финансирование  мероприятий  в  области   защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     ж) создавать  резервы  финансовых  и  материальных  ресурсов  для
использования их при ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;
     з) содействовать  устойчивому  функционированию   организаций   в
чрезвычайных ситуациях;
     и) назначать  руководителей  работ  по  ликвидации   чрезвычайных
ситуаций;
     к) согласовывать   с   руководителями   работ    по    ликвидации
чрезвычайных  ситуаций границы зон чрезвычайных ситуаций не позднее 24
часов с момента возникновения последних.

     Статья 10. Права и обязанности населения Пермской области в части
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
     Население Пермской области имеет право:
     на защиту  жизни,  здоровья  и  имущества  в случае возникновения
чрезвычайных ситуаций;
     использовать средства  коллективной  и  индивидуальной  защиты  и
другое  имущество  органов  исполнительной  власти  Пермской  области,
органов  местного  самоуправления  и организаций,  предназначенное для
защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
     быть информированным   о   риске,   связанном   с  пребыванием  в
определенных  местах  на  территории  Пермской  области,  и  о   мерах
необходимой безопасности;
     в случае  причинения  ущерба  здоровью  вследствие   чрезвычайной
ситуации и (или) при ее ликвидации на бесплатное получение медицинской
помощи в стационаре и амбулаторно согласно медицинским  показаниям  до
восстановления трудоспособности или установления группы инвалидности;
     при временной  утрате  трудоспособности  вследствие  чрезвычайной
ситуации  и  (или)  при  ее  ликвидации  на  получение единовременного
пособия в размере 1 установленного законом минимального размера оплаты
труда;
     в случае  установления   инвалидности   вследствие   чрезвычайной
ситуации  и  (или)  при  ее  ликвидации  на  получение  единовременной
компенсации в возмещение  вреда,  причиненного  здоровью,  в  размере:
инвалидам  I группы - 100-кратной суммы установленного законом размера
минимальной оплаты труда,  инвалидам  II  группы  -  70-кратной  суммы
установленного размера минимальной оплаты труда,  инвалидам III группы
- 50-кратной суммы установленного размера минимальной оплаты труда;
     иные права,   предусмотренные   федеральным  законодательством  в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
     В случае  смерти  гражданина  вследствие  чрезвычайной ситуации и
(или)  при  ее  ликвидации  его  семья  имеет   право   на   получение
единовременного  пособия  в  размере  100-кратной суммы установленного
законом минимального размера оплаты труда.
     Пособия и  компенсации,  предусмотренные в частях первой и второй
настоящей статьи, выплачиваются за счет средств областного бюджета.
     Население Пермской области обязано:
     соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
     соблюдать меры  безопасности  в  быту  и  повседневной   трудовой
деятельности;
     изучать основные  способы  защиты  населения  и   территорий   от
чрезвычайных  ситуаций,  приемы  оказания  первой  медицинской  помощи
пострадавшим,  правила  пользования  индивидуальными  и  коллективными
средствами защиты;
     при необходимости по распоряжению органов,  в полномочия  которых
входит  решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций,  оказывать содействие в проведении  аварийно-спасательных  и
других неотложных работ.

     Статья 11.  Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций
     Порядок подготовки  населения  в  области  защиты от чрезвычайных
ситуаций определяется Правительством Российской Федерации.
     Пропаганда в   области   защиты   населения   и   территорий   от
чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления,  входящими в
Единую    государственную    систему   предупреждения   и   ликвидации
чрезвычайных   ситуаций,   совместно   с    иными    заинтересованными
организациями.   Органы  исполнительной  власти  обязаны  организовать
пропаганду  знаний  в  области  защиты  населения  и   территорий   от
чрезвычайных  ситуаций  в  средствах массовой информации,  осуществляя
целевое  выделение  средств  на  пропаганду  из  областного   бюджета.
Средства  массовой  информации  обязаны  выделять  время  (место)  для
размещения  обучающих,  информационных  и  иных  материалов  (передач,
статей и т.д.) в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций бесплатно.

     Статья 12.  Обязанности организаций в области защиты населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций
     Организации обязаны:
     планировать и  осуществлять  необходимые  меры  в  области защиты
работников организаций и подведомственных объектов производственного и
социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
     создавать и  поддерживать  в  постоянной   готовности   локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
     предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты
населения  и  территорий  от чрезвычайных ситуаций,  а также оповещать
работников  об  угрозе   возникновения   и   (или)   о   возникновении
чрезвычайных ситуаций;
     создавать резервы  финансовых   и   материальных   ресурсов   для
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
     Организации несут  также  иные  обязанности  в   соответствии   с
федеральным законодательством.

          Глава III. Порядок финансирования и материального
             обеспечения мероприятий по защите населения
                и территорий от чрезвычайных ситуаций

     Статья 13.  Финансирование  мероприятий  по  защите  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций
     Финансирование органов  управления,  специально уполномоченных на
решение задач в области защиты населения и территорий от  чрезвычайных
ситуаций,  финансирование  мероприятий  по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций осуществляется в соответствии  с  федеральным  и
областным законодательством.
     Финансирование целевых программ по защите населения и  территорий
от чрезвычайных   ситуаций,   а   также  по  обеспечению  устойчивости
функционирования организаций,   осуществляется   в   соответствии    с
законодательством Российской Федерации и Пермской области.

     Статья 14.   Создание   и  использование  резервов  финансовых  и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций
     Резервы финансовых   и   материальных   ресурсов  для  ликвидации
чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно  в  целях  экстренного
привлечения  необходимых  средств  в случае возникновения чрезвычайных
ситуаций.  Такие резервы создаются  органами  исполнитель  ной  власти
Пермской области, органами местного самоуправления и организациями.
     Порядок создания,  использования и восполнения указанных в  части
первой   настоящей  статьи  резервов  определяются  в  соответствии  с
законодательством и нормативными  правовыми  актами  органов  местного
самоуправления.
     Областной  резерв предусматривается в областном бюджете в составе
резервного  фонда  областной  Администрации  и используется по решению
главы исполнительной власти Пермской области. (В    редакции    Закона
Пермской области от 09.08.2005 г. N 2385-527)
     Органы местного  самоуправления  создают фонды резервов исходя из
принципа    необходимой    достаточности.    Использование    резервов
производится по решению органов местного самоуправления.
     Организации, имеющие  лицензию  на  осуществление   деятельности,
связанной  с  повышенной  опасностью  производства,  создают резервные
фонды исходя из принципа необходимой достаточности,  и используют их в
установленном порядке.
     Использование резервов на любые цели,  кроме  указанных  в  части
первой настоящей статьи, запрещается.
     При использовании части или всего резерва он подлежит  ежегодному
восполнению до прежнего размера.

                  Глава IV. Заключительные положения

     Статья 15.  Надзор  и  контроль  в  области  защиты  населения  и
территорий от чрезвычайных ситуаций
     Государственный надзор  и  контроль  в области защиты населения и
территорий  от  чрезвычайных  ситуаций  в   целях   проверки   полноты
выполнения  мероприятий  по  предупреждению  чрезвычайных  ситуаций  и
готовности должностных  лиц,  сил  и  средств  к  действиям  в  случае
возникновения  чрезвычайных  ситуаций  на  территории Пермской области
осуществляют постоянно действующие органы,  специально  уполномоченные
на решение задач в области защиты населения и территорий.  Предписания
этих органов являются обязательными для исполнения.
     Абзац      (Исключен      -      Закон      Пермской      области
от 23.12.2004 г. N 1994-438)

     Статья 16.   Ответственность   за  нарушение  законодательства  в
области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
     Виновные в  неисполнении  или  ненадлежащем исполнении настоящего
Закона,  создании условий и предпосылок к  возникновению  чрезвычайных
ситуаций, непринятии мер по защите жизни и здоровья населения и других
противоправных действиях граждане Российской Федерации  и  должностные
лица   несут   ответственность   в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и Пермской области.
     Часть      (Исключена      -      Закон      Пермской     области
от 05.11.2002 г. N 449-82)
     Материальный ущерб  взыскивается  в  соответствии  с  гражданским
законодательством Российской Федерации.

     Статья 17. Вступление настоящего Закона в силу
     Настоящий Закон   вступает   в   силу  со  дня  его  официального
опубликования.


     Губернатор
     Пермской области          Г.В.Игумнов

     02.04.1997 N 704-104

Информация по документу
Читайте также