Расширенный поиск

Закон Пермской области от 14.06.1996 № 467-74

                                    Утратил силу - Закон Пермского края
                                        от 27.04.2007 г. N 37-ПК

            Об охране здоровья населения пермской области

   (В редакции Законов Пермской области от 27.04.2002 г. N 140-21;
   от 14.06.2002 г. N 205-33; от 05.03.2005 г. N 2081-455; Законов
             Пермского края от 08.02.2006 г. N 2872-649;
                     от 28.11.2006 г. N 3320-763)


                                      Принят Законодательным Собранием
                                      Пермской области 23 мая 1996 года

     Настоящий Закон регулирует в области  охраны  здоровья  населения
отношения   граждан,   органов   государственной   власти  и  местного
самоуправления,  хозяйствующих  структур,   общественных   объединений
граждан,   субъектов   государственного,   муниципального  и  частного
здравоохранения,  системы медицинского страхования и  государственного
санитарно-эпидемиологического надзора на территории Пермской области.

                            ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ

     Деятельность медицинская  частная - организационно-правовая форма
оказания     медико-социальной     помощи,      образовательной      и
научно-исследовательской     деятельности    в    области    медицины,
осуществляемой частными организациями и лицами.
     Норматив подушевой  -  экономический  показатель норм расходов на
медицинское обслуживание одного человека.
     Среда обитания   -  совокупность  факторов  окружающей  среды,  с
которыми индивидуум (популяция)  прямо  или  косвенно  контактирует  в
процессе своей жизнедеятельности.
     Страхование обязательное медицинское - является  основной  частью
государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам
равные возможности в получении  медицинской  и  лекарственной  помощи,
предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования
в объеме  и  на  условиях,  соответствующих  программам  обязательного
медицинского страхования.
     Страхование добровольное медицинское - осуществляется  на  основе
программ   добровольного   медицинского   страхования  и  обеспечивает
гражданам получение дополнительных  медицинских  и  иных  услуг  сверх
установленных программами обязательного медицинского страхования.
     Тайна врачебная - информация о  факте  обращения  за  медицинской
помощью,  состоянии  здоровья  гражданина,  диагнозе его заболевания и
иные сведения, полученные при его обследовании и лечении.
     Тайна служебная  и коммерческая - информация составляет служебную
или коммерческую тайну в случае,  когда она имеет  действительную  или
потенциальную  коммерческую  ценность  в силу неизвестности ее третьим
лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель
информации  принимает  меры к охране ее конфиденциальности.  Сведения,
которые  не  могут  составлять  служебную  или   коммерческую   тайну,
определяются законом и иными правовыми актами.
     Себестоимость -  денежное  выражение  затрат  на  производство  и
реализацию продукции (работ, услуг).
     Тарифы - форма построения цен на услуги (продукцию) производства,
личного  потребления,  система  плат и сборов.  Используются в системе
зарплаты,  устанавливаются  за  транспортные  услуги,  услуги   связи,
жилищно-коммунальных предприятий,  службы быта, на электро- и тепловую
энергию.
     Пациент -  потребитель  медицинских  и  связанных  с  ними  услуг
независимо от того, здоров он или болен.
     Помощь медицинская  - практическая деятельность,  направленная на
лечение  и  облегчение   страданий   человека,   вызванных   травмами,
заболеваниями,  родами, несчастными случаями, состояниями, угрожающими
жизни больного.
     Помощь первичная   медико-санитарная   -   основной  доступный  и
бесплатный  для  каждого  гражданина  вид  медицинского  обслуживания,
включающий  в себя:  лечение наиболее распространенных заболеваний,  а
также травм,  отравлений и  других  неотложных  состояний;  проведение
санитарно-гигиенических     и     противоэпидемических    мероприятий,
медицинской        профилактики         важнейших         заболеваний;
санитарно-гигиеническое  образование;  проведение мер по охране семьи,
материнства,  отцовства и детства;  другие  мероприятия,  связанные  с
оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.
     Помощь специализированная медицинская - вид медицинской помощи по
узким,  ограниченным профилям (болезням,  состояниям, группам болезней
или состояний) в специализированных  отделениях,  больницах  и  других
медицинских учреждениях, оснащенных специальной медицинской техникой и
инструментарием и имеющих кадры врачей-специалистов.
     Социально значимые   заболевания   -  заболевания,  обусловленные
социально-экономическими  условиями,  приносящие  ущерб   обществу   и
требующие социальной защиты человека.
     Гарантированные виды  медицинской  помощи  -   виды   медицинской
помощи,  оказываемые  за  счет  бюджетных ассигнований и средств фонда
обязательного медицинского страхования.
     Услуга медицинская  - оказание медицинской и лекарственной помощи
- товар, поставляемый производителями медицинских услуг покупателям.
     Производители медицинских  услуг - физические и юридические лица,
объекты здравоохранения (коммерческие и  некоммерческие  организации),
осуществляющие медицинскую помощь (услуги).
     Покупатели медицинских услуг:
     в рамках   программы  обязательного  медицинского  страхования  и
оказания медицинской помощи больным социально значимыми  заболеваниями
-  органы  государственной  власти  и  местного  самоуправления,  фонд
обязательного   медицинского   страхования,   страховые    медицинские
организации;
     в рамках добровольного медицинского страхования и  на  договорной
или  иной  основе  - страховые медицинские организации,  хозяйствующие
субъекты, граждане.
     Стандарты медицинских  услуг  - нормы и правила,  характеристики,
определяющие  оказание  медицинских  услуг  в  целях  обеспечения   их
качества.
     Качество медицинской помощи - соответствие оказанной  медицинской
услуги стандарту.
     Качество медицинской помощи - совокупность  свойств  (признаков),
характеризующих медицинские технологии и результаты их выполнения.
     Уровень качества  медицинской  помощи  -   степень   соответствия
фактически  выполненной  технологии  оказания  медицинской помощи и ее
результатов эталонным требованиям с учетом доступности,  адекватности,
научного    и   материально-технического   потенциала   производителей
медицинских услуг, а также экономических нормативов.
     Управление качеством  - аспект общей функции управления,  который
определяет и реализует политику качества.
     Территориальная программа  обязательного медицинского страхования
- гарантированные жителям области на основе базовой программы объем  и
условия  предоставления  медицинской  и  лекарственной  помощи за счет
обязательного медицинского страхования.
     Врач общей  врачебной  практики  (семейный  врач)  -  специалист,
имеющий  юридическое   право   оказывать   первичную   многопрофильную
медико-социальную помощь населению.
     Экспертиза медицинская-исследование    специалистом    каких-либо
вопросов,  решение  которых  требует  специальных  познаний  в области
медицины.

                      РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Государственные гарантии охраны здоровья граждан
     1. Гражданам,   проживающим   на   территории  Пермской  области,
гарантируется обеспечение здоровых и безопасных условий жизни и труда,
предоставление медицинской,  лекарственной и медико-социальной помощи,
соответствующей  установленным  стандартам,  обеспечение   доступа   к
санитарно-оздоровительным и реабилитационным мероприятиям.
     2. Государственные гарантии по обеспечению населения  медицинской
и  лекарственной  помощью  включают в себя государственные гарантии за
счет средств бюджета и средств обязательного медицинского  страхования
в   соответствии   с   территориальной  программой.  Объем  и  условия
государственных гарантий устанавливаются  Законом  области.  Программы
государственных   гарантий  по  обеспечению  населения  медицинской  и
лекарственной  помощью  на  очередной   бюджетный   год   утверждаются
одновременно  с  принятием бюджета и корректируются в случае изменения
условий и объема финансирования.  В  рамках  государственных  гарантий
медицинская  и  лекарственная  помощь  в  соответствии с утвержденными
медико-экономическими стандартами  предоставляется  населению  области
бесплатно.
     3. Органы исполнительной власти:
     содействуют образованию   и   учреждению   обществ   защиты  прав
потребителей медицинских и фармацевтических услуг;
     ежегодно представляют  органам  представительной  власти отчеты о
здоровье населения и использованных  финансовых  средствах  на  охрану
здоровья,   публикуя   их  краткое  содержание  в  средствах  массовой
информации.

     Статья 2. Правовая основа охраны здоровья населения
     Правовой основой  охраны  здоровья населения являются Конституция
Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации "Об
охране здоровья граждан",  федеральные законы,  настоящий Закон,  иные
нормативные   акты   органов   государственной   власти   и   местного
самоуправления, принятые в пределах их компетенции.

     Статья 3. Права и обязанности населения по охране здоровья
     1. Права населения, проживающего на территории области, по охране
здоровья   определены   Конституцией  Российской  Федерации,  Основами
законодательства Российской Федерации "Об  охране  здоровья  граждан",
настоящим  Законом  и иными нормативными актами Российской Федерации и
Пермской области.
     Они обеспечиваются посредством:
     охраны окружающей среды;
     созданием благоприятных условий труда,  быта, питания, обучения и
воспитания, отдыха;
     обеспечением граждан    доступной   равноценной   медицинской   и
лекарственной помощью без какой-либо дискриминации,  объем и  качество
которых соответствует медико-экономическим стандартам;
     бесплатности медицинской помощи  за  счет  средств  обязательного
медицинского страхования, областного и местных бюджетов в соответствии
с государственной гарантией,  а также за  счет  средств  добровольного
медицинского   страхования  и  иных  источников  финансирования  сверх
государственных гарантий.
     Население Пермской   области   обладает   правом   участвовать  в
планировании здравоохранения через представительные  органы,  получать
ежегодно   сведения  о  состоянии  здоровья  населения,  использовании
финансовых средств,  выделенных  на  охрану  здоровья,  о  результатах
работы служб здравоохранения.
     2. Население, проживающее на территории области, обязано:
     заботиться о своем здоровье;
     содействовать обеспечению           санитарно-эпидемиологического
благополучия в местах обитания;
     отдавать приоритет здоровому образу  жизни,  искоренению  вредных
привычек.

           РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
                           ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

     Статья 4. Взаимоотношения с Коми-Пермяцким автономным округом
     Взаимоотношения Пермской  области  и  Коми-Пермяцкого автономного
округа по охране здоровья строятся на договорной основе.

     Статья 5.  Полномочия органов государственной власти  области  по
охране здоровья населения
     Полномочия органов  государственной  власти  области  по   охране
здоровья  населения устанавливаются Конституцией Российской Федерации,
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации и Пермской области.
     Органы  государственной  власти  области  могут  передавать часть
своих  полномочий  органам  местного  самоуправления на основе законов
области  с  одновременной  передачей  денежных  средств и материальных
ресурсов, необходимых для выполнения указанных полномочий. (В редакции
Закона Пермской области от 14.06.2002 г. N 205-33)

     Статья 6.  Полномочия Законодательного Собрания области по охране
здоровья населения
     Законодательное Собрание Пермской области:
     принимает законы  и иные нормативные правовые акты,  регулирующие
охрану здоровья населения, осуществляет их толкование;
     является субъектом  законодательной инициативы по вопросам охраны
здоровья  в  Государственной  Думе  Федерального  Собрания  Российской
Федерации;
     рассматривает проекты  федеральных  законов  и  иных  нормативных
правовых актов по охране здоровья, вносит предложения по ним;
     утверждает областные  целевые  комплексные  программы  по  охране
здоровья  населения  и  объемы  их  финансирования  в  составе бюджета
области;
     утверждает областную    программу    обязательного   медицинского
страхования населения,  обеспечивающую социально гарантированный объем
медицинской помощи;
     утверждает в  составе  бюджета  области   объемы   финансирования
программы  обязательного  медицинского страхования населения,  а также
оказания лечебно-профилактической помощи и предоставления  медицинских
услуг,   не   предусмотренных  программой  обязательного  медицинского
страхования;
     устанавливает льготы  по  налогам  и  иным  платежам  в областной
бюджет   лечебно-профилактическим,    фармацевтическим    учреждениям,
страховым  медицинским  и иным здравоохранительным и благотворительным
организациям;
     рассматривает ежегодный  доклад  о  состоянии  здоровья населения
Пермской области, представляемый губернатором области;
     осуществляет контроль  за  соблюдением  настоящего  Закона и иных
нормативных актов по охране здоровья,  выполнением  целевых  программ,
использованием   средств   областного   бюджета,   выделенных   на  их
финансирование;
     утверждает договоры о сотрудничестве Пермской области по вопросам
охраны   здоровья   с   другими   субъектами   Российской   Федерации,
иностранными юридическими лицами;
     гарантирует проведение политики охраны здоровья в соответствии  с
потребностями населения;
     осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.

     Статья 7.  Полномочия администрации области  по  охране  здоровья
населения
     Администрация Пермской области:
     является гарантом  охраны  здоровья  и  среды  обитания населения
области,  оказания населению равнодоступной и  бесплатной  медицинской
помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования и при
социально значимых заболеваниях;
     принимает нормативные   акты  по  регулированию  охраны  здоровья
населения Пермской области  в  развитие  федеральных  законов  и  иных
нормативно-правовых  актов  органов  государственной власти Российской
Федерации, настоящего Закона и иных законов Пермской области;
     вносит на  рассмотрение  Президента  и  Правительства  Российской
Федерации проекты актов,  принятие которых относится к их компетенции,
а также предложения по изменению или дополнению действующих;
     утверждает правила   обязательного    медицинского    страхования
населения Пермской области;
     представляет на рассмотрение  Законодательного  Собрания  проекты
целевых программ по охране здоровья населения, отчеты об их реализации
и ежегодный доклад о состоянии здоровья населения области;
     образует в    структуре    администрации    области    специально
уполномоченные государственные органы по охране  здоровья,  утверждает
положения о них,  назначает и освобождает руководителей этих органов и
их   заместителей,   применяет   меры   поощрения   и   дисциплинарной
ответственности к этим лицам;
     выступает заказчиком на оказание медицинской помощи при социально
значимых   заболеваниях   в   медицинских  учреждениях,  организациях,
предприятиях областной собственности;
     обеспечивает исполнение областного бюджета в части мероприятий по
охране   здоровья,   оказания   социально   гарантированного    объема
медицинской  помощи  и  реализации целевых программ по охране здоровья
населения;
     организует разработку  и  вносит на рассмотрение Законодательного
Собрания   территориальную   программу   обязательного    медицинского
страхования населения области;
     организует на    территории    проведение     гигиенических     и
санитарно-эпидемиологических   мероприятий,   а   также   обеспечивает
соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;
     обеспечивает подготовку  и  реализацию договоров о содружестве по
охране  здоровья  с  субъектами  Российской  Федерации,   иностранными
юридическими лицами;
     вносит на рассмотрение Законодательного  Собрания  предложения  о
предоставлении  льгот  по  налогам  и иным платежам в областной бюджет
лечебно-профилактическим,  фармацевтическим предприятиям, учреждениям,
страховым  медицинским  и иным здравоохранительным и благотворительным
организациям;
     при отсутствии  утвержденного Правительством Российской Федерации
перечня социально значимых заболеваний, лечение которых осуществляется
за счет бюджета, утверждает данный перечень постановлением губернатора
области;
     формирует государственный заказ на оказание гарантированных видов
медицинской помощи;
     формирует заказ  на  подготовку  специалистов  высшего и среднего
звена с учетом занятости в  здравоохранении  и  потребности  населения
области в них;
     выступает страхователем неработающего населения; (Дополнен      -
Закон Пермской области от 05.03.2005 г. N 2081-455)
     осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

     Статья 8.  Полномочия органов местного самоуправления  по  охране
здоровья населения муниципальных образований
     Органы местного самоуправления:
     разрабатывают, утверждают   и   реализуют  целевые  муниципальные
программы по охране здоровья населения; принимают участие в разработке
и реализации соответствующих федеральных и областных программ в части,
касающейся муниципальных образований;
     формируют муниципальный         заказ         на         оказание
лечебно-профилактической помощи  и  предоставление  медицинских  услуг
населению;
     создают условия  для  перехода   от   системы   с   преобладанием
больничной  помощи  к  системе  помощи  и  ухода на дому с постепенным
переходом на систему врача общей практики (семейного врача);
     обеспечивают финансирование  целевых  муниципальных  программ  по
охране  здоровья  населения,   муниципального   заказа   на   оказание
лечебно-профилактической помощи, предоставление медицинских услуг;
     создают и  обеспечивают  деятельность  муниципальных   учреждений
здравоохранения;
     организуют первичную   медико-социальную   помощь   муниципальным
лечебно-профилактическими   учреждениями,   а   также  с  привлечением
государственных и частных лечебно-профилактических учреждений,  врачей
частной практики,  определяют объем первичной медико-санитарной помощи
и порядок ее оказания;
     обеспечивают беженцев  и  вынужденных  переселенцев медицинской и
лекарственной помощью в соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации;
     принимают меры к обеспечению населения лекарственными  средствами
и изделиями медицинского назначения;
     создают органы   управления   здравоохранением,   определяют   их
полномочия;
     создают условия для  развития  частной  системы  здравоохранения,
выдают разрешения на занятие частной медицинской практикой;
     участвуют в охране окружающей среды и  обеспечении  экологической
безопасности  населения,  ликвидации  последствий  стихийных бедствий,
катастроф, загрязнений окружающей среды;
     устанавливают санитарно-защитные,  охранные  зоны  со специальным
режимом  вокруг  источников  водоснабжения   населения,   промышленных
предприятий и иных объектов, влияющих на состояние окружающей среды;
     устанавливают порядок    и    условия    санитарного    состояния
муниципальных образований, вводят в необходимых случаях особые условия
и  режимы  хозяйственной  деятельности  и  жизни  населения  в  случае
опасности   распространения   инфекционных   и  массовых  инфекционных
заболеваний,  отравления людей  в  результате  загрязнения  окружающей
среды,  участвуют  в обеспечении режима зон чрезвычайной экологической
ситуации, зон экологического бедствия;
     организуют на  территории  муниципального  образования проведение
гигиенических  и  санитарно-эпидемиологических  мероприятий,  а  также
обеспечивают   соблюдение  санитарных  правил,  норм  и  гигиенических
нормативов;
     обеспечивают надлежащие   условия   труда   на   предприятиях   и
учреждениях,  находящихся в  муниципальной  собственности,  соблюдение
правил  охраны  труда  и  производственной  санитарии,  медицинское  и
санитарно-гигиеническое обслуживание работающих;
     принимают меры   к   формированию  муниципального  жилого  фонда,
отвечающего санитарным правилам и нормам;
     создают условия  для  занятий  физической  культурой населения по
месту жительства и в местах массового отдыха,  для  занятий  инвалидов
физической  культурой  и  спортом  на  физкультурно-оздоровительных  и
спортивных сооружениях;
     обеспечивают развитие  курортов местного значения,  использование
лечебных, рекреационных ресурсов;
     информируют население   о   фактах,  неблагоприятно  влияющих  на
здоровье,  состоянии  здоровья  населения,  распространении  социально
значимых  заболеваний  и  заболеваний,  представляющих  опасность  для
окружающих, принимаемых мерах по охране здоровья населения;
     разрабатывают, утверждают  и  реализуют  муниципальные  программы
обязательного  медицинского  страхования,  предусматривающие  оказание
лечебно-профилактической  помощи  и  предоставление  медицинских услуг
сверх предусмотренных базовой и  областной  программами  обязательного
медицинского страхования;
     абзац      (Исключен      -      Закон      Пермской      области
от 05.03.2005 г. N 2081-455)
     обеспечивают участие  в  международном  сотрудничестве  по охране
здоровья населения муниципального образования в порядке,  определенном
законодательством Российской Федерации и Пермской области;
     содействуют образованию  и   учреждению   обществ   защиты   прав
потребителей медицинских услуг;
     осуществляют иные полномочия в соответствии с законодательством.

     Статья 9. Система охраны здоровья населения
     На территории  области  действует  единая система охраны здоровья
населения, включающая:
     органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
     органы природоохранного контроля;
     физкультурно-оздоровительные учреждения;
     учреждения, предприятия, организации системы здравоохранения;
     учреждения, предприятия     и    организации    фармацевтического
обеспечения;
     основные субъекты системы обязательного медицинского страхования;
     санаторно-курортные и медико-социальные учреждения;
     хозяйствующие субъекты.
     В мероприятиях  по  охране  здоровья  населения  участвуют  также
граждане,  надзорные органы,  общественные организации.  Медицинскую и
лекарственную помощь населению  области  могут  оказывать  учреждения,
предприятия   и   организации,   имеющие   лицензию  по  данному  виду
деятельности.

     Статья 10. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
населения области
     Санитарно-эпидемиологическое благополучие   населения    Пермской
области обеспечивается:
     реализацией государственной  политики  Российской   Федерации   в
области    санитарно-эпидемиологического    благополучия    населения,
осуществление  на  ее  основе  государственного  управления  по   этим
вопросам  на  территории Пермской области в соответствии с действующим
законодательством Российской Федерации;
     принятием законодательных  и  иных  нормативных актов по вопросам
обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения  и
контролем за их соблюдением;
     разработкой, принятием  и   реализацией   региональных,   местных
целевых   и   научно-технических   программ  по  вопросам  обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья населения,
профилактики  заболеваний,  оздоровления  среды  обитания  человека  и
условий  его  жизнедеятельности,   организацией   выполнения   целевых
федеральных программ по этим вопросам;
     реализацией государственной   системы    социально-гигиенического
мониторинга    через    ведение    ее   учреждениями   государственной
санитарно-эпидемиологической службы области  совместно  с  органами  и
учреждениями   здравоохранения,   социального  обеспечения  и  другими
уполномоченными  для  этих  целей  органами   исполнительной   власти,
учреждениями и организациями;
     проведением органами   государственной    власти    и    местного
самоуправления,  общественными  объединениями,  предприятиями  и иными
хозяйствующими субъектами,  независимо  от  их  подчиненности  и  форм
собственности,   должностными  лицами  и  гражданами  гигиенических  и
противоэпидемических  мероприятий,  а  также  соблюдением   санитарных
правил и гигиенических нормативов;
     проведением органами   государственной    власти    и    местного
самоуправления   контроля  за  санитарно-гигиенической,  в  том  числе
радиационной и эпидемиологической, обстановкой;
     экономической заинтересованностью  юридических  лиц  и  граждан в
соблюдении  санитарного  законодательства   Российской   Федерации   и
области, ответственностью за санитарные правонарушения;
     широкой информированностью  населения   о   состоянии   здоровья,
гигиенической     и    эпидемиологической    обстановки,    проводимых
санитарно-профилактических мероприятиях;
     воспитанием высокой санитарной культуры населения;
     системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора и
общественного контроля.

     Статья 11. Охрана среды обитания
     1. Приоритетом в деле охраны среды обитания является охрана жизни
и   здоровья   человека   от   неблагоприятного  воздействия  факторов
окружающей  природной  среды,   вызванных   хозяйственной   или   иной
деятельностью, авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.
     2. Охрана среды обитания обеспечивается органами  государственной
власти и местного самоуправления области через:
     планирование и материально-техническое обеспечение  экологических
программ, определение административных территорий, объектов и факторов
повышенного риска для здоровья населения;
     нормирование качества  среды  обитания,  меры  по  предотвращению
экологически опасной хозяйственной и иной деятельности;
     государственный экологический     контроль,     привлечение     к
ответственности  лиц,  виновных  в  нарушении  требований  обеспечения
экологической безопасности населения;
     возмещение   в  судебном  порядке  вреда,  причиненного  здоровью
граждан  в  результате  загрязнения  среды  обитания  и  иных  вредных
воздействий, аварий, катастроф; (В   редакции  Закона  Пермского  края
от 08.02.2006 г. N 2872-649)
     предоставление населению  своевременной  достоверной информации о
состоянии среды обитания и мерах по ее охране;
     организацию системы   экологического  и  санитарно-гигиенического
образования и воспитания.

     Статья 12. Формирование здорового образа жизни
     1. Население области обязано:
     заботиться о   состоянии   своего   здоровья,   о   здоровье    и
гигиеническом воспитании своих детей;
     соблюдать действующие   санитарные   правила,   рекомендации   по
рациональным условиям труда, быта, отдыха, питания, воспитания и др.;
     проводить или      принимать      участие      в       проведении
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
     выполнять заключения,  постановления,  распоряжения и предписания
должностных  лиц,  контролирующих  состояние  среды обитания,  а также
обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие.
     2. С   целью   формирования   здорового   образа   жизни   органы
государственной власти и местного самоуправления обеспечивают:
     создание условий  для  занятий  физической  культурой,  спортом и
туризмом;
     организацию семейного досуга и отдыха;
     снабжение населения товарами и услугами для укрепления здоровья;
     создание и   развитие  системы  подготовки  детей  и  молодежи  к
семейной жизни;
     пропаганду здорового  образа  жизни,  физического и нравственного
совершенства,  систему профилактики нарко- и токсикомании, алкоголизма
и табакокурения;
     формирование общественного  мнения  по  вопросам   сохранения   и
укрепления здоровья;
     моральную и материальную поддержку усилий граждан по сохранению и
укреплению здоровья.
     3. Используя    предоставленные    обществом    возможности    по
формированию   здорового   образа   жизни,  граждане,  проживающие  на
территории области, имеют право:
     на благоприятную   среду  обитания,  факторы  которой  не  должны
оказывать опасного и вредного влияния на организм человека;
     на своевременное  возмещение в полном объеме вреда,  причиненного
их здоровью вследствие санитарных и  экологических  правонарушений,  в
соответствии с законодательством Российской Федерации и области;
     на получение полных и  достоверных  сведений  о  состоянии  среды
обитания   и   здоровья   населения,   эпидемиологической  обстановке,
действующих санитарных правилах,  о принимаемых мерах  по  обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения и их результатов,
о качестве выпускаемых товаров  народного  потребления,  в  том  числе
пищевых продуктов, а также питьевой воды.

     Статья 13. Информационная политика в области охраны здоровья
     Органы государственной власти и местного  самоуправления  доводят
до   сведения   граждан   через  печать,  радио,  телевидение  и  т.д.
информацию,  функционирующую в системе охраны здоровья, за исключением
составляющей,   в   соответствии   с   действующим  законодательством,
врачебную или коммерческую тайну.
     Обязательному ежегодному  доведению  до сведения граждан подлежит
информация о  заболеваемости,  в  том  числе  инфекционной,  первичном
выходе на инвалидность,  общей и младенческой смертности, рождаемости,
естественном приросте, состоянии атмосферного воздуха населенных мест,
качестве  питьевой  воды  и  продуктов  питания,  данные о загрязнении
почвы.

               РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ
                       ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОБЛАСТИ

     Статья 14.  Организационная  основа  деятельности государственной
системы здравоохранения на территории области
     1. К   государственной   системе  здравоохранения  на  территории
области относятся:
     областной орган  управления  здравоохранением  и подведомственные
ему медицинские учреждения, предприятия и организации;
     иные государственные организации, деятельность которых направлена
на осуществление государственной политики в области здравоохранения, в
том  числе  обеспечение граждан качественной и доступной медицинской и
лекарственной   помощью,   поддержание   санитарно-эпидемиологического
благополучия,     проведение    научных    исследований,    подготовку
специалистов, производство медицинской и фармацевтической продукции.
     2. Непосредственное    руководство    государственной    системой
здравоохранения   на   территории    области    осуществляют    органы
исполнительной  власти  через  органы  управления  здравоохранением  в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  и  Пермской
области.
     3. Деятельность    государственных    предприятий,    учреждений,
организаций   здравоохранения   регулируется   уставами,   подлежащими
государственной  регистрации  в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации.

     Статья 15.   Организационные  основы  деятельности  муниципальной
системы здравоохранения области
     1. Муниципальная  система  здравоохранения  области  представлена
органами  управления  здравоохранением,  учреждениями,  организациями,
предприятиями,    находящимися    в    муниципальной    собственности,
деятельность которых направлена на обеспечение  граждан  по  месту  их
жительства  или  пребывания  медицинской  и  лекарственной  помощью на
равных условиях в пределах, установленных законодательством Российской
Федерации и Пермской области.
     2. В  рамках  муниципальной  системы  здравоохранения   гражданам
области гарантируется:
     осуществление мер       санитарно-гигиенического       характера,
направленных  на обеспечение благоприятной среды обитания,  и контроль
за возникновением эпидемических заболеваний и массовых отравлений;
     проведение профилактических   мероприятий,  в  т.ч.  медицинского
просвещения, иммунизации и вакцинации, массовых обследований и т.д.;
     медицинская помощь  первого  уровня (первичная медико-санитарная,
скорая медицинская помощь);
     медицинская помощь   второго  уровня  (продолжение  амбулаторного
лечения, диспансерное наблюдение, госпитализация);
     обеспечение лекарственными   средствами,  изделиями  медицинского
назначения, медицинской техникой;
     организация само- и взаимопомощи;
     паллиативная помощь.
     3. К  субъектам муниципальной системы здравоохранения принадлежат
органы   здравоохранения,   учреждения,    организации,    предприятия
здравоохранения,  относящиеся  к  муниципальной  собственности.  Могут
создаваться межведомственные и межтерриториальные  структуры  в  целях
объединения     деятельности     различных    подразделений    местной
администрации,  местных органов здравоохранения для решения  задач  по
охране здоровья населения.
     4. Руководство     муниципальной     системой     здравоохранения
осуществляется   органами   местного   самоуправления  в  пределах  их
полномочий,   а   руководство    межтерриториальными    муниципальными
объединениями - совместными органами на основе договора между местными
органами здравоохранения.
     5.   Взаимоотношения   между  муниципальными  и  государственными
органами  здравоохранения  регулируются правовыми актами, принимаемыми
на уровне области, либо посредством заключений соглашений и договоров.
Для координации деятельности при органах здравоохранения области могут
создаваться координационные, консультативные или совещательные рабочие
органы,  функционирующие на временной или постоянной основе. Областные
органы    здравоохранения   осуществляют   контроль   за   реализацией
муниципальными  органами здравоохранения правовых актов Федерального и
областного  уровня,  а  также  норм  учета и отчетности. Муниципальные
органы    здравоохранения    развивают   сотрудничество   с   органами
общественного  самоуправления (советами, комитетами населенных пунктов
и  т.п.)  и профсоюзными органами по вопросу участия в охране здоровья
населения. (В        редакции        Закона       Пермского       края
от 28.11.2006 г. N 3320-763)
     6. Муниципальные органы  здравоохранения  осуществляют  следующие
функции:
     изучают потребности  населения  в  медицинской  и   лекарственной
помощи;
     обеспечивают в    пределах    своей    компетенции     выполнение
государственных социальных нормативов в области здравоохранения;
     разрабатывают и реализуют муниципальные программы;
     осуществляют нормотворчество в вопросах местного значения;
     создают и     развивают     сеть     муниципальных     учреждений
здравоохранения;
     проводят работу  по   обеспечению   санитарно-эпидемиологического
благополучия на объектах здравоохранения;
     организуют обеспечение   населения   профилактической,    скорой,
первичной      медико-санитарной     помощью,     основными     видами
специализированной медицинской помощи, паллиативной помощи;
     организуют все          виды          медицинской          помощи
(амбулаторно-поликлинической, полустационарной, стационарной);
     осуществляют меры   по  лекарственному  обеспечению  населения  и
снабжению   муниципальных   учреждений   лекарственными    средствами,
изделиями медицинского назначения, медицинской техникой;
     осуществляют контроль  за  условиями  и  порядком  предоставления
медицинской  и лекарственной помощи населению,  а также за соблюдением
стандартов качества ее оказания.
     7. Экономическую   основу   деятельности   муниципальной  системы
здравоохранения  составляет  муниципальная   собственность   в   сфере
здравоохранения,  которая включает в себя:  муниципальные организации,
предприятия,  учреждения здравоохранения,  средства  местного  бюджета
здравоохранения,  акции  приватизированных  муниципальных  предприятий
здравоохранения,  движимое и недвижимое имущество,  переданное местным
органам здравоохранения в порядке,  установленном законодательством. В
муниципальную   собственность   могут   быть   переданы    предприятия
здравоохранения  государственной  собственности,  включая  учреждения,
находящиеся на подведомственной территории,  в  установленном  законом
порядке.
     Управление муниципальной собственностью в сфере  здравоохранения,
порядок   и   условия   ее  приватизации,  осуществляются  в  порядке,
установленном законодательством о местном самоуправлении.

     Статья 16. Частная система здравоохранения
     1. К    частной   системе   здравоохранения   области   относятся
лечебно-профилактические   и   аптечные    учреждения,    предприятия,
организации,  имущество  которых находится в частной собственности,  а
также   лица,   занимающиеся   частной   медицинской    практикой    и
фармацевтической  деятельностью.  В  частную  систему  здравоохранения
входят  лечебно-профилактические,  аптечные,  научно-исследовательские
учреждения,  предприятия,  организации,  создаваемые  и  финансируемые
частными  учреждениями,  предприятиями,  организациями,  общественными
объединениями, а также физическими лицами.
     2. Деятельность  частных  медицинских  учреждений,   предприятий,
организаций   регулируется   уставом,   регламентирующим:   соблюдение
государственных  стандартов  медицинской   и   лекарственной   помощи,
обязанностей  в  случае  возникновения чрезвычайных ситуаций,  а также
соблюдение прав пациента, врачебной тайны и норм медицинской этики.
     3. Взаимоотношения  частных медицинских учреждений,  предприятий,
организаций  с  субъектами  государственной  и  муниципальной   систем
здравоохранения,  в случаях, когда они не определены законом, строятся
на основе договора.  Вмешательство органов  государственной  власти  и
местного  самоуправления в деятельность частных медицинских и аптечных
учреждений,  предприятий,  организаций не допускается,  за исключением
случаев, предусмотренных действующим законодательством.
     4. Деятельность  частных  медицинских  учреждений,   предприятий,
организаций и лиц,  занимающихся частной медицинской практикой,  может
быть  прекращена  при  лишении  их  лицензии   на   право   заниматься
медицинской  деятельностью  или  судом по основаниям,  предусмотренным
действующим законодательством.

     Статья 17.  Ответственность и возмещение  вреда,  причиненного  в
результате правонарушений в области здравоохранения
     1. Медицинские  учреждения,  предприятия,  организации  несут   в
установленном    законодательством    Российской   Федерации   порядке
ответственность за:
     невыполнение, или   ненадлежащее  выполнение  медицинских  услуг,
предусмотренных медико-экономическими стандартами;
     искажение, несоблюдение    условий   и   порядка   предоставления
статистической информации;
     нарушение санитарно-эпидемиологических     норм     и     правил,
несоблюдение     профилактических,      санитарно-гигиенических      и
природоохранных мер;
     необеспечение готовности к  возможным  чрезвычайным  ситуациям  и
невыполнение  обязанностей  по оказанию медицинской помощи в случае их
возникновения;
     нарушение норм     безопасности     осуществления     медицинской
деятельности и труда их работников;
     предоставление необъективной   информации,   касающейся  здоровья
пациента при проведении медицинской экспертизы;
     нарушение прав пациента;
     несохранение и неэффективное использование закрепленного за  ними
имущества;
     иные нарушения,  предусмотренные   законодательством   Российской
Федерации.
     2. Вред,  причиненный жизни или здоровью  пациента  при  оказании
медицинских   услуг   вследствие   каких-либо   недостатков,  подлежит
возмещению  в  объеме  и  порядке,   установленных   законодательством
Российской Федерации. Право потребовать возмещения вреда, причиненного
вследствие  недостатков  услуги,  признается  за  любым   потребителем
медицинских   услуг,  независимо  от  того  состоял  он  в  договорных
отношениях с  исполнителем  или  нет.  Основными  формами  гарантийных
обязательств производителя медицинских услуг перед пациентом являются:
     повторное безвозмездное    исполнение    услуги    или     замена
некачественного изделия новым;
     безвозмездное устранение  недостатков  услуги;  уменьшение   цены
услуги;
     возврат полной стоимости услуги;
     возмещение потребителю   расходов   на   устранение   недостатков
(дефектов) услуги;
     возмещение прямого   ущерба   здоровью  пациента  производится  в
соответствии с действующим законодательством.
     3. За   нарушение  законодательства  в  области  охраны  здоровья
населения  юридические  лица,   граждане,   должностные   лица   несут
административную,  уголовную,  гражданско-правовую  ответственность  в
соответствии с действующим законодательством.

     Статья 18. Народная медицина (целительство)
     Народная медицина   (целительство)  -  это  методы  оздоровления,
профилактики,  диагностики  и  лечения,  основанные  на  опыте  многих
поколений.     Организация    целительства    в    Пермской    области
регламентируется  Основами  законодательства   "Об   охране   здоровья
граждан"  и  действующими  нормативными  актами Российской Федерации и
области.
     Право на  занятие  народной  медициной предоставляется гражданам,
имеющим высшее и среднее медицинское образование  и  диплом  народного
целителя.   На   территории   области  действителен  диплом  народного
целителя, выданный Пермским областным управлением здравоохранения.
     Лица, имеющие  диплом  народного  целителя,  занимаются  народной
медициной при наличии лицензии, полученной в установленном порядке.
     Контроль за  качеством медицинской помощи,  оказываемой народными
целителями,  осуществляют   органы   управления   здравоохранением   и
профессиональные медицинские ассоциации.
     Лишение диплома  целителя  производится  по  решению   областного
управления здравоохранения и может быть обжаловано в суд.
     Незаконное занятие   народной   медициной   влечет    за    собой
административную   ответственность,   а   в  случаях,  предусмотренных
законодательством Российской Федерации, - уголовную ответственность.

     Статья 19. Производители медицинских услуг
     1. Производители  медицинских  и  фармацевтических  услуг  -  это
физические  и  юридические   лица   (коммерческие   и   некоммерческие
организации), осуществляющие медицинскую помощь (услуги).
     2. Медицинские и фармацевтические услуги  реализуются  на  основе
государственной     лицензии,    регламентируются    законодательством
Российской   Федерации,   законодательными   и   нормативными   актами
Министерства  здравоохранения  и медицинской промышленности Российской
Федерации,  территориальных  органов  управления  здравоохранением   и
уставами юридических лиц.
     3. Производители    медицинских    и    фармацевтических    услуг
подразделяются    по    форме    собственности   на   государственные,
муниципальные и частные.
     4. Приватизация   медицинских   и   фармацевтических  учреждений,
предприятий,  организаций осуществляется в соответствии с действующими
законами Российской Федерации и Пермской области.

     Статья 20. Система обязательного медицинского страхования
     Основными задачами   обязательного    медицинского    страхования
являются:
     предоставление населению   области   социально   гарантированного
объема медицинской помощи в случае возникновения страхового случая;
     обеспечение стабильных дополнительных  источников  финансирования
через законодательную систему страховых взносов и платежей;
     эффективное использование финансовых  ресурсов,  направляемых  на
осуществление   государственных   гарантий   в  системе  обязательного
медицинского страхования;
     формирование системы   защиты   интересов   граждан,   касающихся
здоровья, на основе создания условий для возмещения нанесенного ущерба
гражданину и обществу виновником страхового случая.
     Организация обязательного медицинского страхования на  территории
области  регламентируется  законодательством  Российской  Федерации  и
области.

          РАЗДЕЛ 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

     Статья 21. Источники финансирования охраны здоровья населения
     Источниками финансирования   охраны  здоровья  населения  области
являются:
     средства бюджетов всех уровней;
     страховые взносы  на  обязательное  и  добровольное   медицинское
страхование;
     страховые взносы на социальное страхование;
     средства внебюджетных, общественных и благотворительных фондов;
     средства государственных,  муниципальных,  общественных и частных
организаций    (объединений),   учреждений,   предприятий   и   других
хозяйствующих субъектов, в том числе доходы от сдачи в аренду основных
фондов   по   согласованию   с   комитетом  по  управлению  имуществом
соответствующего уровня;
     личные средства граждан;
     безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования;
     доходы от  ценных  бумаг  и  банковских  депозитов в случаях,  не
запрещенных действующим законодательством;
     кредиты банков и других кредиторов;
     иные источники,  не  запрещенные   законодательством   Российской
Федерации.

     Статья 22. Финансирование здравоохранения
     1. Источники  финансирования  обеспечивают   выполнение   объемов
бесплатной   и   равнодоступной  медицинской  помощи,  гарантированной
территориальной программой обязательного медицинского  страхования,  и
при лечении социально значимых заболеваний.
     Государственные гарантии по предоставлению  населению  бесплатной
медицинской   помощи   и   лекарственному   обеспечению   утверждаются
Законодательным  Собранием  Пермской   области   и   представительными
органами местного самоуправления одновременно с рассмотрением бюджета.
     Система здравоохранения    области    предоставляет     населению
медицинские   и  сервисные  услуги.  Медицинские  и  сервисные  услуги
являются товаром и имеют свою цену.
     В системе  обязательного  медицинского  страхования  и  в  рамках
гарантированного перечня медицинских услуг расчеты  с  производителями
медицинских    услуг    учреждениями,   предприятиями,   организациями
(независимо от формы собственности) производятся по тарифам. Тарифы на
медицинские   услуги   формируются   с   учетом   реально  сложившейся
себестоимости  в   однотипных   группах   медицинских   учреждений   и
утверждаются  на  согласительной комиссии по тарифам при администрации
области.
     2. На    территории    области    применяется   единая   методика
ценообразования и расчета тарифов на медицинские услуги,  утвержденная
областным   управлением   здравоохранения  на  основании  рекомендаций
Министерства здравоохранения и медицинской  промышленности  Российской
Федерации  и  согласованная  на  областной  согласительной комиссии по
тарифам при администрации области.
     3. Государственные  и  муниципальные  учреждения  здравоохранения
предоставляют платные медицинские  услуги  населению  дополнительно  к
гарантированному объему бесплатной медицинской помощи в соответствии с
правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

     Статья 23.            Финансирование            профилактической,
санитарно-эпидемиологической,   медико-социальной  и  реабилитационной
деятельности
     Служба государственного  санитарно-эпидемиологического  надзора в
пределах  функций,  установленных  федеральными  нормативными  актами,
финансируется  за  счет  средств  федерального  бюджета,  а выполнение
мероприятий сверх этих объемов осуществляется по договорам с областной
администрацией и органами местного самоуправления, органами управления
здравоохранения,     медицинскими     учреждениями,     предприятиями,
организациями,   экологическими   фондами   и  другими  хозяйствующими
субъектами и финансируется за счет  средств,  предусмотренных  в  этих
договорах.
     Профилактические мероприятия,   предусмотренные   постановлениями
органов  государственной власти и местного самоуправления и проводимые
государственными   и   муниципальными   учреждениями,   предприятиями,
организациями   здравоохранения,   финансируются   за   счет   средств
соответствующих  бюджетов  и  являются  бесплатными   для   населения.
Санаторно-курортная   помощь   при   социально  значимых  заболеваниях
(туберкулез) и для контингентов,  определенных нормативными  актами  -
бесплатная   или   льготная.   Она   финансируется   за  счет  средств
соответствующих  бюджетов  или  средств  государственного  социального
страхования в соответствии с действующим законодательством.
     Остальные виды   профилактической,   санаторно-курортной   помощи
финансируются  за  счет фонда социального страхования,  общественных и
благотворительных фондов,  средств хозяйствующих  субъектов  и  личных
средств граждан.

     Статья 24. Финансирование лекарственного обеспечения населения
     1. Финансирование    лекарственного     обеспечения     населения
осуществляется   в   соответствии  с  государственными  гарантиями  по
предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи,  за  счет
средств  бюджетов  всех уровней,  средств государственного социального
страхования,  внебюджетных,  общественных и благотворительных  фондов,
средств  хозяйствующих  субъектов,  личных  средств  граждан  и других
источников, не запрещенных действующим законодательством РФ.
     Финансирование деятельности производителей фармацевтических услуг
осуществляется в форме получения  прямой  оплаты  за  реализуемые  ими
лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
     2. Стоимость  услуг,  оказываемых  хозяйствующими  субъектами   в
системе  лекарственного  обеспечения населения области,  реализуется в
форме:
     наценки (торговой  надбавки)  -  для  аптечных  предприятий любой
формы собственности,  осуществляющих оптовую  или  розничную  торговлю
лекарственными средствами;
     оптовой цены - для производителей лекарственных средств и изделий
медицинского назначения;
     тарифов на услуги - для  производителей  фармацевтических  услуг,
осуществляющих в системе лекарственного обеспечения услуги нетоварного
характера.
     3. Основные  принципы  и  направления в политике ценообразования,
методики расчета тарифов определяются в  соответствии  с  действующими
нормативными  актами и утверждаются Законодательным Собранием Пермской
области.
     4. Органы   государственной   власти   области,  органы  местного
самоуправления оказывают  финансовую  поддержку  аптечным  учреждениям
путем   финансирования   либо  выдачи  бюджетных  ссуд  на  пополнение
оборотных средств.

     Статья 25.  Финансовые нормативы при планировании гарантированной
медицинской помощи
     Областным управлением  здравоохранения  совместно   с   областным
финансовым    управлением,    территориальным   фондом   обязательного
медицинского страхования,  профессиональными медицинскими ассоциациями
разрабатывается  общий  подушевой  норматив,  который  складывается из
затрат  на  обязательное  медицинское  страхование   по   утвержденной
территориальной программе и затрат бюджетного финансирования социально
значимых  и  прочих  видов  медицинской   помощи.   Объем   бюджетного
финансирования   не   зависит  от  величины  страховых  отчислений  от
работодателей.  Подушевой норматив  может  корректироваться  с  учетом
уровня  заболеваемости  и поло-возрастных показателей,  сложившихся на
конкретной территории. Основные принципы и методики расчета подушевого
норматива  финансовых средств на оказание медицинской помощи населению
должны обеспечить выполнение государственных гарантий по  медицинскому
обслуживанию  граждан.  Перечень затрат на охрану здоровья граждан при
расчете подушевого норматива  определяется  действующими  нормативными
документами.  Общий  подушевой  норматив  утверждается Законодательным
Собранием Пермской области.  Финансовые нормативы подлежат  пересмотру
при  превышении  уровня индекса инфляции,  установленного нормативными
документами.

     Статья 26.  Финансирование медицинских учреждений,  организаций и
предприятий
     1. Производители    медицинских    услуг,    аккредитованные    в
установленном   порядке,   финансируются   на  основании  договоров  с
покупателями медицинских услуг:
     страховыми медицинскими  организациями,  территориальным фондом в
случае  выполнения  им  функции  страховщика  в  рамках   утвержденной
территориальной программы медицинского страхования;
     управлениями здравоохранения  в  пределах  утвержденного  перечня
гарантированных  видов  медицинской  помощи,  финансируемых из средств
бюджета, выделенных на здравоохранение;
     государственными, общественными   организациями  и  учреждениями,
предприятиями  и  другими  хозяйствующими   субъектами   любой   формы
собственности и гражданами, непосредственно или по линии добровольного
медицинского страхования через медицинские страховые  организации,  по
видам   медицинской   помощи,   не   предусмотренным   территориальной
программой обязательного медицинского страхования и  не  включенным  в
перечень  гарантированных  видов медицинской помощи,  финансируемых из
средств бюджета.
     2. Финансирование  медицинской  помощи  в  объеме территориальной
программы обязательного  медицинского  страхования  и  гарантированных
видов   медицинской   помощи,   финансируемых   из   средств  бюджета,
производится по договорам.
     Выбор способа  оплаты  медицинских  услуг  определяется условиями
заключенного договора между производителем и  покупателем  медицинских
услуг.
     3. Финансирование  государственных  и  муниципальных  медицинских
учреждений,  предприятий  и  организаций  может осуществляться за счет
средств федерального,  областного и местных бюджетов, а также средств,
передаваемых  целевым  назначением  местным  органам здравоохранения и
производителям  медицинских  услуг  для   реализации   государственных
программ.  Условия  расходования  этих средств определяются программой
или договором,  между  производителями  медицинских  услуг  и  органом
управления  здравоохранением,  ответственным  за выполнение конкретной
программы.
     4. Внебюджетное     финансирование     медицинских    учреждений,
предприятий и организаций здравоохранения может осуществляться:
     в виде  отчислений  на  обязательное медицинское страхование,  на
выполнение  территориальной   программы   обязательного   медицинского
страхования;
     в виде отчислений на добровольное медицинское страхование;
     учреждениями, предприятиями,      организациями,     иностранными
компаниями,  фирмами и  их  представительствами,  заключившими  прямые
договора  с  медицинскими учреждениями,  предприятиями,  организациями
здравоохранения;
     пациентами, обратившимися     с    просьбой    предоставить    им
дополнительные   платные   медицинские   и   социальные   услуги,   не
предусмотренные гарантированным объемом бесплатной медицинской помощи.
Перечень платных  услуг,  условия  их  оказания  отражаются  в  уставе
(положении) медицинского учреждения, предприятия, организации. Порядок
предоставления платных услуг устанавливается Правительством Российской
Федерации и администрацией Пермской области;
     частными лицами,  не являющимися гражданами Российской Федерации,
не   имеющими  страхового  полиса,  за  исключением  случаев  оказания
неотложной помощи;
     за счет финансирования инновационных проектов,  осуществляемых по
инициативе  либо  на   базе   медицинских   учреждений,   предприятий,
организаций,  а также в качестве оплаты за изобретения в области новых
медицинских технологий;
     образовательными медицинскими  и  фармацевтическими учреждениями,
использующими   медицинские   учреждения,   предприятия,   организации
здравоохранения в качестве клинической базы;
     через деятельность, связанную с обучением медицинским технологиям
медицинских работников других учреждений,  предприятий, организаций, а
также деятельность по медицинскому просвещению на основании  договоров
с заказчиком;
     в результате удовлетворения исков  к  учреждениям,  предприятиям,
организациям  и отдельным лицам по возмещению расходов на лечение лиц,
заболевание   которых    вызвано    производственными    травмами    и
дорожно-транспортными  происшествиями по вине транспортных организаций
и частных лиц;
     в результате  удовлетворения  исков к учреждениям,  предприятиям,
организациям и отдельным  лицам,  допустившим  загрязнение  окружающей
природной   среды,   выпуск  или  реализацию  продукции,  употребление
(использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных,
неинфекционных  и  профессиональных  заболеваний,  а  также отравлений
людей,   по    возмещению    расходов    лечебно-профилактических    и
санитарно-профилактических  учреждений  на оказание медицинской помощи
больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
     за счет благотворительных пожертвований;
     из иных источников в соответствии с законодательством  Российской
Федерации.

            РАЗДЕЛ 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ
                     ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

     Статья 27. Первичная медико-санитарная помощь
     1. Первичная   медико-санитарная  помощь  (скорая,  неотложная  и
амбулаторно-поликлиническая) является основным, доступным и бесплатным
для  каждого  гражданина  видом медицинского обслуживания и включает в
себя:
     лечение наиболее   распространенных   болезней,  а  также  травм,
отравлений и других неотложных состояний;
     проведение санитарно-противоэпидемических            мероприятий,
медицинской профилактики важнейших заболеваний;
     санитарно-гигиеническое образование;
     проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства;
     другие мероприятия,   связанные   с  оказанием  медико-санитарной
помощи гражданам по месту их жительства и работы.
     Первичная медико-санитарная  помощь  осуществляется  учреждениями
муниципальной    системы     здравоохранения     и     государственной
санитарно-эпидемиологической     службы.    В    оказании    первичной
медико-санитарной   помощи   могут   также   участвовать    учреждения
государственной  и  частной систем здравоохранения на основе договоров
со страховыми медицинскими организациями.
     2. Первичная медико-санитарная служба обеспечивает:
     проведение мероприятий по распространению здорового образа жизни,
искоренению вредных привычек, профилактики заболеваний;
     гарантированный минимум медико-санитарной помощи;
     доступность медико-санитарных услуг;
     комплексность обслуживания;
     координацию с другими службами здравоохранения;
     непрерывность наблюдения       пациентов       в        различных
лечебно-профилактических учреждениях;
     информированность пациентов об  их  состоянии,  методах  лечения,
ожидаемых результатах и т.д.
     3. Объем  первичной  медико-санитарной   помощи   устанавливается
органом  местного  самоуправления  в  соответствии  с  территориальной
программой   обязательного   медицинского    страхования.    Первичная
медико-санитарная  помощь  гражданам,  занятым  во  вредных  и опасных
условиях  труда,  включает  в   себя   проведение   обязательных   при
поступлении на работу и периодических медицинских осмотров.
     Работодатель обязан   организовать    и    оплатить    проведение
медицинских осмотров.
     4. Порядок  оказания  медицинской  помощи   в   звене   первичной
медико-санитарной помощи определяется нормативными актами Министерства
здравоохранения и  медицинской  промышленности  Российской  Федерации,
Государственного    комитета   санитарно-эпидемиологического   надзора
Российской Федерации, органов управления системой оказания медицинской
помощи   администрации   области,   органов  местного  самоуправления,
территориальной  программой  обязательного  медицинского  страхования,
договорами на оказание первичной медико-санитарной помощи.
     Дополнительный перечень         санитарно-гигиенических         и
противоэпидемических  мероприятий в рамках первичной медико-санитарной
помощи и их финансирование определяются договорами  между  органами  и
учреждениями         здравоохранения         и        государственного
санитарно-эпидемиологического надзора.
     5. Финансирование      первичной     медико-санитарной     помощи
осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования,
бюджетов  области,  добровольного  медицинского  страхования,  целевых
фондов и иных источников.
     6. Основным    направлением   в   процессе   развития   первичной
медико-санитарной помощи является организация  ее  по  принципу  врача
общей практики (семейного врача).

     Статья 28. Общая врачебная практика
     1. Врач общей врачебной практики (семейный врач) -  специалист  с
высшим  медицинским образованием,  имеющий юридическое право оказывать
первичную многопрофильную медико-социальную помощь населению.
     Общая врачебная практика может быть индивидуальной, групповой или
в виде объединений.  В этом  случае  врачи  сами  определяют  принципы
управления и объем производственно-хозяйственных функций,  которые они
передают медицинским объединениям общих врачебных  практик.  Групповые
врачебные  практики  могут организовываться на базе учреждений системы
здравоохранения  (амбулатория,  поликлиника,  женская  консультация  и
др.).
     Общая врачебная практика (семейный врач)  может  организовываться
на основе государственной, муниципальной и частной собственности.
     Общая врачебная практика (семейный врач) является самостоятельным
хозяйствующим субъектом в системе здравоохранения, осуществляющим свою
деятельность на основе договора  с  местными  органами  исполнительной
власти,  органами  управления  здравоохранением,  органами социального
обеспечения и страховыми медицинскими организациями.
     2. Общая    врачебная    практика    (семейный   врач)   подлежит
лицензированию  и   аккредитации   в   соответствии   с   утвержденным
положением,  а  работающие  в  ней  врачи  должны  иметь  сертификаты,
определяющие   право   специалистов   заниматься   различными   видами
деятельности, в том числе с указанием конкретных услуг.
     3. Источниками финансирования общей врачебной практики (семейного
врача) могут быть:
     средства территориального   фонда   обязательного    медицинского
страхования  по  расчету  за  медицинские  услуги  в  рамках программы
обязательного медицинского страхования;
     средства бюджета   по   расчету   за   гарантированный   перечень
медицинских   услуг,   не   включенных   в   программу   обязательного
медицинского страхования;
     средства фондов социальной защиты  на  финансирование  социальных
услуг;
     другие источники,  не  запрещенные  законодательством  Российской
Федерации.
     4. Порядок  деятельности  общей  врачебной  практики   (семейного
врача)   определяется   Министерством  здравоохранения  и  медицинской
промышленности  Российской   Федерации   и   контролируется   органами
управления здравоохранением.

     Статья 29.   Медико-социальная   помощь   гражданам,   страдающим
социально значимыми  заболеваниями  и  заболеваниями,  представляющими
опасность для окружающих
     1. Медико-социальная  помощь  гражданам,   страдающим   социально
значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для
окружающих,  оказывается бесплатно  предназначенными  для  этих  целей
производителями  медицинских  услуг  государственной или муниципальной
систем     здравоохранения     и     регламентируются      действующим
законодательством   и   нормативными  актами  Российской  Федерации  и
области.
     Перечень и  виды  льгот  при  оказании  медико-социальной  помощи
устанавливаются  Правительством  Российской  Федерации  и  могут  быть
расширены представительными и исполнительными органами власти области.
     2. Финансирование осуществляется за счет бюджетов  всех  уровней,
целевых  фондов  и  иных источников,  не запрещенных законодательством
Российской Федерации.

     Статья 30. Лекарственное обеспечение
     Гражданам, проживающим   на   территории  области,  гарантируется
доступное,  своевременное,  бесперебойное и  качественное  обеспечение
лекарственной  помощью в соответствии с государственными гарантиями по
предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи,  а  также
государственная   защита   в  случае  нанесения  ущерба  здоровью  при
применении лекарственных средств по  назначению  врача.  Лекарственное
обеспечение  осуществляется самостоятельными хозяйствующими субъектами
- юридическими и физическими лицами,  при наличии у  них  лицензии  на
право    занятия    фармацевтической   деятельностью,   полученной   в
установленном порядке.
     Населению области,   имеющему   в   соответствии  с  действующими
законодательными и нормативными актами право на льготное и  бесплатное
получение   медикаментов,   гарантируется  предоставление  льготной  и
бесплатной лекарственной  помощи  в  соответствии  с  государственными
гарантиями.  Порядок  отпуска  лекарственных  средств  бесплатно  и на
льготных условиях регламентируется действующими  нормативными  актами.
Органы  местного  самоуправления гарантируют своевременную компенсацию
хозяйствующим  субъектам  за  лекарственные  средства,  отпущенные  по
льготным  и  бесплатным рецептам.  Свое право на льготное и бесплатное
лекарственное  обеспечение  граждане   области   реализуют   в   любом
хозяйствующем    субъекте    системы    лекарственного    обеспечения.
Номенклатура   хозяйствующих    субъектов    системы    лекарственного
обеспечения     определяется    в    соответствии    с    действующими
законодательными и нормативными актами Российской Федерации и области.
     Реализация лекарственных   средств  производится  после  проверки
документов и проведения подтверждающего  контроля  с  обязательной  их
сертификацией в установленном порядке.

     Статья 31. Права, обязанности и защита прав пациента
     1. Пациент имеет право на:
     оказание ему помощи по отвлечению от вредных привычек,  участие в
мероприятиях по профилактике заболеваний;
     доступную качественную медицинскую помощь;
     уважительное и  гуманное  отношение  со  стороны  медицинского  и
обслуживающего персонала;
     выбор врача, лечебно-профилактического учреждения, в соответствии
с договором обязательного и добровольного медицинского страхования;
     обследование, лечение и содержание  в  условиях,  соответствующих
санитарно-эпидемиологическим требованиям;
     сохранение в тайне информации о факте  обращения  за  медицинской
помощью  и  состоянии  здоровья  пациента  в  соответствии  с Основами
законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан";
     независимую экспертизу качества оказанной медицинской помощи;
     полную информацию о диагнозе,  лечении и возможном прогнозе. Если
пациенту  невозможно  представить  эту информацию,  то она должна быть
доведена до сведения доверенного лица, назначенного больным;
     участие в  принятии  решений,  касающихся  его лечения,  при этом
пациент должен  быть  информирован  о  возможности  любого  риска  или
серьезных побочных эффектов и прогнозе на выздоровление;
     проведение по  его  просьбе  консилиума  и  консультаций   других
специалистов;
     отказ от    медицинского    вмешательства    согласно     Основам
законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан";
     участие в клинических обучающих программах или в сборе данных для
научных исследований только на добровольной основе;
     возмещение ущерба в случае  причинения  вреда  его  здоровью  при
оказании медицинской помощи;
     облегчение боли,  связанной с заболеванием  и  (или)  медицинским
вмешательством, доступными способами и средствами;
     гуманное обращение и достойную смерть;
     допуск к  нему  адвоката  или  иного  законного представителя для
защиты его прав;
     допуск к нему священнослужителя,  а в больничных учреждениях - на
предоставление условий для проведения религиозных обрядов;
     обращение с   жалобой   во   все   инстанции,   ответственные  за
организацию  и  оказание   медико-социальной   помощи,   а   также   в
соответствующие  профессиональные  медицинские  ассоциации,  областной
комитет  по  лицензированию,  аккредитации  и  экспертизе  медицинских
услуг, либо в суд в случае нарушения прав пациента.
     2. Пациент обязан:
     выполнять предписание врача;
     давать полную,  правдивую  информацию  о  жалобах   и   состоянии
здоровья своему лечащему врачу;
     соблюдать план лечения,  рекомендованный лечащим врачом,  а также
правила поведения больных в медицинских учреждениях;
     отвечать за отказ от лечения, выполнения профилактических мер или
от следования инструкциям лечащего врача;
     соблюдать права других больных и персонала больницы;
     по решению  судебных  органов  за  свой счет оплачивать стоимость
лечения  при  несоблюдении  плана  лечения,  требований   медицинского
персонала, правил поведения больного;
     при возникновении  осложнений  заболевания  по   вине   пациента,
последующее  лечение  по решению судебных органов оплачивается за счет
собственных средств пациента, за исключением случаев, угрожающих жизни
больного.
     3. Защита прав пациента при оказании медицинской и  лекарственной
помощи  на территории области осуществляется в порядке,  установленном
законодательством.

                РАЗДЕЛ 6. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
               МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

     Статья 32. Качество медицинской помощи на территории области
     1. Качество медицинской помощи обеспечивается:
     законодательной базой  по  защите  прав потребителя медицинских и
фармацевтических услуг;
     утвержденной системой государственных медицинских стандартов;
     системой лицензирования    и    аккредитации    медицинских     и
фармацевтических услуг;
     регламентированными механизмами  взаимодействия  заинтересованных
сторон   (субъектов   медицинского   страхования,  органов  управления
здравоохранением, кредитных учреждений);
     обеспечением соответствующего       квалификационного      уровня
медицинских и фармацевтических работников;
     устойчивым финансированием   практической   медицины,  повышением
эффективности бюджетных и внебюджетных инвестиций в здравоохранение;
     развитием научных   исследований,  внедрением  новых  медицинских
технологий, новой медицинской техники и лекарственных средств;
     ресурсным обоснованием  и обеспечением обязательного медицинского
страхования.
     2. Качество  медицинской  помощи  обеспечивается  производителями
медицинских услуг,  оценивается  по  конечному  результату  и  степени
достижения   конкретной   индивидуальной   цели   в   соответствии   с
утвержденными на территории области медико-экономическими стандартами.
     Производители медицинских    услуг   несут   ответственность   за
несоответствие оказанных медицинских услуг утвержденным стандартам  на
основании действующего законодательства и нормативных актов.
     3. Контроль  за   качеством   медицинской   помощи   осуществляют
покупатели  медицинских  услуг  (органы  управления  здравоохранением,
страховые   медицинские   организации,   пациенты),   профессиональные
медицинские   ассоциации,   областной   комитет   по   лицензированию,
аккредитации и экспертизе медицинских услуг.

     Статья 33.   Лицензирование   и    аккредитация    производителей
медицинских и фармацевтических услуг
     Лицензирование и  аккредитация  медицинской  и   фармацевтической
деятельности  возлагается  на  областной  комитет  по  лицензированию,
аккредитации и экспертизе медицинских услуг и  областную  комиссию  по
лицензированию фармацевтической деятельности.
     Комитет, комиссия создаются губернатором области.
     Процедура аккредитации    и    лицензирования    медицинской    и
фармацевтической  деятельности   осуществляется   в   соответствии   с
действующими   законодательными   и   нормативными  актами  Российской
Федерации и области.

                РАЗДЕЛ 7. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ
              МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

     Статья 34.     Социально-правовые    гарантии    медицинских    и
фармацевтических работников
     1. Социально-правовые  гарантии  медицинских  и  фармацевтических
работников  регламентируются  Основами   законодательства   Российской
Федерации   "Об   охране  здоровья  граждан"  и  другими  действующими
законодательными и нормативными актами Российской Федерации и области.
     2. Медицинские и фармацевтические работники имеют право на:
     получение достоверной информации от администрации их  учреждения,
предприятия,  организации,  государственных  и  общественных органов о
состоянии  условий  труда  на  рабочем  месте,  о  существующем  риске
повреждения  здоровья,  а  также  о  принятых  мерах  по  их защите от
воздействия вредных или опасных производственных факторов;
     обязательное государственное   личное   страхование  на  сумму  в
размере 120 месячных должностных окладов,  если их  работа  связана  с
угрозой  жизни  и  здоровью  в  соответствии  с  перечнем  профессий и
должностей,  утвержденным Правительством Российской Федерации;      (В
редакции Закона Пермской области от 27.04.2002 г. N 140-21)
     единовременные выплаты по возмещению вреда, причиненного их жизни
и  здоровью вследствие профессиональной деятельности, в соответствии с
законом   Пермской   области,   перечнем   профессий   и   должностей,
утвержденным актом губернатора области, а также в соответствии с иными
актами губернатора области; (Дополнен   -   Закон   Пермской   области
от 27.04.2002 г. N 140-21)
     профессиональную переподготовку за счет средств бюджета в  случае
невозможности  выполнять  профессиональные  обязанности  по  состоянию
здоровья,  а также в связи с несчастным случаем  на  производстве  или
профессиональным заболеванием;
     перевод на  другую  работу  при  ухудшении   состояния   здоровья
вследствие  воздействия вредных или опасных производственных факторов,
на основании медицинского заключения;
     осуществление социальных   гарантий   по   вопросам   обеспечения
занятости, приема на работу.
     3. Оплата   труда   медицинских   и  фармацевтических  работников
гарантирована  минимальным  уровнем,  установленным  Единой   тарифной
сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы. Надбавки, доплаты и
другие  выплаты  стимулирующего   характера   устанавливаются   самими
медицинскими   и   фармацевтическими   предприятиями,  учреждениями  и
организациями в пределах имеющихся средств на оплату труда.
     Условия коллективных   договоров   и  соглашений,  заключенные  в
соответствии  с  законодательством  Российской   Федерации,   являются
обязательными для работодателей.

     Статья 35.   Профессиональные   медицинские   и  фармацевтические
ассоциации
     1. Медицинские   и  фармацевтические  работники  имеют  право  на
создание   профессиональных   ассоциаций   и    других    общественных
объединений,  формируемых  на  добровольной  основе  для  защиты  прав
медицинских и фармацевтических работников,  защиты рынка медицинских и
фармацевтических   услуг,   развития  медицинской  и  фармацевтической
практики,  содействия научным исследованиям,  решения  иных  вопросов,
связанных    с    профессиональной    деятельностью    медицинских   и
фармацевтических работников.
     2. Профессиональные  медицинские  и  фармацевтические  ассоциации
могут принимать участие в:
     определении стратегии   и   приоритетности  направлений  развития
здравоохранения области;
     разработке стандартов  качества медицинской помощи,  региональных
программ и критериев подготовки и повышения квалификации медицинских и
фармацевтических работников;
     аккредитации медицинской  и  фармацевтической   деятельности   на
территории области;
     соглашениях по  тарифам   на   медицинские   услуги   в   системе
обязательного медицинского страхования,  деятельности территориального
фонда обязательного медицинского страхования;
     проверочных квалификационных     испытаниях     медицинских     и
фармацевтических   работников   по   теории   и   практике   избранной
специальности;
     разработке и формировании этических норм в сфере  здравоохранения
и контроле за их соблюдением в разрешении конфликтных ситуаций.
     Профессиональные медицинские   и   фармацевтические    ассоциации
осуществляют  свою  деятельность  в  соответствии  с законодательством
Российской Федерации.

         РАЗДЕЛ 8. МЕДИЦИНСКОЕ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
                    И НАУКА НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

     Статья 36. Система медицинского и фармацевтического образования и
региональная наука
     1. В  Пермской  области система высшего и среднего медицинского и
фармацевтического образования представлена государственными высшими  и
средними специальными учебными заведениями, организация и деятельность
которых регламентируется законодательством Российской  Федерации.  Они
удовлетворяют   потребности  области  в  специалистах  медицинского  и
фармацевтического  профиля  с  высшим   и   средним   профессиональным
образованием.   Подготовка   специалистов,   допуск   их   к  занятиям
медицинской    и    фармацевтической    деятельностью     определяется
законодательством Российской Федерации.
     2. Производителями  научной  продукции  являются  высшие  учебные
медицинские       и      фармацевтические      учебные      заведения,
научно-исследовательские      институты,       научно-производственные
объединения   и   лаборатории,   созданные  и  действующие  на  основе
законодательства, нормативных актов Российской Федерации и области.
     3. В   области   охраны  здоровья  населения  разрабатываются  по
приоритетным направлениям целевые комплексные программы регионального,
муниципального  уровней  и  в  виде составных частей республиканских и
международных   программ,   которые    утверждаются    соответствующим
представительным органом.  Финансирование их обеспечивается из средств
бюджетов соответствующего уровня,  внебюджетных ассигнований. Контроль
за реализацией программ обеспечивается органами государственной власти
и местного самоуправления.
     4. Взаимоотношения    между    медицинскими,    фармацевтическими
организациями,  научными учреждениями и  образовательными  заведениями
строятся  на  основе  договоров  о  предоставлении  клинических  баз в
медицинских и научных учреждениях для размещения  кафедр,  прохождения
производственной  практики,  интернатуры,  подготовки и переподготовки
специалистов,  проведения научных исследований,  апробации и внедрения
новых технологий.

     Статья 37. Система послевузовского и дополнительного медицинского
и фармацевтического образования
     Постдипломное обучение  и  переподготовка  кадров  проводится  по
программам   послевузовского   и   дополнительного   профессионального
образования учебными заведениями,  в соответствии с лицензией на право
заниматься образовательной деятельностью,  полученной в  установленном
порядке.   Постдипломное   обучение   может   проводиться   по  заказу
учредителей образовательных медицинских и фармацевтических заведений в
пределах,  определенных  бюджетом,  а  также на хозрасчетной основе по
заказам управлений здравоохранением и  фармацевтической  деятельностью
или  непосредственных  производителей  медицинских  и фармацевтических
услуг.

           РАЗДЕЛ 9. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ
                      ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

     Статья 38. Международное сотрудничество в области охраны здоровья
граждан
     Сотрудничество Пермской области с другими государствами в области
охраны здоровья граждан осуществляется  на  основе  договоров  органов
государственной   власти  области,  а  также  в  рамках  международных
договоров Российской Федерации.
     Соглашения, заключаемые  в рамках международного сотрудничества в
области охраны здоровья  граждан  органами  государственной  власти  и
местного самоуправления,  предприятиями,  организациями, учреждениями,
не должны ограничивать права и свободы человека и гражданина в области
охраны здоровья, закрепленные законодательными актами.

     Статья 39. Вступление настоящего Закона в силу
     Настоящий Закон  вступает  в  силу  со   дня   его   официального
опубликования.


     Губернатор
     Пермской области          Г.В.Игумнов

     14.06.1996 N 467-74

Информация по документу
Читайте также