Расширенный поиск

Решение Законодательного Собрания Пензенской области от 08.08.1995 № 191-10

 
                       ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
                          ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                            Р Е Ш Е Н И Е

от 08.08.95.  N 191-10
г. Пенза


О чрезвычайной обстановке,
сложившейся в сельском хозяйстве
области

     Заслушав и  обсудив  доклад  начальника   областного   управления
сельского  хозяйства  и  продовольствия  Слукина Н.А.  "О чрезвычайной
обстановке, сложившейся в сельском хозяйстве области", Законодательное
Собрание отмечает,  что за последние годы в агропромышленном комплексе
области происходят глубокие социально-экономические изменения. Созданы
основы многоукладной экономики, законодательно закреплено право выбора
форм  организации  производства  и  хозяйствования.  Предприятия  всех
организационно-правовых  форм   могут   самостоятельно   распоряжаться
произведенной продукцией,  определять направление,  структуру и объемы
производства.
     В чрезвычайно   сложных   экономических   условиях   1995    года
администрацией  области,  руководителями  и  специалистами областных и
районных   управлений   сельского    хозяйства    и    продовольствия,
сельскохозяйственных  формирований  были  приняты  оперативные меры по
обеспечению    сельских     товаропроизводителей     горюче-смазочными
материалами,  запасными частями,  семенами кукурузы,  сахарной свеклы,
овощных и других  культур,  минеральными  удобрениями,  гербицидами  и
пестицидами для проведения весенних полевых работ.
     На приобретение материально-технических ресурсов  для  проведения
весеннего сева было выделено из бюджета области около 30 млрд. рублей.
Это позволило организованно провести весенний сев  и  уходные  работы,
увеличить посевы яровой пшеницы, подсолнечника к уровню прошлого года,
выполнить план сева зернобобовых культур,  сахарной свеклы  и  посеять
яровые культуры на площади 1117 тыс.  гектаров,  вспахать и обработать
пары на площади более 300 тыс. гектаров.
     В то  же  время  агропромышленный  комплекс  области  из-за общей
кризисной  ситуации  в  стране,  нарушения  ценового  паритета   между
сельским   хозяйством   и  другими  отраслями  экономики,  инфляции  и
неплатежей,  разрыва хозяйственных  связей,  ускоренной  реорганизации
крупнотоварного производства,  приватизации предприятий по переработке
сельскохозяйственной  продукции  и  агросервисному  обслуживанию   без
передачи  контрольного  пакета  акций  сельским  товаропроизводителям,
трудностей со сбытом продукции, вызванных как снижением покупательской
способности потребителей,  так и неразвитостью рыночной инфраструктуры
села, и других причин оказался в глубоком кризисном состоянии.
     Продолжается дальнейшее          сокращение          производства
сельскохозяйственной  продукции,   снижение   потребления   населением
области наиболее ценных для здоровья продуктов питания.
     В 1994 году объем валовой продукции сельского хозяйства  во  всех
категориях  хозяйств  по  сравнению  со  среднегодовыми показателями в
1986-1990 годы снизился на 28 процентов.  В хозяйствах всех  категорий
производство   зерна  по  сравнению  с  1990  годом  снизилось  на  27
процентов, сахарной свеклы - на 50, мяса - на 45, молока - на 29 и яиц
- на 26 процентов.
     Резко сократились  посевные   площади   и   объемы   производства
картофеля и овощей, семян сахарной свеклы.
     Среднедушевое потребление  мяса  и  мясных  продуктов  упало   по
сравнению   с   уровнем   1990   года   на   30  процентов,  молока  и
молокопродуктов - на 17, овощей - на 40, сахара - на 41 процент.
     Идет разрушение  производственного  потенциала.  В  1994  году по
сравнению с 1990 годом ввод в  действие  производственных  и  жилищных
объектов  на  селе  сократился  более  чем в 16 раз.  Выбытие основных
фондов  в  5,4  раза  превышает  их  ввод.  Резко  снижается   уровень
технической   оснащенности   сельскохозяйственных  и  перерабатывающих
предприятий.
     Практически приостановлены  работы по повышению плодородия почв и
мелиорации земель - основной базы сельскохозяйственного  производства.
Применение минеральных удобрений в 1994 году по сравнению с ежегодными
показателями 1986-1990 годов сократилось с 185 тыс.  тонн до 1,8  тыс.
тонн. Свертываются работы по защите растений от сорняков, вредителей и
болезней.
     Продолжается сокращение  поголовья  скота  и  птицы,  снижение их
продуктивности.  На начало 1995 года поголовье крупного рогатого скота
уменьшилось  по сравнению с 1990 годом в общественном секторе на 275,1
тыс.  голов,  в том числе коров - на 43,6 тыс.  голов, свиней - на 300
тыс. голов, овец - на 269 тыс. голов.
     По численности коров  область  оказалась  на  уровне  1966  года,
свиней  -  1958  года.  Сокращение поголовья,  кроме крупного рогатого
скота,  продолжается и в  текущем  году.  Это  привело  к  дальнейшему
снижению производства и закупок сельскохозяйственной продукции.
     Закупки продукции животноводства в 1994 году по сравнению с  1990
годом уменьшились:  скота и птицы - в 3,7 раза,  молока - в 2,5 раза и
яиц - на 38 процентов.  За 7  месяцев  1995  года  к  соответствующему
периоду   1994   года   они  сократились  на  42,  17  и  5  процентов
соответственно.
     Резкий спад  производства  происходит на крупных животноводческих
комплексах и птицефабриках.  Производство мяса крупного рогатого скота
в  хозяйствах  по доращиванию и откорму сократилось к уровню 1990 года
на 64 процента,  мяса свиней - на 63 процента и мяса  птицы  -  в  два
раза.
     В 1990 году на птицефабриках и в хозяйствах содержалось около 6,6
млн.  голов  птицы,  а  на  1  августа текущего года осталось 3,6 млн.
голов.
     Сложная обстановка в племенном животноводстве,  невостребованными
остаются лучшие генетические  ресурсы,  в  упадок  приходит  экономика
племенных хозяйств.
     Основными причинами    сложившегося    тяжелого    положения    в
животноводстве  являются  диспаритет  цен,  низкие  закупочные  цены и
практически отсутствие  дотаций  на  продукцию  животноводства  (3-3,5
процента к закупочной цене), инфляция и другие.
     Доля убыточных  сельскохозяйственных  предприятий  в  1994   году
составила 75 процентов, или 343 хозяйства. Еще более тяжелое положение
складывается в текущем году.  Многие хозяйства и районы из-за тяжелого
финансового  состояния  не имеют возможности осуществить в полной мере
текущую деятельность.  Это вызывает серьезные опасения за  обеспечение
уборки урожая и заготовки кормов в полной потребности.
     Из-за отсутствия запасных частей не было подготовлено  более  900
зерноуборочных  комбайнов.  Особенно низкая их готовность в хозяйствах
Башмаковского и Бековского районов, соответственно 51 и 76 процентов.
     В целом по области готовность зерноуборочных комбайнов составляла
на 1 августа текущего года 85 процентов,  жаток - 84,  силосоуборочных
комбайнов    -    73    процента    от   их   наличия.   Нагрузки   на
сельскохозяйственные машины возросли до критических объемов. В среднем
на зерноуборочный комбайн приходится 270 гектаров, что в 2,5 раза выше
оптимальных.  В  отдельных  хозяйствах  нагрузка   достигает   400-600
гектаров. Затягивание сроков уборки приведет к большим потерям урожая.
     В ряде  хозяйств  и  районов  медленно  идут  работы  по   уборке
многолетних и однолетних трав, заготовке сена, сенажа и других кормов.
     Из 431 тыс.  гектаров многолетних и однолетних трав по области на
1 августа скошено 361,0 тыс. гектаров или 83 процента.
     Низкие темпы уборки  трав  и  заготовки  кормов  в  Земетчинском,
Нижнеломовском, Камешкирском, Сосновоборском районах.
     В целом по области  при  потребности  456,8  тыс.  тонн  сена  по
состоянию  на  1 августа заготовлено 153 тыс.  тонн,  или 33 процента,
сенажа заготовлено 323 тыс.  тонн,  или 82  процента  от  потребности,
витаминно-травяной  муки  и  других  искусственно-обезвоженных  кормов
заготовлено 6,5 тыс. тонн, или 40 процентов к потребности.
     В большинстве    хозяйств   не   приобретаются   новая   техника,
минеральные удобрения,  средства защиты растений,  не выплачивается по
нескольку месяцев заработная плата.
     За шесть месяцев 1995 года не выплачена заработная плата на сумму
45,6   млрд.  рублей  в  437  хозяйствах.  При  этом  оплата  труда  в
сельскохозяйственных предприятиях за этот  период  составила  98  тыс.
рублей, что почти в два раза ниже среднеобластной.
     Абсолютное большинство  хозяйств  неплатежеспособны  и  не  видят
перспективы выхода из создавшегося положения.
     Сельскохозяйственные предприятия  не  уплатили   поставщикам   за
электроэнергию  - 40 млрд.  рублей,  за газ - 12,9 млрд.  рублей ,  за
горючесмазочные материалы - 10,9 млрд. рублей.
     В то  же  время  сельским  товаропроизводителям  не выплачиваются
своевременно  денежные  средства   за   сданную   сельскохозяйственную
продукцию.  Перерабатывающие  предприятия  задолжали  за молоко - 16,7
млрд. рублей, за скот и птицу - 4,7 млрд. рублей, за зерно - 4,7 млрд.
рублей, а всего на сумму 26,1 млрд. рублей.
     В свою очередь торговля не оплатила предприятиям переработки 16,0
млрд. рублей.
     Задолженность по     компенсациям     и     дотациям     сельским
товаропроизводителям   из   федерального   бюджета   составляет   15,1
млрд. рублей и из местного бюджета 21,1 млрд. рублей.
     В целях  недопущения  дальнейшего  спада  производства и снижения
уровня обеспечения населения области продуктами  питания,  преодоления
кризиса  в агропромышленном комплексе и на основании Закона Российской
Федерации "О  закупках  и  поставках  сельскохозяйственной  продукции,
сырья  и продовольствия для государственных нужд" от 02.12.94 N 53-ФЗ,
решения Законодательного Собрания Пензенской  области  от  22.04.95  N
158-8 "О бюджетной системе Пензенской области на 1995 год",

     Законодательное Собрание  р е ш и л о:

     1. Считать  сложившееся  положение  в  агропромышленном комплексе
области критическим.
     В этих   условиях   главной   задачей   областной  администрации,
областного   управления   сельского   хозяйства   и    продовольствия,
руководителей и специалистов других сельскохозяйственных предприятий и
организаций является  принятие  антикризисных  мер  по  предотвращению
дальнейшего   спада   производства  сельскохозяйственной  продукции  и
продовольствия,  укреплению  материально-технической  базы,   созданию
условий  для  предотвращения  падения  плодородия  почвы,  дальнейшего
сокращения поголовья скота и  птицы,  снижения  его  продуктивности  и
восстановления нормальной финансовой деятельности сельскохозяйственных
предприятий.
     2. В  этих целях рекомендовать администрации области,  областному
управлению сельского хозяйства и продовольствия, областному управлению
"Пензагропрод",    областным   предприятиям   агросервиса   и   другим
организациям,  связанным  с   работой   агропромышленного   комплекса,
рассмотреть  вопрос об обеспечении населения области продовольствием и
в целях  улучшения  снабжения  населения  продуктами  питания  принять
следующие меры:
     - незамедлительно решить комплекс  организационных  и  финансовых
вопросов,  связанных  с проведением работ по заготовке грубых и сочных
кормов в полной потребности,  качественному проведению уборки урожая в
текущем  году,  восстановлению  поголовья скота и птицы.  повышению их
продуктивности;
     - всемерно   ускорить  уборку  силосных  и  других  культур  и  в
оптимальные сроки провести заготовку кормов.
     3. В  целях  оказания реальной помощи агропромышленному комплексу
финансовыми  и  материально-техническими  ресурсами   для   проведения
уборочных работ в 1995 году предложить администрации области:
     - изыскать дополнительные  денежные  средства  в  виде  ссуды  на
возвратной  основе на закупку зерна в региональный фонд из урожая 1995
года в сумме 31,7 млрд. рублей;
     - в   течение   августа-сентября  1995  года  погасить  долги  по
капитальным  вложениям  сельскохозяйственным  товаропроизводителям  за
1994 год.
     4. Финансовому  управлению  области  (Гатин  В.И.),  городским  и
районным администрациям:
     - производить  выделение  денежных  средств,  предусмотренных   в
бюджете  на  1995  год  агропромышленному комплексу,  в первоочередном
порядке  и  в  полном  объеме.  До  1  октября  1995   года   погасить
задолженность по ним в сумме 9014 млн. рублей;
     - выделить денежные средства  для  поддержки  племенных  хозяйств
согласно  перечню,  утвержденному  постановлением  главы администрации
области N 685 от 28.12.94.  Увеличить  выплату  ГСХП  "Пензенское"  по
племенной   работе   на  оплату  услуг  по  искусственному  осеменению
сельскохозяйственных животных,  оказываемых хозяйствам области,  во II
полугодии  1995  года  на  сумму  657,0 млн. рублей из фонда поддержки
отраслей народного хозяйства;
     - изыскать  в  бюджете  1995  года денежные средства в сумме 11,2
млрд.  рублей для  выделения  ссуды  хозяйствам  по  откорму  крупного
рогатого скота на закупку молодняка,  доведения его до высоких весовых
кондиций и поставки продукции животноводства в региональный фонд  и  в
сумме  1,3 млрд. рублей  на закупку средств защиты для обработки семян
озимых культур;
     - увеличить  сумму  дотации  из  областного  бюджета на продукцию
животноводства на 13,4 млрд.  рублей и установить ее  размер  на  мясо
свиней  совхозу  "Панкратовский"  -  3611 тыс.  рублей за тонну живого
веса,  на  мясо  птицы  птицефабрикам   "Заречная",   "Пензенская"   и
Васильевская" - 1665 тыс. рублей за тонну живого веса, на мясо индейки
совхозу "Вазерский" - 4340 тыс. рублей за тонну живого веса.
     5. Областному  управлению  сельского  хозяйства  и продовольствия
(Слукин Н.А.),  финансовому управлению (Гатин В.И.) внести изменения в
порядок   использования   средств,   выделенных  из  областного  фонда
поддержки  важнейших  отраслей  народного  хозяйства  на   компенсацию
закупаемых  комбикормов  и  производить  ее из расчета 28 процентов их
стоимости по  перечню  хозяйств,  утвержденному  постановлением  главы
администрации  области  N  272  от 11.05.95,  по совхозу "Вазерский" в
размере до 40 процентов.
     6. Администрации   области,   областному   управлению   сельского
хозяйства и продовольствия  принять  действенные  меры  по  сохранению
работоспособности   крупных   специализированных  хозяйств,  повышению
эффективности их производства.
     В этих целях:
     - восстановить   прежние    хозяйственные    связи,    кооперацию
производства,  переработку  и  реализацию  продукции на взаимовыгодной
основе;
     - приступить  к  организации  ассоциации по выращиванию и откорму
свиней с целью создания более благоприятных  условий  по  стабилизации
отрасли  свиноводства  на  основе кооперирования спецхозов и хозяйств,
производящих фуражное зерно;
     - просить  Правительство  Российской  Федерации  решить вопрос об
установлении регулируемых предельных цен на энергоносители и  наиболее
значимые виды промышленной продукции, реализуемой сельскому хозяйству;
     - решить  с  соответствующими   органами   (Минсельхоз,   Минфин,
Минэкономика Российской Федерации) вопрос об установлении для хозяйств
необходимого размера дотаций на продукцию  и  компенсацию  на  закупку
кормов  по  существующему  нормативу,  а  для  предприятий переработки
сельскохозяйственной  продукции  установить  ставки   налогообложения,
тарифов  на  энергоносители  и  кредитные  ресурсы  на уровне сельских
товаропроизводителей.
     7. Рекомендовать   главам   администраций   городов   и   районов
проработать вопрос о приеме объектов и  учреждений  социальной  сферы,
находящихся    на    балансе   сельскохозяйственных   предприятий,   в
муниципальную собственность.
     8. Комитету  по  координации  деятельности торговли и сферы услуг
(Саяпин   П.К.),   областному   управлению   сельского   хозяйства   и
продовольствия  (Слукин Н.А.),  администрации города Пензы (Калашников
А.С.) в порядке эксперимента организовать хозрасчетное предприятие для
координации   деятельности  по  производству,  переработке  реализации
продуктов животноводства,  упорядочения системы расчетов за нее,  взяв
за  основу  опыт  работы  ТОО "Содействие" города Рыбинска Ярославской
области.
     9. Главам   администраций:   городов   Пензы  (Калашников  А.С.),
Сердобска (Абрамов В.И.),  Кузнецка (Костин В.В.),  Каменки  (Пуставов
А.В.), других городов и районов принять меры к погашению задолженности
текущего года заготовительными и торговыми предприятиями  организациям
агропромышленного   комплекса   за  поставленную  сельскохозяйственную
продукцию.
     10. Рекомендовать    территориальному    агентству   Федерального
управления по делам о  несостоятельности  (банкротства)  в  Пензенской
области (Ерофеев Ю.А.) во всех случаях задержки расчетов за полученную
от сельскохозяйственных товаропроизводителей продукцию  сверх  сроков,
предусмотренных законодательством, оформлять соответствующие материалы
и   рассматривать   платежеспособность    заготовительных,    торговых
организаций и предприятий всех форм собственности со всеми вытекающими
отсюда последствиями, в соответствии с действующим законодательством.
     11. Главам  администраций  районов рассмотреть вопрос об отсрочке
платежей по местным налогам предприятиям  агропромышленного  комплекса
до 1 октября текущего года.
     12. Поддержать предложения Аграрного Союза  России  Правительству
Российской Федерации:
     - об установлении для сельских  товаропроизводителей  дотации  на
продукцию    сельского    хозяйства,    обеспечивающие    рентабельное
производство   сельскохозяйственной    продукции,    и    осуществлять
своевременные расчеты за нее;
     - о  выделении  сельским   товаропроизводителям   на   1995   год
централизованные      кредитные      ресурсы      для     приобретения
сельскохозяйственной техники,  автомобилей и племенного скота на  срок
до  5  лет  из  расчета  1/3  учетной  ставки  Банка  России с началом
погашения кредитов и процентов по ним,  начиная с третьего года  после
получения кредитов.
     13. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации  ускорить принятие Закона о сельскохозяйственной кооперации,
что даст возможность иметь прямой выход хозяйств к потребителям  через
свои перерабатывающие заводы, магазины, свести до минимума выход сырых
продуктов.
     14. Контроль  за  выполнением  настоящего  решения  возложить  на
постоянную комиссию Законодательного Собрания  области  по  экономике,
бюджету и социальным вопросам (Климов А.А.), первого заместителя Главы
администрации  области  (Нижегородцев  В.Ф.),   областное   управление
сельского   хозяйства   и  продовольствия  (Слукин  Н.А.),  финансовое
управление  администрации  области   (Гатин   В.И.),   государственную
налоговую инспекцию по Пензенской области (Голдин Н.Б.).
     15. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель
     Законодательного Собрания          Ю.И.Вечкасов



Информация по документу
Читайте также