Расширенный поиск
Решение Законодательного Собрания Пензенской области от 08.08.1995 № 208-10ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Р Е Ш Е Н И Е от 08.08.95. N 208-10 г. Пенза Утратилo силу - Решение Законодательного Собрания Пензенской области от 02.10.95 г. N 227-12 О Положении о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Пензенской области второго созыва Законодательное Собрание р е ш и л о: 1. Утвердить Положение о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Пензенской области второго созыва (прилагается). 2. Предложить главе областной администрации принять акт о признании утратившим силу Положение о выборах в органы местного самоуправления Пензенской области, утвержденного постановлением главы областной администрации от 20.12.93. N 533. 3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Законодательного Собрания Ю.И.Вечкасов _________________________ Приложение к решению Законодательного Собрания Пензенской области от 08.08.95. N 208-10 Положение о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Пензенской области второго созыва Глава 1 Общие положения Статья 1. Основные принципы участия граждан в выборах 1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления Пензенской области осуществляются населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по одномандатным и многомандатным избирательным округам. 2. Участие граждан в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на них с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также влиять на свободное волеизъявление избирателей. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать в представительные органы местного самоуправления принадлежит каждому гражданину Российской федерации, достигшему 18-летнего возраста и проживающему на территории, подведомственной соответствующему представительному органу местного самоуправления. 2. Военнослужащие срочной службы, проходящие службу в частях и учреждениях Вооруженных Сил, органов внутренних дел, железнодорожных и внутренних войск Российской Федерации, дислоцирующихся на территории области, имеют право избирать в представительные органы местного самоуправления, если они в момент призыва на срочную службу являлись жителями соответствующей территории. 3. Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, проживающий на территории, подведомственной данному органу местного самоуправления. 4. Гражданин Российской Федерации, проживающий на соответствующей территории местного самоуправления, может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 5. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Статья 3. Законодательство о выборах Выборы в представительные органы местного самоуправления проводятся на основании настоящего Положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Статья 4. Назначение выборов Выборы депутатов всех представительных органов местного самоуправления нового созыва проводятся одновременно и назначаются Законодательным Собранием Пензенской области не позднее чем за четыре месяца до истечения срока полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления текущего созыва. Сообщение о дне выборов публикуется в печати. Статья 5. Численный состав депутатов представительного органа местного самоуправления Численный состав депутатов представительного органа местного самоуправления определяется самим органом. Статья 6. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями Подготовка и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на соответствующие избирательные комиссии. Избирательные комиссии в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляется открыто и гласно. Статья 7. Право на предвыборную агитацию Гражданам и избирательным объединениям, участвующим в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, в соответствии с настоящим Положением о выборах и федеральным законодательством предоставляется право проведения предвыборной агитации. Статья 8. Право выдвижения кандидатов в депутаты Право выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления принадлежит непосредственно избирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Статья 9. Финансирование выборов 1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств областного бюджета. 2. Кандидаты в депутаты, избирательные объединения в установленном порядке могут создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Глава 2 Избирательные округа. Избирательные участки. Списки избирателей. Статья 10. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов в представительные органы местного самоуправления образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительными органами местного самоуправления. Избирательные округа охватывают в совокупности всю территорию, на которой проводятся выборы в представительный орган местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссией и утверждаются соответствующим представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 65 дней до дня выборов с последующим опубликованием в печати. 2. Избирательные округа образуются при соблюдении следующих требований: а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов; б) избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий. При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление соответствующей территории. Статья 11. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей по выборам в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются главой администрации района области, города областного значения по согласованию с соответствующей районной, городской избирательной комиссией, а также нижестоящими территориальными избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий. В целях создания максимальных удобств для избирателей избирательные участки образуются из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 55 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. 3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в соответствующий избирательный округ по месту их расположения. 4. Избиратели-военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. При необходимости могут образовываться избирательные участки в обособленных и удаленных от населенных пунктов воинских частях и подразделениях по согласованию с командирами этих частей и подразделений, которые обеспечивают доступ в помещение для голосования, в случае образования избирательного участка, всем членам соответствующих избирательных комиссий, наблюдателям, кандидатам в депутаты и их доверенным лицам. 5. Списки избирательных участков с указанием их нумерации, центров и границ, а также адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей районной, городской (города областного значения) избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Статья 12. Составление списков избирателей 1. В целях обеспечения избирательных прав граждан на каждом избирательном участке составляются списки избирателей, участвующих в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления. 2. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом и проживающие на территории соответствующего избирательного участка. 3. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 4. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов. 5. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения. 6. Избиратели-военнослужащие, находящиеся в воинских частях, а также члены их семей и другие избиратели, проживающие в местах расположения воинских частей, включаются в список избирателей на основании сведений, предоставляемых командиром соответствующей воинской части в установленные сроки. 7. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. 8. Избиратели, которые в день голосования будут находиться в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании данных, предоставляемых руководителем соответствующего учреждения. 9. Студенты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития. 10. Список избирателей представляется соответствующей участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. 11. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий на территории соответствующего избирательного участка, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. 12. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не внесенные в список избирателей, включаются в список избирателей дополнительно на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их проживание на территории данного избирательного участка. 13. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается. Глава 3 Избирательные комиссии Статья 13. Система избирательных комиссий 1. Избирательные комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан. 2. Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляют: - Избирательная комиссия Пензенской области; - территориальные (районные, городские, районные в городе Пензе, поселковые, сельские) избирательные комиссии; - участковые избирательные комиссии. Статья 14. Порядок формирования Избирательной комиссии Пензенской области 1. Избирательная комиссия Пензенской области состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Формирование комиссии осуществляется Законодательным Собранием области первого созыва и областной администрацией с учетом предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту их работы, службы, учебы и жительства не позднее чем за 90 дней до дня выборов. При этом не менее половины членов комиссии назначается Законодательным Собранием Пензенской области. 2. Члены комиссии на первом ее заседании тайным голосованием избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, которые, как правило, должны иметь высшее юридическое образование. Статья 15. Порядок формирования территориальной (районной, городской, районной в городе, поселковой, сельской) избирательной комиссии 1. Территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия формируется не позднее чем за 80 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается соответствующим представительным органом местного самоуправления с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. 2. Члены комиссии на первом ее заседании тайным голосованием избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Статья 16. Порядок формирования участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия формируется не позднее чем за 45 дней до дня выборов в количестве 5-10 членов комиссии. Состав комиссии назначается представительным органом местного самоуправления района области, города областного значения по представлению главы администрации района, города областного значения с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. 2. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов комиссии. Статья 17. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса После регистрации кандидатов в депутаты избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, либо сам кандидат вправе назначить в соответствующую территориальную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в участковые избирательные комиссии того избирательного округа, по которому выдвинут кандидат, по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 18. Статус члена избирательной комиссии 1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. 2. В состав территориальных избирательных комиссий, а также участковых избирательных комиссий того избирательного округа, по которому выдвинут кандидат в депутаты, не могут входить кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. 3. Член избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: - заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; - вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; - вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; - вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов. 4. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: - подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; - утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; - вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; - признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. 6. Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным в период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов. В течение срока своих полномочий они не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. 7. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты административному взысканию, налагаемому в судебном порядке. 8. Полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, продолжаются до окончания регистрации кандидатов при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления следующего созыва в случае, если избирательное объединение, избирательный блок либо кандидат, назначавшие их, получили депутатские мандаты. Полномочия остальных членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования общих итогов выборов. Статья 19. Полномочия Избирательной комиссии Пензенской области Избирательная комиссия Пензенской области: - координирует деятельность избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления, - обеспечивает взаимодействие Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с органами государственной власти области; - осуществляет контроль за законностью проведения выборов, обеспечивает единообразное применение настоящего Положения на территории области; - издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Положения, обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления; - устанавливает форму избирательных бюллетеней, списка избирателей, других избирательных документов; - утверждает образцы печатей избирательных комиссий, порядок пересылки и хранения избирательных документов; - распределяет между районными, городскими (городов областного значения), районными в городе Пензе избирательными комиссиями денежные средства, выделенные из областного бюджета на подготовку и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств; - контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; - устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории области; - рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения; - устанавливает единый порядок обработки итогов голосования и определения результатов выборов депутатов представительных органов местного самоуправления; - устанавливает итоги голосования при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в целом по области и публикует их в печати; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением. Статья 20. Полномочия территориальной избирательной комиссии Территориальная (районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская) избирательная комиссия: - обеспечивает организацию выборов в представительные органы местного самоуправления на соответствующей территории, осуществляет контроль за их подготовкой и проведением, информирует население об адресах и о номерах телефонов участковых избирательных комиссий; - координирует работу участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия этих избирательных комиссий и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения; - распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов, и распределяет их между участковыми избирательными комиссиями; - совместно с участковыми избирательными комиссиями на соответствующей территории обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех кандидатов, избирательных объединений; - организует доставку избирательных бюллетеней и иных документов участковым избирательным комиссиям; - контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом и связью, оказывает им организационно-техническую помощь в проведении голосования на избирательных участках; - организует досрочное голосование в помещении территориальной избирательной комиссии; - обеспечивает передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архив; - утверждает текст избирательных бюллетеней, обеспечивает их изготовление и своевременную доставку в участковые избирательные комиссии; - регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; - на основании протоколов участковых избирательных комиссий устанавливает итоги голосования и результаты выборов в соответствующие представительные органы местного самоуправления, публикует их в местных средствах массовой информации или доводит до сведения населения иным способом; - регистрирует избранных депутатов представительных органов местного самоуправления, выдает им удостоверения об избрании; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением. Статья 21. Полномочия участковой избирательной комиссии Участковая избирательная комиссия: - оповещает население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования; - составляет список избирателей по избирательному участку; - проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений; - обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования; - контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; - организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; - производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; - рассматривает жалобы (заявления) о нарушении настоящего Положения и принимает по ним мотивированные решения; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением. Статья 22. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. 2. Заседание Избирательной комиссии Пензенской области, территориальной, участковой избирательной комиссии созывается и проводится Председателем, в его отсутствие - заместителем председателя, а также по требованию не менее одной трети членов соответствующей избирательной комиссии и является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 3. Решения комиссий об избрании председателя, заместителя Председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от общего числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 4. При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "ЗА" и "ПРОТИВ" голос председателя избирательной комиссии является решающим. 5. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. 6. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. 7. Решение территориальной избирательной комиссии, противоречащее федеральному законодательству, нормативным правовым актам органов государственной власти Пензенской области по вопросам подготовки и проведения выборов, либо принятое территориальной избирательной комиссией с превышением ее полномочий подлежит отмене Избирательной комиссией Пензенской области или судом. Решение подобного рода участковой избирательной комиссии может быть отменено соответствующей территориальной избирательной комиссией, а также Избирательной комиссией Пензенской области или судом. 8. По решению Избирательной комиссии Пензенской области, согласованному с органами государственной власти Пензенской области, отдельные члены Избирательной комиссии Пензенской области с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней. 9. По решению территориальной избирательной комиссии, утвержденному Избирательной комиссией Пензенской области, председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 45 дней. 10. По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей территориальной избирательной комиссией, председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 30 дней. Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий по выборам в представительные органы местного самоуправления осуществляется открыто и гласно. 2. Кандидаты в депутаты, их доверенные лица, представители избирательных объединений, средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях Избирательной комиссии Пензенской области, соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссий. 3. Решения Избирательной комиссии Пензенской области и территориальных избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации, как правило, не позже чем в течение пяти дней со дня их принятия. 4. В день голосования каждое избирательное объединение и каждый кандидат в депутаты представительного органа местного самоуправления вправе назначить в каждую участковую избирательную комиссию того избирательного округа, по которому выдвинут кандидат, по одному наблюдателю. Наблюдатель по удостоверению, выданному соответствующей территориальной избирательной комиссией, подтверждающему его статус наблюдателя, вправе находиться на избирательном участке от начала до завершения голосования, в том числе присутствовать при подсчете голосов и подписании членами участковой избирательной комиссии итогового протокола. 5. Кандидат в депутаты не вправе в день голосования присутствовать в качестве наблюдателя в помещениях участковых избирательных комиссий того избирательного округа, по которому он выдвинут. Статья 24. Обязательность решений избирательных комиссий Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, нижестоящих избирательных комиссий, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, соответствующих должностных лиц, которые обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их полномочий, предоставлять необходимые для работы комиссий помещения и оборудование, транспорт, средства связи, а также документы и материалы. Статья 25. Обжалование нарушений избирательных прав граждан 1. Решения и действия (или бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. 2. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки к выборам, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. Статья 26. Правомочность избирательных комиссий 1. Срок полномочий Избирательной комиссии Пензенской области 4 года. Избирательная комиссия Пензенской области является юридическим лицом и действует на постоянной основе. 2. Территориальные и участковые избирательные комиссии действуют до назначения новых выборов в представительные органы местного самоуправления. Глава 4 Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Статья 27. Сроки выдвижения кандидатов в депутаты Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления начинается с момента образования избирательных округов (за 65 дней до дня выборов) и заканчивается не позднее 35 дней до дня выборов. Документы, связанные с выдвижением кандидатов, поступившие в соответствующую территориальную избирательную комиссию с нарушением установленных сроков, комиссией не принимаются и не рассматриваются. Статья 28. Право выдвижения кандидатов в депутаты Кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления вправе выдвигать избирательные объединения: местные отделения областных организаций общефедеральных партий, политических движений, иные общественные формирования, устав которых в установленном порядке зарегистрирован областным отделом юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня выборов и предусматривает участие в выборах, а также избирательные блоки, создаваемые на период проведения выборов, и непосредственно избиратели, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 29. Избирательные блоки, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков 1. Избирательный блок может образовываться не менее чем двумя избирательными объединениями. 2. Избирательное объединение, вошедшее в состав избирательного блока, не может выступать в ходе выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. 3. Избирательный блок создается на совместной конференции представителей избирательных объединений, решивших создать избирательный блок. 4. Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителя, уполномоченного (в соответствии с оформленной в установленном порядке и выданной ему доверенностью) представлять интересы своего объединения, блока в соответствующих избирательных комиссиях, в том числе и по финансовым вопросам. 5. Уполномоченный представитель избирательного блока предоставляет в территориальную избирательную комиссию протокол совместной конференции избирательных объединений, участвовавших в создании избирательного блока, для регистрации избирательного блока. Статья 30. Выдвижение кандидатов в депутаты избирательным объединением, избирательным блоком 1. Решение о выдвижении кандидата (кандидатов) в депутаты представительного органа местного самоуправления избирательным объединением принимается на конференции избирательного объединения тайным голосованием. 2. Выдвижение кандидата (кандидатов) от избирательного блока проводится на конференции представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, тайным голосованием. 3. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать не более одного кандидата по каждому одномандатному избирательному округу. Число кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по многомандатному избирательному округу, не должно превышать установленного в данном округе количества мандатов. 4. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами в депутаты и лиц, не являющихся членами объединения, блока. 5. После принятия решения о выдвижении кандидата (кандидатов) уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока предоставляет в соответствующую территориальную избирательную комиссию протокол конференции о выдвижении кандидата (кандидатов), копию свидетельства о регистрации избирательного объединения, избирательного блока, доверенность на право представления интересов конкретного избирательного объединения, избирательного блока. Территориальная избирательная комиссия незамедлительно рассматривает представленные документы и, при их соответствии предъявляемым требованиям, выдает уполномоченному представителю образцы подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов. 6. Подписные листы по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Положению, изготавливаются избирательным объединением, избирательным блоком самостоятельно. 7. Избирательное объединение, избирательный блок собирает подписи избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата в том избирательном округе, по которому выдвинут кандидат, в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей одномандатного избирательного округа либо в количестве не менее одного процента от числа избирателей, на которых приходится один мандат, многомандатного избирательного округа. 8. Сбор подписей избирателей, обладающих активным избирательным правом, проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства в такое время и таким образом, которые гарантировали бы отсутствие принуждений по отношению к избирателям. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. 9. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность, место жительства кандидата, его принадлежность к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку. 10. Избиратели вправе ставить подписи в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дату внесения подписи. Избиратели, подписывающие подписные листы, должны проживать на территории соответствующего избирательного округа. 11. Каждый подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвигающего кандидата, и самим кандидатом. Статья 31. Выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями 1. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом в депутаты. 2. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляют соответствующую территориальную избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного кандидата. 3. На основании заявления кандидата о его выдвижении, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата, территориальная избирательная комиссия выдает инициаторам выдвижения кандидата образцы подписных листов по форме, указанной в приложении N 2 к настоящему Положению. Изготовление подписных листов осуществляется инициаторами выдвижения кандидатов в депутаты самостоятельно. 4. Инициаторы выдвижения кандидата собирают подписи в его поддержку в том избирательном округе, по которому выдвинут кандидат, в количестве и в порядке, предусмотренных статьей 29 настоящего Положения. 5. Каждый подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и самим кандидатом. Статья 32. Регистрация кандидатов в депутаты 1. Кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления регистрируются соответствующей территориальной избирательной комиссией по представлению инициаторов выдвижения либо самих кандидатов при наличии заявления кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу и не менее установленного настоящим Положением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Документы, необходимые для регистрации кандидата в депутаты, представляются в территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 35 дней до дня выборов. 2. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. 3. Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты только по одному избирательному округу. 4. Подписные листы предоставляются в территориальную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приеме территориальная избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью территориальной избирательной комиссии, а затем выдает инициаторам выдвижения кандидата или самому кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 5. Территориальная избирательная комиссия в течение трех дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. 6. При проверке территориальными избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать представители инициаторов выдвижения кандидатов, а также сами кандидаты. 7. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей территориальная избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. 8. В случае отказа зарегистрировать кандидата, соответствующая территориальная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату либо представителю инициатора выдвижения кандидата копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований настоящего Положения. 9. Каждому зарегистрированному кандидату соответствующей территориальной избирательной комиссией выдается удостоверение о его регистрации с указанием даты регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток подлежат опубликованию в средствах массовой информации. 10. В случае, если в установленные настоящей статьей сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению территориальной избирательной комиссии откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. 11. Если на день выборов в одномандатном избирательном округе останется менее двух кандидатов, в многомандатном избирательном округе -менее установленного количества мандатов плюс один, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии на 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Статья 33. Равенство кандидатов Все кандидаты в депутаты представительного органа местного самоуправления обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 34. Гарантии деятельности кандидатов в депутаты 1. После регистрации кандидаты в депутаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. 2. Кандидаты в депутаты после регистрации по их личному заявлению освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока соответствующая территориальная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз. 3. Кандидат в депутаты после регистрации вправе иметь до 5 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. К доверенным лицам предъявляются требования в соответствии со статьей 2 настоящего Положения. Соответствующая территориальная избирательная комиссия выдает доверенным лицам удостоверения установленного образца. Доверенные лица кандидата ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата депутатом. На период выборов администрация (работодатель) обязаны предоставить сотруднику, зарегистрированному доверенным лицом кандидата, неоплачиваемый отпуск по его просьбе. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую территориальную избирательную комиссию, которая изымает у отозванного доверенного лица выданное ему удостоверение. 4. Во время проведения выборов кандидаты в депутаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. 5. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом в депутаты. 6. Кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение кандидата к уголовной или административной ответственности прокурор обязан известить об этом территориальную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. 7. Кандидат в депутаты вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, территориальная избирательная комиссия может отнести на счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные территориальной избирательной комиссией кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на предвыборную агитацию. Глава 5 Предвыборная агитация Статья 35. Право на предвыборную агитацию и сроки ее проведения 1. Граждане Российской Федерации, проживающие на соответствующей территории местного самоуправления, вправе в допускаемых настоящим Положением формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата в депутаты. 2. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения публичных предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов в соответствии с действующим законодательством. 3. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения имеют равные условия доступа к средствам массовой информации и вправе самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. 4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы: - органам государственной власти Пензенской области, органам местного самоуправления, а также их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей; - воинским частям, военным учреждениям и организациям; - благотворительным организациям и религиозным объединениям; - членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. 5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. 6. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных и муниципальных телерадиокомпаний запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами в депутаты либо их доверенными лицами. 7. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами. 8. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах. Статья 36. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации 1. Кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления, избирательные объединения имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. 2. Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной или муниципальной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. 3. Средства массовой информации, одним из учредителей (соучредителей) которых являются муниципальные органы, организации, учреждения, либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из местного бюджета, или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, придерживающихся разных политических взглядов. 4. Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам муниципальных телерадиокомпаний и его использования, а также порядок опубликования выборных материалов в печатных изданиях устанавливается территориальной избирательной комиссией с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации, а также представителей средств массовой информации. Статья 37. Распространение агитационных печатных материалов 1. Избирательные объединения, избирательные блоки, кандидаты в депутаты вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные печатные материалы. 1. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и о лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных печатных материалов запрещается. 3. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте с согласия собственника или владельца указанных объектов. 4. Запрещается вывешивание агитационных печатных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещении избирательной комиссии и в помещении для голосования. 5. Не позднее чем за 20 дней до дня выборов местная администрация обязана выделить специальные места для вывешивания или расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями, и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. Статья 38. Предоставление помещений для проведения предвыборной агитации 1. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, руководители общественных формирований обязаны бесплатно предоставлять кандидатам и избирательным объединениям помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в собственности общественных формирований для проведения встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. 2. Порядок предоставления помещений и использования их кандидатами, избирательными объединениями устанавливается соответствующими территориальными избирательными комиссиями, которые обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации. Статья 39. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации 1. При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. 2. Кандидаты в депутаты представительных органов местного самоуправления, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. 3. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении анонимных либо подложных агитационных печатных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной предвыборной агитации, а также в суд с предложением об отмене регистрации кандидата (кандидатов). Указанные представления и предложения рассматриваются в трёхдневный срок. Глава 6 Финансирование выборов Статья 40. Расходы избирательных комиссий Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в представительные органы местного самоуправления в соответствии с настоящим Положением производятся за счет средств областного бюджета. Распределяет эти средства Избирательная комиссия Пензенской области, которая устанавливает порядок их использования и осуществляет контроль за расходованием средств по целевому назначению. Статья 41. Избирательные фонды и порядок их создания 1. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения могут создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. 2. Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих денежных средств: а) средств, выделенных кандидату в депутаты или избирательному объединению в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей территориальной избирательной комиссией; б) собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений. 4. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом. 5. Кандидатам и избирательным объединениям запрещается использовать для ведения предвыборной агитации иные денежные средства, кроме средств, перечисленных в их избирательные фонды. В случае нарушения настоящего положения территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации соответствующего кандидата, которое рассматривается судом в трехдневный срок. 6. Сумма денежных перечислений в избирательный фонд кандидата не может превышать: - за счет собственных средств кандидата - 100 кратного размера минимальной месячной оплаты труда, установленной в Российской Федерации на день назначения выборов; - от избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, - 100 кратного размера минимальной месячной оплаты труда; - за счет пожертвований одного юридического лица - 50 кратного размера минимальной месячной оплаты труда; - за счет пожертвований одного физического лица - 10 кратного размера минимальной месячной оплаты труда. 7. Сумма денежных перечислений в избирательный фонд избирательного объединения не может превышать: - за счет собственных средств избирательного объединения - 2500 кратного размера минимальной месячной оплаты труда, установленной в Российской Федерации на день назначения выборов; - за счет пожертвований одного юридического лица - 100 кратного размера минимальной месячной оплаты труда; - за счет пожертвований одного физического лица - 15 кратного размера минимальной месячной оплаты труда. 8. В случае, если фактическое поступление соответствующего денежного перечисления в избирательный фонд кандидата или избирательного объединения превысит установленные предельные величины, полная сумма данного перечисления возвращается лицу, его осуществившему, в порядке, определенном Избирательной комиссией Пензенской области. Статья 42. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальные счета в отделениях Пензенского банка Сбербанка Российской Федерации, которые открываются кандидатами или избирательными объединениями с разрешения территориальной избирательной комиссии. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. 2. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям. 3. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в территориальную избирательную комиссию финансовый отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать эти отчеты не позднее чем через 45 дней после их представления в избирательную комиссию. 4. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования, пропорционально вложенным ими средствам. Глава 7 Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование Статья 43. Порядок голосования 1. Голосование на выборах в представительные органы местного самоуправления проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов. В случае необходимости территориальная избирательная комиссия по согласованию с Избирательной комиссией Пензенской области может изменить начало и окончание времени голосования с сохранением его установленной общей продолжительности. 2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. 3. На избирательных участках, образованных в воинских частях, больницах, санаториях, домах отдыха, отдельных труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. 4. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, предоставляется возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей территориальной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии. В случае, если избиратель досрочно голосует в помещении территориальной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов территориальной избирательной комиссии, которые заверяются печатью территориальной избирательной комиссии. Заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой (если досрочно голосуют на избирательном участке) избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. Территориальная избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня выборов. 5. В соответствующей строке списка избирателей напротив фамилии досрочно проголосовавшего избирателя секретарь участковой избирательной комиссии делает запись: "досрочное" (в том числе, после поступления списка избирателей, проголосовавших досрочно, и конвертов с их бюллетенями из территориальной избирательной комиссии) и расписывается. 6. В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печатей, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено избирательных бюллетеней по количеству больше, чем их должно быть, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени, погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей к голосованию. 7. Избирательный бюллетень по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления должен содержать в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по соответствующему избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в части девятой статьи 29 настоящего Положения. Справа, напротив данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 8. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения. 9. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 10. Избирательные бюллетени для голосования печатаются не позднее чем за 20 дней до дня выборов по распоряжению соответствующей территориальной избирательной комиссии. Участковые избирательные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по соответствующему избирательному участку, более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу каждого полученного избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. 11. В случае снятия кандидатуры или выбытия отдельных кандидатов по каким-либо другим причинам до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, соответствующие участковые избирательные комиссии по указанию территориальной избирательной комиссии, согласованному с Избирательной комиссией Пензенской области, вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. 12. При получении избирателем избирательного бюллетеня в участковой избирательной комиссии в день голосования в соответствующей графе списка избирателей проставляются серия и номер паспорта избирателя либо заменяющего его удостоверения личности. Кроме паспорта избиратель, включенный в список избирателей, может предъявить любой номерной документ, в котором указаны фамилия, имя, отчество избирателя, а также имеется его фотография. Избиратель, включаемый в список избирателей дополнительно, должен предъявить паспорт либо документ, подтверждающий факт его проживания на территории соответствующего избирательного участка, а также любой номерной документ, в котором указаны фамилия, имя, отчество избирателя и имеется его фотография. 13. Избиратель расписывается в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня. В случае, если избиратель не имеет возможности поставить подпись самостоятельно, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии, либо не являющегося наблюдателем. При этом рядом с подписью данного лица указываются его фамилия и инициалы. 14. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирателем избирательного бюллетеня производится в специально оборудованных кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 15. В избирательном бюллетене по одномандатному избирательному округу избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует (по многомандатному избирательному округу - напротив фамилий тех кандидатов, за которых он голосует, но не более установленного количества мандатов в округе), либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 16. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 17. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением соответствующей территориальной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени, в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя. 18. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 19. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею. 20. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 44. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только те избиратели, которые находятся в помещении для голосования. 2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. 3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать числа письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. 4. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. 5. Данный факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования, отражается в специальном акте, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии о результатах голосования. 6. При подсчете голосов прежде всего определяются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть, не изготовленные официально, не снабженные печатью территориальной или участковой избирательной комиссии и подписями двух членов соответствующих избирательных комиссий, а также избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых крест либо иной знак проставлен более чем в одном квадрате для одномандатного округа или в большем количестве квадратов напротив фамилий кандидатов от установленного числа мандатов для многомандатного округа, а также в которых соответствующий знак не проставлен ни в одном из квадратов. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. 7. Подсчет голосов избирателей по итогам голосования осуществляется непосредственно членами участковой избирательной комиссии, обладающими правом решающего голоса, без перерыва до получения окончательных результатов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 8. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который заносит следующие данные: а) число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список избирателей; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; г) число избирательных бюллетеней, выданных избирателями, проголосовавшим досрочно; д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателями, проголосовавшим на дому; е) число погашенных избирательных бюллетеней; ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); з) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); и) число действительных избирательных бюллетеней; к) число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); л) фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; м) число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата; н) число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов. 9. Протоколы составляются в трех экземплярах и подписываются всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб, заявлений и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 10. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии после их подписания незамедлительно направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию. 11. Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии. 12. Третьи экземпляры протоколов предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. 13. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов. Статья 45. Установление результатов выборов в избирательном округе 1. На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса лично незамедлительно устанавливают результаты выборов по каждому избирательному округу на соответствующей территории. 2. Территориальная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов по каждому избирательному округу, в который вносятся следующие данные: а) число участковых избирательных комиссий в округе; б) число протоколов участковых избирательных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол; в) число избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей; г) число избирательных бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; д) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования; е) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; ж) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим на дому; з) число погашенных избирательных бюллетеней; и) число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); к) число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); л) число действительных избирательных бюллетеней; м) число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); н) фамилии, имена и отчества внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; если фамилии, имена и отчества двух и более кандидатов совпадают, для них указываются дополнительные идентифицирующие данные; о) число голосов, поданных за каждого кандидата; п) число голосов, поданных против всех кандидатов; р) фамилия, имя и отчество избранного депутата по одномандатному избирательному округу; фамилии, имена и отчества избранных депутатов по многомандатному избирательному округу. 3. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В многомандатном избирательном округе избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. 4. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по соответствующему избирательному округу недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны территориальной избирательной комиссией недействительными более чем на половине избирательных участков избирательного округа. 5. Территориальная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей. 6. Протокол территориальной избирательной комиссии о результатах выборов в избирательном округе составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Первые экземпляры протоколов сельской, поселковой, городской (города районного значения) избирательной комиссии о результатах выборов по каждому избирательному округу на соответствующей территории вместе с протоколами участковых избирательных комиссий незамедлительно направляются в районную избирательную комиссию. Первые экземпляры протоколов районной, городской (города областного значения), районной в городе Пензе избирательной комиссии о результатах выборов вместе с протоколами нижестоящих территориальных избирательных комиссий и протоколами всех участковых избирательных комиссий незамедлительно направляются в Избирательную комиссию Пензенской области в установленном ею порядке. К протоколам территориальных избирательных комиссий приобщаются сводные таблицы об итогах голосования на соответствующих территориях, включающих в себя полные данные протоколов всех участковых избирательных комиссий. К протоколам прилагаются также жалобы и заявления, поступившие в территориальные избирательные комиссии в день голосования и принятые по ним решения комиссий. 7. Вся документация территориальных и участковых избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее одного года со дня выборов, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. Статья 46. Определение общих итогов голосования и результатов выборов 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий, а в сельских районах области и на основании протокол городских (городов районного значения), поселковых, сельских избирательных комиссий районная, городская (города областного значения), районная в городе Пензе избирательная комиссия незамедлительно определяет общие итоги голосования и результаты выборов в представительные органы местного самоуправления соответственно района, города областного значения, района в городе Пензе. 2. Избирательная комиссия Пензенской области вправе признать недействительными выборы по отдельным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. По предложению Избирательной комиссии Пензенской области соответствующая территориальная избирательная комиссия в этом случае назначает новые выборы в данном избирательном округе и определяет календарные сроки избирательных действий. 3. В избирательных округах, на избирательных участках, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными соответствующая территориальная избирательная комиссия назначает повторные выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. 4. В многомандатных избирательных округах, в которых избрано депутатов менее установленного количества мандатов соответствующая территориальная избирательная комиссия назначает повторные выборы на оставшееся число мандатов и определяет календарные сроки избирательных действий. Статья 47. Опубликование итогов голосования и результатов выборов 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по каждому избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации. 2. Территориальные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по каждому избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. 3. В течение месяца после окончания выборов территориальные избирательные комиссии публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах соответствующих избирательных комиссий, об итогах голосования и результатах выборов. Статья 48. Извещение кандидатов об избрании депутатами и выдача им удостоверений об избрании Соответствующая территориальная избирательная комиссия после подписания протоколов о результатах выборов по каждому избирательному округу извещает кандидатов, избранных депутатами представительного органа местного самоуправления, об их избрании, а после опубликования полных данных об итогах голосования и результатах выборов регистрирует избранных депутатов и выдает им соответствующие удостоверения об избрании депутатами. Статья 49. Назначение выборов в случае досрочного прекращения полномочий депутатов 1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления соответствующая территориальная избирательная комиссия в течение месяца назначает новые выборы по соответствующему избирательному округу, подготовка и проведение которых осуществляются в соответствии с настоящим Положением. 2. Выборы вместо выбывшего депутата не проводятся, если до окончания срока полномочий представительного органа местного самоуправления остается менее шести месяцев. Глава 8. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Статья 50. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, а также лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, наблюдателей, нарушающие условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с федеральными и областными законами, нормативными правовыми актами органов государственной власти Пензенской области. Статья 51. Ответственность за фальсификацию подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты 1. В случае обнаружения фальсификации подписей избирателей в подписных листах, в результате чего их количество становится недостаточным для регистрации кандидата в соответствии с настоящим Положением, либо если количество сфальсифицированных подписей превышает три процента от общего числа подписей, собранных в поддержку кандидата, соответствующая территориальная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации данного кандидата или аннулировании состоявшейся его регистрации. 2. При обнаружении указанных фальсификаций в установленных объемах после выборов соответствующий представительный орган местного самоуправления вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий соответствующего депутата (депутатов). Руководитель аппарата Законодательного Собрания В.К.Лидин __________ Приложение N 1 к Положению о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Пензенской области второго созыва Подписной лист Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Собрания народных представителей Пензенского района Пензенской области от районного отделения Пензенской областной организации Аграрной партии России по одномандатному (многомандатному) избирательному округу N 14 Сергеевой Светланы Ивановны, родившейся 15 июня 1955 года, работающей зоотехником совхоза "Панкратовский", проживающей в селе Богословка Пензенского района Пензенской области. +----------------------------------------------------------------------------------+ ¦ N N ¦ Фамилия, имя, ¦ Год ¦ Адрес места ¦ Серия и номер ¦ Подпись ¦ ¦ п/п ¦ отчество ¦ рождения ¦ жительства ¦ паспорта или ¦ и дата ее ¦ ¦ ¦ избирателя ¦ (в возрасте ¦ ¦ заменяющего его ¦ внесения ¦ ¦ ¦ ¦ 18 лет - число ¦ ¦ удостоверения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и месяц ¦ ¦ личности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рождения) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 4. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю:________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности лица, собиравшего подписи) Уполномоченный представитель избирательного объединения:_______________ (Фамилия и инициалы) подпись Кандидат в депутаты:______________________ (Фамилия и инициалы) подпись __________ Приложение N 2 к Положению о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Пензенской области второго созыва Подписной лист Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Собрания народных представителей города Заречного Пензенской области по одномандатному (многомандатному) избирательному округу N 5 Иванова Сергея Николаевича, родившегося 5 июля 1949 года, работающего адвокатом юридической консультации города Заречный, проживающего в городе Заречный Пензенской области. +----------------------------------------------------------------------------------+ ¦ N N ¦ Фамилия, имя, ¦ Год ¦ Адрес места ¦ Серия и номер ¦ Подпись ¦ ¦ п/п ¦ отчество ¦ рождения ¦ жительства ¦ паспорта или ¦ и дата ее ¦ ¦ ¦ избирателя ¦ (в возрасте ¦ ¦ заменяющего его ¦ внесения ¦ ¦ ¦ ¦ 18 лет - число ¦ ¦ удостоверения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и месяц ¦ ¦ личности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рождения) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 4. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю:________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности лица, собиравшего подписи) Кандидат в депутаты: _______________ (Фамилия и инициалы) подпись Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|