Расширенный поиск
Решение Законодательного Собрания Пензенской области от 08.08.1995 № 207-10ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Р Е Ш Е Н И Е от 08.08.95. N 207-10 г. Пенза Утратилo силу - Решение Законодательного Собрания Пензенской области от 02.10.95 г. N 227-12 О Положении о выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области второго созыва Законодательное Собрание р е ш и л о: 1. Утвердить Положение о выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области второго созыва (прилагается). 2. Положение о выборах в Законодательное Собрание Пензенской области, утвержденное решением Пензенского областного Совета народных депутатов от 05.11.93. (18 сессия 21 созыва), признать утратившим силу. 3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Законодательного Собрания Ю.И.Вечкасов _________________________ Приложение к решению Законодательного Собрания Пензенской области от 08.08.95. N 207-10 ПОЛОЖЕНИЕ о выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области второго созыва Глава I. Общие положения Статья 1. Принципы участия в выборах 1. Выборы депутатов Законодательного Собрания Пензенской области (далее - Законодательное Собрание) осуществляются населением области на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по одномандатным и многомандатным избирательным округам. 2. Участие граждан в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на них с целью принудить к участию или неучастию в выборах, а также влиять на свободное волеизъявление избирателей. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать в Законодательное Собрание принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, достигшему 18-летнего возраста и проживающему на территории Пензенской области. 2. Военнослужащие срочной службы, проходящие службу в частях и учреждениях Вооруженных Сил, органов внутренних дел, железнодорожных и внутренних войск Российской Федерации, дислоцирующихся на территории области, имеют право избирать в Законодательное Собрание, если они в момент призыва на срочную службу являлись жителями Пензенской области. 3. Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста, проживающий на территории Пензенской области. 4. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Пензенской области, может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. 5. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 3. Законодательство о выборах Выборы в Законодательное Собрание проводятся на основании настоящего Положения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Статья 4. Назначение выборов Выборы депутатов Законодательного Собрания назначаются Законодательным Собранием Пензенской области первого созыва не менее чем за четыре месяца до дня выборов. Статья 5. Проведение выборов избирательными комиссиями Проведение выборов депутатов Законодательного Собрания и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагаются на соответствующие избирательные комиссии. Статья 6. Право проведения предвыборной агитации Гражданам и избирательным объединениям, участвующим в выборах депутатов Законодательного Собрания, в соответствии с настоящим Положением о выборах и федеральным законодательством предоставляется право проведения предвыборной агитации. Статья 7. Избирательные фонды Кандидаты в депутаты Законодательного Собрания и избирательные объединения в установленном порядке могут создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Глава 2. Избирательные округа и избирательные участки, списки избирателей. Статья 8. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов в Законодательное Собрание образуются избирательные округа на основании данных, предоставляемых исполнительным органом государственной власти Пензенской области и органами местного самоуправления. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются Избирательной комиссией Пензенской области и утверждаются Законодательным Собранием Пензенской области первого созыва не позднее чем за 70 дней до дня выборов. 2. Избирательные округа образуются при соблюдении следующих требований: а) примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; б) избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из не граничащих между собой территорий. 3. При соблюдении указанных требований образования избирательных округов учитывается административно-территориальное деление Пензенской области. Статья 9. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей по выборам в Законодательное Собрание образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются главой администрации города областного значения, района области по согласованию с соответствующей окружной избирательной комиссией и Избирательной комиссией Пензенской области с учетом местных и иных условий. В целях создания максимальных удобств для избирателей избирательные участки создаются из расчёта не более 3000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 55 дней до дня выборов. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. 3. В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания избирателей могут образовываться избирательные участки в тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в соответствующий избирательный округ по месту их расположения. 4. Избиратели-военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. При необходимости могут образовываться избирательные участки в обособленных и удаленных от населенных пунктов воинских частях и подразделениях по согласованию с командирами этих частей и подразделений, которые обеспечивают доступ в помещение для голосования в случае образования избирательного участка всем членам соответствующих избирательных комиссий, наблюдателям, кандидатам в депутаты и их доверенным лицам. 5. Списки избирательных участков с указанием их нумерации, центров и границ, а также адресов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы соответствующей окружной избирательной комиссией в местной печати не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Статья 10. Составление списков избирателей 1. В целях обеспечения избирательных прав граждан на каждом избирательном участке составляются списки избирателей, участвующих в выборах депутатов Законодательного Собрания. 2. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом и проживающие в Пензенской области на территории соответствующего избирательного участка. 3. Гражданин может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 4. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, предоставляемых по установленной форме соответствующим исполнительным органом местного самоуправления. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется исполнительным органом местного самоуправления по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов. 5. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, на основе адресов избирателей). В списке указывается фамилия, имя, отчество, год рождения и место проживания (адрес) избирателя. В отношении граждан, которым в день голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения. 6. Избиратели-военнослужащие, находящиеся в воинских частях, а также члены их семей и другие избиратели, проживающие в местах расположения воинских частей, включаются в список избирателей на основании сведений, предоставляемых командиром соответствующей воинской части в установленные сроки. 7. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список избирателей по месту жительства на общих основаниях. 8. Избиратели, которые в день голосования будут находиться в больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания, включаются в список избирателей на основании данных, предоставляемых руководителем соответствующего учреждения. 9. Студенты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития. 10. Список избирателей представляется соответствующей участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов. 11. Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом и постоянно проживающий в Пензенской области на территории соответствующего избирательного участка, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов - немедленно. 12. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не внесенные в список избирателей, включаются в список избирателей дополнительно на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих их проживание на территории данного избирательного участка. 13. Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов запрещается. ГЛАВА 3. Избирательные комиссии Статья 11. Избирательная комиссия Пензенской области, окружные, участковые избирательные комиссии Подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного Собрания осуществляют: - Избирательная комиссия Пензенской области; - окружные избирательные комиссии; - участковые избирательные комиссии. Статья 12. Избирательная комиссия Пензенской области 1. Избирательная комиссия Пензенской области состоит из 14 членов комиссии с правом решающего голоса. Формирование комиссии осуществляется Законодательным Собранием Пензенской области первого созыва и администрацией Пензенской области с учетом предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту их работы, службы, учебы и жительства не позднее чем за 90 дней до дня выборов. При этом не менее половины членов комиссии назначается Законодательным Собранием Пензенской области первого созыва. 2. Члены комиссии на первом ее заседании тайным голосованием избирают из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, которые, как правило, должны иметь высшее юридическое образование. Статья 13. Окружные избирательные комиссии 1. Окружная избирательная комиссия формируется не позднее чем за 65 дней до дня выборов в количестве 5-9 членов. Состав окружной избирательной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления города областного значения, района области с учетом предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. 2. Председатель, заместитель председателя и секретарь комиссии избираются на ее первом заседании из состава членов комиссии тайным голосованием. 3. При образовании избирательного округа на базе нескольких районов (городов) члены окружной избирательной комиссии назначаются представительными органами местного самоуправления районов (городов), входящих в данный избирательный округ, на пропорциональной основе в зависимости от количества избирателей в соответствующем районе (городе). Располагается такая окружная избирательная комиссия в районе (городе), входящем в данный избирательный округ, с наибольшим количеством избирателей. Статья 14. Участковые избирательные комиссии 1. Участковая избирательная комиссия формируется не позднее чем за 45 дней до дня выборов в количестве 5-10 членов комиссии. Состав избирательной комиссии назначается представительным органом местного самоуправления города областного значения, района области по представлению главы администрации города областного значения, района области с учетом предложений глав нижестоящих администраций, общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. 2. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии. Статья 15. Полномочия Избирательной комиссии Пензенской области Избирательная комиссия Пензенской области обеспечивает выполнение настоящего Положения и руководит деятельностью окружных и участковых избирательных комиссий по организации выборов в Законодательное Собрание. В рамках осуществления своих полномочий она: - контролирует соблюдение избирательных прав граждан; - поддерживает связь с Центральной избирательной комиссией; - в соответствии с настоящим Положением принимает необходимые акты, издает инструкции, дает разъяснения по вопросам организации выборов; - определяет границы избирательных округов и количество избирателей в каждом избирательном округе; - решает вопросы материально-технического обеспечения выборов, распределяет между окружными избирательными комиссиями денежные средства, выделенные на подготовку и проведение выборов, обеспечивает контроль за целевым использованием этих средств; - утверждает форму избирательного бюллетеня, списков избирателей, других избирательных документов, образцы печатей избирательных комиссий, обеспечивает их изготовление; - обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата в депутаты; - оказывает методическую, организационно-техническую помощь окружным и участковым избирательным комиссиям; - рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных либо участковых избирательных комиссий, принимает по ним соответствующие решения; - устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории области; - подводит итоги голосования и результаты выборов в целом по области, составляет список лиц, избранных депутатами Законодательного Собрания, публикует результаты выборов в средствах массовой информации; - организует повторные выборы, а также выборы вместо выбывших депутатов; - предоставляет мандатной комиссии вновь избранного Законодательного Собрания необходимые документы для проверки полномочий избранных депутатов; - устанавливает порядок и сроки хранения избирательных документов; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением. Статья 16. Полномочия окружных избирательных комиссий Окружная избирательная комиссия по выборам в Законодательное Собрание: - обеспечивает выполнение настоящего Положения на территории избирательного округа и руководит деятельностью соответствующих участковых избирательных комиссий; рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий, принимает по ним соответствующие решения; - наблюдает за составлением списков избирателей участковыми избирательными комиссиями и представлением их для всеобщего ознакомления; - регистрирует выдвинутых кандидатов в депутаты, их доверенных лиц и выдает им соответствующие удостоверения; - обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для каждого кандидата в депутаты; - распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов в Законодательное Собрание по избирательному округу; - утверждает текст избирательного бюллетеня по данному избирательному округу, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней и своевременное снабжение ими участковых избирательных комиссий; - организует досрочное в установленных настоящим Положением случаях голосование в окружной избирательной комиссии; - устанавливает и публикует результаты выборов по избирательному округу, выдает избранным депутатам удостоверения об их избрании; - обеспечивает подготовку и проведение в избирательном округе повторных выборов, а также выборов вместо выбывших депутатов; - содействует обеспечению участковых избирательных комиссий необходимыми помещениями, транспортом, связью; рассматривает и совместно с заинтересованными органами и организациями решает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов; - обеспечивает соблюдение установленного порядка и сроков хранения избирательных документов; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением. Статья 17. Полномочия участковых избирательных комиссий Участковая избирательная комиссия по выборам в Законодательное Собрание: - заблаговременно оповещает избирателей о месте нахождения участковой избирательной комиссии и режиме ее работы, а также о дне выборов и месте голосования; - составляет списки избирателей по избирательному участку; - проводит ознакомление избирателей со списками избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей, решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений и дополнений; - обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков, кабин для тайного голосования и другого оборудования, контролирует порядок размещения предвыборных агитационных материалов в помещении избирательного участка; - организует голосование на избирательном участке в день выборов, а также досрочное голосование в установленных настоящим Положением случаях; - производит подсчет голосов, поданных на избирательном участке, определяет результаты голосования и передает их в соответствующую окружную избирательную комиссию; - рассматривает поступающие в участковую избирательную комиссию заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним соответствующие решения; - обеспечивает своевременную подготовку и передачу выборной документации в соответствующую окружную избирательную комиссию; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением. Статья 18. Члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса 1. После регистрации кандидата избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, или сам кандидат вправе назначить в соответствующую окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в участковые избирательные комиссии того избирательного округа, по которому выдвинут кандидат, по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса не участвуют в голосовании при принятии решений, однако имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей, избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях, вносить свои замечания и предложения, задавать вопросы и получать ответы на них. 2. Полномочия членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области на следующих выборах; полномочия остальных членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов. Статья 19. Несовместимость со статусом члена избирательной комиссии В состав Избирательной комиссии Пензенской области, окружных, а также участковых избирательных комиссий того избирательного округа, по которому выдвинут кандидат, не могут входить кандидаты в депутаты Законодательного Собрания, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. Статья 20. Заседания избирательных комиссий 1. Заседание Избирательной комиссии Пензенской области, окружной, участковой избирательной комиссии созывается председателем, в его отсутствие - заместителем председателя, а также по требованию не менее одной трети членов соответствующей избирательной комиссии и является правомочным, если в нем приняло участие большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Решения комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от общего числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 3. При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в своем составе чётное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "ЗА" и "ПРОТИВ" голос председателя избирательной комиссии является решающим. 4. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. 5. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. 6. Решение окружной избирательной комиссии, противоречащее федеральному законодательству, нормативным правовым актам органов государственной власти Пензенской области по вопросам подготовки и проведения выборов, либо принятое окружной избирательной комиссией с превышением ее полномочий подлежит отмене Избирательной комиссией Пензенской области или судом. Решение подобного рода участковой избирательной комиссии может быть отменено соответствующей окружной избирательной комиссией, а также Избирательной комиссией Пензенской области или судом. Статья 21. Организация деятельности членов избирательных комиссий 1. По решению Избирательной комиссии Пензенской области, согласованному с органами государственной власти Пензенской области, отдельные члены Избирательной комиссии Пензенской области с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней. 2. По решению окружной избирательной комиссии, утвержденному Избирательной комиссией Пензенской области, председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 45 дней. 3. По решению участковой избирательной комиссии, утвержденному соответствующей окружной избирательной комиссией, председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 30 дней. 4. Оплата труда освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующей избирательной комиссии. 5. Члены избирательной комиссии, освобожденные на время проведения выборов от основной работы, не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. 6. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса во время проведения выборов не могут быть привлечены без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Статья 22. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий по выборам в Законодательное Собрание осуществляется открыто и гласно. 2. Кандидаты в депутаты, их доверенные лица, представители избирательных объединений, средств массовой информации вправе присутствовать на заседаниях Избирательной комиссии Пензенской области, соответствующих окружных и участковых избирательных комиссий. 3. Решения Избирательной комиссии Пензенской области и окружных избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации, как правило, не позже чем в течение пяти дней со дня их принятия. 4. В день голосования каждое избирательное объединение и каждый кандидат в депутаты Законодательного Собрания вправе назначить в каждую участковую избирательную комиссию того избирательного округа, по которому выдвинут кандидат, по одному наблюдателю. Наблюдатель по удостоверению, выданному соответствующей окружной избирательной комиссией, подтверждающему его статус наблюдателя, вправе находиться на избирательном участке от начала до завершения голосования, в том числе присутствовать при подсчете голосов и подписании членами участковой избирательной комиссии итогового протокола. 5. Кандидат в депутаты не вправе в день голосования присутствовать в качестве наблюдателя в помещениях участковых избирательных комиссий того избирательного округа, по которому он выдвинут. Статья 23. Обязательность решений избирательных комиссий Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, соответствующих должностных лиц, которые обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их полномочий, предоставлять необходимые для работы комиссий помещения и оборудование, транспорт, средства связи, а также документы и материалы. Статья 24. Обжалование нарушений избирательных прав граждан 1. Решения и действия (или бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. 2. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе подготовки к выборам, принимаются в пятидневный срок, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы. Статья 25. Правомочность избирательных комиссий Избирательная комиссия Пензенской области формируется на 4 года, окружные и участковые избирательные комиссии правомочны до назначения новых выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти Пензенской области. Глава 4. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты Статья 26. Сроки выдвижения кандидатов в депутаты Выдвижение кандидатов в депутаты Законодательного Собрания начинается с момента образования окружных избирательных комиссий (не позднее чем за 65 дней до дня выборов) и заканчивается не позднее 35 дней до дня выборов. Документы, связанные с выдвижением кандидатов, поступившие в соответствующую окружную избирательную комиссию с нарушением установленных сроков, комиссией не принимаются и не рассматриваются. Статья 27. Право выдвижения кандидатов в депутаты Кандидатов в депутаты Законодательного Собрания вправе выдвигать избирательные объединения: областные организации общефедеральных партий, политических движений, иные общественные формирования, устав которых в установленном порядке зарегистрирован областным отделом юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня выборов и предусматривает участие в выборах, а также избирательные блоки, создаваемые на период проведения выборов, и непосредственно избиратели, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства. Статья 28. Избирательные блоки, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков 1. Избирательный блок может образовываться не менее чем двумя избирательными объединениями. 2. Избирательное объединение, вошедшее в состав избирательного блока, не может выступать в ходе выборов в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. 3. Избирательный блок создается на совместной конференции представителей избирательных объединений, решивших создать избирательный блок. 4. Избирательное объединение, избирательный блок назначают представителя, уполномоченного (в соответствии с оформленной в установленном порядке и выданной ему доверенностью) представлять интересы своего объединения, блока в соответствующих избирательных комиссиях, в том числе и по финансовым вопросам. 5. Уполномоченный представитель избирательного блока предоставляет в Избирательную комиссию Пензенской области протокол совместной конференции избирательных объединений, участвовавших в создании избирательного блока, для регистрации избирательного блока. Статья 29. Выдвижение кандидатов в депутаты избирательным объединением, избирательным блоком 1. Решение о выдвижении кандидата (кандидатов) в депутаты Законодательного Собрания избирательным объединением принимается на конференции избирательного объединения тайным голосованием. 2. Выдвижение кандидата (кандидатов) от избирательного блока проводится на конференции представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок, тайным голосованием. 3. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать не более одного кандидата по каждому одномандатному избирательному округу. Число кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком по многомандатному избирательному округу, не должно превышать установленного в данном округе количества мандатов. 4. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидатами в депутаты и лиц, не являющихся членами объединения, блока. 5. После принятия решения о выдвижении кандидата (кандидатов) уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока предоставляет в соответствующую окружную избирательную комиссию протокол конференции о выдвижении кандидата (кандидатов), копию свидетельства о регистрации избирательного объединения, избирательного блока, доверенность на право представления интересов конкретного избирательного объединения, избирательного блока. Окружная избирательная комиссия незамедлительно рассматривает представленные документы и, при их соответствии предъявляемым требованиям, выдает уполномоченному представителю образцы подписных листов для сбора подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов. 6. Подписные листы по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Положению, изготавливаются избирательным объединением, избирательным блоком самостоятельно. 7. Избирательное объединение, избирательный блок собирает подписи избирателей в поддержку выдвижения каждого кандидата в том избирательном округе, по которому выдвинут кандидат, в количестве не менее одного процента от общего числа избирателей одномандатного избирательного округа либо в количестве не менее одного процента от числа избирателей, на которых приходится один мандат, многомандатного избирательного округа. 8. Сбор подписей избирателей, обладающих активным избирательным правом, проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства в такое время и таким образом, которые гарантировали бы отсутствие принуждений по отношению к избирателям. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. 9. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность, место жительства кандидата, его принадлежность к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку. 10. Избиратели вправе ставить подписи в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также дату внесения подписи. Избиратели, подписывающие подписные листы, должны проживать на территории соответствующего избирательного округа. 11. Каждый подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности, а также уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвигающего кандидата, и самим кандидатом. Статья 30. Выдвижение кандидатов в депутаты непосредственно избирателями 1. Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом в депутаты. 2. Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей). О своей инициативе он (они) уведомляют соответствующую окружную избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация данного" кандидата. 3. На основании заявления кандидата о его выдвижении, в котором указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства кандидата, окружная избирательная комиссия выдает инициаторам выдвижения кандидата образцы подписных листов по форме, указанной в приложении N 2 к настоящему Положению. Изготовление подписных листов осуществляется инициаторами выдвижения кандидатов в депутаты самостоятельно. 4. Инициаторы выдвижения кандидата собирают подписи в его поддержку в том избирательном округе, по которому выдвинут кандидат, в количестве и в порядке, предусмотренных статьей 29 настоящего Положения. 5. Каждый подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности и самим кандидатом. Статья 31. Регистрация кандидатов в депутаты 1. Кандидаты в депутаты Законодательного Собрания регистрируются соответствующей окружной избирательной комиссией по представлению инициаторов выдвижения либо самих кандидатов при наличии заявления кандидата о согласии баллотироваться по данному избирательному округу и не менее установленного настоящим Положением количества подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата. 2. В представленных документах указывается принадлежность кандидата к какому-либо избирательному объединению. В случае, если кандидат не принадлежит к какому-либо избирательному объединению, он участвует в выборах как независимый, кандидат. Запись о принадлежности кандидата к какому-либо избирательному объединению или о его независимом статусе заносится в избирательный бюллетень. 3. Одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом в депутаты только по одному избирательному округу. 4. Подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При их приемке окружная избирательная комиссия удостоверяет каждый подписной лист печатью окружной избирательной комиссии, а затем выдает инициаторам выдвижения кандидата или самому кандидату письменное подтверждение о принятии подписных листов с указанием даты и времени их приема. 5. Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. 6. При проверке окружными избирательными комиссиями правильности оформления подписных листов и других документов вправе присутствовать представители инициаторов выдвижения кандидатов, а также сами кандидаты. 7. В случае сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей окружная избирательная комиссия организует соответствующую проверку подписных листов. 8. В случае отказа зарегистрировать кандидата, соответствующая окружная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату либо представителю инициатора выдвижения кандидата копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований настоящего Положения. 9. Каждому зарегистрированному кандидату соответствующей окружной избирательной комиссией выдается удостоверение о его регистрации с указанием даты регистрации. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток сообщаются в Избирательную комиссию Пензенской области, а также подлежат опубликованию в средствах массовой информации. 10. В случае, если в установленные настоящим Положением сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в данном избирательном округе по решению Избирательной комиссии Пензенской области откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. 11. Если на день выборов в одномандатном избирательном округе останется менее двух кандидатов, в многомандатном избирательном округе - менее установленного количества мандатов плюс один, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению Избирательной комиссии Пензенской области на 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. Статья 32. Равенство кандидатов Все кандидаты в депутаты Законодательного Собрания обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 33. Гарантии деятельности кандидатов 1. После регистрации кандидаты в депутаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. 2. Кандидаты после регистрации по их личному заявлению освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока соответствующая окружная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам в депутаты денежную компенсацию в размере, не превышающем минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом на день назначения выборов, более чем в 10 раз. 3. Кандидат после регистрации вправе иметь до 5 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. К доверенным лицам предъявляются требования в соответствии со статьей 2 настоящего Положения. Соответствующая окружная избирательная комиссия выдает доверенным лицам удостоверения установленного образца. Доверенные лица кандидата ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидата депутатом. На период выборов администрация (работодатель) обязаны предоставить сотруднику , зарегистрированному доверенным лицом кандидата, неоплачиваемый отпуск по его просьбе. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую окружную избирательную комиссию, которая изымает у отозванного доверенного лица выданное ему удостоверение. 4. Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. 5. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 6. Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора области к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение кандидата к уголовной или административной ответственности прокурор области обязан известить об этом Избирательную комиссию Пензенской области, а также окружную избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. 7. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру. Если кандидатура снята без вынуждающих к тому обстоятельств, окружная избирательная комиссия может отнести за счет кандидата либо избирательного объединения, избирательного блока соответствующую часть понесенных ею расходов, включая средства, выделенные окружной избирательной комиссией кандидату или избирательному объединению, избирательному блоку на предвыборную агитацию. Глава 5. Предвыборная агитация Статья 34. Право на предвыборную агитацию и сроки ее проведения 1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Пензенской области, вправе в допускаемых настоящим Положением формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата в депутаты. 2. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения публичных предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов в соответствии с действующим законодательством. 3. Кандидаты и избирательные объединения имеют равные условия доступа к средствам массовой информации и вправе самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. 4. Запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы органам государственной власти области, органам местного самоуправления, их должностным лицам при исполнении ими служебных обязанностей, а также членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. 5. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. 6. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных и муниципальных телерадиокомпаний запрещается вести информационные теле- и радиопрограммы, участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами в депутаты либо их доверенными лицами. 7. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами. 8. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах. Статья 35. Условия проведения предвыборной агитации через средства массовой информации 1. Кандидаты в депутаты Законодательного Собрания, избирательные объединения имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях. 2. Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной или муниципальной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх эфирного времени, предоставляемого бесплатно. 3. Средства массовой информации, одним из учредителей (соучредителей) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения области, либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального, областного, местного бюджета), или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, придерживающихся разных политических взглядов. 4. Порядок предоставления эфирного времени кандидатам, избирательным объединениям по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний и его использования, а также порядок опубликования выборных материалов в печатных изданиях устанавливается Избирательной комиссией Пензенской области с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации, а также представителей средств массовой информации. 5. Все агитационные, в том числе печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Статья 36. Предоставление помещений для проведения предвыборной агитации 1. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, руководители общественных формирований обязаны бесплатно предоставлять кандидатам и избирательным объединениям помещения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в собственности общественных формирований для проведения встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. 2. Порядок предоставления помещений и использования их кандидатами, избирательными объединениями устанавливается соответствующими окружными избирательными комиссиями, которые обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации. Статья 37. Недопустимость злоупотреблений правом на проведение предвыборной агитации 1. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны. 2. Кандидаты в депутаты Законодательного Собрания, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных. Кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. 3. Избирательные комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации. Поставленные в известность о противоправных выступлениях или о распространении противоправных материалов, они принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной деятельности, а также в суд с предложением об отмене регистрации кандидата (кандидатов). Указанные представления и предложения рассматриваются в трёхдневный срок. Глава 6 Финансирование выборов Статья 38. Расходы избирательных комиссий Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов в Законодательное Собрание в соответствии с настоящим Положением производятся за счет средств областного бюджета, а также средств, выделяемых из федерального бюджета. Распределяет эти средства Избирательная комиссия. Пензенской области, которая устанавливает порядок их использования и осуществляет контроль за расходованием средств по целевому назначению. Статья 39. Порядок создания избирательных фондов 1. Кандидаты в депутаты и избирательные объединения могут создавать собственные фонды для финансирования предвыборной агитации. 2. Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих денежных средств: а) средств, выделенных кандидату в депутаты или избирательному объединению в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей окружной избирательной комиссией; б) собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц, 3. Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, предприятий и организаций государственной и муниципальной собственности. 4. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законом. 5. Кандидатам и избирательным объединениям запрещается использовать для ведения предвыборной агитации иные денежные средства, кроме средств, перечисленных в их избирательные фонды. В случае нарушения настоящего положения окружная избирательная комиссия праве обратиться в суд с предложением об отмене решения о регистрации соответствующего кандидата, которое рассматривается судом в трехдневный срок. 6. Сумма денежных перечислений в избирательный фонд кандидата не может превышать: - за счет собственных средств кандидата - 300 кратного размера минимальной месячной заработной платы, установленной в Российской Федерации на день назначения выборов; - от избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, - 100 кратного размера минимальной месячной заработной платы; - за счет пожертвований одного юридического лица - 50 кратного размера минимальной месячной заработной платы; - за счет пожертвований одного физического лица - 10 кратного размера минимальной месячной заработной платы. 7. Сумма денежных перечислений в избирательный фонд избирательного объединения не может превышать: - за счет собственных средств избирательного объединения -5000 кратного размера минимальной месячной заработной платы, установленной в Российской Федерации на день назначения выборов; - за счет пожертвований одного юридического лица - 100 кратного размера минимальной месячной заработной платы; - за счет пожертвований одного физического лица - 15 кратного размера минимальной месячной заработной платы. 8. В случае, если фактическое поступление соответствующего денежного перечисления в избирательный фонд кандидата или избирательного объединения превысит установленные предельные величины, полная сумма данного перечисления возвращается лицу, его осуществившему, в порядке, определенном Избирательной комиссией Пензенской области. Статья 40. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальные счета в отделениях Пензенского банка Сбербанка Российской Федерации, которые открываются кандидатами или избирательными объединениями с разрешения соответствующей окружной избирательной комиссии. Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. 2. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям. 3. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в соответствующую окружную избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательные комиссии обязаны опубликовать эти отчеты не позднее чем через 45 дней после их представления в избирательную комиссию. 4. Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются на текущие (расчетные) счета организаций и лиц, осуществивших перечисления и пожертвования, пропорционально вложенным ими средствам. Глава 7. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование Статья 41. Порядок голосования 1. Голосование на выборах в Законодательное Собрание проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов по московскому времени. В случае необходимости окружная избирательная комиссия по согласованию с Избирательной комиссией Пензенской области может изменить начало и окончание времени голосования с сохранением его установленной общей продолжительности. 2. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом. 3. На избирательных участках, образованных в воинских частях, больницах, санаториях, домах отдыха, отдельных труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. 4. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, предоставляется возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении соответствующей окружной (за 15-4 дня до дня выборов) или участковой (за 3-1 день до дня выборов) избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования. В случае, если избиратель досрочно голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверяются печатью окружной избирательной комиссии. Заполненные избирательные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно окружной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии. Окружная избирательная комиссия передает списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня выборов. 5. В соответствующей строке списка избирателей напротив фамилии досрочно проголосовавшего избирателя секретарь участковой избирательной комиссии делает запись: "досрочное" (в том числе, после поступления списка избирателей, проголосовавших досрочно, и конвертов с их бюллетенями из окружной избирательной комиссии) и расписывается. 6. В восемь часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печатей, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них избирательные бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено избирательных бюллетеней по количеству больше, чем их должно быть, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей к голосованию. 7. Избирательный бюллетень по выборам депутатов Законодательного Собрания должен содержать в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по соответствующему избирательному округу кандидатов и их данные, указанные в части девятой статьи 29 настоящего Положения. Справа, напротив данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. 8. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения. 9. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 10. Избирательные бюллетени для голосования печатаются не позднее чем за 20 дней до дня выборов по распоряжению соответствующей окружной избирательной комиссии. Участковые избирательные комиссии получают от окружной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за четыре дня до дня выборов. Число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по соответствующему избирательному участку, более чем на 0,5 процента. В правом верхнем углу каждого полученного избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. 11. В случае снятия кандидатуры или выбытия отдельных кандидатов по каким-либо другим причинам до дня выборов, но после изготовления избирательных бюллетеней, соответствующие участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии, согласованному с Избирательной комиссией Пензенской области, вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. 12. При получении избирателем избирательного бюллетеня в участковой избирательной комиссии в день голосования в соответствующей графе списка избирателей проставляются серия и номер паспорта избирателя либо заменяющего его удостоверения личности. Кроме паспорта избиратель, включенный в список избирателей, может предъявить любой номерной документ, в котором указаны фамилия, имя, отчество избирателя, а также имеется его фотография. Избиратель, включаемый в список избирателей дополнительно, должен предъявить паспорт либо документ, подтверждающий факт его проживания на территории соответствующего избирательного участка, а также любой номерной документ, в котором указаны фамилия, имя, отчество избирателя и имеется его фотография. 13. Избиратель расписывается в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня. В случае, если избиратель не имеет возможности поставить подпись самостоятельно, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой избирательной комиссии, либо не являющегося наблюдателем. При этом рядом с подписью данного лица указываются его фамилия и инициалы. 14. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирателем избирательного бюллетеня производится в специально оборудованных кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 15. В избирательном бюллетене по одномандатному избирательному округу избиратель ставит крест либо иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует (по многомандатному избирательному округу - напротив фамилий тех кандидатов, за которых он голосует, но не более установленного количества мандатов в округе), либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 16. Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 17. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением соответствующей окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени, в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в отдельный список, а в основном списке делается отметка о том, что избиратель проголосовал на дому. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажения волеизъявления избирателя. 18. В случае, если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 19. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею. 20. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Статья 42. Подсчет голосов избирателей участковыми избирательными комиссиями 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что избирательные бюллетени могут получить и проголосовать только те избиратели, которые находятся в помещении для голосования. 2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Их число оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных. 3. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных ящиках. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать числа письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. 4. В случае обнаружения в переносных ящиках большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находившиеся в переносных избирательных ящиках, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. 5. Данный факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, проводивших голосование вне помещения для голосования, отражается в специальном акте, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии о результатах голосования. 6. При подсчете голосов прежде всего определяются недействительные избирательные бюллетени. Таковыми считаются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой избирательной комиссии и подписями двух членов соответствующих избирательных комиссий, а также избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых крест либо иной знак проставлен более чем в одном квадрате для одномандатного округа или в большем количестве квадратов напротив фамилий кандидатов от установленного числа мандатов для многомандатного округа, а также в которых соответствующий знак не проставлен ни в одном из квадратов. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. 7. Подсчет голосов избирателей по итогам голосования осуществляется непосредственно членами участковой избирательной комиссии, обладающими правом решающего голоса, без перерыва до получения окончательных результатов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели. 8. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который заносит следующие данные: а) число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список избирателей; б) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования; г) число погашенных избирательных бюллетеней; д) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; е) число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; ж) число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; з) число действительных избирательных бюллетеней; и) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; к) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; л) число голосов, поданных за каждого кандидата; м) число голосов, поданных против всех кандидатов. 9. Протоколы составляются в трех экземплярах и подписываются всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола прикладываются жалобы и заявления, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения комиссии. Заверенные копии жалоб, заявлений и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко вторым экземплярам протоколов. 10. Первые экземпляры протоколов участковой избирательной комиссии после их подписания незамедлительно направляются в соответствующую окружную избирательную комиссию. 11. Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранятся у секретаря участковой избирательной комиссии. 12. Третьи экземпляры протоколов предоставляются для ознакомления доверенным лицам кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. 13. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующую окружную избирательную комиссию не позднее чем через десять дней после официального объявления результатов выборов. Статья 43. Установление результатов выборов 1. На основании подлинных протоколов участковых избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса лично незамедлительно устанавливают результаты выборов по соответствующему избирательному округу. 2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов по избирательному округу, в который вносятся следующие данные: а) число участковых избирательных комиссий в округе; б) количество протоколов участковых избирательных комиссий на основе которых составлен настоящий протокол; в) число избирателей по избирательному округу, внесенных в списки избирателей; г) число бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям; д) число бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования; е) число погашенных избирательных бюллетеней; ж) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно; з) число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими на дому; и) число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; к) число действительных избирательных бюллетеней; л) число избирательных бюллетеней, признанных недействительными; м) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; н) число голосов, поданных за каждого кандидата; о) число голосов, поданных против всех кандидатов; п) фамилия, имя, отчество избранного депутата по одномандатному избирательному округу; фамилии, имена, отчества избранных депутатов по многомандатному избирательному округу. 3. Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В многомандатном избирательном округе избранными считаются кандидаты, получившие наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. 4. Окружная избирательная комиссия признает выборы по соответствующему избирательному округу недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении его итогов нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или если выборы признаны окружной избирательной комиссией недействительными более чем на половине избирательных участков избирательного округа. 5. Окружная избирательная комиссия признает выборы по избирательному округу несостоявшимися, если в выборах приняло участие менее 25 процентов зарегистрированных избирателей. 6. Протокол окружной избирательной комиссии о результатах выборов в избирательном округе составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в Избирательную комиссию Пензенской области. К протоколу прилагаются жалобы и заявления, поступившие в окружную избирательную комиссию в день голосования и принятые по ним решения комиссии. 7. По требованию любого члена комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией. 8. Вся документация окружных и участковых избирательных комиссий хранится не менее шести месяцев, избирательные бюллетени - не менее одного года со дня выборов, протоколы об итогах голосования и результатах выборов - не менее одного года со дня объявления даты следующих выборов. Статья 44. Определение общих итогов голосования и результатов выборов 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий Избирательная комиссия Пензенской области незамедлительно определяет общие итоги голосования и результаты выборов в Законодательное Собрание. 2. Избирательная комиссия Пензенской области вправе признать недействительными выборы по отдельным избирательным округам, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. 3. В избирательных округах, выборы в которых не состоялись или признаны недействительными. Избирательная комиссия Пензенской области назначает повторные выборы и определяет календарные сроки избирательных действий. Избирательная комиссия Пензенской области может распорядиться о формировании в этих случаях окружных и участковых избирательных комиссий в новом составе в установленном настоящим Положением порядке. 4. В многомандатных избирательных округах, в которых избрано депутатов менее установленного количества мандатов. Избирательная комиссия Пензенской области назначает повторные выборы на оставшееся число мандатов и определяет календарные сроки избирательных действий. Статья 45. Опубликование итогов голосования и результатов выборов 1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю средств массовой информации. 2. Окружные избирательные комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по избирательному округу в средства массовой информации в течение трех дней после окончания выборов. 3. В течение месяца после окончания выборов Избирательная комиссия Пензенской области и окружные избирательные комиссии публикуют полные данные, содержащиеся в протоколах соответствующих избирательных комиссий, об итогах голосования и результатах выборов. Статья 46. Извещение кандидатов об избрании депутатами и выдача им удостоверений об избрании Соответствующая окружная избирательная комиссия после подписания протокола о результатах выборов по избирательному округу извещает кандидатов, избранных депутатами Законодательного Собрания, об их избрании, а после опубликования полных данных об итогах голосования и результатах выборов по избирательному округу выдает им соответствующие удостоверения об избрании депутатами. Статья 47. Назначение выборов в случае досрочного прекращения полномочий депутатов 1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Избирательная комиссия Пензенской области в течение месяца назначает новые выборы по соответствующему избирательному округу, подготовка и проведение которых осуществляются в соответствии с настоящим Положением. 2. Выборы вместо выбывшего депутата не проводятся, если до окончания срока полномочий Законодательного Собрания остается менее шести месяцев. Глава 8. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Статья 48. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов или иным способом препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, либо работе избирательных комиссий или членов избирательных комиссий, а также лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, наблюдателей, нарушающие условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с федеральными и областными законами, нормативными правовыми актами органов государственной власти Пензенской области. Статья 49. Ответственность за фальсификацию подписей избирателей в поддержку кандидатов в депутаты 1. В случае обнаружения фальсификации подписей избирателей в подписных листах, в результате чего их количество становится недостаточным для регистрации кандидата в соответствии с настоящим Положением, либо если количество сфальсифицированных подписей превышает три процента от общего числа подписей, собранных в поддержку кандидата, соответствующая окружная избирательная комиссия принимает решение об отказе в регистрации данного кандидата или аннулировании состоявшейся его регистрации. 2. При обнаружении указанных фальсификаций в установленных объемах после выборов Законодательное Собрание вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий соответствующего депутата (депутатов). Руководитель аппарата Законодательного Собрания В.К.Лидин __________ Приложение N 1 к Положению о выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области второго созыва Подписной лист Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области от Пензенской областной организации Аграрной партии России по одномандатному (многомандатному) избирательному округу N 34 Сергеевой Светланы Ивановны, родившейся 15 июня 1955 года, работающей зоотехником совхоза "Панкратовский", проживающей в селе Богословка Пензенского района Пензенской области. +----------------------------------------------------------------------------------+ ¦ N N ¦ Фамилия, имя, ¦ Год ¦ Адрес места ¦ Серия и номер ¦ Подпись ¦ ¦ п/п ¦ отчество ¦ рождения ¦ жительства ¦ паспорта или ¦ и дата ее ¦ ¦ ¦ избирателя ¦ (в возрасте ¦ ¦ заменяющего его ¦ внесения ¦ ¦ ¦ ¦ 18 лет - число ¦ ¦ удостоверения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и месяц ¦ ¦ личности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рождения) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 4. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю:________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности лица, собиравшего подписи) Уполномоченный представитель избирательного объединения:_______________ (Фамилия и инициалы) подпись Кандидат в депутаты:______________________ (Фамилия и инициалы) подпись __________ Приложение N 2 к Положению о выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области второго созыва Подписной лист Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пензенской области по одномандатному (многомандатному) избирательному округу N 5 Иванова Сергея Николаевича, родившегося 5 июля 1949 года, работающего адвокатом юридической консультации города Заречный, проживающего в городе Заречный Пензенской области. +----------------------------------------------------------------------------------+ ¦ N N ¦ Фамилия, имя, ¦ Год ¦ Адрес места ¦ Серия и номер ¦ Подпись ¦ ¦ п/п ¦ отчество ¦ рождения ¦ жительства ¦ паспорта или ¦ и дата ее ¦ ¦ ¦ избирателя ¦ (в возрасте ¦ ¦ заменяющего его ¦ внесения ¦ ¦ ¦ ¦ 18 лет - число ¦ ¦ удостоверения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и месяц ¦ ¦ личности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рождения) ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 1. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 2. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 3. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----+---------------+----------------+-------------+-----------------+-----------¦ ¦ 4. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------+ Подписной лист удостоверяю:________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ (Фамилия, имя, отчество, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности лица, собиравшего подписи) Кандидат в депутаты: _______________ (Фамилия и инициалы) подпись Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|