Расширенный поиск

Решение городской Думы г. Пензы от 26.06.2007 № 695-36/4

 



                      ПЕНЗЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                               РЕШЕНИЕ


     26.06.2007                                             N 695-36/4


     Об утверждении Программы
     энергосбережения в муниципальных
     учреждениях образования г. Пензы
     на 2008-2010 годы.


     Докладчик: Голодяев Ю.А.  - начальник Управления  образования  г.
Пензы

     Заслушав и    обсудив    вопрос    об    утверждении    Программы
энергосбережения в муниципальных учреждениях образования г.  Пензы  на
2008-2010 годы, на основании ст. 22 Устава г. Пензы,

                  Пензенская городская Дума решила:

     1. Утвердить    Программу    энергосбережения   в   муниципальных
учреждениях образования г. Пензы на 2008-2010 годы (прилагается).
     2. Финансовому  управлению  города  Пензы при составлении проекта
бюджета г.  Пензы на 2008  год  предусмотреть  расходы  на  реализацию
мероприятий  Программы  энергосбережения  в  муниципальных учреждениях
образования г. Пензы на 2008-2010 годы исходя из реальных возможностей
бюджета.
     3. Настоящее   решение   опубликовать   в   средствах    массовой
информации.
     4. Контроль  за  выполнением  настоящего  решения  возложить   на
администрацию  города,  постоянные  комиссии  городской Думы по защите
прав граждан,  общественной безопасности, науке, образованию, культуре
и.  социальным  вопросам  (Дрякин  Б.Б.)  и  по бюджету.ю финансовой и
налоговой политике (Куличков С.А.).


     Глава города          И.А.Белозерцев
     ____________



     Утверждена
     решением Пензенской
     городской Думы
     от 26.06.2007 N 695-36/4


                      ПРОГРАММА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
               в муниципальных учреждениях образования
                      г. Пензы на 2008-2010 годы

                               Паспорт
              Программы энергосбережения в муниципальных
          учреждениях образования г. Пензы на 2008-2010 годы

Наименование программы   Программа энергосбережения в муниципальных
                         учреждениях образования г. Пензы на 2008-2010
                         годы (далее Программа).

Цели и задачи программы  1. Внедрение организационных, правовых,
                         экономических, научно-технических и
                         технологических мероприятий, обеспечивающих
                         снижение потребления энергетических ресурсов
                         и повышения энергетической безопасности
                         объектов образования г. Пензы.
                         2. Реализация экономически обоснованного
                         энергосберегающего комплекса взаимосвязанных
                         мероприятий по рациональному использованию
                         топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в
                         г. Пензе, направленных на выполнение
                         Федерального Закона "Об энергосбережении" от
                         03.04.1996 г. N 28-ФЗ
                         3. Снижение затрат на ТЭР в учреждениях
                         образования.

Заказчик программы       Администрация города Пензы - координатор
                         программы, Управление образования города
                         Пензы

Исполнители программы    Управление образования города Пензы,
                         муниципальные учреждения образования
                         города Пензы.

Сроки реализации         2008-2010 годы.
программы
Перечень основных        1. Анализ существующей ситуации.
мероприятий              2. Организация комплексной системы учета ТЭР.
                         3. Внедрение современных энергосберегающих
                            технологий.

Контроль за выполнением  Контроль за выполнением Программы возлагается
Программы                на Администрацию г. Пензы.

Ожидаемые конечные       Исполнение мероприятий, предусмотренных
результаты               Программой, позволит снизить потребление и
                         затраты на топливно-энергетические ресурсы.

Объемы и источники       Объемы финансирования Программы на 2008-2009
финансирования по годам  годы за счет средств бюджета города Пензы
                         носят  прогнозный характер и подлежат
                         ежегодному уточнению установленным порядком.
                         Общий объем финансирования мероприятий
                         Программы на 2008-2010 годы составляет
                         76608,7 тыс. руб в том числе:
                         2008 год - 20853,2 тыс. руб.
                         2009 год - 30169,5 тыс. руб.
                         2010 год - 25586 тыс. руб.

                             1. Введение

     В настоящее  время  достаточно  остро  стоит  проблема  повышения
эффективности  энергосбережения  топливно-энергетических  ресурсов.  В
связи  с  резким  удорожанием  стоимости  энергоресурсов   значительно
увеличилась   доля  затрат   на   топливно-энергетические  ресурсы   в
себестоимости продукции и оказания услуг.
     Существующие тарифы на энергоресурсы, а также нормативные  объемы
потребления, учитываемые при заключении договоров с  энергоснабжающими
организациями,  не всегда  являются  экономически обоснованными  из-за
отсутствия    независимого   энергоаудита.    Результаты    выборочных
обследований,  научные исследования  и  опыт практического  применения
современных  приборов   учета   показывают  необоснованное   завышение
платежей  энергоснабжающими организациями  практически  по всем  видам
энергоресурсов.
     Отсутствие приборного    учета    не    стимулирует    применение
рациональных   методов  расходования   ТЭР.   Существующие  здания   и
сооружения,   инженерные   коммуникации   не   отвечают    современным
строительным нормам и правилам по энергосбережению.
     Все это  значительно  увеличивает  долю расходов  из  бюджета  на
содержание учреждений образования.
     Хронически недостаточное   финансирование  комплекса   работ   по
энергосбережению с течением времени значительно усугубляет ситуацию.
     Решение вышеперечисленных  проблем  невозможно  без  комплексного
подхода к энергосбережению и реализации мероприятий данной программы.
     Данная программа рассчитана  на  2008-2010  годы  и  предполагает
этапность  ее выполнения.  Первый этап предусматривает организационные
мероприятия. Второй этап связан с реализацией мероприятий.

      2. Программа энергосбережения в муниципальных учреждениях
                образования г. Пензы на 2008-2010 годы

               Раздел 1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ И
               ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
             на объектах управления образования г. Пензы

     Разработанный проект  "Программы энергосбережения в муниципальных
учреждениях образования г.  Пензы на 2008-2010  годы"  для  Управления
образования г. Пензы предусматривает:
     1. Организацию и координацию деятельности учреждений  образования
в области энергосбережения.
     2. Составление бюджетной росписи,  обоснование лимитов  бюджетных
средств   по  получателям  подведомственной  отрасли  и  осуществление
контроля за их исполнением.
     3. Формирование муниципального заказа на обеспечение потребителей
всеми  видами  энергетических   услуг,   выступление   заказчиком   на
размещение муниципального заказа и контроль его исполнения.
     4. В пределах предоставленных полномочий  осуществление  контроля
за   выполнением   договорных  обязательств,  требований  действующего
законодательства юридическими и  физическими  лицами,  осуществляющими
деятельность в области энергетики,  эффективным использованием энергии
подведомственными учреждениями.
     5. Координацию  работы  по  заключению  договоров  на техническое
обслуживание энергетического оборудования.
     6. Осуществление контроля за целевым и эффективным использованием
бюджетных  средств,   выделяемых   образовательным   учреждениям,   на
эксплуатацию       энергетического       хозяйства       и      оплату
топливно-энергетических ресурсов.
     7. Осуществление  функции  главного распорядителя средств бюджета
города Пензы по подведомственной отрасли с учетом  ответственности  за
целевое  и  эффективное использование бюджетных средств,  выделенных в
его распоряжение из бюджета города Пензы.
     8. Осуществление    других    полномочий    в    соответствии   с
законодательством,  Уставом  г.  Пензы,   положением   об   Управлении
образования  г.  Пензы  и  иными нормативными правовыми актами органов
местного самоуправления.

                          Текущая ситуация.

     Оплата коммунальных услуг муниципальными учреждениями образования
обходится  бюджету  г.  Пензы в 70 млн.  рублей в год,  что составляет
около 15%  расходов на муниципальные учреждения образования и от 3  до
4%    всех   расходов   местного   бюджета.   Бюджетные   расходы   на
энергопотребление  муниципальных  учреждений  образования  в  2004  г.
снизились,  по  сравнению  с  2003  г.,  на  14%.  Фактические  объемы
потребления при этом увеличились менее чем на 5%.  В структуре  оплаты
коммунальных  услуг  бюджетных организаций доминируют затраты на тепло
(55-58%) и водоснабжение (до 20%).
     В связи    с    этим,    повышение    эффективности   потребления
энергоресурсов организаций  бюджетной  сферы  становится  экономически
актуальным.   В   1998-2000   г.г,  коммунальные  услуги  оплачивались
организациями бюджетной  сферы  лишь  в  незначительной  степени,  что
привело  к  накоплению  задолженности.  Ситуация  кардинальным образом
изменилась в последние годы.  Бюджетные учреждения г.  Пензы не только
обеспечили текущую оплату коммунальных услуг,  но и погасили имевшуюся
кредиторскую   задолженность.   Физические   объемы   лимитов    стали
приближаться  к  нормативно-расчетным  объемам  потребления  ресурсов.
Последние,  как правило,  подкреплены необходимым  уровнем  бюджетного
финансирования.
     При отсутствии  приборов  учета  оплата  за  коммунальные  услуги
бюджетных  организаций  осуществляется на основе расчетных параметров,
определяемых энергоснабжающими организациями. Практика такова, что эти
расчеты   основаны   на  совершенно  нереальных  допущениях,  согласно
которым,  например,  системы водоснабжения работают круглосуточно и на
максимальной  мощности.  Следствием  такой  ситуации является то,  что
бюджет по сути дела оплачивает не потребленные ресурсы.
     В 1998  г.  было  принято  постановление  Главы  города  Пензы от
02.04.1998 г.  N 509 "О мерах по реализации  государственной  политики
энергосбережения".  В  настоящее  время  ежегодно  утверждаются  планы
комплексных энергоресурсосберегающих  мероприятий  в  целях  оснащения
муниципальных  учреждений  приборами,  системами учета и регулирования
расхода  энергоресурсов.  В  настоящее  время  большинство  учреждений
образования  снабжены приборами учета потребления энергоресурсов:  72%
учреждений образования снабжены счетчиками потребления  тепла,  в  53%
учреждений  установлены  счетчики горячей воды,  и в 90%  учреждений -
счетчики потребления холодной воды.  На сегодняшний день  значительная
часть  приборов  не  соответствует  современным требованиям к системам
учета  расхода  энергоресурсов  и  требуется  их   замена   на   более
эффективные.
     Реализация Программы оснащения приборами  учета  и  регулирования
организаций   бюджетной   сферы   привела  к  позитивным  результатам.
Установка приборов учета в учреждениях образования  дала  значительную
экономию,  следствием  чего явилась потребность в устойчивом получении
экономического эффекта от уточнения объемов  потребляемых  ресурсов  с
помощью  приборов  учета.  В  ряде  школ  города  снижение  оплаты  за
коммунальные услуги получилось очень значительным. В целом, экономия в
бюджетных учреждениях образования г.  Пензы в 2002 г. составила 37% по
теплу и 28%  по электроэнергии,  по сравнению с утвержденными лимитами
потребления   на  этот  год.  В  2003  г,  эти  показатели  составили,
соответственно, 7% и 14%, в 2004 г. - 4% и 15%.
     Система лимитирования  энергоресурсопотребления  бюджетной  сферы
позволила упорядочить платежи за коммунальные ресурсы,  но не  создала
основы   для   снижения   уровней  энергопотребления.  Лимиты  сыграли
положительную роль в наведении порядка. В 2004 г., по сравнению с 2001
г.,  лимиты  потребления  для  учреждений  образования  по  всем видам
ресурсов снизились в среднем на 30%.  Это создает реальную основу  для
снижения  расходов  за  счет  реализации  программ оснащения бюджетных
объектов  приборами  учета  и  повышения   эффективности   потребления
энергоресурсов.
     Еще одним  методом  эффективности  использования   ТЭР   является
энергоаудит. Энергоаудит направлен на решение целого ряда проблем:
     1. предварительный      энергоаудит      (экспресс-обследование),
обеспечивает  оценку  необходимости проведения аудиторской проверки на
основании анализа доли энергозатрат (электроэнергия, тепловая энергия,
топливо,  вода) в суммарных затратах и выявления динамики ее изменения
за 2-3 последних года;
     2. энергоаудит первого уровня позволяет:
     - выявить   участки,   где   нерационально   или    расточительно
расходуются энергоресурсы;
     - расставить приоритеты будущей работы;
     - выявить целесообразность проведения углубленного обследования.
     3. энергоаудит второго уровня:
     - найти возможность внедрения энергосберегающих проектов;
     - оценить их технико-экономическую эффективность;
     - объединить в одну систему рекомендации и технические решения по
рациональному энергопользованию и энергосбережению;
     - создать предпосылки для подготовки долговременного комплексного
плана реализации энергосбережения.
     С привлечением  специализированной  и аккредитованной организации
учреждениям образования г.  Пензы необходимо произвести комплекс работ
по  энергетическим  обследованиям  с  целью  разработки энергетических
паспортов на каждое образовательное учреждение. Энергетический паспорт
должен    определить    состояние   энергообеспечения   и   определить
топливно-энергетический баланс.  На основании этого  документа  должна
быть  определена  энергетическая  стратегия,  которая  определит самые
узкие места в энергосбережении и позволит направить денежные  средства
в наиболее эффективные мероприятия по энергосбережению ТЭР.

           Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА
              ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ г. ПЕНЗЫ

     Одним из  наиболее  эффективных  направлений  в  энергосбережении
является оснащение учреждений приборами учета.
     Наиболее важным   разделом   предлагаемой   Программы    является
организация комплексной системы учета энергоресурсов.  Без обеспечения
каждого объекта приборами учета,  оценка эффективности мероприятий  по
энергосбережению  вызывает  затруднения.  Отсутствие приборов учета не
позволяет показать картину энергопотребления.  Обеспечить  комплексный
учет  энергоресурсов возможно с применением автоматизированной системы
учета энергоресурсов.
     Эффективность использования        энергетических        ресурсов
обеспечивается  применением  прогрессивного  подхода,  основанного  на
оснащении  потребителей  комплексными  системами  учета,  контроля   и
регулирования. Данные системы представляют собой комплекс  технических
средств,  позволяющих  осуществлять  многоканальный  учет  всех  видов
энергоресурсов: тепловой и электрической энергии, воды, газа,  горячей
и холодной воды.
     Реализация предлагаемых мероприятий по оснащению приборами  учета
бюджетных потребителей позволит:
     - по тепловой энергии -  уменьшить  до  30%  величину  оплаты  за
потребление;
     - по холодной и горячей воде - уменьшить до 20%  величину  оплаты
за потребление.

     2.1 Установка приборов учета топливно-энергетических ресурсов.
     Установленные приборы учета ТЭР  на  объектах  позволяют  оценить
реальные  объемы  потребления энергоресурсов,  которые на 25-30%  ниже
расчетных нагрузок.
     2.2. Для   эффективной   эксплуатации   приборов   учета   ТЭР  и
диспетчеризации потребления ТЭР  на  объектах  управления  образования
необходима разработка и поэтапное внедрение автоматизированной системы
учета энергоресурсов.

|————————————————————————|————————|————————————|————————————|———————|
| Автоматическая система | Кол-во | Стоимость  |    Сумма   | 2008  |
| учета энергоресурсов   |        | единицы    | (тыс. руб) | год   |
|                        |        | (тыс. руб) |            |       |
|————————————————————————|————————|————————————|————————————|———————|
| Школы                  | 82     | 4,94       | 405,1      | 405,1 |
|————————————————————————|————————|————————————|————————————|———————|
| Д/сад                  | 82     | 4,94       | 405,1      | 405,1 |
|————————————————————————|————————|————————————|————————————|———————|
| Внешкольники           | 13     | 4,94       | 64,8       | 64,8  |
|————————————————————————|————————|————————————|————————————|———————|
| Школа-интернат         | 1      | 4,94       | 5,0        | 5,0   |
|————————————————————————|————————|————————————|————————————|———————|
| Итого                  | 178    |            | 880        | 880   |
|————————————————————————|————————|————————————|————————————|———————|

     2.3. Существующие  в  настоящее  время   технические   недостатки
организации  приборного учета ресурсопотребления на объектах во многом
обусловлены  нечеткими  формулировками   требований   к   конструкции,
установке  и  эксплуатации  приборов  учета.  Высокие  цены на поверку
приборов учета заметно удорожают их обслуживание.

|—————————————————|——————|————————————|————————————|——————|——————|——————|
|  Техническое    | Кол- |  Стоимость |    Сумма   | 2008 | 2009 | 2010 |
|  обслуживание   | во   | (тыс. руб) | (тыс. руб) |  год |  год | год  |
| приборов учета. |      |            |            |      |      |      |
|—————————————————|——————|————————————|————————————|——————|——————|——————|
| Школы           | 82   |     29     | 2378       | 2378 | 2378 | 2378 |
|—————————————————|——————|————————————|————————————|——————|——————|——————|
| Д/сады          | 82   |     29     | 2378       | 2378 | 2378 | 2378 |
|—————————————————|——————|————————————|————————————|——————|——————|——————|
| Внешкольники    | 13   |     29     | 377        |  377 | 377  | 377  |
|—————————————————|——————|————————————|————————————|——————|——————|——————|
| Школа-интернат  | 1    |     29     | 29         |  29  |  29  |  29  |
| N 1             |      |            |            |      |      |      |
|—————————————————|——————|————————————|————————————|——————|——————|——————|
| Итого           | 178  |     29     | 5162       | 5162 | 5162 | 5162 |
|—————————————————|——————|————————————|————————————|——————|——————|——————|

                   Раздел 3. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
                     ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

     3.1. Необходимо  произвести  установку   приборов   регулирования
параметров теплоносителя в учреждениях образования, которая приведет к
значительной экономии потребления энергоресурсов и  бюджетных  средств
по  оплате  за  них.  Система автоматического регулирования параметре]
теплоносителя в зависимости от  наружного  воздуха  позволяет  создать
комфортные  климатические  условия внутри помещения,  исключая перетоп
(см.  СанПиН  2.4.2.1178-02  "Гигиенические  требования   к   условиям
обучения  в  общеобразовательных  учреждениях",  СанПиН  2.4.1.1249-03
"Санитарно-эпидемиологические требования к  устройствам  содержания  и
организации режима работы в до школьных образовательных учреждениях").

|——————————————|————————|————————————|————————————|——————|———————|———————|
|              | Кол-во | Стоимость  |    Сумма   | 2008 | 2009  |  2010 |
|              |        | единицы    | (тыс. руб) | год  |  год  |  год  |
|              |        | (тыс. руб) |            |      |       |       |
|——————————————|————————|————————————|————————————|——————|———————|———————|
| Школы        | 77     | 197,0      | 15169      |      | 15169 |       |
|——————————————|————————|————————————|————————————|——————|———————|———————|
| Д/сады       | 82     | 197,0      | 16154      |      |       | 16154 |
|——————————————|————————|————————————|————————————|——————|———————|———————|
| Внешкольники | 10     | 197,0      | 1970       |      | 1970  |       |
|——————————————|————————|————————————|————————————|——————|———————|———————|
| Школа-       | 1      | 197,0      | 197        |      |       |  197  |
| интернат     |        |            |            |      |       |       |
|——————————————|————————|————————————|————————————|——————|———————|———————|
| Итого        |        |            | 33490      |      | 17139 | 16351 |
|——————————————|————————|————————————|————————————|——————|———————|———————|

     3.2. Необходимо  заменить  в  плановом  порядке  трубопроводы  на
тепловых  сетях,  находящихся на балансе учреждений,  с использованием
современной технологии в пенополиуретановой изоляции.
     Высокий уровень  потерь  в  тепловых сетях,  в 3 раза превышающий
нормативный, обусловлен низким качеством теплоизоляционных конструкций
и малой эффективностью гидроизоляции.
     Опыт эксплуатации   канальных   и   бесканальных    теплопроводов
свидетельствует  об  ускоренном влагонасыщении слоя тепловой изоляции,
что приводит к росту тепловых потерь,  интенсивной наружной коррозии с
прогрессирующим     уровнем     повреждаемости     трубопроводов     и
соответствующими утечками.  В свою очередь это приводит к  вынужденной
аварийной  подпитке  сырой  водой и вызванной этим внутренней коррозии
тепловых сетей: при этом на долю наружной коррозии приходиться порядка
83% повреждений, на долю внутренней - 17%.
     Путь к  решению  перечисленных  проблем  лежит  в   использовании
высокоэффективных теплогидроизоляционных конструкций тепловых сетей, к
которым,  в частности, относятся конструкции с теплоизоляционным слоем
из пенополиуретана (ППУ) в гидроизоляционной полиэтиленовой оболочке.
     Применение таких  труб  позволит  заменить  канальную   прокладку
бесканальной, обеспечив существенную экономию капиталовложений в новое
строительство и реконструкцию тепловых сетей (на 30-40%).
     3.3. Учреждениям   образования   необходимо  в  плановом  порядке
произвести утепление ограждающих конструкций и оконных проемов.
     От того,  насколько  эффективны  конструкции стен,  окон,  дверей
здания и материалы, из которых они сделаны, насколько точно определены
расходы   потребляемого   каждым   помещением   тепла,   воды,   газа,
электроэнергии, зависит величина оплаты коммунальных услуг.
     Новые здания  должны  возводиться  в  соответствии  с повышенными
нормами теплозащиты,  в соответствии с положениями строительных норм и
правил.  В  зданиях  старой застройки улучшить теплозащиту,  уменьшить
теплопотребление и затраты на оплату тепла  и  энергии  помогут  новые
теплоэффективные  материалы,  новые  приборы  контроля и регулирования
потребляемых энергоресурсов.
     
|————————————|—————————|————————————|————————————|—————————|————————|——————|
|  Тройное   | Кол-во  | Стоимость  |    Сумма   |  2008   |  2009  | 2010 |
| остекление | (кв. м) | 1 кв. м    | (тыс. руб) |   год   |  год   | год  |
|            |         | (тыс. руб) |            |         |        |      |
|————————————|—————————|————————————|————————————|—————————|————————|——————|
| Школы      | 2890    | 9,257      | 26752,7    | 14811,2 | 7868,5 | 4073 |
|————————————|—————————|————————————|————————————|—————————|————————|——————|

            Раздел 4. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
                         ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

|—————|——————————————————————————————|————————————|————————————|————————————|
|  N  |   Наименование мероприятия   |  2008 год  |  2009 год  |  2010 год  |
| п/п |                              | (тыс. руб) | (тыс. руб) | (тыс. руб) |
|—————|——————————————————————————————|————————————|————————————|————————————|
|  1  | Автоматическая система учета |     880    |            |            |
|     | энергоресурсов               |            |            |            |
|—————|——————————————————————————————|————————————|————————————|————————————|
|  2  | Техническое обслуживание     |    5162    |    5162    |    5162    |
|     | приборов учета               |            |            |            |
|—————|——————————————————————————————|————————————|————————————|————————————|
|  3  | Установка систем             |            |    17139   |   16351    |
|     | автоматического              |            |            |            |
|     | регулирования                |            |            |            |
|—————|——————————————————————————————|————————————|————————————|————————————|
|  4  | Тройное остекление           |   14811,2  |   7868, 5  |    4073    |
|—————|——————————————————————————————|————————————|————————————|————————————|
|       Итого                        |   20853,2  |   30169,5  |   25586    |
|————————————————————————————————————|————————————|————————————|————————————|

Информация по документу
Читайте также