Расширенный поиск

Решение городской Думы г. Пензы от 28.09.2007 № 756-39/4

 



                      ПЕНЗЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

                               РЕШЕНИЕ


     28.09.2007                                             N 756-39/4


     Об утверждении муниципальной целевой
     программы "Пензенская профильная
     школа (2008-2010 гг.)"


     Докладчик: М.К.Шарошкина,  и.о. начальника Управления образования
города Пензы.

     В целях создания условий для  системы  предпрофильной  подготовки
учащихся   9-х  классов,  специализированной  подготовки  (профильного
обучения)     обучающихся      старших      классов      муниципальных
общеобразовательных  учреждений  города Пензы,  а также руководствуясь
ст. 22 Устава города Пензы,

                  Пензенская городская Дума решила:

     1. Утвердить   муниципальную   целевую   программу    "Пензенская
профильная школа (2008-2010 г.г.)" (прилагается).
     2. Финансовому управлению  города  Пензы  (Завьялкина  О.В.)  при
формировании   бюджета   города  Пензы  на  очередной  финансовый  год
предусматривать   финансирование   муниципальной   целевой   программы
"Пензенская профильная школа (2008-2010 г.г.)",  исходя из возможности
бюджета.
     3. Настоящее    решение   опубликовать   в   средствах   массовой
информации.
     4. Контроль   за  выполнением  настоящего  решения  возложить  на
администрацию города Пензы и постоянные  комиссии  городской  Думы  по
бюджету,  финансовой  и налоговой политике (Куличков С.А.);  по защите
прав граждан,  общественной безопасности, науке, образованию, культуре
и социальным вопросам (Дрякин Б.Б.).
     5. Настоящее решение вступает в  силу  со  дня  его  официального
опубликования.


     Глава города          И.А.Белозерцев
     ____________



     Утверждена решением
     Пензенской городской Думы
     от 28.09.2007 N 756-39/4


                             МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                       "ПЕНЗЕНСКАЯ ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА" (2008-2010 гг.)

                                          Паспорт
                муниципальной целевой программы "Пензенская профильная школа"

|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Наименование            | Муниципальная целевая программа "Пензенская профильная         |
| программы               | школа" (2008-2010 гг.)                                         |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Основание для           | Закон Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 (в        |
| разработки программы    | ред. от 30.06.2007 г.) "Об образовании".                       |
|                         | Постановление Правительства Российской Федерации от            |
|                         | 23.12.2005 N 803 (в ред. от 05.05.2007 г.) "О федеральной      |
|                         | целевой программе развития образования на 2006-2010 гг."       |
|                         | Закон Российской Федерации N 124-ФЗ от 24.07.1998 г. (в        |
|                         | ред. от 30.06.07 г.) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" |
|                         | Концепция модернизации российского образования на период       |
|                         | до 2010 года (Приказ Министерства образования Российской       |
|                         | Федерации N 393 от 11.02.2002 г.). Концепция профильного       |
|                         | обучения на старшей ступени общего образования (Приказ МО РФ N |
|                         | 2783 от 18.07.2002 г.). План основных мероприятий по           |
|                         | реализации задач, поставленных в Постановлении Правительства   |
|                         | РФ N 334 от 09.06.2003 г. (в ред. от 01.02.2005 г.) "О         |
|                         | проведении эксперимента по введению профильного обучения       |
|                         | учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих        |
|                         | программы среднего (полного) общего образования"               |
|                         | Закон Пензенской области N 166-ЗПО от 16.09.1999 г. (в ред. от |
|                         | 22.02.07 г.). "Об образовании в Пензенской области"            |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Муниципальный заказчик  | Администрация города Пензы,                                    |
| программы               | Управление образования города Пензы                            |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Координатор программы   | Администрация города Пензы.                                    |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Основные разработчики   | Управление образования города Пензы.                           |
| программы               |                                                                |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Исполнители основных    | Управление образования города Пензы, муниципальный             |
| мероприятий программы   | научно-методический центр образования (далее МНМЦО),           |
|                         | муниципальные общеобразовательные учреждения.                  |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Цель и задачи           | - Создание условий для системы предпрофильной подготовки в 9-х |
| программы               | классах, содействующей самоопределению учащихся относительно   |
|                         | избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и   |
|                         | последующей профессиональной деятельности.                     |
|                         | - Создание условий для системы специализированной подготовки   |
|                         | (профильного обучения) в старших классах муниципальных         |
|                         | общеобразовательных учреждений города Пензы, ориентированной   |
|                         | на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том |
|                         | числе с учетом реальных потребностей регионального и           |
|                         | муниципального рынков труда.                                   |
|                         | - Отработка гибкой системы профилей и кооперации старшей       |
|                         | ступени общеобразовательной школы с учреждениями               |
|                         | начального, среднего и высшего профессионального образования   |
|                         | города.                                                        |
|                         | - Координация деятельности Управления образования города       |
|                         | Пензы, образовательных учреждений города Пензы,                |
|                         | муниципального научно-методического центра образования в       |
|                         | процессе широкомасштабной реализации профильного обучения в    |
|                         | общеобразовательных учреждениях города и формирования модели   |
|                         | "Пензенской профильной школы".                                 |
|                         | - Создание условий для образования старшеклассников в          |
|                         | соответствии с их профессиональными интересами и               |
|                         | намерениями в отношении продолжения образования.               |
|                         | - Реализация программ профильного обучения, обеспечивающих     |
|                         | углубленное изучение предметов и возможность подготовки        |
|                         | старшеклассников к получению профессионального образования,    |
|                         | успешную социализацию и выстраивание индивидуальных            |
|                         | образовательных траекторий.                                    |
|                         | - Повышение качества профильной подготовки и                   |
|                         | профессиональной ориентации учащихся старшей школы,            |
|                         | ориентированных на потребность экономики города и области.     |
|                         | - Организованное проведение предпрофильной подготовки          |
|                         | девятиклассников, позволяющей им сделать обоснованный выбор    |
|                         | программ профильного обучения.                                 |
|                         | - Отработка форм сетевого взаимодействия между школами         |
|                         | города для реализации качественных моделей профильного         |
|                         | обучения.                                                      |
|                         | - Формирование ресурсных центров на базе муниципальных         |
|                         | общеобразовательных учреждений, в том числе гимназий,          |
|                         | лицеев и учреждений дополнительного образования.               |
|                         | - Привлечение внимания к проблеме профильного обучения         |
|                         | старшеклассников и предлагаемым путям всех заинтересованных    |
|                         | ведомств, учреждений, организаций, общественности.             |
|                         | - Проведение сертификации учителей муниципальных               |
|                         | общеобразовательных учреждений города на предмет возможности   |
|                         | реализации ими программ профильного обучения и                 |
|                         | соответствующего повышения квалификации.                       |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Целевые показатели      | - удельный вес численности учащихся 9-11 классов,              |
| программы               | обучающихся по программам предпрофильной подготовки,           |
|                         | индивидуальным учебным планам и программам профильного         |
|                         | обучения;                                                      |
|                         | - удельный вес числа выпускников 9, 11 классов, прошедших      |
|                         | государственную (итоговую) аттестацию с использованием         |
|                         | новых форм ее организации (единый государственный экзамен,     |
|                         | муниципальная экзаменационная комиссия и т.п.);                |
|                         | - повышение рейтинга муниципальных общеобразовательных         |
|                         | учреждений города по результатам российских и региональных     |
|                         | обследований качества образования;                             |
|                         | - степень оснащенности ресурсных центров профильного           |
|                         | обучения компьютерной техникой;                                |
|                         | - удельный вес числа педагогических работников, работающих в   |
|                         | 5-11 классах муниципальных общеобразовательных учреждений,     |
|                         | прошедших повышение квалификации и профессиональную            |
|                         | переподготовку по тематике предпрофильного обучения и          |
|                         | профильной подготовки учащихся.                                |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Сроки и этапы           | 2008-2010 гг. На первом этапе (2008 год) предусмотрены         |
| реализации программы    | работы, связанные с разработкой модели развития                |
|                         | предпрофильной подготовки и профильного обучения               |
|                         | старшеклассников, созданием ресурсных центров профильного      |
|                         | обучения, формированием муниципальной нормативной базы,        |
|                         | проведением на муниципальном уровне эксперимента по введению   |
|                         | предпрофильного обучения в 9 классах. На втором этапе          |
|                         | (2009-2010 годы) наряду с продолжением реализации мероприятий  |
|                         | первого этапа, приоритет отдается совершенствованию            |
|                         | выстраиваемой модели профильного обучения старшеклассников, а  |
|                         | также мероприятиям, направленным на укрепление базы            |
|                         | муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих       |
|                         | профильное обучение.                                           |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Объем                   | Объем бюджетного финансирования программы в ценах              |
| финансирования          | соответствующих лет составит 23290,799 тыс. рублей бюджета     |
| программы               | города Пензы, в том числе по годам:                            |
|                         | I этап: 2008 год - 7727,44 тыс. руб.;                          |
|                         | II этап: 2009 год - 7761,258 тыс. руб.;                        |
|                         |          2010 год - 7802,101 тыс. рублей.                      |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Источники               | Основным источником финансирования программы являются          |
| финансирования          | средства бюджета города Пензы на соответствующий год.          |
| программы               |                                                                |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Ожидаемые конечные      | - Формирование муниципальной образовательной сети,             |
| результаты реализации   | позволяющей реализовать качественное многопрофильное           |
| программы и показатели  | обучение, обеспечить индивидуализацию и успешную социализацию  |
| социально-экономической | обучающихся, в том числе с учетом реальной потребности рынка   |
| эффективности           | труда. Не менее 50 процентов муниципальных                     |
|                         | общеобразовательных учреждений будут осуществлять профильное   |
|                         | обучение старшеклассников.                                     |
|                         | - Повышение качества профильной подготовки и                   |
|                         | профессиональной ориентации учащихся старшей школы,            |
|                         | ориентированных на потребность экономики города и области.     |
|                         | Количество учащихся, получающих образование с использованием   |
|                         | информационных технологий, увеличится на 30 процентов.         |
|                         | - Расширение возможностей формирования индивидуальных          |
|                         | образовательных программ старшеклассников в рамках             |
|                         | профильного обучения.                                          |
|                         | - Учебно-материальное, программно-методическое и               |
|                         | кадровое обеспечение обновления структуры и содержания         |
|                         | профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной    |
|                         | школы. Будут оснащены современным учебным оборудованием        |
|                         | ресурсные центры профильного обучения и базовые профильные     |
|                         | кабинеты. Показатель обеспеченности компьютерами должен быть   |
|                         | доведен в муниципальных общеобразовательных учреждениях,       |
|                         | осуществляющих профильное обучение, до 25 обучающихся на 1     |
|                         | компьютер, все ресурсные центры профильного обучения и         |
|                         | базовые профильные кабинеты будут подключены к Интернет.       |
|                         | - Оформление управленческих механизмов распространения         |
|                         | передового педагогического опыта в области индивидуализации    |
|                         | образования, его апробация в массовой педагогической практике  |
|                         | муниципальных общеобразовательных учреждений города Пензы.     |
|                         | - Оформление партнерско-сетевых моделей профильного            |
|                         | обучения.                                                      |
|                         | - Внесение изменений в локальные акты муниципальных            |
|                         | общеобразовательных учреждений города Пензы для обеспечения    |
|                         | управленческой поддержки сетевой межшкольной структуры         |
|                         | профильного обучения старшеклассников.                         |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Система организации     | Управление образования города Пензы представляет в             |
| контроля за исполнением | установленном порядке в администрацию города Пензы отчеты о    |
| программы               | ходе реализации программы.                                     |
|—————————————————————————|————————————————————————————————————————————————————————————————|

          1. Обоснование проблемы и необходимости ее решения

     Программа определяет   цели   и  задачи   муниципальной   системы
образования по формированию "Пензенской профильной школы" и  механизмы
их  реализации в  образовательном  пространстве г.  Пензы.  "Концепция
профильного   обучения  на   старшей   ступени  общего   образования",
разработанная Министерством образования и науки Российской  Федерации,
достаточно  широко  обозначает  основную  цель  нововведения,  называя
профильное  обучение   средством  дифференциации  и   индивидуализации
обучения старшеклассников.
     Введение профильного  обучения  позволит  за  счет  изменений   в
структуре, содержании  и организации  образовательного процесса  более
полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать
условия   для   обучения   старшеклассников  в   соответствии   с   их
профессиональными  интересами и  намерениями  в отношении  продолжения
образования,   а   также  учитывать   потребности   муниципального   и
регионального рынков труда.
     Общеобразовательными учреждениями    города    Пензы     накоплен
определенный  опыт  по  дифференциации и индивидуализации содержания и
структуры  образовательного  процесса  в  старшей   школе.   В   конце
80-х-начале   90-х  годов  XX  века  в  городе  появились  новые  виды
общеобразовательных учреждений (лицеи,  гимназии),  ориентированные на
углубленное   изучение   школьниками  избираемых  ими  образовательных
областей.  С 2003 года 10 общеобразовательных учреждений (N 2,  6, 11,
13, 27, 29, 63, 66, 68, 73) участвовали в региональном эксперименте по
введению профильного обучения старшеклассников.  Накопленный в течение
3-х  лет опыт работы экспериментальных учреждений востребован в школах
города.  Число обучающихся в 10  и  11  классах  в  школах  города  по
различным  видам  профилей увеличилось с 446 чел.  (5%) в 2003 году до
1554 чел.  (20%) в 2006 году. Таким образом, образовательные услуги по
профильному    обучению    не   предлагаются   80%   старшеклассникам.
Существенную   роль   в   формировании   профессиональной   ориентации
выпускников  школ  продолжают  играть  родители  и их сверстники,  так
называемые "модные" профессии (73%) и лишь в некоторой степени - школа
и  учителя,  а  также  реальные потребности рынка труда (15%).  Анализ
динамики развития профильного обучения на  старшей  ступени  в  школах
города  за  период  с  2003  по  2006  годы  показывает,  что наиболее
востребованными     видами     профильной     подготовки      являются
физико-математический,   гуманитарный,   естественнонаучный   и  менее
востребованными   -   технологический   (с   разной   специализацией),
социально-экономический,  оборонно-спортивный  и  др.  С сентября 2006
года начался массовый переход общеобразовательных учреждений города на
профильное  обучение старшеклассников:  12 видов профилей предложено в
41 общеобразовательном учреждении города.
     Недооценка и  невостребованность технологического  образования  в
90-е годы XX  столетия привели  к разрушению учебно-материальной  базы
трудового  обучения   в  общеобразовательных   учреждениях  города   и
значительному  снижению престижа  рабочих  и инженерных  профессий.  В
сложившихся условиях  межшкольный учебный  комбинат остается  наиболее
эффективной формой организации трудовой подготовки и  профессиональной
ориентации школьников. Накопленный его педагогическим коллективом опыт
может  служить основой  для  предоставления образовательных  услуг  по
технологическому профилю обучения.
     Фактором, осложняющим  решение  проблемы   введения   профильного
обучения   в   школах  города,  является  несоответствие  существующей
учебно-материальной базы  большинства  общеобразовательных  учреждений
современным    требованиям.    Около    20    лет    не    обновлялась
учебно-материальная    база    кабинетов    школ    лабораторным     и
демонстрационным  оборудованием,  которое  необходимо  для  реализации
практической  части   учебных   программ   естественнонаучного   цикла
предметов.   На   федеральном  уровне  разрабатывается  программное  и
учебно-методическое обеспечение профильного обучения старшеклассников.
     Предлагаемые в рамках профильного обучения индивидуальные учебные
планы  и  спецкурсы   могут   стать   перспективным   рынком   платных
образовательных  услуг для старшеклассников.  Результаты анкетирования
родителей в марте 2006 года  по  проблеме  привлечения  дополнительных
средств  на  нужды образовательных учреждений показали,  что около 80%
родителей согласны оплачивать дополнительные образовательные услуги, в
том  числе  51%  родителей  - занятия по углубленному изучению учебных
предметов.
     Другим фактором, ограничивающим возможности введения  профильного
обучения, является  недостаток высококвалифицированных  педагогических
кадров. При высоком образовательном уровне педагогических кадров  школ
города  (94,6% педагогов  -  с  высшим образованием)  их  качественный
состав не позволяет в  полной мере решать задачи введения  профильного
обучения на  старшей ступени  обучения школьников.  На региональном  и
муниципальном   уровнях  предпринимаются   лишь   отдельные  шаги   по
подготовке  педагогов для  реализации  программ профильного  обучения,
однако система  подготовки  специалистов на  настоящий  момент еще  не
сложилась.   Кадровое   обеспечение   возлагается   на   Муниципальный
научно-методический центр  образования, на  базе которого  планируется
создание  ресурсного  центра  по  научно-методическому   сопровождению
введения профильного обучения  в школах города,  а также на  ресурсные
центры образовательных учреждений города.
     С современным состоянием муниципальной системы образования города
Пензы -  нехваткой  кадрового,  учебно-методического,  экономического,
технологического и иных  ресурсов -  связана идея кооперации  ресурсов
образовательных  учреждений.  Создание ресурсных  центров  профильного
обучения,  базовых   профильных   кабинетов,  сетевое   взаимодействие
общеобразовательных  учреждений  города  позволит  строить  и  реально
решать  задачи  перехода  к  профильному  обучению.  Позитивный   опыт
гимназий  и  лицеев   города  Пензы  (учебная  база,   образовательные
технологии,  кадры,  нормативы,   управленческие  механизмы  и   т.д.)
позволит им выполнять определенную роль ресурсных центров для  решения
задач  профильного  обучения  в  процессе  формирования  муниципальной
образовательной сети.  Совершенствование технологического  образования
школьников возможно при дальнейшем развитии связей общеобразовательных
учреждений с межшкольным учебным комбинатом.
     Реализация мероприятий  программы  ориентирована  на  вариативные
модели профильного обучения, на реальные потребности муниципального  и
регионального   рынков   труда,   на   использование   имеющегося    в
общеобразовательных учреждениях г. Пензы позитивного опыта по проблеме
профильного обучения.
     Не вызывает  сомнения,  что  хорошо  скоординированная  в  рамках
настоящей программы интеграция научных, педагогических, управленческих
кадров  муниципальных   учреждений  общего  образования,   эффективное
использование      научно-технического      потенциала      учреждений
профессионального  образования города  Пензы  помогут вывести  систему
профильного   обучения  старшеклассников   на   передовые  позиции   и
превратить  ее  в  эффективный инструмент  повышения  качества  общего
образования.

                 2. Основные цели и задачи программы

     Основной стратегической целью программы является создание условий
для системы  специализированной  подготовки (профильного  обучения)  в
старших классах муниципальных общеобразовательных учреждений г. Пензы,
ориентированной   на   индивидуализацию   обучения   и    социализацию
обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей  регионального
и  муниципального рынков  труда  и  непосредственно связанное  с  этим
создание условий для системы предпрофильной подготовки в 9-х  классах,
содействующей  самоопределению  учащихся относительно  избираемых  ими
профилирующих   направлений    будущего    обучения   и    последующей
профессиональной деятельности.
     Для достижения  стратегической  цели должны быть решены следующие
стратегические задачи:
     - отработка  гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени
общеобразовательной  школы  с  учреждениями  начального,  среднего   и
высшего профессионального образования города;
     - координация деятельности Управления образования  города  Пензы,
образовательных     учреждений     города     Пензы,    муниципального
научно-методического центра образования  в  процессе  широкомасштабной
реализации  профильного  обучения  в  общеобразовательных  учреждениях
города и формирования модели "Пензенской профильной школы";
     - создание    условий    для   образования   старшеклассников   в
соответствии  с  их  профессиональными  интересами  и  намерениями   в
отношении продолжения образования;
     - реализация  программ   профильного   обучения,   обеспечивающих
углубленное    изучение    предметов    и    возможность    подготовки
старшеклассников к получению профессионального  образования,  успешную
социализацию и выстраивание индивидуальных образовательных траекторий;
     - повышение качества  профильной  подготовки  и  профессиональной
ориентации  учащихся  старшей  школы,  ориентированных  на потребность
экономики города и области;
     - организованное     проведение     предпрофильной     подготовки
девятиклассников,  позволяющей им сделать обоснованный выбор  программ
профильного обучения;
     - отработка форм  сетевого  взаимодействия  между  муниципальными
общеобразовательными  учреждениями для реализации качественных моделей
профильного обучения;
     - формирование    ресурсных   центров   на   базе   муниципальных
общеобразовательных  учреждений,  в  том  числе  гимназий,  лицеев   и
учреждений дополнительного образования;
     - привлечение   внимания   к   проблеме   профильного    обучения
старшеклассников  и предлагаемым путям всех заинтересованных ведомств,
учреждений, организаций, общественности;
     - проведение       сертификации       учителей      муниципальных
общеобразовательных   учреждений   города   на   предмет   возможности
реализации   ими  программ  профильного  обучения  и  соответствующего
повышения квалификации.
     Каждая из  задач  носит  комплексный  характер  и  направлена  на
реализацию  приоритетных  направлений  развития  системы   образования
города:  совершенствование  содержания  и  технологий  образования   и
развитие   системы   обеспечения   качества   образовательных   услуг,
обеспечение доступности качественного общего образования.
     Достижение стратегической   цели   и  решение   задач   программы
обеспечиваются за счет реализации программных мероприятий.

                3. Сроки и этапы реализации программы

     На первом  этапе  (2008  год)  предусмотрены работы,  связанные с
разработкой модели развития предпрофильной  подготовки  и  профильного
обучения  старшеклассников,  созданием  ресурсных  центров  и  базовых
кабинетов   профильного    обучения,    формированием    муниципальной
нормативной базы,  проведением на муниципальном уровне эксперимента по
введению предпрофильного обучения в 9 классах.
     На втором  этапе (2009-2010 год) наряду с продолжением реализации
мероприятий  первого  этапа,  приоритет   отдается   совершенствованию
выстраиваемой  модели  профильного обучения старшеклассников,  а также
мероприятиям,   направленным   на   укрепление   базы    муниципальных
образовательных учреждений, осуществляющих профильное обучение.
     Целевые индикаторы и показатели оценки хода реализации программы
     Для оценки  эффективности   и  результативности  решения   задач,
определенных  программой,  предлагается система  целевых  показателей,
характеризующих ход реализации программы.

          Система целевых показателей, характеризующих ход реализации программы

|———————————————————————|————————————————————————|——————————————————|——————————————————|
| Приоритетные задачи   |        Показатели      | Текущее значение | Целевое значение |
| реализации программы  |                        |    (2007 год)    |    (2010 год)    |
|———————————————————————|————————————————————————|——————————————————|——————————————————|
| Создание условий для  | Доля муниципальных     |       54%        |       75%        |
| системы               | общеобразовательных    |                  |                  |
| специализированной    | учреждений,            |                  |                  |
| подготовки            | осуществляющих         |                  |                  |
| (профильного          | профильную подготовку  |                  |                  |
| обучения) в старших   |                        |                  |                  |
| классах               |                        |                  |                  |
| муниципальных         |                        |                  |                  |
| общеобразовательных   |                        |                  |                  |
| учреждений            |                        |                  |                  |
| города Пензы,         |                        |                  |                  |
| ориентированной на    |                        |                  |                  |
| индивидуализацию      |                        |                  |                  |
| обучения и            |                        |                  |                  |
| социализацию          |                        |                  |                  |
| обучающихся, в        |                        |                  |                  |
| том числе с учетом    |                        |                  |                  |
| реальных              |                        |                  |                  |
| потребностей          |                        |                  |                  |
| регионального и       |                        |                  |                  |
| муниципального        |                        |                  |                  |
| рынков труда.         |                        |                  |                  |
|———————————————————————|————————————————————————|——————————————————|——————————————————|
| Создание условий      | Доля учащихся,         |       45%        |       60%        |
| для образования       | получающих образование |                  |                  |
| старшеклассников в    | с использованием       |                  |                  |
| соответствии с их     | информационных         |                  |                  |
| профессиональными     | технологий.            |                  |                  |
| интересами и          | Количество ресурсных   |        12        |        21        |
| намерениями в         | центров профильного    |                  |                  |
| отношении             | обучения и базовых     |                  |                  |
| продолжения           | профильных кабинетов,  |                  |                  |
| образования.          | оснащенных современным |                  |                  |
|                       | учебным оборудованием  |                  |                  |
|———————————————————————|————————————————————————|——————————————————|——————————————————|
| Повышение качества    | Обеспеченность         | 39 чел на 1 ПК   | 25 чел. на 1 ПК  |
| профильной подготовки | компьютерами в         |                  |                  |
| и профессиональной    | муниципальных          |                  |                  |
| ориентации учащихся   | общеобразовательных    |                  |                  |
| старшей школы,        | учреждениях,           |                  |                  |
| ориентированных на    | осуществляющих         |                  |                  |
| потребность экономики | профильное обучение    |                  |                  |
| города и области.     |                        |                  |                  |
|———————————————————————|————————————————————————|——————————————————|——————————————————|

                                      Система
    целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в
                               рамках задач программы

|———————————————————————|———————————————————————————|—————————————————————————————|
| Основные направления  |        Показатели         |         Индикаторы          |
|      деятельности     |                           |                             |
|———————————————————————|———————————————————————————|—————————————————————————————|
| Организационные       | Удельный вес              | Удельный вес выпускников 9  |
| мероприятия по        | муниципальных             | классов, прошедших          |
| реализации программы  | общеобразовательных       | государственную (итоговую)  |
|                       | учреждений, использующих  | аттестацию,                 |
|                       | новую систему             | организованную в новой      |
|                       | государственной           | форме                       |
|                       | (итоговой) аттестации     | 2008 год - 35%              |
|                       | выпускников 9-х классов   | 2010 год - 50%              |
|                       | (муниципальная            |                             |
|                       | экзаменационная           |                             |
|                       | комиссия, учет            |                             |
|                       | "портфолио" учащегося и   |                             |
|                       | др.): 2008 год - 45%      |                             |
|                       |       2010 год - 65%      |                             |
|———————————————————————|———————————————————————————|—————————————————————————————|
| Ресурсное обеспечение | Количество созданных      | Степень оснащенности        |
| профильного обучения  | ресурсных центров         | ресурсных центров           |
|                       | профильного обучения и    | профильного обучения и      |
|                       | базовых профильных        | базовых профильных          |
|                       | кабинетов на базе         | кабинетов учебным и         |
|                       | общеобразовательных       | наглядным оборудованием     |
|                       | учреждений                | 2008 год - 80%              |
|                       | в 2008 году - 11          | 2010 год - 100%             |
|                       | в 2010 году - 21          |                             |
|                       |                           |                             |
|                       | удельный вес              | степень оснащенности        |
|                       | муниципальных             | ресурсных центров           |
|                       | общеобразовательных       | профильного обучения        |
|                       | учреждений, направивших   | компьютерной техникой       |
|                       | педагогических            | из расчета на 1 компьютер   |
|                       | работников,               | 2008 год - 35 уч.           |
|                       | работающих в 8-11         | 2010 год - 25 уч.           |
|                       | классах,                  | удельный вес педагогических |
|                       | на повышение              | работников, работающих в    |
|                       | квалификации и            | 8-11 классах                |
|                       | профессиональную          | муниципальных               |
|                       | переподготовку по         | общеобразовательных         |
|                       | тематике                  | учреждений, прошедших       |
|                       | предпрофильного обучения  | повышение квалификации и    |
|                       | и профильной подготовки   | профессиональную            |
|                       | учащихся                  | переподготовку по тематике  |
|                       | 2008 год - 20%            | предпрофильного обучения и  |
|                       | 2010 год - 25%            | профильной подготовки       |
|                       |                           | учащихся 2008 год - 30%     |
|                       |                           | 2010 год - 50%              |
|———————————————————————|———————————————————————————|—————————————————————————————|
| Развитие содержания   | удельный вес              | удельный вес учащихся 10-11 |
| образования           | муниципальных             | классов, обучающихся по     |
|                       | общеобразовательных       | программам профильного      |
|                       | учреждений,               | обучения индивидуальным     |
|                       | осуществляющих профильное | учебным планам и программам |
|                       | обучение                  | профильного обучения        |
|                       | старшеклассников.         | 2008 год - 30%              |
|                       | 2008 год - 54%            | 2010 год - 50%              |
|                       | 2010 год - 75%            |                             |
|———————————————————————|———————————————————————————|—————————————————————————————|

                  4. Перечень мероприятий программы

     Расчет потребности   в  ресурсном  обеспечении,  необходимом  для
реализации программы,  основан на оценке объемов средств,  необходимых
для реализации каждого мероприятия в рамках решаемых программой задач.

                                 Мероприятия по реализации программы

|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
|  N   | Мероприятия                   |   Сроки    |     Объем      |      Исполнители     |
| п/п  |                               | исполнения | финансирования |                      |
|      |                               |   (год)    |   (млн. руб.)  |                      |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 1. Организационные мероприятия                                                            |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 1.1  | Разработка и                  |    2008    |         -      | Управление           |
|      | совершенствование             |    2009    |         -      | образования города   |
|      | организационной структуры     |    2010    |         -      | Пензы                |
|      | сетевых профилей в системе    |            |                |                      |
|      | образования города            |            |                |                      |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 1.2  | Формирование                  |    2008    |         -      | Управление           |
|      | муниципальной образовательной |    2009    |         -      | образования города   |
|      | сети профильного обучения     |    2010    |         -      | Пензы                |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 1.3  | Разработка пакета             |    2008    |         -      | Управление           |
|      | документов по системе         |    2009    |         -      | образования города   |
|      | предпрофильной подготовки в   |    2010    |         -      | Пензы,               |
|      | 9-х классах и профильному     |            |                | МНМЦО города Пензы   |
|      | обучению старшеклассников (о  |            |                |                      |
|      | статусе ресурсного центра, о  |            |                |                      |
|      | статусе профильных классов,   |            |                |                      |
|      | авторские программы,          |            |                |                      |
|      | положения и др.)              |            |                |                      |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 1.4  | Разработка моделей сетевого   |    2008    |         -      | Управление           |
|      | взаимодействия                |    2009    |         -      | образования города   |
|      | общеобразовательных           |    2010    |         -      | Пензы,               |
|      | учреждений                    |            |                | МНМЦО города Пензы   |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 1.5  | Апробирование и внедрение     |    2008    |     0,099 640  | Управление           |
|      | новой системы государственной |    2009    |     0,106 713  | образования города   |
|      | (итоговой) аттестации         |    2010    |     0,113 970  | Пензы,               |
|      | выпускников 9-х классов       |            |                | муниципальные        |
|      | (создание муниципальной       |            |                | общеобразовательные  |
|      | экзаменационной комиссии,     |            |                | учреждения города    |
|      | учет "портфолио" и др.)       |            |                | Пензы                |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 1.6  | Мониторинг состояния          |    2008    |         -      | Управление           |
|      | профильного обучения:         |    2009    |         -      | образования города   |
|      | - оценка качества учебных     |    2010    |         -      | Пензы,               |
|      | планов предпрофильного и      |            |                | МНМЦО города Пензы   |
|      | профильного обучения;         |            |                |                      |
|      | - оценка качества учебных     |            |                |                      |
|      | программ элективных курсов;   |            |                |                      |
|      | - оценка результативности     |            |                |                      |
|      | введения системы              |            |                |                      |
|      | предпрофильного и             |            |                |                      |
|      | профильного обучения          |            |                |                      |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 2. Ресурсное обеспечение                                                                  |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 2.1  | Программные материалы:        |    2008    |         -      | Управление           |
|      | - подготовка информационного  |    2009    |         -      | образования города   |
|      | банка данных о ресурсном      |    2010    |         -      | Пензы,               |
|      | обеспечении                   |            |                | муниципальные        |
|      | общеобразовательных           |            |                | общеобразовательные  |
|      | учреждений                    |            |                | учреждения города    |
|      | (материально-техническая      |            |                | Пензы,               |
|      | база, кадры, программы,       |            |                | МНМЦО города Пензы   |
|      | учебники) по профильному      |            |                |                      |
|      | обучению;                     |            |                |                      |
|      | - создание и                  |            |                |                      |
|      | функционирование              |            |                |                      |
|      | ресурсного центра по          |            |                |                      |
|      | научно-методическому          |            |                |                      |
|      | сопровождению на базе МНМЦО;  |            |                |                      |
|      | - каталогизация и экспертиза  |            |                |                      |
|      | авторских образовательных     |            |                |                      |
|      | программ профильных и         |            |                |                      |
|      | элективных курсов.            |            |                |                      |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 2.2  | Оснащение оборудованием       |            |                | Управление           |
|      | базовых профильных кабинетов  |            |                | образования города   |
|      | и ресурсных центров обучения  |            |                | Пензы,               |
|      | на базе муниципальных         |            |                | муниципальные        |
|      | общеобразовательных           |            |                | общеобразовательные  |
|      | учреждений и межшкольного     |            |                | учреждения города    |
|      | учебного комбината:           |            |                | Пензы                |
|      | 8 ресурсных центров           |    2008    |     6,821 569  |                      |
|      | 8 ресурсных центров           |    2009    |     6,826 289  |                      |
|      | 8 ресурсных центров           |    2010    |     6,837 631  |                      |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 2.3  | Повышение квалификации и      |    2008    |     0,050 190  | МНМЦО города Пензы,  |
|      | профессиональная              |    2009    |     0,053 775  | муниципальные        |
|      | переподготовка                |    2010    |     0,057 408  | общеобразовательные  |
|      | педагогических,               |            |                | учреждения города    |
|      | административных кадров       |            |                | Пензы                |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 2.4  | Реализация проекта            |    2008    |       0,5      | Управление           |
|      | "Профильный учебник"          |    2009    |       0,5      | образования города   |
|      |                               |    2010    |       0,5      | Пензы,               |
|      |                               |            |                | муниципальные        |
|      |                               |            |                | общеобразовательные  |
|      |                               |            |                | учреждения города    |
|      |                               |            |                | Пензы                |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 3. Развитие содержания образования                                                        |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 3.1  | Формирование модели           |    2008    |        -       | Управление           |
|      | выпускника старшей школы      |    2009    |        -       | образования города   |
|      | (коммуникативная,             |    2010    |        -       | Пензы, МНМЦО города  |
|      | социокультурная,              |            |                | Пензы,               |
|      | управленческая                |            |                | муниципальные        |
|      | компетентность)               |            |                | общеобразовательные  |
|      |                               |            |                | учреждения города    |
|      |                               |            |                | Пензы                |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 3.2  | Разработка содержания         |    2008    |     0,047 554  | Управление           |
|      | образования профильных и      |    2009    |     0,051 004  | образования города   |
|      | элективных курсов в рамках    |    2010    |     0,054 419  | Пензы,               |
|      | сетевого взаимодействия       |            |                | МНМЦО города Пензы,  |
|      |                               |            |                | муниципальные        |
|      |                               |            |                | образовательные      |
|      |                               |            |                | учреждения города    |
|      |                               |            |                | Пензы                |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 3.3  | Система мероприятий:          |    2008    |     0,096 384  | Управление           |
|      | научные конференции и         |    2009    |     0,103 289  | образования города   |
|      | семинары, форумы и конкурсы,  |    2010    |     0,110 312  | Пензы, МНМЦО города  |
|      | виртуальные кастинги,         |            |                | Пензы                |
|      | олимпиады и др.               |            |                |                      |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 3.4  | Осуществление поэтапного      |    2008    |         -      | Управление           |
|      | перехода на двухуровневую     |    2009    |         -      | образования города   |
|      | систему государственных       |    2010    |         -      | Пензы,               |
|      | стандартов общего образования |            |                | МНМЦО города Пензы,  |
|      | на старшей ступени            |            |                | муниципальные        |
|      |                               |            |                | образовательные      |
|      |                               |            |                | учреждения города    |
|      |                               |            |                | Пензы                |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 3.5. | Организация межшкольного      |    2008    |     0,042 103  | Управление           |
|      | факультатива по учебным       |    2009    |     0,045 219  | образования города   |
|      | предметам для одаренных       |    2010    |     0,048 294  | Пензы, МНМЦО города  |
|      | детей.                        |            |                | Пензы,               |
|      |                               |            |                | муниципальные        |
|      |                               |            |                | образовательные      |
|      |                               |            |                | учреждения города    |
|      |                               |            |                | Пензы                |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 4    | Информационное обеспечение                                                         |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 4.1  | Освещение в средствах         |    2008    |     0,050      | Управление           |
|      | массовой информации вопросов  |    2009    |     0,053 550  | образования города   |
|      | профильного обучения.         |    2010    |     0,057 191  | Пензы,               |
|      | Создание                      |            |                | муниципальные        |
|      | раздела на сайте  городского  |            |                | образовательные      |
|      | управления образования.       |            |                | учреждения города    |
|      |                               |            |                | Пензы,               |
|      |                               |            |                | МНМЦО города Пензы   |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|
| 4.2  | Изучение, обобщение и         |    2008    |     0,020      | Управление           |
|      | распространение передового    |    2009    |     0,021 419  | образования города   |
|      | педагогического опыта         |    2010    |     0,022 876  | Пензы, муниципальные |
|      | общеобразовательных           |            |                | образовательные      |
|      | учреждений по введению        |            |                | учреждения города    |
|      | предпрофильной подготовки  и  |            |                | Пензы,               |
|      | профильного обучения,         |            |                | МНМЦО города Пензы   |
|      | издание сборников             |            |                |                      |
|——————|———————————————————————————————|————————————|————————————————|——————————————————————|

            5. Объемы и источники финансирования программы

     Основным источником финансирования  программы  являются  средства
бюджета  города  Пензы на соответствующий год и привлеченные средства.
Объем финансирования программы в ценах  соответствующих  лет  составит
23,3 млн. рублей из бюджета города Пензы.
     На I  этапе   реализации   программы   (2008   год)   планируется
привлечение 7,7 млн. рублей, на II этапе (2009 год) - 7,8 млн. рублей,
в 2010 году - 7,8 млн. рублей из бюджета города.

            6. Ожидаемые результаты реализации программы.

     В результате действия программы будет сформирована  муниципальная
образовательная    сеть,    позволяющая    реализовать    качественное
многопрофильное  обучение,  обеспечить  индивидуализацию  и   успешную
социализацию  обучающихся,  в  том числе с учетом реальной потребности
рынка труда.  Не менее 50 процентов муниципальных  общеобразовательных
учреждений будут осуществлять профильное обучение старшеклассников.
     Реализация программы  позволит   повысить   качество   профильной
подготовки  и  профессиональной  ориентации  учащихся  старшей  школы,
ориентированных на потребность экономики города и области.  Количество
учащихся,   получающих  образование  с  использованием  информационных
технологий, увеличится на 30 процентов.
     Расширятся возможности         формирования        индивидуальных
образовательных  программ  старшеклассников   в   рамках   профильного
обучения.
     Результатом действия   программы    будет    учебно-материальное,
программно-методическое  и кадровое обеспечение обновления структуры и
содержания профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной
школы.   Планируется   оснащение   современным  учебным  оборудованием
ресурсных центров профильного обучения и базовых профильных кабинетов.
Показатель   обеспеченности   компьютерами   должен   быть  доведен  в
муниципальных    общеобразовательных    учреждениях,    осуществляющих
профильное обучение,  до 25 обучающихся на 1 компьютер,  все ресурсные
центры  профильного  обучения  и  базовые  профильные  кабинеты  будут
подключены к Интернет.
     Экономическим эффектом от реализации программы является:
     - осознанное  профессиональное  самоопределение  и успешный выбор
выпускниками  общеобразовательных  учреждений  города  пути  получения
послешкольного образования, дальнейшей профессии;
     - успешная социализация выпускников;
     - своевременное   пополнение   квалифицированными   специалистами
различных отраслей экономики с учетом  потребностей  муниципального  и
регионального рынков труда.

                7. Контроль за реализацией программы.

     Управление образования  города Пензы представляет в установленном
порядке (1 раз в год) в  администрацию  города  Пензы  отчеты  о  ходе
реализации программы.
     Промежуточные результаты  реализации  программы  обсуждаются   на
коллегиях Управления образования города Пензы.

Информация по документу
Читайте также