Расширенный поиск

Распоряжение Главы администрации Башмаковского района Пензенской области от 21.03.2008 № 28-р

               

              

                                ГЛАВА
                  администрации Башмаковского района
                          Пензенской области

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ


                       от 21.03.2008 г.  N 28-р
                            р.п. Башмаково


                        Об утверждении Порядка
                  проведения юридической экспертизы
                  проектов муниципальных нормативных
            правовых актов органов местного самоуправления
                         Башмаковского района

   
     В целях   совершенствования   организации  работы  по  проведению
юридической  экспертизы  нормативных  правовых  актов,  руководствуясь
статьей 24 Устава Башмаковского района:
     1. Утвердить Порядок проведения юридической  экспертизы  проектов
муниципальных    нормативных    правовых    актов   органов   местного
самоуправления Башмаковского района согласно приложению.
     2. Контроль  за  исполнением настоящего распоряжения возложить на
руководителя аппарата администрации района Тугушева А.К.


     Глава администрации района          В.В.Шишикин
     __________________________



     Утвержден
     распоряжением главы
     администрации района
     от 21 марта 2008 года  N 28-р


                               ПОРЯДОК
       проведения юридической экспертизы проектов муниципальных
           нормативных правовых актов Башмаковского района


                          I. Общие положения

     1. Порядок    проведения    юридической    экспертизы    проектов
муниципальных нормативных правовых актов Башмаковского района (далее -
Порядок) разработан  с  целью  использования  при  организации  работы
юридической   службы   администрации  муниципального  образования  при
проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых  актов
Башмаковского района (далее - юридическая экспертиза).
     2. Юридическая  экспертиза  осуществляется  в   целях   выработки
органами местного самоуправления в пределах их полномочий,  вытекающих
из Устава Башмаковского района, мер по обеспечению соответствия Устава
муниципального  образования и муниципальных нормативных правовых актов
(далее - акты) Конституции Российской Федерации, федеральным законам и
законам Пензенской области.
     3. Юридическую экспертизу проводит  сектор  юридических  вопросов
администрации муниципального образования.
     4. Юридическая экспертиза проводится в срок до 3 дней  с  момента
поступления  проекта  акта в сектор юридических вопросов администрации
района.  При необходимости этот срок может быть продлен,  но не  более
чем на 10 дней.

                II. Проведение юридической экспертизы

     5. Юридическая  экспертиза  заключается  в  правовой оценке формы
проекта акта,  его целей и задач,  предмета  правового  регулирования,
компетенции органа, принимающего акт, содержащихся в нем норм, порядка
принятия,  обнародования  (опубликования)  на   предмет   соответствия
требованиям    Конституции   Российской   Федерации   и   федерального
законодательства,  законодательства Пензенской области, а также Устава
Башмаковского  района,  а  также  в  оценке  соответствия проекта акта
требованиям юридической техники.
     6. При   проведении   юридической   экспертизы   проектов  актов,
признающих  утратившими  силу  другие  акты,  оценивается  компетенция
органа,   а   также  возможность  возникновения  пробелов  в  правовом
регулировании в результате отмены акта.
     7. Цели,  задачи  и  предмет правового регулирования проекта акта
анализируются на  предмет  их  соответствия  основам  конституционного
строя Российской Федерации, соблюдения основных прав и свобод человека
и гражданина,  а также рассматриваются  с  точки  зрения  соответствия
разграничению     компетенции    органов    местного    самоуправления
муниципального  образования,  установленному  федеральными   законами,
законами Пензенской области и Уставом Башмаковского района.
     При изучении состояния правового регулирования в  соответствующей
сфере  выявляется  место  рассматриваемого  проекта  акта среди других
правовых актов,  действующих в  указанной  сфере,  и  их  соотношение.
Прежде  всего,  устанавливается,  во  исполнение  или в соответствии с
каким федеральным законом (иным федеральным актом), законом Пензенской
области, принят акт, соответствуют ли правовые основания, обусловившие
его  принятие,  основаниям,   указанным   в   Конституции   Российской
Федерации,  федеральном законодательстве и законодательстве Пензенской
области.  В   целях   изучения   состояния   правового   регулирования
анализируются не только федеральные законы,  законы Пензенской области
и подзаконные акты,  но и  решения  Конституционного  Суда  Российской
Федерации,  затрагивающие соответствующие правоотношения, а также иных
органов судебной власти Российской Федерации.  Также  учитываются  все
изменения  (дополнения),  внесенные в федеральные нормативные акты,  а
также в акты Пензенской области.
     Оценивается компетенция     органа     местного    самоуправления
муниципального  образования  на  принятие  акта.  Основные  полномочия
органов местного самоуправления установлены ст. 17 Федерального закона
от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (с последующими изменениями), а
также  Уставом  муниципального  образования.  Кроме  того,  целый  ряд
федеральных   законов   также   содержит   соответствующие  положения,
закрепляющие полномочия  органов  местного  самоуправления  (Налоговый
кодекс  Российской  Федерации,  Бюджетный кодекс Российской Федерации,
Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие).
     Анализ конкретных  правовых норм является наиболее сложным этапом
проведения юридической экспертизы и,  как правило,  выходит  за  рамки
буквального   сопоставления  положений  акта  и  норм  федерального  и
регионального законодательства.  Рекомендуется изучить смысл нормы,  а
также   правовые   последствия  ее  применения.  В  некоторых  случаях
рекомендуется рассмотреть несколько правовых актов,  содержащих  части
нормы  (например,  диспозитивная  часть  и санкции могут содержаться в
различных актах).
     При проведении  юридической экспертизы необходимо,  прежде всего,
опираться на положения Конституции Российской  Федерации,  федеральных
законов и законов Пензенской области. При этом рекомендуется принимать
во внимание Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от  29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании
нормативных правовых актов полностью или в части".
     При анализе  конкретных правовых норм могут возникать расхождения
между действующими нормативными правовыми актами, регулирующими одни и
те  же  правоотношения  (коллизия  правовых  актов).  В  данном случае
рекомендуется     руководствоваться     общепринятыми      положениями
коллизионного права.
     8. В ходе юридической  экспертизы  оценивается  также  соблюдение
правил юридической техники при подготовке проекта акта,  т.е.  наличие
набора реквизитов,  построение, правильность использования юридической
терминологии.
     Акт, как правило, имеет следующие элементы:
     форма акта;
     наименование органа,  принявшего   акт   (в   целях   определения
компетенции данного органа);
     название акта,  в котором должен быть  в  краткой  форме  отражен
предмет  правового  регулирования  и  которое  должно  соответствовать
содержанию правового акта;
     дата и место принятия и (или) подписания акта;
     номер акта;
     полное наименование должности лица, подписавшего акт;
     источник официального опубликования;
     дата (срок) вступления в силу.
     9. При оценке юридических терминов анализируется следующее:
     употребляется ли  один  и  тот же термин в данном правовом акте в
одном и том же значении;
     имеют ли термины общепризнанное значение;
     обеспечено ли единство  понятий  и  терминологии  с  понятиями  и
терминологией, используемыми в федеральном законодательстве.
     10. Для повышения эффективности работы по проведению  юридической
экспертизы    регулярно   проводится   анализ   выявляемых   нарушений
федерального  и  регионального   законодательства,   допускаемых   при
принятии правовых актов, с целью определения наиболее типичных.
     11. Признаки несоответствия правового акта федеральному закону  и
закону Пензенской области:
     отсутствие правовых   оснований,   которые   в   соответствии   с
Конституцией  Российской  Федерации,  федеральными законами и законами
Пензенской области необходимы для издания правового акта;
     принятие правового  акта  во  исполнение отмененного федерального
закона или закона Пензенской области;
     неправильный выбор  федерального  закона  или  закона  Пензенской
области, примененного при принятии правового акта;
     принятие правового  акта  органом,  в компетенцию которого это не
входит, либо издание с превышением полномочий, предоставленных данному
органу;
     нарушение порядка принятия правового акта;
     иные признаки.

                      III. Подготовка заключения

     12. По  результатам  проведения юридической экспертизы и в случае
выявления несоответствия проекта акта законодательству РФ,  Пензенской
области    и    Уставу    муниципального    образования   составляется
мотивированное заключение на бланке согласно приложению.
     13. В заключении отражаются следующие сведения:
     Название проекта  акта,  проходящего  юридическую  экспертизу  (в
случае  если  проводится  юридическая  экспертиза акта с изменениями и
дополнениями,  то указываются реквизиты всех актов, вносящих изменения
и дополнения, по которым осуществлялась юридическая экспертиза);
     предмет регулирования  и  его  соответствие   вопросам   местного
значения  соответствующего  муниципального  образования или переданным
отдельным государственным полномочиям;
     состояние нормативного  регулирования  в  данной  сфере (перечень
актов федерального и регионального законодательства,  на  соответствие
которым  рассматривался  акт),  необходимость и достаточность акта для
урегулирования общественных отношений;
     оценка компетенции     принимающего     акт    органа    местного
самоуправления муниципального образования;
     соответствие содержания   проекта   акта  Конституции  Российской
Федерации, федеральным законам, законам Пензенской области;
     соответствие формы  и  текста  проекта  акта правилам юридической
техники.
     14. При  составлении  заключения  о  несоответствии  проекта акта
федеральному  или  региональному   законодательству   наиболее   точно
описываются  конкретные  нормы  рассматриваемого акта,  противоречащие
положениям  Конституции  Российской  Федерации  и  (или)   федеральным
законам,  а  также  иным  актам,  принимаемым органами государственной
власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
     При описании норм акта указываются:
     1) положение  (подпункт,  пункт,  абзац,  часть  статьи,  статья,
часть,  раздел) акта,  противоречащее федеральному законодательству, а
также его содержание;
     2) нарушенные  положения федерального законодательства (подпункт,
пункт,  абзац,  часть  статьи,  статья,  часть,   раздел   Конституции
Российской  Федерации,  федерального  закона и (или) иного акта органа
государственной  власти   Российской   Федерации)   и   изложение   их
содержания.
     15. Если  вывод  о  несоответствии  нормы  акта   аргументируется
несколькими    логически    взаимосвязанными   федеральными   нормами,
указывается, каким именно из них противоречит норма проекта акта.
     16. При   составлении   заключения   по   результатам   повторной
(дополнительной)  юридической   экспертизы   указываются   только   те
положения, которые изменяются или дополняются.
     17. Заключение  подписывается  заведующим  сектором   юридических
вопросов, либо лицом, его замещающим.
     18. При выявлении в проекте акта  положений,  не  соответствующих
Конституции  Российской  Федерации,  федеральному  законодательству  и
(или) законодательству Пензенской области, заключение для рассмотрения
и   принятия  мер  по  устранению  выявленных  нарушений  направляется
руководителю органа местного самоуправления.



                              __________



     Приложение
     к Порядку


                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     на ________________________________________________________
            (указываются вид, дата принятия (подписания),
     ___________________________________________________________
                  номер и полное наименование акта)
     Сектор юридических вопросов  администрации  района  на  основании
Положения о секторе юридических вопросов,  утвержденного распоряжением
главы  администрации  от  08.05.2007  N   55-р,   провел   юридическую
экспертизу   (указываются  вид,  дата  принятия,  реквизиты  и  полное
наименование акта).

                       (содержание заключения)

     Предлагаем привести указанные  положения  нормативного  правового
акта в соответствие с федеральным законодательством.


     Заведующий сектором юридических вопросов          И.О.Фамилия


                               __________


Информация по документу
Читайте также