Расширенный поиск

Постановление Правительства Пензенской области от 11.01.2002 № 12-пП

 
                   ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

От 11 января 2002 г.  N 12-пП
г. Пенза


       О целевой программе по предупреждению правонарушений на
       финансовом и фондовом рынках и развитию данного сектора
       экономики в социально-экономических интересах Пензенской
                      области на 2002-2003 годы

     В целях  построения  и  развития  системы,   надежно   защищающей
инвесторов  на  финансовом  и  фондовом  рынках,  а также эффективного
использования    инструментов    данного    сектора    экономики     в
социальноэкономических  интересах  Пензенской  области,  Правительство
Пензенской области п о с т а н о в л я е т:
     1. Утвердить  прилагаемую  целевую  программу  по  предупреждению
правонарушений на финансовом и  фондовом  рынках  и  развитию  данного
сектора   экономики  в  социально-экономических  интересах  Пензенской
области на 2002-2003 годы.
     2. Министерству  финансов  Пензенской  области  (Петрухнов  А.С.)
обеспечить финансирование программы  согласно  расчетов  на  2002-2003
годы за счет средств целевого бюджетного фонда Пензенской области.
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
Министерство  государственного  имущества  Пензенской  области  (Попов
Н.И.).


     Губернатор Пензенской области          В.К.Бочкарев
     _____________________________


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Пензенской области
     от 11 января 2002 г.  N 12-пП


                          ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
                   ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
                  НА ФИНАНСОВОМ И ФОНДОВОМ РЫНКАХ И
                  РАЗВИТИЮ ДАННОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
                 В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ
                 ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002-2003 ГОДЫ


                                     П А С П О Р Т
                          целевой программы по предупреждению
                     правонарушений на финансовом и фондовом рынках
                   и развитию данного сектора экономики в социально-
                       экономических интересах Пензенской области
                                   на 2002-2003 годы

-------------------------------------T-------------------------------------------------¬
¦ Наименование Программы             ¦ Целевая программа по предупреждению             ¦
¦                                    ¦ правонарушений на финансовом и фондовом рынках  ¦
¦                                    ¦ и развитию данного сектора экономики в          ¦
¦                                    ¦ социально-экономических интересах Пензенской    ¦
¦                                    ¦ области на 2002-2003 годы.                      ¦
+------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ Государственный заказчик           ¦ Правительство Пензенской области                ¦
¦ Программы                          ¦                                                 ¦
+------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ Разработчик Программы              ¦ Министерство государственного имущества         ¦
¦                                    ¦ Пензенской области                              ¦
+------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ Основные разработчики Программы    ¦ Попов Н.И. - Министр государственного           ¦
¦                                    ¦ имущества Пензенской области;                   ¦
¦                                    ¦ Шутов В.В. - заместитель Министра               ¦
¦                                    ¦ государственного имущества Пензенской области;  ¦
¦                                    ¦ Кузнецов Е.В. - начальник отдела по работе с    ¦
¦                                    ¦ акционерными обществами и ценными бумагами      ¦
¦                                    ¦ Мингосимущества Пензенской области;             ¦
¦                                    ¦ Радин С.Ю. - начальник юридического отдела      ¦
¦                                    ¦ Мингосимущества Пензенской области.             ¦
+------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ Цели и задачи Программы            ¦ Создание системы предупреждения                 ¦
¦                                    ¦ правонарушений на финансовом и фондовом         ¦
¦                                    ¦ рынках Пензенской области;                      ¦
¦                                    ¦ Эффективное использование инструментов          ¦
¦                                    ¦ фондового рынка в социально-экономических       ¦
¦                                    ¦ интересах Пензенской области.                   ¦
+------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ Сроки и этапы реализации Программы ¦ 2002-2003 годы                                  ¦
+------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ Перечень основных мероприятий      ¦ Создание системы программных мероприятий,       ¦
¦                                    ¦ охватывающих следующие направления:             ¦
¦                                    ¦ Разработка и совершенствование региональной     ¦
¦                                    ¦ нормативно-правовой базы в сфере                ¦
¦                                    ¦ законодательства о ценных бумагах и             ¦
¦                                    ¦ акционерных обществах;                          ¦
¦                                    ¦ Организация эффективного взаимодействия         ¦
¦                                    ¦ между Федеральной комиссией по рынку ценных     ¦
¦                                    ¦ бумаг России, Министерством государственного    ¦
¦                                    ¦ имущества Пензенской области, Прокуратурой      ¦
¦                                    ¦ области, УФСНП по Пензенской области и          ¦
¦                                    ¦ другими правоохранительными органами в части    ¦
¦                                    ¦ контроля и регулирования деятельности на        ¦
¦                                    ¦ финансовом и фондовом рынках;                   ¦
¦                                    ¦ Создание информационных и документарных баз     ¦
¦                                    ¦ данных для использования их в целях             ¦
¦                                    ¦ мониторинга и анализа ситуаций на финансовом    ¦
¦                                    ¦ и фондовом рынках с использованием современных  ¦
¦                                    ¦ средств связи и вычислительной техники;         ¦
¦                                    ¦ Решение социально-экономических вопросов        ¦
¦                                    ¦ Пензенской области посредством выпусков         ¦
¦                                    ¦ ценных бумаг;                                   ¦
¦                                    ¦ Повышение квалификации, переподготовка          ¦
¦                                    ¦ государственных служащих Министерства           ¦
¦                                    ¦ государственного имущества Пензенской области,  ¦
¦                                    ¦ Министерства финансов Пензенской области,       ¦
¦                                    ¦ деятельность которых связана с регулированием и ¦
¦                                    ¦ контролем правоотношений, возникающих в         ¦
¦                                    ¦ сфере финансового и фондового рынков;           ¦
¦                                    ¦ Организация и проведение семинаров по           ¦
¦                                    ¦ разъяснению законодательства РФ о ценных        ¦
¦                                    ¦ бумагах и акционерных обществах;                ¦
¦                                    ¦ Разработка методических материалов для          ¦
¦                                    ¦ представителей государства в хозяйственных      ¦
¦                                    ¦ обществах и их обучение.                        ¦
+------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ Исполнители основных мероприятий   ¦ Министерство государственного имущества         ¦
¦ Программы                          ¦ Пензенской области;                             ¦
¦                                    ¦ Правительство Пензенской области;               ¦
¦                                    ¦ Министерство финансов Пензенской области        ¦
+------------------------------------+-------------------------------------------------+
¦ Объемы и источники финансирования  ¦ Общий объем финансовых средств 2860 тысяч       ¦
¦ (в необходимых для реализации      ¦ рублей;                                         ¦
¦ Программы ценах на 2002 год)       ¦ Источник - целевой областной бюджетный фонд     ¦
¦                                    ¦ в рамках поступающих средств от штрафных        ¦
¦                                    ¦ санкций накладываемых на эмитентов Пензенской   ¦
¦                                    ¦ области согласно Федеральному закону "О         ¦
¦                                    ¦ защите прав и законных интересов инвесторов на  ¦
¦                                    ¦ рынке ценных бумаг", а также целевых            ¦
¦                                    ¦ поступлений, предназначенных для                ¦
¦                                    ¦ финансирования данной программы.                ¦
L------------------------------------+--------------------------------------------------

                               Введение

     Становление рыночной  экономики  во многом определяется развитием
цивилизованного рынка ценных бумаг - фондового рынка.
     Отсутствие государственного  контроля  и регулирования этой сферы
деятельности в  Российской  Федерации  в  1993-1994  годах  привело  к
большим  трудностям  и  проблемам  в деятельности участников фондового
рынка, многочисленным аферам и махинациям, подрыву доверия населения к
ценным бумагам.
     Меры, принятые Президентом, Правительством Российской Федерации и
органами   управления   на   местах  в  последующий  период  позволили
осуществить некоторый поворот  к  цивилизованному  развитию  фондового
рынка.
     В 1995-96 годах активно работала  областная  комиссия  по  ценным
бумагам  и  фондовому  рынку.  Только в первый год ее работы проведено
было 5 заседаний комиссии,  рассмотрено  16  вопросов.  По  инициативе
областной  комиссии  была  пресечена  деятельность  жилищной  пирамиды
"Тон-инвест",  ее  организатор  осужден  за  мошенничество.  Комиссией
принимались  решения  об  аннулировании и приостановке выпусков ценных
бумаг,  осуществленных  с  нарушением  законодательства;  совместно  с
органами налоговой полиции возбуждались судебные процедуры в отношении
управляющих некоторыми чековыми инвестиционными фондами.
     После вступления  в  силу  Федерального  закона  "О  рынке ценных
бумаг" все функции по государственному регулированию на фондовом рынке
закреплены   за  Федеральной  комиссией  по  рынку  ценных  бумаг  РФ.
Пензенская область вместе с Ульяновской,  Оренбургской  и  Республикой
Башкортостан   вошла  в  зону  деятельности  Самарского  регионального
отделения ФКЦБ России.  В  его  функции  входит  регистрация  выпусков
эмиссионных ценных бумаг, лицензирование профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг,  осуществление контроля  за  соблюдением  всеми
участниками   рынка   -   эмитентами,   профучастниками,   инвесторами
требований законодательства Российской  Федерации  о  ценных  бумагах,
стандартов и правил, утвержденных решениями ФКЦБ России.
     Вместе с  тем,   практическая   работа   требовала   создания   в
территориях  подразделений  комиссии,  имеющих  штатных  работников  и
наделенных определенными полномочиями.
     Администрация Пензенской   области   и   Самарское   региональное
отделение ФКЦБ России подписали  в  ноябре  1997  года  "Соглашение  о
сотрудничестве  в  области  регулирования  и  контроля деятельности на
рынке ценных бумаг".  С  января  1998  года  было  создано  Пензенское
представительство  в  лице  одного  штатного  сотрудника,  наделенного
исключительно контрольными функциями.
     Развитие финансового  рынка  во  многом  зависит от уровня защиты
прав и законных интересов вкладчиков  и  акционеров.  Данная  проблема
носит не только экономический, но и социально-политический характер.
     Указом Президента РФ от 21  марта  1996  года  N  408  утверждена
"Комплексная   программа   мер   по   обеспечению  прав  вкладчиков  и
акционеров".
     Областной комиссией   по   ценным   бумагам   и  фондовому  рынку
поддержано создание и развитие общественной организации -  "Ассоциации
по защите прав акционеров и инвесторов Пензенской области".
     Подготовлена информационная база данных о  деятельности,  адресах
акционерных  обществ,  ценные  бумаги которых приобретались населением
области в  1993-1995  годах.  Рядовые  акционеры  могли  обратиться  в
ассоциацию и получить достоверную информацию, бесплатную консультацию.
Делалось все это на общественных началах.
     Областной комиссией  по ценным бумагам совместно с ассоциацией по
защите прав акционеров и  инвесторов  были  организованы  и  проведены
семинары по вопросам ведения реестров акционерных обществ, вексельному
обращению,  федеральным законам "Об акционерных обществах" и "О  рынке
ценных бумаг".
     Проведение семинаров позволило  обеспечить  временную  финансовую
поддержку этой общественной организации. Так как вопросов, связанных с
нарушениями прав акционеров и инвесторов возникает  очень  много,  что
подтверждается  на  примере  многочисленных  телевизионных  передач  с
участием руководства и членов областной комиссии по ценным бумагам,  в
последующем  функции  информирования  и помощи акционерам и инвесторам
были возложены на областной общественно-государственный фонд по защите
прав  вкладчиков  и  акционеров.  В настоящее время при фонде работает
информационный центр для акционеров,  в 1999-2001 годах были проведены
семинары  по  проблемам  выпуска  ценных  бумаг,  раскрытия эмитентами
информации,  организации системы учета и отчетности по  аффилированным
лицам.
     Развитие фондового рынка - не самоцель, а необходимое условие для
обеспечения  главной  его задачи - привлечение инвестиционных ресурсов
как  для  предприятий,  так  и   для   бюджета   области.   Приходится
констатировать,  что  в  должном  масштабе  этот  механизм  сейчас  не
работает как в области, так и в целом по России.
     Прежде всего   необходимо  вернуть  доверие  населения  к  ценным
бумагам.  Крайне негативный опыт,  когда 40 млрд.рублей,  собранных от
населения  финансовыми  компаниями-пирамидами,  безвозвратно  ушли  из
области,  не должен повториться.  Признавая тот  факт,  что  полностью
вернуть все деньги обманутым вкладчикам вряд ли возможно, тем не менее
необходимо смягчить последствия этого обмана  для  наиболее  социально
незащищенных категорий.
     Именно это является главной задачей  в  деятельности  Пензенского
областного   общественно-государственного   фонда   по   защите   прав
вкладчиков  и  акционеров,  в  число   учредителей   которого   входит
Oравительство  Пензенской  области  и  Федеральный фонд по защите прав
вкладчиков и акционеров.  В 1999-2001 годах областной фонд  по  защите
прав  вкладчиков  и акционеров осуществил компенсационные выплаты 1691
вкладчику на сумму 1064,9 тыс. рублей.
     После завершения   работы  ликвидационной  комиссии  акционерного
банка "Пенза", областным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров
продолжается  работа  с  дебиторами  банка имеющая целью окончательную
выплату 980 вкладчикам банка не возвращенного остатка вкладов на общую
сумму 2600 тыс. рублей.
     Рынок ценных  бумаг  Пензенской  области  является   неотъемлемой
частью всероссийского рынка и имеет определенную степень его развития.
     В связи  с повышением требований к размеру собственного капитала,
квалификации  специалистов,  установленных  ФКЦБ  России,  а  также  в
результате  дефолта  1998  года,  количество инвестиционных компаний в
Пензенской области сократилось с 12 до 4.  Однако,  работа  оставшихся
компаний  -  ЗАО "Инком-Союз",  ЗАО "Фондовый союз" и созданной не так
давно  ЗАО  "Квант  плюс",  имеющих  брокерские   лицензии,   показала
оправданность  вложений в данный сегмент рынка.  Компании зарабатывают
как сами - игрой  с  акциями  "голубых  фишек",  так  и  предоставляют
брокерское  обслуживание  на  Московской межбанковской валютной бирже,
Московской фондовой бирже и Российской торговой системе  физическим  и
юридическим  лицам.  ЗАО  "Фондовый  союз" предоставляет доступ на РТС
физическим лицам,  которые самостоятельно пытаются выгодно  разместить
свои  свободные  денежные средства на рынке ценных бумаг.  На базе ЗАО
"Инком-Союз"     предполагается     создать     региональный     центр
интернет-трейдинга,  дабы  увеличить  поток  средств физических лиц на
рынок ценных бумаг.  Наряду  с  этим,  для  стратегических  инвесторов
брокерские  компании  оказывают  помощь  в  приобретении пакетов акций
промышленных и перерабатывающих предприятий Пензенской области.
     В регионе представлен наряду с  брокерским  компаниями  и  другой
сегмент    профессиональных    участников   рынка   ценных   бумаг   -
специализированные регистраторы.  Их в Пензе 5,  в том числе 3 филиала
московских регистраторов ОАО "ЦМД",  ЗАО "ОРК",  ЗАО "ЦентрИнвест" и 2
местных    -    ООО    фирма    "Орбита-Сервис",    ООО    "Пензенский
специализированный регистратор". Аналогично Министерству имущественных
отношений  РФ,  Мингосимуществом  области  был  проведен  конкурс   на
получение статуса уполномоченного спецрегистратора области.  По итогам
конкурса победителями стали филиал ОАО "ЦМД" (по федеральным  пакетам)
и  ООО  "Орбита-Сервис"  (по  областным пакетам).  В целях защиты прав
собственности и интересов государства при ведении реестров  владельцев
именных  ценных  бумаг акционерных обществ,  акции которых находятся в
областной  собственности,  Министерством  государственного   имущества
Пензенской   области   было   поручено  представителям  государства  в
акционерных обществах вынести на заседания советов директоров и  общих
собраний  акционеров  вопрос  о  передаче  реестров  в  уполномоченные
спецрегистраторы министерства.  Данные шаги позволили более оперативно
получать  необходимую  информацию  из реестров и удешевить расходы при
оформлении сделок с ценными бумагами для бюджета области.
     Принимая во внимание изменения в закон об акционерных обществах с
1  января 2001 года держать реестры у специализированных регистраторов
обязаны общества с числом акционеров свыше 50,  а не 500,  как сейчас.
Самый  основной  участник  рынка  ценных  бумаг  - эмитент.  Основными
эмитентами  в  регионе  на  настоящий  момент   являются   акционерные
общества.   По   состоянию   на   1   января   2001   года  в  области
зарегистрировано 1391 акционерное общество (за исключением кредитных и
страховых  организаций)  из  них  522 открытых (37,5 %) и 869 закрытых
(62,5 %).  За 1999 год было зарегистрировано 80 выпусков ценных  бумаг
на общую сумму 339 556 898 рублей, в том числе дополнительные - 9, при
учреждении - 48,  реорганизации - 23.  В 2000 году количество выпусков
возросло  в  1,6  раза  и  составило  126  выпусков,  в  том числе при
учреждении - 66,  реорганизации - 32,  дополнительных выпусков  -  28.
Положительным    моментом    является    увеличение   удельного   веса
дополнительных  выпусков,  это  говорит  о   приросте   инвестиций   в
предприятия.
     Контроль за соблюдением  законодательства  о  ценных  бумагах  на
территории  Пензенской  области  осуществляют  Самарское  региональное
отделение  ФКЦБ  России,   Министерство   государственного   имущества
Пензенской   области,   областная   прокуратура.   Проверки  эмитентов
Пензенской области проводились и проводятся как Самарским региональным
отделением ФКЦБ России, так и Министерством государственного имущества
Пензенской области совместно с прокуратурой.  Нарушения, установленные
в  ходе  проводимых  проверок,  в  основном связаны с ведением реестра
владельцев   именных   ценных   бумаг,   отсутствием   государственной
регистрации   выпуска,   нарушений  процедур  созыва  общих  собраний,
приобретения  собственных  акций  обществами.   Так,   нарушение   ОАО
"Пензатоппром"   законодательства   в   части   не   передачи  реестра
специализированному регистратору (число акционеров более 500), привело
к  дальнейшим  грубым  нарушением  прав  акционеров  и  утрате  данных
реестра. Нарушение процедуры приобретения собственных акций по решению
совета   директоров   ОАО   "Гостиница  "Пенза"  привело  к  признанию
ничтожности сделок купли-продажи судом.  В 1998 году был  принят Закон
Пензенской    области    "Об   административной   ответственности   за
правонарушения в сфере рынка ценных  бумаг",  в  связи  с  отсутствием
федеральных актов данного законодательства. Бороться с нарушением прав
акционеров  менеджментом  акционерных  обществ  на  настоящий   момент
помогает  Федеральный  закон  "О  защите  прав  и  законных  интересов
инвесторов на рынке ценных бумаг",  который предусматривает за порядка
12  составов  правонарушений наложение административных санкций как на
должностных лиц до 200 МРОТ,  так и на юридических до 10000  МРОТ.  За
2000-2001  год  Самарским  региональным  отделением  ФКЦБ  России было
возбуждено     административное     производство      в      отношении
эмитентов-нарушителей,  наложено  штрафных  санкций на сумму свыше 500
тысяч рублей. Уже поступило штрафных санкций в бюджет области на сумму
201,0 тысяча рублей.
     Областная доля  сумм  штрафных  санкций  зачисляется  в   целевой
бюджетный  фонд  Пензенской  области.  Законом  Пензенской  области от
20.12.99 N 181-ЗПО "О порядке формирования  и  использования  целевого
бюджетного фонда Пензенской области" (с учетом изменений и дополнений)
предусмотрено использование полученных средств на:
     - приобретение акций (долей) в хозяйственных обществах,  развитие
которых определяется  социально-экономическими  интересами  Пензенской
области;
     - оказание   финансовой    и    материально-технической    помощи
Пензенскому  представительству Самарского регионального отделения ФКЦБ
России;
     - разработку  и  реализацию  целевых  программ,  направленных  на
использование  инструментов  фондового  рынка  в  интересах  экономики
Пензенской  области,  предупреждение  правонарушений  на  финансовом и
фондовом рынках;
     - оказание    финансовой    и    материально-технической   помощи
Пензенскому областному общественно-государственному  фонду  по  защите
прав вкладчиков и акционеров.
     Появилась и  судебная  практика.  В   ней   просматриваются   как
положительные  так  и отрицательные моменты.  С одной стороны судебные
решения  вносят   однозначность   в   трактование   спорных   мест   в
законодательстве,  а с другой, как показывает практика, имеются случаи
противоречащие закону судебных актов. Так, например, Федеральным Судом
Железнодорожного  района  г.  Пензы  было вынесено решение о признании
недействительным Постановления Самарского регионального отделения ФКЦБ
России  о  наложении  штрафа  на  ОАО  "РСУ-1"  за нарушение процедуры
эмиссии - не осуществления государственной регистрации выпуска  ценных
бумаг,  мотивируя  его  тем,  что  ОАО  "РСУ-1" акции не выпускало,  а
соответственно не имеет права регистрировать выпуск ценных бумаг.  Это
говорит о том,  что судебные органы, в частности по гражданским делам,
еще не подготовили компетентных  кадров  в  сфере  законодательства  о
ценных бумагах.  Выход из данного положения в некоторых районных судах
находят  в  специализации  персонального  состава   судей,   а   также
привлечение на судебные заседания специалистов из Федеральной комиссии
по  рынку  ценных  бумаг  и  отделов  ценных  бумаг  местных   органов
исполнительной власти.
     В результате приватизации и реорганизации хозяйствующих субъектов
абсолютное   большинство   крупных  предприятий  действуют  сегодня  в
организационно-правовой  форме  акционерного   общества.   Ясно,   что
административные  методы  управления такими предприятиями не возможны.
Концепцией управления государственным имуществом в Пензенской  области
предусмотрены   разнообразные   экономические   и  юридические  методы
усиления роли государства в акционерных обществах для решения значимых
социально-экономических задач.
     Какие здесь возможны  направления  действий,  можно  показать  на
конкретных примерах.
     1. Приобретение акций  государством  в  результате  капитализации
просроченной  задолженности  предприятий-сельхозтоваропроизводителей с
последующей передачей в доверительное управление этих акций.
     Сотни сельскохозяйственных    предприятий   являются   должниками
областного бюджета и многие годы не гасят эти долги.  В  то  же  время
большинство   из   них   владеет   пакетами  акций  сахарных  заводов,
элеваторов,  мясокомбинатов  и   маслозаводов.   Разработан   механизм
погашения   части   долга   акциями  по  рыночной  стоимости,  принято
постановление Правительства области на этот  счет,  проведена  выверка
долгов   и   анализ   выписок   из   реестра   акционеров  предприятий
перерабатывающих  сельскохозяйственную   продукцию.   Всем   должникам
высланы  предложения  по  погашению части долга путем передачи пакетов
акций.     К     сожалению,     основная      часть      руководителей
предприятий-должников,  избалованных практикой списания долгов, уходит
от передачи акций - продают их третьим лицам, якобы распределяют среди
членов  трудового коллектива.  Применение же механизма принудительного
изъятия требует дополнительных затрат и времени.
     2. Исправление    ошибок,   допущенных   в   ходе   реорганизации
социально-значимых предприятий,  восстановление государственной доли и
усиление  государственного  влияния на деятельность данных акционерных
обществ.
     На базе  объединения межколхозных здравниц в число которых входят
6 санаториев и  пансионатов  в  1996  году  было  создано  акционерное
общество "Сельская здравница".  В число акционеров было включено более
400 предприятий и организаций, в том числе общественные и профсоюзные.
Однако,  ни одной акции в собственности государства ни оказалось. В то
же время,  помимо средств кооперативных и профсоюзных  организаций  на
строительство  этих  здравниц  направлялись  средства  государственных
предприятий,  бюджетных   организаций   и   непосредственно   бюджета.
Очевидно,  что должна быть восстановлена экономическая справедливость,
определенный пакет акций должен быть в государственной  собственности.
Кроме   того,   многие   сельскохозяйственные   предприятия  не  имеют
возможности  оказывать  финансовую  помощь   здравницам,   приобретать
путевки  и  давно выразили согласие безвозмездно передать свои акции в
областную собственность.  В этом случае будет использоваться  механизм
приобретения  пакетов  акций  за символическую стоимость.  Для решения
данного вопроса была создана согласительная комиссия из представителей
Министерства    государственного    имущества    Пензенской   области,
представителей  профсоюзных  и  других  заинтересованных  организаций.
Проведена  выверка  сумм  долевого  участи  в  строительстве объектов,
входящих в объединение,  сделан анализ планов приватизации на  предмет
наличия данного вида имущества,  уточнен состав лиц,  имеющих законное
право быть учредителями данного общества.
     На сегодняшний  момент  главное  -  для того,  чтобы возможности,
заложенные   в   современные   принципы   управления   государственной
собственностью,  эффективно были использованы в интересах экономики и,
следовательно,  в интересах населения Пензенской области руководителям
органов   государственного  управления  необходимо  владеть  серьезной
юридической и экономической базой.
     В конкретных  же  случаях необходимо привлечение профессиональных
организаций в области оценки, консалтинга и аудита.

       I. Основные направления создания системы предупреждения
            правонарушений на финансовом и фондовом рынках

     В современных  условиях,  в ситуации продолжающегося бюджетного и
банковского кризиса  роль  фондового  рынка  в  системе  экономических
отношений     становится     исключительной.    Ход    и    результаты
социальноэкономического развития во многом  определяются  способностью
рынка   ценных  бумаг  обеспечить  ресурсами  наиболее  эффективные  и
перспективные отрасли экономики. Без достаточного притока внутренних и
внешних   инвестиций   выход   из  экономического  кризиса  становится
невозможным.  В тоже время  доверие  населения,  других  инвесторов  к
финансовым  институтам,  значительно  подорванное  во  время  крушения
финансовых "пирамид",  может быть  восстановлено  только  при  условии
построения  и  развития  системы,  надежно  защищающей  инвесторов  на
финансовом и фондовом рынках.
     1.1. Разработка       и       совершенствование      региональной
нормативноправовой базы в сфере законодательства о  ценных  бумагах  и
акционерных обществах.
     Данное направление  должно  способствовать  привлечению   средств
инвесторов   на   региональный   фондовый   рынок,   совершенствованию
регионального   законодательства    в    части    упрощения    системы
инвестирования  в  экономику  Пензенской  области,  а  также повышению
ответственности и открытости эмитентов.
     1.2. Организация  эффективного  взаимодействия  между Федеральной
комиссией по рынку ценных бумаг России, Министерством государственного
имущества   Пензенской   области,   Прокуратурой   области,  УФСНП  по
Пензенской области и  другими  правоохранительными  органами  в  части
контроля и регулирования деятельности на финансовом и фондовом рынке.
     Оперативное и эффективное  административно-правовое  и  уголовное
реагирование на правонарушения в указанной сфере может быть достигнуто
только в результате своевременного их выявления и  обмена  информацией
между  контролирующими  структурами.  Для  этого  необходимо  наряду с
проведением совместных  проверок  субъектов  финансового  и  фондового
рынка  организовать  систему  взаимного  информирования о совершенных,
совершаемых и готовящихся правонарушениях между ФКЦБ РФ, Министерством
государственного  имущества  Пензенской  области и правоохранительными
органами.
     1.3. Создание информационных и документарных баз данных для целей
мониторинга и анализа ситуаций  на  финансовом  и  фондовом  рынках  с
использованием современных средств связи и вычислительной техники.
     Для оперативного   контроля,   своевременного   и    достоверного
выявления  правонарушений  на финансовом и фондовом рынках,  требуется
создание базы данных,  путем объединения информационных потоков как из
регистрирующих  органов  так  и  от  самих  субъектов  правоотношений.
Учитывая динамичность совершения сделок в данном секторе экономики  на
сегодняшний   момент,  как  формирование,  так  и  доступ  к  ней  для
заинтересованных  государственных  органов  должен   быть   в   режиме
"on-line",  что  на  современном  этапе не может быть осуществлено без
использования современных средств связи.
     1.4. Решение  социально-экономических вопросов Пензенской области
посредством выпусков ценных бумаг.
     Для реализации   социально-экономических   интересов   Пензенской
области является  использование  таких  эффективных  форм  привлечения
средств инвесторов в экономику области как:
     - выпуск  целевых  облигационных  займов  как   самими   органами
государственной  власти,  так  и  под  другими эмитентами под гарантии
государства;
     - внедрение   в   оборот   других   инструментов,  облегчающих  и
ускоряющих товарооборот региона (складские свидетельства и т.п.).
     1.5. Повышение   квалификации,   переподготовка   государственных
служащих Министерства государственного имущества  Пензенской  области,
Министерства финансов Пензенской области, деятельность которых связана
с регулированием  и  контролем  правоотношений,  возникающих  в  сфере
финансового и фондового рынка.
     Для повышения    эффективности    реализации    мероприятий    по
предупреждению   правонарушений   на   финансовом  и  фондовом  рынках
необходимо  обеспечить  постоянную   поддержку   и   совершенствование
профессионального   уровня  государственных  служащих,  отвечающих  за
контроль и регулирование деятельности на рынке ценных бумаг.
     1.6. Организация    и   проведение   семинаров   по   разъяснению
законодательства РФ о ценных бумагах и акционерных обществах.
     Учитывая динамичность     развития     на     настоящем     этапе
законодательства РФ о ценных бумагах и акционерных обществах,  а также
недостаточную  правовую информированность большинства субъектов данных
правоотношений в регионе,  целесообразно организовать  систематическое
проведение    разъяснительных   семинаров   с   привлечением   ведущих
специалистов в сфере законодательства финансового и  фондового  рынка,
представителей министерств и ведомств местного и федерального уровней.
     1.7. Разработка  методических   материалов   для   представителей
государства в хозяйственных обществах и их обучение.
     В целях  повышения  эффективности   управления   пакетами   акций
акционерных  обществ,  находящихся  в  государственной  собственности,
существует необходимость разработки как инструктивных материалов,  так
и   систематического  обучения  представителей  государства  в  данных
обществах в  сфере  корпоративного  управления  и  законодательства  о
ценных бумагах.

                                                          II. Программные мероприятия

------T-----------------------------------T-----------------------------------T------------------------T----------------------T----------------¬
¦  N  ¦             Задачи                ¦     Наименование мероприятий      ¦      Ответственные     ¦ Объем финансирования ¦ Источник       ¦
¦ п/п ¦                                   ¦                                   ¦                        ¦      (тыс. руб.)     ¦ финансирования ¦
¦     ¦                                   ¦                                   ¦                        +-----------T----------+                ¦
¦     ¦                                   ¦                                   ¦                        ¦ 2002 год  ¦ 2003 год ¦                ¦
+-----+-----------------------------------+-----------------------------------+------------------------+-----------+----------+----------------+
¦  1  ¦               2                   ¦                  3                ¦            4           ¦     5     ¦     6    ¦ 7              ¦
+-----+-----------------------------------+-----------------------------------+------------------------+-----------+----------+----------------+
¦ 1.  ¦ Разработка и совершенствование    ¦ Разработка и совершенствование    ¦ Правительство          ¦    -      ¦    -     ¦      -         ¦
¦     ¦ региональной нормативно-          ¦ регионального законодательства в  ¦ Пензенской области,    ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ правовой базы в сфере             ¦ части упрощения системы           ¦ Министерство           ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ законодательства о ценных бумагах ¦ инвестирования в экономику        ¦ государственного       ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ и акционерных обществах           ¦ Пензенской области, а также       ¦ имущества области      ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦ повышения ответственности и       ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦ открытости эмитентов              ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
+-----+-----------------------------------+-----------------------------------+------------------------+-----------+----------+----------------+
¦ 2.  ¦ Организация эффективного          ¦ - Разработка и реализация         ¦ Министерство           ¦    -      ¦    -     ¦      -         ¦
¦     ¦ взаимодействия между Федеральной  ¦   совместных планов работ;        ¦ государственного       ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ комиссией по рынку ценных бумаг   ¦ - осуществление совместных        ¦ имущества,             ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ России, Министерством             ¦   проверок;                       ¦ Правительство          ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ государственного имущества        ¦ - организация взаимного обмена    ¦ Пензенской области     ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ Пензенской  области,              ¦   информационными и               ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ Прокуратурой области,             ¦   документарными потоками.        ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ УФСНП по Пензенской области       ¦                                   ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ и другими правоохранительными     ¦                                   ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ органами в части контроля и       ¦                                   ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ регулирования деятельности на     ¦                                   ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ финансовом и фондовом рынках      ¦                                   ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
+-----+-----------------------------------+-----------------------------------+------------------------+-----------+----------+----------------+
¦ 3.  ¦ Создание   информационных   и     ¦ - Приобретение вычислительной     ¦ Министерство           ¦    700    ¦   600    ¦ Целевой        ¦
¦     ¦ документарных баз данных для      ¦   техники и периферийных          ¦ государственного       ¦           ¦          ¦ бюджетный      ¦
¦     ¦ использования их в целях          ¦   устройств к ней;                ¦ имущества Пензенской   ¦           ¦          ¦ фонд           ¦
¦     ¦ мониторинга и анализа ситуаций    ¦ - приобретение необходимого       ¦ области, Правительство ¦           ¦          ¦ Пензенской     ¦
¦     ¦ на   финансовом   и   фондовом    ¦   оборудования и подключение к    ¦ Пензенской области     ¦           ¦          ¦ области        ¦
¦     ¦ рынках  с  использованием         ¦   сети Internet, а также          ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ современных средств связи и       ¦   использование ресурсов данной   ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ вычислительной техники            ¦   сети;                           ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦ - приобретение расходных          ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   материалов и канцелярских       ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   принадлежностей;                ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦ - приобретение программного       ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   обеспечения для анализа и       ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   планирования экономического и   ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   финансово-хозяйственного        ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   состояния предприятия, а также  ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   для предотвращения              ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   несанкционированного доступа и  ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   антивирусной защиты электронной ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   информации;                     ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦ - приобретение офисной мебели,    ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   сейфов, несгораемых шкафов      ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   для размещения специалистов,    ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   техники и документов.           ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
+-----+-----------------------------------+-----------------------------------+------------------------+-----------+----------+----------------+
¦ 4.  ¦ Решение социально-                ¦ - Разработка нормативных          ¦ Министерство           ¦    -      ¦   -      ¦ -              ¦
¦     ¦ экономических вопросов            ¦   документов, регламентирующих    ¦ государственного       ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ Пензенской области посредством    ¦   оборот ценных бумаг в регионе;  ¦ имущества Пензенской   ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ выпусков ценных бумаг.            ¦ - подготовка документов для       ¦ области, Правительство ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   государственной регистрации     ¦ Пензенской области     ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   выпусков ценных бумаг.          ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
+-----+-----------------------------------+-----------------------------------+------------------------+-----------+----------+----------------+
¦ 5.  ¦ Повышение квалификации,           ¦ - Направление государственных     ¦ Правительство          ¦    175    ¦   225    ¦ Целевой        ¦
¦     ¦ переподготовка государственных    ¦   служащих на семинары,           ¦ Пензенской области,    ¦           ¦          ¦ бюджетный      ¦
¦     ¦ служащих Министерства             ¦   конференции, курсы, тематика,   ¦ Министерство           ¦           ¦          ¦ фонд           ¦
¦     ¦ государственного имущества        ¦   которых связана с разъяснением  ¦ государственного       ¦           ¦          ¦ Пензенской     ¦
¦     ¦ Пензенской области,               ¦   и реализацией законодательства  ¦ имущества области,     ¦           ¦          ¦ области        ¦
¦     ¦ Министерства финансов Пензенской  ¦   о ценных бумагах и акционерных  ¦ Министерство финансов  ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ области, деятельность которых     ¦   обществах;                      ¦ Пензенской области     ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ связана с регулированием и        ¦ - дополнительное образование по   ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ контролем правоотношений,         ¦   экономическим и юридическим     ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ возникающих в сфере финансового   ¦   специальностям.                 ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦ и фондового рынков Организация    ¦                                   ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
+-----+-----------------------------------+-----------------------------------+------------------------+-----------+----------+----------------+
¦ 6.  ¦ и проведение семинаров по         ¦ - Организация и проведение        ¦ Правительство          ¦    360    ¦   400    ¦ Целевой        ¦
¦     ¦ разъяснению законодательства      ¦ семинаров, разработка             ¦ Пензенской области,    ¦           ¦          ¦ бюджетный      ¦
¦     ¦ РФ о ценных бумагах и             ¦ методических материалов к ним;    ¦ Министерство           ¦           ¦          ¦ фонд           ¦
¦     ¦ акционерных обществах             ¦ - привлечение ведущих             ¦ государственного       ¦           ¦          ¦ Пензенской     ¦
¦     ¦                                   ¦ специалистов в сфере              ¦ имущества Пензенской   ¦           ¦          ¦ области        ¦
¦     ¦                                   ¦ законодательства финансового и    ¦ области, Министерство  ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦ фондового рынков, представителей  ¦ финансов Пензенской    ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦ министерств и ведомств местного   ¦ области                ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦ и федерального уровней            ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
+-----+-----------------------------------+-----------------------------------+------------------------+-----------+----------+----------------+
¦ 7.  ¦ Разработка методических           ¦ - Разработка и изготовление       ¦ Министерство           ¦    180    ¦   220    ¦ Целевой        ¦
¦     ¦ материалов для представителей     ¦   методических материалов для     ¦ государственного       ¦           ¦          ¦ бюджетный      ¦
¦     ¦ государства в хозяйственных       ¦   представителей государства в    ¦ имущества Пензенской   ¦           ¦          ¦ фонд           ¦
¦     ¦ обществах и их обучение.          ¦   хозяйственных обществах;        ¦ области                ¦           ¦          ¦ Пензенской     ¦
¦     ¦                                   ¦ - проведение семинаров, курсов и  ¦                        ¦           ¦          ¦ области        ¦
¦     ¦                                   ¦   других видов обучения для       ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   представителей государства в    ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
¦     ¦                                   ¦   хозяйственных обществах.        ¦                        ¦           ¦          ¦                ¦
L-----+-----------------------------------+-----------------------------------+------------------------+-----------+----------+-----------------

          III. Ожидаемые результаты от выполнения программы


     Реализация программных мероприятий позволит:
     - повысить  качество  правового  регулирования  на  финансовом  и
фондовом рынках Пензенской области;
     - вернуть доверие граждан к вложению средств в ценные бумаги;
     - развить инфраструктуру фондового рынка;
     - сократить документарный  и  информационный  потоки  дублирующей
информации между министерствами и ведомствами;
     - повысить инвестиционную привлекательность региона;
     - добиться  снижения  количества  нарушений,  совершаемых в сфере
рынка ценных бумаг;
     - повысить   эффективность  государственного  контроля  в  данной
сфере;
     - повысить   уровень  квалификации  профессиональных  участников,
эмитентов,  представителей государства в компаниях в целях поддержания
высоких стандартов добросовестности и открытости при осуществлении ими
профессиональной деятельности.


Информация по документу
Читайте также