Расширенный поиск
Постановление Правительства Пензенской области от 11.07.2014 № 487-пП
Утратило силу – Постановление Правительства Пензенской области О внесении изменений в государственную программу Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 805-пП (с последующими изменениями)
В целях уточнения объемов финансирования и программных мероприятий, в соответствии с Законом Пензенской области от 24.12.2013 № 2488-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (с последующими изменениями), постановлением Правительства Пензенской области от 18.04.2012 № 274-пП «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области» (с последующими изменениями), руководствуясь Законом Пензенской области от 22.12.2005 № 906-ЗПО «О Правительстве Пензенской области» (с последующими изменениями), Правительство Пензенской области п о с т а н о в л я е т: 1. Внести изменения в государственную программу Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы», утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 № 805-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы» (с последующими изменениями), изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению. 2. Настоящее постановление действует в части, не противоречащей закону Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период. 3. Настоящее постановление опубликовать в газете «Пензенские губернские ведомости» и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Пензенской области, координирующего вопросы социальной политики.
Приложение к постановлению Правительства Пензенской области от 11 июля 2014 г. № 487-пП Государственная программа Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы» ПАСПОРТ государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы»
1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы Государственная программа Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014-2020 годы» (далее – государственная программа) разработана в соответствии с постановлениями Правительства Пензенской области от 18.04.2012 № 274-пП «Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области» (с последующими изменениями), от 11.10.2012 № 718-пП «Об утверждении Перечня государственных программ Пензенской области» (с последующими изменениями). Реализация мероприятий государственной программы представляет собой комплекс мер и приоритетов региональной политики по формированию эффективной системы социальной поддержки и социального обслуживания населения. Для полного удовлетворения потребностей различных категорий граждан, в том числе граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли. Реформирование и дальнейшее развитие системы социальной поддержки и социального обслуживания населения возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального и регионального законодательства, гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Проблемы, сложившиеся в сфере социальной защиты населения Пензенской области, обусловлены следующими обстоятельствами. Развитие системы социальной поддержки и социального обслуживания населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах, особенностями региональной социальной политики, законодательства, а также внутренним состоянием самой системы. Созданная в настоящее время модель организации социальной защиты населения, базирующаяся на положениях действующих федеральных законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества. В законодательстве отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в мерах социальной поддержки и социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются через описания основных видов социального обслуживания, при этом содержание социальных услуг не конкретизировано. В действующих подзаконных актах Российской Федерации, регулирующих деятельность по социальному обслуживанию, значительно устарели нормы и нормативы социального обслуживания. Как следствие, на уровне субъекта Российской Федерации невозможно принять отдельные региональные нормативные правовые акты. Население Пензенской области, как и России в целом, переживает устойчивый период демографического старения. Численность населения Пензенской области на начало 2013 года составила 1 368 657 человек, из них граждан: старше трудоспособного возраста – 367 166 человек; трудоспособного – 800 813 человек и моложе трудоспособного (до 15 лет) – 200 678 человек. Возрастная структура населения характеризуется высоким удельным весом лиц старше трудоспособного возраста, который составляет 26,8% от численности населения Пензенской области. В 2011 году на территории Пензенской области ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляла 70,2 года (прогнозно в 2012 году – 70,86 года), что незначительно выше, чем в Приволжском федеральном округе (69,2 года) и в общем по Российской Федерации (69,8 года). При этом ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин составляла 63,8 года, что превысило показатели Приволжского федерального округа (63,1 года) и показатели по Российской Федерации (64,0 года). У женщин ожидаемая продолжительность жизни при рождении на территории Пензенской области в 2011 году составляла – 76,8 года, что также выше, чем в Приволжском федеральном округе (75,4 года) и по Российской Федерации (75,6 года). Доля инвалидов в общей численности населения области снизилась с 8,8% (123,0 тыс. человек) в 2008 году до 7,5% (103,8 тыс. человек) на начало 2012 года, на 01.09.2013–100,4 тыс. человек. Снижается и численность детей-инвалидов. На начало 2008 года она составляла 4164 ребенка-инвалида, на январь 2012 года – 3540 детей-инвалидов, на 01.09.2013 – 3426 детей-инвалидов. В Пензенской области 12,0 тыс. человек имеют нарушения способности к передвижению, что составляет 11,6 % от общего числа инвалидов. Вынуждены использовать кресло-коляску 4,0 тыс. человек. На начало 2013 года в Пензенской области проживало 164,8 тыс. семей с несовершеннолетними детьми, в которых воспитывалось 223,6 тыс. детей. Серьезным фактором, влияющим на благополучие семьи, является уровень ее материального благосостояния. Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. Из общего числа многодетных семей доходы ниже величины прожиточного минимума имеют 5,9 тыс. семей (86%); 116,0 тыс. семей, в которых проживает 146,0 тыс. детей, являются получателями различных видов пособий. От общего числа детей, проживающих в Пензенской области (226,1 тыс. детей), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют 2% (4458 детей). Порядка 223 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитываются в интернатных учреждениях Пензенской области. Остальные дети устроены на различные формы семейного воспитания. Анализ демографического и социально-экономического развития Пензенской области позволяет сделать вывод о том, что влияние внешних условий приводит к значительной дифференциации потребностей различных возрастных и социальных групп в услугах, предоставляемых учреждениями и организациями социальной защиты населения Пензенской области. В настоящее время сеть учреждений социального обслуживания населения Пензенской области представлена 68 учреждениями и включает в себя: 16 домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 1377 мест; 3 психоневрологических интерната на 1420 мест; 2 детских дома-интерната для умственно отсталых детей на 204 места; 1 дом ночного пребывания для лиц без определенного места жительства на 50 мест; центр реабилитации инвалидов на 25 мест; техникум-интернат для инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем на 150 мест; 7 специализированных учреждений для несовершеннолетних на 148 мест; 34 комплексных центра социального обслуживания населения во всех муниципальных районах Пензенской области и в г. Пензе. В 2012 году в учреждениях социального обслуживания населения Пензенской области социальные услуги получили 141,9 тыс. граждан (11,5% от населения Пензенской области). Охват граждан пожилого возраста и инвалидов всеми видами надомного обслуживания в Пензенской области составляет 442,7 человека на 10 тысяч пенсионеров. Реабилитационными мероприятиями в реабилитационных учреждениях Пензенской области охвачено 2,7 тыс. человек, в том числе 2,0 тыс. детей с ограниченными возможностями. С целью профилактики социального сиротства в структуре учреждений социального обслуживания населения Пензенской области действуют 33 отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. По состоянию на 01.01.2013 на профилактическом учете состояло 4174 семьи, в которых воспитывался 6761 ребенок. Численность детей, находящихся в социально опасном положении, в течение последних трех лет снижалась: с 1,7% она достигла 1,1% от общей численности детского населения в Пензенской области. Несмотря на развитую сеть действующих учреждений социального обслуживания населения, увеличение объема ежегодно предоставляемых социальных услуг и численности их получателей, потребность в таких услугах возрастает опережающими темпами. Остаются не в полной мере решенными вопросы качества, эффективности и доступности социальных услуг. Это связано со значительной численностью потенциальных потребителей социальных услуг, монополизацией сферы социального обслуживания государственными поставщиками социальных услуг, различиями в результатах деятельности отдельных учреждений, вызванных разницей располагаемых ресурсов (финансовых, материально-технических, кадровых) и отсутствием единой нормативной правовой базы. В связи с чем по состоянию на 01 января 2013 года сложилась очередность в учреждения психоневрологического профиля, которая составила 81 человек. Имеется потребность в расширении реабилитационных услуг для инвалидов, в первую очередь среди молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. В целях расширения спектра предоставляемых услуг в учреждениях социального обслуживания внедряются разнообразные социальные технологии и формы социального обслуживания. Для пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских населенных пунктах, работают мобильные социальные службы, которые открыты во всех муниципальных образованиях Пензенской области. В 2011–2012 годах приобретено 16 единиц специализированного транспорта для мобильных бригад. Данной формой охвачено около 24,9 тыс. человек. В период с 2008 по 2012 год частично проведена оптимизация сети учреждений социального обслуживания. Закрыты путем присоединения или слияния четыре учреждения социального обслуживания. Средства, высвобожденные в результате проведенных мероприятий, направлены на повышение качества государственных услуг в сфере социального обслуживания. За счет этого развивались услуги, которые наиболее востребованы гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации, и не удовлетворяли на них 100-процентный спрос. За четыре года удалось полностью ликвидировать очередность на надомное обслуживание (до 2009 года очередность составляла в среднем 235 человек), в стационарных учреждениях для пожилых и инвалидов ввести дополнительно 273 койкоместа без увеличения общей численности мест в учреждениях. Площади спальных помещений в стационарных учреждениях для пожилых граждан и инвалидов приведены в соответствие с установленными нормативами. Основные требования, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья граждан, выполнены. Материально-техническая база действующего 21 стационарного учреждения социального обслуживания включает 38 зданий и сооружений социального и хозяйственного назначения. Большинство зданий учреждений социального обслуживания являются приспособленными или построенными по типовым проектам, разработанным в середине 70-х годов прошлого столетия, в соответствии с действовавшими на момент проектирования и ввода в эксплуатацию строительными, санитарными нормами и правилами. В этой связи имеется проблема соответствия ряда зданий и помещений социального обслуживания действующим санитарным нормам и правилам. С 2008 года на строительство и капитальный ремонт учреждений, приобретение оборудования и мебели, на реализацию мероприятий по соблюдению противопожарных требований направлено более 220,0 млн. рублей. Вместе с тем имеется необходимость строительства нового корпуса в Грабовском психоневрологическом интернате на 100 мест, реконструкции двух жилых корпусов на 200 мест в Сосновском психоневрологическом интернате. В системе социального обслуживания наблюдается дефицит квалифицированных кадров. На конец 2012 года количество занятых штатных единиц по учреждениям социального обслуживания составило 97 процентов. Причинами неукомплектованности являются низкий уровень оплаты труда, большая психологическая и физическая нагрузки, малая привлекательность профессии. Кроме того, наблюдается отток молодых специалистов из сельской местности, где непосредственно расположено более половины учреждений социального обслуживания. Среднемесячная заработная плата социальных работников в 2012 году составляла 6257,7 руб., или 32,9% к уровню среднемесячной заработной платы по Пензенской области, педагогических работников государственных учреждений социального обслуживания населения, оказывающих услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, – 8212,7 рублей. Недостаточно развит рынок социальных услуг негосударственного сектора. Все учреждения социального обслуживания находятся в государственной и муниципальной собственности. Следует отметить, что не получили должного развития негосударственные социальные службы, создаваемые общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами, отдельными гражданами, коммерческие социальные службы. Это ограничивает круг субъектов предоставления социальных услуг, возможность для многих граждан выбора поставщиков социальных услуг в соответствии с их ценой, количеством и качеством. Рыночные механизмы слабо используются в повышении эффективности социального обслуживания. Отсутствие рынка социальных услуг при расширении спектра и повышении требований к качеству их предоставления не позволяет задействовать механизмы конкуренции. Важным аргументом в пользу развития негосударственного сектора социального обслуживания является реальная возможность привлечения частных инвестиций и внедрения передового отечественного и зарубежного опыта управления в сфере предпринимательства и государственно-частного партнерства. Необходима разработка механизмов взаимодействия государства, общества и социально ответственного бизнеса в процессе обеспечения населения доступными и качественными социальными услугами, применения наряду с сохранением гарантированного государством бесплатного предоставления необходимых социальных услуг, рыночных механизмов предоставления услуг на основе оплаты, вносимой гражданами, их родственниками, работодателями, общественными и благотворительными организациями. Должно быть обеспечено сочетание рыночного механизма и мер государственного регулирования объема и качества предоставляемых социальных услуг. Это тесно связано с защитой прав потребителей социальных услуг, введением института государственного и независимого контроля. В 2008 году в Пензенской области была принята долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов, проживающих в Пензенской области, на 2009–2012 годы», утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 20.10.2008 № 675-пП, основными задачами которой являлись: 1. Обеспечение элементами доступности для инвалидов лечебных организаций и учреждений социальной защиты Пензенской области. 2. Обеспечение доступа инвалидов по слуху и слабослышащих граждан к информации с помощью субтитрирования телевизионных программ информационно-аналитического характера в виде «бегущей строки». 3. Укрепление материально-технической базы реабилитационных учреждений и учреждений социального обслуживания: приобретение оборудования для реабилитационных учреждений и учреждений социального обслуживания. Кроме того, к решению данного вопроса были привлечены органы местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области и организации различных форм собственности в Пензенской области, которыми в 2008–2009 годах проводилась работа по оборудованию социально значимых имеющихся и вновь строящихся объектов элементами доступности для маломобильных групп населения. На эти цели из средств бюджетов муниципальных районов и городских округов Пензенской области в 2008–2009 годах было привлечено около 3000,0 тыс. рублей (обеспечено элементами доступности 892 объекта). Практически все новые здания строятся с учетом нужд инвалидов. Несмотря на принимаемые меры и определенные положительные сдвиги, инвалиды и другие маломобильные группы населения до настоящего времени остаются одними из самых неблагополучных категорий населения Пензенской области и требуют дополнительного внимания и поддержки. Наиболее масштабными проблемами инвалидов являются: - отсутствие жилых помещений, приспособленных под нужды инвалидов; - ограничения и сложности при получении определенных услуг; - наличие препятствий и барьеров, с которыми ежедневно сталкиваются инвалиды в сферах здравоохранения, образования, культуры, труда и занятости, транспортного обслуживания, информации и связи и других сферах; - постоянная потребность в технических средствах реабилитации (наличие очередности на получение средств реабилитации, сложности в получении); - равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами; - дети-инвалиды часто лишены обычного мира детства, отделены от круга своих здоровых сверстников, их дел и интересов. Законодательством Российской Федерации определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований. Из-за отсутствия комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи – созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения очевиден целый ряд проблем, в том числе: - отсутствие финансового регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения; - отсутствие координации и взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды в Пензенской области; - уклонение организаций различных форм собственности от выполнения требований и норм, установленных действующим законодательством, направленных на создание доступной среды жизнедеятельности для маломобильных групп населения. Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия, которые четко обозначены в разделе 1 государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2181-р, а именно: - дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни; - высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях; - равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний; - ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста). Подход к решению существующей комплексной проблемы должен быть исключительно программно-целевым. Положительный эффект от устранения барьеров (в первую очередь архитектурных, информационных, а также барьеров в сфере образования, труда и жилищного обеспечения) заключается не только в улучшении качества жизни инвалидов, но и в повышении общего уровня комфортности среды для гораздо более широкого круга людей, в частности, пожилых граждан, а также лиц, испытывающих временные ограничения мобильности, в том числе детей. Одной из проблем социальной сферы на сегодняшний день все еще остается низкий уровень обеспеченности жильем отдельных категорий граждан. Невысокие доходы работников бюджетной сферы, молодых семей, молодых специалистов, работающих в сельской местности, многодетных семей, проживающих на территории Пензенской области, не позволяют им самостоятельно решить свою жилищную проблему. При этом благосостояние указанных категорий граждан имеет большое значение для социально-экономического развития Пензенской области. Важно удержать высококвалифицированных специалистов по месту их работы, создав им достойные условия для проживания. Государственная поддержка молодых семей способствует стимулированию рождаемости, улучшению демографической ситуации. Как правило, работники бюджетной сферы и молодые люди не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Несмотря на то, что за последние несколько лет доступность ипотечного жилищного кредитования возросла, даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита (займа), они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита (займа). С 2010 года на территории Пензенской области действовала долгосрочная целевая программа Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010–2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 10.12.2009 № 953-пП «Об утверждении долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010–2015 годы» (с последующими изменениями), которая предусматривала предоставление мер государственной поддержки отдельным категориям граждан и семей (молодым семьям, многодетным семьям, работникам бюджетной сферы, специалистам на селе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа), направленных на улучшение их жилищных условий. За 2010–2012 годы в рамках долгосрочной целевой программы Пензенской области «Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере» на 2010–2015 годы улучшили жилищные условия 5711 семей, в том числе 4001 молодая семья, 1035 многодетных семей, 675 работников бюджетной сферы и специалистов на селе. При этом к середине 2013 года не получили меры государственной поддержки в рамках вышеуказанной долгосрочной целевой программы более 2500 семей, признанных ее участниками. Поддержка этих категорий граждан при решении жилищной проблемы – основа стабильных условий жизни для части населения Пензенской области. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создает стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Более того, расширение финансовых возможностей указанных категорий граждан позволяет создать условия для развития строительной отрасли Пензенской области. Отдельно стоит обозначить проблему обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. За 2010–2012 годы обеспечены жилыми помещениями более 800 детей-сирот. Несмотря на это, к середине 2013 года более 700 детей-сирот жильем не обеспечены. Наличие очередности граждан, ожидающих государственную поддержку, направленную на улучшение их жилищных условий или обеспечение жилыми помещениями, говорит о недостаточном уровне финансирования мероприятий долгосрочной целевой программы из бюджетов всех уровней в 2010–2013 годах. Острота указанных проблем определяет целесообразность использования программно-целевого метода для их решения, поскольку они не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют значительных бюджетных расходов. В течение срока действия государственной программы решение указанной проблемы окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие Пензенской области. Решение обозначенных проблем будет осуществляться путем оказания государственной поддержки отдельным категориям граждан, направленной на улучшение их жилищных условий, которая будет осуществляться в форме предоставления социальных выплат и льготных займов, а также путем предоставления отдельным гражданам жилых помещений. Вместе с тем применение программно-целевого метода в решении поставленных государственной программой задач сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации государственной программы возможны отклонения в достижении результатов из-за финансово-экономических изменений на рынке жилья. Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан – получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством. Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Действующая система социальной поддержки граждан в Российской Федерации базируется на ряде принципиальных положений, в том числе: - добровольность предоставления мер социальной поддержки; - безусловная гарантированность исполнения принятых государством обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране, в том числе путем систематической индексации расходов с учетом динамики показателей инфляции. Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, определенные законодательством Российской Федерации, предоставляются в денежной форме, включая ежемесячные денежные выплаты, компенсационные и единовременные выплаты. В Пензенской области проживают около 147 тыс. федеральных льготников, нуждающихся в государственной поддержке. Система мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Российской Федерации предусматривает разграничение полномочий и соответствующих расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки конкретным категориям граждан по уровням бюджетной системы. К расходным обязательствам Российской Федерации, финансируемым из федерального бюджета, законодательством отнесены меры социальной поддержки следующих категорий граждан: инвалидов войны, ветеранов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, инвалидов, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, граждан при возникновении поствакцинальных осложнений, граждан, награжденных знаком «Почетный донор России» или «Почетный донор СССР», семей с детьми и иных категорий граждан, нуждающихся в социальной поддержке, определенных федеральным законодательством. Меры социальной поддержки базируются на применении категориального подхода – без учета нуждаемости граждан (семей) и дифференцированы с учетом заслуг граждан перед государством, в связи с участием в преодолении последствий радиационных катастроф, иных чрезвычайных ситуаций, в связи с инвалидностью, в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач – стимулирование рождаемости. 2. Цели и задачи государственной программы Целями государственной программы являются: обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения путем совершенствования системы социальной поддержки отдельных категорий граждан, поддержка семьи, развитие эффективной системы социального обслуживания, обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов стационарным обслуживанием в соответствии с социальными нормами, оказание поддержки в обеспечении жильем отдельных категорий граждан, повышение уровня жизни граждан – получателей мер социальной поддержки, эффективное выполнение органами местного самоуправления Пензенской области переданных полномочий в сфере социальной поддержки населения. Оценка достижения целей государственной программы производится посредством следующих показателей: - доля приоритетных объектов социальной сферы, имеющих беспрепятственный доступ к ним инвалидов и других маломобильных групп населения, в общем количестве приоритетных объектов; - удельный вес семей с детьми, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания; - количество молодых семей, улучшивших жилищные условия; - доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения. Показатель позволяет характеризовать и оценивать результаты реализации мероприятий по удовлетворению потребностей населения в социальных услугах социального обслуживания, предоставляемых пожилым гражданам, инвалидам, детям-инвалидам, семьям с детьми, лицам без определенного места жительства и занятий. Рост данного показателя по годам реализации государственной программы будет обеспечиваться за счет совершенствования на федеральном и региональном уровнях законодательства, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения, развития материальной базы учреждений социального обслуживания населения, привлечения к социальному обслуживанию населения бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, проведения мероприятий по профилактике социального неблагополучия населения, обеспечивающих сокращение числа граждан в трудной жизненной ситуации, а также внедрения новых, ресурсосберегающих технологий социального обслуживания населения, в том числе надомного социального обслуживания, социального сопровождения и других условий. Перечень целевых показателей государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы» приведен в приложении № 1 к государственной программе. Задачи государственной программы: 1. Создание условий на объектах социальной сферы жизнедеятельности для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и других маломобильных групп населения. 2. Обеспечение доступности инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам транспортной инфраструктуры. 3. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации и связи. 4. Устранение разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, распространение позитивного образа инвалидов и других маломобильных групп населения. 5. Профилактика социального неблагополучия семей с детьми. 6. Совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 7. Создание условий для обеспечения реабилитации детей с ограниченными возможностями. 8. Государственная поддержка при улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан. 9. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 10. Организация круглогодичного оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков, проживающих на территории Пензенской области. 11. Нормативно-правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей. 12. Основы деятельности по укреплению социальной защищенности пожилых людей. 13. Активное долголетие с высоким качеством жизни. 14. Оптимизация среды жизнедеятельности пожилых людей. 15. Совершенствование мер социальной защиты и социального обслуживания. 16. Обслуживание пожилых жителей сельской местности. 17. Совершенствование коммуникационных связей и решение интеллектуального потенциала пожилых людей. 18. Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей. 19. Кадровое обеспечение деятельности по работе с пожилыми гражданами. 20. Оказание социальных услуг гражданам без определённого места жительства и социальных услуг по реабилитации инвалидов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 21. Предоставление нуждающимся гражданам пожилого возраста и инвалидам стационарного социального обслуживания, осуществляемого в государственных учреждениях социального обслуживания населения, а также образовательных услуг инвалидам и гражданам с ослабленным здоровьем на базе техникума-интерната. 22. Научное, научно-методическое и информационное сопровождение государственной программы. 23. Выполнение обязательств государства по социальной поддержке граждан. 24. Финансовое обеспечение делегированных органам местного самоуправления полномочий и контроль за использованием предоставляемых межбюджетных трансфертов. Решение вышеуказанных задач будет осуществляться Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области в рамках подпрограмм государственной программы: 1. Доступная среда в Пензенской области. 2. Социальная поддержка детей Пензенской области. 3. Старшее поколение Пензенской области. 4. Социальная поддержка отдельных категорий граждан Пензенской области в жилищной сфере. 5. Обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, стационарным обслуживанием и реабилитационными услугами. 6. Предоставление субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в Пензенской области. 7. Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета. 3. Сроки и этапы реализации государственной программы Сроки реализации государственной программы – 2014–2020 годы. Подпрограммы государственной программы реализуются ежегодно в объемах, предусмотренных законом Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период. В целях обеспечения непрерывности и преемственности предусмотренных мероприятий подпрограмм деление на этапы реализации не планируется. В ходе исполнения государственной программы будет производиться корректировка параметров и ежегодных планов ее реализации в рамках бюджетного процесса с учетом тенденций демографического и социально-экономического развития страны. 4. Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целевых показателей государственной программы Для достижения цели государственной программы предполагается использовать комплекс мер государственного регулирования, включающий государственные регулятивные (правоустанавливающие, правоприменительные меры). Правоустанавливающие и правоприменительные меры государственного регулирования осуществляются через системы устанавливаемых норм, правил и стандартов путем разработки нормативных правовых актов Пензенской области, необходимых для реализации государственной программы, а также осуществление контроля (надзора) за соблюдением действующих государственных норм и стандартов. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы» приведены в приложении № 2 к государственной программе. 5. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Объемы финансового обеспечения государственной программы в 2014–2020 годах рассчитаны исходя из подходов, принятых при формировании проекта закона Пензенской области о бюджете Пензенской области на очередной финансовый год и плановый период с учетом оценки объемов расходов на реализацию указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года. Оценка расходов на обеспечение социальных выплат до 2020 года определена исходя из уровня бюджетных ассигнований в 2014 году с учетом индексов-дефляторов до 2020 года. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы» за счет всех источников финансирования представлено в приложении № 3 к государственной программе. Ресурсное обеспечение реализации государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы» за счет средств бюджета Пензенской области представлено в приложении № 4 к государственной программе. Перечень мероприятий государственной программы с указанием наименования мероприятия, исполнителей мероприятия, сроков их исполнения, источников финансирования и показателей результатов мероприятия по годам приводится в приложении № 5 к государственной программе. 6. Анализ рисков реализации государственной программы и меры управления рисками Выполнению поставленных задач государственной программы может препятствовать воздействие негативных факторов финансового, организационного, непредвиденного характера. Основными рисками реализации государственной программы являются финансовые риски, которые связаны с финансированием государственной программы не в полном объеме за счет бюджета Пензенской области. Данный риск возникает по причине длительного срока реализации государственной программы. Преодоление рисков возможно путем обеспечения сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям государственной программы в соответствии с ожидаемыми конечными результатами. Организационные риски: несвоевременное, поспешное и/или недостаточно проработанное принятие нормативных правовых актов, дефицит квалифицированных кадров, пассивное сопротивление отдельных организаций проведению основных мероприятий государственной программы. Преодоление рисков возможно путем своевременной подготовки и тщательной проработки проектов нормативных правовых актов, внесения изменений в принятые нормативные правовые акты, оперативного реагирования на выявленные недостатки в процедурах управления, контроля и кадрового обеспечения. Непредвиденные риски: резкое ухудшение внутренней и внешней экономической конъюнктуры, природные и техногенные катастрофы и катаклизмы. Преодоление рисков возможно путем осуществления прогнозирования социально-экономического развития при непредвиденных рисках с учетом возможного ухудшения экономической ситуации. Таким образом, из вышеперечисленных рисков наиболее отрицательное влияние на реализацию государственной программы могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу срыва реализации государственной программы. Поскольку в рамках реализации государственной программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками. В целях реализации управления финансовыми рисками планируется осуществление мероприятий по организации разрешения и снижения величины риска путем ежегодного уточнения и внесения необходимых изменений в текущее финансирование государственной программы. 7. Оценка планируемой эффективности государственной программы Оценка планируемой эффективности государственной программы проводится в соответствии с Положением об оценке планируемой эффективности государственной программы Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 18.04.2012 № 274-пП «Об утверждении порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области» (с последующими изменениями), и применяется в целях проведения оценки планируемой эффективности государственной программы для обоснования необходимости ее утверждения и реализации. Планируемая эффективность государственной программы определяется по каждому году реализации государственной программы. 7.1. Критерий оценки планируемой эффективности государственной программы: 7.1.1. планируемая эффективность государственной программы определяется на основе сопоставления планируемого показателя результативности достижения целей государственной программы и суммарной планируемой результативности входящих в нее подпрограмм . При этом каждый из показателей должен быть больше 1: = ( , >1), где: – планируемая результативность государственной программы; – суммарная планируемая результативность входящих в государственную программу подпрограмм. 7.2. Расчет планируемых показателей результативности государственной программы: 7.2.1. планируемый показатель результативности государственной программы есть среднеарифметическая величина из показателей результативности её целевых показателей и рассчитывается следующим образом:
где: – показатель результативности достижения i-ого целевого показателя государственной программы; n – количество показателей государственной программы; 7.2.2. показатель результативности достижения i-ого целевого показателя государственной программы рассчитывается как отношение планируемого значения i-ого целевого показателя государственной программы к значению показателя года, предшествующего плановому:
В случае если планируемый результат достижения целевого показателя государственной программы предполагает уменьшение значения, то показатель результативности достижения i-ого целевого показателя государственной программы рассчитывается как отношение значения i-ого показателя в году, предшествующем плановому, к планируемому значению этого целевого показателя:
где: – планируемое значение i-ого целевого показателя государственной программы; –значение i-ого целевого показателя государственной программы в году, предшествующем плановому. При оценке результативности государственной программы в первый год ее реализации плановый показатель сравнивается с фактическим значением года, предшествующего плановому. По второму и последующим годам реализации государственной программы плановый показатель оцениваемого года сравнивается с плановым показателем предшествующего года. 7.3. Расчет планируемых показателей результативности подпрограмм государственной программы: 7.3.1. суммарная планируемая результативность входящих в государственную программу подпрограмм определяется как средневзвешенная величина из показателей результативности всех подпрограмм: , где: – планируемый показатель результативности j-ой подпрограммы государственной программы; – весовой коэффициент влияния j-ой подпрограммы на результативность государственной программы. Весовой коэффициент определяется как отношение планируемых средств на реализацию j-ой подпрограммы к общей сумме планируемых средств на реализацию государственной программы; m – количество подпрограмм в государственной программе; 7.3.2. планируемый показатель результативности j-ой подпрограммы определяется следующим образом: , где: - планируемый результат достижения t-ого целевого показателя j-ой подпрограммы государственной программы; t – количество целевых показателей в j-ой подпрограмме; 7.3.3. планируемый результат достижения t-ого целевого показателя j-ой подпрограммы исчисляется как отношение планируемого значения t-ого целевого показателя к значению этого показателя в году, предшествующем плановому:
В случае если планируемый результат достижения целевого показателя подпрограммы предполагает уменьшение значения, то планируемый результат достижения t-ого целевого показателя j-ой подпрограммы исчисляется как отношение значения t-ого показателя в году, предшествующем плановому, к планируемому значению этого целевого показателя
где: –планируемое значение t-ого целевого показателя j-ой подпрограммы государственной программы; – значение целевого t-ого показателя j-ой подпрограммы в году, предшествующем плановому. При оценке результативности подпрограммы в первый год ее реализации плановый показатель сравнивается с фактическим значением года, предшествующего плановому. По второму и последующим годам реализации подпрограммы плановый показатель оцениваемого года сравнивается с плановым показателем предшествующего года. 7.4. Порядок проведения оценки планируемой результативности государственной программы: 7.4.1. Министерство труда, социальной защиты и демографии Пензенской области представляет в Министерство экономики Пензенской области расчет планируемой оценки эффективности государственной программы по форме приложения № 6 к государственной программе. 7.4.2. Планируемая эффективность государственной программы приводится по форме приложения № 7 к государственной программе. Государственная программа признается эффективной и рекомендуется к утверждению, если по каждому году реализации государственной программы выполняется следующее условие: = при этом = > 1. Допускается отклонение от не более чем на 10 процентов. 8. Характеристика подпрограмм государственной программы 8.1. Подпрограмма 1«Доступная среда в Пензенской области» государственной программы Пензенской области «Социальная поддержка граждан в Пензенской области на 2014–2020 годы» ПАСПОРТ подпрограммы 1 «Доступная среда в Пензенской области»
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|