Расширенный поиск
Постановление Правительства Пензенской области от 05.08.2004 № 601-пППРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 августа 2004 г. N 601-пП г. Пенза Утратилo силу - Постановление Правительства Пензенской области от 29.12.2005 г. N 1079-пП О Программе развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы В целях обеспечения условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, повышения социального статуса воспитания в региональной системе образования, создания условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан, Правительство Пензенской области п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить прилагаемую Программу развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы. 2. Министерству образования и науки Пензенской области (Скачков Ю.П.): - обеспечить текущее управление реализацией программы, координацию работы и взаимодействие между ее исполнителями; - ежегодно до 25 января представлять в Правительство Пензенской области отчеты о реализации программных мероприятий по итогам прошедшего года. 3. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области на основе областной программы разработать соответствующие программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях на 2004-2005 годы. 4. Настоящее постановление опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости". 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Пензенской области Е.А.Столярову. Губернатор Пензенской области В.К.Бочкарев __________________ ОДОБРЕНА постановлением Правительства Пензенской области от 5 августа 2004 г. N 601-пП П Р О Г Р А М М А развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы П А С П О Р Т Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы Наименование Программы Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы Основание для постановление Губернатора Пензенской разработки Программы области Основные разработчики Министерство образования и науки Пензенской Программы области Исполнители Программы учреждения общего и дополнительного образования, физкультурно-оздоровительные комплексы Цель Программы обеспечение условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности Задачи Программы повышение социального статуса воспитания в региональной системе образования, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений (ОУ) разных видов и типов, координация их деятельности; создание условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан; осуществление комплексного подхода к решению задач эстетического, экологического, трудового и физического воспитания, расширение состава субъектов воспитания; формирование здорового и нравственного образа жизни, вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; стабилизация семьи как социального института; осуществление мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению взаимодействия семьи и ОУ; организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи; решение задачи трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году. Срок реализации 2004-2005 гг. Программы Перечень основных разработка и создание необходимых научно- мероприятий Программы методических, кадровых, организационных и информационных условий для развития воспитательных систем; организация работы ОУ в режиме "школы полного дня"; интеграция деятельности учреждений образования и культуры в вопросах воспитания через создание самоуправляемой некоммерческой общественной организации - Совета директоров; создание Межшкольных центров развития молодежи на основе объединения учреждений образования и физкультурно-оздоровительных комплексов; программное и кадровое обеспечение организации воспитательной работы с детьми, подростками и жителями микрорайона; обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни; разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров Ожидаемые конечные развитие воспитательного потенциала ОУ результаты различных видов и типов в гражданском, Программы физическом реализации и нравственном воспитании, обеспечении возможностей творческой самореализации личности; повышение эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании молодежи, укрепление связи ОУ и семьи в процессе воспитания детей и подростков; организация целостного образовательного пространства в виде межшкольных центров развития молодежи, обеспечивающих образование, разностороннее развитие, нравственное, культурное и физическое воспитание; укрепление здоровья молодежи, снижение числа хронических заболеваний у детей и подростков, связанных с низкой двигательной активностью; снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних Введение Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Программой развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы, проектом Государственной программы "Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года", федеральной целевой Программой "Дети России" на 2003-2006 годы, программами в области воспитательной и молодежной политики Правительства Пензенской области. Разработка и общее руководство процессом реализации Программы возлагается на Министерство образования и науки Пензенской области. Данная Программа нацелена на обеспечение условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности. Программа призвана обеспечить качественное образование, разностороннее развитие, культурное и физическое воспитание детей и подростков, снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних. Реализация Программы будет способствовать повышению социального статуса воспитания в региональной системе образования, укреплению и развитию воспитательных функций образовательных учреждений разных видов и типов, координации их деятельности; созданию условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан, укреплению здоровья молодежи. Программа ориентирована на превращение образовательных учреждений Пензенской области в комплексные центры социально-культурной, спортивно-оздоровительной массовой работы не только с молодежью, но и с представителями всех возрастных групп. Реализация Программы будет способствовать повышению эффективности сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании молодежи, укреплению связи образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей и подростков. I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами В настоящее время в России заметно усилились внимание и требовательность к образованию и воспитанию со стороны родителей, общественности, властных структур. Это связано с ростом асоциального поведения детей и подростков, одной из причин которого является нерациональная организация досуговой деятельности, детская безнадзорность, особенно во время каникул и в праздничные и выходные дни. Немалую роль в этом играет и характерный для современного общества кризис семьи, который приводит к существенному снижению ее воспитательного потенциала. Кроме того, заметное влияние на процесс духовного становления молодежи оказывают проблемы, связанные с развитием современной российской цивилизации. Однако, несмотря на признание задачи воспитания детей одной из главных стратегических задач современного российского общества, можно говорить о том, что пока еще не вполне четко определены приоритеты воспитательной политики, не выработан комплекс практических мер по решению проблем воспитания молодежи. Очевидно, что к числу приоритетных задач в области воспитания относится формирование здорового и нравственного образа жизни, что предполагает повышение общей культуры, сохранение физического и нравственного здоровья, компетентность и грамотность личности; эстетическое, экологическое, трудовое и физическое воспитание, а также воспитание гражданственности и патриотизма. Сегодня происходит формирование благоприятных условий для интенсивного развития в регионе социального института воспитания, для реального повышения его социального статуса и воспитательного потенциала, для усиления эффективности воспитательного воздействия учреждений образования и культуры на подрастающее поколение с целью духовно-нравственного и гражданского становления личности и ее социализации. Формируются новые культурные основы воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание молодежи, взаимодействие семьи, общества и государства в деле воспитания человека и гражданина. Разрешение проблем образования и воспитания возлагается на органы и учреждения образования (общего и дополнительного), а также учреждения культуры. Однако на сегодняшний день можно констатировать недостаточную координацию их деятельности, снижение их организационно-методической роли, что связано как с недостаточностью материально-технической базы, так и с проблемами кадрового обеспечения. Если вопросы предоставления учащимся качественного современного образования школой решаются вполне успешно, то блок воспитательной работы в основном возложен на того же педагога-универсала, который зачастую является одновременно учителем, воспитателем и организатором. Проблемой также является то, что часто образовательное учреждение не выступает (и не может выступать) подлинным центром для организации не только внутришкольных, а районных или городских мероприятий с детьми, по проведению действенных и интересных акций для жителей всего микрорайона. Важной представляется такая организация работы образовательного учреждения, чтобы оно на практике представляло собой "территорию интересов" учащихся, функционировало в режиме "школы полного дня", обеспечивая занятость молодежи и досуговую деятельность детей и подростков. В настоящее время главное место в организации досуга у значительной части подростков занимает компьютер. При этом несбалансированное виртуальное общение развивает у ребенка опосредованное восприятие мира, формирует ситуацию отчуждения от этнических корней, истории и культуры своего народа. Кроме того, интерес молодежи к работе с компьютером реализуется либо дома, либо в частных компьютерных клубах, которые имеют коммерческую направленность. В основном дети и подростки ориентируются на компьютерные игры, связанные с насилием и жестокостью. Следует отметить также явно недостаточный уровень общественной активности детей и подростков (по официальным данным в деятельности молодежных и детских общественных объединений участвует около 41% молодых россиян). В то же время по предварительным данным о тарификации в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004/2005 учебный год предусматривается довольно значительное сокращение количества педагогических ставок (приблизительно 900 по области), вызванное сокращением числа класс-комплектов. При этом наибольшее количество подлежащих сокращению педагогических ставок - педагоги, работающие в 5-9-х и 10-11-х классах. В соответствии с этим Министерство образования и науки Пензенской области считает целесообразным осуществление Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области, что позволит поднять на качественно новый уровень воспитание и развитие молодежи. В связи с тем, что особую актуальность для решения задач воспитания имеют вопросы физического оздоровления молодежи, активизации спортивно-массовой работы, настоящая Программа развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы включает в себя также Подпрограмму формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи. II. Цель и задачи Программы, сроки ее реализации Цель Программы состоит в обеспечении условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов, содействующих развитию социально и культурно компетентной, физически и нравственно здоровой личности. На достижение поставленной цели направлены следующие основные задачи, которые призвана решить Программа: - повышение социального статуса воспитания в региональной системе образования, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений разных видов и типов, координация их деятельности; - создание условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан; - осуществление комплексного подхода к решению задач эстетического, экологического, трудового и физического воспитания, расширение состава субъектов воспитания; - формирование здорового и нравственного образа жизни, вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом; - совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, стабилизация семьи как социального института; - осуществление мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению взаимодействия семьи и образовательных учреждений; - организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи; - решение задачи трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году. Срок реализации Программы - 2004-2005 годы. III. Система программных мероприятий Программа содержит конкретные мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей и задач. Основные направления работы по реализации программы состоят в следующем: - разработка и создание необходимых научно-методических, кадровых, организационных и информационных условий для развития воспитательных систем; - организация работы образовательных учреждений в режиме "школы полного дня"; - установление интеграции деятельности учреждений образования и культуры в вопросах воспитания через создание самоуправляемой некоммерческой общественной организации - Совета директоров; - создание межшкольных центров развития молодежи на основе объединения учреждений образования и ФОКов; - программное и кадровое обеспечение организации воспитательной работы с детьми, подростками и взрослыми жителями микрорайона; - обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганду здорового образа жизни; - разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Основные мероприятия по реализации направлений Программы: ------T------------------------------------T------------------T-----------------------------¬ ¦ NN ¦ Основные мероприятия ¦ Сроки ¦ Ответственные ¦ ¦ п/п ¦ ¦ ¦ за выполнение ¦ +-----+------------------------------------+------------------+-----------------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +-----+------------------------------------+------------------+-----------------------------+ ¦ 1. ¦ Разработка и создание необходимых ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ научно-методических, ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ кадровых, организационных ¦ ¦ области, областной ¦ ¦ ¦ и информационных ¦ ¦ институт повышения ¦ ¦ ¦ условий для развития ¦ ¦ квалификации и ¦ ¦ ¦ воспитательных систем ¦ ¦ переподготовки работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования (ИПКиПРО) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ Разработка нового штатного ¦ июль-август ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ расписания для образовательных ¦ 2004 г. ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ учреждений (ОУ) Пензенской ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ области, обеспечивающего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ активизацию воспитательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ Упорядочение и укрепление ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ кадровой, материально- ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ технической базы ОУ ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 ¦ Обновление программно- ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ методического содержания, ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ обеспечение вариативности ¦ ¦ области, областной ¦ ¦ ¦ воспитательных систем ОУ ¦ ¦ ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦ Повышение уровня работы со ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ СМИ по вопросам воспитания ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ детей, подростков и их родителей; ¦ ¦ области, областной ¦ ¦ ¦ обобщение опыта ¦ ¦ ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ воспитательной работы ОУ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ усиление пропаганды передовых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методик и утверждение культа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ семьи через СМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5 ¦ Повышение профессионального ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ уровня управления процессом ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ воспитания, обеспечение ¦ ¦ области, органы управления ¦ ¦ ¦ взаимодействия системы ¦ ¦ образованием ¦ ¦ ¦ образования со всеми социальными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ институтами, прежде всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - с семьей ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+------------------+-----------------------------+ ¦ 2. ¦ Организация работы ОУ в ¦ 2004/2005 ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ режиме "школы полного дня" ¦ учебный год ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области, органы управления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ Развитие системы дополнительного ¦ 2004-2005 гг. ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ образования и различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ форм внеурочной деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждениях; усиление их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитывающих функций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ Разработка планов и программ ¦ август- ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ воспитательной работы ОУ, ¦ сентябрь ¦ образованием, ¦ ¦ ¦ направленных на превращение ¦ 2004 г. ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ школы в "территорию интересов" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учащихся и их родителей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жителей микрорайона и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предусматривающих возможность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации их досуговой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности на базе ОУ в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ течение всего дня (с 8.00 до ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 21.00), включая выходные дни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и период школьных каникул ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 ¦ Усиление досугового компонента ¦ 2004/2005 ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ ОУ, создание условий ¦ учебный год ¦ ¦ ¦ ¦ для самовыражения детей и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подростков в творчестве, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ клубной и досуговой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организованной активности, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятиях спортом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦ Организация воспитательной ¦ 2004/2005 ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ работы ОУ в социуме, разработка ¦ учебный год ¦ ¦ ¦ ¦ и проведение общественно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ значимых акций и мероприятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для учащихся и всех ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жителей микрорайона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5 ¦ Организация работы компьютерных ¦ сентябрь- ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ и интернет-клубов на ¦ ноябрь ¦ ¦ ¦ ¦ базе компьютерных классов ОУ ¦ 2004 г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6 ¦ Использование спортивных ¦ 2004/2005 ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ залов и помещений ОУ для ¦ учебный год ¦ ¦ ¦ ¦ работы спортивных и туристических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ секций и кружков в течение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего свободного от учебных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятий времени ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+------------------+-----------------------------+ ¦ 3. ¦ Установление интеграции ¦ 2004/2005 ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ деятельности учреждений ¦ учебный год ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ образования и культуры в ¦ ¦ области, Министерство ¦ ¦ ¦ вопросах воспитания через ¦ ¦ культуры Пензенской ¦ ¦ ¦ создание самоуправляемой ¦ ¦ области, органы управления ¦ ¦ ¦ некоммерческой общественной ¦ ¦ образованием ¦ ¦ ¦ организации - Совета директоров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ Проведение учредительных ¦ август- ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ конференций или совещаний ¦ сентябрь ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ по районам области (микрорайонам ¦ 2004 г. ¦ области, ИПКиПРО, ¦ ¦ ¦ городов) по созданию ¦ ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ советов директоров ОУ ¦ ¦ образованием ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ Подготовка и проведение ¦ сентябрь ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ семинара-конференции по ¦ 2004 г. ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ определению основных задач и ¦ ¦ области, Министерство ¦ ¦ ¦ направлений работы Совета ¦ ¦ культуры Пензенской ¦ ¦ ¦ директоров ОУ ¦ ¦ области, ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 ¦ Разработка и утверждение ¦ сентябрь- ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ советами директоров ¦ ноябрь ¦ образованием, учреждения ¦ ¦ ¦ интегрированных планов и программ ¦ 2004 г. ¦ культуры ¦ ¦ ¦ воспитательной работы ОУ в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ районах (микрорайонах), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предусматривающих максимально ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможное использование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ имеющегося кадрового потенциала ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и материально-технической базы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦ Осуществление советами ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ директоров координации ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ воспитательной работы в социуме, ¦ ¦ области, Министерство ¦ ¦ ¦ предусматривающей вовлечение ¦ ¦ культуры Пензенской ¦ ¦ ¦ детей, подростков и их ¦ ¦ области, органы ¦ ¦ ¦ родителей, жителей ¦ ¦ управления образованием ¦ ¦ ¦ микрорайона (района) ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+------------------+-----------------------------+ ¦ 4. ¦ Создание межшколъных ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ центров развития молодежи ¦ ¦ и науки Пензенской области, ¦ ¦ ¦ (МЦР) на основе объединения ¦ ¦ Комитет Пензенской ¦ ¦ ¦ учреждений образования и ФОКов ¦ ¦ области по физической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуре, спорту и туризму ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ Разработка Положения о ¦ август- ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ деятельности межшкольных ¦ сентябрь ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ центров развития молодежи ¦ 2004 г. ¦ области, ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ Разработка штатного расписания ¦ август- ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ для МЦР ¦ сентябрь ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ ¦ 2004 г. ¦ области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 ¦ Определение базовых ОУ для ¦ сентябрь- ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ создания МЦР, комплектование ¦ ноябрь ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ кадров, создание материально- ¦ 2004 г. ¦ области, органы ¦ ¦ ¦ технической базы ¦ ¦ управления образованием ¦ ¦ ¦ Межшкольных центров развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ молодежи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦ Разработка программ и планов ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ спортивно-оздоровительной ¦ ¦ и науки Пензенской области, ¦ ¦ ¦ работы МЦР в микрорайоне, ¦ ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ координация деятельности ¦ ¦ образованием, Комитет по ¦ ¦ ¦ МЦР через советы директоров ¦ ¦ физической культуре, ¦ ¦ ¦ и их осуществление ¦ ¦ спорту и туризму ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5 ¦ Развитие форм работы, ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ направленных на организацию ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ досуга жителей микрорайона, ¦ ¦ области, органы управления ¦ ¦ ¦ способствующих формированию ¦ ¦ образованием, ¦ ¦ ¦ здорового образа жизни, ¦ ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ здоровой семьи; организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитательной работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ родителями ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+------------------+-----------------------------+ ¦ 5. ¦ Программное и кадровое ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ обеспечение организации ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ воспитательной работы с ¦ ¦ области, ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ детьми, подростками и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жителями микрорайона ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ Оптимизация административной ¦ август- ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ структуры ОУ, функционально ¦ сентябрь ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ ответственной за ¦ 2004 г. ¦ области ¦ ¦ ¦ воспитательную работу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ Разработка концепции ¦ ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ воспитательной работы в ОУ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (программ, планов, локальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ актов, регламентирующих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитательную деятельность), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предусматривающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использование в целях воспитания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможностей учебно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитательного процесса. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Обязательное включение в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систему воспитательной работы: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ гражданского, патриотического, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ духовно-нравственного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитания; работы по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованию регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компонента образования в ¦ сентябрь ¦ ¦ ¦ ¦ воспитательных системах; ¦ октябрь ¦ ¦ ¦ ¦ научно-исследовательской и ¦ 2004 г. ¦ ¦ ¦ ¦ профориентационной работы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы по формированию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ традиций ОУ (школьного музея, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ газеты и др.); ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ спортивно-оздоровительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы, пропаганды и внедрения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физической культуры и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здорового образа жизни; работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по формированию культа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "здоровой семьи", организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психолого-консультационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и профилактической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы с учащимися и их ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ родителями. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 ¦ Разработка научно-методического ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ сопровождения воспитательных ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ систем, отдельных ¦ ¦ области, ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ направлений воспитания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системе образования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦ Создание условий для участия ¦ 2004-2005 гг. ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ семей в воспитательном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессе, развитие родительских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общественных объединений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ привлечение родителей к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участию в управлении ОУ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ осуществлении воспитательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5 ¦ Разработка и осуществление ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ конкретных мер по укреплению ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ статуса социального института ¦ ¦ области, ИПКиПРО, ¦ ¦ ¦ семьи и повышению его ¦ ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ ценности в общественном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сознании ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+------------------+-----------------------------+ ¦ 6. ¦ Обеспечение качественного ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ образования и всестороннего ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ развития и воспитания ¦ ¦ области, ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ молодежи через вовлечение в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ занятия физкультурой и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ спортом, пропаганду здорового ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образа жизни ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ Содействие здоровому образу ¦ 2004-2005 гг. ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ жизни учащихся и их родителей ¦ ¦ образованием, ¦ ¦ ¦ через использование ¦ ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ возможностей учебно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитательного процесса для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ формирования культуры здоровья, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потребностей занятий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ физкультурой и спортом, умения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выработать индивидуальную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программу охраны здоровья ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ Разработка программ и планов ¦ 2004 г. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ спортивно-оздоровительной ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ работы ОУ в микрорайоне, ¦ ¦ области, ИПКиПРО, органы ¦ ¦ ¦ предусматривающих работу ¦ ¦ управления образованием, ¦ ¦ ¦ секций и кружков, проведение ¦ ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ спортивно-оздоровительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мероприятий и акций для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жителей микрорайона, координация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ОУ через советы директоров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 ¦ Развитие форм работы, ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ направленных на организацию ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ досуга жителей микрорайона, ¦ ¦ области, органы управления ¦ ¦ ¦ целью которых является ¦ ¦ образованием, ¦ ¦ ¦ формирование здорового образа ¦ ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ жизни, "здоровой семьи"; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организация воспитательной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы с родителями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦ Научно-методическое ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ обеспечение воспитательного ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ процесса, направленного на ¦ ¦ области, ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ формирование здорового образа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизни; пропаганда новых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ методик через СМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5 ¦ Активизация использования ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ СМИ для пропаганды здорового ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ образа жизни, привлечения ¦ ¦ области, органы управления ¦ ¦ ¦ молодежи к занятиям физкультурой ¦ ¦ образованием ¦ ¦ ¦ и спортом ¦ ¦ ¦ +-----+------------------------------------+------------------+-----------------------------+ ¦ 7. ¦ Разработка новых форм ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ профилактики безнадзорности и ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ правонарушений несовершеннолетних; ¦ ¦ области, ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ осуществление мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процесса социальной реабилитации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ социально дезадаптированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детей и подростков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ Усиление роли семьи в воспитании ¦ 2004-2005 гг. ¦ Органы управления ¦ ¦ ¦ детей; оказание помощи ¦ ¦ образованием, ¦ ¦ ¦ семье в решении проблем в ¦ ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ воспитании детей, развитие ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психолого-педагогического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ просвещения родителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ Содействие осуществлению ¦ 2004-2005 гг. ¦ Органы управления ¦ ¦ ¦ прав родителей на участие в ¦ ¦ образованием, ¦ ¦ ¦ управлении образовательным ¦ ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ учреждением и в организации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитательного процесса, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целенаправленное вовлечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ семьи в этот процесс ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 ¦ Создание системы психолого- ¦ 2004-2005 гг. ¦ Органы управления ¦ ¦ ¦ педагогической и медико- ¦ ¦ образованием, ¦ ¦ ¦ социальной реабилитации ¦ ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ детей; осуществление ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дифференцированного, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуального подхода к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работе с детьми, подростками и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ родителями, имеющими негативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ девиантные отклонения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦ Осуществление психолого- ¦ 2004/2005 ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ педагогического мониторинга ¦ учебный год ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ воспитательного процесса с ¦ ¦ области, ¦ ¦ ¦ целью отслеживания состояния ¦ ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ проблемных семей, поведения ¦ ¦ образованием, ¦ ¦ ¦ детей и родителей, ¦ ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ имеющих негативные отклонения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в поведении, и разработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ новых методик корректирующего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ воспитательного воздействия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5 ¦ Интеграция деятельности ОУ с ¦ 2004/2005 ¦ администрация ОУ ¦ ¦ ¦ правоохранительными органами ¦ учебный год ¦ ¦ +-----+------------------------------------+------------------+-----------------------------+ ¦ 8. ¦ Подготовка, переподготовка ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ и повышение квалификации ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ кадров ¦ ¦ области, ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 1 ¦ Подготовка руководящих и ¦ август- ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ педагогических кадров к ¦ сентябрь 2004 г. ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ организации воспитательной ¦ ¦ области, ИПКиПРО, ¦ ¦ ¦ деятельности по предусмотренным ¦ ¦ органы управления ¦ ¦ ¦ Программой направлениям ¦ ¦ образованием ¦ ¦ ¦ через проведение обучающих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ семинаров и конференций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ Совершенствование системы ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ подготовки, переподготовки и ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ повышения квалификации ¦ ¦ области, ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ педагогов - организаторов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внеурочной и внеучебной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности в образовательных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждениях всех видов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ типов. Разработка программ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ курсовой переподготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогических работников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подлежащих сокращению, для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы по специальности "педагог ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дополнительного образования" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и реализация переподготовки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогов по данным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ программам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 ¦ Разработка современного ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство образования ¦ ¦ ¦ программно-методического ¦ ¦ и науки Пензенской ¦ ¦ ¦ обеспечения для специалистов - ¦ ¦ области, ИПКиПРО ¦ ¦ ¦ организаторов внеурочной и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внеучебной деятельности ¦ ¦ ¦ L-----+------------------------------------+------------------+------------------------------ IV. Ресурсное обеспечение Программы Дополнительного финансирования из областного бюджета на реализацию программы не требуется. V. Механизм реализации Программы Основным разработчиком и координатором Программы является Министерство образования и науки Пензенской области. Предполагается привлечение к реализации Программы Министерства культуры Пензенской области и Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму. Исполнителями Программы выступают органы управления образованием, учреждения образования и культуры Пензенской области. Обеспечение научно-методического сопровождения реализации Программы и мер по переподготовке педагогических кадров по предусмотренным Программой направлениям возлагается на Пензенский ИПКиПРО, методические службы органов управления образованием. Для осуществления Программы необходимо принятие ряда нормативно-правовых документов, первоочередными из которых являются: новое штатное расписание образовательных учреждений, Положение о создании и деятельности советов директоров образовательных учреждений, Положение о создании и деятельности межшкольных центров развития молодежи, штатное расписание межшкольных центров развития молодежи. Программа предусматривает разработку нового варианта штатного расписания с учетом оптимизации структуры осуществления блока воспитательной работы. Исходя из того, что образовательные учреждения должны превратиться в реальную территорию интересов не только школьников, но и их родителей, других жителей микрорайона, Программа предусматривает изменение организации работы ОУ. Предполагается перепрофилирование части педагогов, попадающих по месту работы под сокращение численности штатов, таким образом, чтобы они могли обеспечить воспитательную работу в условиях работы "школы полного дня". Для подготовки специалистов, способных обеспечить воспитательную работу в новых условиях, предусматривается разработка программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров и их осуществление на базе учреждений дополнительного профессионального образования и повышения квалификации Пензенской области. Новое штатное расписание (в отношении блока воспитательной работы) может выглядеть следующим образом: --------------------------------------------T--------T--------------------¬ ¦ Наименование должностей ¦ Кол-во ¦ Примечания ¦ ¦ ¦ ставок ¦ ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ Зам. директора ОУ по воспитательной ¦ ¦ В соответствии с ¦ ¦ работе ¦ ¦ количеством класс- ¦ ¦ ¦ ¦ комплектов ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ Социальный педагог ¦ 1 ¦ "-" ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ Педагог-психолог ¦ 1 ¦ ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ Старший вожатый ¦ 1 ¦ ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ Социальный педагог ¦ 1 ¦ ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ Классные воспитатели (освобожденные ¦ - ¦ По решению ¦ ¦ классные руководители) ¦ ¦ учредителя ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ Педагоги дополнительного образования: ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ Педагог-организатор культурно- ¦ 1 ¦ ¦ ¦ массовой работы в школьном ¦ ¦ ¦ ¦ микрорайоне ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ Педагоги-организаторы спортивной и ¦ - ¦ ¦ ¦ туристической работы (тренеры) ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ Педагоги-организаторы (руководители) ¦ 1-2 ¦ ¦ ¦ школьных компьютерных (интернет-) ¦ ¦ ¦ ¦ клубов ¦ ¦ ¦ +-------------------------------------------+--------+--------------------+ ¦ Руководители кружков, секций, музея ¦ - ¦ ¦ L-------------------------------------------+--------+--------------------- Примечание: Курсивом в таблице выделены должности, которые предполагается ввести в штатное расписание Штатное расписание ОУ должно строиться индивидуально для каждого конкретного учреждения в соответствии с имеющимися условиями. Функциональные обязанности должностных лиц в штатном расписании, предусмотренных Программой, выглядят следующим образом. В ведении заместителя директора по воспитательной работе остаются вопросы разработки плана мероприятий, выработка программы работы (включая перспективные линии развития секционно-кружковой работы), разработка планов и проведение конкретных мероприятий. Психолого-педагогическое обеспечение, содействие семейному воспитанию, работа с родителями по распространению педагогических знаний осуществляется педагогом-психологом и социальным педагогом. Старший вожатый обеспечивает работу школьных общественных движений и организаций, организует участие детей и подростков в социально значимой деятельности. Организация работы ОУ в социуме, разработка и проведение общественно значимых акций и мероприятий для детей и их родителей в масштабах микрорайона возлагаются на специалиста, занимающего вводимую в штатное расписание должность педагога-организатора культурно-массовой работы в микрорайоне школы. В связи с тем, что сегодня во всех школах Пензенской области имеются компьютеры, а также учитывая высокий интерес к работе на компьютерах у подростков, предполагается открытие на базе ОУ компьютерных или интернет-клубов, в которых молодые люди смогут заниматься под руководством педагогов. Работа таких клубов будет вестись в свободное от учебных занятий время и обеспечивать возможность занятости детей до 21.00. Для этого вводится ставка педагога дополнительного образования - организатора (руководителя) школьного компьютерного (интернет-) клуба. Программа предполагает осуществление работы школьных спортивных залов и помещений с 8.00 до 21.00. Проведение дополнительных спортивных занятий для детей и их родителей в спортзалах (за исключением учебного времени) будет осуществляться не только школьными учителями физкультуры, но и педагогами-организаторами спортивной и туристической работы (тренерами), входящими в штат ОУ. В каждом ОУ предусматривается разработка плана кружковой и секционной деятельности, в котором обязательно должны быть представлены блоки культурного, духовно-нравственного (возможно - через деятельность фольклорных групп, кружков ИЗО, современного дизайна и др.), гражданско-патриотического (на основе работы школьных музеев, туристических и экологических клубов и секций), трудового воспитания. Эта работа возлагается на педагогов дополнительного образования - руководителей кружков, секций, музея. Вместо осуществления этой работы на общественных началах или за счет деления ставок педагогов дополнительного образования в небольших пропорциях между несколькими учителями эти ставки вводятся для отдельных педагогов, функциональные обязанности которых будут состоять именно в осуществлении данного направления воспитательной работы. Их деятельность следует направить на ориентацию подрастающего поколения на освоение ценностей отечественной культуры, формирование уважения к культурно-историческим традициям. По решению учредителя ставки классных руководителей могут быть трансформированы в ставки педагогов, осуществляющих только воспитательную работу в классах - классных воспитателей (освобожденных классных руководителей). Для интеграции деятельности учреждений общего и дополнительного образования и культуры в вопросах воспитания молодежи предусматривается создание самоуправляемой, некоммерческой общественной организации, функционирующей без образования юридического лица - Совета директоров ОУ общего и дополнительного образования и учреждений культуры в рамках Пензенской области, а также районов, городов и микрорайонов. Деятельность Совета директоров будет направлена на развитие системы воспитания детей и подростков через координацию деятельности образовательных учреждений региона и выработку перспективных линий воспитательной работы. Предполагается построить деятельность Совета директоров по вертикали: область - район - село (или город - микрорайон). Особое место в реализации Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы отводится формированию межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи. Вопросы, связанные с осуществлением данного направления работы и механизмом ее реализации, отражены в Подпрограмме формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи, включенной в настоящую Программу. VI. Организация управления и контроль за реализацией Программы Взаимодействие между исполнителями Программы и задействованными Программой учреждениями и ведомствами осуществляет Министерство образования и науки Пензенской области. Им же осуществляется текущее управление реализацией Программы. Контроль за реализацией Программы осуществляется Губернатором и Правительством Пензенской области. VII. Ожидаемые конкретные результаты и оценка эффективности реализации Программы Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: - обеспечить развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений различных видов и типов в гражданском, физическом и нравственном воспитании, обеспечении возможностей творческой самореализации личности; - повысить эффективность межведомственного взаимодействия, сотрудничества субъектов социального партнерства в воспитании молодежи, укрепить связи образовательных учреждений и семьи в процессе воспитания детей и подростков; - организовать целостное образовательное пространство в виде межшкольных центров развития молодежи, обеспечивающих образование, разностороннее развитие, нравственное, культурное и физическое воспитание; - содействовать укреплению здоровья молодежи, снижению числа хронических заболеваний у детей и подростков, связанных с низкой двигательной активностью; - снизить численность безнадзорных детей, что позволит сократить число правонарушений несовершеннолетних. __________ П О Д П Р О Г Р А М М А формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи П А С П О Р Т подпрограммы формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и физкультурно-оздоровительные комплексы Наименование подпрограммы - Подпрограмма формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи Основание для разработки постановление Губернатора Пензенской Подпрограммы - области Основные разработчики Министерство образования и науки Подпрограммы - Пензенской области Исполнители Подпрограммы - учреждения общего и дополнительного образования, физкультурно- оздоровительные комплексы Цель Подпрограммы - улучшение качества жизни и здоровья молодежи на основе развития физкультуры и спорта, создание условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан Задачи Подпрограммы - вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом; совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению семьи; организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи; решение задачи трудоустройства части педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году Срок реализации Подпрограммы - 2004-2005 гг. Перечень создание межшкольных центров развития основных мероприятий молодежи на основе объединения Подпрограммы - учреждений образования и ФОКов; организация спортивно-оздоровительной работы с детьми, подростками и жителями микрорайона; обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни; разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров Ожидаемые конечные укрепление здоровья молодежи, снижение результаты реализации числа хронических заболеваний у Подпрограммы - детей и подростков, связанных с низкой двигательной активностью; снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних; оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; стабилизация семьи как социального института; организация целостного образовательного пространства в виде межшкольных центров развития молодежи, обеспечивающих образование, разностороннее развитие, культурное и физическое воспитание Введение Подпрограмма формирования межшкольных центров развития молодежи на основе создания многофункциональных комплексов, объединяющих учреждения образования и ФОКи, является составной частью Программы развития системы воспитательной работы в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004-2005 годы. Подпрограмма нацелена на улучшение качества жизни и здоровья молодежи на основе развития физкультуры и спорта посредством создания условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан; совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществления мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению семьи; организации активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи. Подпрограмма призвана обеспечить качественное образование, разностороннее развитие, культурное и физическое воспитание детей и подростков, снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних. Ее реализация будет способствовать укреплению здоровья молодежи, снижению числа хронических заболеваний, связанных с низкой двигательной активностью, у детей и подростков. Подпрограмма ориентирована на превращение образовательных учреждений Пензенской области в комплексные центры социально-культурной, спортивно-оздоровительной массовой работы не только с молодежью, но и с представителями всех возрастных групп благодаря созданию межшкольных центров развития молодежи, объединяющих учреждения образования и физкультурно-оздоровительные комплексы. I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Одной из основных задач органов власти субъектов РФ является создание региональных систем воспитания, обеспечивающих позитивную социализацию подрастающего поколения, а также взрослых в конкретных социальных условиях. Столь пристальное внимание федеральных и региональных органов власти к вопросам воспитания молодежи (в том числе и посредством развития физкультуры и спорта) объясняется необходимостью решения ряда проблем современного общества, среди которых: рост числа негативных проявлений в поведении детей и школьников; сокращение средней продолжительности жизни населения России; необходимость укрепления здоровья людей, прежде всего - подрастающего поколения. Актуальность их решения становится очевидной при обращении к статистическим данным. Так, по данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза - психоневрологических отклонений, в 3 - патология органов пищеварения, т.е. уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические. Как отмечается в федеральной целевой программе "Дети России", только 30% новорожденных могут считаться здоровыми, а доля здоровых детей дошкольного и школьного возраста в субъектах РФ составляет всего 4-10%. Серьезного внимания требуют также проблемы, связанные с возрастанием проявлений социальной дезадаптации молодежи: распространением наркотизма, ростом числа правонарушений несовершеннолетних и других форм асоциального поведения. Существенно снизилась роль семьи в процессе воспитания детей и подростков, возрастает социальная беспризорность. Значительную часть свободного времени подростки либо бесцельно проводят "на улице", либо бесконтрольно играют в компьютерные игры, чаще всего не адекватные задачам воспитания полноценной личности. Исходя из этого при определении приоритетных задач модернизации российского образования на период до 2010 г. в качестве одной из основных была определена задача осуществления дополнительных мер по развитию физкультуры и спорта, активного творческого досуга и занятости несовершеннолетних и молодежи. С этой целью предполагается обеспечить сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, объединение работы учреждений общего и дополнительного образования по вовлечению детей и подростков в систематические занятия физкультурой и спортом. В настоящее время по инициативе Губернатора Пензенской области В.К.Бочкарева осуществляется строительство физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОКов). На сегодняшний день в области уже построен один ФОК, ведется строительство шести ФОКов и находится в стадии подготовки к строительству еще 21 объект. Физкультурно-оздоровительные комплексы создаются в областном центре и в большинстве районов Пензенской области. Однако в связи с их строительством возникает проблема организации деятельности ФОКов таким образом, чтобы они стали местом, привлекающим молодежь. Для этого необходимо не просто создать материальную базу в виде спортивно-оздоровительных сооружений, оснащенных современным оборудованием, но и обеспечить ФОКи квалифицированными кадрами руководителей, тренеров и обслуживающего персонала. Это должны быть специалисты, способные разработать программы работы комплексов с учетом потребностей и запросов населения, направленные на физическое оздоровление, пропаганду здорового образа жизни. В соответствии с федеральными программами и проектами Правительства Пензенской области приоритетным направлением работы педагогических коллективов региона становится работа по организации целостного образовательного пространства в виде комплексов, включающих школу и учреждения дополнительного образования. Они призваны стать основным элементом в решении проблем образования, разностороннего развития, культурного и физического воспитания школьников. Это объясняется тем, что сегодня именно школа во многом является центром социально-культурной жизни не только на селе, но и в городе. Образовательные учреждения располагают достаточным кадровым потенциалом для решения многих из поставленных задач в сфере физического и нравственного воспитания и укрепления здоровья молодежи. Однако одной из серьезных проблем в работе образовательных учреждений области является недостаточность материальной базы для организации работы спортивных школ, клубов и секций. Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей, а также с проблемами безнадзорности детей и подростков, обуславливает необходимость их решения программными методами на основе реализации системы мероприятий, направленных на формирование межшкольных центров развития молодежи на основе создания комплексов, объединяющих учреждения образования (общего и дополнительного) и ФОКи. География размещения ФОКов на территории г. Пензы и Пензенской области такова, что позволяет создать межшкольные центры развития молодежи посредством превращения школы (гимназии, лицея), территориально приближенной к ФОКу и обладающей достаточным потенциалом для организации такой работы, в базовую для микрорайона. При этом работа ФОКа строится таким образом, чтобы обслуживать не только данное конкретное образовательное учреждение, входящее в межшкольный центр развития молодежи наряду с ФОКом, но и все находящиеся в микрорайоне (районе) учреждения образования, а также позволяет предоставлять комплекс платных услуг по занятию физкультурой и спортом и оздоровлению населения. Создание межшкольных центров развития молодежи позволяет решить задачу трудоустройства педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году. По предварительным данным о тарификации в образовательных учреждениях Пензенской области на 2004/2005 учебный год предусматривается довольно значительное сокращение количества педагогических ставок (приблизительно 900 по области), вызванное сокращением числа класс-комплектов. При этом наибольшее количество подлежащих сокращению педагогических ставок - педагоги, работающие в 5-9-х и 10-11-х классах. Часть этих специалистов, обладающих требуемой квалификацией либо после прохождения соответствующей профессиональной переподготовки, войдет в штаты межшкольных центров развития молодежи и обеспечит их работу. Сформированные таким образом межшкольные центры развития молодежи способны решать задачи образования и воспитания детей и подростков как в ходе учебного процесса, так и во внеурочное время, позволяют организовать досуговую деятельность детей, связанную с физкультурой и спортом, осуществлять работу в рамках летних пришкольных (городских) лагерей спортивно-туристического профиля. II. Цели и задачи Подпрограммы, сроки ее реализации Целью Подпрограммы является улучшение качества жизни и здоровья молодежи на основе развития физкультуры и спорта. Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач: - создание условий, способствующих воспитанию социально активных, физически и нравственно полноценных граждан; - вовлечение молодежи в систематические занятия физкультурой и спортом; - совершенствование системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; - осуществление мер по обеспечению занятости молодежи, укреплению семьи; - организация активного творческого досуга несовершеннолетних и молодежи; - решение задачи трудоустройства части педагогических работников, подлежащих сокращению в 2004/2005 учебном году. Срок реализации Подпрограммы - 2004-2005 годы. III. Система программных мероприятий Подпрограмма содержит конкретные мероприятия, направленные на реализацию поставленных целей и задач. Основные направления работы по реализации Подпрограммы состоят в следующем: - создание межшкольных центров развития молодежи на основе объединения учреждений образования и ФОКов; - организация спортивно-оздоровительной работы с детьми, подростками и жителями микрорайона; обеспечение качественного образования и всестороннего развития и воспитания молодежи через вовлечение в занятия физкультурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни; - разработка новых форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществление мониторинга процесса социальной реабилитации социально дезадаптированных детей и подростков; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Основные мероприятия по реализации направлений Подпрограммы -----T------------------------------------T-----------------T-----------------------¬ ¦ N ¦ Основные мероприятия ¦ Сроки ¦ Ответственные ¦ ¦ N ¦ ¦ ¦ за выполнение ¦ +----+------------------------------------+-----------------+-----------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ +----+------------------------------------+-----------------+-----------------------+ ¦ 1. ¦ Создание межшкольных ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ центров развития молодежи на ¦ ¦ образования и науки ¦ ¦ ¦ основе объединения учреждений ¦ ¦ Пензенской области ¦ ¦ ¦ образования и ФОКов ¦ ¦ ¦ +----+------------------------------------+-----------------+-----------------------+ ¦ 1 ¦ Разработка Положения о ¦ август-сентябрь ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ деятельности межшкольных центров ¦ 2004 г. ¦ образования и науки ¦ ¦ ¦ развития молодежи, разработка ¦ ¦ Пензенской области ¦ ¦ ¦ штатного расписания ¦ ¦ ¦ +----+------------------------------------+-----------------+-----------------------+ ¦ 2 ¦ Создание межшкольных центров ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ развития молодежи на основе ¦ ¦ образования и науки ¦ ¦ ¦ объединения учреждений ¦ ¦ Пензенской области, ¦ ¦ ¦ образования и ФОКов ¦ ¦ Комитет Пензенской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области по физической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуре, спорту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и туризму ¦ +----+------------------------------------+-----------------+-----------------------+ ¦ 3 ¦ Разработка и утверждение через ¦ 2004-2005 гг. ¦ Межшкольные центры ¦ ¦ ¦ Совет директоров планов спортивно- ¦ ¦ развития молодежи, ¦ ¦ ¦ оздоровительной работы ¦ ¦ образовательные ¦ ¦ ¦ с детьми, подростками и жителями ¦ ¦ учреждения, ¦ ¦ ¦ микрорайона и их осуществление ¦ ¦ советы директоров ¦ ¦ ¦ на базе межшкольных центров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития молодежи ¦ ¦ ¦ +----+------------------------------------+-----------------+-----------------------+ ¦ 4 ¦ Обеспечение качественного ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ образования и всестороннего ¦ ¦ образования и науки ¦ ¦ ¦ развития и воспитания молодежи ¦ ¦ Пензенской области, ¦ ¦ ¦ через вовлечение в занятия ¦ ¦ Межшкольные центры ¦ ¦ ¦ физкультурой и спортом, ¦ ¦ развития молодежи ¦ ¦ ¦ пропаганда здорового образа жизни ¦ ¦ ¦ +----+------------------------------------+-----------------+-----------------------+ ¦ 5 ¦ Разработка и использование в ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ работе межшкольных центров ¦ ¦ образования и науки ¦ ¦ ¦ развития молодежи новых форм ¦ ¦ Пензенской области, ¦ ¦ ¦ профилактики безнадзорности и ¦ ¦ ИПКиПРО, ¦ ¦ ¦ правонарушений ¦ ¦ межшкольные центры ¦ ¦ ¦ несовершеннолетних ¦ ¦ развития молодежи ¦ +----+------------------------------------+-----------------+-----------------------+ ¦ 6 ¦ Осуществление мониторинга ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ процесса социальной реабилитации ¦ ¦ образования и науки ¦ ¦ ¦ социально дезадаптированных ¦ ¦ Пензенской области, ¦ ¦ ¦ детей и подростков ¦ ¦ межшкольные центры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ развития молодежи ¦ +----+------------------------------------+-----------------+-----------------------+ ¦ 7 ¦ Подготовка, переподготовка и ¦ 2004-2005 гг. ¦ Министерство ¦ ¦ ¦ повышение квалификации кадров ¦ ¦ образования и науки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Пензенской области, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ИПКиПРО ¦ L----+------------------------------------+-----------------+------------------------ IV. Механизм реализации Подпрограммы В структурном плане межшкольный центр развития молодежи (МЦР) будет выглядеть следующим образом: ------------------- МЦР ----------------¬ ¦ ¦ V V ОУ ФОК (школа, лицей, гимназия) Совет директоров ОУ В связи с этим предлагается вариант оптимизации структуры управления МЦР на основе внесения изменений в штатное расписание соответствующего образовательного учреждения в плане распределения административных должностей по сравнению с Типовыми штатами ОУ. Подпрограмма предполагает передачу в физкультурно-оздоровительные комплексы ряда высвобождающихся ставок из образовательных учреждений, входящих в состав межшкольных центров развития молодежи. В штатном расписании ОУ, ставшего базовым для образования УЦР, сокращается должность старшего вожатого, педагога-психолога, дополнительная должность заместителя директора по научно-методической работе, существующая в большинстве общеобразовательных учреждений, подпадающих в соответствии с Типовым штатным расписанием под категорию ОУ нового вида среднего (полного) образования (гимназия, лицей, кадетская школа, СШ с углубленным изучением отдельных предметов). Не предусматриваются в данных ОУ также ставки методистов, вводимые в ОУ по решению учредителя при наличии дополнительных финансовых средств. Сокращается 0,5 ставки бухгалтера-кассира. Кроме того, из финансирования ОУ, входящих в МЦР, а также входящих в зону его деятельности, могут быть исключены или сокращены доплаты учителям физкультуры за проведение внеклассной работы по физкультуре. Эти функции будут возложены на тренеров и инструкторов ФОКа. Высвобождающиеся ставки передаются в ФОК. За счет этого в ФОКах устанавливаются должностные ставки исполнительного директора (он же - заместитель директора МЦР), заместителя директора ФОК по методической и воспитательной работе, заместителя директора ФОК по физкультуре и спорту, педагога-психолога, администратора, бухгалтера-кассира. Должности секретаря-машинистки, главного бухгалтера и рабочего по обслуживанию оборудования вводятся для МЦР в целом. В штатном расписании МЦР предполагается введение следующей структуры: --------------------------------------T--------T------------------------------¬ ¦ Наименование должностей ¦ Кол-во ¦ Примечания ¦ ¦ ¦ ставок ¦ ¦ +-------------------------------------+--------+------------------------------+ ¦ Директор МЦР = Директор ОУ ¦ 1 ¦ В соответствии с количеством ¦ ¦ ¦ ¦ класс-комплектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Зам. директора ОУ по учебно- ¦ 1 ¦ "-" ¦ ¦ воспитательной работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Зам. директора ОУ по воспитательной ¦ 1 ¦ ¦ ¦ работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Зам. директора по АХР ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Главный бухгалтер МЦР ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтер-кассир ОУ ¦ 0,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Секретарь-машинистка МЦР ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Социальный педагог ОУ ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Рабочий по обслуживанию и текущему ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ремонту зданий, сооружений и ¦ ¦ ¦ ¦ оборудования МЦР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Исполнительный директор ФОК = ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Зам. директора МЦР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Зам. директора ФОК по методической ¦ 1 ¦ ¦ ¦ и воспитательной работе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Зам. директора ФОК по физкультуре и ¦ 1 ¦ ¦ ¦ спорту ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Педагог-психолог МЦР ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Администратор ФОК ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Бухгалтер-кассир ФОК ¦ 0,5 ¦ ¦ L-------------------------------------+--------+------------------------------- Штатное расписание ФОКа должно строиться индивидуально для каждого конкретного комплекса в соответствии с исходными условиями. Функциональные обязанности должностных лиц в штатном расписании МЦР выглядят следующим образом: Исполнительный директор ФОК (он же - заместитель директора МЦР) осуществляет общее руководство деятельностью ФОКа. В ведение заместителя директора ФОК по методической и воспитательной работе передаются вопросы разработки плана мероприятий, осуществляемых на базе ФОКа, выработка программы работы ФОКа (включая перспективные линии развития секционно-кружковой работы), разработка планов и проведение конкретных мероприятий. Вопросы подбора тренерско-преподавательского состава, руководства деятельностью кружков и секций возлагаются на заместителя директора ФОКа по физкультуре и спорту. Он же принимает участие в разработке планов и проведении конкретных спортивно-оздоровительных мероприятий. Координация времени использования площадей ФОКа и согласование расписания работы секций и кружков; заключение договоров на проведение на базе ФОКа мероприятий; организация хозрасчетной деятельности и предоставления платных услуг входят в функциональные обязанности администратора ФОК. Психолого-педагогическое обеспечение деятельности ФОКа осуществляется педагогом-психологом. Обеспечение финансовой деятельности относится к компетенции главного бухгалтера МЦР и бухгалтера-кассира ФОК. Разработка перспективных программ работы ФОКов должна проходить на основе учета потребностей всех образовательных учреждений микрорайона (района). С этой целью предполагается создание координационного Совета директоров образовательных учреждений, который должен утверждать планы работы ФОКов на определенный срок (вероятнее всего, на учебный год). Это позволит обеспечить равные возможности каждого ОУ по использованию площадей и материальной базы ФОКов для оздоровления учащихся и проведения соревнований и спортивных мероприятий. Вся деятельность образовательных учреждений и ФОКов должна строиться на договорной основе. Расходы по строительству, оборудованию, приобретению спортивного инвентаря осуществляются за счет средств федерального, регионального и местного бюджетов. Работа кружков, секций, оплата труда персонала, предусмотренного штатным расписанием, происходит на основании привлечения бюджетных средств (в том числе, по линии Министерства образования и науки Пензенской области за счет высвобождения ставок; а также Комитета Пензенской области по физической культуре, спорту и туризму). Финансирование проведения спортивных мероприятий и соревнований осуществляется за счет средств бюджета (мероприятия межрегиональные, областные и районные), а также за счет стороны-организатора. Их проведение осуществляется на договорной основе. Работа ряда кружков, секций, тренажерных залов, бассейнов и др. осуществляется в качестве платных услуг на основе внесения повременной оплаты или выдачи абонемента. ФОКи имеют право самостоятельно определять характер и объем платных услуг, вести хоздоговорную деятельность, устанавливать тарифы в соответствии с действующими нормативами. ФОКи имеют право использовать различные виды внебюджетных средств. Ожидаемые конкретные результаты и оценка эффективности реализации Программы В результате осуществления Подпрограммы предполагается достичь следующих результатов: укрепление здоровья молодежи, снижение числа хронических заболеваний у детей и подростков, связанных с низкой двигательной активностью; снижение численности безнадзорных детей, сокращение числа правонарушений несовершеннолетних; оказание социальной и психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; стабилизация семьи как социального института, создание культа "здоровой семьи"; организация целостного образовательного пространства в виде межшкольных центров развития молодежи, обеспечивающих образование, разностороннее развитие, культурное и физическое воспитание учащейся молодежи, родителей и жителей микрорайона. По этим критериям предполагается вести оценку реализации Подпрограммы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|