Расширенный поиск

Закон Пензенской области от 20.12.2004 № 720-ЗПО

 

                                ЗАКОН
                          Пензенской области


        Об областной целевой программе инновационного развития
                 Пензенской области на 2005-2007 годы

         Принят Законодательным Собранием Пензенской области
                         17 декабря 2004 года

     Статья 1

     Утвердить прилагаемую областную целевую программу  инновационного
развития Пензенской области на 2005-2007 годы.

     Статья 2

     Правительству Пензенской  области  в  течение трёх месяцев со дня
вступления  в  силу  настоящего  Закона  разработать  и  утвердить   в
установленном  порядке нормативные правовые акты,  необходимые для его
реализации.
   
     Статья 3

     Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после  дня  его
официального опубликования.


     Губернатор Пензенской области          В.К.Бочкарёв

     г. Пенза
     20 декабря 2004 года
     N 720-ЗПО
     ____________________


     УТВЕЖДЕНА
     Законом Пензенской области
     от 20.12.2004  N 720-ЗПО


                     Областная целевая программа
     инновационного развития Пензенской области на 2005-2007 годы

                          Паспорт программы

Наименование          -  областная целевая программа
программы                инновационного развития Пензенской
                         области на 2005-2007 годы
                         (далее - Программа)

Дата принятия         -  протокол совещания у первого
решения о разработке     заместителя Губернатора Пензенской
Программы                области от 23.03.2004

Государственный       -  Правительство Пензенской области
заказчик Программы

Основные              -  Управление экономики Правительства
разработчики             Пензенской области, Управление
Программы                промышленности, транспорта и связи
                         Правительства Пензенской области,
                         рабочая группа Экспертного совета по
                         промышленной, научно-технической и
                         инновационной политике, Экспертный
                         совет по промышленной, научно-технической
                         и инновационной политике

Цель и задачи         -  Цель:
Программы                - создание региональной
                           инновационной системы для перевода
                           экономики области на инновационный
                           путь развития;
                         Основные задачи:
                         - формирование организационно-правовых и
                           финансовых механизмов управления развитием
                           инновационной деятельности;
                         - интеграция учебно-научно-производственных и
                           бизнес-ресурсов для обеспечения
                           инновационной деятельности;
                         - вхождение в межрегиональный рынок
                           инноваций и привлечение инвестиций в
                           инновационную сферу;
                         - создание благоприятной среды для
                           инновационной деятельности

Сроки и этапы         -  2005-2007 годы
реализации Программы

Основные мероприятия  -  разработка нормативно-правового,
Программы                организационного и методического
                         обеспечения Программы;
                         реализация комплексных проектов в
                         научно-технической и производственной
                         сферах;
                         создание инфраструктуры
                         инновационного развития региона и
                         системы кадрового обеспечения
                         Программы

Ответственные         -  Управление экономики Правительства
исполнители              Пензенской области, Управление
программных              промышленности, транспорта и связи
мероприятий              Правительства Пензенской области,
(головные                Центр инновационного развития (ЦИР -
исполнители)             должен быть создан на первом этапе
                         реализации Программы)

Исполнители           -  определяются в ходе реализации
Программы                Программы из числа научных,
                         инновационных и промышленных
                         предприятий и организаций

Объемы и источники    -  Прогнозируемые финансовые затраты на
финансирования           реализацию программы составят 10 млн.
                         рублей за счет средств бюджета
                                           1
                         Пензенской области , что составит
                         менее 1/3 общей суммы привлекаемых
                         средств, в том числе:
                          2005 год - 5,0 млн. рублей;
                          2006 год - 3,0 млн. рублей;
                          2007 год - 2,0 млн. рублей

Ожидаемые результаты  -  увеличение во внутреннем валовом
реализации Программы     продукте области доли
                         конкурентоспособной наукоемкой
                         продукции и услуг, создание новых
                         рабочих мест, увеличение, по крайней
                         мере, в 2 раза числа предприятий,
                         использующих передовые технологии,
                         увеличение ежегодных бюджетных
                         поступлений от реализации наукоемкой
                         продукции и услуг

Система организации   -  контроль за реализацией Программы
контроля за              осуществляется Правительством
исполнением              Пензенской области, контроль за
Программы                целевым использованием бюджетных
                         средств осуществляется Управлением
                         финансов Пензенской области.

_______________________
    1
     В соответствии  со  статьей  69  Бюджетного  кодекса   Российской
Федерации  бюджетные  средства  будут  предоставляться  в форме оплаты
продукции,  работ,   услуг,   выполняемых   юридическими   лицами   по
государственному контракту с Правительством Пензенской области.
     Объемы привлекаемых   средств    федерального    бюджета    будут
определяться   по   итогам   проведения   экспертизы  по  вхождению  в
федеральные целевые программы.
     Объемы финансирования  из внебюджетных источников определяются по
результатам оценки коммерческой привлекательности проектов Программы и
должны превысить сумму, выделяемую из бюджета
Пензенской области.

             Часть 1. Общепринятые понятия и определения

     Венчурное финансирование   -  форма  финансирования  деятельности
небольших исследовательских и внедренческих фирм со стороны венчурного
(рискового) капитала,  элемент механизма кредитования и финансирования
научно-технических   разработок,   доводки   и   внедрения   открытий,
изобретений,  любых нововведений,  имеющих рисковый,  но перспективный
характер, проводимых небольшими и новыми компаниями.
     Традиционный рынок   ссудных   капиталов   (банки   и   кредитные
учреждения)  обычно  сориентирован  на  минимальный  кредитный   риск,
поэтому доступ новых компаний к кредитам всегда ограничен. Обращение к
рынку ценных бумаг практически невозможно из-за жестких  требований  к
сроку существования компании (3-5 лет),  величине ее активов, размерам
минимальной эмиссии, процедуре выпуска акций, препятствующей выходу на
фондовый  рынок  со  своими  бумагами новых,  небольших компаний.  Это
привело к появлению такой  нормы  финансирования  деятельности  мелких
исследовательских и внедренческих фирм,  как венчурное финансирование.
Источники венчурного финансирования -  неофициальный  рынок  рискового
капитала; профессиональный венчурный капитал.
     Профессиональный рынок  венчурного  капитала  обычно  выступает в
форме профессионально управляемого инвестиционного пула.

     Венчурное финансирование   -   финансирование   деятельности    с
повышенным  риском  потерь,  а  в  случае  удачи - с повышенной нормой
прибыли.  Осуществляется венчурное финансирование с помощью венчурного
капитала специализирующихся на этом организаций,  или венчурных фондов
крупных банковских учреждений, диверсифицирующих свою деятельность.

     Венчурный банк  (фонд)  -  банк,  создаваемый  для   кредитования
"рисковых"    проектов,    например    научно-технических    работ   с
неопределенным или отдаленным по времени эффектом;  кредитные  ресурсы
формируются,   в  основном,  за  счет  взносов  государства,  а  также
спонсорской       поддержки;       при       успешном       завершении
научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских работ (НИОКР) банк
получает учредительский доход,  определенную долю прибыли от внедрения
инноваций.

     Венчурная фирма  (от  английского  venture  - рисковать,  риск) -
форма институализации венчурного,  т.е. рискового, капитала. Продуктом
венчурного   финансирования  являются  связанные  с  риском  инновации
различного рода:  в области научных исследований, технологии, создания
новых продуктов, организации производства, маркетинга. Венчурная фирма
является  особым  звеном  в  цепи  "наука-производство".  Она   служит
начальной ступенью развития продукта,  занимаясь отбором и разработкой
научной или технической идеи,  ее  апробацией,  созданием  образцов  и
моделей   для   последующей   их   передачи  на  стадию  промышленного
производства.  Зачастую с окончанием работы над данным продуктом фирма
прекращает свое существование.
     Как правило,   венчурное  финансирование  относится  к  малому  и
среднему инновационному  бизнесу.  Потенциал  венчурных  фирм  находит
наилучшую реализацию в наукоемких, технически сложных отраслях, где он
сочетается с большими производственными  и  финансовыми  возможностями
крупных  компаний.  Наиболее благоприятными для деятельности венчурных
фирм являются те отрасли,  где  жизненный  цикл  продукта  невелик  (в
микроэлектронной  промышленности  США  этот  показатель  составляет  в
среднем 4-5  лет).  Быстрая  смена  номенклатуры  продукции  позволяет
небольшим фирмам переходить от одной инновации к другой.

     Инновационная деятельность - процесс,  направленный на реализацию
результатов законченных научных исследований и  разработок  либо  иных
научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт,
реализуемый на рынке,  в новый или усовершенствованный технологический
процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с
этим дополнительные научные исследования и разработки.

     Инновация (нововведение)  -  конечный   результат   инновационной
деятельности,    получивший    реализацию    в    виде    нового   или
усовершенствованного  продукта,  реализуемого  на  рынке,  нового  или
усовершенствованного   технологического   процесса,   используемого  в
практической деятельности.

     Инновация (нововведение)  -   вложение   средств   в   экономику,
обеспечивающее  смену  поколений техники и технологии;  новая техника,
технология,  являющиеся  результатом  достижений   научно-технического
прогресса.  Развитие изобретательства,  появление пионерских и крупных
изобретений является существенным фактором инновации.

     Инновационная инфраструктура   -   организации,    способствующие
осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические
центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры,
центры   коммерциализации   технологий   и  другие  специализированные
организации).

     Инновационная программа     (федеральная,     межгосударственная,
региональная,  межрегиональная,  отраслевая)  -  комплекс мероприятий,
согласованный по ресурсам,  исполнителям и срокам их  осуществления  и
обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению
принципиально новых видов продукции (технологий).
     Инновационные инвестиции   -   форма   реального  инвестирования,
осуществляемая  с  целью   внедрения   технологических   инноваций   в
деятельность  предприятия.  Инновационные  инвестиции осуществляются в
двух основных формах:  путем приобретения  готовой  научно-технической
продукции; путем разработки новой научно-технической продукции.
     Инновационные инвестиции    в    форме    приобретения    готовой
научно-технической   продукции   включают:  приобретение  патентов  на
научные открытия,  изобретения, промышленные образцы и товарные знаки;
приобретение  ноу-хау.  Приобретение патентов и ноу-хау осуществляется
на  основе  лицензионных  соглашений.  Существуют  два  основных  вида
лицензий на эту продукцию:
     а) неисключительная или простая лицензия, которая предусматривает
ограниченное право использования научно-технической продукции.  В этом
случае  за  продавцом  сохраняются  все  права  по  использованию  или
дальнейшей реализации лицензии;
     б) исключительная     лицензия,      которая      предусматривает
предоставление   лишь   одному  покупателю  исключительного  права  на
пользование готовой научно-технической продукцией  и  выдачу  лицензий
третьим  лицам.  Инновационные  инвестиции  в  форме  разработки новой
научно-технической продукции имеют следующие  виды:  разработка  новой
научно-технической  продукции в рамках самого предприятия;  разработка
новой научно-технической продукции сторонними организациями по  заказу
предприятия.  Результаты разработки новой научно-технической продукции
как при  первой,  так  и  при  второй  форме  оформляются  отчетами  о
научно-исследовательской   работе;   комплектами   технологической   и
конструкторской  документации;  методическими  рекомендациями  и  т.п.
Инновационные   инвестиции   являются   основным   путем  формирования
нематериальных активов предприятия.

     Инновационный потенциал   -   способность   различных    отраслей
народного   хозяйства  производить  наукоемкую  продукцию,  отвечающую
требованиям мирового рынка.  Инновационный потенциал включает  в  себя
научные,    проектные    и    конструкторские   разработки,   мощности
экспериментальных услуг,  связанные с подготовкой нового производства,
инструмент  и  оснастку  для проведения наукоемких операций,  средства
технологического контроля и т.д. и представляет совокупность различных
видов ресурсов,  включая материальные,  финансовые,  интеллектуальные,
научно-технические  и  иные  ресурсы,  необходимые  для  осуществления
инновационной деятельности.

     Кластер -  сеть  независимых  производственных  и (или) сервисных
фирм  (включая  их  поставщиков),  создателей  технологий  и   ноу-хау
(университеты,   научно-исследовательские   институты,  инжиниринговые
компании),  связующих рыночных институтов  (брокеры,  консультанты)  и
потребителей,  взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки
создания стоимости.

     Производственная политика,  промышленная политика -  политика,  в
основе   которой   лежит   содействие   эффективности  производства  и
конкурентоспособности, промышленному возрождению и расширению, а также
созданием  возможностей  для  работы  по найму.  Промышленная политика
предусматривает меры,  например, для роста конкуренции и для поощрения
регионального   развития,   а   также   особые   меры  для  стимуляции
эффективности  и  принятия  новых  технологий.   Но   производственная
политика  может  заниматься  более  узким  кругом вопросов,  например,
выборочной  интервенцией  в  некоторые  отрасли   промышленности   или
поддержкой  определенных  проектов  и компаний.  Промышленная политика
большинства стран является как реагирующей (отвечающей,  например,  на
неспособность рынка саморегулироваться при помощи переструктурирования
и рационализации убыточных отраслей  промышленности  либо  при  помощи
поддержки  компаний-неудачников),  так и проактивной,  действующей как
катализатор  в  изменениях,   поощряя,   например,   основание   новых
предприятий   и   развитие   новых   технологий,  призванных  улучшить
эффективность и конкурентоспособность на международном рынке.

     Субсидии и субвенции

     1. Предоставление субсидий и субвенций,  в том числе на выделение
грантов и оказание материальной поддержки, допускается:
     - из  федерального   бюджета   -   в   случаях,   предусмотренных
       федеральными    и    региональными   целевыми   программами   и
       федеральными законами;
     - из   бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  -  в  случаях,
       предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными
       законами,   региональными   целевыми   программами  и  законами
       субъектов Российской Федерации;
     - из  местных бюджетов - в случаях,  предусмотренных федеральными
       целевыми  программами,  федеральными  законами,   региональными
       целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и
       решениями представительных органов местного самоуправления.
     2. Возврату   в   соответствующий   бюджет  подлежат  субсидии  и
субвенции   в   случаях   их   нецелевого   использования   в   сроки,
устанавливаемые  уполномоченными  органами  исполнительной  власти,  а
также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

     Технология высокая    -    условное    обозначение     наукоемкой
универсальной,  многофункциональной,  многоцелевой технологии, имеющей
широкую   сферу   применения,   способной   вызвать   цепную   реакцию
нововведений,   обеспечивающей   более   оптимальное  по  сравнению  с
предшествующими  технологиями  соотношение  затрат  и  результатов   и
оказывающей  позитивное  воздействие  на  социальную сферу.  В мировой
практике к высокой технологии,  как правило, относят микроэлектронику,
коммуникационную  технику,  биотехнологии,  создание новых материалов,
микромеханику   и   те   производственные   технологии,   в    которых
непосредственно   использованы   новейшие  достижения  физики,  химии,
механики и информатики.

     Трансфер технологий  -  передача   права   владения   технологией
полностью    или   частично   одним   лицом,   организацией,   страной
соответственно другим лицам, организациям, странам.

              Часть 2. Содержание проблемы и обоснование
                       необходимости ее решения

     Успешное развитие   современной  экономики  промышленно  развитых
стран   мира   определяется   долей   конкурентоспособной   наукоемкой
инновационной  продукции  в общем объеме валового внутреннего продукта
(далее - ВВП) или  валового  регионального  продукта  (далее  -  ВРП),
являющейся  конечным результатом коммерциализации научных исследований
и разработок.  Она становится в  мире  основным  средством  увеличения
прибыли  за  счет  лучшего  удовлетворения рыночного спроса и снижения
производственных издержек для обеспечения конкурентоспособности.
     В соответствии   с   утвержденным   01.03.2004   Протоколом  N  1
совместного  заседания  Совета  Безопасности  Российской  Федерации  и
президиума  Государственного совета Российской Федерации от 24.02.2004
по  вопросу  "О  политике  Российской  Федерации  в  области  развития
национальной инновационной системы" Правительству Российской Федерации
с участием субъектов Российской Федерации рекомендуется:
     до ноября  2004  г.  разработать  Основные  направления  политики
Российской Федерации  в  области  развития  инновационной  системы  на
период  до  2010  года,  а  также  предложить  комплекс мероприятий по
реализации  этого  документа,  предусматривающий   решение   следующих
первоочередных задач:
     формирование организационно-экономических механизмов поддержки  и
стимулирования  инновационной деятельности,  совершенствование системы
государственного заказа  на  научную  и  научно-техническую  продукцию
гражданского назначения;
     стимулирование развития инфраструктуры национальной инновационной
системы,   в   том  числе  формирование  системы  страхования  рисков,
комплекса региональных  и  отраслевых  венчурных  фондов,  создание  в
субъектах  Российской Федерации инфраструктуры инновационной системы с
учетом    межрегиональных    и    международных    экономических     и
научно-технических связей;
     обеспечение интеграции  науки,  образования,   промышленности   и
агропромышленного  комплекса  путем создания интегрированных структур,
ориентированных на  разработку,  серийное  производство  и  реализацию
инновационной  продукции  (услуг),  в  том числе в кооперации с малыми
высокотехнологичными инновационными предприятиями;
     эффективное использование  в  интересах развития экономики страны
инновационного  потенциала  академических  институтов,  университетов,
государственных  научных  центров  и  других  государственных  научных
организаций и предприятий, стимулирование коммерциализации результатов
их интеллектуальной деятельности;
     формирование конкурентной  среды  в  предпринимательском  секторе
экономики,          стимулирование          развития          частного
инновационно-технологического  предпринимательства,  создание  условий
для  эффективного  взаимодействия  государства  и  бизнес-сообщества в
инновационной сфере;
     ускорение передачи  научных знаний и технологий между оборонным и
гражданским секторами экономики;
     совершенствование системы   подготовки   кадров  в  инновационной
сфере;
     организация и   выполнение  комплексных  инновационных  проектов,
обеспечивающих производство и реализацию конкурентоспособной продукции
(услуг).
     Что касается Пензенской области,  то основным условием достижения
необходимых  темпов  роста  ВРП  Пензенской области является повышение
экономической  эффективности   функционирования   отдельных   секторов
хозяйства  и  ведущих  предприятий  за  счет  привлечения значительных
объемов инвестиций в приоритетные сферы экономики.
     Эффективность экономики   Пензенской   области  по  сравнению  со
средними  показателями  Российской  Федерации   имеет   более   низкие
показатели   как  в  отношении  производительности  труда,  так  и  по
финансовым результатам деятельности отраслей  и  сфер  экономики.  Это
связано  как  с  особенностями отраслевой структуры хозяйства (высокая
доля  сельского  хозяйства),  так  и  с  применением  на   большинстве
предприятий   устаревших   технологий   и   оборудования,  а  также  с
недостатками  менеджмента,  маркетинга  и  управления   финансами   на
предприятиях.  Сочетание  этих  факторов  обусловливает  недостаточную
конкурентоспособность значительной части продукции и услуг предприятий
Пензенской   области   на  внешнем  рынке  и,  как  следствие,  низкую
прибыльность производств.
     Традиционная политика   поддержания   сложившейся   неэффективной
структуры экономики и  производства  продукции  на  базе  существующих
технологий   не   позволят  добиться  выполнения  стратегической  цели
социально-экономического развития области. Поэтому основными условиями
достижения  необходимых  темпов  роста ВРП Пензенской области являются
ускорение  прогрессивных  структурных  сдвигов  в  экономике  региона,
повышение   экономической   эффективности  функционирования  отдельных
секторов  хозяйства  и  ведущих  предприятий   за   счет   привлечения
значительных объемов инвестиций в приоритетные сферы экономики.
     Без запуска инновационных процессов реальное  участие  Пензенской
области  в  решении  общенациональной  задачи  удвоения ВВП Российской
Федерации,  а также  региональной  стратегической  задачи  ускоренного
привлечения инвестиций остаются проблематичными.
     На начало 2003 г. по количеству используемых передовых технологий
среди  регионов  Приволжского  федерального  округа Пензенская область
находилась на 9-ом месте - 1109 (0,035%), на 12-ом месте по количеству
предприятий,   использующих  передовые  технологии  -  20  предприятий
(0,02%).  По количеству созданных передовых  технологий  наша  область
оказалась  на  более  высоком  -  5-ом месте,  что говорит о некотором
потенциале и возможностях к росту (см. таблицы 1, 2, 3).

     Таблица 1


          Рейтинг регионов Приволжского федерального округа
           по количеству используемых передовых технологий

     --------T-------------------------T-----------------------¬
     ¦ Место ¦    Субъект федерации    ¦ Количество технологий ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦   1   ¦ Нижегородская область   ¦        10657          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦   2   ¦ Удмуртская Республика   ¦         3818          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦   3   ¦ Самарская область       ¦         3738          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦   4   ¦ Республика Башкортостан ¦         3569          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦   5   ¦ Пермская область        ¦         1970          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦   6   ¦ Саратовская область     ¦         1889          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦   7   ¦ Республика Татарстан    ¦         1348          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦   8   ¦ Кировская область       ¦         1321          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦   9   ¦ Пензенская область      ¦         1109          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦  10   ¦ Ульяновская область     ¦          922          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦  11   ¦ Чувашская Республика    ¦          552          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦  12   ¦ Оренбургская область    ¦          496          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦  13   ¦ Республика Марий Эл     ¦          250          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦  14   ¦ Республика Мордовия     ¦           99          ¦
     +-------+-------------------------+-----------------------+
     ¦       ¦ Всего                   ¦        31738          ¦
     L-------+-------------------------+------------------------


     Таблица 2


          Рейтинг регионов Приволжского федерального округа
     по количеству предприятий, использующих передовые технологии

     --------T-------------------------T------------------------¬
     ¦ Место ¦   Субъект федерации     ¦ Количество предприятий ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦   1   ¦ Республика Татарстан    ¦          218           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦   2   ¦ Нижегородская область   ¦          176           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦   3   ¦ Самарская область       ¦           80           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦   4   ¦ Республика Башкортостан ¦           78           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦   5   ¦ Кировская область       ¦           74           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦   6   ¦ Удмуртская Республика   ¦           58           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦   7   ¦ Пермская область        ¦           56           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦   8   ¦ Саратовская область     ¦           49           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦   9   ¦ Чувашская Республика    ¦           35           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦  10   ¦ Ульяновская область     ¦           29           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦  11   ¦ Оренбургская область    ¦           27           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦  12   ¦ Пензенская область      ¦           20           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦  13   ¦ Республика Марий Эл     ¦           19           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦  14   ¦ Республика Мордовия     ¦           11           ¦
     +-------+-------------------------+------------------------+
     ¦       ¦ Всего                   ¦          930           ¦
     L-------+-------------------------+-------------------------


     Таблица 3


          Рейтинг регионов Приволжского федерального округа
             по количеству созданных передовых технологий

      --------T-------------------------T----------------------¬
      ¦ Место ¦   Субъект федерации     ¦ Количество созданных ¦
      ¦       ¦                         ¦      технологий      ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦   1   ¦ Нижегородская область   ¦          49          ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦   2   ¦ Самарская область       ¦          49          ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦   3   ¦ Саратовская область     ¦          9           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦   4   ¦ Республика Мордовия     ¦          8           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦   5   ¦ Пензенская область      ¦          7           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦   6   ¦ Удмуртская Республика   ¦          6           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦   7   ¦ Пермская область        ¦          5           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦   8   ¦ Республика Башкортостан ¦          5           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦   9   ¦ Ульяновская область     ¦          4           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦  10   ¦ Республика Татарстан    ¦          3           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦  11   ¦ Республика Марий Эл     ¦          1           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦  12   ¦ Чувашская Республика    ¦          -           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦  13   ¦ Кировская область       ¦          -           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦  14   ¦ Оренбургская область    ¦          -           ¦
      +-------+-------------------------+----------------------+
      ¦       ¦ Всего                   ¦         146          ¦
      L-------+-------------------------+-----------------------

     В Пензенской области  имеются  отдельные  элементы  инновационной
инфраструктуры   -  университеты,  НИИ,  индивидуальные  разработчики,
передовые предприятия,  в том  числе,  несколько  малых  инновационных
предприятий,  которых  должно  быть значительно больше.  По экспертным
оценкам для  успешного  промышленного  развития  страны  в  Российской
Федерации должно быть 200-250 тыс.  малых инновационно-технологических
предприятий (далее - ИТП).  Соответственно  в  Пензенской  области  со
временем  (в  перспективе  на  10-15  лет)  должно  появиться не менее
полутора - двух тысяч малых и  средних  инновационных  предприятий,  с
численностью от 4-5 до 50-100 человек.
     На сегодняшний момент в области практически полностью отсутствует
система  финансирования  рисковых  инновационных  проектов как одно из
самых важных звеньев продвижения инноваций на рынок.  В  свою  очередь
система  рискового (венчурного) финансирования возникает,  когда на ее
услуги   есть   значительный   спрос   со   стороны   большого   числа
технологических инновационных малых и средних предприятий,  т.е. когда
сформирован рынок  венчурного  капитала.  Во  всех  странах,  где  уже
создана   развитая   инфраструктура   для  функционирования  ИТП,  все
начиналось  с  помощи  федеральных  и   региональных   государственных
структур власти,  когда для таких предприятий создавались значительные
преимущества  по  сравнению  с  любыми  другими   видами   предприятий
(законодательные, налоговые, кредитно-финансовые и т.п.).
     Таким образом,  Программа  инновационного   развития   Пензенской
области    предназначена    для    создания    благоприятных   условий
функционирования  инновационной  составляющей  в  развитии   экономики
Пензенской   области   в   целях   повышения  конкурентоспособности  и
инвестиционной   привлекательности    области    относительно    более
экономически развитых на данный момент регионов Российской Федерации.

          Часть 3. Цели, задачи и сроки реализации Программы

     Стратегической целью  Программы  является  создание  региональной
инновационной  инфраструктуры,  которая   должна   объединить   усилия
федеральных  органов  государственной власти,  органов государственной
власти  Пензенской  области  и  органов  местного   самоуправления   в
Пензенской    области,    организаций   научно-технической   сферы   и
предпринимательского сектора экономики региона в интересах ускоренного
использования  достижений  науки  и  технологий для перехода экономики
области на инновационный путь развития.
     Основными задачами Программы являются:
     а) формирование организационно-правовых и  финансовых  механизмов
управления развитием инновационной деятельности;
     б) интеграция  ресурсов  и  субъектов  науки,  промышленности   и
бизнеса для инновационной деятельности;
     в) вхождение в  межрегиональный  рынок  инноваций  и  привлечение
инвестиций в инновационную сферу;
     г) создание благоприятной среды для инновационной деятельности.
     Цель и  задачи  Программы направлены на формирование региональной
инфраструктуры    и    благоприятной    экономической    среды     для
коммерциализации  технологий и разработок субъектов научно-технической
деятельности Пензенской области.
     Конкретный перечень инновационных проектов формируется в процессе
их конкурсного отбора  по  результатам  экспертизы.  Предпочтение  для
включения в него будет отдано ориентированным на инновации комплексным
проектам,  обладающим   высоким   экспортным   или   импортозамещающим
потенциалом,   конкурентными   преимуществами,  высокими  показателями
доходности или социально-экономической значимостью для региона.
     Срок реализации Программы с 2005 по 2007 год.

              Часть 4. Перечень программных мероприятий

     1-й этап   (2005   г.).   Создание  предварительных  условий  для
форсированного перехода на инновационный  путь  развития.  Активизация
инновационного   потенциала   предпринимательской   среды.  Подготовка
концептуальной,  институциональной  и   законодательной   основы   для
введения  современной  системы  взаимодействий  в научно-технической и
инновационной сферах между органами государственной и местной  власти,
научно-техническим  сектором,  промышленностью  и рынком.  Организация
постоянного мониторинга и  экспертизы  действующего  законодательства,
регулирующего   инновационную   и   научно-техническую   деятельность,
практику применения законодательных норм на  предмет  их  соответствия
современным  международным стандартам.  Начало создания инфраструктуры
инновационного развития региона.

     2-й этап    (2005-2006    гг.).     Формирование     партнерского
взаимодействия   между   органами   государственной  власти,  органами
местного  самоуправления  и  предпринимательской  средой.  Организация
постоянного    мониторинга   факторов   и   барьеров,   препятствующих
инновационной  деятельности.   Введение   в   практику   разработанных
институциональных  инструментов.  Создание  механизма государственного
регулирования инновационных процессов.  Поэтапное введение в  действие
там,   где   это   необходимо,   разработанных  схем  государственного
содействия процессам трансфера технологий.

     3-й этап  (2006-2007).   Кластеризация   инновационной   системы.
Переход    к    региональной    промышленной,   научно-технической   и
инновационной политике от  поддержки  отдельных  фирм  и  организаций,
ведущих  исследования  и  разработки,  к  поддержке развития кластеров
связанных между собой фирм и организаций,  осуществляющих производство
и реализацию новой продукции.


            Примерный план мероприятий по созданию инновационной инфраструктуры Пензенской
                                                области

-------T--------------------------------T-----------------------------T-------------T----------------------------¬
¦      ¦                                ¦                             ¦             ¦                     2      ¦
¦      ¦                                ¦                             ¦             ¦      Затраты бюджета       ¦
¦  N   ¦          Содержание            ¦         Результат           ¦     Срок    ¦        (тыс. руб.)         ¦
¦      ¦                                ¦                             ¦             +---------T--------T---------+
¦      ¦                                ¦                             ¦             ¦   2005  ¦  2006  ¦  2007   ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 1.1  ¦ Анализ федерального и          ¦ Реестр законодательных      ¦ 1 кв. 2005  ¦    -    ¦   -    ¦    -    ¦
¦      ¦ регионального                  ¦ актов на магнитном          ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ законодательства,              ¦ носителе                    ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ регламентирующего              ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ научно-техническую и           ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационную деятельность     ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 1.2  ¦ Организация реализации функций ¦ Договор на услуги ЦИР       ¦ 1 кв. 2005  ¦  25,0   ¦   -    ¦    -    ¦
¦      ¦ Центра инновационного развития ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ (далее - ЦИР)3                 ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 1.3. ¦ Мониторинг инновационных       ¦ Реестр новых технологий и   ¦ 2005-2007   ¦  50,0   ¦ 15,0   ¦  15,0   ¦
¦      ¦ предложений от организаций и   ¦ завершенных разработок      ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ частных лиц в Пензенской       ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ области                        ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 1.4. ¦ Выявление приоритетных задач,  ¦ Реестр задач                ¦ 2005-2007   ¦  50,0   ¦ 25,0   ¦    -    ¦
¦      ¦ стоящих перед Пензенской       ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ областью и требующих решения с ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ использованием инновационных   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ механизмов                     ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 1.5. ¦ Подготовка и ведение           ¦ Природо-ресурсный паспорт   ¦ 2005-2007   ¦  30,0   ¦ 15,0   ¦  15,0   ¦
¦      ¦ природо-ресурсного паспорта    ¦ Пензенской области          ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ Пензенской области             ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 1.6  ¦ Выявление возможных источников ¦ Отчеты по результатам       ¦  1-2 кв.    ¦  50,0   ¦        ¦         ¦
¦      ¦ финансирования инновационной   ¦ анализа                     ¦   2005      ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ сферы и разработка             ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ рекомендаций по формированию   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ фонда реализации инновационных ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ проектов                       ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 1.7. ¦ Подготовка и проведение        ¦ Положение о конкурсе,       ¦ 2005-2007   ¦  100,0  ¦ 50,0   ¦  25,0   ¦
¦      ¦ конкурсов инновационных        ¦ проекты-победители          ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ проектов                       ¦ конкурса, претендующие на   ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦                                ¦ материально-финансовое      ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦                                ¦ содействие в реализации     ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦                                ¦ проектов                    ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 1.8  ¦ Разработка Интернет-сайта ЦИР  ¦ Функционирующий             ¦  1-2 кв.    ¦  70,0   ¦   -    ¦    -    ¦
¦      ¦ в качестве информационного     ¦ Интернет-сайт               ¦   2005      ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ ресурса Совета по              ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационному развитию        ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ Пензенской области             ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 1.9  ¦ Подготовка презентационного    ¦ Презентационный комплект:   ¦  1-2 кв.    ¦  130,0  ¦   -    ¦    -    ¦
¦      ¦ буклета и компакт-диска по     ¦ буклет + компакт-диск       ¦   2005      ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационной политике         ¦ (тираж)                     ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ Пензенской области             ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 1.10 ¦ В целях подготовки кадров:     ¦ Обучающая организация       ¦ 1 кв. 2005  ¦  50,0   ¦   -    ¦    -    ¦
¦      ¦ подготовка и проведение        ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ конкурса между                 ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ образовательными учреждениями, ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ способными предложить услуги в ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ подготовке кадров              ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационной сферы            ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ деятельности;                  ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦      ¦ обучение                       ¦ Обученные специалисты       ¦ 2005-2007   ¦  95,0   ¦   -    ¦    -    ¦
¦      ¦ специалистов-инноваторов       ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 1.11 ¦ Апробация механизмов           ¦ Отработка механизмов        ¦  1-2 кв.    ¦  80,0   ¦   -    ¦    -    ¦
¦      ¦ реализации проектов в процессе ¦ реализации инновационных    ¦   2005      ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ выполнения инновационных       ¦ проектов                    ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ проектов-победителей           ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦                        Всего                                                      ¦  730,0  ¦ 105,0  ¦  55,0   ¦
+------T--------------------------------T-----------------------------T-------------+---------+--------+---------+
¦ 2.1  ¦ Подготовка и проведение        ¦ Обученные специалисты       ¦ 2005-2007,  ¦  220,0  ¦ 120,0  ¦  105,0  ¦
¦      ¦ обучающих тренингов для        ¦                             ¦  1 раз в    ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ работников государственных и   ¦                             ¦  полгода    ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ муниципальных структур о целях ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ и задачах инновационной        ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ политики, о новых подходах к   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ взаимодействию с               ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационными структурами     ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ (программы партнерства)        ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 2.2  ¦ Проведение семинаров с         ¦ Публикации в СМИ            ¦  1 раз в    ¦  80,0   ¦ 75,0   ¦  30,0   ¦
¦      ¦ представителями СМИ для        ¦                             ¦  полгода    ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ ознакомления с целями и        ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ задачами региональной          ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационной политики         ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 2.3  ¦ Организация совместных         ¦ План мероприятий.           ¦ 2005-2007   ¦  120,0  ¦ 90,0   ¦  50,0   ¦
¦      ¦ мероприятий (конференции,      ¦ Публикации в СМИ            ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ семинары, круглые столы,       ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ деловые игры) для работников   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ государственных и              ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ муниципальных структур,        ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ разработчиков новых изделий и  ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ технологий, преподавателей     ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационных специализаций,   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ производственников,            ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ представителей инновационных   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ фирм для обмена опытом,        ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ мнениями и т.п.                ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 2.4  ¦ Подготовка и проведение        ¦ План информационной         ¦ 2004-2007   ¦  90,0   ¦ 50,0   ¦  30,0   ¦
¦      ¦ информационной кампании для    ¦ кампании. Публикации в СМИ  ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ широкой общественности в целях ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ их ознакомления с областной    ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационной программой       ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ Пензенской области и ходом ее  ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ реализации                     ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 2.5. ¦ Разработка предложений по      ¦ Предложения                 ¦ 2004-2007   ¦  80,0   ¦ 50,0   ¦  20,0   ¦
¦      ¦ совершенствованию федерального ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ и регионального                ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ законодательства,              ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ регламентирующего              ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационную деятельность     ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 2.6  ¦ Подготовка и проведение        ¦ Положение о конкурсе,       ¦  2 раза     ¦  150,0  ¦ 110,0  ¦  50,0   ¦
¦      ¦ конкурсов на лучшие            ¦ перечень победителей -      ¦   в год     ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ региональные инновационные     ¦ претендентов на льготное    ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ проекты                        ¦ финансирование своих        ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦                                ¦ проектов                    ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 2.7  ¦ Проведение региональной        ¦ Договоры с инвесторами      ¦  1-2 раза   ¦  150,0  ¦ 110,0  ¦  60,0   ¦
¦      ¦ выставки инновационных         ¦                             ¦   в год     ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ проектов - победителей         ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ конкурсов инновационных        ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ проектов                       ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 2.8  ¦ Подготовка и участие во        ¦ Перечень мест проведения    ¦  2 раза     ¦  150,0  ¦ 110,0  ¦  70,0   ¦
¦      ¦ всероссийских конкурсах на     ¦ конкурсов, критерии отбора  ¦   в год     ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ лучшие инновационные проекты   ¦ конкурсантов, участие в     ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ (инновационные ярмарки,        ¦ конкурсах                   ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ конкурсы, выставки)            ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 2.9  ¦ Сопровождение и развитие сайта ¦ Растущее число посетителей  ¦ 2005-2007   ¦  180,0  ¦ 100,0  ¦  70,0   ¦
¦      ¦ ЦИР                            ¦ сайта                       ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦                        Всего                                                      ¦ 1220,0  ¦ 815,0  ¦  485,0  ¦
+------T--------------------------------T-----------------------------T-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.1  ¦ Обновление                     ¦ Обновленное региональное    ¦ 2004-2007   ¦  60,0   ¦ 60,0   ¦  60,0   ¦
¦      ¦ нормативно-законодательной     ¦ законодательство,           ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ базы для ведения и             ¦ предложения в федеральное   ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ стимулирования инновационной   ¦ законодательство            ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ деятельности                   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.2  ¦ Создание в ЦИР и обеспечение   ¦ Функционирующее             ¦ 2004-2007   ¦  270,0  ¦ 150,0  ¦  110,0  ¦
¦      ¦ функционирования подразделения ¦ информационное              ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ для информационного            ¦ подразделение ЦИР           ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ обеспечения работы             ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационных структур         ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.3  ¦ Создание и обеспечение         ¦ Бизнес-инкубатор с          ¦ 2004-2007   ¦  550,0  ¦ 250,0  ¦  150,0  ¦
¦      ¦ функционирования               ¦ возможностями венчурного    ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационного                 ¦ финансирования проектов и   ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ бизнес-инкубатора на основе    ¦ предоставления              ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ схемы "ЦИР - проектный офис -  ¦ оборудования для            ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ производственные площадки      ¦ реализации проектов         ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ предприятий-партнеров"         ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.4  ¦ Создание и обеспечение         ¦ Лабораторные образцы        ¦ 2005-2007   ¦  550,0  ¦ 250,0  ¦  150,0  ¦
¦      ¦ функционирования               ¦ изделий                     ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ лаборатории-мастерской ЦИР     ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.5  ¦ Создание механизмов            ¦ Механизм льготирования      ¦ 2004-2007   ¦  170,0  ¦ 130,0  ¦  130,0  ¦
¦      ¦ стимулирования инноваций по    ¦ инновационных проектов      ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ приоритетным для области       ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ направлениям                   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.6  ¦ Отладка механизма привлечения  ¦ Благоприятные условия для   ¦ 2005-2007   ¦  150,0  ¦ 120,0  ¦  90,0   ¦
¦      ¦ отечественных и зарубежных     ¦ венчурных инвесторов в      ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инвесторов в инновационные     ¦ инновационные проекты       ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ проекты (венчурных фирм)       ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.8  ¦ Создание венчурных фондов,     ¦ Благоприятная               ¦ 2005-2007   ¦  150,0  ¦ 120,0  ¦  80,0   ¦
¦      ¦ обеспечение законодательной    ¦ законодательная и           ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ базы для их функционирования и ¦ инфраструктурная среда для  ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ оказание помощи в поиске       ¦ работы венчурных структур   ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ венчурных инвесторов           ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.9  ¦ Организация системы конкурсов  ¦ Организационно-методическое ¦ 2005-2007   ¦  100,0  ¦ 70,0   ¦  70,0   ¦
¦      ¦ инновационных проектов на      ¦ обеспечение                 ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ право получения инновационными ¦ конкурсов и их проведение   ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ компаниями льготного           ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ кредитования                   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.9  ¦ Отработка использования        ¦ Широкое использование       ¦ 2005-2007   ¦  70,0   ¦ 50,0   ¦  50,0   ¦
¦      ¦ лизингового механизма при      ¦ лизинга в инновационных     ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ реализации инновационных       ¦ проектах                    ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ проектов                       ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.10 ¦ Обеспечение подготовки         ¦ Подготовленные              ¦ 2005-2007   ¦  120,0  ¦ 120,0  ¦  90,0   ¦
¦      ¦ профессиональных кадров для    ¦ сертифицированные кадры     ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационной сферы, в том     ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ числе из среды разработчиков   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ новых конкурентоспособных      ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ изделий и технологий           ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.11 ¦ Создание региональной сети     ¦ Инновационные инкубаторы в  ¦ 2005-2007   ¦  450,0  ¦ 350,0  ¦  230,0  ¦
¦      ¦ инновационных инкубаторов,     ¦ областном центре и          ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ обеспечивающих условия для     ¦ промышленно развитых        ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ функционирования инновационных ¦ районах области             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ компаний (помещения, офисное   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ оборудование, информационные,  ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ консультационные и иные виды   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ услуг)                         ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.12 ¦ Создание инновационных         ¦ Функционирующие кластерные  ¦ 2005-2007   ¦  50,0   ¦ 150,0  ¦  90,0   ¦
¦      ¦ кластеров и отладка их         ¦ структуры                   ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ деятельности по полному        ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ жизненному циклу изделия - от  ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ идеи до реализации на          ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ отечественном или зарубежных   ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ рынках                         ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.13 ¦ Организация продвижения        ¦ Работающий механизм         ¦ 2005-2007   ¦  190,0  ¦ 140,0  ¦  80,0   ¦
¦      ¦ продукции инновационных        ¦ интегрированного            ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ предприятий в Пензенской       ¦ маркетинга                  ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ области и в другие регионы     ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.14 ¦ Проведение анализа             ¦ Аналитический отчет         ¦ 4 кв. 2005, ¦  50,0   ¦ 30,0   ¦  30,0   ¦
¦      ¦ инновационной деятельности и   ¦                             ¦    2006,    ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ разработка рекомендаций по     ¦                             ¦   2007 гг.  ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ дальнейшему развитию           ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ региональной инновационной     ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ экономики                      ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦ 3.15 ¦ Подготовка и выпуск            ¦ Информационный бюллетень    ¦  1 раз в    ¦  120,0  ¦ 90,0   ¦  50,0   ¦
¦      ¦ информационного бюллетеня о    ¦ на базе аналитического      ¦  полгода    ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ результатах реализации         ¦ отчета                      ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
¦      ¦ инновационной программы        ¦                             ¦             ¦         ¦        ¦         ¦
+------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+
¦                         Всего                                                     ¦ 3050,0  ¦ 2080,0 ¦ 1460,0  ¦
+-----------------------------------------------------------------------------------+---------+--------+---------+
¦                         Итого                                                     ¦ 5000,0  ¦ 3000,0 ¦ 2000,0  ¦
L-----------------------------------------------------------------------------------+---------+--------+----------
_______________________________
     2
      Указанные  объемы затрат являются ориентировочными и могут  быть
скорректированы по мере реализации Программы при условии, что не будут
превышены указанные  предельные  суммы  затрат  на  каждом  из  этапов
программы
     3
      Учреждение  организации   с   условно-функциональным   названием
"Центр  инновационного  развития"  (ЦИР)  по тексту означает выявление
организации из уже функционирующих в Пензенской области на  конкурсной
основе  и  заключение  с  ней  Госконтракта  по  реализации  Программы
инновационного  развития  Пензенской  области  в   качестве   головной
организации.  При отсутствии готовых организаций,  способных выполнить
необходимые функции,  возможно  учреждение  с  участием  Правительства
Пензенской  области  новой  организации  под  задачи реализации данной
Программы.  Заключение  контракта  между   Правительством   Пензенской
области  и  такой  организацией  возможно,  в  этом  случае,  в  форме
внеконкурсной госзакупки необходимых для реализации Программы услуг.

                Часть 5. Механизм реализации Программы

     Стратегическое управление  реализацией  Программы  осуществляется
Правительством Пензенской области.
     Другими участниками    процесса   реализации   Программы   станут
предприятия  и  организации  учебно-научно-производственных   секторов
экономики Пензенской области.
     Головным исполнительным органом на начальных  стадиях  реализации
Программы   может   стать   предприятие  или  организация  с  условным
наименованием "Региональный Центр инновационного развития",  с которым
на  конкурсной основе Правительством Пензенской области будет заключен
договор  на  получение  услуг   по   исполнению   части   мероприятий,
предусмотренных данной Программой.
     Основными задачами головного исполнителя будут являться:
     а) выполнение  роли опытного полигона в качестве пилотного центра
инновационного развития;
     б) привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы;
     в) организация  тендеров,  экспертизы  для   конкурсного   отбора
инновационных проектов;
     г) отладка и совершенствование механизма партнерства  с  органами
государственной  и  местной  власти,  с  промышленными и коммерческими
структурами в создании инновационной инфраструктуры.
     На этапе  подготовки к реализации Программы головным исполнителем
разрабатываются необходимые для этого  нормативно-правовые  документы,
утверждаемые   Правительством   Пензенской   области  в  установленном
законодательством порядке.
     В ходе   реализации   Программы  головной  исполнитель  объявляет
открытый  конкурс  инновационных  проектов.  Тендеры   на   выполнение
проектов для государственных нужд и по заявкам от товаропроизводителей
или инвесторов объявляются по мере поступления предложений.
     Приоритеты конкурсного  отбора  проектов  формируются  на  основе
проведенных  головным  исполнителем   и   потенциальными   участниками
инновационных  сетей  маркетинговых  исследований спроса и предложений
рынка  инновационных  ресурсов.  С  этой  целью  головной  исполнитель
создает  постоянно  обновляемые  базы  данных  ресурсов  инновационной
деятельности и проектов Программы (далее - базы данных).  Владельцам и
заказчикам инноваций предоставляется возможность размещения информации
в базах данных.
     По результатам  маркетинговых  исследований  поданных  на конкурс
заявок  и  проведения  системной  оценки  требуемых   ресурсов   Центр
формирует портфель проектов и состав участников инновационных сетей.
     Организации-исполнители по видам деятельности определяются в ходе
реализации программы и принятых к исполнению инновационных проектов.
     Механизмы привлечения и использования долевых финансовых  средств
федерального   уровня   определяются   соответствующими  соглашениями,
нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
     Механизм привлечения    внебюджетных   средств   для   реализации
отдельных  перспективных  инновационных  проектов   осуществляется   в
соответствии  с  действующим  законодательством,  в  том  числе  через
инвестиционные интернет-торги, межрегиональные и международные ярмарки
инновационных  и  венчурных  проектов.  Головной исполнитель оказывает
разработчикам содействие в подготовке и презентации проектов.
     Для ускоренного   продвижения   инноваций  на  рынок  в  качестве
лабораторно-производственной    базы     коллективного     пользования
используются  научно-учебные  и промышленные предприятия и организации
Пензенской области.
     С целью  привлечения средств частных инвесторов возможно создание
акционерных обществ, венчурных и холдинговых компаний.
     Законодательная база  поддержки  проекта в части налогообложения,
льготного кредитования,  лизинга и оплаты  аренды  разрабатывается  (с
привлечением  головного  исполнителя)  и утверждается в соответствии с
действующим законодательством.
     Данная Программа  может  уточняться  в соответствии с действующим
законодательством.
     Головной исполнитель в конце каждого календарного года реализации
Программы составляет отчет об исполнении Программы за  соответствующий
период, а также готовит план конкретных мероприятий на следующий год с
обоснованием    необходимого    объема    финансирования    в    части
предусмотренных   данной   Программой   бюджетных   средств,   который
утверждается в соответствии с действующим законодательством.

                  Часть 6. Финансирование Программы

     Финансирование Программы осуществляется за счет:
     - средств бюджета Пензенской области;
     - внебюджетных  средств  (фондов,  частных инвесторов,  венчурных
       компаний) и реинвестируемых средств Программы;
     - средств федерального бюджета (федеральные целевые программы);
     - собственных средств субъектов инновационной деятельности.
     Государственная поддержка субъектов инновационной деятельности за
счет средств бюджета Пензенской  области  осуществляется  в  следующих
формах:
     - бюджетное кредитование субъектов инновационной деятельности;
     - предоставление  государственных  гарантий  Пензенской области в
       обеспечение  возврата  привлекаемых  субъектами   инновационной
       деятельности  денежных  средств для осуществления инновационной
       деятельности либо уплате лизинговых платежей,  в том  числе,  с
       предоставлением  в  качестве  обеспечения  объектов  Залогового
       фонда Пензенской области;
     - предоставление   бюджетного  и  налогового  стимулирования  при
       аренде  объектов  недвижимости  государственной   собственности
       Пензенской     области    в    соответствии    с    действующим
       законодательством;
     - предоставление   субсидий   и   субвенций   для   осуществления
       инновационной деятельности;
     - получение   в   соответствии   с   налоговым  законодательством
       Российской Федерации льгот по налогам;
     - частичное  финансирование мероприятий по созданию инновационной
       инфраструктуры Пензенской области.
     Объемы бюджетного   финансирования,   установленные   в    данной
Программе,   формы   и   условия  оказания  государственной  поддержки
инновационной деятельности за счет средств бюджета Пензенской  области
могут  уточняться  при  подготовке  и  утверждении  закона  Пензенской
области о бюджете Пензенской области на соответствующий год.
     Бюджетные кредиты    предоставляются   субъектам   инвестиционной
деятельности, осуществляющим:
     - внедрение  в   производство   новой   или   усовершенствованной
       продукции,  применение новой или усовершенствованной технологии
       для производства конкурентоспособной наукоёмкой продукции;
     - технологическое   переоснащение  и  подготовку  производства  к
       выпуску новой или усовершенствованной продукции;
     - организацию нового производства наукоёмкой продукции;
     - подготовку или переподготовку  специалистов  для  инновационной
       деятельности;
     - иные   виды   деятельности,    необходимые    для    реализации
       инновационных    программ   и   проектов,   не   противоречащие
       федеральному законодательству.
     Предоставление бюджетных   кредитов   субъектам    инвестиционной
деятельности   при   наличии   соответствующих  заявок  и  обоснований
устанавливается при подготовке и утверждении закона Пензенской области
о бюджете Пензенской области на соответствующий год.
     Субсидии предоставляются   юридическим   лицам   на    выполнение
прикладных  научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских работ,
заканчивающихся изготовлением промышленного  образца  или  разработкой
технологии,  готовых  к  внедрению в производство,  а также гражданам,
осуществляющим  предпринимательскую   деятельность   без   образования
юридического  лица,  основной деятельностью которых является внедрение
результатов научных исследований и разработок в производство.
     Субвенции предоставляются      юридическим     лицам,     имеющим
государственную  аккредитацию  в  качестве  научной  организации,   на
выполнение  научных  исследований  и  разработок  по  приоритетным для
Пензенской области направлениям развития науки, техники и технологий в
соответствии   с  нормами  действующего  законодательства,  результаты
которых могут быть внедрены в производство.
     Перечень приоритетных   направлений  развития  науки,  техники  и
технологий   утверждается   Правительством   Пензенской   области   по
представлению Экспертного совета по промышленной, научно-технической и
инновационной политике.
     Порядок предоставления  субсидий  и  субвенций  устанавливается в
соответствии с действующим законодательством.
     При этом   бюджетному   финансированию   подлежат  некоммерческие
проекты по созданию  инновационной  инфраструктуры  в  соответствии  с
частью 4 настоящей Программы.
     Источниками получения внебюджетных средств являются производители
инновационной   продукции  и  внешние  инвесторы,  заинтересованные  в
освоении  инноваций.  Данные  источники  обеспечивают  основную  часть
средств,  а  также возврат выделенных финансовых ресурсов.  В их число
входят проценты по кредитам,  средства от продажи патентов и  лицензий
на промышленное использование инноваций,  акции,  а также добровольные
взносы инновационных предприятий,  профинансированных за счет  средств
Программы.
     Кроме того,  привлекаются  средства  специализированных   фондов:
Российского фонда технологического развития, Фонда содействия развитию
малых  форм  предприятий  в  научно-технической   сфере,   Российского
венчурного   инновационного   фонда   и   других,   а  также  средства
международных фондов и грантов.
     Затраты на финансирование Программы из бюджета Пензенской области
определяются суммой в 10 млн.  рублей. Указанные средства используются
для    финансирования    мероприятий    по    созданию   инновационной
инфраструктуры Пензенской области.
     Финансирование Программы  из  федерального бюджета осуществляется
на основе  соглашений,  заключенных  между  Правительством  области  и
соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
     Правительство области как  государственный  заказчик  содействует
своевременному   и   полному   финансовому   обеспечению   программных
мероприятий в пределах установленного бюджетного финансирования.
     Для  сохранения  целостности  структуры  финансирования Программы
часть  средств,  полученных  в результате успешной реализации на рынке
инновационных  разработок  и  технологий,  возвращается и используется
для  реинвестирования  в  другие  инновационные  проекты и мероприятия
Программы  по  формированию  инновационной  инфраструктуры  Пензенской
области.  Механизмы,  условия  и гарантии возврата финансовых средств,
затраченных  на  реализацию  каждого проекта Программы, регулируются в
рамках  договорных  отношений  участников  инновационного  процесса  и
головных   организаций   -  исполнителей  проекта,  а  также  системой
гарантийного поручительства и страхования.
     По завершении Программы функционирование инновационного механизма
осуществляется за счет самофинансирования.
     Объемы и  порядок  финансирования  на  следующий год уточняются в
конце текущего календарного года с учетом результатов очередного этапа
реализации программы.

         Часть 7. Система организации контроля за исполнением
                              Программы

     Координатором Программы   является    Правительство    Пензенской
области,  которое  осуществляет общий контроль и несет ответственность
за выполнение мероприятий данной Программы по  созданию  инновационной
инфраструктуры Пензенской области.
     Контроль за  целевым  использованием  выделенных  Центру  средств
осуществляет   Управление   финансов   Пензенской   области.  Головной
исполнитель осуществляет контроль и несет ответственность  за  целевое
использование     финансовых    средств    организациями-исполнителями
комплексных и инфраструктурных проектов Программы.
     Организации-исполнители комплексных     проектов     представляют
головному   исполнителю   ежегодные   информационно-аналитические    и
финансовые  отчеты о ходе выполнения комплексных проектов с отражением
достигнутого уровня показателей социально-экономической эффективности.
Головным          исполнителем          составляются          итоговые
информационно-аналитический и финансовый отчеты  и  представляются  на
утверждение  государственному  заказчику  -  Правительству  Пензенской
области.
     После утверждения   информационно-аналитического   и   финансовых
отчетов  государственным  заказчиком  они   направляются   федеральным
органам   исполнительной   власти,   принимавшим   участие  в  долевом
финансировании Программы.
     При необходимости   корректировки   сроков  реализации  Программы
головной   исполнитель   вносит   соответствующие    предложения    на
рассмотрение   государственного   заказчика  с  объяснением  причин  и
обоснованием необходимости продления сроков.

          Часть 8. Ожидаемые результаты реализации Программы

     Реализация Программы позволит:
     1) создать    в   Пензенской   области   эффективно   действующую
инновационную  систему,   ориентированную   на   использование   новых
принципов    организации    инновационного   процесса   и   управления
инновациями;
     2) осуществить  интеграцию  науки,  промышленности  и  бизнеса на
основе рыночных механизмов коммерциализации объектов  интеллектуальной
собственности   и  трансфера  перспективных  наукоемких  разработок  и
технологий  за  счет   привлечения   бюджетных   средств   и   средств
внебюджетных источников;
     3) объединить усилия и повысить экономическую  заинтересованность
субъектов  научной  и  инновационной  деятельности,  а  также  малого,
среднего и крупного бизнеса в продвижении инноваций на рынок;
     4) ввести в хозяйственный оборот на территории Пензенской области
высокорентабельные  наукоемкие  разработки  и  технологии  из   других
регионов  России,  а  также  создать условия для адаптации и трансфера
инновационных достижений развитых стран;
     5) повысить  инновационную  активность  новых  отраслей региона и
развить внутренний рынок инноваций;
     6) качественно   улучшить   и   повысить  уровень  инновационного
менеджмента на предприятиях Пензенской области;
     7) создать  на  территории Пензенской области благоприятную среду
для  активизации   инновационного   развития   экономики   региона   и
привлечения инвестиций в инновационную сферу.


Информация по документу
Читайте также