Расширенный поиск
Закон Пензенской области от 20.12.2004 № 720-ЗПОЗАКОН Пензенской области Об областной целевой программе инновационного развития Пензенской области на 2005-2007 годы Принят Законодательным Собранием Пензенской области 17 декабря 2004 года Статья 1 Утвердить прилагаемую областную целевую программу инновационного развития Пензенской области на 2005-2007 годы. Статья 2 Правительству Пензенской области в течение трёх месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона разработать и утвердить в установленном порядке нормативные правовые акты, необходимые для его реализации. Статья 3 Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования. Губернатор Пензенской области В.К.Бочкарёв г. Пенза 20 декабря 2004 года N 720-ЗПО ____________________ УТВЕЖДЕНА Законом Пензенской области от 20.12.2004 N 720-ЗПО Областная целевая программа инновационного развития Пензенской области на 2005-2007 годы Паспорт программы Наименование - областная целевая программа программы инновационного развития Пензенской области на 2005-2007 годы (далее - Программа) Дата принятия - протокол совещания у первого решения о разработке заместителя Губернатора Пензенской Программы области от 23.03.2004 Государственный - Правительство Пензенской области заказчик Программы Основные - Управление экономики Правительства разработчики Пензенской области, Управление Программы промышленности, транспорта и связи Правительства Пензенской области, рабочая группа Экспертного совета по промышленной, научно-технической и инновационной политике, Экспертный совет по промышленной, научно-технической и инновационной политике Цель и задачи - Цель: Программы - создание региональной инновационной системы для перевода экономики области на инновационный путь развития; Основные задачи: - формирование организационно-правовых и финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности; - интеграция учебно-научно-производственных и бизнес-ресурсов для обеспечения инновационной деятельности; - вхождение в межрегиональный рынок инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу; - создание благоприятной среды для инновационной деятельности Сроки и этапы - 2005-2007 годы реализации Программы Основные мероприятия - разработка нормативно-правового, Программы организационного и методического обеспечения Программы; реализация комплексных проектов в научно-технической и производственной сферах; создание инфраструктуры инновационного развития региона и системы кадрового обеспечения Программы Ответственные - Управление экономики Правительства исполнители Пензенской области, Управление программных промышленности, транспорта и связи мероприятий Правительства Пензенской области, (головные Центр инновационного развития (ЦИР - исполнители) должен быть создан на первом этапе реализации Программы) Исполнители - определяются в ходе реализации Программы Программы из числа научных, инновационных и промышленных предприятий и организаций Объемы и источники - Прогнозируемые финансовые затраты на финансирования реализацию программы составят 10 млн. рублей за счет средств бюджета 1 Пензенской области , что составит менее 1/3 общей суммы привлекаемых средств, в том числе: 2005 год - 5,0 млн. рублей; 2006 год - 3,0 млн. рублей; 2007 год - 2,0 млн. рублей Ожидаемые результаты - увеличение во внутреннем валовом реализации Программы продукте области доли конкурентоспособной наукоемкой продукции и услуг, создание новых рабочих мест, увеличение, по крайней мере, в 2 раза числа предприятий, использующих передовые технологии, увеличение ежегодных бюджетных поступлений от реализации наукоемкой продукции и услуг Система организации - контроль за реализацией Программы контроля за осуществляется Правительством исполнением Пензенской области, контроль за Программы целевым использованием бюджетных средств осуществляется Управлением финансов Пензенской области. _______________________ 1 В соответствии со статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные средства будут предоставляться в форме оплаты продукции, работ, услуг, выполняемых юридическими лицами по государственному контракту с Правительством Пензенской области. Объемы привлекаемых средств федерального бюджета будут определяться по итогам проведения экспертизы по вхождению в федеральные целевые программы. Объемы финансирования из внебюджетных источников определяются по результатам оценки коммерческой привлекательности проектов Программы и должны превысить сумму, выделяемую из бюджета Пензенской области. Часть 1. Общепринятые понятия и определения Венчурное финансирование - форма финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм со стороны венчурного (рискового) капитала, элемент механизма кредитования и финансирования научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер, проводимых небольшими и новыми компаниями. Традиционный рынок ссудных капиталов (банки и кредитные учреждения) обычно сориентирован на минимальный кредитный риск, поэтому доступ новых компаний к кредитам всегда ограничен. Обращение к рынку ценных бумаг практически невозможно из-за жестких требований к сроку существования компании (3-5 лет), величине ее активов, размерам минимальной эмиссии, процедуре выпуска акций, препятствующей выходу на фондовый рынок со своими бумагами новых, небольших компаний. Это привело к появлению такой нормы финансирования деятельности мелких исследовательских и внедренческих фирм, как венчурное финансирование. Источники венчурного финансирования - неофициальный рынок рискового капитала; профессиональный венчурный капитал. Профессиональный рынок венчурного капитала обычно выступает в форме профессионально управляемого инвестиционного пула. Венчурное финансирование - финансирование деятельности с повышенным риском потерь, а в случае удачи - с повышенной нормой прибыли. Осуществляется венчурное финансирование с помощью венчурного капитала специализирующихся на этом организаций, или венчурных фондов крупных банковских учреждений, диверсифицирующих свою деятельность. Венчурный банк (фонд) - банк, создаваемый для кредитования "рисковых" проектов, например научно-технических работ с неопределенным или отдаленным по времени эффектом; кредитные ресурсы формируются, в основном, за счет взносов государства, а также спонсорской поддержки; при успешном завершении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) банк получает учредительский доход, определенную долю прибыли от внедрения инноваций. Венчурная фирма (от английского venture - рисковать, риск) - форма институализации венчурного, т.е. рискового, капитала. Продуктом венчурного финансирования являются связанные с риском инновации различного рода: в области научных исследований, технологии, создания новых продуктов, организации производства, маркетинга. Венчурная фирма является особым звеном в цепи "наука-производство". Она служит начальной ступенью развития продукта, занимаясь отбором и разработкой научной или технической идеи, ее апробацией, созданием образцов и моделей для последующей их передачи на стадию промышленного производства. Зачастую с окончанием работы над данным продуктом фирма прекращает свое существование. Как правило, венчурное финансирование относится к малому и среднему инновационному бизнесу. Потенциал венчурных фирм находит наилучшую реализацию в наукоемких, технически сложных отраслях, где он сочетается с большими производственными и финансовыми возможностями крупных компаний. Наиболее благоприятными для деятельности венчурных фирм являются те отрасли, где жизненный цикл продукта невелик (в микроэлектронной промышленности США этот показатель составляет в среднем 4-5 лет). Быстрая смена номенклатуры продукции позволяет небольшим фирмам переходить от одной инновации к другой. Инновационная деятельность - процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Инновация (нововведение) - вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; новая техника, технология, являющиеся результатом достижений научно-технического прогресса. Развитие изобретательства, появление пионерских и крупных изобретений является существенным фактором инновации. Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, центры коммерциализации технологий и другие специализированные организации). Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) - комплекс мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий). Инновационные инвестиции - форма реального инвестирования, осуществляемая с целью внедрения технологических инноваций в деятельность предприятия. Инновационные инвестиции осуществляются в двух основных формах: путем приобретения готовой научно-технической продукции; путем разработки новой научно-технической продукции. Инновационные инвестиции в форме приобретения готовой научно-технической продукции включают: приобретение патентов на научные открытия, изобретения, промышленные образцы и товарные знаки; приобретение ноу-хау. Приобретение патентов и ноу-хау осуществляется на основе лицензионных соглашений. Существуют два основных вида лицензий на эту продукцию: а) неисключительная или простая лицензия, которая предусматривает ограниченное право использования научно-технической продукции. В этом случае за продавцом сохраняются все права по использованию или дальнейшей реализации лицензии; б) исключительная лицензия, которая предусматривает предоставление лишь одному покупателю исключительного права на пользование готовой научно-технической продукцией и выдачу лицензий третьим лицам. Инновационные инвестиции в форме разработки новой научно-технической продукции имеют следующие виды: разработка новой научно-технической продукции в рамках самого предприятия; разработка новой научно-технической продукции сторонними организациями по заказу предприятия. Результаты разработки новой научно-технической продукции как при первой, так и при второй форме оформляются отчетами о научно-исследовательской работе; комплектами технологической и конструкторской документации; методическими рекомендациями и т.п. Инновационные инвестиции являются основным путем формирования нематериальных активов предприятия. Инновационный потенциал - способность различных отраслей народного хозяйства производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка. Инновационный потенциал включает в себя научные, проектные и конструкторские разработки, мощности экспериментальных услуг, связанные с подготовкой нового производства, инструмент и оснастку для проведения наукоемких операций, средства технологического контроля и т.д. и представляет совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Кластер - сеть независимых производственных и (или) сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, научно-исследовательские институты, инжиниринговые компании), связующих рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. Производственная политика, промышленная политика - политика, в основе которой лежит содействие эффективности производства и конкурентоспособности, промышленному возрождению и расширению, а также созданием возможностей для работы по найму. Промышленная политика предусматривает меры, например, для роста конкуренции и для поощрения регионального развития, а также особые меры для стимуляции эффективности и принятия новых технологий. Но производственная политика может заниматься более узким кругом вопросов, например, выборочной интервенцией в некоторые отрасли промышленности или поддержкой определенных проектов и компаний. Промышленная политика большинства стран является как реагирующей (отвечающей, например, на неспособность рынка саморегулироваться при помощи переструктурирования и рационализации убыточных отраслей промышленности либо при помощи поддержки компаний-неудачников), так и проактивной, действующей как катализатор в изменениях, поощряя, например, основание новых предприятий и развитие новых технологий, призванных улучшить эффективность и конкурентоспособность на международном рынке. Субсидии и субвенции 1. Предоставление субсидий и субвенций, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается: - из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами; - из бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации; - из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления. 2. Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки. Технология высокая - условное обозначение наукоемкой универсальной, многофункциональной, многоцелевой технологии, имеющей широкую сферу применения, способной вызвать цепную реакцию нововведений, обеспечивающей более оптимальное по сравнению с предшествующими технологиями соотношение затрат и результатов и оказывающей позитивное воздействие на социальную сферу. В мировой практике к высокой технологии, как правило, относят микроэлектронику, коммуникационную технику, биотехнологии, создание новых материалов, микромеханику и те производственные технологии, в которых непосредственно использованы новейшие достижения физики, химии, механики и информатики. Трансфер технологий - передача права владения технологией полностью или частично одним лицом, организацией, страной соответственно другим лицам, организациям, странам. Часть 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения Успешное развитие современной экономики промышленно развитых стран мира определяется долей конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции в общем объеме валового внутреннего продукта (далее - ВВП) или валового регионального продукта (далее - ВРП), являющейся конечным результатом коммерциализации научных исследований и разработок. Она становится в мире основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек для обеспечения конкурентоспособности. В соответствии с утвержденным 01.03.2004 Протоколом N 1 совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 24.02.2004 по вопросу "О политике Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы" Правительству Российской Федерации с участием субъектов Российской Федерации рекомендуется: до ноября 2004 г. разработать Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, а также предложить комплекс мероприятий по реализации этого документа, предусматривающий решение следующих первоочередных задач: формирование организационно-экономических механизмов поддержки и стимулирования инновационной деятельности, совершенствование системы государственного заказа на научную и научно-техническую продукцию гражданского назначения; стимулирование развития инфраструктуры национальной инновационной системы, в том числе формирование системы страхования рисков, комплекса региональных и отраслевых венчурных фондов, создание в субъектах Российской Федерации инфраструктуры инновационной системы с учетом межрегиональных и международных экономических и научно-технических связей; обеспечение интеграции науки, образования, промышленности и агропромышленного комплекса путем создания интегрированных структур, ориентированных на разработку, серийное производство и реализацию инновационной продукции (услуг), в том числе в кооперации с малыми высокотехнологичными инновационными предприятиями; эффективное использование в интересах развития экономики страны инновационного потенциала академических институтов, университетов, государственных научных центров и других государственных научных организаций и предприятий, стимулирование коммерциализации результатов их интеллектуальной деятельности; формирование конкурентной среды в предпринимательском секторе экономики, стимулирование развития частного инновационно-технологического предпринимательства, создание условий для эффективного взаимодействия государства и бизнес-сообщества в инновационной сфере; ускорение передачи научных знаний и технологий между оборонным и гражданским секторами экономики; совершенствование системы подготовки кадров в инновационной сфере; организация и выполнение комплексных инновационных проектов, обеспечивающих производство и реализацию конкурентоспособной продукции (услуг). Что касается Пензенской области, то основным условием достижения необходимых темпов роста ВРП Пензенской области является повышение экономической эффективности функционирования отдельных секторов хозяйства и ведущих предприятий за счет привлечения значительных объемов инвестиций в приоритетные сферы экономики. Эффективность экономики Пензенской области по сравнению со средними показателями Российской Федерации имеет более низкие показатели как в отношении производительности труда, так и по финансовым результатам деятельности отраслей и сфер экономики. Это связано как с особенностями отраслевой структуры хозяйства (высокая доля сельского хозяйства), так и с применением на большинстве предприятий устаревших технологий и оборудования, а также с недостатками менеджмента, маркетинга и управления финансами на предприятиях. Сочетание этих факторов обусловливает недостаточную конкурентоспособность значительной части продукции и услуг предприятий Пензенской области на внешнем рынке и, как следствие, низкую прибыльность производств. Традиционная политика поддержания сложившейся неэффективной структуры экономики и производства продукции на базе существующих технологий не позволят добиться выполнения стратегической цели социально-экономического развития области. Поэтому основными условиями достижения необходимых темпов роста ВРП Пензенской области являются ускорение прогрессивных структурных сдвигов в экономике региона, повышение экономической эффективности функционирования отдельных секторов хозяйства и ведущих предприятий за счет привлечения значительных объемов инвестиций в приоритетные сферы экономики. Без запуска инновационных процессов реальное участие Пензенской области в решении общенациональной задачи удвоения ВВП Российской Федерации, а также региональной стратегической задачи ускоренного привлечения инвестиций остаются проблематичными. На начало 2003 г. по количеству используемых передовых технологий среди регионов Приволжского федерального округа Пензенская область находилась на 9-ом месте - 1109 (0,035%), на 12-ом месте по количеству предприятий, использующих передовые технологии - 20 предприятий (0,02%). По количеству созданных передовых технологий наша область оказалась на более высоком - 5-ом месте, что говорит о некотором потенциале и возможностях к росту (см. таблицы 1, 2, 3). Таблица 1 Рейтинг регионов Приволжского федерального округа по количеству используемых передовых технологий --------T-------------------------T-----------------------¬ ¦ Место ¦ Субъект федерации ¦ Количество технологий ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 1 ¦ Нижегородская область ¦ 10657 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 2 ¦ Удмуртская Республика ¦ 3818 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 3 ¦ Самарская область ¦ 3738 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 4 ¦ Республика Башкортостан ¦ 3569 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 5 ¦ Пермская область ¦ 1970 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 6 ¦ Саратовская область ¦ 1889 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 7 ¦ Республика Татарстан ¦ 1348 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 8 ¦ Кировская область ¦ 1321 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 9 ¦ Пензенская область ¦ 1109 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 10 ¦ Ульяновская область ¦ 922 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 11 ¦ Чувашская Республика ¦ 552 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 12 ¦ Оренбургская область ¦ 496 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 13 ¦ Республика Марий Эл ¦ 250 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ 14 ¦ Республика Мордовия ¦ 99 ¦ +-------+-------------------------+-----------------------+ ¦ ¦ Всего ¦ 31738 ¦ L-------+-------------------------+------------------------ Таблица 2 Рейтинг регионов Приволжского федерального округа по количеству предприятий, использующих передовые технологии --------T-------------------------T------------------------¬ ¦ Место ¦ Субъект федерации ¦ Количество предприятий ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 1 ¦ Республика Татарстан ¦ 218 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 2 ¦ Нижегородская область ¦ 176 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 3 ¦ Самарская область ¦ 80 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 4 ¦ Республика Башкортостан ¦ 78 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 5 ¦ Кировская область ¦ 74 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 6 ¦ Удмуртская Республика ¦ 58 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 7 ¦ Пермская область ¦ 56 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 8 ¦ Саратовская область ¦ 49 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 9 ¦ Чувашская Республика ¦ 35 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 10 ¦ Ульяновская область ¦ 29 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 11 ¦ Оренбургская область ¦ 27 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 12 ¦ Пензенская область ¦ 20 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 13 ¦ Республика Марий Эл ¦ 19 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ 14 ¦ Республика Мордовия ¦ 11 ¦ +-------+-------------------------+------------------------+ ¦ ¦ Всего ¦ 930 ¦ L-------+-------------------------+------------------------- Таблица 3 Рейтинг регионов Приволжского федерального округа по количеству созданных передовых технологий --------T-------------------------T----------------------¬ ¦ Место ¦ Субъект федерации ¦ Количество созданных ¦ ¦ ¦ ¦ технологий ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 1 ¦ Нижегородская область ¦ 49 ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 2 ¦ Самарская область ¦ 49 ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 3 ¦ Саратовская область ¦ 9 ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 4 ¦ Республика Мордовия ¦ 8 ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 5 ¦ Пензенская область ¦ 7 ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 6 ¦ Удмуртская Республика ¦ 6 ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 7 ¦ Пермская область ¦ 5 ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 8 ¦ Республика Башкортостан ¦ 5 ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 9 ¦ Ульяновская область ¦ 4 ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 10 ¦ Республика Татарстан ¦ 3 ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 11 ¦ Республика Марий Эл ¦ 1 ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 12 ¦ Чувашская Республика ¦ - ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 13 ¦ Кировская область ¦ - ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ 14 ¦ Оренбургская область ¦ - ¦ +-------+-------------------------+----------------------+ ¦ ¦ Всего ¦ 146 ¦ L-------+-------------------------+----------------------- В Пензенской области имеются отдельные элементы инновационной инфраструктуры - университеты, НИИ, индивидуальные разработчики, передовые предприятия, в том числе, несколько малых инновационных предприятий, которых должно быть значительно больше. По экспертным оценкам для успешного промышленного развития страны в Российской Федерации должно быть 200-250 тыс. малых инновационно-технологических предприятий (далее - ИТП). Соответственно в Пензенской области со временем (в перспективе на 10-15 лет) должно появиться не менее полутора - двух тысяч малых и средних инновационных предприятий, с численностью от 4-5 до 50-100 человек. На сегодняшний момент в области практически полностью отсутствует система финансирования рисковых инновационных проектов как одно из самых важных звеньев продвижения инноваций на рынок. В свою очередь система рискового (венчурного) финансирования возникает, когда на ее услуги есть значительный спрос со стороны большого числа технологических инновационных малых и средних предприятий, т.е. когда сформирован рынок венчурного капитала. Во всех странах, где уже создана развитая инфраструктура для функционирования ИТП, все начиналось с помощи федеральных и региональных государственных структур власти, когда для таких предприятий создавались значительные преимущества по сравнению с любыми другими видами предприятий (законодательные, налоговые, кредитно-финансовые и т.п.). Таким образом, Программа инновационного развития Пензенской области предназначена для создания благоприятных условий функционирования инновационной составляющей в развитии экономики Пензенской области в целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности области относительно более экономически развитых на данный момент регионов Российской Федерации. Часть 3. Цели, задачи и сроки реализации Программы Стратегической целью Программы является создание региональной инновационной инфраструктуры, которая должна объединить усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления в Пензенской области, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики региона в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий для перехода экономики области на инновационный путь развития. Основными задачами Программы являются: а) формирование организационно-правовых и финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности; б) интеграция ресурсов и субъектов науки, промышленности и бизнеса для инновационной деятельности; в) вхождение в межрегиональный рынок инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу; г) создание благоприятной среды для инновационной деятельности. Цель и задачи Программы направлены на формирование региональной инфраструктуры и благоприятной экономической среды для коммерциализации технологий и разработок субъектов научно-технической деятельности Пензенской области. Конкретный перечень инновационных проектов формируется в процессе их конкурсного отбора по результатам экспертизы. Предпочтение для включения в него будет отдано ориентированным на инновации комплексным проектам, обладающим высоким экспортным или импортозамещающим потенциалом, конкурентными преимуществами, высокими показателями доходности или социально-экономической значимостью для региона. Срок реализации Программы с 2005 по 2007 год. Часть 4. Перечень программных мероприятий 1-й этап (2005 г.). Создание предварительных условий для форсированного перехода на инновационный путь развития. Активизация инновационного потенциала предпринимательской среды. Подготовка концептуальной, институциональной и законодательной основы для введения современной системы взаимодействий в научно-технической и инновационной сферах между органами государственной и местной власти, научно-техническим сектором, промышленностью и рынком. Организация постоянного мониторинга и экспертизы действующего законодательства, регулирующего инновационную и научно-техническую деятельность, практику применения законодательных норм на предмет их соответствия современным международным стандартам. Начало создания инфраструктуры инновационного развития региона. 2-й этап (2005-2006 гг.). Формирование партнерского взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления и предпринимательской средой. Организация постоянного мониторинга факторов и барьеров, препятствующих инновационной деятельности. Введение в практику разработанных институциональных инструментов. Создание механизма государственного регулирования инновационных процессов. Поэтапное введение в действие там, где это необходимо, разработанных схем государственного содействия процессам трансфера технологий. 3-й этап (2006-2007). Кластеризация инновационной системы. Переход к региональной промышленной, научно-технической и инновационной политике от поддержки отдельных фирм и организаций, ведущих исследования и разработки, к поддержке развития кластеров связанных между собой фирм и организаций, осуществляющих производство и реализацию новой продукции. Примерный план мероприятий по созданию инновационной инфраструктуры Пензенской области -------T--------------------------------T-----------------------------T-------------T----------------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Затраты бюджета ¦ ¦ N ¦ Содержание ¦ Результат ¦ Срок ¦ (тыс. руб.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------T--------T---------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2005 ¦ 2006 ¦ 2007 ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 1.1 ¦ Анализ федерального и ¦ Реестр законодательных ¦ 1 кв. 2005 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ регионального ¦ актов на магнитном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательства, ¦ носителе ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регламентирующего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ научно-техническую и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационную деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 1.2 ¦ Организация реализации функций ¦ Договор на услуги ЦИР ¦ 1 кв. 2005 ¦ 25,0 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ Центра инновационного развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (далее - ЦИР)3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 1.3. ¦ Мониторинг инновационных ¦ Реестр новых технологий и ¦ 2005-2007 ¦ 50,0 ¦ 15,0 ¦ 15,0 ¦ ¦ ¦ предложений от организаций и ¦ завершенных разработок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ частных лиц в Пензенской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 1.4. ¦ Выявление приоритетных задач, ¦ Реестр задач ¦ 2005-2007 ¦ 50,0 ¦ 25,0 ¦ - ¦ ¦ ¦ стоящих перед Пензенской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ областью и требующих решения с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использованием инновационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ механизмов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 1.5. ¦ Подготовка и ведение ¦ Природо-ресурсный паспорт ¦ 2005-2007 ¦ 30,0 ¦ 15,0 ¦ 15,0 ¦ ¦ ¦ природо-ресурсного паспорта ¦ Пензенской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Пензенской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 1.6 ¦ Выявление возможных источников ¦ Отчеты по результатам ¦ 1-2 кв. ¦ 50,0 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ финансирования инновационной ¦ анализа ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сферы и разработка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рекомендаций по формированию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фонда реализации инновационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 1.7. ¦ Подготовка и проведение ¦ Положение о конкурсе, ¦ 2005-2007 ¦ 100,0 ¦ 50,0 ¦ 25,0 ¦ ¦ ¦ конкурсов инновационных ¦ проекты-победители ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов ¦ конкурса, претендующие на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ материально-финансовое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ содействие в реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 1.8 ¦ Разработка Интернет-сайта ЦИР ¦ Функционирующий ¦ 1-2 кв. ¦ 70,0 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ в качестве информационного ¦ Интернет-сайт ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ресурса Совета по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационному развитию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Пензенской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 1.9 ¦ Подготовка презентационного ¦ Презентационный комплект: ¦ 1-2 кв. ¦ 130,0 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ буклета и компакт-диска по ¦ буклет + компакт-диск ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационной политике ¦ (тираж) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Пензенской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 1.10 ¦ В целях подготовки кадров: ¦ Обучающая организация ¦ 1 кв. 2005 ¦ 50,0 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ подготовка и проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкурса между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образовательными учреждениями, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ способными предложить услуги в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовке кадров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационной сферы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ ¦ обучение ¦ Обученные специалисты ¦ 2005-2007 ¦ 95,0 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ специалистов-инноваторов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 1.11 ¦ Апробация механизмов ¦ Отработка механизмов ¦ 1-2 кв. ¦ 80,0 ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ реализации проектов в процессе ¦ реализации инновационных ¦ 2005 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выполнения инновационных ¦ проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов-победителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ Всего ¦ 730,0 ¦ 105,0 ¦ 55,0 ¦ +------T--------------------------------T-----------------------------T-------------+---------+--------+---------+ ¦ 2.1 ¦ Подготовка и проведение ¦ Обученные специалисты ¦ 2005-2007, ¦ 220,0 ¦ 120,0 ¦ 105,0 ¦ ¦ ¦ обучающих тренингов для ¦ ¦ 1 раз в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работников государственных и ¦ ¦ полгода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ муниципальных структур о целях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и задачах инновационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политики, о новых подходах к ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаимодействию с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационными структурами ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (программы партнерства) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 2.2 ¦ Проведение семинаров с ¦ Публикации в СМИ ¦ 1 раз в ¦ 80,0 ¦ 75,0 ¦ 30,0 ¦ ¦ ¦ представителями СМИ для ¦ ¦ полгода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ознакомления с целями и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ задачами региональной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационной политики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 2.3 ¦ Организация совместных ¦ План мероприятий. ¦ 2005-2007 ¦ 120,0 ¦ 90,0 ¦ 50,0 ¦ ¦ ¦ мероприятий (конференции, ¦ Публикации в СМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ семинары, круглые столы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деловые игры) для работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ государственных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ муниципальных структур, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработчиков новых изделий и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологий, преподавателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационных специализаций, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ представителей инновационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ фирм для обмена опытом, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мнениями и т.п. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 2.4 ¦ Подготовка и проведение ¦ План информационной ¦ 2004-2007 ¦ 90,0 ¦ 50,0 ¦ 30,0 ¦ ¦ ¦ информационной кампании для ¦ кампании. Публикации в СМИ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ широкой общественности в целях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их ознакомления с областной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационной программой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Пензенской области и ходом ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реализации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 2.5. ¦ Разработка предложений по ¦ Предложения ¦ 2004-2007 ¦ 80,0 ¦ 50,0 ¦ 20,0 ¦ ¦ ¦ совершенствованию федерального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и регионального ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ законодательства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ регламентирующего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационную деятельность ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 2.6 ¦ Подготовка и проведение ¦ Положение о конкурсе, ¦ 2 раза ¦ 150,0 ¦ 110,0 ¦ 50,0 ¦ ¦ ¦ конкурсов на лучшие ¦ перечень победителей - ¦ в год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ региональные инновационные ¦ претендентов на льготное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проекты ¦ финансирование своих ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 2.7 ¦ Проведение региональной ¦ Договоры с инвесторами ¦ 1-2 раза ¦ 150,0 ¦ 110,0 ¦ 60,0 ¦ ¦ ¦ выставки инновационных ¦ ¦ в год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов - победителей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкурсов инновационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 2.8 ¦ Подготовка и участие во ¦ Перечень мест проведения ¦ 2 раза ¦ 150,0 ¦ 110,0 ¦ 70,0 ¦ ¦ ¦ всероссийских конкурсах на ¦ конкурсов, критерии отбора ¦ в год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лучшие инновационные проекты ¦ конкурсантов, участие в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (инновационные ярмарки, ¦ конкурсах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ конкурсы, выставки) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 2.9 ¦ Сопровождение и развитие сайта ¦ Растущее число посетителей ¦ 2005-2007 ¦ 180,0 ¦ 100,0 ¦ 70,0 ¦ ¦ ¦ ЦИР ¦ сайта ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ Всего ¦ 1220,0 ¦ 815,0 ¦ 485,0 ¦ +------T--------------------------------T-----------------------------T-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.1 ¦ Обновление ¦ Обновленное региональное ¦ 2004-2007 ¦ 60,0 ¦ 60,0 ¦ 60,0 ¦ ¦ ¦ нормативно-законодательной ¦ законодательство, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ базы для ведения и ¦ предложения в федеральное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стимулирования инновационной ¦ законодательство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.2 ¦ Создание в ЦИР и обеспечение ¦ Функционирующее ¦ 2004-2007 ¦ 270,0 ¦ 150,0 ¦ 110,0 ¦ ¦ ¦ функционирования подразделения ¦ информационное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ для информационного ¦ подразделение ЦИР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечения работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационных структур ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.3 ¦ Создание и обеспечение ¦ Бизнес-инкубатор с ¦ 2004-2007 ¦ 550,0 ¦ 250,0 ¦ 150,0 ¦ ¦ ¦ функционирования ¦ возможностями венчурного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационного ¦ финансирования проектов и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бизнес-инкубатора на основе ¦ предоставления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ схемы "ЦИР - проектный офис - ¦ оборудования для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производственные площадки ¦ реализации проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятий-партнеров" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.4 ¦ Создание и обеспечение ¦ Лабораторные образцы ¦ 2005-2007 ¦ 550,0 ¦ 250,0 ¦ 150,0 ¦ ¦ ¦ функционирования ¦ изделий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лаборатории-мастерской ЦИР ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.5 ¦ Создание механизмов ¦ Механизм льготирования ¦ 2004-2007 ¦ 170,0 ¦ 130,0 ¦ 130,0 ¦ ¦ ¦ стимулирования инноваций по ¦ инновационных проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приоритетным для области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ направлениям ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.6 ¦ Отладка механизма привлечения ¦ Благоприятные условия для ¦ 2005-2007 ¦ 150,0 ¦ 120,0 ¦ 90,0 ¦ ¦ ¦ отечественных и зарубежных ¦ венчурных инвесторов в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инвесторов в инновационные ¦ инновационные проекты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проекты (венчурных фирм) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.8 ¦ Создание венчурных фондов, ¦ Благоприятная ¦ 2005-2007 ¦ 150,0 ¦ 120,0 ¦ 80,0 ¦ ¦ ¦ обеспечение законодательной ¦ законодательная и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ базы для их функционирования и ¦ инфраструктурная среда для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оказание помощи в поиске ¦ работы венчурных структур ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ венчурных инвесторов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.9 ¦ Организация системы конкурсов ¦ Организационно-методическое ¦ 2005-2007 ¦ 100,0 ¦ 70,0 ¦ 70,0 ¦ ¦ ¦ инновационных проектов на ¦ обеспечение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ право получения инновационными ¦ конкурсов и их проведение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компаниями льготного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кредитования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.9 ¦ Отработка использования ¦ Широкое использование ¦ 2005-2007 ¦ 70,0 ¦ 50,0 ¦ 50,0 ¦ ¦ ¦ лизингового механизма при ¦ лизинга в инновационных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реализации инновационных ¦ проектах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.10 ¦ Обеспечение подготовки ¦ Подготовленные ¦ 2005-2007 ¦ 120,0 ¦ 120,0 ¦ 90,0 ¦ ¦ ¦ профессиональных кадров для ¦ сертифицированные кадры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационной сферы, в том ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ числе из среды разработчиков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ новых конкурентоспособных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ изделий и технологий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.11 ¦ Создание региональной сети ¦ Инновационные инкубаторы в ¦ 2005-2007 ¦ 450,0 ¦ 350,0 ¦ 230,0 ¦ ¦ ¦ инновационных инкубаторов, ¦ областном центре и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечивающих условия для ¦ промышленно развитых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования инновационных ¦ районах области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компаний (помещения, офисное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оборудование, информационные, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ консультационные и иные виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ услуг) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.12 ¦ Создание инновационных ¦ Функционирующие кластерные ¦ 2005-2007 ¦ 50,0 ¦ 150,0 ¦ 90,0 ¦ ¦ ¦ кластеров и отладка их ¦ структуры ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности по полному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жизненному циклу изделия - от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ идеи до реализации на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отечественном или зарубежных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рынках ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.13 ¦ Организация продвижения ¦ Работающий механизм ¦ 2005-2007 ¦ 190,0 ¦ 140,0 ¦ 80,0 ¦ ¦ ¦ продукции инновационных ¦ интегрированного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предприятий в Пензенской ¦ маркетинга ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ области и в другие регионы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.14 ¦ Проведение анализа ¦ Аналитический отчет ¦ 4 кв. 2005, ¦ 50,0 ¦ 30,0 ¦ 30,0 ¦ ¦ ¦ инновационной деятельности и ¦ ¦ 2006, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разработка рекомендаций по ¦ ¦ 2007 гг. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дальнейшему развитию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ региональной инновационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ экономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ 3.15 ¦ Подготовка и выпуск ¦ Информационный бюллетень ¦ 1 раз в ¦ 120,0 ¦ 90,0 ¦ 50,0 ¦ ¦ ¦ информационного бюллетеня о ¦ на базе аналитического ¦ полгода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ результатах реализации ¦ отчета ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инновационной программы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+--------------------------------+-----------------------------+-------------+---------+--------+---------+ ¦ Всего ¦ 3050,0 ¦ 2080,0 ¦ 1460,0 ¦ +-----------------------------------------------------------------------------------+---------+--------+---------+ ¦ Итого ¦ 5000,0 ¦ 3000,0 ¦ 2000,0 ¦ L-----------------------------------------------------------------------------------+---------+--------+---------- _______________________________ 2 Указанные объемы затрат являются ориентировочными и могут быть скорректированы по мере реализации Программы при условии, что не будут превышены указанные предельные суммы затрат на каждом из этапов программы 3 Учреждение организации с условно-функциональным названием "Центр инновационного развития" (ЦИР) по тексту означает выявление организации из уже функционирующих в Пензенской области на конкурсной основе и заключение с ней Госконтракта по реализации Программы инновационного развития Пензенской области в качестве головной организации. При отсутствии готовых организаций, способных выполнить необходимые функции, возможно учреждение с участием Правительства Пензенской области новой организации под задачи реализации данной Программы. Заключение контракта между Правительством Пензенской области и такой организацией возможно, в этом случае, в форме внеконкурсной госзакупки необходимых для реализации Программы услуг. Часть 5. Механизм реализации Программы Стратегическое управление реализацией Программы осуществляется Правительством Пензенской области. Другими участниками процесса реализации Программы станут предприятия и организации учебно-научно-производственных секторов экономики Пензенской области. Головным исполнительным органом на начальных стадиях реализации Программы может стать предприятие или организация с условным наименованием "Региональный Центр инновационного развития", с которым на конкурсной основе Правительством Пензенской области будет заключен договор на получение услуг по исполнению части мероприятий, предусмотренных данной Программой. Основными задачами головного исполнителя будут являться: а) выполнение роли опытного полигона в качестве пилотного центра инновационного развития; б) привлечение внебюджетных средств на реализацию Программы; в) организация тендеров, экспертизы для конкурсного отбора инновационных проектов; г) отладка и совершенствование механизма партнерства с органами государственной и местной власти, с промышленными и коммерческими структурами в создании инновационной инфраструктуры. На этапе подготовки к реализации Программы головным исполнителем разрабатываются необходимые для этого нормативно-правовые документы, утверждаемые Правительством Пензенской области в установленном законодательством порядке. В ходе реализации Программы головной исполнитель объявляет открытый конкурс инновационных проектов. Тендеры на выполнение проектов для государственных нужд и по заявкам от товаропроизводителей или инвесторов объявляются по мере поступления предложений. Приоритеты конкурсного отбора проектов формируются на основе проведенных головным исполнителем и потенциальными участниками инновационных сетей маркетинговых исследований спроса и предложений рынка инновационных ресурсов. С этой целью головной исполнитель создает постоянно обновляемые базы данных ресурсов инновационной деятельности и проектов Программы (далее - базы данных). Владельцам и заказчикам инноваций предоставляется возможность размещения информации в базах данных. По результатам маркетинговых исследований поданных на конкурс заявок и проведения системной оценки требуемых ресурсов Центр формирует портфель проектов и состав участников инновационных сетей. Организации-исполнители по видам деятельности определяются в ходе реализации программы и принятых к исполнению инновационных проектов. Механизмы привлечения и использования долевых финансовых средств федерального уровня определяются соответствующими соглашениями, нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. Механизм привлечения внебюджетных средств для реализации отдельных перспективных инновационных проектов осуществляется в соответствии с действующим законодательством, в том числе через инвестиционные интернет-торги, межрегиональные и международные ярмарки инновационных и венчурных проектов. Головной исполнитель оказывает разработчикам содействие в подготовке и презентации проектов. Для ускоренного продвижения инноваций на рынок в качестве лабораторно-производственной базы коллективного пользования используются научно-учебные и промышленные предприятия и организации Пензенской области. С целью привлечения средств частных инвесторов возможно создание акционерных обществ, венчурных и холдинговых компаний. Законодательная база поддержки проекта в части налогообложения, льготного кредитования, лизинга и оплаты аренды разрабатывается (с привлечением головного исполнителя) и утверждается в соответствии с действующим законодательством. Данная Программа может уточняться в соответствии с действующим законодательством. Головной исполнитель в конце каждого календарного года реализации Программы составляет отчет об исполнении Программы за соответствующий период, а также готовит план конкретных мероприятий на следующий год с обоснованием необходимого объема финансирования в части предусмотренных данной Программой бюджетных средств, который утверждается в соответствии с действующим законодательством. Часть 6. Финансирование Программы Финансирование Программы осуществляется за счет: - средств бюджета Пензенской области; - внебюджетных средств (фондов, частных инвесторов, венчурных компаний) и реинвестируемых средств Программы; - средств федерального бюджета (федеральные целевые программы); - собственных средств субъектов инновационной деятельности. Государственная поддержка субъектов инновационной деятельности за счет средств бюджета Пензенской области осуществляется в следующих формах: - бюджетное кредитование субъектов инновационной деятельности; - предоставление государственных гарантий Пензенской области в обеспечение возврата привлекаемых субъектами инновационной деятельности денежных средств для осуществления инновационной деятельности либо уплате лизинговых платежей, в том числе, с предоставлением в качестве обеспечения объектов Залогового фонда Пензенской области; - предоставление бюджетного и налогового стимулирования при аренде объектов недвижимости государственной собственности Пензенской области в соответствии с действующим законодательством; - предоставление субсидий и субвенций для осуществления инновационной деятельности; - получение в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации льгот по налогам; - частичное финансирование мероприятий по созданию инновационной инфраструктуры Пензенской области. Объемы бюджетного финансирования, установленные в данной Программе, формы и условия оказания государственной поддержки инновационной деятельности за счет средств бюджета Пензенской области могут уточняться при подготовке и утверждении закона Пензенской области о бюджете Пензенской области на соответствующий год. Бюджетные кредиты предоставляются субъектам инвестиционной деятельности, осуществляющим: - внедрение в производство новой или усовершенствованной продукции, применение новой или усовершенствованной технологии для производства конкурентоспособной наукоёмкой продукции; - технологическое переоснащение и подготовку производства к выпуску новой или усовершенствованной продукции; - организацию нового производства наукоёмкой продукции; - подготовку или переподготовку специалистов для инновационной деятельности; - иные виды деятельности, необходимые для реализации инновационных программ и проектов, не противоречащие федеральному законодательству. Предоставление бюджетных кредитов субъектам инвестиционной деятельности при наличии соответствующих заявок и обоснований устанавливается при подготовке и утверждении закона Пензенской области о бюджете Пензенской области на соответствующий год. Субсидии предоставляются юридическим лицам на выполнение прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, заканчивающихся изготовлением промышленного образца или разработкой технологии, готовых к внедрению в производство, а также гражданам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, основной деятельностью которых является внедрение результатов научных исследований и разработок в производство. Субвенции предоставляются юридическим лицам, имеющим государственную аккредитацию в качестве научной организации, на выполнение научных исследований и разработок по приоритетным для Пензенской области направлениям развития науки, техники и технологий в соответствии с нормами действующего законодательства, результаты которых могут быть внедрены в производство. Перечень приоритетных направлений развития науки, техники и технологий утверждается Правительством Пензенской области по представлению Экспертного совета по промышленной, научно-технической и инновационной политике. Порядок предоставления субсидий и субвенций устанавливается в соответствии с действующим законодательством. При этом бюджетному финансированию подлежат некоммерческие проекты по созданию инновационной инфраструктуры в соответствии с частью 4 настоящей Программы. Источниками получения внебюджетных средств являются производители инновационной продукции и внешние инвесторы, заинтересованные в освоении инноваций. Данные источники обеспечивают основную часть средств, а также возврат выделенных финансовых ресурсов. В их число входят проценты по кредитам, средства от продажи патентов и лицензий на промышленное использование инноваций, акции, а также добровольные взносы инновационных предприятий, профинансированных за счет средств Программы. Кроме того, привлекаются средства специализированных фондов: Российского фонда технологического развития, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Российского венчурного инновационного фонда и других, а также средства международных фондов и грантов. Затраты на финансирование Программы из бюджета Пензенской области определяются суммой в 10 млн. рублей. Указанные средства используются для финансирования мероприятий по созданию инновационной инфраструктуры Пензенской области. Финансирование Программы из федерального бюджета осуществляется на основе соглашений, заключенных между Правительством области и соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Правительство области как государственный заказчик содействует своевременному и полному финансовому обеспечению программных мероприятий в пределах установленного бюджетного финансирования. Для сохранения целостности структуры финансирования Программы часть средств, полученных в результате успешной реализации на рынке инновационных разработок и технологий, возвращается и используется для реинвестирования в другие инновационные проекты и мероприятия Программы по формированию инновационной инфраструктуры Пензенской области. Механизмы, условия и гарантии возврата финансовых средств, затраченных на реализацию каждого проекта Программы, регулируются в рамках договорных отношений участников инновационного процесса и головных организаций - исполнителей проекта, а также системой гарантийного поручительства и страхования. По завершении Программы функционирование инновационного механизма осуществляется за счет самофинансирования. Объемы и порядок финансирования на следующий год уточняются в конце текущего календарного года с учетом результатов очередного этапа реализации программы. Часть 7. Система организации контроля за исполнением Программы Координатором Программы является Правительство Пензенской области, которое осуществляет общий контроль и несет ответственность за выполнение мероприятий данной Программы по созданию инновационной инфраструктуры Пензенской области. Контроль за целевым использованием выделенных Центру средств осуществляет Управление финансов Пензенской области. Головной исполнитель осуществляет контроль и несет ответственность за целевое использование финансовых средств организациями-исполнителями комплексных и инфраструктурных проектов Программы. Организации-исполнители комплексных проектов представляют головному исполнителю ежегодные информационно-аналитические и финансовые отчеты о ходе выполнения комплексных проектов с отражением достигнутого уровня показателей социально-экономической эффективности. Головным исполнителем составляются итоговые информационно-аналитический и финансовый отчеты и представляются на утверждение государственному заказчику - Правительству Пензенской области. После утверждения информационно-аналитического и финансовых отчетов государственным заказчиком они направляются федеральным органам исполнительной власти, принимавшим участие в долевом финансировании Программы. При необходимости корректировки сроков реализации Программы головной исполнитель вносит соответствующие предложения на рассмотрение государственного заказчика с объяснением причин и обоснованием необходимости продления сроков. Часть 8. Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация Программы позволит: 1) создать в Пензенской области эффективно действующую инновационную систему, ориентированную на использование новых принципов организации инновационного процесса и управления инновациями; 2) осуществить интеграцию науки, промышленности и бизнеса на основе рыночных механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и трансфера перспективных наукоемких разработок и технологий за счет привлечения бюджетных средств и средств внебюджетных источников; 3) объединить усилия и повысить экономическую заинтересованность субъектов научной и инновационной деятельности, а также малого, среднего и крупного бизнеса в продвижении инноваций на рынок; 4) ввести в хозяйственный оборот на территории Пензенской области высокорентабельные наукоемкие разработки и технологии из других регионов России, а также создать условия для адаптации и трансфера инновационных достижений развитых стран; 5) повысить инновационную активность новых отраслей региона и развить внутренний рынок инноваций; 6) качественно улучшить и повысить уровень инновационного менеджмента на предприятиях Пензенской области; 7) создать на территории Пензенской области благоприятную среду для активизации инновационного развития экономики региона и привлечения инвестиций в инновационную сферу. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|