Расширенный поиск
Указ Губернатора Оренбургской области от 30.07.2008 № 97-укУ К А З ГУБЕРНАТОРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 30.07.2008 г. Оренбург N 97-ук О порядке использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области (В редакции Указов Губернатора Оренбургской области от 30.10.2009 г. N 219-ук; от 27.04.2012 г. N 238-ук) В целях снижения негативного влияния выбросов промышленных предприятий и оптимизации принятия управленческих решений в области охраны здоровья населения и окружающей среды в Оренбургской области п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить порядок использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области (далее - Порядок) согласно приложению. 2. Рекомендовать: 2.1. Предприятиям всех форм собственности, хозяйствующим субъектам, научным, учебным, проектным и экономическим организациям проводить учет оценки риска для здоровья населения и охраны окружающей среды в соответствии с Порядком. 2.2. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (Вяльцина Н.Е.): 2.2.1. Установить порядок применения процедуры оценки риска для здоровья населения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 2.2.2. Обеспечить координацию информационного обмена между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами. 2.3. Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, юридическим и физическим лицам представлять информацию организациям, осуществляющим оценку риска, в соответствии с Порядком на безвозмездной основе в объемах, определенных действующим законодательством. 3. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В. (В редакции Указа Губернатора Оренбургской области от 27.04.2012 г. N 238-ук) 4. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Губернатор А.А.Чернышев Приложение к указу Губернатора области от 30.07.2008 N 97-ук Порядок использования методики оценки риска для здоровья населения и охраны среды обитания в Оренбургской области (В редакции Указа Губернатора Оренбургской области от 30.10.2009 г. N 219-ук) I. Общие положения 1. Настоящий Порядок определяет механизм взаимодействия органов государственной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей, принимающих участие в оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды, и предназначен для использования всеми субъектами социально-гигиенического и экологического мониторинга в ходе проведения работ по оценке воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье человека и выработке на их основе управленческих решений. II. Нормативно-правовая основа 2. Оценка риска для здоровья населения и охраны окружающей среды проводится во исполнение Федеральных законов от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга", постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации и Главного государственного инспектора Российской Федерации по охране природы от 10 ноября 1997 года N 03-19/24-3483 "Об использовании методологии оценки риска для управления качеством окружающей среды и здоровья населения в Российской Федерации", постановления администрации Оренбургской области от 20 сентября 2005 года N 267-п "О развитии региональной системы социально-гигиенического мониторинга в Оренбургской области на 2005-2010 годы", санитарных норм и правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". III. Порядок проведения оценки риска 3. Оценка риска является действенным методом анализа влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения. 4. Методика оценки риска используется при проведении следующих работ: разработка территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования, схем размещения производительных сил региона, отраслевых схем, генеральных планов городов, схем районной планировки, программ хозяйственной и иной деятельности в регионе; санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и иные виды оценок; экологическая экспертиза в части оценки экологической безопасности населения; разработка проектов расширения и реконструкции промышленных предприятий (промузлов), связанных с увеличением выбросов в атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водоемы; разработка проектов предельно допустимых выбросов и санитарно-защитных зон для предприятий первого, второго и третьего классов опасности, а при наличии в выбросах веществ первого и второго классов опасности, канцерогенов и предприятиям четвертого и пятого классов опасности; обоснование сокращения санитарно-защитных зон промышленных предприятий всех классов опасности; санитарно-эпидемиологический аудит; определение территории как зоны экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации; разработка региональных гигиенических нормативов; обоснование приоритетных природоохранных мероприятий; разработка целевых региональных и муниципальных программ в области охраны окружающей среды и здравоохранения. 5. Проведение процедур оценки риска для здоровья населения осуществляется организациями, аккредитованными в установленном порядке в системе аккредитации органов по оценке риска Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 6. Органы по оценке риска, предприятия, организации и учреждения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, а также иные юридические и физические лица, проводившие работы по оценке риска для здоровья населения и охраны среды обитания Оренбургской области, представляют отчет в Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области ежегодно, до 10 января года, следующего за отчетным, или по запросу. IV. Принципы и способы обмена информацией 7. Органы по оценке риска безвозмездно в объеме и порядке, установленными действующим законодательством, а также на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями, получают необходимую для различных этапов оценки риска информацию: 7.1. От научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений и специализированных центров: результаты научно-исследовательских работ, выполненных за счет средств бюджетов различных уровней и грантов; информацию, опубликованную в открытой печати; данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды; результаты научно-исследовательских работ, выполненных на договорной основе за счет средств организаций и ведомств. 7.2. От государственных органов и учреждений, работающих в области охраны окружающей среды и здоровья населения: информацию, полученную в результате выполнения государственных функций; данные, представленные от организаций в ходе исполнения ими лицензируемой деятельности; сведения, включенные в программу экологического и социально-гигиенического мониторинга; данные, полученные в ходе совместной деятельности с органами и экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей среды; информацию, полученную в результате выполнения специальных исследований, не включенных в перечень обязательных государственных функций; данные, полученные в ходе выполнения организациями специальных исследований и представленные им как заказчику работ. 8. Распространение информации о риске для здоровья населения 8.1. Информация о результатах оценки риска для здоровья населения представляется органом по оценке риска: заказчику работ - на основаниях и в объеме, предусмотренных договором или соглашением; органам и лицам, представившим сведения, необходимые для проведения работ по оценке риска, - на основании специальных соглашений об обмене информацией в объеме, определяемом специальными соглашениями; государственным органам, осуществляющим контроль за состоянием окружающей среды и здоровья населения, - в объеме, необходимом для выполнения государственных функций. 8.2. Распространение информации о риске для здоровья населения является обязанностью организаций, являющихся собственниками информации. Распространению подлежит только информация, полученная по результатам работ аккредитованного в установленном порядке органа по оценке риска. Информация о риске должна быть специально подготовлена, разъяснена и представлена для распространения и обсуждения в доступной и понятной для населения форме. V. Взаимодействие и информационный обмен на различных этапах оценки риска 9. Этап идентификации опасности заключается в качественной характеристике возможных неблагоприятных эффектов воздействия на организм вредных факторов, загрязняющих окружающую среду в рассматриваемых зоне, городе, регионе, которые могут служить потенциальным источником опасности для здоровья проживающего здесь населения. 9.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе идентификации опасности |———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| | Организации | Создаваемая информация для оценки риска | | | на этапе идентификации опасности | |———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| | 1 | 2 | |———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| |Научно-исследовательские |токсикологические базы данных и регистры| |учреждения и высшие учебные|опасных для здоровья веществ и факторов| |заведения гигиенического|среды обитания населения; | |профиля, специализированные|характеристика неблагоприятных факторов| |учреждения министерства|среды обитания населения, в том числе пить-| |здравоохранения Оренбургс-|евой воды, продуктов питания, жилых и про-| |кой области, Управление Фе-|изводственных помещений, товаров народного| |деральной службы по надзору|потребления, стройматериалов; | |в сфере защиты прав потре-|характеристика возможных неблагоприятных| |бителей и благополучия че-|эффектов рассматриваемого фактора для здо-| |ловека по Оренбургской об-|ровья населения, полученных в эксперимента-| |ласти, ФГУЗ "Центр гигиены|льных, клинических или эпидемиологических| |и эпидемиологии по Орен-|исследованиях; | |бургской области |ранжирование вредных факторов риска для| | |здоровья и источников загрязнения окружа-| | |ющей среды | |———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| |Территориальные органы Ми-|сведения о гидротехнических сооружениях,| |нистерства природных ресур-|соблюдении ими правил и норм безопасности; | |сов Российской Федерации и|данные мониторинга геологической среды| |лицензированные ими органи-|(включая подземные воды), поверхностных| |зации, предприятия и учреж-|водных объектов | |дения, субъекты хозяйствен-| | |ной деятельности | | |———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| |Государственное учреждение|аналитические материалы по окружающей среде| |"Оренбургский областной|и гидрометеорологии в рассматриваемой тер-| |центр по гидрометеорологии|ритории, необходимые для идентификации| |и мониторингу окружающей|опасности вредных факторов для здоровья на-| |среды" |селения | |———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| |Территориальный орган Феде-|информация о качестве среды обитания насе-| |ральной службы по экологи-|ления и источниках загрязнения окружающей| |ческому, технологическому и|среды; | |атомному надзору по Орен-|характеристика субъектов хозяйственной де-| |бургской области |ятельности и их воздействия на окружающую| | |среду с учетом прогноза накопления и рас-| | |пространения вредных факторов в окружающей| | |среде; | | |качественный и количественный состав хими-| | |ческих веществ, поступающих в окружающую| | |среду от стационарных и передвижных источ-| | |ников загрязнения; | | |сведения из государственного кадастра отхо-| | |дов, сведения о физических и юридических| | |лицах, осуществляющих деятельность в облас-| | |ти обращения с отходами | |———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| |Главное управление МЧС Рос-|перечень опасных производственных объектов,| |сии по Оренбургской области|обусловливающих потенциально высокий риск| | |экстремального загрязнения окружающей среды| |———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| |Министерство здравоохране-|данные официальной государственной меди-| |ния и социального развития |цинской статистики по конкретному муниципа-| |Оренбургской области |льному образованию | |———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 9.2. Итоги этапа идентификации опасности вредных факторов На основании анализа и обобщения вышеизложенной информации на этапе идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения должны быть определены: перечень приоритетных средовых факторов, которые требуют проведения первоочередной оценки риска для здоровья населения; теоретическое обоснование возможной опасности приоритетных факторов среды обитания для здоровья населения и их токсикологическая характеристика, включая: вероятные пути воздействия факторов риска на здоровье населения (объекты окружающей среды, пути поступления); вероятные эффекты воздействия, в том числе для различных контингентов населения; описание ситуаций, в которых возможна модификация действия факторов, изменяющая риск воздействия на здоровье населения; описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа идентификации опасности вредных факторов для здоровья населения, которые необходимо учитывать при оценке риска. 10. Этап оценки экспозиции заключается в определении того, какими путями, через какие компоненты окружающей среды, на каком количественном уровне (выраженном как концентрация в этом компоненте и/или как доза), в какое время, при какой периодичности и общей продолжительности имеет место реальное или ожидаемое воздействие конкретного вредного фактора на население с учетом его численности. 10.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе оценки экспозиции |————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| | Организации | Создаваемая информация для оценки риска на | | | этапе оценки экспозиции | |————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| | 1 | 2 | |————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| |Научно-исследовательские|данные социально-гигиенического мониторинга и| |учреждения и высшие|специальных исследований, в том числе биомо-| |учебные заведения, спе-|ниторинга и мониторинга экспозиций населения| |циализированные учрежде-|к вредным факторам, включая численность и де-| |ния министерства здраво-|мографические характеристики населения, под-| |охранения Оренбургской|верженного воздействию вредных факторов; | |области, Управление Фе-|аналитические материалы по ранжированию путей| |деральной службы по над-|поступления вредных факторов в организм раз-| |зору в сфере защиты прав|личных групп населения из объектов окружающей| |потребителей и благопо-|среды; | |лучия человека по Орен-|характеристика реальных и прогнозируемых ко-| |бургской области, ФГУЗ|личественных уровней и длительности воздейс-| |"Центр гигиены и эпиде-|твия вредных факторов на изучаемые группы на-| |миологии по Оренбургской|селения, включая характеристику физиологичес-| |области" и аккредитован-|ких параметров потребления, социальной актив-| |ные в установленном по-|ности и поведения людей, необходимых для| |рядке органы по оценке|оценки экспозиции вредных факторов | |риска | | |————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| |Все участники ведения|данные мониторинга и специальных исследований| |экологического монито-|по реальной и прогнозируемой количественной и| |ринга и лицензированные|временной характеристике уровней загрязнения| |на этот вид деятельности|объектов окружающей среды и условия, влияющие| |организации и предпри-|на интенсивность воздействия вредных факторов| |ятия |на различные группы населения (метеорологиче-| | |ская и гидрогеологическая обстановка), в мес-| | |тах проведения работ по оценке риска | |————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| |Органы местного само-|статистические и картографические данные уче-| |управления <*> |та объектов застройки населенных мест, функ-| | |ционального зонирования территорий, численно-| | |сти и условий жизни и деятельности населения| | |на территориях, где проводится оценка риска | |————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| |Муниципальные управления|статистические данные по медицинской демогра-| |и учреждения здравоохра-|фии и характеристики обслуживаемого населения| |нения |территории, где проводится оценка риска | |————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| <*> Органы местного самоуправления, участвующие в обмене информацией, привлекаются по согласованию или на договорной основе 10.2. Итоги этапа оценки экспозиции На основании анализа и обобщения вышеизложенной информации, включая данные и результаты оценки по этапу идентификации опасности, на этапе оценки экспозиции населения к воздействию вредных факторов должны быть определены: уровни и время экспозиции различных групп населения к воздействию вредных факторов изучаемых компонентов окружающей среды; оценка путей экспозиции и их ранжирование по уровням и продолжительности воздействия вредных факторов; социально-демографическая характеристика различных групп населения, включая реальные и прогнозируемые сценарии их поведения и потребления, с оценкой масштабов воздействия вредных факторов на изучаемое население; описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа оценки экспозиции изучаемых групп населения к воздействию вредных факторов, которые необходимо учитывать при оценке риска. 11. Этап оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ" заключается в установлении или прогнозировании связи между дозой или концентрацией вредного фактора и относительным числом индивидуумов с количественно определенной выраженностью качественно определенного неблагоприятного эффекта. 11.1. Перечень организаций, участвующих в обмене информацией на этапе оценки "доза (концентрация) - ответ". |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————| | Организации и учреждения |Создаваемая информация для оценки риска на | | |этапе оценки "доза (концентрация) - ответ" | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————| |Научно-исследовательские |токсикологические базы данных и регистры| |учреждения и высшие учеб-|вредных факторов по характеристике зависи-| |ные заведения гигиеничес-|мостей "доза (концентрация) - ответ", зару-| |кого и эпидемиологического|бежные и принятые российские аналоги безо-| |профиля, специализирован-|пасных доз и концентраций; | |ные учреждения министерс-|характеристика неблагоприятных эффектов для| |тва здравоохранения Орен-|здоровья населения от воздействия рассмат-| |бургской области, Управле-|риваемых факторов, полученных в эксперимен-| |ние Федеральной службы по|тальных, клинических или эпидемиологических| |надзору в сфере защиты|исследованиях, в том числе выполненных спе-| |прав потребителей и благо-|циально для оценки риска и реальных по-| |получия человека по Орен-|следствий воздействия неблагоприятных фак-| |бургской области, ФГУЗ|торов для здоровья населения | |"Центр гигиены и эпидеми-| | |ологии по Оренбургской об-| | |ласти" и аккредитованные в| | |установленном порядке ор-| | |ганы по оценке риска | | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————| |Министерство здравоохране-|данные медицинской статистики и первичного| |ния и социального развития|учета о случаях обращаемости за медицинской| |Оренбургской области и его|помощью, заболеваемости и причин смертнос-| |подведомственные |ти, а также материалы специальных медицинс-| |учреждения |ких обследований, характеризующих состояние| | |здоровья изучаемых групп населения | |——————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 11.2. Итоги этапа оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ" На основании анализа и обобщения вышеизложенной информации, включая данные и результаты работ по этапам идентификации опасности и оценки экспозиции, на этапе оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ" должны быть определены: количественные параметры зависимости развития патологических реакций от уровня воздействия факторов риска (факторы наклона для различных видов ответов, уровней воздействия); параметры изменения зависимости "доза (концентрация) - ответ" при комбинированном, комплексном и сочетанном действии факторов риска в условиях реальной санитарно-эпидемиологической ситуации; выбранные критерии и безопасные уровни воздействия в виде доз и/или концентраций химических веществ в окружающей среде и организме человека; описание неопределенностей исходной информации и результатов этапа оценки зависимости "доза (концентрация) - ответ", которые необходимо учитывать при оценке риска. 12. На этапе характеристики риска синтезируются данные предыдущих трех этапов и связанных с ними неопределенностей для обоснования выводов в количественной, полуколичественной или описательной форме, которые должны быть переданы лицу или организации, принимающей решения в сфере экологической политики и управления здоровьем населения, либо субъекту хозяйственной деятельности, по заказу которого проводилась оценка риска. Итогами этапа характеристики риска являются: результаты оценок предыдущих этапов оценки риска; уровни индивидуального и популяционного риска и их сравнительный анализ; группы населения, подвергающиеся наибольшему риску для здоровья; ранжирование вредных факторов и компонентов окружающей среды, обусловливающих наибольший риск для здоровья населения; характеристика источников опасности и ранжирование источников воздействия на окружающую среду по уровню и масштабам создаваемого или прогнозируемого риска для здоровья населения, включая возможные социально-экономические, санитарно-эпидемиологические и экологические последствия; рекомендации по приоритетным направлениям охраны окружающей среды и здоровья населения, включая обоснование целесообразности и эффективности природоохранных и оздоровительных мероприятий. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|