Расширенный поиск

Указ Губернатора Оренбургской области от 30.07.2008 № 97-ук

 


                                   
                               У К А З
                                   
                   ГУБЕРНАТОРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
                                   
 30.07.2008                   г. Оренбург                   N 97-ук
                                   
                                   
О порядке использования методики оценки риска для здоровья населения и 
             охраны среды обитания в Оренбургской области

         (В редакции Указов Губернатора Оренбургской области
        от 30.10.2009 г. N 219-ук; от 27.04.2012 г. N 238-ук)
     
     
     В целях снижения  негативного   влияния   выбросов   промышленных
предприятий  и  оптимизации  принятия управленческих решений в области
охраны  здоровья  населения и  окружающей среды в Оренбургской области
п о с т а н о в л я ю:
     1. Утвердить порядок  использования  методики  оценки  риска  для
здоровья  населения  и  охраны  среды  обитания в Оренбургской области
(далее - Порядок) согласно приложению.
     2. Рекомендовать:
     2.1. Предприятиям   всех   форм   собственности,    хозяйствующим
субъектам,  научным,  учебным,  проектным и экономическим организациям
проводить учет оценки риска для здоровья населения и охраны окружающей
среды в соответствии с Порядком.
     2.2. Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Оренбургской области (Вяльцина
Н.Е.):
     2.2.1. Установить порядок  применения  процедуры оценки риска для
здоровья населения  в  соответствии  с  действующим  законодательством
Российской Федерации.
     2.2.2. Обеспечить  координацию   информационного   обмена   между
органами государственной власти, юридическими и физическими лицами.
     2.3. Территориальным органам федеральных  органов  исполнительной
власти,   юридическим   и  физическим  лицам  представлять  информацию
организациям,  осуществляющим оценку риска,  в соответствии с Порядком
на   безвозмездной   основе   в   объемах,   определенных  действующим
законодательством.
     3.   Контроль   за  исполнением  настоящего  указа  возложить  на
вице-губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской
области  по  социальной  политике  Самсонова  П.В.  (В  редакции Указа
Губернатора Оренбургской области от 27.04.2012 г. N 238-ук)
     4. Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.
     
        
     Губернатор                                           А.А.Чернышев


                                           Приложение 
                                           к указу Губернатора области
                                           от 30.07.2008 N 97-ук
                                                                      
                                                                      
                               Порядок
     использования методики оценки риска для здоровья населения и 
             охраны среды обитания в Оренбургской области 

          (В редакции Указа Губернатора Оренбургской области
                      от 30.10.2009 г. N 219-ук)

                          I. Общие положения
                                   
     1. Настоящий Порядок  определяет  механизм взаимодействия органов
государственной власти, организаций и индивидуальных предпринимателей,
принимающих  участие  в  оценке  риска для здоровья населения и охраны
окружающей среды,  и предназначен для использования  всеми  субъектами
социально-гигиенического   и   экологического   мониторинга   в   ходе
проведения работ по оценке воздействия неблагоприятных факторов  среды
обитания  на здоровье человека и выработке на их основе управленческих
решений.
     
                    II. Нормативно-правовая основа
                                   
     2. Оценка риска для здоровья населения и охраны окружающей  среды
проводится  во исполнение Федеральных законов от 10 января 2002 года N
7-ФЗ "Об охране окружающей среды",  от 30 марта 1999 года N  52-ФЗ  "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии  населения",  постановления
Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2006  года  N  60  "Об
утверждении    Положения    о    проведении   социально-гигиенического
мониторинга",  постановления  Главного  государственного   санитарного
врача  Российской  Федерации  и  Главного  государственного инспектора
Российской Федерации по охране  природы  от  10  ноября  1997  года  N
03-19/24-3483   "Об   использовании   методологии   оценки  риска  для
управления  качеством  окружающей  среды  и   здоровья   населения   в
Российской   Федерации",   постановления   администрации  Оренбургской
области от 20 сентября 2005 года  N  267-п  "О  развитии  региональной
системы социально-гигиенического мониторинга в Оренбургской области на
2005-2010 годы",  санитарных норм и правил СанПиН  2.2.1/2.1.1.1200-03
"Санитарно-защитные   зоны  и  санитарная  классификация  предприятий,
сооружений и иных объектов".
     
                 III. Порядок проведения оценки риска

     3. Оценка риска  является  действенным  методом  анализа  влияния
загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
     4. Методика оценки риска используется  при  проведении  следующих
работ:
     разработка территориальных  комплексных схем  охраны  природы   и
природопользования,  схем  размещения  производительных  сил  региона,
отраслевых схем, генеральных планов городов, схем районной планировки,
программ хозяйственной и иной деятельности в регионе;
     санитарно-эпидемиологическая экспертиза,           расследования,
обследования,      исследования,     испытания,     токсикологические,
гигиенические и иные виды оценок;
     экологическая    экспертиза   в   части   оценки    экологической
безопасности населения;
     разработка проектов  расширения   и   реконструкции  промышленных
предприятий  (промузлов),   связанных   с   увеличением   выбросов   в
атмосферный воздух и сбросов сточных вод в водоемы;
     разработка проектов   предельно     допустимых     выбросов     и
санитарно-защитных  зон  для  предприятий первого,  второго и третьего
классов опасности,  а при наличии в выбросах веществ первого и второго
классов  опасности,  канцерогенов  и  предприятиям четвертого и пятого
классов опасности;
     обоснование сокращения   санитарно-защитных    зон   промышленных
предприятий всех классов опасности;
     санитарно-эпидемиологический аудит;
     определение территории как  зоны  экологического   бедствия   или
чрезвычайной экологической ситуации;
     разработка региональных гигиенических нормативов;
     обоснование приоритетных природоохранных мероприятий;
     разработка  целевых   региональных  и  муниципальных  программ  в
области охраны окружающей среды и здравоохранения.
     5. Проведение процедур  оценки  риска  для   здоровья   населения
осуществляется организациями, аккредитованными в установленном порядке
в  системе  аккредитации  органов   по   оценке   риска   Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
     6. Органы по оценке риска, предприятия,  организации и учреждения
независимо  от  ведомственной  принадлежности и форм собственности,  а
также иные юридические и физические лица, проводившие работы по оценке
риска  для  здоровья  населения  и  охраны среды обитания Оренбургской
области,  представляют  отчет   в   Управление   Роспотребнадзора   по
Оренбургской  области  ежегодно,  до  10  января  года,  следующего за
отчетным, или по запросу.
     
              IV. Принципы и способы обмена информацией
                                   
     7. Органы по  оценке  риска  безвозмездно  в  объеме  и  порядке,
установленными  действующим  законодательством,  а  также на основании
специальных соглашений об обмене информацией  в  объеме,  определяемом
специальными  соглашениями,  получают необходимую для различных этапов
оценки риска информацию:
     7.1. От  научно-исследовательских   учреждений,   высших  учебных
заведений и специализированных центров:
     результаты научно-исследовательских  работ, выполненных  за  счет
средств бюджетов различных уровней и грантов;
     информацию, опубликованную в открытой печати;
     данные, полученные в ходе совместной деятельности  с  органами  и
экспертами  по оценке риска для здоровья населения и охраны окружающей
среды;
     результаты научно-исследовательских   работ,    выполненных    на
договорной основе за счет средств организаций и ведомств.
     7.2. От   государственных  органов  и  учреждений,  работающих  в
области охраны окружающей среды и здоровья населения:
     информацию, полученную  в  результате выполнения  государственных
функций;
     данные, представленные  от  организаций  в  ходе  исполнения  ими
лицензируемой деятельности;
     сведения, включенные     в     программу     экологического     и
социально-гигиенического мониторинга;
     данные, полученные в  ходе  совместной  деятельности с органами и
экспертами по оценке риска для здоровья населения и охраны  окружающей
среды;
     информацию, полученную  в   результате   выполнения   специальных
исследований,  не  включенных  в перечень обязательных государственных
функций;
     данные, полученные в  ходе  выполнения  организациями специальных
исследований и представленные им как заказчику работ.
     8. Распространение информации о риске для здоровья населения
     8.1. Информация о результатах оценки риска для здоровья населения
представляется органом по оценке риска:
     заказчику работ  -  на  основаниях и  в  объеме,  предусмотренных
договором или соглашением;
     органам и   лицам,  представившим   сведения,   необходимые   для
проведения   работ   по  оценке  риска,  -  на  основании  специальных
соглашений об обмене информацией в объеме,  определяемом  специальными
соглашениями;
     государственным органам, осуществляющим  контроль  за  состоянием
окружающей  среды  и здоровья населения,  - в объеме,  необходимом для
выполнения государственных функций.
     8.2. Распространение информации  о  риске  для здоровья населения
является   обязанностью   организаций,    являющихся    собственниками
информации.  Распространению подлежит только информация, полученная по
результатам работ аккредитованного в установленном порядке  органа  по
оценке риска.  Информация о риске должна быть специально подготовлена,
разъяснена и представлена для распространения и обсуждения в доступной
и понятной для населения форме.
     
        V. Взаимодействие и информационный обмен на различных
                         этапах оценки риска
     
     9. Этап идентификации  опасности   заключается   в   качественной
характеристике   возможных  неблагоприятных  эффектов  воздействия  на
организм   вредных   факторов,   загрязняющих   окружающую   среду   в
рассматриваемых   зоне,   городе,   регионе,   которые  могут  служить
потенциальным источником опасности  для  здоровья  проживающего  здесь
населения.
     9.1. Перечень организаций, участвующих в  обмене  информацией  на
этапе идентификации опасности
    
|———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
|        Организации        |  Создаваемая информация для оценки риска  |
|                           |     на этапе идентификации опасности      |
|———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
|             1             |                     2                     |
|———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
|Научно-исследовательские   |токсикологические  базы  данных  и регистры|
|учреждения и высшие учебные|опасных  для  здоровья  веществ  и факторов|
|заведения    гигиенического|среды обитания населения;                  |
|профиля, специализированные|характеристика  неблагоприятных    факторов|
|учреждения     министерства|среды обитания населения, в том числе пить-|
|здравоохранения  Оренбургс-|евой  воды, продуктов питания, жилых и про-|
|кой области, Управление Фе-|изводственных  помещений, товаров народного|
|деральной службы по надзору|потребления, стройматериалов;              |
|в  сфере защиты прав потре-|характеристика   возможных  неблагоприятных|
|бителей  и благополучия че-|эффектов  рассматриваемого фактора для здо-|
|ловека  по Оренбургской об-|ровья населения, полученных в эксперимента-|
|ласти,  ФГУЗ "Центр гигиены|льных,  клинических  или эпидемиологических|
|и  эпидемиологии  по  Орен-|исследованиях;                             |
|бургской области           |ранжирование  вредных  факторов  риска  для|
|                           |здоровья  и  источников загрязнения окружа-|
|                           |ющей среды                                 |
|———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
|Территориальные  органы Ми-|сведения  о  гидротехнических  сооружениях,|
|нистерства природных ресур-|соблюдении ими правил и норм безопасности; |
|сов  Российской Федерации и|данные   мониторинга   геологической  среды|
|лицензированные ими органи-|(включая   подземные  воды),  поверхностных|
|зации, предприятия и учреж-|водных объектов                            |
|дения, субъекты хозяйствен-|                                           |
|ной деятельности           |                                           |
|———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
|Государственное  учреждение|аналитические материалы по окружающей среде|
|"Оренбургский     областной|и  гидрометеорологии в рассматриваемой тер-|
|центр  по гидрометеорологии|ритории,   необходимые   для  идентификации|
|и   мониторингу  окружающей|опасности вредных факторов для здоровья на-|
|среды"                     |селения                                    |
|———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
|Территориальный орган Феде-|информация о качестве среды  обитания насе-|
|ральной  службы по экологи-|ления  и  источниках загрязнения окружающей|
|ческому, технологическому и|среды;                                     |
|атомному  надзору  по Орен-|характеристика  субъектов хозяйственной де-|
|бургской области           |ятельности  и  их воздействия на окружающую|
|                           |среду  с  учетом прогноза накопления и рас-|
|                           |пространения  вредных факторов в окружающей|
|                           |среде;                                     |
|                           |качественный  и количественный состав хими-|
|                           |ческих  веществ,  поступающих  в окружающую|
|                           |среду  от стационарных и передвижных источ-|
|                           |ников загрязнения;                         |
|                           |сведения из государственного кадастра отхо-|
|                           |дов,  сведения  о  физических и юридических|
|                           |лицах, осуществляющих деятельность в облас-|
|                           |ти обращения с отходами                    |
|———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
|Главное управление МЧС Рос-|перечень опасных производственных объектов,|
|сии по Оренбургской области|обусловливающих  потенциально  высокий риск|
|                           |экстремального загрязнения окружающей среды|
|———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
|Министерство  здравоохране-|данные  официальной  государственной  меди-|
|ния и социального развития |цинской статистики по конкретному муниципа-|
|Оренбургской области       |льному образованию                         |
|———————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 

     9.2. Итоги этапа идентификации опасности вредных факторов
     На основании анализа  и  обобщения  вышеизложенной  информации на
этапе идентификации опасности вредных факторов для здоровья  населения
должны быть определены:
     перечень приоритетных   средовых   факторов,   которые    требуют
проведения первоочередной оценки риска для здоровья населения;
     теоретическое обоснование  возможной    опасности    приоритетных
факторов  среды обитания для здоровья населения и их токсикологическая
характеристика, включая:
     вероятные пути воздействия  факторов  риска на здоровье населения
(объекты окружающей среды, пути поступления);
     вероятные эффекты  воздействия,   в   том   числе  для  различных
контингентов населения;
     описание ситуаций,  в   которых   возможна  модификация  действия
факторов, изменяющая риск воздействия на здоровье населения;
     описание  неопределенностей  исходной  информации  и  результатов
этапа    идентификации  опасности   вредных  факторов   для   здоровья
населения, которые необходимо учитывать при оценке риска.
     10. Этап оценки экспозиции заключается в определении того, какими
путями,   через   какие   компоненты   окружающей   среды,   на  каком
количественном уровне (выраженном как концентрация в  этом  компоненте
и/или  как  доза),  в  какое  время,  при  какой периодичности и общей
продолжительности  имеет  место  реальное  или  ожидаемое  воздействие
конкретного вредного фактора на население с учетом его численности.
     10.1. Перечень организаций, участвующих в обмене  информацией  на
этапе оценки экспозиции
     
|————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| 
|      Организации       | Создаваемая информация для оценки риска на  |
|                        |           этапе оценки экспозиции           |
|————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| 
|           1            |                      2                      |
|————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| 
|Научно-исследовательские|данные социально-гигиенического мониторинга и|
|учреждения    и   высшие|специальных  исследований, в том числе биомо-|
|учебные  заведения, спе-|ниторинга  и мониторинга экспозиций населения|
|циализированные учрежде-|к вредным факторам, включая численность и де-|
|ния министерства здраво-|мографические  характеристики населения, под-|
|охранения   Оренбургской|верженного воздействию вредных факторов;     |
|области,  Управление Фе-|аналитические материалы по ранжированию путей|
|деральной службы по над-|поступления  вредных факторов в организм раз-|
|зору в сфере защиты прав|личных групп населения из объектов окружающей|
|потребителей  и благопо-|среды;                                       |
|лучия  человека по Орен-|характеристика  реальных и прогнозируемых ко-|
|бургской  области,  ФГУЗ|личественных  уровней и длительности воздейс-|
|"Центр  гигиены и эпиде-|твия вредных факторов на изучаемые группы на-|
|миологии по Оренбургской|селения, включая характеристику физиологичес-|
|области" и аккредитован-|ких параметров потребления, социальной актив-|
|ные  в установленном по-|ности  и  поведения  людей,  необходимых  для|
|рядке  органы  по оценке|оценки экспозиции вредных факторов           |
|риска                   |                                             |
|————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| 
|Все   участники  ведения|данные мониторинга и специальных исследований|
|экологического   монито-|по реальной и прогнозируемой количественной и|
|ринга  и лицензированные|временной  характеристике уровней загрязнения|
|на этот вид деятельности|объектов окружающей среды и условия, влияющие|
|организации  и  предпри-|на интенсивность воздействия вредных факторов|
|ятия                    |на различные группы населения (метеорологиче-|
|                        |ская и гидрогеологическая обстановка), в мес-|
|                        |тах проведения работ по оценке риска         |
|————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| 
|Органы   местного  само-|статистические и картографические данные уче-|
|управления <*>          |та  объектов застройки населенных мест, функ-|
|                        |ционального зонирования территорий, численно-|
|                        |сти  и условий жизни и деятельности населения|
|                        |на территориях, где проводится оценка риска  |
|————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| 
|Муниципальные управления|статистические данные по медицинской демогра-|
|и учреждения здравоохра-|фии и характеристики обслуживаемого населения|
|нения                   |территории, где проводится оценка риска      |
|————————————————————————|—————————————————————————————————————————————| 

<*> Органы местного самоуправления, участвующие в обмене  информацией,
привлекаются по согласованию или на договорной основе

     10.2. Итоги этапа оценки экспозиции
     На основании анализа  и  обобщения   вышеизложенной   информации,
включая  данные  и результаты оценки по этапу идентификации опасности,
на этапе оценки экспозиции населения к  воздействию  вредных  факторов
должны быть определены:
     уровни и время экспозиции различных групп населения к воздействию
вредных факторов изучаемых компонентов окружающей среды;
     оценка путей экспозиции  и   их   ранжирование   по   уровням   и
продолжительности воздействия вредных факторов;
     социально-демографическая характеристика     различных      групп
населения,  включая  реальные и прогнозируемые сценарии их поведения и
потребления,  с оценкой  масштабов  воздействия  вредных  факторов  на
изучаемое население;
     описание  неопределенностей  исходной  информации  и  результатов
этапа  оценки  экспозиции  изучаемых  групп  населения  к  воздействию
вредных факторов, которые необходимо учитывать при оценке риска.
     11. Этап   оценки   зависимости   "доза  (концентрация) -  ответ"
заключается в установлении или прогнозировании связи между  дозой  или
концентрацией  вредного  фактора и относительным числом индивидуумов с
количественно  определенной  выраженностью  качественно  определенного
неблагоприятного эффекта.
     11.1. Перечень организаций,  участвующих в обмене информацией  на
этапе оценки "доза (концентрация) - ответ".
     
|——————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
| Организации и учреждения |Создаваемая информация для оценки риска на |
|                          |этапе оценки "доза (концентрация) - ответ" |
|——————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
|Научно-исследовательские  |токсикологические  базы  данных  и регистры|
|учреждения  и высшие учеб-|вредных  факторов по характеристике зависи-|
|ные  заведения гигиеничес-|мостей "доза (концентрация) - ответ", зару-|
|кого и эпидемиологического|бежные  и принятые российские аналоги безо-|
|профиля,  специализирован-|пасных доз и концентраций;                 |
|ные  учреждения министерс-|характеристика неблагоприятных эффектов для|
|тва  здравоохранения Орен-|здоровья  населения от воздействия рассмат-|
|бургской области, Управле-|риваемых факторов, полученных в эксперимен-|
|ние  Федеральной службы по|тальных, клинических или эпидемиологических|
|надзору   в  сфере  защиты|исследованиях, в том числе выполненных спе-|
|прав потребителей и благо-|циально  для  оценки  риска  и реальных по-|
|получия  человека по Орен-|следствий  воздействия неблагоприятных фак-|
|бургской   области,   ФГУЗ|торов для здоровья населения               |
|"Центр  гигиены и эпидеми-|                                           |
|ологии по Оренбургской об-|                                           |
|ласти" и аккредитованные в|                                           |
|установленном  порядке ор-|                                           |
|ганы по оценке риска      |                                           |
|——————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
|Министерство здравоохране-|данные  медицинской статистики и первичного|
|ния и социального развития|учета о случаях обращаемости за медицинской|
|Оренбургской области и его|помощью,  заболеваемости и причин смертнос-|
|подведомственные          |ти, а также материалы специальных медицинс-|
|учреждения                |ких обследований, характеризующих состояние|
|                          |здоровья изучаемых групп населения         |
|——————————————————————————|———————————————————————————————————————————| 
     
     11.2. Итоги  этапа  оценки  зависимости  "доза  (концентрация)  -
ответ"
     На основании  анализа   и  обобщения  вышеизложенной  информации,
включая данные и результаты работ по этапам идентификации опасности  и
оценки экспозиции,  на этапе оценки зависимости "доза (концентрация) -
ответ" должны быть определены:
     количественные параметры  зависимости   развития   патологических
реакций от уровня воздействия  факторов  риска  (факторы  наклона  для
различных видов ответов, уровней воздействия);
     параметры изменения зависимости "доза (концентрация) - ответ" при
комбинированном,  комплексном  и  сочетанном действии факторов риска в
условиях реальной санитарно-эпидемиологической ситуации;
     выбранные критерии и  безопасные  уровни  воздействия  в виде доз
и/или концентраций химических веществ в окружающей среде  и  организме
человека;
     описание  неопределенностей  исходной  информации  и  результатов
этапа  оценки  зависимости  "доза  (концентрация)  -  ответ",  которые
необходимо учитывать при оценке риска.
     12. На этапе характеристики риска синтезируются данные предыдущих
трех этапов и  связанных  с  ними  неопределенностей  для  обоснования
выводов  в количественной,  полуколичественной или описательной форме,
которые должны быть переданы лицу или организации, принимающей решения
в сфере экологической политики и управления здоровьем населения,  либо
субъекту хозяйственной деятельности,  по заказу  которого  проводилась
оценка риска.
     Итогами этапа характеристики риска являются:
     результаты оценок предыдущих этапов оценки риска;
     уровни индивидуального и популяционного риска и  их сравнительный
анализ;
     группы населения, подвергающиеся наибольшему риску для здоровья;
     ранжирование вредных  факторов  и  компонентов  окружающей среды,
обусловливающих наибольший риск для здоровья населения;
     характеристика источников  опасности  и  ранжирование  источников
воздействия на окружающую среду по уровню и масштабам создаваемого или
прогнозируемого   риска  для  здоровья  населения,  включая  возможные
социально-экономические,  санитарно-эпидемиологические и экологические
последствия;
     рекомендации по приоритетным направлениям охраны окружающей среды
и   здоровья   населения,   включая   обоснование  целесообразности  и
эффективности природоохранных и оздоровительных мероприятий.
                                   

Информация по документу
Читайте также