Расширенный поиск
Указ Губернатора Оренбургской области от 05.06.2013 № 583-укУ К А З ГУБЕРНАТОРА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ 05.06.2013 г. Оренбург N 583-ук Об утверждении концепции миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года В целях выполнения решения Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе по вопросу "О региональных аспектах реализации Концепции государственной миграционной политики" от 28.09.2012 о разработке проектов региональных концепций миграционной политики на период до 2025 года с учетом региональных особенностей п о с т а н о в л я ю: 1. Утвердить концепцию миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года согласно приложению. 2. Признать утратившим силу указ Губернатора Оренбургской области от 28.11.2012 N 829-ук "Об образовании межведомственной рабочей группы по разработке проекта концепции миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года". 3. Контроль за исполнением настоящего указа возложить на вице- губернатора - заместителя председателя Правительства Оренбургской области по социальной политике Самсонова П.В. 4. Указ вступает в силу со дня его подписания. Губернатор Ю.А.Берг Приложение к указу Губернатора области от 05.06.2013 N 583-ук Концепция миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года I. Анализ миграционных процессов в Оренбургской области 1. Миграционные процессы в Оренбургской области условно можно разделить на 2 этапа. а) первый этап - 1992-2000 годы. Данный этап связан с распадом Советского Союза и массовой вынужденной миграцией русскоязычного населения, в основном из государств центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения). Основной целью мигрантов было приобретение гражданства Российской Федерации с постоянным местом жительства. Всего за этот период времени на территорию Оренбургской области прибыло около 200 тыс. человек. Пик миграции в область пришелся на 1993-1994 годы (около 100 тыс. человек). Статус вынужденных переселенцев и беженцев с 1993 года получили 82,5 тыс. человек. По данному показателю Оренбургская область входит в число пяти регионов Российской Федерации, на которые пришлась основная нагрузка по приему вынужденных переселенцев. К 2000 году данный поток этой категории мигрантов стал незначительным и не оказывает существенного влияния на социально- экономическое положение области. Миграция способствовала росту численности населения области, в значительной степени компенсируя потери от естественной убыли и внутренней миграции; б) второй этап - с 2001 года по настоящее время. Этот этап характеризуется стремительным ростом этнической, в первую очередь трудовой миграции, опять же из государств Центрально- Азиатского региона (Узбекистан, Таджикистан, Туркмения). Достаточно сказать, что с 2000 по 2012 год количество иностранных граждан, зарегистрировавшихся на территории области в режиме временного пребывания, возросло более чем в 16 раз и достигло 114 тыс. человек. В период с 2009 по 2012 год наблюдается стабилизация численности мигрантов, зарегистрированных в режиме временного пребывания (до 90 суток), и их количество на конец 2012 года составляло 106077 человек. 2. Основными странами исхода мигрантов являются Узбекистан (доля в общей численности мигрантов за последние пять лет колеблется от 31 до 37 процентов), Таджикистан (от 12 до 15 процентов), Азербайджан (от 5 до 7 процентов), Армения (от 3,3 до 4 процентов), Кыргызстан (от 3,6 до 4,7 процента). Доля мигрантов из приграничного Казахстана составляет в среднем 33 процента. Это в основном жители приграничных регионов, поездки которых носят гостевой и деловой кратковременный характер (так называемая "челночная миграция"). Поэтому миграция из Казахстана не оказывает существенного влияния на состояние миграционных процессов в области. Вместе с тем отмечается устойчивый рост миграционных потоков в центральные регионы России, проходящих через пункты пропуска на оренбургском участке российско-казахстанской государственной границы. Только за 2012 год количество иностранных граждан, пересекающих государственную границу, увеличилось более чем на 20 процентов и составило на конец года 2352703 человека. 3. Характерной чертой внешней этнической миграции является трудовая миграция. Привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин. Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся социально-экономических условиях и в данное время оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны. Во-вторых, уровень жизни в странах - экспортерах рабочей силы значительно ниже, чем в России: люди не могут найти работу в своей стране или считают, что в России могут заработать существенно больше. 4. Трудовых мигрантов можно условно разделить на две категории. Первая категория - это граждане так называемого "дальнего зарубежья", в основном высококвалифицированные специалисты, привлекаемые российскими предприятиями и организациями, как правило, в рамках устанавливаемой квоты. Вторая категория - это стихийно приезжающие в Россию иностранные граждане, в основном из стран Центрально-Азиатского региона. Именно эта категория этнических трудовых мигрантов сегодня составляет более 90 процентов всего количества иностранной рабочей силы в Оренбургской области и является базой для пополнения нелегальных мигрантов. Это в основном низкоквалифицированные работники, их правой статус - временное пребывание в Российской Федерации (от 3 до 90 суток). Таким образом, между понятиями "временно пребывающий иностранный гражданин" и "трудовой мигрант" можно ставить знак равенства. 5. Основными сферами экономики, где используется труд мигрантов, являются строительство (от 60 до 80 процентов), сельское хозяйство (10-12 процентов), торговля, бытовое обслуживание, транспорт и промышленность. Можно сделать вывод, что это устойчивая тенденция, которая будет сохраняться длительное время. Вместе с тем с учетом складывающейся сложной демографической ситуации миграционный приток в область желателен и важен, но его необходимо регулировать. Что касается внутренней миграции, то Оренбуржье является "лидером" среди регионов Приволжского федерального округа по миграционной убыли населения, причем за последние три года убыль увеличивается, и в 2012 году она превысила 7 тыс. человек. Область покидает в основном самая мобильная и трудоспособная часть населения. Поэтому преодоление этой тенденции - задача комплексная - экономическая и социальная. II. Общие положения 6. Концепция миграционной политики Оренбургской области на период до 2025 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности органов государственной власти Оренбургской области, общественных организаций и национально-культурных объединений в сфере миграции. 7. Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики в Оренбургской области. 8. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Оренбургской области и во взаимосвязи с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, концепцией демографической политики Оренбургской области на период до 2025 года, стратегией развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года. 9. Разработка Концепции обусловлена необходимостью обозначения стратегических ориентиров миграционной политики во взаимосвязи с ожидаемыми перспективами экономического, социального и демографического развития Оренбургской области и интеграционными процессами на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, Таможенного союза и Единого экономического пространства. Реализация Концепции должна способствовать разрешению проблем, препятствующих эффективному регулированию миграции и снижению социокультурных, экономических и политических рисков, связанных с притоком мигрантов. 10. Для целей настоящей Концепции используются основные понятия, обозначенные в Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации. III. Условия формирования и реализации миграционной политики Оренбургской области 11. Миграционные процессы играют значимую роль в социально- экономическом и демографическом развитии Оренбургской области. За последние два десятилетия миграционный прирост в значительной степени компенсировал более половины естественной убыли населения. 12. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Оренбургскую область становится одним из источников увеличения численности населения региона, а привлечение иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам в соответствии с потребностями экономики области является необходимостью для ее дальнейшего поступательного развития. 13. В современных условиях миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние области. Одна из стратегических задач - создание условий и механизмов для привлечения востребованных экономикой высококвалифицированных и квалифицированных специалистов разного профиля, предпринимателей и инвесторов, прежде всего на долгосрочной основе. Вместе с тем в области отсутствуют программы привлечения на постоянное место жительства мигрантов с востребованными в регионе профессионально-квалификационными, образовательными, экономическими, демографическими, социокультурными и другими характеристиками, способных успешно адаптироваться и интегрироваться в российское общество. 14. В настоящее время миграционная привлекательность Оренбургской области по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа невысока и распространяется преимущественно на граждан государств - участников Содружества Независимых Государств. Мигранты новых поколений, прибывающие в область, обладают более низким уровнем образования, знания русского языка и профессионально-квалификационной подготовки. 15. Продолжается миграционный отток из области. Причины обусловлены ограниченностью рынка арендуемого жилья, высокой стоимостью жилья и его аренды, низкими доходами большей части населения. Основным вектором внутренней миграции остается движение в центральную часть России и в Московскую область. 16. Незаконная миграция, обеспечивающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения области. 17. Важными элементами миграционной политики области являются создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, защита их прав и свобод, обеспечение социальной защищенности. Прямым результатом отсутствия программ адаптации и интеграции являются изоляция мигрантов от принимающего социума и нарастание негативного отношения к мигрантам. К организации программ интеграции и адаптации необходимо привлечь все заинтересованные стороны (самих мигрантов, бизнес- структуры, неправительственные организации), в полной мере задействовать потенциал средств массовой информации. Необходимы содействие в жилищном обустройстве вынужденных переселенцев, совершенствование процедуры предоставления статуса беженца и временного убежища по гуманитарным обстоятельствам. В 1990-е годы в Оренбургской области получили статус беженцев и вынужденных переселенцев 82,5 тыс. человек, но до сих пор законодательно закрепленные социальные обязательства перед ними до конца не выполнены. 18. Опыт показывает, что проведение активной миграционной политики ускоряет социально-экономическое развитие и обеспечивает рост благосостояния населения. 19. Ставя задачу привлечения в область мигрантов для восполнения населения, рабочей силы и развития инновационного потенциала, следует учитывать, что миграционные ресурсы государств - участников Содружества Независимых Государств, ориентированные на Российскую Федерацию, в перспективе будут уменьшаться. IV. Цели, принципы, задачи и основные направления миграционной политики Оренбургской области 20. Цели миграционной политики Оренбургской области: а) обеспечение максимальной защищенности, комфортности и благополучия населения области; б) стабилизация и увеличение численности постоянного населения Оренбургской области, удовлетворение потребностей демографического развития области; в) содействие обеспечению потребности экономики области в притоке квалифицированных рабочих кадров, модернизации, инновационному развитию и повышению конкурентоспособности ее отраслей; г) организация и стимулирование процесса добровольного переселения в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на основе повышения ее привлекательности. 21. Принципы миграционной политики Оренбургской области: а) обеспечение прав и свобод человека и гражданина; б) недопустимость любых форм дискриминации; в) соблюдение норм национального и международного права; г) гармонизация интересов личности, общества и государства; д) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти и органов местного самоуправления Оренбургской области, развитие институтов социального партнерства и гражданского общества; е) защита областного рынка труда; ж) дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов; з) учет особенностей регионального развития; и) открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в области реализации миграционной политики; к) научная обоснованность принимаемых решений. 22. Задачи миграционной политики Оренбургской области: а) создание правовых, социально-экономических, организационных, информационных условий и формирование механизма для добровольного переселения на постоянное место жительства в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан и обеспечение соблюдения их законных прав и интересов; б) разработка механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, в первую очередь высококвалифицированных специалистов, на основе совершенствования региональной инфраструктуры в сфере миграции и создания комфортных условий для адаптации трудовых мигрантов; в) снижение доли привлекаемых неквалифицированных иностранных работников в общей численности иностранной рабочей силы; г) содействие развитию внутренней миграции; д) компенсация естественной убыли населения области; е) содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности; ж) выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов; з) содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом; и) противодействие незаконной миграции. 23. Основные направления миграционной политики Оренбургской области: а) в области создания для соотечественников, проживающих за рубежом, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан условий и стимулов для переселения в Оренбургскую область на постоянное место жительства: разработка в рамках Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, проекта областной целевой программы по оказанию содействия добровольному переселению в Оренбургскую область соотечественников, проживающих за рубежом, и возвращению эмигрантов; содействие переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов, а также иных иностранных работников, востребованных на областном рынке труда, в том числе в рамках программы добровольного переселения соотечественников в Оренбургскую область; создание условий для миграции в область предпринимателей и инвесторов; содействие переселению в область иностранных граждан в целях воссоединения семей; стимулирование миграции в Оренбургскую область молодежи, имеющей особо востребованные на областном рынке труда профессии и специальности, включая выпускников областных образовательных учреждений профессионального образования из числа иностранных граждан, получивших профессию (специальность), востребованную на рынке труда области; б) в области разработки дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, востребованной экономикой области: разработка дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции, в том числе: программ привлечения в область высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на областном рынке труда; программ организованного привлечения иностранных работников, сезонной миграции работников и каникулярной трудовой миграции иностранных студентов; развитие инфраструктуры в сфере трудовой миграции на базе сотрудничества государственных, частных и некоммерческих организаций; создание механизмов стимулирования иностранных работников, востребованных на областном рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров, в том числе на рабочие места, которые невозможно заместить российскими работниками; создание центров содействия иммиграции в область и медицинского освидетельствования иммигрантов; в) в области содействия развитию внутренней миграции граждан Российской Федерации: обеспечение доступа граждан к социальным, медицинским и иным видам услуг по месту фактического проживания; информирование населения о возможностях трудоустройства при переезде в другую местность; развитие разных форм временной пространственной мобильности с целью осуществления трудовой деятельности, в том числе распространение вахтового метода ведения работ, гибких форм занятости и гибкого графика работы; поддержка образовательной (учебной) миграции российских граждан, в том числе в целях получения образования и повышения квалификации по профессиям, востребованным на рынке труда; содействие местной внутренней миграции, прежде всего между малыми городами и сельскими поселениями; создание инфраструктуры для проживания внутренних трудовых и учебных мигрантов на основе государственно-частного партнерства; поддержка муниципальных образований, проводящих активные меры по привлечению внутренних мигрантов, в том числе в рамках федеральных и областных программ; развитие дешевых сегментов рынка арендного жилья; развитие взаимодействия центров занятости населения министерства труда и занятости населения Оренбургской области с частными агентствами по вопросам трудоустройства граждан региона вне территории их постоянного проживания; совершенствование областного банка вакансий, региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях трудоустройства с целью повышения информированности граждан о возможностях и условиях трудоустройства; г) в области содействия образовательной (учебной) миграции в Оренбургскую область и поддержки академической мобильности: совершенствование условий для обучения в областных образователь- ных учреждениях на разных уровнях подготовки иностранных студентов вне зависимости от гражданства и места проживания; увеличение контингента студентов в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования из числа иностранных граждан, преимущественно граждан государств - участников Содружества Независимых Государств; совершенствование условий пребывания в области иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности; содействие мобильности специалистов, занимающихся преподавательской, исследовательской и экспертно-аналитической работой в образовательных учреждениях и научных организациях; организационное, информационное и финансовое содействие образовательным учреждениям и научным организациям в реализации программ международной академической мобильности и привлечении зарубежных ученых на основе долгосрочных трудовых контрактов; предоставление возможности иностранным гражданам работать по полученной специальности в Оренбургской области непосредственно после завершения обучения в областных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования; д) в области выполнения гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов: выполнение государственных обязательств по жилищному обустройству лиц, имеющих статус вынужденных переселенцев; создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией по работе с вынужденными мигрантами; предоставление вынужденным мигрантам полной и объективной информации о ситуации в странах и регионах их прежнего проживания, о безопасности при добровольном возвращении в места прежнего проживания; поддержание инфраструктуры объектов для размещения вынужденных мигрантов; разработка программ социальной поддержки вынужденных мигрантов; е) в области содействия адаптации и интеграции мигрантов, формирования конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом: содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формирование у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости; создание условий для адаптации и интеграции мигрантов, включая их обучение русскому языку, правовое просвещение, информирование о культурных традициях и нормах поведения путем формирования соответствующей инфраструктуры; обеспечение доступа иностранных граждан и членов их семей к социальным, медицинским и образовательным услугам в зависимости от их правового статуса; противодействие социальной исключенности мигрантов, пространственной сегрегации и формированию этнических анклавов; разработка, внедрение и реализация программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей на основе взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области и органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнес-структур; создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации; создание программ по формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом; совершенствование взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти области и органов местного самоуправления с общественными объединениями, содействующими адаптации и интеграции мигрантов; ж) в области противодействия незаконной миграции: подготовка и внесение предложений по совершенствованию правовой базы противодействия незаконной миграции и мер ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации; противодействие организации каналов незаконной миграции; обеспечение функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению или депортации; совершенствование межведомственного взаимодействия, в том числе обмена информацией по вопросам противодействия незаконной миграции; разработка и принятие программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий; усиление информационной и разъяснительной работы с гражданами, работодателями, привлекающими иностранную рабочую силу, в целях предупреждения нарушений миграционного законодательства Российской Федерации. V. Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Оренбургской области 24. Информационно-аналитическое обеспечение реализации миграционной политики Оренбургской области предусматривает: а) совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме); б) расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации и обеспечения реализации государственной миграционной политики Российской Федерации, в том числе: развитие системы статистического наблюдения на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции; информационное обеспечение различных миграционных программ и мониторинг их эффективности; в) проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ. VI. Основные механизмы реализации миграционной политики Оренбургской области 25. Концепцией предусматриваются следующие основные механизмы реализации миграционной политики Оренбургской области: а) включение задач и мероприятий по реализации миграционной политики Оренбургской области в областные программы; б) учет задач миграционной политики Оренбургской области при формировании областного бюджета, концентрация финансовых и материальных ресурсов на реализации приоритетных направлений и задач миграционной политики; в) совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции; г) постоянный мониторинг и анализ происходящих на территории области миграционных процессов и их влияния на социально- экономические, демографические и иные аспекты развития области, а также последующая корректировка конкретных мер миграционной политики Оренбургской области. VII. Этапы реализации миграционной политики Оренбургской области 26. Первый этап (2012-2015 годы): а) разработка и принятие областных государственных программ, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений миграционной политики Оренбургской области; б) создание инфраструктуры для проживания трудовых мигрантов на основе государственно-частного партнерства; в) создание инфраструктуры для интеграции и адаптации трудовых мигрантов, включая центры информационной и правовой поддержки, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации; г) проведение выборочных исследований, включающих вопросы внутренней и международной миграции. По итогам реализации первого этапа предполагается к 2015 году стабилизировать и сократить миграционный отток населения из Оренбургской области. 27. Второй этап (2016-2020 годы): а) реализация и мониторинг принятых областных государственных программ в рамках осуществления основных направлений миграционной политики Оренбургской области; б) обобщение и анализ правоприменительной практики принятых нормативных правовых актов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию целей, задач и основных направлений государственной миграционной политики Российской Федерации, и подготовка предложений по их совершенствованию. По итогам реализации второго этапа предполагается к 2021 году приостановить миграционный отток населения из Оренбургской области. 28. Третий этап (2021-2025 годы): а) оценка эффективности принятых областных государственных программ в рамках реализации основных направлений миграционной политики Оренбургской области; б) уточнение основных стратегических ориентиров, приоритетов и основных направлений реализации миграционной политики Оренбургской области и корректировка действующих программ. По итогам реализации третьего этапа предполагается к 2026 году обеспечить миграционный приток населения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|