Расширенный поиск
Решение Законодательного Собрания Оренбургской области от 27.11.1996 б/нЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ первого созыва Р Е Ш Е Н И Е от 27 ноября 1996 года Об итогах выполнения решения Законодательного Собрания области от 19 июля 1994 г. и "Об Основных направлениях развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы" Рассмотрев итоги выполнения решения Законодательного Собрания области от 19 июля 1994 г. "О проведении аграрной реформы и создании организационно-правовых и экономических условий развития агропромышленного комплекса", Законодательное Собрание области отмечает, что в области проведена работа по формированию многоукладной экономики, сельскохозяйственной кооперации, развитию рыночных отношений, подготовлен ряд рекомендаций, положений и программ ("Плодородие", "Молоко", "Мясо", "Белок" и др.). Однако недостаточно выполняется ряд программ, формирующих социальную и производственную инфраструктуру села, строительство дорог, объектов культурно-бытового назначения. Агропромышленный комплекс несет огромные потери, связанные с диспаритетом цен, неплатежами, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием. В результате производство молока сократилось на 48%, мяса и яиц - по 43% по сравнению с 1990 годом. За этот период потребление мяса на душу населения уменьшилось на 19 кг; молока - на 78 кг., яиц - на 84 шт. Изучив сложившуюся обстановку в выполнении вышеуказанного решения Законодательного Собрания области от 19 июля 1994 г. и учитывая Указ Президента Российской Федерации "О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы" от 18 июня 1996 года N 933, Законодательное Собрание Оренбургской области РЕШИЛО: 1. Продолжить выполнение решения Законодательного Собрания области от 19 июля 1994 года. 2. Утвердить предлагаемые "Основные направления развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы" (программа прилагается). 3. Администрации области финансовую часть программы рассматривать по годам при утверждении бюджета. 4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет Законодательного Собрания области по агропромышленному комплексу и комитет Законодательного Собрания области по экономической реформе, бюджету и внешнеэкономической деятельности. Председатель Законодательного Собрания Оренбургской области В.Н. Григорьев УТВЕРЖДЕНО решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 27 ноября 1996 г. ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ КОМИТЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ОБЛАСТИ ПО АГРОПРОМЫШЛЕННОМУ КОМПЛЕКСУ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АПК НА 1997 - 2000 ГОДЫ (ПРОГРАММА) г. Оренбург 1996 год 1. ВВЕДЕНИЕ Программа развития агропромышленного комплекса Оренбургской области на 1997 - 2000 годы разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июня 1996 года N 933 "Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 - 2000 годы". Основные положения Программы направлены на развитие многоукладной экономики, интенсификации производства, кооперации, развитие рыночной структуры, сферы переработки, развитие науки и научно-технического прогресса, социальное развитие села, кадровой политики. Программа продолжения аграрной реформы в агропромышленном комплексе Оренбургской области, принятая решением на Законодательном Собрании области от 19 июля 1994 года, сыграла определенную роль в развитии агропромышленного комплекса, но на сегодняшнем этапе развития АПК некоторые положения Программы требуют корректировки в направлении реформирования и путей развития агропромышленного комплекса. Программа рассчитана на период до 2001 года с поэтапным решением задач. 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА В аграрном секторе проводится работа по выполнению "Программы аграрной реформы в агропромышленном комплексе Оренбургской области", принятой решением Законодательного Собрания области от 19 июля 1994 года. Проведена работа по формированию многоукладной экономики, сельскохозяйственной кооперации, развитию рыночных отношений. Завершена приватизация обслуживающих и перерабатывающих предприятий. Сегодня в аграрном комплексе функционируют 457 акционерных обществ, 17 сельхозкооперативов, 109 колхозов, 7220 фермерских хозяйств. Перерабатывающие предприятия, предприятия по обслуживанию, строительные организации из государственных преобразованы в акционерные общества. Итогом этой работы явилась замена государственной формы собственности на коллективно-долевую и частную. Трудовые коллективы получили полную самостоятельность распоряжаться произведенной продукцией, определять структуру и объемы производства, нести ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Это положительные изменения, происшедшие в аграрном секторе за время аграрной реформы. Вместе с тем за годы реформы полностью разрушены старые экономические отношения, а новые еще не сложились. Изменилась финансово-кредитная и ценовая политика, разрушена старая система материально-технического обеспечения и обслуживания, ликвидированы гарантированные цены и гарантированный рынок сбыта продукции, изменилась инвестиционная политика. Это привело к резкому спаду производства сельскохозяйственной продукции. Одной из главных причин обвального спада поголовья и производства основных продуктов животноводства надо считать экстенсивные методы развития отрасли. Производство молока сократилось на 48%, мяса - на 43%, яиц - на 43% по сравнению с 1990 годом. За этот период потребление мяса на душу населения уменьшилось на 19 кг., молока - на 78 кг., яиц - на 84 шт. В кризисной ситуации находится растениеводство. Снизилась культура земледелия. На 46% пашня засорена в сильной и средней степени, практически прекращено применение органических и минеральных удобрений, запущена работа по семеноводству. За последние годы в агропромышленном комплексе области резко ухудшилась обеспеченность сельскохозяйственного производства необходимой техникой и оборудованием, другими материальными ресурсами. Имеющийся парк машин физически и морально стареет, готовность его к проведению массовых полевых работ ежегодно снижается на 8 - 10 процентов. В 1995 - 1996 годах сельскими товаропроизводителями приобретено меньше, чем списано, тракторов в 15 раз, зерноуборочных комбайнов в 6 раз. Такая же обстановка с почвообрабатывающими, посевными машинами и механизмами в животноводстве. К началу 1997 года на каждые 1000 га пашни в области будет приходиться всего 5,4 трактора, нагрузка на один списочный зерноуборочный комбайн составит около 300 га, а в отдельных районах до 400 га. Это значительно хуже средних показателей по России. Снизилась трудовая и технологическая дисциплина. Уровень доходов не позволяет большей части товаропроизводителей вести производство на расширенной основе, обновлять материально-техническую базу, своевременно рассчитываться с поставщиками, банками и работниками по оплате труда. Большинство хозяйств оказалось убыточными, неплатежеспособными. Свернуто выполнение программ, формирующих социальную и производственную инфраструктуру села, строительство дорог, объектов культурно-бытового назначения. Значительную долю в производстве сельскохозяйственной продукции имеют личные крестьянские хозяйства. В области имеется 270 тысяч личных хозяйств. Коллективным садоводством и огородничеством охвачено 280 тысяч семей, ими занято более 150 тысяч гектаров земли. В личных хозяйствах имеется 361 тысяча голов крупного рогатого скота, 110 тыс. голов свиней и 219 тыс. голов овец и коз. От общего валового производства они выращивают почти 90% картофеля, 80% овощей, 32% скота и птицы, 39% молока, и возможности их не исчерпаны. За последние два года рост числа крестьянских хозяйств резко замедлился. В некоторых районах количество хозяйств, прекративших свою деятельность, стало превышать число вновь образующихся. Ликвидация значительной части крестьянских хозяйств вызвана общими неблагоприятными экономическими и организационными условиями: неплатежами за продукцию, негативной финансово-кредитной политикой, диспаритетом цен, высокой инфляцией, а также нерешенностью многих вопросов создания и деятельности крестьянских хозяйств: организационно-правовых, земельных, социальных, вопросов материально-технического обеспечения, налогообложения, переработки и сбыта продукции. Работы по капитальному строительству в сельском хозяйстве за прошедшие годы свертываются. Объем капитальных вложений за счет всех источников в 1995 году сократился в 16 раз против уровня 1991 года, в том числе за счет централизованных источников в 9 раз. Ввод жилых домов в сельской местности сократился в 3,9 раза, школ - в 1,8 раза, детских учреждений - в 4,4 раза, больниц - в 3 раза, клубов - в 13 раз. Прекращено строительство производственных объектов. Решение проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий осуществляется на основе реализации федеральных целевых программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещанию и телевидению в сельской местности, а также областных комплексных программ социального развития села. Большую работу по обслуживанию сельского населения проводит потребкооперация. За счет собственных средств потребительской кооперации были построены десятки универмагов, столовых, предприятий по заготовке и переработке сельхозпродукции. Однако переход на рыночную экономику системой потребительской кооперации реализован не полностью, неприбыльные предприятия (сельские магазины, производственные мощности) в силу своей необходимости продолжают существовать. Предоставленные льготы недостаточны, чтобы компенсировать содержание около 1400 убыточных магазинов, которые дали 17 миллиардов рублей убытка. Но сегодня нет реальной альтернативы существующей системе снабжения села в связи с ограниченной покупательской способностью сельского населения и высокими издержками обслуживания. В процессе реорганизации колхозов и совхозов к руководству в ряде хозяйств пришли люди с низким профессиональным уровнем, не имеющие навыков управленческой работы. Около 3,5 тысяч руководителей и специалистов не имеют соответствующего образования, из которых только 12 процентов обучается в ВУЗах и техникумах. Возросла сменяемость кадров руководителей и специалистов: за последние три года она составила около 12 процентов. Агропромышленный комплекс оказался в кризисной ситуации. В силу специфики функционирования агропромышленного производства в рыночных условиях нужно срочно принимать меры по его восстановлению. 3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель Программы - остановить спад производства сельскохозяйственной продукции, повысить экономическую эффективность агропромышленного производства, принять меры по социальному обновлению села. Для этого необходимо: - определить направления земельной и аграрной реформ в целях формирования эффективной многоукладной экономики и меры по экономической поддержке товаропроизводителей; - создать экономические условия для развития производства на основе кооперации и создания рыночной структуры; - создать условия для развития перерабатывающих отрасли на базе высоких технологий; - обеспечить сохранение и постепенное наращивание плодородия земель, улучшение семеноводства и племенного животноводства, прогрессивных энергосберегающих технологий, развитие научно-технического потенциала; - обеспечить развитие социальной инфраструктуры в сельской местности, повышение уровня жизни крестьян. Решение названных задач будет зависеть от конкретной и целенаправленной работы всех органов власти и управления по приоритетному развитию АПК области. 4. РАЗВИТИЕ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ Аграрная реформа должна быть скорректирована на комплексное переустройство сельскохозяйственного производства на основе развития многообразных форм хозяйствования, различных форм собственности, создание развитого аграрного рынка. 4.1. Совершенствование земельных отношений Земельная реформа для преобразования аграрного сектора имеет ключевое значение. В соответствии с Конституцией Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Главной целью земельных преобразований в области является обеспечение рационального использования и охраны земель, создание условий для эффективного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики. В 1997 году необходимо закончить выдачу свидетельств на право собственности земельных долей в сельскохозяйственных организациях. В дальнейшем земельные преобразования будут направлены на: - создание механизма для широкого внедрения залога земли; - расширение аренды земли и совершенствование механизма ее правового регулирования; - создание условий для поддержания и восстановления плодородия почвы и рационального использования земли; - сохранение государственного контроля за целевым использованием земли и недопущение необоснованного аккумулирования земельных долей в собственности физических и юридических лиц. 4.2. Формирование многоукладной экономики и форм хозяйствования В аграрном секторе идет процесс развития разнообразных форм хозяйствования. В настоящее время функционируют акционерные общества, сельскохозяйственные кооперативы, колхозы, фермерские хозяйства. Интенсивнее стали развиваться личные подсобные хозяйства. Коллективные формы организации производства сохраняют доминирующее положение в производстве товарной продукции. Но жизнь показала, что в новых экономических условиях часть хозяйств не сумела сохранить производственный потенциал, оказалась неплатежеспособной. За счет реформирования этих хозяйств будет увеличиваться число фермерских хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов, малых предприятий, товариществ с правом выбора способов и направлений производственной деятельности. На эти категории сельскохозяйственных товаропроизводителей необходимо распространить все формы государственной поддержки. Оказывать поддержку агрономическим и ветеринарным обслуживанием, расширить поставку племенного и рабочего скота, сельскохозяйственной техники по лизингу, создать сеть машинно-технологических станций, пунктов проката техники для обработки земельных участков граждан. Надо создавать экономический механизм взаимодействия всех форм хозяйствования, признать их равноправное существование и экономически поддерживать тех, кто эффективно работает. 4.3. Реорганизация акционерных обществ, колхозов В области имеются коллективные хозяйства, которые практически утратили производственный потенциал и способность вести производственную деятельность. В них низкая трудовая и технологическая дисциплина, объемы производства и реализации сельскохозяйственной продукции сокращены до минимума, утрачена способность не только к расширенному, но и простому воспроизводству. Сохранить существующую организационно-правовую форму практически невозможно и нецелесообразно. Реорганизация хозяйства из одной организационно-правовой формы (АО, ТОО) в другую организационно-правовую форму (сельскохозяйственный кооператив (кооперативы) позволит сформировать новые трудовые коллективы и обеспечить более высокую производительность труда с меньшими затратами денежных и материальных ресурсов. В зависимости от условий реорганизация может быть проведена по одному из нижеуказанных вариантов. Первый вариант предусматривает реорганизацию хозяйства в сельскохозяйственный производственный кооператив (кооперативы) в соответствии с Федеральным Законом "О сельскохозяйственной кооперации". При реорганизации (ликвидации) хозяйства создаются кооперативы по производству и реализации молока, мяса, шерсти, зерна, по ремонту техники и оборудования, по эксплуатации транспорта и т.д. Формирование нового коллектива производится на добровольной основе: создаются крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, занимающиеся индивидуально-трудовой деятельностью. Объекты социальной и инженерной инфраструктуры передаются по акту в муниципальную собственность в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 724 "О передаче объектов социальной и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную собственность". Второй вариант предусматривает реорганизацию крупных хозяйств путем создания на базе населенных пунктов, отделений, бригад, производственных участков новых самостоятельных юридических (АО, ООО, кооперативы) и физических лиц (крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели). Суть реорганизации хозяйств без отделений и комплексных бригад заключается в том, что развитие животноводства идет в личных подсобных хозяйствах на товарной основе. Земля, техника, мастерские, нефтебазы, транспорт, часть зданий и сооружений, сырье и материалы по-прежнему остаются в коллективно-долевой собственности и служат для централизованного обслуживания личных подсобных хозяйств, обеспечения кормами, производства в необходимом количестве товарного зерна и другой продукции. Соцкультбыт передается в муниципальную собственность. 4.4. Развитие кооперации Для восстановления новых производственных и экономических отношений необходимо ускорить процесс кооперирования товаропроизводителей с предприятиями переработки, сбыта продукции и агросервиса. Кооперация должна развиваться по следующим основным направлениям: - кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств для совместной обработки земли, ведения животноводства, переработки и реализации продукции; - создание кооперативных объединений на уровне хозяйства; - создание кооперативов по производству, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, материально-техническому, агрохимическому и транспортному обслуживанию и т.д. и объединения кооперативов в союзы, ассоциации, объединения на уровне района; - межрайонная кооперация путем создания продовольственных зон вокруг городов и рабочих поселков, кооперация на межрегиональном уровне; - кооперация, объединяющая сельхозтоваропроизводителей с промышленными предприятиями, банковскими и другими структурами на региональном и межрегиональном уровне, через создание финансово-промышленных групп, агрофирм, агрокомбинатов. 5. РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В области производства продукции главное внимание должно быть уделено переходу от экстенсивных к интенсивным, ресурсосберегающим технологиям и формам производства. 5.1. Земледелие и растениеводство Устойчивое производство продукции растениеводства будет обеспечено за счет внедрения прогрессивных технологий, основанных на более эффективном использовании материальных и энергетических ресурсов, биологического потенциала современных сортов растений. Для производства в необходимых объемах растениеводческой продукции ежегодно потребуется обеспечить ресурсный потенциал отрасли к 2000 году в минеральных удобрениях - в количестве 30 тыс. тонн, гербицидах - 1,7 тыс. тонн, пестицидах - 0,5 тыс. тонн. Для предотвращения деградации плодородия пахотных земель работа будет направлена на выбор оптимального варианта по использованию площади пашни: залужение малопродуктивных земель, земель в поймах рек, вокруг озер и водоемов. Пашня в обработке не должна превышать 5,0 млн. га. На используемой пашне следует восстановить севообороты как основу земледелия, пересмотрев структуру посевных площадей, внедряя почвозащитные малозатратные технологии. Учитывая роль многолетних и однолетних трав в формировании гумуса, площадь их посева следует довести до 1,2 млн. га. В условиях засушливого климата площадь паров увеличить до 22 процентов пашни. Структура посевных площадей по прогнозу должна быть следующей: пары - 22%, зерновые - 48%, подсолнечник - 2,8%, кукуруза на силос - 4,7%, многолетние и однолетние травы - 22,5%. Выполнение намеченных мер позволит поднять урожайность, довести валовое производство зерна до 3,0 млн. тонн при сокращении посевных площадей, снижении затрат. Одной из главных задач кормопроизводства остается ликвидация несбалансированности кормовых рационов животных по белку, что требует расширения посевов бобовых трав и их смесей до 52% общей площади посевов многолетних трав, увеличения посевов кукурузы на зерно до 120 тысяч гектаров. Рекомендуется при уборке зерновых большую часть соломы оставлять измельченной на полях. Этот прием способствует восстановлению органики в почве. Обеспечение населения картофелем и овощами Основное внимание при выращивании картофеля следует сосредоточить на внедрении голландской технологии, что позволит получать урожайность 300 - 350 центнеров с гектара. При возделывании овощей должна применяться преимущественно астраханская технология. Производство овощей в тепличных комбинатах убыточно, необходимо на 50 процентов снизить тарифы на электрическую и тепловую энергию. Научно-производственным объединениям "Южный Урал", "Оренбуржье" следует предусмотреть создание и внедрение высокопродуктивных сортов и гибридов, устойчивых к климатическим условиям области, болезням и вредителям. 5.2. Животноводство Вся программа развития отрасли животноводства рассчитана на 2 этапа. На 1 этапе (1997 - 1999 гг.) предстоит в основном решить вопросы производства и заготовки кормов в количественном и качественном отношении с наполнением кормоединицы белком, витаминами, микроэлементами и незаменимыми аминокислотами, решить проблему содержания сахара в кормах. На этой основе добиться внедрения крупномасштабной селекции в животноводстве. Провести работу по созданию стада с высоким генетическим потенциалом, отвечающим всем требованиям промышленной технологии производства молока, на племенных фермах путем чистопородного разведения, а в товарных хозяйствах путем поглотительного и вводного скрещивания. В первую очередь эту работу необходимо проводить в зонах, связанных производством молочных продуктов вблизи городов: Оренбурга, Орска, Новотроицка, Бугуруслана, Бузулука. Для повышения товарности молока широко внедрять технологию выращивания телят под коровами-кормилицами, а на молочных фермах вводить поточно-цеховую систему производства молока. Для обеспечения душевого потребления мяса по медицинским нормам в общем объеме реализации скота и птицы говядина должна составить 50 процентов, свинина - 37, баранина - 3 и мясо птицы - 10 процентов. Производство говядины следует базировать, в первую очередь, на интенсивном воспроизводстве стада, а в хозяйствах организовать внутрихозяйственную концентрацию откормочного поголовья с полной механизацией кормления и содержания молодняка. Важным источником покрытия дефицита потребления мяса становится ускоренное развитие свиноводства и восстановление мощности птицефабрик. Мяса птицы предполагается производить до 20 тыс. тонн, свинины до 40. Источником пополнения мясных ресурсов должны стать личные подсобные хозяйства. Предусматривается реализация 250 - 300 тыс. поросят и 2 - 3 млн. голов птицы. Для обеспечения поголовья птиц собственными кормами птицефабрик необходимо проработать ряд вариантов возврата ранее принадлежащих птицефабрикам земель. Аналогично решать эти проблемы в обеспечении кормами свиноводческих комплексов. Осуществление этой программы позволит увеличить потребление мяса на душу населения. Следует восстановить поголовье овец и коз до 1 млн. голов. Основными породами остаются ставропольская, южно-уральская и алтайская. Довести производство шерсти до 2,3 тыс. тонн и пуха - 20 тонн. Акционерному обществу "Оренбургрыбхоз", ассоциации "Агрорыбпром", Госрыбпредприятию "Ириклинское" обеспечить реконструкцию рыбопитомников, рыбоводных прудов, внедрять новые формы организации труда в технологии производства рыбы и ее реализации. На 2 этапе (1999 - 2000 гг.) провести работу по повышению генетического потенциала свиней, крупного и мелкого скота, отработку эффективных ресурсосберегающих технологий. На этом этапе особое место отводится подготовке и переподготовке квалифицированных кадров специалистов животноводства и обучению массовым профессиям. Будет тщательно изучаться и внедряться зарубежный опыт производства продукции. Реализация намеченных мер позволяет обеспечить продуктивность коров до 2700 - 3000 кг, привес КРС - 600 - 700 граммов и свиней 250 - 300 граммов. 5.3. Пищевая и перерабатывающая промышленность Потребность населения области в основных видах продуктов питания составляет: 1. Мясо и мясопродукты, 175,5 тыс. тонн в том числе: мясо птицы 20 тыс. тонн колбасы и копчености 36 тыс. тонн 2. Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко - всего 877,5 тыс. тонн в том числе: цельное молоко 267,75 тыс. тонн творог 19,8 тыс. тонн сметана 14,6 тыс. тонн масло животное 13,3 тыс. тонн сыр 13,3 тыс. тонн Задача перерабатывающей промышленности - довести переработку мяса к 2000 году до 114 тыс. тонн, производство масла животного до 17,6 тыс. тонн, молока до 673 тыс. тонн, сыров жирных до 3,3 тыс. тонн и кондитерских изделий до 8 тыс. тонн. По молочной продукции эту задачу необходимо решать за счет углубления переработки и рационального использования молока, увеличения выпуска продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, обогащенных белковыми, витаминными и растительными компонентами. В целях бесперебойного снабжения населения молочной продукцией необходимо оснастить предприятия сушильными установками для увеличения производства сухого молока в летний период и использования его в зимние месяцы. В мясной промышленности необходима глубокая и комплексная переработка, в том числе за счет более полного использования сопутствующих продуктов убоя скота и птицы, сокращения потерь при интенсивных технологиях холодной обработки мясопродуктов, применения белков растительного и животного происхождения в колбасном производстве, выработки новых видов мясопродуктов повышенной пищевой и биологической ценности, производства продукции в фасованном и упакованном виде, полуфабрикатов и кулинарных изделий из мяса птицы. Решить эти проблемы необходимо в период с 1997 по 2000 годы на основе технического переоснащения действующих предприятий мясной промышленности и увеличения загрузки их мощностей. Предусматривается увеличить производство плодоовощной продукции на базе использования новых технологий хранения, расширения мощностей по производству полуфабрикатов. В связи с увеличением земельных участков у населения предстоит развивать заготовительную сеть по закупкам сельскохозяйственной продукции и сырья в индивидуальном секторе. 5.4. Развитие личных подсобных хозяйств (подворий) Личное подворье становится основной частью агропромышленного комплекса в части восполнения ряда видов продовольственных ресурсов. Чтобы повысить их потенциал, необходимо создать условия по техническому обслуживанию, обеспечению семенами и молодняком скота, организации ветеринарного обслуживания, расширению сети фирменных магазинов, созданию организованных рынков, закупочных предприятий, гарантирующих сбыт продукции. Потенциальные возможности личных подсобных хозяйств по производству продукции составляют до 500 тыс. тонн молока, 110 - 115 тыс. тонн мяса, около 300 тыс. тонн картофеля и 250 - 270 тыс. тонн овощей. Ежегодно выделять населению сельской местности и городов под посадку картофеля не менее 25 тыс. гектаров, овощей - 20 тыс. гектаров, удовлетворить полностью заявки под сады-огороды, обеспечить полное использование выделенных земель. 5.5. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций и кооперативов Для обеспечения устойчивого развития крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и сельскохозяйственных кооперативов необходимо: - создать правовые, организационные, экономические, социальные условия для развития крестьянских хозяйств, их ассоциаций и кооперативов; - создать финансово-кредитный и инвестиционный механизмы, обеспечивающие инвестирование фермерского сектора за счет собственных возможностей крестьянских хозяйств и привлечение отечественного и зарубежного капитала; - развитие фермерской кооперации и формирование рыночной инфраструктуры обслуживания и обеспечения крестьянских хозяйств; - развитие и укрепление крестьянского самоуправления. Следует провести изменение правового статуса крестьянских хозяйств в соответствии с первой частью Гражданского Кодекса Российской Федерации. В целях совершенствования земельных отношений в крестьянских хозяйствах, формирования хозяйств оптимальных размеров целесообразно: - разработать механизм распоряжения земельными долями, их отчуждение и оформление наследственных прав; - отработать механизм залога земель, находящихся в собственности крестьянских хозяйств, с целью получения долгосрочных ипотечных кредитов; - разработать механизм купли-продажи земельных участков, находящихся в собственности крестьянских хозяйств; - предоставить гражданам право на увеличение землепользования для ведения крестьянского хозяйства или личного подсобного хозяйства сверх установленных размеров (до предельных размеров) путем присоединения земельных участков, полученных в счет земельных долей; - разработать порядок компенсации расходов по улучшению земель, возвращаемых крестьянскими хозяйствами государству или иному собственнику; - усилить контроль за использованием земель по целевому назначению сельскохозяйственными товаропроизводителями и в случае нарушения изымать их в фонд перераспределения. Развитие фермерской кооперации необходимо осуществить по: - совместному использованию техники; - первичной переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции; - материально-техническому обеспечению; - кредитной кооперации и страхованию. Развитие фермерской кооперации должно идти прежде всего по пути интеграции с другими сельскими товаропроизводителями, а также использования на кооперативной основе уже созданных, но неполностью загруженных производственных мощностей специализированных предприятий. Дальнейшее становление и развитие крестьянских хозяйств будет проходить путем объединения в общественные организации, различные формы (ассоциации, союзы). Эти организации обеспечивают общественно-политическую и социальную защиту фермеров и их интересов, а также содействие и помощь в хозяйственной деятельности. 5.6. Техническое обеспечение сельскохозяйственного производства В условиях острого недостатка техники существенную помощь могут оказать районные уборочно-транспортные отряды при ремонтно-техническом предприятии. На этих предприятиях следует организовывать машинно-технологические станции, прокатные пункты и пункты купли-продажи подержанной техники. При наличии условий создавать районные корпорации по производственно-техническому обслуживанию агропромышленного комплекса с передачей им в доверительное управление доли государственной собственности ремонтно-обслуживающих предприятий, баз агроснабов, транспорта и других предприятий АПК. Для улучшения материально-технического обеспечения сельхозпроизводителей, снижения затрат на перевозку и устранение диктата посредников необходимо освоить производство на промышленных предприятиях области различных видов сельхозмашин и запасных частей, закупить образцы зарубежной сельхозтехники и, испытав ее в условиях области, по возможности наладить ее выпуск, организовав в дальнейшем региональный лизинг. Первоочередные антикризисные меры: - обеспечить в 1997 году и ежегодно до 2000 года поставку в область 1000 пахотных тракторов, 500 комбайнов "Дон-1500", 100 кормоуборочных комбайнов "Дон-680" на условиях лизинга (183,0 млрд. руб.); - создать областной фонд для финансирования лизинговых поставок сельскохозяйственной техники, запасных частей, производимых на предприятиях области; - предложить промышленным предприятиям области, поставляющим свою продукцию для сельхозмашиностроения, организовать собственные лизинговые компании, работающие на оборотных средствах в счет зачета в областной бюджет. В целях улучшения обеспечения сельхозтоваропроизводителей запасными частями и материалами сезонного спроса предлагается: - обеспечить накопление в агроснабах области материально-технических ресурсов сезонного спроса и на случай стихийных бедствий в объемах не менее 80,0 млрд. руб. предусмотреть в бюджете области выделение целевых средств с опережением на 4 - 5 месяцев от начала сезонных работ; - выделить средства на накопление сезонных запасов как в форме целевого финансирования, так и в форме освобождения предприятий области от платежей в областной бюджет; - распределять накопленные на базах агроснаба ресурсы на возвратной основе под поставки продовольствия в регионы и гарантии районных администраций. 5.7. Капитальное строительство Инвестиционная политика должна основываться на усилении доли собственных вложений на капитальное строительство, реконструкцию и техническое перевооружение объектов, на концентрации централизованных источников на приоритетных направлениях развития агропромышленного комплекса. В сельском хозяйстве инвестиции следует осуществлять на целевые программы, предусматривающие повышение плодородия земель, их мелиорацию, производство и хранение сельскохозяйственной продукции, поддержку племенных и семеноводческих хозяйств, перевооружение и развитие пищевых и перерабатывающих предприятий, развитие социальной инфраструктуры села. В пищевой и перерабатывающей промышленности инвестиционная политика должна быть направлена на техническое перевооружение, реконструкцию действующих предприятий переработки и других отраслей. Строительство ограниченного количества новых предприятий должно осуществляться для внедрения современных технологий, современной и глубокой переработки сырья, организации выпуска новых видов продукции. Социальное развитие села При строительстве на селе жилых домов и объектов социальной сферы необходимо применять новые архитектурные и технологические решения, максимально используя местные материалы; применять как централизованные системы отопления, электро- и водоснабжения, канализации и связи, так и автономные системы инженерного обеспечения. Строительство объектов социальной сферы и инженерного обустройства предусматривается: - по жилищному и социально-культурному строительству за счет средств населения, собственных средств предприятий и организаций (по решению их коллективов), областного и местных бюджетов, а также субвенций на индивидуальное жилищное строительство и долгосрочные кредиты. Необходимо создать фонды социального развития деревни: - по строительству автомобильных дорог; - по строительству объектов сельской электрификации, связи, водоснабжения и канализации; - по газификации сельской местности. Осуществить меры по снижению стоимости строительства жилых домов па счет применения местных строительных материалов. Применять наиболее экономичные и эффективные строительные материалы и изделия. 6. МЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОГРАММ Механизм экономической поддержки товаропроизводителей необходимо принципиально менять. Преимущество отдавать тем сельхозтоваропроизводителям, независимо от форм собственности, которые обеспечивают устойчивую работу, эффективное использование выделенных средств и улучшение финансового состояния. В единый фонд финансовой поддержки направляются средства за счет отчисления налогов в части поступления в областной бюджет от предприятий АПК, акцизов на ликероводочную продукцию, а также средства, предназначенные на выплату дотации на животноводческую продукцию. Сохраняется на 1997 год финансирование из бюджетов территорий, не переданных в муниципальную собственность, объектов социальной сферы, 50% компенсации затрат на отопление жилого фонда, находящегося на балансе сельхозпредприятий. Финансовая поддержка сельхозпредприятиям и организациям из единого фонда должна оказываться на конкурсной основе и условиях возврата. За время пользования средствами взимание процентов должно быть на уровне государственного инвестиционного кредита. Средства фонда направляются на развитие семеноводства, племенного животноводства, создание межхозяйственных, ремонтных машинно-тракторных станций, приобретение технологического оборудования по переработке сельхозпродукции, структур по организации продовольственного рынка. Главному управлению сельского хозяйства разработать Положение о порядке формирования и использования фонда поддержки предприятий АПК. 6.1. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия В комплексе мер по реализации реформы важное значение принадлежит созданию рыночной системы и реализации производимой агропромышленным комплексом продукции. В законе "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд" определены правовые и экономические принципы и положения формирования, размещения и исполнения на договорной основе заказов на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд. Основным принципом создания товарных рынков должен быть принцип приближения товаропроизводителя к потребителю. Перспективным в этом плане является создание продовольственных зон вокруг городов, рабочих поселков с разветвленной структурой магазинов, оптовых баз, рынков, развитой системой переработки, базы хранения, транспортировки. Дальнейшее развитие должны получить постоянные ярмарки розничной и оптовой продажи всех видов сельскохозяйственной продукции. Создание рыночной инфраструктуры, а также формирование оптовых продовольственных рынков должно осуществляться в первую очередь на базе имеющейся инфраструктуры и производственного потенциала. Перспективным должен быть сбыт основных видов сельскохозяйственной продукции по прямым связям производителей и потребителей. Эти проблемы должны решаться через агрофирмы, агропромышленные объединения. Развитие товарного рынка должно осуществляться через развитие фирменной розничной торговли сельхозтоваропроизводителями, создание системы торгово-закупочных фирм в сфере деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств. Рынок продовольствия должен предусматривать развитие маркетинговой службы по вопросам цен, конъюнктуры спроса, предложения, рекламы и дальнейшее совершенствование крестьянской биржи. Для стабилизации продовольственного обеспечения и координации деятельности оптовых баз в городах и рабочих поселках, осуществления межрегиональных и внешнеэкономических связей, функций государственного заказчика по закупке и поставке для федеральных и региональных нужд продовольствия необходимо иметь продовольственную корпорацию на уровне области и соответствующие органы на местах. 6.2. Программа развития потребительской кооперации до 2000 года Потребительская кооперация - неотъемлемая часть агропромышленного комплекса области. Она остается единственным поставщиком товаров первой необходимости в отдаленные сельские населенные пункты. Для дальнейшего развития системы потребительской кооперации необходимо: - реформировать структуру в системе потребительской кооперации путем реорганизации нерентабельных предприятий; - администрациям области, городов и районов оказывать поддержку потребкооперации области по содержанию сельских убыточных магазинов; - шире использовать автомагазины и магазины на дому в целях сокращения непроизводительных расходов при обслуживании глубинных и малонаселенных пунктов; - привлекать инвестиции со стороны, ввести в практику создание совместных предприятий для получения дополнительных источников финансирования на развитие материально-технической базы; - способствовать расширению деятельности потребительской кооперации в городах, выделять помещения и площадки для организации торговых точек; - предоставлять потребительской кооперации преимущественное право по организации рынков. 7. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Изменение форм собственности предприятий и организаций АПК из государственной в частную привело к изменению экономических отношений с государством. В связи с этим роль государства в управлении агропромышленным комплексом стала незначительной. Сельскохозяйственные товаропроизводители, перерабатывающие и обслуживающие предприятия, создают на добровольных началах кооперативы, агропромышленные объединения и союзы с хозяйственным органом управления. В связи с этим возникла необходимость разграничения функций государственного и хозяйственного управления. Основа построения организационной структуры государственного и совершенствования хозяйственно-экономического управления заложена в соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Оренбургской области о разграничении полномочий в области агропромышленного комплекса. Государственное управление агропромышленным комплексом в области осуществляет Главное управление сельского хозяйства и продовольствия администрации области. Оно обеспечивает единство системы органов государственного управления на районном уровне. В соответствии со статьей 3 соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Оренбургской области о разграничении полномочий в области агропромышленного комплекса Главное управление сельского хозяйства администрации области обеспечивает стабильное развитие АПК и увеличение производства сельскохозяйственной продукции в условиях рыночной экономики, создает необходимые организационно-экономические условия для повышения эффективности работы АПК на основе совершенствования производственно-экономических отношений, развития различных форм собственности и хозяйствования. Существенные изменения произойдут в инфраструктуре рынка. Будут функционировать разнообразные формы реализации продукции. Это позволит улучшить продвижение продуктов питания от производителей до потребителей, сократить количество посредников, упорядочить систему ценообразования, более эффективно осуществлять государственное регулирование продовольственного рынка. Хозяйственные органы управления во взаимодействии с государственными органами управления координируют деятельность хозяйств и предприятий-учредителей, представляют и защищают их интересы на договорной основе. По поручению учредителей хозяйственные органы выполняют хозяйственно-коммерческие функции по эффективному использованию ресурсов, фондов, выполнению работ и оказанию услуг участникам кооперации, акционерам по совместному производству продукции сельского хозяйства. Агропромышленные объединения для координации деятельности всех предприятий и организаций АПК, защиты и отстаивания интересов перед органами государственной власти создают Аграрный союз на уровне области с функциями хозяйственного органа управления. 8. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА Новые экономические условия хозяйствования в агропромышленном комплексе предъявляют более высокие требования к профессиональному уровню работников, которым сегодня необходимо быстро приспосабливаться к меняющимся условиям труда, обладать высокой профессиональной мобильностью. Кадровая политика должна быть направлена на завершение формирования единого образовательного комплекса в АПК, обеспечивающего универсальную систему непрерывного образования (ВУЗ, колледж, техникум, институт переподготовки и повышения квалификации, ПУ, УКК). С этой целью определить Оренбургский аграрный университет, Покровский сельскохозяйственный колледж, региональный институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов агропромышленного комплекса как базовые учебные заведения, укрепить их материальную базу, компьютеризировать учебный процесс, укрепить квалифицированными кадрами, создать новые научные школы по наиболее перспективным направлениям. При всех сельскохозяйственных учебных заведениях открыть хозрасчетные центры консультационных услуг для руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств. В каждом районе определить базовые хозяйства по обучению кадров основам рыночной экономики, организовать на их базе изучение бизнес-планов развития хозяйств, используемых производственных технологий, организации и оплаты труда, его мотивации. Серьезного внимания требуют вопросы обучения основам рыночной экономики и современным ресурсосберегающим технологиям кадров массовых профессий. В целях формирования научно-обоснованного подхода к вопросу реформирования хозяйств, организации системы юридического обслуживания, подготовки и переподготовки кадров, создания перспективных сортов, пород и линий скота, разработки новых экономических технологий, обеспечивающих более высокую урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, целесообразно на базе научно-производственных объединений "Южный Урал" и "Оренбургское", их опытно-производственных хозяйств сосредоточить все силы на решение современных проблем агропромышленного комплекса. Механизм выполнения Программы Для реализации намеченных преобразований в агропромышленном комплексе необходимо разработать рабочую программу по каждому разделу с указанием этапов, сроков и ответственных за выполнение направления Программы. Считать целесообразным составление программ развития агропромышленного комплекса по каждому району. Установить контроль за выполнением принятых документов путем заслушивания на заседаниях Правительства области, коллегий управления сельского хозяйства. Провести учебу с руководителями и специалистами акционерных обществ, колхозов, руководителями фермерских и крестьянских хозяйств, руководителями и специалистами перерабатывающих, обслуживающих предприятий по основным направлениям Программы. Систематически освещать на радио, телевидении, в печати намечаемые преобразования в агропромышленном комплексе и ход их реализации. Законодательному Собранию области по мере необходимости принимать законодательные акты, способствующие реализации намеченных мероприятий. Перечень мероприятий, предложения по выполнению Основных направлений агропромышленного комплекса на 1997 - 2000 годы прилагаются (приложение N 1 - 18). УТВЕРЖДЕНО решением Законодательного Собрания Оренбургской области от 27 ноября 1996 г. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ОБЛАСТИ НА 1997 - 2000 ГОДЫ Приложение N 1 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПЕРЕЧЕНЬ нормативно-правовых актов по аграрной реформе, разрабатываемых администрацией и Законодательным Собранием области в 1996 - 1997 годах ---------------------------------------------------------------------- | Наименование нормативно-правовых актов | Формы документов | ---------------------------------------------------------------------- Пакет документов о землепользовании Решение Законодательного в области Собрания области О страховании сельскохозяйственного Закон Оренбургской области производства О крестьянском (фермерском) Закон Оренбургской области хозяйстве О научном обеспечении Решение Законодательного сельскохозяйственного производства Собрания области О семеноводстве Закон Оренбургской области. Об экономических условиях Решение Законодательного функционирования АПК области Собрания области Пакет проектов нормативных Межрегиональное соглашение документов по регулированию общего аграрного рынка субъектов Федераций "Большой Урал" О статусе руководителя Решение Законодательного сельскохозяйственного предприятия Собрания области Приложение N 2 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПЕРЕЧЕНЬ утвержденных федеральных программ по агропромышленному комплексу (касающихся АПК области) Программа "Плодородие" (1992 - 1995 гг. и на период до 2000 года). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ. Программа "Подготовка фермеров в Российской Федерации" (1993 - 2000 гг.). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Министерство образования РФ, Министерство науки и технической политики РФ. Программа "Развитие газификации села" (1996 - 2000 гг.). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Минтопэнерго РФ, органы исполнительной власти и местного самоуправления. Программа "Оздоровление экологической обстановки и населения в Оренбургской области" (1996 - 2000 гг.). Государственный заказчик - Минприроды РФ органы исполнительной власти. Приложение N 3 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПЕРЕЧЕНЬ проектов федеральных и региональных программ по агропромышленному комплексу Федеральные (касающиеся АПК области). Проект комплексной программы "Повышение плодородия почв России" ("Плодородие") (1996 - 2000 гг.) - 2 этап. Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Проект программы "Увеличение производства сахара в Российской Федерации" ("Сахар") (1996 - 2000 гг. и на период до 2005 года). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Проект программы "Увеличение производства масла растительного в Российской Федерации" ("Растительное масло") (1996 - 2000 гг.). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Проект программы "Государственная автоматизированная система земельного кадастра Российской Федерации" (1996 - 2000 гг.). Государственный заказчик - Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Проект программы "Развитие и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов на 1996 - 2000 гг." Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Проект программы "Развитие энергетической системы агропромышленного комплекса России на основе использования нетрадиционных источников энергии на 1996 - 2000 гг." ("Возобновляемая энергетика села - 2000 г."). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Проект программы "Развитие средств связи в сельской местности" (1996 - 2000 гг.). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство связи Российской Федерации. Заказчики - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Проект программы "Развитие водоснабжения сельских населенных пунктов Российской Федерации" (1996 - 2000 гг.). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органы дополнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Проект программы "Электрификация села" (1996 - 2000 гг.). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации. Заказчики - Российское акционерное общество энергетики электрификации "ЕЭС России", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Проект программы "Развитие газификации села" (1996 - 2000 гг.). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (акционерное общество "Росгазификация", Российское акционерное общество "Газпром"). Заказчики - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели и их объединения, другие юридические и физические лица. Проект программы "Строительство автомобильных дорог на селе" (1996 - 2000 гг.). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации. Проект программы "О жилищном и культурно-бытовом строительстве на селе" (1996 - 2000 гг.). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Заказчики - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Региональные Программа "Строительство и реконструкция в АПК" (1996 - 2000 гг.): - предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности; - цехов по переработке плодов и ягод; - внутрипоселковых газовых сетей; - внутрихозяйственных дорог; - реконструкция рыбоводных прудов, рыбопитомников; - реконструкция и техническое перевооружение птицефабрик. Программа "Основные направления развития отрасли растениеводства" (1996 - 2000 гг.). Программа "Основные направления развития животноводства" (1996 - 2000 гг.). Программа "Техническое перевооружение и совершенствование технического сервиса в АПК области" (1996 - 2000 гг.). Программа "Кадры АПК" (1996 - 2000 гг.). Приложение N 4 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года РАСЧЕТНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ (на душу населения в год, килограммов) -------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Рекомендуемая | Факт | 1995 | 2000 | | | медицинская | потребления | год | год | | | норма | 1990 г. | (оценка) | (прогноз) | -------------------------------------------------------------------------------- Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 74 75 56 50 Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 389 402 324 300 Яйцо, штук 290 263 179 240 Рыба и рыбопродукты 23 13 5,9 6 Сахар 38 44 26 28 Масло растительное 12,8 10,5 7,0 8 Овощи и бахчевые 139 79 75 63 Картофель 117 87 86 125 Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупа, мука, бобовые) 110 128 117 147 медицинские нормы, рекомендуемые Академией медицинских наук СССР N 72-305/9 от 24.02.87 г. Приложение N 5 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПРОИЗВОДСТВО ОСНОВНЫХ ВИДОВ ПРОДУКЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА ВО ВСЕХ КАТЕГОРИЯХ ХОЗЯЙСТВ ---------------------------------------------------------------------- | Наименование | 1995 г. | 1996 г. | 2000 г. | | | отчет | прогноз | прогноз | ---------------------------------------------------------------------- Зерно (в весе после доработки) 1445 2000 3900 Масличные - всего 76 116,0 140 в т.ч. подсолнечник 76 115,0 140 Картофель 280 462,0 476 Овощи 178 146,0 159 Скот и птица в живом весе 206 196,3 197 Молоко 921 1008,1 940 Яйцо, млн. шт. 492 607,0 544 Шерсть (физ. вес), тыс. тонн 3,3 3,5 2,3 Приложение N 6 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года РАСЧЕТ производства молока, скота, птицы и яиц, потребность в нормах до 2000 года ----------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Ед. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | изм. | | | | | ----------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ----------------------------------------------------------------------------- Поголовье КРС, всего в т.ч. т. г. 820 835 860 880 мясного скота т. г. 100 105 110 120 Поголовье молочного КРС в т. г. 720 730 750 760 т.ч. молочных коров т. г. 216 220 224 228 Поголовье мясных коров т. г. 29 30 34 36 Производство молока т. тонн 370 400 430 460 Реализация (закупки) молока т. т. 278 305 340 383 Требуется кормов на производство молока (1,35 к. ед.) к. ед. 499,5 540,0 580,5 621,0 Производство мяса всего (130 кг на 1 гол.) т. т. 106,6 108,6 112,0 114,4 Реализация (закупки) мяса т. т. 48 50 60 70 Требуется кормов на т. т. производство мяса к. ед. 1705,6 1737,6 1792,0 1830,4 Выходное поголовье свиней т. г. 250 390 525 650 в т.ч. маточное т. г. 16 26 33 40 Получить привеса на нач. голову кг 45 55 60 65 Реализация вал. привеса т. т. 12 21 31 39 Требуется кормов т. т. 96 189 248 312 Общее поголовье млн. шт. 4,5 4,5 4,5 4,5 Реализация (закупки) мяса т. т. 15,5 16,0 16,0 16,5 Реализация (закупки) яиц млн. шт. 280,9 306 308 310,7 Требуется кормов для производства мяса птицы и яиц т. т. 160 165 168 171 Производство прудовой товарной рыбы тонн 300 350 400 450 Приложение N 7 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПРОГРАММА развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 1997 - 2000 гг. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование показателей | Един. | Факт | 1996 г. | Прогноз на | | | изм. | 1995 г. |----------------------|---------------------------------------| | | | | прогноз | ожидаемое | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | | | | | | выполнение | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Заготовки молока тыс. т. 306,5 550 260 565 595 630 673 Закупки скота и птицы - 63,1 70,4 65 80,5 92 112,5 132 Масло животное тонн 11110 11750 6800 14800 15600 16500 17600 Сыры и брынза жирные - 2771 2700 2100 2800 2950 3100 3300 Цельномолочная продукция - 53384 60000 47800 61600 64900 68700 73400 Сухое цельное молоко - 1318 1300 800 1350 1420 1500 1600 Мороженое - 694 700 350 720 760 800 855 Мясо и субпродукты 1 категории - 25406 30000 14000 34000 38000 45000 52000 Колбасные изделия - 10084 10500 10500 10500 10500 10500 10500 Консервы мясные туб. 32940 34000 29000 29000 29000 29000 29000 Консервы мясорастительные - 10568 11000 9000 9000 9000 9000 9000 Водка и ликеро-водочные тыс. изделия дал 503 560 400 450 500 550 600 Безалкогольные напитки - 199 200 100 200 300 400 500 Пиво - 931 1000 700 900 1100 1300 1500 Минеральная вода тыс. п/литр 4565 4600 4700 4850 5000 5150 5300 Масло растительное тонн 11572 8500 12850 13000 13000 13000 13000 Кондитерские изделия - 7463 6535 6600 6700 7000 7500 8000 Детское молочное питание 3000 3000 Детские мясные консервы 600 Приложение N 8 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главного управления сельского хозяйства Оренбургской области по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов на селе за счет средств областного бюджета и других инвестиций на 1997 - 2000 годы (для формирования региональной программы) ------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | по годам - млн. руб. | | |---------------------------------------| | | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | ------------------------------------------------------------------------------- 1. Строительство цехов по переработке плодов и ягод 3550 6257 4357 - х/бюджет 2. Строительство и реконструкция рыбоводных прудов, рыбопитомников 6695 16124 16917 18911 3. Реконструкция и техническое перевооружение птицефабрик 5383 8523 3757 - 4. Строительство внутрихозяйственных дорог 44500 47500 54300 79200 х/территориальный дорожный фонд 5. Строительство внутрихозяйственных газовых сетей 32500 35000 37500 37500 ВСЕГО: 92628 113404 116831 135611 в т.ч. за счет средств областного бюджета, 42745 57381 58774 56411 средств территориального дорожного фонда 44500 47500 54300 79200 Приложение N 9 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главного управления сельского хозяйства Оренбургской области по строительству цехов по переработке плодов и ягод за счет средств областного бюджета и других инвестиций на 1997 - 2000 годы (для формирования региональной программы) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Един. | Год начала | Проектная | Сметная | Остаток | В | По годам - млн. руб. | | | изм. | и окончания | мощность | стоимость | сметной | пересчете |---------------------------| | | | строительства | | всего в | стоимости | /индекс | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | | | | | | ценах | на | 8332/ | | | | | | | | | | 1991 г. | 01.01.96 | млн. руб. | | | | | | | | | | тыс. руб. | тыс. руб. | | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Октябрьский район АО "Тумбетовское" с. Нижний Гумбет Цех переработки плодово- млн. усл. ягодной продукции банок 1995 - 1999 1,5 - 2,0 1598 628 5232 600 2000 2632 - Первомайский район ТОО "Мичуринец" Цех по производству тыс. концентрированных соков усл. (с котельной, очистными банок сооружениями) /туб/ 1990 - 1998 488 1598 655 5457 2700 - - - Сорочинский район АО "Кленовое" Цех переработки плодово- ягодной продукции (кондитерские изделия) т. смену 1995 - 1999 0,5 731 417 3475 250 1500 1725 - ВСЕГО: 3927 1700 14164 3550 6257 4357 _ в т.ч. за счет средств областного бюджета 1775 3128 2178 Приложение N 10 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27ноября 1996 года ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главного управления сельского хозяйства Оренбургской области по строительству рыбоводных прудов, рыбопитомников за счет областного бюджета и других инвестиций на 1997 - 2000 годы (для формирования региональных программ) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Един. | Год начала | Проектная | Сметная | Остаток | В | По годам - млн. руб. | | | изм. | и окончания | мощность | стоимость | сметной | пересчете |---------------------------| | | | строительства | | всего в | стоимости | /индекс | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | | | | | | ценах | на | 8332/ | | | | | | | | | | 1991 г. | 01.01.97 | млн. руб. | | | | | | | | | | тыс. руб. | тыс. руб. | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- АО "Оренбургрыбхоз" - реконструкция Капитановского млн. рыбопитомника руб. сеголеток в год тонн 1994 - 2000 0,8 1953 1941 16172 1000 4000 5000 6172 - реконструкция Андреевского товар - рыбопитомника рыбы 1998 - 2000 20 987 987 8224 2000 2000 2700 3524 ИТОГО: 2940 2928 24396 1000 6000 7700 9796 Ассоциация "Агрорыбпром" Тоцкий район колхоз им. Цвиллинга рыбоводный пруд га 1990 - 1998 171 1412 350 2916 1666 1250 - - Красногвардейский район комбикормовый завод - реконструкция рыбоводного пруда га 1997 - 2000 64 294 294 2449 633 708 625 483 Соль-Илецкий район АО "Изобильное" - строительство гидросооружения рыбоводного пруда га 1997 - 2000 100 951 951 7924 3166 3166 1592 _ ИТОГО: 2657 1595 13289 5465 5124 2217 483 Госрыбхозпредприятие "Ириклинское" реконструкция Ириклинского млн. нерестовырастного хозяйства шт. 1998 - 2000 2,6 2511 2511 20962 230 5000 7000 8732 проектные работы ВСЕГО: р. 1+2+3 8108 7034 58647 6695 16124 16917 18911 Приложение N 11 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главного управления сельского хозяйства Оренбургской области по реконструкции, техническому перевооружению птицефабрик за счет средств областного бюджета и других инвестиций на 1997 - 2000 годы (для формирования региональной программы) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Един. | Год начала | Проектная | Сметная | Остаток | В | По годам - млн. руб. | | | изм. | и окончания | мощность | стоимость | сметной | пересчете |---------------------------| | | | строительства | | всего в | стоимости | /индекс | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | | | | | | ценах | на | 8332/ | | | | | | | | | | 1991 г. | 01.01.97 | млн. руб. | | | | | | | | | | тыс. руб. | тыс. руб. | | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Птицефабрика "Степная" тыс. реконструкция птичников - 6 шт. гол. 1997 - 1999 360,0 1111 1111 9257 2000 3500 3757 - Птицефабрика "Большевик" реконструкция цеха 18 - 1997 - 1998 80,0 664 664 5532 2000 3532 - - Птицефабрика "Оренбургская" реконструкция цехов - 1997 12,0 70 70 583 583 - - - Птицесовхоз "Родина" реконструкция цеха - 1997 - 1998 30 150 150 1250 500 750 - - Птицефабрика "Гайская" реконструкция цеха - 1997 - 1998 60,0 125 125 1041 300 741 - - ВСЕГО: 542,0 2120 2120 17663 5383 8523 3757 - в т.ч. за счет средств областного бюджета - - Приложение N 12 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПРОГРАММА перспективного строительства и развития предприятий по переработке сельхозпродукции Главного управления сельского хозяйства на 1996 - 2000 годы (млн. руб. в ценах 1991 г.) ------------------------------------------------------------------------------------------ | Наименование предприятий | Наименование | Всего | В том числе | | | объекта, | капитальных |------------------------------ | | мощность | вложений | федер. | област. | собств. | | | | производств | бюджет | (мест.) | средства | | | | назн. | | бюджет | | ------------------------------------------------------------------------------------------ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ------------------------------------------------------------------------------------------ Мясная отрасль Вновь стр-ся Оренбургский мясокомбинат мясо - 60 тн/см холод. - 1,7 т. тн. ед. хран колб. 13 тн/см 35,4 28,0 7,4 - АО "Бугурусланский очист. сооруж., мясокомбинат" котельная 2,05 - 1,0 1,05 АО "Орский мясокомбинат" холод. реконстр. 5,0 3,0 - 2,0 АО "Сорочинский очистн. мясокомбинат" сооружения 2,6 - 0,6 2,0 АО "Соль-Илецкая хладобойня" реконструкция 0,8 - 0,4 0,4 ИТОГО: 46,65 31,0 9,8 5,85 Молочная отрасль АО "Маслосырбаза "Оренбургская" холод. 0,4 т. тн. 1,3 0,5 0,5 0,3 АО "Молкомбинат "Сорочинский" ЗЦМ-6 тн/см 3,6 1,0 1,0 1,6 АО "Шарлыкский молзавод" ЦМП-15 тн/см 11,6 2,0 2,0 7,6 АО "Александровский молзавод" ЗЦМ-3 тн/см 8,0 - 2,0 6,0 ИТОГО: 24,5 3,5 5,5 15,6 Пищевая отрасль Консервный цех АО "Колос" 1,4 - 0,5 0,9 ГП "Умновский спиртзавод" до 2000 дал 6,1 1,0 1,0 4,1 Первомайский спиртоликероводочный комбинат 17,0 - 3,0 14,0 Соляное рудоуправление рек. рудн. N 2 9,2 9,2 - - котельная 2,5 - - 2,5 рек. кирп. завода 0,5 - - 0,5 база стройинд. 20,0 - - 20,0 ИТОГО: 56,7 10,2 4,5 42,1 ВСЕГО по объектам переработки 127,85 44,7 19,8 63,35 Консервная отрасль С-з "Красносакмарский" Кувандыкского р-на 3 куб. 6,6 1,0 1,0 4,6 областного бюджета в ценах 1996 года 105,9 Приложение N 13 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главного управления сельского хозяйства Оренбургской области по строительству внутрихозяйственных дорог на селе за счет средств территориального дорожного фонда на 1997 - 2000 годы (для формирования региональной программы) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Един. | Фактически введено (за счет всех | Предложение | | | измер. | источников финансирования) |--------------------------------------------------| | | |------------------------------------------| Строительство за счет средств территориального | | | | годы | дорожного фонда | | | |------------------------------------------|--------------------------------------------------| | | | 1986 - | 1991 - | | | | | | | 1997 - | | | | 1990 гг. | 1995 гг. | 1991 г. | 1995 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2000 гг. | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Внутрихозяйственные дороги км 1303 1188 541 78 72 90 108 120 390 Капитальные вложения млн. в ценах 1991 года руб. - - - - 8,4 9,0 10,3 15,0 42,7 в действующих ценах 1996 г. (5280) - - - - - 44,5 47,5 54,3 79,2 225,5 Приложение N 14 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПРЕДЛОЖЕНИЯ Главного управления сельского хозяйства Оренбургской области по строительству внутрипоселковых газовых сетей за счет средств областного бюджета и других инвестиций на 1997 - 2000 годы (для формирования региональной программы) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Един. | Фактически введено (за счет | Предложение | | | измер. | всех источников финансирования) |--------------------------------------------------| | | |---------------------------------| Строительство за счет средств областного | | | | годы | бюджета и других инвестиций | | | |---------------------------------|--------------------------------------------------| | | | 1991 - | | | | | | | Итого | | | | 1995 гг. | 1991 г. | 1995 г. | 1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 1997 - | | | | | | | | | | | 2000 гг. | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Внутрипоселковые газовые сети км 1557 332 231 130 140 150 150 570 Капитальные вложения млн. в ценах 1991 г. руб. - - - 3,9 4,2 4,5 4,5 17,1 в действующих ценах млрд. /индекс 8332/ руб. - - - 32,5 35 37,5 37,5 142,5 в т.ч. за счет средств областного бюджета 32,5 35 37,5 37,5 142,5 Приложение N 15 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ОСНОВНЫЕ ВИДЫ материально-технических ресурсов сельского хозяйства области ---------------------------------------------------------------------- | Наименование | 1996 год | 2000 год | | | (отчет) | (прогноз) | ---------------------------------------------------------------------- Средства химизации сельского хозяйства Поставка минеральных удобрений (тыс. тонн в д.в.) 14,0 30,0 Внесение органических удобрений (млн. тонн) 2,9 3,5 Поставка гербицидов (тыс. тонн) 1,5 1,7 Поставка пестицидов 0,5 0,5 Парк основных видов сельскохозяйственной техники (тыс. штук) Тракторы, шт. 31200 32000 в т.ч. пахотные 13500 13500 Зерноуборочные комбайны, шт. 10400 11500 Кормоуборочные комбайны, шт. 2600 2600 Грузовые автомобили, шт. 16176 17100 Сеялки, шт. 21500 30100 Культиваторы 12000 14000 Приложение N 16 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МАШИН, ВЫПУСКАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОБЛАСТИ ---------------------------------------------------------------------- | Наименование предприятий | Наименование машин | Количество в год | ---------------------------------------------------------------------- ПО "Стрела" Сеялка СЗС-2,1 500 з-д "Продмаш" Плуг ПН-4-35 400 Плуг ПН-5-35 400 АО "Абдул. опыт. з-д" Стогомет СФ-26730 180 Погрузчик ПФУ-0,75 220 Плуг ПН-2-25 100 Плуг ПН-4-25 100 Акбулакское РТП Стогомет СФ-26730 180 Транспортер ТСН-3 220 Каргалинский АРЗ Вахта ВГМ-01А 30 Вахта ВГМ-01Б 30 Оренбургский РМЗ Погрузчик на К-700 70 Погрузчик на Т-150 30 Мехлопата П-250 120 Мехпопата на Т-150 40 Приспособление к жатке для уборки подсолнечника 200 Прис-е для уборки подсолнечника 5-метров 80 АО "Соль-Илекцккорммаш" Грабли ГП-6м 60 Приложение N 17 к Основным направлениям развития агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы от 27 ноября 1996 года РАСЧЕТ потребности в средствах областного бюджета на финансирование целевых программ по развитию агропромышленного комплекса области на 1997 - 2000 годы млрд. руб. ---------------------------------------------------------------------- | Объекты финансирования | Потребность в средствах | | |--------------------------| | | 1997 год | 2000 год | ---------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | ---------------------------------------------------------------------- 1. Программа развития растениеводства (1996 - 2000 гг.) всего 76 97 в т.ч. программы "Повышение плодородия почв" 28 39 "Зерно" 22 35 "Белок" 9 20 "Развитие науки" 2 3 Реконструкция теплиц 15 2. Программа развития животноводства и рыбоводства (1997 - 2000 годы) всего 51 68 Приобретение племскота, птицы и яйца 12 13 Приобретение криогенного оборудования для хранения запаса биопродукции и изготовление биопрепаратов, защищающих от инфекционных болезней 3 - Реконструкция существующих животноводческих комплексов 28 50 Строительство и реконструкция рыбоводных прудов и рыбопитомников 5 - "Развитие науки" 3. Программа "Техническое перевооружение и совершенствование технического сервиса" всего 211 240 в т.ч. - создание областного лизингового фонда 200 200 - оплата проектов по внедрению энергосберегающих и экологических систем отопления 2,5 - - создание МТС 8,5 40 4. Программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств - всего 34 42 а) в т.ч. на возвратной основе: - на строительство, расширение, восстановление животноводческих помещений 11 20 - создание новых крестьянских (фермерских) хозяйств 8 2 б) безвозмездно на: - строительство и реконструкцию производственной и социальной инфраструктуры 11 15 - оказание помощи переселенцам 3,5 4 - подготовка и повышение квалификации кадров 0,5 1 5. Строительство и реконструкция всего 22 35 в т.ч. - предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности 20 35 - цехов по переработке плодов и ягод 2 6. Строительство объектов социальной сферы - всего 105 151 в т.ч. - внутрипоселковые газовые сети 33 38 - внутрихозяйственные дороги 44,5 79 7. Кадровая политика АПК - всего 8 9 - частичная компенсация расходов по коммунальному хозяйству средних учебных заведений 8 9 Всего 479,5 608 в т.ч. на возвратной основе 252 260 территориальный дорожный фонд 44,5 79 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|