Расширенный поиск

Постановление Правительства Оренбургской области от 25.09.1998 № 29-п

                       П О С Т А Н О В Л Е Н И Е                       

                  ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ                  

от 25.09.98 N 29-п

О      концепции     региональной 
политики в сфере профессиоального 
образования Оренбургской  области 
на период 1998-2001 гг.                                                                   


     На   основании   Конституции   Российской    Федерации,   законов
Российской  Федерации  "Об  образовании" и "О высшем и  послевузовском
профессиональном      образовании",     "Типового     положения     об
образовательном   учреждении   высшего  профессионального  образования
Российской   Федерации", утвержденного   постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от  26  июня  1993  года  №  597, постановления
Правительства  Российской  Федерации  от  23  мая  1995  года № 498 "О
развитии   высшего   и   среднего   профессионального   образования  в
Российской    Федерации",   постановления   Правительства   Российской
Федерации  от  21  июля  1997  года  №908  "О концепции реформирования
системы    начального    профессионального   образования",   в   целях
реали-зации  государственных гарантий конституционных прав и интересов
граждан   и   приведения   системы   профессионального  образования  в
соответствие  с  потребностями  личности, общества и экономики региона
правительство Оренбургской области п о с т а н о в л я е т :
     1.    Одобрить   концепцию    региональной   политики   в   сфере
профессионального   образования   Оренбургской   области   на   период
1998-2001 годов (приложение).
     2.  Комитету  по  науке,  высшей  школе  и  региональной политике
образования    администрации   области   (А.М.Русанов)   совместно   с
заинтересованными  комитетами  и  управлениями  администрации области,
администрациями  городов и районов области, профессиональными учебными
заведениями  организовать  работу по реализации концепции региональной
политики в сфере профессионального образования Оренбургской области.
     3.  Контроль  за  исполнением  данного постановления возложить на
заместителя главы администрации области А.Г.Иванову.
     4. Постановление вступает в силу со дня его принятия.                 



     Председатель правительства -                                          
     глава администрации области          В.В.Елагин                                 

                                          Утверждена
                                          постановлением правительства
                                          Оренбургской области N 29-п
                                          от “25” 09 1998 года


                              КОНЦЕПЦИЯ                               
     региональной политики в сфере профессионального образования      
            Оренбургской области на период 1998-2001 годов            

      Политико-правовой   основой   региональной   политики   в  сфере
профессионального   образования   являются:   Конституция   Российской
Федерации,  законы Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и
послевузовском  профессиональном  образовании".  Согласно  ст. 72 (ч.1
п."е")  Конституции,  "общие  вопросы  воспитания, образования, науки,
культуры,  физической  культуры  и  спорта"  относятся  к  совместному
ведению   Российской   Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации.
Основные  разграничения компетенции центральных и региональных органов
управления   образованием   определены   в   разделе  III  Закона  "Об
образовании".   Основными   нормативными   документами,  регулирующими
взаимодействие   учебных  заведений  профессионального  образования  с
федеральными  и региональными органами, являются "Типовое положение об
образовательном   учреждении   высшего  профессионального  образования
Российской   Федерации",   утвержденное  постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  26  июня  1993  года  N  597, постановление
Правительства  Российской  Федерации  от  23  мая  1995  года  N498 "О
развитии   высшего   и   среднего   профессионального   образования  в
Российской    Федерации",   постановление   Правительства   Российской
Федерации  от  21  июля  1997  года  N 908 "О Концепции реформирования
системы начального профессионального образования".
      Система   высшего,   среднего   и  начального  профессионального
образования  Оренбургской области состоит из 11 государственных вузов,
их   филиалов  и  факультетов,  12  средних  профессиональных  учебных
заведений,  18  техникумов,  19  колледжей,  68  учреждений начального
профессионального   образования.  В  них  обучается  более  120  тысяч
человек.
      Глубокие    изменения    в   социально-экономической   жизни   и
государственно-политическом    устройстве   обусловили   необходимость
реформы  профессионального  образования.  Изменились  роль  и  функция
образования,  сместившиеся  с  обслуживания  интересов  государства на
удовлетворение   потребности  личности  и  общества.  Возрастает  роль
субъектов    Российской    Федерации   в   определении   собственности
образовательной   политики.   В   серьезной   корректировке  нуждаются
содержание  и  структура  системы  образования  на  основе  требований
национально-региональных  компонентов  Государственных образовательных
стандартов.
      Однако    осуществление    реформ    сдерживается    трудностями
переходного   периода   .   По   этой  причине  давно  не  обновляется
лабораторное    и   научное   оборудование,   учебная   литература   и
библиотечные   фонды.   Бюджетное   финансирование  учебных  заведений
профессионального  образования  области последние 5 лет осуществляется
лишь  по  статьям  "зарплата", "начисления на зарплату" и "стипендия".
Задерживается      выплата     заработной     платы     учителям     и
профессорско-преподавательскому  составу,  стипендии студентам. Растет
задолженность         профессиональных        учебных        заведений
топливно-энергетическому комплексу.
      Несмотря   на   экономическую  нестабильность,  профессиональным
учебным   заведениям   области   немало   сделано  на  пути  адаптации
образования  к  новым  рыночным  условиям  .  В  области  работают три
университета  (ОГУ,  ОГАУ,  ОГПУ),  одна  академия (ОГМА), созданы два
новых  института  –  Межрегиональный  институт  менеджмента и институт
искусств.  В  вузах  области  количество  специальностей,  по  которым
готовят  студентов,  возросло  за  последние  8  лет  с  39 до 114 при
сохранении   ранее   существующих.   До   128  увеличилось  количество
специальностей  в  средних  профессиональных учебных заведениях. По 60
различным  профессиям ведется подготовка работников квалифицированного
труда  (рабочих  и  служащих ) с учетом состояния и тенденций развития
рынка  труда  региона  в  профессиональных  училищах.  В  том числе 13
учебных  заведений  начального  профессионального  образования  (далее
НПО)   имеют   федеральный  статус  профессионального  лицея  и  ведут
подготовку  по средним профессиональным программам. Однако несмотря на
позитивные    сдвиги,    темпы    преобразований    нельзя    признать
удовлетворительными.   В  условиях  отсутствия  федеральной  концепции
реформирования   системы   образования,   возникает   необходимость  в
разработке  основных  направлений  преобразования  высшего, среднего и
начального  профессионального  образования на областном (региональном)
уровне.
      Цель     реформирования    профессионального    образования    в
Оренбургской    области   состоит   в   создании   надежной   гарантии
конституционных  прав  и  интересов  граждан  и  в  приведении системы
высшей,  средней  и  начальной профессиональной школы в соответствие с
приоритетами социального и экономического развития региона.
      Сущность  новой  государственной политики Российской Федерации в
области  образования состоит в переходе от преимущественно отраслевого
к  преимущественно  региональному  развитию  системы профессионального
образования  и соответственно – от отраслевого федерального управления
к  совместному  федерально-региональному  управлению профессиональными
учебными  заведениями  при  соблюдении  принципов единого федерального
образовательного пространства.
      Таким   образом,   развитие   профессионального   образования  в
регионе  перестает  быть исключительным делом государства и становится
полем   многоаспектного   партнерского  взаимодействия  федеральных  и
областных  структур  управления  с  органами  местного самоуправления,
профессиональным    педагогическим    сообществом    и   общественными
объединениями.
      Реформы   высшего,   среднего   и  начального  профессионального
образования   ставят  задачу  создания  единой  региональной  системы,
обеспечивающей  непрерывность  образовательных  систем всех уровней на
основе     пакета     социально-экономических,     научно-технических,
инновационных   и  образовательных  программ.  При  этом  региональные
образовательные   стандарты  должны  соответствовать  общей  концепции
развития   образования   и  экономики  области,  а  также  требованиям
Государственных  образовательных стандартов. Приоритетным направлением
ближайших  лет  считать  создание необходимых условий для сохранения и
развития  региональной  системы  подготовки  профессиональных  кадров,
превращение   профессионального   образования   в   средство  развития
региональных  социальных  систем  на  основе  консолидации  институтов
начального,  среднего,  высшего и послевузовского образования в рамках
широкомасштабных  социально-экономических  преобразований  и  программ
развития региона
      С  учетом  целей  и задач реформы высшего, среднего и начального
профессионального   образования   в   пределах   Оренбургской  области
необходимо осуществить следующие меры:
            1. В СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ             
      1.1.   Высшим,  средним  и  начальным  профессиональным  учебным
заведениям   области   совместно   с  заинтересованными  организациями
привести    профессионально-квалификационную    структуру   подготовки
специалистов  в  соответствие с потребностями на рынках труда региона,
обратив    особое    внимание    на    специальности,   обеспечивающие
высокоэффективное  развитие  образования,  здравоохранения и культуры,
нефте-газодобывающего   комплекса,   сельского   хозяйства,  добычи  и
переработки полиметаллических руд, экологии, сферы обслуживания.
      1.2.   Разработать   механизм   взаимовыгодного   обмена   между
образовательными    учреждениями    учебной    и   учебно-методической
литературой,  реализовать  меры  по  обеспечению учреждений начального
профессионального        образования        учебной       литературой,
научно-методическому       обеспечению       стандарта      начального
профессионального образования.
      1.3.   Продолжить   практику  работы  с  талантливой  молодежью,
обеспечив  финансирование  из  областного  бюджета ежегодных конкурсов
научных    работ    молодых   ученых   и   специалистов   и   выставок
научно-технического  творчества  молодежи  (НТТМ),  поддержку  ученых,
защищающих кандидатские и докторские диссертации.
      1.4.  Реализовать  меры,  направленные  на  повышение открытости
системы  вступительных  экзаменов  в высшие и средние профессиональные
учебные заведения, уменьшить их зависимость от субъективных факторов.
      1.5.   Разработать   региональное   положение  об  инновационных
высших   и   средних   профессиональных  образовательных  учреждениях,
обеспечить   поддержку   целевых   инновационных   программ   в  сфере
профессионального образования.
      1.6.   Продолжить   формирование   системы   послевузовского   и
дополнительного     образования,    профессиональной    переподготовки
специалистов  и  повышения  квалификации с обязательным соблюдением ее
периодичности.
      1.7.   Усилить   контроль   за   деятельностью   на   территории
Оренбургской  области  негосударственных  учебных  заведений  высшего,
среднего    и    начального   профессионального   образования   и   их
подразделений.
      1.8.  Разработать  целевую программу внедрения государственных и
региональных стандартов начального профессионального образования.
      1.9.  Осуществить  экспериментальное  апробирование  и поэтапный
переход   учреждений   начального   профессионального  образования  на
обучение  по единой интегрированной образовательной программе среднего
(полного)  общего  и  начального профессионального образования на базе
основного образования.
      1.10.  Пересмотреть  характер и формы производственного обучения
и  порядок  присвоения квалификации выпускникам, максимально приблизив
к  этой  процедуре  независимые аттестационные комиссии с привлечением
работодателей.

  2. В СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
      2.1.     Считать     основным    организационным    направлением
регионализации  профессионального образования интеграцию расположенных
на  территории  области  учебных  заведений в системы университетского
(академического    )   типа,   путем   преобразования   ряда   средних
профессиональных  учебных  заведений (техникумов, училищ) в колледжи –
средние  образовательные  учреждения  университетского  типа,  которые
решают  задачи  первой  ступени  многоуровневого  высшего образования.
Интеграция  подобных  учебных  заведений с вузами становится не только
возможной, но и необходимой.
      2.2   Внедрить   механизм  совместного  использования  вузами  и
средними  специальными  учебными  заведениями  (далее ССУЗ) области на
взаимовыгодной   основе  материальной  базы  учебных  заведений  и  их
кадрового потенциала.
      2.3.  Продолжить  интеграцию  ведущих  кафедр  ОГУ,  ОГАУ, ОГМА,
ОГПУ  с  учреждениями  РАН, РАМН и РАСХН: институтом степи, институтом
клеточного  и  внутриклеточного  симбиоза,  НПО “Южный Урал”, ВНИИМС и
др.
      2.4.   На   базе   ведущих   вузов  области  расширить  практику
формирования                  научно-образовательных                 и
научно-образовательно-производственных    комплексов,   как   наиболее
эффективных  форм рационального использования научных, образовательных
и  материальных  ресурсов  региона. ОГУ и ОГАУ активизировать создание
сети   научно-технологических  структур  (технопарков,  техноцентров),
обеспечивающих   развитие   инновационных   процессов  в  экономике  и
социальной сфере региона.
      2.5.  Повысить  роль  администрации области в формировании блока
направлений,  по  которому  ведется  подготовка специалистов в вузах и
ссузах региона.
      2.6.  Активизировать  работу  Совета  ректоров  вузов  и  Совета
директоров ссузов по воспитанию студенческой молодежи.
      2.7.  Провести  работу  по  оптимизации  сети  учебных заведений
начального   и   среднего   профессионального  образования  на  основе
интеграции   действующих  в  конкретном  городе  или  поселке  училищ,
продолжить  создание  гибкой  сети  филиалов сельских профессиональных
училищ при образовательных школах.
      2.8.  В  соответствии  с  Федеральной  Концепцией реформирования
системы  НПО  начать  подготовку  к  дифференциации  учебных заведений
начального   профессионального   образования  по  уровням  управления,
финансирования   и  владения  собственностью  (федеральные,  субъектов
Российской  Федерации,  муниципальные, негосударственные), разработать
нормативно-правовую      базу      функционирования     разноуровневых
образовательных учреждений.
      2.9.    Проанализировать    целесообразность    функционирования
учебно-производственных  комбинатов  райгороно  и  осуществить перевод
учреждений   допрофессиональной   подготовки   школьников   в  учебные
заведения начального профессионального образования.
                      3. В ЭКОНОМИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ                      
      3.1.  Реализация  государственно-региональной  политики  в сфере
профессионального     образования     предусматривает    переход    на
многоуровневую систему финансирования учебных заведений:
      3.1.1.    Федеральный    бюджет    обеспечивает   финансирование
федеральной  составляющей государственного образовательного стандарта,
научно-исследовательской  деятельности  по федеральным и, частично, по
межрегиональным программам.
      3.1.2.    Областной   и   муниципальный   бюджеты   обеспечивают
финансирование      региональных      компонентов     государственного
образовательного  стандарта  и  научную  деятельность  по региональным
исследовательским программам.
      3.1.3.   Внебюджетные   источники   финансирования   связаны   с
деятельностью      региональных     научно-технологических     парков,
предоставлением   дополнительных   образовательных   услуг   и  другой
хозрасчетной деятельностью учебных заведений.
      3.2.  Разработать  систему мер, направленную на развитие целевой
контрактной  подготовки  специалистов  и  на  привлечение инвестиций в
сферу  образования.  При  принятии  областного  бюджета  на  очередной
финансовый  год  учитывать  предложения  по  перечню  налоговых  льгот
образовательным    учреждениям    высшего,   среднего   и   начального
профессионального уровней.
      3.3.     Разработать     программу     создания     региональной
профессионально-образовательной  индустрии,  информационного  банка  и
банка инвестиций “Профессиональное образование”.

                      4. ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ   
                    
      4.1.   Улучшить  условия  для  занятий  физической  культурой  и
спортом  на  всех  курсах  обучения  в  системе  высшего,  среднего  и
начального профессионального образования области.
      4.2.  До  2000  года открыть в г.Оренбурге на базе Оренбургского
государственного   педагогического  университета  институт  физической
культуры.
      4.3.  На  спортивных  базах  ведущих вузов области планировать и
проводить комплексные спортивные соревнования среди студенчества.
      4.4.  Внести  изменения в содержание педагогического образования
вузов,  педагогических  колледжей  и училищ, направленные на повышение
квалификации педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья.
      4.5.  Разработать  и  реализовать  систему  мер, направленных на
охрану    репродуктивного   здоровья,   профилактику   алкоголизма   и
наркомании среди студентов и учащихся.
      4.6.     Осуществлять    поддержку    инновационных    программ,
направленных  на  охрану  здоровья  и полноценное развитие студентов и
учащихся.
                    5. В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ    
                
      5.1   Финансовым   органам  всех  уровней  усилить  контроль  за
прохождением  и  целевым использованием бюджетных групп и внебюджетных
средств, направляемых на финансирование вузов и ссузов.
      5.2.  Расширить  практику  адресной поддержки в системе высшего,
среднего  и  начального  профессионального  образования:  материальную
помощь  малообеспеченным  студентам,  стипендии  и  гранты талантливой
молодежи за особые достижения в обучении и научной деятельности .
      5.3.   Предусмотреть   меры   по   усилению   роли  областных  и
муниципальных   структур   в   решении   вопросов   социальной  защиты
работающих  и  обучающихся  в  сфере  высшего,  среднего  и начального
профессионального  образования,  включая  совершенствование  областной
нормативно-правовой   базы,  создания  фондов  поддержки  образования,
решения     вопросов     занятости     выпускников    профессиональных
образовательных учреждений.
      Для   реализации  концепции  необходимо  принять  ряд  шагов  по
наполнению  региональной  программы конкретными заданиями и временными
интервалами, а именно:
      -   принять  областной  Закон  “Об  образовании  в  Оренбургской
области”
      -   сформировать   систему   планирования,   прогнозирования   и
мониторинга подготовки специалистов;
      -  провести  изучение  спроса  и  прогнозирование  потребности в
выпускниках     учреждений     высшего,    среднего    и    начального
профессионального образования;
      -  согласовать  направления  и  темпы структурной переориентации
хозяйственной деятельности с системой планирования подготовки кадров;
      -  разработать  программу  укрепления  материально-технической и
финансовой   базы   образовательных  учреждений  высшего,  среднего  и
начального звена;
      -   создать   региональный   орган   общественной  аттестации  и
аккредитации вузов и ссузов области.

                                * * *                                 
      Реализация    концепции    региональной    политики    в   сфере
профессионального  образования Оренбургской области будет соотнесена с
этапами  развития  Российского  образования и определением способов их
достижения.



















Информация по документу
Читайте также