Расширенный поиск
Постановление Правительства Оренбургской области от 25.09.1998 № 29-пП О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ от 25.09.98 N 29-п О концепции региональной политики в сфере профессиоального образования Оренбургской области на период 1998-2001 гг. На основании Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года № 597, постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 1995 года № 498 "О развитии высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 года №908 "О концепции реформирования системы начального профессионального образования", в целях реали-зации государственных гарантий конституционных прав и интересов граждан и приведения системы профессионального образования в соответствие с потребностями личности, общества и экономики региона правительство Оренбургской области п о с т а н о в л я е т : 1. Одобрить концепцию региональной политики в сфере профессионального образования Оренбургской области на период 1998-2001 годов (приложение). 2. Комитету по науке, высшей школе и региональной политике образования администрации области (А.М.Русанов) совместно с заинтересованными комитетами и управлениями администрации области, администрациями городов и районов области, профессиональными учебными заведениями организовать работу по реализации концепции региональной политики в сфере профессионального образования Оренбургской области. 3. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя главы администрации области А.Г.Иванову. 4. Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель правительства - глава администрации области В.В.Елагин Утверждена постановлением правительства Оренбургской области N 29-п от “25” 09 1998 года КОНЦЕПЦИЯ региональной политики в сфере профессионального образования Оренбургской области на период 1998-2001 годов Политико-правовой основой региональной политики в сфере профессионального образования являются: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Согласно ст. 72 (ч.1 п."е") Конституции, "общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта" относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Основные разграничения компетенции центральных и региональных органов управления образованием определены в разделе III Закона "Об образовании". Основными нормативными документами, регулирующими взаимодействие учебных заведений профессионального образования с федеральными и региональными органами, являются "Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования Российской Федерации", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 года N 597, постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 1995 года N498 "О развитии высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 года N 908 "О Концепции реформирования системы начального профессионального образования". Система высшего, среднего и начального профессионального образования Оренбургской области состоит из 11 государственных вузов, их филиалов и факультетов, 12 средних профессиональных учебных заведений, 18 техникумов, 19 колледжей, 68 учреждений начального профессионального образования. В них обучается более 120 тысяч человек. Глубокие изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве обусловили необходимость реформы профессионального образования. Изменились роль и функция образования, сместившиеся с обслуживания интересов государства на удовлетворение потребности личности и общества. Возрастает роль субъектов Российской Федерации в определении собственности образовательной политики. В серьезной корректировке нуждаются содержание и структура системы образования на основе требований национально-региональных компонентов Государственных образовательных стандартов. Однако осуществление реформ сдерживается трудностями переходного периода . По этой причине давно не обновляется лабораторное и научное оборудование, учебная литература и библиотечные фонды. Бюджетное финансирование учебных заведений профессионального образования области последние 5 лет осуществляется лишь по статьям "зарплата", "начисления на зарплату" и "стипендия". Задерживается выплата заработной платы учителям и профессорско-преподавательскому составу, стипендии студентам. Растет задолженность профессиональных учебных заведений топливно-энергетическому комплексу. Несмотря на экономическую нестабильность, профессиональным учебным заведениям области немало сделано на пути адаптации образования к новым рыночным условиям . В области работают три университета (ОГУ, ОГАУ, ОГПУ), одна академия (ОГМА), созданы два новых института – Межрегиональный институт менеджмента и институт искусств. В вузах области количество специальностей, по которым готовят студентов, возросло за последние 8 лет с 39 до 114 при сохранении ранее существующих. До 128 увеличилось количество специальностей в средних профессиональных учебных заведениях. По 60 различным профессиям ведется подготовка работников квалифицированного труда (рабочих и служащих ) с учетом состояния и тенденций развития рынка труда региона в профессиональных училищах. В том числе 13 учебных заведений начального профессионального образования (далее НПО) имеют федеральный статус профессионального лицея и ведут подготовку по средним профессиональным программам. Однако несмотря на позитивные сдвиги, темпы преобразований нельзя признать удовлетворительными. В условиях отсутствия федеральной концепции реформирования системы образования, возникает необходимость в разработке основных направлений преобразования высшего, среднего и начального профессионального образования на областном (региональном) уровне. Цель реформирования профессионального образования в Оренбургской области состоит в создании надежной гарантии конституционных прав и интересов граждан и в приведении системы высшей, средней и начальной профессиональной школы в соответствие с приоритетами социального и экономического развития региона. Сущность новой государственной политики Российской Федерации в области образования состоит в переходе от преимущественно отраслевого к преимущественно региональному развитию системы профессионального образования и соответственно – от отраслевого федерального управления к совместному федерально-региональному управлению профессиональными учебными заведениями при соблюдении принципов единого федерального образовательного пространства. Таким образом, развитие профессионального образования в регионе перестает быть исключительным делом государства и становится полем многоаспектного партнерского взаимодействия федеральных и областных структур управления с органами местного самоуправления, профессиональным педагогическим сообществом и общественными объединениями. Реформы высшего, среднего и начального профессионального образования ставят задачу создания единой региональной системы, обеспечивающей непрерывность образовательных систем всех уровней на основе пакета социально-экономических, научно-технических, инновационных и образовательных программ. При этом региональные образовательные стандарты должны соответствовать общей концепции развития образования и экономики области, а также требованиям Государственных образовательных стандартов. Приоритетным направлением ближайших лет считать создание необходимых условий для сохранения и развития региональной системы подготовки профессиональных кадров, превращение профессионального образования в средство развития региональных социальных систем на основе консолидации институтов начального, среднего, высшего и послевузовского образования в рамках широкомасштабных социально-экономических преобразований и программ развития региона С учетом целей и задач реформы высшего, среднего и начального профессионального образования в пределах Оренбургской области необходимо осуществить следующие меры: 1. В СОДЕРЖАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1. Высшим, средним и начальным профессиональным учебным заведениям области совместно с заинтересованными организациями привести профессионально-квалификационную структуру подготовки специалистов в соответствие с потребностями на рынках труда региона, обратив особое внимание на специальности, обеспечивающие высокоэффективное развитие образования, здравоохранения и культуры, нефте-газодобывающего комплекса, сельского хозяйства, добычи и переработки полиметаллических руд, экологии, сферы обслуживания. 1.2. Разработать механизм взаимовыгодного обмена между образовательными учреждениями учебной и учебно-методической литературой, реализовать меры по обеспечению учреждений начального профессионального образования учебной литературой, научно-методическому обеспечению стандарта начального профессионального образования. 1.3. Продолжить практику работы с талантливой молодежью, обеспечив финансирование из областного бюджета ежегодных конкурсов научных работ молодых ученых и специалистов и выставок научно-технического творчества молодежи (НТТМ), поддержку ученых, защищающих кандидатские и докторские диссертации. 1.4. Реализовать меры, направленные на повышение открытости системы вступительных экзаменов в высшие и средние профессиональные учебные заведения, уменьшить их зависимость от субъективных факторов. 1.5. Разработать региональное положение об инновационных высших и средних профессиональных образовательных учреждениях, обеспечить поддержку целевых инновационных программ в сфере профессионального образования. 1.6. Продолжить формирование системы послевузовского и дополнительного образования, профессиональной переподготовки специалистов и повышения квалификации с обязательным соблюдением ее периодичности. 1.7. Усилить контроль за деятельностью на территории Оренбургской области негосударственных учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования и их подразделений. 1.8. Разработать целевую программу внедрения государственных и региональных стандартов начального профессионального образования. 1.9. Осуществить экспериментальное апробирование и поэтапный переход учреждений начального профессионального образования на обучение по единой интегрированной образовательной программе среднего (полного) общего и начального профессионального образования на базе основного образования. 1.10. Пересмотреть характер и формы производственного обучения и порядок присвоения квалификации выпускникам, максимально приблизив к этой процедуре независимые аттестационные комиссии с привлечением работодателей. 2. В СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1. Считать основным организационным направлением регионализации профессионального образования интеграцию расположенных на территории области учебных заведений в системы университетского (академического ) типа, путем преобразования ряда средних профессиональных учебных заведений (техникумов, училищ) в колледжи – средние образовательные учреждения университетского типа, которые решают задачи первой ступени многоуровневого высшего образования. Интеграция подобных учебных заведений с вузами становится не только возможной, но и необходимой. 2.2 Внедрить механизм совместного использования вузами и средними специальными учебными заведениями (далее ССУЗ) области на взаимовыгодной основе материальной базы учебных заведений и их кадрового потенциала. 2.3. Продолжить интеграцию ведущих кафедр ОГУ, ОГАУ, ОГМА, ОГПУ с учреждениями РАН, РАМН и РАСХН: институтом степи, институтом клеточного и внутриклеточного симбиоза, НПО “Южный Урал”, ВНИИМС и др. 2.4. На базе ведущих вузов области расширить практику формирования научно-образовательных и научно-образовательно-производственных комплексов, как наиболее эффективных форм рационального использования научных, образовательных и материальных ресурсов региона. ОГУ и ОГАУ активизировать создание сети научно-технологических структур (технопарков, техноцентров), обеспечивающих развитие инновационных процессов в экономике и социальной сфере региона. 2.5. Повысить роль администрации области в формировании блока направлений, по которому ведется подготовка специалистов в вузах и ссузах региона. 2.6. Активизировать работу Совета ректоров вузов и Совета директоров ссузов по воспитанию студенческой молодежи. 2.7. Провести работу по оптимизации сети учебных заведений начального и среднего профессионального образования на основе интеграции действующих в конкретном городе или поселке училищ, продолжить создание гибкой сети филиалов сельских профессиональных училищ при образовательных школах. 2.8. В соответствии с Федеральной Концепцией реформирования системы НПО начать подготовку к дифференциации учебных заведений начального профессионального образования по уровням управления, финансирования и владения собственностью (федеральные, субъектов Российской Федерации, муниципальные, негосударственные), разработать нормативно-правовую базу функционирования разноуровневых образовательных учреждений. 2.9. Проанализировать целесообразность функционирования учебно-производственных комбинатов райгороно и осуществить перевод учреждений допрофессиональной подготовки школьников в учебные заведения начального профессионального образования. 3. В ЭКОНОМИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ 3.1. Реализация государственно-региональной политики в сфере профессионального образования предусматривает переход на многоуровневую систему финансирования учебных заведений: 3.1.1. Федеральный бюджет обеспечивает финансирование федеральной составляющей государственного образовательного стандарта, научно-исследовательской деятельности по федеральным и, частично, по межрегиональным программам. 3.1.2. Областной и муниципальный бюджеты обеспечивают финансирование региональных компонентов государственного образовательного стандарта и научную деятельность по региональным исследовательским программам. 3.1.3. Внебюджетные источники финансирования связаны с деятельностью региональных научно-технологических парков, предоставлением дополнительных образовательных услуг и другой хозрасчетной деятельностью учебных заведений. 3.2. Разработать систему мер, направленную на развитие целевой контрактной подготовки специалистов и на привлечение инвестиций в сферу образования. При принятии областного бюджета на очередной финансовый год учитывать предложения по перечню налоговых льгот образовательным учреждениям высшего, среднего и начального профессионального уровней. 3.3. Разработать программу создания региональной профессионально-образовательной индустрии, информационного банка и банка инвестиций “Профессиональное образование”. 4. ОБРАЗОВАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ 4.1. Улучшить условия для занятий физической культурой и спортом на всех курсах обучения в системе высшего, среднего и начального профессионального образования области. 4.2. До 2000 года открыть в г.Оренбурге на базе Оренбургского государственного педагогического университета институт физической культуры. 4.3. На спортивных базах ведущих вузов области планировать и проводить комплексные спортивные соревнования среди студенчества. 4.4. Внести изменения в содержание педагогического образования вузов, педагогических колледжей и училищ, направленные на повышение квалификации педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья. 4.5. Разработать и реализовать систему мер, направленных на охрану репродуктивного здоровья, профилактику алкоголизма и наркомании среди студентов и учащихся. 4.6. Осуществлять поддержку инновационных программ, направленных на охрану здоровья и полноценное развитие студентов и учащихся. 5. В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ 5.1 Финансовым органам всех уровней усилить контроль за прохождением и целевым использованием бюджетных групп и внебюджетных средств, направляемых на финансирование вузов и ссузов. 5.2. Расширить практику адресной поддержки в системе высшего, среднего и начального профессионального образования: материальную помощь малообеспеченным студентам, стипендии и гранты талантливой молодежи за особые достижения в обучении и научной деятельности . 5.3. Предусмотреть меры по усилению роли областных и муниципальных структур в решении вопросов социальной защиты работающих и обучающихся в сфере высшего, среднего и начального профессионального образования, включая совершенствование областной нормативно-правовой базы, создания фондов поддержки образования, решения вопросов занятости выпускников профессиональных образовательных учреждений. Для реализации концепции необходимо принять ряд шагов по наполнению региональной программы конкретными заданиями и временными интервалами, а именно: - принять областной Закон “Об образовании в Оренбургской области” - сформировать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подготовки специалистов; - провести изучение спроса и прогнозирование потребности в выпускниках учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования; - согласовать направления и темпы структурной переориентации хозяйственной деятельности с системой планирования подготовки кадров; - разработать программу укрепления материально-технической и финансовой базы образовательных учреждений высшего, среднего и начального звена; - создать региональный орган общественной аттестации и аккредитации вузов и ссузов области. * * * Реализация концепции региональной политики в сфере профессионального образования Оренбургской области будет соотнесена с этапами развития Российского образования и определением способов их достижения. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|