Расширенный поиск
Постановление Правительства Оренбургской области от 17.06.1998 № 14-пП О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ от 17.06.98 N 14-п Об утверждении концепции "Структурная перестройка и социально - экономическое развитие Оренбургской области в 1998 - 2000 годах" В целях динамичного развития экономики и структурных преобразований, достижения устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения правительство области постановляет: 1. Утвердить концепцию "Структурная перестройка и социально-экономическое развитие Оренбургской области в 1998-2000 годах" (прилагается). 2. Органам исполнительной власти области всех уровней принять Концепцию к руководству. 3. Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой. 4. Указанное постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель правительства - глава администрации области В.В. Елагин Утверждена постановлением правительства Оренбургской области 14-п от 17.06.98 К О Н Ц Е П Ц И Я "СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ В 1998-2000 ГОДАХ" С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. Промышленная политика и основные направления реформы предприятий 2. Инвестиционная политика 3. Аграрная политика 4. Внешнеэкономическая политика 5. Экологическая политика 6. Научно-техническая политика 7. Финансовая политика 8. Институциональные преобразования: Приватизация Рынок недвижимости Управление государственной собственностью Развитие малого предпринимательства Антимонопольная политика, развитие конкуренции 9. Направления социальных реформ в сфере: социального обслуживания населения пенсионного обеспечения занятости населения молодежной политики развития кадрового потенциала образования культуры, искусства, физической культуры и спорта здравоохранения 10. Жилищно-коммунальное хозяйство 11. Информационное обеспечение процессов структурной перестройки и социально-экономического развития Оренбургской области. КОНЦЕПЦИЯ "Структурная перестройка и социально-экономическое развитие Оренбургской области в 1998-2000 годах" Оренбургская область играет значительную роль в народнохозяйственном комплексе России. Структура народного хозяйства области уникальна. Область обладает разнообразными по составу и значительными по масштабу природными ресурсами, выступает как крупный поставщик газа и нефти, черных и цветных металлов, продукции машиностроения. Наряду со значительным развитием разнопрофильной индустрии область характеризуется многоотраслевым сельскохозяйственным производством, ряд отраслей которого имеет важное значение на общероссийском и мировом рынках, имеет выгодное транспортно-географическое положение. Область обладает разнообразными по квалификации и профессиям кадрами, развитой сетью научно-исследовательских и учебных заведений, что способствует динамичному развитию хозяйства области. В области созданы все предпосылки для продвижения экономических реформ. Курс реформ предусматривает соблюдение приоритетности социальных задач и направлен на: - создание стимулов экономического роста, технического перевооружения производства, повышения его эффективности; - расширение государственного регулирования экономики области через обеспечение эффективного использования государственного имущества и управление государственной собственностью; контроля за ценообразованием; поддержки предприятий, способствующих структурной перестройке и др.; - проведение политики структурной перестройки в экономике области; - создание условий для повышения активности инвестиционной политики; - установление единых принципов бюджетных взаимоотношений. Необходимо отметить, что только конструктивный подход Правительства Российской Федерации к формированию государственной системы регулирования территориального развития с учетом региональной специфики при выработке экономической, социальной, финансовой политики государства, отказ от индивидуальных льгот и переход к принятию обоснованных мер государственной поддержки регионов различных типов, формирование для каждого субъекта Федерации своего комплексного хозяйственного механизма, охватывающего все стороны экономического и социального развития и построенного на базе законов Российской Федерации с учетом местных особенностей и интересов населения,позволят решить направления, выработанные данной концепцией. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ С учетом современного состояния промышленности и содержания нового этапа преобразований главная цель промышленной политики определяется как повышение эффективности и конкурентоспособности промышленности области на внешнем и внутреннем рынках, переход на этой основе в стадию подъема посредством стимулирования деятельности предприятий по их реформированию и структурной перестройке. В соответствии с этим в области сформированы стратегия и приоритеты промышленной политики, предусматривающие развитие базовых комплексов промышленности и переход области от региона, вывозящего сырье (нефть, газ, цветные металлы), к региону, обеспечивающему вывоз продукции конечной переработки (нефтепродукты, прокат цветных металлов, сложную технику и оборудование, продукцию переработки сельского хозяйства и т.д.). Приоритеты промышленной политики будут строиться на следующих принципах: - поощрение предприятий и производств, приводящих к появлению на рынке принципиально новых товаров (работ, услуг) и товаров с улучшенными потребительскими и эксплуатационными характеристиками, отвечающими требованиям мировых стандартов и обладающими конкурентоспособностью как на российском, так и на международном рынках, и ведущих к ускорению включения области в существующую систему внутри российского и международного разделения труда; предприятий, участвующих в организации выпуска высококачественной продукции в рамках реализации программы "Сделано в Оренбуржье"; конверсии предприятий оборонного комплекса; - реструктуризация предприятий с целью сокращения и ликвидации неперспективных производств на основе общегосударственнных, отраслевых и региональных программ; - приоритетное размещение на промышленных предприятиях области государственных заказов на изготовление продукции для государственных нужд. Исходя из этого основные усилия будут сосредоточены на следующих направлениях: - обеспечении успешного функционирования топливно-энергетическо-го комплекса за счет дальнейшего увеличения добычи нефти, газа, газового конденсата (освоение Зайкинского, Загорско-Лебяжинского, Бердянского, Копанского месторождений, Восточной нефтяной оторочки Оренбургского газоконденсатного месторождения), повышении газо- и нефтепереработки с использованием эффективных технологий (строительство газоперерабатывающего завода на Ростошинском месторождении, строительство конденсатопровода для подачи оренбургской нефти на ОАО "Орскнефтеоргсинтез", организация производства высококачественных горюче-смазочных материалов с низким содержанием серы и выкокооктановых неэтилированных бензинов); - организации выпуска новых видов продукции предприятиями металлургического комплекса за счет технического перевооружения ОАО "Носта" (труб большого диаметра в "северном" исполнении, прокатной заготовки для труб высокого давления, мостостали, сосудов, работающих в агрессивных средах и под давлением), ОАО "Медногорский медносерный комбинат" (катодной меди, свинца, свинецсодержащих продуктов), Гайским и Орским заводами по обработке цветных металлов (новых типов проката); - развитии сырьевой базы цветной металлургии(освоение месторождений медной руды "Барсучий Лог", "Летнее", "Осеннее" со строительством обогатительной фабрики, внедрение экологически чистой технологии переработки руд Буруктальского и Сахаринского никелево-кобальтовых месторождений); - организации производства конкурентоспособной продукции машиностроения (вертолетов К-126, К-226, стиральных машин "Орь-автомат" - на ПО "Стрела", мотор-компрессоров, бытовых холодильников и морозильных камер нового поколения - на ОАО "Ормез", экспортоориентированной продукции - на ОАО "Южуралмаш", электродвигателей евростандарта и магнитных пускателей - на ОАО "Уралэлектро", автобусов - на ЗАО "Оренорь", ОАО" Сармат", высококонкурентных газовых баллонов - на Орском машиностроительном заводе и других видов машиностроительной продукции); - организации производства техники, в том числе средств малой механизации, комплектующих изделий и запасных частей для нужд сельхозпредприятий (сборка высокопроизводительных комбайнов и производство сеялок на ПО "Стрела", радиаторов различного типа для отечественной сельхозтехники - на Оренбургском и Бугурусланском заводах "Радиатор"; гидропонных установок для проращивания зерна - на ОАО "Электропреобразователь" и других видов изделий); - организации ряда перерабатывающих производств для более эффективной переработки продукции сельского хозяйства (создание сети малых перерабатывающих предприятий в сельской местности по переработке мяса, молока, зерна, шерсти, шкур и другой сельхозпродукции; строительство цеха молочных продуктов для детского питания в г.Оренбурге; строительство ликеро-водочного завода в Первомайском районе). Успешная реализация намеченных преобразований требует проведения реформы предприятий, целью которой является содействие их реструктуризации, способствующей улучшению управления на предприятиях, стимулированию их деятельности по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, росту производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности. Одной из главных задач на данном этапе будет создание более благоприятных условий хозяйствования тем предприятиям, которые активно реформируются. Приоритетами в ходе реформы предприятий являются: - защита прав участников (учредителей); - четкое разграничение ответственности участников (учредителей) и руководителей предприятий, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества и перехода таких прав к лицам, заинтересованным в долгосрочном развитии предприятия (эффективным собственникам); - обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; - создание системы хозяйственно-договорной деятельности предприятия, обеспечивающей соблюдение контрактных обязательств; - достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для их участников (учредителей), инвесторов, кредиторов; - создание эффективного механизма управления предприятием; - использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых средств; - повышение квалификации работников предприятия как одного из факторов повышения устойчивости развития предприятия. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Создание благоприятных экономических условий для преодоления инвестиционного кризиса является необходимым условием для обеспечения структурной перестройки и устойчивого развития экономики области. С целью формирования инвестиционной политики был принят пакет распорядительных и законодательных актов как органами власти Российской Федерации, так и органами власти Оренбургской области. Область включена в ряд федеральных целевых программ, направленных на развитие базовых отраслей промышленности. Преодоление спада экономики требует в первую очередь роста капиталовложений. Решение этой задачи в качестве необходимых условий предполагает: - расширение потенциальных источников для инвестиций; - создание условий, стимулирующих трансформацию накоплений предпринимательских структур и граждан в реальные инвестиции; - расширение базы эффективного применения капитальных вложений посредством реформы предприятий, направленной на укрепление роли собственника и повышение их инвестиционной привлекательности; - содействие со стороны областных властных структур проведению политики по активизации инвестиционной деятельности предприятий, оказание поддержки в реализации высокоэффективных инвестиционных проектов; Ключевыми факторами, определяющими достаточные условия, являются: - создание механизма, обеспечивающего гарантированный возврат вложенных средств; - создание инвестиционной инфраструктуры по разработке и продвижению инвестиционных проектов, их экспертный отбор, оказание государственной поддержки, инвестирование на конкурсной основе и т.д.; - создание уполномоченной страховой компании для осуществления страхования инвестиций; - создание уполномоченной лизинговой компании; - создание механизмов формирования внутриобластного рынка сбыта продукции приоритетных отраслей промышленности как одного из механизмов поддержки инвестиций; - формирование механизма гарантирования и страхования инвестиций путем создания залогового фонда из высоколиквидной продукции предприятий области и финансовых средств. Ключевую роль в общих источниках финансирования инвестиций в 1998-2000 гг. будут играть собственные средства предприятий, которые обеспечат порядка 60% всех капиталовложений. В рамках финансовых источников после переоценки основных фондов возрастут доля амортизационных отчислений, а также использование средств дебиторской задолженности и недоимки в бюджет на инвестиционные цели. Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять в первую очередь за счет увеличения объемов, привлекаемых кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций и частных инвесторов через совершенствование механизма предоставления гарантий областью. Существенно увеличатся объемы привлекаемых в сферу жилищного строительства средств населения. Основными задачами в осуществлении системных мер по оживлению инвестиционного процесса являются: - изменение амортизационной политики и увязка ее с налогообложением, что позволит поднять ее роль как источника капиталовложений; - развитие рынка капитала, прежде всего, облигационных рынков предприятий и института финансовых посредников, действующих на нем. - формирование инвестиционных средств при приватизации и расширении действующих предприятий; - привлечение иностранного капитала. В реализации инвестиционной политики большое внимание будет уделяться поддержке социально направленных проектов и проектов региональной значимости, к которым относятся жилищное строительство, развитие социальной сферы и реструктуризация предприятий стройиндустрии. Приоритетное значение для стабилизации социально-экономической обстановки имеет ускорение решения жилищной проблемы . В этих целях разработана областная программа "Свой дом", предусматривающая обеспечение улучшения жилищных условий для семей с малым и средним достатком путем выделения долгосрочных кредитов, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья. Кроме того, программой предусмотрено привлечение в качестве дополнительных источников финансирования средств коммерческих и банковских структур, привлечение иностранных кредитов и других источников. Для решения этих вопросов предусмотрены создание и развитие сети ипотечных банков, формируется структура, занимающаяся практической реализацией программы, разработка схем по привлечению дополнительных инвестиций. В области создана достаточно мощная база стройиндустрии. Проводится ряд мероприятий по ее совершенствованию, как строительство новых производств, так и реконструкция действующих. Структурная перестройка производственной базы строительной индустрии области позволит значительно удешевить стоимость строительства социальнозначимых объектов и за счет применения новых эффективных материалов снизить затраты на их содержание и эксплуатацию. Направления структурной перестройки стройиндустрии предусматривают организацию выпуска на предприятиях отрасли новых, облегченных строительных конструкций, экологически чистых и эффективных теплоизоляционных материалов, выпуск новых эффективных кровельных материалов, переориентацию ряда домостроительных комбинатов на выпуск комбинированных строительных систем для обеспечения нужд малоэтажного строительства, значительное расширение использования местных строительных материалов, а также: - производство цементно-песчаных стеновых материалов на комплектном оборудовании фирмы "Бессер" США; - производство керамических стеновых материалов по технологии итальянской фирмы "Униморандо"; - внедрение технологии СП "ДСК-Терон" в строительном комплексе области и осуществление на основе этой технологии строительства жилых домов разной конструкции; - ОАО "Орфил-92" в г.Орске - реконструкция кирпичного завода с увеличением мощностей по выпуску лицевого кирпича и организация производства черепицы; - ЗАО "ОРТАП" в г.Оренбурге - организация производства кровельных и гидроизоляционных материалов на стеклотканевой основе; - имеются и другие проекты. Область имеет достаточные запасы местных материалов для стройиндустрии, в том числе цементные глины, мел, гипс, керамические глины, мрамор. Разработаны инвестиционные проекты по добыче этих запасов с учетом имеющихся на сегодняшний день новых современных технологий, реализация которых позволит значительно улучшить и расширить ассортимент применяемых в строительстве материалов. АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА Цель развития агропромышленного комплекса области - остановить спад производства сельскохозяйственной продукции, повысить экономическую эффективность агропромышленного производства, принять меры по социальному обновлению села, удовлетворить потребности населения области в основных сельскохозяйственных продуктах за счет местного производства, защитить местного товаропроизводителя, обеспечить поставки высококачественной сельскохозяйственной продукции на внешний рынок. Основные направления аграрной политики области: - развитие многоукладной экономики; - техническое перевооружение отрасли и развитие машинотехнологических станций; - развитие интеграции сельхозпроизводителей с перерабатывающими предприятиями по производству, переработке и реализации продукции и техническому перевооружению перерабатывающих предприятий; - реформирование хронически неплатежеспособных хозяйств; - переход к высокоурожайным сортам и энергосберегающим технологиям при возделывании сельскохозяйственных культур; - создание благоприятных условий для эффективной предпринимательской деятельности и адаптации предприятий к работе в рыночных условиях; - развитие оптовых продовольственных рынков; - создание фонда стабилизации АПК: - обновление основного стада животных высокопородным и продуктивным скотом и переход на промышленные технологии; - развитие социальной сферы села и индивидуального жилищного строительства: - подготовка и переподготовка кадров. Аграрная реформа должна быть скорректирована на комплексное переустройство сельскохозяйственного производства на основе развития различных форм хозяйствования и собственности, создания аграрного рынка. В этом направлении необходимо: - совершенствовать земельные отношения и принять два закона: "О регулировании земельных отношений в Оренбургской области" и "О плате за землю в Оренбургской области"; - формировать многоукладную экономику и формы хозяйствования; - развивать кооперацию. В области производства продукции главное внимание уделить переходу от экстенсивных к интенсивным, ресурсосберегающим технологиям и формам производства, которые позволят снизить себестоимость продукции. В развитии земледелия и растениеводства. В целях обеспечения населения продовольственными товарами необходимо производить зерна не менее 3,9 млн. тонн, подсолнечника -130 тыс. тонн, овощей - 150 тыс. тонн, картофеля - 450 тыс. тонн. Для производства в необходимых объемах растениеводческой продукции потребуется обеспечить ресурсный потенциал отрасли к 2000 году в минеральных удобрениях в количестве 30 тыс. тонн, гербицидах - 1,7 тыс. тонн, пестицидах- 0,5 тыс. тонн, в основных видах сельскохозяйственной техники: тракторах - 32000, зерноуборочных комбайнах - 11500, грузовых автомобилях. Пашня в обработке не должна превышать 5 млн.га. На используемой пашне следует восстановить севообороты как основу земледелия, пересмотрев структуру посевных площадей, внедряя почвозащитные, малозатратные технологии. Предусмотреть создание и внедрение высокопродуктивных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, устойчивых к климатическим условиям области, болезням и вредителям. В развитии животноводства. Развитие отрасли животноводства рассчитано на два этапа. На первом этапе (до 1999 г.) предстоит в основном решить вопросы производства и заготовки кормов в количественном и качественном отношениях. На этой основе добиться внедрения крупномасштабной селекции в животноводстве. На втором этапе (1999-2000 годы) провести работу по повышению генетического потенциала свиней, крупного рогатого скота, отработку эффективных ресурсосберегающих технологий. На этом этапе особое место отводится подготовке и переподготовке квалифицированных кадров, специалистов животноводства. Реализация намеченных мер позволит обеспечить продуктивность коров до 2700-3000 кг молока в год, среднесуточный привес КРС - 600-700 граммов и свиней 250-300 граммов. В развитии пищевой и перерабатывающей промышленности. Задача перерабатывающей промышленности - довести переработку мяса к 2000 году до 114 тыс. тонн, масла животного - до 17,8 тыс. тонн, молока - до 673 тыс. тонн, сыров животных - до 3,3 тыс. тонн. По молочной продукции - за счет углубления переработки и рационального использования сырья, в мясной промышленности - на основе технического переоснащения действующих предприятий и увеличения загрузки их мощностей. В развитии личных подсобных хозяйств необходимо повысить их потенциал, создать условия по техническому и ветеринарному обслуживанию, созданию организованных рынков, закупочных предприятий. Обеспечить устойчивое развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, ассоциаций, кооперативов в соответствии с направлениями, принятыми программой "Об основных направлениях развития агропомышленного комплекса области на 1997-2000 годы". ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Основной целью развития международных связей и внешнеэкономической деятельности области является развитие всестороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, постепенное вхождение в мировое экономическое пространство, содействие становлению в области социально-ориентированной, конкурентоспособной рыночной региональной экономики. Стремясь превратить Оренбургскую область в геополитический Евроазиатский центр торгово-экономических и гуманитарных связей, внешнеэкономическая политика области будет исходить из принципа приоритетности развития экспортно-импортного потенциала предприятий и организаций. Исходя из этого, главными задачами являются: в экспортной политике: - создание региональной системы государственной поддержки экспортной деятельности хозяйствующих субъектов с созданием соответствующей инфраструктуры обеспечения экспорта; - увеличение валютных ресурсов за счет различных видов внешнеэкономической и международной деятельности; в импортной политике: - переход к закупкам новейших технологий, реализация социальных программ области путем приобретения самого современного импортного оборудования, а также: - совершенствование системы взаимодействия и координации, государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на региональном уровне; - развитие международной кооперации в различных отраслях экономики области, а также социальной сфере; - организация консультативной, информационной и методической помощи субъектам международной и внешнеэкономической деятельности Оренбургской области. Внешнеэкономическая деятельность способствует достижению устойчивого экономического роста, обеспечению позитивных перемен в производстве конкурентоспособной продукции и экспорта товаров, сырья и услуг. Основными направлениями в области внешнеэкономической деятельности являются: - регулирование отношений с субъектами зарубежья (штатами, землями, провинциями, областями и т.д.), с государственными и международными организациями; - развитие внешней торговли, инвестиционной деятельности, научно-технических, культурных и других обменов с зарубежными партнерами; - изучение возможности создания на территории Оренбургской области свободной экономической зоны с установлением особого режима приграничной торговли; - подготовка комплекса предложений по стимулированию экспорта, для чего необходимо содействовать формированию региональных и межрегиональных финансово-промышленных групп и компаний в приоритетных отраслях народнохозяйственного комплекса области. - организация специализированных выставок и ярмарок с приглашением отечественных и зарубежных товаропроизводителей, участие предприятий области в международных инвестиционных форумах и семинарах, презентация на них инвестиционных проектов; - воссоздание народных промыслов, развитие нетрадиционных видов экспорта; - развитие международного туризма на территории Оренбургской области; - поощрение прямых инвестиций, создание на территории области иностранных предприятий, открытие производственных филиалов иностранных компаний, организация совместных производств; - рассмотрение возможности обеспечения на равных условиях с отечественными инвесторами участия зарубежных фирм и физических лиц в процессе разгосударствления и приватизации собственности; - создание в области благоприятного инвестиционного климата; - проведение международных конкурсов (тендеров) на разведку, разработку и освоение месторождений полезных ископаемых, других природных ресурсов; - установление тесных контактов с Фондом поддержки экспорта при МВЭС России, Российским экспортно-импортным банком, российскими и международными инвестиционно-финансовыми структурами РЦСИИ, Российской финансово-инвестиционной корпорацией ЕБРР, МФК, ЮНИДО, Российским центром информационно-консультационного содействия экспорту, Российским информационным центром ГАТТ ВТО по стандартизации, сертификации и техническим барьерам в торговле, международными структурами аналогичного профиля; - подготовка и повышение квалификации кадров по внешнеэкономической деятельности, органов местного самоуправления, других административно-хозяйственных структур с привлечением возможностей иностранных государств и международных организаций. Для развития внешнеэкономической деятельности необходимо правовое, информационное и организационное обеспечение, обеспечение законодательной инициативы, принятие областных законов: - "О концессионной деятельности на территории области"; - "О страховании государственной собственности Оренбургской области"; - "О частных инвестициях в Оренбургской области". Требуется разработка нормативных актов с целью организации государственной поддержки и стимулирования экспортно-импортной деятельности организаций области. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. Территория Оренбургской области характеризуется высокой степенью техногенного загрязнения и антропогенной деградации ландшафтов, в результате чего произошло обеднение экосистемного и биологического разнообразия, резкое ухудшение медико-экологических условий жизни населения. Основные направления плана действий по охране окружающей среды и природопользования включают в себя: - правовое обеспечение охраны окружающей среды и рационального природопользования, в т.ч. предусматривающее ответственность каждого гражданина за ее состояние; - обеспечение экологической безопасности; - оздоровление и восстановление нарушенных экосистем; - обеспечение жесткого контроля за сбором и утилизацией мусора, отходов производства; - участие Оренбургской области в решении межгосударственных и межрегиональных глобальных экологических проблем; - организация выполнения федеральных и региональных целевых программ в области охраны окружающей среды и природопользования. Основными направлениями деятельности в этой связи являются: разработка и реализация нормативных документов, обеспечивающих правовое регулирование охраны окружающей среды и рационального природопользования, экологическое образование и воспитание населения, улучшение среды обитания человека и условий его жизнедеятельности, обеспечение качественной питьевой водой, защита населенных пунктов и объектов народного хозяйства от неблагоприятных явлений природы, охрана животного и растительного мира, выведение из кризисной экологической ситуации крупных промышленных центров области, реализация мер по выполнению обязательств, вытекающих из межрегиональных и межгосударственных соглашений. В настоящее время определены приоритетные направления рационального природопользования: - оптимизация структуры земельного фонда и ее решение с учетом предотвращения процессов опустынивания и деградации земель; - восстановление и поддержание естественного водного баланса в области, переход к экологически обоснованному управлению водными ресурсами; - разработка принципов сохранения биологического и геосистемного разнообразия; - экологизация сельскохозяйственного использования земель; - экологизация промышленного производства; - сокращение негативного воздействия вредителей и болезней леса на основе внедрения зональных систем интегрирования защиты леса и планомерного усиления противопожарной охраны лесов, восстановление погибших площадей лесов; - гармонизация и гуманизация ландшафтов области с учетом сохранения и воссоздания эстетических, этических, исторических, рекреационных и информационных качеств природной среды. На решение проблем охраны окружающей среды направлены федеральные и региональные программы: "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996 - 2000 годах", "Комплекс первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и населения в Уральском регионе и Тюменской области на 1997 - 2000 годы", "Экологическая безопасность Урала", "Программы развития сети гидрометеорологических наблюдений и наблюдений за загрязнением природной среды в 1996 - 2000 годах", разрабатываемая программа "Вода питьевая" и др. Основной целью этих программ является снижение негативного воздействия промышленности и сельского хозяйства области на окружающую среду и здоровье людей с доведением состояния природной среды до нормативного уровня, обеспечение населения качественной питьевой водой, охрана растительного и животного мира. Реализация программ предусматривает работу по формированию территориального комплексного кадастра природных ресурсов, разработку "Красной книги почв Оренбургской области", продолжение работы над "Красной книгой Оренбургской области (редкие животные и растения)", материально-техническую поддержку государственного заповедника "Оренбургский" (разработана перспективная схема организации 94 ботанических и зоологических резерватов). Кроме того, предусматриваются: - природоохранными мероприятиями промышленных предприятий и коммунального хозяйства - реконструкция и модернизация производства на основе внедрения малоотходных и безотходных технологий, отселение из санитарно-защитных зон ряда крупных предприятий; - в области сельскохозяйственного производства - мероприятия по коренному улучшению земель, реконструкция очистных сооружений животноводческих комплексов и птицефабрик; - расширение сети особо охраняемых территорий к 2000 году до 3% от площади области; - укрепление материально-технической базы предприятий, обеспечивающих мониторинг загрязнения окружающей природной среды в городах области, в частности, регионального центра наземно-аэрокосмического мониторинга администрации области, занимающегося формированием экологической геоинформационной системы (ГИС); - развитие экологического образования и воспитания населения: проведение экологических конференций, освещение экологической тематики в средствах массовой информации, участие в проведении общероссийских Дней защиты от экологической опасности, проведение олимпиад, организация лагерей с целью укрепления теоретических знаний и практических навыков рационального природопользования, поддержка созданного на базе Оренбургского государственного университета регионального центра по экологическому образованию. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Обеспечение нормального развития экономики области требует адекватного уровня научно-технического развития, способности региональной науки работать на нужды области, создавать и использовать новые технологии. Для достижения этой цели необходимо действовать в следующих направлениях: - разработать и использовать на практике систему программно-целевого планирования первоочередных прикладных исследований и разработок, обеспечить трансформацию результатов таких исследований в коммерчески эффективные технологии, образцы и модели конкурентоспособных товаров и услуг; - сформировать необходимые организационные, экономические, нормативно-правовые и другие виды обеспечения научно-технической и инновационной деятельности; - продолжить работу по поддержке и укреплению системы подготовки кадров для науки, наукоемких производств, других видов интеллектуальной деятельности, восстановить отраслевую (заводскую) науку. Направления реализуются через решение следующих задач: - определение областной программы научных исследований с выделением в качестве приоритетных направлений: сельское хозяйство, добыча и переработка углеводородного сырья и полиметаллических руд, экология, промышленное производство; - развитие сети научных организаций для обеспечения проведения приоритетных исследований и разработок с учетом возможностей региона, поддержки аккредитованных процессов реструктуризации академических учреждений региона; - осуществление мер по интеграции научно-технической и образовательной деятельности, развитию системы подготовки квалифицированных кадров; - создание условий для повышения престижности научного труда, возрождение отраслевой науки и науки производственного сектора, привлечение молодежи в сферу науки, обеспечение социальной защиты научных работников и специалистов; - модернизация, усовершенствование, создание необходимых организационных, экономических, нормативно-правовых, информационных и других видов обеспечения научных исследований и создание высокопродуктивных технологий, их защита и использование, создание технопарков, развитие инжиниринговой сети; - разработка и реализация системы мер по материальной поддержке научных учреждений области, их льготному налогообложению и оплате коммунальных услуг. ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА Задача финансовой политики - это улучшение и в дальнейшем стабилизация финансового положения области за счет обеспечения своевременности и полноты сбора налогов при формировании доходной части бюджетов и укрепления налоговой и платежной дисциплины. В связи с этим основными направлениями финансовой политики следует считать: - стабилизацию и подъем экономики области на основе развития отраслей материального производства; - совершенствование механизмов финансовых взаимоотношений между федеральным центром и областью; - обеспечение исполнения доходов консолидированного бюджета как основного источника финансирования социального развития области; - создание рациональной налоговой системы области, обеспечивающей облегчение налогового бремени для производителей продукции (работ, услуг); - осуществление бюджетного регулирования в соответствии со структурой бюджетной системы области; - сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения; - развитие системы упрощенного учета для субъектов малого предпринимательства; - реализацию в полном объеме основных положений концепции денежно-кредитных отношений, направленных на мобилизацию внутренних финансовых и кредитных ресурсов, упорядочение наличного и безналичного денежного обращения, совершенствование платежной системы, введение пластиковых карточек для расчетов и др.; - создание базы учета недвижимости физических лиц; - отказ от политики дотаций и предоставления гарантий из бюджета хозяйствующим субъектам; - сокращение объемов неденежных расчетов в консолидированный бюджет области, зачетных операций, бартера и других форм; - создание эффективного механизма государственного контроля за расходами средств из бюджета, внебюджетных фондов, за непроизводственными изъятиями, посредническими структурами, а также регулирование товарно-денежных потоков в области; - информационная открытость сведений о налоговых поступлениях и платежах в бюджеты всех уровней. Приоритетами в расходовании средств консолидированного бюджета области следует считать: - финансирование социальной сферы; - финансовую поддержку опорных, базовых отраслей экономики области через инвестиционные проекты. Для выполнения намеченных задач в налогово-бюджетной, денежно-кредитной политике, в развитии банковского сектора и рынка ценных бумаг, создания экономических условий, благоприятных для развития хозяйствующих субъектов, необходимо: - проведение регулирования цен на газ, электроэнергию, железнодорожные тарифы в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяемых нормативными правовыми актами Российской Федерации; - развитие рынка корпоративных ценных бумаг; - проведение реструктуризации задолженности в бюджет и внебюджетные фонды, включая адресную работу с основными предприятиями - недоимщиками; - оказание финансовой поддержки высокотехнологичным и эффективным производствам в форме предоставления инвестиционного налогового кредита; - создание законодательной базы для гарантий частных инвестиций в области; - регулирование товарно-денежных потоков по схеме: рациональная налоговая политика - товары и деньги в области. Основной задачей развития банковского сектора экономики области является создание устойчивой и конкурентоспособной системы банков. Достижение стабилизации банковской системы будет осуществляться путем: - структурных преобразований, направленных на ликвидацию убыточных и неплатежеспособных банков, слияние банков с незначительным собственным капиталом, создание регионального банка с филиальной сетью по области; - повышения надежности финансово-устойчивых банков за счет увеличения уставного капитала, совершенствования управления банком, увеличения объема и качества предоставляемых банковских услуг, совершенствования форм и методов банковского надзора со стороны Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Оренбургской области за работой коммерческих банков; - совершенствования платежной системы через создание единой системы межбанковских расчетов в области, переход на безбумажные формы расчетов в целях ускорения оборачиваемости средств в расчетах и высвобождения части оборотных средств экономических субъектов; - совершенствования механизмов воздействия на изменение структуры денежной массы в обращении в части увеличения доли безналичного оборота и на этой основе увеличения ресурсной базы банков для кредитования реального сектора экономики; - заключение соглашений администрацией области с самостоятельными коммерческими банками и филиалами иногородних банков на предоставление и использование свободных кредитных ресурсов под областные инвестиционные программы. Комплексное развитие инфраструктуры финансового рынка предполагает: - выпуск ценных бумаг администрации области в форме внешних и внутренних займов; - создание консалтинговой фирмы; - принятие положения о порядке взаимодействия государственных органов по выявлению и пресечению незаконной деятельности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность на фондовом рынке; - разработку схемы обращения векселей на территории области с учетом стандартов и правил, принятых ассоциацией участников вексельного рынка АУВЕР; - создание системы, обеспечивающей информационную прозрачность рынка ценных бумаг для инвесторов. Реализация задач финансовой политики будет проводиться через разработку и принятие соответствующих нормативных документов. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ На этапе реформ, ориентированных прежде всего на структурную перестройку экономики, особое значение приобретают институциональные преобразования, призванные создать необходимые предпосылки для перехода к стадии экономического роста, к повышению отдачи от инвестиций. Приватизация В результате проведения приватизации в области существует 1,8 тыс. приватизированных предприятий, что составляет более 70% от их общего количества. Анализ динамики приватизации предприятий в 1995-1997 гг. показывает, что процесс приватизации вышел на этап "насыщения". Политика государства в этой области получила возможность быть более направленной, адресной, появилась тенденция усиления контроля за управлением государственным имуществом. В результате можно говорить о начале нового, третьего этапа приватизации - по индивидуальным проектам с переходом к эффективному управлению госсобственностью. Третий этап приватизации основывается на принципе преемственности Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" и строится в соответствии с Законом Российской Федерации "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации государственного имущества в Российской Федерации", принятым Государственной Думой Российской Федерации 24 июня 1997 года. Конкретные перечни предприятий, подлежащих приватизации, разрабатываются ежегодно с учетом федерального законодательства и нормативных документов Оренбургской области. Главными задачами приватизации на третьем этапе являются: - повышение эффективности российской экономики в целом и в деятельности отдельных предприятий в частности; - привлечение инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития приватизируемых предприятий, улучшения состояния окружающей среды; - формирование эффективных собственников, ориентированных на стратегию развития предприятия, накопление и обновление основного капитала; - уменьшение бюджетных расходов на управление экономикой и на поддержку нерентабельных предприятий без нанесения ущерба интересам государства; - создание условий для развития рынка недвижимости; - государственная защита прав и интересов собственников; - содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения. Для достижения указанных целей предусматриваются: - отказ от количественных показателей, проведение адресной приватизации; - отказ от предоставления льгот трудовым коллективам; - осуществление оценки имущества по рыночной стоимости. Для достижения указанных целей с выходом новой программы приватизации третьего этапа предполагается: - увеличить перечень предприятий, решение о приватизации которых принимает Правительство Российской Федерации. Приватизация крупных предприятий и продажа акций из государственного пакета будет производиться после тщательной предпродажной подготовки, целью которой является повышение инвестиционной привлекательности приватизированных предприятий, повышение котировок продаваемых акций и их ликвидности. При продаже будут использованы: - коммерческие конкурсы; - специализированные аукционы и др. Для обеспечения максимальной эффективности продаж необходимо: - продолжить практику заблаговременной публикации планов-графиков продаж государственного имущества, что дает возможность потенциальным покупателям получить время для привлечения необходимых ресурсов; - обеспечить возможно более широкий доступ информации о предстоящих продажах потенциальным инвесторам; - ужесточить требования к качеству и достоверности информации, представляемой потенциальным покупателям, существенно расширить эту информацию. Рынок недвижимости Институциональные реформы не могут считаться законченными без создания конкурентоспособного рынка недвижимости. На проведение активной политики, дальнейшего развития рынка недвижимости в области, его интеграции в общероссийский рынок и привлечение инвестиций в экономику области направлены следующие задачи: - включение недвижимости в процесс накопления и обращения капиталов; - формирование устойчивых источников доходов в бюджетах; - обеспечение гарантий имущественных прав на недвижимость; - оптимизация организационной структуры территориального управления недвижимостью; - создание единого блока данных для оперативного внесения текущих изменений в состав имущества и собственников; - повышение уровня компетентности специалистов на рынке недвижимости; - развитие и ужесточение системы регулирования и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка недвижимости, в том числе на основе саморегулирования. Управление государственной собственностью Целью управления государственной собственностью являются: - повышение эффективности управления государственными предприятиями; - повышение эффективности управления пакетами акций и долями, принадлежащими государству; - снижение нагрузки на бюджет в связи с затратами, связанными с управлением государственной собственностью. Созданию эффективного механизма управления объектами государственной (областной) собственности будут способствовать стабилизация отношений (прав) собственности и скорейшее разграничение государственной собственности между Российской Федерацией и Оренбургской областью как субъектом Федерации. В целях реализации структурной перестройки, создания условий экономического роста и устранения препятствий вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий необходимо: - реорганизовать унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, путем преобразования их в хозяйственные общества с бессрочным закреплением 100% участия в уставном капитале таких обществ областной собственности (без отчуждения); - повышать эффективность управления объектами государственной собственности; - повысить бюджетный эффект от владения, пользования и распоряжения указанным имуществом; - принять решения, обязывающие представителей государства в АО, с долей (пакетом) акций областной собственности в уставном капитале АО, обеспечивать направление полученной прибыли от этой доли (пакета) акций в областной бюджет; - совершенствовать их деятельность в акционерных обществах; - установить, что голосование представителя государства в органах управления акционерных обществ по вопросу расходования прибыли акционерного общества на иные цели, не влекущие перечислений в областной бюджет, осуществляется в порядке исключения на основании специального решения областной администрации, при обязательном наличии инвестиционного проекта, либо иного существенного основания; - средства, полученные от управления объектами областной собственности, предполагается направить в специально созданный фонд, консолидированный в областном бюджете, с последующим их расходованием на инвестиционные цели, а также на компенсацию затрат по управлению объектами областной собственности; - принять меры по обеспечению страховой защиты государственного имущества областной собственности, передаваемого в аренду; - развивать доверительное управление государственными пакетами акций. Способствовать реализации прав доверительного управляющего как акционера (за исключением прав продажи, залога и т.п.) и реализации целей, определенных в соответствующем договоре, прежде всего погашение долгов АО, повышение котировок акций; - не допускать случаев представительства интересов государства в органах управления АО лицам, состоящим в трудовых отношениях с данным предприятием. Развитие малого предпринимательства Государственная политика в области малого предпринимательства обусловлена содержанием нового этапа социально-экономических преобразований и сконцентрирована в единой цели: - формирование положительного имиджа субъекта малого предпринимательства, привлечение в малые предприятия (далее именуются МП) различных слоев населения с целью материализации человеческого потенциала в улучшении благосостояния людей и создании среднего класса частных собственников, расширении инноваций в различных сферах деятельности общества, развитие интеграционных связей с регионами и странами СНГ. Основными задачами в развитии малого предпринимательства области являются: - воссоздание в Оренбургской области духа предпринимательства и свободной инициативы использования интеллектуальных человеческих ценностей; - создание нормативно-правовой базы, способствующей и инициирующей развитие МП; - совершенствование финансово-кредитной и имущественной поддержки МП, формирование гарантийного фонда администрации области, создание налоговых льгот для индивидуальных предпринимателей и малых предприятий; - привлечение МП к реализации программы по реформированию крупных предприятий, диверсификации их продукции, организации предприятий-спутников; - информационная поддержка МП, организация учебной системы по подготовке руководителей МП, менеджеров проектов, бизнес-консультантов, маркетологов и др.; - разработка мероприятий вовлечения в МП военнослужащих, уволенных в запас, и членов их семей; - развитие инфраструктуры государственной поддержки МП, бизнес-центров, центров деловой информации, консалтинговых агентств, технопарков, бизнесинкубаторов и др.; - стимулирование притока энергичных людей в МП и организация семейного бизнеса в сфере услуг и быстрого питания для малоимущих слоев населения; - поддержка в организации общественных ассоциаций и союзов МП, социальная защита МП. Основными направлениями развития малого предпринимательства являются: Финансово-имущественная поддержка субъектов МП, предусматривающая создание и развитие сети специализированных, финансово-кредитных и гарантийно-инвестиционных институтов. Комплекс основных направлений деятельности администрации включает в себя: - закрепление в бюджете области финансовых средств для кредитования инвестиционных проектов МП под гарантии администрации области; - разработку комплексной системы имущественной поддержки МП, включающей в себя создание фонда нежилых помещений, сдаваемых в аренду на льготных условиях, передачу МП части высвобождаемых помещений предприятий-банкротов; - содействие в самоорганизации малого бизнеса и общества взаимного кредитования, формирование кредитных союзов и других общественных форм целевой аккумуляции временно свободных средств МП; - разработку совместно с управлением МиВЭС комплекса мер по созданию благоприятного климата для иностранных инвесторов в сфере МП. Производственное и инновационное направление поддержки МП. Основные направления: - организация постоянно действующего конкурса инвестиционных производственных проектов с финансированием приоритетных направлений развития производства, строительства; - формирование с привлечением технопарков научно обоснованной комплексной программы диверсификации предприятий; - создание банка данных инвестиционных и инновационных проектов по приоритетным направлениям восстановления и развития экономики области с распространением предложений на иностранных инвесторов и близлежащие регионы; - разработка комплексной программы создания перерабатывающих минипроизводств в стабильных фермерских хозяйствах; - организация конкурсов строительных подрядов для МП в областной программе "Свой дом". Развитие розничной и оптовой торговли, сферы услуг МП. Основные направления поддержки: - создание постоянно действующего межрегионального оптового продовольственного и вещевого рынка, а также регулярное осуществление выставочно-ярмарочной деятельности; - разработка мероприятий и определение источников финансирования для пунктов общественного питания типа "Бистро"; - стимулирование организации частных клиник практикующих врачей, стоматологических пунктов, реабилитационных центров и спортивных залов и т.д.; - организационная и методическая помощь в создании общественных объединений индивидуальных предпринимателей; - привлечение МП к реализации проблем жилищно-коммунальной реформы. Развитие инфраструктуры поддержки МП и защита прав предпринимателей. Основные направления деятельности: - оказание организационной и методической помощи в создании технопарков в крупных ВУЗах региона; - создание электронной глобальной сети инфраструктуры поддержки с целью формирования региональных и межрегиональных баз данных по МП (реестр МП, помещения, оборудование, государственные заказы, инвесторы, инвестиционные проекты и предложения, трансфер технологий, выставки и пр.) с вхождением в сеть Интернет через Центр деловой информации на базе агентства поддержки малого и среднего бизнеса; - всемерное содействие формированию консалтинговых фирм для нужд МП и создание ассоциации бизнес-консультантов на базе имеющейся инфраструктуры поддержки МП; - разработка комплексной программы подготовки руководящих кадров для МП, включающей в себя разработку краткосрочных и длительных программ обучения менеджеров проектов, бизнес-консультантов, маркетологов; - организация взаимосвязанной двухступенчатой (основы бизнеса и руководство предприятием) подготовки предпринимателей из числа незащищенных слоев населения: уволенных в запас военнослужащих, безработных, ищущих работу, женщин, молодежи; - разработка комплексной программы по защите МП с участием УВД, ФСБ и частных охранных предприятий с созданием единой сети оперативной информации. Антимонопольная политика, развитие конкуренции Основными направлениями реализации государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках Оренбургской области являются: - организация мониторинга и предупреждение монопольно высоких и монопольно низких цен; - антимонопольное регулирование в сфере интеллектуальной собственности; - противодействие созданию новых монопольных структур, в т.ч, в процессе приватизации, осуществления процедур банкротства и санации убыточных предприятий, при регистрации операций на вторичном рынке корпоративных ценных бумаг, рассмотрении учредительных документов коммерческих организаций и их объединений. - контроль за экономической концентрацией на товарных рынках области; - обеспечение равных возможностей хозяйствования на товарных рынках; - упорядочение государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественных монополий; - разработка областной программы развития конкуренции на рынках; - реализация концепции непрерывного потребительского образования; - регулярная публикация в СМИ результатов деятельности антимонопольного управления и мерах, принятых к нарушителям антимонопольного законодательства. НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В настоящее время в социальной сфере сложилась неоднозначная противоречивая ситуация, характеризующаяся как определенными положительными сдвигами, так и негативными явлениями, некоторые из которых приобрели застойный характер. Направления социальных реформ предусмотрены Программой социальных реформ в Российской Федерации на период до 2000 года. Администрацией области определены приоритетные направления, механизмы и этапы реформ в важнейших социальных сферах - труде и трудовых отношениях, социальном партнерстве, занятости и развитии кадрового потенциала, социальном страховании и пенсионном обеспечении, социальной защите ветеранов, инвалидов и других социально уязвимых групп населения, социальной поддержке семьи, женщин, детей и молодежи. Главный акцент в ходе социальных реформ будет сделан на более активном использовании социальных факторов, непосредственно влияющих на повышение трудовой активности, прежде всего, на совершенствование и усиление стимулирующей роли оплаты труда, развитие предприимчивости и деловой инициативы трудоспособных граждан. Значительное внимание будет уделено обеспечению взвешенности в политике занятости и повышению эффективности использования трудового потенциала, усилению страховых принципов при социальной защите от социальных и профессиональных рисков, рационализации, укреплению и развитию пенсионного обеспечения, реформированию системы социальных пособий и компенсационных выплат. Эффективность социальной политики будет осуществляться через решение следующих задач: - разработка временных (до принятия государственных минимальных социальных стандартов на федеральном уровне) стандартов на социальное обслуживание и внедрение их на территории области; - внедрение правил охраны труда работников, санитарных норм и правил в системе социальной защиты. Разработка отраслевых программ по охране труда; - усиление адресности социальной помощи, концентрация материальных и финансовых ресурсов на оказании помощи наиболее уязвимым группам населения, упорядочение системы предоставления льгот с постепенной переориентацией социальной политики на комплексное обслуживание семьи, обеспечение прав и гарантий семье, женщинам и детям через формирование и удовлетворение их экономических и социальных интересов; - повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере; - формирование надежно действующего механизма правового регулирования социального партнерства; - определение новых подходов по формированию потребительской корзины и бюджета прожиточного минимума, с учетом стандартов потребления в малообеспеченных группах населения и в целях повышения уровня жизни населения области; в сфере социального обслуживания населения: - преодоление дефицита мест в стационарных учреждениях социального обслуживания за счет расширения государственных и муниципальных учреждений стационарного типа и обеспечения всех нуждающихся в социальной помощи и услугах в полустационарных условиях и на дому. Приоритетным направлением считать социальное обслуживание в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания, учреждения социального обслуживания семьи и детей, специализированные отделения социальной помощи на дому и другие); - расширение спектра предоставляемых услуг, повышение их качества, более полное удовлетворение индивидуальных потребностей человека за счет привлечения средств граждан; - продолжение реализации социальных федеральных целевых программ; в сфере пенсионного обеспечения: - создание условий для развития страховых принципов в пенсионном законодательстве и индивидуального учета страховых платежей с целью обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсионера и установления прямой зависимости пенсий от трудового вклада; - организация своевременной выплаты и доставки пенсий и пособий; - организация единой системы назначения и выплаты государственных ежемесячных пособий на детей в органах социальной защиты населения области; - содействие развитию дополнительного пенсионного обеспечения негосударственного характера на основе профессиональных пенсионных систем и негосударственных фондов; в сфере занятости населения Основной целью политики занятости на период с 1998-2000 годы является обеспечение рациональной структуры занятости населения, достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы путем активизации политики на рынке труда. Численность трудовых ресурсов в 2000 году в области ожидается порядка 1252,1 тыс.чел. или 56,5% численности населения, из них в экономике области будет занято 901,6 тыс.чел. Доля безработных в общей численности экономически активного населения составит 1,8%. Будет сокращаться численность работающих в сфере материального производства, в непроизводственной сфере численность работающих увеличится по отношению к 1997 году на 0,8%. На реализацию вышеизложенных целей направлены: программа содействия занятости населения Оренбургской области (разрабатывается ежегодно), мероприятия по развитию общественных работ (постановление правительства Оренбургской области от 30.06.97 N 24-п), программа создания и сохранения рабочих мест в Оренбургской области на 1998-2000 годы. Решение поставленных задач предполагает скоординированные действия государственных структур, органов местного самоуправления, органов труда и занятости населения, работодателей, профсоюзов в следующих направлениях: - принятие экономических решений для успешного проведения реформ, достижения экономической и социальной стабильности; - содействие сохранению экономически эффективных, перспективных рабочих мест, повышению инвестиционной активности в целях снижения дефицита рабочих мест; - разработка и реализация мероприятий по выполнению Указа Президента Российской Федерации "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы"; - стимулирование хозяйственной и предпринимательской активности руководителей и специалистов предприятий и организаций, населения; - приоритетное внимание поддержке градообразующих предприятий; - содействие развитию производства на базе ликвидируемых неперспективных предприятий, вовлечение в оборот неиспользуемых производственных фондов; - преодоление скрытой безработицы и нерационального использования трудовых ресурсов; - повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы; - трудоустройство незанятого населения на вакантные и создаваемые рабочие места с приоритетным вниманием к лицам с ограниченной конкурентоспособностью на рынке труда; - улучшение качества рабочей среды, включая оплату и условия труда, эффективное использование имеющихся рабочих мест; - развитие заинтересованного социального партнерства в решении проблем регулирования рынка труда; - развитие временной занятости населения в том числе на общественных работах; - материальная и социальная поддержка вынужденно незанятого населения; в сфере молодежной политики Основной целью государственной молодежной политики в области является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и самореализации молодежи как основного потенциала развития общества в ближайшей перспективе. В качестве приоритетных предусматриваются следующие направления государственной молодежной политики: - формирование законодательно-нормативной базы, разработка и поэтапное внедрение системы долгосрочного кредитования и иных форм финансовой поддержки молодежи и молодых семей в целях получения образования, поддержки деловой активности, строительства жилья и обзаведения домашним хозяйством; - создание устойчивой системы профессиональной ориентации с учетом перспектив на рынке труда, начальной профессиональной подготовки и специализации учащейся молодежи и выпускников, формирование целостной инфраструктуры по обеспечению временной и вторичной занятости молодежи, постоянному трудоустройству, развитию и поддержке молодежного предпринимательства и самозанятости; - дальнейшее развитие системы социальных услуг и информационного обеспечения молодежи, основных форм организации досуга , отдыха, массовых видов спорта и туризма среди молодежи; - поддержка и развитие различных форм художественного и технического творчества молодежи, молодежных и детских объединений; - формирование условий для духовно-нравственного воспитания, гражданского и патриотического становления молодежи, всестороннего развития личности; в сфере развития кадрового потенциала: - создание механизма государственного воздействия на структуру и качество кадрового персонала; - разработка и координация областной и отраслевых программ развития человеческих ресурсов, подготовки и переподготовки кадров; - формирование и обеспечение системы государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных отраслей экономики и управленческих кадров области; в сфере образования В сфере образования усилия должны быть сосредоточены на повышении эффективности расходов и на приведении структуры предложения образовательных услуг в соответствие со структурой спроса на них. Исходными предложениями для определения перспектив развития образования в Оренбургской области являются: - сохранение общедоступности и бесплатности полного общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе бесплатности среднего и высшего профессионального образования в соответствии с законами Российской Федерации; - переход к адресной поддержке студентов в системе высшего и среднего специального образования в зависимости от успеваемости и достигнутых успехов в науке (отличная учеба, участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках); - последовательный переход на нормативное (подушевое) финансирование полного общего и начального профессионального образования; - определение необходимых объемов очной и заочной форм обучения, нетрадиционных форм получения образования; - подключение учебных заведений области к информационным сетям страны и международным сетям. Для реформирования системы начального профессионального образования необходимо: - в течение 1998-2000 г.г. провести работу по оптимизации сети учебных заведений начального профессионального образования на основе интеграции действующих образовательных учреждений в конкретном городе или поселке - для социальной защищенности молодежи создать филиалы профессиональных училищ в районах, не имеющих других образовательных учреждений профессиональной подготовки; - сформировать систему государственных и региональных социальных стандартов начального профессионального образования; - изменить профессионально-квалификационную структуру подготовки рабочих кадров и специалистов, развивая подготовку по новым профессиям; - создать современную материальную базу для внедрения новых информационных технологий по подготовке рабочих и специалистов, отвечающих современным требованиям рынка труда; - с целью реализации программы развития начального профессионального образования необходимо разработать целевую программу "Профессионально-педагогические кадры"; в сфере культуры, искусства, физической культуры и спорта Приоритетными задачами в области культуры и искусства являются: - поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и искусства, создание условий, поддерживающих творческую деятельность работников культуры и искусства; - всемерное содействие развитию государственных и негосударственных организаций культуры, сотрудничество органов исполнительной власти в сфере культуры с творческими союзами деятелей культуры и искусства; - развитие национальных культур, поддержка всех форм национально-культурной самоорганизации граждан; - сохранение историко-культурного наследия, научные исследования и реставрация памятников истории и культуры; - дальнейшее развитие образования в сфере культуры и искусства, поддержка молодых дарований; - реорганизация системы подготовки и переподготовки кадров работников культуры и искусства области; - подготовка и проведение юбилея А.С. Пушкина - общенародного праздника русской духовности и культуры; - создание благоприятных условий для широкого доступа к культурным ценностям всех социальных слоев; - укрепление материально-технической базы учреждений культуры; - повышение рентабельности киносети; - проведение репертуарной политики через тематические мероприятия, конкурсы, фестивали для возрождения интереса зрителя к произведениям отечественного кино; - сохранение центра российского кино и преобразование его в комфортабельное зрелищное предприятие с современным кинотехнологическим оборудованием и дизайном; - расширение возможности доступа населения к произведениям российского и мирового кинематографа путем приобретения проекционной аппаратуры для видеозалов, организации пунктов проката фильмов на видеокассетах. Приоритетными направлениями развития физической культуры, спорта и туризма являются: - организация начального физического воспитания в семье и дошкольных учреждениях; - совершенствование физического воспитания в системе государственных учебных заведений; - проведение комплексных спортивно-массовых мероприятий с охватом различных категорий населения по возрасту и профессиям; - сохранение и дальнейшее развитие сети детско-юношеских спортивных школ и создание центров подготовки по опорным видам спорта с целью повышения на данной основе мастерства ведущих спортсменов области; - эффективное использование имеющихся спортивных сооружений, создание инфраструктуры спортивных объектов согласно нормам обеспеченности в городах и районах, учебных заведениях и по месту жительства населения. в сфере здравоохранения В целях приведения инфраструктуры здравоохранения в соответствии с современными потребностями населения в медицинской помощи, необходимо совершенствовать организацию медицинской помощи. Основными направлениями в совершенствовании являются: - перенос части объемов из стационарного сектора в амбулаторный; - развитие первичной медико-санитарной помощи, которая должна стать основным звеном при оказании населению медицинской помощи. Особая роль отводится развитию общей (семейной) врачебной практики. В развитии здравоохранения области необходимо: - укрепление консультативно-диагностической службы со специализированными лабораториями и диагностическим оборудованием; - реорганизация стационарной помощи, обеспечивающей сокращение длительности госпитального этапа; - укрепление материально-технической базы межрайонных специализированных медицинских центров; - развитие дорогостоящих видов специализированной медицинской помощи, обусловленных особенностями структуры заболеваемости населения области: онкологической, гематологической, кардиохирургической; - обеспечение непрерывности лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения; - внедрение стандартов (протоколов) диагностики и лечения пациентов как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных учреждениях, а также внедрение методик специализированного курсового амбулаторного лечения. Необходимо принятие действенных мер по развитию службы охраны материнства и детства, развитию служб планирования семьи и безопасного материнства, интеграции родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью. Осуществление комплексных мер по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению. Активизация работы по борьбе с туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем и другими заболеваниями, представляющими социальную опасность для окружающих, в том числе ведение комплексных мероприятий по борьбе со СПИДом. Укрепление службы скорой и неотложной медицинской помощи, поддержка по совершенствованию реабилитационной помощи, развитию санаторных учреждений системы здравоохранения в области, оздоровительных учреждений, принятие областной целевой программы развития курортов и подразделений немедикаментозного лечения. На базе центральных районных больниц формирование лечебно-диагностических комплексов, включающих в себя муниципальные медицинские учреждения сельских районов, развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи. Совершенствование работы по защите прав граждан на получение своевременной качественной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение, создание благоприятных санитарно-эпидемиологических условий населения, для чего необходимы: - организация лекарственного обеспечения лечебно-профилактических учреждений и населения области, в том числе льготных категорий больных; - координация и контроль за деятельностью фармацевтических организаций независимо от их правового статуса, форм собственности и ведомственной принадлежности; - осуществление государственного контроля за качеством лекарственных средств и изделий медицинского назначения и другой медицинской продукции, реализуемой через фармацевтические организации; - создание единой справочно-информационной службы по вопросам лекарственного обеспечения, фармакологии и фармацевтических структур; - проведение изучения и разработки мероприятий по проблеме заболеваемости населения эпидемическим зобом, анемией; - повышение эффективности работы по проведению прививок населению против управляемых инфекционных заболеваний; - обеспечение современным оборудованием, аттестация и аккредитация лабораторий центров госсанэпиднадзора области для проведения экспресс-методик, более углубленного и расширенного исследования объектов внешней среды, продуктов питания, питьевой воды в счет средств, выделенных на реализацию областных целевых программ; - открытие при Оренбургской медицинской академии центра по последипломной подготовке врачей санитарно-эпидемиологической службы; - проведение профориентационной работы среди учащейся, работающей сельской молодежи для целевого направления в медицинскую академию на профилактический факультет. Определение приоритетности профилактических и реабилитационных мероприятий в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения по снижению заболеваемости и смертности населения, охране здоровья матери и ребенка, распространению здорового образа жизни. Обеспечение всеобщего обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации, а также развитие добровольного медицинского страхования. Обеспечение полного бюджетного финансирования учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально опасных и социально значимых заболеваниях в соответствии со стандартами. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ РЕФОРМА Одним из ключевых направлений реформы в социальной сфере в предстоящий период является продолжение реформы жилищно-коммунального хозяйства. Целью реформы является постепенный перевод ЖКХ на режим безубыточного функционирования и снижение на этой основе нагрузки на федеральный и местный бюджеты, повышение качества жилья. В области разработана Программа реформирования ЖКХ и определены основные направления: - обеспечение людям таких условий проживания, чтобы они отвечали стандартам качества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 621 от 26 мая 1997 г.; - снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов на жилищно-коммунальные услуги; - смягчение для населения влияния реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования, т.е. переход от бюджетного дотирования к оплате жилищно-коммунальных услуг потребителями в полном объеме при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования улучшения качества обслуживания. Для решения названных задач предусмотрено проведение основных мероприятий в области ЖКХ: - демонополизация и развитие конкурентной среды в ЖКХ, позволяющие собственникам жилья и населению выбирать на конкурсной основе обслуживающую организацию, способную обеспечить необходимый уровень качества работ и услуг по наиболее низким ценам. Строгий контроль за формированием цен и тарифов; - совершенствование системы управления жилищно-коммунальным хозяйством, укрепление производственных баз предприятий. Переход на договорные отношения между поставщиками услуг и службами заказчика, а также с потребителями услуг; - стимулирование создания товариществ собственников жилья (кондоминиумов); - совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, где должны учитываться вопросы установления повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, дифференциация оплаты в зависимости от качества, местоположения жилья и т.д. Переход от простого повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги к более плавному изменению этих тарифов, учитывающему рост реальных доходов населения. Формирование тарифов должно строиться за счет снижения собственных затрат организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, для чего необходимо обеспечить повсеместное внедрение приборов учета и регулирования холодной, горячей воды и тепла; - обеспечение внедрения новых материалов, оборудования, технологий, применения долговечных материалов; - организация областной социальной защиты семей с низкими доходами в виде жилищных субсидий; - обеспечение контроля за рынком жилья, содействие семьям при изменении социального статуса в замене жилья на менее дорогостоящее и качественное. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССОВ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Развитие экономических реформ, расширение спроса на информацию со стороны органов государственной власти для принятия управленческих решений, а также появление спроса на информацию предпринимателей, населения и других потребителей сделали необходимым системное реформирование и совершенствование организации статистического наблюдения. Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 20 октября 1997 года 194/32-пзс утверждена областная программа "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", реализация которой позволит определить систему показателей и методологию статистического анализа общественно-экономического развития региона; внедрить в практику работы органов государственной статистики мониторинги социально-трудовой сферы; разработать комбинированные методы наблюдения, основанные на использовании информации государственной, ведомственной статистики и научных дорасчетов; создать современную систему автоматизированной обработки статистической информации; завершить унификацию исчисления основных статистических показателей в соответствии с методологией, принятой в мировой практике. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|