Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 20.04.2001 № 190

 
         ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
           ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

              второго созыва

           ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 190

          от 20 апреля 2001 года

      Об    информации    "О    ходе
      выполнения       постановления
      Законодательного      Собрания
      Оренбургской    области    "Об
      областной   целевой  программе
      развития         Оренбургского
      областного           института
      повышения         квалификации
      работников    образования   на
      2000 - 2003 годы"

     Заслушав  и  обсудив  информацию  начальника  главного управления
образования  Оренбургской  области  Калины  И.И.  "О  ходе  выполнения
постановления  Законодательного  Собрания  Оренбургской  области  от 7
декабря  1999  года  N  392/86-ПЗС  "Об  областной  целевой  программе
развития  Оренбургского  областного  института  повышения квалификации
работников  образования на 2000 - 2003 годы", Законодательное Собрание
области
      п о с т а н о в л я е т:
      1.   Принять   к   сведению   информацию   "О   ходе  выполнения
постановления   Законодательного  Собрания  Оренбургской  области  "Об
областной   целевой   программе   развития   Оренбургского  областного
института  повышения  квалификации  работников  образования  на 2000 -
2003 годы" (прилагается).
      2. Рекомендовать администрации области:
      продолжить  работу  по  выполнению  областной  целевой программы
развития  Оренбургского  областного  института  повышения квалификации
работников образования на 2000 - 2003 годы;
      предусмотреть  при  формировании  областного бюджета на 2002 год
выделение  денежных  средств  в  сумме  7  млн.  рублей для разработки
учебных      комплектов      национально-регионального      компонента
государственного стандарта Оренбургской области.
      3.  Контроль  за  исполнением данного постановления возложить на
комитет  Законодательного  Собрания  области  по  образованию,  науке,
инновационной политике и культуре (Канюков В.Н.).
      4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

      Председатель Законодательного
      Собрания области          В.Н. Григорьев

                                      Приложение
                                      к постановлению Законодательного
                                      Собрания области
                                      от 20 апреля 2001 года
                                      N 190

                              Информация
      о ходе выполнения постановления Законодательного Собрания
    Оренбургской области "Об областной целевой программе развития
 Оренбургского областного института повышения квалификации работников
                    образования на 2000-2003 годы"
                         (далее - Программа)

      В  ходе  выполнения  Программы  осуществляется  развитие учебной
базы    и    кадрового   потенциала   института.   Общая   численность
научно-педагогических  кадров  на  1  января  2001  года составляет 42
человека  (в  1999 году - 31 человек), из них 26 - кандидаты наук, 1 -
доктор  наук.  Состав методической службы представлен 43 заведующими и
методистами  учебно-методических кабинетов (в 1999 году - 41 человек).
Увеличение  профессорско-преподавательского  состава произошло за счет
создания   предметных   кафедр:   кафедры  математики  и  естественных
дисциплин  (1  декабря  1999  года)  и  кафедры гуманитарных дисциплин
(август  2000  года).  Заведующими  назначены  кандидат педагогических
наук,  доцент  Коротина  В.А.  и кандидат педагогических наук Полькина
С.Н.  В  штате  этих  кафедр  состоят  5  кандидатов  наук,  3 старших
преподавателя и 1 преподаватель.
      Планируется  создание  в 2001/2002 учебном году кафедры искусств
и  культуры.  В  настоящее  время  штат кафедры гуманитарных дисциплин
состоит из следующих сотрудников:
      С.Н. Полькина - заведующая кафедрой, старший преподаватель;
      Г.Г. Коломиец - доцент, кандидат педагогических наук;
      Н.А. Евгеньева - старший преподаватель;
      Е.Н. Бекасова - доцент, кандидат филологических наук;
      И.В. Савельзон - доцент, кандидат филологических наук;
      И.Г. Пятаева  -  старший  преподаватель, кандидат филологических
наук (г. Бугуруслан);
      О.Н. Сорокин - доцент, кандидат исторических наук.
      Уровень  квалификации сотрудников достаточно высок: 85 процентов
-  кандидаты  наук.  Уровень  квалификации Н.А. Евгеньевой подтвержден
сертификатом,  выданным  Центральным  бюро  по  зарубежным  школам при
посольстве  Германии  в  Москве.  Названный  сертификат  предоставляет
право   работы   с  учителями  немецкого  языка  в  системе  повышения
квалификации.  Структура  кафедры  математики и естественных дисциплин
на    2000/2001    учебный    год:   заведующая   кафедрой,   кандидат
педагогических   наук,   доцент   -  1;  старший  преподаватель  -  3;
преподаватель - 1; лаборант - 1.
      Главными  задачами  кафедр  являются организация и осуществление
на  высоком уровне научной, научно-методической, учебно-методической и
учебной  работы  по  всем  дисциплинам  кафедры  (математика,  физика,
химия,  биология, география), подготовка научно-педагогических кадров,
повышение    квалификации    работников    образования,    непрерывное
образование  педагогических и руководящих работников; взаимодействие с
учреждениями  и  организациями  образования  по  выполнению совместных
диагностических,   научных   и   опытно-экспериментальных   работ   (в
сотрудничестве с учебно-методическими кабинетами).
      Основу   методической  службы  составляют  специалисты  высокого
профессионального   уровня,  имеющие  большой  стаж  педагогической  и
методической  работы,  с  высокой  степенью креативности. 30 процентов
методистов    имеют   высшую   категорию,   около   50   процентов   -
педагогический  стаж  более  20 лет, из них 3 человека - около 40 лет.
Согласно  поставленной  цели  по обеспечению развития системы общего и
профессионального  образования  в  Оренбургской  области  Оренбургский
областной   институт  повышения  квалификации  работников  образования
(далее - Институт) решает задачи Программы:
----------------------------------------------------------------------------------
| Обеспечить  реализацию программы | Институт       обеспечивает      реализацию |
| систематической   переподготовки | программы     систематического    повышения |
| и     повышения     квалификации | квалификации   работников   образования  на |
| работников     образования     в | основе  социального  заказа территориальных |
| соответствии    с   нормативными | отделов  образования  и  графика  повышения |
| требованиями        Министерства | квалификации     работников     образования |
| образования Российской Федерации | Оренбургской области                        |
----------------------------------------------------------------------------------
| Расширить систему информатизации | 1.  Организована учебная и консультационная |
| образовательной  деятельности  в | работа, направленная на подготовку кадров в |
| Оренбургской области             | опорных     образовательных    учреждениях, |
|                                  | способных  координировать  и организовывать |
|                                  | работу  по  информатизации  образовательных |
|                                  | учреждений  (города:  Бугуруслан, Оренбург, |
|                                  | Орск;        районы:       Александровский, |
|                                  | Оренбургский, Саракташский и др.).          |
|                                  | 2.    Ведется    работа    по   активизации |
|                                  | деятельности   в   области   информатизации |
|                                  | территориальных   отделов   образования   и |
|                                  | образовательных    учреждений   на   уровне |
|                                  | начальников     отделов     и    управлений |
|                                  | образования,  в  результате чего все отделы |
|                                  | образования    работают    в   региональной |
|                                  | коммуникационной   сети,   а   также  имеют |
|                                  | возможность   выхода   в  Интернет (города: |
|                                  | Бугуруслан,   Бузулук,   Гай,   Медногорск, |
|                                  | Новотроицк,   Оренбург,   Орск,  Сорочинск; |
|                                  | районы:     Грачевский,    Новосергиевский, |
|                                  | Саракташский, Сорочинский).                 |
|                                  | 3.    Начата    работа    по    координации |
|                                  | территориальных    методических   структур, |
|                                  | направленная    на   использование   в   их |
|                                  | деятельности   возможностей  информационной |
|                                  | сети                                        |
----------------------------------------------------------------------------------
| Разработать         национально- | Институт  включен  в систему мониторинговых |
| региональный компонент стандарта | исследований      в     рамках     проектов |
| образования       и      систему | централизованного              тестирования |
| мониторинга    результатов   его | тестирование,   компьютерное  дистанционное |
| использования   путем   создания | тестирование в рамках проекта "Телетестинг",|
| кадрового  потенциала  и научно- | Международное тестирование). Для реализации |
| методической базы института      | массового    опроса    школьников   ведется |
|                                  | работа      по      подготовке      опорных |
|                                  | территориальных   пунктов   тестирования  и |
|                                  | кадрового    потенциала,    обеспечивающего |
|                                  | данную работу на местах                     |
----------------------------------------------------------------------------------
      В  соответствии  с  Программой  ведется работа по проектированию
информационной  образовательной  системы, комфортной для пользователя,
которая включает создание:
      корпоративной   сети,   объединяющей   опорные   образовательные
учреждения области;
      локальной  сети  внутри  Института,  имеющей  выход в глобальную
сеть Интернет;
      образовательных  программ,  программ  учебных  дисциплин  и  баз
знаний  по  ним  различных  уровней  и  глубины  разработки, учебных и
методических  пособий на различных видах носителей: бумажных, аудио- и
видеомагнитных.  Информация  может  быть представлена в виде текстов и
статических   картин,   а   также   в   виде   динамических   образных
представлений рассматриваемых процессов или явлений.
      Такая информационная система обеспечивает:
      информационные    услуги    для    педагогов,   административных
работников области и сотрудников института в корпоративной сети;
      доступность     информационных     ресурсов     института    как
научно-методического   центра   региона  для  пользователей;  освоение
педагогическим сообществом мультимедиатехнологий.
      В  2000  году  начата  работа  по подготовке кадров для работы в
корпоративной  сети,  объединяющей  опорные образовательные учреждения
области.
      Локальная  сеть  внутри  второго  учебного корпуса Оренбургского
областного  института  повышения  квалификации  работников образования
создана и продуктивно работает с выходом в Интернет.
      Сотрудники    Института    работают    над    формированием    и
корректировкой  образовательных программ, программ учебных дисциплин и
баз  знаний  по  ним различных уровней и глубины разработки, учебных и
методических  пособий на различных видах носителей: бумажных, аудио- и
видеомагнитных.   Информация   представляется   в   региональный  банк
педагогической  информации, который частично представлен в Интернет, в
библиотеку и видеотеку Института.
      Научные  и методические структуры ведут исследовательскую работу
по  подготовке  материалов  для дистанционных форм обучения. По данной
проблеме  Институт  сотрудничает  на  договорной  основе  с институтом
повышения   квалификации   и   переподготовки  работников  образования
Ростова-на-Дону.
      Отрабатывается  подготовка  спецкурсов  для  дистанционных  форм
обучения  на  примере  формирования регионального банка педагогической
информации,    который    наполняется   информационными   материалами,
представленными от сотрудников института.
      Одним   из   ведущих   направлений  деятельности  по  реализации
Программы  является  разработка  национально-регионального  компонента
образовательного  стандарта  Оренбургской  области, предусматривающего
возможность  введения содержания, связанного с потребностями региона и
позволяющего    организовать   занятия,   направленные   на   изучение
природных,   социокультурных  и  экономических  особенностей  региона,
национального   (родного)  языка  и  национальной  литературы.  Первым
стратегическим   мероприятием   по   реализации   данного  направления
деятельности   Института   было   проведенное   в   начале  2000  года
социологическое    исследование    учащихся   старших   классов   школ
Оренбургской  области по проблеме "Социологический профиль обеспечения
учебно-личностных   достижений   учащихся",  в  рамках  которого  было
опрошено  около  1800  учащихся.  Анализ  результатов социологического
исследования   позволил   выявить   следующие   негативные  тенденции,
требующие  пристального внимания педагогов и руководителей образования
области:
      1.   Приоритетным   направлением  деятельности  образовательного
учреждения   в   настоящее   время  является  учебная,  познавательная
деятельность;   значительно   меньше   внимания   уделяется   развитию
творческого,     коммуникативного,     художественного     потенциала,
формированию нравственных качеств личности.
      2.   В   учебной   деятельности   слабо  развита  информационная
культура,   т.е.   ориентация   учащихся   на   самостоятельный  поиск
информации,    на    дополнительное,    самостоятельное   образование,
преобладает   ориентация  на  получение  готового  знания,  источником
которого является школа, учитель.
      3.   Недостаток   у   учащихся  социально-политического  знания,
неумение  ориентироваться  в  сложных  политических изменениях в нашей
стране  и  в  мире  в  целом. Этим обстоятельством отчасти объясняется
слабая  ориентация  учащихся на гражданские и патриотические ценности,
индифферентное  отношение к такой ценности, как патриотизм, негативное
отношение к власти.
      4.  Отсутствие  структур,  способных  оказать  помощь учащимся в
удовлетворении   их   потребности   в  профессиональной  ориентации  и
познании себя.
      5.   Либерализация   моральных   норм,   характерная  для  всего
современного  российского  общества,  не могла не затронуть и школьной
молодежи,  которая  индифферентно  относится  к  отдельным  нетрудовым
способам   добывания  денег,  к  транжирству,  безделью,  употреблению
нецензурных выражений, нарушению норм поведения и т.д.
      Таким   образом,  анализ  данных  социологического  исследования
подтвердил   актуальность   задачи   формирования   мировоззренческой,
нравственной,   политической,   информационной  культуры  учащихся.  В
соответствии  с  полученными данными уточнено содержание всех ступеней
образования.
      Проблема  формирования  содержания  общего  среднего образования
через  разработку национально-регионального компонента была определена
как    прикладная   проблема   научно-исследовательской   деятельности
института  на  2000/2001  учебный  год.  В  соответствии  с заявленной
проблемой  формировался  план  работы  всех  структурных подразделений
института.  В целях реализации поставленной задачи в течение 2000/2001
учебного  года  в  институте  был  проведен  ряд семинаров, на которых
обсуждались  различные  аспекты  данной  проблемы  и по итогам которых
подготовлен   к   публикации  сборник  статей  сотрудников  научных  и
методических структур института.
      В  декабре  2000  года  сотрудниками  института  было предложено
положение      о      региональном      конкурсе     на     разработку
национально-региональных  компонентов  государственных образовательных
стандартов  среднего  (полного)  общего и начального профессионального
образования.  Положение  предусматривает  проведение  конкурса  в  три
этапа:
      1)  разработка  концепции  национально-региональных  компонентов
государственных  образовательных  стандартов среднего (полного) общего
и начального профессионального образования;
      2)   разработка  рабочих  вариантов  стандартов  образовательных
областей    национально-региональных    компонентов    государственных
образовательных  стандартов  среднего  (полного)  общего  и начального
профессионального образования в соответствии с общей концепцией;
      3)  разработка  учебно-методических  комплексов,  обеспечивающих
реализацию         стандартов         образовательных         областей
национально-региональных  компонентов  государственных образовательных
стандартов  среднего  (полного)  общего и начального профессионального
образования.
      В   положении   отражены   цели   и  задачи  конкурса,  основные
требования  к  содержанию  предлагаемых  проектов,  порядок проведения
конкурса   и   условия   представления   материалов,   порядок  работы
конкурсной комиссии и подведения итогов конкурса.
      11  января 2001 года в Институте проведены педагогические чтения
работников  системы начального профессионального образования "Проблемы
повышения    качества    профессионального   образования   на   основе
национально-регионального  компонента  государственного  стандарта", в
которых  приняли  участие  педагоги  и  руководители  профессиональных
образовательных  учреждений,  работники  управления  профессионального
образования, ученые и методические работники института.
      16  февраля  2001  года  в Институте проведено заседание Ученого
совета  по  проблеме "Концептуальные подходы к формированию содержания
национально-регионального     компонента     общего     среднего     и
профессионального    образования",    в    котором   приняли   участие
представители  научной  и педагогической общественности г. Оренбурга и
области.  В  ходе  обсуждения проблемы было принято решение об участии
Института   в   конкурсе   на   разработку   национально-регионального
компонента   образовательного   стандарта,  а  также  были  определены
основные  подходы  к  формированию концепции национально-регионального
компонента,  стандартов образовательных областей, основные направления
деятельности  всех  научных  и  методических  структур  по  реализации
данной  задачи,  определен  состав  и порядок работы творческих групп,
ответственных за каждое направление деятельности.
      Развивается  вариативная  система  повышения  квалификации. На 1
февраля  2000/2001  учебного  года  прошли регистрацию 8307 работников
образования,  из  них  1060  руководителей образовательных учреждений,
4243 претендента на первую и высшую квалификационные категории.
      Работа   по  реализации  областной  целевой  программы  развития
Оренбургского  областного  института повышения квалификации работников
образования   на   2000  -  2003  годы  ведется  в  рамках  выделенных
ассигнований.

      Начальник главного управления образования 
      Оренбургской области          И.И. Калина


Информация по документу
Читайте также