Расширенный поиск
Постановление администрации Оренбургской области от 09.07.2002 № 101-пАДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 09.07.2002 N 101-п Об областной целевой программе "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2002 - 2004 годы" По итогам рассмотрения на заседании правительства области областной целевой программы "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2002 - 2004 годы" и в целях оптимизации структуры легкой промышленности области, технического перевооружения предприятий и создания условий для повышения конкурентоспособности продукции легкой промышленности области, наращивания объемов производства и насыщения потребительского рынка: 1. Одобрить областную целевую программу "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2002 - 2004 годы" (далее именуется - Программа) и основные мероприятия по реализации Программы. (Приложения 1, 2). 2. Оказывать государственную поддержку предприятиям легкой промышленности Оренбургской области в реализации инвестиционных проектов, направленных на выполнение мероприятий Программы и предусматривающих модернизацию и техническое перевооружение производства, через областной конкурс инвестиционных проектов. 3. Департаменту администрации области по вопросам экономики (Пешков А.С.) и управлению международных и внешнеэкономических связей администрации области (Горшенин С.Г.) обеспечить содействие предприятиям легкой промышленности в привлечении кредитных ресурсов, внебюджетных и других источников финансирования на выполнение Программы. 4. Департаменту администрации области по вопросам экономики: 4.1. Включить Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета. 4.2. Предусматривать ежегодно, начиная с 2003 года, при формировании проекта прогноза социально-экономического развития Оренбургской области выделение финансовых ресурсов в необходимых объемах в соответствии с представленными бюджетными заявками на авансирование регионального заказа. 5. Финансовому управлению администрации области (Бачурин В.М.) предусмотреть субсидирование одной второй учетной ставки Центрального банка Российской Федерации на пополнение оборотных средств предприятий легкой промышленности из средств, полученных бюджетом области за пользование инвестиционным кредитом. 6. Внести Программу на рассмотрение Законодательного Собрания Оренбургской области. 7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы администрации области - начальника управления администрации области по промышленности, транспорту и сырьевым ресурсам Плохотнюка Б.В. 8. Постановление вступает в силу со дня его подписания. Глава администрации А. Чернышев Приложение 1 к постановлению администрации области от 09.07.2002 N 101-п Областная целевая программа "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2002 - 2004 годы" ПАСПОРТ областной целевой программы "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2002 - 2004 годы" Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2002 - 2004 годы" Основание для разработки Программы - поручение главы администрации Оренбургской области от 28.03.2002 Заказчики Программы - управление администрации области по промышленности, транспорту и сырьевым ресурсам, департамент администрации области по вопросам экономики Цель и задачи Программы - создание условий для повышения конкурентоспособности продукции легкой промышленности, наращивания объемов производства и насыщения потребительского рынка; обеспечение увеличения поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды; оптимизация структуры отрасли; повышение качества и конкурентоспособности продукции, поддержка товаропроизводителей Сроки реализации Программы - 2002 - 2004 годы Основные исполнители Программы - управление администрации области по промышленности, транспорту и сырьевым ресурсам, департамент администрации области по вопросам экономики, финансовое управление администрации области, отдел по региональной политике социальной сферы администрации области, предприятия легкой промышленности Объемы и источники финансирования Программы - общее финансирование Программы - 593,6 млн. рублей, в том числе: собственные и привлеченные средства предприятий - 301,6 млн. рублей; областной бюджет - 292 млн. рублей Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - рост объемов производства; увеличение рабочих мест; прирост поступлений в консолидированный бюджет области к 2004 году Система организации - контроля за исполнением Программы контроль за реализацией Программы осуществляется заказчиком Программы Примечания: 1. Привлечение в качестве исполнителей Программы администраций городов и районов, предприятий легкой промышленности области осуществляется по согласованию с ними либо на договорной основе. 2. Привлечение средств предприятий для финансирования Программы допускается по согласованию либо на договорной основе. Введение Анализ промышленной политики и экономического механизма ее реализации в развитых индустриальных странах показывает, что легкой промышленности принадлежит ведущая роль в развитии экономики страны и выходе ее на мировой промышленный рынок. Легкая промышленность является потенциально весьма рентабельной отраслью с высокой (до 6 раз в год) оборачиваемостью финансовых ресурсов и относительно небольшой потребностью в оборотных средствах, что позволяет обеспечить стабильный уровень поступления средств от предприятий отрасли в федеральный и местный бюджеты. Легкая промышленность области решает важные социальные задачи: обеспечивает население области товарами первой необходимости, выполнение государственных и региональных заказов, поставку продукции для других отраслей промышленности и занятость населения (преимущественно женщин). Отрасль одной из первых вошла в рыночные отношения, причем без необходимой подготовки и проведения соответствующих технических и организационных мероприятий. Это не могло не сказаться на экономическом положении предприятий. Отрасль лишилась оборотных средств, отлаженной товаропроводящей сети. За годы реформ в легкой промышленности области произошло значительное падение объемов промышленного производства (более чем в 3,3 раза), существенно превышающее темпы падения объемов производства по промышленности области в целом (на 37,5 процента). Доля потребления отечественных товаров населением Оренбургской области в общем объеме потребления значительно снизилась. В связи с этим возник вопрос о необходимости определения приоритетных направлений функционирования отрасли, разработки мероприятий, способных обеспечить ее развитие, а также механизма поддержки их реализации администрацией области. Для решения этих задач разработана программа "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2002 - 2004 годы", цель которой - удовлетворение потребности населения в товарах легкой промышленности на основе роста объемов выпуска конкурентоспособной продукции предприятиями отрасли, повышение их технического и финансового потенциала. 1. Анализ состояния легкой промышленности области 1.1. Структура легкой промышленности Легкая промышленность Оренбургской области представлена следующими подотраслями: текстильная, включая трикотажную, швейная, кожевенная, обувная. Основной объем производства (более 80 процентов) в общем объеме легкой промышленности области обеспечивает текстильная подотрасль (рис. 1.1.1.) Текстильная, трикотажная - 84,4 % Швейная - 13,6 % Кожевенная, обувная - 2,0 % Рисунок 1.1.1. Легкая промышленность в области в основном сосредоточена в городах Оренбург, Орск и Бузулук. Крупнейшим центром легкой промышленности области является город Оренбург (86,8 процента объема производства отрасли и 75,0 процента численности занятых). Далее по значимости вклада в общие результаты деятельности отрасли находятся город Орск (11,5 процента объема производства и 23,0 процента численности занятых) и город Бузулук (0,9 процента объема производства и 1,0 процента численности занятых). На данных территориях предприятия отрасли вносят заметный вклад в общие показатели хозяйственной деятельности. Практически все предприятия отрасли являются акционерными обществами. 1.2. Объем производства Объем выпуска продукции отрасли в 2001 году составил 918,1 млн. рублей (29,9 процента к уровню 1990 года). В общем объеме промышленного производства области это составляет 1,4 процента (в 1990 году - 8,5 процента). Основное падение объемов производства пришлось на 1992 - 1996 годы. В 1999 - 2000 годах в отрасли достигнут рост производства. Изменение индекса физического объема промышленного производства предприятий легкой промышленности приведено в таблице 1.2.1. Таблица 1.2.1. ---------------------------------------------------------------------- ¦ Индекс физического объема промышленного производства ¦ (в процентах к предыдущему году) ¦1990г.¦1995г.¦1996г.¦1997г.¦1998г.¦1999г.¦2000г.¦2001г. --------------+------+------+------+------+------+------+------+------ Промышленность¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в целом ¦100,9 ¦97,2 ¦88,7 ¦99,9 ¦94,5 ¦106,2 ¦111,9 ¦101,9 Легкая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность¦105,6 ¦80,5 ¦66,1 ¦84,6 ¦79,4 ¦121,5 ¦142,9 ¦97,8 ---------------------------------------------------------------------- В настоящее время в легкой промышленности области занято более 12 тысяч человек, что составляет 5,8 процента от численности занятых в промышленности. Особенностью легкой промышленности области является то, что в отрасли в основном работают женщины - 85,0 процента. Сохранение рабочих мест в отрасли - основа социальной стабильности региона. Поэтому необходимость сохранения рабочих мест привела к диспропорции - разрыву между резко упавшими объемами производства и значительно меньшим падением численности работающих. Объем производства относительно 1990 года снизился более чем в 3,3 раза (шелковых тканей - в 4,6 раза, трикотажных изделий - в 2,7 раза, кожаной обуви - более чем в 80 раз), при этом численность работников отрасли уменьшилась в 1,8 раза. Это привело к значительному снижению производительности труда, конкурентоспособности товаров и заполнению рынка низкокачественными товарами и товарами теневого рынка. Так, по экспертной оценке в обувном производстве теневой сектор превышает учтенный выпуск обуви, в швейном и трикотажном производстве составляет около 60,0 процента. 1.3. Изменение цен на продукцию В 1995 - 2000 годах цены на продукцию предприятий легкой промышленности росли значительно меньшими темпами, чем цены в среднем в промышленности. За последние три года цены в промышленности в целом выросли в 3,4 раза, в легкой - в 1,95 раза (табл. 1.3.1.) Это объясняется, с одной стороны, ограниченным платежеспособным спросом основных потребителей отрасли - населения с его невысокими доходами, а с другой - конкуренцией со стороны дешевых импортных товаров. В результате резко снизилась рентабельность производства предприятий легкой промышленности и, как следствие, возможности технического переоснащения. Таблица 1.3.1. ----------------------------------------------------------------------- ¦ Сводный индекс цен производителей на промышленную ¦ продукцию области (в процентах к предыдущему году) ¦ 1995 год ¦ 1999 год ¦ 2000 год ¦ 2001 год ---------------¦--------------+------------+-----------+-------------- Промышленность ¦ ¦ ¦ ¦ в целом ¦ 284 ¦ 209,1 ¦ 141,9 ¦ 115,5 Легкая ¦ ¦ ¦ ¦ промышленность ¦ 253,2 ¦ 140,8 ¦ 118,5 ¦ 116,6 ---------------------------------------------------------------------- 1.4. Производственные ресурсы Рациональное использование основных производственных фондов находится в прямой зависимости от их загрузки. Ежегодно мощности по выпуску важнейших видов продукции используются не полностью. Использование производственных мощностей по производству тканей составляет 41,0 процента, трикотажных изделий - 53,4 процента, швейных изделий - 30,0 процента, производство кожаной и валяной обуви практически прекращено. Степень износа основных фондов в отрасли достигла 54,0 процента. В связи с тяжелым финансовым положением предприятий практически прекращена инвестиционная деятельность (табл. 1.4.1.) Таблица 1.4.1. --------------------------------------------------------------------------- ¦Инвестиции в основной капитал в фактических ценах ¦ (млн. рублей) ¦1990*)¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год --------------------------------------------------------------------------- Промышленность в целом 772,0 1601,7 2525,4 2461,4 2114,8 4112,6 7105,8 9818,3 Легкая промышленность 39,3 2,8 9,7 1,8 4,3 6,9 9,6 38,7 Удельный вес в процентах от инвестиций в промышленность 5,1 0,2 0,4 0,1 0,2 0,2 0,1 0,4 --------------------------------------------------------------------------- *) 1990 год - в сметных ценах 1991 года. Таким образом, отсутствие достаточных объемов инвестиций за последние годы послужило главной причиной неконкурентоспособности отрасли. В декабре 2000 года отрасль получила сроком на два года областной инвестиционный кредит в объеме 121 млн. рублей на приобретение оборудования и создание новых рабочих мест. Учитывая высокую степень износа основных производственных фондов в отрасли, эти средства не смогли коренным образом изменить ситуацию. Назрела острая необходимость в оказании государственной поддержки по выводу отрасли из кризиса. 1.5. Трудовые ресурсы Численность работников основной деятельности в отрасли постоянно сокращается. Исключением являются 1999 и 2000 годы, когда их число за 2 года увеличилось на 1378 человек, однако в 2001 году произошло сокращение на 562 человека. Средняя заработная плата в отрасли более чем в 2,3 раза ниже средней по промышленности, также ниже темпы роста заработной платы по годам (табл. 1.5.1.). Таблица 1.5.1. ---------------------------------------------------------------------- ¦Численность и среднемесячная зарплата работников основной ¦ деятельности на крупных и средних предприятиях ¦ 1995г.¦ 1996г.¦ 1997г. ¦ 1998г. ¦1999г.¦ 2000г.¦ 2001г. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оценка ---------------------------------------------------------------------- Промышленность в целом Среднегодовая численность, человек 171205 159814 155371 154647 156021 160698 156360 Среднемесячная зарплата, рублей 524 920 1134 1328 2053 3032 3997 Темпы роста зарплаты, в % год к году 175,6 123,3 117,1 154,6 147,7 131,8 Легкая промышленность Среднегодовая численность, человек 12660 9709 8210 7268 8209 8646 8084 Среднемесячная зарплата, рублей 225 367 500 566 776 1096 1699 Темпы роста зарплаты, в % год к году 163,1 136,2 113,2 137,1 141,2 155 ---------------------------------------------------------------------- Сложившаяся ситуация со средней заработной платой в легкой промышленности не создает условий к закреплению квалифицированных специалистов на предприятиях. 1.6. Финансовое положение Начиная с 1997 года отрасль работала убыточно, за исключением 1999 года. Доля убыточных предприятий в 2001 году составила 37,0 процента. Рентабельность промышленной продукции в отрасли в 2001 году, по оценке, ниже чем в целом по промышленности, соответственно 3,2 процента и 6,1 процента. На графике 1.6.1. видно, что уровень рентабельности реализованной продукции предприятий резко снизился. Год Рентабельность (%) 1995 г. 21,3 1996 г. 3,7 1997 г. -2,3 1998 г. 3,1 1999 г. 8,4 2000 г. 1,1 2001 г. -3,2 (оценка) График 1.6.1. Затраты на 1 рубль товарной продукции превышают общепромышленный уровень (табл. 1.6.2.). Таблица 1.6.2. (копеек на 1 рубль) ---------------------------------------------------------------------- ¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦2001 ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦оценка -----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----+---------- Всего по промышленности¦84,7 ¦96,3 ¦90,7 ¦86,4 ¦73,5 ¦76,0 ¦94,3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ легкая промышленность ¦85,7 ¦111,5¦95,5 ¦92,4 ¦88,6 ¦95,9 ¦100,3 ---------------------------------------------------------------------- В течение 1999-2000 годов в структуре затрат отрасли снизилась доля амортизационных отчислений с 4,2 процента до 2,5 процента. Из-за роста цен и тарифов на транспортные услуги и энергоресурсы происходит рост удельного веса материальных затрат на сырье и топливно-энергетические ресурсы. В себестоимости продукции их доля возросла с 69,8 процента до 72,9 процента (табл. 1.6.3.). Таблица 1.6.3. Структура затрат на производство и реализацию продукции (проценты) ---------------------------------------------------------------------- ¦Материальные¦Затраты на ¦Отчисления ¦Амортизация¦Прочие ¦затраты ¦оплату труда¦на социаль-¦основных ¦затраты ¦ ¦ ¦ные нужды ¦фондов ¦ ¦------------¦------------¦-----------¦-----------¦--------- ¦1999¦2000 ¦1999¦2000 ¦1999¦2000 ¦1999¦2000 ¦1999¦2000 ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ---------------------------------------------------------------------- Всего по отраслям промышленности 57,9 61,9 12,4 11,9 4,7 4,6 6,6 4,2 18,4 17,4 в том числе: легкая промышленность 69,8 72,9 13,9 13,3 5,1 5,0 4,2 2,5 7,0 6,3 ---------------------------------------------------------------------- Условия в 1999 году были наиболее благоприятными для работы легкой промышленности области, прибыль составила 34,5 млн. рублей. Положительные результаты работы отрасли в 1999 году можно объяснить двумя факторами. Во-первых, увеличение производства после спада последних четырех лет. Во-вторых, после кризиса 1998 года на российском рынке резко уменьшилось количество импортеров. К настоящему времени этот фактор себя исчерпал. В 2000 году, несмотря на значительный рост объемов производства (142,9 процента), финансовое положение предприятий отрасли ухудшилось. По итогам года получены убытки в сумме 2,8 млн. рублей. В 2001 году положение отрасли еще более осложнилось, так как за 1999 - 2001 годы создания нового конкурентоспособного производства не произошло. Убытки за 2001 год возросли до 30,4 млн. рублей. 2. Рыночные позиции продукции предприятий легкой промышленности области Производство продукции легкой промышленности в целом характеризуется тенденцией сокращения не только объемов, но и номенклатуры продукции. Динамика производства важнейших видов продукции предприятиями области приведена в таблице 2.1. Таблица 2.1. ---------------------------------------------------------------------- Наименование продукции ¦1990 ¦ 1995¦1998¦1999 ¦2000¦2001 ¦год ¦ год ¦год ¦год ¦год ¦год ---------------------------------------------------------------------- Верхний трикотаж, тыс. штук 2265 314 161 225 371 515,4 Бельевой трикотаж, тыс. штук 18886 3617 2274 4023 6244 7355,8 Шелковые ткани, тыс. кв. м 68286 16975 7709 12750 16650 14808 Пальто, полупальто, тыс. штук 278 35 28,7 22,9 16,4 18,4 Костюмы, тыс. штук 499 46 18 23,4 45,9 59,9 Платья, тыс. штук 1937 99 48,2 44,1 90,1 64,2 Чулочно-носочные изделия, тыс. пар 11495 491 - - - 572 Кожаная обувь, тыс. пар 1594 274 19 31 26 18,8 ---------------------------------------------------------------------- Ассортимент товарной продукции к уровню 1990 года значительно сократился. За годы реформ прекращено производство ткани для пошива плащей и курток, колготок, женских и спортивных костюмов, сведено к минимуму производство верхнего трикотажа, кожаной и валяной обуви. Сложное положение в легкой промышленности определяется тем, что предприятия в силу сложившихся объективных причин не могут проводить эффективную работу по внедрению в производство новых моделей, расширению ассортимента товаров и улучшению их качества. Оценка поведения потребителей на рынке товаров легкой промышленности показала, что основная масса потенциальных покупателей стремится приобрести продукцию местных товаропроизводителей, однако 50,0 процента опрошенных выразили неудовлетворенность качеством продукции и ее разнообразием. Значительно сужает рынок сбыта областных производителей сильная конкуренция дешевого импортного товара. Тем не менее по отдельным группам ассортимента имеется тенденция роста производства костюмной ткани, мебельной ткани, нетканых материалов, пальто и полупальто, костюмов, школьной одежды, трикотажных и чулочно-носочных изделий. При кажущейся насыщенности рынка области товарами легкой промышленности не в полном объеме удовлетворяется спрос населения на недорогие мужские костюмы, особенно больших размеров, на доступные по ценам плащи, женские пальто, костюмы и платья. Остается острой проблема ассортимента дешевых детских товаров. Степень обеспеченности Оренбургской области важнейшими видами продукции легкой промышленности приведена в таблице 2.2, из которой видно, что в настоящее время потребности области могут удовлетворяться за счет местного производства: верхний трикотаж - на 26,7 процента, бельевой - на 70,6 процента, пальто и полупальто - на 1,0 процента, костюмы - на 4,6 процента, платья - на 3,8 процента, чулочно-носочные изделия - на 4,5 процента, обувь кожаная - на 0,5 процента. Таблица 2.2. ------------------------------------------------------------------------------------------- Вид продукции ¦Потребность в год, тыс.единиц¦Произведено ¦Обеспеченность товарами, проценты легкой ¦-----------------------------¦местными ¦--------------------------------- промышленности¦Всего¦ в том числе: ¦товаропроиз-¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ +-----------------------¦водителями, ¦---------------+----------------- ¦ ¦детей¦трудо- ¦нетрудо- ¦тыс. единиц ¦за счет¦за счет¦за счет¦за счет ¦ ¦(0-15¦способ-¦способ- ¦------------¦местно-¦ввоза ¦местно-¦ввоза ¦ ¦лет) ¦ного ¦ного ¦всего¦в т.ч.¦го про-¦ ¦го про-¦ ¦ ¦ ¦насе- ¦насе- ¦ ¦детс- ¦извод- ¦ ¦извод- ¦ ¦ ¦ ¦ления ¦ления ¦ ¦кие ¦ства ¦ ¦ства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦изде- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лия ¦ ¦ ¦ ¦ ------------------------------------------------------------------------------------------- Верхний трикотаж 1931 1096 644 191 515,4 367,8 18,1 81,9 26,7 73,3 Бельевой трикотаж 10420 5323 3994 1103 7355,8 6046,9 59,9 40,1 70,6 29,4 Пальто, полупальто 1840 1174 517 149 18,4 - 0,9 99,1 1,0 99,0 Костюмы 1291 939 300 52 59,9 - 6,1 93,9 4,6 95,4 Платья 1680 939 516 225 64,2 48 5,4 94,6 3,8 96,2 Чулочно- носочные изделия 12664 5136 6592 936 572 - - 100 4,5 95,5 Обувь кожаная 3796 1801 1602 393 18,8 - 0,7 99,3 0,5 99,5 Примечание. При расчете потребности населения использованы нормативы потребления непродовольственных товаров, утвержденные постановлением Минтруда России и Госкомстата России от 28.04.2000 N 36/34 (для расчета величины прожиточного минимума) 3. Основные факторы, сдерживающие развитие легкой промышленности области 3.1. Недостаток оборотных средств Основным фактором, сдерживающим рост объемов выпускаемой продукции для предприятий отрасли, является недостаток оборотных средств. Большинство предприятий легкой промышленности не способны брать кредитные ресурсы на пополнение оборотных средств в коммерческих банках, так как рентабельность производства предприятий значительно ниже ставок кредита. Легкая промышленность характеризуется быстрой оборачиваемостью оборотных средств, которая в среднем составляет 3 раза в год. Это значит, что каждый рубль, вложенный в оборотные средства, дает увеличение объема выпуска продукции в сумме 3 рубля при уменьшении затрат на создание новых рабочих мест. Одновременно увеличиваются поступления налогов в бюджеты и внебюджетные фонды, снижаются затраты на единицу выпускаемой продукции. Расчеты показывают, что вложение одного рубля в оборотные средства дает увеличение налогов на 82 копейки (приложение 1 к настоящей Программе), а увеличение объемов производства в 3 раза позволяет снизить цены на товары легкой промышленности не менее чем на 10,0 процента. Таким образом, инвестиции на пополнение оборотных средств в легкую промышленность - самое выгодное и быстроокупаемое вложение средств. Учитывая, что мощности предприятий не загружены, инвестиции на пополнение оборотных средств могут дать незамедлительно рост объемов производства традиционно выпускаемой продукции, требуемой рынком. Пополнение оборотных средств может быть осуществлено за счет: ссуд из областного бюджета с пониженной ставкой за их пользование; предоставления временных льгот по уплате налогов в областной бюджет, отсрочек или рассрочек по уплате налогов, а также предоставления налогового кредита; частичной оплаты из областного бюджета кредитных ставок коммерческих банков по ссудам, получаемым на пополнение оборотных средств. 3.2. Постоянный рост тарифов на топливно-энергетические ресурсы Конкурентность продукции легкой промышленности коренным образом зависит от тарифов на топливно-энергетические ресурсы. Высокие, постоянно растущие тарифные ставки на энергоносители усугубляют и без того сложное финансовое положение предприятий легкой промышленности. В то же время предприятия не имеют необходимых финансовых ресурсов для проведения мероприятий по внедрению прогрессивных энергосберегающих технологий. В структуре себестоимости продукции затраты на теплоэнергетические ресурсы с 1990 года выросли от 3 до 10 раз и в текстильной отрасли составляют 10 - 14 процентов. 3.3. Технически и морально изношенное оборудование Со времени последнего комплексного перевооружения отрасли прошло 15 лет. Основные средства производства физически и морально устарели. Дефицит финансовых ресурсов не позволяет осуществлять какое-либо существенное техническое перевооружение. Таблица 3.3.1. ---------------------------------------------------------------------- ¦ Степень износа основных фондов (проценты) +------------------------------------------- ¦1995 ¦1996 ¦1997 ¦1998 ¦1999 ¦2000 ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ---------------------------------------------------------------------- Промышленность в целом 53,6 56,7 59,5 60,8 56,2 55,5 Легкая промышленность 40,7 41,1 49,9 50,8 51,8 54,0 ---------------------------------------------------------------------- В легкой промышленности области износ оборудования происходит более высокими темпами, чем в промышленности в целом. Из-за недостатка средств инвестиции вкладываются в приобретение отдельных установок и запасных частей для поддержания работоспособности имеющегося оборудования. По сути, консервируются устаревшие технологии, что не способствует выпуску конкурентоспособных товаров. 3.4. Дефицит квалифицированных кадров Отрасль испытывает острый дефицит в квалифицированных кадрах (помощники мастеров, механики по наладке оборудования и рабочие основных специальностей). За последние годы вследствие низкой заработной платы текучесть кадров в отрасли возросла. Существующая система подготовки кадров не обеспечивает восполнение потребности в кадрах. 3.5. Отсутствие эффективной товаропроводящей сети Развитие легкой промышленности сдерживается отсутствием эффективной товаропроводящей сети. Отсутствие средств не позволяет каждому предприятию в отдельности создать такую сеть. Создание эффективной товаропроводящей сети требует коллективных усилий предприятий с участием администрации области в организации торгового комплекса. 3.6. Отсутствие отдельных видов сырья на территории области Практика работы легкой промышленности показала, что наличие местного сырья стимулирует развитие производства. В Оренбургской области имеются потенциальные возможности по производству местного сырья - шерсти, кожевенного сырья, шерстяных пряжи и тканей. В 1990 году область производила более 8 тыс. тонн шерсти. За 10 лет производство шерсти упало в 10 раз (рис. 3.6.1.). Годы Шерсть (тонн) 1990 г. 8118 1995 г. 3068 2000 г. 815 2001 г. 812 Рисунок 3.6.1. Учитывая мировую тенденцию к производству товаров из натурального сырья, восстановление производства шерсти в области будет способствовать росту производства в легкой промышленности. Выводы. Существующие проблемы на предприятиях легкой промышленности привели к тому, что подавляющее большинство предприятий имеют низкую конкурентоспособность продукции из-за ее высокой стоимости и недостаточно высокого качества. Без повышения конкурентоспособности продукции легкая промышленность области не имеет перспективы развития. 4. Направления структурных преобразований легкой промышленности области 4.1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными средствами В условиях наблюдаемого за последние годы систематического роста цен на сырье и энергетические ресурсы снижение стоимости продукции легкой промышленности, повышение ее конкурентоспособности может быть достигнуто за счет роста объемов выпускаемой продукции, снижения затрат на производство, быстрого обновления ассортимента в соответствии с требованиями рынка. Инструментом осуществления комплекса структурных преобразований в легкой промышленности области является настоящая Программа. 4.2. Цель и задачи Программы Основной целью Программы является создание конкурентоспособного производства продукции легкой промышленности на областном и межрегиональном уровне. Реализация Программы планируется в два этапа. Задачи первого этапа (2002 - 2003 годы): создание условий для пополнения оборотных средств и роста объемов выпуска продукции за счет оказания государственной поддержки предприятиям; создание эффективного механизма управления предприятиями; повышение бюджетной эффективности отрасли. Задачи второго этапа (2003 - 2004 годы): проведение технического перевооружения отрасли; расширение ассортимента выпускаемой продукции и доведение качественно-ценовых характеристик изделий до уровня, соответствующего имеющемуся спросу. 5. Ресурсное обеспечение Программы 5.1. Источники покрытия затрат Расходы по выполнению Программы будут обеспечиваться за счет: финансовой поддержки администрации области; негосударственных источников - собственные и привлеченные средства предприятий. На разработку и постановку на производство конкурентоспособных изделий, создание новых рабочих мест предполагается израсходовать 593,6 млн. рублей (табл. 5.1.1. и приложения 2, 4 к настоящей Программе). Таблица 5.1.1. (млн. рублей в ценах 2001 года) ---------------------------------------------------------------------- ¦В целом по Программе ¦ в том числе по годам: ¦ на 2002 - 2004 годы +---------------------------- ¦ ¦2002 год ¦2003 год¦ 2004 год ---------------------------------------------------------------------- Всего затрат по Программе 593,6 164 219,2 210,4 в том числе: областной бюджет 292 68 110 114 собственные и привлеченные средства 301,6 96 109,2 96,4 5.2. Формы финансовой поддержки предприятий из областного бюджета Финансовая поддержка из областного бюджета планируется в следующих формах: предоставление инвестиционных кредитов; частичная оплата кредитной ставки коммерческих банков; размещение региональных заказов. 5.2.1. Предоставление инвестиционных кредитов Принимая во внимание, что возможности осуществления инвестиций в отрасль ограничены, Программой предусмотрена возможность предоставления предприятиям инвестиционных кредитов на конкурсной основе для технического перевооружения (в объеме возвратных средств по кредитам, выделенным легкой промышленности в 2000 году) и гарантий администрации области по предоставленным инвестиционным кредитам из средств федерального бюджета. 5.2.2. Частичная оплата кредитной ставки коммерческих банков Предприятия почти не пользуются кредитами банков из-за высокой процентной ставки по кредитам. Для решения этой проблемы предполагается разработать и утвердить порядок возмещения в 2003 - 2004 годах из областного бюджета разницы в процентных ставках по кредитам, полученным в российских кредитных организациях предприятиями легкой промышленности, в размере одной второй ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату предоставления кредита, при условии уплаты заемщиками начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками. Объем необходимых средств за период реализации Программы составит 19,2 млн. рублей (приложение 3 к настоящей Программе). 5.2.3. Размещение региональных заказов Предусматривается активизация участия предприятий легкой промышленности области в конкурсах на размещение заказов по закупке продукции для областных (муниципальных) нужд в порядке, предусмотренном законодательством. По результатам рассмотрения конкурсных заявок поставщиков при равных условиях приоритет отдается местным товаропроизводителям. 5.3. Условия предоставления финансовой поддержки из областного бюджета на техническое перевооружение и размещение региональных заказов Финансовая поддержка оказывается предприятиям легкой промышленности, представившим в областную конкурсную комиссию инвестиционный проект на оказание государственной поддержки и признанным комиссией победителем областного конкурса инвестиционных проектов. Размещение региональных заказов осуществляется на конкурсной основе, в порядке, устанавливаемом администрацией области. 5.4. Содействие в продвижении товаров легкой промышленности на рынки В целях реализации программных мероприятий предусматривается оказание содействия со стороны администрации области в формировании торгово-сбытовой сети для продукции товаропроизводителей отрасли. Предусматривается также: проведение экспертизы и конкурсов инвестиционных проектов, претендующих на финансирование из областного бюджета; организация централизованного сбора заказов и проведение конкурсов на пошив специальной одежды для силовых структур, рабочей форменной одежды, школьной формы; принятие активного участия в межрегиональных выставках-ярмарках предприятий легкой промышленности с целью продвижения товаров на внутренний и внешний рынки; проведение "круглых столов", конференций, совещаний с участием представителей торговли и предприятий-производителей; размещение на сайте администрации Оренбургской области перечня продукции, выпускаемой предприятиями легкой промышленности, и постоянное обновление данных; подготовка предложений в планы мероприятий по исполнению соглашений о сотрудничестве администрации области с субъектами Российской Федерации об ассортименте предлагаемой для реализации продукции на товарных рынках России; участие предприятий легкой промышленности в торгах, проводимых государственным унитарным предприятием "Оренбургснабсбыт", для обеспечения бюджетной сферы области товарами. 6. Реализация Программы и контроль за ходом ее выполнения Управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения осуществляется в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации и Оренбургской области. Управление реализацией Программы предусматривает: разработку обосновывающих материалов по ежегодному бюджетному финансированию первоочередных мероприятий Программы; разработку проектов нормативных правовых актов для обеспечения реализации мероприятий Программы, а также контроль за их применением; контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных на реализацию Программы; подготовку отчетов о ходе реализации Программы. 7. Оценка эффективности реализации Программы Выполнение программных мероприятий позволит за период ее реализации: обеспечить наращивание промышленного производства в отрасли на 19,0 процента, что будет способствовать финансовому оздоровлению предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию; увеличить поступления в консолидированный бюджет области на 54,2 млн. рублей; создать 900 новых рабочих мест и соответственно снизить социальную напряженность в Оренбургской области. Рост экономических показателей на период 2002 - 2004 годы в результате выполнения мероприятий Программы будет способствовать росту доходной части бюджета области и соответственно даст возможность улучшить благосостояние населения области. Приложение 1 к Программе Бюджетная эффективность при дополнительном вовлечении в оборот 1 рубля 1. Увеличение объема выпускаемой продукции (при 3-кратной оборачиваемости) 3 рубля 2. Дополнительные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды 82 копейки в том числе: НДС 60 копеек налог на пользователей автомобильных дорог 3 копейки единый социальный налог 13,9 копейки подоходный налог 5,1 копейки Примечания: 1. Расчет произведен при работе предприятия без прибыли. 2. При определении базы для единого социального налога учитывалось, что в объеме выпуска продукции заработная плата составляет 13,0 процента. Приложение 2 к Программе Объемы и источники финансирования Программы (млн. рублей) ---------------------------------------------------------------------- Направления расходов и источники ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 финансирования ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦ ---------------------------------------------------------------------- В с е г о: 164 219,2 210,4 в том числе: областной бюджет 68 110 114 из них: субсидирование процентной ставки на закупку сырья - 10,7 8,5 авансирование регионального заказа*) 36 37,5 37,5 инвестиционный кредит 32 61,8 68 собственные и привлеченные средства 96 109,2 96,4 I. Инвестиции 43 78 90,4 в том числе: областной бюджет (инвестиционный кредит)**) 32 61,8 68 собственные средства 11 16,2 22,4 II. Объем привлекаемых финансовых ресурсов на пополнение оборотных средств 121 141,2 120 в том числе: областной бюджет 36 48,2 46 из них: субсидирование процентной ставки на закупку сырья - 10,7 8,5 авансирование регионального заказа *) 36 37,5 37,5 привлеченные средства (банковский кредит на пополнение оборотных средств) 85 93 74 *) Производство школьной одежды и продукции для малообеспеченных категорий населения. **) Выделяется на конкурсной основе. Приложение 3 к Программе Расчет возмещения из областного бюджета разницы в процентных ставках по кредитам, полученным в российских банках предприятиями легкой промышленности Всего 2003 год 2004 год 1. Объем недостающих оборотных средств под закупку сырья и вспомогательных материалов, млн. рублей 167 93 74 1. Годовая учетная ставка Центрального банка Российской Федерации, проценты 23 23 2. Плата за пользование кредитом в год, млн. рублей 38,4 21,4 17,0 3. Объем потребных средств из областного бюджета на возмещение одной второй учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, млн. рублей 19,2 10,7 8,5 Приложение 4 к Программе П Е Р Е Ч Е Н Ь программных мероприятий по модернизации и техническому перевооружению предприятий легкой промышленности млн. рублей -------------------------------------------------------------------- ¦ Всего ¦ в т.ч. ¦ в т.ч. ¦ ¦ областной ¦ собственные и ¦ ¦ бюджет*) ¦ привлеченные ¦ ¦ ¦ средства +--------------+--------------+----------------- ¦2002¦2003¦2004¦2002¦2003¦2004¦2002¦2003¦2004 ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ¦год ------------------------------------------------------------------- Всего 43 78 90,4 32 61,8 68 11 16,2 22,4 в том числе: текстильная промышленность 40 47 52 30 39 39 10 8 13 трикотажная промышленность 19,7 11,5 15 9 4,7 2,5 швейная промышленность 22 17 5 кожевенная и обувная промышленность 3 8,8 2 2 6,3 1,5 1 2,5 0,5 Расширение фирменной торговой сети 2,5 2,9 1,5 1,5 1 1,4 *) На конкурсной возвратной и платной основе Приложение 2 к постановлению администрации области от 09.07.2002 N 101-п Основные мероприятия по реализации областной целевой программы "Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2002 - 2004 годы" ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- N ¦ Мероприятия ¦ Срок ¦ Исполнители ¦ Источники п/п¦ ¦ исполнения ¦ ¦ финансирования, ¦ ¦ ¦ ¦ объемы ¦ ¦ ¦ ¦ производства ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------- I. Разработка нормативно-правовой базы 1. Уточнение производственно- II экономических параметров отрасли полугодие легкой промышленности для формирования ежегодно заявки по ежегодному бюджетному финансированию: на возмещение разницы в процентных руководители предприятий области, ставках по кредитам, полученным в департамент администрации области кредитных организациях на пополнение по вопросам экономики, управление оборотных средств; администрации области по промышленности, транспорту и сырьевым ресурсам на авансирование регионального заказа отдел по региональной политике на производство продукции для социальной сферы администрации малообеспеченных категорий населения, области, управление администрации школьной одежды области по промышленности, транспорту и сырьевым ресурсам 2. Разработка нормативных документов по I квартал финансовое управление администрации возмещению из областного бюджета ежегодно области, департамент администрации разницы в процентных ставках по области по вопросам экономики кредитам, полученным предприятиями в кредитных организациях в размере одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации II. Финансово-кредитная поддержка 1. Финансирование инвестиционных проектов постоянно В соответствии с распоряжениями главы областной на конкурсной основе инвестиций для администрации области от 01.06.2000 N бюджет, технического перевооружения отрасли 657-р "О дальнейшем совершенствовании средства работы с инвестиционными проектами" предприятий и от 01.11.2000 N 1203-р "О финансировании инвестиционных программ" 2. Частичное финансирование процентной постоянно финансовое управление администрации областной ставки Центрального банка Российской области, руководители предприятий бюджет Федерации по кредитам, полученным области, управление администрации 2003 г. - 10,7 предприятиями в коммерческих области по промышленности, транспорту млн. рублей организациях под закупку и сырьевым ресурсам 2004 г. - 8,5 технологического сырья в установленном млн. рублей порядке 3. Финансирование региональных заказов на постоянно финансовое управление администрации областной производство продукции для нужд области, отдел по региональной бюджет областных организаций в порядке, политике социальной сферы, управление 2002 г. - 36 предусмотренном действующим администрации области по млн. рублей законодательством промышленности, транспорту и сырьевым 2003 г. - 37,5 ресурсам млн. рублей 2004 г. - 37,5 млн. рублей III. Приоритеты развития и структурной перестройки легкой промышленности 1. Обеспечить увеличение выпуска готовых 2004 год ЗАО "Ореана", ОАО "Орника", ОАО 2001 г. - 25,8 % изделий (швейных, трикотажных, "Оренбургшвеймех", ОАО "Орская 2004 г. - 30,5 % чулочно-носочных и обуви) в общем трикотажная фабрика "Ника", ОАО объеме товарной продукции с целью "Юничел - Оренбург", ОАО "Элегант" улучшения обеспечения потребности населения товарами легкой промышленности 2. Повышение конкурентоспособности производства на основе его реконструкции, технического перевооружения, совершенствования имеющихся и создания новых технологий: 2.1. В производстве готовых тканей: 2002 - 2004 ОАО "Орентекс" шелковые ткани, модернизация и техническое годы млн. п.м перевооружение производства костюмных тканей 2002 г. - 13,4 2003 г. - 14,1 2004 г. - 14,8 2.2. В производстве нетканых материалов: 2002 - 2004 ЗАО "Промсинтекс" нетканые мате- расширение производства нетканых годы риалы, млн. кв.м полотен как основы для мягкой кровли 2002 г. - 29,0 2003 г. - 30,5 2004 г. - 32,0 2.3. В трикотажном производстве: 2002 - 2004 ОАО "Орская трикотажная фабрика трикотажные реконструкция и техническое годы "Ника" изделия, млн. перевооружение вязального, штук красильного и отделочного цехов 2002 г. - 8,5 2003 г. - 9,4 2004 г. - 10,3, чулочно-носоч- ные изделия, млн. пар 2002 г. - 1,8 2003 г. - 2,45 2004 г. - 2,6 2.4. Модернизация и техническое 2002 - 2004 ОАО "Ореншаль" платки, шарфы, перевооружение пуховязального годы тыс. штук производства 2002 г. - 112 2003 г. - 120 2004 г. - 132, верхний трико- таж, тыс. штук 2002 г. - 28 2003 г. - 33 2004 г. - 39 2.5. Модернизация и техническое 2002 - 2004 ОАО "Бузулукская перчаточная фабрика" перчатки, перевооружение производства по годы млн. пар выпуску перчаток 2002 г. - 1,0 2003 г. - 1,05 2004 г. - 1,1 2.6. В швейном производстве: 2002 - 2004 ЗАО "Ореана", ОАО "Орника", ОАО пальто, автоматизированное проектирование годы "Оренбургшвеймех" тыс. штук швейных изделий, позволяющее ускорить 2002 г. - 19,5 запуск в производство новых моделей в 2003 г. - 24,3 3-4 раза; 2004 г. - 25,3, автоматизация подготовительно- платья, раскройного производства, дающего тыс. штук возможность повысить 2002 г. - 58 производительность труда и точность 2003 г. - 58 кроя в 2-3 раза; 2004 г. - 58, техническое перевооружение основного костюмы, потока по выпуску пальто тыс. штук 2002 г. - 90 2003 г. - 90 2004 г. - 90, куртки, тыс. штук 2002 г. - 25 2003 г. - 25 2004 г - 25, брюки, тыс. штук 2002 г. - 35 2003 г. - 35 2004 г. - 35 2.7. В обувном производстве: ОАО "Юничел - Оренбург", ОАО обувь кожаная, техническое перевооружение "Элегант" тыс. пар производства обуви 2002 г. - 130 2003 г. - 160 2004 г. - 190 IV. Содействие в продвижении товаров легкой промышленности на рынки 1. Проведение экспертиз проектов, постоянно управление администрации области по претендующих на частичное промышленности, транспорту и сырьевым финансирование процентной ставки ресурсам, руководители предприятий Центрального банка Российской области Федерации по кредитам, полученным предприятиями в кредитных организациях на пополнение оборотных средств 2. Участие предприятий в конкурсах на постоянно руководители предприятий, ОАО ОПК поставку товаров предприятиям и "Легпром", исполнительная дирекция организациям области, финансируемым областного союза промышленников и из областного бюджета предпринимателей (работодателей) 3. Содействие в организации участия постоянно департамент администрации области по предприятий области в российских и вопросам экономики, руководители международных выставках продукции предприятий, ОАО ОПК "Легпром" легкой промышленности 4. Размещение на сайте администрации постоянно департамент администрации области по Оренбургской области перечня вопросам экономики, руководители продукции, выпускаемой предприятиями предприятий 5. Создание фирменного Торгового дома с функциями постоянно действующей выставки-ярмарки продукции предприятий легкой промышленности области на базе ОАО "Оренбургская производственная компания легкой промышленности": внесение предложения по выделению II полугодие комитет по управлению государственным собственные торговых площадей в центральной части 2002 года имуществом области, средства г. Оренбурга; ОАО ОПК "Легпром", ОАО "Орентекс", предприятий организация фирменного Торгового I полугодие ЗАО "Ореана", ОАО "Орника", дома 2003 года ОАО "Орская трикотажная фабрика "Ника" V. Создание эффективного механизма управления отраслью 1. Создание постоянно действующей II полугодие департамент администрации области по комиссии по мониторингу работы 2002 года вопросам экономики, управление предприятий и выработке мер, администрации области по направленных на поддержание промышленности, транспорту и сырьевым стабильного финансового состояния ресурсам, руководители предприятий предприятий легкой промышленности области 2. Разработка комплекса унифицированных II полугодие департамент администрации области по документов по мониторингу предприятий 2002 года вопросам экономики, управление легкой промышленности администрации области по промышленности, транспорту и сырьевым ресурсам 3. Передача пакета акций социально постоянно комитет по управлению государственным значимых предприятий в управление имуществом Оренбургской области, администрации области, участие департамент администрации области по представителей администрации области вопросам экономики, управление в советах директоров администрации области по промышленности, транспорту и сырьевым ресурсам, руководители предприятий области VI. Сырьевое обеспечение предприятий легкой промышленности 1. Разработка программы первичной II департамент администрации области по переработки шерсти и кожевенного сырья полугодие вопросам агропромышленного комплекса, 2003 года департамент администрации области по вопросам экономики, управление администрации области по промышленности, транспорту и сырьевым ресурсам VII. Повышение квалификации руководящего звена предприятий 1. Проведение конференций, семинаров, постоянно департамент администрации области по круглых столов по проблемам вопросам экономики, управление совершенствования управления отраслью администрации области по промышленности, транспорту и сырьевым ресурсам, комитет по управлению государственным имуществом Оренбургской области, исполнительная дирекция областного союза промышленников и предпринимателей (работодателей) 2. Обеспечение руководителей предприятий постоянно департамент администрации области по методическими материалами по проблемам вопросам экономики, управление оптимизации структуры и администрации области по совершенствования управления промышленности, транспорту и сырьевым предприятиями ресурсам VIII. Организация конкурса "Лучшее предприятие отрасли" 1. Проведение конкурса на присуждение ежегодно исполнительная дирекция областного звания "Лучшее предприятие отрасли" союза промышленников и предпринимателей, обком профсоюза работников текстильной и легкой промышленности, управление администрации области по промышленности, транспорту и сырьевым ресурсам IX. Повышение бюджетной эффективности отрасли 1. Увеличение налогооблагаемой базы и ежегодно департамент администрации области по 2003 г. - 21,0 налоговых платежей в консолидированный вопросам экономики, предприятия млн. рублей бюджет области в результате роста области 2004 г. - 33,2 объемов производства и прибыли млн. рублей Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|