Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.08.2002 № 207

 
         ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
           ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

             третьего созыва

           ПОСТАНОВЛЕНИЕ N 207

         от 21 августа 2002 года

      Об    информации    "О    ходе
      выполнения              Закона
      Оренбургской     области    "О
      прогнозе
      социально-экономического
      развития  Оренбургской области
      на   2002   год"   за   первое
      полугодие"

      Заслушав   и   обсудив  информацию  "О  ходе  выполнения  Закона
Оренбургской  области  "О  прогнозе  социально-экономического развития
Оренбургской    области   на   2002   год"   за   первое   полугодие",
Законодательное Собрание области п о с т а н о в л я е т:
      1.  Принять  к  сведению  информацию  "О  ходе выполнения Закона
Оренбургской  области  "О  прогнозе  социально-экономического развития
Оренбургской области на 2002 год" за первое полугодие" (прилагается).
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

      Заместитель  председателя
      Законодательного Собрания
      Оренбургской области          Н.Н. Долгушин

                                             Приложение
                                             к           постановлению 
                                             Законодательного Собрания
                                             области
                                             от  21  августа 2002 года
                                             N 207

                              ИНФОРМАЦИЯ
      о ходе выполнения Закона Оренбургской области "О прогнозе
 социально-экономического развития Оренбургской области на 2002 год"
                         за первое полугодие

      Экономика  области  по  итогам  полугодия характеризуется ростом
объемов  промышленного производства, розничного товарооборота, платных
услуг  населению,  спадом  объемов  инвестиций, финансового результата
деятельности  крупных  и  средних  предприятий  (при замедлении темпов
падения  по  сравнению  с  I  кварталом  текущего  года),  уменьшением
объемов  валовой  продукции  сельского  хозяйства  к  соответствующему
периоду прошлого года.
      Анализ   в   разрезе  отраслей  и  сфер  экономики,  перспективы
развития   ведущих   предприятий   базовых   отраслей  и  мероприятия,
осуществляемые   администрацией  области  по  социально-экономическому
развитию,  показывают,  что  прогноз этого года (макроэкономика) будет
выполнен  по  производству  промышленной  продукции  на 104,5 процента
(среднее  между  1 и 2 вариантом), сельскохозяйственной продукции - на
102,0  процента,  по  объему  инвестиций в основной капитал - на 100,0
процента.  Удорожание  услуг ЖКХ, тарифов на электроэнергию, транспорт
для  населения  приведет к сокращению потребления других видов услуг и
в  конечном  итоге  к  снижению  прогнозных  темпов  роста  по платным
услугам.  На  уровне  прогнозируемых останутся индексы потребительских
цен, реальные доходы населения, розничный товарооборот.

                            Промышленность
                                                           (процентов)
--------------------------------------------------------------------------------
|        Показатели        |         Темпы роста (снижения) - 2002 год         |
|                          |---------------------------------------------------|
|                          |        Прогноз         | Полугодие |    Оценка    |
|                          |------------------------|           | департамента |
|                          | I вариант | II вариант |           |  экономики   |
--------------------------------------------------------------------------------
| Промышленность - всего   | 103,3     | 105,5      | 104,0     | 104,5        |
| в том числе по отраслям: |           |            |           |              |
| электроэнергетика        | 100,0     | 100,0      | 93,9      | 100,0        |
| топливная промышленность | 101,7     | 102,9      | 111,0     | 103,6        |
| в том числе:             |           |            |           |              |
| нефтедобывающая          | 102,0     | 103,0      | 113,8     | 105,2        |
| нефтеперерабатывающая    | 103,0     | 105,0      | 101,7     | 100,0        |
| газовая                  | 101,0     | 102,0      | 99,0      | 101,0        |
| черная металлургия       | 105,0     | 107,0      | 92,7      | 105,0        |
| цветная металлургия      | 104,0     | 108,0      | 116,7     | 112,0        |
| химическая             и |           |            |           |              |
| нефтехимическая          | 102,0     | 105,0      | 70,9      | 105,0        |
| машиностроение         и |           |            |           |              |
| металлообработка         | 108,0     | 112,0      | 76,3      | 105,0        |
| лесная,                  |           |            |           |              |
| деревообрабатывающая   и |           |            |           |              |
| целлюлозно-бумажная      | 106,0     | 110,0      | 101,4     | 101,0        |
| промышленность           |           |            |           |              |
| стройматериалов          | 104,0     | 107,0      | 92,6      | 104,0        |
| легкая промышленность    | 103,0     | 110,0      | 103,1     | 103,0        |
| пищевая,         включая |           |            |           |              |
| мукомольно-крупяную      | 103,0     | 106,0      | 106,5*    | 105,0        |
--------------------------------------------------------------------------------
      * Оценка департамента экономики.

      Значительное    снижение    производства,   наиболее   негативно
повлиявшее на общие темпы роста промышленности, допущено:
      в  электроэнергетике  -  6,1  процента (отклонение от прогноза -
6,1  процентного  пункта)  из-за сокращения потребления электроэнергии
производственным   сектором  и  уменьшением  поставок  на  федеральный
оптовый рынок электрических мощностей;
      черной  металлургии  -  7,3  процента  (12,3  - 14,3 процентного
пункта)  в  результате  неоднократной  смены собственника ОАО "НОСТА",
негативно  отразившейся  на  деятельности  предприятия в 2001 и первой
половине  текущего  года. В настоящее время ОАО "НОСТА" принимает меры
по  наращиванию  объемов  и  повышению  эффективности  производства, к
концу года планирует выйти на темпы, превышающие прошлогодний уровень;
      химической  и  нефтехимической  промышленности  -  29,1 процента
(31,1  -  34,1  процентного  пункта)  вследствие  сужения  рынка сбыта
продукции,  связанного с появлением у ОАО "Новотроицкий завод хромовых
соединений"   конкурента  -  производителя  более  дешевой  продукции.
Ведется  работа  по  расширению  рынка  сбыта  и  наращиванию  объемов
производства,  в  июне текущего года выпуск продукции увеличился в 2,9
раза по отношению к маю;
      машиностроении  -  23,7  процента. Основные причины - сокращение
объемов  заказов,  отказ  от  ранее  заказанной  продукции  по ведущим
предприятиям  отрасли. В настоящее время ряд предприятий комплекса при
финансовой  поддержке  областной  администрации  продолжает реализацию
инвестиционных    проектов,   направленных   на   увеличение   выпуска
конкурентоспособной  продукции,  проводит  работу по расширению рынков
сбыта,  повышению объемов производства (увеличение продукции в июне по
отношению к маю текущего года составило 13,2 процента);
      промышленности  строительных материалов - 7,4 процента в связи с
сокращением  спроса  потребителей,  в  том  числе  из  Казахстана. При
финансовой  поддержке  администрации  области  в  отрасли продолжается
реализация  инвестиционных  проектов, предусматривающих освоение новых
видов продукции, пользующейся спросом на рынке.
      Легкая   промышленность   наращивает  объемы  производства,  для
поддержки  предприятий  отрасли правительством области принята целевая
программа  "Развитие  легкой  промышленности  Оренбургской  области на
2002 - 2004 годы".
      По  прогнозной  оценке,  рост  выпуска промышленной продукции за
2002 год составит не менее 4,5 процента к уровню 2001 года.

                    Инвестиции в основной капитал
--------------------------------------------------------------------------------
|        Показатели        |         Темпы роста (снижения) - 2002 год         |
|                          |---------------------------------------------------|
|                          |        Прогноз         | Полугодие |    Оценка    |
|                          |------------------------|           | департамента |
|                          | I вариант | II вариант |           |  экономики   |
--------------------------------------------------------------------------------
| Объем инвестиций за счет |           |            |           |              |
| всех          источников |           |            |           |              |
| финансирования           |           |            |           |              |
| (млн. рублей)            | 26706,0   | 26958,0    | 5000,0    | 22526,3      |
| Индекс       физического |           |            |           |              |
| объема     (процент    к |           |            |           |              |
| аналогичному     периоду |           |            |           |              |
| прошлого года)           | 106,0     | 107,0      | 54,9      | 100,0        |
| Из     общего     объема |           |            |           |              |
| инвестиций:              |           |            |           |              |
| из  федерального бюджета |           |            |           |              |
| (млн. рублей)            | 150,0     |            | 62,2      | 150,0        | 
| из бюджета области (млн. |           |            |           |              |
| рублей)                  | 660,0     |            | 222,6     | 660,0        |
| Ввод   жилья  (тыс.  кв. |           |            |           |              |
| метров)                  | 445,0     | 450,0      | 181,8     | 445,0        |
| Школы (мест)             | 810,0     | -          | -         | 810,0        |
| Больницы (коек)          | 15,0      | -          | -         | 15,0         |
| Амбулаторно-             |           |            |           |              |
| поликлинические          |           |            |           |              |
| учреждения  (посещений в |           |            |           |              |
| смену)                   | 400,0     | -          | -         | 400,0        |
--------------------------------------------------------------------------------

      Объем  инвестиций в основной капитал в первом полугодии составил
5,0  млрд.  рублей,  что  почти  на  45,0 процента ниже уровня первого
полугодия  прошлого  года.  На  17,0  процента  меньше  выполнен объем
подрядных    работ.    Темпы    подрядных   работ   значительно   ниже
среднероссийского  уровня  (по России объем подрядных работ увеличился
на 2,8 процента).
      Основная  причина  спада  инвестиционной деятельности в отчетном
периоде   -   резкое  изменение  инвестиционной  политики  (в  сторону
свертывания   объема  инвестиций)  крупнейшими  застройщиками  области
(предприятия  нефтеперерабатывающей и газовой промышленности, черной и
цветной  металлургии)  в связи со сменой собственника на большей части
из    них.    По   итогам   первого   квартала   спад   составлял:   в
нефтеперерабатывающей  промышленности - более 22,0 процента, газовой -
30,0   процента,   черной   металлургии   -   68,7  процента,  цветной
металлургии - 94,1 процента (данных за полугодие нет).
      Наблюдался  спад  инвестиций  и в ряде других отраслей (сельское
хозяйство, пищевая промышленность и т.д.).
      В  то  же время, несмотря на снижение инвестиционной активности,
шло  значительное  по  сравнению  с  первым полугодием прошедшего года
оживление  жилищного  строительства. Введено в эксплуатацию 181,8 тыс.
кв.  метров  общей  площади  жилых  домов,  что  почти на 47 процентов
превышает  аналогичный  показатель предыдущего года и составляет более
40  процентов  запланированного на 2002 год объема. Почти втрое возрос
ввод жилья на селе.
      С    целью   обеспечения   выполнения   прогнозных   показателей
администрацией области:
      совместно  с областным центром госсанэпиднадзора и Министерством
здравоохранения  Российской  Федерации  заключены договоры по передаче
функций  заказчика  на  финансирование  объектов  госсанэпиднадзора из
федерального бюджета в объеме 17,0 млн. рублей;
      заключен  договор  между  Министерством  образования  Российской
Федерации,  администрацией области и ГУП "Оренбургоблстройзаказчик" по
передаче  функций  заказчика  на  строительство  школы-интерната  в с.
Зиянчурино  Кувандыкского  района за счет средств федерального бюджета
в объеме 4,0 млн. рублей;
      при  формировании  программы  капитального строительства на 2002
год  средства  бюджета  области  были  сконцентрированы  на  объектах,
имеющих   высокую   строительную   готовность,   и   вводных  объектах
социальной   сферы,   жилищно-коммунального   хозяйства;   реализуются
распоряжения  и  постановления администрации области, регламентирующие
целевое  направление  средств на вводные объекты (294-р от 10.06.2002;
251-р  от 21.05.2002; 200-р от 25.04.2002; 63-п от 19.04.2002; 18-п от
15.02.2002);
      в  целях  единого  подхода  определения  стоимости  строительной
продукции,  эффективного  использования бюджетных инвестиций завершена
работа  по  составлению  сборников  сметных  норм и цен (ТЭРр-2001) на
ремонтно-строительные  работы.  Рассчитаны  предельные  индексы цен на
новое  строительство,  реконструкцию и ремонтно-строительные работы по
видам  работ  и  видам  составляющих  строительно-монтажных  работ для
применения   строительными   организациями   с   1   июля   2002  года
(постановление администрации области от 09.07.2002 N 103-п);
      продолжена   работа   по   конкурсному   отбору   инвестиционных
проектов,  вошедших  в  программный  блок  областной целевой программы
"Развитие   материальной  базы  строительного  комплекса  Оренбургской
области  в  2001  -  2003  годах". Инвестиционный кредит получили семь
предприятий  на  сумму  47,5 млн. рублей. В первом полугодии 2002 года
реализовано   три   проекта.  Освоен  выпуск  стеновых  материалов  по
технологии  фирмы "Бессер" (г. Оренбург), мягких кровельных материалов
"Стеклоизол"  и  "Рубитекс" (г. Новотроицк), сухих строительных смесей
(г. Новотроицк);
      проведено  заседание  рабочей  группы  администрации  области по
реализации    президентской    программы   "Государственные   жилищные
сертификаты",  на  котором  были  распределены  по  городам  и районам
области  выделенные  в  соответствии  с приказом Министерства финансов
Российской  Федерации  от  22.04.2002  N 83 75 бланков государственных
жилищных  сертификатов  выпуска 2002 года на общую сумму 34 058,7 тыс.
рублей;
      в   целях  создания,  развития  и  обеспечения  функционирования
вторичного  рынка  ипотечных кредитов в Оренбургской области учреждено
ООО  "Оренбургское  региональное  ипотечное финансовое агентство" (ООО
"ОРИФА").

                          Сельское хозяйство
                                                           (процентов)
----------------------------------------------------------------------
|        Показатели        |         Темпы роста - 2002 год          |
|                          |-----------------------------------------|
|                          |   Прогноз    | Полугодие |    Оценка    |
|                          |              |           | департамента |
|                          |              |           |  экономики   |
----------------------------------------------------------------------
| Продукция      сельского |              |           |              |
| хозяйства     во    всех |              |           |              |
| категориях хозяйств      | 102,0        | 98,9      | 102,0        |
----------------------------------------------------------------------

      Причинами   незначительного   сокращения  темпов  роста  валовой
продукции   на   1,1   процента  являются  сложные  погодные  условия,
повлиявшие на сроки проведения посевной кампании и заготовку кормов.
      Действуют      региональный      фонд     для     финансирования
сельхозпредприятий  в  период  весеннего  сева  и  уборки  урожая  под
закупки  зерна;  лизинговый  фонд  в целях технического перевооружения
поставивший  в  I  полугодии 2002 года хозяйствам области 64 комбайна,
56  тракторов,  30  опрыскивателей,  104  культиватора, 241 сеялку, 10
протравителей семян.
      Сельхозтоваропроизводителям   на   1   июля  2002  года  оказана
финансовая  поддержка  из бюджета области в сумме 96,5 млн. рублей, из
которых  70,0  млн. рублей направлено на обеспечение горюче-смазочными
материалами  по  льготным  ценам  на проведение весенне-полевых работ,
26,5 млн. рублей выделено в виде субсидий и капитальных вложений.
      На  финансирование  инвестиционных проектов направлено 41,8 млн.
рублей.
      Кроме         того,         ГП         "Оренбургоблпродконтракт"
сельхозтоваропроизводителям  передано  товарно-материальных  ценностей
на сумму 345,3 млн. рублей.
      Сельхозтоваропроизводителями  проводится целенаправленная работа
по  дальнейшему вовлечению в производство ранее неиспользуемой пашни и
других сельскохозяйственных угодий.
      Площадь  посева  зерновых  культур  всеми категориями хозяйств в
2002  году  составила  3,4  млн.  гектаров, что на 114,2 тыс. гектаров
больше, чем в предыдущем году.
      Мероприятиями     администрации     области    предусматривается
своевременная  и  качественная  уборка  урожая  и заготовка кормов, от
которых   зависит   объем  произведенной  валовой  продукции.  Принято
распоряжение  администрации  области N 329-р от 20.06.2002 "О мерах по
обеспечению  уборки  урожая  и  заготовки кормов в 2002 году", которым
предусмотрено  формирование  регионального  продовольственного  фонда,
приобретение  горюче-смазочных  материалов  и  т.д.  Утверждены состав
областного  штаба  и  оперативной группы по проведению уборки урожая и
заготовки     кормов;    до    сельхозтоваропроизводителей    доведены
рекомендации по организации денежной и натуральной оплаты труда.
      Продолжается    работа    по    созданию    промышленно-аграрных
объединений,   внедрению   ресурсосберегающих   технологий,   созданию
условий для развития агропромышленного комплекса.
      При   выполнении   намеченных   мероприятий   прогноз   развития
агропромышленного комплекса будет выполнен.

                               Финансы
                                                         (млн. рублей)
----------------------------------------------------------------------------
|      Показатели      |                    2002 год                       |
|                      |---------------------------------------------------|
|                      |        Прогноз         |    5      |    Оценка    |
|                      |------------------------| месяцев*  | департамента |
|                      | I вариант | II вариант |           |  экономики   |
----------------------------------------------------------------------------
| Финансовый результат | 15 000    | 16 900     | 4 400     | 12 300       |
| в том числе:         |           |            |           |              |
| прибыль   прибыльных |           |            |           |              |
| предприятий          | 17 500    | 19 000     | 6 500     | 18 000       |
| убытки     убыточных |           |            |           |              |
| предприятий          | -2 500    | -2 100     | -2 100    | -5 700       |
----------------------------------------------------------------------------
      *Расчеты  проведены  по  полному кругу предприятий департаментом
экономики.

                  По крупным и средним предприятиям
                                                         (млн. рублей)
--------------------------------------------------------------------
|             Показатели         |             5 месяцев           |
--------------------------------------------------------------------
| Финансовый результат           |   1 880,6                       |
| в том числе:                   |                                 |
| прибыль прибыльных предприятий |   3 967,3                       |
| убытки убыточных предприятий   |   2 086,7                       |
--------------------------------------------------------------------

      Прибыль  прибыльных  предприятий  - один из основных источников,
формирующих  доходную  часть  консолидированного  бюджета  области.  В
структуре доходов налог на прибыль составляет 25,6 процента.
      По  прибыли  область  выходит на прогнозируемый уровень - 18 000
млн. рублей.
      Однако    сальдированный    финансовый   результат   значительно
ухудшается  в  связи  с  ростом  суммы  убытков, допущенных субъектами
народного хозяйства области.
      Если  по  итогам  2001  года сумма убытков убыточных предприятий
составила  2,6 млрд. рублей, то за 5 месяцев текущего года - 2,1 млрд.
рублей  с  ростом к соответствующему периоду прошлого года в 3,7 раза.
Более 50,0 процента предприятий убыточны.
      Только  ОАО  "НОСТА"  допущены убытки на сумму 1,2 млрд. рублей,
что  явилось следствием неоднократной смены собственников предприятия,
вызвавшей    разрушение    хозяйственных    связей   (к   концу   года
предусматривается    улучшение   работы   предприятия   в   результате
осуществления  программных мероприятий по модернизации и реконструкции
производства).
      В  результате  масса сальдированной прибыли, полученной крупными
и  средними  предприятиями  области  за  отчетный период, снизилась по
отношению  к  соответствующему  периоду  прошлого года более чем на 60
процентов  и  составила  1,9  млрд.  рублей  против 4,9 млрд. рублей в
соответствующем периоде прошлого года.
      Основной  причиной ухудшения финансово-экономической ситуации на
предприятиях    и   снижения   эффективности   производства   является
значительный  в  текущем  году  рост  тарифов  на  продукцию  и услуги
естественных  монополий и санкции монополистов в случае несвоевременно
произведенных платежей.
      Так,  с начала года тарифы на природный газ повышались дважды: с
15  февраля  -  на  20,0  процента  и  с  1  июля  - на 15,0 процента,
электроэнергию  -  на 35,0 процента, грузовые перевозки - в среднем на
24,0  процента  (с  15  февраля  - на 16,0 процента, с 7 июля - на 6,8
процента).
      Снижение  финансовых  результатов  отмечается  в нефтедобывающей
промышленности  -  на  92,0 процента (147 млн. рублей прибыли против 1
789  млн.  рублей  - в 2001 году), нефтепереработке - на 47,0 процента
(61  млн.  рублей против 114 млн. рублей), что связано с экономической
политикой,  проводимой  собственниками  нефтяной  компании в отношении
трансфертного ценообразования.
      Основной   причиной   уменьшения   на   74,0  процента  прибыли,
полученной  предприятиями  цветной  металлургии (85 млн. рублей против
330  млн.  рублей),  является  изменение  схемы  реализации продукции,
определенной  холдингом "Уральская горно-металлургическая компания". В
частности,   ОАО   "Гайский   ГОК",   ранее  отражавшее  в  отчетности
реализацию  рафинированной  меди,  сегодня реализует медный и цинковый
концентраты.    Основная    прибыль    формируется   на   предприятиях
Свердловской  области,  получающих  продукцию с более высокой степенью
готовности.
      Снижение    на    41,0   процента   прибыли   в   химической   и
нефтехимической   промышленности  (91  млн.  рублей  против  154  млн.
рублей)  объясняется  главным образом падением на 32,6 процента объема
производства продукции ОАО "Новотроицкий завод хромовых соединений".
      Существенное   снижение   финансовых  результатов  отмечается  в
торговле  и  общественном  питании - на 32,0 процента (356 млн. рублей
против 524 млн. рублей).
      Состояние   экономики   оказывает  непосредственное  влияние  на
исполнение  бюджета  области.  По  итогам  I полугодия текущего года в
Оренбургской  области  в бюджеты всех уровней собрано налогов и сборов
на  24,1  процента  больше,  чем  за аналогичный период 2001 года. При
этом  поступления  в  федеральный  бюджет  возросли  в  1,4  раза, а в
консолидированный бюджет области - лишь на 8,9 процента.
      Это  обусловлено  перераспределением  налоговых  платежей  и,  в
частности,   налога   на   добычу   углеводородного  сырья,  в  пользу
федерального бюджета.
      В  целях  стабилизации финансового положения субъектов хозяйства
администрацией области:
      оказывается      государственная      поддержка     технического
перевооружения  и  модернизации  производства  через областной конкурс
инвестиционных проектов;
      проводится   мониторинг  деятельности  убыточных  предприятий  с
разработкой  мер  по  финансовому оздоровлению и выводу предприятий на
уровень безубыточности и рентабельности;
      проводятся  мероприятия  по  развитию  кооперации  и  интеграции
предприятий агропромышленного комплекса;
      оказывается  помощь  предприятиям  агропромышленного комплекса в
виде возмещения из областного бюджета процентной ставки по кредитам;
      для   сокращения  недоимки  предприятий  по  платежам  в  бюджет
совместно  с  Управлением Министерства Российской Федерации по налогам
и   сборам   по   Оренбургской   области   проведена  реструктуризация
кредиторской  задолженности  юридических лиц на сумму 1,3 млрд. рублей
- по основному долгу, на 2,8 млрд. рублей - по пени и штрафам;
      совместно  с федеральными надзорными налоговыми органами ведется
работа  по  выявлению  фактов  сокрытия  доходов  от  налогов (за счет
принятых  мер  в  бюджеты  всех  уровней за первое полугодие поступило
дополнительно 370,9 млн. рублей).
      Для    стимулирования   экономического   роста   и   наращивания
налогооблагаемой   базы   будет  продолжена  работа,  направленная  на
безусловное          выполнение         прогнозных         показателей
социально-экономического  развития области, максимальное использование
налогового  потенциала  и  укрепление  на  этой  основе доходной части
бюджета.

                       Уровень жизни населения
--------------------------------------------------------------------------------
|        Показатели        |                      2002 год                     |
|                          |---------------------------------------------------|
|                          |        Прогноз         | Полугодие |    Оценка    |
|                          |------------------------|           | департамента |
|                          | I вариант | II вариант |           |  экономики   |
--------------------------------------------------------------------------------
| Инфляция           (рост |           |            |           |              |
| потребительских   цен  в |           |            |           |              |
| среднем    за    год   в |           |            |           |              |
| процентах)               | 115,0     | 115,0      | 113,3     | 115,0        |
| Реальные денежные доходы |           |            |           |              |
| населения (в процентах)  | 105,0     | 106,8      | 112,0     | 106,8**      |
| Среднемесячная           |           |            |           |              |
| заработная    плата   по |           |            |           |              |
| полному       кругу      |           |            |           |              |
| предприятий, рублей      | 3 110     | 3 290      | 2 906*    | 3 110        |
| в       процентах      к |           |            |           |              |
| предыдущему году         | 119,7     | 126,7      | 129,0*    | 126,4        |
--------------------------------------------------------------------------------

      * Оценка департамента экономики.
      **   В  связи  с  увеличением  во  втором  полугодии  2001  года
заработной  платы  работников  бюджетной сферы в 1,9 раза к концу 2002
года  ожидается  замедление темпов роста реальных доходов населения до
106,8 процента.

      Администрациями  области и муниципальных образований проводилась
последовательная  работа  по  выполнению  мероприятий, направленных на
повышение   уровня   жизни   населения.   Начисленная   среднемесячная
заработная  плата в целом по области составила 2 906 рублей и возросла
к  полугодию  прошлого  года  на  29,1  процента,  реальная  - на 13,8
процента,  увеличилась  заработная плата работников бюджетной сферы. С
1  декабря  2001  года в 1,89 раза (указ главы администрации области N
37-ук  от  29  ноября 2001 года "О повышении тарифных ставок (окладов)
работников  организаций  бюджетной  сферы").  Это  позволило сократить
разрыв  в  уровне  оплаты труда данной категории относительно среднего
по  области  с  58,5  процента по итогам 2001 года до 79,5 процента за
январь   -  май  текущего  года.  Средний  размер  назначенных  пенсий
составил  1  258,5  рубля и вырос на 44,0 процента, реальный - на 15,9
процента.
      Администрация   области   намерена   и  в  дальнейшем  сохранять
положительный  вектор  улучшения  уровня  жизни  населения. Реализация
мероприятий  постановления  N  40-п  от 18 марта 2002 года "О мерах по
повышению  доходов  населения Оренбургской области", предусматривающих
увеличение   заработной   платы,   пенсий,  сокращение  дифференциации
населения   по   уровню   доходов,   социальную   поддержку,  позволит
обеспечить  рост  заработной  платы  в целом по области в 2002 году на
26,4 процента по отношению к уровню 2001 года.
      В  результате  роста реальных доходов населения оборот розничной
торговли  увеличился  на  12,0  процента, объем платных услуг - на 1,3
процента, прилив денег в сберегательный банк - на 1,6 процента.

           Оборот розничной торговли и объем платных услуг
                                                         (млн. рублей)
----------------------------------------------------------------------
|        Показатели         |               2002 год                 |
|                           |----------------------------------------|
|                           |   Прогноз   | Полугодие |    Оценка    |
|                           |             |           | департамента |
|                           |             |           |  экономики   |
----------------------------------------------------------------------
| Оборот розничной торговли | 25557,3     | 11801,8   | 26046,0      |
| Индекс        физического |             |           |              |
| объема, процентов         | 106,0       | 112,0     | 106,0        |
| Объем    платных    услуг |             |           |              |
| населению    (с    учетом |             |           |              |
| экспертной оценки объемов |             |           |              |
| услуг   по   недоучтенным |             |           |              |
| предприятиям            и |             |           |              |
| оказываемых   физическими |             |           |              |
| лицами)                   | 9041,6      | 4018,7    | 9301,4       |
| Индекс        физического |             |           |              |
| объема, процентов         | 103,5       | 101,3     | 102,5        |
----------------------------------------------------------------------

      Недостаточные   темпы  роста  объемов  платных  услуг  населению
обусловлены   в   основном  снижением  темпов  бытовых  услуг  на  1,8
процента,  услуг  пассажирского  транспорта  -  на 0,7 процента, услуг
связи  -  на  4,5 процента. Основные причины - низкие доходы сельского
населения,   недостаток   собственных  оборотных  средств  предприятий
бытового  обслуживания,  повышение  тарифов на пассажирские перевозки,
увеличение почтовых тарифов.
      Администрациями  области и муниципальных образований реализуются
мероприятия  по  увеличению оборота розничной торговли и общественного
питания, включающие в себя:
      открытие розничных рынков (г. Бугуруслан);
      увеличение  торговых  мест  на  действующих  рынках  за  счет их
расширения (Кваркенский район);
      ввод  в  действие  новых  и  реконструкция  действующих торговых
предприятий; открытие летних кафе (города и районные центры области);
      открытие    линий    по    изготовлению    макаронных   изделий,
реконструкция горнолыжной базы (г. Кувандык);
      организация  выставок-продаж,  выездных  ярмарок, способствующих
расширению   рынков  сбыта  российских  товаров  и  освоению  местными
товаропроизводителями новых конкурентоспособных товаров.
      Проведено  9 выставок-ярмарок, конкурс продукции, представленной
российскими     товаропроизводителями.     С     целью    установления
взаимовыгодных   международных   контактов   более   60   оренбургских
товаропроизводителей   приняли   участие   в   универсальной  выставке
российских  предприятий  "Европа  - Азия. Сотрудничество без границ" в
г. Актобе Республики Казахстан.
      Кроме  того,  принятие  администрацией  области ряда нормативных
документов     позволило    расширить    правовые,    организационные,
экономические   основы   деятельности   автомобильного   пассажирского
автотранспорта  в  области. Проводится упорядочение и расширение услуг
на   пригородных   автоперевозках  пассажиров.  В  целях  эффективного
использования  выделенных  бюджетных  средств  администрацией  области
внедрена   новая  схема  организации  и  финансирования  этой  работы,
проведен  конкурс  (из областного бюджета выделена дотация на покрытие
непроизводительных  доходов  автопредприятиям - более 45 млн. рублей и
средства  на  возмещение  затрат  через  главное управление социальной
защиты населения Оренбургской области - более 30 млн. рублей).


Информация по документу
Читайте также