Расширенный поиск

Постановление Правительства Оренбургской области от 30.06.2003 № 3-пп

 
                  ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

30.06.2003 N 3-пп                                          г. Оренбург

О  состоянии  и мерах по
усилению   контроля   за
использованием
природных   ресурсов   в
Оренбургской области

      Заслушав  и  обсудив  доклад исполняющего обязанности начальника
Главного  управления  природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР
России  по  Оренбургской  области  Комлева Г.Г. о состоянии и мерах по
усилению  контроля за использованием природных ресурсов в Оренбургской
области, правительство области п о с т а н о в л я е т :
      1.  Принять  к  сведению  информацию  о  состоянии  и  мерах  по
усилению  контроля за использованием природных ресурсов в Оренбургской
области.
      2.   Рекомендовать  Главному  управлению  природных  ресурсов  и
охраны  окружающей среды МПР России по Оренбургской области продолжить
работу  по  реализации  государственной  политики  в сфере контроля за
использованием природных ресурсов на территории Оренбургской области.
      3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

      Председатель правительства -
      глава администрации области          А. Чернышев

                              Информация
 о состоянии и мерах по усилению контроля за использованием природных
             ресурсов в Оренбургской области в 2002 году

      Главное  управление природных ресурсов и охраны окружающей среды
МПР  России  по  Оренбургской  области  (далее  - ГУПР по Оренбургской
области)  образовано согласно приказу МПР России от 1 июля 2002 года N
391   в   результате  реорганизации  Комитета  природных  ресурсов  по
Оренбургской области путем преобразования его в ГУПР.
      ГУПР  по  Оренбургской  области является территориальным органом
МПР   России,   осуществляющим   многофункциональное   государственное
управление  и  координацию  в сфере развития минерально-сырьевой базы,
использования  и  охраны  водных  ресурсов,  охраны  и  восстановления
лесного  фонда, охраны окружающей среды и экологической безопасности и
осуществляет      государственный     контроль     за     рациональным
природопользованием и экологической безопасностью.
      В   природно-ресурсном  блоке  нашей  области  важной  проблемой
является  медленный  темп  освоения промышленных месторождений, крайне
низкая    эффективность    прироста   запасов   полезных   ископаемых,
обусловленная недостаточным финансированием геологоразведочных работ.
      Послание   Президента   Российской   Федерации   предусматривает
увеличение  внутреннего  валового  продукта  в  2 раза к 2010 году и в
этой   связи  минерально-сырьевая  база  Оренбургской  области  должна
соответствовать этой задаче.
      В  связи  с  этим необходимо активизировать работу по проведению
геологоразведочных   работ   путем   консолидации   усилий   в   части
финансирования  данных  работ со стороны бюджета Российской Федерации,
бюджета области и средств недропользователей.
      В  настоящее  время  задолженность областного бюджета перед ГУПР
по  Оренбургской  области  составляет  за 2002 год 47,0 млн. рублей, а
всего с 2000 года - 258, 0 млн. рублей.
      Анализ  состояния  окружающей  природной  среды  дает  основание
характеризовать  территорию  области как зону со сложной экологической
обстановкой.  По  объемам  выбросов  загрязняющих  веществ в атмосферу
Оренбургская  область  находится  среди  регионов России с наибольшими
объемами  выбросов  (2002  год  -  695,3  тыс.  тонн),  в  Приволжском
федеральном  округе  Оренбуржье  занимает  второе место. Основная доля
загрязнения  атмосферного  воздуха  приходится на предприятия цветной,
черной     металлургии;     нефтедобывающей,    нефтеперерабатывающей,
химической,  строительной,  горнодобывающей  отраслей промышленности и
топливно-энергетического     комплекса.    Отрадно    отметить    рост
производства  на  территории  области,  но это должно происходить не в
ущерб  экологической  обстановке.  Необходимо внедрять природоохранные
мероприятия.
      Объем  выбросов  на 1 км2 территории области составляет 5,6 тонн
загрязняющих  веществ,  на одного жителя области - 316 кг загрязняющих
веществ,   а  в  городах  Орске  -  640  кг,  Новотроицке  -  708  кг,
Медногорске - 3100 кг.
      Остается  низким  уровень  утилизации  вредных  веществ  -  55,9
процента.  Практически не улавливаются оксиды азота и оксиды углерода.
Крайне  мала  степень  очистки  таких  веществ, как фтористый водород,
никель, кобальт, медь, пятиокись ванадия, бенз(а)пирен и других.
      В  городах  Орске  и  Новотроицке  уровень загрязнения атмосферы
оценивается  как "высокий". В городе Медногорске уровень загрязнения -
"повышенный".  Даже небольшие увеличения объемов производства в 2000 -
2002  годах  существенно сказались на изменения загрязнения окружающей
природной среды.
      В   сфере  водоотведения  и  водопотребления  отмечается  слабое
внедрение    безводных    технологических    процессов   производства,
недостаточная  мощность  существующих систем оборотного водоснабжения,
низкая степень оснащения очистными сооружениями.
      Для   решения   проблемы  снабжения  населения  водой  питьевого
качества    принята   областная   программа   "Обеспечение   населения
Оренбургской  области питьевой водой на 2003 - 2010 годы". В 2003 году
на  реализацию  программы  предусмотрено  средств  на общую сумму 91,8
млн.  рублей,  в  том  числе  осуществлены  работы по водоснабжению с.
Ташла,  пос.  Светлый,  расширению сетей Новосакмарского водозабора г.
Оренбурга,    источников   водоснабжения   г.   Орска,   реконструкции
Сакмарского водозабора г. Кувандыка.
      Основные  природные водные объекты области отнесены к 3 классу и
оцениваются  как  "умеренно-загрязненные".  Негативное  воздействие на
них  оказывают  как  трансграничный  перенос  загрязняющих  веществ из
Челябинской  области, республик Казахстан и Башкортостан, так и сбросы
сточных   вод  промышленных  объектов  и  систем  хозяйственно-бытовых
канализаций  населенных  пунктов.  В  2002  году зафиксировано высокое
загрязнение    четыреххлористым    углеродом   воды   Старосакмарского
водозабора.
      Объем  неочищенных  сточных вод составляет около 10 процентов от
общего  объема  сброса. Необходимая потребность в очистных сооружениях
составляет 408 тыс. м3 в сутки.
      При  этом  "долгостроями"  в  настоящее  время являются очистные
сооружения  в  городах  Орске,  Оренбурге, Бугуруслане общей мощностью
335 тыс. м3 в сутки.
      Завершение  строительства  очистных  сооружений  является крайне
важным,  так  как это позволит сократить сбросы загрязняющих веществ в
поверхностные водоемы в объеме 41,133 тыс. тонн.
      Особое  значение  в наведении правопорядка на территории области
в    части    соблюдения    природоохранного    и    природоресурсного
законодательства  принадлежит службе государственного контроля ГУПР по
Оренбургской области.
      Основными  задачами государственного контроля являются выявление
нарушений,   разработка  и  реализация  мероприятий,  достаточных  для
предупреждения  и  снижения  техногенной нагрузки на окружающую среду,
принятие   исчерпывающих   мер   по  возмещению  ущерба  и  проведение
предупредительного профилактического контроля.
      Служба  государственного контроля осуществляет свою деятельность
во    взаимодействии   с   администрацией   области,   государственным
учреждением  "Государственная  инспекция  по  охране  окружающей среды
Оренбургской  области"  и  другими контрольными и надзорными органами:
Оренбургским   управлением   Госгортехнадзора   России,   ФГУ   "Центр
государственного  санитарно-эпидемиологического надзора в Оренбургской
области",   комитетом  по  земельным  ресурсам  и  землеустройству  по
Оренбургской   области,   областным  центром  по  гидрометеорологии  и
мониторингу  окружающей  среды,  Управлением  Министерства  Российской
Федерации  по налогам и сборам по Оренбургской области, управлением по
охране,  контролю  и  регулированию  охотничьих  животных Оренбургской
области.
      В  2002  году  службой  государственного  контроля проверено 465
предприятий   по   1302   объектам.  В  ходе  проверок  выявлено  1866
нарушений, по которым выданы предписания.
      Расследованы  все  аварийные  ситуации, произошедшие по вине ОАО
"Оренбургнефть"  в  Пономаревском  и  Матвеевском районах, связанные с
порывами  нефтепроводов  и загрязнением атмосферного воздуха, земель и
водных объектов.
      Серьезная  авария в 2003 году произошла на скважине N 260 в НГДУ
"Сорочинскнефть"    (Переволоцкий   район).   В   результате   выброса
нефте-газовой  смеси произошло загрязнение 16,3 гектара земли, реки Б.
Уран  и  атмосферного  воздуха.  Ущерб,  нанесенный  окружающей среде,
составил более 9 млн. рублей.
      По  возмещению  причиненного ущерба окружающей среде предъявлено
28  исков  на общую сумму 2042,8 тыс. рублей, в том числе за нарушение
правил  охраны  водных объектов - 3 иска на сумму 74,6 тыс. рублей, за
загрязнение  земель - 21 иск на сумму 1773,2 тыс. рублей, за нарушение
правил  использования  лесного  фонда  -  3  иска  на сумму 194,2 тыс.
рублей. Все исковые документы переданы в арбитражный суд.
      За  невыполнение законодательства в области природопользования и
охраны  окружающей среды привлечено к административной ответственности
267  юридических, должностных и физических лиц, предъявлено штрафов на
сумму  525,8  тыс.  рублей,  в  том  числе ООО "Медногорский МСК", ОАО
"Оренбургтопнефть",       Орское      производственное      управление
водопроводно-канализационного  хозяйства,  ОАО "Новотроицкий цементный
завод",  ОАО  "Комбинат  Южуралникель".  В  числе  основных  нарушений
констатировалось  отсутствие  или  невыполнение разрешений на выбросы,
сбросы,  размещение отходов, неэффективную работу очистных сооружений,
отсутствие заключений государственной экологической экспертизы.
      По    причине    нарушений   природоохранного   законодательства
приостановлена хозяйственная деятельность 27 объектов.
      В  2003 году выданы предписания о приостановке 5 объектов, в том
числе     приостановлено    обустройство    скважин    Рождественского
месторождения,   разрабатываемого   ООО  "Сервиснефтегаз",  работы  на
Дмитриевском    месторождении,    разрабатываемом   ОАО   "Илекнефть",
приостановлен  ввод пускового комплекса по переработке 1,5 млн. тонн в
год     жидких     углеводородов     4-ой     очереди    Оренбургского
газоперерабатывающего   завода,   принадлежащего  ЗАО  "Южно-уральская
промышленная компания".
      В  результате  выявления  систематических нарушений лицензионных
соглашений  в  органы,  выдавшие  лицензии,  направлялись  материалы о
досрочном  прекращении  права пользования недрами по 15 предприятиям и
19  объектам.  (ОАО  "Оренбургнефть"  - Сладково-Заречная площадь, ОАО
"Оренбургтопнефть"    -   Твердиловское   месторождение   нефти,   ООО
"Оренбургфермтоп"  -  Садкинское  месторождение нефти, ООО "Новоорский
щебеночный  завод" им. Ф.И. Сибагатуллина" - Ульяновское месторождение
строительного камня (гранитов) и др.).
      Совместно  с  Оренбургским управлением Госгортехнадзора России и
Управлением  Министерства  Российской Федерации по налогам и сборам по
Оренбургской   области   выявлены   задолженности   по   платежам   за
пользование      недрами,      отчислениям      на     воспроизводство
минерально-сырьевой  базы,  уплате разовых стартовых платежей на общую
сумму  47  619,  0  тыс.  рублей.  К  концу  года по платежам взыскано
15133,9  тыс.  рублей. А за 5 месяцев 2003 года выявлены задолженности
по платежам на сумму 1111,12 тыс. рублей.
      Для  расследования,  рассмотрения  и принятия мер в следственные
органы  переданы 53 дела, из них по 45 делам прокуратурой были приняты
соответствующие решения.
      При  этом  федеральная  служба государственного контроля в сфере
природопользования  и  экологической  безопасности  имеет ограниченную
численность     и    не    в    состоянии    проконтролировать    всех
природопользователей  на  территории  Оренбургской области. Необходимо
четкое    взаимодействие    между    федеральными    и   региональными
государственными службами.
      Федеральным  законом  "Об охране окружающей среды" предусмотрено
разграничение  полномочий  по осуществлению экологического контроля на
территории субъекта Федерации.
      На  территории  области в 2002 году было создано государственное
учреждение    "Центр    по   выполнению   работ   и   оказанию   услуг
природоохранного   назначения",  который  указом  главы  администрации
области   от   10.06.2003   N  22-ук  переименован  в  государственное
учреждение  "Государственная  инспекция  по  охране  окружающей  среды
Оренбургской области".
      Разграничение   объектов   контроля   сферы  деятельности  между
органами   федеральной  исполнительной  власти  и  субъекта  Федерации
определяется  реестром  объектов,  подлежащих  федеральному  контролю,
который  утверждается МПР России. Такой реестр по Оренбургской области
создан,   согласован   с   Департаментом   государственного   контроля
Приволжского   федерального   округа   и   находится   в  МПР  России.
Утверждение    реестра    ожидается    после    выхода   постановления
Правительства    Российской    Федерации,   устанавливающего   порядок
осуществления  государственного  контроля  в области охраны окружающей
среды   (государственного   экологического   контроля)   в  Российской
Федерации.
      Служба  государственного контроля ГУПР по Оренбургской области и
экологическая  служба  Оренбургской области в настоящее время проводят
совместные  поверки,  расследования  аварийных  ситуаций и работают по
жалобам населения.
      Несмотря  на трудности, служба государственного контроля ГУПР по
Оренбургской  области  и администрация области выполняют важную задачу
по    наведению   правопорядка   на   территории   области   в   сфере
природопользования  и  экологической  безопасности.  Защита населения,
создание  благоприятной  среды обитания, сохранение природных богатств
- наша главная цель.
      ГУПР  по  Оренбургской  области  проделана  определенная работа,
направленная  на  изучение,  сохранение  и  рациональное, экологически
обоснованное  использование биологического и ландшафтного разнообразия
региона,   в   том   числе  по  инвентаризации  и  кадастровой  оценке
биоресурсов  и особо ценных природных объектов и территорий, выявлению
редких  и  исчезающих  видов растений и животных, подготовке и ведению
Красной  книги  Оренбургской области, формированию региональной научно
обоснованной сети особо охраняемых природных территорий.
      При  непосредственном  участии  сотрудников ГУПР по Оренбургской
области   развивается  и  совершенствуется  нормативно-правовая  база,
необходимая  для  реализации  федеральных законов по вопросам охраны и
использования    объектов    животного    и   растительного   мира   и
соответственно мест их обитания и произрастания в регионе.
      Вопросы  охраны и использования биологических ресурсов, создания
и   функционирования   сети   особо  охраняемых  природных  территорий
отражены    в    16   распоряжениях   главы   администрации   области,
подготовленных   по   инициативе   или  при  непосредственном  участии
работников ГУПР, в том числе:
      "Об  усилении  охраны редких и находящихся на грани исчезновения
животных и растений Оренбургской области";
      "О   формировании  областного  комплексного  кадастра  природных
ресурсов";
      "О памятниках  природы  Оренбургской области";  
      "Об    организации    на    территории    Оренбургской   области
государственного заповедника "Шайтан-Тау";
      "О создании комиссии по сохранению Бузулукского бора";
      "О     подготовке    материалов    по    статусу    Ириклинского
водохранилища".
      Центральное  место в области сохранения биоразнообразия занимает
система    особо    охраняемых    природных   территорий,   включающая
государственный  природный  заповедник  "Оренбургский",  19 охотничьих
заказников и 511 памятников природы областного значения.
      Сотрудниками   ГУПР   по   Оренбургской   области   совместно  с
природоохранными  службами  администрации  области  ведутся  работы по
формированию  государственного  кадастра  особо  охраняемых  природных
территорий.  Информация для кадастра подготавливается на основе единых
методических подходов, рекомендованных МПР России.
      В  последнее десятилетие учеными и специалистами природоохранных
служб   области  проведены  обширные  инвентаризационные  исследования
биологических  ресурсов,  позволившие  выявить малочисленные, редкие и
исчезающие виды животных и растений.
      Для  сохранения популяций, последующего увеличения численности и
обеспечения  рационального  использования  ресурсов  диких  животных в
области,  в  том  числе редких и исчезающих, разработаны и реализуются
областные   целевые  программы  "Сохранение  ресурсов  диких  копытных
животных  и  регулирование численности волка в Оренбургской области на
2001  -  2005  годы" и "Охрана и улучшение условий обитания охотничьих
животных в природной среде Оренбургской области на 2002 - 2005 годы".
      В  результате принимаемых ГУПР по Оренбургской области совместно
с  заинтересованными организациями и природоохранными службами области
мер   по   охране,   воспроизводству   и  регулированию  использования
биологических  ресурсов состояние популяций большинства видов животных
и  растений, в том числе и занесенных в Красную книгу, характеризуется
в области относительной стабильностью.
      Одновременно  следует выделить проблемы, связанные с проведением
ГУПР  плановых работ по охране и использованию биоресурсов организации
и функционирования особо охраняемых природных территорий, а именно:
      недостаточное  финансирование  работ по инвентаризации, охране и
мониторингу    состояния   биоразнообразия,   организации   работ   по
формированию  государственного  кадастра  особо  охраняемых  природных
территорий;
      отсутствие  экономического  механизма  сохранения  и устойчивого
использования биоразнообразия;
      отсутствие  в  структуре  ГУПР по Оренбургской области в отличие
от   других   территориальных   управлений   отдела  особо  охраняемых
природных территорий и сохранения биоразнообразия.
      Одним  из основных критериев экологической безопасности является
нормирование природопользования.
      Федеральным  законом  "Об  охране  окружающей среды" определено,
что  нормирование  качества  окружающей  среды  производится  с  целью
установления   нормативов   допустимого   воздействия   на  окружающую
природную  среду,  гарантирующих экологическую безопасность населения,
обеспечивающих  рациональное использование и воспроизводство природных
ресурсов в условиях устойчивого развития хозяйственной деятельности.
      По  состоянию  на  01.06.2003 выданы экологические нормативы 300
предприятиям.   Проводится  государственная  экологическая  экспертиза
предпроектной и проектной документации.
      Платежи  за  загрязнение  окружающей  природной среды выбросами,
сбросами  загрязняющих  веществ,  размещение  отходов и другими видами
загрязнения  за  2002  год составили 68 227 тыс. рублей. Из этой суммы
19  процентов  направлялись  в  федеральный  бюджет  и  81 процент - в
областной бюджет.
      Следует  отметить,  что платежи за загрязнение окружающей среды,
поступившие  в областной бюджет, расходуются на цели, не относящиеся к
природоохранной  деятельности. Так, в 2002 году из поступивших 55262,0
тыс.  рублей  выделено  12315,0  тыс.  рублей  на  реализацию  целевой
программы  "Оздоровление  экологической  обстановки в области в 2001 -
2002годах".
      Для  рационального  использования  природных  ресурсов  и охраны
окружающей  среды  на территории области приняты следующие комплексные
целевые программы:
      программа   геологического   изучения   недр  и  воспроизводства
минерально-сырьевой  базы  Оренбургской  области  на  2002 год (нефть,
газ);
      программа   геологического   изучения   недр  и  воспроизводства
минерально-сырьевой  базы  Оренбургской  области  на 2002 год (твердые
полезные       ископаемые;       региональные      геолого-физические,
геолого-съемочные     работы;     региональные     гидрогеологические,
геоэкологические работы; мониторинг геологической среды);
      подпрограмма   "Регулирование   качества   окружающей  природной
среды" ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы);
      территориальная  подпрограмма  "Возрождение Волги" ФЦП "Экология
и природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)";
      подпрограмма  "Водные  ресурсы  и водные объекты ФЦП "Экология и
природные ресурсы России (2002 - 2010 годы)";
      программа   восстановления   и   охраны   водных   объектов   по
Оренбургской области 1999 - 2003 годы;
      программа  "Обеспечение  населения Оренбургской области питьевой
водой на 2003 - 2010 годы";
      подпрограмма  "Леса" ФЦП "Экология и природные ресурсы России на
2002 - 2010 годы";
      региональная   целевая   программа  "Охрана  лесов  Оренбургской
области от пожаров на 1999 - 2005 годы";
      областная  программа сохранения ресурсов диких копытных животных
и  регулирования  численности  волка  в Оренбургской области на 2001 -
2005 годы".
      Для  улучшения состояния окружающей природной среды и ослабления
влияния  факторов  загрязнения  окружающей среды на территории области
разработаны  региональный  план  действий  по  охране окружающей среды
Оренбургской  области на 2002 - 2005 годы, план действий по сохранению
биоразнообразия Оренбургской области на 2001 - 2005 годы.
      Основная  деятельность  государственной лесной службы направлена
на     охрану,     восстановление     и    защиту    лесного    фонда.
Лесовосстановительные  работы  в 2002 году выполнены в полном объеме в
соответствии  с  утвержденной  программой  "Региональная  программа по
восстановлению  лесов  в  лесном  фонде". Создано 804 гектара защитных
лесополос,  проведены  меры борьбы с вредителями леса на площади 28,86
гектара.  Выполнены  все  основные объемы противопожарных мероприятий.
Несмотря  на  принятые  меры в лесном фонде возник 21 пожар на площади
247  гектаров.  Ущерб  от  пожаров  составил 1344,7 тыс. рублей, в том
числе затраты на тушение - 385,0 тыс. рублей.
      Министерством    природных    ресурсов    Российской   Федерации
подготовлены  предложения  по  внесению  изменений,  дополнений  в ряд
федеральных  законов  (более  20)  в  части разграничения сфер ведения
между   федеральными,   региональными   и  местными  уровнями  власти.
Утвержден  сводный  план  законопроектной и нормативно-правовой работы
МПР России на 2002 - 2004 годы.
      В  настоящее  время  ведется  работа по заключению трехсторонних
договоров  о  взаимодействии  между  МПР России, субъектом Федерации и
природопользователем,  позволяющих  реализовать  комплексный подход по
рациональному природопользованию и охране окружающей природной среды.
      Проблемы  сохранения окружающей среды и ресурсного потенциала не
могут быть ведомственными.
      Только  общие  усилия федеральных органов исполнительной власти,
органов  власти субъектов Российской Федерации, природопользователей и
общественности  приведут  к  сохранению  природных  богатств, созданию
благоприятной среды обитания, к улучшению жизненного уровня населения.


Информация по документу
Читайте также