Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.04.2004 № 1146

 
         ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
           ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

               ТРЕТИЙ СОЗЫВ

        П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

        21 апреля 2004 года N 1146

      г. Оренбург

      Об    информации    "О    ходе
      выполнения              Закона
      Оренбургской    области    "Об
      обороте                 земель
      сельскохозяйственного
      назначения"

      Заслушав  и  обсудив  информацию заместителя главы администрации
области   -   директора   департамента   агропромышленного   комплекса
Оренбургской   области   Еременко   В.К.  "О  ходе  выполнения  Закона
Оренбургской   области   "Об   обороте   земель  сельскохозяйственного
назначения", Законодательное Собрание области
                       п о с т а н о в л я е т:
      1.  Принять  к  сведению  информацию  "О  ходе выполнения Закона
Оренбургской   области   "Об   обороте   земель  сельскохозяйственного
назначения" (прилагается).
      2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

      Председатель Законодательного
      Собрания Оренбургской области          Ю.В. Трофимов

                                                    Приложение
                                             к           постановлению
                                             Законодательного Собрания
                                             области
                                             от  21  апреля  2004 года
                                             N 1146

                              ИНФОРМАЦИЯ
   о ходе выполнения Закона Оренбургской области "Об обороте земель
        сельскохозяйственного назначения Оренбургской области"

      Департамент  агропромышленного  комплекса  Оренбургской  области
(далее  -  Департамент)  с  принятием  Закона Оренбургской области "Об
обороте  земель сельскохозяйственного назначения Оренбургской области"
(далее - Закон) обозначил круг проблем и направления по их решению.
      Первоначальной   задачей   было   информирование   собственников
земельных  паев,  пользователей  сельхозземель об изменении земельного
законодательства.   Специалисты   Департамента   провели  совещания  с
руководителями      сельскохозяйственных     организаций     Гайского,
Октябрьского,  Адамовского,  Новосергиевского, Ташлинского, Илекского,
Переволоцкого  районов,  пригородных  хозяйств  г. Оренбурга. Подобные
совещания  были проведены в большинстве муниципальных образований, а в
газетах  Адамовского,  Саракташского и других районов дана аналогичная
информация для собственников земельных долей.
      С  этой  же  целью  в  рамках  работы  межрегиональной  выставки
"Меновой  двор"  8  октября  2003  года  проведено заседание "круглого
стола" по теме "Вопросы земельных отношений в АПК".
      Вторым  этапом  работы  по  выполнению  Закона  стала  выработка
рекомендаций   и   изготовление   наглядной   агитации,  помогающих  в
практической   работе   по   выделению   земельных   паев,  заключению
договоров, регулирующих оборот земли.
      Для   оказания  помощи  собственникам,  пользователям  земельных
участков  и  участникам долевой собственности Департамент направил два
письма  в адрес глав муниципальных образований по вопросу юридического
оформления  земельных участков и закрепления их границ. Подготовлены и
переданы   для  руководства  в  районы  области  плакат  "Памятка  для
собственников   земельных  долей  Оренбургской  области",  памятка  по
оформлению      взаимоотношений      сельхозтоваропроизводителей     с
собственниками     земельных    долей,    методические    рекомендации
Министерства   сельского  хозяйства  Российской  Федерации  по  выделу
земельных  участков  в  счет  земельных  долей,  письмо  о регистрации
земельных  участков. Совершение сделок с земельными долями, земельными
участками  из  земель  сельскохозяйственного  назначения не замыкается
только  на  органах  исполнительной  власти или органах муниципального
образования.  В  этом  процессе задействовано много других структур, с
которыми  Департамент  тесно  взаимодействует.  В  частности, с начала
года     ведется    совместная    работа    с    ФГУП    "Оренбургское
землеустроительное   проектно-изыскательское   предприятие"  (далее  -
Предприятие),  ФГУ "Земельная кадастровая палата Оренбургской области"
(далее  -  Палата), учреждением юстиции по государственной регистрации
прав   на   недвижимое   имущество   и  сделок  с  ним  на  территории
Оренбургской   области  и  районами  области  по  сбору  информации  о
земельных участках, прошедших кадастровый учет и правовую регистрацию.
      Из-за   отсутствия   средств  у  собственников  и  пользователей
земельных  долей проблематичным является оформление прав собственности
на  земельные  участки,  находящиеся  в  общей  долевой собственности.
Однако,   несмотря   на   эти   трудности,  собственники  совместно  с
сельхозтоваропроизводителями  и  муниципальными образованиями начинают
эту работу.
      К  юридическому  оформлению земельных участков для передачи их в
долгосрочную  аренду  приступили 139 сельскохозяйственных организаций,
в том числе:
      Адамовский   район   -   2   хозяйства   (ЗАО  "Юбилейное",  СПК
"Теренсайское");
      Акбулакский  район - 12 землепользователей (СМУП "Сагарчинский",
колхоз им. Свердлова, колхоз "Авангард" и т.д.);
      Гайский  район  -  3  землепользователя (ООО "МедьПромАгро", КФХ
"Надежда", ПТФ "Гайская");
      Домбаровский     район     -     5    сельхозорганизаций    (ООО
"Мельник-Полевой",   ООО   "Мельник-Солнечный",  СПК  "Буденный",  СПК
"Мендебай", ЗАО "Домбаровское");
      Илекский  район  -  3  хозяйства (колхоз "Борьба за мир", колхоз
им. Кирова, ЗАО им. Бокова);
      Кувандыкский  район  -  2 землепользователя (СПК "Медногорский",
ЗАО "Ленинское");
      Новоорский   район  -  4  землепользователя  (АФ  "Вымпел",  СПК
"Горьковское", ООО "Восход", ЗАО "Будамшинский");
      Переволоцкий  район  -  3  хозяйства  (ОАО СХП "Радуга", ЗАО им.
Пугачева, ОАО "Переволоцкая МТС");
      Сакмарский  район  - 5 хозяйств (колхоз им. 1 Мая, ООО "Салмыш",
ЗАО  "Восток",  СПК  "Долина",  ПТФ  "Россия"). Один землепользователь
(ТНВ "Южный Урал") оформил право собственности на землю;
      Саракташский  район  -  11  хозяйств  (колхоз  "Власть Советов",
колхоз  "Заря",  колхоз  "Красногорский",  колхоз "Нива", ЗАО "Колос",
ООО "Владимировская" и т.д.);
      Шарлыкский   район  -  2  хозяйства  (СПК  "Кзыл-Тан",  СПК  им.
Пушкина);
      Ясненский  район  -  2  хозяйства  (СПК  "Родник" в границах СПК
"Акжарский", ООО "Мельник-Восток").
      В   Абдулинском,   Бугурусланском,  Кваркенском,  Курманаевском,
Матвеевском,     Новосергиевском,     Первомайском,     Пономаревском,
Ташлинском, Тоцком, Тюльганском районах эта работа еще не начата.
      Работа   в  рамках  Закона  обозначила  "скрытый  рынок"  земель
сельскохозяйственного назначения.
      Собственники  продают  свою  долю  в  праве общей собственности,
т.е.  по бросовой цене идет скупка свидетельств на право собственности
на  землю  сомнительными  людьми и компаниями, которые формируют новые
земельные  участки для последующей перепродажи. Такие примеры уже есть
в  Оренбургском  районе  - ЗАО им. Гагарина, СПК СА "Чебеньковское"; в
Сакмарском районе - ЗАО птицефабрика "Большевик".
      23  января  2004 года в Сакмарском районе была проведена встреча
с  собственниками  земельных  долей,  на которой людям были разъяснены
последствия  таких  необдуманных  действий.  Подобные встречи прошли в
Оренбургском, Светлинском районах.
      Руководствуясь  Законом,  собственники земельных паев "входят" в
рынок  земель  сельскохозяйственного  назначения.  Так,  жительницы с.
Белополье  Адамовского  района  Бисенгалиевы  предложили администрации
области  выкупить  2  их  земельных участка площадью по 35 гектаров за
97,2  тысячи  рублей  каждый.  В  связи с отсутствием на этих участках
месторождений    полезных    ископаемых    и   углеводородного   сырья
Департаментом покупка была признана нецелесообразной.
      В  рамках  принятого  Закона  резче обозначились взаимоотношения
собственников     земельных     паев     и     разработчиков     недр.
Нефтегазодобывающие   компании   из-за   отсутствия   у  собственников
правоустанавливающих   документов   на   земельные  участки  перестают
заключать      договоры      отвода     земельных     участков     для
несельскохозяйственных  нужд.  Решение этих вопросов во многом зависит
от  позиции  руководителей  районов,  от того, как проводится работа с
собственниками  по  передаче земельных участков на правах долгосрочной
аренды  с  привлечением  к  оформлению  земельных  участков финансовых
средств  промышленных  предприятий.  Примером  решения  этой  проблемы
может служить Переволоцкий район.
      Острой  проблемой является использование земель. Согласно пункту
3    статьи    13    Федерального    закона    "Об    обороте   земель
сельскохозяйственного  назначения"  если организация использует не всю
землю,  находящуюся  в  долевой собственности, то по истечении 2-х лет
неиспользуемая   земля   может  быть  изъята,  что  может  привести  к
уменьшению   размера   доли   в   праве  общей  собственности  каждого
собственника.
      Окончательно  также  не  отработан  вопрос о выделении земельной
доли  в  натуре.  Согласно  Федеральному  закону  "Об  обороте  земель
сельскохозяйственного  назначения"  споры о местоположении выделяемого
земельного  участка  и  размере  компенсации  разрешаются  участниками
долевой   собственности   с  использованием  согласительных  процедур,
порядок   проведения  которых  до  настоящего  времени  Правительством
Российской  Федерации  не  установлен.  Это порождает земельные споры,
которые   потом   рассматриваются  в  суде,  например,  в  Ташлинском,
Саракташском и некоторых других районах области.
      Судебная  практика,  связанная  с  земельными  отношениями, тоже
пока   не   сложилась.  В  колхозе  "Правда"  Асекеевского  района  не
выполняется  решение  суда  о  наделении  земельной  долей Нургалиевой
К.Г., которая была пропущена в списке при наделении паем.
      Для  юридического  оформления  границ  земельного участка раньше
разрешалось  применять  метод описания, картографический метод. Сейчас
разрешена     только    геосъемка,    стоимость    которой    является
высокозатратной  и  составляет  до  100  руб./га  и более. Кроме того,
постоянно  меняются  требования  к  проектам,  что  затягивает процесс
постановки  на  учет  в  Палате.  Примером  может  служить  оформление
работниками  бывшего  совхоза  "Медногорский" границ своего земельного
участка:   Палата   неоднократно  возвращала  проект  на  доработку  в
Предприятие.
      Это  лишь  часть проблем, связанная с выполнением Закона. Только
системная,  постоянная работа по созданию информационной базы позволит
избежать   изъятия   неиспользованных   земельных  участков,  привлечь
инвесторов       на      основе      интеграции      и      кооперации
сельхозтоваропроизводителей   с   перерабатывающими   и  промышленными
предприятиями,   тем  самым  предотвратить  возможное  обезземеливание
сельского населения области.




Информация по документу
Читайте также