Расширенный поиск

Постановление администрации Оренбургской области от 16.03.2001 № 32-п

 
                  АДМИНИСТРАЦИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е



16.03.2001 N 32-п

О  программе  сохранения  и
повышения  плодородия  почв
Оренбургской   области   на
2001 - 2005 годы "Плодородие"

     (В редакции Постановления администрации Оренбургской области
                      от 04.10.2004 г. N 194-п)


     В целях  сохранения  и  повышения  природно-ресурсного потенциала
области,   восстановления   и    увеличения    объемов    производства
сельскохозяйственной продукции:
     1.  Утвердить  программу  сохранения  и повышения плодородия почв
Оренбургской области на 2001 - 2005 годы "Плодородие" (приложение).
     2. Департаменту      администрации   области   по   вопросам  АПК
(Еременко В.К.)   обеспечить   выполнение   намеченных   в   программе
мероприятий в пределах средств,  выделяемых на эти цели из  областного
бюджета.
     3. Финансовому  управлению  администрации  области (Бачурин В.М.)
осуществлять финансирование мероприятий программы за счет и в пределах
средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете.
     4. Рекомендовать главам муниципальных образований предусматривать
в бюджетах на 2001-2005 годы за счет средств,  поступающих от платы за
землю, ассигнования на выполнение мероприятий данной программы.
     5. Департаменту    администрации   области   по   вопросам   АПК,
финансовому управлению  администрации  области,  главам  муниципальных
образований    обеспечить    контроль   за   целевым   и   эффективным
использованием  выделяемых   на   программу   "Плодородие"   бюджетных
ассигнований.
     6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя главы администрации области Зелепухина А.Г.
     7. Постановление вступает в силу с 1 января 2001 года.


     Первый  заместитель
     главы администрации          А.Г. Зелепухин


                                                Приложение
                                                к постановлению
                                                администрации области
                                                от 16.03.2001 N  32-п





                              ПРОГРАММА

                сохранения и повышения плодородия почв
                         Оренбургской области
                          на 2001 - 2005 годы

















     Программа  сохранения  и  повышения  плодородия почв Оренбургской
области  на  2001  -  2005 годы "Плодородие" разработана департаментом
администрации   области  по  вопросам  агропромышленного  комплекса  и
согласована с:

департаментом администрации области по вопросам экономики
(директор департамента Н.А. Прокофьева)                     22.12.2000

финансовым управлением администрации области
(начальник управления В.М. Бачурин)                         12.01.2001

комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Оренбургской области
(председатель комитета И.А. Новоженин)                      05.10.2000

Комитетом природных ресурсов по Оренбургской области
(председатель М.В. Кирсанов)                                20.10.2000

управлением "Оренбургмелиоводхоз"
(начальник управления М.М. Пеннер)                          17.10.2000

Всероссийским научно-исследовательским институтом
мясного скотоводства
(заместитель директора В.И. Левахин)                        24.10.2000

Оренбургским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства
(директор Г.И. Бельков)                                     09.10.2000

Государственным центром агрохимической службы "Оренбургский"
(директор И.А. Батурин)                                     16.10.2000

Оренбургским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием
(директор Н.В. Клевцов)                                     05.10.2000

комитетом по природоохранной деятельности и мониторингу окружающей
среды администрации области
(председатель В.Ф. Куксанов)                                12.10.2000



                         С О Д Е Р Ж А Н И Е

       Паспорт программы
1.     Обоснование, цель и задачи программы
2.     Основные итоги выполнения Государственной
       комплексной  программы повышения плодородия
       почв Оренбургской области за 1997 - 1999 годы
3.     Комплекс приоритетных направлений по сохранению и
       повышению плодородия почв в Оренбургской области
       на 2001 - 2005 годы
3.1.   Защита почв от эрозии и природоохранные мероприятия
3.1.1. Внутрихозяйственное землеустройство на адаптивной основе
3.1.2. Контурно-ландшафтное земледелие
3.1.3. Лесомелиорация
3.1.4. Залужение низкопродуктивной пашни
3.2.   Агрохимическое обеспечение почв
3.2.1. Комплексное агрохимическое обследование почв
3.2.2. Комплексное агрохимическое окультуривание полей
3.3.   Мелиорация земель и противоэрозионные сооружения
3.4.   Научное обеспечение
4.     Организация выполнения мероприятий программы, финансирование
       и оплата работ
5.     Контроль за выполнением программы
       Приложение


                          Паспорт программы
    сохранения и повышения плодородия почв Оренбургской области на
                     2001 - 2005 годы "Плодородие"


     Наименование программы   -   программа   сохранения  и  повышения
плодородия почв Оренбургской области на 2001 - 2005 годы "Плодородие"
     Дата принятия   решения   о  разработке  программы  -  приказ  по
департаменту администрации области по вопросам АПК N 35 от 24.07.2000
     Заказчик программы   -   департамент   администрации  области  по
вопросам АПК
     Основные разработчики   программы   -  департамент  администрации
области  по  вопросам   АПК;   комитет   по   земельным   ресурсам   и
землеустройству         Оренбургской        области;        управление
"Оренбургмелиоводхоз";  государственный  центр  агрохимической  службы
"Оренбургский";             Оренбургское            землеустроительное
проектно-изыскательское предприятие
     Цель программы   -  сохранение  и  повышение  природно-ресурсного
потенциала сельского хозяйства области для восстановления и увеличения
объемов производства сельскохозяйственной продукции
     Сроки реализации программы - 2001 - 2005 годы
     Основные мероприятия      программы     -     внутрихозяйственное
землеустройство    на    адаптивной    основе    -    305    проектов;
контурно-ландшафтное    земледелие    -    35    проектов;   залужение
малопродуктивной пашни - 300 тыс.  га;  лесомелиорация - 13,8 тыс. га;
комплексное   агрохимическое   обследование   почв  -  3710  тыс.  га;
комплексное  агрохимическое  окультуривание  полей  -  150  тыс.   га;
мелиорация  земель  - 14,8 тыс.  га;  противоэрозионные сооружения - 5
проектов; научное обеспечение - 10000 тыс. рублей
     Исполнители основных   мероприятий  -  департамент  администрации
области по вопросам АПК;  финансовое управление администрации области;
управление "Оренбургмелиоводхоз"; государственный центр агрохимической
службы      "Оренбургский";      Оренбургское       землеустроительное
проектно-изыскательское  предприятие;  Комитет  природных  ресурсов по
Оренбургской области; другие организации и творческие коллективы
     Источники  и  объемы  финансирования  -  всего  -  1822790,3 тыс.
рублей,  в т. ч.: федеральный бюджет - 304685,9 тыс. рублей, областной
бюджет  - 242904,4 тыс. рублей, местный бюджет - 582150,0 тыс. рублей,
средства хозяйств - 693050,0 тыс. рублей
     Основные результаты  реализации  программы  (прогноз) - повышение
жизненного уровня населения;
     обеспечение экологической    и   продовольственной   безопасности
области;
     увеличение производства сельскохозяйственной продукции;
     предотвращение снижения плодородия почв;
     ослабление отрицательного    влияния    природных   факторов   на
сельскохозяйственное производство;
     повышение устойчивости  агроландшафтов  к  природно-антропогенным
нагрузкам;
     снижение сроков  окупаемости  затрат на комплекс мер по улучшению
сельскохозяйственных угодий
     Организация контроля за исполнением программы - общий контроль за
ходом  исполнения  программы  "Плодородие"  осуществляет   департамент
администрации  области по вопросам АПК,  а по отдельным мероприятиям -
соответствующие службы в пределах их компетенции

               1. Обоснование, цель и задачи программы

     Агропромышленный комплекс  области   располагает   10628,5   тыс.
гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 6105,8 тыс. гектаров
пашни.  Однако значительная часть этой площади находится в  достаточно
жестких  климатических  условиях и имеет низкое естественное почвенное
плодородие.
     Почти половина пашни характеризуется низким содержанием гумуса. В
результате эрозионных процессов наблюдается резкое уменьшение мощности
гумусного   горизонта   и  содержания  в  нем  гумуса.  По  содержанию
питательных элементов около  2000  тыс.  гектаров  пашни  имеют  очень
низкое и низкое содержание фосфора, а 2500 тыс. гектаров обеспечены им
в недостаточной степени.  Около 600 тыс. гектаров имеют очень низкое и
низкое  содержание  калия.  Более  700  тыс.  гектаров  солонцовых или
засоленных почв. На значительных площадях активно проявляются процессы
водной   и   ветровой   эрозий.   Все   это   лимитирует   урожайность
сельскохозяйственных культур, выращиваемых на этих землях.
     Поэтому необходима      программа,      предусматривающая      на
государственном  уровне  мероприятия   по   сохранению   и   повышению
плодородия почв области и их выполнение.
     Программа  сохранения  и  повышения  плодородия почв Оренбургской
области  на 2001 - 2005 годы "Плодородие" (далее именуется - программа
"Плодородие")  разработана  на  2001  - 2005 годы и представляет собой
дальнейшее  развитие  Государственной  комплексной программы повышения
плодородия  почв Оренбургской области на 1997 - 2000 годы. В программу
включены  материалы,  представленные  Оренбургским  землеустроительным
проектно-изыскательским    предприятием,    государственным    центром
агрохимической        службы        "Оренбургский",        управлением
"Оренбургмелиоводхоз",    комитетом    по    земельным    ресурсам   и
землеустройству Оренбургской области, другими организациями.
     Программа разработана   на   основе   Федерального   закона    "О
государственном    регулировании    обеспечения    плодородия   земель
сельскохозяйственного назначения" от  16  июля  1998  года  N  101-ФЗ,
рекомендаций  Минсельхозпрода  России  "О  финансировании  мероприятий
Программы "Плодородие" в 2000 году N  2-22/1913  от  28  октября  1999
года.  В  ней  учтены  основные  положения Системы устойчивого ведения
сельского хозяйства Оренбургской  области,  одобренной  постановлением
правительства  области  от 29.01.99 N 2-п,  агроэкологические условия,
особенности  современного  состояния,  необходимость  стабилизации   и
развития  агропромышленного  производства  в  области.  Цель программы
заключается в сохранении и  повышении  природно-ресурсного  потенциала
сельского   хозяйства   Оренбургской   области  для  восстановления  и
увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции.
     Основные задачи программы:
     1. Определение приоритетов  и  внедрение  комплекса  мероприятий,
обеспечивающих  сохранение  и повышение природно-ресурсного потенциала
сельского хозяйства Оренбургской области.
     2. Стабилизация     и     увеличение     объемов     производства
сельскохозяйственной  продукции   на   основе   применения   комплекса
агроэкологических мероприятий.

             2. Основные итоги выполнения Государственной
              комплексной программы повышения плодородия
             почв Оренбургской области за 1997-1999 годы

     Государственная комплексная  программа  повышения плодородия почв
Оренбургской  области  на  1997-2000  годы  была  разработана  главным
управлением  сельского  хозяйства,  рассмотрена  и  одобрена коллегией
управления (протокол N 4 от 09.04.97) и утверждена распоряжением главы
администрации области (от 26.08.97 N 750-р), в котором были утверждены
основные направления, объемы работ по годам и источники финансирования
мероприятий по поддержанию и восстановлению плодородия почв.
     Реализация программы позволила обеспечить необходимую координацию
работ    по    сохранению    и   повышению   плодородия   почв   между
сельхозтоваропроизводителями,  землеустроительными,   агрохимическими,
мелиоративными,   научными   и  другими  организациями  и  в  основном
сохранить научно-производственный потенциал.
     Основными подрядчиками     по     разработке     проектно-сметной
документации  были   государственный   центр   агрохимической   службы
"Оренбургский",    управление    "Оренбургмелиоводхоз",   Оренбургское
землеустроительное   проектно-изыскательское    предприятие.    Работы
выполняли        подразделения       ассоциации       "Агропромхимия",
сельхозтоваропроизводители и другие организации.
     По залужению   малопродуктивной   пашни  при  задании  разработки
проектов на площади 16,5 тыс. гектаров их было составлено на 26,2 тыс.
гектаров  и  освоено на площади 24,3 тыс.  гектаров.  Стоимость работ,
выполненных по освоенным проектам, составила 48847 тыс. рублей. В 2000
году  планировалось разработать и освоить проекты на площади 25,0 тыс.
гектаров (таблица 1).
     По комплексному   агрохимическому   окультуриванию  полей  (далее
именуется - КАХОП) из запланированных проектов на  площади  49,0  тыс.
гектаров  их  было  составлено  на  67,6 тыс.  гектаров,  а освоено на
площади 38,7 тыс.  гектаров. Стоимость работ, выполненных по освоенным
проектам,  составила  46579  тыс.  рублей.  На  2000 год планировалось
разработать и освоить проекты на площади 14,0 тыс. гектаров.
     Проектно-изыскательские работы  по  комплексному  агрохимическому
обследованию почв проведены  на  площади  2630,7  тыс.  гектаров,  при
задании 2589,0 тыс. гектаров.
     Стоимость выполненных работ составляет 15700 тыс.  рублей. В 2000
году планировалось выполнение работ на площади 860 тыс. гектаров общей
стоимостью 5500 тыс. рублей.
     В рамках   выполнения   работ   по   программе   выявлено   612,7
тыс.гектаров малопродуктивных и сильно эродированных земель, которые в
первую   очередь  подлежат  залужению.  По  этим  площадям  определена
потребность  в  удобрениях  и  семенах  многолетних  трав.   Стоимость
выполненных работ составила 1078 тыс.рублей. В 2000 году по 35 районам
области выполнены  работы  по  выявлению  ограниченно  пахотопригодных
земель. Стоимость работ составила 1000 тыс.рублей.
     Работы по реконструкции оросительных систем проведены на  площади
750 гектаров на сумму 17600 тыс.  рублей.  Построено противоэрозионных
гидросооружений на сумму 17000 тыс.  рублей. В 2000 году планировалось
выполнить  эти  работы на площади 917 гектаров.  Общая стоимость работ
составляет 25450 тыс. рублей.
     Финансирование мероприятий    по    повышению   плодородия   почв
областного значения и научно-исследовательских  работ  носило  разовый
характер   (1997  год  -  договор  с  Московской  сельскохозяйственной
академией им.  К.А.  Тимирязева,  1998 год - договоры с ОНИИСХ,  ОГАУ,
ВНИИМС,   1999   год   -  договор  с  Оренбургским  землеустроительным
проектно-изыскательским предприятием и т.д.).
     В 1999  году  поступление  земельного  налога и арендной платы за
землю в консолидированный бюджет  составило  197025  тыс.  рублей.  На
работы,  связанные  с повышением плодородия почв,  израсходовано 76052
тыс.рублей, или 38,6 % поступивших средств.
     Из общей  суммы  земельного  налога  и  арендной платы за землю в
областной бюджет поступило 31248 тыс.  рублей.  На работы, связанные с
повышением плодородия почв,  израсходовано 7998 тыс. рублей, или 25,6%
поступивших   средств.   Из    7998    тыс.    рублей    расходы    на
проектно-изыскательские   работы   по   комплексному   агрохимическому
обследованию почв составили 5237,5 тыс.  рублей, или 65,5%. Оставшиеся
средства   использованы  в  основном  на  реконструкцию  Городищенской
государственной оросительной системы (1068 тыс.  рублей) и составление
областной  карты  деградированных  земель  на  изъятие из севооборотов
малопродуктивных и сильно эродированных земель (1078 тыс. рублей).
     В 1997-1998   годах   было   аналогичное   распределение  средств
областного  бюджета  на  финансирование   работ,   запланированных   в
программе.
     Но такие приоритетные мероприятия программы,  как  залужение  700
тыс.  гектаров,  оставление в обработке не более 5,0 млн.  гектаров не
нашли необходимой финансовой поддержки и не были выполнены.
     Целенаправленную работу по сохранению и повышению плодородия почв
области сдерживали:
     1. Низкие ставки земельного налога за земли сельскохозяйственного
назначения, что не способствовало эффективному использованию земель.
     2. Отсутствие  нормативов использования средств земельного налога
и арендной платы за землю на мероприятия по повышению плодородия почв,
что не исключало их нецелевого использования на различных уровнях.
     3. Отсутствие  нормативов  использования  средств  по   отдельным
мероприятиям  программы,  что не исключало их выборочного или разового
финансирования.
     4. Отсутствие  четкой  системы  финансирования работ,  оформления
договоров,  перечня и  порядка  прохождения  различных  документов.  В
программе, разработанной на 2001-2005 годы, и законодательных актах по
ее выполнению заложены источники и объемы  финансирования  мероприятий
по сохранению и повышению плодородия почв,  что позволило наполнить ее
конкретным содержанием и исполнением.

                 3. Комплекс приоритетных мероприятий
              по сохранению и повышению плодородия почв
                Оренбургской области на 2001-2005 годы

     Программой "Плодородие"     предусматривается      сосредоточение
основного  производства  продукции  растениеводства на пахотопригодных
землях равнинных  ландшафтов  с  полнопрофильными  зональными  почвами
(плакорные агроландшафты).  Именно на равнинной пашне в первую очередь
возможна интенсификация растениеводства на основе углубленного подхода
к   агрохимическим   показателям   почвы   (содержание   гумуса,  NРК,
макроэлементов и дефицитных для территории микроэлементов).
     На ограниченно  пахотопригодных  землях  склоновых  ландшафтов со
сложной  структурой  почвенного  покрова,   характеризующихся   слабой
агроэкологической    устойчивостью    и    пониженной    биологической
продуктивностью,  возможности интенсификации невелики. Поэтому на этих
почвах   производство   продукции  растениеводства  будет  обусловлено
временной   необходимостью,   связанной   с   внедрением   интенсивных
технологий на равнинной пашне,  а в дальнейшем,  возможно,  и с ростом
населения или нехваткой продовольствия.
     Непахотопригодные, малопродуктивные   в   агропроизводственном  и
биологическом отношениях земли планируется вывести из пашни  путем  их
залужения  или  залесения.  Целесообразность  вывода непахотопригодных
земель  обусловлена  тем,  что   других   приемов,   позволяющих   без
значительных   затрат   восстановить   плодородие  таких  почв,  кроме
предоставления им периода длительного покоя, пока не существует.
     При выборе  приоритетных  мероприятий  по  сохранению и повышению
плодородия почв  учитывались  необходимость  защиты  почв  от  эрозии,
проведения  агрохимических и мелиоративных работ,  коренного улучшения
сельскохозяйственных угодий,  восстановления  и  улучшения  нарушенных
угодий, научного обеспечения работ по программе "Плодородие".
     Внедрение мероприятий   основано   на    концепции    адаптивного
растениеводства  с соответствующей адаптацией технологий.  Объем работ
определялся   необходимостью   выполнения    комплекса    мероприятий,
позволяющих   не   допустить  дальнейшего  снижения  плодородия  почв.
Потребность в средствах на программу приведена в таблицах 2 и 3.
     В связи с тем, что реконструкция нарушенных земель, рекультивация
и восстановление земель, загрязненных нефтью, нефтепродуктами, другими
химическими   веществами,   производится   за  счет  средств  виновных
юридических и физических лиц,  эти вопросы  отдельно  в  программе  не
рассматриваются.

       3.1. Защита почв от эрозии и природоохранные мероприятия

     Эрозия является  одним  из  самых  опасных  негативных процессов,
вызывающих деградацию и уничтожение  почвенного  покрова  и  наносящих
невосполнимый ущерб земельным ресурсам и окружающей среде.
     В области более 4 млн. гектаров пашни расположены на склонах от 1
до   7   градусов   и   нуждаются  в  противоэрозионной  защите.  Идет
оврагообразование в северных,  западных, центральных и опустынивание в
южных и восточных районах области.
     Отсутствие эффективных мер по регулированию  стока  и  накоплению
почвенной   влаги,   физическая   деградация   почв   от   интенсивной
механической обработки и тяжелой техники являются основными  причинами
развития эрозионных процессов и деградации почв.
     В комплексе мер по борьбе с  эрозией  почв  первостепенное  место
отводится      организационно-хозяйственным,     агротехническим     и
лесомелиоративным мероприятиям.
     Основные принципы  организации территории,  оптимальная структура
посевных  площадей  и  особенности  построения  севооборотов,  система
почвозащитной,    ресурсосберегающей    обработки   почвы   и   другие
мероприятия,  позволяющие  уменьшить  негативное  влияние   эрозионных
процессов,  изложены в системе устойчивого ведения сельского хозяйства
Оренбургской области.  Затраты на указанные мероприятия  относятся  на
себестоимость получаемой продукции и отдельно в программе "Плодородие"
не выделяются.
     Для защиты     почв     от     эрозии    планируется    внедрение
внутрихозяйственных проектов на основе адаптивного  растениеводства  и
контурно-ландшафтного земледелия,  залужение низкопродуктивной пашни и
защитное лесонасаждение.

              3.1.1. Внутрихозяйственное землеустройство
                         на адаптивной основе

     При разработке    и   внедрении   проектов   внутрихозяйственного
землеустройства на адаптивной основе решаются  задачи  по  составлению
экономически  и  экологически  сбалансированных  систем  использования
земель  в   процессе   сельскохозяйственного   производства,   включая
установление  состава  и  размещения  земельных  угодий,  структуры их
использования;  составлению системы  мелиоративных  и  природоохранных
мероприятий,  требующих  капитальных  вложений  в  землю;  определению
приоритетных  направлений,   объемов,   стоимости,   экономической   и
экологической   эффективности   и   очередности   осуществления   этих
мероприятий;  расчету проектной мощности  земель  сельскохозяйственных
предприятий   и   уточнению   перспектив  их  развития;  рациональному
размещению  объектов  производственной  и  социальной   инфраструктуры
(населенные  пункты,  производственные центры,  дорожная сеть и т.д.);
совершенствованию      организационно-производственной       структуры
сельскохозяйственных   предприятий;  уточнению  земель  по  материалам
инвентаризации; по разработке систем севооборотов и земельно-оценочных
нормативов,  необходимых  для  решения  вопросов,  связанных  с учетом
количества   и   местоположения   земель.   На   основании    проектов
внутрихозяйственного  землеустройства  разрабатываются рабочие проекты
на проведение мелиоративных работ по освоению новых земель,  улучшению
сельскохозяйственных угодий, созданию природоохранных систем.
     Необходимость проведения этой работы обусловлена тем,  что с 1991
года в ходе земельной реформы произошло значительное перераспределение
земель.  Сельским администрациям  для  огородничества,  сенокошения  и
пастьбы индивидуального скота переданы земли площадью 2 млн. гектаров;
организовано более 7000 крестьянских и фермерских хозяйств с  площадью
землепользования  630  тыс.  гектаров;  создан  специальный  фонд  для
беженцев,  переселенцев и организации новых крестьянских  (фермерских)
хозяйств.  Перераспределения  земель  нарушили  систему  севооборотов,
которая предусматривалась разработанными в 1984-1986  годах  системами
земледелия  и землеустройства.  В связи с этим планируется в 2001-2005
годах  разработать  и  внедрить  305   проектов   внутрихозяйственного
землеустройства на сумму 64050 тыс.  рублей с финансированием работ за
счет средств областного бюджета и хозяйств (таблица 4).

                3.1.2. Контурно-ландшафтное земледелие

     Мероприятия по  организации   и   ведению   контурно-ландшафтного
земледелия  выделены  в  отдельный  раздел  в  связи с тем,  что имеют
самостоятельное почвосберегающее значение и  могут  осуществляться  на
уровне   водосборов,   отдельных   ландшафтов   и  крупных  фрагментов
ландшафтов с целью их противоэрозионной защиты,  а так же сохранения и
повышения  земельно-ресурсного  потенциала склоновой пашни.  В области
разработаны  проекты-модели   контурно-ландшафтного   земледелия   для
пахотных эродированных земель, расположенных на склонах крутизной до 5
градусов, обеспечивающие уменьшение эрозионных процессов, стабилизацию
гумусового    состояния,    повышение    экологической    устойчивости
агроландшафтов.
     За 2001-2005    годы    планируется   разработать   35   проектов
внутрихозяйственного        землеустройства        с        элементами
контурно-ландшафтного   земледелия,   в   том   числе  5  проектов  по
Ташлинскому району,  остальные 30 проектов  планируется  выполнить  по
заказам хозяйств, расположенных в разных природно-сельскохозяйственных
районах области,  для выявления эффективности мероприятий в  зональном
аспекте  и достижения максимального демонстрационного эффекта.  Объемы
работ по разработке проектов приведены в таблице 5.  По этим  проектам
противоэрозионная защита будет выполнена на площади 350 тыс. гектаров.

                        3.1.3. Лесомелиорация

     По материалам  государственного  учета  лесного  фонда лесистость
области составляет 4,4%.  Ниже этот  показатель  только  в  Республике
Калмыкия  (0,2%),  Ставропольском  крае  (1,5%),  Астраханской (1,9%),
Ростовской (2,4%) и Волгоградской (4,3%) областях.  Для восстановления
климаторегулирующей и защитной функций доля защитных и иных насаждений
(включая естественные леса области) должна быть доведена  как  минимум
до 10%.
     Лесхозы области имеющимися силами и средствами способны  ежегодно
осуществлять  защитное  лесоразведение  на площади 1800 гектаров.  Для
защиты территории от эрозии  и  остановки  прогрессирующего  иссушения
такими  темпами  потребуется  более  250  лет.  Поэтому  необходимо  в
ближайшие 3-5 лет решить вопрос улучшения материально-технической базы
лесхозов   области,   чтобы   ежегодно  увеличивать  площадь  защитных
насаждений в пределах 5 тыс. гектаров.
     Объемы лесомелиоративных   работ   и   источники   финансирования
приведены в таблицах 6 и 6.1.  За 2001-2005 годы в области планируется
увеличить   площадь   лесонасаждений,   включая   закладку  лесов  при
организации контурно-ландшафтного земледелия,  на 13,8 тыс.  гектаров.
Стоимость   лесомелиоративных   работ  составит  117107  тыс.  рублей.
Дополнительно будет разработано 68 проектов  общей  стоимостью  3372,8
тыс. рублей.

               3.1.4. Залужение низкопродуктивной пашни

     Правовой основой   для   перевода   низкопродуктивной   пашни   в
пастбищно-сенокосные  угодья  и  восстановления   степного   ландшафта
является постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа
1992 года N  555  "Об  утверждении  Положения  о  порядке  консервации
деградированных  сельскохозяйственных  угодий  и земель,  загрязненных
токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами".
     В 1989  году  Оренбургским  землеустроительным  предприятием была
проведена  инвентаризация  всех  земель  области  в   соответствии   с
Указаниями  Минсельхозпрода России о порядке проведения инвентаризации
земель в РСФСР. По результатам инвентаризации было выявлено 281,3 тыс.
гектаров низкопродуктивной пашни.
     В 1999 году  по  заказу  департамента  администрации  области  по
вопросам  АПК,  Оренбургским землеустроительным предприятием проведена
работа   по   выявлению   и   изъятию   из    севооборотов    площадей
низкопродуктивной пашни по всем категориям землепользователей с учетом
данных последних  почвенных  обследований  и  применением  современной
методики определения низкопродуктивной пашни. Было выявлено 612,7 тыс.
гектаров низкопродуктивной пашни,  из них 611,6 тыс. гектаров подлежат
залужению,   а   1,1   тыс.   гектаров   -  залесению.  Для  залужения
низкопродуктивной пашни на  этой  площади  необходимо  200  тыс.  тонн
минеральных  удобрений  в  физическом  весе  и  14,5  тыс.  тонн семян
многолетних трав.
     Перевод низкопродуктивной  пашни в улучшенные сенокосы и пастбища
осуществляется в области  с  1968  года.  За  период  1968-1999  годов
переведено  в  кормовые  угодья 292,3 тыс.  гектаров низкопродуктивной
пашни,  в том числе за 1990-1999 годы - 143,6 тыс.  гектаров.  В  2000
году планировалось эти работы выполнить на площади 25,0 тыс. гектаров.
     За 2001-2005  годы  планируется  залужить  300,0  тыс.   гектаров
низкопродуктивной   пашни.  Стоимость  работ  составляет  701400  тыс.
рублей.  (таблицы  7,  7.1,  7.2,  7.3).  На  эту  площадь  необходимо
разработать  1200  рабочих проектов общей стоимостью 3600 тыс.  рублей
(таблица 7.4).
     При залужении   низкопродуктивной   пашни   составление   рабочих
проектов  и  проведение  агротехнических  работ  планируется  за  счет
средств  хозяйств,  а  оплата  стоимости минеральных удобрений и семян
многолетних трав - за счет средств,  поступающих от платы за землю, из
местных  бюджетов.  Стоимость  минеральных  удобрений  учитывается  по
отпускной  цене  завода  -  изготовителя  за  вычетом  компенсации  из
федерального бюджета.

                 3.2. Агрохимическое обеспечение почв

     Резервы естественного  плодородия почв в основном исчерпаны.  Без
использования  удобрений  и  средств   защиты   растений   практически
невозможно   получать   необходимое   количество  сельскохозяйственной
продукции.  В  засушливых  условиях  Оренбургской  области  применение
удобрений  является  одновременно  средством  увеличения урожайности и
способом борьбы с засухой,  так как удобренные посевы лучше  переносят
неблагоприятные погодные условия.
     При возделывании  сельскохозяйственных  культур  без   применения
удобрений  в  почву  возвращается  только  15- 20%  основных элементов
питания растений от вынесенных с урожаем  и  восстанавливается  35-40%
минерализованного  гумуса.  Достижение  бездефицитных баланса гумуса и
основных элементов питания возможно  прежде  всего  за  счет  внесения
органических  и  минеральных  удобрений.  Правильно рассчитать дозы их
применения можно только по  результатам  комплексного  агрохимического
обследования почв.
     Примерные нормы элементов питания,  их распределение на  дозы  по
срокам  и  способам  внесения  под ведущие полевые культуры в условиях
области приведены в системе устойчивого  ведения  сельского  хозяйства
Оренбургской  области.  Поэтому  особенности  применения  удобрений  в
программе не рассматриваются,  а обосновано только выполнение работ по
комплексному агрохимическому окультуриванию полей.

         3.2.1. Комплексное агрохимическое обследование почв

     Комплексное агрохимическое обследование почв сельскохозяйственных
угодий проводится с целью контроля и оценки изменения плодородия почв,
характера и уровня загрязнения под воздействием антропогенных факторов
и создания банка  данных  полей  согласно  Методическим  указаниям  по
проведению     комплексного    агрохимического    обследования    почв
сельскохозяйственных угодий.
     По данным  агрохимических  обследований за 1965-1997 годы процент
содержания гумуса в почвах области снизился: по северной зоне на 0,7%,
западной - 0,4%,  центральной - 0,5%,  юго-западной, южной и восточной
зонах - 0,2%;  в среднем по области -  на  0,4%.  Обеспеченность  почв
общим азотом составляет - 102 мг (низкая),  подвижным фосфором - 23 мг
(средняя) и обменным калием - 331 мг (повышенная) на 1  кг  почвы.  По
зонам  области  содержание общего азота изменяется от 81 мг до 125 мг,
подвижного фосфора от 16 мг до 27 мг и обменного калия от  275  мг  до
422 мг на 1 кг почвы.
     Учет этих показателей необходим при разработке  системы  внесения
удобрений,  обеспечивающей  сохранение  и  повышение  плодородия почв,
получение высоких и стабильных урожаев  сельскохозяйственных  культур.
Кроме   того,  эти  материалы  необходимы  для  разработки  технологии
производства  продукции  высокого  качества,  выявления   реальных   и
потенциальных источников загрязнения почв агрохимическими токсикантами
и технологическими загрязнителями с целью предотвращения или  снижения
их   негативного  воздействия  на  состояние  агроценозов  и  качество
сельскохозяйственной продукции.
     В 2001-2005  годах планируется продолжить проектно-изыскательские
работы по комплексному агрохимическому обследованию почв  и  выполнить
их  на  площади 3710 тыс.  гектаров.  Общая стоимость работ составляет
53790,5 тыс. рублей (таблица 8).

        3.2.2. Комплексное агрохимическое окультуривание полей

     До 1991  года  за  счет  внесения  органических   и   минеральных
удобрений   в   области  поддерживался  положительный  или  близкий  к
положительному баланс питательных веществ в почве.  Но  в  последующие
годы  применение удобрений резко сократилось.  Так,  за 1991-1995 годы
среднегодовой объем внесения органических  удобрений  составил  -  2,7
млн.  тонн,  а  за  1996-1999 годы - 0,7 млн.  тонн в физическом весе,
минеральных удобрений - 39,5 и 5,3 тыс.  тонн в действующем  веществе,
соответственно  по  годам.  В  среднем  за 1991-1999 годы на 1 гектаре
пашни внесено  по  0,3  тонн  органических  удобрений  и  по  4  кг  в
действующем веществе минеральных удобрений.
     По данным   научных   учреждений   и   государственного    центра
агрохимической  службы  "Оренбургский"  для  обеспечения бездефицитных
баланса гумуса и  основных  питательных  веществ  необходимо  ежегодно
вносить  не  менее  4-8  тонн  на  1  гектар  пашни  навоза и 30 кг по
действующему веществу минеральных удобрений.
     В области  имеется возможность ежегодного внесения в почву 5 млн.
тонн навоза и до 1 млн. тонн соломы.
     Наилучшие результаты  в  сохранении  и  повышении плодородия почв
дает   комплексный   подход,   основанный   на   максимально    полном
использовании ресурсов органических удобрений, рациональном применении
минеральных туков и проведении необходимых мелиоративных  мероприятий.
Эти задачи решаются при полном выполнении технологии КАХОП.
     За 2001-2005  годы   работы   по   комплексному   агрохимическому
окультуриванию   полей  планируется  выполнить  на  площади  150  тыс.
гектаров. Общая стоимость работ составляет 443700 тыс. рублей (таблица
9).  Затраты  на отдельные виды работ приведены в таблицах 9.1,  9.2 и
9.3.  На эту площадь необходимо разработать 600 рабочих проектов общей
стоимостью 1800 тыс. рублей (таблица 9.4).
     При выполнении    работ    по    комплексному     агрохимическому
окультуриванию   полей  внесение  органических  удобрений  планируется
финансировать за счет средств,  поступающих от платы за землю в  доход
местных бюджетов,  а остальные работы и составление рабочих проектов -
за счет средств землепользователей.

        3.3. Мелиорация земель и противоэрозионные сооружения

     В засушливых  условиях  орошение   является   самым   эффективным
средством   развития   растениеводства.  В  то  время,  когда  система
агроприемов смягчает влияние засухи,  поливное земледелие обеспечивает
получение высоких урожаев независимо от климатических условий.
     В области имеется 73,4 тыс.  гектаров орошаемых земель. В обычные
по  увлажнению  годы  продуктивность  орошаемого гектара в 4,5-5,0 раз
превышает продуктивность богарного гектара, а в сухие годы с поливного
гектара  получают  кукурузы  в  10-15  раз,  сеяных  трав в 5-10 раз и
картофеля в 7-12 раз больше, чем с богарного гектара.
     Но за   последние   годы   произошло   довольно  резкое  снижение
эффективности орошаемого земледелия в области.  Практически прекращены
работы по реконструкции и ремонту оросительных систем,  не обновляется
парк дождевальных машин и насосно-силового оборудования,  в хозяйствах
не  хватает  средств для оплаты за электроэнергию и ГСМ для полива.  В
результате 60%  площадей исключено из полива, а полив основной площади
проводится  оросительными  нормами,  заниженными  в  2-3  раза,  и без
применения минеральных удобрений.  Орошаемые площади под картофелем  и
овощами  сократились  с  11,0  до  4,2 тыс.  гектаров,  а производство
продукции на этих землях - более чем в 3 раза.
     В 2001-2005  годах  основное внимание будет уделено качественному
улучшению  имеющегося  мелиоративного  фонда.   Планируется   провести
реконструкцию орошаемых земель на площади 14,8 тыс. гектаров. При этом
основной объем финансирования из областного бюджета  предусматривается
на  внутрихозяйственные  системы.  Объемы  работ  по годам и источники
финансирования приведены в таблице10.
     В общий   комплекс  по  мелиорации  земель  входит  строительство
противоэрозионных  гидротехнических  сооружений,  предназначенных  для
предотвращения водной эрозии почв.  Эти работы планируется в 2001-2005
годах выполнить на сумму 35000 тыс. рублей (таблица 10.1).

                       3.4. Научное обеспечение

     Проводимые в рамках реализации программы "Плодородие" мероприятия
нуждаются  в глубоком научном обосновании.  В 1999 году постановлением
правительства области одобрена система устойчивого  ведения  сельского
хозяйства  Оренбургской  области.  Но  в  ней  не отражены особенности
адаптивно-ландшафтных систем земледелия  области;  структура  посевных
площадей  составлена  без  учета  последних данных по изъятию из пашни
деградированных  и  уточнению   площадей   ограниченно-пахотопригодных
земель.
     Необходима научная проработка вопросов эффективного  залужения  и
мелиорации  выводимых  из пашни деградированных земель,  рационального
использования ограниченно пахотопригодной пашни.
     Недостаточное внимание   уделялось   оценке   земельных  ресурсов
области в соответствии с современными  требованиями  по  их  охране  и
рациональному использованию. Последний обобщенный материал о состоянии
почв по  зонам  области  приведен  в  монографии  "Почвы  Оренбургской
области", изданной в 1972 году.
     Специалисты департамента администрации области по вопросам АПК  и
соответствующих служб,  не имея обобщенных данных о состоянии почв, не
всегда      могут      принимать      правильные      решения,       а
сельхозтоваропроизводители   -   эффективно  внедрять  мероприятия  по
сохранению  и   повышению   плодородия   почв.   Поэтому   планируется
целенаправленная    работа    по    научному   обеспечению   программы
"Плодородие".
     Основное внимание  будет  уделяться  разработке  новых  методов и
систем управления плодородием почв,  созданию и освоению перспективных
ресурсосберегающих технологий и техники,  внедрению ландшафтных систем
земледелия и другим разработкам,  обеспечивающим устойчивое  получение
сельскохозяйственной   продукции   высокого   качества,  сохранение  и
повышение плодородия  почв.  При  формировании  тематики  исследований
предпочтение   будет   отдаваться   завершению  ранее  начатых  работ,
обобщению  имеющихся  и  вновь  полученных  материалов,  подготовке  и
изданию научной продукции (книг, карт, рекомендаций и т.д.), доведению
информации  до  непосредственных  исполнителей  работ.  На  эти   цели
ежегодно планируется 2000 тыс. рублей (таблица 11).

           4. Организация выполнения мероприятий программы,
                    финансирование и оплата работ

     Выполнение программы  сохранения  и  повышения  плодородия   почв
Оренбургской  области  на  2001-2005  годы  "Плодородие"  организуется
департаментом  администрации  области  по   вопросам   АПК,   органами
управления   агропромышленным   комплексом   администраций  районов  и
городов,  при непосредственном участии землепользователей. Департамент
администрации  области по вопросам АПК является генеральным заказчиком
и координирует  работу  всех  организаций,  участвующих  в  выполнении
заложенных в программу "Плодородие" мероприятий.
     Генеральный заказчик определяет на конкурсной основе  подрядчиков
по выполнению мероприятий программы "Плодородие" с правом привлечения,
в  случае  необходимости,  субподрядчиков.  Привлечение   в   качестве
исполнителей    настоящей    программы   предприятий,   учреждений   и
организаций,  не являющихся структурными подразделениями администрации
Оренбургской области, осуществляется по согласованию или на договорной
основе.
     Финансирование программы   "Плодородие"  осуществляется  за  счет
средств платы за землю,  зачисляемых в доходы  бюджетов  всех  уровней
(федеральный,  областной, местный), и средств хозяйств. Финансирование
мероприятий программы из областного бюджета осуществляется в  пределах
средств,  предусмотренных на эти цели Законом Оренбургской области "Об
областном бюджете" по  разделу  "Сельское  хозяйство  и  рыбоводство",
подразделу  "Земельные  ресурсы",  код  802,  статья 1 "Мероприятия по
улучшению  землеустройства  и  землепользования",  за   счет   средств
земельного налога,  вид расходов 212,  целевая статья 344. В 2001 году
на эти цели предусмотрены расходы в сумме 40200 тыс. рублей.
     Привлечение средств федерального бюджета,  бюджетов муниципальных
образований, а также средств предприятий, учреждений и организаций, не
являющихся  структурными  подразделениями  администрации  Оренбургской
области, осуществляется по согласованию или на договорной основе.
     Мероприятия программы   "Плодородие"   реализуются  департаментом
администрации области  по  вопросам  АПК  путем  организации  работ  и
распределения ежегодно выделяемых на эти цели средств из бюджетов всех
уровней  (федерального,  областного   и   местного).   Оплата   работ,
предусмотренных  программой  "Плодородие",  осуществляется генеральным
заказчиком в соответствии  с  заключенными  договорами,  утвержденными
сметами  и  актами сдачи-приемки выполненных работ в пределах средств,
выделяемых  на  эти  цели  из  федерального,  областного  и   местного
бюджетов.
     Отчетность об использовании выделяемых на выполнение  мероприятий
программы  "Плодородие"  средств  осуществляется  в  установленные для
принятия отчетов об исполнении бюджетов сроки.
     Генеральный заказчик    несет    ответственность    за    целевое
использование  бюджетных  средств  в  установленном  законодательством
порядке, а исполнители - в соответствии с заключенными договорами.
     Средства, использованные   не   по   назначению,   изымаются    в
соответствующие  бюджеты  с  дальнейшим  направлением их на выполнение
мероприятий программы "Плодородие".

                 5. Контроль за исполнением программы

     Общий контроль за реализацией программы "Плодородие" осуществляет
департамент администрации области по вопросам АПК.
     Контроль за исполнением мероприятий,  предусмотренных  программой
"Плодородие", осуществляется соответствующими организациями в пределах
их  компетенции,  определенной  Положением  о  порядке   осуществления
государственного   контроля  за  использованием  и  охраной  земель  в
Российской  Федерации,   утвержденным   постановлением   Правительства
Российской Федерации от 23 декабря 1993 года N 1362,  а также органами
местного самоуправления.
     Контроль за   целевым   использованием   средств,  выделяемых  на
выполнение  мероприятий,  предусмотренных   программой   "Плодородие",
осуществляется финансовыми органами и счетной палатой области.


                            Основные итоги
      выполнения Государственной комплексной программы повышения
        плодородия почв Оренбургской области за 1997-1999 годы
----------------------------------------------------------------------------------------------------
                       ¦1997 год     ¦ 1998 год    ¦ 1999 год    ¦Всего за 1997- ¦  2000 год
                       ¦             ¦             ¦             ¦1999 годы      ¦  (план)
                       +-------------+-------------+-------------+---------------+------------------
      Мероприятия      ¦Объем ¦Стои- ¦Объем ¦Стои- ¦Объем ¦Стои- ¦Объем ¦Стои-   ¦ Объем ¦Стои-
                       ¦работ,¦мость ¦работ,¦мость ¦работ,¦мость ¦работ,¦мость   ¦ работ,¦мость
                       ¦тыс.га¦работ,¦тыс.га¦работ,¦тыс.га¦работ,¦тыс.га¦работ,  ¦ тыс.га¦работ,
                       ¦      ¦тыс.  ¦      ¦тыс.  ¦      ¦тыс.  ¦      ¦тыс.    ¦       ¦тыс.
                       ¦      ¦рублей¦      ¦рублей¦      ¦рублей¦      ¦рублей  ¦       ¦рублей
----------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Залужение мало-        *             *             *             *               *
продуктивной паш-
ни - всего (1.1. +
1.3.),                           1903         3570          43522         48995             47650
в том числе:
1.1. Составлено ра-
бочих проектов            2,0    3      3,8   23      20,4  122     26,2  148       25,0    150
1.2. Стоимость залу-
жения по проектам         2,0    1900   3,8   4302    20,4  43600   26,2  49802     25,0    47500
1.3.Стоимость залу-
жения по освоенным
проектам                  2,0    1900   3,6   3547    18,7  43400   24,3  48847     25,0    47500

2. Изъятие из сево-
оборотов малопро-
дуктивных и сильно-
эродированных
земель                    -      -      -      -      612,7  1078   612,7  1078     -        -

3. Выявление огра-
ниченно пахотных
земель                    -      -      -      -       -      -      -     -        -        1000

4. Почвенное обсле-
дование                   37,8   300    -      -       -      -      37,8  300      -        -

5. Комплексное аг-        *             *              *             *              *
рохимическое оку-
льтуривание полей -
всего  (5.1. + 5.3.),            12448         8953           25584        46985             10000
в том числе:
5.1. Составлено ра-
бочих проектов            18,9   114    21,4   128     27,3   164    67,6  406      14,0     100
5.2. Стоимость оку-
льтуривания по про-
ектам                     18,9   17836  21,4   20664   27,3   30212  67,6  68712    14,0     9900
5.3. Стоимость оку-
льтуривания по ос-
военным проектам          13,5   12334  10,4   8825    14,8   25420  38,7  46579    14,0     9900

6. Проектно-изыска-
тельские работы по
комплексному агро-
химическому обс-
ледованию почв            969,0   5800   853,6  5100    808,1  4800  2630,7 15700   860      5500

7. Мелиорация зе-
мель - всего (7.1. +
7.2.),                            10000         6800            17800       34600            25450
в том числе:
7.1. Реконструкция
оросительных систем       0,2     4500    0,2   4300    0,35    8800  0,75  17600   0,9      13450
7.2. Строительство
противоэрозионных
гидросооружений                   5500          2500            9000        17000            12000

8. Научно-исследо-
вательские работы
по договору с Мос-
ковской с/х акаде-
мией имени
К.А. Тимирязева           -       200       -     -        -     -      -   200      -       -

9. Мероприятия по
повышению плодо-
родия почв област-
ного значения и
научно-исследова-
тельские работы                   -               755,0          50,0        -               -
ИТОГО:                    -       30651     -     25178     -    92834   -   147858          89600


         2. Объемы работ по программе сохранения и повышения
        плодородия почв Оренбургской области на 2001-2005 годы
-------------------------------------------------------------------------------
     Мероприятия      ¦Объем     ¦         Требуется средств, тыс. рублей
                      ¦работ,    +---------------------------------------------
                      ¦всего     ¦ всего¦           в том числе
                      ¦          ¦      +--------------------------------------
                      ¦          ¦      ¦федера-¦областной¦местный ¦средства
                      ¦          ¦      ¦льный  ¦бюджет   ¦бюджет  ¦хозяйств
                      ¦          ¦      ¦бюджет ¦         ¦        ¦
-------------------------------------------------------------------------------
1. Внутрихозяйственное  305       64050,0   -     32025,0     -      32025,0
землеустройство         проектов

2. Контурно-ландшафтное 35        18270,0   -     18270,0     -         -
земледелие              проектов

3. Лесомелиорация,
всего                   68        120479,8 84335,9  36143,9   -         -
в том числе:            проектов,
составление проектов    13,8      3372,8   2360,9   1011,9
закладка лесов          тыс. га   117107,0 81975,0  35132,0

4. Залужение низкопро-  1200
дуктивной пашни, всего  проектов, 705000,0    -       -      282900,0  422100,0
в том числе:            300
составление проектов    тыс. га   3600,0                         -     3600,0
залужение                         701400,0                   282900,0  418500,0

5. Комплексное          3710
агрохимическое          тыс. га   53790,5     -     53790,5      -       -
обследование почв

6. Комплексное          600
агрохимическое          проектов,
окультуривание полей    150       445500,0    -        -       299250,0  146250,0
(КАХОП), всего          тыс. га
в том числе:                      1800,0                                 1800,0
составление проектов              443700,0                     299250,0  144450,0
КАХОП

7. Мелиорация земель,
всего                   14,8
в том числе:            тыс. га,  405700,0  220350,0  92675,0     -      92675,0
мелиорация              5 соору-  370700,0  185350,0  92675,0     -      92675,0
противоэрозионные       жений     35000,0   35000,0   -           -      -
сооружения

8. Научное обеспечение
программы                 -       10000,0      -      10000,0     -

ВСЕГО:                    -       1822790,3 304685,9  242904,4  582150,0 693050,0



                 3. Потребность в средствах по годам
                      на программу "Плодородие"
--------------------------------------------------------------------------------------
     Мероприятия      ¦Объем     ¦         Требуется средств, тыс. рублей
                      ¦работ,    +----------------------------------------------------
                      ¦всего     ¦ всего¦           в том числе
                      ¦          ¦      +---------------------------------------------
                      ¦          ¦      ¦2001 год¦2002 год ¦2003 год¦2004 год¦2005 год
                      ¦          ¦      ¦        ¦         ¦        ¦        ¦
                      ¦          ¦      ¦        ¦         ¦        ¦        ¦
--------------------------------------------------------------------------------------
1.Внутрихозяйственное    305
землеустройство, всего   проек-   64050,0 10980,0  12810,0  12810,0   13725,0  13725,0
в том числе:             тов
областной бюджет                  32025,0 5490,0   6405,0   6405,0    6862,5   6862,5
средства хозяйств                 32025,0 5490,0   6405,0   6405,0    6862,5   6862,5

2. Контурно-ландшафтное  35
земледелие:              проек-
областной бюджет         тов      18270,0 3654,0   3654,0   3654,0    3654,0   3654,0

3. Лесомелиорация, всего 68       120479,8 15473,4 17269,6  21760,6   26251,6  39724,6
в том числе:             проектов,
федеральный бюджет       13,8     84335,9  10831,9 12088,3  15231,9   18376,5  27807,3
областной бюджет         тыс. га. 36143,9  4641,5  5181,3   6528,7    7875,1   11917,3

4. Залужение низкопро-   1200
дуктивной пашни, всего   проек-   705000,0 94000,0 117500,0 141000,0  164500,0 188000,0
в том числе:             тов,
местный бюджет           300      282900,0 37720,0 47150,0  56580,0   66010,0  75440,0
средства хозяйств        тыс.га   422100,0 56280,0 70350,0  84420,0   98490,0  112560,0

5. Комплексное агрохими-  3710
ческое обследование почв: тыс.га
областной бюджет                  53790,5  10592,0 10758,0  10758,0   10841,25 10841,25

6. Комплексное агрохи-    600
мическое окультуривание   проек-
полей, всего              тов,    445500,0 59400,0 74250,0  89100,0   103950,0 118800,0
в том числе:              150
местный бюджет            тыс.га  299250,0 39900,0 49875,0  59850,0   69825,0  79800,0
средства хозяйств                 146250,0 19500,0 24375,0  29250,0   34125,0  39000,0

7. Мелиорация земель,     14,8
всего                     тыс.га, 405700,0 65000,0 82500,0  98100,0   75100,0  85000,0
в том числе:              5
федеральный бюджет        соору-  220350,0 37500,0 46250,0  51550,0   40050,0  45000,0
областной бюджет          жений   92675,0  13750,0 18125,0  23275,0   17525,0  20000,0
средства хозяйств                 92675,0  13750,0 18125,0  23275,0   17525,0  20000,0

8. Научное обеспечение
программы:                 -
областной бюджет                  10000,0  2000,0  2000,0   2000,0    2000,0   2000,0

9. Всего                   -      1822790,3 261099,4 320741,6 379182,6 400021,85 461744,85
в том числе:
федеральный бюджет                304685,9  48331,9  58338,3  66781,9  58426,5   72807,3
областной бюджет                  242904,4  40127,5  46123,3  52620,7  48757,85  55275,05
местный бюджет                    582150,0  77620,0  97025,0  116430,0 135835,0  155240,0
средства хозяйств                 693050,0  95020,0  119255,0 143350,0 157002,5  178422,5



               4. Объемы работ по внутрихозяйственному
                 землеустройству на адаптивной основе
--------------------------------------------------------------------
Годы¦Кол-во¦Стои-   ¦Стои-    ¦  Источники финансирования
    ¦проек-¦мость 1 ¦мость    ¦-------------------------------------
    ¦тов   ¦проек-  ¦всех     ¦областной бюджет ¦ средства хозяйств
    ¦      ¦та, тыс.¦проек-   +-----------------+-------------------
    ¦      ¦рублей  ¦тов, тыс.¦тыс.      ¦  %   ¦    тыс.    ¦ %
    ¦      ¦        ¦рублей   ¦рублей    ¦      ¦    рублей  ¦
--------------------------------------------------------------------
2001   52     210     10980      5490,0    50       5490,0     50
2002   61     -//-    12810      6405,0    -//-     6405,0     -//-
2003   61     -//-    12810      6405,0    -//-     6405,0     -//-
2004   65     -//-    13725      6862,5    -//-     6862,5     -//-
2005   66     -//-    13725      6862,5    -//-     6862,5     -//-
Итого: 305     -      64050      32025,0   50       32025,0    50


Ответственные за  исполнение: департамент  администрации  области  по
                              вопросам агропромышленного комплекса;
                              финансовое управление администрации
                              области;
                              Оренбургское землеустроительное
                              предприятие;
                              землепользователи.


                5. Объемы работ по разработке проектов
                   контурно-ландшафтного земледелия
----------------------------------------------------------
Годы¦Кол-во¦Стои-   ¦Стои-    ¦  Источники финансирования
    ¦проек-¦мость 1 ¦мость    ¦---------------------------
    ¦тов   ¦проек-  ¦всех     ¦областной бюджет
    ¦      ¦та, тыс.¦проек-   +---------------------------
    ¦      ¦рублей  ¦тов, тыс.¦тыс.      ¦  %
    ¦      ¦        ¦рублей   ¦рублей    ¦
----------------------------------------------------------
2001   7      522      3654      3654        100
2002   7      -//-     3654      3654        -//
2003   7      -//-     3654      3654        -//-
2004   7      -//-     3654      3654        -//-
2005   7      -//-     3654      3654        -//-
Итого: 35      -       18270     18270       100


Ответственные за  исполнение: департамент  администрации  области  по
                              вопросам агропромышленного комплекса;
                              финансовое управление администрации
                              области;
                              Оренбургский НИИСХ;
                              Оренбургское землеустроительное
                              предприятие;
                              землепользователи.


                  6. Объемы работ по лесомелиорации
--------------------------------------------------------------------
Годы¦Площадь¦Стои-  ¦Стоимость¦  Источники финансирования
    ¦лесона-¦мость  ¦всего    ¦-------------------------------------
    ¦сажде- ¦заклад-¦объема   ¦федеральный бюджет¦областной бюджет
    ¦ний,   ¦ки 1 га¦работ,   +------------------+------------------
    ¦тыс.га ¦тыс.   ¦тыс.     ¦тыс.      ¦  %    ¦   тыс.    ¦ %
    ¦       ¦рублей ¦рублей   ¦рублей    ¦       ¦   рублей  ¦
--------------------------------------------------------------------
2001   1,8    8,486    15275    10693       70        4582     30
2002   2,0    -//-     16972    11880       -//-      5092     -//-
2003   2,5    -//-     21215    14850       -//-      6365     -//-
2004   3,0    -//-     25458    17821       -//-      7637     -//-
2005   4,5    -//-     38187    26731       -//-      11456    -//-
Итого: 13,8    -       117107   81975       70        35132    30

Ответственные за  исполнение:  департамент  администрации  области  по
                               вопросам агропромышленного комплекса;
                               финансовое управление администрации
                               области;
                               Комитет природных ресурсов по
                               Оренбургской области;
                               землепользователи.


          6.1. Объемы работ по составлению рабочих проектов
                          на лесомелиорацию
--------------------------------------------------------------------
Годы¦Кол-во¦Стои-   ¦Стои-    ¦  Источники финансирования
    ¦проек-¦мость 1 ¦мость    ¦-------------------------------------
    ¦тов   ¦проек-  ¦всех     ¦федеральный бюджет¦областной бюджет
    ¦      ¦та, тыс.¦проек-   +------------------+------------------
    ¦      ¦рублей  ¦тов, тыс.¦тыс.      ¦  %    ¦   тыс.    ¦ %
    ¦      ¦        ¦рублей   ¦рублей    ¦       ¦   рублей  ¦
--------------------------------------------------------------------
2001   4     49,6      198,4      138,9     70        59,5      30
2002   6     -//-      297,6      208,3     -//-      89,3      -//-
2003   11    -//-      545,6      381,9     -//-      163,7     -//-
2004   16    -//-      793,6      555,5     -//-      238,1     -//-
2005   31    -//-      1537,6     1076,3    -//-      461,3     -//-
Итого: 68     -        3372,8     2360,9    -//-      1011,9    30


Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
                             вопросам агропропромышленного комплекса;
                             финансовое управление администрации
                             области;
                             Комитет природных ресурсов по
                             Оренбургской области;
                             Оренбургское землеустроительное
                             предприятие;
                             землепользователи.



                     7. Объемы работ по залужению
                       низкопродуктивной пашни
--------------------------------------------------------------------
Годы¦Площадь¦Стои-  ¦Стоимость¦  Источники финансирования
    ¦залуже-¦мость  ¦залужения¦-------------------------------------
    ¦ния,   ¦залуже-¦всей пло-¦  местный   бюджет¦средства хозяйств
    ¦       ¦ния 1  ¦щади,    +------------------+------------------
    ¦тыс.га ¦га,тыс.¦тыс.     ¦тыс.      ¦  %    ¦   тыс.    ¦ %
    ¦       ¦рублей ¦рублей   ¦рублей    ¦       ¦   рублей  ¦
--------------------------------------------------------------------
2001   40     2,338    93520     37720      40       55800     60
2002   50     -//-     116900    47150      -//-     69750     -//-
2003   60     -//-     140280    56580      -//-     83700     -//-
2004   70     -//-     163660    66010      -//-     97650     -//-
2005   80     -//-     187040    75440      -//-     111600    -//-
Итого: 300     -       701400    282900     40       418500    60


Ответственные за исполнение: департамент администрации области по
                             вопросам агропромышленного комплекса;
                             государственный центр агрохимической
                             службы "Оренбургский";
                             Оренбургское землеустроительное
                             предприятие;
                             администрации городов и районов области;
                             землепользователи.


         7.1. Объемы работ по внесению минеральных удобрений
                при залужении низкопродуктивной пашни
---------------------------------------------------------------------
Годы¦Площадь   ¦Норма внесения¦Потребность в¦Цена 1 тонны¦Стоимость
    ¦залужения,¦удобрений,    ¦удобрениях,  ¦удобрений,  ¦удобрений,
    ¦тыс. га   ¦тонн на 1 га  ¦тыс. тонн    ¦тыс. рублей ¦тыс. рублей
---------------------------------------------------------------------
2001    40           0,2           8,0          3,29        26320
2002    50           -//-          10,0         -//-        32900
2003    60           -//-          12,0         -//-        39480
2004    70           -//-          14,0         -//-        46060
2005    80           -//-          16,0         -//-        52640
Итого:  300           -            60,0          -          197400


      Примечание.  При  залужении  низкопродуктивной пашни минеральные
удобрения    вносятся    согласно    разработанной    проектно-сметной
документации;  источник  финансирования  -  местный бюджет (В редакции
Постановления  администрации  Оренбургской  области от 04.10.2004 г. N
194-п)

   7.2. Потребность в семенах на залужение низкопродуктивной пашни
---------------------------------------------------------------------
Годы¦Площадь   ¦Норма высева  ¦Потребность в¦Цена 1 тонны¦Стоимость
    ¦залужения,¦семян,        ¦семенах,     ¦семян,      ¦семян,
    ¦тыс. га   ¦тонн на 1 га  ¦тонн         ¦тыс. рублей ¦тыс.рублей
---------------------------------------------------------------------
2001     40          0,019          760          15          11400
2002     50          -//-           950          -//-        14250
2003     60          -//-           1140         -//-        17100
2004     70          -//-           1330         -//-        19950
2005     80          -//-           1520         -//-        22800
Итого:   300          -             5700          -          85500


Примечание. На посев используются семена злаково-бобовых культур;
            источник финансирования - местный бюджет.



            7.3. Объемы агротехнических работ по залужению
                       низкопродуктивной пашни
----------------------------------------------------------------------
      Годы     ¦    Площадь залужения,¦Затраты на 1 га,¦Всего затрат,
               ¦    тыс. га           ¦рублей          ¦тыс. рублей
----------------------------------------------------------------------
2001                    40                   1395            55800
2002                    50                   -//-            69750
2003                    60                   -//-            83700
2004                    70                   -//-            97650
2005                    80                   -//-            111600
Итого:                  300                   -              418500


Примечание. В   затраты   включены   работы   по   лущению,   вспашке,
            боронованию, культивации, прикатыванию, посеву многолетних
            трав, внесению органических и минеральных удобрений;
            источник финансирования - средства хозяйств.



          7.4.  Объемы работ по составлению рабочих проектов
                 на залужение низкопродуктивной пашни
----------------------------------------------------------
Годы¦Кол-во¦Стои-   ¦Стои-    ¦  Источники финансирования
    ¦проек-¦мость 1 ¦мость    ¦---------------------------
    ¦тов   ¦проек-  ¦всех     ¦      средства хозяйств
    ¦      ¦та, тыс.¦проек-   +---------------------------
    ¦      ¦рублей  ¦тов, тыс.¦тыс.      ¦  %
    ¦      ¦        ¦рублей   ¦рублей    ¦
----------------------------------------------------------
2001   160     3,0      480       480       100
2002   200     -//-     600       600       -//-
2003   240     -//-     720       720       -//-
2004   280     -//-     840       840       -//-
2005   320     -//-     960       960       -//-
Итого: 1200     -       3600      3600      100


Ответственные за исполнение: департамент  администрации  области  по
                             вопросам агропромышленного комплекса;
                             государственный центр      агрохимической
                             службы "Оренбургский";
                             Оренбургское землеустроительное
                             предприятие;
                             администрации городов и районов области;
                             землепользователи.


           8. Объемы работ по комплексному агрохимическому
                          обследованию почв
----------------------------------------------------------
Годы¦Пло-  ¦Стои-   ¦Стои-    ¦  Источники финансирования
    ¦щадь, ¦мость   ¦мость    ¦---------------------------
    ¦тыс.га¦обследо-¦всех     ¦     областной бюджет
    ¦      ¦вания   ¦работ,   +---------------------------
    ¦      ¦1 га,   ¦тыс.     ¦тыс.      ¦  %
    ¦      ¦рублей  ¦рублей   ¦рублей    ¦
----------------------------------------------------------
2001  730     14,50    10592,0   10592,0     100
2002  742     -//-     10758,0   10758,0     -//-
2003  742     -//-     10758,0   10758,0     -//-
2004  748     -//-     10841,25  10841,25    -//-
2005  748     -//-     10841,25  10841,25    -//-
Итого 3710     -       53790,5   53790,5     100


Ответственные за исполнение: департамент администрации области
                             по вопросам агропромышленного комплекса;
                             финансовое управление администрации
                             области;
                             государственный центр агрохимической
                             службы "Оренбургский";
                             землепользователи.


           9. Объемы работ по комплексному агрохимическому
                         окультуриванию полей
--------------------------------------------------------------------
Годы¦Площадь¦Стои-  ¦Стоимость¦  Источники финансирования
    ¦тыс.га ¦мость  ¦всего об-¦-------------------------------------
    ¦       ¦окульту¦ема работ¦  местный   бюджет¦средства хозяйств
    ¦       ¦ривания¦         +------------------+------------------
    ¦       ¦1га,тыс¦тыс.     ¦тыс.      ¦  %    ¦   тыс.    ¦ %
    ¦       ¦рублей ¦рублей   ¦рублей    ¦       ¦   рублей  ¦
--------------------------------------------------------------------
2001   20,0   2,958   59160      39900      67       19260     33
2002   25,0   -//-    73950      49875      -//-     24075     -//-
2003   30,0   -//-    88740      59850      -//-     28890     -//-
2004   35,0   -//-    103530     69825      -//-     33705     -//-
2005   40,0   -//-    118320     79800      -//-     38520     -//-
Итого: 150,0   -      443700     299250     67       144450    33


Ответственные за исполнение: департамент  администрации  области  по
                             вопросам агропромышленного комплекса;
                             государственный центр агрохимической
                             службы "Оренбургский";
                             администрации городов и районов области;
                             землепользователи.


         9.1. Объемы работ по внесению органических удобрений
         при комплексном агрохимическом окультуривании полей
----------------------------------------------------------------------
Годы¦Площадь,¦Норма внесения¦Потребность¦      Затраты по внесению
    ¦тыс.га  ¦удобрений,    ¦в удобре-  +-----------------------------
    ¦        ¦тонн на 1 га  ¦ниях, тыс. ¦   на 1 га,  ¦   на всю
    ¦        ¦              ¦тонн       ¦   рублей    ¦   площадь,
    ¦        ¦              ¦           ¦             ¦   тыс. рублей
----------------------------------------------------------------------
2001   20,0        50           1000          1995        39900
2002   25,0        -//-         1250          -//-        49875
2003   30,0        -//-         1500          -//-        59850
2004   35,0        -//-         1750          -//-        69825
2005   40,0        -//-         2000          -//-        79800
Итого: 150,0        -           7500           -          299250


Примечание. В  затраты  по  внесению  органических  удобрений включена
            стоимость работ  по  буртовке,   погрузке,   перевозке   и
            внесению органических удобрений;
            источник финансирования - местный бюджет.



       9.2. Объемы работ по внесению минеральных удобрений при
           комплексном агрохимическом окультуривании полей
-------------------------------------------------------------------------
Годы¦Пло-  ¦Норма  ¦Потреб-  ¦Цена за¦Стои-  ¦Затраты по внесению¦Всего
    ¦щадь, ¦внесе- ¦ность в  ¦1      ¦мость  +-------------------¦затрат,
    ¦тыс.га¦ния,   ¦удобре-  ¦тонну, ¦удобре-¦на 1 га,¦на всю    ¦тыс.
    ¦      ¦тонн   ¦ниях,тыс.¦тыс.   ¦ний,   ¦рублей  ¦площадь,  ¦рублей
    ¦      ¦на 1 га¦тонн     ¦рублей ¦тыс.   ¦        ¦тыс.рублей¦
    ¦      ¦       ¦         ¦       ¦рублей ¦        ¦          ¦
-------------------------------------------------------------------------
2001  20,0    0,2     4,0      3,29    13160     50       1000     14160
2002  25,0    -//-    5,0      -//-    16450     -//-     1250     17700
2003  30,0    -//-    6,0      -//-    19740     -//-     1500     21240
2004  35,0    -//-    7,0      -//-    23030     -//-     1750     24780
2005  40,0    -//-    8,0      -//-    26320     -//-     2000     28320
Итого 150,0    -      30,0      -      98700      -       7500     106200

Примечание. В  затраты  по  внесению  минеральных  удобрений  включены
            стоимость  работ  по  погрузке,   перевозке   и   внесению
            минеральных удобрений;
            источник финансирования - средства хозяйств.


          9.3. Объемы агротехнических работ при комплексном
                 агрохимическом окультуривании полей
----------------------------------------------------------------------
      Годы     ¦    Площадь,          ¦Затраты на 1 га,¦Всего затрат,
               ¦    тыс. га           ¦рублей          ¦тыс. рублей
----------------------------------------------------------------------
2001                    20,0                 255            5100
2002                    25,0                 -//-           6375
2003                    30,0                 -//-           7650
2004                    35,0                 -//-           8925
2005                    40,0                 -//-           10200
Итого:                  150,0                 -             38250


Примечание. В  затраты включены работы по лущению,  задержанию снега и
            талых вод, боронованию, культивации, посеву озимых культур
            и прикатыванию;
            источник финансирования - средства хозяйств.



         9.4. Объемы работ по составлению рабочих проектов на
           комплексное агрохимическое окультуривание полей
----------------------------------------------------------
Годы¦Кол-во¦Стои-   ¦Стои-    ¦  Источники финансирования
    ¦проек-¦мость 1 ¦мость    ¦---------------------------
    ¦тов   ¦проек-  ¦всех     ¦      средства хозяйств
    ¦      ¦та, тыс.¦проек-   +---------------------------
    ¦      ¦рублей  ¦тов, тыс.¦тыс.      ¦  %
    ¦      ¦        ¦рублей   ¦рублей    ¦
----------------------------------------------------------
2001   80     3,0      240        240       100
2002   100    -//-     300        300       -//-
2003   120    -//-     360        360       -//-
2004   140    -//-     420        420       -//-
2005   160    -//-     480        480       -//-
Итого: 600    3,0      1800       1800      100


Ответственные за  исполнение:департамент  администрации  области  по
                             вопросам агропромышленного комплекса;
                             государственный центр      агрохимической
                             службы "Оренбургский";
                             администрации городов и районов области;
                             землепользователи.


          10. Объемы работ по реконструкции орошаемых земель
----------------------------------------------------------------------
Годы¦Пло-    ¦Стоимость  ¦Стои-      ¦   Источники финансирования
    ¦щадь    ¦реконструк-¦мость      +--------------------------------
    ¦реконст-¦ции  1 га, ¦всего      ¦федеральный¦областной¦средства
    ¦рукции, ¦тыс.рублей ¦объема     ¦бюджет     ¦бюджет   ¦хозяйств
    ¦тыс. га ¦           ¦работ, тыс.+-----------+---------+----------
    ¦        ¦           ¦рублей     ¦тыс.  ¦ %  ¦тыс.  ¦% ¦тыс.  ¦ %
    ¦        ¦           ¦           ¦рублей¦    ¦рублей¦  ¦рублей¦
----------------------------------------------------------------------
2001   2,2        25,0       55000    27500   50  13750  25  13750 25
2002   2,9        -//-       72500    36250  -//- 18125 -//- 18125 -//-
2003   3,7        -//-       93100    46550  -//- 23275 -//- 23275 -//-
2004   2,8        -//-       70100    35050  -//- 17525 -//- 17525 -//-
2005   3,2        -//-       80000    40000  -//- 20000 -//- 20000 -//-
Итого: 14,8        -         370700   185350 -//- 92675 -//- 92675 -//-


Ответственные за исполнение: департамент  администрации  области  по
                             вопросам агропромышленного комплекса;
                             финансовое управление администрации
                             области;
                             управление "Оренбургмелиоводхоз";
                             землепользователи.


        10.1. Объемы работ по строительству противоэрозионных
                              сооружений

----------------------------------------------------------------------
Годы¦Количество ¦Стоимость 1¦Стоимость всех¦Источник финансирования
    ¦сооружений,¦сооружения,¦сооружений,   +--------------------------
    ¦штук       ¦тыс. рублей¦тыс. рублей   ¦  федеральный бюджет
    ¦           ¦           ¦              +--------------------------
    ¦           ¦           ¦              ¦тыс.рублей   ¦   %
----------------------------------------------------------------------
2001     1          10000       10000           10000        100
2002     1          10000       10000           10000        100
2003     1          5000        5000            5000         100
2004     1          5000        5000            5000         100
2005     1          5000        5000            5000         100
Итого:   5            -         35000           35000        100


Ответственные за исполнение: департамент  администрации  области  по
                             вопросам агропромышленного комплекса;
                             управление "Оренбургмелиоводхоз";
                             землепользователи.


                   11. Стоимость работ по научному
                        обеспечению программы
-----------------------------------------------------------------------
  Годы    ¦Затраты на научное обеспечение,  ¦Источник финансирования
          ¦тыс. рублей                      +--------------------------
          ¦                                 ¦  федеральный бюджет
          ¦                                 +--------------------------
          ¦                                 ¦тыс.рублей   ¦   %
-----------------------------------------------------------------------
2001                    2000                    2000          100
2002                    2000                    2000          100
2003                    2000                    2000          100
2004                    2000                    2000          100
2005                    2000                    2000          100
Итого:                  10000                   10000         100

Ответственные за исполнение: департамент  администрации  области  по
                             вопросам агропромышленного комплекса;
                             финансовое управление администрации
                             области;
                             научные, учебные  и  другие  организации,
                             творческие коллективы;
                             землепользователи.


Информация по документу
Читайте также