Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.06.2006 № 377

 



        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
            СОБРАНИЕ
      ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
       
        ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ

         ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  21 июня 2006 года  N 377

г. Оренбург

     
О законодательной инициативе по
внесению  проекта  федерального
закона "О внесении изменений  в
Уголовно-процессуальный  кодекс
Российской Федерации"

     
     В   соответствии   со   статьей  104  Конституции   Российской
Федерации Законодательное Собрание Оренбургской области
     
                     п о с т а н о в л я е т:
                                 
     1.   Внести  в  Государственную  Думу  Федерального   Собрания
Российской  Федерации в порядке законодательной  инициативы  проект
федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации".
     2.   Просить   депутата  Государственной   Думы   Федерального
Собрания   Российской  Федерации  Азарову  Н.Б.  быть   официальным
представителем Законодательного Собрания Оренбургской  области  при
рассмотрении   указанного  законопроекта  в  Государственной   Думе
Федерального Собрания Российской Федерации.
     3.    Направить   данное   постановление   в   законодательные
(представительные)   органы   государственной   власти    субъектов
Российской   Федерации   с   просьбой  поддержать   законодательную
инициативу.
     4.  Контроль за исполнением данного постановления возложить на
комитет  Законодательного Собрания области по вопросам  законности,
правопорядка, прав человека, военнослужащих и казачества.
     5.   Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.
     
     
     Председатель Законодательного
     Собрания Оренбургской области                      Д.В.Кулагин
     
     
 
                                                             Проект
                                                                   
                                           Вносится Законодательным
                                             Собранием Оренбургской
                                                            области
     
     
     
                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                                 
                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
                                 
       О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс
                       Российской Федерации
     
     Внести  в  Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
(Собрание  законодательства Российской Федерации, 2001, N  52,  ст.
4921;  2002, N 22, ст. 2027; N 30, ст. 3020, 3029; N 44, ст.  4298;
2003, N 27, ст. 2700, 2706; N 50, ст. 4847; 2004, N 11, ст. 914;  N
27, ст. 2711; 2005, N 23, ст. 2200) изменения.
     1.  Пункт 1 части 3 статьи 150 после слов "по уголовным делам"
дополнить словами "возбуждаемым в отношении конкретных лиц".
     2.  В  части 3 статьи 157 слова "не позднее 10 суток" заменить
словами "не позднее 3 суток".
     
     Президент Российской Федерации                       В.В.Путин
     
     
     
                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
        к проекту федерального закона "О внесении изменений
      в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
     
     Законопроект     направлен    на    повышение    эффективности
предупреждения,    раскрытия    и    расследования    преступлений,
предварительное следствие по которым необязательно.
     По  причине  различного  толкования указанных  норм  уголовно-
процессуального  законодательства правоприменительная  практика  по
возбужденным  уголовным  делам, лица  по  которым  не  установлены,
различна  не  только на территории Оренбургской  области,  но  и  в
других   субъектах   Российской  Федерации.   Так,   в   Республике
Башкортостан  дознаватели по согласованию с прокурором  Республики,
руководствуясь  статьей 223 УПК РФ, не возбуждают и  не  расследуют
уголовные  дела  по  неочевидным  преступлениям.  Расследование  по
данной  категории дел проводится в форме предварительного следствия
сотрудниками следственного аппарата.
     Дознавателями  Оренбургской  области  расследуются   уголовные
дела  небольшой  и средней тяжести, возбуждаемые  как  в  отношении
конкретных  лиц, так и по неочевидным преступлениям. В соответствии
с  пунктом 19 статьи 5 и статьей 157 УПК РФ по уголовным делам,  по
которым  виновные лица не установлены, дознавателями в обязательном
порядке возбуждаются уголовные дела указанной категории и в течение
10  дней выполняются неотложные следственные действия, затем  через
прокурора передаются в органы предварительного следствия.
     Вместе   с   тем   введение  института  дознания  предполагало
упрощенную  форму  расследования, целью которой является  окончание
уголовных  дел  в  короткие  сроки  и  направление  их  в   суд   с
обвинительным актом.
     Возбуждение  и  расследование  уголовных  дел  по  неочевидным
преступлениям влечет за собой неоправданное увеличение нагрузки  на
дознавателей и отвлечение их от прямых обязанностей по  привлечению
установленных  виновных  лиц  к  уголовной  ответственности.  Таким
образом,  предусмотренный статьей 223 УПК РФ порядок  расследования
уголовных   дел   только  в  отношении  конкретных   лиц   является
практически не действующим.
     В  целях урегулирования вышеуказанных норм предлагается  часть
3   статьи   150   УПК   РФ,   определяющую  вид   предварительного
расследования  в  форме  дознания по уголовным  делам  небольшой  и
средней   тяжести,  конкретизировать  полномочиями  по   проведению
расследования  уголовных дел, возбуждаемых в  отношении  конкретных
лиц,  что соответствует порядку проведения дознания, изложенному  в
части 2 статьи 223 УПК РФ.
     Внесение данного изменения позволит:
     своевременно   завершать   расследование   уголовных   дел   в
отношении конкретных лиц силами подразделений дознания;
     исключить   дополнительную   нагрузку   на   дознавателей   по
проведению   комплекса   неотложных   следственных   действий,   на
прокуроров,  осуществляющих  проверку уголовных  дел,  контроль  за
расследованием, передачу дел в следственные подразделения, а  также
сократить    материальные   затраты   канцелярий,    обеспечивающих
направление уголовных дел в соответствующие инстанции;
     повысить   эффективность  расследования   уголовных   дел   по
неочевидным преступлениям;
     избежать  искажения  статистического  учета  неочевидных  дел,
учитываемых как находящихся в производстве органов дознания, так  и
предварительного следствия. За 2005 год дознавателями  расследовано
и в органы предварительного следствия передано 12392 уголовных дела
по  неочевидным  преступлениям, или 47,3 процента от  общего  числа
дел,  находившихся в производстве (26196 дел), за 2004 год  -  5723
таких  дела,  или  32,9 процента от общего числа дел  (17370),  что
свидетельствует   о   динамике  роста   нераскрытых   преступлений,
находящихся в производстве дознавателей и постоянном увеличении  на
них нагрузки.
     В  статье  157 УПК РФ регламентировано производство неотложных
следственных действий по уголовным делам, предварительное следствие
по которым обязательно.
     Понятие неотложных следственных действий в пункте 19 статьи  5
УПК РФ и в статье 157 УПК РФ не конкретизировано, в связи с чем  на
практике  допускается их расширенное толкование,  которое  зачастую
влечет   за   собой  выполнение  дознавателями  всех   следственных
действий,   которые   не   требуют  незамедлительного   выполнения.
Полагаем,   что   данное  понятие  заключается  в  безотлагательном
проведении  в  короткий промежуток времени (в  течение  1-3  суток)
следственных  действий, которые невозможно отложить  на  более  дли
тельный   срок.   Как   показывает  практика,  закрепление   следов
преступления   и   выполнение   основных   следственных    действий
осуществляется в течение дежурных суток при раскрытии  преступлений
по  "горячим"  следам. В дальнейшем по делам данной категории,  как
правило, проводятся следственные действия и мероприятия, включающие
в  себя  сбор других материалов, имеющих значение для дела,  но  не
относящихся к неотложным.
     Изменение  срока проведения неотложных следственных  действий,
регламентированного частью 3 статьи 157 УПК РФ, с  10  суток  на  3
суток позволит:
     избежать фактов искусственного выдерживания 10-дневного  срока
расследования  при  проведении неотложных следственных  действий  и
передачи уголовных дел в следствие;
     на  более ранней стадии расследования максимально использовать
возможности следственного аппарата по задействованию комплекса  сил
и   средств   криминальной  милиции,  направленных   на   раскрытие
преступлений;
     исключить  факты  переноса  важнейших  следственных  действий,
процессуальных  решений  на более поздний период,  не  нарушая  10-
дневные сроки расследования, предусмотренные законодательством.
     
     
     
                ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
         проекта федерального закона "О внесении изменений
      в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
     
     
     Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-
процессуальный   кодекс   Российской   Федерации"   не    потребует
дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
     
     
     
           Перечень актов федерального законодательства,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
  дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона
      "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс
                       Российской Федерации"
     
     
     В  случае принятия федерального закона "О внесении изменений в
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребуется
признания  утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения
или принятия федеральных нормативных правовых актов.


Информация по документу
Читайте также