Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 16.08.2006 № 586

 



        ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ
            СОБРАНИЕ
      ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
       
        ЧЕТВЕРТЫЙ СОЗЫВ

         ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 августа 2006 года  N 586

г. Оренбург


О  законодательной инициативе по
внесению   проекта  федерального
закона "О  внесении изменений  и
дополнений  в  Закон  Российской
Федерации "О недрах"
     
     
     На   основании   статьи  104  Конституции  Российской   Федерации
Законодательное Собрание Оренбургской области
     
                       п о с т а н о в л я е т:
     
     1.  Внести    в   Государственную  Думу   Федерального   Собрания
Российской  Федерации  в  порядке  законодательной  инициативы  проект
федерального  закона  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в  Закон
Российской Федерации "О недрах".
     2.  Просить  депутата Государственной Думы Федерального  Собрания
Российской  Федерации  Храмова  Р.А. быть  официальным  представителем
Законодательного   Собрания  Оренбургской  области  при   рассмотрении
указанного законопроекта в Государственной Думе Федерального  Собрания
Российской Федерации.
     3.  Направить    данное    постановление     в    законодательные
(представительные) органы государственной власти субъектов  Российской
Федерации с просьбой поддержать законодательную инициативу.
     4.  Контроль  за исполнением данного постановления  возложить  на
комитет  Законодательного Собрания области по вопросам  собственности,
природопользования и строительства.
     5.  Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
     
     
     Председатель Законодательного
     Собрания Оренбургской области                         Д.В.Кулагин
     
     
     
                                             Проект
                                             Внесен
                                             Законодательным Собранием
                                             Оренбургской области
     
     
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
     
                           ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
                                   
    О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
                              "О недрах"
                              
                              
     Внести  в  Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992  года  N
2395-1 "О недрах" (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года
N  27-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации  и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834;  Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7,
ст.  879;  2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33,  ст.  3429;
2002,  N  22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711;  N
35, ст. 3607) изменения и дополнения.
     1. Дополнить статьей 2.2 в следующей редакции:
     "Статья 2.2. Участки недр местного значения
     Участками  недр  местного  значения  являются  участки  недр   на
территории   субъекта   Российской   Федерации,   не   отнесенные    в
установленном порядке к объектам федерального значения, не  содержащие
месторождений  полезных ископаемых, числящихся  на  государственном  и
территориальном  балансах  полезных  ископаемых,  и  ограниченные   по
глубине до 5 метров".
     2. Пункт 9 статьи 4 изложить в следующей редакции:
     "9)   установление   порядка    пользования   недрами   в   целях
геологического  изучения  (поисков,  оценки,  разведки)  и  разработки
месторождений  общераспространенных  полезных  ископаемых,   а   также
пользования  недрами  в  целях  добычи  общераспространенных  полезных
ископаемых  и  строительства  подземных  сооружений,  не  связанных  с
добычей полезных ископаемых на участках недр местного значения".
     3. В статье 5:
     а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
     "3)   предоставление  в  соответствии  с  установленным  порядком
разрешений  на  добычу  общераспространенных  полезных  ископаемых   и
строительство  подземных сооружений, не связанных с  добычей  полезных
ископаемых на участках недр местного значения";
     б) пункт 5 изложить в следующей редакции:
     "5)   участие в  контроле за использованием и  охраной  недр  при
добыче   общераспространенных  полезных  ископаемых,   а   также   при
строительстве   подземных  сооружений  на   участках   недр   местного
значения".
     4. В статье 10.1:
     а)  в  пункте  7  исключить  слова "или участками  недр  местного
значения, а также участками недр местного значения, используемыми  для
целей  строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных
с добычей полезных ископаемых";
     б)  дополнить пунктом 10 в следующей редакции:
     "10)  разрешение  органов  местного  самоуправления,  принятое  в
соответствии с установленным субъектом Российской Федерации  порядком,
на  добычу  общераспространенных полезных ископаемых  и  строительство
подземных  сооружений, не связанных с добычей полезных  ископаемых  на
участках недр местного значения".
     5.   Часть  1  статьи  11  после  слов  "Предоставление  недр   в
пользование"   дополнить   словами  "(за  исключением   предоставления
участков недр местного значения)" и далее по тексту.
     6. В статье 16:
     а) часть 1 изложить в следующей редакции:
     "Организационное     обеспечение     государственной      системы
лицензирования    возлагается   на   федеральный   орган    управления
государственным  фондом  недр,  его территориальные  органы  и  органы
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  в  отношении
участков недр, находящихся на их территории";
     б) часть 6 изложить в следующей редакции:
     "Порядок   оформления,  государственной  регистрации   и   выдачи
лицензий на пользование участками недр с целью геологического изучения
(поисков,  оценки,  разведки)  и добычи общераспространенных  полезных
ископаемых  устанавливается органами исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации".
     7. В статье 22:
     а) пункты 1 и 3 части 1 изложить в следующей редакции:
     "1)  использовать  предоставленный ему  участок  недр  для  любой
формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели,
обозначенной  в  лицензии,  разрешении  или  в  соглашении  о  разделе
продукции";
     "3)  использовать  результаты своей  деятельности,  в  том  числе
добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией, разрешением или
соглашением о разделе продукции и действующим законодательством";
     б) пункт 10 части 2 изложить в следующей редакции:
     "10)  выполнение  условий, установленных  лицензией,  разрешением
или  соглашением  о  разделе  продукции,  своевременное  и  правильное
внесение платежей за пользование недрами".
     8.  Абзац  второй  статьи  36.1 изложить  в  следующей  редакции:
"Организация государственного геологического изучения недр возлагается
на  федеральный орган управления государственным фондом недр и  органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части  поисков,
оценки   и   разведки   месторождений  общераспространенных   полезных
ископаемых".
     
     
     Президент Российской Федерации                          В.В.Путин
     
     
     
                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
               К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ "О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ
              ИНИЦИАТИВЕ ПО ВНЕСЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО
               ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
                В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НЕДРАХ"
                                   
     Внесение  изменений и дополнений в Закон Российской Федерации  "О
недрах"   вызвано  необходимостью  исключения  коллизий   действующего
законодательства Российской Федерации о недрах в части  предоставления
права     пользования    недрами    для    разработки    месторождений
общераспространенных полезных ископаемых и реализации  в  полной  мере
предоставленных   органам   власти   субъекта   Российской   Федерации
полномочий  в  сфере  недропользования в связи с  вступлением  в  силу
Федерального  закона  от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении  изменений  в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
некоторых  актов Российской Федерации в связи с принятием  федеральных
законов  "О  внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон  "Об
общих  принципах  организации  законодательных  (представительных)   и
исполнительных  органов  государственной власти  субъектов  Российской
Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской   Федерации",   опубликованного   в   "Российской   газете"
31.08.2004.
     Нечеткость  правовых  норм  в действующем  Законе  "О  недрах"  в
отношении  полномочий  по  распоряжению  участками  недр,  содержащими
общераспространенные полезные ископаемые, выявили коллизии права.
     Так,  например, решением Приморского краевого суда от 12  августа
2005  года признана противоречащей закону и недействующей норма Закона
Приморского  края от 11 мая 2005 года N 247-КЗ "О предоставлении  недр
для  разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых
на  территории  Приморского  края",  предусматривающая  возложение  на
уполномоченный   орган   исполнительной   власти   Приморского    края
предоставление  лицензий  на разработку общераспространенных  полезных
ископаемых.
     Действительно, пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации  "О
недрах"   полномочия  по  предоставлению  разрешений   на   разработку
месторождений  общераспространенных полезных ископаемых,  а  также  на
строительство  подземных  сооружений  местного  значения  отнесены   к
полномочиям органов местного самоуправления.
     В   то   же   время  пунктом  7  статьи  10.1  этого  же   Закона
предусматривается,  что  основанием  возникновения  права  пользования
участками   недр,   содержащими   месторождения   общераспространенных
полезных  ископаемых, или участками недр местного  значения,  а  также
участками   недр   местного   значения,   используемыми   для    целей
строительства  и  эксплуатации подземных сооружений,  не  связанных  с
добычей  полезных ископаемых, является решение уполномоченного  органа
государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с
законодательством субъекта Российской Федерации.
     Причиной  имеющейся  коллизии является отсутствие  в  федеральном
законе о недрах понятия "участки недр местного значения", что не  дает
возможности  определить  их как объект управления  на  законодательном
уровне  субъекта  Российской  Федерации и разграничить  полномочия  по
предоставлению   недр   между  органами  власти  субъекта   Российской
Федерации и органами власти местного самоуправления.
     Практика  лицензирования общераспространенных полезных ископаемых
показывает  необходимость  наличия двух уровней  управления  участками
недр,  отнесенных  к  компетенции органов власти  субъекта  Российской
Федерации  в  соответствии с решаемыми задачами. Для  субъекта  -  это
развитие, охрана и рациональное использование минерально-сырьевой базы
строительной   индустрии  региона  в  целом.   А   для   муниципальных
образований  -  решение задач местного самоуправления с использованием
по     своему     усмотрению    находящихся    на    его    территории
общераспространенных полезных ископаемых для таких целей, как  отсыпка
дорог,  выравнивание строительных площадок, рекультивация  заброшенных
карьеров,   укрепление   береговых  линий  речек   и   благоустройство
поселений.
     Для  четкого  определения объекта управления  на  местном  уровне
предлагается дать следующее понятие участков недр местного значения:
     "участки  недр  на территории субъекта Российской  Федерации,  не
отнесенные  в установленном порядке к объектам федерального  значения,
не   содержащие  месторождений  полезных  ископаемых,  числящихся   на
государственном  и  территориальном балансах  полезных  ископаемых,  и
ограниченные  по  глубине до 5 метров". Ограничение участков  недр  по
глубине  выбрано  с  учетом статьи 19 Закона Российской  Федерации  "О
недрах",  позволяющей  собственникам и владельцам  земельных  участков
добывать    в    установленном   порядке   до   глубины    5    метров
общераспространенные  полезные ископаемые  по  своему  усмотрению  для
своих нужд.
     Предоставление   же  в  пользование  участков  недр,   содержащих
месторождения  полезных  ископаемых, то есть объектов,  числящихся  на
территориальном балансе полезных ископаемых, целесообразно оставить  в
компетенции  субъекта  как  органа, к  полномочиям  которого  отнесено
ведение  фондов  геологической  информации,  территориальных  балансов
полезных  ископаемых  и  кадастров месторождений  общераспространенных
полезных ископаемых.
     Также  предлагается дополнить действующий Закон о недрах нормами,
регулирующими  предоставление субъектом Российской Федерации  участков
недр,  отнесенных  к  его  компетенции, для целей  поисков,  оценки  и
разведки  месторождений общераспространенных полезных ископаемых.  Это
позволит    субъекту   в   полной   мере   осуществлять    полномочия,
предоставленные  пунктом  3 статьи 4 Закона  Российской  Федерации  "О
недрах"  в  части  разработки  и реализации  территориальных  программ
развития и использования минерально-сырьевой базы.
     Сегодня   геологическое  изучение  недр  по  общераспространенным
полезным  ископаемым практически не проводится, так как в соответствии
со  статьей  36.1 Закона Российской Федерации "О недрах" геологическое
изучение недр полностью находится в ведении Российской Федерации, хотя
государственное  регулирование  в части общераспространенных  полезных
ископаемых  отнесено  к  компетенции  субъектов  Российской  Федерации
(статья 4 Закона Российской Федерации "О недрах").
     Изменения  в  Закон  Российской Федерации  "О  недрах"  учитывают
исключение  имеющихся  в  нем  коллизий  и  предлагают  более   четкое
разграничение  полномочий  между органами власти  субъекта  Российской
Федерации  и  органами местного самоуправления в части  предоставления
участков  недр,  отнесенных  к компетенции  субъекта,  а  также  между
федеральными  органами  власти и органами власти  субъекта  Российской
Федерации  в части предоставления недр для поисков, оценки и  разведки
месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
     
     
     
                  ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
           ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
         И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НЕДРАХ"
                                   
     Принятие  федерального закона "О внесении изменений и  дополнений
в   Закон  Российской  Федерации  "О  недрах"  в  части  разграничения
полномочий  по предоставлению участков недр, отнесенных к  компетенции
субъекта, для разработки и геологического изучения (поисков, оценки  и
разведки)   общераспространенных  полезных  ископаемых  не   потребует
финансирования из федерального бюджета.
     
     
     
                               ПЕРЕЧЕНЬ
             АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ 
               ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,
              ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ
         С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
         И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НЕДРАХ"
                                   
     Принятие  федерального закона "О внесении изменений и  дополнений
в   Закон  Российской  Федерации  "О  недрах"  в  части  разграничения
полномочий  по предоставлению участков недр, отнесенных к  компетенции
субъекта, для разработки и геологического изучения (поисков, оценки  и
разведки) общераспространенных полезных ископаемых потребует  внесения
изменений:
     в  Федеральный  закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ  "Об  общих
принципах    организации    законодательных    (представительных)    и
исполнительных  органов  государственной власти  субъектов  Российской
Федерации";
     Федеральный  закон  от 28 августа 1995 года N  154-ФЗ  "Об  общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Информация по документу
Читайте также