Расширенный поиск
Постановление Правительства Оренбургской области от 12.09.2014 № 687-пПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 12.09.2014 г. Оренбург N 687-п О сценарных условиях социально-экономического развития Оренбургской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях обеспечения своевременной разработки прогноза консолидированного бюджета Оренбургской области на 2015-2017 годы: 1. Одобрить сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов (далее - сценарные условия) согласно приложению. 2. Руководителям органов исполнительной власти области при разработке параметров прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, прогноза консолидированного бюджета Оренбургской области и проекта областного бюджета на 2015-2017 годы руководствоваться сценарными условиями. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на исполняющего обязанности министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Васина В.В. 4. Постановление вступает в силу со дня его подписания. Временно исполняющий обязанности Губернатора Ю.А.Берг Приложение к постановлению Правительства области от 12.09.2014 N 687-п Сценарные условия социально-экономического развития Оренбургской области на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов I. Общие положения Разработка сценарных условий и параметров прогноза развития экономики Оренбургской области в 2015-2017 годах осуществлялась по следующим двум вариантам: первый вариант (базовый) отражает развитие экономики области в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, годовые темпы роста валового регионального продукта в 2015-2017 годах оцениваются на уровне 1,5-2,8 процента; второй вариант (умеренно-оптимистичный) предполагает более быстрое развитие экономики области за счет реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий, роста банковского кредитования, повышения конкурентоспособности и эффективности работы промышленных предприятий, а также стимулирования экономического роста и модернизации производств со стороны государства. В условиях второго варианта темпы роста валового регионального продукта составят от 2,7 до 3,6 процента. II. Промышленное производство Рост промышленного производства в Оренбургской области в 2014 году оценивается на уровне 101,2 процента к 2013 году. Рост производства ожидается по всем видам экономической деятельности промышленного производства: добыча полезных ископаемых, деятельность обрабатывающих отраслей, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. На развитие промышленности в 2015 и последующие годы будут оказывать влияние как внешние, так и внутренние факторы: спрос и динамика мировых цен на нефть, газ и металлопродукцию, уровень цен и тарифов на товары и услуги субъектов естественных монополий, платежеспособный спрос на продукцию обрабатывающих отраслей, повышение производительности труда и энергоэффективности производства, внедрение передовых доступных технологий и систем менеджмента качества, выпуск новых импортозамещающих видов продукции, функционирование предприятий в рамках ВТО и Евразийского экономического союза, реализация мероприятий государственных программ поддержки промышленности на федеральном и региональном уровнях. Исчерпание факторов, связанных с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой и ростом нефтегазодобывающего комплекса, при сложившейся структуре производства промышленности (57 процентов приходится на отрасли, добывающие полезные ископаемые) позволяют прогнозировать достаточно высокие темпы роста производства в среднесрочной перспективе при условии реализации предприятиями отрасли масштабных программ, направленных на повышение производительности труда, увеличение объемов разведочного и эксплуатационного бурения, создание нефтегазохимического кластера с участием малых добывающих предприятий в целях увеличения собственной ресурсной базы. Предполагается, что с учетом условий и факторов, определяющих развитие промышленности в 2015-2017 годах, ежегодные темпы прироста промышленного производства составят по первому варианту: в 2015 году - 1,3 процента, в 2016 году - 1,5 процента, в 2017 году - 2,0 процента; по второму варианту: в 2015 году - 2,4 процента, в 2016 году - 3,0 процента, в 2017 году - 3,3 процента. Промышленное производство прогнозируется в 2017 году к показателю оценки 2014 года на уровне 104,9 и 108,9 процента соответственно по первому и второму вариантам. Добыча полезных ископаемых Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых В 2014 году объем добычи нефти, газового конденсата, природного и попутного газа оценивается с ростом на 0,8 процента к уровню 2013 года. В 2015-2017 годах ежегодные темпы их добычи прогнозируются на уровне 101,0-101,8 процента по первому и 102,1-103,0 процента по второму вариантам, что обусловлено предполагаемой стабилизацией добычи нефти и газа на ведущих предприятиях отрасли (ОАО "Оренбургнефть" и ООО "Газпром добыча Оренбург") и наращиванием добычи на небольших и средних предприятиях при стабильном спросе и ценах на сырье (ООО "Бугурусланнефть", ЗАО "Газпром нефть Оренбург"). В 2014 году и последующие годы ЗАО "Газпром нефть Оренбург" планирует реализовать инвестиционный проект по бурению 389 эксплуатационных скважин, основной целью которого является доведение уровня добычи на Восточном участке Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения до 3,1 млн. тонн нефти и 3 млрд. куб. метров газа к 2020 году, для чего планируется освоить инвестиции в сумме 63,0 млрд. рублей. Одним из основных направлений деятельности ОАО "Оренбургнефть" в 2013 году стала реализация интегрированного проекта "Оренбург" (далее - ИПО), в рамках которого осуществляется строительство 22 объектов по утилизации и переработке попутного нефтяного газа (далее - ПНГ) и системы сбора ПНГ (около 615 газопроводов). В настоящее время введено в эксплуатацию 13 площадочных объектов и 385 километров газопроводов, потушено 17 факелов. Общая стоимость ИПО составляет более 34 млрд. рублей. В реализацию ИПО уже инвестировано более 16 млрд. рублей. Планируется продолжить реализацию программы "Газ" с целью повышения уровня утилизации попутного нефтяного газа до 95,0 процента. Одним из возможных решений утилизации ПНГ является взаимодействие малых нефтяных компаний с перерабатывающими предприятиями ООО "Газпром добыча Оренбург" по созданию инфраструктуры сбора и транспортировки ПНГ. ОАО "Оренбургуголь" с целью увеличения объемов производства угля осуществляет разработку технологии его брикетирования, обновление парка добывающей и автомобильной техники. Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических Рост добычи полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, в 2014-1017 годах в основном будет обеспечен за счет увеличения добычи руд цветных металлов и других полезных ископаемых, что связано с реализацией крупных инвестиционных проектов в течение ряда последних лет. В 2014-2017 годах прогнозируется рост производства концентрата меди и цинка в ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат", обусловленный поэтапным вводом мощностей по добыче и переработке медно-колчеданных руд в соответствии с инвестиционной программой реконструкции и расширения производства, а также в ЗАО "Ормет" в связи с началом разработки участка Весенний Весенне-Аралчинского месторождения медно-цинковых руд в Домбаровском районе. В 2013 году на реализацию проекта вскрытия и разработки глубоких горизонтов подземного рудника ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат" инвестировало более 2 млрд. рублей. Средства направлены на увеличение производительности подземного рудника с 5,6 до 7 млн. тонн руды в год в период до 2017 года. В рамках реализации программы модернизации процесса рудничного подъема и оборудования ОАО "Гайский горно-обогатительный комбинат" запущена в эксплуатацию новая скиповая подъемная машина чешской фирмы INKO Еngineering. При сохранении позитивной внешнеэкономической конъюнктуры ОАО "Оренбургские минералы" стабилизирует объемы производства асбеста, дифференцирует свою производственную деятельность с вводом мощностей по выпуску щебня из плотных горных пород, завода строительных материалов N 1 по производству кровельных материалов и эмульсионных взрывчатых веществ. В целом в добыче полезных ископаемых индекс производства в 2014 году оценивается на уровне 100,4 процента к показателю 2013 года, в 2017 году прогнозируется рост до 103,4 процента и 107,8 процента к оценке 2014 года соответственно по первому и второму вариантам. Обрабатывающие производства Развитие обрабатывающих отраслей в 2014 году оценивается на уровне 103,0 процента к уровню 2013 года. В среднесрочной перспективе прогнозируется достижение в 2017 году показателя 107,7 процента (к оценке 2014 года) по первому варианту и 111,8 процента - по второму варианту. Наиболее динамичным предполагается развитие отраслей, ориентированных на потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность), производство строительных материалов, развитие машиностроительного комплекса (производство машин и оборудования, электрооборудования, транспортных средств). Текстильное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви В 2014 году производство в текстильной и швейной промышленности составит 107,6 процента к уровню 2013 года, в производстве кожи, изделий из кожи и обуви - 90,0 процента. В 2015-2017 годах предусматривается расширение ассортимента и повышение качества изделий в текстильном (ЗАО "ТПК "Орентекс", ЗАО "Промсинтекс"), трикотажном (ЗАО "Фабрика оренбургских пуховых платков", ООО "Славянка"), чулочно-носочном (ООО "Альтаир") производствах. ЗАО "Юничел Оренбург" в рамках реализации инвестиционного проекта по модернизации производства планирует приобретение конвейерной линии для изготовления заготовок обуви, новых специализированных швейных машин для пошива обуви, а также оборудования для потребностей производства и запасных частей к нему. Индекс в текстильном и швейном производстве в 2017 году к оценке 2014 года прогнозируется на уровне 109,2 процента по первому варианту и 111,1 процента - по второму варианту, в производстве кожи, изделий из кожи и обуви - 107,1 процента и 111,3 процента соответственно. Производство кокса и нефтепродуктов В 2014 году производство по данному виду деятельности составит 101,5 процента к уровню 2013 года в соответствии с планами основных нефтеперерабатывающих предприятий (ОАО "Орскнефтеоргсинтез" и ОАО "Нефтемаслозавод", г. Оренбург), ориентированных на спрос. В прогнозируемом периоде планируется проведение комплекса работ по техническому перевооружению и модернизации производства ОАО "Орскнефтеоргсинтез", направленных на углубление переработки нефти и увеличение выхода светлых нефтепродуктов. Программа модернизации завода рассчитана на период до 2025 года и разделена на 3 этапа, предусматривающих создание восьми пусковых комплексов. Первый этап включает в себя реконструкцию существующей установки гидроочистки дизельного топлива ЛЧ-24-2000 с добавлением еще одного реактора. Реконструкция должна обеспечить выработку гидроочищенного дизельного топлива класса "Евро-4" и "Евро-5". Второй этап предусматривает строительство новой установки изомеризации фракции С5-С6 мощностью 300 тыс. тонн в год и реконструкцию существующей установки фракционирования бензиновых фракций 22/4М. Сооружение объекта началось, и по плану комплекс предполагается ввести в эксплуатацию до конца 2014 года, после чего весь выпускаемый в г. Орске бензин будет соответствовать требованиям "Евро-4". Общий объем инвестиций составит 8,16 млрд. рублей. Третьим этапом предусмотрены строительство и запуск установки висбрекинга гудрона для получения компонентов мазута пониженной вязкости. В результате ОАО "Орскнефтеоргсинтез" рассчитывает уменьшить выработку мазута и увеличить производство товарного вакуумного газойля. Кроме того, программа модернизации завода включает в себя сооружение комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля, установки первичной переработки нефти АВТ-4, риформинга, изомеризации углеводородной фракции С7, комплекса коксования с гидроочисткой вторичных продуктов. Запланированная работа позволяет прогнозировать темпы роста производства по отрасли в 2017 году к оценке 2014 года на уровне 107,5 и 111,6 процента по первому и второму вариантам соответственно. Химическое производство В 2014 году индекс производства в отрасли, по оценке, составит 110,6 процента к 2013 году. На базе Оренбургского газохимического комплекса планируется создать инновационный кластер, который позволит повысить эффективность производства и расширить ассортимент выпускаемой продукции, в том числе за счет перспективного планирования производства и сбыта продукции, уменьшения материалоемкости производства. Планируется расширение ассортимента выпуска продукции углеводородных сжиженных газов за счет модернизации производства ЗАО "Завод синтетического спирта", введение мощностей по производству новых видов продукции ОАО "Новотроицкий завод хромовых соединений". Темпы роста производства по отрасли в 2017 году по отношению к 2014 году составят 108,2 и 112,2 процента по первому и второму вариантам соответственно в зависимости от полноты реализации планируемых мероприятий. Производство резиновых и пластмассовых изделий В 2014 году производство по виду деятельности оценивается на уровне 103,5 процента к 2013 году. Планируется расширение номенклатуры производимых полиэтиленовых труб для газопроводов и жилищно-коммунального хозяйства (ООО "Полимер"). Прогнозируются темпы роста производства в 2015-2017 годах к уровню оценки 2014 года: 104,8 процента - по первому варианту и 109,3 процента - по второму варианту. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий В 2014 году индекс производства по металлургическому комплексу составит 107,6 процента к уровню 2013 года в соответствии со спросом на продукцию ведущего предприятия металлургии ОАО "Уральская Сталь" и с учетом приостановления в 2012-2013 годах производства ферроникеля в ОАО "Южно-Уральский никелевый комбинат" и фтористых солей в ОАО "Южно- Уральский криолитовый завод". ОАО "Уральская Сталь" запланировало завершение строительства 6-й коксовой батареи, капитальный ремонт 3-й и реконструкцию 4-й доменных печей. ЗАО "Энергоцентр Светлинский" на территории ООО "Буруктальский никелевый завод" предусматривает строительство теплоэлектростанции, состоящей из пяти газопоршневых установок "Caterpillar" суммарной электрической мощностью 10 МВт и тепловой мощностью 5 МВт. В настоящее время проводятся проектные работы. Окончание строительства планируется в первом квартале 2015 года. Развитие металлургических предприятий области в среднесрочной перспективе по второму варианту связывается со стабилизацией цены и спроса на продукцию ОАО "Уральская Сталь", которое оказывает значительное влияние на развитие всего металлургического комплекса. В зависимости от степени реализации мероприятий на предприятиях цветной металлургии и стабилизации спроса на продукцию ООО "Уральская Сталь" индекс металлургического производства в 2017 году прогнозируется к оценке 2014 года на уровне 106,0 и 107,5 процента соответственно по первому и второму вариантам. Производство машин и оборудования В 2014 году производство по данному виду деятельности оценивается на уровне 102,4 процента к 2013 году. В прогнозируемом периоде предполагается сохранение тенденции роста. Базовой предпосылкой для роста объемов производства и продаж ОАО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ" станет комплексная инвестиционная программа развития предприятия. Наиболее крупные проекты связаны с модернизацией механообрабатывающего производства, обновлением кузнечного и термообрабатывающего передела, модернизацией литейного и сталеплавильного производств, что повлияет на повышение качества большей части традиционных номенклатурных групп продукции завода. В 2013 году на ОАО "МК ОРМЕТО-ЮУМЗ" введен в эксплуатацию универсальный модульный комплекс электрошлакового переплава ЭШП 15/30У. Комплекс создан в рамках инвестиционной программы "Разработка нового класса оборудования, перспективных технологий и освоение производства сплошных и полых заготовок ответственного назначения для тяжелого и энергетического машиностроения методом электрошлакового переплава" при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Реализация проекта позволит предприятию снизить удельный расход электроэнергии на 15-20 процентов, повысить коэффициент использования металла на 15 процентов, снизить тепловые потери и повысить качество товарной продукции. Ввод в эксплуатацию нового оборудования обеспечит надежное импортозамещение внутри страны и активную конкурентную позицию на мировых рынках в области производства металлоизделий для энергетического, тяжелого машиностроения, металлургии, нефтехимической промышленности и других отраслей с учетом их развития. ОАО "Орский машиностроительный завод" предусматривает наряду с существенным наращиванием объемов выпускаемой продукции создание участка производства муфт с резьбовыми соединениями класса "Премиум", ввод в эксплуатацию линии механической обработки, контроля и фосфатирования муфт, закалочно-отпускного комплекса, реализацию проекта по реконструкции производства буровых замков. ООО ТПК "Орские заводы" планирует в 2015 году ввод в эксплуатацию прессового оборудования, монтаж и ввод в эксплуатацию многопозиционной штамповочной линии, что позволит в 2015-2017 годах увеличить выпуск холодильников и морозильников в 1,6-2,6 раза к оценочному уровню 2014 года и довести их производство в 2017 году до 81,6 и 132,0 тыс. штук, бытовых плит - 36,6 и 42,0 тыс. штук соответственно по первому и второму вариантам. В рамках реализации инвестиционного проекта по развитию производства почвообрабатывающего, посевного и опрыскивающего оборудования компанией "Джон Дир" в Оренбурге в 2014 году на новой производственной площадке начата сборка 6 наименований сельскохозяйственного почвообрабатывающего оборудования с вводом в эксплуатацию автоматизированных сварочного и покрасочного производств. Индекс по данному виду экономической деятельности в 2017 году к оценке 2014 года прогнозируется на уровне 110,6 и 114,0 процента соответственно по первому и второму вариантам. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования В 2014 году индекс производства по данному виду деятельности оценивается на уровне 63,7 процента к 2013 году. С учетом реализации ОАО "УралЭлектро" инвестиционного проекта по техническому перевооружению и развитию производства асинхронных двигателей и низковольтной аппаратуры индекс производства по указанному виду деятельности в 2017 году к 2014 году прогнозируется на уровне 113,2 и 118,3 процента по первому и второму вариантам. Производство транспортных средств и оборудования В 2014 году индекс производства по данному виду деятельности оценивается на уровне 100,4 процента к 2013 году. Прогноз развития производства отрасли транспортного машиностроения во многом ориентирован на позитивное изменение ситуации в ООО "Орский вагонный завод" с приходом на предприятие нового собственника. В ООО "Оренбургский радиатор" продолжится реализация инвестиционных проектов по реконструкции технологических линий радиаторного производства с заменой изношенного оборудования, планируется освоение новых видов продукции (в том числе экспортоориентированных). В 2015-2017 годах индекс производства транспортных средств прогнозируется на уровне 106,1 и 119,5 процента соответственно по первому и второму вариантам. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды Индекс производства по данному виду экономической деятельности в 2013 году составил 95,0 процента, в 2014 году оценивается на уровне 100,0 процента. С учетом тенденций развития производства по данному виду деятельности, реализации государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики Оренбургской области" на 2014-2020 годы, реформирования жилищно-коммунального хозяйства в 2017 году прогнозируется рост производства и распределения электроэнергии, газа и воды на 3,4 и 5,0 процента к оценке 2014 года по двум вариантам прогноза соответственно. III. Развитие сельского хозяйства Прогноз развития агропромышленного комплекса (далее - АПК) области направлен на обеспечение продовольственной безопасности по основным продуктам питания, повышение конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции, создание благоприятной среды для развития предпринимательства и повышения инвестиционной привлекательности отрасли, повышение финансовой устойчивости предприятий АПК и устойчивое развитие сельских территорий. На достижение поставленных целей направлена и реализация государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области" на 2013-2020 годы. Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства в 2014 году позволяют в основном стабилизировать ситуацию в АПК области, сложившуюся после засухи 2012-2013 годов. Индекс производства валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году прогнозируется в размере 103,6 процента к уровню 2013 года, в том числе продукции животноводства - 102,5 процента, продукции растениеводства - 104,8 процента. В 2015 году индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в сопоставимых ценах к уровню предыдущего года с учетом сложившейся ситуации прогнозируется по первому варианту - 114,5 процента, по второму варианту - 116,3 процента, в 2016 году - 101,6 и 102,4 процента, в 2017 году - 101,2 и 102,4 процента соответственно по первому и второму вариантам. Основными направлениями развития животноводства остаются сохранение и восстановление поголовья скота, совершенствование селекционно-племенной работы с маточным поголовьем, развитие мясного и молочного скотоводства, укрепление кормовой базы животноводства и улучшение работы ветеринарной службы. Производство скота и птицы (в живом весе) в 2015 году составит 227,0 и 230,5 тыс. тонн соответственно по первому и второму вариантам (100,1 и 101,6 процента к уровню 2014 года), производство молока - 852,0 и 877,3 тыс. тонн (104,5 и 107,6 процента к уровню 2014 года) соответственно по первому и второму вариантам. Рост производства продукции растениеводства будет обеспечен за счет поддержки элитного семеноводства, реализации комплекса мер по технической и технологической модернизации отрасли, повышения плодородия почв, расширения посевов озимых культур. К 2017 году удельный вес площади, засеваемой элитными семенами, составит 20,0 процента. Валовой сбор зерна прогнозируется в 2014 году в объеме 2200,0 тыс. тонн (107,4 процента к уровню 2013 года), в 2015- 2017 годах - 2980,0-3080,0 тыс. тонн. Реализация мероприятий подпрограммы "Мелиорация земель и повышение продуктивности мелиорируемых угодий для устойчивого и эффективного развития агропромышленного комплекса" позволит увеличить к 2017 году площадь орошаемых земель на 3,1 тыс. гектаров. В 2014 году ожидается увеличение производства мяса и субпродуктов убойных животных по сравнению с 2012 и 2013 годами в связи с реализацией проекта "Убойное производство крупного рогатого скота в с. Черный Отрог Саракташского района" ООО "ОРЕНБИВ". Планируется закупить до конца 2014 года до 8000 голов крупного рогатого скота. Ожидается рост производства мяса и субпродуктов домашней птицы в 2014 году в связи с ростом на 25,0 процента производства в ЗАО "Уральский бройлер" и запуском производства мяса птицы-индейки в ЗАО "Птицефабрика Восточная" в 2014 году, где ожидаемый объем производства в 2014 году составит 2,07 тыс. тонн, в 2015 году - 3,6 тыс. тонн, в 2016 году - 14,6 тыс. тонн, в 2017 году - 15,3 тыс. тонн мяса индейки в убойном весе. В 2014 году прогнозируется рост производства масла сливочного и паст масляных в связи с увеличением закупки молока-сырья молокозаводами в сравнении с 2013 годом и увеличением производства масла молокоперерабатывающими предприятиями с начала текущего года на 8,3 процента. До 2017 года прогнозируется рост производства масла в связи с тем, что в третьем квартале 2014 года ожидается запуск ООО "Бугурусланмолоко" с мощностью по переработке молока до 80 тонн в сутки. В декабре 2013 года ООО "Степные просторы" Первомайского района (ООО СП "Самара") произвело 45,0 тыс. декалитров ликероводочных изделий, за январь - май 2014 года - 48,75 тыс. декалитров. До конца 2014 года ожидается производство 93,0 тыс. декалитров. Прогноз на 2015-2017 годы сформирован с учетом постепенного выхода предприятия на плановую мощность. По данным статистики, в 2013 году в области спирт не производился. В марте 2014 года начато производство спирта в ООО "Спиртзавод Оренбургский" Первомайского района. За март - май произведено 62,55 тыс. декалитров спирта, отгружено 27,68 тыс. декалитров спирта. Производство до конца 2014 года будет зависеть от реализации произведенного спирта, в связи с чем прогноз производства на 2015-2017 годы сформирован с незначительным ростом по отношению к уровню 2014 года. В ООО "Умновский спиртзавод" спирт не производится в связи со строительством нового цеха по полной переработке барды. За 5 месяцев 2014 года производство пива возросло на 18,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2013 года, при этом производство в 2014 году по основным пивоваренным предприятиям (ООО "Пивоваренный завод "Орский", ЗАО "Оренбургская пивоваренная компания") ниже уровня 2013 года на 7,7 процента. Оценка 2014 года и прогноз на последующие годы формировались с учетом данных статистики, где фактическое производство пива по полному кругу предприятий в 2013 году составило 387,9 тыс. декалитров (прирост к 2012 году - 4,6 процента), планируется постепенный рост производства к 2017 году на 4- 5 процентов. Достижение устойчивого развития сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения будет осуществляться в рамках подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года". В 2015 году ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, составит 120,2 тыс. кв. метров, в том числе для молодых семей - 16,0 тыс. кв. метров. Обеспечение сельского населения централизованным водоснабжением в 2015 году планируется довести до 68,0 процента, к 2016-2017 годам - до 69,0-71,0 процента соответственно, уровень газификации в 2015-2017 годах увеличится до 99,5 процента. IV. Инвестиции в основной капитал Объем инвестиций в основной капитал в 2013 году составил 152 572,6 млн. рублей и вырос почти на 1,5 млрд. рублей по отношению к 2012 году. С учетом уровня инфляции в 2013 году сложилось отрицательное значение показателя инвестиций в основной капитал - 92,2 процента по отношению к 2012 году. Фактором снижения темпов инвестиций стал "эффект базы" в результате резкого увеличения инвестиционной активности в 2012 году, вызванного ростом инвестиций топливно-энергетических компаний. Более 80 процентов всех инвестиций в области было направлено на развитие нефтедобычи и нефтепереработки, транспорта и связи, энергетики и строительства. Прогноз инвестиций в основной капитал на 2014 год и на период до 2017 года рассчитан с учетом прогнозов развития предприятий, увеличения реальных доходов населения, финансового состояния предприятий и развития банковской системы, а также с учетом необходимости обновления на современной технической основе производственных фондов, развития социальной сферы, что создаст необходимые условия для роста инвестиций во все сферы экономики. В 2014 году возросшая общая экономическая неуверенность инвесторов может привести к сокращению объема инвестиций в основной капитал на 5,0 процента к уровню 2013 года (составит 156 829,4 млн. рублей). С 2015 года ожидается рост инвестиций. В 2015 году прирост инвестиций составит 1,5 процента. Темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению с 2014 годом будут обеспечены за счет капитальных дополнительных вложений в топливно-энергетический комплекс, строительство, транспорт, связь, жилищное строительство. Предполагается, что в указанных секторах экономики продолжится реализация новых проектов и программ, финансирование которых будет осуществляться в основном за счет средств предприятий с привлечением бюджетных и внебюджетных источников. В 2016 году ожидается ускорение инвестиционной активности предприятий области. В целом прирост инвестиций в основной капитал прогнозируется в 2016 году на уровне 2,5 процента, в 2017 году - 3,5 процента. В прогнозном периоде основными источниками финансирования будут оставаться внебюджетные средства, доля которых составит 93,7 и 94,2 процента от общего объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям, бюджетное финансирование - 6,3 и 5,8 процента соответственно по первому и второму вариантам. Увеличение инвестиций в основной капитал предполагается за счет активизации внедрения передовых технологий и создания высокотехнологичных производств в рамках инвестиционных проектов, реализуемых в области. В 2017 году относительно 2013 года объем инвестиций в основной капитал увеличится на 2,3 процента по первому варианту и на 10,2 процента - по второму. В 2015-2017 годах рост инвестиций в области будет в большей степени обусловлен расходами собственных средств организаций, доля которых составит до 70 процентов от общего объема инвестиций. Такое высокое значение показателя связано со снижением государственных капитальных вложений, их доля в общем объеме инвестиций к концу прогнозного периода составит 5,8 процента. Доля кредитов банков и заемных средств других организаций в структуре источников финансирования составит около 9,0 процента. V. Развитие малого и среднего бизнеса В течение последних лет малое и среднее предпринимательство в области развивается с положительной динамикой, обеспечивая экономический прогресс и социальную стабильность региона. Правительством области разработан и реализуется в рамках государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014-2015 годы и на перспективу до 2020 года комплекс мер, направленных на развитие малого и среднего бизнеса как важнейшего ресурса экономического развития. На поддержку реализации инвестиционных проектов за счет фонда смешанных инвестиций направлено около 222 млн. рублей. В 2014-2017 годы на пополнение гарантийного фонда, предоставляющего предпринимателям дополнительную гарантию при получении кредита, будет выделено 20,0 млн. рублей. На развитие системы микрофинансирования для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам в 2014-2017 годах планируется выделение 45,8 млн. рублей. В рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы "Экономическое развитие Оренбургской области" на 2014-2015 годы и на перспективу до 2020 года в Оренбургской области в 2014 году осуществляется: субсидирование процентной ставки по кредитам потребительским кооперативам и субъектам малого и среднего предпринимательства (объем финансирования мероприятий составит 9,5 млн. рублей); возмещение части затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) с выделением 6,4 млн. рублей. Выделяются гранты начинающим предпринимателям на организацию собственного бизнеса. Всего за счет средств областного и федерального бюджетов за 2010-2013 годы выделено 1037 грантов на сумму 251,79 млн. рублей. С учетом перечисленных мер оборот малых и средних предприятий по всем видам деятельности увеличится со 243,08 млрд. рублей в 2014 году до 276,02 млрд. рублей в 2017 году. Численность работников, занятых на малых и средних предприятиях, в 2014 году оценивается на уровне 166,07 тыс. человек, что составляет около 16,0 процента от численности занятых в экономике. VI. Потребительский рынок Рынок товаров На потребительском рынке области отмечается положительная динамика показателей развития. В 2013 году оборот розничной торговли составил 240 773,4 млн. рублей, или 106,9 процента к 2012 году. Потребительский рынок области достаточно насыщен основными продуктами питания, чему способствуют поставки на рынок продукции местных товаропроизводителей, и социально значимыми непродовольственными товарами. В сфере торговли преобладает негосударственный сектор. В структуре розничной торговли наибольшая активность отмечается в деятельности сетевых компаний. Возрастает удельный вес сетевых предприятий в общем объеме оборота розничной торговли: в 2010 году - 13,4 процента, в 2011 году - 15,2 процента, в 2012 году - 17,5 процента, в 2013 году - 17,8 процента. Региональные и федеральные торговые сети формируют ценовую политику на потребительском рынке области. В 2014 году получили дальнейшее развитие региональные сети, при этом на областной рынок выходят и новые федеральные сети различных форматов. В то же время динамика потребительского спроса на прогнозируемый период будет ограничена рядом факторов. Прежде всего, это замедление роста потребительского кредитования и дальнейшее снижение нормы сбережений. В 2014 году оборот розничной торговли оценивается в сумме 263 620,4 млн. рублей, или 103,0 процента к 2013 году. Факторами, позволяющими в 2014 году достигнуть прироста оборота розничной торговли на 3,0 процента к 2013 году, являются: формирование цивилизованного рынка товаров и услуг; сокращение звенности товародвижения; развитие малого и среднего бизнеса; усиление контроля за исполнением нормативных правовых актов в сфере потребительского рынка; рост доходов населения. В 2015-2017 годах прогнозируется расширение сети торговли и общественного питания, обновление ее структуры, внедрение более совершенных, прогрессивных форм и методов продажи товаров и услуг. В 2015-2017 годах повышение покупательной способности населения, обусловленное ростом реальных располагаемых денежных доходов, будет способствовать увеличению оборота розничной торговли: в 2015 году - на 3,1 и 3,5 процента, в 2016 году - на 3,5 и 4,5 процента, в 2017 году - на 3,7 и 4,5 процента соответственно по первому и второму вариантам. Платные услуги На 2014 год и плановый период 2015-2017 годов прогнозируется сохранение положительных значений показателей, характеризующих состояние платных услуг. Объем платных услуг в 2014 году составит 81,7 млрд. рублей, или 103,2 процента к уровню 2013 года. В 2014 году структура платных услуг населению существенно не изменится. Около 80 процентов от общего объема расходов на услуги населению будет направлено на услуги "обязательного" характера: транспортные, связи, жилищно-коммунальные и бытовые. Объем услуг населению в 2015 году прогнозируется с увеличением к оценке 2014 года на 3,3 и 3,5 процента и составит 89,2 млрд. рублей и 89,4 млрд. рублей соответственно по первому и второму вариантам. В 2016 году по первому варианту планируется оказать платные услуги населению на сумму 97,4 млрд. рублей, или 103,4 процента к уровню 2015 года, по второму варианту - 97,0 млрд. рублей, или 103,8 процента. В 2017 году по первому варианту объем платных услуг запланирован в сумме 106,3 млрд. рублей, что составит 103,5 процента к уровню 2016 года; по второму варианту - 107,5 млрд. рублей, или 104,0 процента. В то же время общей тенденцией является замедление темпов роста рынка платных услуг по сравнению с 2013 годом, что связано с рядом негативных факторов, ограничивающих динамику потребительского спроса: возможное ухудшение ситуации на рынке труда, умеренный рост доходов населения и, как следствие, понижение потребительской уверенности населения, замедление роста потребительского кредитования. VII. Рост цен (тарифов) на товары (услуги) естественных монополий Приоритетной задачей тарифной политики на 2015-2017 годы является ограничение темпов роста тарифов на электрическую энергию. Цены и тарифы на электрическую энергию для всех категорий потребителей будут повышены в 2015 году на 6,8 и 7,9 процента, в 2016 году - на 6,9 и 9,1 процента, в 2017 году - на 5,7 и 7,0 процента; для всех потребителей, исключая население, соответственно на 6,8 и 8,4 процента, 7,2 и 9,9 процента, 5,8 и 7,5 процента. Увеличение регулируемых тарифов для населения (кроме электроэнергии, отпускаемой сверх социальной нормы потребления) в 2015 году составит 5,1 процента (с июля - 6,0 процента), в 2016 году - 5,5 процента (с июля - 5,5 процента), в 2017 году - 4,7 процента (с июля - 4,5 процента). Цены на природный газ для всех групп потребителей (кроме населения) будут повышаться с июля: в 2015 году - на 6,0 процента, в 2016 году - на 5,0 процента, в 2017 году - на 3,6 процента. Цены на газ, отпускаемый для населения, будут повышаться с июля: в 2015 году - на 6,0 процента, в 2016 году - на 5,0 процента, в 2017 году - на 4,5 процента. Цены на тепловую энергию будут повышены: в 2015 году - на 6,0 процента, в 2016 году - на 5,0 процента, в 2017 году - на 4,5 процента. VIII. Индекс потребительских цен В 2014 году индекс потребительских цен (в среднем за год) оценивается на уровне 106,2 процента. Рост индекса потребительских цен обусловлен произошедшим в I квартале 2014 года ослаблением рубля. На рынке продовольственных товаров усиление роста цен связано с высокой импортозависимостью многих социально значимых товаров при существенно снизившейся рентабельности продаж в 2013 году. В 2015-2017 годах темпы роста индекса потребительских цен замедлятся соответственно до 105,0, 104,5 и 104,2 процента. Среднесрочному снижению инфляции будут способствовать умеренное повышение доходов населения, относительная стабилизация номинального курса рубля (его реальное укрепление в 2015-2016 годах) при проведении достаточно консервативной денежной политики и ограничении коммунальных тарифов. IX. Социальное развитие В 2014 году реальные денежные доходы населения увеличатся, по оценке, на 2,4 процента, реальные располагаемые - на 2,3 процента и будут обусловлены: ростом заработной платы в реальном секторе экономики и бюджетной сфере; ростом социальных трансфертов, прежде всего - пенсионных выплат; реализацией "дорожных карт" в социальной сфере экономики. Средний размер назначенной пенсии повысится на 8,9 процента, реальный размер назначенной пенсии составит 102,5 процента. Уровень бедности населения оценивается на уровне 12,0 процента. В 2015 году денежные доходы населения области составят 536 309,4 млн. рублей по первому варианту с темпами роста к 2014 году 108,8 процента, по второму варианту - 539 362,1 млн. рублей, или 109,4 процента. Реальные денежные доходы населения увеличатся на 3,6 и 4,2 процента, реальные располагаемые доходы - на 3,4 и 4,0 процента соответственно по первому и второму вариантам. Средний размер назначенной пенсии в 2015 году составит 10 562,9 рубля, или 107,6 процента к 2014 году, реальная пенсия увеличится на 2,5 процента. Уровень бедности населения в 2015 году составит 11,8 процента. Основные меры по снижению уровня бедности населения в среднесрочной перспективе будут направлены на создание условий для роста доходов населения, в первую очередь, на основе содействия занятости населения и повышения заработной платы, а также мер по повышению уровня материального обеспечения пенсионеров. В 2016-2017 годах удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума снизится до 11,6 и 11,4 процента соответственно. Величина прожиточного минимума возрастет с 6 501,8 рубля в 2014 году до 7 728,2 рубля в 2017 году. Здравоохранение Демографическая ситуация Последние пять лет динамика демографических процессов характеризуется положительными изменениями - снижением смертности и повышением рождаемости. При этом в 2012 году впервые с 1994 года зарегистрирован прирост населения - 1385 человек, в 2013 году число родившихся превысило численность умерших на 1838 человек. Одним из факторов, который в значительной степени влияет на изменение численности населения Оренбургской области, является внешняя миграция. По данным за 2013 год, в области сохраняется отрицательный коэффициент миграционного прироста, что оказывает заметное влияние на среднегодовую численность жителей. В связи с этим в 2014 году, несмотря на рост коэффициента естественного прироста, численность населения области несколько снизится по отношению к уровню 2013 года. Прогноз демографических показателей на период до 2017 года представлен в двух вариантах. Первый вариант прогноза основан на сохранении отрицательного значения коэффициента миграционного прироста. Второй вариант предполагает, что в 2016 году число прибывших в регион сравняется с числом выбывших, а в 2017 году превысит его. В связи с этим в первом варианте численность населения с 2014 года будет снижаться и, достигнув своего минимума к 2015 году, сохранится на уровне 2004 и 2005 тыс. человек соответственно по первому и второму вариантам. Ожидаемая продолжительность жизни к 2017 году возрастет до 74 лет, что будет обусловлено дальнейшим снижением смертности от управляемых причин: отравлений, травм, случайных отравлений алкоголем, дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, болезней органов кровообращения. Развитие здравоохранения Улучшению демографической ситуации будут способствовать мероприятия, реализуемые областным здравоохранением: совершенствование помощи при острых сосудистых нарушениях, тяжелых и сочетанных травмах, осложнениях беременности и родов за счет правильной маршрутизации пациента и соблюдения правил "золотого часа" и "терапевтического окна"; организация работы выездных бригад скорой помощи на федеральных и региональных трассах с дислокацией на ФАПах и во врачебных амбулаториях; организация "трассовых" пунктов для оказания скорой медицинской помощи при дорожно-транспортных происшествиях; усиление в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения Оренбургской области" на 2014-2020 годы работы по профилактике заболеваний, особенно первичной, формирование у населения навыков здорового образа жизни; развитие паллиативной помощи, что позволит повысить продолжительность и качество жизни больных с тяжелыми хроническими заболеваниями; развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи, в том числе трансплантации органов; переподготовка кадров. Получит дальнейшее развитие система работы по оказанию доврачебной помощи жителям малых и отдаленных сел путем взаимодействия со службой социального развития, обучения социальных работников простым методам исследований. Будут продолжены структурные перестройки учреждений здравоохранения (число коек в круглосуточных стационарах к концу прогнозного периода снизится до 77,2 на 10 тыс. населения). Одновременно будет осуществляться перенос объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторно-поликлинический. Мощность поликлиник к 2017 году возрастет как за счет ввода новых объектов, так и за счет расширения объемов выездной работы. С этой целью: организуются выезды специалистов районных больниц, в том числе для проведения диспансеризации сельского населения, выезды специалистов областных медицинских организаций в сельские территории в рамках проведения "Дней открытых дверей"; проводится оказание экстренной консультативной помощи с привлечением санитарной авиации; организуется служба "мобильных ФАПов"; предусмотрено строительство новых зданий модульной конструкции для размещения ФАПов. Обеспеченность медицинскими кадрами в сельской местности в 2 раза ниже, чем в городах. С целью укомплектования кадрами сельских учреждений здравоохранения будет продолжена следующая работа: реализация федерального проекта "Земский доктор" (для дальнейшего уменьшения дефицита врачей будет увеличен возрастной ценз специалистов с 35 до 45 лет); выплата "подъемных" фельдшерам, направленным на работу в отдаленные ФАПы, в размере 300 тыс. рублей; предоставление муниципального жилья молодым врачам; ежегодное премирование к профессиональному празднику лучших медицинских работников, награждение нагрудным знаком "Лучшему работнику здравоохранения Оренбургской области"; ежегодное проведение конкурса на получение премии "Достоинство и милосердие" и другое. Еще одним важным стимулом привлечения в отрасль квалифицированных специалистов является поэтапное повышение уровня заработной платы медицинских работников, что предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения". Согласно утвержденным значениям показателей "дорожной карты" отношение средней заработной платы врачей к средней заработной плате в регионе к 2017 году составит 200,0 процента, у среднего медицинского персонала - 86,3 процента, младшего медицинского персонала - 100,0 процента. Образование Система образования Оренбуржья - это 2003 организации, в которых обучаются и воспитываются около 429,6 тыс. учащихся, воспитанников и студентов, работают свыше 55,8 тыс. педагогов. Развитие системы образования входит в число приоритетов социально- экономической политики области, что позволяет динамично и комплексно развивать отрасль и достигать положительных тенденций по многим направлениям деятельности. Приоритеты развития отрасли: а) в системе дошкольного образования: расширение сети организаций дошкольного образования за счет создания новых мест в образовательных организациях, развитие вариативных форм дошкольного образования и ликвидация очередности на поступление в дошкольные образовательные организации; совершенствование инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимальную доступность и качество услуг дошкольного образования; создание условий для раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществление своевременной коррекции; обеспечение современного качества дошкольного образования в условиях внедрения эффективного контракта; повышение заработной платы педагогов дошкольных образовательных организаций; переподготовка, повышение квалификации руководящих и педагогических кадров дошкольных образовательных организаций; б) в системе общего образования: дальнейшая модернизация общего образования, обеспечивающая равную доступность и современное качество образования; обеспечение доступности общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, доступности качественных услуг психологической помощи всем обучающимся, испытывающим потребность в данных услугах; обеспечение современных условий предоставления образования, соответствующего требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, безопасных и комфортных условий для всех участников образовательного процесса; обеспечение удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, включающей основные виды благоустройства, свободный высокоскоростной доступ к современным образовательным ресурсам и сервисам сети Интернет; сокращение разрыва в качестве образования между наиболее успешными и наименее успешными школами; повышение уровня преподавания физико-математических дисциплин, предоставление каждому учащемуся возможности достижения соответствия любого уровня подготовки в сфере физико-математического образования с учетом индивидуальных потребностей и способностей; в) в системе повышения квалификации работников сферы образования: создание нормативно-правовых и организационных условий, способствующих формированию корпуса педагогических кадров с высоким уровнем квалификации, несущих высокую социальную ответственность за качество результатов образования; продолжение работы по развитию творческого и инновационного потенциала учителей за счет дальнейшего роста оплаты труда, реализации мер социальной поддержки, модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, внедрения профессионального стандарта педагога; обеспечение реализации программы дополнительного профессионального образования учителей математики и физики, преподающих в 11 классах общеобразовательных организаций; усиление практико-ориентированной направленности повышения профессионального уровня педагогов с использованием потенциала лучших учителей территорий (организаций) через проведение методических мероприятий, создание стажерских площадок; разработка и реализация комплекса мер, направленных на поддержку молодежи, заинтересованной в получении педагогической профессии и работе в системе образования; г) в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи; усиление контроля за созданием условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях, находящихся в ведении министерства образования области; совершенствование системы социальной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа, постинтернатного сопровождения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; д) в системе воспитания и дополнительного образования детей: создание условий для модернизации и устойчивого развития сферы дополнительного образования детей, обеспечивающих увеличение масштаба деятельности, качество услуг и разнообразие ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития, самореализации детей, подростков и учащейся молодежи, формирования у них ценностей и компетенций для профессионального и жизненного самоопределения; обеспечение доступности услуг организаций дополнительного образования для граждан независимо от места жительства, социально- экономического статуса, состояния здоровья; реализация образовательных программ, ориентированных на группы детей, требующих особого внимания (дети из группы социального риска, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из семей с низким социально-экономическим статусом); создание в образовательных организациях моделей эффективных воспитательных систем; внедрение инновационных форм и направлений воспитательной работы; дальнейшее развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей; создание пилотных площадок с целью распространения лучшего опыта работы в сфере дополнительного образования детей; совершенствование деятельности классных руководителей, обеспечение их необходимой научно-методической поддержкой, в том числе через создание зональных базовых площадок; обновление содержания дополнительных образовательных программ с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования; привлечение родительского сообщества к решению актуальных вопросов воспитательного процесса: пропаганда здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений среди несовершеннолетних; е) в системе профессионального образования: реализация принципа непрерывности профессионального образования, обеспечение его многоуровневости; модернизация содержания и технологий профессионального образования с учетом требований работодателей, прогноза рынка труда, социально-культурного и экономического развития; обеспечение соответствия квалификаций выпускников требованиям экономики; завершение работы по переводу руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций на эффективный контракт; повышение квалификации руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных организаций (в том числе путем организации профильных стажировок преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения на базовых предприятиях); обеспечение социальной поддержки обучающихся, в том числе социально уязвимых групп; ж) в сфере общественного участия в управлении образованием, обеспечения открытости деятельности региональной системы образования: обеспечение прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, гарантирующей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; организация активного участия представителей общественных организаций и объединений, традиционных конфессий в деятельности по пропаганде здорового и нравственного образа жизни в детско- подростковой и молодежной среде; продолжение работы по введению современных форм государственно- общественного управления образованием с привлечением учащихся, студентов к решению вопросов содержания и организации образовательного процесса, жизнедеятельности образовательных организаций, их социально- бытовых и культурных проблем, к реализации задач развития гражданской активности, организации досуга и здорового образа жизни учащейся молодежи; з) в научной сфере: разработка "научного паспорта" Оренбургской области с дальнейшим включением в карту российской науки; создание единого научно-образовательного пространства (взаимодействие с бизнес-структурами и инновационными предприятиями для привлечения инвестиций); обеспечение условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала; реализация программы развития и поддержки академической науки в Оренбургской области; стимулирование научной и инновационной активности молодых ученых и специалистов научных, научно-производственных и инновационных организаций, в том числе за счет дальнейшего развития системы грантовой поддержки науки и высшей школы. Социальная политика Социальная ориентированность областного бюджета позволяет ежегодно дополнительно к федеральным выделять значительные средства на социальную поддержку и социальное обслуживание населения. Объем средств на осуществление социальной поддержки и социального обслуживания населения постоянно растет: в 2014 году в областном бюджете на эти цели предусмотрено 12,7 млрд. рублей (в 2013 году - 11,2 млрд. рублей). Различные социальные выплаты (ежемесячные и единовременные денежные выплаты, компенсации, субсидии, материальная помощь и т.д.) получают около 700 тыс. человек, социальным обслуживанием охвачен каждый пятый житель области. Меры социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются своевременно и в полном объеме. Важным достижением реализации мер социальной политики стало неуклонное повышение уровня социальной защищенности нуждающихся категорий населения при условии выполнения всех социальных обязательств перед жителями области в полном объеме. В рамках реализации плана мероприятий региональной "дорожной карты" в сфере социального обслуживания для обеспечения выполнения указов Президента Российской Федерации в 2013 году проведена реструктуризация сети учреждений системы социальной защиты населения, направленная на полное удовлетворение потребностей граждан Оренбургской области в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, обеспечение доступности, повышение эффективности и качества предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания. В результате деятельности органов и учреждений сферы социальной защиты населения реализуется система социальных выплат, основанная на оказании адресной помощи населению, совершенствуется система социальной поддержки населения, предоставляются востребованные социальные услуги, финансируются социальные программы, обеспечивается поддержание социально приемлемого уровня жизни нуждающихся категорий граждан области. В среднесрочной перспективе в целях снижения рисков и угроз, препятствующих повышению качества жизни населения региона, предполагается решение следующих задач: а) в рамках приоритетного направления "Смягчение негативных последствий бедности, снижение социального неравенства и создание комфортных условий для самореализации личности и семьи": полное обеспечение расходных обязательств государства по предоставлению адресной социальной поддержки детям и семьям с детьми, ветеранам труда, в том числе ветеранам труда Оренбургской области, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, малоимущим гражданам, многодетным семьям и другим категориям граждан, нуждающихся в заботе государства; развитие рынка социальных услуг путем расширения круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги; внедрение автоматизированной системы "Единый социальный регистр населения" для сокращения времени на обслуживание граждан, обработку информации, обеспечение специалистов системы социальной защиты населения надежным инструментом для повышения качества предоставления государственных услуг; доведение в 2017 году средней заработной платы социальных работников до 100 процентов от средней заработной платы в Оренбургской области; б) в рамках приоритетного направления "Повышение эффективности поддержки и развития института семьи": реализация действующих мер социальной поддержки семьям с детьми, предусмотренных законодательством Российской Федерации; создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, функционирования института семьи, рождения детей; профилактика раннего семейного неблагополучия, социальное сопровождение и комплексное обеспечение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; снижение численности безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних детей; сохранение охвата оздоровленных детей путем совершенствования сертификатного механизма организации и проведения оздоровительной кампании; улучшение жилищных условий многодетных семей, детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проведение мероприятий по пропаганде семейного образа жизни и семейных ценностей; в) в рамках приоритетного направления "Реабилитация и социальная интеграция лиц с ограниченными возможностями": создание благоприятных условий для улучшения качества жизни инвалидов, семей с детьми-инвалидами, обеспечение комплексной реабилитации инвалидов путем реализации мероприятий государственной программы Оренбургской области "Доступная среда" на 2014-2020 годы; г) в рамках приоритетного направления "Обеспечение доступности и дифференцированного подхода к организации социального обслуживания": повышение доступности и качества социального обслуживания населения; полное удовлетворение потребностей пенсионеров, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей в социальном обслуживании; поэтапное достижение сбалансированности спроса населения на социальные услуги с их предложением в целях повышения качества и доступности государственных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания области; обеспечение поддержки и содействия социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию или находящихся в социально опасном положении; предоставление гражданину, нуждающемуся в получении социальных услуг, права выбора организации социального обслуживания или индивидуального предпринимателя для получения социальных услуг. Строительство Прогнозный показатель по вводу жилья за счет всех источников финансирования в 2013 году перевыполнен на 2,7 процента: сдано в эксплуатацию более 8,5 тыс. квартир общей площадью 790,8 тыс. кв. метров, что составило 112,3 процента к уровню 2012 года, в том числе населением за счет собственных и привлеченных средств - 501,2 тыс. кв. метров (127,9 процента к 2012 году, 63,4 процента в общем объеме введенного жилья). На развитие жилищного строительства и повышение доступности жилья для населения направлена государственная программа "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах" (далее - госпрограмма), предусматривающая мероприятия по: разработке документов территориального планирования; обеспечению коммунальной и социальной инфраструктурой новых участков жилых застроек; льготному ипотечному кредитованию и субсидированию первоначального взноса по ипотечным кредитам на приобретение (строительство) жилья на первичном рынке; государственной поддержке проектов комплексного освоения территорий в целях строительства жилья экономического класса для нужд Оренбургской области; созданию арендного сектора жилья; строительству жилья по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда; развитию базы строительной индустрии. Госпрограммой предусмотрено ежегодное увеличение на 12,0-15,0 про-цента объемов ввода жилья: в 2014 году - до 885 тыс. кв. метров, в 2015 году - до 1020 тыс. кв. метров, в 2016 году - до 1170 тыс. кв. метров; в 2017 году - до 1345 тыс. кв. метров. Это позволит повысить уровень обеспеченности населения жильем к 2017 году до 25,1 кв. метра на человека. Долю аварийного жилья в общей площади жилищного фонда к 2017 году планируется сократить до 0,24 процента. Прогнозируемый уровень ввода в действие жилья индивидуальными застройщиками: в 2014 году - 48,1 процента (426 тыс. кв. метров); в 2015 году - 44,0 процента (449 тыс. кв. метров); в 2016 году - 40,5 процента (474 тыс. кв. метров); в 2017 году - 36,6 процента (492 тыс. кв. метров). Снижение величины прогнозного показателя обусловлено развитием в области индустриального жилищного строительства: объем строящегося многоквартирного жилья по состоянию на 1 января 2014 года почти в 2 раза превысил показатель на 1 января 2013 года. Данная тенденция сохраняется и в 2014 году: за 5 месяцев года показатель вырос на 13,7 процента и в абсолютном выражении составил 1,1 млн. кв. метров. Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "строительство", в 2013 году составил 41 456,1 млн. рублей (94,2 процента к уровню 2012 года). Жилищно-коммунальное хозяйство Большинство вопросов повышения качества предоставляемых услуг и снижения износа объектов коммунального комплекса решается в рамках реализации государственной программы "Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области в 2014-2020 годах", в которую вошла подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области на 2014-2020 годы". Дорожное хозяйство По состоянию на 1 января 2014 года общая протяженность автомобильных дорог Оренбургской области составила 25879,4 километра, из них 20607 километров - автодороги с твердым покрытием, в том числе 980,7 километра - федерального значения, 12054 километра - регионального и межрегионального значения, 7572,3 километра - муниципального значения. В 2014 году планируется строительство 9,7 километра автодорог, обеспечивающих подъезды к населенным пунктам по автомобильным дорогам с твердым покрытием, и списание 78 километров автодорог в связи с их неиспользованием, что приведет к уменьшению протяженности автодорог на 68,3 километра по сравнению с 2013 годом. Деятельность дорожной отрасли Оренбургской области в 2015-2017 годах будет осуществляться в соответствии с государственной программой "Развитие транспортной системы Оренбургской области" на 2015-2020 годы, которая предусматривает ввод в эксплуатацию новых автодорог, обеспечивающих подъезды к населенным пунктам по автомобильным дорогам с твердым покрытием. В случае развития экономики по первому варианту протяженность указанных автодорог увеличится: в 2015 году - на 1,5 километра (учитывая списание 8 километров), в 2016 году - на 6,8 километра, в 2017 году - на 27,1 километра. Протяженность федеральных автодорог не изменится. В случае развития экономики по второму варианту протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием в целом по области будет аналогична первому варианту, но возможно увеличение протяженности федеральных автодорог на 404 км в случае передачи в федеральную собственность автодороги Оренбург-Орск-Шильда-граница Челябинской области. Сфера молодежной политики В Оренбургской области успешно реализуются мероприятия, направленные на обеспечение жильем молодых семей. В 2013 году число семей, получивших государственную помощь при приобретении жилья, составило 1509, включая 666 многодетных молодых семей. Из 1509 молодых семей, получивших социальные выплаты, 1022 молодые семьи (68 процентов от общего числа) получили социальную выплату на приобретение жилья. Доля молодых семей, получивших дополнительные социальные выплаты (при получении кредита и на погашение части стоимости жилья в случае рождения ребенка), составила 32,0 процента. На данные цели израсходовано 916,2 млн. рублей из областного бюджета, почти 147 млн. рублей - из федерального бюджета, 192,0 млн. рублей выделено местными бюджетами. С 2003 года 8187 молодых семей Оренбуржья смогли приобрести собственное жилье, в том числе 3750 многодетных семей. Проводится работа по организации временной трудовой занятости несовершеннолетних с общим охватом участников 4455 человек: 247 трудовых бригад для 2515 подростков, 13 лагерей труда и отдыха дневного пребывания для 344 подростков, 66 площадок по месту жительства для 1596 подростков. На данные цели выделено 3,0 млн. рублей. В 2013 году сформировано 112 разнопрофильных студенческих трудовых отрядов общей численностью 2663 человека. Вовлечение молодежи в социальную практику осуществляется путем организации деятельности разнопрофильных детских и молодежных общественных объединений, органов молодежного самоуправления. В 2013 году общественные молодежные объединения получили поддержку в размере 5,6 млн. рублей. С 2014 года реализация государственной молодежной политики в Оренбургской области в части обеспечения жильем осуществляется по государственной программе "Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014-2020 годах" (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2014-2020 годы"). В 2014 году из областного бюджета выделено 1 031,3 млн. рублей на реализацию программы, 730,0 млн. рублей предусмотрено муниципальными образованиями на софинансирование социальной выплаты. В 2015 и 2016 годах запланировано выделение по 1 206,3 млн. рублей на реализацию программы из средств областного бюджета и 750,0 млн. рублей в каждом году предусмотрено на софинансирование расходов муниципальных образований на предоставление социальной выплаты. В 2014 году планируется улучшение жилищных условий 1671 молодой семьи, в 2015 году - 1935 семей, в 2016 году - 1862 семей, в 2017 году - 1888 молодых семей. Мероприятия по реализации государственной молодежной политики в Оренбургской области с 2014 года финансируются в рамках подпрограммы "Вовлечение молодежи в социальную практику" государственной программы "Развитие системы образования Оренбургской области" на 2014-2020 годы. На данные цели в 2014 году выделено 29 582,4 тыс. рублей, в 2015 году - 45 396,7 тыс. рублей, в 2016 году - 49 431,1 тыс. рублей, в 2017 году - 53 983,8 тыс. рублей. Планируется привлечь к добровольческой деятельности к 2017 году не менее 56 тыс. молодых людей, что составит 12 процентов от общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. К проектной деятельности планируется привлечь до 103 тыс. человек молодежи, что составит 22 процента от общей численности молодежи. В настоящее время более 130 тыс. молодых людей участвуют в деятельности молодежных общественных объединений. Планируется, что работа по формированию гражданского сознания будет продолжена и в деятельность общественных молодежных формирований будет вовлечено до 20 процентов молодежи. Сфера физической культуры и спорта В области отмечается достаточно динамичное развитие физической культуры и спорта. Основные показатели и целевые индикаторы, характеризующие состояние сферы, имеют положительную динамику. Растет численность занимающихся физической культурой и спортом, работников отрасли, количество объектов спорта и их единовременная пропускная способность, совершенствуется мастерство оренбургских спортсменов. Проводится системная пропагандистская работа, направленная на вовлечение населения в активные занятия физической культурой и массовыми видами спорта, что с учетом возрастающего числа занимающихся, повышения их физической подготовленности и улучшения общего уровня здоровья приведет к снижению общего числа дней временной нетрудоспособности. Предполагается, что основной экономический эффект будет выражаться в сокращении расходов государства на медицинское обслуживание, оказание материальной поддержки и выплату пособий по временной нетрудоспособности, получении дополнительных доходов за счет продления сроков активной трудовой деятельности работающей части населения, а также увеличении налоговых отчислений субъектами предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, оказывающими услуги или выполняющими работы в этой сфере. В результате ожидается достижение следующих целевых индикаторов: доля жителей области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения составит 34,0 процента; доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности лиц этой категории - 65,0 процента; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности лиц данной категории населения - 9,0 процента; число спортсменов, принявших участие в официальных спортивных соревнованиях, - не менее 3800 человек; количество призовых мест, занятых оренбургскими спортсменами на соревнованиях всероссийского и международного уровней, - не менее 211. В 2015-2017 годах планируется: строительство и реконструкция объектов спорта государственной и муниципальной собственности, рост обеспеченности области спортивными сооружениями, достижение показателя единовременной пропускной способности объектов спорта и спортивных сооружений, равного 32,0 процента в отношении к социальному нормативу; создание системы подготовки спортсменов высшего спортивного мастерства, обеспечение представительства спортсменов области в сборных командах Российской Федерации в количестве не менее 86 человек. Сфера туризма Туристская отрасль Оренбуржья в настоящее время, по оценке, имеет в своем активе более 170 фирм, в том числе 7 туроператоров (5 - по внутреннему туризму, 2 - по международному), более 120 гостиниц, 60 санаториев, 38 туристских баз и домов отдыха. С целью формирования саморазвивающейся конкурентоспособной туристско-рекреационной системы на территории Оренбургской области, которая обеспечит высокий уровень обслуживания туристов в круглогодичном режиме функционирования посредством повышения инвестиционной привлекательности экономики области, сохранения и развития культурного наследия, распространения лучших традиций многонациональной культуры области, улучшения торговых и иных экономических связей с зарубежными странами, разработана стратегия развития туризма в Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года (далее - стратегия), в соответствии с основными положениями которой запланированы мероприятия подпрограммы "Развитие туризма" государственной программы Оренбургской области "Развитие физической культуры, спорта и туризма" на 2014-2020 годы (далее - подпрограмма) и разработаны основные направления развития туризма в области на период до 2017 года. Выполнение мероприятий стратегии и подпрограммы приведет к укреплению материальной базы объектов туризма, многообразию туристских маршрутов, развитию туристской инфраструктуры и сопряженных отраслей экономики и, как результат, - к увеличению туристского потока в Оренбургскую область, увеличению объема и повышению качества туристских услуг. В 2013 году объем платных услуг в сфере туризма составлял 571,0 млн. рублей, к 2017 году ожидается увеличение объема туристических услуг до 631,8 млн. рублей (прогнозно). Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 2013 году составлял 837,4 млн. рублей, к 2017 году ожидается увеличение данного показателя до 1 026,2 млн. рублей. В 2013 году туристический поток составлял 1122,83 тыс. человек, к 2017 году число посетителей Оренбургской области составит ориентировочно 1229,1 тыс. человек. Увеличение данного показателя прогнозируется в связи с проведением региональных и международных мероприятий в сфере туризма и реализацией инвестиционного проекта "Туристско-рекреационный кластер "Соленые озера", основная задача которого - развитие туристско-рекреационного комплекса Оренбургской области. Рынок труда Ситуация на рынке труда Оренбургской области в 2015-2017 годах будет меняться под воздействием экономических и демографических факторов. Согласно прогнозу, численность занятых в экономике в этот период не изменится и составит в 2017 году 1067,0 тыс. человек. В среднесрочной перспективе на рынке труда области прогнозируется сохранение относительно стабильной ситуации. Показатели по уровню общей безработицы (по методологии МОТ) и уровню регистрируемой безработицы на 2012-2017 годы определены в соответствии с численностью экономически активного населения, рассчитанной по выборочному обследованию населения. В 2015-2017 годах будет отмечаться незначительное снижение общей численности безработных граждан (по методологии МОТ), которая по первому варианту составит в 2017 году 52,4 тыс. человек, что на 0,1 тыс. человек меньше, чем в 2015 году. По второму варианту численность безработных также снизится (с 52 до 51,9 тыс. человек). Уровень общей безработицы по первому и второму вариантам останется неизменным и составит 4,9 процента. Ситуация с регистрируемой безработицей будет развиваться аналогично: по первому варианту на 1 января 2018 года численность зарегистрированных безработных граждан составит 12,4 тыс. человек, что на 0,1 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2016 года. По второму варианту численность зарегистрированных безработных снизится с 12 до 11,9 тыс. человек. По первому варианту уровень регистрируемой безработицы за этот период не изменится и составит 1,2 процента экономически активного населения, по второму варианту - 1,1 процента. Основные показатели прогноза социально-экономического развития Оренбургской области на 2013-2017 годы I этап ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Показатели | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | | | (отчет) | (оценка) |-------------------------+------------------------+-------------------------| | | | | 1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | 1 вариант | 2 вариант | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | Индекс потребительских цен | 106,3 | 106,2 | 105,0 | 105,0 | 104,5 | 104,5 | 104,2 | 104,2 | | (в среднем за год, процентов) | | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | Валовой региональный продукт: | | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | млн. рублей | 667 086,5<*> | 715 334,2 | 757 848,7 | 766 807,2 | 815 474,4 | 836 271,3 | 885 197,7 | 916 667,7 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | процентов к уровню | | 100,6 | 101,5 | 102,7 | 102,0 | 103,2 | 102,8 | 103,6 | | предыдущего года | 100,1 | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | индекс-дефлятор | 105,9 | 106,6 | 104,4 | 104,4 | 105,5 | 105,7 | 105,6 | 105,8 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | Индекс промышленного | 96,6 | 101,2 | 101,3 | 102,4 | 101,5 | 103,0 | 102,0 | 103,3 | | производства (в процентах к | | | | | | | | | | уровню предыдущего года) | | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | Объем отгруженных товаров | | | | | | | | | | собственного производства, | | | | | | | | | | выполненных работ и услуг | | | | | | | | | | собственными силами по видам | | | | | | | | | | деятельности: | | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | добыча полезных ископаемых в | 322 776,8 | 365 669,4 | 375 847,9 | 376 589,6 | 391 972,0 | 398 909,4 | 408 727,7 | 420 412,2 | | ценах соответствующих лет | | | | | | | | | | (млн. рублей) | | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | индекс производства | | | | | | | | | | (процентов) | 99,2 | 100,4 | 100,8 | 101,9 | 101,0 | 102,8 | 101,6 | 102,9 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | обрабатывающие производства в | 188 158,3 | 189 977,0 | 206 911,8 | 207 946,1 | 221 279,1 | 224 803,3 | 234 927,4 | 241 817,0 | | ценах соответствующих лет | | | | | | | | | | (млн. рублей) | | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | индекс производства | | | | | | | | | | (процентов) | 88,5 | 103,0 | 102,3 | 103,6 | 102,5 | 103,7 | 102,7 | 104,1 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | производство и распределение | 57 305,7 | 61 841,7 | 67 019,7 | 67 285,1 | 72 829,8 | 73 553,1 | 77 914,1 | 79 075,4 | | электроэнергии, газа и воды в | | | | | | | | | | ценах соответствующих лет | | | | | | | | | | (млн. рублей) | | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | индекс производства | | | | | | | | | | (процентов) | 95,0 | 100,0 | 101,0 | 101,4 | 100,9 | 101,5 | 101,5 | 102,0 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | Продукция сельского хозяйства | | | | | | | | | | во всех категориях хозяйств: | | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | млн. рублей | 83 690,9 | 93 206,56 | 104 918,44 | 106 216,03 | 111 072,6 | 112 354,15 | 118 205,26 | 120 355,88 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | процентов к уровню | | | | | | | | | | предыдущего года | 109,6 | 103,6 | 107,8 | 109,6 | 101,6 | 102,4 | 101,2 | 102,4 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | индекс-дефлятор | 109,8 | 107,5 | 104,42 | 103,98 | 104,2 | 103,3 | 105,16 | 104,61 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | Инвестиции в основной капитал | | | | | | | | | | за счет всех источников | | | | | | | | | | финансирования: | | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | млн. рублей | 152 572,6 | 156 829,4 | 167 300,1 | 171 420,8 | 180 571,2 | 189 892,4 | 195 861,9 | 210 947,7 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | процентов к уровню | | | | | | | | | | предыдущего года | 92,2 | 95,0 | 101,5 | 104,0 | 102,5 | 105,2 | 103,5 | 106,0 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | индекс-дефлятор | 109,4 | 108,2 | 105,1 | 105,1 | 105,3 | 105,3 | 104,8 | 104,8 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | Оборот розничной торговли: | | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | млн. рублей | 240 773,4 | 263 620,4 | 284 838,7 | 285 670,9 | 307 484,8 | 311 064,2 | 331 616,2 | 337 739,5 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | процентов к уровню | | | | | | | | | | предыдущего года | 106,9 | 103,0 | 103,1 | 103,5 | 103,5 | 104,5 | 103,7 | 104,5 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | индекс-дефлятор | 105,23 | 106,3 | 104,8 | 104,7 | 104,3 | 104,2 | 104,0 | 103,9 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | Объем платных услуг | | | | | | | | | | населению: | | | | | | | | | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | млн. рублей | 73 811,6 | 81 734,2 | 89 244,0 | 89 416,8 | 97 445,9 | 98 012,3 | 106 302,7 | 107 539,1 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | процентов к уровню предыдущего | | | | | | | | | | года | 103,9 | 103,2 | 103,3 | 103,5 | 103,4 | 103,8 | 103,5 | 104,0 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | индекс-дефлятор | 109,66 | 107,3 | 105,7 | 105,7 | 105,6 | 105,6 | 105,4 | 105,5 | |--------------------------------+--------------+-----------+------------+------------+-----------+------------+------------+------------| | Реальные денежные доходы | 106,3 | 102,4 | 103,6 | 104,2 | 104,6 | 105,0 | 104,9 | 105,8 | | населения (процентов) | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ <*> Оценка. _______________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|