Расширенный поиск
Постановление Правительства Оренбургской области от 20.11.2015 № 907-п
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 20.11.2015 г.
Оренбург
№ 907-п Об утверждении положения
о службе школьной медиации в Оренбургской области В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Указом
Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной
стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы», распоряжениями
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 года № 1430-р, от 5 февраля
2015 года № 167-р: 1. Утвердить положение о службе школьной медиации в
Оренбургской области (далее – положение) согласно приложению. 2. Министерству образования Оренбургской области (Лабузов В.А.) осуществлять методическое сопровождение
службы школьной медиации в Оренбургской области. 3. Рекомендовать главам
муниципальных образований Оренбургской области: 3.1. Обеспечить условия
для создания службы школьной медиации в образовательных
организациях. 3.2. Руководствоваться
для организации деятельности служб школьной медиации в образовательных
организациях положением. 4. Контроль за
исполнением настоящего постановления возложить на
вице-губернатора – заместителя председателя Правительства Оренбургской области
по социальной политике Самсонова П.В. 5. Постановление
вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Губернатор
Ю.А.Берг Приложение к постановлению Правительства
области от 20.11.2015
№ 907-п Положение о службе
школьной медиации в Оренбургской области I. Общие положения 1. Настоящим Положением определяется порядок организации деятельности
службы школьной медиации в Оренбургской области. 2. В настоящем Положении применяются
следующие основные понятия: служба
школьной медиации в Оренбургской области – служба, созданная в образовательной
организации на территории Оренбургской области и состоящая из педагогических
работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших
обучение процедуре медиации, применению метода «школьная медиация»,
медиативного и восстановительного подходов; медиация – способ разрешения спора
или конфликта мирным путем на основе выработки сторонами спора или конфликта
взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица –
медиатора; процедура медиации – способ урегулирования споров или конфликтов при
содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях принятия
ими взаимоприемлемого решения; метод «школьная медиация» –
инновационный метод, применяемый для разрешения и предотвращения споров или
конфликтов в образовательной организации в качестве современного
альтернативного способа разрешения споров; медиативный подход – подход,
основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного
осознанного сообщения, создающими основу для предотвращения и (или)
эффективного разрешения споров или конфликтов в повседневных условиях без
проведения медиации как полноценной процедуры; восстановительный подход –
использование в практической деятельности, в частности в профилактической и
коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров
или конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков,
направленных на всестороннее восстановление отношений, доверия, возмещение
материального и морального ущерба; медиатор – независимое физическое лицо из числа педагогических работников
образовательной организации, учащихся и их родителей, входящих в состав службы школьной
медиации, привлекаемое сторонами в качестве посредника при разрешении спора или
конфликта для содействия в выработке сторонами решения по существу спора или
конфликта; стороны – желающие разрешить спор или конфликт с
помощью процедуры медиации субъекты отношений в образовательной организации: педагогические работники
образовательной организации, учащиеся и их родители; группы равных – группы детей, которые объединены для обучения процедуре
медиации, методу «школьная медиация», медиативному и восстановительному подходам
с целью последующего их применения при разрешении и предупреждении споров или
конфликтов, а также для распространения среди сверстников; конфликтная ситуация – ситуация,
объективно содержащая явные предпосылки
для спора или конфликта, провоцирующая враждебные действия, спор или конфликт; конфликт – открытое
противостояние сторон как следствие взаимоисключающих интересов и позиций; соглашение о применении процедуры медиации – соглашение сторон, при необходимости
заключенное в письменной форме, до возникновения спора или конфликта либо после
их возникновения об урегулировании с применением процедуры медиации спора или
конфликта, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с
каким-либо конкретным правоотношением; медиативное соглашение (примирительный договор) – соглашение, достигнутое
сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или конфликту,
отдельным разногласиям спора или конфликта, при необходимости заключенное в
письменной форме. II. Цели и задачи службы школьной
медиации в Оренбургской области 3. Целью создания службы школьной
медиации в Оренбургской области является формирование благополучного, гуманного
и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации
детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций,
включая вступление их в конфликт с законом. 4. Достижение поставленной цели
обеспечивается путем: применения метода «школьная медиация», медиативного и
восстановительного подходов в системе профилактической и коррекционной работы с
детьми в образовательных организациях Оренбургской области, а также в системе
защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и
групп, включая детей, попавших в трудную жизненную ситуацию и находящихся в
социально опасном положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением, детей, совершивших
общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы; обеспечения досудебного и судебного сопровождения несовершеннолетних,
вступивших в конфликт с законом, подвергнутых ограничениям личной свободы; формирования безопасного пространства (среды) для учащихся, их родителей и
педагогических работников образовательных организаций Оренбургской области,
воспитания у них культуры конструктивного поведения в спорах и конфликтах. III. Принципы деятельности службы
школьной медиации в Оренбургской области 5. Деятельность службы школьной
медиации в Оренбургской области основывается на следующих принципах: добровольности,
предполагающем добровольное участие и обязательное согласие сторон на участие в
работе службы школьной медиации и применение в отношении них процедуры
медиации; конфиденциальности, предполагающем
обязательство службы школьной медиации не разглашать полученные в процессе
медиации сведения, за исключением положений, закрепленных в медиативном
соглашении (примирительном договоре) по согласованию со сторонами; нейтральности, запрещающем
службе школьной медиации принимать мнение сторон спора или конфликта, выяснять
вопрос виновности или невиновности сторон. IV. Организация деятельности службы
школьной медиации в образовательной организации
Оренбургской области 6. Для организации службы школьной медиации в
образовательной организации Оренбургской области приказом директора
образовательной организации утверждаются состав службы школьной медиации и руководитель службы
школьной медиации. 7. В состав службы школьной медиации включаются педагогические
работники образовательной организации, учащиеся и их родители, выбранные на
заседании педагогического коллектива образовательной организации. 8. Администрацией образовательной организации создаются необходимые условия
для обеспечения деятельности службы школьной медиации (предоставление
помещения, канцелярских принадлежностей, оргтехники и иного оборудования). 9. Руководитель службы школьной медиации организует: 1) обучение членов службы школьной медиации методу «школьная медиация»,
применению медиативного и восстановительного подходов; 2) ознакомительные семинары для педагогических
работников образовательной организации, учащихся и их родителей о целях,
задачах, составе и порядке работы службы школьной медиации; 3) согласование решения службы школьной медиации
по вопросу разрешения конкретного спора или конфликта одним из медиаторов; 4) взаимодействие службы школьной медиации со
всеми структурными подразделениями образовательной организации, органами и
учреждениями системы профилактики безнадзорности, беспризорности и
правонарушений несовершеннолетних, опеки и попечительства, дополнительного
образования, труда и занятости; 5)
взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав
муниципального образования Оренбургской области, органами полиции, судом, если
одной из сторон является учащийся образовательной организации, совершивший
административное или уголовное правонарушение, в целях досудебного
урегулирования ситуации, связанной с правонарушением. 10. Служба школьной медиации
образовательной организации осуществляет: 1) разрешение споров и конфликтов между
учащимися, родителями, педагогами, педагогами и учащимися, родителями и
учащимися, родителями и педагогами, возникающих в образовательной организации,
на основе информации, полученной от педагогов, учащихся, родителей,
администрации образовательной организации, а также органов и учреждений системы
профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних муниципального образования
Оренбургской области; 2) заключение со сторонами (при
необходимости – в письменной форме) соглашения о применении процедуры медиации
и медиативного соглашения (примирительного
договора) в случае достижения сторонами положительных результатов в разрешении
споров или конфликтов путем применения процедуры медиации; 3) контроль и анализ выполнения сторонами
медиативного соглашения (примирительного договора); 4) мероприятия по предотвращению
возникновения конфликтов в образовательной организации, препятствованию их
эскалации; 5) внесение на рассмотрение
администрации образовательной организации предложений по снижению конфликтности
в образовательной организации; 6) формирование и обучение «групп
равных» в образовательных организациях Оренбургской области; 7) координацию действий участников
«групп равных» в работе по распространению знаний о медиации и основах
позитивного общения среди учащихся образовательной организации; 8) проведение среди педагогических
работников, учащихся образовательной организации и их родителей просветительской
работы о необходимости конструктивного разрешения споров или конфликтов; 9) ведение журналов регистрации
обращений в службу школьной медиации и подготовка отчетов о деятельности службы
школьной медиации, получение у педагогических работников, учащихся и родителей,
обратившихся в службу школьной медиации, разрешения на обработку их
персональных данных в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных
данных»; 10) осуществление анализа
эффективности деятельности службы школьной медиации. 11. Медиаторы, входящие в состав членов службы школьной
медиации, вправе: предложить сторонам разрешить спор или конфликт с помощью
процедуры медиации; отказаться от проведения процедуры медиации в случае личной
заинтересованности в ее результате; самостоятельно принять решение об обращении к
сторонам с предложением участвовать в процедуре медиации, заключении соглашения о применении процедуры
медиации и медиативного соглашения (примирительного
договора) в письменной или устной форме с учетом сложности спора или конфликта
и участия в процедуре медиации представителей органов системы
профилактики безнадзорности,
беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. 12. Медиатор, входящий в состав членов службы школьной
медиации, не вправе: быть представителем какой-либо из сторон; осуществлять деятельность медиатора, если
при проведении процедуры медиации он лично (прямо или косвенно) заинтересован в
ее результате, в том числе состоит с лицом, являющимся одной из сторон, в
родственных отношениях; делать без согласия сторон публичные
заявления по существу спора. 13. Требования к соглашению
о проведении процедуры медиации: 1) заключается между медиатором и сторонами (при
необходимости – в письменной форме); 2) содержит сведения
о предмете спора,
медиаторе, сторонах
и сроках проведения процедуры медиации. 14. Требования к медиативному соглашению (примирительному
договору): 1) заключается между медиатором и
сторонами (при необходимости – в письменной форме); 2) содержит сведения о
медиаторе, сторонах, предмете спора, проведенной процедуре медиации,
согласованных сторонами обязательствах, условиях и сроках их выполнения, сроках
контроля за выполнением обязательств; 3) подлежит исполнению на добровольной
основе. 15. Службой
школьной медиации осуществляется использование медиативного подхода при
организации в образовательной организации работы по: предупреждению безнадзорности и
беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения,
правонарушений несовершеннолетних, являющихся учащимися образовательной
организации; осуществлению работы с семьями
учащихся образовательных организаций, находящихся в социально опасном
положении; воспитанию у учащихся
образовательной организации культуры конструктивного поведения в спорах или
конфликтах и созданию условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в
ситуациях напряжения и стресса; коррекции девиантного
поведения несовершеннолетних правонарушителей, являющихся учащимися
образовательной организации, в том числе при участии представителей
правоохранительных органов и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав. V. Порядок проведения процедуры
медиации в образовательной организации
Оренбургской области 16. Процедура медиации осуществляется в несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный. 17. Подготовительный этап включает: получение информации о споре или конфликте, происходящих в образовательной
организации; регистрацию в журнале службы школьной медиации информации о споре или
конфликте (данные о сторонах, суть спора или конфликта, дата и место,
дополнительная информация об участниках и иных обстоятельствах спора или
конфликта); определение руководителем службы школьной медиации медиатора для разрешения
конкретного спора или конфликта; предложение (при необходимости – в письменной форме) каждой из сторон
принять участие в разрешении спора или конфликта с помощью процедуры медиации с
указанием даты, времени и места проведения встречи; заключение (при необходимости) по согласию сторон соглашения
о проведении процедуры медиации; обязательное приглашение для участия в процедуре медиации родителей
(законных представителей) несовершеннолетнего участника спора или конфликта,
совершившего противоправное действие, и представителей комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав, органов полиции. 18. Основной этап включает: а) проведение встречи
с каждой стороной: обращение к сторонам с предложением применить восстановительный подход с
целью разрешения спора или конфликта на основе достижения медиатором контакта
со сторонами; разъяснение каждой из сторон
принципов работы службы школьной медиации и способов конструктивного выражения
эмоций и требований; обсуждение деталей и хода спора или
конфликта, важных с точки зрения сторон, и принципов службы школьной медиации; проведение беседы с каждой из сторон с использованием
уточняющих вопросов о том, что произошло (до конфликтной ситуации, во время
спора или конфликта, после него, в настоящее время, о других участниках,
потерпевшем, друзьях каждой из сторон, своих состоянии и чувствах, об отношении
к произошедшему и его последствиям), переформулирование,
уточнение событий, изложенных каждой из сторон; выражение медиатором поддержки и сопереживания чувствам сторон; обсуждение возможных способов и последствий разрешения спора или конфликта
с точки зрения каждой из сторон, в том числе вариантов заглаживания вины перед
потерпевшим; формирование чувства ответственности у каждой из
сторон за разрешение спора или конфликта; обсуждение с каждой из сторон планируемой встречи
всех сторон спора или конфликта как возможный вариант действия,
направленного на их разрешение (примерный план, перечень участников будущей
встречи, предпочтительные время и место встречи); информирование каждой из сторон об ожидаемых результатах выполнения
медиативного соглашения (примирительного договора); б) проведение встречи сторон: подготовка места проведения встречи сторон с учетом принципов работы службы
школьной медиации; приветствие медиатором сторон и приглашенных лиц, объявление цели встречи,
правил процедуры медиации, позиции медиатора, плана встречи сторон; предложение медиатором каждой стороне высказать свое мнение о споре или
конфликте, путях их разрешения, об отношении каждой из сторон к услышанному на встрече сторон; осуществление диалога между сторонами по поводу спора или конфликта и их
последствий на основе взаимоуважения сторон и управления эмоциями; нейтрализация медиатором негативных высказываний сторон в целях
осуществления конструктивного диалога и сотрудничества сторон; поддержка медиатором выражения сторонами осознания своей вины и прощения
друг друга; обсуждение и закрепление оптимальных для сторон вариантов разрешения спора
или конфликта, механизма реализации принятых в ходе встречи сторон решений и
анализ последствий заключения медиативного соглашения (примирительного
договора); уточнение необходимости повторной встречи сторон; отражение эмоционального состояния участников встречи сторон; заключение (при необходимости – в письменной форме) медиативного соглашения
(примирительного договора) с учетом согласия сторон. 19. Заключительный этап – анализ выполнения медиативного соглашения
(примирительного договора) включает: организацию медиатором встречи сторон через 2–3 недели после заключения
медиативного соглашения (примирительного договора); информирование каждой из сторон о проведенных мероприятиях по выполнению
медиативного соглашения (примирительного договора); оценку медиатором объема выполнения медиативного соглашения
(примирительного договора); обсуждение целесообразности и результативности проведения процедуры
медиации и реализации восстановительного подхода при разрешении спора или
конфликта; обсуждение предложений по предотвращению споров или конфликтов в
дальнейшем. 20. Прекращение процедуры медиации осуществляется в
случаях: заключения сторонами медиативного
соглашения (примирительного договора) – со дня заключения (подписания)
указанного соглашения; заключения соглашения сторон о
прекращении процедуры медиации – со дня заключения (подписания) указанного
соглашения; заключения (заявления) медиатора сторонам
после консультаций с ними о нецелесообразности дальнейшего проведения процедуры
медиации – в день обращения (направления заявления); заявления одной, нескольких или всех
сторон об отказе от продолжения процедуры медиации – со дня получения
медиатором указанного заявления. VI. Показатели эффективности
деятельности школьной службы медиации в образовательной организации
Оренбургской области 21. Эффективность деятельности
школьной службы медиации определяется: нейтрализацией деструктивного
влияния неизбежно возникающих споров и конфликтов между участниками
образовательного процесса путем обучения педагогических работников и родителей
основам медиации, учащихся – медиативному подходу и технологиям позитивного
общения в «группах равных»; снижением уровня агрессивных,
насильственных и асоциальных проявлений среди учащихся образовательной
организации; сокращением количества
правонарушений, совершаемых несовершеннолетними; формированием условий для
предотвращения неблагополучных траекторий развития каждого учащегося
образовательной организации; повышением уровня социальной
компетентности всех участников образовательного процесса. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|