Расширенный поиск
Закон Оренбургской области от 05.12.2003 № 721/93-III-ОЗЗ А К О Н О Р Е Н Б У Р Г С К О Й О Б Л А С Т И ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2006 ГОДЫ Принят Законодательным Собранием области 26 ноября 2003 года Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Пожарная безопасность Оренбургской области" на 2004 - 2006 годы. Статья 2. Администрации области при формировании бюджетов на 2004 - 2006 годы предусмотреть необходимые ассигнования на финансирование указанной программы. Статья 3. Рекомендовать органам местного самоуправления области при формировании бюджетов на 2004 - 2006 годы предусмотреть необходимые ассигнования на финансирование данной программы. Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Исполняющий обязанности главы администрации (губернатора) Оренбургской области Ю.Н. Карпов г. Оренбург, Дом Советов 5 декабря 2003 года N 721/93-III-ОЗ Приложение к Закону Оренбургской области от 5 декабря 2003 года N 721/93-III-ОЗ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2004 - 2006 ГОДЫ (далее - Программа) ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Государственный Администрация Оренбургской области заказчик Основной Управление Государственной противопожарной службы разработчик МЧС России Оренбургской области Исполнители Администрация Оренбургской области, Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Оренбургской области Цели и задачи Обеспечение необходимых условий для укрепления пожарной безопасности; защита жизни и здоровья граждан Оренбургской области; создание материально-технической базы пожарно-спасательных подразделений; укомплектование Государственной противопожарной службы МЧС России Оренбургской области квалифицированными кадрами; совершенствование противопожарной пропаганды; предупреждение пожаров; совершенствование организации профилактики и тушения пожаров; развитие материально-технической базы Государственной противопожарной службы МЧС России Оренбургской области Срок реализации 2004 - 2006 годы Объем и источники Общий объем финансирования мероприятий Программы финансирования составляет 335040,9 тыс. рублей, в том числе: передача расходов из федерального бюджета в областной - 51000 тыс. рублей; областной бюджет - 126141 тыс. рублей, из них: 24241 тыс. рублей - за счет средств текущего финансирования; 50900 тыс. рублей - целевое финансирование; 51000 тыс. рублей - капитальные вложения; областной внебюджетный фонд - 12050 тыс. рублей; внебюджетные средства Управления Государственной противопожарной службы МЧС России Оренбургской области, средства страховых фирм - 12617 тыс. рублей; средства предприятий - 8600 тыс. рублей; средства сельскохозяйственных предприятий - 3990 тыс. рублей; средства областного совета Всероссийского добровольного пожарного общества - 785 тыс. рублей; бюджеты муниципальных образований - 1305 тыс. рублей; областной бюджет и бюджеты муниципальных образований - 118552,9 тыс. рублей Ожидаемые конечные Уменьшение количества людей, гибнущих и результаты получающих травмы при пожарах; относительное сокращение потерь от чрезвычайных ситуаций и пожаров на 15 - 20 процентов Список сокращений УГПС - Управление Государственной противопожарной службы МЧС России Оренбургской области ГПС - Государственная противопожарная служба ОГПС - отряд Государственной противопожарной службы АЛ - автомобильная лестница АКП - автомобильный коленчатый подъемник АПП - автомобильный пеноподъемник 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Состояние пожарной безопасности в Оренбургской области остается сложным. За I полугодие 2003 года на территории области зарегистрировано 1719 пожаров. Ущерб составил 27,5 млн. рублей. На пожарах погибло 155 человек, что на 13,97 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года, 171 человек получил травмы различной степени тяжести. Огнем уничтожено 293 строения, 47 единиц автотракторной и другой техники. Одной из причин такого положения дел является недостаточность средств, выделяемых из федерального и областного бюджетов на осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, низкая техническая оснащенность подразделений пожарной охраны. Для преодоления негативных тенденций в организации борьбы с пожарами необходимы целенаправленные, скоординированные действия органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления, объединений, предприятий и организаций. При жестком ограничении бюджетного финансирования успешное комплексное решение подобных масштабных и разнородных задач возможно только с использованием программно-целевых методов. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основными целями Программы являются создание условий для укрепления пожарной безопасности в Оренбургской области, уменьшение человеческих и материальных потерь от чрезвычайных ситуаций и пожаров. Для их достижения необходимо решить следующие основные задачи: совершенствование организации ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожаротушения в городах и сельских населенных пунктах; укрепление пожарной безопасности объектов бюджетной сферы; создание системы профессионального отбора и повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников ГПС; совершенствование противопожарной пропаганды; укрепление материально-технической базы подразделений ГПС. 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, УКОМПЛЕКТОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ В настоящее время численность ГПС составляет 3784 единицы, в том числе 1739 единиц содержится за счет средств областного бюджета. Численность пожарных, обслуживающих города области, меньше предусмотренной статьей 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" на 636 единиц, добровольных противопожарных формирований сельской местности, финансируемых из областного бюджета, - на 306 единиц. Это не позволяет обеспечить на должном уровне организацию пожаротушения в населенных пунктах области. В течение 2004 - 2006 годов необходимо дополнительно укомплектовать подразделения пожарной охраны, обслуживающие города области, 162 единицами. Из-за недостаточного объема финансирования приостановлен процесс создания малочисленных пожарных частей в населенных пунктах, численность населения которых не менее 2 тысяч человек, как это предусмотрено Законом Оренбургской области "О пожарной безопасности в Оренбургской области", что лишает часть населения области элементарного права на защиту от чрезвычайных ситуаций и пожаров. На основании Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" в связи с преобразованием Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий необходимо провести обучение личного состава подразделений пожарной охраны области с целью подготовки специалистов, способных осуществлять реагирование как на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, так и на тушение пожаров. В настоящее время сложилась критическая ситуация с комплектованием подразделений ГПС квалифицированными кадрами. С 1998 года в подразделениях ГПС сменилось 2/3 офицерского состава. Оттоку опытных и квалифицированных специалистов в немалой степени способствует отсутствие финансовых возможностей стимулирования профессионального роста и повышения эффективности труда. Существующая система обучения в учебных заведениях пожарно-технического профиля не в состоянии в полной мере обеспечить подготовку специалистов (особенно с высшим образованием) в необходимом количестве. В связи с уменьшением бюджетного финансирования и переходом ряда профильных учебных заведений на компенсационную основу происходит снижение количества выделяемых для Оренбургской области мест в учебных заведениях. В настоящее время около 53,5 процента начальников отрядов и частей пожарной охраны не имеют высшего образования, только 15,5 процента составляют специалисты с высшим пожарно-техническим образованием. Из-за нехватки кадров УГПС вынуждено использовать в качестве начальников дежурных караулов 30,5 процента сотрудников, не имеющих пожарно-технического образования, 51,4 процента должностей профилактического состава замещаются специалистами без необходимого уровня подготовки. 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ПРОПАГАНДЫ Среди форм и методов ведения противопожарной пропаганды существенное значение имеют трансляции по телевидению и радио передач с мест пожаров, а также иной информации по вопросам пожарной безопасности. Положительный опыт такой работы в области имеется. Предполагается: модернизировать телестудию УГПС с целью оперативного информирования населения о пожарах и проведения противопожарной пропаганды с использованием современных средств теле- и видеоаппаратуры; приобрести автобус и переоборудовать его под передвижную пожарно-техническую выставку для организации обучения жителей области мерам пожарной безопасности. 5. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОЖАРОВ Возникновение пожаров сопровождается выводом из строя объектов (производственные цехи, склады и др.), уничтожением оборудования из-за обрушения конструкций. На пожарах в жилых домах гибнет до 80 процентов от общего числа погибших, четверть из них - дети. Одна из основных причин гибели людей - позднее обнаружение пожара и несвоевременное оповещение людей о его возникновении. В США принятие государственной программы по внедрению автономных датчиков в жилье позволило за 5 лет сократить число погибших в результате пожаров в 2 раза. В области начата работа по оснащению жилых домов автономными пожарными извещателями, внутренним противопожарным водоснабжением, устройствами защитного отключения. Население области не имеет средств для проведения ремонта отопительных печей и ветхой электропроводки жилых домов, в результате чего происходит до 23 процентов пожаров по электротехническим причинам и до 20 процентов - от неисправных печей. На территории области расположено большое количество объектов повышенной пожарной опасности: предприятия газовой, нефтяной, нефтехимической промышленности, на которых 70 процентов технологического оборудования изношено и эксплуатируется за пределами гарантийного ресурса. Возникновение пожаров на них представляет особую опасность, в том числе и экологическую. Рост количества пожаров и причиняемого ими ущерба связан прежде всего с экономическими трудностями, испытываемыми всеми субъектами хозяйственной деятельности, ветшанием всех видов основных фондов как на производстве, так и в социально-культурном, жилом секторах. Анализ объективных условий позволяет прогнозировать рост количества пожаров и в 2004 - 2006 годах. Данные обстоятельства требуют значительного усиления надзорно-профилактической работы по предупреждению пожаров. 6. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КОМАНД СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ ОБЛАСТИ Ежегодно в сельских населенных пунктах области происходит до 50 процентов пожаров. В период с 2004 по 2006 год планируется: создать добровольные пожарные команды на территории 80 сельских советов области; приобрести для добровольных пожарных команд 40 пожарных автомобилей; за счет средств бюджета области увеличить дотации по заработной плате водителям пожарной техники сельских добровольных пожарных команд, что позволит использовать их в организации пожарно-профилактической работы на селе, будет способствовать улучшению организации ликвидации чрезвычайных ситуаций и тушения пожаров; создать для организации пожаротушения в сельской местности 4 малочисленные пожарные части на территориях населенных пунктов с численностью более 2 тысяч человек; обеспечить 105 мест стоянки пожарной техники телефонной связью; обеспечить членов сельских добровольных пожарных команд 1734 комплектами боевой одежды; обеспечить пожарную технику пожарными рукавами в количестве 52400 метров диаметром 51 мм, 41920 метров диаметром 66 мм; обеспечить пожарную технику пожарно-техническим вооружением в количестве 124 комплекта. 7. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В настоящее время для эффективной борьбы с пожарами на промышленных объектах, в административных и жилых зданиях необходимы современные технические средства, такие, как: средства тушения резервуаров большой емкости для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; основные и специальные пожарные автомобили на современных базовых шасси, оборудованные современными видами пожарно-технического вооружения, в том числе двухступенчатыми пожарными насосами, позволяющими снизить расход воды при тушении пожаров и материальные потери; экологически безвредные огнетушащие составы; современные средства эвакуации и спасения людей. По состоянию на 1 июля 2003 года обеспеченность пожарной охраны городов и районных центров области (в сравнении с нормативной) основными пожарными автомобилями составляет всего 28,6 процента, пожарными автолестницами - 42,8 процента. Из имеющихся в пожарных частях городов и районных центров 165 основных пожарных автомобилей и 18 пожарных автолестниц соответственно 78 (47,3 процента) и 13 (72,2 процента) выработали материальный ресурс и не подлежат дальнейшей эксплуатации. По этим причинам ежедневно более 20 единиц техники выводятся из боевых расчетов для проведения ремонтов. Особую тревогу вызывает техническое состояние специальных пожарных автомобилей, предназначенных для спасения людей с высот, то есть автолестниц и автоподъемников. На протяжении длительного периода сохраняются недостаточная оснащенность пожарных автомобилей пожарно-техническим вооружением и недостаточность обеспечения личного состава боевым обмундированием. Аварийно-спасательный инструмент и средства спасения людей с высот практически отсутствуют. Из-за неполного финансирования не решены вопросы по обеспечению огнетушащими веществами. Обеспеченность подразделений ГПС пожарными рукавами составляет 79 процентов, индивидуальными средствами защиты органов дыхания - 42 процента, средствами радиосвязи - 35 процентов от нормы. Недостаточная оснащенность техническими средствами, оборудованием и боевым снаряжением снижает уровень готовности подразделений ГПС к выполнению боевых задач. Необходимо обеспечить развитие и внедрение в крупных городах области автоматизированных систем связи и оперативного управления подразделениями пожарной охраны на базе локальных сетей IBM PC, объединенных в оперативную информационную сеть ГПС, что позволит сократить время оперативного реагирования на каждое сообщение о пожаре на 1,5 - 2 минуты, добиться уменьшения потерь от пожаров, обеспечить руководителя тушения пожара необходимой информацией при ликвидации пожара и проведении первоочередных аварийно-спасательных работ, объединить системы пожарной связи с системами информационной поддержки служб жизнеобеспечения населенных пунктов и предприятий. В связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо привести техническую базу сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности в соответствие с требованиями международных стандартов. 8. КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ В настоящее время на территории Оренбургской области из имеющихся 57 пожарных депо 19 зданий не пригодны для дальнейшей эксплуатации. 97 процентов зданий пожарных частей по составу и площадям не соответствуют нормативным требованиям. Кроме того, темпы строительства пожарных депо значительно отстают от темпов гражданского и промышленного строительства в городах, поэтому во многих крупных городах радиус обслуживания пожарных депо в 3 - 5 раз больше нормативного, что резко повышает вероятность гибели и травмирования людей, приводит к росту ущерба от пожаров. Для обеспечения нормального функционирования ГПС требуется построить 19 объектов пожарной охраны, продолжить строительство многопрофильного учебно-испытательного полигона. Основные мероприятия Программы -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Основные направления и мероприятия | Объемы финансирования, тыс. рублей | Источник | | п/п | | (в ценах II квартала 2003 года) | финансирования | | | |----------------------------------------| | | | | всего | 2004 год | 2005 год | 2006 год | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Кадровое обеспечение ГПС области 60400 19700 20800 19900 1.1. Выделить дополнительные бюджетные 51000 17000 17000 17000 областной бюджет (при средства для введения ежегодно не передаче средств из менее 100 единиц в штатную численность федерального бюджета подразделений ГПС в целях выполнения в областной) распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 1376 1.2. Обеспечить направление на обучение в 2400 700 800 900 областной бюджет Екатеринбургский филиал академии (текущее Государственной противопожарной службы финансирование) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не менее 20 человек 1.3. Обеспечить подготовку пожарных по 7000 2000 3000 2000 областной бюджет программе первоначального обучения (текущее спасателей МЧС России финансирование) 2. Противопожарная безопасность по отдельным организаций бюджетной сферы области программам 2.1. Обеспечить пожарную безопасность 54864,9 областной бюджет, образовательных учреждений области бюджеты муниципальных образований в пределах текущего финансирования 2.2. Обеспечить пожарную безопасность 6680 областной бюджет, объектов культуры и искусства области бюджеты муниципальных образований в пределах текущего финансирования 2.3. Обеспечить пожарную безопасность в 4374 областной бюджет, подведомственных учреждениях системы бюджеты муниципальных главного управления социальной защиты образований в населения области пределах текущего финансирования 2.4. Обеспечить пожарную безопасность 52634 областной бюджет, объектов здравоохранения области бюджеты муниципальных образований в пределах текущего финансирования 3. Организация деятельности добровольных 5295 1765 1765 1765 пожарных команд сельских населенных пунктов 3.1. Создать добровольные пожарные команды 990 330 330 330 бюджеты муниципальных на территории 80 сельских советов образований области, предусмотреть дотации на содержание 240 единиц 3.2. Обеспечить 105 мест стоянки пожарной 315 105 105 105 бюджеты муниципальных техники телефонной связью образований 3.3. Обеспечить членов добровольных 3990 1330 1330 1330 средства пожарных команд боевой одеждой сельскохозяйственных предприятий 4. Совершенствование противопожарной 6967 2430 2647 1890 пропаганды 4.1. С целью расширения функций провести 1283 901 382 внебюджетные средства реконструкцию экспозиционных залов УГПС Центра противопожарной пропаганды 4.2. Подготовить видеосюжеты по пропаганде 558 168 180 210 внебюджетные средства пожаробезопасного проживания граждан УГПС, страховых фирм 4.3. Подготовить школьные и дошкольные 180 60 60 60 внебюджетные средства пособия по обучению мерам пожарной УГПС безопасности 4.4. Подготовить телевизионную программу 105 30 35 40 внебюджетные средства УГПС "Дежурный караул" УГПС, страховых фирм 4.5. Подготовить мероприятия по работе с 785 205 260 320 областной совет дружинами юных пожарных Всероссийского добровольного пожарного общества 4.6. Разместить в печатных средствах 246 36 90 120 внебюджетные средства массовой информации публикации по УГПС, страховых фирм пропаганде мер пожарной безопасности 4.7. Разместить в электронных средствах 750 180 250 320 внебюджетные средства массовой информации материалы, УГПС, страховых фирм направленные на профилактику пожаров от различных причин 4.8. Оборудовать телестудию УГПС 2880 800 1330 750 внебюджетные средства необходимой аппаратурой УГПС 4.9. Разместить в средствах массовой 180 50 60 70 областной бюджет информации социальную рекламу по мерам (текущее пожарной безопасности финансирование) 5. Развитие материально-технической базы 56061 22687 17687 15687 ГПС 5.1. Приобрести пожарные автомобили, 50000 20000 15000 15000 областной бюджет, в том числе: средства предприятий 5.1.1. основные автомобили 32550 13750 3800 15000 областной бюджет 5.1.2. АЛ-50 или АКП-50 для г. Оренбурга 9000 9000 областной бюджет 5.1.3. АПП-30 2600 2600 ОАО "Оренбургнефть" 5.1.4. автомобиль испытательной пожарной 1450 1450 областной бюджет лаборатории ГАЗ-2705 с оборудованием "Сириус" 5.1.5. два автомобиля газодымозащитной службы 4400 2200 2200 областной бюджет на базе ЗИЛ-433362 для городов Оренбурга и Орска 5.2. Провести капитальный ремонт двух 4000 2000 2000 - областной бюджет АКП-30 (текущее финансирование) 5.3. Приобрести пожарно-техническое 2061 687 687 687 областной бюджет вооружение, в том числе: (текущее финансирование) 5.3.1. пожарные рукава 1287 429 429 429 областной бюджет (текущее финансирование) 5.3.2. боевую одежду 774 258 258 258 областной бюджет (текущее финансирование) 6. Создание материально-технической базы 21265 8465 7200 5600 для расширения функций ГПС 6.1. Укомплектовать 10 зональных пожарно- 3050 3050 областной спасательных служб специальными внебюджетный фонд аварийно-спасательными автомобилями, в том числе: 6.1.1. автобусом с числом мест не менее 25 300 300 областной внебюджетный фонд 6.1.2. автомобилем ГАЗ 27057 4х4 - 11 штук 2750 2750 областной внебюджетный фонд 6.2. Укомплектовать аварийно-спасательные 9000 3000 3000 3000 областной автомобили специальным инструментом, внебюджетный фонд средствами защиты личного состава, оборудованием для оказания первой помощи пострадавшим 6.3. Создать единую дежурно-диспетчерскую 6100 1100 3000 2000 областной бюджет службу в городах и райцентрах области (текущее финансирование) 6.4. Приобрести в подразделения ГПС 2500 900 1100 500 областной бюджет средства связи (текущее финансирование) 6.5. Обеспечить компьютерной и оргтехникой 615 415 100 100 внебюджетные средства УГПС 7. Капитальный ремонт 3500 1300 1100 1100 7.1. Пожарное депо села Александровка 500 500 областной бюджет 7.2. Пожарное депо села Асекеева 600 600 областной бюджет 7.3. Пожарное депо города Сорочинска 500 500 областной бюджет 7.4. Пожарное депо поселка Светлого 600 600 областной бюджет 7.5. Пожарное депо города Медногорска 800 800 областной бюджет 7.6. Пожарное депо пожарной части N 4 500 500 областной бюджет г. Оренбурга 8. Капитальное строительство 63000 21000 21000 21000 8.1. Многопрофильный учебно-испытательный 12000 4000 4000 4000 долевое участие: полигон средства предприятий - 50 процентов, внебюджетные средства УГПС - 50 процентов 8.2. Пожарное депо города Кувандыка 5000 2000 1000 2000 областной бюджет 8.3. Пожарное депо Октябрьского района 10000 3000 4000 3000 областной бюджет города Орска 8.4. Пожарное депо города Абдулино 15000 5000 5000 5000 областной бюджет 8.5. Гостиница по ул. Гая, 15 города 12000 4000 4000 4000 областной бюджет Оренбурга 8.6. Пожарное депо в зоне отдыха "Дубки" 1500 500 500 500 областной бюджет города Оренбурга 8.7. Пожарное депо в зауральной части 5000 2000 1500 1500 областной бюджет Ленинского района г. Оренбурга 8.8. Пристрой к пожарному депо с. Городище 2500 500 1000 1000 областной бюджет г. Оренбурга Итого 335040,9 77347 72199 66942 Примечание: Привлечение средств для выполнения программы осуществляется по согласованию либо на договорной основе. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|