Расширенный поиск
Закон Оренбургской области от 17.11.1997 № 189/57-ОЗОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ З А К О Н Утратил силу - Закон Оренбургской области от 09.03.2005 г. N 1924/361-III-ОЗ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НЕДР В ПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ, РАЗВЕДКИ И ДОБЫЧИ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И СТРОИТЕЛЬСТВА ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ Принят Законодательным Собранием Оренбургской области 29 октября 1997 года Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающихся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Общераспространенными полезными ископаемыми являются повсеместно развитые в земной коре виды минерального сырья, используемые для производства строительных материалов, изделий и конструкций, товаров бытового потребления, при выполнении дорожно-строительных и планировочных работ. Перечень общераспространенных полезных ископаемых утверждается соответствующим федеральным органом исполнительной власти и администрацией области. Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Настоящий Закон устанавливает единый на территории Оренбургской области порядок предоставления права на пользование недрами для геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности пользователя недрами. Статая 2. В компетенцию органов государственной власти области в сфере регулирования отношений недропользования по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых входят полномочия по установлению порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения. Статья 3. В компетенцию органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования по месторождениям общераспространенных полезных ископаемых входят полномочия по предоставлению лицензий на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения. Статья 4. Пользователями недр в части геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, могут быть субъекты предпринимательской деятельности, независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, которые зарегистрированы на территории Оренбургской области и представят доказательства того, что обладают или будут обладать необходимыми финансовыми, техническими и технологическими возможностями для эффективного и безопасного ведения работ. Статья 5. В соответствии с лицензией на добычу общераспространенных полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образование особо охраняемых геологических объектов, недра предоставляются пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр. Статья 6. Предоставляемые участки недр могут иметь статус горного или геологического отвода. Статус горного отвода придается участкам недр, передаваемым в пользование для добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов. Статус геологического отвода придается участкам недр, передаваемым в пользование для геологического изучения или геологического изучения и последующей добычи полезного ископаемого. Отвод земельного участка и оформление прав пользователя недр на этом участке осуществляется в порядке, предусмотренном областным земельным законодательством. Статья 7. Право на пользование недрами предоставляется специальным государственным разрешением в виде лицензий. Лицензия является единственным документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью и в течение установленного срока при соблюдении указанных в ней требований и условий. Лицензия включает в себя установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Всякая деятельность, связанная с пользованием недрами без лицензии (кроме случаев, указанных в ст. 11 настоящего Закона), запрещается. Статья 8. Предоставление лицензии на право пользования недрами осуществляется через государственную систему лицензирования, включающую информационную, научно-аналитическую, экономическую, экологическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение: - практической реализации программы развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы области; - социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации; - равных возможностей всем юридическим лицам и гражданам на получение лицензий; - развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами; - необходимых гарантий владельцам лицензий и защиты их права на пользование недрами. Статья 9. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на комитет по геологии и использованию недр Оренбургской области "Оренбурггеолком". Оформление, регистрация и выдача лицензий на пользование недрами осуществляется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Статья 10. В целях обеспечения единого учета состояния минерально - сырьевой базы области, разработки территориальных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения добывающих и перерабатывающих предприятий, а также в других целях "Оренбурггеолком" осуществляет государственный учет и регистрацию работ по геологическому изучению недр, а также участков недр, предоставляемых в пользование субъектам предпринимательской деятельности для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей; ведет государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный баланс запасов полезных ископаемых, разрабатывает и представляет перечень общераспространенных полезных ископаемых на утверждение администрации области и соответствующего федерального органа исполнительной власти. "Оренбурггеолком" согласовывает условия, на которых может быть предоставлено право пользования недрами, с заинтересованными организациями района (города), в том числе территориальными подразделениями Госгортехнадзора, Комитета по экологии и природопользованию, Центра государственной санитарно - эпидемиологической службы, а также органами по надзору за культурно-историческими, археологическими объектами и представляет их на рассмотрение органов местного самоуправления. Статья 11. Собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в границах участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 метров. Отдельные участки недр могут быть использованы на договорной основе с хозяйствующими субъектами для добычи несжимаемых грунтов при отсыпке полотен дорог, планировки территорий под застройки, строительство подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В этом случае органы местного самоуправления выдают разрешения, в которых оговариваются объемы добычи, а владельцы земельных участков заключают договоры с пользователями недр, где оговаривается отпускная цена добываемого сырья и сроки рекультивации земельных участков. Статья 12. Сделки, связанные с пользованием недрами в нарушение настоящего Закона, признаются недействительными. Лица, виновные в совершении указанных сделок или допустившие самовольное пользование недрами, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Оренбургской области. Раздел II. ВИДЫ ЛИЦЕНЗИЙ Статья 13. Лицензии на право пользования недрами могут предоставляться для: 1. Геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых. 2. Разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, по ранее разрабатывавшимся месторождениям общераспространенных полезных ископаемых. 3. Строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых. Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых за счет средств недропользователя. В этом случае добыча разрешается, как правило, после экспертизы запасов. В отдельных случаях, с целью получения более надежных параметров качества полезного ископаемого и горнотехнических условий, добыча разрешается в процессе геологического изучения, что закрепляется в соглашении к лицензии. Статья 14. Лицензия на геологическое изучение недр удостоверяет право ведения поисков и оценки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и свойств недр участков, намеченных для использования в целях строительства и эксплуатации подземных сооружений. Лицензия на геологическое изучение недр предоставляется со статусом геологического отвода и дает право изучения того вида (видов) полезного ископаемого, который указан в лицензии и не дает приоритета ее владельцу на получение лицензии на право разведки и добычи. В случае, если выявленное в процессе поисков и оценки месторождение полезного ископаемого выходит за границы предоставленного участка, то по заявке владельца лицензии на геологическое изучение и при отсутствии лицензии на соответствующую сопредельную площадь, органами, предоставившими лицензию, участок недр может быть увеличен таким образом, чтобы в него входило все месторождение. Таким же образом решается вопрос приращения площади при изучении свойств недр для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений. При поисках и оценке свойств недр для строительства подземных сооружений работы должны завершаться государственной экспертизой запасов или свойств недр. Лицензия предоставляется на срок до 3 лет. Статья 15. Лицензия на разведку и добычу общераспространенного полезного ископаемого выдается на участки недр, по которым имеется положительное заключение государственной экспертизы запасов. Участку недр придается статус горного отвода. Пользователь недр, имеющий лицензию на разведку и добычу полезного ископаемого, имеет право и на использование отходов своего производства, если иное не оговорено лицензией. В случае, когда владельцу лицензии на разведку и добычу право переработки отходов не предоставлено, на них может выдаваться самостоятельная лицензия. При этом в лицензии оговаривается срок предоставления материалов с подсчетом запасов на государственную экспертизу. Владелец лицензии на разведку и добычу общераспространенного полезного ископаемого или отходов горнодобывающих производств имеет право проводить работы по геологическому доизучению предоставленного ему участка недр, связанного с проводимой им добычей, без дополнительной лицензии, но с согласованием условий их проведения с органами государственного санитарного, горного надзора и государственного экологического контроля, с регистрацией работы в территориальном геологическом фонде. Лицензия может предоставляться на право разведки и добычи полезного ископаемого на все месторождение или на его отдельные части. В случае, когда право разведки и добычи на одном месторождении предоставляется нескольким пользователям, один из них определяется координатором с целью разработки месторождения по единой технологической схеме, исключающей нерациональное использование недр. Допускается одновременное предоставление нескольких лицензий на право разведки и добычи полезного ископаемого по группе близкорасположенных месторождений одному пользователю, если экономически рентабельным является вариант их совместной разработки. Недра для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов могут не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья. Статья 16. Лицензия на право строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, удостоверяет право пользования участком недр со статусом горного отвода, выдается только на те участки недр, по которым имеется положительное заключение государственной экспертизы. Лицензия предоставляется на определенный срок или без ограничения срока. Статья 17. Лицензия на геологическое изучение и добычу общераспространенного полезного ископаемого удостоверяет право ее владельца проводить последовательно поиски, оценку, разведку и добычу за счет собственных средств. При этом добыча разрешается, как правило, после экспертизы запасов. В отдельных случаях с целью получения более надежных параметров качества и количества полезного ископаемого и горнотехнических условий добыча может производиться в процессе геологического изучения, что закрепляется в соглашении об условиях пользования недрами. Участку недр придается статус горного отвода. После экспертизы запасов границы участка уточняются, горноотводные материалы являются неотъемлемой составной частью лицензии. Лицензия предоставляется на срок до 25 лет. Раздел III. СИСТЕМА ОТБОРА ПРЕТЕНДЕНТОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ Статья 18. Предоставление лицензий на право геологического изучения, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения осуществляется на конкурсной (аукционной) и бесконкурсной основе. При этом конкурсы должны быть зарегистрированы в соответствующих органах областной администрации. Конкурсы и аукционы проводятся в соответствии с Положением о порядке их проведения, разрабатываемым "Оренбурггеолкомом" совместно с органами местного самоуправления. Предоставление лицензий для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений или оценку свойств недр для строительства подземных сооружений местного значения, осуществляется, как правило, на бесконкурсной основе по решению "Оренбурггеолкома", согласованному с администрацией области. В случае, когда на одну и ту же лицензию претендуют несколько заявителей, между ними проводится конкурс (аукцион) на право выполнять эти работы. Решающим критерием в выборе победителя конкурса является его высокая квалификация, опыт работ по этому направлению и более низкая стоимость и короткие сроки работ по сравнению с другими претендентами. Предоставление лицензий на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, а также на геологическое изучение и добычу осуществляется по совместному решению соответствующего органа местного самоуправления и "Оренбурггеолкома". Предоставление лицензий на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых, их отходов осуществляется на конкурсной и аукционной основе. Решение о конкурсном или аукционном способе предоставления лицензии принимают соответствующие органы местного самоуправления и "Оренбурггеолком". При конкурсной системе победителем признается заявитель, отвечающий условиям конкурса и представивший экономически приемлемые и наиболее отвечающие требованиям охраны недр и окружающей природной среды технические решения. В случае, если на конкурс подана только одна заявка, лицензия может быть предоставлена заявителю на объявленных условиях. Конкурс считается несостоявшимся, если ни один из претендентов не обеспечил выполнение объявленных условий. В этом случае затраты, понесенные участниками конкурса, не компенсируются, за исключением случая, когда претендент отозвал свою заявку на участие в конкурсе до истечения объявленного срока предоставления ТЭО. При аукционной системе предоставления лицензий победителем признается претендент, предложивший наибольшую плату и выполнивший объявленные условия. Статья 19. Допускается проведение закрытых конкурсов (аукционов) для отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности. Раздел IV. МЕХАНИЗМ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛИЦЕНЗИЙ Статья 20. Субъект предпринимательской деятельности, претендующий на получение лицензии, подает в установленный срок в "Оренбурггеолком" заявку, которая должна содержать: а) данные о субъекте предпринимательской деятельности, включая место его основной деятельности, его хозяйственные взаимоотношения с финансовыми и производственными партнерами; б) данные о руководителях или владельцах субъекта предпринимательской деятельности и лицах, которые представляют это предприятие при получении лицензии; в) данные о финансовых возможностях субъекта предпринимательской деятельности, выполнения работ, связанных с пользованием недрами; г) данные о технических и технологических возможностях субъекта предпринимательской деятельности, а также о других предприятиях, привлекаемых им в качестве подрядчиков; д) информацию о предыдущей деятельности субъекта предпринимательской деятельности, включая список государств, в которых оно осуществляло свою деятельность в последние 5 лет; е) предложения субъекта предпринимательской деятельности по условиям пользования недрами. Информация о предстоящем конкурсе (аукционе) публикуется "Оренбурггеолкомом" в газетах "Оренбуржье", "Южный Урал" и других местных изданиях не позднее чем за 3 месяца до даты его проведения. В информации указывается название месторождения или подземного сооружения местного значения, географическая привязка, краткие данные по месторождению или подземному сооружению, основные условия конкурса (аукциона), место и время проведения, срок подачи заявок, стартовая цена за пользование недрами, а также стоимость пакета предварительной геологической информации. Прием заявок, оформление и согласование условий лицензирования осуществляет "Оренбурггеолком". Статья 21. Итоги конкурса (аукциона) подводит конкурсная комиссия, созданная совместным решением соответствующего органа местного самоуправления и "Оренбурггеолкома" из своих представителей и представителей природоохранных организаций. В состав комиссии могут включаться представители санэпиднадзора, рыбнадзора и других заинтересованных организаций. Результаты конкурса (аукциона) подводятся гласно и оформляются протоколом, который подписывают все члены комиссии. Протокол передается в органы местного самоуправления и "Оренбурггеолком". Совместное решение органов местного самоуправления и "Оренбурггеолкома" о выдаче лицензии принимается в течение месяца после подведения итогов конкурса (аукциона). Статья 22. "Оренбурггеолком" не позднее 30 дней после даты принятия решения публикует в газетах "Южный Урал", "Оренбуржье" и местных газетах результаты конкурса (аукциона), а также условия, на которых выдана лицензия. Статья 23. Победители конкурса (аукциона), получившие лицензию, имеют право на приобретение полного пакета геологической информации. Статья 24. Зарегистрированные экземпляры лицензий направляются: - владельцу лицензии; - территориальному геологическому фонду; - администрации района, города, сельсовета (поссовета); - администрации области. Статья 25. Субъекты предпринимательской деятельности, претендующие на получение лицензий на бесконкурсной основе, подают в "Оренбурггеолком" заявку по форме, изложенной в статье 20. К заявке прилагают графические материалы, поясняющие местонахождение объекта лицензирования. "Оренбурггеолком" готовит все материалы, совместно с претендентом согласовывает их с природоохранными органами, органами госгортехнадзора, рыбнадзора. Комитета по водному хозяйству и другими заинтересованными организациями. По результатам согласований принимается совместное решение соответствующего органа местного самоуправления и "Оренбурггеолкома" о выдаче лицензии. Предложения по результатам согласований вносятся в лицензию. Раздел V. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЛИЦЕНЗИЙ Статья 26. Лицензия заполняется на машинке или чернилами четким почерком. Исправления, подчистки не допускаются. Статья 27. Лицензия после подписания проходит обязательную государственную регистрацию в территориальном геологическом фонде, где ей присваивается государственный регистрационный номер, серия и вид лицензии. Срок действия лицензии исчисляется со дня ее регистрации. Статья 28. Лицензии, не прошедшие государственной регистрации, являются недействительными. Статья 29. Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать: - данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основания предоставления лицензии; - данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; - указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование; - указание границ земельного участка, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами; - срок действия лицензии и срок начала работ; - условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками; - согласованный уровень добычи минерального сырья; - условия о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; - условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ; - условия продления срока действия лицензии. Лицензия на право пользования недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования и может дополняться иными условиями, не противоречащими действующему законодательству о недропользовании и настоящему Закону. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренного в лицензии срока, либо в течение всего срока ее действия, изменение этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, выдавших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Статья 30. Пространственные границы предоставляемого участка недр должны иметь характеристику и графическое изображение на топоплане с указанием координат угловых точек, топоплан является неотъемлемой частью лицензии. При определении пространственных границ участков недр со статусом горного отвода необходимо учитывать следующее: а) участки недр должны иметь ограничение по глубине и при необходимости иллюстрироваться разрезами; б) при определении границ учитываются не только размеры участка недр, но и зоны технологического влияния работ, связанные с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другое); в) границы участка недр определяются органами, выдающими лицензию по согласованию с органами Госгортехнадзора России. Окончательное уточнение границ горного отвода осуществляется органами горного, санитарного надзора после экспертизы запасов на стадии согласования проектов разработки с внесением изменений в лицензию и приобщением горноотводных материалов в качестве неотъемлемой составной части лицензии. Границы земельного участка графически отображаются на планово-картографическом материале, совмещенном с планом участка недр. Статья 31. Сроки действия лицензии не должны превышать пределов, установленных в статьях 14 и 17 настоящего Закона, и определяются с учетом расчетного срока освоения участка недр и необходимостью уточнений условий недропользования. Условия продления срока действия лицензии определяются в соглашении к лицензии, которое подписывается владельцем лицензии и органами, выдающими лицензию. Статья 32. Уровень добычи полезного ископаемого устанавливается в лицензии исходя из потребностей в данном виде сырья и его разведанных запасов. Уровни добычи и долевое распределение могут уточняться после составления проекта разработки. Статья 33. Геологическая информация, полученная за счет собственных средств пользователя недр, является его собственностью и используется по его усмотрению. Пользователь недр полученную геологическую и иную информацию о недрах предоставляет по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях. Статья 34. При установлении требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ, охране здоровья наряду с действующим законодательством соответствующими органами могут вводиться дополнительные условия на пользование участком недр, не противоречащие действующему законодательству. Статья 35. Изменение условий пользования участком недр, оговоренных в лицензии, может производиться органами, выдавшими лицензию, по обоснованному заявлению недропользователя или по инициативе органов, выдавших лицензию. Раздел VI. ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ Статья 36. В тех случаях, когда пользование недрами связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей, работающих или проживающих в зоне ведения работ, связанных с пользованием недрами, значительным экологическим риском в процессе пользования недрами, в лицензии предусматриваются два этапа. На первом этапе в установленный в лицензии срок ее владелец ведет подготовку проекта использования недр и его согласование с соответствующими органами с целью определения соответствия разработанного проекта стандартам (нормам, правилам) по безопасному ведению работ и экологической безопасности. При необходимости производится уточнение границ горного отвода и земельного участка. На втором этапе осуществляется реализация согласованного проекта в соответствии с условиями лицензии. Проведение работ, связанных с пользованием недрами, до согласования проекта разработки запрещается. Разрешение на право пользования недрами для добычи общераспространенных полезных ископаемых с целью производства строительных материалов может не предоставляться при условии возможности использования отходов горнодобывающего и иных производств, являющихся альтернативными источниками сырья. Раздел VII. УСЛОВИЯ ПРИЗНАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА (АУКЦИОНА) ИЛИ ЛИЦЕНЗИЙ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ Статья 37. Сделки, связанные с предоставлением лицензий, являются недействительными при условиях: - грубого нарушения правил конкурса, аукциона или настоящего Закона; - невнесения претендентом разового (стартового) платежа в сроки, оговоренные в соглашении; - предоставления претенденту незаконных преимуществ перед другими претендентами при проведении конкурса или аукциона; - нарушения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации или соответствующих антимонопольных требований Закона Российской Федерации "О недрах"; - установления факта сговора между должностными лицами, участвующими в предоставлении лицензии, и претендентами на приобретение лицензии с целью либерализации ее условий и снижения размера платежей, связанных с пользованием недрами; - отсутствие отметки территориального геологического фонда о государственной регистрации выданной лицензии; - наличия других оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Споры о признании сделок недействительными рассматриваются в суде или арбитражном суде. Статья 38. Отказ в приеме заявки на участие в конкурсе (аукционе) может последовать при условии: - подачи заявки на предоставление лицензии с нарушением требований, установленных настоящим Законом; - умышленного представления заявителем неверных сведений о себе; - если заявитель не предоставил и не может предоставить доказательств того, что он обладает или будет обладать необходимыми финансовыми или техническими средствами, квалифицированными специалистами для эффективного и безопасного ведения работ. Раздел VIII. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЛИЦЕНЗИЙ Статья 39. Пользователи недр имеют право: - использовать участки недр в установленных границах для осуществления любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии; - использовать результаты своей деятельности, в т. ч. добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим законодательством; - использовать по своему усмотрению полученные им отходы горнодобывающей и связанных с ним перерабатывающих производств (если иное не оговорено в лицензии); - ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленных участков недр в виде горных отводов; - проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах горного отвода; - привлекать на подрядных условиях исполнителей отдельных видов работ, связанных с пользованием недрами, которые принимают на себя ответственность за соблюдение стандартов (норм, правил) в области охраны недр и окружающей природной среды в процессе ведения работ; - обращаться в органы, выдавшие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана. Статья 40. Пользователь недр обязан обеспечить: - соблюдение требований законодательства Российской Федерации о недрах, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; - соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ; - предоставление "Оренбурггеолкому" геологической информации, данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, а также об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; - безопасное для здоровья работников и населения ведение работ, связанных с пользованием недрами; - соблюдение установленных стандартов (норм, правил) по охране недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод и других объектов окружающей среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; - приведение земельных участков и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; - сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и в иных хозяйственных целях, и ликвидацию в установленном порядке выработок и скважин, не подлежащих использованию; - сохранность геологической, маркшейдерской и иной документации, полученной в процессе геологического изучения недр; - выполнение условий, установленных лицензией; - своевременное и правильное внесение платежей за право пользования недрами и прочих обязательных платежей. Статья 41. Владелец лицензии при осуществлении добычи полезных ископаемых обязан измерять объем и вес добываемого минерального сырья методами и способами, оговоренными в лицензии, и фиксировать данные в специальных журналах. Владелец лицензии не должен вносить каких-либо изменений в методику измерений или используемые приборы без уведомления "Оренбурггеолкома". Статья 42. Владелец лицензии обязан представлять в "Оренбурггеолком" ежегодные отчеты о своей деятельности, включающие данные о финансовой деятельности, результатах проведенных поисковых и разведочных работ, добытом минеральном сырье и погашенных в недрах запасах полезных ископаемых, а также иных установленных в лицензии данных. Статья 43. Лицензия может содержать иные права и обязанности ее владельца, не противоречащие действующему законодательству и настоящему Закону. Раздел IX. ОСНОВАНИЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ Статья 44. Право пользования недрами прекращается: - по истечении установленного в лицензии срока ее действия; - при отказе владельца лицензии от прав на пользование недрами; - при возникновении определенного условия (если оно зафиксировано в лицензии), с наступлением которого прекращается право пользования недрами; - в случае переоформления лицензии с нарушением условий, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации. Статья 45. Право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, выдавшими лицензию, непосредственно или по представлению органов геологического, экологического, санитарного контроля или горного надзора в следующих случаях: а) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; б) нарушения пользователем недр существенных условий, определенных в лицензии; в) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; г) возникновения чрезвычайных обстоятельств (стихийных бедствий, военных действий или других); д) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недр в предусмотренных объемах; е) ликвидации предприятия, которому была предоставлена лицензия; ж) по инициативе владельца лицензии. При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении либо ограничении права на пользование недрами это решение может быть обжаловано им в административном или судебном порядке. Статья 46. В случаях, предусмотренных подпунктом "а" статьи 45 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения с письменным уведомлением об этом пользователя недр. Статья 47. В случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в" и "д" статьи 45 настоящего Закона, решение о прекращении права на пользование недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения письменного уведомления пользователя недр о допущенных нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения. Статья 48. В случае, предусмотренном подпунктом "г" статьи 45 настоящего Закона, пользование недрами может быть прекращено с момента возникновения указанных в подпункте условий. Статья 49. Досрочное прекращение права пользования недрами по инициативе пользователя недр может быть осуществлено не позднее чем за шесть месяцев до заявленного срока в письменном уведомлении, которое пользователь направляет органам, предоставившим лицензию. Статья 50. При досрочном прекращении права на пользование недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, установленном действующим законодательством. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия, приведение земельных участков в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах "а" (при наличии вины предприятия), "б" и "в" статьи 45 настоящего Закона, или по инициативе пользователя недр. Статья 51. Если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в подпунктах "а" (в случае отсутствия вины предприятия) и "г" статьи 45 настоящего Закона, то расходы на консервацию и ликвидацию предприятия определяет орган, принявший такое решение. Статья 52. В случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права на пользование недрами, устранены, право может быть восстановлено в полном объеме. При этом время, на которое это право на пользование недрами было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр не включается в общий срок действия лицензии. Статья 53. При выявлении неизвестных на момент предоставления лицензии данных о новых видах полезных ископаемых и попутных ценных компонентах органы, предоставившие лицензию, вправе провести государственную экспертизу геологических материалов и пересмотреть условия лицензии в отношении платежей. Статья 54. При изменении условий, связанных с реализацией добываемого минерального сырья, владелец лицензии может временно приостановить работы и в установленном порядке законсервировать или ликвидировать горнодобывающее предприятие, письменно уведомив об этом органы, выдавшие лицензию. Время консервации включается в общий срок действия лицензии. В случае длительного периода консервации горнодобывающего предприятия или нарушения условий этой консервации, могущих привести к порче месторождения полезного ископаемого, органы, выдавшие лицензию, могут аннулировать выданную лицензию и предоставить ее в установленном Законом порядке новому владельцу. Статья 55. Переход права пользования недрами при геологическом изучении, разведке и добыче общераспространенных полезных ископаемых и строительстве подземных сооружений местного значения и переоформление действующей лицензии регламентируется действующим законодательством Российской Федерации. Раздел X. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ УСЛОВИЙ ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ, ОПРЕДЕЛЕННЫХ В ЛИЦЕНЗИИ Статья 56. Контроль за соблюдением условий пользования недрами, определенных в лицензии, осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного, санитарного надзора, природоохранными и иными контрольными органами, а также органами местного самоуправления. Статья 57. Регулярность и сроки проведения проверок определяются органами, выдавшими лицензию с извещением владельца лицензии о намечаемых проверках. Статья 58. Владелец лицензии предоставляет контрольным органам необходимую документацию, дает объяснения по вопросам, входящим в компетенцию контрольных органов, обеспечивает рабочие и социально-бытовые условия деятельности работников контрольных органов на период проверки. Статья 59. Контрольные органы в письменном виде уведомляют владельца лицензии и органы, выдавшие лицензию, о результатах проверки выявленных нарушений, условий пользования недрами, предусмотренных в лицензии, в том числе в отношении внесения обязательных платежей, несоблюдения стандартов (правил, норм), а в необходимых случаях приостанавливают работы на предприятии и дают предложения об аннулировании лицензии. Статья 60. В лицензии могут содержаться и другие условия и порядок осуществления контроля за соблюдением условий пользования недрами. Раздел XI. СИСТЕМА ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ Статья 61. Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 62 настоящего Закона. При пользовании недрами производятся следующие виды платежей: 1) сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; 2) платежи за пользование недрами; 3) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и производят другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю или участок дна водоема, а также плату за геологическую информацию о недрах. Пользователи недр могут получать скидку с платежей за истощение недр в соответствии со статьей 69 настоящего Закона. Взимание с пользователя недр иных платежей, не предусмотренных законодательством, не допускается. При заключении договоров на условиях раздела продукции между Российской Федерацией, Оренбургской областью и пользователем недр предусматривается раздел добытого минерального сырья. По условиям таких договоров пользователь недр может освобождаться от уплаты налогов и других платежей, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, за исключением налогов на прибыль от доли продукции, причитающейся пользователю недр по условиям договора в качестве вознаграждения, а доход, получаемый Российской Федерацией от реализации своей доли продукции, распределяется между бюджетами разных уровней. Статья 62. Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Российской Федерации: 1) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд; 2) пользователи недр, ведущие региональные геологогеофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно-геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, иные работы, проводимые без существенных нарушений целостности недр; 3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, указанных в статье 5 настоящего Закона. В целях стимулирования освоения месторождений полезных ископаемых, находящихся в сложных горногеологических условиях или пониженного качества, в том числе содержащих трудноизвлекаемые, некондиционные, ранее списанные запасы полезных ископаемых, использования вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в целях внедрения экологически безопасных технологий и технологий, повышающих извлечение основных и попутных полезных компонентов, пользователи недр могут частично или полностью освобождаться от платежей за пользование недрами и получать отсрочки от уплаты этих платежей. Решение о предоставлении отсрочек или об освобождении от платежей принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами. Органы представительной власти Оренбургской области могут устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в бюджет Оренбургской области. Нормативные правовые акты и решения органов государственной власти, создающие односторонние преимущества отдельным категориям пользователей недр, признаются недействительными на основании настоящего Закона в установленном порядке. Статья 63. С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. Размеры платежей за проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Эти платежи взимаются в форме разовых и (или) регулярных взносов за единицу использованного участка недр или площади. Размеры регулярных взносов, как правило, возрастают в зависимости от продолжительности проведения работ. Размеры платежей за добычу полезных ископаемых определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов, природно-географических, горнотехнических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска. Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах разового, а также последующих регулярных платежей после начала добычи. Их размеры включаются в себестоимость добытых полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ, согласованными с органами государственного горного надзора. При этом платежи за добычу полезных ископаемых с объемов сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере и устанавливаются по усмотрению органов местного самоуправления. Платежи за разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются. Платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружении, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участка недр, предоставляемого в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании. Статья 64. В местные бюджеты поступают: платежи за поиски, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на территориях соответствующих районов и городов; платежи за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Статья 65. Плата за пользование недрами может взиматься в формах: денежных платежей; части объема добытого минерального сырья или иной продукции, производимой пользователем недр; выполнения работ или предоставления услуг: зачета сумм предстоящих платежей в местные бюджеты в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы устанавливается в лицензии на пользование недрами. Статья 66. За пользование геологической информацией о недрах, полученной за счет государственных средств, может взиматься плата. Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Получение сведений об участке недр иным путем, кроме установленного указанным положением, не освобождает пользователя недр от платы за геологическую информацию. Положения настоящей статьи не распространяются на геологическую информацию о недрах, полученную за счет негосударственных средств. Статья 67. Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на воспроизводство минерально - сырьевой базы Российской Федерации, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья. Размеры отчислении на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются Федеральным Собранием Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых. Все отчисления, производимые при добыче общераспространенных полезных ископаемых, используемых для местных нужд, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и органов исполнительной власти Оренбургской области, направляется в бюджет Оренбургской области для целевого финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии с территориальными программами геологического изучения недр. Из них часть отчислений по представлению территориальных подразделений федерального органа управления государственным фондом недр может передаваться добывающим предприятиям, самостоятельно проводящим работы по геологическому изучению недр. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы не производятся при добыче трудноизвлекаемых, некондиционных, ранее списанных запасов полезных ископаемых, а также при использовании вскрышных и вмещающих пород. Решение об освобождении пользователей недр от отчислений принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами. Пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиски и разведку разрабатываемых ими месторождении или полностью возместившие все расходы государства на поиски и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений в порядке, устанавливаемом областным законодательством. Часть суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в размере 0,5-1,5 процента направляется на выплату вознаграждений за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, аккумулируемые в бюджетах различных уровней и передаваемые добывающим предприятиям, используются только по целевому назначению; порядок их использования определяется органами исполнительной власти Оренбургской области. Статья 68. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сборов определяется исходя из стоимости прямых затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии на пользование недрами. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий направляется в органы, выдавшие лицензии на пользование недрами. Статья 69. Скидка за истощение недр с платежей за пользование недрами может предоставляться: пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условии рационального использования разведанных запасов; пользователю недр, осуществляющему добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение недр и о ее размере принимается органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами. Раздел XII. О СРОКАХ И ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 70. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации Оренбургской области В.В.ЕЛАГИН 17 ноября 1997 года N 189/57-ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|