Расширенный поиск
Закон Оренбургской области от 09.11.2004 № 1536/262-III-ОЗЗ А К О Н О Р Е Н Б У Р Г С К О Й О Б Л А С Т И ОБ ОБЛАСТНОЙ ПРОГРАММЕ "СБЕРЕЖЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 - 2010 ГОДЫ (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) Принят Законодательным Собранием области 20 октября 2004 года Статья 1. Утвердить прилагаемую областную программу "Сбережение энергетических ресурсов в Оренбургской области" на 2005 - 2010 годы. Статья 2. Правительству области при формировании областного бюджета на 2005 - 2010 годы предусматривать ассигнования на финансирование данной программы, исходя из возможностей областного бюджета. (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) Статья 3. Организациям, финансируемым за счет средств областного бюджета, сохранять при проведении мероприятий программы базовый уровень объема финансирования потребления топливно-энергетических ресурсов на период, превышающий на два года срок окупаемости затрат на энергосбережение. Статья 4. Организациям, финансируемым за счет средств местных бюджетов, по согласованию с органами местного самоуправления сохранять при проведении мероприятий программы базовый уровень объема финансирования потребления топливно-энергетических ресурсов на период, превышающий на два года срок окупаемости затрат на энергосбережение. Статья 5. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава администрации (губернатор) Оренбургской области А.А. Чернышев г. Оренбург, Дом Советов 9 ноября 2004 года N 1536/262-III-ОЗ Приложение к Закону Оренбургской области от 9 ноября 2004 года N 1536/262-III-ОЗ ОБЛАСТНАЯ ПРОГРАММА "СБЕРЕЖЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2005 - 2010 ГОДЫ (далее - Программа) (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) г. Оренбург ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Основание для Решение Правительства Оренбургской области и разработки Оренбургского областного союза промышленников и предпринимателей (работодателей) от 12 июля 2001 года "О создании рабочей комиссии по разработке областной программы и закона об энергосбережении" Государственный Правительство Оренбургской области заказчик Разработчики Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, министерство экономического развития и торговли, министерство промышленной политики и инноваций Оренбургской области (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) Исполнители Министерства, департаменты, управления, комитеты и иные органы исполнительной власти Оренбургской области (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) Цели Создание эффективной системы использования топливно-энергетических ресурсов Оренбургской области; повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов; снижение финансовой нагрузки на областной и местные бюджеты; улучшение финансового состояния хозяйствующих субъектов за счет снижения платежей за топливно-энергетические ресурсы, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции Задачи Создание механизма стимулирования энергоэффективности в экономике области; совершенствование областной нормативной правовой базы в сфере энергосбережения; создание системы финансирования энергосбережения; внедрение передовых наукоемких энергосберегающих технологий в различных отраслях экономики; увеличение в топливно-энергетическом балансе доли нетрадиционных источников энергии; снижение расходов энергии на технологические нужды и потерь в сфере производства, добычи, передачи и потребления энергоресурсов; подготовка квалифицированных кадров в области энергосбережения Срок реализации 2005 - 2010 годы Объем и источники Объем финансирования составляет 10894 млн. финансирования рублей в ценах 2004 года, в том числе: федеральный бюджет - 3016 млн. рублей; (прогнозные данные) областной бюджет - 2671 млн. рублей; (прогнозные данные) местные бюджеты - 1455 млн. рублей; собственные средства хозяйствующих субъектов - 3752 млн. рублей. Распределение по отраслям: электроэнергетика - 2473,0 млн. рублей; агропромышленный комплекс - 2470,0 млн. рублей; организации бюджетной сферы - 129,8 млн. рублей; жилищно-коммунальное хозяйство - 5820,7 млн. рублей (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) Ожидаемые Обеспечение экономии топливно-энергетических результаты ресурсов в объеме 2205 тысяч тонн условного топлива (далее - тыс. тут): электроэнергетика - 900 тыс. тут; агропромышленный комплекс - 189 тыс. тут; организации бюджетной сферы - 744 тыс. тут; жилищно-коммунальное хозяйство - 432 тыс. тут Организация Координацию и контроль за ходом выполнения контроля Программы осуществляет областная межведомственная комиссия по энергоресурсам 1. Основные понятия и термины Энергия - мера движения материи, имеющая различные формы проявления в виде механической, тепловой и электрической энергии Энергетический - носитель энергии, который используется в ресурс настоящее время или может быть полезно использован в перспективе Виды энергетических ресурсов: первичные - уголь, нефть или газ и их производные невозобновляемые (топливо), добытые и отпущенные потребителю; первичные - энергия воды, ветра и солнца, обращаемая с возобновляемые помощью энергетической техники и технологии в упорядоченную механическую, тепловую и электрическую энергию; вторичные - частично использованные энергетические ресурсы энергетические (сбросная теплота жидкостей, газов и др.), но ресурсы еще сохраняющие свой потенциал для последующего полезного применения; альтернативные - энергетические ресурсы и энергия в новом, источники энергии более привлекательном виде, применяемые для энергетической техники и технологий (биогаз, биотопливо и др.) Энергосберегающая - правовое, организационное и политика финансово-экономическое регулирование законодательной и деятельности в области энергосбережения исполнительной власти области Энергосберегающие - структура, последовательность и правила технологии взаимодействия правовых, организационных, производственных, научно-технических и экономических мер, обеспечивающих эффективное использование энергетических ресурсов, и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых, альтернативных и вторичных источников энергии в целях экономии бюджетных средств и обеспечения доходов участников энергосберегающей деятельности Эффективное - достижение экономически оправданной использование эффективности использования энергетических энергетических ресурсов при существующем уровне развития ресурсов техники и технологий и соблюдении требований к охране окружающей среды Показатель - абсолютная или удельная величина потребления энергоэффективности или потери энергетических ресурсов для продукции любого назначения, установленная государственными стандартами Непроизводительный - расход энергетических ресурсов, обусловленный расход несоблюдением требований, установленных энергетических государственными стандартами, а также нарушением ресурсов требований, установленных иными нормативными правовыми актами, технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования Энергоаудит - процесс получения информации о потреблении и эффективности использования энергетических ресурсов энергетических агрегатов с помощью энергодиагностических приборов 2. Обоснование разработки Программы Оренбургская область расположена на юге Уральского экономического региона. Территория Оренбургской области - 124 тыс. км2. Большая часть территории расположена в предгорьях Южного Урала. Климат резко континентальный, средняя температура января от -14 до -180 С, июля - от +19 до +22°С. Количество осадков 300 - 400 мм в год. В области развита транспортная инфраструктура. Эксплуатационная длина железнодорожных путей сообщения общего пользования составляет 1,7 тыс. км, протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием (включая ведомственные) - 13,7 тыс. км (70 процентов от общей протяженности). На территории области проложены трубопроводы Оренбург - западная граница России (газ), Эмба - Орск (нефть), Ишимбай - Орск (нефть), Оренбург - Башкортостан (конденсат). Экологические проблемы области связаны в основном с функционированием нефтегазового и металлургического комплексов. На долю акционерного общества "Орскнефтеоргсинтез" приходится более 50 процентов общеобластного объема сброса загрязненных сточных вод. Основные загрязнители атмосферы - предприятия черной и цветной металлургии. По общему уровню экономического развития (в соответствии с его интегральной комплексной оценкой) область занимает сравнительно высокое место среди субъектов Российской Федерации. Удельный вес ее в производстве валового внутреннего продукта страны составляет 1,32 процента. Область относится к числу индустриально-аграрных регионов с преимущественно сырьевой ориентацией экономики. В структуре промышленности ведущую роль играют топливная промышленность, металлургия, электроэнергетика и пищевая промышленность. Ключевой особенностью развития экономики области в среднесрочной перспективе является необходимость одновременного повышения уровня жизни и широкомасштабной модернизации производства при увеличивающихся расходах на науку и образование, социальную инфраструктуру. С 2005 года произойдет очередное повышение тарифов естественных монополий до 10 - 25 процентов. Учитывая, что цены на энергоресурсы в России в 2 - 5 раз ниже мировых, они будут расти и дальше. Поэтому в 2005 - 2010 годах экономическое положение сырьевых и перерабатывающих отраслей во многом будет зависеть от эффективного использования энергетических ресурсов. Концепцией социально-экономического развития области на период до 2010 года предполагается рост объемов промышленного производства до 2010 года не менее чем на 4 - 5 процентов в среднем за год, при этом годовые темпы прироста производства топливно-энергетических ресурсов составят 1,5 - 2,0 процента в год. Это означает, что повышение эффективности их использования должно быть не менее 2,5 - 3,0 процента в год. Одним из важных моментов дальнейшего социально-экономического развития Оренбургской области является энергосбережение. Таблица 1 Баланс топливно-энергетических ресурсов по Оренбургской области ---------------------------------------------------------------------- | Показатели | Единица | 2003 год | | | измерения | (отчет) | ---------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | ---------------------------------------------------------------------- Добыча и производство - всего тыс. тут 52396,0 Уголь - добыча тыс. тонн 26,0 Нефть - добыча, включая газовый конденсат тыс. тонн 14210,0 Газ природный млн. м3 22770,0 Электроэнергия - выработка млн. кВт. час 14791,0 Теплоэнергия, отпущенная электростанциями тыс. Гкал 11586,0 Теплоэнергия, отпущенная промышленно-производственными и районными котельными тыс. Гкал 7602,0 Автобензин тыс. тонн 444,5 Мазут топочный тыс. тонн 995,0 Дизельное топливо тыс. тонн 1513,2 Получено из-за пределов области (ввоз) - всего тыс. тут 9214,0 Уголь и продукты переработки угля тыс. тонн 2402,5 Нефть, включая газовый конденсат тыс. тонн 3720,0 Газ природный млн. м3 нет данных Автобензин тыс. тонн 126,8 Дизельное топливо тыс. тонн 142,5 Мазут топочный тыс. тонн 35,4 Электроэнергия млн. кВт. час 264,2 Вывоз - всего тыс. тут 33259,0 Уголь тыс. тонн - Нефть, включая газовый конденсат тыс. тонн 13262,0 Газ природный млн. м3 17014,8 Автобензин тыс. тонн 247,4 Дизельное топливо тыс. тонн 214,2 Мазут топочный тыс. тонн 500,8 Электроэнергия млн. кВт. час 917,5 Потреблено - всего тыс. тут 28351,0 Уголь и продукты переработки угля тыс. тонн 2428,5 Нефть тыс. тонн 3720,0 Газ природный млн. м3 10830,4 Автобензин тыс. тонн 403,8 Дизельное топливо тыс. тонн 938,3 Мазут топочный тыс. тонн 874,7 Электроэнергия млн. кВт. час 12012,0 Теплоэнергия тыс. Гкал 19188,4 Газ доменный и коксовый млн. м3 3964,0 В 2003 году область располагала топливно-энергетическими ресурсами в объеме 61,6 млн. тут, из которых 28,4 млн. тут потреблено внутри области. За пределы области было вывезено 63,5 процента производимых первичных энергоресурсов. Это в основном нефть и газ. При этом ввезено значительное количество угля и дорогих нефтепродуктов, что негативно сказалось на уровне эффективности использования энергоресурсов в области. В структуре производимых первичных топливно-энергетических ресурсов и в структуре их потребления преобладает газ. Ситуация в ТЭК и энергохозяйстве области Топливно-энергетический комплекс Оренбургской области, занимающий в отраслевой структуре промышленного производства 52,3 процента, обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей экономики области, формирование значительной части бюджетных доходов. Оренбургская область располагает развитой топливной промышленностью, баланс производства и потребления энергетических ресурсов имеет положительное сальдо (таблица 2). Таблица 2 Потребление и производство топливно-энергетических ресурсов в Оренбургской области ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 1999 год | 2000 год | 2001 год | 2002 год | 2003 год | | |----------------------------|----------------------------|----------------------------|----------------------------|----------------------------| | | Потребление | Производство | Потребление | Производство | Потребление | Производство | Потребление | Производство | Потребление | Производство | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Электроэнергия, млн. кВт. час 13735 16704 14200 16117 12887 15700 12269 15224 12012 14791 Газ, млн. м3 12680 26581 12388 25887 11250 24716 10980 23761 10830 22770 Уголь, тыс. тонн 2321 420 2371 102 2380 102 2398 26 2428 26 Нефть и газовый конденсат, тыс. тонн 4174 8920 4371 8853 3950 9434 3720 11214 3720 14210 Топочный мазут, тыс. тонн 593 1340 417 1435 695 1327 670 1317 875 995 Автобензин, тыс. тонн 445 680 428 648 470 656 515 638 404 445 Дизельное топливо, тыс. тонн 511 1130 542 1175 630 1042 750 1109 938 1513 Развитие топливного комплекса базируется на наличии в области начальных суммарных извлекаемых ресурсов нефти, оцениваемых примерно в 1,7 млрд. тонн, газа - 2,7 трлн. м3 и балансовых запасов угля около 75 млн. тонн. В разработке находятся 102 нефтяных месторождения и 18 газовых месторождений. В 2003 году 84 процента извлекаемых запасов нефти находилось в разработке, степень их выработанности составила 42,9 процента. Нефти оренбургских месторождений высокосернистые и сернистые. Крупнейшие нефтяные месторождения - Сорочинско-Никольское, Ростошинское, Бобровское. Значительная часть запасов газа сконцентрирована на Оренбургском месторождении. Добычу нефти после ее падения в 1991 - 1995 годах удалось стабилизировать на уровне 14,0 млн. тонн за счет широкого применения новых технологий повышения нефтеотдачи пластов и мер экономического стимулирования предприятий по добыче нефти. Переработка нефти осуществляется ОАО "Орскнефтеоргсинтез" (3,7 млн. тонн в год). Завод имеет топливно-масляный профиль переработки. Используя в структуре перерабатываемого сырья до 50 процентов легкой тенгизской (казахстанской) нефти, он имеет неплохие показатели глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов. Недра области богаты газом. Неразведанные ресурсы газа оцениваются в 835 млрд. м3 и сосредоточены в основном в ее прикаспийской части. Добыча газа в Оренбургской области уже прошла свой пик в начале 80-х годов и в настоящее время падает. За 1991 - 2000 годы добыча газа сократилась в 1,8 раза (с 41,1 млрд. м3 до 22,8 млрд. м3), но полностью покрывает потребности области в газе и позволяет осуществлять поставку за ее пределы. Выпуск продукции предприятий по переработке углеводородных ресурсов полностью удовлетворяет внутренним потребностям в нефтепродуктах и обеспечивает также поставки их за пределы области. Добыча угля в 1991 - 2003 годах сократилась в 127 раз (с 3310 тыс. тонн до 26 тыс. тонн) и не покрывает потребности в нем области. В структуре потребления топливных ресурсов в области преобладает газ (61 процент), на продукты переработки нефти приходится 31 процент, на долю угля - 8 процентов. Оренбургская область располагает развитой электроэнергетикой, представленной централизованной системой энергетических объектов (ТЭЦ, КЭС, ГЭС, линии электропередачи и др.). Наиболее крупный энергетический объект - Ириклинская ГРЭС (таблица 3 ). Таблица 3 Технико-экономические показатели объектов электроэнергетики Оренбургской области ----------------------------------------------------------------------- | Электростанции | Установленная | Количество | Вид топлива | | | мощность, МВт | агрегатов | | ----------------------------------------------------------------------- Ириклинская ГРЭС 2400 8 газ, мазут Сакмарская ТЭЦ 445 6 газ Орская ТЭЦ-1 245 7 газ Каргалинская ТЭЦ 320 6 газ ТЭЦ ОХМК ООО "Уральская Сталь" 172 5 уголь, газ Ириклинская ГЭС 30 4 вода ТЭЦ ОАО "Гайский ГОК" 24 газ, мазут Итого 3636 По состоянию на 1 января 2003 года общая мощность электростанций составила 3 734 тыс. кВт. час. За 2003 год выработано 14791 млн. кВт. час электроэнергии. Основная доля (99,1 процента) выработанной электроэнергии приходится на тепловые станции. Производство и потребление электроэнергии за последние годы представлены в таблице 4. В качестве топлива для выработки электроэнергии используется в основном природный газ (89 процентов), а также мазут (6,4 процента). Таблица 4 Электробаланс Оренбургской области (млн. кВт. час) ---------------------------------------------------------------------- | | 2001 год | 2002 год | 2003 год | ---------------------------------------------------------------------- Произведено электроэнергии 15700,0 15224,0 14791,0 Отпущено за пределы области 1405,0 508,5 917,0 Потребление - всего 8369,8 8483,5 8822,6 в том числе: промышленностью 6981,0 7105,3 7454,9 сельским хозяйством 531,0 442,6 330,9 строительством 60,5 43,3 66,2 транспортом 285,8 309,2 344,7 Выработка электроэнергии в области за 2001 - 2003 годы сократилась на 6,1 процента, но полностью покрывает ее внутренние потребности. Избыток электроэнергии передается в объединенную энергосистему России. В области за последние годы наблюдается рост потребления электроэнергии по отраслям народного хозяйства. За 2001 - 2003 годы общее потребление электроэнергии выросло на 5,4 процента, при этом потребление в промышленности выросло на 6,7 процента, транспорте - на 20,6 процента. Из-за высокой степени изношенности оборудования электростанций, котельных, сетевых сооружений увеличиваются эксплуатационные затраты. Значительные затраты на энергоснабжение области вызваны: недоиспользованием энергии у конечных потребителей; высоким расходом топлива на производство электрической и тепловой энергии; чрезмерными потерями энергоресурсов в процессе их транспортировки и распределения. Электроэнергетика в области является избыточной. В связи с проведением структурной реорганизации РАО "ЕЭС России" из энергосистемы Оренбургской области выделятся генерирующие мощности электростанций и доступ к электроэнергии будет определяться федеральным рынком энергоресурсов. Снижающаяся надежность и низкая эффективность энергоснабжения могут привести к серьезным негативным социальным, экологическим, экономическим и финансовым последствиям. Структура потребления электроэнергии в 2003 году (процентов) +---------------------+ +-------------------------+ | |---| промышленность 57,5 | | | +-------------------------+ | | +-------------------------+ | |---| сельское хозяйство 10,9 | | | +-------------------------+ | | +-------------------------+ | Потребление |---| транспорт 6,2 | | электроэнергии | +-------------------------+ | всего по области: | +-------------------------+ | 12012 млн. кВт. час |---| строительство 1,1 | | | +-------------------------+ | | +-------------------------+ | |---| прочее 11,7 | | | +-------------------------+ | | +-------------------------+ | |---| потери 10 - 11,5 | +---------------------+ +-------------------------+ Основными потребителями электроэнергии внутри области являются промышленные предприятия. С середины 1998 года наметилась тенденция уменьшения удельного потребления электроэнергии промышленностью. Использование топлива и теплоэнергии в Оренбургской области Динамика потребления топлива и тепловой энергии приведена соответственно в таблицах 5 и 6. Таблица 5 Расход топлива на производственную продукцию в разрезе отраслей (тыс.тут) ---------------------------------------------------------------------- | | 2001 год | 2002 год | 2003 год | ---------------------------------------------------------------------- Всего по области (на производство) 15417,4 14636,6 15189,1 в том числе: промышленность 14583,3 13822,7 14295,8 сельское хозяйство 362,0 313,0 258,0 транспорт 73,1 75,8 80,9 строительство 24,1 21,5 23,8 Общее потребление топлива на производство в области снизилось за 2001 - 2003 годы на 1,5 процента, особенно значительное снижение наблюдается в сельском хозяйстве - 28,6 процента. Потребление топлива в промышленности снизилось с 14583,3 тыс. тут до 14295,8 тыс. тут (на 1,97 процента); в электроэнергетике - с 6477,1 тыс. тут до 6295 тыс. тут (2,90 процента). Потребление топлива в транспорте увеличилось на 10,7 процента. Электроэнергетика и топливная (нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, газовая) промышленность потребляют более 70 процентов топлива, используемого всей промышленностью области. Структура потребления топлива в Оренбургской области в 2003 году (процентов) +--------------+ +------------------------+ | Расход |---| промышленность 76,3 | | топлива на | +------------------------+ | производство | +------------------------+ | продукции, |---| население 9,1 | | коммунально- | +------------------------+ | бытовое | +------------------------+ | потребление |---| сельское хозяйство 2,7 | | и продажу | +------------------------+ | населению: | +------------------------+ | 20425 |---| транспорт 1,0 | | тыс.тут | +------------------------+ | | +------------------------+ | |---| прочее 10,9 | +--------------+ +------------------------+ Низкий процент использования топлива в сельском хозяйстве связан с недостаточной энерговооруженностью этой отрасли. Структура потребления газа в 2003 году (процентов) +-----------------+ +-----------------------------------------+ | |---| промышленность 84,4 | | | | (в том числе ОАО "Оренбургэнерго" 40,6) | | | +-----------------------------------------+ | Расход газа | +-----------------------------------------+ | природного |---| население 10,5 | | всего по | +-----------------------------------------+ | области: | +-----------------------------------------+ | 10830,4 млн. м3 |---| коммунально-бытовые нужды 3,3 | | | +-----------------------------------------+ | | +-----------------------------------------+ | |---| сельское хозяйство 0,8 | | | +-----------------------------------------+ | | +-----------------------------------------+ | |---| прочее 1,0 | +-----------------+ +-----------------------------------------+ В балансе топливно-энергетических ресурсов газ составляет более 50 процентов. Основным потребителем газа в области является промышленность. Таблица 6 Расход теплоэнергии на произведенную продукцию в разрезе отраслей (тыс. Гкал) ---------------------------------------------------------------------- | | 2001 год | 2002 год | 2003 год | ---------------------------------------------------------------------- Всего по области 15773,8 16555,6 16420,6 промышленность 12257,0 12807,6 12747,0 сельское хозяйство 918,4 910,3 676,3 транспорт 409,4 436,2 441,4 строительство 150,2 139,8 142,6 Потребление тепловой энергии в целом по области увеличилось за 2001 - 2003 годы на 4,1 процента. Структура потребления теплоэнергии в 2003 году (процентов) +-------------------+ +------------------------+ | |---| промышленность 70,8 | | | +------------------------+ | Теплоэнергия, | +------------------------+ | отпущенная ТЭС, |---| сельское хозяйство 2,7 | | промышленно- | +------------------------+ | производственными | +------------------------+ | и районными |---| транспорт 1,0 | | котельными: | +------------------------+ | 19188,4 | +------------------------+ | тыс. Гкал |---| прочее 10,9 | | | +------------------------+ | | +------------------------+ | |---| потери 8,6 | +-------------------+ +------------------------+ Основная доля потребляемой тепловой энергии приходится на промышленность. Ситуация с потреблением топливно-энергетических ресурсов в производственном секторе экономики области По итогам 2003 года удельное потребление топливно-энергетических ресурсов на единицу регионального валового продукта Оренбургской области превышает аналогичные показатели Челябинской, Свердловской, Пермской областей, Республики Башкортостан соответственно в 1,3; 1,45; 1,6; 1,4 раза. Энергоемкость внутреннего валового продукта в Оренбургской области выше общероссийского в 2,2 раза и составляет 0,284 тут/1000 рублей. Главные проблемы энергосбережения: отсутствие современных энергосберегающих технологий, адаптированных к российским условиям; сокращение кадрового потенциала энергетиков и теплотехников; низкое качество отечественной приборной базы. Решение перечисленных проблем усугубляет хронический дефицит финансовых ресурсов. Ситуация в жилищно-коммунальном хозяйстве и на объектах бюджетной сферы Жилищно-коммунальное хозяйство и бюджетные предприятия являются крупными потребителями всех видов энергетических ресурсов. Расходы на оплату ТЭР ложатся тяжёлым бременем на бюджеты и расходы хозяйствующих субъектов. От их рационального расходования в этих сферах зависит качество жизни в регионе. В Оренбургской области жилищный фонд составляет 49,1 млн. квадратных метров общей площади. На отопление жилых зданий тратится не менее 700 тыс. тут. Жилой фонд потребляет около 6,69 млн. Гкал в год на отопление и на горячее водоснабжение. В целом на теплоснабжение жилья затраты на дотацию в денежном выражении составили в 2003 году 770 млн. рублей. Стоимость коммунальных услуг, предоставляемых населению в виде тепла, составляет более 2 млрд. рублей, из которых население оплачивает не более 70 процентов. В бюджете области на 2003 год предусматривалась дотация в размере 1 млрд. рублей. Таблица 7 Показатели уровня благоустройства жилфонда области ---------------------------------------------------------------------- | Удельный вес площади, оборудованной: | Всего, % | В том числе | | | | сельская | | | | местность | ---------------------------------------------------------------------- центральным отоплением 74 53 горячим водоснабжением 48 15 водопроводом 68 48 канализацией 61 35 ванными (душами) 55 27 газом 93 95 электроплитами 2,8 0,9 Теплоснабжение Суммарная мощность отопительных котельных составляет 10,1 тыс. Гкал/час. Из 1302 котельных удельный вес мелких котельных составляет около 70 процентов. Они вырабатывают 15 процентов от всего объема производимой теплоэнергии. Почти 65 процентов всей тепловой мощности сосредоточено в системе ведомств. В городских поселениях 314 котельных, в сельской местности - 988. Протяженность тепловых сетей составляет 4700 км, из которых в городских поселениях - 1671 км, в сельской местности - 2265 км. Более 30 процентов сетей нуждаются в замене. В муниципальной собственности находится 438 котельных и 2100 км тепловых сетей. Таблица 8 Потребляемые виды топлива для отопительных котельных (процентов) ---------------------------------------------------------------------- | Виды топлива | Структура потребления топлива | | |-----------------------------------------------------| | | в целом по области | в том числе по ЖКХ | ---------------------------------------------------------------------- Жидкое топливо 27,0 18,0 Газ 67,0 81,9 Твердое топливо 6,0 0,1 Таблица 9 Структура потребления тепловой энергии жилищно-коммунальным хозяйством области ---------------------------------------------------------------------- | Наименование источников тепла | Получаемая тепловая энергия | | (всех ведомств) |----------------------------------| | | тыс.Гкал/год | в процентах к | | | | общему | | | | потреблению ЖКХ | ---------------------------------------------------------------------- ОАО "Оренбургэнерго" 3800 51 Промышленная энергетика 1059 14 Муниципальная энергетика 2600 35 Таблица 10 Водоснабжение ---------------------------------------------------------------------- | | Мощность | Одиночное | Среднесуточный | | | водопроводов, | протяжение | отпуск воды | | | тыс. м3/сут | уличных | потребителям, | | | | сетей, км | тыс. м3/сут | ---------------------------------------------------------------------- По области - всего 1502,0 7366,5 801,9 в том числе: городская местность 850,6 1692,7 487,0 сельская местность 651,7 5673,8 314,9 Муниципальные предприятия - всего 593,3 2484,9 383,0 в том числе: городская местность 479,0 1286,2 338,0 сельская местность 114,3 1198,7 45,1 Предприятия других ведомств - всего 909,0 4881,6 418,6 в том числе: городская местность 371,6 406,5 149,3 сельская местность 537,4 4475,1 269,3 Централизованное водоснабжение в области имеют все города и поселки городского типа и более 500 сельских населенных пунктов. В области всего подается более 800 тыс. м3 воды в сутки, из которых 14 процентов на производственные нужды. В среднем на одного жителя области приходится 220 литров в сутки. Утечка и неучтенный расход воды составляют около 20 процентов от объема поданной воды. Нуждается в замене более 30 процентов уличной водопроводной сети. 3. Основные мероприятия, сроки и этапы реализации Программы Программа сбережения энергетических ресурсов Оренбургской области на 2005 - 2010 годы включает в себя мероприятия, реализация которых будет способствовать достижению долгосрочных целей, обозначенных в концепции социально-экономического развития области на 2001 - 2010 годы, направленных на обеспечение устойчивого повышения уровня жизни оренбуржцев. Достижение этих целей базируется на рыночной экономике, основанной на действующем законодательстве и преодолении проблем, тормозящих развитие и продвижение энергосберегающих технологий в сфере добычи, производства, передачи и потребления энергоресурсов. Программой предусмотрено, что координатором действий промышленников и предпринимателей, кредитно-финансовых структур, научных и образовательных учреждений, жилищно-коммунальных хозяйств и населения является областная межведомственная комиссия по энергоресурсам. Для реализации сформулированных целей и задач Программы необходимо: разработать нормативно-правовую и методическую базу энергосбережения области; сформировать экономические и финансовые механизмы энергосбережения; выполнить первоочередные высокоэффективные и быстрореализуемые мероприятия. К числу первоочередных мероприятий Программы относятся: разработка нормативных правовых актов по энергосбережению; внедрение систем учета и регулирования тепловой и электрической энергии; оптимизация схем тепло- и электроснабжения; повышение квалификации руководящего и обслуживающего персонала потребителей. 4. Основные направления энергосберегающей политики в Оренбургской области на 2005 - 2010 годы Основные показатели топливно-энергетического комплекса Оренбургской области согласно концепции социально-экономического развития на период до 2010 года приведены в таблице 8. Общий объем производства электроэнергии, добыча нефти возрастут на 30 - 35 и 13 - 14 процентов соответственно. Выработка электроэнергии на период до 2010 года ориентирована на увеличение спроса основных потребителей. Таблица 11 Добыча, производство ТЭР ---------------------------------------------------------------------- | Виды ТЭР | 2003 год | 2005 год | 2010 год | ---------------------------------------------------------------------- Добыча угля, тыс. тонн 26,0 26,0 160,0 Добыча нефти, млн. тонн 13,8 15,5 15,0 Добыча газа, млрд. м3 22,8 22,8 20,2 Производство: электроэнергии, млн. кВт.час 14200,0 17000,0 20000,0 теплоэнергии, млн. Гкал 19,2 19,5 20,1 Итого с учетом тепловых эквивалентов, млн. тут 51,0 54,0 51,0 Обеспечение электростанций топливом станет в предстоящем периоде одной из сложнейших проблем в энергетике. Это утверждение основывается на оценках ОАО "Газпром", Минпромэнерго России и Международного энергетического агентства. До 2012 года практически 80 процентов добычи газа будет направлено на "заполнение" экспортных контрактов. Одним из основных принципов формирования системы программных мероприятий энергосбережения должен стать принцип снижения затрат на выполнение мероприятий. Этот принцип реализуется путем отбора наиболее эффективных проектов и первоочередной реализации мер с минимальными затратами. В качестве оценки при этом может быть использован показатель удельных затрат (отношение затрат на реализацию мероприятия к экономии за весь срок его действия). Оценка экономии топлива, тепловой и электрической энергии выполняется на основе реально достигаемых показателей по повышению эффективности оборудования (по данным испытаний опытных образцов, расчетов) с учетом масштабов их внедрения на теплоисточниках и тепловых сетях, системах освещения. Общий объем финансирования, необходимый для реализации мероприятий Программы, составляет 10894 млн. рублей, в том числе за счет средств: федерального бюджета - 3016 млн. рублей; областного бюджета - 2671 млн. рублей; местных бюджетов - 1455 млн. рублей; хозяйствующих субъектов (далее - привлеченные средства) - 3752 млн. рублей. Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета будет осуществляться в соответствии с бюджетными заявками Оренбургской области в Минэкономразвития России и отраслевые министерства о софинансировании на соответствующий финансовый год. Следует иметь в виду, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.98 N 862 одобрена Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации, в соответствии с которой трансферты из федерального бюджета субъектам Российской Федерации с 2000 года будут выделяться при условии наличия у субъекта Федерации программ увеличения собственных доходов и последовательного сокращения получаемых трансфертов. Региональная программа энергосбережения должна являться одной из основных составляющих Программы. Отмеченное обстоятельство должно являться одной из причин составления региональных (в той же мере муниципальных и отраслевых) программ энергосбережения. Исполнители Программы - распорядители средств областного бюджета осуществляют финансирование Программы в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета уточняется в процессе формирования областного бюджета на соответствующий финансовый год. В настоящее время основным фактором, сдерживающим проведение работ по энергосбережению на областных объектах, является недостаток финансовых средств в областном бюджете на эти цели. Финансирование Программы по годам осуществляется в пределах средств, определенных на ее реализацию. Объемы финансирования ежегодно утверждаются Законодательным Собранием при рассмотрении областного бюджета. Финансирование мероприятий Программы календарного года начинается после утверждения отчета за выполненные работы предыдущего периода рабочей группой, образованной Правительством области. Особенностью программ и проектов энергоресурсосбережения является их потенциальная высокая доходность (рентабельность). Для проведения энергетических обследований одновременно с введением нормативов потребления топливно-энергетических ресурсов (лимитов) в соответствующих организациях бюджетной сферы необходимо разработать следующие документы: "Энергетический паспорт организации", "Энергетический паспорт здания", "Технический паспорт котельной". Разработка этих документов согласовывается с ФГУ "Оренбурггосэнергонадзор". Инвестиционная деятельность Оренбургской области подчинена долгосрочным целям и осуществляется в соответствии с разработанной инвестиционной политикой. Настоящей Программой в соответствии с законодательством Российской Федерации и Оренбургской области предусмотрена реализация инвестиционных энергосберегающих проектов и других мероприятий. Выбор проектов, порядок формирования, организации и проведения конкурсов инвестиционных энергосберегающих проектов осуществляется в соответствии с Законом Оренбургской области "Об инвестиционной деятельности на территории Оренбургской области, осуществляемой в форме капитальных вложений". Основные направления энергосбережения в электроэнергетике Одним из критериев энергоэффективности в электроэнергетике является возможность снижения себестоимости выпускаемой продукции при снижении потребления ТЭР на собственные нужды предприятий. Включение в тарифы на электро- и теплоэнергию нормативных значений расхода ТЭР и проведение соответствующей энергетической экспертизы должны способствовать повышению эффективности использования ТЭР. Работа по энергосбережению невозможна без энергетического менеджмента, который включает в себя последовательные стадии: измерение количества потребленных ТЭР; проведение энергетических обследований с целью выявления резервов снижения потребления ТЭР; выбор энергосберегающих мероприятий, снижающих объем потребления ТЭР; реализация энергосберегающих мероприятий; мониторинг энергетической эффективности реализуемых мероприятий. Программой предусмотрено внедрение современных технологий производства теплоэнергии, основанных на совместной выработке тепловой и электрической энергии. Их применение позволит не только повысить эффективность производства тепловой энергии и снизить потери при ее производстве, но и децентрализовать генерацию, что будет способствовать развитию рыночных отношений и положительно скажется на стоимости тепловой энергии. На стадии распределения тепловой энергии Программой предусматривается переход на современные технологии прокладки тепловых сетей. Перспективной является технология бесканальной прокладки предварительно изолированных трубопроводов, она позволит на порядок снизить потери теплоэнергии в сетях и улучшить диагностику утечек воды. Необходимо также отметить, что Оренбургская область в отличие от многих регионов России имеет собственное производство предизолированных труб. Повышение энергетической эффективности тепловых сетей определяют следующие мероприятия: улучшение водоподготовки (переход на применение комплексонов вместо Na-катионитовых фильтров); применение частоторегулируемых приводов на насосных агрегатах; применение пластинчатых теплообменников и другие. На стадии потребления тепловой энергии перспективными мероприятиями являются: внедрение приборного учета у потребителей, в том числе отдельными цехами и производствами; введение регулирования потребления (в зависимости от температуры наружного воздуха или температуры в помещениях, регулирование по времени суток и другие); повышение термического сопротивления зданий и сооружений. Важным аспектом деятельности предприятий в областной программе энергосбережения является составление и реализация собственных программ. Если программа энергосбережения конкретного предприятия будет сведена только к техническим решениям - замене оборудования на высокоэкономичное, полной автоматизации процессов и т.п. - без учета человеческого фактора, без создания заинтересованности персонала, то они никогда не дадут ожидаемого эффекта. Программой предусматривается, что финансовые ресурсы, сэкономленные в результате осуществления первоочередных мероприятий, направляются на реализацию последующих работ, связанных с энергосбережением. Основные направления энергосбережения в ЖКХ Стратегия сбережения энергетических ресурсов предполагает: энергоаудит - проведение энергетических обследований предприятий, организаций ЖКХ, жилых домов; энергоучет - внедрение централизованных систем учета энергоресурсов на предприятиях, оснащение в первую очередь приборами учета жилого фонда и организаций бюджетной сферы; организацию расчетов за потребляемые ресурсы по показаниям приборов; регулирование энергопотребления, внедрение системы регулирования потребления энергоресурсов от источника их производства до конечного потребителя; повсеместную разработку и внедрение энергетических паспортов предприятий. Основными мероприятиями по эффективному использованию энергоресурсов в ЖКХ являются: в теплоснабжении: капитальный ремонт и модернизация котлов (с целью повышения КПД); ликвидация маломощных котельных с устаревшим оборудованием; замена трубопроводов тепловых сетей на трубопроводы с улучшенными теплоизоляционными характеристиками; монтаж насосов с частотно-регулируемыми приводами в системах теплоснабжения; внедрение современного оборудования химической водоподготовки и очистки воды в системах теплоснабжения; проведение энергетических обследований (энергоаудита) котельных, тепловых сетей, потребителей тепловой энергии; установка приборов регулирования и учета, применение автоматизированных систем диспетчерского управления; проведение работ по повышению технологических характеристик наружных ограждающих конструкций зданий; замена и прочистка сетей с применением бестраншейных способов; проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях, системах отопления и горячего водоснабжения; внедрение в эксплуатацию модульных котельных; в электроснабжении: замена существующих светильников на энергоэкономичные; внедрение систем телемеханического управления уличным освещением; использование частотно-регулируемых приводов на насосных станциях; применение автоматизированных систем диспетчерского управления; в водоснабжении: восстановление пропускной способности изношенных трубопроводов; замена систем на новые из металлических труб с надежным антикоррозийным покрытием или труб из неметаллических материалов; установка насосов с частотно-регулируемыми приводами в системах водоснабжения; применение автоматизированных систем диспетчерского управления и приборов учета. при эксплуатации и содержании жилья: применение автоматизированных систем диспетчерского управления средствами автоматики и приборами учета; реконструкция и надстройка зданий с использованием ресурсосберегающих технических решений; теплоизоляция ограждающих конструкций зданий; применение стеклопакетов и теплоизоляционных пленок на окнах; ремонт, реконструкция, утепление подвальных помещений. Энергосбережение в агропромышленном производстве Программа энергосбережения в хозяйствах и на предприятиях агропромышленного комплекса области, разработанная на основе ряда пилотных проектов, направлена на повышение технического уровня используемого теплосилового оборудования, рациональное использование энергоресурсов, налаживание учета в их потреблении. Наиболее энергоемкие отрасли в сельском хозяйстве - это животноводство и транспорт. Значительные резервы экономии топлива предусмотрены в дальнейшей газификации Акбулакского, Соль-Илецкого, Светлинского районов области. Ставится задача уйти от сжигания в котельных сырой нефти и дорогостоящего котельно-печного топлива. Снижение потерь энергии в сфере сельскохозяйственного производства обеспечат: установка средств учета электрической и тепловой энергии, введение энергетических паспортов технологических объектов сельского хозяйства; рациональное использование систем глубокого ввода электроэнергии; внедрение биоэнергетических установок и систем биоконверсии отходов сельхозпроизводства; внедрение энергосберегающих мероприятий на полевых работах. Энергосбережение на транспортных предприятиях Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов будет обеспечено за счет: совершенствования структуры автомобильного транспорта в направлении его дизелизации и рационализации перевозок; использования газового топлива. Энергосбережение в строительной индустрии Основными задачами Программы являются повышение эффективности применения действующих и разработка новых нормативных требований по теплозащите объектов. Предусматриваются следующие направления работ: введение новых нормативов по удельному энергопотреблению; увеличение выпуска пустотелых керамических материалов; совершенствование оконных и дверных блоков в жилых и общественных зданиях; применение в строительстве жилых и общественных зданий многослойных панелей с гибкими и жесткими связями, утепленными плитами из полистирольного пенопласта. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по энергосбережению В рамках НИОКР выполняются следующие задачи: создание банка данных об эффективных энергосберегающих проектах и технологиях; обеспечение максимального использования достижений науки и техники в области энергосбережения; обеспечение внедрения прогрессивных энергосберегающих технологий, оборудования и систем учета энергоресурсов в энергоемких отраслях промышленности, сельского хозяйства и жилищно-коммунальной сфере; определение возможности ввода и производства в области объектов малой и нетрадиционной энергетики с укороченным инвестиционным циклом, обеспечивающих более равномерное распределение по территории области энергетических производств и большей экологической безопасности. 5. Потенциал энергосбережения при реализации программных мероприятий Потенциал энергосбережения области рассчитан на основе данных о среднестатистическом потенциале энергосбережения регионов Российской Федерации и соответствует 7,9 процента от текущего потребления в базовом году. Потенциал энергосбережения и возможное его использование в Оренбургской области приведен в таблице 9. По результатам энергетических обследований будет уточнен потенциал энергосбережения и определен круг малозатратных энергосберегающих проектов. Таблица 12 Потенциал энергосбережения при реализации мероприятий ----------------------------------------------------------------------------------------- | Показатели | Единица | Потенциал энергосбережения | | | измерения | на 2005 - 2010 годы | | | |---------------------------------------------------------| | | | всего | в том числе | | | | |-------------------------------------------------| | | | | электроэнергетика | сельское | бюджетная | ЖКХ | | | | | | хозяйство | сфера | | ----------------------------------------------------------------------------------------- Электроэнергия млн. кВт.час 988 545 103 65 275 Теплоэнергия тыс. Гкал 1518 600 88 612 218 Топливо тыс. тут 691 285 35 231 140 Всего ТЭР в переводном эквиваленте тыс. тут 1112 454 126 327 205 Возможная реализация потенциала на 2005 - 2010 годы в процентах от потенциала 63 66 50 44 70 6. Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация основных факторов энергосбережения в Оренбуржье будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспечению устойчивого развития промышленности, снижению затрат бюджетных средств на оплату потребляемых энергоресурсов и дотаций. В целом по области в 2010 году объем потребления энергоресурсов сократится на 4,9 процента. За рассматриваемый период будет сэкономлено 2205 тыс. тут. Удельная энергоемкость валового регионального продукта снизится на 18 - 20 процентов. Вместо потребления топливно-энергетических ресурсов в количестве 29340 тыс. тут/год, рассчитанного с учетом роста промышленного производства и без реализации программы энергосбережения объем потребления энергоресурсов составит 28605 тыс. тут/год. К 2010 году будет завершена установка приборов учета и регулирования энергоресурсов в бюджетной сфере. Только монтаж приборов учета и регулирования создаст условия к ежегодной экономии до 11 млн. рублей бюджетных средств. Реализация же энергосберегающих мероприятий в жилищно-коммунальной и бюджетной сферах обеспечивают уменьшение затрат на оплату ТЭР на 300 млн. рублей в год. При реализации программных мероприятий будут создаваться дополнительные рабочие места, повысится уровень газификации сел, значительно сократятся выбросы вредных веществ и объемы водопотребления. 7. Нормативно-правовая база энергосбережения Таблица 13 Первоочередные нормативные правовые документы, необходимые для выполнения Программы ------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование документа | Разработчик | Сроки | | п/п | | | | ------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | ------------------------------------------------------------------------------- 1. Закон Оренбургской области "Об департамент по ценам и IV квартал энергосбережении на территории регулированию тарифов 2004 года Оренбургской области" Оренбургской области; Оренбургский союз промышленников и предпринимателей; Правительство Оренбургской области пункт (Исключен - Закон Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) пункт (Исключен - Закон Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) пункт (Исключен - Закон Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) 5. Порядок проведения Оренбургский союз IV квартал энергетических обследований промышленников и 2004 года организаций с годовым предпринимателей; потреблением энергетических ресурсов менее 6000 тут ГП "Облжилкомхоз" 6. Распоряжение главы министерство экономического администрации (губернатора) развития и торговли I квартал области "Об утверждении Оренбургской области и 2005 года положения о порядке разработки другие министерства, и выполнения городских департаменты, управления, (районных) программ" комитеты и иные органы исполнительной власти Оренбургской области 7. Распоряжение главы министерство экономического администрации (губернатора) развития и торговли IV квартал области "О статистическом Оренбургской области и 2004 года наблюдении за потреблением другие министерства, топливно-энергетических департаменты, управления, ресурсов" комитеты и иные органы исполнительной власти Оренбургской области пункт (Исключен - Закон Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) 8. Организация управления и контроля за ходом выполнения Программы Управление и контроль за ходом реализации Программы осуществляет областная межведомственная комиссия по энергоресурсам (далее - Комиссия) - коллегиальный орган, состоящий из ведущих специалистов и ученых области, которым руководит первый вице-губернатор - первый заместитель председателя Правительства области. (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) В задачи Комиссии входят: учет и согласование интересов участников реализации Программы, ее федеральных и региональных аспектов; выработка стратегии осуществления программных мероприятий; выбор приоритетов в реализации Программы на очередной год; осуществление оперативного управления реализацией Программы через министерства, департаменты, управления, комитеты и иные органы исполнительной власти Оренбургской области и Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей. Основные функции, права и обязанности членов Комиссии регламентируются положением о Комиссии. Министерство экономического развития и торговли Оренбургской области совместно с отраслевыми министерствами, департаментами, управлениями, комитетами и иными органами исполнительной власти Оренбургской области осуществляет оперативное управление реализацией Программы, проводит анализ и отбор инвестиционных проектов, подготовку сводных заявок для включения в федеральную целевую программу энергосбережения. (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) Департамент Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов проводит подготовку заявок на ежегодные программные мероприятия, осуществляет оперативное взаимодействие с исполнителями Программы, готовит информационно-аналитический материал о ходе выполнения Программы. (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) Отраслевые министерства, департаменты, управления, комитеты и иные органы исполнительной власти Оренбургской области, Оренбургский областной союз промышленников и предпринимателей представляют на обсуждение Комиссии: (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) предложения, связанные с корректировкой показателей Программы (сроков, объемов, исполнителей, ресурсов); проекты решений органов законодательной и исполнительной власти области по проблемам энергосбережения. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области организует ведение ежеквартального наблюдения за ходом реализации Программы. (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) Комиссия по данным систематического контроля и с учетом выделенных на реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели, состав исполнителей и затраты по программным мероприятиям. 9. Оценка эффективности выполнения Программы Условные обозначения: ТЭР - топливно-энергетические ресурсы, затраченные на производство продукции (за исключением топлива, используемого в качестве сырья); ТП - произведенная продукция; ПП - полезная площадь; мут - масса условного топлива; Э - эффективность использования энергоресурсов. Основные показатели, характеризующие эффективность использования энергоресурсов, затраченных для производства продукции: для производителей энергоресурсов: Э = мут/ТП = г/кВт.час, кг/Гкал; для потребителей: Э = ТЭР/ТП = тут/руб.; для ЖКХ и бюджетной сферы: Э = ТЭР/ПП = тут/кв.м. Дополнительные показатели могут характеризовать экономию ТЭР за счет внедрения энергосберегающих мероприятий за год. Пороговые значения основных показателей ежегодно устанавливаются постановлением Правительства Оренбургской области. (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) Экономическая эффективность затрат в реализации Программы определяется главным образом стоимостью сэкономленных энергоресурсов по отношению к предусматриваемым затратам на энергосбережение. При этом рентабельность первоочередных инвестиционных проектов, связанных с энергосбережением, будет в 1,5 - 2 раза выше, чем средний уровень этого показателя по другим инвестиционным проектам, реализуемым в Оренбургской области в 2002 - 2003 годах. Общая величина сэкономленных энергоресурсов в рассматриваемом периоде оценивается на уровне 2025 тыс. тут. Стоимость сэкономленных энергоресурсов за 2005 - 2010 годы составит 2430 млн. рублей (в ценах 2004 года). Величина средств от реализации сэкономленных топливно-энергетических ресурсов в 1,8 раза больше предусматриваемых затрат на реализацию Программы. При этом все расходы на выполнение программных мероприятий по энергосбережению окупаются за 3 - 3,5 года. Капвложения, предусмотренные Программой, в расчете на одну тонну условного топлива в 4 - 5 раз меньше расходов, необходимых для создания новых мощностей, связанных с добычей и производством топливно-энергетических ресурсов. В расчетном периоде эффективность капвложений на одну тонну условного топлива оценивается в 674 рубля. 10. Основные мероприятия по энергосбережению на 2005 - 2010 годы 10.1. Организации, финансируемые из областного бюджета (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Исполнитель | Объем финансирования, млн.руб. | Источник | Экономическая и | | п/п | мероприятия | |--------------------------------| финансирования | техническая | | | | | всего | в том числе по годам | | эффективность | | | | | |------------------------| | | | | | | | 2005 | 2006 - | 2009 - | | | | | | | | | 2008 | 2010 | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Внедрение систем учета областной бюджет Программа рассчитана теплоэнергии в организациях на 6 лет для всех бюджетной сферы в организаций, которые Оренбургской области - напрямую всего 17,16 3,94 9,93 3,29 финансируются из в том числе: областного бюджета; 1.1. в учреждениях срок проведения министерства здравоохранения министерство энергоаудита для Оренбургской области здравоохранения 1,87 0,78 0,82 0,27 -"- всех организаций - 1.2. в учреждениях министерство 2005 - 2010 годы; министерства социального социального экономия бюджетных развития Оренбургской развития Оренбургской средств, расходуемых области области 2,72 0,21 2,50 - -"- на оплату 1.3. в учреждениях департамента департамент по теплоэнергии, - до по культуре и искусству культуре и 5,0 млн.руб./год Оренбургской области искусству 1,15 1,15 - - -"- 1.4. в учреждениях министерства министерство образования Оренбургской образования области области 1,79 1,79 - - -"- 1.5. в учреждениях управления управление федеральный внутренних дел внутренних дел 6,36 - 4,04 2,32 бюджет - 50%, областной бюджет - 50% 1.6. в учреждениях управления управление ветеринарии ветеринарии 0,27 - 0,27 - областной бюджет 1.7. в учреждениях военкоматов военкоматы федеральный г. Оренбурга 0,30 - 0,30 - бюджет 1.8. в учреждениях главного главное управления по делам ГОЧС управление по делам ГОЧС 2,70 - 2,00 0,70 областной бюджет 2. Модернизация отопительных министерство 33,80 17,94 9,52 6,34 федеральный ежегодная экономия котельных и сетей социального бюджет - 8,00 6,16 млн. руб. теплоснабжения в развития Оренбургской млн. руб. учреждениях области областной бюджет министерства социального - 25,80 млн. руб. развития Оренбургской области 3. Реконструкция сетей департамент по областной бюджет ежегодная экономия электроснабжения в культуре и 0,90 млн. руб. учреждениях департамента по искусству культуре и искусству Оренбургской области 8,00 - 7,00 1,00 4. Внедрение передовых методов министерство ежегодная экономия теплозащиты по главному социального 8,16 млн. руб. управлению соцзащиты развития Оренбургской населения Оренбургской области области 65,09 - 65,09 - -"- 5. Реконструкция Правительство областной бюджет снижение потерь в трансформаторной подстанции Оренбургской сетях Дома Советов области 2,90 2,90 - - 6. Подготовка, издание и Центр привлеченные распространение стратегического средства методических и планирования и информационных материалов развития по энергосбережению и Оренбургской проведение курсов по области энергосбережению 2,55 2,55 - - 7. Разработка, организация и Центр проведение "круглых столов" стратегического по энергоснабжению, планирования и подготовка публикаций по развития вопросам энергосбережения, Оренбургской создание сайта в Интернете области по вопросам энергосбережения 0,30 0,30 - - -"- Итого по пунктам 1 - 7 129,80 27,63 91,54 10,63 областной бюджет экономическая -115,64 млн.руб; эффективность - федеральный 30,80 млн.руб./год бюджет - 11,31 млн. руб.; привлеченные средства - 2,85 млн. руб. 10.2. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства области (сводный перечень затрат на мероприятия по модернизации систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации ЖКХ Оренбургской области) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Наименование направлений, | Мощность, | Срок начала и | Этапы | Стоимость | Источник финансирования (млн. руб.) | | видов работ и конкретных | объем | окончания | | мероприятия, |-------------------------------------| | мероприятий | работ | (годы) | | млн. руб. | федеральный | областной | местный | | | | | | (всего) | бюджет | бюджет | бюджет | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Всего по Оренбургской области Модернизация систем теплоснабжения 2005 - 2010 1003,8 501,9 251,0 251,0 Модернизация систем водоснабжения 2005 - 2010 2818,1 1409,1 704,5 704,5 Модернизация систем канализации 2005 - 2010 1998,7 999,4 499,7 499,7 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 1940,2 970,1 485,1 485,1 2007 - 2008 1940,2 970,1 485,1 485,1 2009 - 2010 1940,2 970,1 485,1 485,1 Общий итог 5820,6 2910,3 1455,2 1455,2 В том числе по городам Модернизация систем теплоснабжения 2005 - 2010 666,6 333,3 166,7 166,7 Модернизация систем водоснабжения 2005 - 2010 2233,7 1116,9 558,4 558,4 Модернизация систем канализации 2005 - 2010 1771,2 885,6 442,8 442,8 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 1557,2 778,6 389,3 389,3 2007 - 2008 1557,2 970,1 389,3 389,3 2009 - 2010 1557,2 970,1 389,3 389,3 Общий итог 4671,5 2335,8 1167,9 1167,9 В том числе по районам Модернизация систем теплоснабжения 2005 - 2010 337,2 168,6 84,3 84,3 Модернизация систем водоснабжения 2005 - 2010 584,4 292,2 146,1 146,1 Модернизация систем канализации 2005 - 2010 227,5 113,8 56,9 56,9 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 383,0 191,5 95,8 95,8 2007 - 2008 383,0 191,5 95,8 95,8 2009 - 2010 383,0 191,5 95,8 95,8 Общий итог 1149,1 574,6 287,3 287,3 а) перечень мероприятий и затрат по модернизации систем теплоснабжения ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Наименование направлений, | Мощность, | Срок начала и | Этапы | Стоимость | Источник финансирования (млн. руб.) | | видов работ и конкретных | объем | окончания | | мероприятия, |-------------------------------------| | мероприятий | работ | (годы) | | млн. руб. | федеральный | областной | местный | | | | | | (всего) | бюджет | бюджет | бюджет | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Всего по области Модернизация коммунальных отопительных котельных (Гкал/час) 900 2005 - 2010 579,0 289,5 144,8 144,8 Модернизация тепловых сетей: магистральных, квартальных, уличных (км) 600 2005 - 2010 349,8 174,9 87,5 87,5 Модернизация центральных тепловых пунктов (млн. руб.) 107 2005 - 2010 75,0 37,5 18,8 18,8 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 334,6 167,3 83,7 83,7 2007 - 2008 334,6 167,3 83,7 83,7 2009 - 2010 334,6 167,3 83,7 83,7 Общий итог 1003,8 501,9 251,0 251,0 В том числе по городам Модернизация коммунальных отопительных котельных (Гкал/час) 450 2005 - 2010 409,8 204,9 102,5 102,5 Модернизация тепловых сетей: магистральных, квартальных, уличных (км) 250 2005 - 2010 184,8 92,4 46,2 46,2 Модернизация центральных тепловых пунктов (млн. руб.) 95 2005 - 2010 72,0 36,0 18,0 18,0 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 222,2 111,1 55,6 55,6 2007 - 2008 222,2 111,1 55,6 55,6 2009 - 2010 222,2 111,1 55,6 55,6 Общий итог 666,6 333,3 166,7 166,7 В том числе по районам Модернизация коммунальных отопительных котельных (Гкал/час) 450 2005 - 2010 169,2 84,6 42,3 42,3 Модернизация тепловых сетей: магистральных, квартальных, уличных (км) 350 2005 - 2010 165,0 82,5 41,3 41,3 Модернизация центральных тепловых пунктов (млн. руб.) 12 2005 - 2010 3,0 1,5 0,8 0,8 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 112,4 56,2 28,1 28,1 2007 - 2008 112,4 56,2 28,1 28,1 2009 - 2010 112,4 56,2 28,1 28,1 Общий итог 337,2 168,6 84,3 84,3 б) перечень мероприятий и затрат по модернизации водопроводных сетей и сооружений ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Наименование направлений, | Мощность, | Срок начала и | Этапы | Стоимость | Источник финансирования (млн. руб.) | | видов работ и конкретных | объем | окончания | | мероприятия, |-------------------------------------| | мероприятий | работ | (годы) | | млн. руб. | федеральный | областной | местный | | | | | | (всего) | бюджет | бюджет | бюджет | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Всего по области Модернизация водозаборных подземных вод (тыс.куб.м/сут) 400 2005 - 2010 472,1 236,1 118,0 118,0 Модернизация водозаборных поверхностных вод (тыс.куб.м/сут) 300 2005 - 2010 432,6 216,3 108,2 108,2 Модернизация водоочистных станций (тыс.куб.м/сут) 350 2005 - 2010 810,0 405,0 202,5 202,5 Модернизация водопроводов и уличной водопроводной сети (км) 750 2005 - 2010 1103,4 551,7 275,9 275,9 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 939,4 469,7 234,8 234,8 2007 - 2008 939,4 469,7 234,8 234,8 2009 - 2010 939,4 469,7 234,8 234,8 Общий итог 2818,1 1409,0 704,5 704,5 В том числе по городам Модернизация водозаборных подземных вод (тыс.куб.м/сут) 400 2005 - 2010 330,5 165,3 82,6 82,6 Модернизация водозаборных поверхностных вод (тыс.куб.м/сут) 300 2005 - 2010 421,8 210,9 105,5 105,5 Модернизация водоочистных станций (тыс.куб.м/сут) 350 2005 - 2010 740,4 370,2 185,1 185,1 Модернизация водопроводов и уличной водопроводной сети (км) 750 2005 - 2010 741,0 370,5 185,3 185,3 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 744,6 372,3 186,1 186,1 2007 - 2008 744,6 372,3 186,1 186,1 2009 - 2010 744,6 372,3 186,1 186,1 Общий итог 2233,7 1116,9 558,4 558,4 В том числе по районам Модернизация водозаборных подземных вод (тыс.куб.м/сут) 400 2005 - 2010 141,6 70,8 35,4 35,4 Модернизация водозаборных поверхностных вод (тыс.куб.м/сут) 300 2005 - 2010 10,8 5,4 2,7 2,7 Модернизация водоочистных станций (тыс.куб.м/сут) 350 2005 - 2010 69,6 34,8 17,4 17,4 Модернизация водопроводов и уличной водопроводной сети (км) 750 2005 - 2010 362,4 181,2 90,6 90,6 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 194,8 97,4 48,7 48,7 2007 - 2008 194,8 97,4 48,7 48,7 2009 - 2010 194,8 97,4 48,7 48,7 Общий итог 584,4 292,2 146,1 146,1 в) перечень мероприятий и затрат по модернизации канализационных сетей и сооружений ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | Наименование направлений, | Мощность, | Срок начала и | Этапы | Стоимость | Источник финансирования (млн. руб.) | | видов работ и конкретных | объем | окончания | | мероприятия, |-------------------------------------| | мероприятий | работ | (годы) | | млн. руб. | федеральный | областной | местный | | | | | | (всего) | бюджет | бюджет | бюджет | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Всего по области Модернизация очистных сооружений канализации (тыс.куб.м/сут) 870 2005 - 2010 1490,1 745,1 372,5 372,5 Модернизация главных канализационных коллекторов и уличных канализационных сетей (км) 200 2005 - 2010 508,6 254,3 127,2 127,2 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 666,2 333,1 166,6 166,6 2007 - 2008 666,2 333,1 166,6 166,6 2009 - 2010 666,2 333,1 166,6 166,6 Общий итог 1998,7 999,4 499,7 499,7 В том числе по городам Модернизация очистных сооружений канализации (тыс.куб.м/сут) 870 2005 - 2010 1362,0 681,0 340,5 340,5 Модернизация главных канализационных коллекторов и уличных канализационных сетей (км) 200 2005 - 2010 409,2 204,6 102,3 102,3 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 590,4 295,2 147,6 147,6 2007 - 2008 590,4 295,2 147,6 147,6 2009 - 2010 590,4 295,2 147,6 147,6 Общий итог 1771,2 885,6 442,8 442,8 В том числе по районам Модернизация очистных сооружений канализации (тыс.куб.м/сут) 870 2005 - 2010 128,1 64,1 32,0 32,0 Модернизация главных канализационных коллекторов и уличных канализационных сетей (км) 200 2005 - 2010 99,4 49,7 24,9 24,9 Итого 2005 - 2010 2005 - 2006 75,8 37,9 19,0 19,0 2007 - 2008 75,8 37,9 19,0 19,0 2009 - 2010 75,8 37,9 19,0 19,0 Общий итог 227,5 113,8 56,9 56,9 10.3. Аграрно-промышленный комплекс области (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Исполнитель | Объем финансирования, млн.руб. | Источник | Экономическая и | | п/п | мероприятия | |--------------------------------| финансирования | техническая | | | | | всего | в том числе по годам | | эффективность | | | | | |------------------------| | | | | | | | 2005 | 2006 - | 2009 - | | | | | | | | | 2008 | 2010 | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Внедрение эффективных схем министерство 18,0 3,0 9,0 6,0 привлеченные экономия энергетических теплоснабжения сельского хозяйства средства ресурсов в 3 - 8 раз производственных помещений Оренбургской области, с использованием: администрации районов, газовых инфракрасных сел, поселков, излучателей мощностью руководители хозяйств 1 - 20 кВт; индивидуальных газовых котлов малой мощности и локальных миникотельных; систем воздушного отопления на базе автономных газовых воздухонагревателей (В редакции Закона Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) 2. Перевод отопительных администрации 30 10 20 - -"- в области 115 котельных котельных районов, сел, работают на сырой нефти; сельхозпредприятий, руководители экономический эффект - работающих на сырой нефти, хозяйств 2,0 млн.руб./год на газообразное топливо или электроотопление 3. Раздельный учет руководители 6,0 1,0 3,0 2,0 -"- электропотребления хозяйств 4. Перевод освещения администрации 6,0 1,0 3,0 2,0 привлеченные экономический эффект - производственных районов, сел, средства 0,5 млн.руб./год помещений, уличного руководители освещения с ламп хозяйств накаливания на другие энергоэкономичные виды освещения с высоким сроком службы 5. Перевод автотракторной и руководители 120 20 60 40 привлеченные экономический эффект - сельскохозяйственной предприятий, средства 0,4 млн.руб./год техники на газомоторное хозяйств топливо 6. Программа газификации сел Правительство 2100 490 1210 400 областной бюджет экономический эффект - и поселков (по отдельному области, районов, - 1100; 123 млн.руб./год плану): межпоселковые сел, руководители привлеченные газопроводы - 2400 км; хозяйств средства - 1000; внутрипоселковые 94,1 13,8 45,7 34,6 федеральный газопроводы бюджет - 94,1 пункт (Исключен - Закон Оренбургской области от 05.07.2006 г. N 355/60-IV-ОЗ) 8. Запуск серийного ОАО "Оренбург- 12 2* 6* 4* -"- экономический эффект - производства газовых сельхозремонт" 0,6 млн.руб./год инфракрасных излучателей мощностью 1 - 20 кВт для предприятий Оренбургской области 9. Проектирование и учебно-научно- 51,0 8,5 25,5 17,0 привлеченные изготовление нового вида производствен- средства энергосберегающего ный комплекс клеточного оборудования ОГУ при для содержания птиц на участии фирмы птицефабриках области "Биг Дайчман" 10. Внедрение нового вида УНПК ОГУ, 9,0 1,5 4,5 3,0 -"- экономический эффект - энергосберегающего птицефабрики 1,2 млн.руб./год клеточного оборудования для содержания птиц Всего 2470,3 555,0 1398,7 516,6 экономический эффект - в том числе: 128 млн.руб./год федеральный бюджет 94,1 13,8 45,7 34,6 областной бюджет 1100,0 190,0 710,0 200,0 привлеченные средства 1276,2 351,2 643,0 282,0 10.4. Электроэнергетика ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Исполнитель | Объем финансирования, млн.руб. | Источник | Экономическая и | | п/п | мероприятия | |--------------------------------| финансирования | техническая | | | | | всего | в том числе по годам | | эффективность | | | | | |------------------------| | | | | | | | 2005 | 2006 - | 2009 - | | | | | | | | | 2008 | 2010 | | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Программа НИОКР 1.1. Разработка проекта 8,0 2,0 6,0 - повышение надежности реконструкции с заменой и экономичности турбин станции N 12 на новую Р-50/60-130/15 на Орской ТЭЦ 1.2. Разработка проектов АСКУЭ 3,3 0,7 2,6 1,8 экономическая крупных промышленных эффективность - предприятий 2 млн.руб./год 1.3. Разработка проектов АСКУЭ 3,0 1,0 2,0 - экономическая сетевых подстанций и эффективность - межсетевых перетоков 1,5 млн.руб./год 1.4. Выполнение исследований и 0,6 0,2 0,4 - снижение коммерческих испытаний режимов работы потерь измерительных трансформаторов тока и напряжения, входящих в измерительные комплексы по учету электроэнергии 1.5. Выполнение комплексных 1,6 0,4 1,2 - экономическая проектов развития системы эффективность - связи ОАО "Оренбургэнерго" 0,9 млн.руб./год для передачи различных видов цифровой информации (технологической, диспетчерской, коммерческой) Всего 16,5 4,3 12,2 1,8 4,4 млн.руб./год 2. Программа энергетических обследований объектов ОАО "Оренбургэнерго" Электрические сети 0,450 0,450 - - привлеченные средства (3 предприятия) повышение надежности и экономичности 3. Программа оснащения участников рынка энергии приборами учета за счет средств ОАО "Оренбургэнерго" Оснащение приборами учета 7 30 20 привлеченные средства участников рынка совместно экономическая с созданием АСКУЭ эффективность - 10 млн.руб./год 4. Программа технологических мер в производстве и транспорте электрической и тепловой энергии Техническое перевооружение 1800 300 900 600 привлеченные средства ОАО "Оренбургэнерго" экономическая эффективность - 110 млн.руб./год 5. Программа мер по работе с потребителями Оснащение 5 15 10 - привлеченные средства многофункциональными многотарифными счетчиками подстанций, организация АСКУЭ межсетевых перетоков, включение режимных мер в договора 5.2. Оснащение участников рынка снижение максимума приборами учета и создание нагрузок на 25-30 МВт мер по экономичному потреблению электрической и тепловой энергии у потребителей через стимулирующие факторы Всего по ОАО 2473 473 1200 800 экономическая "Оренбургэнерго" эффективность - 150 млн.руб./год 10.5. Строительство --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование мероприятия | Исполнитель | Единица | Всего | В том числе по годам | Экономическая и | | п/п | | | измерения | |----------------------| техническая | | | | | | | 2005 | 2006- | 2009- | эффективность | | | | | | | | 2008 | 2010 | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Ввод в эксплуатацию организации тыс.кв.м 300 100 100 100 сокращение расхода многоквартирных жилых домов стройкомплекса теплоэлектроэнергии с повышенной теплозащитой в за счет внедрения соответствии с СНиП II-3-79* эффективных систем с приборами учета и теплозащиты; контроля, в том числе: повышение уровня комфортности микроклимата 1.1. с 2-трубной системой организации тыс.кв.м 260 40 60 160 отопления и использованием стройкомплекса теплообменников 1.2. с применением локальных организации тыс.кв.м 45 10 15 20 котлоагрегатов на дом или стройкомплекса группу домов 2. Ввод малоэтажного жилья с организации тыс.кв.м 1300 350 400 450 сокращение расхода нормативной теплозащитой и стройкомплекса энергии за счет соответствующим инженерным внедрения оборудованием (газовые эффективной системы проточные водонагреватели, контроля счетчики воды, газа, потребления электроэнергии) энергоресурсов 3. Ввод жилья из легких тыс.кв.м 6,0 2,0 2,0 2,0 ячеистых бетонов в монолитном исполнении МП "Оренбург-Центр" 4. Ввод жилья в деревянных ООО "Вольф- тыс.кв.м 9,0 3,0 3,0 3,0 комплектных каркасно- Лат-Строй", панельных конструкциях г. Оренбург 5. Ввод жилья в деревянных ООО тыс.кв.м 18,0 6,0 6,0 6,0 комплектных щитовых и "Домстройком- брусовых (включая брус из плект", ГУП тыс.кв.м 22,0 4,0 6,0 12,0 вторичных ресурсов) "Свой дом" конструкциях 6. Создание производства ООО тыс.куб.м 72,0 20,0 26,0 26,0 использование теплоизоляционной ваты из "Энергопром", энергоэффективных прошивных матов из г. Орск, видов утеплителей; базальтового волокна для систем утепления ООО тыс.куб.м 54,0 10,0 18,0 26,0 сокращение ограждающих конструкций "Базальт", теплопотерь через зданий из кирпича и бетона, г. Оренбург наружные конструкции а также минераловатных зданий на 20-25 полужестких плит для процентов изготовления 3-слойных железобетонных панелей и устройства мягких кровель 7. Расширение производства ООО тыс.пог.м 550 110 200 290 сокращение теплопотерь эффективных теплопроводов "Полимерстрой" при транспортировке по методу "труба в трубе" 8. Создание производства по ЗАО "Друза" тыс.тонн 11,0 3,0 5,0 6,0 увеличение срока предварительному эксплуатации труб изолированию водогазопроводных труб 9. Создание производства по ОАО шт. 109 15 30 64 сокращение затрат на выпуску блочных котельных "Новосер- использование гиевский теплоносителя механический завод" 10. Создание производства по ОАО "Орск- шт. 3400 - 1000 2400 сокращение потребления выпуску энергоэффективных станкомех" энергии при нагреве теплогенераторов для теплоносителя отопления зданий 11. Организация участка по ООО шт. обсле- 90 - 30 60 совершенствование тепловизинному контролю "Полимерстрой" дований системы контроля энергоэффективности зданий за теплопотерями и инженерных коммуникаций 12. Создание производства ШРО ОРО тыс.кв.м 36,0 10,0 12,0 12,0 позволит увеличить деревянных оконных блоков с "Братсво" сопротивление тройным остеклением теплопередачи в 2 раза 13. Расширение выпуска оконных ОАО "Азимут" тыс.кв.м 30,0 5,0 10,0 15,0 и дверных блоков из стеклопластика с тройным остеклением Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|