Расширенный поиск

Закон Оренбургской области от 10.09.2001 № 314/316-II-ОЗ

 

 

               О Р Е Н Б У Р Г С К А Я О Б Л А С Т Ь

 

                              З А К О Н 

 

      О РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

 

               (В редакции Законов Оренбургской области

 от 05.05.2005 г. N 2117/371-III-ОЗ; от 26.09.2011 г. N 436/102-V-ОЗ;

  от 15.11.2011 г. N 550/133-V-ОЗ; от 01.07.2013 г. N 1610/486-V-ОЗ;

 от 12.09.2013 г. N 1760/537-V-ОЗ; от 06.03.2014 г. N 2182/631-V-ОЗ;

                    от 24.08.2015 № 3326/921-V-ОЗ)

 
      Принят Законодательным 
      Собранием области                           22 августа 2001 года

 

      Закон   разработан  в  соответствии  с  Федеральным  законом  
радиационной   безопасности  населения".  Настоящий  Закон  регулирует
отношения  в  сфере  обеспечения  радиационной  безопасности населения
Оренбургской  области. Иные отношения в сфере обеспечения радиационной
безопасности   населения,  на  которые  не  распространяется  действие
настоящего   Закона,   регулируются   законами  и  иными  нормативными
правовыми актами Российской Федерации и Оренбургской области.

 

                       ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
      Статья 1. Основные понятия и определения
      В  настоящем  Законе  используются  следующие основные понятия и
определения:
      зона  наблюдений  -  территория  за пределами санитарно-защитной
зоны, на которой проводится радиационный контроль;
      ионизирующее   излучение  -  излучение,  которое  создается  при
радиоактивном  распаде,  ядерных  превращениях,  торможении заряженных
частиц  в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных
знаков;
      источник  ионизирующего излучения - устройство или радиоактивное
вещество, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение;
      нормы   радиационной  безопасности  -  гигиенические  нормативы,
применяемые  для  обеспечения  безопасности  человека во всех условиях
воздействия   на   него  ионизирующего  излучения  искусственного  или
природного происхождения;
      органы  государственного надзора за радиационной безопасностью -
органы,   которые  уполномочены  Правительством  Российской  Федерации
осуществлять надзор за радиационной безопасностью;
      предел  дозы  - величина годовой эффективной (или эквивалентной)
дозы  техногенного облучения, которая не должна превышаться в условиях
нормальной  работы.  Соблюдение  предела  годовой  дозы  предотвращает
возникновение   детерминированных   эффектов,   при  этом  вероятность
стохастических эффектов сохраняется на приемлемом уровне;
      пункты  хранения  ядерных  материалов  и  радиоактивных веществ,
хранилища  радиоактивных  отходов  (далее  -  пункты  хранения)  -  не
относящиеся   к   ядерным   установкам   и   радиационным   источникам
стационарные   объекты  и  сооружения,  предназначенные  для  хранения
ядерных  материалов  и радиоактивных веществ, хранения или захоронения
радиоактивных отходов в любом агрегатном состоянии;
      работник  -  физическое  лицо,  которое  постоянно  или временно
работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;
      радиационная    авария    -    потеря    управления   источником
ионизирующего   излучения,   вызванная   неисправностью  оборудования,
неправильными    действиями    работников    (персонала),   стихийными
бедствиями  или  иными причинами, которые могли привести или привели к
облучению   людей   выше   установленных  норм  или  к  радиоактивному
загрязнению окружающей природной среды;
      радиационная   безопасность   населения  (далее  -  радиационная
безопасность)   -   состояние   защищенности   настоящего  и  будущего
поколений  людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего
излучения;
      естественный  радиационный  фон  -  доза  излучения, создаваемая
космическим   излучением   и   излучением   природных   радионуклидов,
естественно  распределенных  в  земле, воде, воздухе, других элементах
биосферы, пищевых продуктах и организме человека;
      радиационный  контроль  -  получение  информации  о радиационной
обстановке  в  организации,  в окружающей среде и об уровнях облучения
людей (включает в себя дозиметрический и радиометрический контроль);
      радиационный   мониторинг   -   система  наблюдений,  измерений,
регистрации  и  прогнозирования  уровней  содержания  радионуклидов  в
природных  средах  и  рационе  человека,  а  также уровней воздействия
ионизирующих излучений на человека и объекты природы;
      радиационный   риск   -  вероятность  того,  что  у  человека  в
результате  облучения  возникнет  какой-либо конкретный вредный эффект
для его здоровья;
      техногенно    измененный   радиационный   фон   -   естественный
радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;
      эффективная    доза   -   величина   воздействия   ионизирующего
излучения,   используемая  как  мера  риска  возникновения  отдаленных
последствий  облучения  организма  человека  и отдельных его органов с
учетом их радиочувствительности;
      радиоактивное  вещество - вещество в любом агрегатном состоянии,
характеризующееся     радиоактивностью     (способностью     испускать
ионизирующее излучение);
     радиоактивные  отходы  -  не подлежащие дальнейшему использованию

материалы  и  вещества,  а  также  оборудование,  изделия (в том числе

отработавшие    источники    ионизирующего    излучения),   содержание

радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии

с  критериями,  установленными Правительством Российской Федерации;

редакции Закона Оренбургской области от 01.07.2013 г. N 1610/486-V-ОЗ)
      санитарно-защитная    зона   -   территория   вокруг   источника
ионизирующего   излучения,   на  которой  уровень  облучения  людей  в
условиях  нормальной  эксплуатации  данного  источника может превысить
установленный  предел  дозы  облучения населения. В санитарно-защитной
зоне  запрещается  постоянное  и  временное проживание людей, вводится
режим    ограничения    хозяйственной    деятельности   и   проводится
радиационный контроль.
      Статья 2. Цели и задачи настоящего Закона
      Основными целями и задачами настоящего Закона являются:
      а)   учет   региональных   особенностей   Оренбургской  области,
обусловленных  наличием  на ее территории эксплуатирующих организаций,
являющихся  потенциальными  источниками  радиационных  аварий, а также
территорий   с   техногенно   измененным   и  повышенным  естественным
радиационным фоном;
      б)   определение   полномочий   органов  государственной  власти
Оренбургской  области  в  сфере  обеспечения радиационной безопасности
населения в соответствии с законодательством;
      в)    определение    прав,    обязанностей   и   ответственности
эксплуатирующих   организаций,   а   также   общественных  организаций
(объединений)   и   граждан   в   области   обеспечения   радиационной
безопасности в соответствии с законодательством.
      Статья 3. Участники отношений, регулируемых настоящим Законом
      Участниками отношений, регулируемых настоящим Законом, являются:
      а)  граждане, проживающие или временно находящиеся на территории
Оренбургской области;
      б) профессиональные работники (персонал);
      в) эксплуатирующие организации;
      г) общественные организации (объединения);
      д)    органы    государственного    надзора    за   радиационной
безопасностью;
      е) органы местного самоуправления Оренбургской области;
      ж) органы исполнительной власти Оренбургской области;
      з)   федеральные   органы   исполнительной   власти   Российской
Федерации.
      Статья 4. Принципы обеспечения радиационной безопасности
      1. Принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
      а)  принцип  нормирования  -  непревышение  допустимых  пределов
индивидуальных  доз облучения граждан от всех источников ионизирующего
излучения;
      б)  принцип  обоснования - запрещение всех видов деятельности по
использованию   источников   ионизирующего   излучения,   при  которых
полученная   для   человека  и  общества  польза  не  превышает  риска
возможного   вреда,   причиненного   дополнительным   к  естественному
радиационному фону облучением;
      в)  принцип  оптимизации  -  поддержание  на  возможно  низком и
достижимом   уровне  с  учетом  экономических  и  социальных  факторов
индивидуальных  доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании
любого источника ионизирующего излучения.
      2.    Принципы    радиационной    безопасности    осуществляются
посредством   реализации   мероприятий   по  обеспечению  радиационной
безопасности:
      а)  контроля за учетом и использованием источников ионизирующего
излучения;
      б)  контроля  за  радиационным воздействием на окружающую среду,
персонал  и  население,  в  том числе контроля за внешним и внутренним
облучением,  содержанием  радионуклидов  в  питьевой  воде,  продуктах
питания;
      в)  обеспечения  защиты  источников  ионизирующего  излучения от
несанкционированного   доступа   к  ним  или  неквалифицированного  их
использования   и   обеспечения  безопасных  условий  функционирования
радиационных объектов;
      г)  обеспечения  готовности к проведению обоснованных экстренных
мероприятий,  снижающих радиационное воздействие в случае радиационной
аварии или при реальной опасности ее возникновения;
      д)  обеспечения доступности и достоверности информации о текущих
и  потенциальных  уровнях  радиационного  воздействия,  за исключением
случаев,   когда   эта   информация  содержит  сведения,  составляющие
государственную тайну.
      Статья 5. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности
      Радиационная    безопасность   обеспечивается   комплексом   мер
правового,          организационного,          инженерно-технического,
санитарно-гигиенического    и    радиоэкологического,    медицинского,
научного, образовательного, воспитательного характера:
     а)  осуществлением  федеральными  органами исполнительной власти,

органами   исполнительной   Оренбургской  области,  органами  местного
самоуправления,  юридическими  и  физическими  лицами  мероприятий  по
соблюдению   законодательства   в   области  обеспечения  радиационной
безопасности;      редакции     Закона     Оренбургской     области

от 05.05.2005 г. N 2117/371-III-ОЗ)
      б)   обоснованием   правильности   выбора   района   и  площадки
размещения проектируемых радиационных объектов;
      в)  соответствием  технических проектов создаваемых, действующих
и  реконструируемых радиационных объектов требованиям законодательства
Российской   Федерации  и  Оренбургской  области,  а  также  нормам  и
правилам  в  сфере  обеспечения  радиационной  безопасности  и  охраны
окружающей среды;
      г)    проведением   государственной   экологической   экспертизы
проектов  строительства новых и реконструкции действующих радиационных
объектов;
      д)  совершенствованием технологических процессов, осуществляемых
на   действующих   радиационных   объектах,  в  том  числе  технологий
обращения  с  образующимися радиоактивными веществами и радиоактивными
отходами;
      е)   внедрением  современных  технических  средств,  позволяющих
снизить дозы облучения;
      ж)  предотвращением  выбросов  и  сбросов радиоактивных веществ,
поступающих  в  атмосферу  и  водную  среду  в результате деятельности
эксплуатирующих организаций;
      з)  зонирование  территорий  в  районах  размещения  действующих
радиационных   объектов,   а   также  территорий,  подвергшихся  ранее
радиоактивному  загрязнению,  по  реально  наблюдаемым  и потенциально
возможным уровням облучения населения;
      и)  ведением радиационного мониторинга среды обитания человека в
местах    размещения   радиационных   объектов   и   на   территориях,
подвергшихся ранее радиоактивному загрязнению;
      к)  планированием  и проведением мероприятий по снижению уровней
радиационного   воздействия   на   население   в  местах  расположения
радиационных    объектов   и   районах   с   повышенным   естественным
радиационным   фоном,   а   также  районах,  территории  которых  были
подвергнуты радиоактивному загрязнению;
      л)  выявлением  территорий  и  объектов техногенной деятельности
человека с повышенным содержанием природных радионуклидов;
      м)   планированием  и  реализацией  мероприятий  по  обеспечению
радиационной  безопасности  населения  в  случае  радиационной аварии,
ликвидации ее последствий;
      н)  информированием  населения о радиационной обстановке и мерах
по обеспечению радиационной безопасности;
      о) обучением населения радиационной безопасности.

 

   ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ
    ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
                      РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
      Статья    6.    Полномочия    органов   государственной   власти
Оренбургской области
     Органы  государственной  власти  Оренбургской  области  в области

обеспечения  радиационной безопасности:

     разрабатывают   в  соответствии  с федеральным  законодательством

законы  и  иные  нормативные  правовые акты;

     разрабатывают    и    реализуют     государственные     программы

Оренбургской   области,  регулирующие  вопросы  в  сфере   обеспечения

радиационной  безопасности;    редакции  Закона Оренбургской области

от 24.08.2015 № 3326/921-V-ОЗ)

     организуют     контроль   за    радиационной    обстановкой    на

соответствующей  территории  в пределах своих  полномочий;

     участвуют в организации и проведении  оперативных  мероприятий  в

случае  угрозы  возникновения  радиационной  аварии;

     обеспечивают   условия   для   реализации и защиты прав граждан и

соблюдения  интересов  государства  в области обеспечения радиационной

безопасности  в  пределах  своих  полномочий;

     участвуют  в реализации мероприятий   по  ликвидации  последствий

радиационных  аварий  на соответствующей  территории;

     реализуют  другие полномочия  в области обеспечения  радиационной

безопасности  в  соответствии  с  полномочиями, отнесенными  к ведению

субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской

Федерации.
             редакции        Закона       Оренбургской       области

от 05.05.2005 г. N 2117/371-III-ОЗ)

 

      Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления
      К   полномочиям   органов   местного   самоуправления   в  сфере
обеспечения радиационной безопасности относятся:
      а)  участие  в  обсуждении  и  решении  вопросов  размещения  на

подведомственных   им   территориях  ядерных  установок,  радиационных

источников и пунктов хранения; (В редакции Закона Оренбургской области

от 06.03.2014 г. N 2182/631-V-ОЗ)
      б)  осуществление  мероприятий  по  соблюдению  правил,  норм  и

нормативов  в  области  радиационной  безопасности; (В редакции Закона

Оренбургской области от 06.03.2014 г. N 2182/631-V-ОЗ)
      в)  организация  общественных  обсуждений,  проведение  опросов,
местных   референдумов   среди   населения   по   вопросам  размещения
радиационных объектов на подведомственных им территориях;
     г)  (Утратил силу - Закон Оренбургской области от 12.09.2013 г. N

1760/537-V-ОЗ)
      д)   принятие   решений   о   размещении   и    сооружении    на

подведомственных им территориях радиационных источников, радиоактивных

веществ, находящихся в собственности муниципальных образований;     

редакции Закона Оренбургской области от 06.03.2014 г. N 2182/631-V-ОЗ)
      е)  информирование  населения через средства массовой информации
о радиационной обстановке на подведомственных им территориях;
      ж)   осуществление   иных   полномочий   в   сфере  радиационной
безопасности  в  соответствии с законодательством Российской Федерации
и Оренбургской области.

 

      ГЛАВА III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
       РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
      Статья   8.   Государственное  управление  в  сфере  обеспечения
радиационной безопасности
      Государственное  управление  в  сфере  обеспечения радиационной

безопасности    осуществляется    в    соответствии    с   федеральным

законодательством.
             редакции        Закона       Оренбургской       области

от 05.05.2005 г. N 2117/371-III-ОЗ)
      Статья    9.    Производственный    контроль   за   обеспечением
радиационной безопасности
      1.  Организации,  осуществляющие  деятельность  с использованием
источников    ионизирующего    излучения,   а   также   добывающие   и
перерабатывающие   минеральное   и  органическое  сырье  с  повышенным
содержанием   природных   радионуклидов,   проводят   производственный
контроль за обеспечением радиационной безопасности.
      2.  Порядок  проведения  производственного контроля определяется
для  каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею
работ    и   согласовывается   с   органами   исполнительной   власти,
осуществляющими  государственное  управление, государственный надзор и
контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
      3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за
обеспечением   радиационной   безопасности,   вправе  приостанавливать
проведение  работ  с источниками ионизирующего излучения при выявлении
нарушений санитарно-эпидемиологических требований, правил радиационной
безопасности,  обязательных требований, установленных в соответствии с

законодательством  Российской  Федерации  о техническом регулировании,

сводов  правил,  правил охраны труда, распорядительных, инструктивных,
методических    документов    в   области   обеспечения   радиационной
безопасности  в соответствующей организации до устранения обнаруженных
нарушений.  (В редакции Закона Оренбургской области от 15.11.2011 г. N

550/133-V-ОЗ)
      Статья  10.  Государственное  нормирование  в  сфере обеспечения
радиационной безопасности
      1.   На   территории  Оренбургской  области  действуют  основные
гигиенические  нормативы  доз  облучения  для работников (персонала) и
населения,  а  также  санитарные  нормы  и правила в сфере обеспечения
радиационной       безопасности,       установленные       федеральным
законодательством.
      2. В случае радиационной аварии допускается облучение работников
(персонала)  и  населения  выше  установленных  основных гигиенических
нормативов  в  течение  определенного промежутка времени и в пределах,
определенных  санитарными нормами и правиламитвержденными в порядке,

установленном  законодательством  Российской  Федерации.    редакции

Закона Оренбургской области от 15.11.2011 г. N 550/133-V-ОЗ)
      3.   Пределы   доз  облучения  для  населения,  проживающего  на
отдельных  территориях с повышенным естественным радиационным фоном, а
также   на   территориях,  загрязненных  радионуклидами  в  результате
аварий,  могут  быть  изменены  в сторону их уменьшения Правительством
Российской   Федерации   на   основании   обосновывающих   документов,
представленных органом исполнительной власти Оренбургской области.
      Статья  11.  Лицензирование  деятельности  в области обращения с
источниками ионизирующего излучения
      1.  На территории Оренбургской области деятельность организаций,
связанная  с  использованием источников ионизирующего излучения, в том
числе  источников, генерирующих ионизирующее излучение, не допускается
без наличия лицензии.
      2.  Виды  деятельности,  связанные  с  использованием источников
ионизирующего   излучения,   подлежащие  лицензированию,  определяются
законодательством Российской Федерации.
      3.   Лицензирование  деятельности,  связанной  с  использованием
генерирующих  источников  ионизирующего  излучения,  осуществляется  в
соответствии с законодательством.
      Статья    12.    Научно-практическая    деятельность   в   сфере
радиационной безопасности населения
      1.  Приоритетными  вопросами  научно-практической деятельности в
сфере радиационной безопасности населения являются:
      а)    определение    доминирующих    факторов   в   формировании
индивидуальных  и коллективных доз облучения населения, проживающего в
районах  с  повышенным  естественным  радиационным  фоном,  а также на
территориях с техногенно измененным радиационным фоном;
      б)  оценка радиационного воздействия на население при нормальной
эксплуатации  радиационных  объектов,  а  также в случаях радиационных
аварий   на   этих   объектах  или  при  транспортировании  источников
ионизирующего излучения.
      2.  Решение  научно-практических  проблем  в  сфере радиационной
безопасности   населения   осуществляется   в  рамках  государственных

программ Оренбургской области. (В редакции Закона Оренбургской области

от 24.08.2015 № 3326/921-V-ОЗ)

 

      Статья  13.  Радиационный  мониторинг на территории Оренбургской
области
      1.  На  территории  Оренбургской  области организуется и ведется
радиационный мониторинг в целях:
      а) своевременного выявления изменений радиационной обстановки;
      б)  оценки,  прогноза  и  предупреждения  негативных последствий
воздействия   ионизирующего   излучения   на   здоровье   населения  и
окружающую природную среду;
      в)  принятия  органом  исполнительной  власти области и органами
местного   самоуправления   необходимых   мер  по  предотвращению  или
снижению радиационного воздействия на население.
      2.  Приоритетными  направлениями  в указанной сфере деятельности
являются:
      а)   радиационный   мониторинг  территорий,  подвергшихся  ранее
загрязнению радионуклидами в результате аварии;
      б)  радиационный  мониторинг  природных сред, продовольственного
сырья,   пищевых  продуктов,  питьевой  воды  в  районах  расположения
действующих,  реконструируемых и вышедших из эксплуатации радиационных
объектов;
      в)  радиационный мониторинг территорий с повышенным естественным
радиационным фоном.
      3.   Основной   задачей   радиационного   мониторинга   является
получение  информации и информирование органов исполнительной власти и
местного самоуправления Оренбургской области о:
      а)  наличии  источников  ионизирующего  излучения  и обращении с
ними;
      б)  радиационной  обстановке,  сложившейся  в  промышленной зоне
радиационного  объекта  и  территории,  его  окружающей,  а  также  об
уровнях    доз   облучения   работников   (персонала)   и   населения,
проживающего в зоне наблюдения указанного объекта;
      в) дозах медицинского облучения граждан (пациентов);
      г)    содержании   радионуклидов   природного   и   техногенного
происхождения    в   объектах   окружающей   среды,   питьевой   воде,
продовольственном   сырье   и  продуктах  питания,  добываемом  сырье,
материалах и других изделиях на территории Оренбургской области;
      д)  дозах  внутреннего и внешнего облучения граждан, проживающих
в  Оренбургской  области,  в  том  числе  на  территориях с техногенно
измененным  радиационным  фоном и повышенным естественным радиационным
фоном.
      4.    Радиационный    мониторинг    осуществляют    организации,
аккредитованные в установленном порядке.
      Статья      14.      Радиационно-гигиеническая     паспортизация
эксплуатирующих организаций и территорий
      1.  В  Оренбургской области проводится радиационно-гигиеническая
паспортизация  эксплуатирующих  организаций  и  территорий  области  в
целях  оценки  вредного воздействия источников ионизирующего излучения
(техногенных  и  природных)  на  население,  планирования и проведения
мероприятий  по  обеспечению  его  радиационной  безопасности, анализа
эффективности данных мероприятий.
      2.  Ведение  радиационно-гигиенического паспорта эксплуатирующих
организаций  осуществляется  органами  управления  этих  организаций в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
      3.   Ведение   радиационно-гигиенического   паспорта  территорий
Оренбургской  области  осуществляется  уполномоченным  на  то  органом
исполнительной  власти  области  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
      4.     При     ведении    радиационно-гигиенических    паспортов
эксплуатирующих  организаций  и  территорий  области используется банк
данных  информационных  систем  Единой государственной системы учета и
контроля  источников ионизирующего излучения и радиационного контроля.
Государственной   системы   обеспечения   единства  измерений,  Единой
государственной   автоматизированной   системы  контроля  радиационной
обстановки.  Единой  государственной или региональной системы контроля
и учета индивидуальных доз облучения населения.

 

   ГЛАВА IV. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ОБЪЕДИНЕНИЙ)
      Статья 15. Право граждан на радиационную безопасность
      Граждане  Российской  Федерации, иностранные граждане и лица без
гражданства  имеют  право  на  радиационную  безопасность.  Это  право
обеспечивается   за   счет   проведения   комплекса   мероприятий   по
предотвращению   радиационного   воздействия   на   организм  человека
ионизирующего  излучения выше установленных норм, правил и нормативов,
выполнения  гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с
использованием   источников   ионизирующего  излучения,  требований  к
обеспечению радиационной безопасности.
      Статья    16.   Право   граждан   и   общественных   организаций
(объединений)   на   получение   информации   в   сфере   радиационной
безопасности
      1.  Граждане  и  общественные  организации  (объединения)  имеют
право   на   получение  объективной  информации  в  сфере  обеспечения
радиационной безопасности от:
      а)   органа  исполнительной  власти  области  -  о  решениях  по
размещению  радиационных  объектов  в  регионе;  по  вопросам ввоза на
территорию  области  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных отходов,
изделий,  их  содержащих,  а  также  их  вывоза  за пределы области; о
радиационных   авариях   и  мерах  по  ликвидации  их  последствий;  о
радиационной обстановке на территории области;
      б)   эксплуатирующих   организаций,   органов   государственного
надзора  за  радиационной безопасностью (в пределах их полномочий) - о
состоянии  радиационной обстановки в районе расположения радиационного
объекта  и  его  влиянии  на  здоровье населения и окружающую среду; о
мероприятиях   по  обеспечению  радиационной  безопасности  населения,
проживающего  в  зоне  наблюдения радиационного объекта; о технической
безопасности  функционирования данного объекта; об организации системы
учета  источников  ионизирующего  излучения  и изделий, их содержащих,
контроля за их использованием и хранением;
      в)   медицинских   организаций  -  о  планируемых  и  фактически
полученных  дозах  облучения  граждан  при  обследовании или лечении с
применением  источников  ионизирующего  излучения.  (В редакции Закона

Оренбургской области от 06.03.2014 г. N 2182/631-V-ОЗ)
      2. Право на объективное получение информации обеспечивается:
      а)  публикациями  в  средствах  массовой  информации,  радио-  и
телесообщениями,   выступлениями  официальных  представителей  органов
исполнительной   власти   Оренбургской   области  и  органов  местного
самоуправления,   органов  государственного  надзора  за  радиационной
безопасностью  и  специалистов  эксплуатирующих  организаций,  а также
проведением   встреч   представителей   указанных   выше   органов   и
организаций с общественностью;
      б)   официальными   ответами   органов   исполнительной   власти
Оренбургской   области,   органов   местного  самоуправления,  органов
государственного    надзора    за    радиационной    безопасностью   и
эксплуатирующих   организаций   на   запросы  граждан  и  общественных
организаций (объединений);
      в) проведением общественных и депутатских слушаний;
      г)   посещением   гражданами   и   представителями  общественных
организаций   (объединений)  эксплуатирующих  организаций  в  порядке,
установленном  законодательством  Российской  Федерации и Оренбургской
области.
      Статья    17.    Право    граждан    на   получение   документа,
подтверждающего полученную дозу облучения
      1.   Граждане,  подвергшиеся  радиационному  воздействию,  имеют
право  на  получение  соответствующего документа о полученной ими дозе
облучения.
      2.  Документ, удостоверяющий полученную дозу облучения, выдается
при:
      а) профессиональном облучении - эксплуатирующей организацией;
      б) медицинских процедурах - организацией, проводящей облучение в
профилактических, диагностических, лечебных и исследовательских целях;

   редакции   Закона   Оренбургской   области  от  06.03.2014  г.  N

2182/631-V-ОЗ)
      в)    проживании   на   территориях,   подвергшихся   аварийному
загрязнению   радиоактивными   веществами,  -  Оренбургским  областным
центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
      Статья  18. Права общественных организаций (объединений) в сфере
обеспечения радиационной безопасности населения
      1.    Общественные   организации   (объединения)   имеют   право
рекомендовать   своих   представителей   для   участия  в  экспертизах
радиационных  объектов,  радиационных источников и пунктов хранения на
стадии  их  размещения,  проектирования,  сооружения,  эксплуатации  и
вывода из эксплуатации.
      2.  Общественные  организации  (объединения)  в  соответствии  с
законодательством    Российской    Федерации    вправе    осуществлять
общественный  контроль  за  выполнением  норм,  правил  и нормативов в
области обеспечения радиационной безопасности.
      3.   Общественные   организации  (объединения)  имеют  право  на
участие  в  обсуждении  проектов,  законов и иных нормативных правовых
актов  и  программ  в области использования атомной энергии, а также в
обсуждении   вопросов   по   размещению,  проектированию,  сооружению,
эксплуатации   и   выводу   из   эксплуатации  радиационных  объектов,
источников ионизирующего излучения и пунктов хранения.

 

  ГЛАВА V. ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН В СФЕРЕ
                      РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
      Статья  19.  Обязанности эксплуатирующих организаций и граждан в
сфере радиационной безопасности
      1.    Эксплуатирующие    организации    в   сфере   радиационной
безопасности  работников  (персонала) и населения Оренбургской области
обязаны:
      а)   соблюдать   требования,   установленные   законодательством
Российской  Федерации  и  Оренбургской  области  в  сфере радиационной
безопасности;
      б)   планировать  и  осуществлять  мероприятия  по  радиационной
безопасности   работников  (персонала)  и  населения,  проживающего  в
районе расположения радиационного объекта;
      в)  представлять  на  государственную  экологическую  экспертизу
материалы,   обосновывающие   радиационную   безопасность   работников
(персонала) при использовании источников ионизирующего излучения;
      г)     выполнять    предписания    и    постановления    органов
государственного надзора за радиационной безопасностью;
      д)  информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего
излучения  на  рабочих  местах и о полученных ими индивидуальных дозах
облучения;
      е)  своевременно  доводить  до  организаций,  ведущих мониторинг
окружающей  среды, и населения информацию об изменениях в радиационной
обстановке;
      ж)  обеспечивать реализацию прав работников (персонала), граждан
и   общественных   организаций   (объединений)  в  сфере  радиационной
безопасности.
      2.  Граждане  Российской  Федерации, иностранные граждане и лица
без  гражданства,  постоянно  проживающие  и  временно  пребывающие на
территории Оренбургской области, обязаны:
      а)   соблюдать   санитарные   нормы   и  правила,  установленные
законодательством  Российской Федерации и Оренбургской области в сфере
радиационной безопасности;
      б)  принимать  участие  в реализации мероприятий по радиационной
безопасности;
      в)   выполнять  требования  федеральных  органов  исполнительной
власти,  осуществляющих  государственное  управление,  государственный
надзор  в  области  радиационной  безопасности, органов исполнительной
власти  Оренбургской  области  и  органов  местного  самоуправления по
обеспечению радиационной безопасности. (В редакции Закона Оренбургской

области от 26.09.2011 г. N 436/102-V-ОЗ)

 

      ГЛАВА VI. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ
 (ПЕРСОНАЛА) И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ НОРМАЛЬНОЙ РАБОТЕ РАДИАЦИОННОГО ОБЪЕКТА
      Статья   20.   Общие   требования  по  обеспечению  радиационной
безопасности  работников (персонала) и населения при нормальной работе
радиационного объекта
      1.   Радиационная   безопасность   работников   (персонала)  при
нормальной работе радиационного объекта обеспечивается:
      а)  созданием  условий  труда, отвечающих установленным нормам и
санитарным правилам в сфере обеспечения радиационной безопасности;
      б)  ограничением  числа  лиц, допускаемых к работе с источниками
ионизирующего   излучения,   по   возрасту,   полу,  здоровью,  уровню
предыдущего облучения и другим показателям;
      в)     осуществлением     систематического     производственного
радиационного контроля;
      г)   проведением   учета  и  контроля  источников  ионизирующего
излучения и изделий, их содержащих;
      д)  обучением  и аттестацией работников (персонала), выполняющих
работы  с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения
радиационной безопасности.
      2.    Радиационная   безопасность   населения   при   нормальной
эксплуатации    радиационного   объекта   обеспечивается   проведением
комплекса мер, указанных в статье 5 настоящего Закона.
      Статья  21.  Хранение,  переработка  и захоронение радиоактивных
веществ и радиоактивных отходов
      1.    Для   любого   радиационного   объекта   предусматривается
технология  обращения  с  источниками  ионизирующего  излучения, в том
числе  с  образующимися  в  ходе  работ  радиоактивными  веществами  и
радиоактивными отходами.
      2.    Порядок    обращения   с   радиоактивными   веществами   и
радиоактивными    отходами,    а    также   обеспечение   радиационной
безопасности  работников  (персонала)  и  населения  при осуществлении
указанного    вида    деятельности    определяются   законодательством
Российской Федерации и Оренбургской области.
      Статья     22.    Транспортирование    радиоактивных    веществ,
радиоактивных отходов и изделий, их содержащих
      1.   Транспортирование  радиоактивных  веществ  и  радиоактивных
отходов,   а   также   изделий,   их   содержащих,   осуществляется  в
соответствии    с   требованиями,   установленными   законодательством
Российской   Федерации   в   сфере  использования  атомной  энергии  и
обеспечения радиационной безопасности.
      2.  Транспортирование  указанных  в  пункте  1  настоящей статьи
источников  ионизирующего  излучения  осуществляется эксплуатирующей и
(или)   транспортной   организацией,  имеющей  лицензии  на  этот  вид
деятельности,   под  контролем  органов  государственного  надзора  за
радиационной безопасностью.
      Воинские    перевозки    осуществляются    в    соответствии   с
установленным порядком.
      3.  При  транспортировании  радиоактивных веществ, радиоактивных
отходов  и изделий, их содержащих, транспортные организации с участием
отправителей   и   получателей   указанных   источников  ионизирующего
излучения,  а  при необходимости - органов государственного надзора за
радиационной   безопасностью,   органов  местного  самоуправления,  на
подведомственных     территориях     которых     осуществляется     их
транспортирование,  обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению
транспортных аварий и ликвидации их последствий.
      Статья  23.  Обеспечение  радиационной  безопасности  работников
(персонала) и населения от природных радионуклидов
      1.  Облучение  работников (персонала) и населения, обусловленное
радоном,   продуктами  его  распада,  а  также  другими  долгоживущими
природными  радионуклидами,  в  производственных и жилых помещениях не
должно превышать установленных норм.
      2.   В  целях  защиты  работников  (персонала)  и  населения  от
вредного  влияния  природных  радионуклидов  осуществляются  следующие
мероприятия:
      а)  составление  реестра  территорий  с  повышенным естественным
радиационным фоном;
      б)   выбор   земельных   участков  для  строительства  зданий  и
сооружений   с   учетом   уровня   выделения   радона   из   почвы   и
гамма-излучения;
      в)  контроль  наличия  или  отсутствия природных радионуклидов в
строительных  материалах и изделиях, а при приемке здании и сооружении
в   эксплуатацию   -   определение   мощности   дозы  гамма-излучения,
содержания радона и продуктов его распада в воздухе помещений;
      г)  снижение  мощности дозы гамма-излучения и содержания радона,
а   при   невозможности  достижения  установленных  норм  -  изменение
характера использования зданий и сооружений;
      д)  запрещение  использования строительных материалов и изделий,
не  отвечающих  требованиям  по  обеспечению радиационной безопасности
населения.
      Статья    24.    Обеспечение   радиационной   безопасности   при
деятельности   организаций   добывающих,   перерабатывающих   отраслей
промышленности  и  топливно-энергетического  комплекса, не связанных с
ядерно-топливным циклом
      1.  При  оценке  воздействия  на  окружающую  среду  и население
вводимых   в  эксплуатацию  предприятий  добывающих,  перерабатывающих
отраслей   промышленности  и  топливно-энергетического  комплекса,  не
связанных  с  ядерно-топливным  циклом, должна учитываться возможность
обогащения отходов этих организаций природными радионуклидами.
      2.  Для  действующих  организаций  добывающих,  перерабатывающих
отраслей   промышленности  и  топливно-энергетического  комплекса,  не
связанных   с   ядерно-топливным   циклом,   должно   быть   проведено
обследование  оборудования,  используемого сырья, образующихся отходов
на   наличие  радиационного  фактора.  При  возможности  радиационного
воздействия  сверх  установленных  санитарных  норм данная организация
обязана   встать   на  учет  в  органах  государственного  надзора  за
радиационной безопасностью.
      Данные   организации   несут   всю  полноту  ответственности  за
радиационную  безопасность  шламонакопителей,  отвалов,  шахтных вод и
других  источников  ионизирующего  излучения, образованных накоплением
природных  радионуклидов,  и  осуществляют  радиационный контроль этих
источников и окружающей среды.
      При   реорганизации,   ликвидации   указанных   организаций   их
правопреемники  или  организации,  в  чье ведение передаются источники
ионизирующего   излучения,   проводят   их  техническое  обслуживание,
радиационный  контроль источников и окружающей среды, дезактивацию или
рекультивацию территории.
      Статья  25. Обеспечение радиационной безопасности при проведении
медицинских рентгенорадиологических процедур
      1.  При  проведении медицинских рентгенорадиологических процедур
применяются  все  необходимые средства защиты работников (персонала) и
граждан  (пациентов),  при  этом дозы облучения должны соответствовать
установленным   санитарным   нормам   и   должны   регистрироваться  в

медицинской   организации   в   соответствии  с  положением  о  Единой
государственной системе контроля и учета индивидуальных доз облучения.

   редакции   Закона   Оренбургской   области  от  06.03.2014  г.  N

2182/631-V-ОЗ)
      2.  Гражданин  (пациент)  имеет  право отказаться от медицинских
рентгенорадиологических   процедур,  за  исключением  профилактических
исследований,  проводимых  в  целях  выявления  заболеваний, опасных в
эпидемиологическом отношении.
      3.   По   требованию   гражданина   (пациента)   при  проведении
медицинских   рентгенорадиологических   процедур  ему  предоставляется
полная  информация  об  ожидаемой или получаемой им дозе облучения и о
возможных последствиях.
      Статья  26.  Обеспечение радиационной безопасности населения при
производстве пищевых продуктов и потреблении питьевой воды
      1.  Продовольственное  сырье,  пищевые продукты, питьевая вода и
контактирующие    с    ними   в   процессе   изготовления,   хранения,
транспортирования  и  реализации материалы и установки должны отвечать
нормативным   требованиям  по  обеспечению  радиационной  безопасности
населения  и  подлежать  производственному  контролю  в  установленном
порядке.
      2.  Радиационный  контроль  при производстве продуктов питания и
обеспечении   питьевой   водой   осуществляется   в   соответствии   с
федеральными законами.

 

     ГЛАВА VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ
           (ПЕРСОНАЛА) И НАСЕЛЕНИЯ ПРИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ
      Статья  27.  Обеспечение  радиационной  безопасности  работников
(персонала) и населения при радиационной аварии
      1.  Эксплуатирующая организация обязана разработать, утвердить в
установленном    порядке,    а    также    согласовать    с   органами
государственного  надзора  за  радиационной  безопасностью  и органами
местного  самоуправления  план  мероприятий (инструкции) по ликвидации
радиационной  аварии  и  защите  работников (персонала) и населения, в
котором должны содержаться следующие основные положения:
      а)   прогноз   возможных   аварийных  ситуаций  применительно  к
конкретному  радиационному  объекту в случаях максимальной проектной и
гипотетической аварий;
      б)  система оповещения органов государственной власти Российской
Федерации  и  Оренбургской  области,  органов местного самоуправления,
органов  государственного  надзора  за  радиационной  безопасностью  о
возникновении и развитии аварии;
      в) порядок введения аварийного плана в действие;
      г) прогноз динамики радиационной обстановки;
      д)  критерии  ликвидации последствий аварии на разных стадиях ее
развития;
      е)  мероприятия  по  ликвидации  и локализации очагов (участков)
радиоактивного загрязнения территории;
      ж)  поведение  работников  (персонала)  и  меры  их  защиты  при
проведении работ по ликвидации последствий аварии;
      з)  мероприятия  по ограничению облучения работников (персонала)
и  населения,  а  также  по  предотвращению радиоактивного загрязнения
объектов окружающей среды;
      и)  обязанность  и  виды  ответственности  должностных  лиц  при
проведении работ по ликвидации последствий аварии.
      2.  Для  эффективной  ликвидации последствий радиационной аварии
эксплуатирующие    организации    при    согласовании    с    органами
государственного   надзора   за   радиационной  безопасностью  обязаны
определить, укомплектовать и поддерживать в готовности:
      а)  средства  индивидуальной защиты для работников (персонала) в
необходимом объеме и номенклатуре, а также места их хранения;
      б)  медицинские  средства  профилактики радиационных поражений и
средства оказания медицинской помощи пострадавшим;
      в)  аварийный  запас средств измерения ионизирующих излучений, а
также средств дезактивации и санитарной обработки;
      г)  инвентарь  и  подъемно-транспортные  механизмы в достаточном
количестве   и   номенклатуре   для  проведения  неотложных  работ  по
ликвидации последствий аварии;
      д)    аварийно-спасательные    формирования,    создаваемые   из
работников  (персонала)  эксплуатирующих  организаций  на  контрактной
основе.
      Привлечение  граждан  для  ликвидации  последствий  радиационной
аварии  допускается  только  на  добровольной  основе  при  письменном
согласии  и  после  информирования  их  о  возможных дозах облучения и
риске   для   их   здоровья.  Граждане  должны  иметь  соответствующую
подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.
      3.   При   возникновении   радиационной   аварии   должны   быть
предприняты    срочные    меры   по   прекращению   развития   аварии,
восстановлению  контроля  над  источником  ионизирующего  излучения  и
исключению  незапланированного  облучения либо сведению к минимуму доз
облучения  и количества облученных лиц из числа работников (персонала)
и  населения,  радиоактивного загрязнения производственных помещений и
окружающей   среды,   экономических  и  социальных  потерь,  вызванных
аварией.
      4.  Эксплуатирующая  организация при радиационной аварии обязана
немедленно  проинформировать  органы государственной власти Российской
Федерации  и  Оренбургской области, органы государственного надзора за
радиационной  безопасностью,  а  также органы местного самоуправления,
население   территорий,   на  которых  возможно  повышенное  облучение
населения.
      5.   При  радиационной  аварии,  распространившейся  за  пределы
промышленной      зоны     эксплуатирующей     организации,     органы
государственного   надзора   за   радиационной   безопасностью,  орган
исполнительной   власти   Оренбургской   области   и  органы  местного
самоуправления   в  пределах  своих  полномочий  принимают  участие  в
ликвидации (снижении) последствий аварии.
      6.   Радиационная   безопасность   работников   (персонала)  при
выполнении работ по ликвидации последствий аварии обеспечивается:
      а)   предварительным   инструктажем   с  указанием  характера  и
последовательности  работ,  а  в необходимых случаях - предварительной
отработкой предстоящих операций;
      б)   использованием   индивидуальных  средств  защиты  и  других
способов защиты;
      в) строгим дозиметрическим контролем;
      г)   регламентацией  в  соответствии  с  установленными  нормами
радиационной  безопасности планируемого повышенного облучения, которое
может  быть  оправдано  лишь  спасением  жизни  людей, предотвращением
дальнейшего развития аварии и облучения большого числа людей.
      Лица,  привлекаемые  для  проведения  аварийных  и  спасательных
работ,   приравниваются   к   работникам   (персоналу),   и   на   них
распространяются положения настоящей статьи.
      7.  Радиационная безопасность населения при аварии, повлекшей за
собой   радиоактивное  загрязнение  территории,  обеспечивается  путем
реализации  принципов,  установленных  в  пункте 2 статьи 4 настоящего


Информация по документу
Читайте также