Расширенный поиск

Решение Городской Думы г.Нижнего Новгорода от 20.04.2016 № 95

ГОРОДСКАЯ ДУМА  ГОРОДА  НИЖНЕГО  НОВГОРОДА

РЕШЕНИЕ

 

20.04.2016                                                                  95

 

О направлении предложения о присвоении

 городу Нижнему Новгороду почетного

 звания Российской Федерации

 «Город воинской славы»

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 9 мая 2006 года № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город воинской славы», Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2006 года № 1340 «Об условиях и порядке присвоения почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы», статьей 29 Устава города Нижнего Новгорода, на основании документально исторического описания событий

 

ГОРОДСКАЯ ДУМА РЕШИЛА:

 

Направить в Законодательное Собрание Нижегородской области и Правительство Нижегородской области предложение о присвоении городу Нижнему Новгороду почетного звания Российской Федерации «Город воинской славы».

 

 

 

 

Глава города                                                                                        И.Н.Карнилин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Документально подтвержденное описание событий,

послуживших основанием для предложения о присвоении

городу Нижнему Новгороду почетного звания Российской Федерации

«Город воинской славы»

 

Город Нижний Новгород был основан в 1221 году Великим князем Юрием Всеволодовичем как мощный форпост на Волге и востоке Руси.

Ратная слава Нижнего Новгорода связана с именами выдающихся военных и политических деятелей Руси князьями Александром Невским (почившим на Нижегородской земле) и Дмитрием Донским. Неоднократно в начале своей истории город подвергался налетам ордынцев. Но враги ни разу не смогли взять Нижегородский кремль.

Во времена Великой смуты на Руси, когда Москва находилась в руках иноземцев, посадский староста из Нижнего Новгорода Кузьма Минин призвал нижегородцев ополчиться для спасения Родины. В Нижнем Новгороде была создана народная рать, которую возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин. Именно нижегородцы показали тогда пример деятельного патриотизма во имя спасения от иноземного порабощения русского государства.

Неотделимы ратные заслуги Нижнего Новгорода и от воинских деяний Петра Великого, благодаря которому на Волге были созданы верфи для строительства русского флота.

Славные страницы летописи государства Российского пополнили ратные заслуги еще одного нижегородского ополчения, созданного во время Отечественной войны 1812 года для борьбы с вторгшейся в Россию армией Наполеона. Отважно выполняли свой воинский долг нижегородские полки в кампаниях на Кавказе в середине 19-го века. Немало воинских подвигов совершили нижегородцы в годы Первой мировой войны. Имя летчика- нижегородца Петра Нестерова стало известно всему миру.

 

Первые в плеяде Героев

 

Символом природного героизма русского народа стал нижегородец, великий летчик нашего времени, Валерий Павлович Чкалов. В 1936 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

В предвоенные годы звание Героя Советского Союза было присвоено горьковчанам Н.М. Баринову за героизм в боях у озера Хасан, В.А. Амешеву и М.С. Кочетову (обоим посмертно) за подвиги на реке Халхин-Гол. В.А. Новиков, П.А. Семенов и Г.М. Склезнев (последний посмертно) стали Героями, участвуя добровольцами в войне с фашизмом в Испании. Большая группа горьковчан была удостоены этого высокого звания за героизм в войне с Финляндией (1939-1940 гг.).

Всего в предвоенные годы это звание Героя Советского Союза получили 27 горьковчан.

 

 

Город Горький в плане «Барбаросса»

 

В начале 40-х годов г. Горький относился к числу одних из самых развитых в индустриальном отношении городов страны.

Город Горький, как крупнейший военно-стратегический и промышленный центр, был одной из целей и в плане «Барбаросса». Войска 2- й танковой группы Г. Гудериана, главной ударной силы на Восточном фронте, продвигаясь на восток, должны были прорваться через Рязань к Мурому и, переправившись через Оку, взять Арзамас. Захватив этот город, они вышли бы на Горький с южного направления. По данным начальника штаба 771-го стрелкового полка полковника А.В. Шапошникова, в боях под Могилевом разведчики взяли в плен генерала из штаба 24-го моторизованного корпуса 2-й танковой группы Вермахта со штабной картой. На этой карте был проложен маршрут движения корпуса через Тулу с конечной точкой в г. Горьком. Планы германского командования в отношении г. Горького находят подтверждение и в «Военном дневнике» начальника штаба Вермахта Ф. Гальдера (1).

 

В начале Великой Отечественной

 

22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны, на всех промышленных предприятиях г. Горького прошли патриотические митинги, а затем тысячи людей пошли в военкоматы, чтобы поскорее встать в ряды Красной Армии. До объявления мобилизации начали подготовку к отправке на фронт соединения дислоцировавшегося в г. Горьком 20-го стрелкового корпуса - кадровые 137-я и 160-я стрелковые дивизии. За трое суток эти соединения получили приписной состав из горьковчан и уже 25 июня эшелонами начали отправляться на фронт. Этот корпус общей численностью свыше 30 тысяч человек был грозной боевой силой.

137-я стрелковая дивизия еще до войны была одним из лучших соединений Красной Армии. На наркомовских учениях 1940 года она была награждена двумя Красными Знаменами - наркомата обороны СССР и командованием Московским военным округом. 137-й стрелковой дивизии выпало сражаться на главном - Западном направлении, против самой сильной группировки Вермахта - 2-й танковой группы Г. Гудериана. В первых же боях под Могилевом 13 июля 41-го воины 137-й стрелковой дивизии проявили массовый героизм, уничтожив более 20 танков и до тысячи гитлеровцев. Во многом благодаря героизму горьковских дивизий ударная танковая группировка Гудериана, наступавшая на Москву, понесла серьезные потери и, главное, потеряла время, назначенное для выполнения плана «Барбаросса» на западном направлении.

Горьковчане-нижегородцы сражались практически на всех фронтах Великой Отечественной войны.

За годы войны военкоматы Горьковской области мобилизовали в Вооруженные Силы СССР 822 тысячи человек. На территории г. Горького и области было сформировано более 50 воинских соединений и частей Красной Армии (в том числе 2 корпуса и 17 дивизий). Кроме того, в 1942 г. было сформировано еще 57 отдельных ИПТАПов. В ноябре 1941 г. в г. Горьком были созданы 72 отряда народного ополчения (34568 чел.), которые участвовали в битве под Москвой.

В годы войны город Горький стал одним из центров подготовки командных кадров Красной Армии: здесь было несколько военных училищ.

 

Рубеж обороны

 

18 октября 1941 года, в критические дни обороны Москвы, было принято совместное решение обкома партии и облисполкома о строительстве оборонительных сооружений западнее г. Горького. Опасность наступления гитлеровцев на г. Горький была серьезной. Горьковская область стала прифронтовой, что подтверждает также факт создания 23 октября 1941 г. Горьковского городского комитета обороны.

Были приняты все необходимые меры, чтобы город стал неприступной крепостью. «Враг не пройдет!» - под таким девизом самоотверженно трудились горьковчане на строительстве оборонительных рубежей.

За два месяца было выполнено 12 миллионов кубометров земляных работ. Для сравнения: объем земляных работ, выполненных на строительстве Горьковского рубежа обороны, составляет 60 % земляных работ Беломорско- Балтийского канала. Для оборонительного рубежа потребовалось заготовить около 100 тысяч кубометров камня, 300 тысяч кубометров леса.

Строительство оборонительного рубежа было завершено в январе 1942 года. Его протяженность составила 1134 километра (см. Приложение). На рубеже было возведено 1116 дотов и дзотов, 1026 землянок, 114 командных пунктов. Танкоопасные направления были перегорожены надолбами, железными «ежами» и завалами. К 1 января 1942 г. строительство оборонительных рубежей на подступах к городу было закончено.

За образцовое выполнение заданий Горьковского комитета обороны 80 человек были награждены орденами и медалями. Орденом Ленина была награждена бригадир молодежной бригады Евдокия Хренова.

 

Сражения в Горьковском небе

 

Но город пришлось защищать, прежде всего, в воздушном пространстве. В период Московской битвы войска Горьковского района ПВО приняли непосредственное участие в борьбе против вражеской авиации. Эти масштабные воздушные операции входили в общий стратегический план по захвату Москвы, поэтому боевые действия Горьковского района ПВО в тот момент представляли собой прямую и непосредственную боевую поддержку войскам, оборонявшим Москву.

На третий день после начала войны бюро Горьковского обкома ВКП (б) приняло постановление о противовоздушной обороне города.

В г. Горьком были образованы городской и районные штабы МПВО, свои штабы создавались и на всех предприятиях. Летом 1941 г. противовоздушную оборону г. Горького и близлежащих крупных промышленных центров обеспечивал Горьковский бригадный район ПВО. В июле 1941 г. началось формирование 90-го запасного зенитного артиллерийского полка, который впоследствии сыграл исключительно важную роль в комплектовании новых частей Горьковского района ПВО. В августе 1941 г. в состав Горьковского бригадного района ПВО входило уже несколько частей. 8 ноября 1941 г. приказом командующего Московской зоны ПВО все части и штабы Горьковского бригадного района ПВО были введены в состав действующей Красной армии (2).

В ночь с 4 на 5 ноября 1941 г. был совершен первый налёт на Горький. В нём участвовало около 150 бомбардировщиков. К городу прорвались только 11, остальные не смогли преодолеть огонь зенитной артиллерии. Прорвавшиеся самолеты причинили ущерб заводам им. Ленина, «Двигатель революции», автомобильному. Противник пытался бомбить и заводы Сормова, но был отбит средствами ПВО. В ночь с 5 на 6 ноября был совершен новый налёт (снова 150 бомбардировщиков). К городу прорвались 14 самолетов, им удалось нанести потери населению и ряду цехов и служб автозавода. В целом по г. Горькому за время массированным налётов 4, 5 и 6 ноября было убито 127 человек, тяжело ранено 176, легко ранено 195.

Из 300-х вражеских самолетов, предпринявших атаку, 100 было повреждено огнем ПВО, к г. Горькому прорвалось только 25.

После этих налетов были приняты дополнительные меры по укреплению противовоздушной обороны г. Горького. На оборону автозавода были направлены 58-й и 281-й отдельные зенитно-артиллерийские дивизионы. На усиление ПВО г. Горького прибыла 142-я истребительная авиационная дивизия и 45-й зенитно-прожекторный полк(3). Вокруг г. Горького для базирования истребительной авиации была развернута сеть аэродромов.

Постановлением Государственного Комитета Обороны от 9 ноября 1941 г. Горьковский бригадный район ПВО был преобразован в дивизионный, в состав которого вошли новые части.

С 12 по 18 ноября 1941 г. противник снова пытался с воздуха разрушить промышленные объекты г. Горького, но все налеты его авиации были отбиты.

В феврале 1942 г. воздушной атаке вновь подвергся Горьковский автомобильный завод. Серьезных разрушений удалось избежать благодаря действиям зенитной артиллерии и истребительной авиации.

Наиболее ожесточённый характер бои в воздушном пространстве г. Горького были летом 1942 года. Героически защищали горьковское небо летчики. Летом 1942 годы ими было совершено три тарана. Старший лейтенант Петр Шавурин 27 июля атаковал «Ю-88» на высоте 8000 метров, ударив по корпусу бомбардировщика винтом и плоскостью своего самолета. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина.

Примеру Петра Шавурина последовал лейтенант Борис Табарчук. Когда у него закончились боеприпасы, он пошел на таран. Летчику удалось посадить свой поврежденный самолет. Он был награжден орденом Боевого Красного Знамени. Этой же награды, но посмертно, был удостоен летчик- истребитель Михаил Белоусов, таранивший вражеский бомбардировщик, стремившийся прорваться к Горькому.

Натолкнувшись на умелые действия частей ПВО Горьковского корпусного района, противник во второй половине 1942 года отказался от прямых бомбардировочных налётов. В ноябре 1942 года гитлеровцы снова совершили крупный бомбардировочный налёт на Горький. Был нанесён серьёзный ущерб заводу «Нефтегаз», жилым кварталам.

На втором этапе противовоздушной битвы за г. Горький враг применил 670 бомбардировщиков, из которых было 10 самолетов сбито, 220 повреждено. Людские потери горьковчан составили 50 человек убитыми и 98 ранеными.

Накануне Курской битвы гитлеровцы сумели провести новую воздушную стратегическую операцию против г. Горького, в ходе которой предприняли 7 массированных налетов авиации. Враг непрерывно наращивал число самолётов, довел их число до 160 бомбардировщиков в один налёт. В ночь с 4 на 5 июня началась новая воздушная атака на город. Зенитная артиллерия вела огонь по атакующим бомбардировщикам. Однако 20 самолетов прорвались к городу, и нанесли серьёзный ущерб автозаводу. Но ГАЗ ни на один день не прекратил производство продукции для фронта. На город было сброшено 1631 фугасная бомба и 33934 зажигательных, в том числе на автозавод - соответственно 1095 и 2493. На предприятии было разрушено или повреждено 50 зданий и сооружений, более 9 тыс. метров конвейеров и транспортёров, 5900 единиц технологического оборудования. От немецких бомб погибло 254 жителя Автозаводского района Горького и 28 бойцов ПВО, ранено соответственно 492 и 27. Кроме Автозавода пострадал и ряд других предприятий.

На третьем этапе операции, с 4 по 22 июня 1943 года в налётах на г. Горький участвовало 630 самолётов, из них было сбито 23 самолёта противника и 210 повреждено, 84 прорвались к городу. 23 июня 1943 года немецко-фашистское командование, понимая бесперспективность своих попыток разрушить г. Горький, было вынуждено отказаться от последующих воздушных ударов. Этот день можно считать днем победы сил ГКР ПВО и всех трудящихся в противовоздушной битве за город Горький.

В целом из 1600 самолетов, участвовавших в налетах на Горький, враг потерял 33 бомбардировщика, 530 были повреждены, 120 самолетам удалось прорваться к промышленным объектам. 590 горьковчан было убито и 1509 ранено.

Совместными усилиями воинов частей ПВО, бойцов МПВО и всех трудящихся города удалось отстоять крупные оборонные предприятия и не дать их вывести из строя. Горьковский автозавод был полностью восстановлен через 100 дней. 28 октября 1943 г. в Государственный Комитет Обороны автозаводцы и строители отправили в ГКО рапорт о восстановлении завода.

 

Горьковчане на фронтах войны

 

В Великой Отечественной войне горьковчане отличались, как воины, беззаветно преданные Родине, стойко сражавшиеся в обороне и умело действовавшие в наступлении.

Уже 26 июня 1941 года совершил подвиг лейтенант В.М. Балашов в составе экипажа под командованием капитана А.С. Маслова (в одном бою с капитаном Гастелло) - горящий бомбардировщик был направлен на скопление вражеских войск. За время войны этот подвиг совершили 8 горьковчан. В августе 1941 г. на подступах к г. Ленинграду одним из первых совершил лобовой таран самолета противника летчик младший лейтенант Александр Березин. Летчик Михаил Шаронов повторил подвиг Николая Гастелло.

Летом и осенью 1941-го 137-я Горьковская стрелковая дивизия под командованием полковника И.Т. Гришина была одним из наиболее стойких соединений фронта. Трижды дивизия попадала в окружения и умело выходила из него с боями, обеспечивая выход из окружения и другим частям армии. За стойкость в боях за города Трубчевск и Ефремов 137-я стрелковая дивизия получила благодарности Верховного Главнокомандующего И. Сталина. Только за первые два месяца войны дивизия уничтожила в боях 80 танков противника, вывела из строя 9 тысяч вражеских солдат, чем внесла достоянный вклад в срыв «Блицкрига».Впоследствии 137-я стрелковая дивизия, в составе которой было много горьковчан, умело сражалась в Курской битве, первой из соединений фронта форсировала Десну, отличилась в боях за Белоруссию, получив почетное наименование «Бобруйская», сражалась в Восточной Пруссии, а войну закончила 9 мая 1945 года в устье Вислы.

Всей стране стали известны подвиги нижегородцев моряка Евгения Никонова и пехотинца Юрия Смирнова, посмертно награжденных званиями Героя Советского Союза.

7 ноября 1941 года в боях за Севастополь 5 бойцов батальона морской пехоты во главе с нижегородцем политруком Н.Д. Фильченковым вступили в бой с 11 танками противника. В критический момент боя моряки обвязались гранатами и бросились под вражеские танки, уничтожив 10 из них.

Примером массового героизма стал подвиг взвода гвардии лейтенанта П.Н. Широнина, оборонявшего железнодорожный переезд в районе г. Харькова. Пять суток в марте 1943 года 25 гвардейцев сдерживали натиск врага, имевшего 35 танков и бронемашин. Враг не прошел, оставив на поле боя 30 единиц техники и более 100 солдат и офицеров. Все 25 гвардейцев стали Героями Советского Союза, 18 - посмертно, среди них наши земляки - С.Г. Зимин, И.Н. Силаев и А.А. Скворцов.

В Сталинградской битве 48 горьковчан стали полными кавалерами ордена Славы.

Только при форсировании Днепра более 30 горьковчан стали Героями Советского Союза.

В битве за Берлин артиллерию 1-го Белорусского фронта возглавлял горьковчанин, будущий маршал артиллерии Василий Иванович Казаков.

Более 360 горьковчанам присуждено Звание Героя Советского Союза и Героя России. Два горьковчанина стали дважды Героями Советского Союза: летчики А.В. Ворожейкин и В.Г. Рязанов.

Ценой жизни добывалась Победа на фронтах войны. Около 350 тысяч имен содержит Книга памяти нижегородцев, павших в годы Великой Отечественной войны и цифры продолжают уточняться.

 

Арсенал фронта

 

Фронт и тыл ковали Победу вместе. Все промышленные предприятия города с первых дней войны переключились на производство оборонной продукции и постоянно его наращивало.

Всего за годы войны в г.Горьком было произведено 33,2 % танков и самоходно-артиллерийских установок, 33 % артиллерийских систем (среднего калибра и выше), 26 % самолетов-истребителей, половина подводных лодок от общего выпуска по стране. Кроме того, здесь изготовлялись грузовые автомобили (34,5%), авиационные и шестицилиндровые моторы, фронтовые и армейские радиостанции (59,9%), реактивные установки («Катюши»), 120-мм полковые (с 1944 г. - 160-мм) и 82-мм батальонные миномёты, приборы для Военно-Морского Флота.

Бывший председатель Госплана СССР Н.А. Вознесенский отмечал: «Город Горький в период Отечественной войны являлся крепостью обороны нашей Советской Родины». В период Московской битвы роль этой крепости была совершенно уникальной. Город Горький с его многоотраслевой развитой индустрией стала одним из крупнейших поставщиков вооружения войскам под Москвой. В ещё больших масштабах потенциал промышленности города раскрылся в последующие военные годы.

Предприятия г. Горького одними из первых получили оборонные заказы. Так постановление ГКО № 1 от 1 июля 1941 г. «Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» обязало коллектив завода перестроить свое производство. Уже в октябре 1941 г. первые сормовские Т-34 отправились под Москву. За годы войны сормовичи изготовили их более 12 тысяч. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков вспоминал, что «в октябре 1941 года... мы начали получать с Сормовского завода первые танки Т-34. Эта помощь пришла вовремя и сыграла большую роль в битве за Москву...» (5).

В предвоенное время завод «Красное Сормово» сдал ВМФ 33 подводные лодки. За годы войны сормовичи построили еще 27 подводных лодок типов «М», «С», «Щ». Коллектив ЦКБ № 18 за разработку проектов подводных лодок был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а конструкторы В.Ф. Критский, П.З. Голосовский, В.П. Горячев удостоены Сталинской премии. Подводные лодки уходили из Горького со сформированными здесь экипажами. Знаменитая «атака века» под командованием А.И. Маринеско была совершена подводной лодкой, построенной именно сормовичами.

Горьковскому автозаводу в начале войны было поручено производство легких танков Т-60 и Т-70, самоходно-артиллерийских установок СУ-76, броневиков БА-64, мин, реактивных снарядов М-13 и 82- мм минометов. Коллектив завода производил также шестицилиндровые моторы для комплектования танков, походно-зарядные станции, катера для ВМФ, обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами, выпускал авиационные моторы для бомбардировщиков Пе-2.

Именно на ГАЗе было произведено 30 % танков и самоходноартиллерийских установок, 52 % грузовиков от общего количества, произведенного промышленными предприятиями СССР.

Горьковский машиностроительный завод «Новое Сормово» (№ 92) был головным заводом тыла по производству пушек среднего калибра. Здесь в 1934 г. было создано артиллерийское КБ во главе с В.Г. Грабиным, которое разрабатывало новые виды артиллерийских систем, в том числе 57- мм противотанковые пушки ЗИС-2 и ЗИС-З, сыгравших важнейшую роль на фронтах войны. За годы войны завод № 92 изготовил и поставил фронту 100 тысяч пушек - больше, чем все страны гитлеровской коалиции.

Значимый вклад в Победу внес коллектив Горьковского авиационного завода № 21 им. С. Орджоникидзе, выпустившего 19202 самолетов типов ЛаГГ и Ла. Каждый третий отечественный истребитель фронту дали горьковчане. Горьковские машиностроительные и металлообрабатывающие заводы поставили фронту более 50 млн. артиллерийских снарядов и мин.

          Самоотверженно трудились коллективы дизелестроительного заводов: «Двигатель революции», «Красная Этна», телефонного им. Ленина, им. Фрунзе, им. Г.И.Петровского, Горьковского завода фрезерных станков, Горьковского мотоциклетного завода и других предприятий.

За образцовое выполнение заданий по выпуску военной продукции правительство наградило коллективы Горьковского автозавода и завода им. С. Орджоникидзе орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Завод «Красное Сормово» награжден орденами Ленина и Отечественной войны I степени. Орденом Ленина были награждены заводы «Красная Этна», имени В.И. Ленина.

В историю Великой Отечественной войны золотыми буквами вписаны имена выдающихся руководителей крупных горьковских предприятий: Е.Э. Рубинчика (завод «Красное Сормово»), И.К. Лоскутова (Горьковский автомобильный завод), А.С. Еляна (завод № 92 им.Сталина, С.И. Агаджанова (авиационный завод № 21 им. С. Орджоникидзе) и др.

Армия и флот получили от горьковчан почти 1 млн. гимнастерок, 2 млн. пар валенок и кожаных сапог, 56,5 тыс. полушубков, 1,3 млн. плащпалаток, более 285 тыс. пар лыж, сотни тысяч тонн продовольствия.

В г. Горьком родились новые формы высокопроизводительного труда, ставшие затем всенародными: движение двухсотников, тысячников и фронтовых бригад. 3 июля 1941 г. молодой рабочий машиностроительного (артиллерийского) завода № 92, Федор Букин, выступая на заводском митинге, предложил: «Время теперь военное. Наш долг работать за двоих - за себя и за товарища, ушедшего на фронт, выполнять и свою, и его норму». Так родилось движение двухсотников. Инициатива Ф. М. Букина, быстро нашла отклик по всей стране. В октябре 1941 г. рабочие Горьковского автозавода Виктор Тихомиров и Василий Шубин, и Свердловского Уралмаша - Михаил Попов одновременно создали первые в стране комсомольско-молодежные фронтовые бригады.

В 1942 г. на нижегородской земле трудилось 2 020 комсомольско- молодежных и фронтовых бригад из 10 тыс., созданных по стране.

Выдающийся вклад в победу внесли горьковские железнодорожники. Осенью 1941 г. ими были построены бронепоезда «Козьма Минин», «Илья Муромец», «Красная Звезда», которые были укомплектованы поездными бригадами из работников депо. 31-й отдельный дивизион бронепоездов прошел славный боевой путь от Подмосковья до Восточной Пруссии. Коллектив станции Горький-Товарный доставил на фронт 100   000 артиллерийских орудий, 1500 боевых самолетов, 23 600 танков, 10 000 минометов, 10 000 «Катюш», 8000 самоходных установок и 500 000 автомобилей. На перевозке боевой техники было занято 23 тысячи горьковских железнодорожников.

Самоотверженно трудились речники г. Горького. Суда Верхне - Волжского пароходства в 1942 году под непрерывными бомбежками успешно доставляли в Сталинград войска, оружие и боеприпасы, эвакуировали раненых, население и грузы из сражающегося города. Маршал В.И. Чуйков писал «Легче семь раз сходить в атаку, чем один раз переправиться через Волгу». Именно на переправах работали горьковские речники. Особенно отличились экипажи судов горьковской приписки «Память товарища Маркина», «Михаил Калинин», «Парижская коммуна» и других.

На горьковских судоремонтных заводах буксирные суда были переоборудованы в канонерские лодки, которые потом образовали Волжскую военную флотилию. Более 30 пассажирских судов были переоборудованы в санитарно-транспортные для перевозки раненых. 31 раз в военные годы горьковские речники получали Красные Знамена Государственного Комитета обороны.

 

Приютили, согрели, вылечили

 

г. Горький стал одним из значимых центров страны в сохранении эвакуируемых на восток людских, материальных и культурных ценностей.

К 1943 г. в городе и области было размещено 176, 8 тыс. эвакуированных граждан, из них 79,3 тыс. человек были дети. Горьковчане приняли 42 ленинградских детдома. За годы войны в семьях горьковчан воспитывалось 8 856 детей-сирот.

Горьковская госпитальная база являлась одной из крупнейших и важнейших госпитальных баз тыла. С сентября 1941 г. до конца войны в городе и области было сформировано 143 госпиталя на 58 780 коек, принято и размещено 28 госпиталей на 12 860 коек, передислоцированных из других областей. В Горьковской области функционировал 171 эвакогоспиталь на 71 640 коек. Здесь сосредоточился мощный научный медицинский потенциал, способный в короткие сроки ставить на ноги раненых и больных бойцов и командиров Красной Армии. Всего за 4 года войны в горьковских госпиталях находились на излечении 422 949 солдат и офицеров. 99,4 % раненым была сохранена жизнь, что было выше общесоюзных показателей.

В г. Горьком 50 тыс. трудящихся, состоявших в рядах доноров, сдали для бойцов и командиров свыше 130 тонн крови.

Великая Отечественная война стала очередным испытанием нижегородцев - на беспримерную самоотверженность и патриотизм. Всё превозмогли горьковчане во имя победы над фашизмом и в очередной раз в своей почти восьмисотлетней истории заслужили на века уважение своего потомства, соотечественников.

За выдающиеся заслуги горьковчан в годы Великой Отечественной войны область в 1967 году была награждена орденом Ленина.

 

 

Нижегородцы в мирное время

 

В послевоенные годы нижегородцы также были в первых рядах защитников Родины, когда этого требовали ее интересы.

Еще 20 нижегородцев были удостоены званий Героя Советского Союза и Героя Российской Федерации. Это летчик-космонавт Советского Союза В.Д. Зудов, командир атомной подводной лодки А.У. Аббасов, летчик-испытатель Б.И. Рябцев, пожертвовавший собой ради спасения жизней жителей Сормовского района г. Горького, когда его самолет оказался в аварийной ситуации.

С момента ввода в Афганистан советских войск в декабре 1979 года тысячи нижегородцев, выполняя свой воинский и интернациональный долг, принимали активное участие в боевых действиях на территории этой страны.

Героями Советского Союза и России за мужество, проявленное в Афганистане и в «горячих точках» стали 5 нижегородцев, 1290 нижегородцев были отмечены государственными наградами.

Вся многовековая история Нижнего Новгорода - яркий образец служения Родине, и особенно - в годы военных испытаний.

 

 

 

Примечания:

1. См.: Книга Памяти нижегородцев, павших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Т. 1 .-Н.Новгород: ГИПП» Нижполиграф». 1994. С. 10- 12.

2.ЦАМО - Центральный архив Министерства обороны. Ф. 13628. Д.2. Л.З, 14,22,27, 29, 30, 43; Ф.196 ЗАП. Оп.35985С. Д.6. Л.123,147,148.

3. ЦАМО.  ф. 13628.0п.20292. Д.2.Л.27.29.30.

4. Там же. Л.43.

5. Книга Памяти нижегородцев. Т.13.-Н.Новгород, 1995.-(вставка)- С. 288-289; Т.16.-Н.Новгород, 2005, С.64-65.

 

 

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также