Расширенный поиск
Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 15.10.1998 № 202ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15.10.98г. N 202 О программе "Леса Нижегородской области" до 2001 года Рассмотрев проект Программы "Леса Нижегородской области" до 2001 года, доработанный с учетом замечаний и предложений, Законодательное Собрание области постановляет: утвердить программу "Леса Нижегородской области" до 2001 года. Председатель Собрания А.А.Козерадский Утверждена постановлением Законодательного Собрания области от 15.10.98 N 202 ПРОГРАММА "ЛЕСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" до 2001 года Паспорт Программы Наименование - Программа "Леса Нижегородской области"" до 2001 Программы года Решение о - распоряжение губернатора области от 24.04.98 N разработке 608-р "О целевой программе "Леса Нижегородской Программы области" до 2001 года"; постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.97 N 1240 "О федеральной целевой программе "Леса России" на 1997-2000 годы" Заказчики - департамент лесного хозяйства и лесной Программы промышленности администрации области Основные - департамент лесного хозяйства и лесной разработчики промышленности администрации области; Программы Нижегородское управление лесами; фирма "Нижегородмежхозлес"; Поволжское государственное лесоустроительное предприятие Цели и задачи - осуществление комплекса лесоводственных, Программы организационно-технических, и экономических мер, направленных на сохранение и воспроизводство лесов области, повышение их средозащитной и средоформирующей роли, обеспечение потребностей народного хозяйства в древесной и недревесной лесной продукции Основные - лесоустройство - 416,4 тыс. га; показатели лесовосстановление - 29,9 тыс. га; Программы рубки ухода за лесом в молодняках - 50,0 тыс.га, в том числе в дубовых лесах - 320 га; рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки - 1980 тыс. куб. м ликвидной древесины, в том числе в дубовых лесах - 60 тыс. куб. м; ввод молодняков в категорию ценных насаждений - 59,2 тыс.га; ремонт гидролесомелиоративных систем - 3000 га; строительство дорог лесохозяйственного назначения - 36 км; создание противоэрозионных лесонасаждений - 1722 га; создание полезащитных лесных полос - 147 га; проведение наземных мер борьбы в очагах насекомых-вредителей леса и болезней леса - 23,3 тыс.га; лесопатологический мониторинг - 415,0 тыс.га Сроки реализации - 1998-2000 годы Программы Исполнители - Нижегородское управление лесами; Программы фирма "Нижегоромежхозлес"; Поволжское государственное лесоустроительное предприятие; государственные и межхозяйственные лесхозы Объемы и - общий объем финансирования - 249,5 млн. рублей, источники в том числе за счет средств федерального бюджета финансирования - 86,2 млн. рублей, областного целевого фонда "Воспроизводство лесов области" - 30,9 млн. рублей, собственных средств лесохозяйственных предприятий - 132,4 млн.рублей Ожидаемые - перевод в категорию хозяйственно ценных 60,4 тыс. конечные га насаждений (в результате проведенных работ по результаты лесовосстановлению и рубок ухода за лесом); Программы перевод в категорию покрытых лесом земель 56,5 тыс.га территории лесного фонда за счет создания лесных культур (32,5 тыс.га), содействия естественному возобновлению (20,0 тыс.га), естественного возобновления (4,0 тыс.га); увеличение площади дубовых лесов на 650 га, в том числе за счет создания лесных культур и перевода в покрытые лесом земли - на 200 га, и рубок ухода - на 450 га; дополнительное депонирование углевода за счет дополнительного прироста древесины в результате проведения мероприятий по лесовосстановлению; завершение лесоустроительных работ и организация мониторинга обеспечат лесофондодержателей и лесопользователей оперативной информацией о лесных ресурсах области Контроль за - контроль за ходом работ по выполнению Программы реализацией осуществляется департаментом лесного хозяйства и Программы лесной промышленности администрации области совместно с Нижегородским управлением лесами и фирмой "Нижегородмежхозлес" Содержание 1. Аналитическая часть 1. 1. Цели и задачи Программы 1. 2. Современное состояние лесного фонда, лесопользования и воспроизводства лесов 1. 3. Особо охраняемые природные территории 2. Программные мероприятия 2. 1. Лесоустройство 2. 2. Мониторинг лесов 2. 3. Лесовосстановление и лесоразведение 2. 4. Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки 2. 5. Защита лесов от вредителей и болезней 2. 6. Ведение хозяйства в дубовых лесах 2. 7. Гидролесомелиорация 2. 8. Дорожное строительство 2. 9. Охрана лесов от пожаров 2. 10. Организация государственной лесной охраны 2. 11. Побочное пользование лесом 3. Механизм реализации Программных мероприятий 3. 1. Научно-техническое обеспечение 3. 2. Ресурсное обеспечение 3. 3. Механизм финансового обеспечения и анализ доходности лесного хозяйства 3. 4. Перспективы привлечения иностранных инвестиций 3. 5. Трудовые ресурсы 4. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы 5. Оценка ожидаемой лесоводственно-экономической и экологической эффективности от реализации программных мероприятий 6. Приложения (1-7) Программа "Леса Нижегородской области" до 2001 года 1. Аналитическая часть 1. 1. Цели и задачи Программы Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования. В современных условиях повышается экологическая роль лесов. Учитывая их многостороннее значение, Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность. Основная цель Программы - через систему лесоводственных, организационно-технических и экономических мер уменьшить площадь не покрытых лесом земель, добиться повышения продуктивности лесов, повысить их роль в экологическом оздоровлении области. Учитывая потребность в достоверной и оперативной информации о лесном фонде, а также в информационной системе слежения за изменениями в нем, в Программе рассматриваются вопросы развития и совершенствования лесоустройства и мониторинга лесов. Мероприятия, намечаемые Программой, будут способствовать выполнению международных обязательств России, вытекающих из решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 год), конвенций ООН об изменениях климата, о биологическом разнообразии. Принимая во внимание нестабильный характер экономики страны в настоящее время, Программа рассчитана на 1998-2000 годы. Положения Программы соответствуют требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, другим законодательным и нормативным актам Российской Федерации и Нижегородской области по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов. При разработке Программы использованы материалы последнего учета лесного фонда (по состоянию на 1 января 1993 г.), результаты анализа современного состояния и динамики лесного фонда и развития лесного хозяйства за предшествующий период, материалы проектных разработок и лесоустройства 1993-1997 г.г. Программа увязана с: Федеральной целевой программой "Леса России" на 1997-2000 годы; Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России (в части создания защитных лесонасаждений); Федеральной целевой программой развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации (1996-2005 годы). 1. 2. Современное состояние лесного фонда, лесопользования и воспроизводства лесов Общая площадь земель лесного фонда Нижегородской области, по состоянию на 1 января 1998 г., составляет 3,9 млн. га или 53 процента территории области. В лесном фонде области леса первой группы составляют 30,5 процента. Категории защитности, исключенные из расчета размера главного пользования, составляют 60 процентов. На долю лесов второй группы приходится 69,5 процента. Леса на землях обороны занимают 99 тыс. га, городские леса - 13,6 тыс. га. Разорительная практика лесопользования в послевоенные годы нанесла тяжелый урон лесам и привела к тому, что естественные лесные экосистемы на значительной части территории области разрушены или коренным образом изменены. Существенно сократилось видовое разнообразие в лесных биоценозах, что поставило под угрозу экологическое равновесие. Леса в значительной степени утратили свою средообразующую роль. Особую тревогу вызывает низкий уровень ведения лесного хозяйства в не объединенных в межхозяйственные лесхозы лесах на землях сельскохозяйственного назначения. Площадь этих лесов составляет 83 тыс. га, они находятся в 27 районах области и выполняют почвозащитные функции. До настоящего времени не решен вопрос по лесоустройству, охране и обслуживанию лесов зоны затопления Чебоксарской ГЭС между отметками 63-68 м, которые составляют около 15 тыс. га. В области ведется работа по созданию постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе. Осуществляется планомерная работа по выделению плюсовых насаждений и деревьев, созданию архивов клонов древесных пород ценных в генетическом отношении. По сравнению с 1978 годом доля покрытых лесом земель увеличилась на 5,3 процента и на сегодняшний день составляет 89,8 процента, площадь непокрытых лесом земель уменьшилась на 4,4 процента и составляет 1,3 процента. Площади вырубок и прогалин соответствуют допустимую нормативу ежегодной лесосеки. Площадь гарей ежегодно уменьшается. Расчетная лесосека по главному пользованию лесом на 1998-2000 годы определена в объеме 4222,6 тыс. куб. м, из них доступно для освоения - 4222,2 тыс. куб. м. Анализ динамики расчетной лесосеки показывает, что по сравнению с 1993 годом она уменьшилась на 1468,4 тыс. куб. м, или на 27 процентов, а по хвойному хозяйству - на 768,5 тыс. куб. м (44 процента). Уменьшение расчетной лесосеки не оказывает прямого влияния на фактический отпуск древесины. Фактическая заготовка древесины по главному пользованию составила в 1993 году 3057,1 тыс. куб. м, в 1994 году - 1976,4 тыс. куб. м, в 1995 году - 2152,5 тыс. куб. м, в 1996 году - 1852,4 тыс. куб. м и в 1997 году - 1656,0 тыс. куб. м. Площади рубок леса и проводимых лесовосстановительных мероприятий, в основном, сбалансированы. Тем не менее, иногда не происходит своевременного восстановления хвойных древостоев. Основные причины этого следующие: уничтожение подроста и нарушение других лесоводственных требований при лесозаготовках; гибель лесов, в том числе лесных культур, от пожаров; слабая материальная база лесохозяйственного производства; недостаточное финансирование из федерального бюджета. Динамика лесовосстановительных мероприятий показывает, что с 1990 по 1996 годы их общий объем сократился с 20,5 тыс. га до 9,5 тыс. га, или на 11,0 тыс. га (46 процентов). Наряду с общим сокращением объемом лесовосстановительных мероприятий отмечается снижение удельного веса посева и посадки леса. Снижение объемов лесовосстановления объясняется, в основном, снижением объемов лесозаготовок и сокращением операционных средств и капитальных вложений, выделяемых из федерального бюджета на ведение лесного хозяйства. 1. 3. Особо охраняемые природные территории Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области являются объектами общенационального достояния. По состоянию на 01.01.98 г., особо охраняемые природные территории занимают 572,6 тыс. га, что составляет 7,5% территории области, из них 489 тыс. га (85%) - на лесных землях. Из 369 памятников природы 106 - это участки лесов (без болот), они занимают 44 тыс. га, или 29% по площади. Все отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области об особо охраняемых природных территориях. Все виды природопользования на особо охраняемых природных территориях могут осуществляться только в соответствии с установленным на данной территории режимом, определенным в паспорте или положении на данный объект, либо установленном решением органов государственной власти. Все особо охраняемые территории учитываются при проведении лесоустроительных работ. 2. Программные мероприятия 2. 1. Лесоустройство Переход к рыночным отношениям в экономике, внедрение в практику аренды участков лесного фонда и других новых форм организации пользования лесным фондом требуют развития и совершенствования лесоустройства, повышения уровня лесоустроительного проектирования, поиска и внедрения новых технологий лесоустроительных работ. По состоянию на 1 января 1998 года изученность лесного фонда характеризуется следующими данными. Таблица 1 Изученность лесного фонда N Субъекты Площадь лесов, тыс. га п/п лесных отношений в том числе: Общая охваченная неохваченная лесоустройством лесоустройством 1. Лесной фонд, всего 3882,0 3479,2 402,8 в том числе: Нижегородское управление 3137,2 3137,2 - лесами бывшие леса 665,0 338,3 326,7 сельхозорганизаций Керженский 46,0 - 46,0 государственный заповедник прочие категории 33,8 3,7 30,1 2. Леса на землях обороны 99,0 99,0 - 3. Городские леса 13,6 13,6 Всего 3994,6 3578,2 416,4 Значительно снизились ежегодные объемы лесоустроительных работ в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций. Не охвачены первичным лесоустройством леса, расположенные в зоне затопления Чебоксарской ГЭС между отметками 63-68. Устройство всех лесов области планируется завершить в 2000 году (приложение N 1). Общая стоимость предстоящих лесоустроительных работ составляет 4,2 млн. рублей. На основе анализа состояния лесного фонда лесоустройство обеспечивает информационную основу Программы. 2. 2. Мониторинг лесов В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации намечается развитие мониторинга лесов в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда для осуществления государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и усиления их экологических функций. Правовой основой развития мониторинга лесов является постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга", в котором признано необходимым разработать и внедрить систему мониторинга лесов как составную часть Единой государственной системы экологического мониторинга. Основными целями программы работ по развитию мониторинга лесов области на период до 2001 года являются: внедрение единых организационно-методических подходов; создание действующей сети обработки и обмена информацией на уровне регион - федеральный центр; разработка и начало реализации плана внедрения мониторинга лесов на всей территории области. Условием полноценного функционирования системы мониторинга лесов является создание необходимого технического и программного обеспечения. В состав работ по развитию мониторинга лесов входит: проведение рекогносцировочных обследований; создание и отработка методического обеспечения; проектирование и начало закладки сети пунктов наблюдений; закупка, установка и отладка технических средств. Реализация предлагаемой программы работ позволит достичь следующих результатов: создать комплекс программно-методического обеспечения ведения лесного мониторинга на всех уровнях управления лесным хозяйством; провести опытно-производственную проверку и создать систему мониторинга лесов на региональном и на локальном (на территории модельных объектов) уровнях; внедрить мониторинг лесов на участках лесного фонда с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями. 2. 3. Лесовосстановление и лесоразведение Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое, с применением различных способов содействия, естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях. Общая площадь не покрытых лесом земель в лесном фонде области составляет 36,8 тыс. га, и сосредоточены они преимущественно в труднодоступных и заболоченных местах. Основными объектами работ по лесовосстановлению будут сплошные вырубки, ежегодный объем которых ожидается в пределах 8 тыс. га. Учитывая необходимость восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых лет, на площадях погибших лесных культур и ускорения процесса воспроизводства лесов, лесовосстановление в целом по области на 1998-2000 годы проектируется в объеме 30,0 тыс. га, в том числе посадка и посев леса - 23,2 тыс. га (77,3 процента от общего объема лесовосстановления). Распределение лесовосстановительных мероприятий по годам их проведения и исполнителям приводится в приложении N 2. От технической оснащенности лесокультурного производства зависит возможность использования крупномерного посадочного материала (саженцев) при создании культур ели, что повышает их качество и сохранность. Предусматривается довести к 2001 году удельный вес лесных культур темнохвойных пород, создаваемых крупномерным посадочным материалом, до 16 процентов от общего объема. Перспективным направлением является создание лесных культур улучшенным на основании селекционного отбора посадочным материалом. До 2000 года планируется приступить к внедрению технологии выращивания лесных культур посадочным материалом с закрытой корневой системой. Объемы внедрения прогрессивных технологий в лесовосстановлении приведены в приложении N 3. Лесные насаждения являются одним из главных и обязательных элементов противоэрозионного комплекса на эродированных землях, именно по этому в их создание вложены большие средства как сельскохозяйственными предприятиями, так и управлением лесами. Всего в Правобережье области, по данным института "ВолговятНИИгипрозем", на 01.11.82 г. имелось 33,5 тыс. га противоэрозионных насаждений. Согласно "Генеральной схеме противоэрозионных мероприятий Горьковской области", разработанной институтом "ВолговятНИИгипрозем", для улучшения состояния лесных противоэрозионных насаждений необходимо провести: дополнение - 3,1 тыс. га; уход за почвой - 9,0 тыс. га; рубки ухода - 4,8 тыс. га; реконструкция - 3,4 тыс. га. Работы по уходу за лесными противоэрозионными насаждениями в настоящее время прекращены из-за отсутствия финансирования. Проектированием противоэрозионных систем защитных насаждений в области занимались институты "ВолговятНИИгипрозем" и "Росгипролес" (г.Москва). Создание защитных лесных насаждений осуществлялось межхозяйственными лесхозами фирмы "Нижегородмежхозлес" и лесхозами Нижегородского управления лесами. По данным института "ВолговятНИИгипрозем" для создания законченной противоэрозионной системы защитных лесонасаждений в Правобережье области необходимо создать 28,5 тыс. га лесонасаждений. Приоритетными районами создания законченных агролесомелиоративных систем должны стать территории, где они дают наибольший защитный эффект и отдачу в короткие сроки. Это, прежде всего, Бутурлинский, Гагинский, Спасский, Сеченовский, Починковский, Больше-Болдинский, Сергачский, Краснооктябрьский районы. Распределение работ по годам приведено в приложении N 4. Указанные работы по защитному лесоразведению и уходу за насаждениями будут выполняться силами лесхозов Нижегородского управления лесами и межхозяйственными лесхозами по договорам с органами сельского хозяйства за счет средств, выделяемых Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Перевод лесного семеноводства для защитного лесоразведения на селекционно-генетическую основу поможет решить коренной вопрос повышения жизнеспособности и долговечности этих насаждений. Селекционно-семеноводческая работа для защитного лесоразведения должна входить составной частью в общую селекционно-семеноводческую деятельность лесного хозяйства. В рассматриваемом периоде намечается создать по Нижегородскому управлению лесами лесосеменных плантаций - 9,9 га, архивов клонов и маточных участков - 27,5 га, испытательных культур - 20 га, выделить 60 плюсовых деревьев; по фирме "Нижегородмежхозлес" лесосеменных плантаций и участков - 15 га, провести агротехнические и лесоводственные мероприятия на уже созданных лесосеменных участках на площади 25 га. Для обеспечения переработки и хранения семян в области имеются 4 шишкосушилки Калининского типа производительностью 60-80 кг хвойных семян в сутки и одна передвижная ШП - 0.06, 41 склад длительного хранения семян хвойных пород. Имеющееся оборудование полностью обеспечивает существующую потребность. Имеющая площадь питомников (353,8 га - в Нижегородском управлении лесами и 15,5 га - в фирме "Нижегородмежхозлес") обеспечивает потребность в посадочном материале для выполнения намеченных объемов лесокультурных работ и отвечает современным требованиям по решению задач повышения качества и продуктивности создаваемых искусственным путем насаждений. Ежегодная потребность в посадочном материале составит 58 млн. шт., в том числе на защитное лесоразведение - 4 млн. шт. Программой предусматривается довести к 2001 году выращивание посадочного материала из семян, заготовленных на постоянной лесосеменной базе, до 15 млн. шт., в том числе с улучшенными наследственными свойствами - до 5 млн. шт., приступить к выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой с проектной мощностью до 1 млн. шт. в год. 2. 4. Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки В период с 1998 по 2000 годы ежегодный объем рубок ухода за молодняками предусматривается в размере 16,6 тыс. га. По данным лесоустройства, объем промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции и иные рубки, связанные с рубкой малоценных древостоев, а также вырубка древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) в лесах области, по лесоводственным требованиям, составляет около 1,2 млн. куб. м, а расчетный размер по экономическим и транспортным возможностям лесного хозяйства определен в 1 млн. куб. м или 83 процента. В 1997 году при промежуточном пользовании было заготовлено 626 тыс. куб. м ликвидной древесины, что составляет 52 процента к расчетному объему по лесоводственным требованиям и 63 процента к расчетному объему по экономическим возможностям. На 1998-2000 годы средний ежегодный объем промежуточного пользования проектируется в размере 635 тыс. куб. м. Прогноз динамики рубок ухода и санитарных рубок на 1998-2000 годы приводится в приложении N 2. 2. 5. Защита лесов от вредителей и болезней Рост антропогенного пресса на природную среду сопровождается ослаблением и усыханием лесов. В 1989 году в Балахнинском лесхозе произошло массовое размножение бледного соснового пилильщика на площади 5,9 тыс. га, в 1996 году в Павловском лесхозе на площади 13,4 га возник очаг обыкновенного соснового пилильщика. В результате принятых лесхозами мер по борьбе с вредителями очаги были ликвидированы. На протяжении многих лет на территории области действуют отдельные очаги майского хруща и соснового подкорного клопа, хотя площади их ежегодно сокращаются. Наибольшие очаги этих вредителей находятся в следующих лесхозах: Михайловском - на площади 413 га, Лысковском - 637 га. Имеются площади насаждений пораженных корневой губкой. В программный период прогнозируется уменьшение площадей усыхания лесов, очагов вредителей и болезней, которые нуждаются в строгом контроле и ликвидации (таблица 2). Таблица 2 Данные прогноза усыхания леса, очагов вредителей и болезней на 1998-2000 годы,га Показатели 1998 год 1999 год 2000 год Площадь очагов болезней 150 140 120 Площадь очагов вредителей 1000 800 750 Суммарное усыхание 1100 500 500 Площадь ослабленных лесов 15500 15500 15500 Всего лесов неудовлетворительного 18270 18000 16500 состояния Объемы мер борьбы 6600 7000 8000 Основным направлением совершенствования организации лесозащиты является поэтапное восстановление службы межрайонных лесопатологов, а также увеличение штата станции защиты леса. Необходимые объемы работ по основным направлениям текущей лесозащитной деятельности и необходимые затраты, рассчитанные на основании прогноза на программный период, приведены в приложении N 5. 2. 6. Ведение хозяйства в дубовых лесах Дубовые леса как в России, так и в Нижегородской области относятся к наиболее ценным. За период с 1975 по 1996 год площадь дубовых насаждений уменьшилась на 35,2 тыс. га или на 39% (с 89,9 тыс. га в 1975 году до 54,7 тыс. га в 1996 году). Уменьшение площадей произошло по всем группам возраста, за исключением спелых и перестойных насаждений. Происходит смена коренных дубовых лесов менее ценными породами (осиной, березой, елью и др.). Незначительные объемы производства культур дуба не обеспечивают даже сохранения существующих площадей дубрав. Для предотвращения ухудшения состояния дубовых лесов предусматривается комплекс лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий. Наибольший эффект при формировании дубовых лесов дают рубки ухода за лесом в молодняках. В 1998-2000 годах проведение рубок ухода в молодняках намечено на площади 320 га, то есть во всех нуждающихся насаждениях. В целях повышения уровня восстановления дубрав необходимо применение технологий создания культур дуба на базе комплексной механизации с применением расчистки и полосной раскорчевки лесосек в Разинском, Сергачском, Дальне-Константиновском и Бутурлинском лесхозах; соблюдение сроков проведения агротехнических мероприятий и первых лесоводственных уходов; создание культур дуба посадочным материалом с улучшенными наследственными свойствами; внедрение дуба в защитное лесоразведение. Программой предусматривается: заложить культуры дуба на площади 300 га; обеспечить перевод молодняков дуба в категорию ценных насаждений на площади 100 га; провести заготовку желудей в объеме 6 тонн; вырастить посадочный материал в количестве 1,5 млн. шт.; провести рубки ухода за лесом и санитарные рубки в объеме 60 тыс. куб. м на площади более 2,0 тыс. га. 2. 7. Гидролесомелиорация В лесном фонде области на 1 января 1998 г. имелось 364,9 тыс. га заболоченных и переувлажненных лесных земель, в том числе первой очереди освоения - 30,3 тыс. га. Наличие большой площади заболоченных и избыточно увлажненных земель лесного фонда снижает общий ежегодный прирост древесины и является препятствием для развития лесного хозяйства и проведения лесозаготовительных работ. Работы по лесоосушению проведены на площади более 71,2 тыс. га. Лесоосушительные системы требуют реконструкции и восстановления на площади 6,4 тыс. га. Для производства работ по лесоосушению и строительству дорог лесохозяйственного назначения до 1997 года имелось специализированное предприятие, объем строительства и реконструкции лесоосушительных систем достигал 3 тыс. га в год. Основной причиной сокращения объемов гидролесомелиорации в последние годы явилось недостаточное и нестабильное бюджетное финансирование, вследствие чего была расформирована Уренская лесомелиоративная станция. В программный период в развитии гидролесомелиорации основное внимание будет уделяться ремонту и содержанию ранее созданных осушительных систем. 2. 8. Дорожное строительство Ведение интенсивного лесного хозяйства, организация рационального лесопользования невозможны без развития путей транспорта в лесном фонде. Недостаточно развитая дорожная сеть, преобладание дорог с плохим техническим состоянием не позволяют обеспечить проведение работ по лесовосстановлению и уходу за молодыми лесами в полном объеме. Объем строительства дорог за последние годы сократился в несколько раз. В 1998-2000 годах необходимо построить и отремонтировать около 64 км дорог лесохозяйственного назначения. Планируемые затраты на гидролесомелиорацию, строительство и ремонт лесохозяйственных дорог в 1998-2000 годах по Нижегородскому управлению лесами - 2,0 млн. рублей, по фирме "Нижегородмежхозлес" - 0,5 млн. рублей. 2. 9. Охрана лесов от пожаров Охрана лесов - одна из важнейших частей природоохранных мероприятий. Сохранение лесов от повреждения и уничтожения огнем является главной проблемой лесного хозяйства, требующей дальнейшего развития и совершенствования службы охраны лесов. Леса области по классам природной пожарной опасности распределяются следующим образом: 1 класса - 25 процентов лесов; 2 класса - 20 процентов; 3 класса - 21 процент; 4 и 5 классов - 34 процента. Тушение лесных пожаров в настоящее время производится преимущественно с применением наземной силы и лишь в исключительных случаях, в труднодоступных районах, - с применением авиации, парашютистов или десантников-пожарных. Наземную охрану лесов от пожаров осуществляют лесхозы и лесничества, которые обеспечивают контроль за соблюдением правил пожарной безопасности, предупреждения возникновения лесных пожаров, обнаружения их в начальной стадии. На пожароопасный сезон в лесхозах создается усиления пожарная служба, наземное патрулирование, наблюдение с вышек, мачт и других наблюдательных пунктов, пожарные станции, оснащенные техникой и укомплектованные пожарными рабочими. Своевременное обнаружение пожаров обеспечивается путем наблюдения со 110 пожарно-наблюдательных вышек и пунктов, наземного маршрутного патрулирования (около 20 процентов территории лесов), авиапатрулирования, с применением более 1000 радиостанций различных типов. Потребность в радиостанциях, в строительстве пожарных наблюдательных вышек, ПХС, приобретении противопожарной техники и оборудования приведены в приложении N 6. Ликвидация возникших лесных пожаров обеспечивается работой 82 пожарно-химических станций. Кроме того, при конторах лесничеств, кордонах, в местах проживания лесной охраны имеются более 200 пунктов сосредоточения мелкого пожарного инвентаря и средств для тушения лесных пожаров. Леса Дзержинского и Балахнинского лесхозов по степени опасности возникновения лесных пожаров занимают особое место. Именно в этих лесах ежегодно в пожароопасный сезон происходит около 60 процентов лесных и торфяных пожаров. Большинство возникающих пожаров - низовые (до 80 процентов), но наличие крупных массивов хвойных молодняков и лесных культур в Семеновском, Борском, Затонском, Воскресенском, Балахнинском, Дзержинском, Лысковском, Выксунском и Михайловском лесхозах создает угрозу для развития верховых пожаров. Так за 1997 год от пожаров погибло 932 га лесных насаждений, в 1996 году - 3039 га. На ликвидацию лесных пожаров тратятся огромные материальные и денежные средства. Одной из причин распространения лесных пожаров является слабая материально-техническая база лесхозов, которая на протяжении последних 5-6 лет практически не обновлялась. В последние годы лесохозяйственные предприятия испытывают острый дефицит средств на ремонт и приобретение техники, противопожарного оборудования и строительство противопожарных объектов, создание запасов нефтепродуктов, аренду самолетов для патрулирования и возмещение затрат организациям, предприятиям и населению, привлекавшимся на тушение лесных и торфяных пожаров. Так, по состоянию на 01.05.98 г., не погашена задолженность федерального бюджета по затратам на тушение пожаров 1997 года в сумме 3,6 млн. деноминированных рублей. Лесхозы и пожаро-химические станции недостаточно укомплектованы противопожарной техникой и оборудованием, а имеющаяся - имеет повышенную степень износа. Недостаточное финансирование из федерального бюджета ставит под угрозу функционирование всей системы охраны лесов от пожаров и выполнение противопожарных мероприятий. В период реализации Программы значительное место в охране лесов от пожаров должно быть уделено противопожарной профилактике, проведению мероприятий на основе планов противопожарного устройства лесов, составленных при лесоустройстве (Приложение N 7). До 2001 года Программой предусматривается провести 890 выступлений по радио и телевидению, опубликование в печати 2090 статей, проведение 12300 лекций, докладов, бесед, распространение 315,5 тыс. штук листовок, показ 7400 кинофильмов на природоохранную тематику и другие мероприятия (установка более 23 тыс. аншлагов, обустройство 14,6 тыс. мест отдыха). Намечено организовать 3590 добровольно-пожарных дружин численностью 33700 человек, привлечь 6470 человек на работу общественными инспекторами. Для решения проблемы борьбы с лесными пожарами необходимо создание системы управления, базирующейся на сочетании эффектной профилактики пожаров с высокой оперативностью их обнаружения и ликвидации. Для оперативного выявления и ликвидации лесных и торфяных пожаров необходимо доукомплектовать лесохозяйственные предприятия противопожарной техникой, оборудованием, транспортом, средствами связи на сумму 31 млн. рублей. 2. 10. Организация государственной лесной охраны В целях усиления контроля за состоянием, охраной, воспроизводством и использованием лесов, Программой предусматривается (при выделении средств из федерального бюджета): довести численность работников: гослесоохраны до 3073 человек; работников лесной охраны в лесах, переданных в пользование сельскохозяйственным организациям - до 513 человек; построить в лесхозах Нижегородского управления лесами, фирмы "Нижегородмежхозлес" 49 контор и кордонов; обеспечить работников лесной охраны служебным оружием (1244 ед.) и форменной одеждой (6,7 тыс. комплектов); приобрести и направить в лесхозы не менее 140 автомобилей, 786 мотоциклов класса "Урал", 1855 мопедов, 41 моторной лодки и 59 лодочных моторов; приобрести для лесхозов 1185 радиостанций типа "Маяк" и "Транспорт" для обеспечения оперативной связи лесоохраны во время несения дежурств. 2. 11. Побочное пользование лесом Леса области располагают большими запасами пищевых ресурсов, которые должны быть поставлены на службу народному хозяйству. По данным последнего лесоустройства доступные хозяйственные запасы дикорастущего пищевого сырья в лесном фонде составляют: грибов - 10420 т.; березового сока - 61600 т.; меда пчелиного - 22200 т.; клюквы - 430 т.; брусники - 800 т.; рябины красной - 790 т. В урожайные годы лесхозами заготавливалось до 530 т. рябины красной, 61 т. клюквы и брусники, 31 т. грибов, 162 т. березового сока, 28 т. лекарственного сырья. В области также имеются благоприятные условия для развития лесного пчеловодства, т.к. основные площади естественных медоносов - малины, кипрея, липы сосредоточены в лесном фонде. В наиболее благоприятные годы естественные запасы меда используются на 2,5-3 процента. В лесном фонде области имеется свыше 45 тыс. га сенокосов и пастбищных угодий, из которых в настоящее время используется сельхозпредприятиями менее половины. Для обеспечения рационального использования запасов пищевых ресурсов леса предусматривается: периодически уточнять запасы дикорастущих пищевых и лекарственных растений и обеспечить прогнозирование их урожая; упорядочить деятельность многочисленных коммерческих структур, ведущих бесконтрольную заготовку дикорастущих в лесах области путем введения лицензирования; при условии финансирования, организовать воспроизводство пищевых лесных ресурсов путем создания промышленных плантаций плодовых культур, ягод, грибов, лектехсырья; улучшить материально-техническое оснащение пчелопасек, освоив пакетное производство, получение пчелиного яда, сбора пыльцы. Шире применять подвоз пчел к массивам медоносов, продолжить создание пчелопасек, доведя к 2001 году количество пчелосемей до 1500, производство товарного меда - до 7 тонн; возобновить заготовку березового сока, доведя объем готовой продукции до 50 тонн в год. 3. Механизм реализации Программных мероприятий 3. 1. Научно-техническое обеспечение Реализация Программы базируется на оперативном внедрении в лесном хозяйстве результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых отраслевыми научно-исследовательскими и проектными учреждениями. В разработке проблем лесоводства, лесоведения и агролесомелиорации принимает активное участие ряд институтов системы Российской академии наук, РАСХН и ряда других ведомств, а также вузов и их кафедр. В Нижнем Новгороде планируется открыть филиал Международного института леса. Тематика НИР и ОКР на предстоящие 1998-2000 и последующие годы охватывает актуальные проблемы лесного хозяйства, сгруппированные по следующим крупным научным направлениям: оптимизация развития, размещения и организации многоцелевого лесного хозяйства и высокопродуктивного неистощительного лесопользования; разработка экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности насаждений, в том числе в районах техногенного загрязнения и реликтовых экосистем; совершенствование региональных экологически безопасных технологий для лесовосстановления на промышленной и селекционно-генетической основе; совершенствование систем контроля и прогнозирования развития и распространения очагов вредных насекомых и болезней леса, разработка эффективных способов лесозащиты с применением экологически безопасных средств; разработка специальных энергетических средств для лесного хозяйства, удовлетворяющих лесоводственно-экологическим и экономическим требованиям; разработка эффективных технологий и методов ведения лесного хозяйства на основе комплексного применения экологически безопасных химических средств; изучение последствий загрязнения лесных экосистем в результате экологических аварий и разработка комплекса эффективных практических мероприятий по реабилитации загрязненных территорий и безопасному ведению лесного хозяйства на них; разработка системы социального развития отрасли, профилактики и охраны труда в лесном хозяйстве; разработка основ научного и информационного обеспечения отрасли. В условиях рыночной экономики предполагается совершенствовать принципы управления лесным хозяйством. В лесном хозяйстве используется вычислительная техника для государственного учета лесного фонда, решения многочисленных лесоустроительных и лесохозяйственных задач. На конец 1997 года оснащенность организаций лесного хозяйства области компьютерами составила лишь 30 процентов от необходимого уровня. Затраты на информатизацию отрасли на 1998-2000 годы должны составить 1,1 млн. рублей, в том числе капитальные вложения на приобретение компьютерной техники - около 1,0 млн. рублей. Общие затраты на информатизацию лесного хозяйства области, при включении в нее лесничеств, достигнут 2,3 млн. рублей. 3. 2. Ресурсное обеспечение Общая минимально необходимая потребность в операционных расходах на выполнение программных мероприятий на период 1998-2000 годов составляет 244,0 млн. рублей (таблица 3). Учитывая сложную финансовую ситуацию в стране, в перечень объектов строительства в период 1998-2000 годов включено минимально необходимое количество производственных и административных зданий и сооружений. Ежегодный объем капитальных вложений составляет около 2 процентов от всех расходов на лесное хозяйство. Таблица 3 Потребность в финансировании программы "Леса Нижегородской области" до 2001 года млн. рублей Показатели 1998 год 1999 год 2000 год Затраты на операционные расходы - всего 76,9 80,9 86,2 из них: Нижегородское управление лесами 64,0 67,4 71,6 фирма "Нижегородмежхозлес" 12,9 13,5 14,6 Капитальные вложения - всего 1,6 2,0 1,9 из них: Нижегородское управление лесами 0,5 0,5 0,5 фирма "Нижегородмежхозлес" 1,1 1,5 1,4 Всего расходов 78,5 32,9 88,1 из них: Нижегородское управление лесами 64,5 67,9 72,1 фирма "Нижегородмежхозлес" 14,0 15,0 16,0 В целом по Нижегородскому управлению лесами в 1997 году общие затраты составили 65,3 миллиона рублей (в ценах 1998 года). По источникам финансирования они выразились следующим образом: средства федерального бюджета 19,9 млн. рублей (30,5 процента), целевые средства областного и местных бюджетов - 7,1 млн. рублей (10,9 процента), собственные средства лесхозов - 34,7 млн. рублей (53,1 процента), задолженность федерального бюджета по затратам на тушение лесных пожаров - 3,6 млн. рублей (5,5 процента). По фирме "Нижегородмежхозлес" общие затраты на 1997 год составили 10,6 миллионов рублей, в том числе из федерального бюджета - 6,7 млн. рублей (63,2 процента), областного бюджета - 0,1 млн. рублей (0,9 процента), собственные средства межхозяйственных лесхозов - 3,8 млн. рублей (35,9 процента). Таким образом, основными источниками финансирования в 1997 году являлись федеральный бюджет и собственные средства лесохозяйственных предприятий, составившие по Нижегородскому управлению лесами около 84 процентов общего объема затрат, а по фирме "Нижегородмежхозлес" - более 99 процентов. Общая сумма платежей в виде арендной платы и лесных податей в 1997 году составила 14,7 млн. рублей, или 8,88 рубля в расчете на 1 куб. м древесины, отпускаемой на корню. Таблица 4 Минимально необходимая потребность в операционных расходах по видам лесохозяйственной деятельности на 1998-2000 годы млн. рублей Показатели 1998 год 1999 год 2000 год Рубки ухода и другие лесохозяйственные 20,1 19,7 19,8 работы (кроме строительства лесохозяйственных дорог), всего в том числе: Нижегородское управление 14,9 14,8 14,9 лесами Фирма "Нижегородмежхозлес" 5,2 4,9 4,9 Лесовосстановленне, всего 10,4 11,1 11,7 в том числе: Нижегородское управление 8,4 8,9 9,5 лесами Фирма "Нижегородмежхозлес" 2,0 2,2 2,2 Лесозащитные работы, всего 4,1 4,3 4,5 в том числе: Нижегородское управление 4,0 4,1 4,2 лесами Фирма "Нижегородмежхозлес" 0,1 0,2 0,3 Гидромелиоративные работы и строительство 0,6 0,9 1,0 лесохозяйственных дорог, всего в том числе: Нижегородское управление 0,5 0,7 0,8 лесами Фирма "Нижегородмежхозлес" 0,1 0,2 0,2 Итого производственных затрат 35,2 36,0 37,0 в том числе: Нижегородское управление 27,8 28,5 29,4 лесами Фирма "Нижегородмежхозлес" 7,4 7,5 7,6 Содержание лесохозяйственного аппарата а (в 30,4 32,8 35,9 т.ч. лесная охрана) в том числе: Нижегородское управление 25,3 27,3 29,5 лесами Фирма "Нижегородмежхозлес" 5,1 5,5 6,4 Прочие расходы, всего 11,3 12,1 13,3 в том числе: Нижегородское управление 10,9 11,6 12,7 лесами Фирма "Нижегородмежхозлес" 0,4 0,5 0,6 Всего расходов 76,9 80,9 86,2 в том числе: Нижегородское управление 64,0 67,4 71,6 лесами Фирма "Нижегородмежхозлес" 12,9 13,5 14,6 В общих затратах на операционные расходы производственные затраты составляют 45 процентов, из них 85 процентов направляется на воспроизводство лесов (включающее лесовосстановление, рубки ухода и другие лесохозяйственные работы); затраты на содержание лесохозяйственного аппарата, включая лесхозы, составляют около 40 процентов. Одной из проблем лесного хозяйства является недостаточность и износ производственной базы лесхозов. Износ основных фондов в среднем превышает 56 процентов, а их активной части - 71 процент. Такое положение создалось в результате политики прежних лет, когда приоритетными направлениями инвестиций были объекты лесопромышленного производства. На счета лесхозов в 1997 году поступило 41,1 процента от общей суммы взимаемых арендной платы и лесных податей. Таблица 5 Потребность в расходах по источникам финансирования млн. рублей Показатели 1998 год 1999 год 2000 год 1998-2000 годы Общая потребность в расходах 78,5 82,9 88,1 249,5 всего - в том числе: Нижегородское управление лесами 64,5 67,9 72,1 204,5 из них: федеральный бюджет 18,9 20,9 22,9 62,7 областной целевой фонд 8,0 7,4 7,7 23,1 "Воспроизводство лесов области" собственные средства 37,6 39,6 41,5 118,7 фирма "Нижегородмежхозлес" 14,0 15,0 16,0 45,0 из них: федеральный бюджет 7,6 7,9 8,0 23,8 областной целевой фонд 2,2 2,7 2,9 7,8 "Воспроизводство лесов области" собственные средства 4,2 4,4 5,1 13,7 3. 3. Механизм финансового обеспечения и анализ доходности лесного хозяйства В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в Программе учтен новый порядок распределения и использования средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, и финансирования лесного хозяйства. Расходы на содержание органов управления лесным хозяйством, осуществление мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские и проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозионных и пастбищезащитных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, развитие социальной сферы лесного хозяйства предусмотрено финансировать из федерального бюджета. Однако потребность нормативных затрат на ведение лесного хозяйства по Нижегородскому управлению лесами на 1998 год из федерального бюджета закрывается только на 27 процентов против 52 процентов по расчету. Не на много выше планируемый процент финансирования из федерального бюджета и на последующие годы. Подобные же затраты на ведение лесного хозяйства в лесах, переданных в пользование сельскохозяйственным организациям, и лесах, расположенных на землях обороны, также финансируются из средств федерального бюджета. Расходы на воспроизводство лесов планируется финансировать из областного целевого фонда "Воспроизводство лесов области". Федеральной службой лесного хозяйства России разработаны нормативы затрат на мероприятия по лесовосстановлению и уходу за лесами по области, на основе которых определяются необходимые расходы на воспроизводство лесов. Планируется следующее распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом. Лесные подати и арендная плата, остающиеся в области (в размере 60% от минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), поступают: 55 процентов - в областной бюджетный фонд "Воспроизводство лесов области"; 5 процентов - в бюджеты районов. Средства, поступающие в областной целевой фонд "Воспроизводство лесов области", направляются на финансирование расходов на воспроизводство лесов. Часть лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню в лесном фонде, за исключением лесных податей и арендной платы, рассчитанных по минимальным ставкам лесных податей, поступает лесхозам Нижегородского управления лесами, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства. Плата за древесину, отпускаемую на корню, в настоящее время чрезвычайно низка, ее удельный вес в цене заготовленной древесины в круглом виде не превышает 8 процентов, в то время как в зарубежных странах он достигает 30 и даже 50 процентов. Причины низкого уровня платежей за пользование лесным фондом в 1997 году следующие: спад производства в лесной промышленности, вызвавший резкое сокращение объема заготовок древесины; пониженный спрос на древесину и продукцию ее переработки из-за низкой покупательной способности предприятий и населения; большая доля в лесосечном фонде мелкотоварной и лиственной древесины, не имеющей достаточного сбыта; большие транспортные расходы по доставке лесоматериалов в районы потребления: недостаточная подготовленность специалистов на местах для работы в условиях рынка; не заинтересованность органов государственного управления лесным хозяйством в сборе лесных податей, по закону им не принадлежащих. В соответствии с соглашениями, заключенными между администрацией области и лесопромышленными предприятиями области, отпуск древесины на корню должен возрастать ежегодно на 5 процентов. Ставки лесных податей предполагается оставить на уровне 1998 года (таблица 6). Таблица 6 Прогноз отпуска древесины на корню и ставок лесных податей Показатели Ед. измер. 1997 год 1998 год 1999 год 2000 год Отпуск древесины на корню тыс. куб. м 1656,0 1740,0 1830,0 1920,0 Средняя минимальная руб./куб. м 8-88 10-02 10-02 10-02 ставка лесных податей за древесину, отпускаемую на корню Превышение конкретных % - 70 70 70 ставок над минимальными Прогнозируется, что к концу 2000 года отчисления в областной целевой фонд "Воспроизводство лесов области" возрастут почти в 8 раз, по сравнению с 1997 годом, за счет изменения источников поступлений, установленных положениями о фондах "Воспроизводство и охрана лесов области" и "Воспроизводство лесов области". В 2,3 раза увеличатся поступления в лесхозы за пользование древесиной за счет разницы платежей по минимальным и конкретным (фактическим) ставкам лесных податей (таблица 7). Таблица 7 Поступление платежей за пользование древесиной млн. рублей Показатели 1997 год 2000 год Объемы платежей за древесину, отпускаемую на корню, 14,7 32,7 всего В том числе поступает: в федеральный бюджет - 7,7 в областной целевой фонд "Воспроизводство лесов 1,3 10,6 области" в бюджеты районов 7,6 1,0 лесхозам Нижегородского управления лесами 5,8 13,4 в т.ч. от разницы стоимости древесины, отпускаемой - 13,4 на корню по конкретным и минимальным ставкам К концу 2000 года затраты на ведение лесного хозяйства, по сравнению с 1997 годом планируется увеличить на 34,9 процента, а лесной доход (выраженный суммой платежей за пользование древесиной) может покрыть затраты на лесное хозяйство на 37,1 процент (таблицы 7, 8). В 1997 году эта цифра составила 22,5 процента. Таблица 8 Поступление финансовых средств и доходность лесного хозяйства млн.рублей Показатели 1997 год 2000 год Потребность в затратах на реализацию Программы, 65,3 88,1 всего Поступления от платежей за пользование древесиной, 14,7 32,7 всего в том числе: в федеральный бюджет - 7,7 в областной фонд "Воспроизводство лесов области" 1,3 10,6 в бюджеты районов 7,6 1,0 лесхозам для нужд лесного хозяйства 5,8 13,4 В долгосрочной перспективе, по мере общего экономического роста в стране, можно ожидать многократного увеличения доходности лесного хозяйства за счет повышения платы за древесину, отпускаемую на корню (в том числе минимальных ставок), и увеличения отпуска древесины по рубкам главного пользования. Лесное хозяйство будет способно не только окупать собственные затраты, но также давать значительные средства в доходную часть областного и федерального бюджетов. Таблица 9 Источники финансирования расходов на реализацию программы "Леса Нижегородской области" до 2001 года млн. рублей Показатели 1998 1999 2000 1998-2000 год год год годы Затраты - всего 78,5 82,9 88,1 249,5 в т.ч. федеральный бюджет 26,5 28,8 30,9 86,2 областной фонд "Воспроизводство лесов 10,2 10,1 10,6 30,9 области" собственные средства лесхозов, всего 41,8 44,0 46,6 132,4 из них: от разницы стоимости древесины, отпускаемой 12,2 12,9 13,4 38,5 на корню по конкретным и минимальным ставкам мобилизация собственных средств 29,6 31,1 33,2 93,9 3. 4. Перспективы привлечения иностранных инвестиций Реализация Программы (в рамках Федеральной целевой программой "Леса России" на 1997-2000 годы) будет способствовать выполнению международных обязательств России, вытекающих из решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 год), конвенций ООН об изменениях климата и о сохранении биологического разнообразия, а также положений Концепций перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 440. Для широкого привлечения зарубежных инвесторов к реализации крупномасштабных проектов и программ требуется решить на международном уровне целый ряд юридических, организационных и технических вопросов. Особое значение лесовосстановление и лесоразведение приобретает в связи с глобальным изменением климата, обусловленным резким увеличением в последние годы содержания СО2 в атмосфере. Ряд зарубежных организаций и специалистов высказывают заинтересованность в участии в работах и вложении средств в лесовосстановление и лесоразведение на территории России в целях связывания углерода (СО2). Решение этих вопросов займет определенное время, поэтому участие зарубежных инвесторов в осуществлении крупных проектов по лесовосстановлению и лесоразведению возможно ожидать после 2000 года. 3. 5. Трудовые ресурсы Потребность в работниках государственной лесной охраны составляет: лесников - 2423 человека, мастеров леса - 514 человек, лесничих и помощников лесничих - 386 человек. В настоящее время фактическая численность ниже потребности по лесникам на 252 человека, мастерам леса - на 26 человек. Программой предусматривается к 2001 году довести численность работников государственной лесной охраны до 3586 человек (таблица 10). Увеличение численности специалистов, занятых в лесном хозяйстве планируется провести в основном за счет приема на работу лесников и мастеров леса. В настоящее время средняя площадь одного лесохозяйственного обхода в области составляет 1,7 тыс. га., в то время как в среднем по России - 1,3 тыс. га. За счет увеличения численности лесников к концу 2000 года площадь одного обхода уменьшится до 1,5 тыс. га. Это поможет не только улучшить охрану лесов, ведение лесного хозяйства, но и снизит остроту социальных проблем, связанных с безработицей в районах области. Таблица 10 Численность работников лесного хозяйства человек Показатели 1998 год 1999 год 2000 год Всего 3320 3462 3586 из них: лесники 2183 2309 2423 мастера леса 488 504 514 в том числе: Нижегородское управление лесами, всего 2891 2982 3073 из них: лесники 1840 1924 2008 мастера леса 402 409 416 Фирма "Нижегородмежхозлес", всего 429 480 513 из них: лесники 343 385 415 мастера леса 86 95 98 Выполнение Программы по данному разделу будет обеспечено действующей в области системой подготовки кадров работников лесного хозяйства, в основном, в Краснобаковском лесхоз-техникуме и Нижегородской сельскохозяйственной академии. 4. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы Выполнение целевой программы "Леса Нижегородской области" до 2001 года возлагается на Нижегородское управление лесами, департамент лесного хозяйства и лесной промышленности и департамент сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области. Контроль за выполнением Программы осуществляет администрация области. Намеченные Программой показатели реализуются в ходе производственной деятельности лесохозяйственных предприятий и межхозяйственных лесхозов, расположенных на территории области. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется администрацией области, Нижегородским управлением лесами, уполномоченными органами по охране окружающей среды. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в лесном хозяйстве разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и областные нормативно-технические документы, регламентирующие использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов. В 1999 году планируется ввести в действие Закон Нижегородской области "О лесе". Вместе с тем, требуется дальнейшее укрепление правовой базы по совершенствованию лесного законодательства, улучшению ведения лесного хозяйства и лесопользования как в Российской Федерации, так и в Нижегородской области. В рамках реализации федеральной целевой программы "Леса России" на 1997-2000 годы предусматривается дополнить нормативную правовую базу лесного хозяйства, предусмотрев, в частности, систему штрафов и поощрений для строгого выполнения лесопользователями обязанностей по проведению лесовосстановления на вырубках способами и методами, указанными в разрешительных документах, соблюдения ими требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов, применению при лесозаготовках экологически безопасной техники и технологий. Для управления реализацией Программы формируется комиссия, возглавляемая главным лесничим Нижегородского управления лесами, с включением в ее состав руководителей лесохозяйственных предприятий, межхозяйственных лесхозов, а также ответственных представителей администрации области, органов охраны природы и общественных организаций. Нижегородское управление лесами ежегодно организует проверку хода реализации Программы и направляет в департамент лесного хозяйства и лесной промышленности статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы, и ежегодно, до 1 февраля, доклад о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств. 5. Оценка ожидаемой лесоводственно-экономической и экологической эффективности от реализации программных мероприятий Меры, предусмотренные Программой, направлены на сохранение лесов, увеличение покрытых лесом земель, усиление роли лесов в обеспечении потребностей общества и человека лесной продукцией, товарами и услугами, повышение экономической, социальной, духовной, культурной и экологической значимости лесов. Реализация объемов и мероприятий, предусмотренных Программой на 1998-2000 годы, обеспечит: перевод в категорию хозяйственно ценных 60,4 тыс. га насаждений (в результате проведенных работ по лесовосстановлению и рубок ухода за лесом); перевод в категорию покрытых лесом земель 56,5 тыс. га территории лесного фонда за счет создания лесных культур (32,5 тыс. га), содействия естественному возобновлению (20,0 тыс. га), естественного возобновления (4,0 тыс. га); увеличение площади дубовых лесов на 650 га, в том числе за счет создании лесных культур и перевода в покрытые лесом земли - на 200 га, и рубок ухода - на 450 га; дополнительное депонирование углерода за счет увеличения прироста древесины в результате проведения мероприятий по лесовосстановлению. Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста (50-100 лет и более), используются во многих отраслях народного хозяйства и в процессе жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство. Природоохранные, климатические, водорегулирующие и социальные функций лесов в настоящее время не учитываются в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов. Основная прибыль от использования древесных ресурсов леса поступает от лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий. Приложение N 1 Лесоустройство лесов Нижегородской области N Субъекты лесных Площадь лесов, тыс. га Необходимые п/п отношений Общая в том числе: затраты на лесоустройство охваченная не охваченная (тыс. руб.) лесоустройством лесоустройством Всего в т.ч.намечено к выполнению 1998 1999 2000 г. г. г. 1. Лесной фонд, всего 3882,0 3479,2 402,8 206,0 167,7 30,1 4028 в том числе: Нижегородское 3137,2 3137,2 - - - - - управление лесами бывшие леса 665,0 338,3 326,7 160,0 167,7 - 3267 сельхозорганизаций Керженский 46,0 - 46,0 46,0 - - 460 государственный заповедник прочие категории 33,8 3,7 30,1 30,1 301 2. Леса на землях 99,0 99,0 - - - - - обороны 3. Городские леса 13,6 13,6 13,6 136 Всего 3994,6 3578,2 416,4 206,0 167,7 43,7 4164 Приложение N 2 Объемы работ по основным направлениям лесохозяйственной деятельности N п/п Показатели Ед. 1998 1999 2000 измер. год год год 1. Лесоустройство, всего тыс. га 206,0 167,7 43,7 2. Лесовосстановление, всего тыс. га 9,7 10,0 10,2 в т.ч. Нижегородское управление лесами тыс. га 8,0 8,3 8,5 Фирма "Нижегородмежхозлес" тыс. га 1,7 1,7 1,7 3. Посадка и посев леса, всего тыс. га 7,4 7,7 8,1 в т.ч. Нижегородское управление лесами тыс. га 6,3 6,6 7,0 Фирма "Нижегородмежхозлес" тыс. га 1,1 1,1 1,1 4. Рубки ухода за лесом в молодняках, тыс. га 16,6 16,7 16,7 всего в т.ч. Нижегородское управление лесами тыс. га 15,0 15,0 15,0 Фирма "Нижегородмежхозлес" тыс. га 1,6 1,7 1,7 5. Рубки ухода за лесом и выборочные тыс. м3 630 660 690 санитарные рубки (ликвидная древесина), всего в т.ч. Нижегородское управление лесами тыс. м3 525 550 575 Фирма "Нижегородмежхозлес" тыс. м3 105 110 115 6. Ввод молодняков в категорию ценных тыс. га 20,4 19,4 19,4 насаждений, всего в т.ч. Нижегородское управление лесами тыс. га 19,0 18,0 18,0 Фирма "Нижегородмежхозлес" тыс. га 1,4 1,4 1,4 7. Ремонт гидролесомелиоративных систем, га 500 1000 1500 всего в т.ч. Нижегородское управление лесами га 500 1000 1500 Фирма "Нижегородмежхозлес" га - - - 8. Строительство дорог лесохозяйственного км 9 12 15 назначения, всего в т.ч. Нижегородское управление лесами км 7 9 10 Фирма "Нижегородмежхозлес" км 2 3 5 Приложение N 3 Внедрение прогрессивных технологий в лесовосстановлении N п/п Показатели Ед. 1998 1999 2000 измер. год год год Нижегородское управление лесами 1. Создание лесных культур на основе % 20,2 20,2 20,2 промышленных методов 2. Посадка культур темнохвойных пород % 15,7 15,9 15,7 крупномерным посадочным материалом 3. Заготовка лесных семян с улучшенной % 25 25 25 наследственностью на лесосеменных плантациях, а также на постоянных лесосеменных участках в том числе мелкохвойных пород % 25 25 25 4. Приобретение технического оборудования млн. - 3,5 2,5 для выращивания посадочного материала рублей с закрытой корневой системой 5. Выращивание посадочного материала из млн. 10,0 11,5 12,0 семян, собранных в объектах штук постоянной лесосеменной базы в том числе посадочного материала с млн. 5,0 5,0 5,0 улучшенными наследственными штук свойствами 6. Создание семенных, маточных плантаций и га 11,0 11,0 11,0 архивов клонов сосны, ели, лиственницы и других пород в том числе лесосеменных плантаций га 2,0 2,0 2,0 7. Создание испытательных культур плюсовых га - - 20,6 деревьев 8. Механизация рубок ухода в молодняках с % 36,0 36,0 40,0 применением катков-осветлителей и кусторезов Фирма "Нижегородмежхозлес" 1. Посадка лесных культур крупномерным % 5 10 15 посадочным материалом 2. Посадка лесных культур по крутосклонам % 3 5 8 3. Заготовка лесных семян с улучшенной % 5 8 10 наследственностью 4. Выращивание посадочного материала с млн. шт. 1,0 1,5 2,0 улучшенной наследственностью 5. Создание лесосеменных плантаций га 3 10 15 Приложение N 4 Объемы лесоразведения на сельскохозяйственных землях (в гектарах) N п/п Показатели 1998 год 1999 год 2000 год Нижегородское управление лесами 1. Противоэрозионные лесонасаждения 350 350 350 Фирма "Нижегородмежхозлес" 1. Полезащитные лесные полосы 47 50 50 2. Противоэрозионные лесонасаждения 224 224 224 3. Лесохозяйственные мероприятия в защитных лесных насаждениях: рубки ухода за лесом 200 200 200 Приложение N 5 Объемы работ и производственные затраты по основным направлениям лесозащитной деятельности N п/п Показатели Ед. 1998 год 1999 год 2000 год измер. Нижегородское управление лесами 1. Наземные меры борьбы га 6500 6500 6500 2. Лесопатологический мониторинг тыс. га 100 120 150 . 3. Производственные затраты - тыс. руб. 247 295 354 всего в том числе биотехнические тыс. руб. 181 190 200 мероприятия Фирма "Нижегородмежхозлес" 1. Наземные меры борьбы га 1200 1300 1300 2. Лесопатологический мониторинг тыс. га 15 15 15 3. Производственные затраты тыс. руб. 20 20 25 Приложение N 6 Основные показатели по организации государственной лесной охраны N п/п Показатели Ед. 1998 год 1999 2000 год измер. год Нижегородское управление лесами 1. Численность работников чел. 2891 2982 3073 государственной лесной охраны 2. Потребность в служебных шт. 7 8 8 помещениях: конторах лесхозов и лесничеств кордонах шт. 7 7 6 3. Потребность в служебном оружии шт. 284 284 286 4. Потребность в транспортных шт. 31 40 45 средствах: автомобили "УАЗ-469" мотоциклы "Урал" шт. 190 222 214 мопеды шт. 455 455 455 лодки моторные "Казанка", шт. 11 15 15 "Прогресс" лодочные моторы "Вихрь" шт. 16 14 !4 5. Потребность в форменной одежде тыс. 1,9 1,8 1,8 для работников государственной компл. лесной охраны 6. Потребность в радиостанциях шт. 245 185 205 типа "Маяк", "Транспорт" 7. Потребность в производственных объектах: шт. 2 2 2 пожарно-наблюдательные вышки пожарно-химические станции шт. 1 1 2 8. Потребность в средствах радиосвязи: шт. 1 - - передвижная радиомастерская на базе УАЗ-452 установка ретрансляционной тыс. руб. 20 - - системы связи 9. Потребность в ремонте тыс. руб. 35 35 45 радиосвязи 10. Потребность средств пожаротушения: шт. 3 3 4 пожарные автомашины вездеходы АЛП-Т-150К шт. 4 4 4 автоцистерны всех марок шт. 10 10 12 бульдозеры Т-130 шт. 4 4 5 экскаваторы на базе трактора шт. 3 3 4 "Беларусь" трейлер шт. 1 1 2 Продолжение приложения N 6 N п/п Показатели Ед. 1998 год 1999 2000 год измер. год мотопомпы МП-1600 шт. 3 3 3 мотопомпы МП-800 шт. 17 17 19 малогабаритные помпы шт. 9 9 11 насосы НПН-600 шт. 13 14 15 грунтометы ГТ-3 шт. 1 1 1 стволы торфяные шт. 4 5 5 рукава пожарные капроновые п/м 3000 3000 3000 опрыскиватели РЛО шт. 219 219 219 11. Потребность в лесокультурной и лесохозяйственной технике: трактор трелевочный ТДТ- 55 шт. 13 13 14 трактор комплексный МТЗ-80, шт. 3 3 4 МТЗ-82 самоходное шасси Т-1б шт. 3 3 4 корчевательные машины КМ-1А шт. 13 13 14 навеска задняя СНЛ-3; НД-2 шт. 20 20 20 культиватор лесной КЛБ -1,7 шт. 13 13 14 (бороздной) культиватор питомнический шт. 3 3 4 КФП-1,5 сеялка универсальная СЛУ 5-20 шт. 3 3 4 плуг лесной полосной ПЛП-135 шт. 3 3 4 плуг лесной двухотвальный ПЛ-1 шт. 13 13 14 разбрасыватель удобрений РУП шт. 3 3 4 каток КОГ-2 шт. 3 3 4 кусторез КОГ- 2,3 шт. 6 6 8 кусторез КОК-2,3 шт. 3 3 4 кусторез "Секор" шт. 30 30 30 бензопилы шт. 45 45 50 Фирма "Нижегородмежхозлес" 1. Численность работников чел. 429 480 513 государственной лесной охраны 2. Потребность в служебных помещениях: конторах лесхозов и лесничеств шт. 1 2 3 кордонах шт. - - - 3. Потребность в служебном оружии шт. 115 125 150 4. Потребность в транспортных средствах: автомобили "УАЗ-469" шт. 5 10 10 мотоциклы "Урал" шт. 40 60 60 мопеды шт. 120 150 220 лодки моторные "Казанка", шт. - - - "Прогресс" лодочные моторы "Вихрь" шт. 4 5 6 5. Потребность в форменной одежде тыс. 0,2 0,5 0,5 для работников государственной компл. лесной охраны 6. Потребность в радиостанциях шт. 150 180 220 типа "Маяк", "Транспорт" 7. Потребность в производственных объектах: пожарно-химические станции шт. 1 1 1 8. Потребность средств пожаротушения: пожарные автомашины шт. 2 3 5 бульдозеры шт. 3 3 4 мотопомпы шт. 10 10 11 пожарный инвентарь и тыс. руб. 110 130 150 оборудование 9. Трактора лесохозяйственного шт. 5 5 7 назначения Приложение N 7 Объемы противопожарных мероприятий N п/п Показатели Ед. 1998 1999 год 2000 год измер. год Нижегородское управление лесами 1. Устройство противопожарных разрывов км 110 110 110 2. Устройство минерализованных полос км 5000 5000 5000 3. Уход за минерализованными полосами км 9700 9700 9700 4. Строительство дорог противопожарного км 90 90 90 назначения 5. Ремонт дорог противопожарного км 135 135 135 назначения 6. Создание опушечных барьеров из км 25 25 25 лиственных пород Фирма "Нижегородмежхозлес" 1. Устройство противопожарных разрывов км 10 16 20 2. Устройство минерализованных полос км 1000 1200 2000 3. Уход за минерализованными полосами км 1000 1300 2000 4. Строительство дорог противопожарного км 2 3 5 назначения 5. Ремонт дорог противопожарного км 5 10 20 назначения 6. Создание опушечных барьеров из км 10 10 10 лиственных пород 7. Очистка леса от захламленности га 1440 2000 2100 8. Устройство мест отдыха в лесу шт. 259 260 270 9. Установка противопожарных аншлагов шт. 400 400 400 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|