Расширенный поиск

Постановление Администрации Нижегородской области от 07.10.1998 № 252

 
                 АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 07.10.98г.                                          N 252

     Об активизации работы по 
     реформированию жилищно-коммунального
     хозяйства области, развитию рынка 
     услуг ЖКХ, защите прав потребителей 
     и экономии бюджетных средств


     Реформирование  жилищно-коммунального  хозяйства области началось
с  1992 года. За истекший период произведена приватизация значительной
части  жилищного  фонда,  осуществлен  переход на новую систему оплаты
жилья  и  коммунальных  услуг  населением, в городах и районах области
проводится   разделение   функций   управления   жилищным   фондом   и
предоставлением   жилищно-коммунальных  услуг,  внедряются  договорные
отношения  в  жилищной  сфере, ведется передача ведомственного жилья в
муниципальную  собственность и внедряются конкурсные процедуры в сфере
обслуживания муниципального жилищного фонда.
     Негативное   воздействие   на   состояние   жилищно-коммунального
обслуживания  населения  оказывает сохраняющееся монопольное положение
ряда  подотраслей  жилищно-коммунального  хозяйства  области, в т.ч. и
потенциально-конкурентных.  Отмечаются  низкие  темпы преобразований в
сфере  жилищно-коммунальных  услуг  в  ряде городов и районов области,
таких   как   Дзержинск,   Володарский,   Павловский,   Семеновский  и
Чкаловский.
     В     целях     дальнейшей    реализации    концепции    развития
жилищно-коммунального  хозяйства  в Российской Федерации, утвержденной
Указом   Президента   Российской  Федерации  от  28.04.97  N  425,  во
исполнение   постановления   Правительства   Российской  Федерации  от
20.12.97  N  1613  и  в  развитие постановления губернатора области от
30.09.97 N 278:
     1.  Департаменту  строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(Новокрещенов   B.C.),   департаменту   экономики   и  прогнозирования
(Теодорович  М.Л.),  департаменту финансов (Труфанов В.А.) в срок до 1
ноября  1998  года  разработать  областную программу демонополизации и
развития  конкуренции на товарных рынках жилищно-коммунальных услуг на
1998-1999годы.
     2.   Утвердить  методические  материалы  для  разработки  местных
программ    демонополизации   и   развития   конкуренции   на   рынках
жилищно-коммунальных  услуг в муниципальных образованиях Нижегородской
области (прилагаются).
     3.  Органам местного самоуправления области разработать и принять
к  исполнению местные программы демонополизации и развития конкуренции
на  товарных  рынках жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы. При
разработке  местных  программ  использовать  прилагаемые  методические
материалы.
     4.  Главам  местного  самоуправления  представлять  аналитические
материалы   о   выполнении   программных   мероприятий  в  департамент
экономики    и    прогнозирования,    департамент    строительства   и
жилищно-коммунального   хозяйства   и   Нижегородское  территориальное
управление ГАК России для анализа и обобщения два раза в год.
     Сроки предоставления аналитических материалов:
     - за полугодие до 20 июля;
     - за год до 20 января.
     5.  Департаменту  строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(Новокрещенов  B.C.)  и Нижегородскому территориальному управлению ГАК
России  (Гудков Г.Н.) два раза в год информировать губернатора области
о  результатах  работы  по  демонополизации  и развитии конкуренции на
местных рынках жилищно-коммунальных услуг.
     6.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
заместителя   губернатора   по   вопросам   организации  строительного
комплекса  развития  жилищно-коммунального  хозяйства, инфраструктуры,
дорожного строительства транспорта и связи Горина В.Н.


     Губернатор области          И.П.Скляров


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                         постановление
                                                   губернатора области
                                                        07.10.98 N 252

                        Методические материалы
                   для разработки местных программ
           демонополизации и развития конкуренции на рынках
              жилищно-коммунальных услуг в муниципальных
                  образованиях Нижегородской области


                              Введение.

     Реформа жилищно - коммунального хозяйства, начатая  в  Российской
Федерации в  начале  1990-х  годов,  является  одним  из  приоритетных
направлений  социальной  и  экономической  политики  государства.  Без
решения этого вопроса невозможно рационально  структурировать  систему 
бюджетов всех уровней, придать жилищному строительству и реконструкции 
должные масштабы, обеспечить современное качество жилищно-коммунальных 
услуг, активизировать деятельность населения в этой сфере.
     В  соответствии  с  "Концепцией  реформы  жилищно - коммунального
хозяйства в Российской Федерации", утвержденной Указом  Президента  РФ 
от 28.04.97г. N 485, одной из главных составляющих развития этой сферы 
является   демонополизация   жилищно - коммунального   хозяйства.  Она 
направлена на развитие конкурентной  Среды  в  этой  сфере, а  так  же 
совершенствование   механизмов   государственного   и   муниципального 
регулирования субъектов естественных монополий.
     Правительство  Российской   Федерации   определило   в   качестве 
важнейших направлений развития  конкуренции  и  демонополизации  сферы
жилищно-коммунального хозяйства на 1998-1999годы:
     * осуществление   дифференцированного   подхода   в    реализации
мероприятий по развитию конкуренции и  демонополизации  в  подотраслях
ЖКХ;
     * завершение  разграничения  функций  собственника,   управляющей
компании  (заказчика)  и   поставщика   жилищно - коммунальных   услуг
(подрядчика);
     * формирование  договорных  отношений  в   сфере   предоставления
жилищно-коммунальных услуг, как правило, на договорной основе;
     * создание и ведение  реестра  субъектов  естественных  локальных
монополий;
     * усиление контроля за  ценообразованием  на  услуги  предприятий
монополистов;
     * совершенствование методической и нормативно - правовой базы для
осуществления  антимонопольного  регулирования,  развития  конкуренции
и демонополизации в сфере жилищно-коммунальных услуг;
     * осуществление мониторинга хода конкуренции и демонополизации  и
его  влияние  на  уровень   качества,   надежность   и   экологическую
безопасность при оказании потребителям  жилищно - коммунальных  услуг.
Защита  прав  и  законных  интересов  потребителей  является  стержнем
реформы жилищно-коммунального хозяйства.
     В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом "Об
общих  принципах  местного   самоуправления",  Уставом   Нижегородской
области, большинство  практических  вопросов  обеспечения  устойчивого
функционирования жилищной сферы находится в ведении  органов  местного 
самоуправления.  Одновременно  они  являются  собственниками  основной 
части жилищного фонда и коммунальных  объектов.  Основываясь  на  выше 
указанном, предлагается:
     Органам местного самоуправления районов и  городов  Нижегородской
области разработать и принять  к  исполнению  муниципальные  программы
демонополизации и развития конкуренции на местных  (локальных)  рынках 
жилищно-коммунальных услуг.
     Настоящие рекомендации разработаны с целью  обеспечения  единства
подходов  к  проблемам  демонополизации  и  развития  конкуренции   на
локальных рынках жилищно - коммунальных услуг и наиболее полного учета 
специфики  состояния  ЖКХ  муниципальных  образований  и  существенных 
различий между подотраслями  ЖКХ  по  возможности  и  целесообразности 
развития в них конкурентной среды.

                   Основные требования к Программе

     1. Программа  разрабатывается  с  учетом  размеров  муниципальных
образований.
     2. Программа   содержит   перечень   конкретных   мероприятий   с
определением  сроков  выполнения,  ответственных   за   разработку   и
выполнение мероприятий и источников финансирования мероприятий.
     3. Программа   должна   быть   сбалансирована   по   всем   видам 
обеспечения:
     * организационное
     * правовое
     * кадровое
     * материально-техническое
     * финансовое
     4. Предлагается следующая структура Программы:
     * Паспорт Программы "Демонополизации и  развитии  конкуренции  на
рынке жилищно-коммунальных услуг".
     * Анализ  состояния   жилищно - коммунального   хозяйства.   План
мероприятий по реализации целей и  задач  демонополизации  и  развития
конкуренции на товарных ранках жилищно-коммунальных услуг.
     5. Программа   утверждается   органом   местного   самоуправления
муниципальных образований и представляется в департамент строительства 
и ЖКХ администрации области и Нижегородское ТУ ГАК России.


     Примечание:
     контактные телефоны для консультаций:
     Департамент строительства и ЖКХ   39-13-50
     ТУ ГАК  32-63-61
     Департамент ТЭК  39-19-56
     Фонд "Института экономики города"  39-18-60


                                                             Утверждаю
                                         Глава местного самоуправления
                                        _______________района (города)
                                      " ___ " __________________1998г.

                               ПРОГРАММА.
              демонополизации и развития конкуренции на
                  рынках жилищно-коммунальных услуг
                ______________________ района(города)
               Нижегородской области на 1998-1999 годы


                               1998 год

                               ПАСПОРТ
      Программы "Демонополизации и развития конкуренции на рынке
    жилищно-коммунальных услуг ___________________ района (города)
                           на1998-1999года"

Наименование программы     Демонополизация и развитие  конкуренции на 
                           рынках  жилищно - коммунальных   услуг   в 
                           _____________ районе (городе) на 1998-1999 
                           годы

Основание для разработки 
Программы                  распоряжение Главы администрации _________
                           __________________ района (города) N ___от

Ответственный за разработку 
Программы

Ответственный за реализацию 
Программы

Сроки реализации Программы 1998-1999 годы

Цель Программы             создание условий для преодоления негативных 
                           последствий монопольного или  доминирующего 
                           положения (в том числе технологически 
                           обусловленного) предприятий  жилищно -
                           коммунального хозяйства снижения их 
                           издержек и соответственно, тарифов на 
                           услуги жилищно-коммунального хозяйства при 
                           поддержании стандартов качества 
                           предоставляемых услуг

Ожидаемые результаты       -обеспечение защиты интересов  потребителей 
реализации Программы       жилищно - коммунальных услуг, снижение 
                           издержек производителей услуги и тарифов 
                           при поддержании стандартов качества, 
                           надежности и экологической безопасности 
                           предоставляемых услуг;

                           -установление системы контроля 
                           ценообразования в сфере естественных
                           монополий, обеспечивающей баланс интересов 
                           потребителей и производителей услуг 
                           жилищно-коммунального хозяйства

           Анализ состояния жилищно-коммунального хозяйства
           _______________________________ района (города)

     Данный   раздел   представляет   собой   основу   для  дальнейшей
разработки конкурентных мероприятий.
     Предлагается следующая структура раздела:
     1. Общие сведения
     1. 1. Население района. В том числе городское 
                                          сельское
     1.   2.   Структура   местного  самоуправления  района  (районная
администрация, администрация райцентра, сельские администрации)
     1.  3.  Общая  площадь  жилищного  фонда  из  него: в городской и
сельской  местности  с указанием доли (в процентах) ко всему жилищному
фонду, в том числе:
     - муниципальный;
     - ведомственный (указать основных балансодержателей)
     - частный. Из него:
     - приватизированный;
     -ЖСК.
     1.  4.  Расходы  местного бюджета на содержание жилищного фонда -
всего, в том числе:
     а)   предприятиям  для  компенсации  разницы  между  экономически
обоснованными тарифами и действующими тарифами;
     б) для предоставления льгот отдельным категориям граждан.
     1.  5.  Доля  расходов  на  ЖКХ (%), покрываемая за счет платежей
граждан.
     1.  6.  Оборудование жилья комплексом жилищно-коммунальных услуг.
Указывается степень оборудования жилфонда (в % к общей площади)
     * водопроводом;
     * канализацией;
     * центральным отоплением;
     * сетевым и сжиженным газом;
     * телефонизация
     2. Структура управления жилищно-коммунальным хозяйством.
     2.  1.  Наличие  службы  заказчика,  поставка  ЖКУ осуществляется
многоотраслевым    предприятием   ЖКХ,   которое   совмещает   функции
управления  жилищным  фондом  и  поставки  жилищно-коммунальных  услуг
(каких).
     2.   2.   Основные   поставщики   по  видам  услуг.  Их  доля  на
соответствующих товарных рынках.
     2.  3. Наличие договорных отношений между собственником жилищного
фонда, управляющей компанией и подрядчиками.


                           ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
по реализации целей и задач демонополизации и развития конкуренции на
              товарных рынках жилищно-коммунальных услуг


N
п/п  Мероприятия           Сроки        Источник         Ответственный
                           исполнения   финансирования
 
1.   Преобразование 
     форм собственности

1.1. Приватизация жилья

1.2. Передача объектов 
     социально-культурного
     и 
     коммунально-бытового
     назначения из 
     государственной в 
     муниципальную 
     собственность

1.3. Формирование и 
     государственная 
     регистрация 
     кондоминиумов

2.   Формирование 
     договорных отношений 
     в сфере 
     жилищно-коммунального
     хозяйства

2.1. Разделение функций 
     управления и 
     эксплуатации 
     жилищного фонда
     (формирование службы 
     заказчика, как 
     субъекта договорных 
     отношений)

2.2. Заключение договоров 
     на управление 
     жилищным фондом и 
     выполнение работ по 
     поставкам ЖКУ

2.3. Заключение договоров 
     с нанимателями и 
     собственниками жилых
     помещений

3.   Демонополизация 
     обслуживания 
     жилищного фонда

3.1. Проведение конкурсных 
     отборов управляющих 
     компаний

3.2. Проведение конкурсных 
     отборов подрядчиков 
     для текущего и
     капитального 
     ремонтов ЖФ

3.3. Проведение конкурсных 
     отборов подрядчиков 
     для выполнения
     специализированных 
     работ

3.4. Разработка и 
     внедрение процедур 
     контроля деятельности 
     исполнителей работ на 
     жилищном фонде

3.5. Приватизация жилищных 
     предприятий

4.   Стимулирование 
     развития 
     самоуправления в 
     жилищной сфере путем
     организации ТСЖ

4.1. Датирование ТСЖ на 
     уровне муниципального 
     жилищного фонда

4.2. Передача арендной 
     платы (или ее части) 
     товариществу при 
     наличии в доме 
     арендуемого помещения

4.3. Льготное 
     налогообложение, в 
     части формирования 
     муниципального
     бюджета

5.   Демонополизация 
     отраслей 
     благоустройства, 
     вывоза ТБО и 
     ритуального
     обслуживания

6.   Демонополизация 
     отраслей 
     баннопрачечного и 
     гостиничного 
     хозяйства

7.   Организация контроля 
     соблюдения 
     потребительского 
     законодательства,
     порядка 
     лицензирования, 
     ценового аудита и 
     соблюдения условий
     приватизации

     Основные направления реализации Программы

     I. Преобразование форм собственности

     1.  Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести, к
формированию двух уровней конкурентных отношений:
     -  конкуренция в сфере управления недвижимостью в целях получения
заказа от собственника на управление жилищным фондом;
     -конкуренция  подрядных  организаций в целях получения заказов на
обслуживание жилья.
     2. В целях преобразования форм собственности необходимо:
     2.  1.  Продолжить процесс передачи в собственность граждан жилых
помещений путем приватизации жилья.
     2.   2.  Продолжить  передачу  объектов  социально-культурного  и
коммунально-бытового  назначения  из  государственной  в муниципальную
собственность  с  учетом  выделенных на эти цели средств ( в 1998 году
приемка-передача   осуществляется   в   соответствии  с  распоряжением
губернатора от 10.03.98 N 354-р).
     2.  3.  Проводить приватизацию жилищно-коммунальных предприятий в
соответствии    с    Программой    приватизации    государственных   и
муниципальных   предприятий,  утвержденной  постановлением  областного
Законодательного Собрания от 28.05.96 N 99.
     2.  4.  Осуществлять  формирование  и государственную регистрацию
кондоминиумов, как единых комплексов недвижимого имущества.

     II.     Формирование     договорных     отношений     в     сфере
жилищно-коммунального хозяйства

     1.  Разделение функций управления и эксплуатации жилищного фонда,
предоставления   коммунальных  услуг,  путем  создания  служб  единого
заказчика (управляющих компаний).
     1.  1.  Процесс  разделения  функций  управления  и  эксплуатации
жилищного  фонда необходимо проводить с учетом масштаба муниципального
образования  и  Объемов  оказываемых жилищно-коммунальных услуг, а так
же климатических и технологических особенностей данной местности.
     1.  2.  По  объемам жилищного фонда все муниципальные образования
можно  разделить  на  две  группы: первая- объем обслуживающей площади
составляет до 100тыс.кв.м, вторая группа - более 100тыс.кв.м.
     1.   3.   Практика   российских  городов  реформирования  системы
управления  жилищно-коммунального хозяйства показала, что экономически
оправдана   организация   службы   заказчика   с   выделением   ее   в
самостоятельную   структуру   лишь   при   наличии   в   муниципальных
образованиях   жилищного   фонда  более  100  тыс.  кв.  м.  При  этом
договорные  отношения  строятся через трех- уровневую структуру, когда
муниципалитет-собственник   жилья   на   договорной   основе  передает
жилищный  фонд  в  управление  службе  единого  заказчика (управляющей
компании),    которая   в   свою   очередь   заключает   договоры   на
предоставление жилищно-коммунальных услуг населению.
     1.   4.   В   достаточно   крупных   муниципальных   образованиях
целесообразно   формировать  несколько  служб  заказчика  (управляющих
компаний).
     1.  5. При наличии в муниципальном образовании менее 100 тыс. кв.
м  жилищного  фонда  службу заказчика целесообразно организовывать как
подразделение   (отдел,  сектор)  администрации  города  (района),  не
выделяя   его   в  самостоятельную  юридическую  структуру.  При  этом
муниципалитет   делегирует   данному   подразделению  право  выполнять
функции заказчика жилищно-коммунальных услуг.
     1.   6.   Основными   функциями   службы  заказчика  (управляющей
компании) являются:
     -  поддержание  в надлежащем состоянии принятой от собственника в
управление  недвижимости  с  требованиями  государственных  стандартов
качества предоставления жилищно-коммунальных услуг;
     -  выбор  наилучшего  подрядчика  на  предоставление  жилищных  и
коммунальных услуг на вверенном ему в управление жилищном фонде;
     -заключение    договоров    с    выбранными    подрядчиками    на
предоставление жилищных и коммунальных услуг заданного качества;
     -  обеспечение  системы  контроля за предоставлением этих услуг и
оплаты их по факту предоставления.
     1.  7.  Основными  задачами службы заказчика являются оперативное
управление   муниципальным   жилищным   фондом,  объектами  инженерной
инфраструктуры  и  внешнего  благоустройства  города  (района) с целью
создания  условий  предоставления жилищно-коммунальных услуг заданного
количества, качества, стоимости.
     1.  8.  Функции  управляющей компании могут выполняться субъектом
любой организационно-правовой формы.
     1.  9.  Служба  заказчика  (управляющая компания) возможна в виде
муниципального унитарного учреждения либо предприятия.
     1.  10. Муниципальное унитарное предприятие является коммерческой
организацией.    Имущество   муниципального   унитарного   предприятия
находится  в  муниципальной  собственности  и принадлежит ему на праве
хозяйственного  ведения.  Право  хозяйственного  ведения предоставляет
предприятию  более  широкие  права  в  отношении  закрепленного за ним
имущества,   что   значительно   повышает   возможность  по  получению
дополнительного   дохода   при  более  эффективном  распоряжении  этим
имуществом.   Затраты  на  содержание  службы  в  этом  случае  должны
включаться в стоимость жилищно-коммунальных услуг.
     1.   11.  Муниципальное  унитарное  учреждение  -  некоммерческая
организация.  Имущество муниципального унитарного учреждения находится
в  муниципальной  собственности и передается ему на праве оперативного
управления.  Затраты на содержание службы в этом случае финансируются,
как  правило,  из  бюджета.  Возможно  и смешанное финансирование, при
котором  источником  финансирования  службы является как бюджет, так и
платежи населения за жилищно-коммунальные услуги.
     1.  12. При организации службы заказчика (управляющей компании) и
формировании    штатного   расписания   необходимо   руководствоваться
примерным  положением  о службах заказчика жилищно-коммунальных услуг,
утвержденного  распоряжением  губернатора области от 12.01.95 N 39-p и
методическими  рекомендациями  по  определению  численности работников
службы "Заказчика" и расходов на ее содержание.
     2.  Развитие  самоуправления  в  жилищной  сфере  путем  создания
товариществ собственников жилья (ТСЖ)
     ТСЖ  могут  выходить  на  рынок  услуг как по управлению жилищным
фондом,  выбирая  на  конкурсной  основе  компанию  по  управлению  их
недвижимостью,   так   и   осуществлять   конкурсный  отбор  подрядных
организаций по обслуживанию и ремонту домов.
     Для   развития   товариществ   собственников   жилья   необходимо
.проведение   активной   информационно-  пропагандисткой  компании  по
разъяснению  возможностей,  которые получают собственники, объединяясь
в    ТСЖ.    Местным   органом   самоуправления   необходимо   принять
соответствующие нормативные документы по стимулированию создания ТСЖ:
     -   о  датировании  товариществ  собственников  жилья  на  уровне
муниципального жилищного фонда;
     -  о передаче арендной платы ( или ее доли) товариществу в случае
при наличии в доме арендуемого помещения;
     -о  льготном налогообложении, в части формирования муниципального
бюджета;
     -  о  погашении  за  счет  бюджетных  средств  определенной  доли
расходов, связанных с оформлением документов по организации ТСЖ;
     -  о  компенсациях  за  предоставление льгот отдельным категориям
граждан,  а  также  жилищных  субсидий  на оплату жилья и коммунальных
услуг семьям с низкими доходами;
     -   о   передаче   в   общедолевую  собственность  домовладельцев
земельных участков, входящих в кондоминиум;
     3.      Формирование     договорных     отношений     в     сфере
жилищно-коммунального хозяйства
     3.   1.   Цель   формирования  договорных  отношений  -  снижение
стоимости  предоставляемых  жилищно-коммунальных  услуг,  улучшение их
качества.
     3.     2.    Реформирование    жилищно-коммунального    хозяйства
предусматривает  переход  на договорные отношения: между собственником
жилищного  фонда  и службой заказчика, службой заказчика и населением,
службой     заказчика    и    подрядными    организациями-поставщиками
жилищно-коммунальных услуг.
     3.  3.  Взаимоотношения службы заказчика (управляющей компании) с
собственниками   жилищного   фонда   регламентируются   договором   на
управление  муниципальным  жилищным  фондом  на  праве  доверительного
управления  с  учетом  четкого  распределения прав и обязанностей всех
задействованных  в  процессе  управления  хозяйством  и финансирования
сторон.
     3.   4.   Взаимоотношения   между   дирекцией  единого  заказчика
(управляющей      компанией)     с     организациями-     поставщиками
жилищно-коммунальных     услуг    регламентируются    соответствующими
договорами.
     3.   5.   Необходимо   особо   выделить  формирование  договорных
отношений  в малых муниципальных образованиях, где службы заказчика не
выделены    в   самостоятельную   организацию,   являясь   структурным
подразделением администрации города (района).
     В  этом  случае  договоры  на поставку жилищно-коммунальных услуг
заключаются  между  структурным подразделением администрации, которому
делегируется    функции    заказчика   от   лица   муниципалитета,   и
организациями-поставщиками услуг.
     3.   6.  В  городах  (районах),  где  существуют  многоотраслевые
производственные  предприятия  (МПО),  в  которые  входят  по цеховому
признаку   структуры   занимающиеся   как   эксплуатацией  и  ремонтом
жилищного  фонда,  так и структуры, обеспечивающие жилье коммунальными
услугами.  При  этом  в  договоре  особое  внимание необходимо уделить
бюджетному финансированию по каждому виду услуг.
     3.   7.  Взаимоотношения  между  службой  заказчика  (управляющей
компанией)   и   населением  регламентируются  для  нанимателей  жилых
помещений  -  договором  найма,  для  собственников  жилых помещений -
договором  на  техническое  обслуживание. В соответствии с Гражданским
Кодексом заключение таких договоров обязательно в письменной форме.
     3.  8.  Договор  на  эксплуатацию  жилищного  фонда между службой
заказчика   и   эксплуатирующей   организацией  может  предусматривать
возможность  изменения  условий  финансирования  и  определять  в этом
случае конкретный перечень подлежащих выполнению работ.
     3.  9.  При  формировании договорных отношений с теплоснабжающими
организациями  целесообразно заключать тройственное соглашение, где со
стороны  продавца  будет  выступать  теплоснабжающая организация, а со
стороны   покупателя  -  служба  заказчика  (управляющая  компания)  и
администрация   муниципального   образования.  В  этом  случае  служба
заказчика   (управляющая   компания)   несет   ответственность   перед
теплоснабжающей   организацией   в   пределах  платежей  населения,  а
администрация  муниципального образования - в пределах сумм бюджетного
датирования услуг по отоплению.

     III.  Демонополизация  и  формирование конкурентной среды в сфере
жилищно-коммунального хозяйства

     Путем   разделения   функций   заказчика   и  подрядчика  созданы
предпосылки   развития   конкуренции   в  сфере  жилищно-коммунального
хозяйства.  По  признаку возможности создания конкурентной среды можно
выделить следующие четыре группы:
     отрасли потенциально конкурентные (жилищное хозяйство);
     -подотрасли  естественных  локальных монополий. Это, как правило,
организации   инфраструктурного   обеспечения  коммунальными  услугами
(теплоснабжение,  водоснабжение,  водоотведение, электроснабжение и т.
д.),
     -подотрасли,  сочетающие в себе элементы потенциально монопольных
и  потенциально  конкурентных  структур  ( дорожно-мостовое хозяйство,
санитарная   очистка   и   утилизация   бытовых  отходов,  озеленение,
ритуальное обслуживание);
     -подотрасли  с  достаточно хорошо развитыми рыночными отношениями
(гостиничное хозяйство, банно-прачечное хозяйство).

     1.  Демонополизация  и  развитие  конкурентной  среды  в жилищном
хозяйстве
     1.   1.   Управление   жилищным   фондом   является  потенциально
высококонкурентной  сферой  деятельности,  где  на  конкурсной  основе
возможно  привлечение  к  управлению жилищным фондом как муниципальные
службы  единого  заказчика  (управляющие  компании), так и организации
любой  организационно-правовой  формы.  При  этом необходимо учитывать
эффект   масштаба   муниципального   образования,   так  как  практика
показывает,  что  минимизации  стоимости  работ по управлению жилищным
фондом  наступает,  когда  управляющая компания обслуживает 15 тыс.-20
тыс.  квартир.  Это  означает,  что  экономически оправдано говорить о
демонополизации  и  конкуренции  в  сфере  управления  жилищным фондом
тогда,  когда  муниципалитет  является балансодержателем более 30 тыс.
квартир. Это, как правило, города с населением более 100 тыс. человек.
     1.   2.  Целью  проведения  конкурсного  отбора  подрядчиков  для
эксплуатации  и ремонта жилищного фонда является обеспечение повышения
эффективности,  использования  финансовых ресурсов, повышение качества
обслуживания.
     1.  3.  Главными  условиями  успешного  проведения  конкурсов  на
эксплуатацию и ремонт жилищного фонда являются:
     -квалифицированный  подбор  группы домов, выставляемых на конкурс
(компактность расположения);
     -объективное  определение  стартовой цены выставляемых на конкурс
работ;
     муниципальные    предприятия    по    обслуживанию    жилья   как
самостоятельные   хозяйствующие   субъекты   не   должны  быть  жестко
закреплены   за   какой-либо   определенной   территорией,   что  даст
возможность  их  участия в конкурсном отборе по обслуживанию жилищного
фонда, например, в другом районе;
     -  организация  активной  информационной  кампании  по проведению
конкурсов.
     1.  4.  Для обеспечения конкурентной среды в сфере обслуживания и
ремонта  жилья  необходимо  как  можно  быстрее вывести финансирование
данных  работ  из  бюджетной зависимости, возложив их оплату полностью
на  население.  С  этой  целью  требуется  обеспечить опережающий рост
тарифов  на  обслуживание  жилищного  фонда по сравнению с тарифами на
коммунальные услуги.
     1.  5.  Благоприятная  ситуация для проведения конкурсного отбора
складывается   при   передаче   ведомственного   жилищного   фонда   в
муниципальную собственность.
     1.   6.   Целесообразно   предусмотреть   возможность  проведения
конкурсного    отбора    подрядных    организаций    для    проведения
специализированных   работ   (обслуживание   лифтов,   антенн,  систем
дымоудаления,  уборки  мусора  и т.д.). При этом рекомендуется вывести
из   тарифа   на  содержание  и  ремонт  жилья  тарифы  по  выполнению
специализированных работ, выставляемых на конкурс.
     1.  7.  Для  обеспечения  повышения  эффективности  использования
бюджетных   средств   необходимо   ввести   практику   привлечения  на
конкурсной  основе  организаций  любых форм собственности к выполнению
работ по капитальному ремонту.
     1.   8.   Имеются   определенные   ограничения   в   формировании
конкурентной  среды в муниципальных образованиях, относящихся к первой
группе ( с общей площадью жилищного фонда менее 100 тыс. кв. м).
     1.   9.   В   малых  городах  (районах)  конкурентность  в  сфере
управления маловероятна.
     1.  10.  Формированием  конкурентной среды в сфере обслуживания и
ремонта  жилья  в малых муниципальных образованиях так же ограничено в
следствии  малых  объемов услуг и, как правило, не вызывает интереса у
потенциальных   подрядчиков.   Проведение  конкурсов  на  обслуживание
жилищного  фонда  и  на  выполнение  специализированных  работ  в этом
случае, как правило, экономически не оправдано.
     1.  11.  В  малых  муниципальных образованиях имеется возможность
сформировать  конкурентные  отношения  не  на уровне юридических, а на
уровне  физических лиц, приглашая для выполнения определенных работ на
срочной контрактной основе тех или иных специалистов.
     1.  12.  Для  муниципальных  образований,  относящихся  к  первой
группе,  возможно  формирование.  конкурентной  среды  при  проведении
капитального ремонта.
     1.  13.  Демонополизация  должна  касаться и сферы сбора платежей
населения.  Задача  состоит  в  обеспечении для населения максимальной
доступности  осуществления  платежей  при  минимальной  стоимости этой
услуги.  Эта  цель  может  быть  достигнута путем разрушения монополии
Сбербанка   России.   Население   должно  иметь  возможность  оплатить
жилищно-коммунальные  услуги  и  в  почтовых  отделениях,  и  в других
коммерческих  банках.  При  этом необходимо установление фиксированной
стоимости  этой  услуги для организации, занимающейся сбором платежей.
Практика  российских  городов  показала  целесообразность установления
фиксированной  стоимости  не  в  процентах к начисленным платежам, а в
рублевом исчислении.
     2.  Демонополизация  и  создание  конкурентной  среды  в  области
тепло-, электро, -водоснабжения и водоотведения
     2.  1.  Как  правило,  услуги по тепло, -электро -водоснабжению и
водоотведению  могут быть отнесены к естественным локальным монополиям
на конкретной территории.
     2.   2.  Учитывая  сложное  экономическое  положение  в  регионе,
возможные   мероприятия   по  разукрупнению  существующих  предприятий
ресурсоснабжения  путем выделения самостоятельных юридических лиц для.
производства    и   доведения   услуг   до   потребителей   различными
предприятиями    по   технологической   цепочке   могут   привести   к
дезорганизации   работы  соответствующих  подотраслей  и  к  ухудшению
обслуживания  потребителя.  Поэтому  такие  мероприятия  не могут быть
оправданы  с  точки  зрения  осуществления  демонополизации  в  рамках
среднесрочной Программы.
     2.  3.  В условиях естественных монополий необходимо осуществлять
контроль  и  регулирование  стоимости  услуг предприятий- монополистов
государственными   органами   власти   области   и  органами  местного
самоуправления.
     2.    4.    Органами    местного    самоуправления   осуществляют
регулирование  ставок  платы  за  жилье  и  коммунальные услуги (кроме
тарифов  на  электроэнергию  и газ), розничных цен на твердое топливо,
цены  ,  тарифы  на  продукцию  и  услуги,  выпускаемые  (оказываемые)
муниципальными  предприятиями,  организациями,  учреждениями.  Процесс
регулирования  цен  (тарифов)  на  электроэнергию и газ осуществляется
администрацией области.
     2.  5.  С  целью  минимизации затрат на производство и реализацию
коммунальных   услуг,   достижения   достоверности   значений  тарифов
необходимо  регулярно ( один раз в год) проводить аудиторские проверки
деятельности предприятий - поставщиков коммунальных услуг.
     2.  6.  На первом этапе демонополизации формирование конкурентной
среды  в  сфере  естественных  монополий  возможно  за  счет  создания
конкурентной  среды  на  отдельных  этапах предоставления коммунальных
услуг  (сезонные  ремонтные  работы  капитального  характера,  закупки
топлива,  материалов  и  т.д.)  подрядными  организациями  любых  форм
собственности.  В  структуре  производственных затрат эти составляющие
обычно  превышают  50  процентов,  поэтому введение конкуренции в этом
направлении будет оправдано.
     2.  7.  Размещение  подобных  заказов  должно  осуществляться  на
конкурсной   основе,   а   порядок   осуществления   работ   и   услуг
регламентироваться соответствующими договорами.
     2.   8.   Существенное   влияние   на  формирование  конкурентных
отношений   может  оказать  внедрение  новых  технологий,  позволяющих
осуществлять   локальное  обслуживание  относительно  небольших  групп
потребителей   (например  обеспечение  проживающих  в  многоквартирных
домах  теплом, электроэнергией, услугами водоснабжения и водоотведения
и др.).
     3.  Демонополизация  и  создание конкурентной среды в подотраслях
благоустройства населенных пунктов и ритуального обслуживания
     3.   1.   Подотрасли   благоустройства   населенных   пунктов   и
ритуального   обслуживания   сочетают  в  себе  элементы  потенциально
монопольных и потенциально конкурентных структур.
     3.   2.   Формирование   конкурентной  среды  в  дорожно-мостовом
хозяйстве    может    .осуществляться    как    в   сфере   выполнения
дорожно-ремонтных  работ,  так  и  в сфере производства материалов для
дорожных  покрытий.  В  связи с этим демонополизацию дорожно-мостового
хозяйства   следует  проводить  предварительно  выделив  хозяйствующие
субъекты,   выполняющие   дорожно-ремонтные   работы   и  производящие
материалы для дорожных покрытий.
     3.  3.  При  проведении  демонополизации  и создании конкурентной
среды  в  сфере  услуг  по  санитарной  очистке  населенных  пунктов и
утилизации   отходов   можно   рекомендовать   аналогичные  решения  с
созданием   хозяйствующих   субъектов  на  транспортировку  отходов  и
непосредственно занятых утилизацией отходов (полигоны).
     3.  4  Развитие  конкуренции в сфере услуг по озеленению возможна
при  разделении  юридических  лиц,  занимающихся  выращиванием зеленых
насаждений   (питомники)   -  структур  потенциально  монопольных,  от
юридических  лиц,  выполняющих  работы  по благоустройству территорий,
как конкурентных структур.
     3.   5.  Ритуальные  услуги  могут  представляться  организациями
различных  форм  собственности.  Эти  услуги  должны предоставляться в
соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  от 12.01.96 N 8-ФЗ "О
погребении  и  похоронном  деле"  и  законодательными  актами области,
принятых  в  развитии  указанного  Закона.  Организации,  занимающиеся
предоставлением   ритуальных   услуг,   обязаны  получить  лицензию  в
областном   Центре   лицензирования   при   комитете   архитектуры   и
градостроительства.
     4.   Демонополизация  отраслей  банно-прачечного  и  гостиничного
хозяйства
     Органам  местного самоуправления необходимо осуществлять контроль
за  ценообразованием  и  обеспечением  доступности.  доя  потребителей
услуг  банно-прачечного  и  гостиничного  хозяйства  в  соответствии с
Законом    РФ   "О   конкуренции   и   ограничении   монополистической
деятельности на товарных рынках".

     IV. Зашита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

     Функции   защиты  прав  потребителей  жилищно-коммунальных  услуг
осуществляет  структурное  подразделение администрации города (района)
согласно  распоряжения  администрации  области от 18.05.92 N 523 -р "О
создании  органов по защите прав потребителей при городских и районных
администрациях".
     В  своей работе данные подразделения руководствуются действующими
законодательными  и  нормативными  актами  федерального  и  областного
уровней.
     Подразделения   взаимодействуют   с   отделом   по   защите  прав
потребителей  Нижегородского  территориального  управления ГАК России,
Нижегородской     областной    общественной    организацией    "Защита
потребителей" и жилищно-коммунальными организациями города (района).
     В      целях     обеспечения     защиты     прав     потребителей
жилищно-коммунальных  услуг органам местного самоуправления необходимо
осуществлять:
     -  контроль  за  исполнением  договора  социального  найма жилого
помещения  (для  нанимателей)  и  договора на техническое обслуживание
(для  собственников жилья) в части предоставления жилищно-коммунальных
услуг  в  объеме не ниже установленных органом местного самоуправления
нормативов  потребления  этих  услуг и отвечающих параметрам качества,
надежности и экологической безопасности;
     -   контроль   за  исполнением  положения  о  снижении  населению
платежей   за  жилищно-коммунальные  услуги  при  нарушении  сроков  и
качества  их  предоставления,  утвержденное постановлением губернатора
области от 30.03.95 N 56;
     -  разъяснительную  работу среди населения через местные средства
массовой  информации  по  вопросам потребительского законодательства в
сфере жилищно-коммунального хозяйства.

 



Информация по документу
Читайте также