Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 04.11.2002 № 292

 
                 ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 04.11.2002г.                                        N 292

              Об утверждении Программы "Создание единой
                 образовательной информационной среды
              Нижегородской области (2003 - 2005 годы)"


     С  целью  развития  системы  образования  Нижегородской  области,
повышения  качества  образования,  участия  в мероприятиях Федеральной
целевой  программы  "Развитие  единой  образовательной  информационной
среды  (2001-2005  годы)",  утвержденной  постановлением Правительства
Российской Федерации от 28.08.2001 N 630:
     1.    Утвердить    прилагаемую    Программу    "Создание   единой
образовательной  информационной  среды  Нижегородской  области (2003 -
2005 годы)" (далее - Программа).
     2.  Министерству  финансов  Нижегородской области (В.В. Соболеву)
предусмотреть   при   формировании   проектов  бюджетов  Нижегородской
области   на   2003  -  2005  годы  выделение  средств  на  выполнение
мероприятий Программы.
     3.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на
первого  заместителя  Губернатора  - члена Правительства Нижегородской
области Ю.П. Сентюрина.


     Губернатор          Г.М.Ходырев


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          Постановлением Правительства
                                                 Нижегородской области
                                                   от 04.11.2002 N 292

                              ПРОГРАММА
                   "Создание единой образовательной
              информационной среды Нижегородской области
                         (2003 - 2005 годы)"

                            г. Н. Новгород
                                 2002

                               Паспорт
   Программы "Создание единой образовательной информационной среды
               Нижегородской области (2003 - 2005 гг."


Наименование         Программа "Создание единой образовательной
Программы            информационной среды Нижегородской области 
                     (2003 - 2005 гг.)"

Основание для        Федеральная целевая программа "Развитие единой
разработки           образовательной
Программы            информационной среды (2001 - 2005 годы)", утвержденная
                     постановлением Правительства Российской Федерации 
                     от 28.08.2001 N 630

Государственный      Министерство образования Российской Федерации
заказчик             Правительство Нижегородской области

Основные             Министерство образования и науки Правительства
разработчики         Нижегородской
Программы            области. Совет по развитию образовательной
                     информационной среды при Министерстве образования 
                     и науки Нижегородской области

Цель Программы       Целью Программы является создание и развитие в
                     Нижегородской области единой образовательной 
                     информационной среды, обеспечивающей
                     объединение нижегородских Интернет ресурсов в единый
                     образовательный портал; 
                     создание сегмента "социального Интернета",
                     обеспечивающего льготный доступ к образовательным 
                     ресурсам; 
                     повышение
                     качества всех уровней образования, на основе 
                     использования современных информационных технологий.

Задачи Программы     1. Разработка электронных средств
                     информационно-технологической поддержки и развития, 
                     объединяющих образовательные учреждения
                     Нижегородской области в единую образовательную
                     информационную среду.
                     2. Обеспечение образовательных учреждений средствами
                     вычислительной техники, линиями связи и средствами 
                     доступа к информационным ресурсам.
                     3. Повышение квалификации и профессиональная
                     переподготовка педагогических, административных и 
                     инженерно-технических кадров образовательных учреждений, 
                     способных использовать в учебном процессе новейшие 
                     информационные технологии.
                     4. Создание, распространение и внедрение в учебный
                     процесс современных электронных учебных материалов, 
                     их интеграция с традиционными учебными пособиями.
                     5. Создание системы технического обслуживания
                     технических средств (сервис - центров)

Этапы реализации     Первый этап - 2003 год. Разработка программ, учебных
Программы            планов и материалов, развертывание курсов повышения
                     квалификации преподавательских кадров.
                     Обеспечение образовательных учебных заведений
                     Нижегородской области компьютерной техникой, 
                     линиями связи и средствами доступа к глобальным 
                     информационным ресурсам. Разработка современных
                     электронных учебных материалов.
                     Проведение курсов повышения квалификации и
                     профессиональной переподготовки педагогических, 
                     административных и инженерно-технических кадров.
                     Развертывание системы доступа учреждений образования к
                     информационно-образовательным ресурсам.
                     Второй этап - 2004 - 2005 годы. Завершение обеспечения
                     учебных заведений Нижегородской области компьютерной
                     техникой, линиями связи и средствами доступа к глобальным 
                     информационным ресурсам.
                     Создание в Нижегородской области единой образовательной
                     информационной среды. Разработка и тиражирование 
                     электронных учебных материалов.
                     Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
                     педагогических, административных и инженерно-технических 
                     кадров. Организация сервисной службы.

Сроки реализации     2003 - 2005 годы
Программы

Перечень основных    1. Развитие в Нижегородской области единой
мероприятий          образовательной информационной среды. Проектирование и 
                     развертывание образовательной сети, интегрированной в 
                     российские телекоммуникационные сети;
                     создание образовательного портала. Организация системы
                     постоянно действующей электронной связи для доставки 
                     электронных учебно-методических материалов. Организация 
                     системы дистанционного обучения и консультирования учащихся 
                     учебных заведений различного уровня.
                     Создание сегмента "Социального" Интернета,
                     обеспечивающего льготный доступ жителей области к 
                     образовательным ресурсам.
                     2. Создание в Нижегородской области электронных учебных
                     материалов и средств поддержки учебного процесса. 
                     Формирование перечня электронных учебных материалов, 
                     необходимых для обеспечения учебного процесса различных 
                     уровней образования. Разработка и тиражирование электронных 
                     учебных материалов. Организация электронных библиотек учебных 
                     материалов и обеспечение доступа к размещенным в них 
                     образовательным ресурсам. Интеграция электронных
                     и традиционных учебных материалов в единую образовательную
                     информационную среду.
                     3. Повышение квалификации и профессиональная
                     переподготовка педагогических, административных и 
                     инженерно-технических кадров.
                     Формирование в Нижегородской области программ и
                     методическое обеспечение повышения квалификации и 
                     профессиональной переподготовки педагогических, 
                     административных и инженерно-технических кадров
                     в области новых информационных технологий.
                     4. Обеспечение образовательных учреждений Нижегородской
                     области средствами информатизации. Обеспечение образовательных
                     учреждений средствами вычислительной техники, средствами
                     телекоммуникаций, лицензионными и сертифицированными программными
                     продуктами;
                     предоставление услуг по их сопровождению. Обеспечение
                     учебных заведений специализированной мебелью для учебных
                     кабинетов и компьютерных классов.
                     5. Организация в Нижегородской области сервисной службы.
                     Создание инфраструктуры сервисной службы, организация
                     эффективного функционирования сервисной службы.

Исполнители          - министерство образования и науки Нижегородской области
мероприятий          (МОН);
Программы            - министерство финансов Нижегородской области (МФ);
                     - Нижегородский государственный университет им. Н.А.
                     Лобачевского (ННГУ) (при условии участия в реализации Программы);
                     - Нижегородский государственный технический университет
                     (НГТУ) (при условии участия в реализации Программы);
                     - Институт прикладной физики РАН (ИПФ РАН) (при условии
                     участия в реализации Программы);
                     - Образовательные учреждения министерства образования и
                     науки Нижегородской области (при условии участия в реализации
                     Программы);
                     - Нижегородский институт развития образования (НИРО)
                     (при условии участия в реализации Программы);
                     - Органы местного самоуправления (по согласованию).

Планируемые объем и  Финансирование работ предполагается осуществлять на
источники            паритетной
финансирования       основе за счет средств Федерального бюджета и бюджета
                     Нижегородской области.
                     Всего на 2003 - 2005 годы 268,8 млн. руб., в том числе
                     из федерального бюджета 137,0 млн. руб., из средств бюджета
                     Нижегородской области 131,8 млн. руб.
                     Сумма расходов на реализацию Программы определяется в
                     пределах средств, предусматриваемых в областном бюджете и
                     бюджетах районов и городов на соответствующий финансовый год.

Ожидаемые конечные   В результате реализации Программы ожидается апробация и
результаты           введение
Программы            в эксплуатацию в Нижегородской области единой
                     образовательной информационной среды, которая позволит:
                     Создать условия для повышения качества образования в
                     Нижегородской области за счет эффективного использования 
                     современных информационных технологий. Довести число 
                     компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: 
                     один компьютер - на 50 учащихся.
                     Создать условия для обеспечения равных возможностей всем
                     гражданам Нижегородской области на получение образования всех
                     уровней и ступеней; обеспечить доступ учащихся и преподавателей
                     50% общеобразовательных учреждений и 70% профессиональных
                     учебных заведений Нижегородской области к сетевым информационным
                     ресурсам.
                     Обеспечить подключение вузов к высокоскоростным каналам
                     с пропускной способностью не менее 256 Кб/с.
                     Повысить качество обучения в сельской местности путем
                     организации в Нижегородской области доступа отдаленных школ к
                     образовательным ресурсам, рационального использования педагогических
                     кадров высшей квалификации, подготовки специалистов в области
                     информационных технологий для сельской школы.
                     Создать в Нижегородской области систему тиражирования
                     современных электронных учебных материалов по основным предметам
                     общеобразовательной школы (физика, химия, биология, математика, 
                     история, география и др.), осуществить их интеграцию с традиционными
                     средствами обучения.
                     На территории Нижегородской области создать для
                     образовательных учебных заведениях сеть линий качественной 
                     электронной связи для доступа к глобальным образовательным ресурсам;
                     создать условия для развития технологии интерактивного
                     дистанционного обучения. Реализовать возможность персонализации
                     образования путем создания и реализации индивидуальных
                     образовательных траекторий.
                     Развить систему методической поддержки преподавателей
                     учебных учреждений всех уровней, провести подготовку и
                     переподготовку 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в
                     области новых информационных технологий.
                     Создать условия гражданам Нижегородской области с ограниченными
                     возможностями здоровья получать полноценное образование
                     и необходимую специальную (коррекционную) помощь; создать
                     благоприятные условия для их социальной адаптации и реабилитации
                     средствами образования.
                     Создать в Нижегородской области систему центров информационной
                     и научно-методической поддержки образовательного процесса.

Орган                Дирекция Программы (Совет по развитию образовательной
программно-целевого  информационной
управления           среды при министерстве образования и науки Нижегородской
                     области)

Система контроля за  Ежегодные отчеты министра образования и науки
исполнением          Нижегородской
Программы            области по результатам реализации данной Программы на
                     заседаниях Правительства Нижегородской области.

                               Введение
     Как   известно,   конец  XX  столетия  ознаменовался  интенсивным
развитием  и  активным  внедрением  информационных  технологий  во все
сферы   жизни   общества:   управление,   промышленность,   транспорт,
строительство,  сельское хозяйство... Информатизация широко охватила и
социальную сферу: образование, науку, культуру и здравоохранение.
     В  то  же  время, процессы информатизации в человеческом обществе
выразились   в  сильно  возросшей  интенсивности  процесса  накопления
знаний:  если  в  50-х  годах  объем  знаний  (объем  перерабатываемой
информации)  удваивался  за  10  -  15  лет,  то теперь время удвоения
сократилось  до  3  -  5  лет.  На  момент окончания учащимся учебного
заведения,  будь то школа, профессиональное училище, техникум или вуз,
он  вынужден  опять  учиться,  поскольку  полученные  в процессе учебы
знания  часто  оказываются недостаточными для соответствия современным
требованиям,   предъявляемым   к   выпускнику  как  к  подготовленному
специалисту,  владеющему в век информационных технологий, обязательным
минимумом  знаний,  умений и навыков работы со средствами компьютерной
техники.
     Наряду   с   этим,   как  Россия,  так  и  Нижегородская  область
столкнулась  с необходимостью скорейшего формирования профессиональных
кадров,  способных  в  экстремальных  условиях  жесткого  финансового,
ресурсного,  налогового  прессинга  успешно решать задачи сохранения и
подъема   производства  в  области  предпринимательства,  менеджмента,
экономики и т.п.
     Внедрение    и    использование   информационных   технологий   в
образовательные  учреждения  и  через  них  в  экономику Нижегородской
области   способны   принести   весьма  ощутимый  эффект,  обеспечивая
устойчивое развитие в ближайшие годы.
     Настоящая  Программа предусматривает систему мер, направленных на
создание  и  развитие  в  Нижегородской области единой образовательной
среды,  как  части  единой образовательной среды Российской Федерации,
обеспечивающей  повышение качества образования, сохранение, развитие и
эффективное  использование научного потенциала Нижегородской области и
создание  условий  для поэтапного перехода к новому уровню образования
в Нижегородской области на основе информационных технологий.

  1. Состояние информационной образовательной среды в Нижегородской
                               области
     В  настоящее  время  в  Нижегородской  области 16 государственных
высших   учебных   заведений   достаточно   оснащены   IBM-совместимой
вычислительной  техникой, необходимой для ведения учебного процесса на
современном уровне. Все вузы имеют доступ к глобальной сети Интернет.
     В   высшем  образовании  создана  система  WWW-серверов  на  базе
университетских  узлов  связи,  которая  может  стать  основой единого
образовательного   информационного   пространства.   Система  серверов
обладает   рядом  поисковых  средств,  позволяющих  найти  информацию,
необходимую пользователям системы образования.
     В   то  же  время,  в  Нижегородской  области  сложилась  сложная
ситуация    в   области   использования   современных   информационных
технологий    в    среднем    образовании,    начальном    и   среднем
профессиональном образовании:
     -  Всего в Нижегородской области 1469 общеобразовательных школ, в
которых   421475  учащихся.  Суммарно  в  школах  имеется  около  7100
компьютеров  из них IBM-совместимых 2400, из них Pentium - около 1500.
Таким  образом,  в школах на один современный компьютер приходится 280
учеников.  Большую  часть  компьютерного  парка  в  школах  составляют
компьютеры,  не  позволяющие  использовать в учебном процессе новейшие
информационные  технологии - до 70%, и лишь 5% школ и ПУ имеют выход в
глобальную сеть Интернет.
     -   Важнейшая   проблема   подготовки  и  переподготовки  кадров,
способных   использовать   современные  информационные  технологии,  в
образовании   решена   частично.   В  основном  обучены  преподаватели
информатики.  В  2001  г.  в  школах  Нижегородской  области менее 560
преподавателей    информатики    использовали   в   учебном   процессе
современное   программное  обеспечение  и  информационные  технологии,
менее  120  педагогов  помимо  преподавателей информатики использовали
информационные технологии в учебном процессе.
     -  Практически не используются в обучении современные электронные
учебники  и  дистанционные формы обучения, которые особенно необходимы
для   учащихся   сельских   школ   и   для   граждан  с  ограниченными
возможностями здоровья.
     -   Использование   информационных   технологий   и   Интернет  в
общеобразовательных  школах  пока еще ограничено и очень слабо связано
с  учебным  процессом.  В настоящее время это, как правило, занятия по
информатике.
     В  результате  образовательные  учреждения  не  имеют возможности
использовать  современные  информационные  ресурсы  в  полном  объеме,
оказываются  не  в состоянии выполнять свою главную социальную функцию
-  предоставление  равных  образовательных  возможностей  для  каждого
учащегося.
     В   целом  широкому  распространению  современных  информационных
технологий  в российских образовательных учреждениях мешает устаревшая
и   слабая   материальная   база  информатизации  образования,  крайне
недостаточное  количество  в  Интернете  русскоязычных образовательных
ресурсов,  неподготовленность  педагогических  кадров  к использованию
информационных и коммуникационных технологий.
     В  последнее  время  как  на  федеральном,  так и на региональном
уровне  предпринимаются  усилия  по существенному изменению ситуации в
области  современных информационных технологий. Так, в настоящее время
действуют   федеральные  программы  "Развитие  единой  образовательной
информационной  среды  (2001  - 2005 гг.)", "Электронная Россия" и ряд
других.
     В    2001   г.   в   рамках   реализации   федерального   проекта
компьютеризации  сельских школ в Нижегородской области поставлено 1035
современных   компьютеров   на   сумму  30,5  млн.  руб.  (10  млн.  -
региональный  бюджет),  в 2002 г. запланировано поставить оборудования
на сумму 39,5 млн. руб. (12 млн. - региональный бюджет).
     В  2002  г.  вступил  в  эксплуатацию Региональный информационный
центр   учебного   книгоиздания,   поставлено   оборудования  (средств
вычислительной  техники)  в районы области на сумму 3,3 млн. руб. (0,5
млн.  руб.  из  регионального бюджета - доставка оборудования). В 2002
г.  уже  подключено к глобальной информационной сети 41 районный отдел
народного  образования Нижегородской области (коммутируемая телефонная
линия),   создан  сегмент  телекоммуникационной  системы  электронного
книгоиздания.
     Сегодня    в   Нижегородской   области   создана   инфраструктура
переподготовки преподавательских кадров в области IT-технологий.
     На  базе  Нижегородского  института развития образования (НИРО) в
2002  году  создан  (совместно  с  нефтяной  компанией  "ЮКОС")  центр
переподготовки    преподавателей   Федерации   интернет   образования,
способный  обучать  около  1000 чел. в год. (Региональный бюджет - 1,7
млн.   руб.)  В  2002  г.  в  центре  уже  прошли  переподготовку  220
слушателей.
     В     Нижегородском     государственном    университете    (ННГУ)
функционирует   центр  дополнительного  профессионального  образования
(поддерживаемый  фирмой INTEL), который, в частности, успешно проводит
переподготовку   учителей   школ   в   области  информатики  в  рамках
научно-технической  программы  "Информатизация Нижегородской области".
В   2002  году  фирма  INTEL  выделила  1,7  млн.  руб.  на  оснащение
необходимым   оборудованием   центра,   оплату  труда  преподавателей,
командировочных  расходов.  В  центре  в 2002 г. прошли переподготовку
700 учителей.
     На  территории  Нижегородской  области  существует  два  сегмента
региональной образовательной телекоммуникационной сети:
     1.  В  рамках  межведомственной  программы "Создание национальной
сети  компьютерных  коммуникаций  для  науки  и высшей школы" в Нижнем
Новгороде      создана      высокопроизводительная      оптоволоконная
некоммерческая  сеть  передачи  данных SCI-NNOV. На начало 2002 года к
сети  SCI-NNOV  в  Нижнем  Новгороде подключено более 150 организаций.
Тридцать   из   них   работают   по   некоммутируемым,   в  том  числе
оптоволоконным  каналам и по технологии ADSL, остальные - через ISDN и
скоростные  модемы  по  протоколу  V90.  Сеть  обеспечивает  доступ  в
Интернет  по  цифровому  каналу,  пропускная  способность  которого  в
настоящее время составляет 20 Мбит/сек.
     2.  Телекоммуникационная  сеть, поддерживаемая ННГУ (осуществляет
подключение  к  трем  различным  научно-образовательным сетям - RbNet,
RUNNet, FreeNet).
     По  общему  количеству  подключенных абонентов Нижегородская сеть
науки   и   образования   входит   в   пятерку  крупнейших  российских
некоммерческих сетей.
     Но,  тем  не  менее,  состояние  оснащенности общеобразовательных
учреждений   средствами  вычислительной  техники,  уровень  подготовки
преподавательских   кадров  приводит  к  определенной  изолированности
учащихся,   создает   неравные  условия  для  получения  качественного
образования.
     Учитывая   состояние   информатизации  в  Нижегородской  области,
выражающееся  с  одной  стороны  в  достаточно развитых сетях передачи
данных  в Нижнем Новгороде и ряде крупных городов области, в имеющейся
системе  подготовки  кадров  для работы с современными информационными
технологиями,  с другой стороны в том, что большинство образовательных
учреждений  области пока не имеют возможности использовать современные
информационные  ресурсы,  существует  насущная  необходимость принятия
региональной  программы  и включения ее составной частью в федеральную
целевую  программу  "Развитие  единой  образовательной  информационной
среды  (2001  -  2005  годы)"  (Постановление Правительства Российской
Федерации N 630 28.08.01).

                      2. Цели и задачи Программы
     Целью  Программы  является  создание  и  развитие в Нижегородской
области   единой   образовательной  информационной  среды,  как  части
единого   образовательного   информационного  пространства  Российской
Федерации,  обеспечивающей повышение качества образования, сохранение,
развитие    и    эффективное    использование    научного   потенциала
Нижегородской  области  и  создание  условий для поэтапного перехода к
новому   уровню   образования   в   Нижегородской  области  на  основе
информационных технологий.
     Основные задачи Программы:
     1.     Обеспечение    образовательных    учреждений    средствами
вычислительной   техники,   линиями   связи  и  средствами  доступа  к
глобальным информационным ресурсам.
     2.   Повышение  квалификации  и  профессиональная  переподготовка
педагогических,   административных   и   инженерно-технических  кадров
образовательных  учреждений,  для  использования  в учебном процессе и
процессе   принятия  управленческих  решений  новейших  информационных
технологий.
     3.  Создание,  распространение  и  внедрение  в  учебный  процесс
современных   электронных   учебных   материалов,   их   интеграция  с
традиционными учебными пособиями.
     4.  Разработка  электронных средств информационно-технологической
поддержки   и   развития,   объединяющих   образовательные  учреждения
Нижегородской   области,   органы  управления  образованием  в  единую
образовательную информационную среду.
     5. Создание центров технической поддержки.
     Наряду    с    решением   региональных   проблем   предполагается
обеспечение  участия  Нижегородской области в мероприятиях, включенных
в федеральную компоненту Программы.

 3. Организация реализации Программы. Механизм контроля и управления
     Механизм  реализации  заявленных  целей  и  задач Программы - это
система   скоординированных   по   срокам,   объему  финансирования  и
ответственным   исполнителям  мероприятий,  обеспечивающих  достижение
намеченных результатов.
     Структура   программных   мероприятий  представлена  7  основными
разделами,  которые  обеспечивают  комплексный  подход  и  координацию
работ     всех    участников    Программы.    Главными    приоритетами
государственной    политики   по   созданию   единой   образовательной
информационной  среды  в  Нижегородской  области на предстоящий период
станут:
     -  обеспечение  полной  и  доступной  информации  о мероприятиях,
направленных на создание единой образовательной информационной среды.
     -  соблюдение  принципа  конкурсности  -  т.е. обеспечение равных
прав  и  возможностей  учебных  заведений  при распределении бюджетных
средств и государственных заказов.
     -  гласность  и  публичная  отчетность  об использовании средств,
выделенных  на  создание единой образовательной информационной среды и
о деятельности объектов инфраструктуры задействованных в ее создании.
     Межведомственную  координацию деятельности органов исполнительной
власти    и    местного    самоуправления,   объектов   инфраструктуры
задействованных   в  создании  единой  образовательной  информационной
среды,   учебных   заведений,   определение   приоритетов   выполнения
мероприятий  Программы  осуществляет  Дирекция  программы,  в качестве
которой  выступает  Совет  по  развитию образовательной информационной
среды   при  министерстве  образования  и  науки,  созданный  Приказом
минобразования Нижегородской области N 25 от 15.02.2002 г.
     Дирекция   программы   согласует   ежегодные   планы   исполнения
мероприятий   Программы,   доводит   их  содержание  до  ответственных
исполнителей,  готовит отчеты о ходе выполнения и на основе полученных
данных  проводит аналитическую работу. Все учреждения инфраструктуры в
начале  финансового  года  направляют  в  Дирекцию программы заявки на
финансирование  деятельности в рамках Программы, а после его окончания
- отчет о расходовании выделенных средств.
     Финансовое  обеспечение  Программы  осуществляется  министерством
образования  и науки Нижегородской области. В рамках своей компетенции
министерство  образования  и  науки  Нижегородской  области утверждает
ежегодные   планы,   осуществляет   выделение   денежных   средств  на
финансирование  мероприятий Программы, проводит конкурсы, по их итогам
заключает договоры, соглашения и контракты.
     Процесс    реализации    Программы    предусматривает   ежегодное
утверждение    программных   мероприятий   и   заключение   контрактов
(договоров)   с   ответственными  исполнителями.  Состав  исполнителей
определяется   на  конкурсной  основе.  Для  этих  целей  министерство
совместно  с  заинтересованными  организациями разрабатывает условия и
регламент  проведения  конкурсного  отбора  по  определенной  тематике
Программы.
     Ход  выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях
Правительства Нижегородской области.
     Контроль   за  выполнением  Программы  и  целевым  использованием
средств  областного  бюджета  осуществляют  министерство образования и
науки   Нижегородской  области,  министерство  финансов  Нижегородской
области,   Совет  по  информатизации  образования,  контрольно-счетная
палата Законодательного собрания.

           4. Оценка эффективности программных мероприятий
     В   ходе   реализации  Программы  планируется  достичь  следующих
конкретных результатов:
     1.   Создать   условия   для  повышения  качества  образования  в
Нижегородской  области  за счет эффективного использования современных
информационных     технологий.    Довести    число    компьютеров    в
общеобразовательных  учреждениях до соотношения: один компьютер класса
Pentium - на 50 учащихся.
     2.  Создать  условия  для  обеспечения  равных  возможностей всем
гражданам  Нижегородской области на получение образования всех уровней
и   ступеней;   обеспечить   доступ   учащихся  и  преподавателей  50%
общеобразовательных   учреждений   и   70%   профессиональных  учебных
заведений  Нижегородской  области  к  сетевым информационным ресурсам.
Обеспечить  подключение  вузов к высокоскоростным каналам с пропускной
способностью не менее 256 Кб/с.
     3.   Повысить   качество  обучения  в  сельской  местности  путем
организации   в   Нижегородской  области  доступа  отдаленных  школ  к
образовательным  ресурсам,  рационального использования педагогических
кадров   высшей   квалификации,   подготовки  специалистов  в  области
информационных технологий для сельской школы.
     4.   Создать   в   Нижегородской  области  систему  тиражирования
современных  электронных  учебных  материалов  по  основным  предметам
общеобразовательной   школы   (физика,  химия,  биология,  математика,
история,  география  и др.), осуществить их интеграцию с традиционными
средствами обучения.
     5.    На    территории    Нижегородской   области   создать   для
образовательных    учебных    заведениях   сеть   линий   качественной
электронной  связи  для доступа к глобальным образовательным ресурсам;
создать  условия для развития технологии интерактивного дистанционного
обучения.  Реализовать  возможность  персонализации  образования путем
создания и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
     6.  Создать систему методической поддержки преподавателей учебных
учреждений  всех  уровней,  провести  подготовку  и  переподготовку не
менее  80%  преподавателей  общеобразовательных  учреждений  в области
новых информационных технологий.
     7.    Создать   условия   гражданам   Нижегородской   области   с
ограниченными  возможностями здоровья получать полноценное образование
и    необходимую    специальную    (коррекционную)   помощь;   создать
благоприятные  условия  для  их  социальной  адаптации  и реабилитации
средствами образования.
     8.    Создать    в    Нижегородской   области   систему   центров
информационной   и   научно-методической   поддержки  образовательного
процесса.

                 5. Финансовое обеспечение Программы
     Предполагаемые   финансовые   затраты   на  реализацию  Программы
составят  268.8  млн.  руб.,  в  том числе из федерального бюджета 137
млн. руб., из средств бюджета Нижегородской области 131.8 млн. руб.
     Сумма  расходов  на  реализацию Программы определяется в пределах
средств,  предусматриваемых  в  областном бюджете и бюджетах районов и
городов на соответствующий финансовый год.
     При    реализации    Программы   предусматривается   максимальное
привлечение  существующих  государственных образовательных учреждений,
действующей    управленческой,    образовательной   и   информационной
инфраструктуры в рамках ассигнований на их основную деятельность.
     Сводная   таблица  основных  мероприятий,  источников  и  объемов
финансирования Программы приведена ниже.


  Основные мероприятия, источники и объемы финансирования Программы
        "Создание единой образовательной информационной среды
              Нижегородской области (2003 - 2005 годы)"
                 соответствуют Федеральной Программе.

                           2003 - 2005 годы


Мероприятия                      Предполагаемые источник и           Ответственный
                                 объем финансирования (в млн. руб.)

                                 Федеральный       Областной
                                 бюджет            бюджет


                                 Всего    2003 г.  Всего    2003 г.

1. Повышение квалификации и      5.6      1.9      3.3      1.2
профессиональная
переподготовка педагогических,
административных
и инженерно-технических кадров

1.1. Корректировка перечня       -                 -                 минобразования
специальностей                                                       совместно
и объемов подготовки                                                 с ННГУ, НГТУ
специалистов
по информационным технологиям в
ВУЗах
и ССУЗах области

1.2. Переподготовка (повышение   3.0      1.0                        НИРО совместно
квалификации)                                                        с
учителей-предметников,                                               ННГУ,
методистов                                                           НГТУ
и программистов ИДЦ,
администраторов
системы образования (директора
и зам. Директора школ, зав. ИДЦ
сельских районов) (1300 руб. * 
1300 чел. * 3 г.)

1.3. Обучение специалистов по    1.5      0.5                        НИРО совместно
организации                                                          с
дистанционного обучения                                              ННГУ
(координаторов),
подготовка (переподготовка)
кадров
центров дистанционного обучения
и                                                           0.1
координаторов работ (2003 -      0.3      0.1      0.3
2005
гг. - 2000 руб. * 350 чел. * 3
г.)
(Эксплуатация 3-х
терминал-классов
(НИРО: 3 * 0.33 * 3 * 0.2)

1.4. Проведение обучающих        0.5      0.2      0.3      0.1      НИРО совместно
семинаров                                                            с
и семинаров по передаче                                              ВУЗами (при
педагогического                                                      условии
опыта по использованию                                               участия в
дистанционных                                                        реализации
технологий обучения в                                                Программы)
образовании.
Трафик Internet, обслуживание
сервера,
повышение квалификации
специалистов


1.5. Обмен опытом внедрения      0.3      0.1      0.3      0.1      НИРО совместно
дистанционных                                                        с
технологий в системе                                                 ВУЗами (при
образования                                                          условии
(10 семинаров * 3 года * 50 чел                                      участия в
* 500 руб.)                                                          реализации
                                                                     Программы)


2. Создание единой системы       2.0      1.0      2.0      0.5      минобразования
мониторинга                                                          совместно
состояния образовательных                                            с ННГУ, НГТУ
учреждений
и социально-демографической
составляющей образовательной 
среды региона на основе 
геоинформационных систем


3. Создание региональной         2.0      1.0      2.7      0.9      минобразования,
системы                                                              НИРО
тиражирования электронных
учебно-методических
материалов

3.1. Приобретение необходимых    1.5      0.8      1.3      0.4
технических
средств и расходных материалов
для
трех центров тиражирования
приобретение авторских прав на                     0.2      0.1
электронные
учебные материалы

3.2. Доработка по замечаниям     0.5      0.2      0.2
пользователей,
обработка дополнительных
заказов с последующим 
тиражированием и рассылкой


4. Разработка современных        3.9      1.3      5.4      2.0      НИРО совместно
электронных                                                          с
учебных материалов, баз данных,                                      ВУЗами (при
их                                                                   условии
апробирование, разработка                                            участия в
программ,                                                            реализации
учебных планов для проведения                                        Программы)
курсов повышения квалификации

4.1. Разработка электронных      2.0      0.7      2.0      0.6      НИРО совместно
учебных                                                              с
материалов, ориентированных на                                       ННГУ
приоритетные направления 
региональной системы образования 
(в рамках областного заказа)

4.2. Экспериментальная проверка  0.5      0.1      0.5      0.2      НИРО совместно
разработанных                                                        с
учебных материалов в практике                                        ВУЗами (при
преподавания                                                         условии
на 10 экспериментальных                                              участия в
площадках                                                            реализации
                                                                     Программы)

4.3. Создание типового           0.2      0.1      0.2      0.1      минобразования
учебно-методического                                                 совместно
и программного обеспечения,                                          с ННГУ
позволяющего вести обучение 
инвалидов по зрению основам 
компьютерной грамотности.
Разработка методологии и
технологии доступа к 
региональным образовательным
ресурсам инвалидам по зрению.

4.4. Создание распределенной     0.2      0.1      0.2      0.1      минобразования
информационной                                                       совместно
базы данных предоставления в                                         с ННГУ
составе единой образовательной 
среды обучающих интерактивных 
ресурсов и лабораторных работ 
с удаленным доступом к ним.
Разработка методических
материалов и рекомендаций по 
использованию электронных
учебников.

4.5. Создание и тиражирование    1.0      0.4      1.0      0.3      минобразования
на                                                                   совместно
базе Научно-образовательного                                         с ИПФ РАН,
центра                                                               ННГУ,
при Институте прикладной физики                                      НГТУ
РАН учебных программ,
обеспечивающих повышение уровня 
образования в области
фундаментальной и прикладной
физики. Подготовка библиотеки
профильных обучающих программ и
организация открытого доступа к 
ней через Интернет.

4.6. Создание интегрированной    -        -        0.7      0.3      минобразования
базы                                                                 совместно
данных об образовательном                                            с НГТУ, ННГУ
комплексе Нижегородской области 
с использованием ГИС-технологий, 
развитие системы образовательной 
статистики.

5. Организация                   105.5    38.3     104.5    35.8     минобразования,
телекоммуникационной                                                 НИРО
и технической составляющих                                           совместно с
информационно-образовательной                                        ННГУ,
среды региона. Создание опорной                                      ИПФ РАН
сети и организация доступа к 
внешним информационным ресурсам.

5.1. Завершение поставок в       50.0     20.0     60.0     20.0     минобразования
учебные заведения средств 
компьютерной техники.

5.2. Организация доступа к сети  30.0*    10.0     20.0     7.0      минобразования
Интернет                                                             совместно
образовательных организаций                                          с ИПФРАН, ННГУ
Нижегородской области, 
с использованием существующей
сети передачи данных, 
созданной в рамках 
Межведомственной программы
"Создание региональной среды
обмена данными в сфере науки 
и образования в Нижнем 
Новгороде".

5.3. Создание образовательных    1.0      0.4      1.0      0.3      минобразования
порталов                                                             совместно
на базах ВУЗов.                                                      с ВУЗами (при
                                                                     условии
                                                                     участия в
                                                                     реализации
                                                                     Программы)

5.4 Развитие региональной        2.0      0.7      1.0      0.3      НИРО совместно
системы                                                              с
открытого образования на основе                                      ВУЗами (при
дистанционных                                                        условии
технологий обучения.                                                 участия в
                                                                     реализации
                                                                     Программы)

5.5. Приобретение и освоение     0.5      0.2      0.5      0.2      НИРО совместно
программного                                                         с
обеспечения для разработки                                           ВУЗами (при
системы                                                              условии
повышения квалификации на                                            участия в
основе                                                               реализации
дистанционного обучения.                                             Программы)

5.6. Создание в удаленных        20*      7.0      20       8.0      минобразования
районах области пунктов 
коллективного доступа,
обеспечение компьютерной
техникой и средствами 
доступа в Интернет.

6. Создание 3 центров системы    18.0     15.0     18.0     14.0     Органы местного
технической                                                          самоуправления
поддержки мероприятий                                                (при условии
Программы.                                                           участия
                                                                     в реализации
                                                                     Программы),
                                                                     конкурсный
                                                                     отбор


7. Мероприятия по                -                 0.2      0.1
информированию
населения о Программе

7.1. Организация конкурса среди  -                 0.1      0.1      минобразования
студентов ВУЗов и ССУЗов на 
лучшую идею образовательного
портала

7.2. Организация и проведение    -                 0.1      0.1      минобразования
конкурса на структуру и дизайн
WEB-страниц, лучшую публикацию 
в СМИ и т.п.

Всего:                           137.0    58.5     131,8    52.0

     *Федеральное  финансирование  возможно по программе " Электронная
Россия"


Информация по документу
Читайте также