Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 23.12.2002 № 336ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23.12.2002г. N 336 Об утверждении Конценции развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области и Программы развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области С целью оздоровления государственных финансов Нижегородской области и во исполнение Протокола от 26 марта 2002 года N 32 о реализации мер по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Нижегородской области, заключенного между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Нижегородской области, Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Концепцию развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области и Программу развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области (далее - Концепция и Программа). 2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) в целях качественной подготовки нормативных и методических материалов, связанных с реализацией Концепции и Программы, создать рабочую группу, включающую представителей заинтересованных министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области и привлечением по согласованию представителей Законодательного Собрания Нижегородской области и соответствующих органов местного самоуправления. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать и утвердить местные программы по развитию налогового и неналогового потенциала. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина. И.о. Губернатора Ю.П.Сентюрин Утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2002 N 336 Концепция развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области (далее - Концепция) Введение Ситуация с бюджетом Нижегородской области на протяжении ряда последних лет складывается весьма сложно. Отмечается большой разрыв между объемом средств, требуемых на финансирование бюджетных расходов, и объемом средств, поступающих в доходную часть консолидированного бюджета. Потребность на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, содержание бюджетной сети и инфраструктуры области, погашение государственного долга далеко не в полной мере покрывается собственными доходами бюджета. Средств, поступающих из федерального бюджета в виде трансферта, исчисленного на основании Методики распределения средств Фонда финансовой помощи регионам, а также субсидий, недостаточно для сбалансирования доходной и расходной части бюджета. Соотношение собственных доходов бюджета области и его расходной части, сформированной по нормативам бюджетного финансирования, выглядит следующим образом: тыс.рублей. Год Собственные Расходы, Отклонения % покрытия доходы требуемые расходной расходов бюджета для и доходной собственными области функционирования части доходами бюджетной сети бюджета 1998 8 009 060 9 677 190 1 668 130 82,8 % 1999 9 584 338 13 770 642 4 186 304 69,6 % 2000 11 025 813 16 715 696 5 689 883 65,9 % 2001 14 071 567 18 336 236 4 264 669 76,7 % 2002 14 529 896 26 911 256 12 381 360 54,0 % (прогноз) На столь значительные отклонения реальных доходов бюджета от потребностей бюджетополучателей оказали влияние ряд факторов, в первую очередь: - изменения на федеральном уровне налогового и бюджетного законодательства; - спад промышленного производства в области, сокращение налоговых отчислений в бюджет области от предприятий ведущих отраслей, рост задолженности по платежам в бюджет; - снижение объемов инвестиций в основной капитал предприятий и организаций области; - действие на территории Российской Федерации "оффшорных" зон; - низкие темпы развития малого предпринимательства; - незначительная доходность бюджета от объектов государственной собственности. Так, за 1998-2001 гг. проводимые на федеральном уровне налоговая реформа и политика реформирования межбюджетных отношений привели к значительному сокращению доли доходов, оставляемых на территории области, по отношению к общей сумме налоговых поступлений, собираемых в области. Если в 1998 г. доля налоговых поступлений, оставляемых в доходной части консолидированного бюджета области, составляла 64,1 процента, то в 2001 г. она сократилась до 45,8 процентов. Бесспорно, политика снижения налоговой нагрузки на предприятия оказывает позитивное влияние на экономическое развитие как страны в целом, так и ее регионов, т.к. позволяет хозяйствующим субъектам направлять больше средств на решение производственных проблем. Однако проводимые изменения коснулись в первую очередь отмены и снижения тех налогов и сборов, которые формировали доходную часть региональных и местных бюджетов (отмена налога на содержание жилфонда и объектов социальной сферы, снижение ставок налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог и др.). Отношения между федерацией и регионами в части формирования бюджетов строились не в пользу регионов. По налогу на добавленную стоимость, который ежегодно формировал доходную часть бюджета Нижегородской области на 25-30 процентов, в течение 1998-2000 гг. норматив отчислений в бюджеты регионов снизился с 25 % до 15 %, а с 2001 г. в полном объеме стал зачисляться в федеральный бюджет. Процент изъятия налога на прибыль в бюджет области по отношению к валовой прибыли сократился с 21,13 процентов в 1998 году до 12,82 процентов по прогнозу в 2002 году. Потери доходной части бюджета области от проведенных за эти годы изменений законодательства составили около 8 млрд. рублей, которые не были компенсированы со стороны федерального бюджета. Производственный потенциал области за этот период также претерпел существенные изменения. Анализ динамики валового регионального продукта и объема валовой продукции за 1998 -2002 гг. показывает снижение темпов роста к предыдущему году. Так, если темп роста валового регионального продукта 1999 года к 1998 году составил 1,48, то темп роста ВРП 2002 года к 2001 году прогнозируется лишь на уровне 1,23. Темп роста объема валовой продукции 1999 года к 1998 году составил 1,61, в то время как темп роста 2002 года к 2001 году прогнозируется в размере 1,24. В ряде отдельных отраслей сферы материального производства в эти годы отмечается снижение индекса физического объема производимой продукции к предыдущему году. Это в первую очередь затронуло такие налогоемкие отрасли, как химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика, легкая промышленность, что, с учетом изменений в бюджетном и налоговом законодательстве, отрицательным образом сказалось на поступлениях налоговых платежей в консолидированный бюджет области. Например, удельный вес налоговых поступлений предприятий отрасли машиностроения и металлообработки сократился с 50 % в 1998 году до 38 % в 2001 году. Задолженность по платежам в бюджет области выросла с 1 970 млн. рублей в 1998 г. до 3 580 млн. рублей в 2001г. За период с 1995 по 2002 годы в Нижегородской области более чем на четверть сократились инвестиции в основной капитал. Доля Нижегородской области в российской экономике по инвестициям в основной капитал за последнее десятилетие снизилась с 3 % до 1,3 %. Развитие инвестиционной деятельности сдерживалось следующими факторами: - высокими рисками инвестирования экономики, - высокой степенью износа основных фондов и высоким уровнем инфляции, - высокой затратностью экономики, - низким платежеспособным спросом населения, - недостатком собственных средств у предприятий и организаций. В силу этих причин прибыль направлялась предприятиями на пополнение оборотных средств, а не в основной капитал. Кроме того, действовавшее в эти годы в Российской Федерации законодательство позволяло отдельным закрытым административно-территориальным образованиям и свободно-экономическим зонам проводить на своих территориях более привлекательную политику в части установления налоговых льгот и иных преференций для налогоплательщиков, что ставило их в выгодные условия по сравнению с другими регионами. Все это создало почву для ухода отдельных крупных налогоплательщиков области в оффшорные зоны, такие как г. Саров, г. Снежинск, Алтайский край, Калмыкия и др. По информации налоговых органов, более 400 Нижегородских предприятий осуществляют свою деятельность в зонах льготного кредитования. Через оффшорные зоны проходят обороты некоторых крупных предприятий области, что влечет за собой снижение налогооблагаемой базы по всем налогам. Несмотря на отмену с 2002 года права предоставления льгот по федеральным налогам, деятельность в оффшорных зонах остается для налогоплательщиков экономически выгодной, т.к. налогоплательщики, осуществляющие свою деятельность в этих зонах до вступления в силу ограничений по налоговым льготам на федеральном уровне, заключили инвестиционные соглашения, позволяющие им использовать 100% льготу по налогу на прибыль в части консолидированного бюджета до окончания действия соглашения. Анализ деятельности малого предпринимательства в области показывает, что в последние годы темпы развития замедлились. При этом отраслевая структура остается неизменной, со значительным (около 50% от всего объема выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства) уклоном в сторону торговли. Мал процент фирм, занимающихся наукоемкими технологиями, производством, недостаточно развит сектор бытовых услуг, особенно в отдаленных районах. Доля выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства на протяжении последних лет остается в пределах 20 - 25 процентов от общего объема выпускаемых товаров и услуг в области. Основными причинами, мешающими дальнейшему развитию малого предпринимательства, являются: - несовершенство и нестабильность нормативно-правовой и законодательной базы; - недостаточное развитие инфраструктуры, способствующей развитию малого предпринимательства в городах и районах области, проблемы с обеспечением помещениями, оборудованием, обученным персоналом. Для предпринимателей, занятых в сфере производства чрезвычайно затруднен доступ к неиспользуемым крупными хозяйствующими субъектами производственным площадям и оборудованию; - ограниченные возможности привлечения инвестиций: практически невозможно получить кредит начинающему предпринимателю (отсутствие у него необходимого залога); - избыточный фактор государственного администрирования (около 50 организаций федерального, областного и муниципального подчинения занимаются контролем деятельности субъектов малого предпринимательства, причем многие из них дублируют друг друга). Использование государственной собственности в анализируемый период также не дает значительного эффекта для бюджета области. Удельный вес неналоговых доходов в структуре доходной части бюджета области составляет лишь 4-6 %. Деятельность большинства государственных унитарных предприятий является убыточной. Нет весомой отдачи в плане получения дивидендов по акциям, находящимся в областной собственности. Большое количество объектов недвижимости не вовлечены в хозяйственный оборот либо сдаются в аренду на безвозмездной основе. Ставки арендной платы не всегда соответствуют рыночным ценам. Наличие этих факторов, негативным образом влияющих на доходную часть бюджета, привели к необходимости разработки Программы развития налогового потенциала Нижегородской области. Основная цель Программы - создание в области благоприятных условий, способствующих росту промышленного производства и инвестиционной активности, позитивное воздействие со стороны органов исполнительной власти Нижегородской области на стабилизацию экономики области, выявление потенциальных возможностей пополнения бюджета за счет повышения эффективности работы органов государственной власти Нижегородской области. Для этого должны быть решены ряд экономических, структурно-инвестиционных, институциональных, финансовых и других задач. Основные задачи Программы: 1. Повышение эффективности использования административного ресурса: 1. 1. Оптимизация отношений между федеральным, областным и местными бюджетами в части увеличения доходной части бюджета Нижегородской области, обеспечение улучшения собираемости налогов в областной бюджет. В основу решения этой задачи в первую очередь должны быть положены: 1) проведение последовательной работы с федеральными органами власти и органами, представляющими интересы области на федеральном уровне, по устранению сложившихся диспропорций в межбюджетных отношениях, получение областью дополнительных средств из федерального бюджета (трансфертов, субсидий) на осуществление расходных полномочий и реализацию программ экономического и социального развития области; 2) определение возможностей Нижегородской области в увеличении собственного экономического и налогового потенциала: - разработка методики расчета доходов бюджета Нижегородской области с учетом уровня и структуры их развития, максимального использования органами местного самоуправления возможностей налогового и бюджетного законодательства в части повышения уровня доходов бюджета, - стимулирование органов местного самоуправления, направленное на усиление их заинтересованности в увеличении доходной части местных бюджетов; 3) разработка мер, направленных на поэтапное сокращение налогоплательщиками недоимки по платежам в консолидированный бюджет области, полное и своевременное внесение предприятиями текущих платежей посредством осуществления реструктуризации задолженности юридических лиц и использования механизма предоставления отсрочек и рассрочек по платежам в бюджет; 4) создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства на территории Нижегородской области посредством административной, финансовой и информационной поддержки: - обеспечение условий для развития малых предприятий, занимающихся научно-инновационными видами деятельности, - совершенствование кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки начинающих предпринимателей, - формирование инфраструктуры поддержки предпринимательства, - информационное обеспечение развития предпринимательства, - реализация специальных областных и муниципальных программ. 1. 2. Эффективное использование государственной и муниципальной собственности. Решение этой задачи возможно при реализации следующих направлений: 1) совершенствование системы арендных отношений: - максимальное вовлечение в арендные отношения объектов нежилого фонда, находящихся в областной и муниципальной собственности; - подготовка предложений по совершенствованию методики определения арендной платы за пользование имущественными комплексами, учитывающей современную рыночную конъюнктуру цен; - расширения практики арендных отношений на землю, создание единого реестра арендаторов земли на территории области; - создание надежной правовой системы регулирования земельных отношений, обеспечивающих успешное проведение земельной реформы. 2) повышение эффективности управления предприятиями с государственной и муниципальной долями собственности: - оптимизация количества акционерных обществ с малым пакетом акций (до 10 %), находящихся в областной и муниципальной собственности, и не приносящих реальный доход; - реформирование государственных и муниципальных унитарных предприятий в зависимости от эффективности их деятельности за ряд лет и финансовых результатов. 3) рациональное использование природных ресурсов области, включая продажу земли, эффективное пользование лесным фондом, водными объектами. 2. Развитие и использование инвестиционного и инновационного потенциала области. Решение этой задачи должно производиться по следующим направлениям: 1) оптимизация в области системы налогообложения как реальной основы для роста инвестиций в производство, а именно установление рациональной системы налогообложения (оптимальных размеров налоговых ставок и иных платежей), позволяющей максимально сбалансировать потребности и возможности участников бюджетного процесса. 2) разработка мероприятий, направленных на создание стабильных условий деятельности инвесторов и стимулирования привлечения инвестиций на территорию области: - установление льготного налогового режима для организаций, осуществляющих инвестиционную и инновационную деятельности, - предоставление государственной поддержки инвесторам, - формирование информационной открытости региона (поддержка сайта Нижегородской области в сети ИНТЕРНЕТ, предоставление информации потенциальным инвесторам). 3) создание условий развития и государственное регулирование инфраструктуры фондового рынка, привлечение внебюджетных источников финансирования инвестиционных проектов и развитие конкурентных рынков капитала: - увеличение числа возможных к использованию финансовых инструментов в целях расширения объектов инвестирования и привлечения новых долгосрочных инвесторов, - содействие в привлечении в реальный сектор экономики средств институциональных инвесторов, таких как государственный и негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, страховые фирмы. - развитие сети ипотечного кредитования под залог имеющейся собственности, стимулирование инвестиционной направленности деятельности коммерческих банков, - стимулирование привлечения средств населения на фондовый рынок. Заключение Итогом формирования Программы развития налогового потенциала Нижегородской области должны стать: - выработка конкретных мероприятий по реализации намеченных направлений и задач увеличения собственных доходов бюджета области, - разработка нормативных документов, определяющих порядок и условия взаимодействия органов государственной власти и предпринимательских структур, - установление принципов формирования межбюджетных отношений, разграничение предметов ведения и компетенций между органами исполнительной власти Нижегородской области. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Программа развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области Наименование Программы Программа развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области Основания разработки Протокол от 26.03.2002 N 32 о реализации программы мер по оздоровлению государственных финансов и условиях оказания финансовой помощи бюджету Нижегородской области, заключенный между Министерством финансов РФ и Правительством Нижегородской области Заказчик программы Правительство Нижегородской области Основные разработчики Министерство финансов Нижегородской программы области Основные исполнители Министерство финансов Нижегородской мероприятий области, программы Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, Министерство имущественных отношений Нижегородской области, Цель программы Создание в области благоприятных условий, способствующих росту промышленного производства и инвестиционной активности, позитивное воздействие со стороны органов власти на стабилизацию экономики области, выявление потенциальных возможностей пополнения областного бюджета за счет повышения эффективности административной работы государственных органов власти Нижегородской области Оптимизация отношений между федеральным, областным и местными бюджетами в части увеличения доходной базы бюджета, обеспечения улучшения собираемости налогов в бюджет; Формирование среды, стимулирующей экономический рост на основе притока капитала в реальный сектор экономики, улучшение инвестиционной привлекательности области, развитие регионального фондового рынка; Эффективное использование государственной собственности. Сроки реализации программы 2002-2004 годы Ожидаемые конечные Реализация программы позволит повысить результаты экономический реализации программы и налоговый потенциал области, увеличить поступления доходов в консолидированный бюджет области. Система контроля Министерство финансов Нижегородской области. Утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 23.12.2002 N 336 Программа развития налогового и неналогового потенциала в Нижегородской области (далее - Программа) 1. Социальная значимость программы для Нижегородской области На протяжении ряда лет в Нижегородской области наблюдается низкий уровень пополняемости доходной части бюджета. Это влечет за собой рост кредиторской задолженности по таким социально-значимым направлениям, как образование, здравоохранение, социальная политика и другие. Недостаточность бюджетных средств приводит к необходимости заимствования средств на покрытие возникающего в процессе исполнения дефицита, что в свою очередь влечет за собой увеличение государственного долга и рост расходов бюджета по его обслуживанию. Следствием этого является увеличение зависимости бюджета от внешних заимствований. Таким образом необходимо осуществлять развитие налогового потенциала области путем проведения государственной политики, направленной на стабилизацию экономики области, рост промышленного производства и инвестиционной активности, выявление резервов пополнения доходов бюджета. Социально-экономическая значимость программы заключается в том, что ее реализация позволит обеспечить: - установление рациональной системы налогообложения, позволяющей максимально сбалансировать потребности и возможности участников бюджетного процесса; - повышение инвестиционной привлекательности области и, соответственно, развитие предприятий сферы материального производства, создание новых рабочих мест, рост доходов населения и налоговых отчислений; - развитие фондового рынка в области; - повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности, рациональное использование ресурсного потенциала области. Определение резервов и возможностей увеличения экономического и налогового потенциала области составляет основу формирования данной программы. 2. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами. Анализ формирования и исполнения консолидированного бюджета области показывает, что в последние годы (1998 - 2002 гг.) потребности бюджета на содержание социальной сферы и финансирование других статей бюджета намного превышают его реальные доходы. Если в 1998 году собственные доходы бюджета покрывали 82,8% расходной части бюджета, сформированной по нормативам бюджетного финансирования, то по прогнозу бюджета 2002 года собственных доходов хватает на покрытие только 54% расходов. Темпы роста потребностей бюджетополучателей намного превышают темпы роста собственных доходов бюджета. За рассматриваемый период объем расходов, требуемых для функционирования бюджетной сети, возрос в 2,8 раза, а доходы возросли лишь в 1,8 раза. На столь значительное отклонение доходов и расходов бюджета оказали влияние: 1. Сокращение доли доходов, оставляемых на территории области, по отношению к общей сумме налоговых поступлений, собираемых в области. В 1998г. доля налоговых поступлений, оставляемых в доходной части консолидированного бюджета области, составляла 64,1 %, то в 2001 г. она сократилась до 45,8 %. 2. Снижение налогооблагаемой базы по большинству ведущих предприятий и организаций области. Причинами этого стали: - спад промышленного производства, особенно в таких налогоемких отраслях, как химическая и нефтехимическая промышленность, энергетика и легкая промышленность. Удельный вес налоговых поступлений предприятий отрасли машиностроения и металлообработки сократился с 50 % в 1998 году до 38 % в 2001 году. - незначительный приток объемов инвестиций в основной капитал предприятий и организаций области, и в первую очередь в ведущую отрасль области - автомобилестроение. Так, объем инвестиций в эту отрасль в 2000 году составил по сравнению с 1999 годом лишь 51 % (в сопоставимых ценах), в 2001 году - 76,3 % по сравнению с предыдущим годом. 3. Действие на территории Российской Федерации "оффшорных" зон. По информации налоговых органов, более 400 нижегородских предприятий осуществляют свою деятельность в зонах льготного кредитования. Через оффшорные зоны проходили обороты некоторых крупных предприятий области, что влекло за собой снижение налогооблагаемой базы по большинству налогов. 4. Недостаточные темпы развития малого предпринимательства. 50% объема выпускаемых товаров и услуг приходится на сферу розничной торговли. Мал процент фирм, занимающихся наукоемкими технологиями, производством, недостаточно развит сектор бытовых услуг, особенно в отдаленных районах области. Доля выпуска товаров и услуг субъектами малого предпринимательства на протяжении последних лет остается в пределах 20 - 25 процентов от общего объема выпускаемых товаров и услуг в области. 5. Незначительная доходность бюджета от объектов государственной собственности. Удельный вес неналоговых доходов в структуре доходной части бюджета области составляет лишь 4-6 %. Деятельность большинства государственных унитарных предприятий убыточна. Нет весомой отдачи в части получения дивидендов по акциям, находящимся в областной собственности. Большое количество объектов недвижимости не вовлечены в хозяйственный оборот либо сдаются в аренду на безвозмездной основе. Ставки арендной платы не всегда соответствуют рыночным ценам. Наличие этих и других факторов, негативным образом влияющих на доходную часть бюджета, привели к необходимости разработки Программы развития налогового потенциала Нижегородской области. 3. Сроки и этапы реализации программы. Срок реализации программы развития налогового потенциала рассчитан на 2002-2004 годы. Сроки реализации отдельных пунктов программы определены Планом мероприятий по повышению эффективности использования административных ресурсов (приложение 1) и Планом мероприятий по развитию и использованию инвестиционного и инновационного потенциала Нижегородской области (приложения 2). При выявлении необходимости, либо нецелесообразности дальнейшего продолжения работ по Программе развития налогового и неналогового потенциала Нижегородской области, государственный заказчик программы вносит предложения о продлении, прекращении или приостановке программных мероприятий с указанием причин. При необходимости корректировки программных мероприятий государственный заказчик вносит предложения об изменении программных мероприятий с указанием причин. 4. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации программы. Практические действия от реализации программы должны обеспечить: - улучшение социально-экономической ситуации в области путем создания благоприятного инвестиционного климата и развития промышленного производства; - увеличение доходной части бюджета за счет роста налогооблагаемой базы и улучшения собираемости налогов в бюджет; - создание эффективных методов управления государственной и муниципальной собственностью; - экономия бюджетных средств за счет реализации в области программ развития и поддержки страхового бизнеса и ипотечного кредитования. Приложение 1 Программе развития налогового и неналогового потенциала Нижегородской области План мероприятий по повышению эффективности использования административного ресурса N п/п Мероприятия Ответственные Сроки Ожидаемые результаты исполнения 1. Оптимизация отношений между федеральным, областным и местными бюджетами в части увеличения доходной базы бюджета. 1.1. Анализ расчета Министерство 2002 г. Снижение базы для Министерством финансов исчисления финансов РФ индекса Нижегородской индекса налогового налогового области потенциала потенциала по Нижегородской совместно с по области на 5-8% области министерством на 2003 год. Представление экономики и развития в предпринимательства Минфин РФ необходимой Нижегородской информации области, для проведения Управлением корректировки министерства расчетов. РФ по налогам и сборам по Нижегородской области (по согласованию), министерством промышленности и инноваций по Нижегородской области 1.2. Подготовка законодательной Министерство 2002 г. Поступление в инициативы финансов консолидированный в Государственную Думу Нижегородской бюджет области Федерального области дополнительных Собрания в части зачисления совместно с отчислений от акцизов в Управлением в бюджет области доли акцизов Министерства РФ по сумме 1500 млн. руб. на налогам легковые автомобили, и сборам по природный Нижегородской газ и НДС области 1.3. Подготовка законодательной Министерство 2002 г Контроль со стороны инициативы финансов налоговых в Государственную Думу РФ о Нижегородской органов за состоянием внесении области расчетов изменений в Налоговый совместно с налоговых агентов с кодекс Управлением бюджетом РФ относительно включения в Министерства РФ по по налогу на доходы список налогам физических обязательных отчетов, и сборам по лиц, снижение предоставляемых Нижегородской задолженности предприятиями и области по этому виду налога. организациями Дополнительные в территориальные налоговые поступления в сумме органы, 30 отчета по выплате млн. руб. заработной платы и других доходов и уплате налога на доходы физических лиц. 1.4. Разработка методики расчета Министерство 2003 г. Улучшение качества налогового финансов прогнозирования потенциала муниципальных Нижегородской доходов бюджетов образований области муниципальных области с учетом уровня и совместно с образований, структуры министерством упрощение их развития. экономики и развития контроля исполнения предпринимательства доходной Нижегородской части бюджета. области. 1.5. Анализ использования Министерство 2002-2003 г.г Рост налоговых органами финансов поступлений местного самоуправления Нижегородской в бюджет области 1 возможностей области млрд. налогового и бюджетного совместно с руб. законодательства министерством (выявления резервов по экономики и развития установлению предпринимательства налоговых ставок, введению Нижегородской новых области. видов платежей, полноты зачисления доходных источников в бюджет). 1.6. Разработка механизмов Министерство 2002 г. Рост собираемости стимулирования финансов налогов, органов местного Нижегородской повышение самоуправления, области заинтересованности увеличивающих доходную базу совместно с муниципалитетов в консолидированного министерством увеличение бюджета. экономики и развития доходной части предпринимательства бюджета Нижегородской области. 2. Обеспечение улучшения собираемости налогов в бюджет. 2.1. Мониторинг выполнения Министерство постоянно Снижение недоимки в основных финансов бюджет показателей финансового Нижегородской области состояния области ориентировочно и налогооблагаемой базы совместно на 150 млн. руб. бюджетообразующих Управлением предприятий области, Министерства РФ по состояния налогам расчетов по налогам с и сборам по бюджетами Нижегородской всех уровней области, министерством промышленности и инноваций Нижегородской области 2.2. Обеспечение принудительного Управление постоянно Дополнительные взыскания Министерства поступления задолженности по налогам и РФ по налогам и от реализации сборам сборам имущества в областной бюджет за счет по Нижегородской в сумме 30 млн. руб. имущества области налогоплательщиков. 2.3. Проведение работы с Управление В течение года Поступление предприятиями-недоимщиками Министерства реструктуризированной по погашению накопленной РФ по налогам и задолженности в сумме задолженности сборам 75 по начисленным налогам, по Нижегородской млн. руб. пеням области, и штрафам, в том числе министерство через финансов осуществление Нижегородской реструктуризации области задолженности юридических лиц по платежам в бюджет 2.4. Разработка положения по Министерство 2002 года Улучшение финансового списанию финансов состояния пеней по Нижегородской предприятий, реструктуризированной области увеличение задолженности. совместно с у предприятий Управлением оборотных Министерства РФ по средств на сумму 20 налогам млн. и сборам по руб. Нижегородской области. 3. Принятие мер по стимулированию экономического роста Нижегородской области. 3.1. Стимулирование через Министерство 2003 г. Рост индекса систему финансов физического налоговых льгот организаций Нижегородской объема производства сферы области по материального производства, совместно с сравнению с обеспечивающих Управлением предыдущим прирост налогооблагаемой Министерства РФ по годом не менее чем на базы. налогам 3-4%, и сборам по увеличение Нижегородской поступлений области, налоговых платежей в министерством бюджет промышленности и не менее чем на 100 инноваций млн. Нижегородской руб. области, министерством экономики и развития предпринимательства Нижегородской области. 3.2. Увеличение в 2003 году на Министерство 2002-2003 г.г Дополнительные 40 промышленности поступления % объемов производства по и инноваций налоговых платежей в топливной Нижегородской сумме промышленности за счет области. 100 млн. руб. более полной загрузки нефтеперерабатывающего завода в г. Кстово; 3.3. Разработка и реализация Министерство 2002-2003 г.г Дополнительные антикризисных промышленности поступления мер в отношении химических и инноваций налоговых платежей в и Нижегородской сумме нефтехимических предприятий области. 200 млн. руб. г. Дзержинска, ввод производства полимерных материалов на базе программ перспективного развития ОАО "Сибур - Нефтехим" и ОАО "Акрилат"; 3.4. Реализация программы Министерство 2002-2003 г.г Дополнительные развития промышленности поступления легкой промышленности в и инноваций налоговых платежей в области, Нижегородской сумме поддержка предприятий с области. 100 млн. руб. привлечением льготных долгосрочных кредитов коммерческих банков, увеличение объемов производства на 8 % к предыдущему году; 3.5. Оптимизация структуры Министерство 2002-2004 г.г Увеличение объемов оборонного промышленности выпускаемой комплекса Нижегородской и инноваций продукции области: Нижегородской предприятиями - обеспечение соответствия области ВПК по между государственному наличием мобилизационных оборонному заказу на мощностей 65-85 оборонных предприятий и млн. руб. объемами государственного заказа; - обеспечение полноты финансирования объемов государственного оборонного заказа. 3.6. Реализация комплексной Министерство постоянно Содействие созданию целевой экономики новых программы развития малого и развития малых предприятий, предпринимательства предпринимательства создание в Нижегородской области: Нижегородской дополнительных - установление налоговых области рабочих льгот совместно с мест в приоритетных и иных преференций для министерством сферах организаций финансов предпринимательства. малого бизнеса, работающих Нижегородской Дополнительные в области, налоговые поступления наукоемких отраслях, министерством 412 - льготное кредитование с промышленности и млн. руб. Повышение привлечение инноваций объемов кредитных ресурсов Нижегородской продукции, коммерческих области, выпускаемой банков и частичным министерством малыми предприятиями возмещением имущественных на процентной ставки отношений 12 - 15 %. Увеличение предпринимательских Нижегородской число проектов инновационного области занятых в сфере характера, малого фермерских хозяйств и малых бизнеса до 450 тыс. предприятий чел. - сельхозпереработчиков, - развитие программы вовлечения коммерческих банков, паевых инвестиционных фондов, страховых компаний в финансово - кредитную поддержку малых предприятий, - содействие созданию и деятельности кредитных союзов и обществ взаимного кредитования при общественных организациях предпринимателей, - организация лизинга автомобилей и оборудования для субъектов малого предпринимательства, - обеспечение доступа предпринимателей к использованию имущества неэффективных и неплатежеспособных собственников - крупных предприятий, - создание на базе пустующих имущественных комплексов объектов инфраструктуры. 3.7. Мониторинг действия и Министерство постоянно Увеличение корректировка экономики поступлений размера единого налога на и развития доходов в бюджет вмененный предпринимательства доход на территории области Нижегородской области совместно с министерством финансов Нижегородской области 3.8. Разработка новой редакции Министерство 2003 г. Установление единых закона экономики принципов Нижегородской области о и развития и подходов в части порядке предпринимательства льготного предоставления налоговых Нижегородской налогообложения льгот области совместно с Министерством финансов Нижегородской области 3.9. Расширение номенклатуры Министерство постоянно Увеличение объема продукции, финансов налогов закупаемой в рамках Нижегородской в бюджет, снижение областного области затрат государственного заказа и совместно с бюджета на привлечения министерствами обеспечение к участию в конкурсах на и иными органами потребностей размещение исполнительной бюджетных областного государственного власти Нижегородской учреждений однотипной заказа области продукцией большего числа юридических на 15-20% и физических лиц, зарегистрированных на территории Нижегородской области 4. Эффективное использование государственной собственности. 4.1. Проведение инвентаризации Министерство 2002 г. - 2003 Получение информации принадлежащих имущественных г. по государству объектов отношений объектам недвижимости Нижегородской государственной с регистрацией прав на области собственности, недвижимое позволяющей имущество и выдачей провести рыночную соответствующих оценку свидетельств. каждого из них. 4.2. Приведение договоров Министерство 2002 г. - 2003г Максимальное безвозмездного имущественных вовлечение пользования в соответствие отношений объектов с Нижегородской государственной Положением о порядке области собственности в передачи хозяйственный в безвозмездное пользование оборот, получение административных дополнительных зданий, сооружений и доходов в бюджет в нежилых сумме помещений, находящихся в 1,1 млн. руб. государственной собственности области, утвержденным постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 30 мая 2002 г. N 57-III". 4.3. Подготовка предложений по Министерство 2002 г. - 2003 Дополнительные совершенствованию имущественных г поступления методики определения отношений в бюджет в сумме 1 арендной Нижегородской млн. платы за пользование области руб. имущественными комплексами. 4.4. Ведение единого Комитет по 2002 г. - 2003 Формирование реестра государственного землеустройству г. объектов кадастрового учета и земельным недвижимости и земельных ресурсам. обеспечение ресурсов и расположенных на их строгого учета. них объектов недвижимости, вовлечение земель в хозяйственный оборот и их эффективное использование 4.5. Разработка нормативных Министерство 2002 г. - 2004 Развитие механизма документов имущественных г. регулирования по регулированию земельных отношений рынка земли отношений, Нижегородской обеспечивающих проведение области. земельной реформы в рамках принятого Земельного кодекса РФ. 4.6. Проведение проверок и Министерство постоянно Усиление инвентаризации имущественных государственного использования земель под отношений контроля за недвижимостью. Нижегородской рациональным Выявление резервных, в т. области и целевым ч. использованием используемых не по земель, устранение назначению неправомерности или неэффективно распоряжения ими. используемых земель. 4.7. Проведение земельных торгов Министерство 2002 г. - 2003 Увеличение в имущественных г. поступлений области, учет полученных от отношений доходов в бюджет от продажи Нижегородской продажи средств. области земли. Дополнительные поступления в бюджет в сумме 3 млн. руб. 4.8. Создание и ведение реестра Министерство 2002 г. - 2003 Повышение уровня показателей имущественных г. полноты, экономической эффективности отношений достоверности и деятельности Нижегородской оперативности государственных унитарных области. информации о предприятий, деятельности открытых акционерных предприятия. обществ, акции которых находятся в государственной (областной) собственности. 4.9. Ежегодное проведение аудита Министерство 2002 г. - 2003 Повышение финансового имущественных г эффективности состояния ГУПов. По отношений управления результатам Нижегородской предприятиями аудиторских проверок и области и учреждениями, анализа реализующими результатов деятельности региональные и ГУПов, государственные при наличии у них задачи. неустойчивого финансового состояния, инициировать приватизацию или ликвидацию этих предприятий, либо их реорганизацию. Принятие решения по оптимизации количества ГУПов. 4.10. Ежегодное утверждение Министерство постоянно Дополнительные плановых имущественных поступления величин показателей отношений в бюджет от прибыли экономической Нижегородской ГУП эффективности деятельности области совместно с и в сумме 0,7 млн. каждого министерствами руб. унитарного предприятия, в и иными органами том исполнительной числе: власти Нижегородской - выручка от продажи области. товаров, продукции, работ, услуг; - чистая прибыль; - чистые активы. 4.11. Проведение балансовых Министерство постоянно Усиление комиссий имущественных государственного и аттестации руководителей отношений контроля за государственных Нижегородской деятельностью унитарных предприятий. области совместно с предприятий и министерствами учреждений. и иными органами Повышение исполнительной ответственности власти Нижегородской руководителей области. предприятий и учреждений за результаты их деятельности 4.12. Разработка новых форм Министерство 2002 г. Повышение отчета имущественных эффективности представителей государства отношений управления в Нижегородской принадлежащими органах управления области области пакетами акционерных акций обществах, позволяющих получать комплексную информацию о финансово - экономическом положении акционерных обществ. 4.13. Усиление контроля и Министерство 2002 г. Повышение повышения имущественных эффективности качества управления отношений функционирования пакетами Нижегородской института акций стратегически важных области представителей для государственной области предприятий через власти в органах повышение управления уровня представительства и акционерных обществ создания возможностей для оперативного получения всех необходимых данных в целях принятия своевременных решений по управлению пакетами акций. Приложение 2 к Программе развития налогового и неналогового потенциала Нижегородской области План мероприятий по развитию и использованию инвестиционного и инновационного потенциала Нижегородской области N п/п Мероприятия Ответственные Сроки Ожидаемые исполнения результаты 1. Создание условий для привлечения инвесторов. 1.1. Оказание Министерство 2002 г. - 2004 Создание новых государственной экономики г. производств, поддержки и развития новых рабочих инвестиционных предпринимательства мест, проектов через Нижегородской увеличение механизм области налоговых закона Нижегородской поступлений в области бюджет от 22.06.2000 г. N области 116-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области" 1.2. Ведение электронных Министерство постоянно Улучшение баз экономики инвестиционного данных и создание и развития климата в области. каталога предпринимательства Рост свободных Нижегородской объемов инвестиций производственных области в площадей и "зеленых совместно с основной капитал площадей" министерством организаций (территорий под промышленности и на 4,5 % ежегодно. промышленную инноваций застройку), Нижегородской справочников области бизнес - профилей предприятий и отраслей, инвестиционных проектов в сети ИНТЕРНЕТ, предоставление информации потенциальным инвесторам 1.3. Совершенствование Министерство постоянно Создание регионального экономики действенной инвестиционного и развития правовой базы законодательства предпринимательства инвестиционной и нормативно - Нижегородской деятельности в правовой области регионе. базы в сфере совместно с поддержки министерством инвестиционного финансов процесса Нижегородской области, министерством промышленности и инноваций Нижегородской области. 1.4. Разработка Министерством 2002 г. -2003 Создание правовых законодательства промышленности г. основ области о и инноваций для развития государственной Нижегородской инновационной поддержке области. деятельности в инновационной регионе. деятельности в Нижегородской области 2. Развитие фондового рынка 2.1. Развитие Министерство постоянно Рост инвестиций за инфраструктуры финансов счет фондового рынка: Нижегородской выпуска ценных - стимулирование области бумаг. предложений совместно с корпоративных ценных министерством бумаг; экономики и развития - формирование предпринимательства организованных Нижегородской рынков, в том числе области биржевых механизмов, направленных на предотвращение монополизма и искажения рыночных цен; - создание условий для повышения уровня "прозрачности" эмитентов. 2.2. Содействие в Министерство постоянно Увеличение объемов привлечении финансов внебюджетных в реальный сектор Нижегородской средств, экономики области привлекаемых средств совместно с в развитие институциональных министерством промышленного инвесторов, таких как экономики и развития производства государственный предпринимательства ориентировочно и негосударственные Нижегородской 1 млн. руб. пенсионные области фонды, инвестиционные фонды, страховые фирмы. 2.3. Разработка и Министерство 2002 г - 2003 Создание реализация финансов г. механизмов, областных и Нижегородской позволяющих отраслевых области, размещать программ в области министерство страховые резервы страхования. экономики выгодно, Привлечение страховых и развития надежно, доходно, организаций предпринимательства гарантируя к реализации Нижегородской своевременность их областных области возврата. целевых программ и инвестиционных проектов. 2.4. Проведение конкурсов Министерство 2002 г. - 2003 Определение агента по финансов г. Правительства отбору страховых Нижегородской Нижегородской компаний, области области желающих принять по взаимовыгодным участие видам в реализации страхования. областных Содействие программах, а также организации привлекаемых страховых для осуществления пулов по отдельным страхования видам с бюджетными страхования, средствами требующим объединения финансовых средств страховщиков. 2.5. Содействие Министерство постоянно Обеспечение дальнейшему финансов комплексной развитию системы Нижегородской страховой защиты страхования области социально в совместно с - экономических жилищно-коммунальном министерством интересов хозяйстве и экономики и развития области агропромышленном предпринимательства комплексе, отрасли Нижегородской здравоохранения, области, в сфере министерствами и предупреждения иными и ликвидации органами последствий исполнительной чрезвычайных ситуаций власти Нижегородской и области стихийных бедствий, малом бизнесе, ипотечном кредитовании и других видах деятельности путем разработки и принятия соответствующих программ. 2.6. Мониторинг и анализ Министерство постоянно деятельности экономики кредитных организаций и развития и предпринимательства других институтов Нижегородской финансовой области инфраструктуры, совместно с участвующих министерством в инвестиционном финансов процессе. Нижегородской области 2.7. Развитие сети Министерство постоянно Создание условий ипотечного строительства для кредитования под и ЖКХ, министерство развития рынка залог экономики жилья имеющейся и развития и упорядочение собственности, предпринимательства нормативной стимулирование Нижегородской базы. инвестиционной области, направленности министерство деятельности финансов региональных Нижегородской коммерческих области банков Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|