Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 08.01.2003 № 1

 
                 ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 08.01.2003г.                                        N 1

     Об утверждении Концепции выставочно-ярмарочной деятельности
                        Нижегородской области


     В  целях  определения  принципов  развития  выставочно-ярмарочной
деятельности  в  интересах  экономики  Нижегородской  области, а также
укрепления   взаимовыгодной   кооперации   с   субъектами   Российской
Федерации,   странами  ближнего  и  дальнего  зарубежья  Правительство
Нижегородской области постановляет:
     1.    Утвердить   прилагаемую   Концепцию   выставочно-ярмарочной
деятельности Нижегородской области.
     2.   Министерству   экономики   и   развития  предпринимательства
Нижегородской области (Г.К. Кузьминой):
     2.  1. В срок до 10.01.2003 разработать и согласовать положение о
межведомственной   комиссии   по   выставочно-ярмарочной  деятельности
Нижегородской области.
     2.  2. В срок до 01.02.2003 разработать и согласовать положение о
координационном  совете Нижегородской области по выставочно-ярмарочной
деятельности.
     2.  3.  В  месячный  срок  после  вступления  в  силу  настоящего
постановления  подготовить  положение  о  координации  деятельности по
организации и проведению выставок, ярмарок в Нижегородской области.
     2.  4.  В срок до 01.07.2003 разработать комплексную программу по
развитию  выставочно-ярмарочной  деятельности  Нижегородской области в
2004 - 2006 гг.
     3.  Контроль  за исполнением настоящего постановления оставляю за
собой.


     Губернатор          Г.М.Ходырев


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                 Нижегородской области
                                                     от 08.01.2003 N 1

                              КОНЦЕПЦИЯ
       ВЫСТАВОЧНО-ЯРМАРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


                               Введение

     На  современном  этапе  развития экономики в Российской Федерации
выставочно-ярмарочная  деятельность (далее - выставочная деятельность)
превратилась  в  заметный  сегмент  рынка услуг. Это важный инструмент
макроэкономической,   в   том   числе   и   инвестиционной   политики,
обеспечивающий     мобильность     рынка,     создающий    необходимое
информационное  поле,  формирующий  значительные  финансовые потоки, а
также приносящий дополнительный доход в бюджеты всех уровней.
     В  связи  с  предстоящим вступлением России во Всемирную торговую
организацию    (ВТО)    вопрос   конкурентоспособности   нижегородских
предприятий   на   российском   и  мировом  рынках  является  наиболее
актуальным.  В  мировой  практике  выставки  и ярмарки - это уже давно
созданный    и    стабильно   работающий   маркетинговый   инструмент,
охватывающий  практически  все  отрасли мирового бизнеса и позволяющий
предприятиям   и   организациям   оперативно   и   регулярно  получать
необходимую  информацию. Именно этот инструмент можно охарактеризовать
как мощный двигатель прогресса.
     Нижегородская  область занимает в выставочном пространстве России
особое  место.  В  силу  своего  исторического  наследия,  как  родины
знаменитой  и крупнейшей, в свое время, в Европе Нижегородской ярмарки
и  "Великой  Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896
года",  она  имеет  исторические  предпосылки  для  успешного развития
выставочно-ярмарочной деятельности.
     Являясь  крупным административным центром и столицей Приволжского
федерального  округа,  Нижний  Новгород, где сконцентрированы основные
транспортные  коммуникации,  обладающий колоссальным интеллектуальным,
культурным  и  промышленным  потенциалом,  имеет  реальные перспективы
вновь стать одним из крупнейших выставочных центров Европы.
     Ежегодно    в    Нижегородской   области   проходит   около   300
выставочно-ярмарочных      мероприятий,      включая     Всероссийский
научно-промышленный    форум    "Россия    единая"   и   международный
научно-промышленный    форум   "Великие   реки",   благодаря   которым
"Нижегородская   ярмарка"   приобретает   статус  выставки  достижений
народного хозяйства.
     Выставочная  деятельность  Нижегородской  области является мощным
комплексным  средством  продвижения  продукции и услуг, производимых и
создаваемых   нижегородскими   предприятиями   и   организациями,   на
российский  и  мировой  рынки  товаров  и  услуг,  а также эффективным
инструментом стимулирования инвестиционных и инновационных процессов.
     За  последнее  десятилетие  в Нижегородской области были заложены
основы  современной  выставочной инфраструктуры: появились выставочные
организации  и  фирмы выставочного сервиса (строительные, дизайнерские
и   др.).   По   мере   усложнения  и  развития  этой  сферы  возникла
необходимость в управлении и координации ее деятельности.
     Реализация   стратегии   развития  областного  центра  -  Нижнего
Новгорода,  в  качестве  крупного европейского выставочного, делового,
научно-промышленного,   культурного   центра,   а   также  активизации
выставочной   деятельности   Нижегородской   области  в  целом,  будет
способствовать   развитию   экономики   области,   позволит   получить
дополнительные  источники увеличения доходной части областного бюджета
и   повышения  благосостояния  жителей,  а  также  повысить  авторитет
Нижегородской области и ее привлекательность для инвестиций и туризма.
     Такая    стратегия   может   стать   целенаправленной   политикой
Правительства Нижегородской области.
     Дальнейшее  развитие  выставочного  бизнеса  требует формирования
эффективной  системы  управления выставочной деятельностью, включающей
необходимые элементы ее поддержки, регулирования и координации.

         1. Цель концепции выставочно-ярмарочной деятельности
                       в Нижегородской области

     Целью   настоящей   концепции   является   определение  принципов
развития  и организации выставочно-ярмарочной деятельности в интересах
социального,  экономического,  политического,  научного  и культурного
развития   Нижегородской   области   в   соответствии   с   программой
социально-экономического  развития  Нижегородской области, действующим
российским законодательством и международной практикой.

       2. Основные элементы выставочно-ярмарочной деятельности

     2.  1.  Объекты  - международные, национальные, межрегиональные и
региональные  научно-промышленные,  промышленно-экономические форумы и
конгрессы;  специализированные  выставки;  выставки-ярмарки; областные
выставки-смотры;    коммерческие    ярмарки;    торгово-экономические,
культурные  миссии  и другие мероприятия, проводимые как на территории
Нижегородской  области,  так и в других субъектах Российской Федерации
и других странах.
     2.  2.  Субъекты. В подготовке и проведении выставочно-ярмарочных
мероприятий принимают участие следующие стороны:
     -   профессиональные   организации   -  организаторы  выставок  и
конгрессов;
     -   организации   выставочной   инфраструктуры   -   организации,
обеспечивающие   выставочно-ярмарочную  деятельность  (информационные,
рекламные, дизайнерские, строительные и пр.);
     - организации, предоставляющие выставочную площадь;
     -  экспоненты - участники выставок и конгрессов (организации всех
форм   собственности,   а   также   физические   лица,  осуществляющие
предпринимательскую  деятельность  без  образования юридического лица,
далее - организации);
     -   потребители   выставочного   продукта   -   организации,  как
российские,  так  и  зарубежные,  специалисты и посетители выставок, а
также  государственные  и общественные организации, заинтересованные в
экспонируемых товарах, услугах и технологиях.

       3. Основные проблемы выставочно-ярмарочной деятельности

     В  настоящее  время  в  выставочной  деятельности  существует ряд
нерешенных проблем:
     -   действующая  нормативная  правовая  база  не  в  полной  мере
регулирует  вопросы  выставочной  деятельности, что требует разработки
дополнительных нормативных правовых актов;
     -    отсутствует    скоординированный   подход   к   планированию
выставочно-ярмарочных    мероприятий    по   срокам   и   тематике   в
Нижегородской области;
     -   отсутствует   стратегия   участия   Нижегородской  области  в
российских и международных выставках, ярмарках и конгрессах;
     -   отсутствует   единое   информационное  пространство  в  сфере
выставочно-ярмарочной  деятельности,  как  на  российском,  так  и  на
региональном уровнях;
     -   отсутствует   концептуальный  подход  органов  исполнительной
области   к  организации  выставочно-ярмарочных  мероприятий,  имеющих
важное значение для экономики области;
     -  отсутствует заинтересованность органов местного самоуправления
крупных районов области в развитии выставочно-ярмарочной деятельности;
     -  отсутствует  система мониторинга выставочной деятельности, что
затрудняет   анализ  текущего  состояния  и  составление  прогноза  ее
развития;
     -   отсутствует   организация   на  постоянной  основе  областной
выставки с регулярно обновляемой экспозицией;
     -  материально-технической  база выставочной деятельности области
не соответствует международным требованиям;
     -  отсутствует  система  подготовки  специалистов  по выставочной
деятельности с учетом специфики области.

        4. Задачи развития выставочно-ярмарочной деятельности

     Основными задачами развития выставочной деятельности являются:
     -    проведение    комплексного    анализа   тенденций   развития
выставочно-ярмарочной  деятельности  на  областном,  общероссийском  и
международном уровнях;
     -   формирование   стратегии   участия  Нижегородской  области  в
российских и международных выставках;
     -  позиционирование  области  в  качестве крупного международного
делового  и выставочного центра, где экспонируются высокие технологии,
научно-промышленные    разработки   и   достижения   других   отраслей
российской экономики;
     -    повышение   эффективности   маркетинговых   мероприятий   по
продвижению    продукции    и   услуг,   производимых   нижегородскими
предприятиями   на  российский  и  международный  рынки  и  содействие
развитию экспортообразующих отраслей области;
     -    формирование    единого   информационного   поля   в   сфере
выставочно-ярмарочной      деятельности      Нижегородской     области
(формирование  баз  данных  по  выставкам,  ярмаркам  и  конгрессам  в
области, России и за рубежом, создание Web-сайта и пр.);
     -    содействие    восстановлению    и   развитию   экономических
взаимосвязей   между   хозяйствующими  субъектами  области,  России  и
зарубежными партнерами;
     -   содействие  выходу  на  российский  рынок  новых  предприятий
Нижегородской области и содействие развитию малого и среднего бизнеса;
     -  обеспечение  равных  условий  конкуренции  для всех участников
выставочно-ярмарочной деятельности в Нижегородской области;
     -  содействие  развитию  промышленного,  научного  и  культурного
потенциалов области, стимулирование инвестиционных процессов;
     -   привлечение   внимания  федеральных  органов  государственной
власти,  иных  государственных  органов,  международных и общественных
организаций  к  проблемам  развития выставочно-ярмарочной деятельности
Нижегородской области;
     -  создание  на  базе  выставочных  центров Нижегородской области
площадок   демонстрации   и   обмена   опытом   в   рамках  реализации
президентских,    федеральных,    окружных    и   областных   программ
социально-экономического и культурного развития;
     -  укрепление  экономических,  политических  и  культурных связей
субъектов Российской Федерации, стран дальнего и ближнего зарубежья;
     -   улучшение  социально-экономического  положения  Нижегородской
области  путем  увеличения  доходов в бюджет от проводимых мероприятий
за  счет  налоговых  и других поступлений от выставочных организаций и
организаций  выставочной  инфраструктуры, создания новых рабочих мест,
расширения объема производства, развития выставочной инфраструктуры;
     -  формирование  спроса на услуги выставочно-ярмарочного бизнеса,
оптимизация  функционирования  и  дальнейшего  развития инфраструктуры
выставочной деятельности области;
     -   закрепление   позиций   Нижегородской  области  как  наиболее
значимого  и представительного центра народно-художественных промыслов
и ремесел Российской Федерации;
     -  поддержка  инициативы  районов  и  городов области по созданию
выставочно-ярмарочных  центров в целях продвижения на внутренний рынок
продукции и услуг, производимых предприятиями района.

    5. Основные характеристики выставочно-ярмарочной деятельности
                       в Нижегородской области

     В  настоящее  время  в  Нижегородской  области  существует  более
десяти  профессиональных  организаций  в  сфере  выставочно-ярмарочной
деятельности,  большая  часть  из которых, располагается на территории
города   Нижнего   Новгорода.   Ежегодно   ими  проводится  около  300
мероприятий.   Из   числа   профессиональных  организаций  только  ВАО
"Нижегородская    ярмарка"   соответствует   мировым   и   европейским
стандартам международного выставочного комплекса.
     Выставочно-ярмарочная  деятельность  в  Нижегородской  области  в
современных   условиях  осуществляется  в  следующих  основных  формах
(выставочные мероприятия):
     Выставки   как  регулярно  организуемые  рыночные  мероприятия  с
ограниченным   временем   проведения,   где   экспоненты  представляют
основные  товары  и  услуги  одной  или  нескольких  отраслей, которые
реализуются преимущественно на основе выставочных образцов.
     Ярмарки   -   регулярные   рыночные  мероприятия  с  ограниченным
временем  проведения, где экспоненты представляют и реализуют товары и
услуги одной или нескольких отраслей.
     Выставка (ярмарка) характеризуется следующими параметрами:
     - величина выставочной площади;
     - число экспонентов (отечественных и иностранных);
     - число посетителей.

      5. 1. Выставочные площади и статистические данные основных
            выставочных центров и организаций за 2001 год

     5. 1.1. ВАО "Нижегородская ярмарка".
     Рейтинг  выставочных  центров  в  Приволжском федеральном округе,
составленный  в  2001  году  на  основе анализа важнейших показателей,
ставит ВАО "Нижегородская ярмарка" на первое место.
     Выставочный  комплекс  располагает 10000 кв. м закрытой площади и
15000  кв. м - открытой. В 2001 году в Нижнем Новгороде была проведена
71   выставка,   в   т.ч.   52  -  специализированных  выставки,  9  -
международных  и  всероссийских  форумов и 10 - конгрессов. Темп роста
числа  проводимых  выставочных  мероприятий  2001  года по отношению к
2000  году  составил  16%.  Оборот в сфере выставочной деятельности за
2001  год  на  17 % превышает данные 2000 года. Общая сумма платежей в
бюджеты  всех  уровней  возросла  соответственно  на  7  %.  Суммарная
выставочная  площадь  проводимых  мероприятий  по  данным  за 2001 год
составила  51382  кв. м. Выставочно-ярмарочные мероприятия в 2001 году
привлекли:
     - 4476 экспонентов, в т.ч. 294 иностранных;
     -  282500 посетителей. Количество посетителей по сравнению с 1999
годом возросло на 16 %.
     5.  1.2.  Торгово-промышленная  палата Нижегородской области (ТПП
НО).
     Общая  выставочная  площадь  составляет  300  кв.  м. Выставочные
экспозиции  располагаются  на  первом  и  втором  этажах  трехэтажного
здания.  За  2001  год  ТПП НО были проведены 22 выставки, в т.ч. 12 -
специализированных   выставок  и  1  -  фестиваль.  Темп  роста  числа
проводимых  выставочных  мероприятий с 2000 по 2001 год составил почти
30  %.  За  2001  год  в  выставках  приняло  участие 740 экспонентов,
организаций  и  частных  предпринимателей,  в том числе 109 членов ТПП
НО.  Суммарная  выставочная  площадь  проводимых мероприятий по данным
2001 года составили 5100 кв. м.
     5.   1.3.   Нижегородский  государственный  выставочный  комплекс
(далее  -  Комплекс).  Общая  экспозиционная  площадь  -  648,5 кв. м.
Количество  проведенных за 2001 год выставок в залах Комплекса - 27, в
том  числе  23  - из произведений нижегородских авторов. За 2001 год в
выставках  приняло  участие  около 1000 экспонентов, посетило выставку
более  109000  человек. Из бюджета Нижегородской области на проведение
выставок в 2001 году Комплексу было выделено 5000 рублей.
     5.     1.4.     Рекламно-выставочный     центр     Нижегородского
Государственного  Технического  Университета. Занимает около 300 кв. м
в   здании-памятнике   истории   и   культуры   областного   значения.
Выставочный   зал   площадью   250   кв.   м  располагает  выставочным
оборудованием  и  другими  техническими  средствами. В весенний период
для   выставочной  деятельности  используется  открытая  прилежащая  к
центру    территория    площадью    300    кв.    м.   За   2001   год
Рекламно-выставочным     центром    Нижегородского    Государственного
Технического  Университета было проведено 12 выставок и 8 семинаров, в
которых приняло участие 370 экспонентов, посетило - 33 000 человек.
     Перечень     основных    организаций    Нижегородской    области,
осуществляющих выставочно-ярмарочную деятельность, прилагается.

          6. Нормативно-правовая база Нижегородской области
                по выставочно-ярмарочной деятельности

        6. 1. Характеристика существующей нормативной правовой
               базы выставочно-ярмарочной деятельности

     К  числу нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих
осуществление   выставочно-ярмарочной   деятельности  в  Нижегородской
области, относятся:
     -  постановление  Законодательного Собрания Нижегородской области
от  25.06.1998  N  61  "Об  областном  совете по выставочно-ярмарочной
деятельности";
     -  постановление  Законодательного Собрания Нижегородской области
от  17.01.2000  N  9  "О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в
Нижегородской области".
     Постановлением  Законодательного  Собрания  Нижегородской области
от  25.06.1998  N 61 утвержден состав и положение об областном совете.
Однако практической реализации акта в полной мере не осуществлялось.
     Постановлением  Законодательного  Собрания  Нижегородской области
от   17.01.2000  N  9  утвержден  план  региональных  и  международных
выставочных  мероприятий  на  2000  год. В настоящее время акт утратил
юридическую силу.
     Таким   образом,   в  настоящее  время  в  Нижегородской  области
целесообразно    разработать   единый   правовой   акт,   регулирующий
выставочно-ярмарочную деятельность.

    6. 2. Направления совершенствования нормативной правовой базы
      выставочно-ярмарочной деятельности в Нижегородской области

     Анализ  существующей  ситуации  в  сфере регулирования отношений,
связанных   с   организацией   и   проведением   выставочно-ярмарочной
деятельности,  позволяет  определить  следующие направления разработки
соответствующих нормативных правовых актов:
     1.  Об  упорядочении  деятельности  по  организации  и проведению
выставок, ярмарок в Нижегородской области.
     Данный  нормативный  правовой акт призван урегулировать следующие
вопросы:
     -  установление  уполномоченного  органа  исполнительной власти в
сфере  выставочно-ярмарочной деятельности и определение его функций (в
части  координации  деятельности других органов исполнительной власти,
а  также  в процессе взаимодействия с субъектами выставочно-ярмарочной
деятельности);
     -  разработка  порядка  осуществления  государственной  поддержки
выставочно-ярмарочной  деятельности, в том числе, в форме финансовой и
организационной помощи;
     -  разработка  процедуры  предоставления  финансово-экономической
отчетности организаторами выставок, ярмарок и конгрессов.
     2.   Комплексная   программа  по  развитию  выставочно-ярмарочной
деятельности   Нижегородской   области,   предусматривающая  следующие
направления:
     -  поддержка  и  стимулирование организаций Нижегородской области
через  выставочную деятельность (создание благоприятных экономических,
организационных       и       иных       условий,       предоставление
информационно-консультативной,        рекламной,        маркетинговой,
дипломатической и других видов помощи);
     -   создание   единой   программы   областных   и   всероссийских
выставок-конкурсов  проектов,  технологий,  товаров  под общим девизом
"Российское  качество"  при  обязательном  участии федеральных органов
стандартизации   и   сертификации  качества  продукции  (в  том  числе
предусмотреть систему поощрения и награждения);
     -     осуществление    официального    регионального    патроната
выставочно-ярмарочных  мероприятий  -  комплексной системы поддержки и
развития   выставочной   деятельности,  в  т.ч.  формирования  реестра
приоритетных мероприятий;
     -  использование  института  спонсорства  в поддержке выставочной
деятельности области;
     -  информационно-рекламное  обеспечение  и  поддержка выставочной
деятельности в области;
     -  сотрудничество  с  областными,  региональными и международными
выставочными комплексами;
     -  развитие выставочной инфраструктуры, материально-технической и
экспозиционной  базы  выставочных  центров  в  Нижегородской области в
соответствии   с   международными   требованиями  с  целью  увеличения
бюджетной   отдачи  от  выставочной  деятельности,  а  также  с  целью
создания новых рабочих мест в области;
     - подготовка кадров для выставочной деятельности;
     -   развитие  Международного  делового  комплекса  "Нижегородская
ярмарка",    как    признанного    центра   выставочной   деятельности
Нижегородской области и Приволжского федерального округа;
     -  разработка  порядка  формирования  перспективных  и  ежегодных
планов выставочной деятельности.

  7. Координация выставочно-ярмарочной деятельности в Нижегородской
                               области

     Эффективное   развитие   выставочной  деятельности  Нижегородской
области  требует  совместных  скоординированных действий федеральных и
региональных   органов   исполнительной  власти,  торгово-промышленных
палат,   предпринимательских   и   выставочных   союзов,  общественных
организаций и структур выставочного бизнеса.
     Координация  со  стороны  государства,  в  первую очередь, должна
быть    направлена    на    поддержку    мероприятий    областного   и
межрегионального  значения, целью которых является обеспечение условий
для        повышения        конкурентоспособности        отечественных
товаропроизводителей,  расширение  сбыта  их продукции на внутреннем и
внешнем рынках.
     С  этой  целью целесообразно создать координационный Совет (далее
- Совет) Нижегородской области по выставочно-ярмарочной деятельности.
     Указанный      Совет      должен     осуществлять     координацию
выставочно-ярмарочной   деятельности  на  основе  предложений  органов
исполнительной   власти   области,   торгово-промышленных  палат,  ВАО
"Нижегородская ярмарка", отраслевых ассоциаций и т.п.
     Определение  наиболее  важных  мероприятий  из всего многообразия
выставок  и  ярмарок, проводимых в Нижегородской области и за рубежом,
осуществляется  с  целью  обеспечения  их координации, планирования по
срокам   и  тематике,  а  также  поддержки,  включая  организационную,
финансовую   и  информационную.  Выбор  указанных  мероприятий  должен
производиться    на    основе   системы   приоритетов   и   критериев,
разработанных   и   утвержденных   Советом   по  выставочно-ярмарочной
деятельности.
     В   Нижегородской  области  у  выставочной  деятельности  имеется
значительный  потенциал,  эффективность  которого  возрастет  в случае
осуществления координации и оказания поддержки со стороны государства.


                                                            ПРИЛОЖЕНИЕ
                                     к Концепции выставочно-ярмарочной
                                    деятельности Нижегородской области

                               ПЕРЕЧЕНЬ
             основных организаций Нижегородской области,
          осуществляющих выставочно-ярмарочную деятельность


Наименование организации          Адрес организации           Телефон

1. ВАО "Нижегородская ярмарка"    Н. Новгород,                77-55-83
                                  ул. Совнаркомовская, 13

2. Торгово-промышленная палата    Н. Новгород, пл. Октября,   19-44-81
Нижегородской                     1
области

3. Выставочно-ярмарочный центр    Н. Новгород,                36-01-18
                                  ул. Семашко, 5"б"

4. Нижегородский Государственный  Н. Новгород,                39-09-34
Выставочный                       пл. Минина и Пожарского,    39-09-71
комплекс                          2/2


5. ЗАО "Экспо-люкс"               Н. Новгород,                34-56-02
                                  пр. Гагарина, 168"а"

6. ООО "Вакант" -                 Н. Новгород,                41-28-45
информационное агентство          Сормовское шоссе, 1         41-28-72

7. Нижегородская ассоциация       Н. Новгород,                33-84-41
промышленников                    пер. Кожевенный, 1
и предпринимателей

8. Торгово-промышленная палата,   606000, г. Дзержинск,       33-57-76
г.                                пл. Дзержинского, 3         ф.
Дзержинск                                                     33-44-09


9. ОАО Институт                   Н. Новгород,                44-39-91
ресурсосбережения                 ул. Канавинская, 3"а"


10. Нижегородский филиал          Н. Новгород,                39-10-23
государственного                  В. Волжская набережная, 2
центра современных искусств

11. Нижегородский                 Н. Новгород,                30-19-46
Государственный                   ул. Ильинская, 65
архитектурно-строительный
университет

12. Нижегородский                 Н. Новгород,                36-15-75
Государственный                   ул. Минина, 31"а"
лингвистический университет им.
Н.А.Добролюбова






Информация по документу
Читайте также