Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 15.04.2003 № 105ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15.04.2003г. N 105 Об утверждении Программы "Развитие музейного дела в Нижегородской области: 2003 - 2005 гг." В целях развития музейного дела и совершенствования работы музеев Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Программу "Развитие музейного дела в Нижегородской области: 2003 - 2005 гг." (далее - Программа). 2. Министерству культуры Нижегородской области (В.И. Седову) принять меры по реализации Программы. 3. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов областного бюджета на соответствующий финансовый год. 4. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области принять участие в реализации мероприятий Программы. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина. Губернатор Г.М.Ходырев Утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 15.04.2003 N 105 ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ: 2003 - 2005 гг." Нижний Новгород, 2003 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование программы Программа "Развитие музейного дела в Нижегородской области: 2003 - 2005 гг." Предполагаемые объёмы и Средства областного бюджета - 77947,5 тыс. руб., источники в том числе в 2003 году - 16952,5 тыс. руб., в 2004 году финансирования Программы - 18475,0 тыс. руб., в 2005 году - 42520,0 тыс. руб., государственные капитальные вложения - 72100,0 тыс.руб., в том числе в 2003 году - 15100 тыс. руб. , в 2004 году - 16000,0 тыс. руб., в 2005 году - 41000,0 тыс.руб. средства местных бюджетов (при условии участия органов местного самоуправления в реализации мероприятий Программы) - 9698,0 тыс. руб., в том числе в 2003 году - 2943,0 тыс. руб., в 2004 году - 3280,0 тыс. руб., 2005 году -3475,0 тыс. руб., внебюджетные источники, средства федерального бюджета -89077,0 тыс.руб., в том числе в 2003 году -21877,5 тыс. руб., в 2004 году - 21350,0 тыс. руб., 2005 году - 45850,0 тыс. руб., (по согласованию). В ходе исполнения Программы, мероприятий по её реализации, объёмы их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учётом возможностей областного бюджета. Основания для разработки Основы законодательства Российской Федерации о Программы культуре (с изменениями от 30.12.2001), Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 N 179 " Об утверждении Положений о музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев Российской Федерации". Государственный заказчик Правительство Нижегородской области Основные разработчики Министерство культуры Нижегородской области Программы совместно с Нижегородским государственным историко-архитектурным музеем-заповедником (далее - НГИАМЗ) и региональной общественной организацией "Нижегородский центр поддержки и развития музеев" (далее - НМЦ). Цели Программы - сохранение культурного потенциала и культурного наследия Нижегородской области; - создание условий для высокопрофессиональной деятельности музеев области, способных решать важные научные, образовательные, воспитательные задачи и организацию содержательного досуга граждан; - укрепление материально-технической базы музеев; - комплексная информатизация деятельности музеев; - формирование привлекательного образа Нижегородской области через представление ее культурного наследия посредством технологии Интернет. Сроки реализации 2003 - 2005 г.г. Программы Перечень основных - расширение музейной сети Нижегородской области; мероприятий - ремонт и реконструкция Главных зданий Программы Нижегородского государственного художественного музея (далее - НГХМ) и НГИАМЗ (Верхне-Волжская набережная); - развитие материально-технической базы государственных музеев; - подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров музейных работников; - создание единой музейной информационно-ресурсной системы; - комплексная информатизация музейной деятельности; - совершенствование основных форм деятельности музеев. Исполнители основных министерство культуры Нижегородской области, мероприятий Нижегородский Программы государственный историко-архитектурный музей-заповедник, региональная общественная организация "Нижегородский центр поддержки и развития музеев, музеи г. Н.Новгорода и Нижегородской области, органы местного самоуправления г. Н.Новгорода, городов и районов Нижегородской области (при условии их участия в реализации Программы) Основные задачи - осуществление комплекса мер по обеспечению Программы безопасности музеев и музейных фондов; - пополнение музейных фондов новыми экспонатами; - создание новых музейных экспозиций; - создание системы профессиональной подготовки музейных кадров; - внедрение новых информационных технологий Ожидаемые конечные - формирование современной музейной сети области, результаты включенной реализации Программы в систему культурного туризма, приносящей доход в бюджет области, - учреждение районных музеев в Болдине, Пильне, Воротынце, Шатках, расширение сети негосударственных музеев (школьных, корпоративных, частных и других), - укрепление материально-технической базы музейных учреждений (НГИАМЗ, НГХМ), - модернизация деятельности музеев области, - юридически-правовое оформление музейного фонда и музеев Нижегородской области, - создание системы работы с кадрами музейных учреждений, улучшение качественного состава руководителей и специалистов, - комплексная информатизация 22 государственных музеев области Система контроля за Контроль за реализацией Программы осуществляется в исполнением установленном Программы порядке министерством культуры Нижегородской области, министерством финансов Нижегородской области ВВЕДЕНИЕ По действующему законодательству все музеи Российской Федерации объединены в единую музейную сеть. В нее входят музеи государственные и негосударственные (общественные, корпоративные, частные и другие). В непростых условиях последнего десятилетия удалось сохранить и расширить музейную сеть Нижегородской области. Она включает более 370 музеев, из них 22 - государственных музея, которые финансируются из областного и местного бюджетов, 34 общественных районных музея и более 310 негосударственных музеев. За последние два года созданы: Государственный Русский музей фотографии, Шахунский фольклорно-этнографический музей. Болдинский, Воротынский, Пильнинский и Шатковский районы не имеют своих историко-краеведческих музеев. Основными показателями, определяющими уровень и качество деятельности музеев, являются: музейные площади (включая фондохранилища), количество единиц хранения основного музейного фонда, число выставок и массовых мероприятий, численность посетителей. Общая площадь государственных музеев Нижегородской области составляет 26.978 кв.м. Основной фонд государственных музеев составил на 01.01.2002 год 754.866 ед. хранения (2000 год - 601.378, 2001 год - 605.778). Число музейных предметов за последний год увеличилось на 3.722 единицы, что по масштабам области явно недостаточно. Объяснить это можно тем, что музеи не могут организовать экспедиционную работу, командировать сотрудников для работы с возможными фондообразователями, нет средств на закупку предметов музейного значения, на реставрацию экспонатов. Общая посещаемость государственных музеев в последние годы имеет тенденцию к сокращению (1999 год - 666,3 тыс. чел., 2000 г - 628,5 тыс., 2001 год - 618 тыс.). Снизили посещаемость музеи Н. Новгорода, но увеличили ее районные музеи области. В течение 2000 г. музеями было организовано 334 выставки, в 2001 году - 366 выставок. Столь незначительный рост объясняется отсутствием необходимых выставочных площадей, большими трудозатратами при организации выставок с привлечением экспонатов из основного фонда. По основным показателям развития среди музеев Российской Федерации (из 89 субъектов Российской Федерации) Нижегородские государственные музеи занимают следующие позиции (по состоянию на 1999 год): по количеству музейной площади - 37 по числу посетителей - 31 по количеству выставок - 38-48 по уровню заработной платы - 71-80 Недостаточное финансирование музеев заставило руководство большинства из них искать пути к более полной реализации возможностей привлечения дополнительных финансовых ресурсов, в том числе через участие в различного рода конкурсах и проектах. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Музей - некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также удовлетворения духовных потребностей. Музейное дело - вид деятельности, включающий комплектование, учёт, хранение, охрану, изучение и использования музеями культурного наследия страны и рефлексию этих процессов. Объединяет музейную политику (музейное законодательство, музейное строительство, организацию управления музеями, музееведение) и музейную практику (научно-фондовую, экспозиционную и научно-просветительскую работу). Консервация - совокупность мер, направленных на стабилизацию физического состояния памятников истории и культуры, на их долговременную защиту от воздействия влаги, температурных изменений, света, механических повреждений и на обеспечения их сохранности в конкретных условиях бытования. Музейный фонд - совокупность постоянно находящихся на территории Российской Федерации движимых памятников истории и культуры, имеющих научную, художественную, историческую или иную культурную ценность и являющихся музейными предметами или предметами музейного значения. Модернизация музейной сети Общемировой тенденцией является возрастание общего числа музеев, увеличивающегося каждые 5 лет примерно на 10 %. За последние 10 лет число музеев в Нижегородской области возросло на 161 учреждение, в том числе государственных - на 2 (в 1992 году - 20), музеев на общественных началах - на 18 (в 1992 году - 16). В соответствии с минимальными социальными стандартами, утверждёнными распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года N 1063-р (с изменениями от 14 июля 2001 года) и определяющими госстандарт обеспечения населения музеями в зависимости от типа населённых пунктов, их административного статуса и численности населения каждый районный центр с численностью населения до 20 тыс. жителей должен иметь 1 музей. Б. Болдинский, Воротынский, Пильненский, Шатковский не имеют своих историко-краеведческих музеев. По нормативам сегодня в г. Дзержинске должно быть 4 государственных музея. Основания для развития музейной сети есть в Павлово, на Бору, в Балахне. Не получили развитие в области новые вариативные модели музеев. Программа предполагает организацию маркетингового исследования и формирование базы данных о музеях области, потребностях общества в преобразовании музейной сферы, экспериментальную отработку вариативных моделей музеев, разработку долгосрочной целевой Программы развития НГИАМЗ. Безопасность музеев и музейных фондов Обеспечение безопасности зданий и музейных фондов является одной из главных задач в сохранении историко-культурного наследия Нижегородской области. Состояние материально-технической базы музеев не соответствует современному уровню требований к организации фондовой, экспозиционной и выставочной деятельности музеев, не может активизировать развитие музеев, а, следовательно, значительный потенциал музеев как многофункциональных учреждений не может быть реализован. Особо критическим является положение в Нижегородском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике. С января 1994 года главное здание музея (В-Волжская наб., 7) и фондохранилище поставлены на капитальный ремонт. Старейшее и красивейшее здание музея находится в аварийном состоянии. Нижегородцы уже давно не имеют возможности посещения музея. Выросло поколение школьников, которые не знают музея. Совершенно очевидно, что комплексное решение проблем головного музея области требует отдельной целевой программы возрождения и развития НГИАМЗ. Нуждается в скорейшем завершении капитального ремонта и реставрации старое здание Нижегородского государственного художественного музея (В-Волжская наб., 3). Не имеют собственных помещений музеи Кстовского, Ардатовского, Вачского, Вадского, Богородского, Д-Константиновского, Дивеевского, Дзержинского, Кр.-Баковского, Навашинского, Перевозского, Краснооктябрьского, Первомайского, Сосновского районов. За все время существования музеев в Нижегородской области не было построено ни одного здания для музея. Во многих районах области в помещениях, где хранятся музейные коллекции не соблюдается температурно-влажностный режим, фондохранилища располагаются в полуподвалах, где отсутствует отопление и вентиляция. Многие музеи оснащены охранными системами устаревших модификаций. Предполагается реализовать следующие мероприятия: создание организационных, нормативно-правовых, научно-технических и финансовых условий для обеспечения реальной безопасности музейных собраний, музеев путём оснащения их современными техническими средствами защиты, создания баз данных о состоянии защиты музеев и музейных коллекций. Обеспечение кадрового ресурса музеев Кадровый состав государственных музеев включает 436 человек, из них научных сотрудников - 169, что значительно ниже нормы, предусмотренной государственными нормативными документами. Часть научных сотрудников и руководителей музеев не имеют высшего образования. Низкая заработная плата, отсутствие какой-либо социальной защиты делают работу музейного специалиста непривлекательной. Несмотря на прилагаемые усилия по развитию новых направлений и методов образования на базе ННГУ им. Н.И. Лобачевского, актуальной остаётся кадровая проблема. Особенно острым является дефицит работающих в сфере музейного дела специалистов, владеющих современными экономическими и управленческими знаниями. Не хватает специалистов по управленческому консультированию, менеджменту, маркетингу, рекламной и издательской деятельности, которые могли бы обеспечить подготовку и реализацию инновационных проектов в области музейного дела. Нет реставраторов. Низок процент специалистов, владеющих компьютерной техникой. Для решения проблемы кадрового обеспечения Программа предполагает: - формирование системы государственного заказа на профессиональное обучение музейных специалистов; - изучение потребности музеев в обучении специалистов по специальности "музеология" (первое и второе высшее образование); - формирование условий, стимулирующих получение профессионального образования (повышение зарплаты, карьерный рост). Комплексная информатизация деятельности музеев В условиях формирования информационного общества, активного внедрения в общественную жизнь новых средств коммуникации нижегородские музеи (за исключением единиц) не включены в единое информационное пространство, а в 5 государственных музеях нет даже простейшего компьютера. В последние три года проявилась тенденция в деятельности музеев самим себя обеспечивать компьютерной и оргтехникой. Участие музеев в различного рода конкурсах и проектах, совместная деятельность с зарубежными партнёрами дают результаты. Если в 2000 году в музеях области было 17 компьютеров, то в 2001 году их стало 30. Представляемая программа информатизации ориентирована на комплексную информатизацию внутренней профильной деятельности музеев; на информационный менеджмент музеев и общее управление функционированием музейной сети; на решение задач культурно-исторического представления культурного наследия Нижегородского края для внешнего потребителя, формирование привлекательного образа территории посредством технологий Интернет. Первый этап ориентирован на создание предпосылок для комплексной информатизации деятельности музеев и заключается в приобретении компьютерной техники, её внедрении в музейные процессы, обучение сотрудников и создание первых достаточно простых музейных информационных продуктов, ориентированных на внешнего потребителя и заявление о себе в общем информационном пространстве культуры России. Второй этап ориентирован на комплексную информатизацию внутренней деятельности музея и заключается во внедрении музейных информационных систем (например, система КАМИС, компьютеризирующих процессы внутреннего хранения, учёта и движения музейного фонда, создания внутримузейных баз данных). Этот этап предусматривает проблемно-ориентированное обучение сотрудников. Основным продуктом этапа должна стать полиграфическая продукция - издание иллюстрированного каталога музеев Нижегородской области, туристических путеводителей по музеям, проспектов, представляющих города и районы области. Программа предусматривает приобретение компьютерной техники для 22 государственных музеев области. Научно-фондовая, научно-просветительская и экспозиционная работа Научно-исследовательская деятельность музея и комплектование музейных фондов - одно из основных направлений музейной деятельности. Научно-исследовательская деятельность предполагает накопление документальных свидетельств и источников знаний, их обработку и введение в научный и общекультурный оборот. Комплектование музейных фондов предполагает целевой, плановый, опирающийся на методологические принципы музееведения и профильных дисциплин, процесс выявления, сбора и научной организации музейных предметов, в результате которого создаётся источниковая база, необходимая для работы музея. Последние годы систематическое комплектование музейных фондов практически не ведётся. Музеи области (особенно районные) полностью лишены возможности приобретать уникальные предметы, они не конкурентоспособны на рынке антиквариата. Из-за отсутствия средств музеи не могут организовать экспедиционную работу, связанную с научно обоснованным комплектованием фондов. В большинстве музеев не соблюдаются нормативы проведения сверки наличия музейных предметов с учётной документацией. Актуальной для многих музеев является проблема морально и физически устаревших экспозиций, построенных ещё в советское время. Этот фактор не способствует повышению эффективности музейной деятельности, а ведёт к оттоку посетителей. Так, один из разделов экспозиции Балахнинского музея создан в 60-х годах прошлого столетия. Устарела экспозиция Сергачского музея. Не созданы настоящие исторические экспозиции в Ветлужском, Богородском музеях. Слаба в художественном отношении экспозиция Русского музея фотографии. Музейные экспозиции нередко страдают излишним теоретическим академизмом и дидактичностью, не вполне соответствуя разнообразным, в том числе рекреационным, практико-познавательным и иным внеобразовательным запросам музейной аудитории. Практически во всех музеях области отсутствуют экспозиции, посвящённые новейшей истории. Устарело выставочное оборудование. Слабо изучены музейные коллекции. В связи с этим возможности их активного экспозиционного и просветительского использования весьма невелики. В рамках программы предполагается плановое пополнение музейных фондов, создание новых экспозиций в большинстве государственных и во всех общественных музеях, организация и проведение как традиционных, так и новых научно-практических конференций; издание книг и сборников научных трудов, подготовленных сотрудниками музеев; проведение сверки музейных предметов с учётной документацией. II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЕЁ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Правовой основой разработки концепции Программы являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и других нормативных правовых актах Российской Федерации. Необходимость разработки Программы продиктована возрастанием роли музеев, как идеологических, образовательных, воспитательных и досуговых центров. Последнее обусловлено активным наступлением массовой зарубежной культуры, внедрением в сознание населения непатриотических настроений, увеличением числа центров азартного бизнеса, изменениями демографической и социальной ситуации. Музеи становятся имиджевыми, представительскими учреждениями, что связано с укреплением позиций российского бизнеса. Новые социально-экономические реалии предъявляют повышенные требования к уровню услуг, содержанию и форме образовательно-воспитательных и досуговых программ музейных учреждений и квалификации работников музеев. Основной целью Программы является: - сохранение культурного потенциала и культурного наследия Нижегородской области Ключевые проблемы музейного дела, требующие программного решения: - безопасность музеев и музейных фондов; - укрепление и развитие материально-технической базы музеев; - комплексная информатизация музеев области; - формирование системы непрерывного профессионального образования, переподготовка и повышение квалификации работников музеев. III. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Основной целью Программы является сохранение и развитие музеев Нижегородской области как части культурного наследия России, центров научного документирования и изучения Нижегородской области, культурного представительства, образовательно-воспитательных и досуговых центров, осуществляющих процесс передачи культурных норм, лучших традиций опыта поколений с учётом требований, которые выдвигает общество. Эта цель достигается путём решения следующих задач: - укрепление и развитие материально-технической базы музеев; - плановое пополнение музейных фондов; - осуществление комплекса мер по обеспечению безопасности музеев и музейных фондов; - внедрение новых информационных технологий; - создание системы подготовки и переподготовки музейных кадров; - создание новых экспозиций, построенных на основе современных научных достижений профильных наук музеологии. Программа рассчитана на три года. В перспективе предполагается решение проблем музейного дела через принятие нормативно-правовых актов, затрагивающих интересы государственных, общественных и частных музеев. IV. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Программой предусматривается решение поставленных задач в рамках следующих разделов Программы: Раздел I. Модернизация музейной сети Раздел II. Безопасность музеев и музейных фондов Раздел III. Обеспечение кадрового ресурса музеев Раздел IV. Комплексная информатизация деятельности музеев. Раздел V. Научно-фондовая, научно-просветительская и экспозиционная деятельность музеев. По указанным направления деятельности предполагается реализация следующих основных мероприятий: 1. в сфере модернизации музейной сети: - организация маркетингового исследования и формирование базы данных о музеях области, потребностях общества в преобразовании музейной сферы; - экспериментальная отработка вариативных моделей музеев; - разработка долгосрочной целевой Программы развития НГИАМЗ. 2. в сфере безопасности музеев и музейных фондов: - создание организационных, нормативно-правовых, научно-технических и финансовых условий для обеспечения реальной безопасности музейных собраний, музеев путём оснащения их современными техническими средствами защиты, создания баз данных о состоянии защиты музеев и музейных коллекций. 3. в сфере обеспечения кадрового ресурса музеев: - формирование системы государственного заказа на профессиональное обучение музейных специалистов; - изучение потребности музеев в обучении специалистов по специальности "музеология" (первое и второе высшее образование); - формирование условий, стимулирующих получение профессионального образования (повышение зарплаты, карьерный рост). 4. в сфере комплексной информатизации деятельности музеев: - приобретение компьютерной техники, её внедрение в музейные процессы; - обучение сотрудников и создание первых достаточно простых музейных информационных продуктов, ориентированных на внешнего потребителя и заявление о себе в общем информационном пространстве культуры России; - внедрение музейных информационных систем (например, система КАМИС, компьютеризирующих процессы внутреннего хранения, учёта и движения музейного фонда, создания внутримузейных баз данных); - проблемно-ориентированное обучение сотрудников, издание иллюстрированного каталога музеев Нижегородской области, туристических путеводителей по музеям, проспектов, представляющих города и районы области, приобретение компьютерной техники для 22 государственных музеев области. 5. в сфере научно-фондовой, научно-просветительской и экспозиционной работы: - плановое пополнение музейных фондов; - создание новых экспозиций в большинстве государственных и во всех общественных музеях; - организация и проведение как традиционных, так и новых научно-практических конференций; - издание книг и сборников научных трудов, подготовленных сотрудниками музеев; - проведение сверки музейных предметов с учётной документацией. V. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ При условии выполнения Программы в результате преобразования общественных музеев в восьми районах области будут созданы государственные музеи, в четырёх районах области открыты районные историко-краеведческие музеи. На основе отработки вариативных моделей музеев создание музеев "Городецкий пряник", музей истории озера Светлояр, музей гармони, музей "Барнуковская пещера", музей старообрядчества, музеев татарской, марийской культуры. Эволюция в сторону музея изначально немузейных учреждений - культуры, образования. Создание клубов-библиотек, библиотек-музеев, музеев-мастерских, музейно-выставочных центров, музейно-образовательных комплексов. В результате мероприятий по безопасности музеев и музейных фондов будут отреставрированы и открыты для посетителей Главные здания НГИАМЗ и НГХМ, введены для показа объекты музея-заповедника А.С. Пушкина "Болдино": церковь Александра Невского, ветряная мельница, барский дом А.А. Пушкина в с. Львовке, переведены 7 музеев в другие помещения, соответствующие уровню современных требований сохранности и представления музейных предметов. Программные мероприятия по формированию фондов трёх областных музеев позволит осуществить плановые закупки. Государственные музеи области получат: 200 единиц выставочного оборудования, автомобиль. Фондохранилища и музейные помещения 22 музеев будут оснащены современными средствами защиты (пожарной, охранной, биологической, температурно-влажностной). В результате комплексных мер по информатизации сети все музеи области подключены к ИНТЕРНЕТ, внедрена автоматизированная система КАМИС, созданы историко-культурные сайты музеев, городов и районов области, которые сформируют их привлекательный образ. По итогам реализации Программы будет подготовлено 55 специалистов по специальности "Музеология", 150 человек пройдут подготовку на курсах повышения квалификации работников культуры и искусства, через одногодичную Школу музейного менеджмента директоров, постоянно действующий семинар "Музейный хранитель", Школу музейного работника. Более половины сотрудников музеев за три года повысят свой профессиональный уровень. В 12 государственных и 34 районных общественных музеях будут созданы новые стационарных экспозиции, построенные на основе современных научных достижений профильных наук музеологии и оснащённых техническими средствами коммуникации. Будут проведены две международные научные конференции: XXXI "Горьковские чтения" и "Болдинские чтения", четыре региональные конференции. Учреждено ежегодное издание сборника научных трудов государственных музеев Нижегородской области "Музейные открытия". Ожидаемое число посетителей возрастёт на 20 %. VI. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Для выполнения Программы за счёт всех источников финансирования необходимо 176528,0 тыс. рублей. За счёт средств областного бюджета 77947,5 тыс. рублей, в том числе в 2003 году - 16952,5 тыс. рублей, в 2004 году - 18475,0 тыс. рублей, в 2005 году - 42520,0 тыс. рублей. Из областного бюджета необходимо выделить на государственные капитальные вложения -72100,0 тыс. рублей, в том числе в 2003 году -15100,0 тыс. рублей, в 2004 году - 16000,0 тыс. рублей, в 2005 году - 41000,0 тыс. рублей. По согласованию с органами местного самоуправления предполагается использовать из средств местных бюджетов - 9698,0 тыс. рублей, в том числе в 2003 году - 2943,0 тыс. рублей, в 2004 году - 3280,0 тыс. рублей, в 2005 году -3475,0 тыс. рублей. Из внебюджетных источников, средств федерального бюджета -89077,5 тыс. рублей, в том числе в 2003 году - 21877,5 тыс. рублей, в 2004 году - 21350,0 тыс. рублей, в 2005 году - 45850,0 тыс. рублей. ОБЪЁМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ Наименование разделов Всего 2003г. 2004г. 2005г. программы Модернизация музейной сети 1180,0 440,0 360,0 380,0 Безопасность музеев и 166643,0 37603,0 39870,0 89170,0 музейных фондов Обеспечение кадрового 815,0 380,0 215,0 220,0 ресурса музеев Комплексная информатизация 2780,0 1025,0 1135,0 620,0 деятельности музеев Научно-фондовая, 5110,0 2250,0 1450,0 1410,0 научно-просветительская и экспозиционная работа ИТОГО : 176528,0 41698,0 43030,0 91800,0 VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализацию Программы планируется осуществлять совместными усилиями министерства культуры Нижегородской области и районных (городских) органов культуры Нижегородской области. Программные мероприятия, направленные на развитие и сохранение музеев и фондов музейных учреждений области будут осуществляться на договорной основе с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Для этого будет использоваться механизм совместного софинансирования из федерального, областного и местного бюджетов. Программные мероприятия будут осуществляться совместно с министерством культуры Российской Федерации на основе ежегодных заявок в федеральную целевую программу "Культура России: 2001 - 2005 г.г." Заявки будут поддерживаться при условии совместного софинансирования из федерального и областного бюджетов, привлечения внебюджетных источников и эффективности реализации очередных этапов выполнения указанных мероприятий. МЕРОПРИЯТИЯ Программы "Развитие музейного дела в Нижегородской области: 2003-2005 гг." Мероприятия Сроки Исполнители Предполагаемый объем финансирования Ожидаемые исполнения (тыс. руб.) результаты Всего Областной Местный Другие бюджет бюджет источники (тыс.руб.) (при условии финанси- участия рования ОМС в Программе) 1 2 3 4 5 6 7 8 Модернизация музейного дела Проведение областного 2003 - 2005 министерство 50,0 50,0 - - Изучение мониторинга культуры состояния в рамках Всероссийского Нижегородской и составление мониторинга области реестра состояния и (далее - памятников использования минкультуры) истории памятников истории и и культуры, культуры находящихся и предметов музейного в пользовании фонда музеями и наиболее ценных предметов музейного фонда Проведение 2003 НГИАМЗ совместно с 25,0 25,0 - - Организация паспортизации музеями маркетингового всех музеев исследования - государственные музеи музейной - общественные музеи сферы (районные) Нижегородской - школьные области "Спрос - ведомственные и (государственные) предложение - корпоративные музейных (производственная услуг в и непроизводственная нижегородском сферы) регионе" - частные Организация 2003 НМЦ 25,0 25,0 - - социологического исследования потребности общества в музейных услугах Создание и открытие 2003 - 2005 Органы местного 400,0 - 400,0 - Обеспечение краеведческих самоуправления 2003-130.0 2003-130.0 возможности музеев в: Болдино, при условии их 2004-130.0 2004-130.0 для жителей Шатках, участия 2005-140.0 2005-140.0 города Воротынце, Пильне в реализации и области Программы доступа к культурным ценностям. Модернизация музейной сети Нижегородской области Преобразование районных 2003 - 2005 минкультуры 400,0 - 400,0 -- Расширение сети общественных совместно в т. ч. в т. ч. государственнных музеев в с органами местного 2003-130.0 2003-130.0 музеев, государственные самоуправления 2004-130.0 2004-130.0 повышение музеи: Бутурлинский, при условии их 2005-140.0 2005-140.0 уровня музейной Воскресенский, участия работы, Княгининский, в реализации укрепление Ковернинский, Программы кадрового Краснобаковский, состава, Лукояновский, повышение Уренский, Шарангский уровня обслуживания населения. Разработка долгосрочной минкультуры 10,0 10,0 - Сохранение и целевой развитие программы по развитию крупнейшего НГИАМЗ музея области Провести аттестацию 2003 минкультуры 10,0 10,0 - - Повышение районных совместно уровня общественных музеев на с НГИАМЗ работы районных предмет общественнных их соответствия званию музеев "народный" Проведение конкурса 2003 минкультуры 60,0 60,0 - - Активизация среди совместно участия музеев Нижегородской с НГИАМЗ музеев в области культурной "Мой город (поселок) и общественной сегодня" жизни города (района, села) Проведение конкурса 2004 минкультуры 100,0 100,0 - - музейных проектов, направленных на совершенствование деятельности музеев Проведение конкурса 2005 минкультуры 100,0 100,0 - - среди музеев на общественных началах Безопасность музеев и музейных фондов Мероприятия Сроки Исполнители Объем финансирования (тыс. руб.) Ожидаемые исполнения результаты Всего областной Местный другие бюджет бюджет источники финанси- (тыс. рования руб) 1 2 3 4 5 6 7 8 Ремонтно - 2003 - 2005 Минкультуры НГИАМЗ 100000,0 50000,0 - 50000,0 Открытие для реставрационные в т.ч.: посетителей работы памятника 2003 2003 - - 2003 - Главных зданий истории - 20000,0 10000,0 10000,0 НГХМ и архитектуры- усадьбы 2004 2004 - - 2004 - и НГИАМЗ купца - 20000,0 10000,0 10000,0 Рукавишникова (В. 2005 2005 - - 2005 - Волжская - 60000,0 30000,0 30000,0 набережная, д.7 - (фед- Главное бюджет) здание Нижегородского государственного историко - архитектурного музея - заповедника) Ремонтно - 2003 - 2005 Минкультуры 55000,0 20000,0 - 35000,0 реставрационные совместно в т. ч. работы памятника с НГХМ 2003 - 2003 - 2003 - истории 15000,0 5000,0 10000,0 и архитектуры 2004 - 2004 - 2004 - Федерального 15000,0 5000,0 10000,0 значения - Дома купца 2005 - 2005 - 2005 - Сироткина 25000,0 10000,0 15000,0 ( В.Волжская набережная, д.3 -Главное здание Нижегородского государственного художественного музея) Восстановительно - 2003-2005 минкультуры 3300,0 2100,0 - 1200,0 реставрационные совместно с в.т.ч.: в.т.ч.: в.т.ч.: и ремонтные работы в музеем - 2003 - 300,0 2003 - 2003 - 200, Государственном заповедником 2004 - 100,0 - 2004 - 500,0 литературно - А.С.Пушкина 1500,0 2004 - 2005 - 500,0 мемориальном "Болдино" 2005 - 1000,0 - (фед- и природном музее - 1500,0 2005 - бюджет) заповеднике 1000,0 - А.С. Пушкина "Болдино": - Барский дом А.А. 2003-2005 Пушкина в с. Львовке 2003-2005 - Деревянная церковь Александра Невского в 2003-2005 с. Львовке - Ветряная мельница в д. М. Болдино Ремонтно - 2003-2005 Администрация 393,0 393,0 - реставрационные г.Арзамаса в.т.ч.: - в.т.ч.: работы литературно - при условии 2003 - 93,0 2003 - мемориального ее участия в 2004 - 150,0 93,0 музея А.П. Гайдара реализации 2005 - 2004 - Программы 150,0 150,0 2005 - 150,0 Ремонтно - 2003-2005 Органы местного 5000,0 - 5000,0 - реставрационные самоуправления в т. ч. в т. ч. работы в музеях области при условии их 2003 - 2003 участия в 1500,0 - 1500,0 реализации Программы 2004 - 2004 - 1500,0 1500,0 2005 - 2005 - 2000,0 2000,0 Предоставление 2003-2005 Органы местного - - - - Обеспечение благоустроенных самоуправления музеев помещений. Перевод при условии их экспозиционными, музеев участия выставочными, в другие помещения: в реализации фондовыми Дзержинский Программы помещениями, государственный соответствующими краеведческий музей; уровню Ардатовский районный современных музей; требований Тонкинский районный сохранности музей; и представления Дивеевский районный музейных музей; предметов Кстовский районный музей; Сосновский районный музей; Вознесенский районный музей Приобретение 2004 минкультуры 1200,0 500,0 200,0 500,0 Создание условий выставочных совместно (средства для витрин в количестве 200 с органами местного грантов) организации штук самоуправления, выставочной при условии участия деятельности в реализации Программы Приобретение автомобиля 2003 минкультуры 200,0 150,0 - 50,0 Обеспечение музея для (внебюджетные транспортными НГИАМЗ средства) средставами для организации экспедиционной, выставочной, массовой работы Создание методических 2003 НГИАМЗ - - - - Разработка рекомендаций нормативных по защите музеев и документов (на музейных основе фондов типовых), регламентирующих обеспечение сохранности фондов музеев Создание информационной 2003-2005 НГИАМЗ - - - - базы данных по безопасности музеев и музейных фондов Приобретение 2003-2005 Администрация г. 50,0 - 50,0 - Оборудование специального Арзамаса 2003 - 10,0 2003 - фондохранилищ оборудования для музея при условии ее 2004 - 20,0 10,0 и музейных А.П. участия 2005 - 20,0 2004 - помещений Гайдара в реализации 20,0 современными Программы 2005 - средствами 20,0 защиты (пожарной, охранной, биологической, температурно - влажностной). Приобретение 2003-2005 минкультуры 1250,0 750,0 250,0 250,0 специального совместно 2003 - 400,0 2003 - 2003 - 2003 - 100,0 оборудования для других с органами местного 2004 - 400,0 250,0 50,0 2004 - 50,0 музеев самоуправле- 2005 - 2004 - 2004 - 2005 - Нижегородской области ния при условии их 450,0 250,0 100,0 100,0 участия 2005 - 2005 - в реализации 250,0 100,0 Программы Приобретение 2003-2005 Минкультуры 250,0 250,0 - - специального совместно 2003 - 100,0 2003 - оборудования для музея с музеем - 2004 - 100,0 100,0 А.С. заповедником 2005 - 50,0 2004 - Пушкина "Болдино" А.С. Пушкина 100,0 "Болдино" 2005 - 50,0 Обеспечение кадрового ресурса музеев Мероприятия Сроки Исполнители Объем финансирования (тыс. руб.) Ожидаемые результаты исполнения Всего Областной Местный Другие бюджет бюджет источники (тыс. руб) финанси- рования 1 2 3 4 5 6 7 8 Организации работы 2003 минкультуры 200,0 100,0 100,0 - Повышение уровня Одногодичной совместно профессиональной Школы музейного с органами подготовки менеджмента местного работников для директоров и самоуправления музеев главных при специалистов условии их государственных участия музеев в реализации Программы, музеи, курсы повышения квалификации работников культуры и искусства НО, НМЦ Организация стажировок 2003- 2005 НГИАМЗ, 50,0 50,0 - - директоров НМЦ 2003 - 15,0 2003 - 15,0 в ведущих музейных 2004 - 15,0 2004 -15,0 центрах 2005 - 20,0 2005 - 20,0 страны (по плану Школы музейного менеджмента) Организация постоянно 2003-2005 минкультуры 90,0 90,0 - - действующего совместно в т.ч. в т.ч. обучающего семинара с НГИАМЗ, НГХМ, 2003 - 30,0 2003 - 30,0 "Музейный НМЦ 2004 - 30,0 2004 - 30,0 хранитель" для музейных 2005 - 30,0 2005 - 30,0 работников области Организация 2003-2005 НМЦ - - - - теоретической Школы для музейных работников Организация ежегодных 2003-2005 Курсы повышения 90,0 90,0 - - курсов квалификации в т. ч. в т.ч. повышения квалификации работников 2003- 30,0 2003 - 30,0 работников культуры 2004 - 30,0 2004 - 30,0 музеев и искусства НО, 2005 - 30,0 2005 - 30,0 НГИАМЗ Направить на 3-х 2003-2005 минкультуры 385,0 385,0 - - годичное в т.ч. в т.ч. обучение по 2003 - 105,0 2003 - 105,0 специальности 2004 - 140,0 2004 - 140,0 "Музеология" 2005 - 2005 - (специализации: 140,0 140,0 краеведение, организация экскурсионно - туристической деятельности и искусствоведение) в ННГУ им. Н.И. Лобачевского в 2002 - 2003 уч. г. - 15 чел. 2003 - 2004 уч. г. - 20 чел. 2004 - 2005 уч. г. - 20 чел. Комплексная информатизация деятельности музеев Мероприятия Сроки Исполнители Предполагаемый объем Ожидаемые исполнения финансирования (тыс. руб.) результаты Всего Областной Местный Другие бюджет бюджет источники (тыс. руб) финанси- рования 1 2 3 4 5 6 7 8 Приобретение 2003 - Минкультуры 1380,0 490,0 200,0 690,0 22 комплекта компьютерного 2005 совместно в т.ч. в т.ч.: 2003 - 100,0 в т.ч. оборудования оборудования с органами 2003 - 575,0 2003 - 100,0 2004- (средства приобретаются в местного 2004 - 575,0 2004 - 275,0 100,0 грантов, первые самоуправления 2005 - 2005 - - федеральные два года. Первый при 230,0 115,0 год условии их программы) - компьютеры участия 2003- общемузейной в реализации 375,0 направленности, Программы, 2004- второй НМЦ, музеями 200,0 год - 2005- спецкомпьютеры 115,0 для автоматизации фондовой работы. Создание инфраструктуры информационного менеджмента Создание основы 2003 - Минкультуры 350,0 175,0 175,0 - Создание информационной 2005 совместно в т.ч. в т.ч.: в т.ч.: инфраструктуры сети на базе НМЦ с органами 2003-150,0 2003-75,0 2003-75,0 и функционирование местного 2004-100,0 2004-50,0 2004-50,0 информационной самоуправле- 2005-100,0 2005-50,0 2005-50,0 сети музеев ния при условии Нижегородской их области включает участия в два реализации основных блока: Программы, НМЦ, 1) подключение музеями музеев к сети Интернет и оплаты услуг провайдеров; 2) создании общей серверной инфраструктуры Создание Нижегородской 2003 - минкультуры 150,0 75,0 75,0 - Создание историко - сети 2005 совместно с в т.ч. в т.ч.: в т.ч.: культурных культурного наследия органами 2003-50,0 2003-25,0 2003-25,0 сайтов городов и местного 2004-50,0 2004-25,0 2004-25,0 районов самоуправления 2005-50,0 2005-25,0 2005-25,0 Нижегородской при условии их области участия силами специалистов в реализации музеев, Программы, создание НМЦ, музеями привлекательного образа территорий, развитие на этой базе культурного туризма и широкое практическое включение культурных ресурсов в социально - экономическое развитие области Реализация подпрограммы 2003 - НМЦ совместно с 200,0 100,0 100,0 - Освоение компьютерного 2005 музеями в т.ч. в т.ч. в т.ч. информационных обучения области 2003-80,0 2003-40,0 2003-40,0 технологий (ИТ) 2004-80,0 2004-40,0 2004-40,0 общего 2005-40,0 2005-20,0 2005-20,0 профиля. Профильное обучение специалистов применению ИТ и повышение квалификации в области новейших ИТ Автоматизация обработки 2003 - НМЦ 400,0 400,0 - - Внедрение фондов 2005 совместно с в т.ч. в т.ч. информационной музеев музеями 2003-70,0 2003-70,0 системы, комплексно области при 2004-230,0 2004-230,0 автоматизирующей условии 2005-100,0 2005-100,0 внутреннюю их участия в деятельность реализации музея (КАМИС). Программы Обучение специалистов по работе с системой на базе музея ННГУ. Поставка и внедрение системы КАМИС на корпоративной региональной основе. Проведение конкурсов по 2003 - минкультуры 300,0 300,0 - - Создание сайтов созданию 2005 cовместно в т.ч. в т.ч. музеев информационных с НМЦ, музеями 2003-100,0 2003-100,0 и полиграфических продуктов области 2004-100,0 2004-100,0 проспектов. 2005-100,0 2005-100,0 Проведение конкурсов музейных информационных продуктов любого вида (компакт-диски, сайты, порталы, новостные системы и т.д.) Научно-фондовая, научно-просветительская и экспозиционная работа Мероприятия Сроки Исполнители Объем финансирования (тыс. руб.) Ожидаемые исполнения Всего Областной Местный Другие результаты бюджет бюджет источники (тыс. руб) финанси- рования 1 2 3 4 5 6 7 8 Экспертиза тематико - 2003 - НГИАМЗ - - Создание новых экспозиционных 2005 стационарных планов музеев экспозиций, Создание новых 2003- минкультуры 1365,0 415,0 - 950,0 построенных на экспозиций: 2005 совместно в т. ч. в т. ч. в т.ч. основе Музей - заповедник А.С. с музеем - 2003-1050,0 2003-100,0 2003-950,0 современных Пушкина заповедником 2004-200,0 2004-200,0 (федеральные научных достижений "Болдино" (с А.С. Пушкина 2005-115,0 2005-115,0 программы) профильных приобретением "Болдино" наук экспонатов) Музей А.П. Гайдара 2005 Администрация 50,0 - 25,0 25,0 музеологии и г. Арзамаса (гранты) оснащенных совместно техническими с музеем А.П. средствами Гайдара коммуникаций при условии их участия в реализации Программы Городецкий музей 2003 - Органы местного 1500,0 - 1500,0 - Балахнинский музей 2005 самоуправления в т. ч. в т. ч. Тоншаевский музей при условии 2003-500,0 2003-500,0 Б-Мурашкинский их 2004-500,0 2004-500,0 Ветлужский участия в 2005-500,0 2005-500,0 Богородский реализации Сергачский Программы Павловский совместно Все общественные с музеями районные области музеи (34 музея) Проведение сверки 2003 - минкультуры - - - - музейных 2005 совместно предметов с учетной с НГИАМЗ документацией государственных и общественных музеев Проведение ХХХI 2003 - минкультуры 350,0 100,0 - 250,0 Организация международной 2005 совместно в т.ч. в т.ч. (фед. бюджет) международных конференции "Болдинские с музеем - 2003-100,0 2003-30,0 в т.ч. и областных научных чтения" заповедником 2004-100,0 2004-30,0 2003-80,0 конференций А.С. Пушкина 2005-150,0 2005-40,0 2004-80,0 "Болдино" 2005-90,0 Проведение конференции, 2005 администрация 75,0 30,0 45,0 - посвященной города Великой Отечественной Дзержинска войне совместно с (Дзержинск, Дзержинским краеведческий музей) краеведческим музеем при условии их участия в реализации Программы Проведение научной 2004 администрация 60,0 10,0 50,0 - конференции г. Арзамаса "А.П. Гайдар в начале совместно ХХI в." с музеем А.П. Гайдара при условии их участия в реализации Программы Проведение 2004 минкультуры, 170,0 85,0 85,0 международной музей научной конференции - А.М. Горького ХХХI Горьковские чтения Проведение юношеской 2003 Музей - 205,0 102,5 - 102,5 (фед. литературной заповедник бюджет) ассамблеи "Болдинское А.С. Пушкина братство"- "Болдино" путь к содружеству молодых авторов Организация музейных 2003 - НГИАМЗ совместно 1000,0 500,0 500,0 - Пополнение музейных экспедиций 2005 с в т. ч. в т. ч. в т. ч. фондов музеями области 2003-300,0 2003-150,0 2003-150,0 новыми экспонатами при 2004-300,0 2004-150,0 2004-150,0 условии их 2005-400,0 2005-200,0 2005-200,0 участия в реализации Программы Подготовка и издание 2003 - минкультуры 75,0 75,0 - - Развитие ежегодного 2005 совместно в т. ч. в т. ч. межмузейного сборника научных трудов с НГИАМЗ 2003-25,0 2003-25,0 сотрудничества. музеев 2004-25,0 2004-25,0 Совершенствование области "Музейные 2005-25,0 2005-25,0 научно открытия" - Издание сборника 2003, Музей - 90,0 90,0 - - просветительской "Болдинские 2004, заповедник в т.ч. в т.ч. деятельности чтения" 2005 А.С. Пушкина 2003-30,0 2003-30,0 музеев "Болдино 2004-30,0 2004-30,0 2005-30,0 2005-30,0 Продолжение издания 2003 - минкультуры 105,0 55,0 50,0 - научного 2005 совместно в т. ч. в т. ч. в т.ч. сборника "Пушкин на с музеем - 2003-35,0 2003-20,0 2003-15,0 пороге заповедником 2004-35,0 2004-20,0 2004-15,0 ХХI в. Провинциальный А.С. Пушкина 2005-35,0 2005-15,0 2005-20,0 контекст" "Болдино" (NN 5,6,7) Издание буклетов и 2003 - Органы местного 200,0 100,0 100,0 проспектов 2005 самоуправления в т. ч. в т. ч. в т. ч. музеями области при условии 2003-50,0 2003-25,0 2003-25,0 их 2004-75,0 2004-40,0 2004-35,0 участия в 2005-75,0 2005-35,0 2005-40,0 реализации Программы совместно с музеями области Издание ежегодного 2003 - Музей - 60,0 - 60,0 настенного 2005 заповедник в т. ч. (средства календаря "Болдино" А.С. Пушкина 2003-20,0 музея) Болдино" 2004-20,0 в т. ч. 2005-20,0 2003-20,0 2004-20,0 2005-20,0 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|