Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 08.05.2003 № 144ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 08.05.2003г. N 144 Об утверждении областной Программы "Научная смена" С целью создания условий для сохранения преемственности кадров в научных коллективах Нижегородской области, единой системы отбора, поддержки и содействия трудоустройству талантливой молодежи, обновления научных и преподавательских кадров Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую областную Программу "Научная смена" (далее - Программа). 2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву): 2. 1. Осуществлять финансирование мероприятий Программы в 2003 году в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2003 год. 2. 2. Предусматривать при формировании областного бюджета на 2004-2006 годы выделение средств министерству образования и науки Нижегородской области (С.В. Наумову) на выполнение мероприятий Программы. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина. И.о. Губернатора Ю.П.Сентюрин Утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 08.05.2003 N 144 Областная Программа "Научная смена" Паспорт областной Программы "Научная смена" Наименование Областная программа "Научная смена" программы Основание для Соглашение между Министерством образования Российской разработки Федерации Программы и Нижегородской областью по участию в реализации федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 -2006 годы" Меморандум о совместной разработке и реализации единой региональной политики в области науки и образования на основе сотрудничества и взаимодействия Министерства образования Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации Решение Коллегии министерства образования и науки Нижегородской области от 04.06.2002. Государственный Правительство Нижегородской области заказчик Основные Министерство образования и науки Нижегородской области при разработчики участии высших учебных заведений и научных Программы организаций области Цели Программы Создание в научно-образовательной сфере Нижегородской области системы отбора, поддержки и содействия трудоустройству талантливой молодежи. Создание условий для сохранения преемственности в научных коллективах, обновление научных и преподавательских кадров. Развитие инновационного сектора экономики области за счет подготовки и привлечения в этот сектор специалистов высшей квалификации, обладающих необходимыми знаниями в сфере коммерциализации технологий. Задачи Программы 1. Развитие и совершенствование действующих мер поддержки научной молодежи. 2. Развитие региональной системы отбора и привлечения молодежи к научной деятельности. 3. Участие в реализации мероприятий федеральных программ, направленных на развитие кадрового потенциала. 4. Развитие областной системы подготовки кадров для инновационной деятельности, стимулирование и организационная помощь в создании молодежных наукоемких фирм. 5. Расширение молодежных научных контактов. 6. Создание и развитие внутри научных организаций программ подготовки резерва кадров, поддержка и координация деятельности советов молодых ученых и интеграция этих программ в единую областную систему. Сроки реализации 2003 - 2006 годы Программы Перечень Развитие информационно-профориентационной работы со основных школьниками с использованием средств массовой мероприятий информации, возрождение и развитие деятельности научного общества учащихся, олимпиады, конкурсы, летние школы. Поддержка деятельности областного совета научно-исследовательских работ студентов. Материальная поддержка научной молодежи через систему областных стипендий, грантов, конкурсов. Организационная поддержка проведения конференций и сессий молодых ученых. Софинансирование участия молодых ученых в российских и международных научных мероприятиях. Поддержка организованных форм работы с научной молодежью через советы молодых ученых высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. Исполнители Министерство образования и науки Нижегородской области мероприятий Министерство финансов Нижегородской области Программы Совет ректоров высших учебных заведений Нижегородской области Высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты Нижегородской области Предполагаемые Финансирование работ предполагается осуществлять на долевой объем основе за счет средств Федерального бюджета и источники (Министерство образования Российской Федерации и Российская финансирования академия наук (далее - РАН), Министерство промышленности и науки Российской Федерации), областного бюджета, собственных средств высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов Предполагаемый объем средств, необходимый для реализации Программы на 2003 - 2006 годы 82.45 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 35.22 млн. руб., из средств областного бюджета 31.64 млн. руб., из внебюджетных средств - 15.59 млн. руб. Сумма расходов на реализацию Программы определяется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете и бюджетах районов и городов на соответствующий финансовый год. Ожидаемые В результате реализации Программы будет создана областная конечные система поддержки талантливой научной молодежи, которая результаты будет способствовать решению кадровых проблем в Программы образовательной, научно-технической и инновационной сферах Нижегородской области Система контроля Ежегодные отчеты министерства образования и науки за Нижегородской исполнением области перед Правительством Нижегородской области о ходе Программы реализации Программы 1. Введение В силу исторически сложившегося в России разделения труда и выгодного географического положения Нижегородская область является одним из ведущих российских образовательных, промышленных и научных центров, а также центров по разработке и применению наукоемких технологий. Годы экономических реформ нанесли серьезный урон научно-техническому комплексу области. За период с 1991 по 2001 год в значительной степени устарела и разрушилась материальная база научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений, произошел отток кадров из научной и производственной сферы. Образовался серьезный кадровый провал, выражающийся в старении научных и преподавательских кадров и значительном снижении доли 30 - 40 летних научных работников и преподавателей, грозящий разрушением научных школ и разрывом преемственности поколений. Годы реформирования научного комплекса, снижения доходов научных сотрудников, привели к тому, что материальное положение молодых ученых и низкий общественный престиж профессии ученого стали основными факторами, определяющими непривлекательность для молодежи научной карьеры. Рыночные преобразования в российской экономике привели также к разобщению научных учреждений, разрушению ранее существовавших горизонтальных связей в научной среде, прекращению деятельности многих межвузовских семинаров и конференций. Все это сделало обсуждение и апробацию результатов исследований за пределами своей организации затруднительным для значительного числа молодых ученых и аспирантов. Кроме того, в силу ряда причин затруднились поездки молодых ученых на иногородние научные конференции и публикации результатов в научных журналах. Углубление негативных тенденций особенно опасно для Нижегородской области, имеющей развитый научный потенциал, наукоемкую промышленность и сильную систему подготовки кадров высшей квалификации, и может привести к утрате научного и промышленного потенциала. Настоящая Программа предусматривает систему мер по формированию и реализации политики, направленной на поддержку, подготовку и закрепление молодых научных кадров в образовательной, научной и инновационной сферах. 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным путем Сегодня научный комплекс Нижегородской области устойчиво входит в первую десятку регионов Российской Федерации по количественным показателям и уровню результатов научных исследований. В настоящее время в области действуют: 4 института и два нижегородских филиала московских институтов Российской академии наук (2 института физики, 2 института химии, филиал института машиноведения и филиал института социологии Российской академии наук), 5 научно-исследовательских институтов Министерства образования Российской Федерации (физика, химия, машиностроение, вычислительная математика), 66 отраслевых научно-исследовательских институтов (включая Всероссийский ядерный центр ВНИИЭФ) и 15 научно-исследовательских подразделений заводского сектора (машиностроение). Научные исследования проводят 102 организации, которые распределяются по формам собственности следующим образом: федеральная собственность - 58, собственность Нижегородской области - 4, частная собственность -13, смешанная российская собственность без иностранного участия - 25, смешанная российская собственность с участием иностранного капитала -2. Несмотря на то, по числу занятых и финансированию негосударственный сектор составляет менее 3 % от всего научного комплекса, появление негосударственных научно-исследовательских организаций является одной из тенденций, наблюдаемых в научном комплексе области. Причем имеет место не передача государственной собственности в частную, а образование новых организаций. Из общего числа работников, выполнявших научные исследования и разработки в 2001 году (48921 чел.), исследователи составили 39,4 %, техники 5 %, вспомогательный персонал и прочие 55,6 %. В распределении числа исследователей по отраслям наук доминируют технические (77 %) и естественные науки (19 %). Удельный вес специалистов, имеющих ученые степени, в общем числе работников с высшим образованием, выполняющих научные исследования, в этом году составляет 4,13 %, из них докторов наук 14,5 %, кандидатов наук 85,5 %, 6 академиков и 9 членов-корреспондентов Российской академии наук. Особый интерес (в рамках разработки данной программы) имеет возрастное распределение работников, выполняющих исследования и разработки (Рис. 1). (В электронном виде не приводится, см. бумажный вариант) На рисунке приведено возрастное распределение исследователей по институтам Российской академии наук и по крупнейшим (имеющим число исследователей более 100 чел.) отраслевым институтам Нижегородской области и институтам Российской Академии наук. Как видно из Рис. 1, несмотря на более молодой состав академических научно-исследовательских институтов, сложившееся возрастное распределение нельзя назвать оптимальным. Можно утверждать, что без применения специальных мер по изменению данного распределения и привлечению молодежи, в ближайшие годы институты ждут кадровые проблемы. (В электронном виде не приводится, см. бумажный вариант) Примерно такая же картина наблюдается среди профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений (Рис. 2). Несмотря на то, что в последние годы в Нижегородской области предпринят ряд мер по поддержке научной молодежи (и положительная динамика изменения структуры кадров свидетельствует об их эффективности), проблема старения кадров остается актуальной и требует своего решения. Медленно происходит процесс переориентирования научно-исследовательских и конструкторских организаций на гражданские разработки. Существовавшая ранее система взаимоотношений науки и производства была приспособлена к плановому способу ведения хозяйства и практически исключала рыночные отношения из цепи продвижения от идеи к товару. В этих условиях сложился серьезный отрыв между разработчиками научно-технической продукции, промышленностью, и другими заказчиками. В настоящее время уровень внедрения научных разработок на предприятиях области остается невысоким, инновационная активность самих промышленных предприятий оставляет желать лучшего. Имеющийся в Нижегородской области научно-технический потенциал слабо задействован в решении технологических вопросов промышленных организаций. Согласно данным исследований Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, проведенных совместно с Госкомстатом России, количество российских предприятий, внедряющих инновации в последние годы стало снижаться. Если в середине 2001 г. их было 53 %, то в конце 2002 г. - 46 %. Вместе с тем, внедрение новых технологий, производство наукоемкой продукции в значительной степени определяет качество и конкурентоспособность производимых товаров. Использование и продажа наукоемкой продукции, разработанной в рамках нижегородского научно-технического комплекса, способна принести области ощутимый экономический эффект. Недостаток квалифицированных кадров и отсутствие опыта коммерциализации высоких технологий являются серьезными причинами, сдерживающими продвижение научно-технических разработок. Одна из проблем, решение которой напрямую влияет на состояние рассматриваемого вопроса, - ранняя ориентация молодежи на выбор научной карьеры. В последние годы престижность научного труда резко снизилась. Изменившаяся общественно-политическая обстановка в стране, развитие бизнеса, перераспределение финансовых потоков из сферы производства, невнимание государства к проблемам ориентации молодежи на выбор научной карьеры привело тому, что наиболее талантливая и умная часть молодежи не выбирает карьеру ученого делом своей жизни. В условиях ожидаемого в 2004 - 2010 годах демографического спада, создание условий для успешной ориентации и мотивации молодежи в выборе научной карьеры является необходимым условием для дальнейшего функционирования всей системы. В этих условиях поддержка научной молодежи была одним из приоритетов Администрации Нижегородской области на протяжении последних 7 лет. За эти годы разработана и успешно реализуется система мер по поддержке талантливой научной молодежи, таких как областные стипендии для школьников, студентов и аспирантов, олимпиады, конкурсы, летние научные школы, Сессии молодых ученых и т.п. Сегодня, для повышения эффективности данной работы, необходима координация всех мероприятий в рамках единой областной программы. Кроме того, в настоящий момент, когда обязательным условием финансирования значительного числа федеральных программ является софинансирование со стороны области, наличие областной программы позволит привлечь в Нижегородскую область значительные федеральные средства на развитие науки и высшего образования. 3. Цели и задачи Программы Целями Программы являются: создание в научно-образовательной сфере Нижегородской области системы отбора, поддержки и содействия трудоустройству талантливой молодежи; создание условий для сохранения преемственности кадров в научных коллективах, обновление научных и преподавательских кадров; развитие инновационного сектора экономики области за счет подготовки и привлечения в этот сектор специалистов высшей квалификации, обладающих необходимыми знаниями в сфере коммерциализации технологий. Достижение указанной цели требует решения следующих задач: 1. Развития и совершенствования действующих мер поддержки научной молодежи. 2. Развития областной системы отбора и привлечения молодежи к научной деятельности. 3. Участия в реализации мероприятий федеральных программ, направленных на развитие кадрового потенциала. 4. Развития областной системы подготовки кадров для инновационной деятельности, стимулирование и организационная помощь в создании молодежных наукоемких фирм. 5. Расширения молодежных научных контактов. 6. Создания и развития внутри научных организаций программ подготовки резерва кадров, поддержка и координация деятельности советов молодых ученых и интеграция этих программ в единую региональную систему. 4. Сроки и этапы реализации Программы 1 этап 2003 год. На этом этапе предполагается выполнение мероприятий программы, финансировании которых уже заложено в бюджете на 2003 год. Это развитие действующих мер поддержки научной молодежи, а также проведение подготовительной работы по созданию системы управления программой, разработка механизмов реализации программных мероприятий, проведение исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы" и научной программы "Федерально-региональная политика в науке и образовании". 2 этап 2004 - 2006 годы. Реализация основных мероприятий программы, создание областной системы поддержки научной молодежи. 5. Механизм реализации программы Механизм реализации Программы опирается на правовую базу, основанную на положениях действующего законодательства Российской Федерации и Нижегородской области. Механизм финансирования Программы представляет собой структуру административных, общественных и финансовых механизмов, действующих в соответствии с принятыми программными мероприятиями и принципами реализации программных мероприятий. Механизм реализации Программы строится на принципах открытости (возможности вхождения в неё подпрограмм и проектов), конкурсного вхождения проектов, обеспечивающих высокую социально-экономическую эффективность. Реализация Программы будет осуществляться в соответствии с программными мероприятиями на текущие и последующие годы реализации на основе анализа работ, проведенных за отчетный период. Государственным заказчиком Программы является Правительство Нижегородской области, головным исполнителем - министерство образования и науки Нижегородской области. К реализации Программы привлекаются высшие учебные заведения и научные организации Нижегородской области, образовательные учреждения, подведомственные министерству образования и науки Нижегородской области. Механизм реализации заявленных целей и задач Программы - это система скоординированных по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов. Структура программных мероприятий представлена 6 основными разделами, которые обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы. Главными приоритетами региональной политики по поддержке научной молодежи в Нижегородской области на предстоящий период станут: обеспечение полной и доступной информации о мероприятиях, направленных на поддержку научной молодежи. соблюдение принципа конкурсности - т.е. обеспечение равных прав и возможностей учебных заведений при распределении бюджетных средств и государственных заказов. гласность и публичная отчетность об использовании средств, выделенных на реализацию Программы и о деятельности объектов инфраструктуры задействованных в ее создании. Координацию деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления, задействованных в реализации Программы, учебных заведений, определение приоритетов выполнения мероприятий Программы осуществляет Дирекция программы, создаваемая приказом министерства образования и науки Нижегородской области. Дирекция программы согласует ежегодные планы исполнения мероприятий Программы, доводит их содержание до ответственных исполнителей, готовит отчеты о ходе выполнения и на основе полученных данных проводит аналитическую работу. Все учреждения - исполнители Программы в начале финансового года направляют в Дирекцию программы заявки на финансирование деятельности в рамках Программы, а после его окончания - отчет о расходовании выделенных средств. Финансирование реализации мероприятий Программы осуществляется министерством образования и науки Нижегородской области в пределах средств, выделяемых из областного бюджета на соответствующих финансовый год. В рамках своей компетенции министерство образования и науки Нижегородской области утверждает ежегодные планы, осуществляет выделение денежных средств на финансирование мероприятий Программы, проводит конкурсы, по их итогам заключает договоры, соглашения и контракты. При реализации мероприятий Программы министерство образования и науки Нижегородской области уточняет объемы необходимых ассигнований для их финансирования в очередном году и представляет проект соответствующей бюджетной заявки с ее обоснованием в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области для включения в перечень федеральных и областных программ, принимаемых к финансированию из федерального и областного бюджетов на очередной финансовый год. Состав исполнителей определяется на конкурсной основе. Для этих целей министерство образования и науки области совместно с заинтересованными организациями разрабатывает условия и регламент проведения конкурсного отбора по определенной тематике Программы. Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях Правительства Нижегородской области. Контроль за выполнением Программы и целевым использованием средств областного бюджета осуществляют министерство образования и науки Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области. 6. Оценка эффективности программных мероприятий В ходе реализации Программы планируется достичь следующих конкретных результатов: 1. Изменения возрастного распределения среди профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и исследовательских кадров научных учреждений в сторону увеличения числа сотрудников в возрасте до 40 лет. 2. Создания системы работы со школьниками, обеспечивающей поддержку научно-ориентированных школьников. 3. Создания областного совета молодых ученых и специалистов, координации деятельности советов молодых ученых и специалистов высших учебных заведений и научных организаций. 4. На базе ведущих высших учебных заведений области будут созданы учебные курсы и организована дополнительная подготовка студентов и аспирантов по менеджменту в сфере высоких технологий и управлению инновационными проектами. 5. Создания областной система социальной поддержки молодых ученых. 7. Финансовое обеспечение Программы Финансовые затраты на реализацию Программы в 2003-2006 годах составят годы 82.45 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 35.22 млн. руб., из средств областного бюджета 31.64 млн. руб., из внебюджетных средств - 15.59 млн. руб. Средства федерального бюджета будут направлены на финансирование мероприятий, которые приняты федеральными программами и настоящей программой. При реализации Программы предусматривается максимальное привлечение средств существующих государственных научных фондов, научно-исследовательских и образовательных учреждений, действующей управленческой, образовательной и информационной инфраструктуры в рамках ассигнований на их основную деятельность. 8. Система программных мероприятий N Наименование мероприятия Предполагаемые финансовые затраты в год, Предполагаемые финансовые затраты за Ответственные п/п 2003 период 2004-2006 гг, тыс. руб. год, тыс. руб. Всего Бюджетные Внебюджетные Всего Бюджетные Внебюджетные Областной Федеральный Фонды Средства Областной Федеральный Фонды Средства организаций организаций 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1. Развитие информационно - 1200 285 125 100 740 4100 1355 525 300 1920 профориентационной работы со школьниками 1.1 Проведение международных 250 250 750 150 150 450 Министерство научно-практических образования конференций "Школьные и науки области харитоновские чтения" 1.2 Подготовка и проведение 200 80 120 600 240 360 Министерство Всероссийских образования Чтений - конкурса памяти и науки области С.А. Каплана 1.3 Подготовка и проведение 200 80 120 600 240 360 Министерство областных образования конкурсов научных проектов и науки области учащихся совместно с высшими учебными заведениями 1.4 Пропаганда научных 50 500 350 150 достижений нижегородской науки среди молодежи, в т.ч. 1.4.1 Поддержка WEB-сайтов, 100 100 Министерство публикации образования в местной печати и науки области совместно с высшими учебными заведениями 1.4.2 Проведение конкурсов на 100 100 Министерство лучшую образования публикацию среди молодежи и науки области совместно с высшими учебными заведениями 1.4.3 Поддержка издания 50 300 150 150 Министерство областного образования приложения в газете и науки области "Поиск" - "Поиск-НН" 1.5 Поддержка деятельности 550 125 125 100 200 1650 375 375 300 600 Министерство летних образования научных школ, в т.ч. и науки области совместно с институтом прикладной физики Российской академии наук 1.5.1 Летняя 225 63 63 50 100 675 189 189 150 300 Министерство физико-математическая образования школа и науки области совместно с институтом прикладной физики Российской академии наук 1.5.2 "Интеллектуал" 275 62 63 50 100 825 189 186 150 300 Министерство образования и науки области 2. Развитие действующих мер 6000 2800 2800 50 350 23100 11100 10350 150 1500 поддержки научной молодежи 2.1 Поддержка и развитие 5000 2500 2500 15000 7500 7500 Министерство системы образования областных стипендий для и науки области талантливой студенческой и научной молодежи 2.2 Организация и проведение 50 50 450 300 150 Министерство областных образования студенческих конференций, и науки области олимпиад совместно и конкурсов, поддержка с областным советом системы научно- научно-исследовательских исследовательских работ работ студентов студентов, с высшими учебными заведениями 2.3 Проведение ежегодных 800 250 250 50 250 3750 1200 1200 150 1200 Министерство сессий образования аспирантов и молодых и науки области ученых совместно по естественнонаучным, с высшими учебными гуманитарным, заведениями техническим и математическим дисциплинам 2.4 Издание трудов, тезисов 150 50 50 50 450 150 150 150 Министерство конференций образования молодых ученых и науки области Нижегородской области 2.5 Организация и проведение 1650 1050 600 Министерство конкурса образования грантов для молодых ученых и науки области 2.6 Поддержка участия молодых 1800 900 900 Министерство ученых образования Нижегородской области в и науки области международных научных конференциях 3. Развитие интеграционных 5350 1350 3270 730 20000 7200 10600 2200 Министерство связей образования высших учебных заведений, и науки области научно-исследовательских совместно организаций с высшими учебными заведениями 3.1 Реализация мероприятий 2350 350 1770 230 8000 1200 6000 800 Министерство федеральной образования целевой программы и науки области "Интеграция совместно науки и высшего с высшими учебными образования заведениями России на 2002-2006 годы" 3.2 Реализация мероприятий 3000 1000 1500 500 12000 6000 4600 1400 Министерство научных образования программ Минобразования и науки области РФ, совместно в т.ч. с высшими учебными заведениями 3.2.1 Софинансирование научной 3000 1000 1500 500 9000 3000 4600 1400 Министерство программы образования "Федерально-региональная и науки области политика совместно в науке и образовании" с высшими учебными заведениями 4 Создание и поддержка 450 150 150 150 Министерство объединений образования и организаций и науки области научно-технического совместно творчества учащихся, с высшими учебными студентов, заведениями аспирантов и молодых ученых 4.1 Создание областного совета 225 75 75 75 Министерство молодых образования ученых и специалистов и науки области 4.2 Проведение областных 225 75 75 75 Министерство конференций образования и науки области 5 Развитие областной системы 1500 500 500 500 2700 900 900 900 Министерство подготовки образования кадров для инновационной и науки области деятельности, совместно стимулирование и с высшими учебными организационная заведениями помощь в создании молодежных наукоемких фирм 6 Социальная поддержка 18000 6000 6000 6000 Министерство молодых образования ученых и науки области 6.1 Мероприятия по социальной 9000 3000 3000 3000 Министерство поддержке образования молодых ученых и науки области совместно с высшими учебными заведениями 6.2 Программа "Жилье" 4500 1500 1500 1500 Министерство образования и науки области совместно с высшими учебными заведениями 6.3 Гранты на защиты 4500 1500 1500 1500 Министерство диссертаций образования и науки области совместно с высшими учебными заведениями Предполагаемые финансовые затраты в год, Предполагаемые финансовые затраты за 2003 период год, тыс. руб. 2004 - 2006 гг., тыс. руб. Всего Областной Федеральный Фонды Средства Всего Областной Федеральный Фонды Средства организаций организаций ВСЕГО 14100 4935 6695 150 2320 68350 26705 28525 450 12670 Всего Областной Федеральный фонды Организации Итого по программе 82450 31640 35220 600 14990 * Финансирование мероприятий Программы в 2003 году будет проводиться в рамках средств, предусмотренных в областном бюджете на 2003 год. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|