Расширенный поиск

Постановление Правительства Нижегородской области от 01.04.2002 № 52

 
                 ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     от 01.04.2002                                          N 52

   О Концепции адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской
                    области на период до 2005 года


     В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  17 июля 1999 года №
178-ФЗ  "О  государственной  социальной  помощи"  и  в целях повышения
эффективности  социальной  защиты  семьи  Правительство  Нижегородской
области постановляет:
     1.   Считать   одним  из  приоритетных  направлений  деятельности
Правительства   Нижегородской   области  формирование  единой  системы
адресной социальной поддержки семьи.
     2.  Утвердить  прилагаемую  Концепцию  адресной поддержки семьи в
Нижегородской области (далее - Концепция) на период до 2005 года.
     3.   Министерству  труда  и  социальной  защиты  (Г.А.  Суворову)
совместно  с  министерствами  образования  и  науки,  здравоохранения,
экономики  и  развития  предпринимательства  Нижегородской  области  в
трехмесячный   срок   разработать   и   представить   на   утверждение
Правительству  Нижегородской  области  план  действий в соответствии с
указанной Концепцией.
     4.  Пресс-службе  Губернатора обеспечить опубликование настоящего
постановления в средствах массовой информации.
     5.  Контроль  за  исполнением  постановления возложить на первого
заместителя  Губернатора  -  члена Правительства Нижегородской области
Ю.П.Сентюрина.


     Губернатор области          Г.М.Ходырев


                                                         Утверждена
                                      постановлением Правительства
                                             Нижегородской области
                                               от 01.04.2002  N 52
                             КОНЦЕПЦИЯ
   адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области

     1. Введение
     Проведение   экономических   реформ   привело  к  значительной
дифференциации  населения  по  доходам. При этом система социальной
защиты,  как  показывает  практика,  оказалась  неадекватной  новым
социально-экономическим требованиям.
     Содержание  и характер проводимых реформ диктуют необходимость
разработки  и  реализации  новых подходов в сфере социальной защиты
населения,  развивающих все сильные стороны существующей системы и,
в  то  же  время, учитывающих изменения, произошедшие в обществе за
последние годы.
     Действующая    в   настоящее   время   система   распределения
социальных  благ  крайне несовершенна. За годы реформ, в дополнение
к  сохранившемуся  масштабному  субсидированию  отраслей социальной
сферы,  жилищно-коммунального  хозяйства,  законодательными  актами
Российской  Федерации,  субъектов  Российской  Федерации,  а  также
органов    местного    самоуправления    установлено   значительное
количество  социальных  пособий,  компенсационных  выплат  и льгот,
которые  предоставляются  без  учета  нуждаемости  в них конкретных
семей.
     Главным  недостатком  действующей  системы социальных выплат и
льгот   является   ее  ограниченные  возможности  перераспределения
ресурсов в пользу наиболее нуждающихся граждан.
     Как   показывает   практика,   связанная   с   предоставлением
населению  различных  мер социальной защиты, основными недостатками
сложившейся системы социальных льгот и выплат являются:
     -  Ориентация  действующей системы социальной защиты населения
преимущественно на предоставление социальной помощи в виде льгот.
     -  Недостаточное  финансовое  обеспечение  льгот и компенсаций
из-за    несоответствия    между    предусмотренным    существующим
законодательством    объемом    социальной   помощи   населению   и
экономическими  возможностями бюджетов федерального уровня и уровня
субъекта РФ.
     -   Стимулирование  социального  иждивенчества,  экономической
пассивности  семьи  вследствие  предоставления  льгот  и  выплат по
категориальному  принципу, независимо от материального положения их
получателей, игнорирования экономических возможностей их семей.
     -     Отсутствие     четкого     разграничения     полномочий,
ответственности   и  источников  финансирования  по  предоставлению
социальных пособий и льгот.
     -  Двойной,  а  иногда  и  тройной, учет численности льготного
населения   при   оказании   социальной   помощи   по   категориям,
децентрализованный  характер  предоставления  социальной  помощи  в
сочетании  с  принадлежностью  отдельных  получателей  к нескольким
категориям.
     -  Сложность  получения  информации  о предоставленных услугах
конкретной  семье  в  связи  с недостаточно развитым информационным
взаимодействием   между   ведомственными  базами,  и  невозможность
оценки  реального  уровня  доходов  семьи  из-за  отсутствия единой
системы персонифицированного учета.
     -  Отсутствие  единого  управленческого координирующего звена,
способного    оптимально    организовать   комплексное   управление
функционированием    системы    социальной    помощи,    обеспечить
межотраслевую  координацию  и  рациональное  использование  средств
социального бюджета.
     Таким  образом,  действующая схема оказания помощи не является
оптимальной,  не обеспечивает эффективной социальной защиты семьи и
нуждается   в  существенных  преобразованиях,  как  на  федеральном
уровне, так и на уровне субъекта РФ.
     Накопленный  опыт  в  сфере  оказания  государством социальной
помощи  населению  позволяет  говорить  о  том, что наступает время
проведения  целенаправленной  социальной политики, в рамках которой
системе  социальной  защиты,  опирающейся  на принципы адресности и
эффективности, должно принадлежать одно из ведущих мест.
     Настоящая  Концепция  адресной  социальной  поддержки  семьи в
Нижегородской  области  на  период  до 2005 года (далее именуется -
Концепция)  разработана на основе Федерального закона от 17.07.99 N
178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
     Концепция    должна    служить    ориентиром    для    органов
государственной    власти   и   органов   местного   самоуправления
Нижегородской  области  при  решения  вопросов  адресной социальной
поддержки семьи.

     2. Цели, задачи и принципы адресной социальной поддержки
     Основной  целью развития системы адресной социальной поддержки
является   обеспечение  максимально  возможного  уровня  социальной
защищенности  семей,  оказавшихся  в  трудной жизненной ситуации, с
учетом      экономической,     эффективности     и     общественной
целесообразности,    а    также   организация   социальных   услуг,
стимулирующих активность семьи по выходу из кризисной ситуации.
     Достижение   этой   цели  можно  осуществить  путем  повышения
эффективности деятельности системы социальной защиты на основе:
     - переориентации социальной защиты на конкретную семью;
     -  повышения  оперативности  и качества организации социальной
поддержки;
     - рационального использования бюджетных и внебюджетных
     средств, направляемых на социальную защиту.
     Основными  задачами реформирования системы адресной социальной
поддержки являются:
     -     формирование    адекватной    современным    требованиям
нормативно-правовой    базы    социальной    поддержки    семьи   в
Нижегородской области;
     -   разработка  предложений  и  рекомендаций  по  упорядочению
существующей системы льгот;
     -  разработка и внедрение в рамках законодательства Российской
Федерации   и   Нижегородской   области  единой  системы  критериев
предоставления  адресной социальной поддержки и порядка определения
совокупного дохода семьи;
     -  развитие  автоматизированной  системы  персонифицированного
учета  семей,  нуждающихся в социальной поддержке, и создание на ее
базе реестра социально-незащищенных семей;
     -   создание   в   установленном   порядке  единого  механизма
финансового  обеспечения,  системы  адресной социальной поддержки и
ее эффективного функционирования.
     К   основным  принципам  системы  адресной  социальной  помощи
относятся:
     - адресное оказание социальной поддержки;
     -   заявительный   характер,   т.е.   предоставление  адресной
социальной поддержки на основе письменного заявления;
     -  нуждаемость,  подтвержденная  соответствующими документами,
как   одно   из   основных  условий  оказания  адресной  социальной
поддержки;
     -  дифференцированный  подход при определении размеров и видов
помощи   в   соответствии  с  прожиточным  минимумом  и  конкретной
жизненной ситуацией;
     - гарантированность адресной социальной поддержки;
     -  создание  стимулов для самопомощи и повышения уровня дохода
семьи,  оказавшейся  в  трудной жизненной ситуации; ответственность
органов   государственной   власти  и  местного  самоуправления  за
обеспечение   прав  семьи  в  сфере  оказания  адресной  социальной
поддержки;
     -   конфиденциальность   предоставления   адресной  социальной
поддержки;
     -  доступность  информации  об  условиях,  критериях, нормах и
видах оказания адресной социальной поддержки;
     -  персональная ответственность получателя адресной социальной
поддержки  за  достоверность сведений, содержащихся в его заявлении
на предоставление помощи;
     -    взаимодействие    государственных    субъектов   адресной
социальной    поддержки    с    негосударственными   организациями,
благотворительными обществами и т.д.;
     -   экономическая  эффективность  и  согласованность  программ
социальной  поддержки  семьи, наличие "обратной связи" с адресатами
помощи.

     3. Виды, формы оказания адресной социальной поддержки
     Оказание   адресной   социальной  поддержки  осуществляется  в
следующих видах:
     - социальная помощь (в денежной или натуральной форме);
     - социальные услуги;
     Социальная  помощь  в  денежной  форме может предоставляться в
виде:
     - социального пособия;
     -  компенсационной выплаты (возмещение гражданам произведенных
ими расходов, установленных законодательством);
     -  субсидии (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых
гражданам материальных благ или оказываемых услуг).
     Социальная  помощь в натуральной форме может предоставляться в
виде:
     - средств санитарии, гигиены и ухода за детьми;
     - одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
     - топлива;
     - продовольственных товаров;
     -   специальных   транспортных  средств,  технических  средств
реабилитации  инвалидов  и  лиц, нуждающихся в постороннем уходе, и
т.д.
     Адресная  социальная  поддержка  может  предоставляться в виде
следующих социальных услуг:
     - социальное обслуживание на дому;
     -     социальное     обслуживание    в    стационарных    (или
полустационарных) учреждениях социального обслуживания;
     -   социальное  обслуживание  в  учреждениях  здравоохранения:
геронтологических центрах, на койках палат сестринского ухода;
     -   предоставление   временного  приюта  в  специализированных
учреждениях социального обслуживания;
     - социально-правовые услуги;
     - предоставление социального жилья;
     - социально-медицинские услуги;
     - социально-психологические услуги;
     - услуги социальной реабилитации;
     - транспортные услуги;
     -  предоставление  бесплатных  обедов или талонов на питание и
т.д.
     Социальные  услуги могут быть предоставлены бесплатно, а также
за полную или частичную плату.
     С  учетом  периодичности  предоставления  социальная поддержка
подразделяется   на   разовую   и  периодически  осуществляемую.  В
зависимости  от  длительности  предоставления  социальную поддержку
можно разделить на:
     - разовую,
     - краткосрочную (от 1 до 3 месяцев),
     - среднесрочную  (от 3 месяцев до года),
     - долгосрочную (свыше года).
     Конкретный  вид,  форма и размер адресной социальной поддержки
определяется  на  основании  критериев  ее  оказания, установленных
социальными  стандартами.  Окончательный  перечень  услуг,  видов и
условий   оказания   адресной   социальной  поддержки  должен  быть
определен в процессе разработки и принятия нормативных документов.

     4. Основные  направления  развития системы адресной социальной
поддержки семьи
     Для  достижения  поставленных  в  настоящей  Концепции целей и
задач необходимо организовать работу в следующих направлениях:
     -   создание   правовой   базы  для  функционирования  системы
адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области;
     -   формирование  механизма  финансирования  системы  адресной
социальной поддержки и обоснование эффективности ее развития;
     -    совершенствование   организационной   структуры   системы
оказания адресной социальной поддержки;
     -  совершенствование порядка взаимодействия органов социальной
защиты   и   предприятий,   организаций,   предоставляющих   услуги
населению с учетом льгот,
     -  развитие  автоматизированной  системы  персонифицированного
учета   семей   Нижегородской  области,  нуждающихся  в  социальной
поддержке,  и  создание  на  ее базе реестра социально-незащищенных
слоев населения;
     -  развитие  единой автоматизированной системы "СОЦПОМОЩЬ" для
оказания адресной социальной поддержки;
     -   подготовка   кадров  для  структур,  оказывающих  адресную
социальную поддержку;
     -  информирование  населения  по  вопросам адресной социальной
поддержки.
     Предлагаемые   меры   обеспечат  комплексность  предоставления
семьям   Нижегородской   области  всех  видов  адресной  социальной
поддержки,  что позволит повысить эффективность социальной защиты в
целом.

                  Сфера правового регулирования
     -  Разработка  и  принятие  на  уровне Нижегородской области и
местном    уровне    нормативных    документов,   необходимых   для
функционирования   системы   адресной   поддержки  в  Нижегородской
области.
     -  Формирование  законодательной базы Нижегородской области по
вопросам  адресной  социальной  поддержки  семьи с учетом изменения
федерального законодательства.

       Финансирование системы адресной социальной поддержки
     -  Определение  финансовых  затрат  на  обеспечение всех видов
льгот,  предоставляемых  как  федеральным  законодательством, так и
нормативными актами Нижегородской области.
     -   Оценка  финансовый  затрат  на  оказание  различных  видов
адресной социальной поддержки.
     -   Определение   источников  и  размеров  финансирования  для
создания  и  ведения  единой автоматизированной системы учета семей
Нижегородской   области,   нуждающихся   в   социальной   поддержке
(социального реестра).
     -  Оценка  затрат  на  обеспечение  функционирования структур,
осуществляющих  оказание  адресной  социальной  поддержки  в рамках
существующей     организационной     структуры,     и    проведения
сравнительного  анализа  предполагаемых затрат при введении системы
адресной социальной поддержки.
     -  Выделение отдельной статьи расходов в бюджете Нижегородской
области    на   финансирование   адресной   социальной   поддержки.
Финансирование  социальных программ с внедрением социального заказа
на конкурсной основе.

 Организационная структура системы адресной социальной поддержки
     Рассмотрение  вопроса  о  передаче  отраслевыми министерствами
Нижегородской  области  несвойственных им функций оказания адресной
социальной  помощи  органам  социальной  защиты  в  целях повышения
качества   обслуживания  семей  и  снижения  финансовых  затрат  на
обеспечение   системы   адресной  социальной  поддержки.  Повышение
координирующей   и   организационной   роли  министерства  труда  и
социальной   защиты,   предоставление   ему   права   заказчика  на
разработку  информационной  системы  адресной  социальной поддержки
(социального реестра).
     Реорганизация  существующей  организационной структуры системы
адресной     социальной     поддержки,     расширение    социальной
инфраструктуры  и  создание  районных  Центров  социальных  выплат.
Усиление  в  районах  и  городах  Нижегородской  области  структуры
органов  социальной  защиты  с учетом дополнительно передаваемых им
функций и новых полномочий.

          Сфера организационно-методического руководства
     Создание  в  рамках  законодательства  Российской  Федерации и
Нижегородской   области   и   внедрение  единой  системы  критериев
предоставления  адресной  социальной  поддержки  и  единого порядка
определения  совокупного  дохода  семьи  для  разработки социальных
программ.
     Совершенствование  областных  и  местных  программ  социальной
поддержки семьи, переход на адресный принцип ее предоставления.
     Разработка   системы   межведомственного   взаимодействия  при
реализации социальных программ.
     Создание  системы  "социальных  паспортов"  и  введение  новых
методов  работы  с  семьей  (индивидуализация  подхода  к проблемам
семьи).
     Совершенствование   системы  оценки  эффективности  социальной
работы  и  качества  социальных  услуг,  предоставляемых различными
организациями и учреждениями.

                Сфера информационного обеспечения
     На  базе  "Единого  регистра  населения Нижегородской области"
создание  единой  автоматизированной  системы  персонифицированного
учета  граждан и семей, нуждающихся в социальной поддержке, и учета
всех  видов  оказанной  им  социальной  помощи.  В  рамках создания
данной системы предусмотреть:
     -  возможность  учета  льгот  и  льготных категорий граждан по
всему действующему законодательству;
     -  разработку  "Модельных  методик  автоматизированного  учета
доходов и уровня жизни населения";
     -  возможность  расчета социальной помощи нуждающимся семьям и
гражданам;
     - возможность учета финансирования адресной социальной помощи;
     -   разработку   компьютерной  технологии  работы  районных  и
городских органов социальной защиты в режиме "единого окна".

                       Подготовка персонала
     Реализация  комплекса  программ  подготовки  и  переподготовки
персонала для работы в системе адресной социальной поддержки.

               Информационная подготовка населения
     Подготовка  населения  Нижегородской  области  к необходимости
перемен  в  системе  социальной  защиты,  а  также  психологическая
подготовка  к  введению  системы  персонального компьютерного учета
граждан.

     5. Этапы развития адресной социальной поддержки
            I этап (подготовительный- 2002 - 2003 гг.)
     1. Проведение аналитической работы по следующим направлениям:
     1. 1   анализ  системы  льгот  и  преимуществ,  затрат  на  их
обеспечение в соответствии с действующей нормативной базой;
     1. 2.    сравнительный    анализ    затрат    на   обеспечение
функционирования  существующих структур социальной сферы и затрат в
рамках, предлагаемого проекта;
     1. 3.анализ  характера взаимодействия и информационного обмена
между  структурными подразделениями администрации области, органами
местного  самоуправления  и  службами,  предоставляющими  услуги  с
учетом льгот.
     2. Разработка  плана  реализации  Концепции, включающего такие
направление деятельности, как:
     2. 1.Разработка   в  рамках  законодательства  единой  системы
критериев  предоставления  адресной социальной поддержки и методики
учета  в  доходе  семьи, нуждающейся в помощи, оказанных социальных
услуг и предоставленных льгот.
     2. 2.  Разработка  необходимых  для  функционирования  системы
адресной    социальной   поддержки   нормативных   правовых   актов
Нижегородской  области, а также предложений по упорядочению системы
льгот на уровне Нижегородской области.
     2. 3.  Разработка новой социальной технологии работы с семьей,
включающей  систему  "социальных  паспортов" и составление "пакета,
социальных   услуг".   Разработка   методических   рекомендаций  по
внедрению системы адресной социальной поддержки.
     2. 4.    Дальнейшее    развитие   автоматизированной   системы
персонифицированного   учета   граждан,  нуждающихся  в  социальной
поддержке,  внедрение новых согласованных информационных технологий
в  ведомствах  и организациях, оказывающих населению различные виды
социальной поддержки.
     2. 5.Выделение   средств   на   финансирование   реорганизации
системы  адресной  социальной  поддержки и создание соответствующей
информационной системы.
     2. 6.   Совершенствование   областных   и   местных   программ
социальной  поддержки  семьи  при  переходе  на адресный принцип ее
предоставления.
     2. 7.  Разработка системы межведомственного взаимодействия при
реализации адресных социальных программ.
     2. 8.Разработка   системы   оценки   эффективности  социальной
работы  и  качества  социальных  услуг,  предоставляемых различными
организациями  и  учреждениями,  а  также  критериев  эффективности
реализации адресных социальных программ.
     2. 9.Подготовка  специалистов  к  работе  по  новым программам
адресной
     социальной поддержки.
     2. 10.  Определение  нескольких  экспериментальных площадок на
территории  Нижегородской  области  для  отработки системы адресной
социальной поддержки.
     2. 11.   Разработка  программы  сотрудничества  некоммерческих
организаций   и  социальных  учреждений  в  области  муниципального
социального заказа.
     2. 12.   Информирование   населения  о  реорганизации  системы
социальной    поддержки.    Организация    независимой   экспертизы
социальной  реформы  с  участием  некоммерческих  негосударственных
организаций Нижегородской области.
           II этап (внедрение системы - 2003 - 2004 гг.)
     1. Реорганизация    существующей   организационной   структуры
системы  адресной социальной поддержки, создание специализированных
учреждений    социальной    защиты   "Центр   социальных   выплат",
осуществляющих  функции сбора и анализа информации о доходах семей,
учета  льгот  и оформления "социального паспорта" семьи, начисления
адресных  видов  денежных  пособий, компенсаций и субсидий, а также
информационно-программного    обеспечения    адресной    социальной
поддержки.
     2. Создание   единого   информационного   и   правового   поля
межведомственного  взаимодействия  по  вопросам адресной социальной
поддержки   семьи,   создание  областного  межведомственного  банка
данных  о  семьях  Нижегородской  области  - получателях социальной
поддержки    с    учетом    основных    показателей    нуждаемость,
характеристика социального кризиса семьи.
     3. Внедрение  новых технологий адресной социальной поддержки в
практику  работы  социальных  учреждений.  Начало  функционирования
системы   адресной   социальной   поддержки   с   учетом  изменений
нормативной базы и перехода на новые формы адресной помощи.
     4. Совершенствование  межведомственного  взаимодействия в ходе
реализации  комплексных социальных программ предоставления адресной
поддержки.
     5. Проведение аналитических работ по следующим направлениям:
     -  анализ эффективности внeдpяeмoй системы адресной социальной
поддержки;
     - оценка нуждаемости населения в различных видах помощи;
     - прогнозирование потребностей в адресной помощи;
     - оценка эффективности внедряемых социальных технологий.
     6. Совершенствование  методологического  обеспечения  процесса
адресной социальной поддержки.
     7. Совершенствование  системы  управления процессом социальной
поддержки   семьи,   развитие   программ   мониторинга   и   оценки
эффективности адресной помощи семье.
     8. Развитие   системы   муниципального  социального  заказа  и
расширение  возможностей  социального  обслуживания  семей  за счет
привлечения  общественного  сектора  и  учреждений  различных  форм
собственности.
              III этап (развитие системы - с 2005 г.)
     1. Совершенствование   системы  оказания  адресной  социальной
поддержки,
     2. Внедрение  системы  адресной  социальной  поддержки на всей
территории Нижегородской области.
     3. Проведение  мониторинга хода реализации социальной реформы.
Организация  кампаний по ознакомлению общественности с результатами
мониторинга и оценки результатов внедряемых программ.
     4. Отработка  механизмов  привлечения  пожертвований населения
на  решение  конкретных  социальных  проблем,  содействие  развитию
общественных фондов.
     5. Развитие  демократических форм участия населения в процессе
принятия   решений,   в   том   числе,   организация  и  проведение
общественных   слушаний   по  вопросам  разработки  новых  адресных
социальных   программ.   Обеспечение   прозрачности   использования
ресурсов, направляемых на социальные нужды.

     6. Социально-экономический  эффект  развития  системы адресной
социальной поддержки
     Реализация     Концепции     приведет     к     ряду    важных
социально-экономических результатов:
     -    создание    законодательных   и   организационных   основ
поддержания  социальной  стабильности  в  обществе и предотвращения
социальных кризисов;
     -  обеспечение  в приоритетном порядке социальной защищенности
тех   семей   и   отдельных   граждан,   кто   в  силу  объективных
обстоятельств оказался в трудной жизненной ситуации;
     -   создание  единого  информационного  пространства  адресной
социальной помощи и обеспечение поддержки ее функций;
     .-   совершенствование  социальных  программ  всех  уровней  и
технологий социальной работы с семьей;
     -    комплексность   предоставления   населению   всех   видов
социальной поддержки;
     -  предупреждение  социального  иждивенчества и стимулирование
самопомощи и саморазвития семьи;
     -  усиление межведомственной кооперации в обеспечении гарантий
и прав населения области;
     -   совершенствование  системы  управления  социальной  сферой
области;
     - повышение эффективности использования бюджетных средств.


Информация по документу
Читайте также