Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 04.02.2003 № 29ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 04.02.2003 N 29 Утратило силу - Постановление Правительства Нижегородской области от 31.12.2004 г. N 301 Об утверждении межведомственной комплексной целевой программы "Бронхиальная астма в Нижегородской области" на 2003 - 2007 годы В целях комплексного решения проблем профилактики и лечения бронхиальной астмы, снижения экономических потерь по временной нетрудоспособности и инвалидизации больных с данной патологией в Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемую межведомственную комплексную целевую программу "Бронхиальная астма в Нижегородской области" на 2003 - 2007годы. 2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву) предусматривать средства на реализацию программы "Бронхиальная астма в Нижегородской области" на 2003 - 2007 годы при разработке проектов областного бюджета на соответствующий финансовый год. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области принять участие в реализации мероприятий программы "Бронхиальная астма в Нижегородской области" на 2003 - 2007 годы. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на министра здравоохранения Нижегородской области В.М. Казнина. Губернатор Г.М. Ходырев УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Нижегородской области от 04.02.2003 N 29 МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Бронхиальная астма в Нижегородской области" на 2003-2007 годы. ПАСПОРТ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" на 2003 - 2007 годы. 1. Наименование Программы Межведомственная комплексная медико-социальная программа "Бронхиальная астма в Нижегородской области" на 2003 - 2007 годы. 2. Государственный заказчик Правительство Нижегородской области. Программы 3. Разработчики Программы Министерство здравоохранения Нижегородской области, департамент здравоохранения администрации г. Н.Новгорода, областное фармацевтическое управление, министерство труда и социальной защиты населения Нижегородской области, Нижегородская Государственная медицинская Академия (НГМА), общественная организация "Астма, аллергия, иммунитет". 4. Исполнители Программы Министерство здравоохранения Нижегородской области, департамент здравоохранения администрации г. Н.Новгорода, администрации городов и районов области, министерство труда и социальной защиты населения Нижегородской области, НГМА, общественная организация "Астма, аллергия, иммунитет", областное фармацевтическое управление. 5. Цели и задачи Программы Организация специализированной медицинской помощи больным бронхиальной астмой; гарантированное обеспечение больных базисными лекарственными средствами, бронходилататорами, средствами контроля и самоконтроля. 6. Сроки реализации Программы 2003 - 2007 гг. 7. Объем и источники Общая сумма затрат составляет 428348,6 тыс.руб. финансирования (2003 г. - 59337 тыс. руб.; 2004 г.- 69337,4 тыс. руб.; 2005 г. - 82520,4 тыс. руб.; 2006 г. - 99490,9 тыс. руб.; 2007 г. - 117622,9 тыс. руб.), в том числе средства ТФОМС - 126353 тыс. руб. (2003 г. - 17982 тыс. руб.; 2004 г. - 20382 тыс. руб.; 2005 г. - 24336 тыс. руб.; 2006 г. - 29307 тыс. руб.; 2007 г. - 34346 тыс. руб.), средства областного бюджета - 193492,8 тыс. руб. (2003 г. - 26624 тыс. руб.; 2004 г. - 31398,6 тыс. руб.; 2005 г. - 37243,4 тыс. руб.; 2006 г. - 44922,9 тыс. руб.; 2007 г. - 53303,9 тыс. руб.),средства бюджета г. Н. Новгорода - 108502,8 тыс. руб. (2003 г. - 14731 тыс. руб.; 2004 г. - 17596,8 тыс. руб.; 2005 г. - 20941 тыс. руб.; 2006 г. - 25261,4 тыс. руб.; 2007 г. - 29973 тыс. руб.) из них всего по медикаментам: 401574 тыс. руб. (2003 г. - 55311 тыс. руб.; 2004 г. - 64600 тыс. руб.; 2005 г. - 77112 тыс. руб.; 2006 г. - 93051 тыс. руб.; 2007 г. - 1115 тыс. руб.), в том числе средства ТФОМС - 120471 тыс. руб. (2003 г. - 16593 тыс. руб.; 2004 г. - 19380 тыс. руб.; 2005 г. - 23134 тыс. руб.; 2006 г. - 27914 тыс. руб.; 2007 г. - 33450 тыс. руб.), средства областного бюджета - 179906 тыс. руб. (2003 г. - 24779 тыс. руб.; 2004 г. - 28941 тыс. руб.; 2005 г. - 34546 тыс. руб.; 2006 г. - 41688 тыс. руб.; 2007 г. - 49952 тыс. руб.), средства бюджета г. Н. Новгорода - 101197 тыс. руб. (2003 г. - 13939 тыс. руб.; 2004 г. - 16279 тыс. руб.; 2005 г. - 19432 тыс. руб.; 2006 г. - 23449 тыс. руб.; 2007 г. - 28098 тыс. руб.) из них: на обеспечение ингаляционными глюкокортикостероидами - 196772 тыс. руб. (2003 г. - 27103 тыс. руб.; 2004 г. - 31654 тыс. руб.; 2005 г. - 37785 тыс. руб.; 2006 г. - 45595 тыс. руб.; 2007 г. - 54635 тыс. руб.), в том числе средства ТФОМС - 59031 тыс. руб. (2003 г. - 8131 тыс. руб.; 2004 г. - 9496 тыс. руб.; 2005 г. - 11336 тыс. руб.; 2006 г. - 13678 тыс. руб.; 2007 г. - 16390 тыс. руб.), средства областного бюджета - 88154 тыс. руб. (2003 г. - 12142 тыс. руб.; 2004 г. - 14181 тыс. руб.; 2005 г. - 16927 тыс. руб.; 2006 г. - 20427 тыс. руб.; 2007 г. - 24477 тыс. руб.), средства бюджета г. Н. Новгорода - 49587 тыс. руб. (2003 г. - 6830 тыс. руб.; 2004 г. - 7977 тыс. руб.; 2005 г. - 9522 тыс. руб.; 2006 г. - 11490 тыс. руб.; 2007 г. - 13768 тыс. руб.); на обеспечение негормональными противовоспалительными средствами - 40157 тыс. руб. (2003 г. - 5531 тыс. руб.; 2004 г. - 6460 тыс. руб.; 2005 г. - 7711 тыс. руб.; 2006 г. - 9305 тыс. руб.; 2007 г. - 11150 тыс. руб.), из них средства ТФОМС - 12046 тыс. руб. (2003 г. - 1659 тыс. руб.; 2004 г. - 1938 тыс. руб.; 2005 г. - 2313 тыс. руб.; 2006 г. - 2791 тыс. руб.; 2007 г. - 3345 тыс. руб.), средства областного бюджета - 17991 тыс. руб. (2003 г. - 2478 тыс. руб.; 2004 г. - 2894 тыс. руб.; 2005 г. - 3455 тыс. руб.; 2006 г. - 4169 тыс. руб.; 2007 г. - 4995 тыс. руб.), средства бюджета г. Н. Новгорода - 10120 тыс. руб. (2003 г. - 1394 тыс. руб.; 2004 г. - 1628 тыс. руб.; 2005 г. - 1943 тыс. руб.; 2006 г. - 2345 тыс. руб.; 2007 г. - 2810 тыс. руб.); на обеспечение бронходилататорами - 164645 тыс. руб. (2003 г. - 22767 тыс. руб.; 2004 г. - 26486 тыс. руб.; 2005 г. - 31616 тыс. руб.; 2006 г. - 38151 тыс. руб.; 2007 г. - 45715 тыс. руб.), в том числе средства ТФОМС - 49394 тыс. руб. (2003 г. - 6803 тыс. руб.; 2004 г. - 7946 тыс. руб.; 2005 г. - 9485 тыс. руб.; 2006 г. - 11445 тыс. руб.; 2007 г. - 13715 тыс. руб.), средства областного бюджета - 73761 тыс. руб. (2003 г. - 10159 тыс. руб.; 2004 г. - 11860 тыс. руб.; 2005 г. - 14164 тыс. руб.; 2006 г. - 17092 тыс. руб.; 2007 г. - 20480 тыс. руб.), средства бюджета г. Н. Новгорода - 41490 тыс. руб. (2003 г. - 5715 тыс. руб.; 2004 г. - 6674 тыс. руб.; 2005 г. - 7967 тыс. руб.; 2006 г. - 9614 тыс. руб.; 2007 г. - 11520 тыс. руб.) на оборудование и средства самоконтроля - 26148 тыс. руб. (2003 г. -3725 тыс. руб.; 2004 г.- 4497 тыс. руб.; 2005 г. - 5396 тыс. руб.; 2006 г. - 6425 тыс. руб.; 2007 г. - 6105 тыс. руб.), в том числе средства ТФОМС - 5882 тыс. руб. (2003 г. - 1389 тыс. руб.; 2004 г. - 1002 тыс. руб.; 2005 г. - 1202 тыс. руб.; 2006 г. - 1393 тыс. руб.; 2007 г. - 896 тыс. руб.), средства областного бюджета - 13095,2 тыс. руб. (2003 г. - 1619 тыс. руб.; 2004 г. - 2237,2 тыс. руб.; 2005 г. - 2685 тыс. руб.; 2006 г. 3220 - тыс. руб.; 2007 г. - 3334 тыс. руб.), средства бюджета г. Н. Новгорода - 7170,8 тыс. руб. (2003 г. - 717 тыс. руб.; 2004 г. - 1257,8 тыс. руб.; 2005 г. - 1509 тыс. руб.; 2006 г. - 1812 тыс. руб.; 2007 г. - 1875 тыс. руб.) из них: на средства для самоконтроля (пикфлоуметры) - 8531 тыс. руб. (2003 г. - 28 тыс. руб.; 2004 г. - 1584 тыс. руб.; 2005 г. - 1901 тыс. руб.; 2006 г. - 2281 тыс. руб.; 2007 г. - 2737 тыс. руб.), в том числе средства ТФОМС - 28 тыс. руб. (2003 г. - 28 тыс. руб.), средства областного бюджета - 5443 тыс. руб.(2004 г. - 1014 тыс. руб.; 2005 г. - 1217 тыс. руб.; 2006 г. - 1460 тыс. руб.; 2007 г. - 1752 тыс. руб.), средства бюджета г. Н. Новгорода - 3060 тыс. руб. (2004 г. - 570 тыс. руб.; 2005 г. - 684 тыс. руб.; 2006 г. - 821 тыс. руб.; 2007 г. - 985 тыс. руб.); на оборудование (приборы для исследования функции внешнего дыхания, аппараты для измерения диффузии газов - 5867 тыс. руб. (2003 г. - 1374 тыс. руб.; 2004 г. - 1002 тыс. руб.; 2005 г. - 1202 тыс. руб.; 2006 г. - 1393 тыс. руб.; 2007 г. - 896 тыс. руб.), в том числе средства ТФОМС - 5854 тыс. руб. (2003 г. - 1361 тыс. руб.; 2004 г. - 1002 тыс. руб.; 2005 г. - 1202 тыс. руб.; 2006 г. - 1393 тыс. руб.; 2007 г. - 896 тыс. руб.) на закупку диагностических систем для определения аллергенов, иммунологического и аллергологического обследования - 8872 тыс. руб. (2003 г. - 1192 тыс. руб.; 2004 г. - 1431 тыс. руб.; 2005 г. - 1717 тыс. руб.; 2006 г. - 2060 тыс. руб.; 2007 г. - 2472 тыс. руб.), в том числе средства областного бюджета - 5678 тыс. руб. (2003 г. - 763 тыс. руб.; 2004 г. - 916 тыс. руб.; 2005 г. - 1099 тыс. руб.; 2006 г. - 1318 тыс. руб.; 2007 г. - 1582 тыс. руб.), средства бюджета г. Н. Новгорода - 3194 тыс. руб. (2003 г. - 429 тыс. руб.; 2004 г. - 515 тыс. руб.; 2005 г. - 618 тыс. руб.; 2006 г. - 742 тыс. руб.; 2007 г. - 890 тыс. руб.); на небулайзеры - 2547 тыс. руб. (2003 г. - 800 тыс. руб.; 2004 г. - 480 тыс. руб.; 2005 г. - 576 тыс. руб.; 2006 г. - 691 тыс. руб.), в том числе средства областного бюджета - 1630,2 тыс. руб. (2003 г. - 512 тыс. руб.; 2004 г. - 307,2 тыс. руб.; 2005 г. - 369 тыс. руб.; 2006 г. - 442 тыс. руб.), средства бюджета г. Н. Новгорода - 916,8 тыс. руб. (2003 г. - 288 тыс. руб.; 2004 г. - 172,8 тыс. руб.; 2005 г. - 207 тыс. руб.; 2006 г. - 249 тыс. руб.); на оборудование АСТМА - ЦЕНТРОВ (мебель, видеодвойка, компьютеры, принтеры, оверхет) - 331 тыс. руб. (2003 г. - 331 тыс. руб.), за счет средств областного бюджета - 331 тыс. руб. (2003 г. - 331 тыс. руб.). на прочее: 626,6 тыс. руб., (2003 г. - 301 тыс. руб.; 2004 г. - 280,4 тыс. руб.; 2005 г. -12,4 тыс. руб.; 2006 г. - 14,9 тыс. руб.; 2007 г. - 17,9 тыс. руб.), в том числе средства областного бюджета - 626,6 тыс. руб. (2003 г. - 226 тыс. руб.; 2004 г. - 220,4 тыс. руб.; 2005 г. - 12,4 тыс. руб.; 2006 г. - 14,9 тыс. руб.; 2007 г. - 17,9 тыс. руб.), средства бюджета г. Н. Новгорода - 135 тыс. руб. (2003 г. - 75 тыс. руб.; 2004г. - 60 тыс. руб.); из них: на программное обеспечение АСТМА - ЦЕНТРОВ: 71,6 тыс. руб. (2003 г. - 16 тыс. руб.; 2004 г. - 10,4 тыс. руб.; 2005 г. - 12,4 тыс. руб.; 2006 г. - 14,9 тыс. руб.; 2007 г. - 17,9 тыс. руб.) за счет средств областного бюджета; на обучение специалистов - 555 тыс. руб. (2003 г. - 285 тыс. руб.; 2004 г. - 270 тыс. руб.), в том числе средства областного бюджета - 420 тыс. руб. (2003 г. - 210 тыс. руб.; 2004 г. -210 тыс. руб.), средства бюджета г. Н. Новгорода - 135 тыс. руб. (2003 г. - 75 тыс. руб.; 2004 г. - 60 тыс. руб.) 8. Ожидаемые результаты Снижение экономических потерь, связанных с реализации временной и стойкой утратой трудоспособности, Программы смертностью от бронхиальной астмы и ее осложнений, увеличение продолжительности и улучшения качества жизни больных бронхиальной астмой. Обеспечение экономической эффективности закупок лекарственных средств. 9. Система организации Экспертный и финансовый контроль Программы контроля за выполнением осуществляется Правительством Нижегородской области, Программы министерством здравоохранения Нижегородской области I. ОБОСНОВАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" на 2003 - 2007 гг. Бронхиальная астма является проблемой мирового масштаба. Заболевание поражает людей всех возрастов, имеет хроническое, иногда особо тяжелое течение с фатальным исходом. Во многих странах мира, в том числе и в России, бронхиальная астма привлекает внимание все большего количества врачей в силу того, что среди хронических заболеваний органов дыхания астма наиболее тесно связана с уменьшением работоспособности (Pless, 1974), снижением самооценки (Creer et al., 1976), разрушением семьи (Ellis, 1983), является основной причиной пропущенных дней в школе (Davis, 1972). Распространенность бронхиальной астмы. Статистические данные показывают, что в течение последних 10-15 лет в мире отмечается рост заболеваемости бронхиальной астмой и смертности от ее осложнений. По данным многочисленных международных эпидемиологических исследований, бронхиальной астмой страдают в среднем 5% взрослого населения и 10% детей. В отдельных странах распространенность бронхиальной астмы превысила 6-7% трудоспособного населения (Австралия, Новая Зеландия). В США бронхиальной астмой страдают до 20 млн. взрослого населения (Cockroft et al.,1990; Fordyce,1992), причем финансовые затраты на ее лечение в этой стране составили в 1992 году 6,2 триллиона долларов (Weiss et al., 1992). Устойчивая тенденция к росту заболеваемости бронхиальной астмой является важнейшей проблемой здравоохранения развитых стран. В России, по данным официальной статистики, бронхиальная астма регистрируется у 1-6% населения. Однако достоверно установить число больных невозможно, так как в предыдущие годы учитывались в основном среднетяжелые и тяжелые формы заболевания (Чучалин А.Г., 1997). По той же причине недостоверны статистические данные о росте в России первичной заболеваемости бронхиальной астмой и смертности от нее (Чучалин А.Г., 1994, 1995). В нашей стране (Ильченко, 1990 г.) на долю бронхиальной астмы и хронического обструктивного бронхита приходится 47,5% случаев инвалидности от общего числа хронических неспецифических заболеваний легких. В Нижегородской области, по данным областного бюро медицинской статистики, в течение последних 7 лет распространенность бронхиальной астмы среди взрослого населения возросла на 51,2 % и составила в 2001 году 6,20 на 1 тыс. населения (4,1 в 1994 г). Этот показатель превышает средний по России (5,8 в 2000 г.) на 7 %. Рост числа случаев заболевания бронхиальной астмой среди детей по Нижегородской области в 1989 - 1999 г.г. еще более высок: с 1,1 до 14,5 на 1 тыс. детей. 376 детей в настоящее время являются инвалидами по бронхиальной астме. Таким образом, в Нижегородской области наблюдается стойкая тенденция к росту заболеваемости бронхиальной астмы, особенно среди детей. Отсутствие адекватного лечения в амбулаторном звене, связанного с высокой стоимостью базисных противоастматических препаратов, и не всегда своевременная диагностика из-за отсутствия необходимой аппаратуры приводит к увеличению удельного веса тяжелых форм заболевания, в том числе и у детей. Политика здравоохранения. Метод излечения бронхиальной астмы еще не найден, однако при правильной врачебной тактике у большинства больных можно достичь контроля заболевания и минимизировать экономический и социальный ущерб. Большинство стран мира имеют национальные программы по борьбе с бронхиальной астмой. Основные принципы, лежащие в их основе, заключаются в следующем: - Поддержка амбулаторного лечения бронхиальной астмы. - Субсидирование применения профилактических препаратов (в первую очередь, ингаляционных глюкокортикостероидов). Инвестиции в профилактические препараты экономически оправданы из-за снижения расходов на экстренное лечение обострений и случаев временной и стойкой нетрудоспособности. - Придание лечению бронхиальной астмы одного из приоритетных направлений для здравоохранения. Практическая реализация таких программ позволила существенно снизить заболеваемость, первичный выход на инвалидность в трудоспособном возрасте и смертность от бронхиальной астмы. В нашей стране с 1995 года начата работа по оптимизации помощи больным бронхиальной астмой. Был издан Консенсус, обобщивший достижения в лечении данного заболевания. В 1996 году научное общество русскоязычных пульмонологов и редакция "Русского медицинского журнала" опубликовали русскую версию рекомендательного документа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Национального института здоровья США: "Бронхиальная астма. Глобальная стратегия". В 1997 году в нашей стране была принята национальная программа "Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика". В 1999 году выпущено руководство для врачей России "Бронхиальная астма (формулярная система)". Это свидетельствует о реальных шагах со стороны организаторов здравоохранения, деятелей науки и практического здравоохранения для повышения эффективности лечения этого тяжелого заболевания. Профилактические мероприятия. Так как бронхиальная астма является генетически обусловленным заболеванием, первичная профилактика (т.е. полное предотвращение заболевания у лиц группы риска) в отношении нее пока невозможна, сегодня это одна из важнейших задач, над которой работают ученые - генетики всего мира. Профилактические мероприятия в отношении бронхиальной астмы на сегодняшний день включают в себя: 1. с целью профилактики обострений и прогрессирования болезни проводится профилактическое лечение базисными средствами - ингаляционными глюкокортикостероидами или кромогликатами. 2. для улучшения контроля над бронхиальной астмой и уменьшения потребности в медикаментозной терапии у пациентов - снижение воздействия факторов риска, к которым относятся бытовые аллергены (домашний клещ, аллергены животных и т.д.), курение, в том числе и пассивное, исключение контакта с профессиональными аллергенами сенсибилизированных лиц. 3. мероприятия, направленные на снижение числа курящих в обществе, полный отказ от курения во время беременности. Большую роль в профилактике прогрессирования болезни и предотвращении возникновения астмы у лиц группы риска играют "Школы по бронхиальной астме". В астма-школах проводится систематическое обучение больных и членов их семей, предлагается максимально адекватный лечебный режим, разрабатываются меры профилактики, индивидуальные для каждой семьи. По данным Mayo et al. (1990), обучение в астма-школе приводит к трехкратному снижению числа госпитализаций. Обучение больных в астма-школе по данным Muhlhauser et all (1991 г.) способствует уменьшению приступов болезни на 50 %, снижению числа госпитализаций, связанных с астмой, на 53 %, уменьшению на 27 % количества пропущенных из-за обострений астмы рабочих дней. Экономический эффект составил в течение трех лет 12 850 DM на одного обученного в астма-школе больного. По данным Bolton et al. (1991 г.), затраты 85 $ на обучение одного больного были возмещены 628 $, сэкономленными за счет снижения госпитализаций в исследуемой группе больных. Обеспечение помощью больных бронхиальной астмой в Нижегородской области. Успешный контроль в отношении астмы требует такой организации медицинской помощи, чтобы она была доступной для максимального числа пациентов, при этом основная роль отводится амбулаторной службе. В настоящее время на территории Нижегородской области охват диспансерным наблюдением составил лишь 68,9 % (4,27 на 1 тысячу населения при распространенности бронхиальной астмы 6,2), что связано с отсутствием комплексного подхода к ведению этой категории пациентов из-за отсутствия целевого финансирования. В то же время современные лекарственные средства, ежедневное применение которых позволяет подавлять воспаление в бронхах и контролировать течение болезни, из-за стоимости не доступны большинству пациентов. В результате растет число тяжелых больных бронхиальной астмой в нашей области, обострения болезни снимаются в стационаре, больной выписывается и, не получая базисных средств, вскоре вновь попадает в больницу с еще более тяжелым обострением. Централизованные закупки необходимых базисных препаратов для больных бронхиальной астмой позволили бы создать систему эффективного амбулаторного лечения, направленного на предупреждение обострений и стабилизацию болезни на ранней стадии, значительно сократив расходы на стационарное лечение и позволив больному активно жить и работать. Качественную своевременную адекватную медицинскую помощь пациентам с астмой могут оказывать врачи, имеющие специализацию по данному профилю: пульмонологи, аллергологи, иммунологи. Кадровое обеспечение пульмонологической службы в Нижегородской области на конец 2001 года было явно недостаточным. В городе и области работали 15 пульмонологов, по сравнению с 2000 годом их количество уменьшилось на 35%. В связи с отсутствием целевого финансирования недостаточна материально-техническая база. Во многих ЛПУ отсутствует аппаратура для исследования функции внешнего дыхания, проведения бронхоскопии, не осуществляется бактериологическое исследование мокроты, ограничена возможность применения физических методов терапии, что также не позволяет оказывать квалифицированную помощь. Несколько лучше обстоит дело с оказанием помощи детям, больным бронхиальной астмой. На базе областной и городской детской клинических больниц созданы детские астма-центры. Они представляют собой научно-методические консультативные, лечебные и образовательные комплексы, в структуру которых входят аллерго-пульмонологические отделения на 105 коек, аллергические, иммунологические, пульмонологические кабинеты поликлиники, лаборатории аллергодиагностики. Для города и области подготовлено 48 детских аллергологов-иммунологов. Таким образом, проблема профилактики и лечения больных бронхиальной астмой является актуальной для Нижегородской области. Создание и реализация региональной программы позволит улучшить создавшуюся тяжелую ситуацию, сделать квалифицированную специализированную помощь для больных бронхиальной астмой доступной и в городе, и в области, обеспечить проведение профилактических мероприятий. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. Целями межведомственной комплексной целевой Программы "Бронхиальная астма в Нижегородской области" на 2003 - 2007 годы с учетом рекомендаций ВОЗ, руководства для врачей России являются: 1. Рациональная организация специализированной помощи больным бронхиальной астмой; 2. Организация профилактических мероприятий в отношении бронхиальной астмы; 3. Снижение частоты развития тяжелой астмы; 4. Сокращение потерь по временной нетрудоспособности от бронхиальной астмы; 5. Снижение инвалидизации больных бронхиальной астмой; 6. Уменьшение частоты развития астматических статусов; 7. Снижение летальности больных бронхиальной астмой; 8. Улучшение качества жизни больных бронхиальной астмой. С учетом этого, для реализации целевой программы "Бронхиальная астма" необходимо решение основных задач: 1. Продолжение подготовки квалифицированных кадров для пульмонологической и аллергологической служб: обучение врачей, среднего медицинского персонала, провизоров и фармацевтов современным принципам профилактики и лечения бронхиальной астмы, согласно рекомендациям ВОЗ. 2. Организация профилактики бронхиальной астмы. Организация системы астма-школ на территории Нижегородской области. 3. Внедрение международных стандартов лечения и профилактики бронхиальной астмы на основе применения современных фармакологических схем ступенчатой терапии и использования средств контроля функционального состояния легких. 4. Создание компьютерного банка данных, содержащего статистическую информацию по бронхиальной астме в регионе, оперативную информацию о наличии медикаментов на оптовом складе и аптеках. Организация регистра пациентов с программой лекарственной терапии с учетом степени тяжести болезни. 5. Гарантированное обеспечение больных, в том числе и инвалидов, страдающих бронхиальной астмой, базисными лекарственными средствами, бронходилататорами, средствами контроля и самоконтроля. Внедрение пикфлоуметрии как метода самоконтроля у больных с астмой. 6. Обеспечение бесперебойного снабжения детей безмолочными продуктами питания (соевое молоко, смеси на соевой основе без сахара, без добавления кукурузы). 7. Развитие санаторно-реабилитационной помощи, в том числе и для неработающих инвалидов. III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Мероприятия Основные исполнители Сроки реализации (годы) 3.1. Организационно-методическое обеспечение 3.1.1. Подготовка кадров для Министерство 2003 - 2005 развития здравоохранения пульмонологической службы (22 Нижегородской области, специалистов): департамент в г. Нижнем Новгороде (8 здравоохранения специалистов), администрации г. Дзержинске (2 человека), г. Н. Новгорода; институт по последипломного одному в гг. Арзамасе, образования НГМА, Павлово, Шахунском, Сергачском, Вачском, Семеновском, Кстовском, Городецком, Балахнинском, Починковском районах области, Нижегородском областном реабилитационном центре для инвалидов, санаторно-реабилитационном центре "Пушкино" для инвалидов с патологией органов дыхания и аллергологической службы (15 специалистов) в Арзамасском, Богородском, Володарском, Выксунском, Шахунском, Вачском, Первомайском, Ардатовском, Воскресенском, Балахнинском, Кулебакском, Уренском, Павловском районах и городах Дзержинске и Н. Новгороде, 3.1.2. Ежегодное проведение - " - 2003 - 2007 обучающих мероприятий (областные конференции, семинары, школы) по вопросам астмологии с врачами г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области. 3.1.3. Формирование единого Министерство 2005 - 2006 Нижегородского здравоохранения областного регистра больных Нижегородской области, бронхиальной департамент астмой. здравоохранения администрации г. Нижнего Новгорода, областной центр медицинской статистики, главные врачи лечебно-профилактических учреждений области (ЛПУ). 3.2. Профилактические мероприятия. 3.2.1. Разработка и внедрение Министерство 2003 - 2007 программ здравоохранения по борьбе с курением, области, особенно департамент среди групп риска. здравоохранения администрации г. Нижнего Новгорода, НГМА, общественная организация "Астма. Аллергия. Иммунитет." 3.2.2. Организация "Астма-школ" для Министерство 2003 - 2007 взрослых здравоохранения (в поликлиниках N 1 Нижегородской области, Приокского, департамент N 34 Советского, N 4 здравоохранения Нижегородского, администрации N 6 Канавинского, N 1 г. Нижнего Новгорода, Сормовского, министерство N 33 Ленинского, N 37 труда и социальной защиты Автозаводского Нижегородской районов г. Нижнего Новгорода, области, администрации госпитале городов инвалидов войн г. Дзержинска, и районов Нижегородской Борской, области, Арзамасской, Кстовской ЦРБ, главные врачи ЛПУ. городской больнице N 1 г. Заволжье) и детей (городские больницы г. Н. Новгорода NN 1, 27, 42, 25, 17, поликлиниках NN 49, 19, 39, г. Дзержинске, Борской ЦРБ, Лысковской ЦРБ, Лукояновской ЦРБ, Уренской ЦРБ, Городецкой ЦРБ, Балахнинской ЦРБ, Павловской ЦРБ, Кстовской ЦРБ, Сергачской ЦРБ), Нижегородском областном реабилитационном центре для инвалидов. Разработка и внедрение в рамках астма-школ программ по профилактике астмы в семье. 3.2.3. Организация 2 Министерство 2003 "Астма-центров": здравоохранения для взрослых больных на базе Нижегородской области областной клинической больницы им. Семашко, для детей на базе детской областной клинической больницы 3.2.4. Разработка и внедрение Министерство 2003 - 2004 программ здравоохранения 2004 реабилитации детей и Нижегородской области, - 2006 взрослых, департамент в том числе инвалидов, здравоохранения больных администрации бронхиальной астмой. г. Н. Новгорода, министерство труда и социальной защиты. 3.2.5. Ежегодная организация Министерство 2003 - 2007 тематических здравоохранения выставок и конференций по Нижегородской области, проблемам департамент профилактики бронхиальной здравоохранения астмы, администрации ежегодное проведение г. Нижнего Новгорода, Астма-дня НГМА, в рамках Всемирного общественная организация Астма-дня. "Астма, аллергия, иммунитет". 3.2.6. Закупка диагностических тест Министерство 2003 - 2007 систем здравоохранения (аллергенов, реагентов для Нижегородской области, определения департамент специфических Ig E и Ig G) здравоохранения для администрации ранней диагностики и г. Нижнего Новгорода, обследования облфармуправление, групп риска. главные врачи ЛПУ Нижегородской области и г. Н. Новгорода. 3.2.7. Подготовка и издание Министерство 2003 - 2006 методической здравоохранения литературы для врачей и области, департамент пациентов здравоохранения администрации города, НГМА, общественная организация "Астма, аллергия, иммунитет". 3.3. Обеспечение лекарствами, средствами диагностики, контроля и доставки лекарственных средств 3.3.1. Обеспечение больных, в т.ч. Министерство 2003 - 2007 инвалидов, здравоохранения страдающих бронхиальной Нижегородской области, астмой департамент ингаляционными здравоохранения глюкокортикостероидами, администрации негормональными г. Нижнего Новгорода, противовоспалительными облфармуправление, средствами, главные врачи ЛПУ бронходилататорами, Нижегородской спейсерами. области и г. Нижнего Новгорода. 3.3.2. Обеспечение (через аптечную Министерство 2003 - 2007 сеть) здравоохранения больных, в т.ч. инвалидов, Нижегородской области, страдающих департамент бронхиальной астмой, здравоохранения пикфлоуметрами администрации для индивидуального контроля г. Нижнего Новгорода, заболевания облфармуправление, главные врачи ЛПУ Нижегородской области и г. Нижнего Новгорода. 3.3.3. Обеспечение 10 машин скорой Министерство 2003 - 2006 помощи здравоохранения г. Нижнего Новгорода и 10 в Нижегородской области, районах департамент области, ЦРБ (59), участковых здравоохранения больниц, администрации больниц и поликлиник г. Н. г. Нижнего Новгорода, Новгорода облфармуправление, небулайзерами (всего в главные врачи ЛПУ количестве Нижегородской 250 штук) и жидкими области и г. Нижнего бронходилататорами Новгорода. для экстренной терапии. 3.4. Материально-техническое обеспечение Программы. 3.4.1. Приобретение оборудования для Министерство 2003 - 2004 астма-школ. здравоохранения Нижегородской области, министерство труда и социальной защиты, департамент здравоохранения администрации г. Нижнего Новгорода, главные врачи ЛПУ Нижегородской области и г. Нижнего Новгорода. 3.4.2. Приобретение оборудования для Министерство 2003 - 2004 астма-центра здравоохранения Нижегородской области 3.5. Реабилитационные мероприятия 3.5.1. Организация Министерство труда и 2003 - 2007 санаторно-курортного социальной лечения для 100 работающих и защиты Нижегородской 100 области, неработающих инвалидов АНО "Нижегородкурорт". трудоспособного возраста, больных бронхиальной астмой в санаториях "Городецкий", "Солнечный" Павловского района, "Рассвет" Нижегородского района, в санаторно-реабилитационном центре "Пушкино" для инвалидов с патологией органов дыхания. 3.5.2. Оздоровление ежегодно в Министерство 2003 - 2007 профильных здравоохранения санаториях ("Большая Ельня", Нижегородской области, "Светлана") Министерство не менее 2000 детей в год, из труда и социальной защиты них Нижегородской не менее 100 детей-инвалидов. области 3.5.3. Реабилитация детей, больных Министерство 2003 - 2007 астмой здравоохранения в отделениях Нижегородской области, восстановительного Министерство лечения территориальных труда и социальной защиты детских Нижегородской поликлиник г. Н. Новгорода и области, Департамент КДЦ здравоохранения ГУ НОДКБ, согласно администрации г. Нижнего разработанной Новгорода, программе реабилитационных главные врачи ЛПУ мероприятий. Нижегородской области и г. Нижнего Новгорода. IV. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В соответствии с данными ВОЗ, российских и международных исследований реализация межведомственной комплексной медико-социальной программы "Бронхиальная астма в Нижегородской области" позволит добиться уменьшения экономических затрат путем снижения: частоты обострений на 30%; числа госпитализаций по поводу обострения заболеваний на 30% за счет оптимальной базисной терапии (экономия составит 5028,4 тыс. руб. в год); числа и продолжительности случая временной нетрудоспособности на 20% (экономия составит 5720,3 тыс. руб. в год); первичного выхода на инвалидность больных бронхиальной астмой на 10%; вызовов бригад "скорой помощи" по поводу экстренных ситуаций при бронхиальной астме на 50 % (экономия составит 2 972 тыс. руб. в год); частоты развития тяжелой астмы и смертности от нее на 20%; летальности от осложнений бронхиальной астмы: хронической обструктивной болезни легких и легочного сердца на 20%; снижение финансовых затрат на закупку лекарственных средств за счет централизованных закупок на конкурсной основе на 20 %. VI. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "БРОНХИАЛЬНАЯ АСТМА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ" на 2003 - 2007 гг. Обеспечение больных бронхиальной астмой медикаментами. Общее количество зарегистрированных в целом по Нижегородской области больных бронхиальной астмой (детей, подростков и взрослых) в 2001 году составило 31235. Финансовое обеспечение просчитано, исходя из 50 %-ой потребности в лекарственных препаратах. Таким образом, терапия рассчитана на 15618 больных. Учитывая распределение лекарственных средств предыдущих лет, 30 % медикаментов расходуются на стационарное лечение, что обеспечивается фондом обязательного медицинского страхования. Оставшиеся 70 % лекарств оплачивается из бюджетных средств. С учетом процентного соотношения больных в Нижегородской области и г. Нижнем Новгороде, на долю областного бюджета приходится 64 % бюджетных средств, на долю бюджета г. Н. Новгорода - 36 % бюджетных средств. Расчет терапии производился, исходя из средней стоимости лечения одного больного. Приведенные ниже финансовые затраты на 2003 год просчитаны, исходя из механизмов формирования бронхиальной астмы, распределения больных по тяжести заболевания, а также схем, формуляров и стандартов лечения заболевания. Финансовое обеспечение последующих лет высчитывалось с учетом предполагаемой ежегодной индексации, коэффициент которой равен в среднем 1,2 (1,168 в 2004 году, 1,1937 в 2005 году, 1,2 в 2006 и 2007 годах). Базисное лечение бронхиальной астмы потребуется 75 % больным, т.е. 11 714. Оно включает назначение ингаляционных глюкокортикостероидов (подпункт 1) и негормональных противовоспалительных средств (подпункт 2). Бронходилататоры (подпункт 3) будут назначены всем пациентам с бронхиальной астмой. Подпункт 1. Обеспечение ингаляционными глюкокортикостероидами. Ингаляционные глюкокортикостероиды в качестве базисного средства будут использованы у больных, в т.ч. инвалидов, страдающих бронхиальной астмой, находящихся на базисной терапии, или у 8788 человек. Расход медикаментов просчитан, исходя из потребности назначения ингаляционных глюкокортикостероидов больным бронхиальной астмой средней тяжести. Средние месячные затраты на лечение одного больного ингаляционными глюкокортикостероидами составят в среднем 257 руб. 01 коп., что будет равняться 3084 руб. 12 коп. в год. Следовательно, общие затраты в 2003 году на обеспечение ингаляционными глюкокортикостероидами составят 27 103 246 руб., или 27 103 тыс. руб. ТФОМС оплатит из этих средств 30 %, что составит 8131 тыс. руб. Из оставшихся выплат на долю областного бюджета падает 64 %, т.е. 12142 тыс. руб., на долю бюджета г. Н. Новгорода 36 %, т.е. 6830 тыс. руб. Финансовые затраты на обеспечение ингаляционными глюкокортикостероидами в каждом последующем году высчитывались с учетом предполагаемого роста цен на медикаменты путем умножения на коэффициент, который в среднем составлял 1,2 (1,168 в 2004 году, 1,1937 в 2005 году, 1,2 в 2006 и 2007 годах). На долю ТФОМС будет падать обеспечение стационарного лечения, что составит в среднем 30 %. Из оставшихся средств областным бюджетом будет финансироваться в среднем 64 %, а бюджетом г. Н. Новгорода - 36% всех затрат на ингаляционные глюкокортикостероиды. Таким образом, общие финансовые затраты на обеспечение ингаляционными глюкокортикостероидами в 2004 году составят 31654 тыс. руб., в 2005 году - 37785 тыс. руб., в 2006 году - 45595 тыс. руб., в 2007 году - 54635 тыс. руб. Распределение финансовых затрат по источникам финансирования, приведенные в таблице "Финансовое обеспечение программы" высчитывалось аналогично 2003 году. Такими образом получилось, что общие затраты на обеспечение ингаляционными глюкокортикостероидами за 5 лет составят 196 772 тыс. руб., причем ТФОМС будет оплачено 59 031 тыс. руб., областным бюджетом 88 154 тыс. руб., бюджетом г. Н. Новгорода - 49 587 руб. Подпункт 2. Обеспечение негормональными противовоспалительными средствами. Негормональные противовоспалительные средства в качестве базисного лечения будут использованы у , или у 2926 больных, в т.ч. инвалидов, страдающих бронхиальной астмой. Расход медикаментов просчитан, исходя из потребности назначения данных препаратов больным легкой персистирующей бронхиальной астмой. Средние месячные затраты на лечение одного больного негормональными противовоспалительными средствами составят в среднем 157 руб. 52 коп., что будет равняться 1890,24 руб. в год. Следовательно, общие затраты в 2003 году на обеспечение негормональными противовоспалительными средствами составят 5530842,2 руб., или 5531 тыс. руб. ТФОМС оплатит из этих средств 30 %, что составит 1659 тыс. руб. Из оставшихся выплат на долю областного бюджета падает 64 %, т.е. 2478 тыс. руб., на долю бюджета г. Н. Новгорода 36 %, т.е. 1394 тыс. руб. Финансовые затраты на обеспечение негормональными противовоспалительными средствами в каждом последующем году высчитывались путем умножения на коэффициент, который составил в среднем 1,2 (1,168 в 2004 году, 1,1937 в 2005 году, 1,2 в 2006 и 2007 годах).. На долю ТФОМС будет падать обеспечение стационарного лечения, что составит в среднем 30 %. Из оставшихся средств областным бюджетом будет финансироваться в среднем 64 %, а бюджетом г. Н. Новгорода - 36 % всех затрат на негормональные противовоспалительные средства. Таким образом, общие финансовые затраты на обеспечение негормональными противовоспалительными средствами в 2004 году составят 6460 тыс. руб., в 2005 году - 7711 тыс. руб., в 2006 году - 9305 тыс. руб., в 2007 году - 11150 тыс. руб. Распределение финансовых затрат по источникам финансирования, приведенные в таблице "Финансовое обеспечение программы" высчитывалось аналогично 2003 году. Такими образом получилось, что общие затраты на обеспечение негормональными противовоспалительными средствами за 5 лет составят 40 157 тыс. руб., причем ТФОМС будет оплачено 12 046 тыс. руб., областным бюджетом 17 991 тыс. руб., бюджетом г. Н. Новгорода - 10 120 руб. Подпункт 3. Обеспечение бронходилататорами. Назначение бронходилататоров показано всем больным бронхиальной астмой, в т.ч. инвалидам. Средняя месячная потребность в бронходилататорах на одного больного составляет 121 руб., годовая -1452 руб. Предполагается, что данная терапия будет назначена всем больным, т.е. 15618 человекам. Следовательно, на лечение бронходилататорами в 2003 году потребуется 22 677 336 руб., или 22 677 тыс. руб. ТФОМС оплатит из этих средств 30 %, что составит 6803 тыс. руб. Из оставшихся выплат на долю областного бюджета падает 64 %, т.е. 10159 тыс. руб., на долю бюджета г. Н. Новгорода 36 %, т.е. 5715 тыс. руб. Финансовые затраты на обеспечение бронходилататорами в каждом последующем году высчитывались путем умножения на коэффициент, который в среднем составил 1,2 (1,168 в 2004 году, 1,1937 в 2005 году, 1,2 в 2006 и 2007 годах). На долю ТФОМС будет падать обеспечение стационарного лечения, что составит в среднем 30 %. Из оставшихся средств областным бюджетом будет финансироваться в среднем 64 %, а бюджетом г. Н. Новгорода - 36 % всех затрат на бронходилататоры. Таким образом, общие финансовые затраты на обеспечение бронходилататорами в 2004 году составят 26486 тыс. руб., в 2005 году - 31616 тыс. руб., в 2006 году - 38151 тыс. руб., в 2007 году - 45715 тыс. руб. Распределение финансовых затрат по источникам финансирования, приведенные в таблице "Финансовое обеспечение программы" высчитывалось аналогично 2003 году. Такими образом получилось, что общие затраты на обеспечение бронходилататорами за 5 лет составят 164645 тыс. руб., причем ТФОМС будет оплачено 49394 тыс. руб., областным бюджетом 73761 тыс. руб., бюджетом г. Н. Новгорода - 41490 руб. Таким образом, всего на обеспечение медикаментами на пятилетний срок потребуется 401574 тыс. руб. (в 2003 г. - 55311 тыс. руб., в 2004 г. - 64600 тыс. руб., в 2005 году - 77112 тыс. руб., в 2006 году - 93051 тыс. руб., в 2007 году - 111500 тыс. руб.). Из них на долю ТФОМС приходится 120471 тыс. руб. (в 2003 г. - 16593 тыс. руб., в 2004 г. - 19380 тыс. руб., в 2005 году - 23134 тыс. руб., в 2006 году - 27914 тыс. руб., в 2007 году - 33450 тыс. руб.). На долю областного бюджета приходится 179906 тыс. руб. (в 2003 г. - 24780 тыс. руб., в 2004 г. - 28941 тыс. руб., в 2005 году - 34546 тыс. руб., в 2006 году - 41688 тыс. руб., в 2007 году - 49952 тыс. руб.). На долю бюджета г. Н. Новгорода приходится 101197 тыс. руб. (в 2003 г. - 13939 тыс. руб., в 2004 г. - 16279 тыс. руб., в 2005 году - 19432 тыс. руб., в 2006 году - 23449 тыс. руб., в 2007 году - 28098 тыс. руб.). Обеспечение оборудованием и средствами самоконтроля. Подпункт 4. Обеспечение средствами для самоконтроля (пикфлоуметрами). На обеспечение средствами самоконтроля в программу заложено 8531 тыс. руб., из них 28 тыс. руб. - по ТФОМС, 5443 тыс. руб. будут оплачиваться из областного бюджета, 3060 тыс. руб. - из бюджеты г. Н. Новгорода. Это обусловлено следующим. В течение 2003 года на средства ТФОМС будут закуплены пикфлоуметры для обеспечения контроля за бронхиальной астмой в условиях стационаров. Средняя стоимость пикфлоуметра 500 руб. Количество приборов - 70 (обеспечение ЦРБ 39 штук), 25 - в больницы г. Н. Новгорода, 6 - в областные учреждения и пульмонологическое отделение больницы N 2 г. Дзержинска. Следовательно, для обеспечения стационаров потребуется 28 тыс. руб. В качестве самоконтроля пикфлоуметром должен быть обеспечен каждый больной области и города, в т.ч. инвалиды, страдающие бронхиальной астмой. В Программу закладывается обеспечение пикфлоуметрами только немногим более половины больных (17006, т.е. 54 %) при условии стабильности цен на фармакологическом рынке. При этом 64 % средств для закупки поступит из областного бюджета, 36 % - из бюджета г. Н. Новгорода. При стабильных ценах предполагается, что в 2004 году пикфлоуметрами будут обеспечены 3168 больных (2028 областных и 1140 городских), в 2005 г. - 3802 больных (соответственно 2434 областных и 1368 городских), в 2006 г. - 4562 (соответственно 2920 и 1642), в 2007 г. - 5474 (3504 и 1970). Подпункт 5. Обеспечение оборудованием. Планируется, средства, заложенные на приобретение оборудования, будут финансироваться из средств ТФОМС и областного бюджета. Всего на оборудование заложено 5867 тыс. руб., из них 13 тыс. рублей - из областного бюджета и 5854 тыс. рублей - из ТФОМС (на 2003 г. - 1374 тыс. руб. ( из них 13 тыс. рублей - из областного бюджета и 1361 - из средств ТФОМС ), на 2004 г. - 1002 тыс. руб., на 2005 г. - 1202 тыс. руб., на 2006 г. - 1393 тыс. руб., на 2007 г. - 896 тыс. руб.). Это обусловлено следующим. Планируется приобретение спирометров в количестве 30 штук для оснащения 16 участковых больниц, 10 городских поликлиник, Нижегородского областного реабилитационного центра для инвалидов и санаторно-реабилитационного центра "Пушкино" для инвалидов с патологией органов дыхания - 4 штуки. Средняя цена одного прибора 3267 руб. В первые три года ежегодно планируется закупка десяти спирометров. С учетом инфляции и введения ежегодного поправочного коэффициента 1,2, на это потребуется в 2003 г. 22 тыс. руб. (9 тыс. руб. - из ТФОМС и 13 тыс. руб. - из областного бюджета), в 2004 г. - 35 тыс. руб., в 2005 г. - 41 тыс. руб., всего - 98 тыс. руб. Золотым стандартом обследования больного бронхиальной астмой является спирография, поэтому в Программу закладывается покупка 59 спирографов (37 спирографов для ЦРБ области , 20 спирографа для больниц г. Н. Новгорода и по одному в Нижегородский областной реабилитационный центр для инвалидов и в санаторно-реабилитационный центр "Пушкино" для инвалидов с патологией органов дыхания) на общую сумму 5223 тыс. руб. Цена одного спирографа в настоящее время составляет 62 тыс. руб. В первые 4 года планируется приобретение по 13 штук приборов ежегодно, а в последний год - оставшиеся 7 приборов. С учетом вводимого коэффициента инфляции 1,2, в 2003 г. для этого потребуется 806 тыс. руб., в 2004 г. - 967 тыс. руб., в 2005 г. - 1161 тыс. руб., в 2006 г. - 1393 тыс. руб., в 2007 г. - 896 тыс. руб. В 2003 году планируется приобретение 5 аппаратов (по средней цене 109,2 тыс. руб.) для измерения диффузии газов на общую стоимость 546 тыс. руб. ( по одному в Нижегородскую областную клиническую больницу им. Н.А. Семашко, Нижегородскую областную детскую клиническую больницу, больницу N 2 г. Дзержинска, 2 аппарата - в больницы г. Н. Новгорода). Подпункт 6. Обеспечение диагностическими системами для определения аллергенов, иммунологического и аллергологического обследования. Закупка диагностических систем для определения аллергенов, реагентов, иммунологического и аллергологического обследования рассчитывалась следующим образом. В областной бюджет заложено 64 %, в бюджет г. Нижнего Новгорода - 36 %. Подсчеты производились исходя из предпосылки, что аллергологическое обследование понадобится половине вновь выявленных больных. В 2002 г. впервые было зарегистрировано 1102 больных, поэтому расчет дается на 551 больного. Обследование одного больного в среднем составит 2163 руб. Оно включает определение клеточного иммунитета (552 руб.), гуморального иммунитета (500 руб.), исследование на инфекции (160 руб.), аллергены для провокационных проб (551 руб.), исследование аллергенов и специфических иммуноглобулинов in vitro (400 руб.). Таким образом, с учетом вводимого ежегодного коэффициента инфляции, равного 1,2, на закупку диагностических систем для определения аллергенов, иммунологического и аллергологического обследования в Программу заложено всего 8872 тыс. руб., из них в областной бюджет - 5678 тыс. руб., в городской - 3194 тыс. руб.: на 2003 г. - соответственно 763 тыс. руб. и 429 тыс. руб., на 2004 г. - 916 тыс. руб. и 515 тыс. руб., на 2005 г. - 1099 тыс. руб. и 618 тыс. руб., на 2006 - 1318 тыс. руб. и 742 тыс. руб., на 2007 - 1582 тыс. руб. и 890 тыс. руб. Подпункт 7. Обеспечение небулайзерами. Небулайзер - современное средство доставки лекарственных средств в бронхи, которым должно быть оснащено практически каждое лечебное учреждение. Предполагается, что всего потребуется приобретение 250 приборов. Из них на область будет закуплено 160 небулайзеров: в каждую ЦРБ в количестве 2 для терапевтической и педиатрической служб (всего 98), на 10 машин скорой помощи, по одному в участковые больницы области (30), в лечебные учреждения г. Дзержинска (4 штук) по 7 штук в Нижегородскую областную клиническую и областную детскую больницы. Для обеспечения больниц, поликлиник, машин скорой помощи г. Нижнего Новгорода планируется приобретение 90 приборов. Средняя стоимость одного небулайзера составляет 8 тыс. руб. В 2003 г. будет приобретено 100 небулайзеров на сумму 800 тыс. руб. (из областного бюджета - 64 на сумму 512 тыс. руб., из городского 36 на сумму 288 тыс. руб.); в 2004 - 2007 г.г. - по 50 штук (соответственно 32 и 18). С учетом поправочного коэффициента на инфляцию, составляющего 1,2 в год, на это потребуется в 2004 г. 480 тыс. руб. (307,2 тыс. руб. из бюджета области и 172,8 тыс. руб. из бюджета города), в 2005г. - 576 тыс. руб. (соответственно 369 тыс. руб. и 207 тыс. руб.), в 2006 г. - 691 тыс. руб. (соответственно 442 тыс. руб. и 249 тыс. руб.). Таким образом, предполагаемая стоимость закупки небулайзеров составит 2547 тыс. руб. (в 2003 г. - 800 тыс. руб., в 2004 г. - 480 тыс. руб., в 2005 г. - 576 тыс. руб., в 2006 г. - 691 тыс. руб.), из них из областного бюджета - 1630,2 тыс. руб., (в 2003 г. - 512 тыс. руб., в 2004 г. - 307,2 тыс. руб., в 2005 г. - 369 тыс. руб., в 2006 г. - 442 тыс. руб.), из бюджета г. Нижнего Новгорода - 916,8 тыс. руб., (в 2003 г. - 288 тыс. руб., в 2004 г. - 172,8 тыс. руб., в 2005 г. - 207 тыс. руб., в 2006 г. - 249 тыс. руб.). Подпункт 8. Обеспечение оборудованием АСТМА-ЦЕНТРОВ. Планируется обеспечение оборудованием двух АСТМА-ЦЕНТРОВ: на базе клинической областной больницы им. Н.А. Семашко и детской областной больницы. Их оснащение планируется осуществить в 2003 году. Для оснащения одного центра потребуется персональный компьютер (31 тыс. руб.), принтер с дополнительными катриджами (20,5 тыс. руб.), оверхет (15,5 тыс. руб.), копировальный аппарат (16 тыс. руб.), видеодвойка (15 тыс. руб.), 11 столов (на общую сумму 33 тыс. руб.), компьютерный стол (4 тыс. руб.), 21 стул (на общую сумму 10,5 тыс. руб.), два шкафа (на общую сумму 8 тыс. руб.), проводка телефона, покупка телефонного аппарата, подключение интернета (на общую сумму 11 тыс. руб.), экран 1 тыс. руб. Таким образом, всего на оборудование каждого АСТМА-ЦЕНТРА потребуется 165,5 тыс. руб. из областного бюджета. Таким образом, всего на обеспечение оборудования для АСТМА-ЦЕНТРОВ на пятилетний срок потребуется 331 тыс. руб. (в 2003 г. - 331 руб.). На долю областного бюджета приходится 331 тыс. руб. (в 2003 г. - 331 тыс. руб.). Таким образом, всего на обеспечение оборудованием и средствами самоконтроля на пятилетний срок потребуется 26148 тыс. руб. (в 2003 г. - 3725 тыс. руб., в 2004 г. - 4497 тыс. руб., в 2005 году - 5396 тыс. руб., в 2006 году - 6425 тыс. руб., в 2007 году - 6105 тыс. руб.). Из них на долю ТФОМС приходится 5882 тыс. руб. (в 2003 г. - 1389 тыс. руб., в 2004 г. - 1002 тыс. руб., в 2005 году - 1202 тыс. руб., в 2006 году - 1393 тыс. руб., в 2007 году - 896 тыс. руб.). На долю областного бюджета приходится 13095,2 тыс. руб. (в 2003 г. - 1619 тыс. руб., в 2004 г. - 2237,2 тыс. руб., в 2005 году - 2685 тыс. руб., в 2006 году -3220 тыс. руб., в 2007 году - 3334 тыс. руб.). На долю бюджета г. Н. Новгорода приходится 7170,8 тыс. руб. (в 2003 г. - 717 тыс. руб., в 2004 г. - 1257,8 тыс. руб., в 2005 году - 1509 тыс. руб., в 2006 году - 1812 тыс. руб., в 2007 году -1875 тыс. руб.). Прочее Подпункт 9. Программное обеспечение АСТМА-ЦЕНТРОВ Планируется, что программное обеспечение двух АСТМА-ЦЕНТРОВ всего составит 71,6 тыс. руб. (в 2003 г. - 16 тыс. руб., в 2004 г. - 10,4 тыс. руб., в 2005 г. - 12,4 тыс. руб., в 2006 г. - 14,9 тыс. руб., в 2007 г. - 17,9 тыс. руб.) из областного бюджета. Оно включает приобретение программного средства для формирования базы данных по больным с бронхиальной астмой (на что в 2003г. заложено 16 тыс. рублей. На сопровождение программ, формирование и статистическую обработку баз данных запланированы следующие суммы, с учетом ежегодного коэффициента инфляции 1,2: (в 2004 г. - 10,4 тыс. рублей, в 2005 г. - 12,4 тыс. рублей, в 2006 г. - 14,9 тыс. рублей, в 2007 году - 17,9 тыс. рублей). Подпункт 10. Обучение специалистов Предполагается провести обучение 22 врачей пульмонологов и 15 аллергологов при средней стоимости обучения от 10 до 15 тыс. рублей. В указанном пункте заложены следующие суммы: на все обучение - 555 тыс. рублей, из них из областного бюджета - 420 тыс. рублей, из городского - 135 тыс. рублей. Данное соотношение обусловлено тем, что будет обучено в три раза больше областных специалистов, чем врачей г. Нижнего Новгорода. При этом планируется обучить врачей в 2003 г. - 14 из области и 5 из г. Н. Новгорода, что потребует 210 тыс. рублей из областного и 75 тыс. рублей из городского бюджета, всего - 285 тыс. рублей; в 2004 году - 14 из области и 4 - из города, что потребует 210 тыс. рублей из областного бюджета и 60 тыс. рублей - из городского бюджета, всего - 270 тыс. рублей. Таким образом, всего на прочее на пятилетний срок потребуется 626,6 тыс. руб. (в 2003 г. - 301 тыс. руб., в 2004 г. - 280,4 тыс. руб., в 2005 году - 12,4 тыс. руб., в 2006 году - 14,9 тыс. руб., в 2007 году - 17,9 тыс. руб.). Из них на долю областного бюджета приходится 491,6 тыс. руб. (в 2003 г. - 226 тыс. руб., в 2004 г. - 220,4 тыс. руб., в 2005 году - 12,4 тыс. руб., в 2006 году - 14,9 тыс. руб., в 2007 году - 17,9 тыс. руб.). На долю бюджета г. Н. Новгорода приходится 135 тыс. руб. (в 2003 г. - 75 тыс. руб., в 2004 г. - 60 тыс. руб.). Итак, всего на финансовое обеспечение программы по бронхиальной астме на пятилетний срок потребуется 428348,6 тыс. руб. (в 2003 г. - 59337 тыс. руб., в 2004 г. - 69377,4 тыс. руб., в 2005 году - 82520,4 тыс. руб., в 2006 году - 99490,9 тыс. руб., в 2007 году - 117622,9 тыс. руб.). Из них на долю ТФОМС приходится 126353 тыс. руб. (в 2003 г. - 17982 тыс. руб., в 2004 г. - 20382 тыс. руб., в 2005 году - 24336 тыс. руб., в 2006 году - 29307 тыс. руб., в 2007 году - 34346 тыс. руб.). На долю областного бюджета приходится 193492,8 тыс. руб. (в 2003 г. - 26624 тыс. руб., в 2004 г. - 31398,6 тыс. руб., в 2005 году - 37243,4 тыс. руб., в 2006 году - 44922,9 тыс. руб., в 2007 году - 53303,9 тыс. руб.). На долю бюджета г. Н. Новгорода приходится 108502,8 тыс. руб. (в 2003 г. - 14731 тыс. руб., в 2004 г. - 17596,8 тыс. руб., в 2005 году - 20941 тыс. руб., в 2006 году - 25261 тыс. руб., в 2007 году - 29973 тыс. руб.). ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ. Лекарственное обеспечение, обеспечение диагностическими средствами и оборудованием. N Мероприятия Программы Исполнители Сроки Предполагаемые объемы финансирования в тысячах Источники реализации рублей финансирования п/п Ответственные 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Всего Соисполнители 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Медикаменты 1. Ингаляционные Министерство Департамент 2003-2007 27103 31654 37785 45595 54635 196772 глюкокортикостероиды здравоохранения здравоохранения г. Н. (аэрозоли, порошковые Нижегородской Новгорода, 8131 9496 11336 13678 16390 59031 ТФОМС формы, области администрации флаконы для небулайзеротерапии) городов и районов 12142 14181 16927 20427 24477 88154 Областной бюджет области при условии 6830 7977 9522 11490 13768 49587 Бюджет их г. Н. Новгорода участия в реализации мероприятий программы 2. Негормональные -//- -//- -//- 5531 6460 7711 9305 11150 40157 противовоспалительные 1659 1938 2313 2791 3345 12046 ТФОМС средства 2478 2894 3455 4169 4995 17991 Областной бюджет 1394 1628 1943 2345 2810 10120 Бюджет г. Н. Новгорода 3. Бронходилататоры -//- -//- -//- 22677 26486 31616 38151 45715 164645 таблетированные 6803 7946 9485 11445 13715 49394 ТФОМС формы, (ингаляторы, 10159 11866 14164 17092 20480 73761 Областной бюджет флаконы) 5715 6674 7967 9614 11520 41490 Бюджет г. Н. Новгорода Всего по медикаментам: 55311 64600 77112 93051 111500 401574 16593 19380 23134 27914 33450 120471 ТФОМС 24779 28941 34546 41688 49952 179906 Областной бюджет 13939 16279 19432 23449 28098 101197 Бюджет г. Н. Новгорода Оборудование и средства самоконтроля 4. Средства для Министерство Департамент -//- 28 1584 1901 2281 2737 8531 самоконтроля здравоохранения здравоохранения г. Н. (пикфлоуметры) Нижегородской Новгорода, 28 28 ТФОМС области администрации 1014 1217 1460 1752 5443 Областной бюджет городов и районов 570 684 821 985 3060 Бюджет области г. Н. Новгорода при условии их участия в реализации мероприятий программы 5. Оборудование: 1. Приборы для -//- -//- -//- 1374 1002 1202 1393 896 5867 Областной бюджет исследования 13 13 ТФОМС функции внешнего 9 35 41 85 дыхания: спирометры - 30 шт., 806 967 1161 1393 896 5223 -//- спирографы - 59 шт., 546 546 -//- 2. Аппараты для измерения диффузии газов -5 шт. 6. Закупка систем для определения -//- -//- -//- 1192 1431 1717 2060 2472 8872 аллергенов, 763 916 1099 1318 1582 5678 Областной бюджет иммунологического и 429 515 618 742 890 3194 Бюджет г. Н. аллергологического Новгорода диагностических обследования 7. Небулайзеры -//- -//- -//- 800 480 576 691 2547 512 307,2 369 442 1630,2 Областной бюджет 288 172,8 207 249 916,8 Бюджет г. Н. Новгорода 8. Оборудование для -//- -//- -//- 331 331 АСТМА-ЦЕНТРОВ: 331 331 Областной бюджет мебель (шкафы, столы, стулья), видеодвойка, компьютеры, принтеры, оверхет. Всего по оборудованию: 3725 4497 5396 6425 6105 26148 1389 1002 1202 1393 896 5882 ТФОМС 1619 2237,2 2685 3220 3334 13095,2 Областной бюджет 717 1257,8 1509 1812 1875 7170,8 Бюджет г. Н. Новгорода Прочее 9. Программное -//- -//- -//- 16 10,4 12,4 14,9 17,9 71,6 обеспечени 16 10,4 12,4 14,9 17,9 71,6 Областной бюджет АСТМА-ЦЕНТРОВ Бюджет г. Н. Новгорода 10. Обучение -//- -//- -//- 285 270 555 специалистов 210 210 420 Областной бюджет 75 60 135 Бюджет г. Н. Новгорода Всего по прочему: 301 280,4 12,4 14,9 17,9 626,6 226 220,4 12,4 14,9 17,9 491,6 Областной бюджет 75 60 135 Бюджет г. Н. Новгорода 11. Итого: 59337 69377,4 82520,4 99490,9 117622,9 428348,6 17982 20382 24336 29307 34346 126353 ТФОМС 26624 31398,6 37243,4 44922,9 53303,9 193492,8 Областной бюджет 14731 17596,8 20941 25261 29973 108502,8 Бюджет г. Н. Новгорода Финансирование Программы ТФОМС будет осуществляться в рамках территориальной программы ОМС. Сумма расходов на реализацию мероприятий Программы ежегодно будет уточняться при составлении и утверждении областного бюджета на соответствующий год. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|