Расширенный поиск

Постановление Законодательного Собрания Нижегородской области от 28.02.2006 № 1840-III

 



          ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     28 февраля 2006 года                           N 1840-III


      О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания
     Российской Федерации в порядке законодательной инициативы
      Законодательного Собрания Нижегородской области проекта
      федерального закона "О внесении изменений в статью 276
             Таможенного кодекса Российской Федерации"


     Законодательное Собрание области постановляет:
     1.  Внести  в  Государственную  Думу   Федерального   Собрания
Российской   Федерации   в   порядке   законодательной   инициативы
Законодательного Собрания Нижегородской области проект федерального
закона  "О  внесении  изменений  в  статью  276 Таможенного кодекса
Российской Федерации".
     2.  Направить  указанный   проект   федерального   закона   на
заключение в Правительство Российской Федерации.
     3.  Назначить  официальным   представителем   Законодательного
Собрания    Нижегородской    области   при   рассмотрении   проекта
федерального закона в Государственной  Думе  Федерального  Собрания
Российской  Федерации  Пугина  Николая  Андреевича  -  председателя
комитета   Законодательного Собрания по экономике и промышленности.
     4.   Предложить   членам   Совета   Федерации   и    депутатам
Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации от
Нижегородской   области   поддержать   указанную    законодательную
инициативу.
     5.  Настоящее  постановление  вступает  в  силу  со  дня   его
принятия.


     Председатель Собрания                               Е.Б. Люлин



                                                    Проект вносится
                                          Законодательным Собранием
                                              Нижегородской области

                         ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

       О внесении изменений в статью 276 Таможенного кодекса
                       Российской Федерации


     Внести в статью 276 Таможенного кодекса  Российской  Федерации
следующие изменения:
     1) в пункте 1:
      абзац первый после слов "по  переработке"  дополнить  словами
"(включающим модернизацию и (или) переоборудование)";
     абзац второй изложить в следующей редакции:
     "операций  по  ремонту,  техническому  обслуживанию  и  других
подобных  операций,  необходимых  для обеспечения его сохранности и
эксплуатации, а также  поддержания его в исправном состоянии;";
     2) в абзаце первом пункта 2 слова "по ремонту и  (или)  другие
операции" заменить словами "по переработке".


     Президент
     Российской Федерации



                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью
           276 Таможенного кодекса Российской Федерации"


     После  межрейсового  ремонта  судов   Российского   флота   на
заграничных  верфях российские таможенные органы требуют оформления
этого ремонта с уплатой пошлины,  НДС  и  сборов,  составляющих  до
четверти   стоимости   ремонта  при  возврате  судов  в  Российскую
Федерацию.
     Например, ежегодно только у ОАО "Судоходная компания "Волжское
пароходство"  не  менее  15  единиц  грузовых судов осуществляют за
пределами Российской Федерации различные ремонтные  операции  между
выполнением  заграничных  рейсов.    При  средней стоимости ремонта
одного судна около 300 тыс. долларов США  российским  собственникам
судов  с  такого  ремонта необходимо заплатить таможенным органам 5
процентов пошлины (15 тыс. долларов США), 18 процентов НДС (54 тыс.
долларов  США)  и  10  тыс.  рублей сборов за таможенное оформление
этого   ремонта.     Для   ОАО   "Судоходная   компания   "Волжское
пароходство"  это  оборачивается  дополнительным налогообложением в
размере свыше 1 млн долларов США.
     В среднем у  судоходных  компаний  европейской  части  России,
эксплуатирующих  суда  смешанного  "река-море"  плавания, ремонтным
операциям разной степени сложности подвергается не менее 100  судов
в  год.   Компании  вынуждены  дополнительно  резервировать в своем
ежегодном бюджете суммы пошлин, НДС и сборов, требуемые таможенными
органами и составляющие более 8 млн долларов США в год.
     Такая     система      налогообложения      резко      снижает
конкурентоспособность  Российского  торгового  флота  при  основной
массе  имеющихся  судов,   эксплуатирующихся   более   10-15   лет,
построенных  в СССР и других странах.  У крупных российских морских
судоходных компаний, которые имеют крупнотоннажные суда,  указанные
цифры  на  несколько порядков выше, так как они осуществляют ремонт
судов за границей на сумму 20-25 млн долларов США.
     Оформление таможенными органами ремонта судов  производится  с
остановкой  судов  с  грузом  и без него до тех пор,  пока не будут
уплачены  все  таможенные  платежи.   Судно  сутками   простаивает.
Убытки  несет  судовладелец,  убытки  терпит  грузовладелец,  судно
занимает место в порту.  Размер  ущерба  только  от  простоя  судов
составляет  значительную  сумму.    Например,  сутки  простоя судна
грузоподъемностью 3 000 т стоят 3-5 тыс. долларов  США,  не  считая
потерь грузовладельцев.
     Таким образом, усиливая  финансовую  нагрузку  на  российского
судовладельца,  Федеральная таможенная служба способствует переходу
Российского  флота  под  юрисдикцию  других   стран.     Российские
судовладельцы   вынуждены  идти  таким  путем  в  целях  сохранения
конкурентоспособности на мировом рынке перевозок.
     Судебная  практика  по  спорам  судовладельцев  с  таможенными
органами  в  отношении  ремонтных  операций  с  судами за пределами
Российской Федерации складывается  в  пользу  судовладельцев  в  95
процентах  случаев.  От  Дальневосточного  федерального  округа  до
Северо-Западного  федерального  округа   судовладельцами   выиграны
многочисленные  судебные  дела  по  ремонту  судов  за  границей, и
обжалования таможенными органами решений  в вышестоящих  инстанциях
оставлены без удовлетворения.
     Складывающаяся судебная практика  подтверждает  несовершенство
законодательства,  допускающего  различное  трактование его норм, и
указывает  на  неправомерность  требований  таможенных  органов  по
уплате пошлины, НДС и сборов с ремонта российских судов.
     Принятие предлагаемого проекта  федерального  закона  устранит
двойное  толкование  норм права, внесет четкие критерии определения
характера ремонтных операций  и  определит  применение  таможенного
налогообложения   в   каждом  конкретном  случае,  согласует  нормы
Таможенного  кодекса  Российской  Федерации,   Налогового   кодекса
Российской  Федерации,  Закона  Российской  Федерации "О таможенном
тарифе" и положений  по  бухгалтерскому  учету  в  части  ремонтных
операций, модернизации и переоборудования.
     Неоднозначная   трактовка   Таможенного   кодекса   Российской
Федерации  (далее – ТК РФ) не способствует организации производства
качественного   и   своевременного   ремонта   Российского   флота,
осуществляющего морское торговое мореплавание.
     В  то  время,  когда  российские  торговые  суда  работают  за
границей,   осуществляя   фактический   экспорт  услуг,  проведение
плановых ремонтных операций – это производственная необходимость, а
не способ минимизации налогообложения.
     Возврат  российских  судов  из-за   границы   специально   для
проведения  планового  ремонта в Российской Федерации во исполнение
сомнительного довода таможенных органов о защите  интересов  страны
экономически  не обосновано.
     Упоминание о ремонте в обоих пунктах статьи 276 ТК  РФ  делает
статью  трудной  для однозначной трактовки.   К пункту 2 статьи 276
ТК РФ следует четко отнести  только  операции  по  переоборудованию
и/или    модернизации    транспортных    средств,    когда    судно
видоизменяется.
     В настоящее время пункт 9 Положения об особенностях  правового
регулирования,     утвержденного    постановлением    Правительства
Российской Федерации от 6 июля 2001 года N 517 "О  временном  ввозе
(вывозе) транспортных средств", где критерием определения характера
ремонта  обозначено  изменение  балансовой  стоимости,  с   началом
действия  нового ТК РФ более не воспринимаются таможенными органами
как основа.
     Таможенные  органы  в  настоящее  время  полагают,  что  любые
ремонтные   операции  (кроме  аварийного  и  гарантийного  ремонта)
улучшают  состояние  судна  по  сравнению  с  тем,  в  котором  оно
находилось  на  день  помещения его под таможенный режим временного
вывоза, когда судно уходило в последний раз из российского порта.
     В соответствии с пунктом 2 статьи 14 и пунктом 2 статьи 279 ТК
РФ  запрещается  при  убытии  из Российской Федерации транспортного
средства   проводить   дополнительный   таможенный   контроль,   и,
следовательно,   невозможно   требовать  представления  сведений  о
техническом состоянии с целью фиксации этого состояния  на  предмет
возможного проведения ремонта за границей.
     Осуществлять таможенный  контроль  за  техническим  состоянием
судов   нецелесообразно,   так   как  таможенные  органы  вместе  с
таможенными   лабораториями   некомпетентны   в   вопросах   оценки
технического  состояния  российских  торговых  судов.   Контроль за
техническим   состоянием   судов    осуществляется    единственными
уполномоченными  органами  в  Российской  Федерации,  которые имеют
право выдавать  компетентное  техническое  заключение  о  характере
ремонта  судна, – это Российский Морской Регистр Судоходства (РМРС)
и Российский Речной Регистр (РРР).
     РМРС и РРР через свои инспекции, в том числе  и  за  границей,
осуществляют  контроль  за  ремонтом  всех российских судов на всех
стадиях  проведения  такого  ремонта.   РМРС  и  РРР   по   просьбе
судовладельца выдают соответствующие заключения о характере ремонта
в существующей терминологии для целей  таможенного  оформления,  но
таможенные   органы   игнорируют  данные  заключения,  так  как  их
применение не регламентировано таможенной нормативной базой.
     Из-за  обозначившегося  пробела  в  оценке  характера  ремонта
таможенные  органы  на местах требуют уплаты таможенных платежей со
всех  операций по ремонту российских судов.
     Введение  во  второй  абзац  пункта  1  статьи   276   ТК   РФ
формулировки   "в   исправном  состоянии"  подчеркивает  назначение
ремонтных операций и дополняет внесение уточнения в  первый  абзац,
касающегося модернизации и/или переоборудования.  Обсуждение данных
поправок   в   отдельности   нецелесообразно.    Внесение    данных
формулировок   в  совокупности  позволит  исключить  необоснованное
освобождение от  налогообложения  операций  по  модернизации  и/или
переоборудованию российских судов за границей.
     Существуют   предпосылки    доработки    норм,    регулирующих
рассматриваемые  вопросы,  с использованием принципов Международной
конвенции  об  упрощении  и  гармонизации  таможенных  процедур,  в
которой Россия пока не является участницей.
     Предлагаемые поправки направлены в том числе на  приведение  в
соответствие  норм  статьи  276  ТК РФ, регламентирующей применение
таможенного режима временного вывоза для  транспортных  средств,  с
вышеуказанными конвенциями.
     Рекомендуемое правило 3 главы 3 специального  приложения  J  к
Международной  конвенции  об  упрощении  и  гармонизации таможенных
процедур (в редакции Брюссельского протокола 1999 года) и статья  3
приложения  С к  Конвенции о временном ввозе (Стамбул, 26 июня 1990
года) допускают проведение  ремонта  транспортных  средств,  в  том
числе  планового, если такая необходимость возникла и/или совпала с
нахождением транспортных средств  в   коммерческой  эксплуатации  и
если в результате таких ремонтных операций транспортные средства не
претерпят  никаких  изменений.   Изменения  возникают  только   при
модернизации или переоборудовании транспортных средств.
     Внесение в первый абзац пункта 2 статьи 276 ТК РФ формулировки
"по  переработке"  будет  корректно  по  отношению  к используемому
такому же термину в пункте  1  статьи  276  ТК  РФ.   Это  позволит
устранить  некорректное  использование  термина  "ремонт"  в данном
случае, так как  в  результате  ремонта  транспортные  средства  не
претерпевают  никаких  изменений, а если изменения присутствуют, то
это  уже  будет  модернизация,  что   подпадает   под   определение
"переработка".     Кроме  того,  присутствие  формулировки  "другие
операции" в  той  части  статьи,  где  регламентируется  применение
пошлин  и  налогов, ведет к необоснованному расширенному толкованию
правовых норм.
     Необходимо  срочно  законодательно  отделить  налогооблагаемые
модернизацию  и  переоборудование  от  прочих  ремонтных операций с
целью  приведения   в   соответствие   всех   норм   и   ликвидации
неопределенностей в отношении ремонта российских судов за границей,
во исполнение чего предлагается внести изменения в  статью  276  ТК
РФ.



                                                         Приложение
                                      к проекту федерального закона
                                 "О внесении изменений в статью 276
                                                Таможенного кодекса
                                              Российской Федерации"


                ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

  проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 276
             Таможенного кодекса Российской Федерации"

                                                                   
     Принятие проекта федерального закона "О внесении  изменений  в
статью  276  Таможенного  кодекса Российской Федерации" не повлечет
дополнительных затрат из федерального бюджета.



                                                         Приложение
                                      к проекту федерального закона
                                 "О внесении изменений в статью 276
                                                Таможенного кодекса
                                              Российской Федерации"

                             ПЕРЕЧЕНЬ

       актов федерального законодательства, подлежащих признанию   
       утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию   
            в связи с принятием проекта федерального закона        
                   "О внесении изменений в статью 276              
               Таможенного кодекса Российской Федерации "          


     Принятие проекта  федерального  закона "О внесении изменений в 
статью  276  Таможенного кодекса Российской Федерации" не потребует 
признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия 
актов федерального законодательства.



Информация по документу
Читайте также