Расширенный поиск
Постановление Правительства Нижегородской области от 24.05.2004 № 120ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24.05.2004 N 120 Об утверждении Основных направлений по сокращению различий в социально-экономическом развитии городов и районов Нижегородской области на 2005-2006 годы В целях реализации федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 717, повышения эффективности государственной поддержки социально-экономического развития городов и районов и обеспечения жителей Нижегородской области гарантированным объемом качественных услуг социальной и инженерной инфраструктуры Правительство Нижегородской области постановляет: 1. Утвердить прилагаемые Основные направления по сокращению различий в социально-экономическом развитии городов и районов Нижегородской области на 2005-2006 годы. 2. Определить основным координаторам по реализации Основных направлений по сокращению различий в социально-экономическом развитии городов и районов Нижегородской области на 2005-2006 годы министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области. 3. Министерству экономики и развития предпринимательства Нижегородской области, министерству финансов Нижегородской области, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области в течение месяца разработать порядок по реализации Основных направлений по сокращению различий в социально-экономическом развитии городов и районов Нижегородской области на 2005-2006 годы и представить его на рассмотрение Правительства Нижегородской области. 4. Министерствам и иным органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления городов и районов Нижегородской области считать одним из приоритетных направлений своей деятельности работу, направленную на реализацию Основных направлений по сокращению различий в социально-экономическом развитии городов и районов Нижегородской области на 2005-2006 годы. Губернатор Г.М. Ходырев УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Нижегородской области от 24.05.2004 N 120 "Основные направления по сокращению различий в социально-экономическом развитии городов и районов Нижегородской области на 2005-2006 годы" СОДЕРЖАНИЕ Введение 1.Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения 1. 1. Общая оценка социально-экономического развития городов и районов области 1. 2. Основные проблемы развития городов и районов области 1. 3. Необходимость решения проблемы 1. 4. Основные направления территориальной политики 2. Основные цели и задачи 3. Финансовое обеспечение 4. Основные принципы и условия распределения финансовых ресурсов для реализации проектов (инвестиционных проектов и объектов капитального строительства), представляемых для участия в конкурсном отборе 5. Процедура отбора территорий и отдельных проектов 6. Координация работы и контроль за ходом выполнения Приложение 1. Различия в социально-экономическом развитии городов и районов области за 2003 год Приложение 2. Перечень приграничных (соседствующих) территорий области с субъектами Российской Федерации Приложение 3. Методические материалы по комплексной оценке , уровня социально-экономического развития городов и районов Нижегородской области (СОИ) Приложение 4. Комплексная оценка социально - экономического развития городов и районов Нижегородской области в 1999-2001 г.г. и за 2002-2003 годы Приложение 5. Показатели по отбору претендентов Приложение 6. Обеспеченность городов и районов Нижегородской области объектами образования по данным за 2003 год Приложение 7. Перечень городов и районов Нижегородской области, нуждающихся в государственной поддержке по обеспеченности объектами образования Приложение 8. Обеспеченность городов и районов Нижегородской области объектами здравоохранения по данным за 2002 год Приложение 9. Перечень городов и районов Нижегородской области, нуждающихся в государственной поддержке по обеспеченности объектами здравоохранения Приложение 10. Обеспеченность городов и районов Нижегородской области объектами культуры и процент их износа Приложение 11. Перечень городов и районов Нижегородской области, нуждающихся в государственной поддержке по обеспеченности объектами культуры Приложение 12. Обеспеченность городов и районов Нижегородской области объектами социальной защиты населения по данным за 2002 год Приложение 13. Перечень городов и районов Нижегородской области, нуждающихся в государственной поддержке по обеспеченности объектами социальной защиты населения Приложение 14. Обеспеченность городов и районов Нижегородской области объектами физической культуры и спорта по данным за 2002 год Приложение 15. Перечень городов и районов Нижегородской области, нуждающихся в государственной поддержке по обеспеченности объектами физической культуры и спорта Приложение 16. Обеспеченность жилищного фонда городов и районов Нижегородской области объектами инженерной инфраструктуры по отношению к среднеобластному уровню по данным за 2002 год Приложение 17. Перечень городов и районов Нижегородской области, нуждающихся в государственной поддержке развития объектов инженерной инфраструктуры Приложение 18. Обеспеченность городов и районов Нижегородской области автодорогами общего пользования по отношению к среднеобластному уровню по данным за 2002 год Приложение 19. Перечень городов и районов Нижегородской области, нуждающихся в государственной поддержке по обеспеченности автодорогами общего пользования Приложение 20. Перечень мероприятий по строительству комплексов очистных сооружений канализации в городах и районах Нижегородской области на 2005-2006 годы Введение Основные направления по сокращению различий в социально-экономическом развитии городов и районов области на 2005-2006 годы (далее - Основные направления) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 20 марта 2003 года N 71 "О реализации мероприятий федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации" (2002-2010 годы и до 2015 годы) в Нижегородской области". Основные направления разработаны в рамках федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 года N 717. Основные направления предполагают необходимость оказания мер государственной поддержки в целях сокращения различий в уровне социально-экономического развития городов и районов области, обеспечения жителей "глубинки" и отстающих городов, районов области гарантированным объемом качественных услуг социальной и инженерной инфраструктуры. Основные направления ориентированы, в первую очередь, для создания механизма отбора и реализации проектов, а также мероприятий по оказанию финансовой поддержки территориям, отнесенным к группам городов и районов с низким и крайне низким уровнем социально-экономического развития, что будет способствовать снижению дифференциации территорий по отношению к среднеобластному уровню. К числу важнейших аргументов в пользу разработки Основных направлений относится возможность координации мероприятий по сокращению различий с федеральными и областными целевыми программами с целью получения дополнительных источников финансирования. Источником финансирования сокращения различий должны стать средства областного бюджета (в том числе Территориального дорожного фонда, Областного экологического фонда), направляемые на капитальное строительство, средства местных бюджетов при условии участия органов местного самоуправления городов и районов области в реализации мероприятий по сокращению различий, средства, направляемые на реализацию Программы газификации Нижегородской области, иные источники финансирования. Учет возможностей бюджетов всех уровней по реализации положений Основных направлений будет осуществляться в ходе их выполнения. Реализация Основных направлений позволит скоординировать работу органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городов и районов области по участию Нижегородской области в федеральной адресной инвестиционной программе. 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения 1. 1. Общая оценка социально-экономического развития городов и районов области Исторически сложившиеся различия в экономическом развитии территорий области оказывают значительное влияние как на структуру и эффективность экономики, так и на социально-экономическую политику в Нижегородской области в целом. В состав Нижегородской области входят 52 территории. Динамика комплексной оценки развития городов и районов области позволяет сделать вывод о некоторой стабилизации социально-экономического положения в них в целом (см. график). Если с начала проведения оценки (в 1997 году) территорий с высоким уровнем развития было всего 6, то за 2002 год - 16, в тоже время, количество территорий со средним уровнем социально-экономического развития было 26, стало - 20, с низким уровнем фактически осталось без изменения (14 - 15). В группе с крайне низким уровнем было 3, стало 1. Таким образом, 32-36 городов и районов области имеют высокий или средний уровень развития. По итогам 2003 года наблюдается та же картина - 12 территорий с высоким уровнем социально - экономического развития, 22 - со средним, 17 с низким, с крайне низким уровнем социально-экономического развития территорий нет. На протяжении последних лет имеется ряд городов и районов с высоким уровнем социально-экономического развития в сравнении со среднеобластным уровнем (в частности: Борский, Балахнинский, Володарский, Выксунский, Городецкий, Кстовский, Павловский и г.г. Арзамас и Н.Новгород). Эти территории имеют высокоразвитый экономический потенциал . По итогам 2002 - 2003 годов с низким уровнем социально-экономического развития, кроме северных районов области (Варнавинского, Воскресенского, Ветлужского, Краснобаковского, Тонкинского, Тоншаевского) оценены такие районы, как Арзамасский, Вознесенский, Гагинский, Лукояновский, Сеченовский, Сергачский. Эти районы имеют низкие показатели по: объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения, собираемости налогов в бюджеты всех уровней, отношению общей задолженности по заработной плате на предприятиях и организациях всех форм собственности к среднемесячному фонду заработной платы предприятий и организаций, имеющих задолженность, отношению средней заработной платы и выплат социального характера на одного работающего в месяц к прожиточному минимуму работающего и другие. Районы области по своей специализации и природно-климатическим условиям объединены в 5 групп: промышленные, смешанные и сельскохозяйственные: южные, центральные, северные. На групповом уровне также имеются различия. В группе промышленных районов (с долей промышленности в объеме области > 1%) наиболее высокие значения показателей по собираемости налогов в бюджеты всех уровней, собственным доходам (налоговым и неналоговым поступлениям) в расчете на душу населения, объемам инвестиций на душу населения, отношению средней заработной платы и выплат социального характера на одного работающего к прожиточному минимуму работающего, объему розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения. В этой группе можно выделить Городецкий и Кстовский районы, состояние которых оценено с уровнем социально-экономического развития выше среднего. Однако и в этой группе имеются отстающие территории, так с уровнем ниже среднего оценено социально-экономическое состояние г. Дзержинска, где наблюдался спад промышленного производства и отрицательный финансовый результат (т.е. наличие убытков). В 2002 году в г. Арзамас также наблюдался спад промышленного производства (темп роста промышленного производства в сопоставимых ценах ниже 100%). В группе промышленных районов (с долей промышленности в объеме области <1%) социально-экономическое состояние Первомайского района оценено выше среднего (отмечается рост собственных доходов, объема инвестиций в основной капитал и т.д.). В то же время уровень социально-экономического развития Сосновского района оценен ниже среднего (низкий уровень инвестиций в основной капитал, объем розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения и доля занятых в сфере малого предпринимательства, кроме того, рост уровня безработицы). В группе смешанных районов отмечается некоторое ухудшение социально-экономического состояния. Большинство районов этой группы относительно среднеобластного уровня оценены с низким уровнем развития (низкий уровень собственных доходов, объем инвестиций в расчете на душу населения, довольно высокий уровень безработицы). Выше среднего оценен уровень социально-экономического развития Ардатовского и Княгининского районов (собираемость налогов выше среднеобластного уровня, низкий уровень безработицы). К неблагополучным относятся Ветлужский, Краснобаковский и Чкаловский районы, эти районы имеют отрицательный финансовый результат (наличие убытков), высокий уровень безработицы. Кроме того, в Ветлужском районе наблюдается снижение собираемости налогов в бюджеты всех уровней и уровня собственных доходов (налоговых и неналоговых поступлений) относительно среднеобластного значения. В группе центральных сельскохозяйственных районов, в основном, все районы имеют относительно высокий уровень социально-экономического развития (Володарский, Бутурлинский, Вадский, Воротынский и др.). С уровнем ниже среднегруппового оценено состояние Б-Мурашкинского, Д-Константиновского и Перевозского районов (темпы роста сельскохозяйственного производства составляют ниже 100%, отрицательный финансовый результат (наличие убытков), высокий уровень безработицы). В группе южных сельскохозяйственных районов Б-Болдинский, Пильнинский, Починковский и Шатковский районы имеют довольно высокие показатели (по собираемости налогов в бюджеты всех уровней, собственным доходам (налоговым и неналоговым поступлениям) на душу населения и ряду других). Другая группа районов (Вознесенский, Лукояновский, Сеченовский и Сергачский) оценена с низким и крайне низким уровнем развития (темп роста сельскохозяйственного производства составляет ниже 100%, отрицательный финансовый результат (наличие убытков). В группе северных сельскохозяйственных районов низкие показатели темпов роста промышленного производства и сельского хозяйства, уровня собственных доходов, объема инвестиций, розничной торговли и общественного питания в расчете на душу населения, отрицательные результаты финансовой деятельности (наличие убытков), высокий уровень безработицы. Выше среднего оценено состояние только Ковернинского и Уренского районов, а Варнавинского, Воскресенского, Тонкинского и Тоншаевского - ниже среднего. Сравнение по отдельным показателям выявляет достаточно значительные различия городов и районов области. В частности, по итогам 2003 года по объему инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения разница в 84,4 раза (от 294,9 руб. в Вознесенском районе до 24889,9 руб. в Кстовском районе), по собственным доходам в расчете на душу населения - в 6,9 раза (от 671,6 руб. в Тонкинском районе до 4621,6 руб. в г. Н.Новгороде), по обороту розничной торговли и общественного питания на душу населения - в 7,4 раз (от 6,3 тыс. руб. в Сосновском районе до 46,9 тыс. руб. в г. Н.Новгороде) (приложение 1). Таким образом, несмотря на положительную динамику развития городов и районов области в целом, налицо существенные различия в уровне их социально-экономического развития, более того, примерно 1/3 от общего количества территорий области являются отстающими*, 2/3 районов области дотируются из областного бюджета более чем на 50%. Данная ситуация характерна как для предыдущих лет, так и наблюдается по итогам 2003 года. __________________________________ * Большинство этих районов (42%) являются приграничными (соседствующими) с субъектами Российской Федерации, в частности: Варнавинский, Ветлужский, Вознесенский, Воскресенский, Лукояновский, Сеченовский, Сокольский, Тонкинский, Тоншаевский, Чкаловский районы (приложение 2). 1. 2. Основные проблемы развития городов и районов области Промышленность Особенностью структуры промышленной сферы Нижегородской области является преобладание предприятий машиностроительной отрасли и отсутствие добывающих отраслей (регион не располагает значимыми запасами природных ресурсов: нефти, газа, других полезных ископаемых), а также неравномерность размещения промышленных предприятий по территориям городов и районов области. Основные промышленные предприятия сосредоточены в крупных городах и районах области. По итогам 2002 года в общем объеме выпускаемой продукции в фактических ценах наибольший удельный вес занимают: г. Н.Новгород - 49,1% (в т.ч. Автозаводский район - 22,7%, Нижегородский - 9,4%, Канавинский - 6,1%) г. Дзержинск - 9,5%, Выксунский - 9,3%, Городецкий - 5,6%, Балахнинский - 4,7%, Борский - 4,2%, Павловский - 3,6%, Кстовский районы - 3,4%. Таким образом, на 8 городов и районов приходится 89,4% общеобластного объема производства. Эти территории имеют выше уровень социально-экономического развития (занимают места в первой десятке рейтинговой таблицы) и, как следствие, выше доходы местных бюджетов и уровень заработной платы. Вместе с тем, несмотря на положительные темпы прироста объемов промышленного производства, количество убыточных предприятий в промышленности продолжает оставаться высоким (около 40% в 2003 году). В настоящее время наиболее остро сложилась ситуация в химическом комплексе г. Дзержинска. Агропромышленный комплекс Структура сельского хозяйства области имеет свои особенности. По итогам 2002 года на продукцию животноводства из общего объема сельскохозяйственной продукции приходится до 55% (по сельхозпредприятиям области продукция животноводства составляет 67%). На конец 2002 года в области имеется 860 сельхозпредприятий, из которых 538 или 62,6% были убыточны, убыточность сельхозпредприятий в целом составила 0,9%. Сельхозпредприятия области имеют 2,45 млн. га или 84,2% всех площадей сельхозугодий, в то время как подсобные хозяйства граждан - 12,7%, крестьянские (фермерские) хозяйства - 3,1%. Населением и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами производится более половины валовой продукции сельского хозяйства области (в фактических ценах), в том числе продукции растениеводства 55% и продукции животноводства 45%. Наибольший удельный вес валовой продукции сельского хозяйства приходится на такие районы области как: Володарский до 13%, Павловский - до 8%, Борский - до 6%, Богородский - до 5%, Кстовский - до 4,5%, Бутурлинский, Городецкий, Пильнинский, Починковский, Шатковский - до 3%, Лысковский - до 2,7%, Д-Константиновский, Арзамасский - от 2,0 до 2,5%. В целом на эти районы приходится до 60% всей продукции сельского хозяйства. Уровень оплаты труда в сельском хозяйстве остается самым низким: средняя заработная плата за 2002 год составила 1682,7 руб. (за 1 полугодие 2003 года - 1756,5 руб.), что более чем в 2 раза ниже средней зарплаты по области и ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения (по итогам 2002 года прожиточный минимум трудоспособного населения - 1798 руб.). Отсутствие материального стимула ведет к оттоку работников из АПК. Только за 1 полугодие 2003г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года среднесписочная численность работников сельского хозяйства сократилась на 10,4% (всего занято в сельскохозяйственном секторе области около 8% всех работающих). По итогам 2002 года наиболее остро складывается ситуация в сельском хозяйстве в северных районах области (Варнавинском, Воскресенском, Семеновском, Тонкинском, Тоншаевском и других), где отмечается снижение объемов сельскохозяйственного производства, уменьшение поголовья крупного рогатого скота, а доля убыточных хозяйств достигает 90%. В ряде сельскохозяйственных районов, таких как, Большемурашкинский, Вознесенский, Сеченовский, Сергачский, Краснооктябрьский задолженность по заработной плате работникам сельского хозяйства составляет от 6 до 9 месяцев. Все это приводит к снижению наполняемости бюджетов районов, уменьшению расходов бюджета на социальные нужды, невозможности повышения уровня социально-экономического состояния без помощи со стороны федерального и областного бюджетов. Экология Большую остроту в последние годы приобрели экологические проблемы. На протяжении 15 лет в области складывается неудовлетворительная обстановка с очисткой бытовых и прочих стоков. Ряд районных центров области (с. Гагино, р.п. Тонкино, Шаранга, Уразовка, Варнавино, Б-Мурашкино) не имеют системы водоотведения бытовых сточных вод и очистных сооружений канализации. В некоторых городах и поселках области канализационные сооружения способны перерабатывать лишь 30% фактического объема стоков. Часть существующих выгребов постоянно переполняются из-за высокого уровня грунтовых вод. Стоки попадают в водопроводные колодцы и водоемы. Поэтому строительство и реконструкция очистных сооружений, сетей канализации в районных центрах и других населенных пунктах области становятся острой необходимостью. Анализ экономических аспектов осуществления природоохранной деятельности в Нижегородской области свидетельствует о значительном ухудшении условий финансирования водоохранных мероприятий, следствием чего является сокращение масштабов работ по предотвращению сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Поэтому представляется целесообразным предусмотреть концентрацию средств областного бюджета, направляемых на капитальное строительство, и экологического фонда области для завершения уже начатого строительства (реконструкции) системы водоотведения и очистных сооружений канализации в районах области с низким уровнем социально-экономического развития (Вознесенском, Сокольском, Тоншаевском, Лукояновском районах). Поступление средств из федерального бюджета в 2003 году, в сумме 62,5 млн. руб. позволили приступить к работам по реконструкции канализационного дюкерного перехода через реку Ока в районе Канавинского автомобильного моста в г. Н. Новгороде, где в результате длительной эксплуатации, по данным диагностики и экспертизы, значительно утрачена техническая надёжность дюкера (общий объём пропускаемых канализационных стоков - 450 тыс. куб. м/сут.). Выход из строя подводной части дюкера приведёт к прямому попаданию неочищенных стоков в р. Оку и Волгу и создаст чрезвычайную ситуацию на водозаборах Республик Марий-Эл, Чувашской республики и Нижегородской области. Кроме того, за счет инвестиций из федерального бюджета продолжаются работы по строительству комплексов очистных сооружений в г.Павлово, с. Дивеево, берегоукреплению реки Волги в районе г. Городца, строительству первой очереди ТБО в г. Балахна. Большое значение для охраны окружающей среды от производственных и бытовых отходов имеет реализация областной целевой программы "Отходы" (утверждена постановлением Законодательного Собрания от 27.07.2000 N 195 (с изменениями на 29.08.2002. N 20-III). На реализацию программы в 2003 году планировалось финансирование в объеме 34,9 млн.руб. Фактически освоено 39,3 мл. руб. из средств областного экологического фонда. В рамках программы организовано производство макулатуры в бугорчатые прокладки для куриных яиц, утилизация вышедших из употребления ядохимикатов, строительство полигонов твердых бытовых отходов в гг. Навашино, Балахне, Кулебаки. Социальный комплекс Особенностью социального комплекса является то, что инвестиции в социальную сферу есть инвестиции в "человека", в прирост человеческого капитала, определяющего в настоящее время перспективы экономического роста территорий. Здравоохранение Уровень обеспеченности больничными койками в Нижегородской области в 1,2 раза выше федеральных нормативов, однако их потенциальные мощности значительно снижает техническое состояние зданий. Материально-техническая база медицинских учреждений в большинстве случаев более чем на 60% изношена, что является критической величиной. К этой категории учреждений относятся 52,6% городских и 55,2% участковых больниц, 60% специализированных и психиатрических больниц, 58,6% диспансеров, все Дома ребенка. Техническое состояние объектов здравоохранения характеризуется низким показателем числа учреждений, оборудованных коммуникациями. В целом по области только 55,2% учреждений оборудованы водопроводом, 47,8% - канализацией, 51,7% - имеют центральное отопление. Наименьшую санитарно-гигиеническую оснащенность имеют фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) (34,7 %, 25,3 % и 32,7 % соответственно). К числу слабооборудованных относятся также амбулатории, санатории, участковые и городские больницы, здравпункты. На фоне дефицита среднего медицинского персонала наблюдается плохая материально-техническая база сельских участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов - основного источника оказания медицинской помощи на селе. Из 98 сельских лечебных учреждений 22 размещаются в ветхих зданиях, 169 фельдшерско-акушерских пунктов, здания которых имеют износ 100%, составляют 16% от всех ФАПов. В период с 1991 по 2001 годы произошло сокращение объемов капитального строительства объектов здравоохранения Нижегородской области, уменьшилось количество объектов, вводимых в эксплуатацию. В настоящее время на территории Нижегородской области 42 лечебных учреждения находятся в стадии строительства, из них 12 объектов имеют строительную готовность 50% и более, 22 объекта являются долгостроями. Для улучшения материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений необходимо увеличение объемов строительства лечебных учреждений и пуск в эксплуатацию зданий с высокой степенью готовности. Следует отметить, что фактическая обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в районах ниже федеральных стандартов, что во многом объясняется низкой обеспеченностью врачами. Для решения этой проблемы необходимо строительство жилья для врачей. Образование Неравномерность обеспечения территорий объектами образования создает неравные условия для реализации конституционального закрепления социальных гарантий. В 10 сельских (или смешанных) районах области (Б.Мурашкинском, Бутурлинском, Вачском, Вознесенском, Воротынском, Гагинском, Княгининском, Кр.Октябрьском, Лукояновском, Шатковском) детские дошкольные учреждения в среднем наполовину недобирают детей до проектной мощности учреждений, что вызвано общим ухудшением демографической обстановки, а также низким уровнем доходов населения. В то же время в крупных городах и районах области (г.г. Н.Новгороде, Арзамасе, Дзержинске, Балахнинском районе) ряд детских садов переполнен, т.к. имеют возможность предоставлять услуги (различные кружки, секции, бассейны), а также имеют кадры с высоким профессиональным уровнем дошкольного образования. Аналогичная ситуация сложилась в общеобразовательных школах области. В 47 городах и районах области существующая мощность школ больше численности школьников. При этом в больших городах и районах области (Балахнинском, Выксунском, Кстовском, Павловском районах и г. Н.Новгороде) из-за недостатка учебных площадей более 20% учащихся вынуждены обучаться во 2 смену. В целом по области во вторую смену занимается 16% учащихся, хотя социальными нормами предусмотрено не более 10%. На этом фоне каждое третье учреждение требует капитального ремонта и только 65% - имеют все виды благоустройства. Социальная защита Анализ обеспеченности учреждениями социальной защиты населения Нижегородской области в сравнении с федеральными нормативами выявил острую нехватку учреждений данного профиля на фоне роста контингента, нуждающегося в социальной защите. Уровень обеспеченности социальными приютами и социально-реабилитационными центрами для детей и подростков по области составляет всего 30%. Необходимо открытие социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних в Лысковском, Сосновском, Воротынском, Гагинском районах, где отсутствуют учреждения социальной защиты семьи и детей. В тоже время Лысковский район является одним из самых неблагополучных по показателям роста безнадзорности, подростковой преступности, наркомании. В Сосновском районе состоит на учете 39 семей, в которых 103 ребенка, находящихся в социально-опасном положении. В Воротынском районе 130 неблагополучных семей, 62 ребенка находятся под опекой, 40 несовершеннолетних нуждаются в оперативном помещении в социально-реабилитационный центр. Существует необходимость открытия центров социальной помощи семье и детям в г. Дзержинске и Автозаводском районе г. Н.Новгорода. Например, в г. Дзержинске при общей численности населения свыше 256 тыс. человек (несовершеннолетних - 55 тыс. чел.), в услугах социальных педагогов и психологов нуждается свыше 420 семей, дети которых находятся в социально-опасном положении. В Автозаводском районе г. Н.Новгорода проживает свыше 320 тыс. человек, при этом количество несовершеннолетних составляет свыше 20% от общей численности населения, в районе более 900 неблагополучных семей, находящихся на учете в органах социальной защиты, которым необходим социальный патронаж. Слабо развита материально-техническая база реабилитации детей-инвалидов. Для детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, в Нижегородской области имеется только 3 дома-интерната всего на 710 мест (в г.г. Арзамасе, Н.Новгороде и Балахнинском районе), т.е. всего 10% от установленного федерального норматива. Реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями в области имеется только 3 (1 - в г. Арзамасе и 2 - в г. Дзержинске), которые не обеспечивают оказание в полном объеме квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной помощи детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, обеспечения условий для их максимально полной и своевременной адаптации к жизни в социуме. Необходимость открытия таких учреждений существует в Городецком и Павловском районах. Открытие подобного учреждения в Павловском районе позволит обслуживать детей с ограниченными возможностями из пяти прилегающих районов области, а реконструкция Арзамасского детского дома для умственно-отсталых детей расселить более 100 детей-инвалидов из действующих в настоящее время на территории области домов интернатов для умственно-отсталых детей (в результате будут приведены в соответствие нормы СанПиНа). Уровень обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов всего 35,4%. Для улучшения ситуации необходимо строительство новых и реконструкция имеющихся домов-интернатов. Например, строительство нового корпуса на 75 мест в Ардатовском доме-интернате будет способствовать снятию напряженности с размещением в дома-интернаты общего типа граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих на территории района. Реконструкция Кузьмиярского психоневрологического интерната в Воротынском районе и строительство нового корпуса в Городецком психоневрологическом интернате позволит увеличить их наполняемость на 250 мест и будет способствовать решению существующих на сегодняшний день проблем с размещением больных, нуждающихся в стационарном лечении. Культура В Нижегородской области недостаточное количество учреждений культуры и искусства даже по минимальным социальным федеральным нормативам. Наибольший недостаток в учреждениях культуры испытывают крупные города и районы области. В сельских районах хуже их техническое состояние. Существующая структура сети учреждений недостаточно развита и не соответствует современным требованиям и потребностям населения: - 25% учреждений расположены в не приспособленных помещениях, - более 40% учреждений арендуют здания, - 15% учреждений нуждаются в срочном капитальном ремонте, при этом 12 зданий находятся в аварийном состоянии, 23 - закрыты на реконструкцию, - водоснабжением и канализацией обеспечены около 40% учреждений, центральным отоплением - только половина из них. В каждом пятом районе области средний процент износа зданий учреждений культуры и искусства больше 70%. Кроме того, особый статус имеют Дивеевский и Большеболдинский районы. В настоящее время эти территории становятся духовными и культурными центрами России, однако имеющаяся материально-техническая база сети учреждений культуры развита недостаточно. Все это, несомненно, сказывается на объеме и качестве предоставляемых услуг, а самое главное, уровне образования и культуры нижегородцев, особенно подрастающего поколения. Физическая культура и спорт Обеспеченность спортивными объектами населения Нижегородской области достаточно невысокая, среди других социальных отраслей - самая низкая (фактическая пропускная способность спортсооружений в 6,4 раза меньше нормативной), что позволяет охватить физической культурой и спортом всего 7% жителей. Особенно это ощущается в районных центрах области (Вадском, Ветлужском, Воскресенском, Вознесенском и ряде других), где отклонение фактической обеспеченности населения объектами спорта от соответствующего федерального норматива составляет около 50%. Кроме того, в некоторых районах большая часть спортивных залов и площадок являются нестандартными, т.е. меньших размеров (в Спасском, Воротынском, Тонкинском). Например, уровень обеспеченности плоскостными сооружениями в Вадском районе составляет 45%, Ветлужском - 38%, Дивеевском - 56%, Краснобаковском - 23%, Спасском - 40%, Пильнинском - 13%, Тонкинском - 35%, а уровень обеспеченности спортивными залами в Вознесенском районе - 48%, Ветлужском - 68%, Дивеевском - 69%, Краснобаковском - 61%, Спасском - 95%, Тонкинском - 77%. Одновременно следует отметить, что в Вадском районе имеющийся стадион - основное спортивное сооружение района, на котором проводится основная часть спортивно-массовых мероприятий, требует реконструкции. В Вознесенском районе завершение строительства спортивно-оздоровительного комплекса позволит увеличить число детей и подростков, занимающихся спортом и повысить качество спортивно-оздоровительной работы. В Ветлужском районе реконструкция спорткомплекса "Динамо", включающего в себя стадион и ряд спортивных площадок, позволит увеличить число спортивно-массовых мероприятий, проводимых в районе, расширить перечень видов спорта, в детско-юношеском клубе физической подготовки, который работает на базе стадиона. Дивеевский район - один из немногих в области, в котором нет детского общеобразовательного учреждения спортивной направленности, так как нет подходящего помещения, в с. Дивеево функционирует только 3 спортивных зала, из которых 2 нестандартных (малых размеров) и один - в общеобразовательной школе. Поэтому численность детей и подростков, занимающихся физической культурой - одна из самых низких по области. В районном поселке Кр. Баки капитальный ремонт и реконструкция стадиона позволит увеличить число занимающихся физкультурой и спортом с 3,6% до 7,4%. Слабая спортивная материальная база Спасского района не позволяет открыть в районе детско-юношеский клуб физической подготовки. В Пильнинском районе спортивные залы имеют нестандартные размеры, где затруднено занятие игровыми видами спорта, однако в р.п. Пильна долгое время строится спортивный комплекс. Реконструкция центрального стадиона в р.п. Тонкино позволит открыть в районе ДЮКФП по игровым видам спорта. Строительство (реконструкция) спортивных объектов позволит уменьшить число районов области, имеющих крайне низкую обеспеченность спортивными объектами. Следует отметить, что значительная часть спортивных сооружений была построена колхозами и находится вне районных центров, в селах, где число населения, в т.ч. детского, существенно уменьшилось. В сельских районах отсутствуют многофункциональные спортивные залы. Существенное влияние на развитие физкультуры и спорта оказывает и тот факт, что в сельских районах мала вероятность строительства спортивных сооружений на средства крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятий или открытие спортивных залов (клубов) на средства физических и юр. лиц. В большинстве районов при наличии спортсооружений отсутствуют квалифицированные специалисты по проведению спортивных мероприятий и тренерской работы. На этом фоне отрадным является тот факт, что в области сформирован значительный спортивный резерв (в 2 раза выше предполагаемого федеральными нормами). Однако необходимы конкретные меры по привлечению к спортивным занятиям более широких слоев населения, особенно молодежи. Таким образом, в социальной сфере: 1. Фактически сложившаяся структура сети учреждений социальной сферы, как в городе, так и на селе не соответствует изменившимся за последние годы потребностям нижегородцев в социальных услугах. 2. Существует широкая сеть учреждений социальной сферы с низкой фондовооруженностью, критическим уровнем износа зданий и устаревшим оборудованием, расположенным зачастую в нетиповых помещениях. 3. Уровень обеспеченности социальной инфраструктурой значительно отличается по территориям. Наибольший недостаток испытывают в основном крупные промышленные районы и города области. Однако в сельских районах хуже их техническое состояние. 4. Размывание бюджетных вложений на нерациональный и несбалансированный объем сети учреждений приводит к снижению эффекта от уже вложенных денежных средств. 5. Можно выделить группу районов, у которых обеспеченность объектами социальной инфраструктуры в целом ниже, чем на других территориях области, в частности, это: Варнавинский, Ветлужский, Воскресенский, Воротынский, Дивеевский, Кулебакский, Краснобаковский, Лукояновский, Спасский, Тонкинский и ряд других районов. Большинство этих районов по данным системы оперативного информирования (СОИ) оцениваются с низким или крайне низким уровнем развития. Инженерная инфраструктура и коммунальное строительство Обеспечение водой, теплом и газом является приоритетным направлением системы жизнеобеспечения населения. Водоснабжение ряда городов и районных центров области осуществляется от водозаборных сооружений, построенных в 50-е годы прошлого века. Помимо физического износа, из-за несовершенства технологий очистки, качество питьевой воды не отвечает требованиям ГОСТа и оценивается как неудовлетворительное. Проведенный анализ выявил высокий процент инфекционных заболеваний, причиной которых является низкое качество питьевой воды. Используемые окислительные технологии (хлорирование сточных вод), как показали исследования последних лет, обладают рядом отрицательных факторов, в числе которых образование токсичных хлорорганических соединений, обладающих канцерогенным и мутагенным действием. В связи с этим, в ряде районов области отмечается острая необходимость строительства сооружений водопользования с новыми методами очистки. Сохраняется проблема и с газоснабжением. Обеспечение газом, особенно, в отдаленных населенных пунктах области (р.п. Красные Баки, п. Ильино и п. Центральный Володарского района р.п. Сокольское), значительно повысит комфортность проживания жителей "глубинки". Анализ обеспеченности городов и районов области объектами инженерной инфраструктуры показывает, что существует группа территорий (порядка 20-26 районов), по которым отклонение от среднеобластного значения по обеспеченности жилищного фонда водопроводом и канализацией, горячим водоснабжением и теплоснабжением, газом составляет от 30 до 80%. В частности, наибольшие отклонения от среднеобластных значений по обеспеченности: - водопроводом и канализацией в Краснооктябрьском (75,3 и 69,6% соответственно), Сеченовском (62,8 и 57,1), Ветлужском (53,2 и 48,9%), Сосновском (53,1 и 52,0%), Сокольском (51,6 и 52,0%), Б-Болдинском (44,5 и 44,0%), Тоншаевском (38,0 и 44,2%), Починковском (36,4 и 36,4%) Ковернинском (36,2 и 43,6%) и Шарангском (33,1 и 54,8%) районах; - центральным отоплением в Краснооктябрьском (77,4%), Шарангском (71,2%), Сокольском (67,9%), Тоншаевском (67,9%), Воскресенском (65,5%), Ветлужском (61,0%), Уренском (57,4%), Ковернинском (55,2%), Тонкинском (53,4%), Варнавинском (50,0%), Починковском (49,1%), Сергачском (48,1%), Семеновском (46,6%), Сосновском (43,6%), Вознесенском (42,7%) районах; - газом в Семеновском (36,9%), Чкаловском (32,5%), Ветлужском (32,2%), Тоншаевском (31,6%) и Шахунском (27,3%) районах; - горячим водоснабжением в Шарангском (64,1%), Воскресенском (61,4%), Гагинском (61,4%), Тоншаевском (61,4%), Краснооктябрьском (61,4%), Пильнинском (59,5%), Сосновском (58,7%), Спасском (57,1%), Лысковском (56,4%), Б-Болдинском (55,8%), Сеченовском (55,2%), Уренском (54,7%), Сергачском (51,4%), Вачском (49,6%), Ковернинском (47,1%), Варнавинском (46,8%), Сокольском (46,2%), Вадском (46,1%), Ветлужском (43,8%), Семеновском (42,3%), Починковском (41,5%), Лукояновском (40,4%) районах. Из приведенных данных можно сделать вывод, что наименьшая оснащенность объектами инженерной инфраструктуры наблюдается в Краснооктябрьском и Сосновском районах, северных районах области (в Варнавинском, Ветлужском, Воскресенском, Семеновском, Сокольском, Тонкинском, Тоншаевском, Уренском, Шарангском районах) и южных районах области (Б-Болдинском, Вознесенском, Гагинском, Лукояновском, Починковском, Сергачском, Сеченовском, Спасском). Кроме того, большинство этих районов по рейтингу находятся в группе районов с низким и крайне низким уровнем социально-экономического развития. Транспорт и дорожное строительство В области создана высокоразвитая транспортная инфраструктура: по территории проходит свыше 13 тыс. км автомобильных дорог общего пользования; 0,9 тыс. км внутренних водных путей; более 1,2 тыс. км железных дорог. Дальнейшее совершенствование транспортной инфраструктуры имеет для Нижегородской области особое значение. Сеть дорог Нижегородской области в основном удовлетворяет потребности экономики региона в грузовых и пассажирских перевозках. В то же время, транспортно-коммуникационная среда в городах и районах области имеет неоднородный характер. Для ряда районов характерно низкое техническое состояние дорог, недостаточная надежность автодорожной сети и дифференциация транспортной обеспеченности, не позволяющая обеспечить удобное и комфортабельное движение с расчетными скоростями и достаточной безопасностью. В целях получения более точных результатов по обеспеченности городов и районов дорогами все территории области группируются отдельно по площадям занимаемых территорий и численности населения. В частности, по обеспеченности городов и районов автодорогами на тысячу кв. км площади все территории области разделены на 3 группы. В первую группу входят города и районы области с площадью до 1,0 тыс. кв. км включительно, во вторую группу - от 1,0 до 2,0 тыс. кв. км и в третью - с площадью свыше 2,0 тыс. кв. км. По обеспеченности автомобильными дорогами на тыс. жителей все территории области разделены на 5 групп. В первую группу входят города и районы области с численностью населения от 10 до 20 тыс. жителей, во вторую - с численностью населения от 20 до 40 тыс. жителей, в третью - от 40 - 70 тыс. жителей, в четвертую - от 70 до 200 тыс. жителей, в пятую - свыше 200 тыс. жителей. В составе каждой группы определяется отклонение соответствующего показателя удельной плотности дорог района от величины удельной плотности дорог в среднем по группе. В перечень городов и районов, требующих государственной поддержки, включены те территории, которые имеют отрицательное отклонение удельной плотности дорог от среднего значения по группе как в расчете на единицу площади, так и численности населения. Ранжирование выбранных городов и районов области в порядке убывания приоритета государственной поддержки выполнено с учетом отклонения величины интегральной транспортной доступности от нормативного значения на основе показателя общей суммы мест, присвоенных району в группе по соответствующему фактору. Несмотря на то, что в области создана высокоразвитая транспортная инфраструктура, количество в городах и районах Нижегородской области автодорог общего пользования (с учетом муниципальных дорог) неодинаково, так в ряде городов и районов области (Балахнинском, Володарском, Выксунском, Кулебакском, Навашинском, Тоншаевском и др.) удельная плотность дорог общего пользования (км дорог на тыс. кв. км площади района) и удельная плотность дорог общего пользования в расчете на 1 тыс. жителей ниже среднеобластного значения. Анализ транспортной инфраструктуры (см. приложение 18) показывает, что самые низкие показатели по плотности автомобильных дорог в сравнении со средними показателями в однородной группе районов, а также по показателю интегральной транспортной доступности по сравнению с нормативными значениями в Навашинском, Тоншаевском, Володарском, Варнавинском, Сосновском, Ардатовском и Вачском районах. В то же время текущая транспортная ситуация характеризуется резким отставанием развития соответствующей инфраструктуры от возросшего пассажиропотока (только в 2002 году пассажирооборот автомобильного транспорта составил 6980,7 млн. пасс. км). Наряду с износом автомобильного транспорта, стареют и здания автостанций. В связи с этим возникла острая необходимость в строительстве зданий междугородних автотранспортных вокзалов в г. Нижний Новгород, Сеченовском, Шахунском, Сокольском районах и ряде других, а также прилегающей к ним инженерной инфраструктуры. 1. 3. Необходимость решения проблемы Сложившаяся система и недостаточные объемы финансирования не позволяют проводить эффективную региональную политику государственной поддержки территорий области. В настоящее время финансовая поддержка городам и районам Нижегородской области предоставляется через выделение средств федерального бюджета, областного бюджета, направляемых на капитальное строительство, (в том числе Территориального дорожного фонда, Областного экологического фонда), средств, направляемых на реализацию Программы газификации Нижегородской области, а также за счет средств, реализуемых на территориях инвестиционных проектов и областных целевых программ. Основные направления ориентированы на смягчение межтерриториальных различий в развитии городов и районов области. К числу важнейших аргументов в пользу разработки Основных направлений относятся: - упорядочение процедуры согласования решений по вопросам, связанным с получением городами и районами области государственной поддержки; - возможность формирования комплекса нормативно-правовых и финансовых условий для повышения в дальнейшем бюджетной самодостаточности территорий области, уровень социально-экономического развития которых отстает от среднеобластного; - возможность координации работы по реализации мероприятий с федеральными целевыми программами с целью получения дополнительных источников финансирования; - возможность софинансирования проектов, направленных на сокращение различий в уровне социально-экономического развития городов и районов области, за счет средств федерального бюджета; - достижение основных целей - сокращение различий в уровне социально-экономического развития городов и районов области. Основные направления предполагают внедрение системы принципов и условий по отбору городов и районов области для оказания им государственной поддержки. Городами и районами области, претендующими на государственную поддержку в рамках реализации Основных направлений, будут, в первую очередь, те, в которых показатели производства, уровня жизни, занятости населения, демографического и экологического развития, предоставления социальных услуг хуже среднеобластных значений. Для каждой такой территории предполагается разработка определенного комплекса мероприятий, требующих государственной поддержки, и направленных на преодоление отставания в социально-экономическом развитии. К финансированию из областного бюджета предлагаются наиболее социально значимые объекты и стройки, формируемые в рамках адресной инвестиционной программы капитального строительства. 1. 4. Основные направления территориальной политики Разработка и реализация Основных направлений должны неразрывно сочетаться с территориальной политикой, проводимой руководством области в соответствии с региональной политикой Российской Федерации. Адекватное отражение разнообразия природных, социально-экономических, культурных и других условий функционирования территорий области и обеспечение эффективного развития единого экономического пространства внутри региона, открытого для внешнего сотрудничества, является необходимым требованием к территориальной политике руководства области. Нижегородская область - многотерриториальная система, функционирующая на основе вертикальных (центр - территории) и горизонтальных (межтерриториальных) взаимодействий. Поэтому основное требование к территориальной политике - это эффективное функционирование территорий области и обеспечение единого экономического и культурного пространства, открытого для внешнего сотрудничества. Территориальная политика Правительства Нижегородской области, в первую очередь, будет направлена на: - сокращение различий в уровне социально-экономического развития городов и районов области; - обеспечение жителей "глубинки" и отстающих районов области гарантированным объемом качественных услуг социальной и инженерной инфраструктуры; - совершенствование межрайонных и приграничных связей Нижегородской области; формирование благоприятного социального климата, в т.ч. экологического; - содействие реализации среднесрочных программ социально-экономического развития городов и районов области. Важнейшим аспектом территориальной политики является недопущение чрезмерной дифференциации территорий по уровню социально-экономического развития. С учетом этого, основными задачами, призванными обеспечить повышение уровня социально-экономического развития городов и районов области в рамках территориальной политики, должны стать: - заключение договоров с бюджетообразующими предприятиями о взаимовыгодном сотрудничестве, направленных на увеличение доходов территорий и социально-экономическую стабильность; - осуществление мер по вовлечению в решение экономических задач активной части населения и предпринимательских структур, своевременное информирование населения о происходящих изменениях социально-экономического состояния городов и районов области; - совершенствование действующей системы управления социально-экономическим развитием территорий с учетом разработки стратегии развития области и новых федеральных и областных целевых программ; - развитие информационно-аналитической базы по реализации территориальной политики; - разработка и реализация программ по сохранению и развитию уникальных объектов природы, истории и культуры городов и районов области, с включением мероприятий в областные и федеральные целевые программы. 2. Основные цели и задачи Основными целями являются сокращение различий в уровне социально-экономического развития городов и районов Нижегородской области, путем обеспечения жителей гарантированным объемом качественных услуг социальной и инженерной инфраструктуры и повышение эффективности государственной поддержки развития территорий области. Для достижения этих целей предусматривается реализация следующих основных задач: - формирование условий для ускоренного развития территорий, у которых социально-экономические показатели ниже среднеобластных; - формирование механизма отбора территорий для распределения финансовых средств из областного бюджета и взаимоувязка мероприятий по сокращению различий с федеральными и областными целевыми программами, среднесрочной программой социально-экономического развития Нижегородской области и среднесрочными программами социально-экономического развития территорий. Реализация Основных направлений предполагает уменьшить число городов и районов области с низким уровнем развития (по итогам 2003 года таких территорий 17), сократить число территорий, имеющих обеспеченность объектами социальной инфраструктуры ниже среднеобластного уровня, и различий в уровне обеспеченности инженерной инфраструктурой. 3. Финансовое обеспечение Финансирование мероприятий, направленных на реализацию этих задач в 2005-2006 годах, предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета (в том числе Территориального дорожного фонда, Областного экологического фонда), направляемых на капитальное строительство, средств местных бюджетов при условии участия органов местного самоуправления городов и районов области в реализации мероприятий по сокращению различий, средств, направляемых на реализацию Программы газификации Нижегородской области, иных источники финансирования. Объем финансовых средств, направляемых на капитальное строительство из областного бюджета, ежегодно устанавливается Законом Нижегородской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год. В 2000 - 2001 годах для формирования перечней объектов, финансируемых за счет средств областного бюджета, направляемых на капитальное строительство, применялся отраслевой принцип отбора объектов капитального строительства с учетом фактических и нормативных показателей обеспеченности территорий объектами социальной и инженерной инфраструктуры. При этом учитывались бюджетные возможности, а также острая необходимость строительства (или восстановления) этих объектов на конкретной территории. В 2001-2002 годах финансирование объектов за счет средств областного бюджета, направляемых на капитальное строительство, составляло 10% от заявленного объема. Динамика капитальных вложений из областного бюджета (по стройкам министерства строительства и ЖКХ области и министерства агропромышленного комплекса области) (млн. руб.) 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. (оценка) (прогноз) 95,3 196,6 121,3 134,2 194,0 217,9 246,5 В структуре финансирования мероприятий для участия Нижегородской области в финансировании из федерального бюджета выделено два приоритетных направления: 1 - поддержка социальных проектов (объектов социальной сферы); 2 - поддержка строительства объектов линейной инженерной инфраструктуры (энерго-, водо-, тепло-, газоснабжения). 4. Основные принципы и условия распределения финансовых ресурсов для реализации проектов (инвестиционных проектов и объектов капитального строительства), представляемых для участия в конкурсном отборе Основные принципы: 1. Приоритетность оказания помощи городам и районам области, с крайне низким и низким уровнем социально-экономического развития. 2. Прозрачность и гласность механизма поддержки территорий муниципальных образований (конкурсность, контакты со СМИ и т.д.). 3. Базовый принцип построения механизма реализации - принцип "баланса интересов", предусматривающий соблюдение, как приоритетов развития отраслей, так и территорий муниципальных образований (формирование среднесрочной программы капитального строительства в территориально-отраслевом разрезе, учет уровня социально-экономического развития территорий и мер, принимаемых органами местного самоуправления по самостоятельному развитию и т.д.). 4. Софинансирование программных мероприятий из бюджетов различных уровней. 5. Ответственность финансируемых организаций за выполнение мероприятий (реализация системы мониторинга основных показателей реализации мероприятий, утверждение периодичности и форм отчетности и т.д.). 6. Реалистичность (нацеленность на имеющиеся ресурсы и потребности). 7. Инициатива и заявительность органов местного самоуправления по участию. 8. Эффективность использования финансовой поддержки. Основные условия распределения финансовых средств при формировании перечня программных мероприятий в части строек и объектов капитального строительства: 1. Включение в перечень строек и объектов, в отношении которых разработка и утверждение градостроительной, предпроектной и проектной документации предусмотрены законодательством Российской Федерации, не допускается без разработки, согласования и утверждения с независимыми экспертами указанной документации. 2. Одновременно с внесением предложений о включении строек и объектов в перечень целевой программы представляются сведения по переходящим стройкам и объектам, а также по объемам имеющейся кредиторской задолженности государственных заказчиков по государственным капитальным вложениям за выполненные, но не оплаченные за счет средств областного бюджета работы и услуги. 3. В приоритетном порядке в перечень мероприятий включаются: а) незавершенные строительством объекты с высокой степенью готовности (более 70%) и наличием пусковых комплексов, подлежащие завершению строительством в планируемом (прогнозируемом) году; б) стройки и объекты, для которых государственным заказчиком обеспечивается привлечение федеральных и (или) дополнительных (внебюджетных) источников финансирования; в) строительство объекта способствует выравниванию уровней развития территорий области в соответствии с нормативами обеспеченности учреждениями социальной сферы, инженерной инфраструктуры и степенью их технического состояния (износа). 4. При выборе объектов капитального строительства необходимо сопоставлять социальную значимость инвестиционного предложения с уровнем развития территории (города, района), на которой расположен объект капитального строительства. 5. Включение в перечень вновь начинаемых строек и объектов производственного назначения осуществлять после удовлетворения потребности в финансовых средствах для переходящих строек и объектов, на которых создаются аналогичные мощности. 6. При выборе объектов капитального строительства рассматривать возможность совместного использования свободных мощностей учреждений социальной сферы прилегающих территорий, учитывая их доступность, оснащенность и т.п., создания межрайонных (кустовых) учреждений. При распределении средств (определении квот) для финансирования мероприятий приоритетным правом пользуются: 1. Проекты (стройки и объекты капстроительства), по которым принятые средства в пределах лимитов бюджетных обязательств денежные обязательства областного бюджета остались неисполненными по причине недостаточности фактически выделенных ассигнований. 2. Проекты социальной направленности, обеспечивающие безопасность и надежную работу объектов жизнедеятельности населения, имеющие высокую степень износа (согласно методическим рекомендациям по определению потребности субъектов РФ в объектах социальной сферы - более 60%). 3. Проекты, которые при прочих равных условиях, имеют более низкие социальные нормативы (определяются в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999г. N 1683-р о "Методике определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры"). Расчеты потребности в объектах социальной инфраструктуры будут осуществляться с учетом данных о мощности (пропускной способности) действующих учреждений в городе, районе на основании социальных норм и нормативов, одобренных распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996г. N 1063-р, стандартов предоставления соответствующих социальных услуг, численности и структуры населения, реструктуризации сети учреждений, а также природно-географических и социально-экономических особенностей развития инфраструктуры. 5. Процедура отбора территорий и отдельных проектов Правительство области посредством создания конкурсной комиссии осуществляет отбор объектов капитального строительства для предоставления государственной поддержки на очередной финансовый год. В соответствии с методикой министерства экономики и развития предпринимательства Нижегородской области (приложение 3) по значению интегральных показателей комплексной оценки уровня социально-экономического развития городов и районов области определены четыре группы территорий с высоким, средним, низким и крайне низким уровнем развития в сравнении со среднеобластным уровнем. Территории двух последних групп претендуют на государственную поддержку (приложение 4). Кроме того, осуществляется сравнение территорий и на групповом уровне в зависимости от производственной специализации и природно-климатических условий (все города и районы области разбиты на 5 групп). В целях определения территорий, нуждающихся в получении поддержки для развития объектов социальной и инженерной инфраструктуры, целесообразно из всех городов и районов области отобрать те, у которых обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктурой значительно ниже среднеобластного уровня. Показатели по обеспеченности объектами социальной инфраструктуры и списки территорий, нуждающихся в поддержке, приведены в приложениях с 6 по 15, по объектам инженерной инфрастуктуры - в приложениях 16 и 17, по обеспеченности дорогами - в приложениях 18 и 19 (списки территорий не окончательные и будут корректироваться ежегодно в соответствии с показателями приложения 5). Таким образом, определение территорий для участия будет проводиться в два этапа: 1 этап - ранжирование городов и районов области по значению нормированного интегрального показателя и определение уровня социально-экономического развития по системе оперативного информирования (СОИ) и возможностей местных бюджетов. При проведении комплексной оценки уровня социально-экономического развития городов и районов области учитываются следующие основные принципы: - комплексность оценки, обеспечивающая учет всех важнейших составляющих показателей уровня социально-экономического развития городов и районов области; - системность оценки, предполагающая учет взаимосвязей базовых показателей и характеристик территориального развития; - достоверность исходных данных при выборе базовых показателей территориального развития; - соответствие системы индикаторов задачам ежегодного анализа и прогнозирования экономического и социального развития городов и районов области; - максимальная информативность результатов оценки уровня развития территорий области, обеспечивающая возможность принятия оптимальных решений на региональном уровне государственного управления; - сочетание общеэкономических индикаторов с показателями, отражающими результативность деятельности органов государственной власти Нижегородской области по решению важнейших экономических и социальных проблем. 2 этап - из групп городов и районов с низким и крайне низким уровнями социально-экономического развития (в отдельных случаях со средним уровнем развития) с учетом показателей (приложение 5) окончательно определяются территории. Приложения 6 по 19 ежегодно пересматриваются в соответствии с динамикой социально-экономических показателей развития городов и районов области, динамикой сокращения межтерриториальных различий в количестве объектов социальной и инженерной инфраструктуры и с учетом фактической обеспеченности по отчетным годовым данным. Критерии комплексной оценки и доля финансирования по группе территорий ежегодно уточняются. Органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления одновременно с заявками на реализацию новых проектов представляют обоснования продления ранее начатых проектов, а также результативности и эффективности использования средств федерального и областного бюджетов за предыдущий период. При отсутствии таких обоснований проекты исключаются из перечня финансируемых объектов. Под объектом понимается конкретный проект (инвестиционный проект, объект капитального строительства или программное мероприятие), реализация которого способствует снижению различий в обеспеченности социальной и инженерной инфраструктуры муниципальных образований в установленные сроки и за счет установленного объема ресурсов, источниками которых являются федеральный бюджет в рамках осуществления государственных программ, областной бюджет, местные бюджеты и иные источники финансирования. Ежегодный конкурсный отбор проектов будет проводиться по направлениям, предусмотренным бюджетным классификатором по отраслям социальной сферы. Проекты оформляются в соответствии с требованиями к бюджетным заявкам на финансирование за счет средств федерального и областного бюджетов. Объекты отбираются на областном уровне по результатам конкурса проектов, представленных органами исполнительной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, конкурсной комиссии. Органы исполнительной власти Нижегородской области, органы местного самоуправления разрабатывают указанные проекты, представляют их в Межведомственный совет по социально-экономическому развитию городов и районов области. Формирование перечня объектов осуществляется по единообразным критериям, в пределах ресурсообеспеченных квот и при условии обоснования возможности уменьшения различий в социально-экономическом развитии территорий за счет реализации конкретных проектов развития социальной и инженерной инфраструктуры. Условиями рассмотрения проектов являются законность и результативность ранее предоставленной за счет средств областного бюджета поддержки территории области и гласность всех процедур отбора объектов. Обязательными условиями для формирования перечня объектов для государственной поддержки являются: - высокая степень изношенности, существующих объектов социальной и инженерной инфраструктуры; - перечень необходимых мер, принимаемых на местном (муниципальном) и областном уровнях; - расчеты требуемых для этого финансовых ресурсов (в том числе за счет местного и областного бюджетов); - технико-экономическое обоснование невозможности решения проблемы без государственной поддержки; - степень внутритерриториальных различий в обеспеченности населения объектами социальной и инженерной инфраструктуры; - доля бюджетных расходов по отрасли в местном бюджете; - степень готовности объектов капитального строительства. В частности, по подразделу "Экология" приоритеты отданы объектам с большей степенью готовности строительно-монтажных работ и населенным пунктам области, где в соответствии с действующим на тот момент Федеральным Законом "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 N 2060-1, природоохранными органами и Госсанэпиднадзором были вынесены постановления "О запрещении строительства, приемки в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых объектов, а также о прекращении выдачи заключений по отводу земельных участков, выбору площадок под промышленное, жилищное строительство и строительство объектов соцкультбыта, согласования проектов новых и реконструируемых объектов" до ввода в эксплуатацию системы водоотведения с очистными сооружениями канализации (перечень мероприятий по строительству комплексов очистных сооружений канализации в городах и районах Нижегородской области на 2004 -2010 годы и до 2015 гг. приведен в приложении 20). Мероприятия содержат перечень объектов строительства, реконструкции очистных сооружений канализации и систем водоотведения в населённых пунктах, учреждениях исправления и наказания, учреждениях отдыха и санаторно-реабилитационных центрах области. Каждое из мероприятий является самостоятельным инвестиционным проектом, реализация которого осуществляется в соответствии с условиями Основных направлений. Реализация Основных направлений позволит сократить различия в социально-экономическом развитии городов и районов области (уменьшить число отстающих городов и районов области, сократить число городов и районов, имеющих обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры ниже среднеобластного уровня). 6. Координация работы и контроль за ходом выполнения Координация работы и контроль за ходом выполнения Основных направлений будут осуществляться межведомственным советом по социально-экономическому развитию городов и районов области (далее МВС). Управление реализацией предусматривает: - определение основных мероприятий и проектов, позволяющих добиться поставленных целей и задач; - разработку обосновывающих материалов по ежегодному бюджетному финансированию плана первоочередных мероприятий, предложений, связанных с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объема ресурсов; - разработку проектов нормативно-правовых актов для обеспечения реализации мероприятий (проекты ведомственных нормативных актов и другие), а также контроль за их применением; - контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных на реализацию мероприятий, комплексный анализ финансового состояния организаций - исполнителей мероприятий; - подготовку отчетов о ходе реализации Основных направлений. Реализация Основных направлений осуществляется на основе договоров, заключаемых со всеми исполнителями. (Приложения находятся в процессе обработки) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|